Изложение по картине цветы фрукты птица. Сочинение по картине толстого "цветы, фрукты, птица"


Сочинение по картине Толстого "Цветы, фрукты, птица"

Сочинение по картине Ф. Толстого "Цветы, фрукты, птица".
Особенности художественного мира любого творца определяет, безусловно, его личное мировосприятие. Подобно тому, как мы слушаем музыку и читаем литературные произведения, созерцание живописных полотен всегда представляет собой контакт между нами, зрителями, и художником. Если отображенный на полотне взгляд на мир автора картины созвучен нашему мироощущению, то эта картина навсегда займет место в нашем сердце.
В определенный момент жизни мне довелось увидеть репродукцию натюрморта Ф. П. Толстого "Цветы, фрукты, птица". Картина просто заворожила меня. Полотно, на первый взгляд простое по технике исполнения, изображающее всего три вещи - цветы, фрукты и птицу, приковывало взгляд благодаря потрясающей игре красок.
Нужно сказать, что автор картины Ф. П. Толстой был особенной фигурой в русском искусстве. Он стал известен не только как живописец, но и как скульптор. Его живопись отличала важная черта - мастерское владение техникой рисунка, благодаря чему его полотна производили впечатление, что изображенное на них живое, настоящее. Его акварель "Цветы, фрукты, птица", хранящееся сейчас в Третьяковской галерее, - яркое подтверждение виртуозного владения кистью мастера.
Художник изобразил в центре картины прозрачную вазу из стекла, в которой находится букет полевых цветов. Среди собранных в букет цветов красный с белой каймой мак, темно-синие с белыми и фиолетовыми вкраплениями анютины глазки, красно-оранжевый цветок, похожий на георгин. В центре букета - нежная, сиренево-розовая мальва. Над букетом возвышается веточка с темно-синими цветками. Кроме того, в составе цветочной композиции - продолговатые листья трав. Красота полевых цветов воспета и в литературе. Так, у поэта Ивана Бунина есть замечательное стихотворение "Полевые цветы", в котором он говорит:
Веет от них красотою стыдливою,
Сердцу и взору родные они И говорят про давно забытые Светлые дни.
Автор картины нарисовал черно-желтую бабочку-парусника, которая вот-вот сядет на край стеклянной вазы. Кроме того, в правом углу акварели живописец изобразил птицу с серой грудкой, красным оперением вокруг клюва, темно-серыми с желтыми пятнами крыльями. Птица сидит на жердочке, которая лежит рядом с вазой. Все три детали акварели художник изобразил на фоне кофейного цвета, что придало натюрморту особую хрупкость и вместе с тем выразительность. Удачное соотношение фона и самого натюрморта, скрупулезно, до малейших тонкостей прорисованные детали заставляют восторгаться и создают иллюзию, что нашему взору явилась цветная фотография. Художник этой картины прославляет красоту окружения человека - природы и вещей. Предметы, растения, животные всегда окружают человека и украшают его жизнь. Красота окружающего мира и вещей - то, чем живет человек, без чего человеческая жизнь стала бы бледнее и беднее. Важно, чтобы каждый из нас сумел развить в себе способность видеть в обычном шедевр. Тогда жизнь станет гармоничнее, радостнее. Живописец благодаря своему таланту смог увидеть в привычном чудо и заставил нас взглянуть на это свое открытие его глазами.

Сочинение по картине Ф. Толстого "Цветы, фрукты, птица" .
План сочинения
Краткая информация о художнике
Композиция натюрморта
Цветовая гамма
Красота есть гармония; в ней залог успокоения.
Ф. М. Достоевский
Федор Петрович Толстой, русский художник и скульптор эпохи романтизма, родился в 1783 г. в семье кригскомиссара графа П. А. Толстого. Будущий художник, как было принято в то время, с рождения был записан в Преображенский полк в чине сержанта. После окончания Морского корпуса в 1802 г. молодой мичман Федор Толстой поступил в Академию художеств. Нужно отметить, что для той эпохи было редким явлением, чтобы молодой аристократ предпочел профессиональные занятия искусством карьере военного. Наставниками Ф. Толстого были скульптор И. П. Прокофьев, а также известный портретист эпохи романтизма О. А. Кипренский.
Ф. Толстой одно время возглавлял Коренной совет "Союза благоденствия", однако прекратил участие в деятельности декабристов задолго до восстания 1824 г., поэтому не подвергся гонениям со стороны правительства. В 1826 г. Ф. Толстой предложил вниманию императора Николая I два серьезных трактата: "О нравственном состоянии войск российских" и "О состоянии Российской империи в отношении внутреннего ее устройства". В этих трудах содержался ряд предложений по совершенствованию законодательства и налогообложения, а также ряд социальных мероприятий.
В качестве скульптора Ф. Толстой работал с различными материалами. Известны его рельефы из воска, посвященные героям и событиям "Одиссеи" Гомера, серии памятных медальонов в честь побед в войне 1812 г., русско-персидской и русско-турецкой войнах. Толстой создал рельефы дверей Храма Христа Спасителя в Москве.
В целом о творчестве Ф. Толстого можно сказать, что он следовал традициям классицизма, подражая античным образцам. Это относится и к скульптурным, и к графическим, и к живописным работам художника. Из графических работ Ф. Толстого можно отметить серию рисунков пером к поэме И. Ф. Богдановича "Душенька", которые также были воспроизведены в гравюрах.

Натюрморты Ф. Толстого - это попытка запечатлеть недолговечную, но чарующую иллюзию совершенства и безмятежности. Наиболее известные работы в этом жанре - "Букет цветов", "Бабочка и птичка", "Цветы, фрукты, птица". Среди живописных работ Ф. Толстого есть семейный автопортрет, жанровые сценки.
Ф. Толстой пробовал свои силы и в других отраслях искусства: так, он сочинил два балета ("Эолова флейта" и "Эхо"), которые, однако, не были поставлены на сцене; самостоятельно разрабатывал составы красок и т. д.
Долгие годы Ф. Толстой преподавал в Академии художеств, со временем став ее вице-президентом, а затем товарищем президента. В последние годы жизни художник потерял зрение. Скончался Федор Толстой в 1873 г. в Петербурге.
А теперь обратимся к анализу одного из произведений художника - натюрморту "Цветы, фрукты, птица". В основу композиции положен воображаемый треугольник, в вершине которого находятся головки цветов; в нижних углах соответственно находятся кисть винограда и яблоки. В центр композиции художник поместил стеклянный сосуд с цветами. В нижней части сосуд имеет шарообразную форму. Горло сосуда, резко сужаясь, принимает колоннообразную форму. Сквозь прозрачные стенки видны стебли цветов, погруженные в воду. Букет образован тремя ветвями: двумя ветвями с несколькими белыми и розоватыми цветами, у которых длинные тонкие заостренные листья, и стеблем с одиночным блекло-красноватым цветком, очень напоминающим анютины глазки. У одиночного цветка крупные листья; можно предположить, что они круглой или чуть вытянутой формы. Ветвь с цветами, находящаяся справа, стоит чуть под углом к поверхности, на которой располагается натюрморт. На этой ветви цветы имеют едва заметный розоватый оттенок.
В левом нижнем углу на переднем плане мы видим половинку разрезанного яблока: художник тонкими линиями наметил жилки и семечки. Кожица половинки яблока и крайнего слева яблока зеленого цвета. Позади, почти скрытое за ними и сосудом, виднеется еще одно яблоко, с желтокрасной кожицей. Слева, в стороне от фруктов, мы видим небольшое летящее насекомое - возможно, муху или мелкую бабочку.
Справа от стеклянного сосуда помещаются яблоко с желто-красной кожицей и крупная кисть винограда. Нужно отметить, что в созданной художником композиции просматривается определенная ступенчатость: сосуд - в центре, желто-красные яблоки - чуть позади него, зеленые - ближе к зрителю, а кисть винограда - чуть дальше яблока. Виноградная кисть изображена очень живописно: используя различные оттенки зеленого при изображении отдельных ягод, художник верно передал игру светотени. Особое очарование придают тщательно прорисованные вьющиеся усики виноградной лозы и два крупных виноградных листа. На виноградной веточке сидит небольшая птица, на темном тельце которой четко выделяется треугольный белый "воротничок". Птица сидит, опустив клюв к яблоку, из-за чего ее хвостик поднят вверх. Крылья птицы слегка отстранены от тела, словно ей жарко. Над виноградным листом художник изобразил бабочку: ее верхние крылышки светло-серые с более темными кончиками, нижние крылышки белого цвета. На поверхности стола, на переднем плане, вместе лежат две веточки с мелкими круглыми ягодами красноватого и белого цветов. Возможно, это смородина.
Нужно отметить, что художник не стремился четко разграничить поверхность, на которой находится натюрморт, и общий фон картины. Контуры стола на переднем плане едва намечены: на заднем плане мы можем различить край стола лишь по цветовому переходу, однако он выглядит довольно размытым.
На картине Ф. Толстого хорошо видно, что свет падает справа. Предметы в левом углу и даже фон слева выглядят темнее, резче намечен контур столешницы. Нужно сказать и о фоне: если поверхность, на которой помещен натюрморт, серовато-бежевого цвета, то общий фон теплого золотисто-палевого оттенка.
Относительно общей цветовой гаммы можно сказать, что на картине Ф. Толстого "Цветы, фрукты, птица" преобладают золотисто-желтые, красноватые и темно-зеленые тона. Немаловажную роль играет и белый цвет: белые цветы и разрез яблока резко выделяются на общем фоне картины. Общий настрой натюрморта - умиротворяюще-созерцательный, мягкий и спокойный.

Федор Петрович Толстой считается одним из самых знаменитых скульпторов, живописцев, рисовальщиков и даже граверов.
«Цветы, фрукты, птица» считается его самым знаменитым произведением, написанным в жанре натюрморт.

Мне на первый взгляд данное произведение показалось очень странным, все что собрано в его натюрморте представляет для меня набор совершенно неуместных деталей.
Я бы назвала этот натюрморт «куча-мала».
Однако по мнению многих критиков, своим набором, живописец намеренно пытался совместить несовместимые на первый взгляд элементы.
Многие художники того времени были уверены, что наш мир произошел из хаоса, вероятно и натюрморт Толстого, является своего рода аналогией с хаосом.
Также существует мнение, что картина толстого, это хорошая детская аппликация, но так или иначе, данное произведение не возможно оставить без внимания.
Не важно какие чувства она вызывает, она заставляет нас задумываться о том, что мы бы нарисовали свой натюрморт и убрали бы с полотна пару-тройку вещей, которые на наш взгляд там лишние.

Я, как и многие исследователи творчества этого художника, попыталась найти какой-то скрытый смысл в этом произведении.
Мне, как и многим данный натюрморт показался не гармоничным, все предметы, которые изображены в натюрморте разнонаправленны.
Многие критики приравняли эту картину к вредной для человеческого сознания, так как глядя на них складывается впечатления разбалансировки чувства целостности системы.
Невозможно соединить в шедевре несоединимое.
Тем самым можно подумать, что этим произведением Толстой пытался просто-напросто привлечь внимание к своему творчеству, даже через негативные впечатления.

Картину «Цветы, фрукты, птица» написал выдающийся русский художник и скульптор Ф.П.Толстой.

На золотистом фоне полотна изображена красивая прозрачная стеклянная ваза, необычной дутой формы. В ней находятся цветы белых и розовых оттенков, наверное, перед написанием картины, художник принес их из сада. Можно заметить, что один цветок выбивается из общей композиции. Он имеет яркий насыщенный золотистый цвет с красными вкраплениями в серединке бутона. Именно этот цветок делает образ натюрморта завершенным. Также внимание зрителя невольно привлекает вода в вазе: прозрачная и чистая. Она как – будто отражает солнечный свет и делает картину более легкой и теплой.

Не уводя внимания от букета, на столе находятся фрукты и ягоды. Среди них нет диковинных плодов. Обычные яблоки и виноград становятся необыкновенными под кистью живописца! В центре полотна виднеется кисть красной смородины, ее побег немного свисает с поверхности. Усики винограда продолжают тянуться вверх, Они напоминают роспись художника на холсте.

Невольно возникает вопрос: «Где же птица?». Впервые посмотрев на картину, я не увидела ее. Только через некоторое время, когда глаза привыкли к яркости натюрморта, я заметила птицу, парящую в воздухе, и готовую в любую минуту присесть на лежащее под ней яблоко. Она сливается с цветами и зеленой листвой. И лишь насыщенный синий окрас ее грудки и головы помогает зрителю увидеть столь прекрасное создание.

Птица, бабочки, цветы, фрукты – художник смог увидеть и показать единство между ними. Картина наполнена невероятной гармонией, красотой и жизнью.

Вариант 2

Светлая, повышающая настроение картина. В розовато – бежевом фоне художник Толстой поместил множество живых и не живых объектов. Световой поток падает слева, затемняя правую сторону картины.

В центральной части выполнено изображение прозрачной вазы. Она состоит из стекла. В ней отражаются стебли нежных белых колокольчиков и нежно-розовых лилий.

Слева расположены сочные с красными бочками яблоки. Одно из них отрезано и лежит одна половина. Возле второго круглого плода присела, проснувшаяся муха. Перед прозрачным сосудом лежит спелая смородина. Есть белые и красные ягодки на веточках.

На правую виноградную ветку опустилась шустрая птичка с хохолком голубого цвета. Хвост чёрным концом поднят вверх. Остренький носик устремился, чтобы клюнуть созревший плод. Лапки твёрдо вцепились в лозу винограда. Сочные, овальные ягодки соединились в крупную гроздь. Отломана целая ветка, на ней развиваются цепкие усики. Можно подумать, что это роспись главного автора произведения. Листья зелёные, крупные ещё не завяли.

В левом и правом верхних углах картины пролетают маленькие бабочки, навевающие ощущение движения и смену действий каждую секунду.

Я словно стою рядом и вдыхаю аромат нежных прекрасных цветов. Наслаждаюсь ароматными плодами. Изучаю всё разнообразие различных расцветок, вкусов и запахов. Их нам подарила щедрая природа и раскрасила нашу жизнь живыми объектами – райскими птицами и порхающими, словно распускающими цветами – бабочками.

В моей душе наступает покой, и благодатная радость чудесных даров нашей доброй матери природы. При просмотре сюжета время останавливается и наступает момент восхищения и гордости за свой родной край и его бесчисленные богатства. Мы должны их ценить и преумножать!

Сочинение-описание картины

Федор Петрович Толстой, это величайший русский художник. Все его произведения, несут в себе, радость и яркие творческие мысли. Одно из его ярких творений, это работа «Цветы, фрукты».

В данной работе, изображён стеклянный сосуд с цветами, насекомые, птицы и фрукты. Сама ваза стоит на столе, в силу ярких красок, можно понять что стол, освещается солнечными лучами. В данной картине, чувствуется, прекрасное весеннее настроение.

Благодаря яблокам, винограду и цветам, картина несёт в себе насыщенность красок и ощущение весеннего настроения. Птицы и насекомые, на картине, дают своеобразное оживление и радость. Судя по количеству собравшихся вокруг фруктов птиц и насекомых, можно понять, что фрукты собраны недавно.

По присутствию птицы, сидящей на виноградной грозди, можно понять что стол, находиться на открытом воздухе. Солнце, освещает полностью все предметы стоящее на столе, даже две ветви спелой смородины, которые свисая, находятся на краю стола.

Изображение мелких насекомых, ползающих на яблоках, максимально оживляют данный натюрморт. Ваза, эпохи конца 19 века, содержит в себе чистейшую воду, это говорит о том, что ваза и сама картина пришли к нам с прошлого века.

Собранные цветы в вазе, создают хорошее настроение. Полёт порхающей бабочки, вокруг стола, говорит о летнем времени года. Остальные насекомые, так же как и бабочка, находиться вблизи вазы и фруктов, именно это говорит о том, что на улице тепло и солнечно.

Если говорить в общем, о данной работе, то она, несёт в себе игру красок цветов. Светло оранжевый фон стола, приятно сочетается с яркими красками цветов фруктов и ягод. Благодаря цветам, картина принимает выразительность. Название картины, говорит обо всём живом в природе.

О том, как автор выражал свою любовь к природе, его восхищение от солнечного света, падающего на эту замечательную картину. Все его произведения, несут в себе, положительные эмоции и улучшают настроение всем ценителям прекрасного.

Описание 4

Картина представляет собой красочный натюрморт. Притягивает внимание целостностью, гармонией в компоновке и умело подобранной цветовой палитрой. При знакомстве с работой, чувствуется индивидуальный стиль мастера. Это выражается не только в интересной детализации объектов, но и в манере наложения красок на холст. Автор нарочно сделал фон бледно-персиковым в теплых тонах, так как за счет этого вся композиция становится выразительной, колоритной, глубокой, наполняется теплым светом и окунает зрителя в живописную природу.

Центральным элементом является стеклянная ваза грушевидной формы, в которую поставлены только что сорванные, благоухающие, полевые цветы. Их цветовая гамма приятна глазу, здесь можно увидеть и нежно-розовые венчики, и серебристо-белые, а немного пониже, у самого горлышка сосуда, виднеется ярко-оранжевые. Стебли изящные и аккуратные, а лепестки настолько совершенные, что кажется будто через холст пробивается аромат летней свежести. Вокруг вазы расположились сочные наливные яблоки, которые уравновешивают композицию и делают натюрморт более богатым и насыщенным. На заднем плане лежит гроздь спелого винограда с тонкими, вьющимися почти незаметными усиками. А его широкие и крупные ярко-зеленые листья заботливо склонились над ним. На переднем плане можно заметить чуть спадающую, отличающуюся своей утонченностью, красную и белую смородину.

Художник не обошелся и без фауны, которую он исполнил во всем своем великолепии. На виноградной лозе сидит любознательная маленькая птичка с голубоватым оперением, склонившаяся над ароматным и аппетитным яблоком. Миниатюрная красавица придает живость картине. Вокруг такого обилия красок и запахов порхают две бабочки, прилетевшие на чудный аромат цветов. Если внимательно присмотреться, то на одном из яблок можно заметить крошечное насекомое, которое уже хочет попробовать сладкую мякоть фруктов.

Особое внимание следует обратить на детали данного полотна. Маленькие капельки воды на столе, словно утренние росинки, олицетворяющие свежесть и первозданную красоту. Подробно расписаны тычинки и пестики цветка, прожилки на лепестках, сердцевина яблока, игра бликов и колоритное сочетание. Всё это наполняет и обогащает изображение.

Несмотря на то, что произведение состоит из несложных элементов, оно завораживает и очаровывает. Своей работой художник хочет донести, что красота в простых вещах, а богатство природы разнообразно, удивительно и волшебно.

Для 5 класса

Описание настроения картины Толстой - Цветы, фрукты, птица


Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Охотники на привале Перова 6, 8 класс

    При первом же взгляде на картину В.Г. Перова «Охотники на привале» внимание приковывают трое мужчин, которые сидят кругом и о чем-то разговаривают. Среди них выделяется самый старший и, видимо

  • Сочинение по картине Журавли летят Степанова

    В 1891 году, выдающийся русский художник А. С. Степанов презентовал свою картину «Журавли летят». Эта картина является самой знаменитой из всех работ Степанова. Многие люди были и будут очарованы

  • Сочинение по картине Пластова Тройка. Ребятишки у реки

    На картине несколько «троек». Трое ребят стоят на первом плане справа. Все не худые, не толстые. Один улыбается, второй смотрит на него вопросительно. Третий просто смотрит куда-то.

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ

В 5 КЛАССЕ

Тема: Сочинение - описание предметов по картине Ф.П. Толстого

«Цветы, фрукты, птица»

Цели:

Планируемые результаты:

Оборудование:

Красота есть гармония;

в ней залог успокоения…

Ф.М. Достоевский

ХОД УРОКА

Рассматривая картину, нужно стремиться понять замысел художника, попробовать оценить, насколько ему удалось этот замысел реализовать. Вот почему наша задача - научиться рассказывать о том, что и как изображено на картине. Сегодня мы познакомимся с жанром живописи, который называется натюрмортом.

Натюрморт - слово французское, и значит оно буквально - «мертвая природа». Это картины, на которых изображены различные предметы, фрукты, цветы или снедь (рыба, дичь и т.д.).

Впервые натюрморт появился в Голландии в начале 17 века. В России этот жанр живописи стал известен сравнительно поздно - в 18 веке.

Изображение прекрасного мира вещей и даров природы увлекало очень многих живописцев, и в каждом натюрморте - мир глазами художника.

Фёдор Петрович Толстой (1783-1873) - замечательный русский художник и скульптор. Родился в семье графа П.А.Толстого в 1823 году. Будущий художник, как было принято в то время, с рождения был записан в Преображенский полк в чине сержанта. После окончания Морского корпуса в 1802 году молодой мичман Фёдор Толстой поступил в Академию художеств, где потом долгие годы преподавал. В последние годы жизни художник потерял зрение. Скончался великий мастер в 1873 году.

Кроме живописи Ф.П. Толстой увлекался энтомологией (Энтомология - наука, изучающая жизнь насекомых) и был «образованным ботаником».

Натюрморты Ф.Толстого - это попытка запечатлеть чарующую

красоту природы. Наиболее известные работы в этом жанре - «Букет цветов», «Бабочка и птичка», «Цветы, фрукты, птица».

  1. Словарная работа.

Натюрморт - картины, изображающие ягоды, фрукты, сорванные цветы, продукты и т.д.

Композиция картины -

IV. Беседа по картине

(

(

(Рядом с вазой лежит румяное яблоко. За ним - большая кисть спелого винограда. Крупные ягоды, темно-синие в тени и голубоватые на свету. Кажется, брызнут сейчас сладким соком.

(Описание)

Какова же будет основная мысль нашего описания?

V. Составление плана описания картины.

2. Композиция натюрморта:

б) фрукты;

в) бабочка;

г) птичка.

VI. Устное описание картины 1-2 учащимися, редактирование и обсуждение высказываний

Опорная лексика:

Передо мной картина …

Художнику удалось…

Опорные фразы и словосочетания

Стеклянная ваза,

фиолетово-розовая лаватера,

веточка душистого горошка,

разноцветная птичка,

лимонно-жёлтая бабочка.

VII. Написание сочинений в черновиках, редактирование и переписывание

VIII. Итоги урока. Домашнее задание - упр.318

Просмотр содержимого документа
«Сочинение - описание предметов по картине Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица»»

УРОК РАЗВИТИЯ РЕЧИ

В 5 КЛАССЕ

Тема: Сочинение - описание предметов по картине Ф.П. Толстого

«Цветы, фрукты, птица»

Цели: проверить орфографические навыки; развивать интерес к произведениям живописи, наблюдательность, умение описывать картины; развивать навыки монологической речи; дать понятие о натюрморте; формировать интерес к искусству, к самостоятельной творческой деятельности.

Планируемые результаты: учащиеся научатся строить устное и письменное высказывание; конструировать текст сочинения-описания; словесно передавать свои эстетические впечатления.

Оборудование: Натюрморты Ф.П. Толстого, русских и зарубежных художников (презентация)

Красота есть гармония;

в ней залог успокоения…

Ф.М. Достоевский

ХОД УРОКА

    Сообщение темы и цели урока. Вступительное слово учителя.

Рассматривая картину, нужно стремиться понять замысел художника, попробовать оценить, насколько ему удалось этот замысел реализовать. Вот почему наша задача – научиться рассказывать о том, что и как изображено на картине. Сегодня мы познакомимся с жанром живописи, который называется натюрмортом.

Натюрморт – слово французское, и значит оно буквально – «мертвая природа». Это картины, на которых изображены различные предметы, фрукты, цветы или снедь (рыба, дичь и т.д.).

Впервые натюрморт появился в Голландии в начале 17 века. В России этот жанр живописи стал известен сравнительно поздно – в 18 веке.

Натюрморты, написанные когда-то художниками, не только запечатлели вещи, они очень многое могут рассказать нам об их владельцах, о жизни и быте эпохи, о людях и их привычках.

Изображение прекрасного мира вещей и даров природы увлекало очень многих живописцев, и в каждом натюрморте – мир глазами художника.

    Слово учителя о художнике и его картинах.

Фёдор Петрович Толстой (1783-1873) - замечательный русский художник и скульптор. Родился в семье графа П.А.Толстого в 1823 году. Будущий художник, как было принято в то время, с рождения был записан в Преображенский полк в чине сержанта. После окончания Морского корпуса в 1802 году молодой мичман Фёдор Толстой поступил в Академию художеств, где потом долгие годы преподавал. В последние годы жизни художник потерял зрение.
Скончался великий мастер в 1873 году.

Ф.П. Толстой был человеком большой культуры и глубокой эрудиции, художником разносторонних профессиональных интересов.

Его способности к рисованию проявились очень рано. Прекрасно рисовала и старшая сестра Толстого, Вера Петровна, а мать, хотя и не обладала талантом художницы, искусно вышивала пейзажи и чудесные цветы.

Кроме живописи Ф.П. Толстой увлекался энтомологией (Энтомология – наука, изучающая жизнь насекомых) и был «образованным ботаником».

Наиболее самобытную область творчества Толстого составляет большая коллекция акварелей с блистательным изображением цветов и фруктов. Художник рисует стрекоз, бабочек с фантастическими крыльями, птичек с необычным оперением. Созданные «Толстого кистью чудотворной» (А.С. Пушкин) натюрморты стали произведениями большого искусства.

Натюрморты Ф.Толстого – это попытка запечатлеть чарующую

красоту природы. Наиболее известные работы в этом жанре – «Букет цветов», «Бабочка и птичка», «Цветы, фрукты, птица».

    Словарная работа.

Натюрморт – картины, изображающие ягоды, фрукты, сорванные цветы, продукты и т.д.

Композиция картины - расположение предметов в пространстве, выделение главного в изображении.

IV . Беседа по картине

Перед нами натюрморт Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица». Какие предметы изобразил художник?

Что поместил художник в центре своей картины?

(В центре картины - стеклянная ваза с красивыми белыми и нежно-розовыми цветами на длинных стеблях. Причудливо изогнуты узкие темно-зеленые листья. Оранжевая настурция дополняет этот изысканный букет. Тщательно выписаны красные тычинки цветов и тонкие прожилки листьев.)

Как художник показывает прозрачность воды в вазе?

(Отчетливо виден каждый стебель цветка, сквозь стекло просвечивает фон картины)

Все предметы расположены на столе. Что мы видим на самом краешке стола, перед вазой?

(На самом краешке стола лежат веточки красной и белой смородины. Ягоды кажутся подсвеченными. Они свежие и прозрачные, внутри видны зернышки.)

Что изобразил художник на картине слева?

(Два спелых краснобоких яблока. От третьего осталась половинка. На бело-розовой мякоти видно темно-коричневое семечко.)

Что мы видим справа от вазы?

(Рядом с вазой лежит румяное яблоко. За ним – большая кисть спелого винограда. Крупные ягоды, темно-синие в тени и голубоватые на свету. Кажется, брызнут сейчас сладким соком.

Как художник изобразил птичку? Какая она?

(На верхней части виноградной кисти сидит изящная птичка с необычным оперением. Она наклонила свою голубую головку к яблоку, и что-то высматривает на его блестящей кожице. Может быть, увидела муху, которую привлек аромат спелого плода?)

Что еще на картине привлекает ваше внимание?

(Слева и справа от букета Ф.П. Толстой изобразил красивых бабочек, которые порхают над цветами и фруктами.)

Какой фон выбрал для своего натюрморта художник? Почему?

(Желтый фон создает впечатление, как будто все предметы освещены темным летним солнцем, согреты его яркими лучами.)

Итак, мы увидели, что на картине очень важно, где и как расположил предметы художник, какие цвета подобрал для того, чтобы полнее и глубже выразить свое отношение к изображенному.

(Ф.Толстой прославляет красоту мира вещей, предметов, которые окружают человека и украшают его жизнь.)

Если мы будем передавать содержание картины другим людям, то какой вид сочинения используем?

(Описание)

Какое: деловое или художественное?

(Художественное. Картина - произведение искусства.)

Какова же будет основная мысль нашего описания ?

(Мир, окружающий человека, прекрасен, только надо уметь видеть эту красоту.)

V . Составление плана описания картины.

1. Краткая информация о художнике.

2. Композиция натюрморта:

б) фрукты;

в) бабочка;

г) птичка.

3. Мысли и чувства, которые вызывает натюрморт.

VI . Устное описание картины 1-2 учащимися, редактирование и обсуждение высказываний

Опорная лексика:

Передо мной картина …

На переднем плане замечательного полотна…

В центре картины художник изобразил…

Цветовая гамма очень разнообразна:…

При создании картины мастер использовал…

Художнику удалось…

Опорные фразы и словосочетания

Стеклянная ваза,

фиолетово-розовая лаватера,

морковно-красный с жёлтыми полосками бархатец,

веточка душистого горошка,

пушистая головка ало-красного мака с белой каёмочкой на кончиках лепестков,

сине-голубой с золотыми серединками дельфиниум,

разноцветная птичка,

лимонно-жёлтая бабочка.

Пользуйтесь при обсуждении следующими вопросами:

    Правильно ли и полно описано изображенное на картине?

    Раскрыта ли основная мысль художника?

    Сумел ли ученик рассказать о построении (композиции) натюрморта, а также о тех красках, которые использовал художник?

    Последовательно ли излагались мысли, разнообразен ли словарь рассказчика?

    Соответствовал ли тон сочинения его содержанию и основной мысли?

VII . Написание сочинений в черновиках, редактирование и переписывание

VIII . Итоги урока. Домашнее задание – упр.318

Федор Петрович Толстой - выдающийся русский художник, деятель искусства, превосходный скульптор родился в 1783 году, в семье начальника комиссариата. По традиции он пошел по стопам своего отца и стал обучаться военному делу. Для этого он поступил в морской кадетский корпус. Но безграничная любовь к искусству взяла над ним верх, вследствие чего он в 1804 году уволился с военной службы, решив навсегда связать свою жизнь с живописью и скульптурой.
Больше всего любил писать Ф.П. Толстой цветы, бабочек, чудесных птичек, фрукты. Одним из самых его известных творений по праву можно считать картину «Цветы, фрукты, птица». Сам натюрморт в буквальном смысле пропитан нежностью, сказочностью, теплом, насыщен ароматом цветов и фруктов, залит солнцем.
Цветы, фрукты, птица

На золотисто-коричневом фоне изображена дутая стеклянная ваза, в которой красуются необыкновенные цветы, краски для которых автор подобрал нарочито нежных пастельных оттенков - лилово-сиреневого и бело-розового, и лишь один цветок выделяется на общем фоне более яркими желто-красными красками, что ничуть не портит общую картину, а наоборот оживляет ее. Стебли цветов поражают своей изящностью, силой, они как бы устремлены вверх к солнцу и таят в себе жизнь.
Вокруг вазы разложены яблоки, которые, так и сияют, светятся изнутри, их кожица блестит на солнце глянцем. По одному из яблок ползет маленький жучок, другое разрезано. Возможно так художник хотел показать спелость фруктов, которые он собрал для натюрморта. По соседству с яблоками лежит виноградная гроздь с крупными и сочными ягодами, видно что срезана она недавно и листья сохранили в себе жизненную силу, усики - побеги устремлены вверх и как бы тянутся к солнцу.

Букет цветов, бабочка и птичка.
На виноградной лозе сверху сидит маленькая птичка с тоненькими лапками и ярко синим оперением. Эта птица, казалось бы спустилась к нам из сказки. Что же смогло так ее заинтересовать? Куда она так пристально смотрит? А заинтересовала ее, скорей всего, маленькая точечка - ход червячка, облюбовавшего яблоко, и теперь она терпеливо ждет, когда тот покажется из своего укрытия. А может быть она любуется своим отражением в вазе? Или ее внимание привлекли спелые ягоды смородины? На этот вопрос для себя каждый ответит сам, ведь возможно, художник специально оставил это загадкой.
Посредине, возле вазы автор изобразил две кисти смородины - одна красная, а другая белая. Ягоды на обоих кистях спелые и прозрачные. Весь натюрморт так и пропитан манящим запахом цветов и сладким ароматом фруктов, окружающих букет. Это конечно же не могло остаться незамеченным и на это дурманящее благоухание слетелись две чудесные бабочки.
Видно, что художник вложил всю душу в создание картины, насытил ее солнцем, чувственностью, красками. И по сей день ценители искусства не перестают восхищаться его творением, который каждый желающий может увидеть в Третьяковской галерее.

Делаете ремонт в загородном доме и не знаете где можно хорошие трубы для канализации и водопровода? В этом случае рекомендую воспользоваться специализированным магазином, который представлен по адресу http://msanmarket.ru