Храм христа спасителя принял реликвию из итальянского бари. Мощи Святого Николая: что нужно знать

21 мая из итальянского города Бари в Россию привезли частицу мощей одного из самых почитаемых святых в мире — святителя Николая Чудотворца. Впервые за 930 лет частица главной святыни города покинула его пределы. Католические священники надеются, что посещение святыней России внесет свой вклад в продолжение диалога между Русской православной и Римско-католической церквами. Мощи Николая Чудотворца будут находиться в московском храме Христа Спасителя до 12 июля, доступ для паломников будет открыт с двух часов сегодняшнего дня.


Мощи святителя Николая попали в Бари 9 мая 1087 года — после того, как были похищены из ликийского города Миры (ныне Демре в Турции), и за 930 лет никогда не покидали города. "Жители Бари всегда ревностно относились к святыне",— рассказал "Ъ" настоятель патриаршего подворья святителя Николая Чудотворца в Бари протоиерей Андрей Бойцов. По его словам, в 1990-х и начале 2000-х годов российские благотворители несколько раз безуспешно пытались организовать временное перенесение мощей в Россию, но ситуацию изменила лишь встреча папы римского Франциска с патриархом Московским и всея Руси Кириллом 12 февраля 2016 года на Кубе. "Передача происходит благодаря исторической встрече",— подтвердил приор папской базилики Святителя Николая Чудотворца Чиро Капотосто.

"Были определенные сложности физического характера: мощи находятся под массивной мраморной плитой,— пояснил господин Капотосто.— Мы пригласили специалистов, которые через небольшое отверстие, предназначенное для выемки мира, смогли достать часть мощей — левое девятое ребро". "Для нас это необычный опыт,— рассказал профессор кафедры судебной медицины университета города Бари Франко Интроно.— Перед нами была поставлена задача — достать по возможности максимально большую частицу мощей. Принимая во внимание то, что делать это нам придется через узкое отверстие, мы решили использовать современный медицинский инструмент — фиброскоп. При помощи него мы вошли внутрь раки и сначала попытались достать кость нижней части ноги, но не получилось, и тогда мы остановили свой выбор на девятом левом ребре". По словам господина Интроно, извлеченную кость доставили на факультет судебной медицины, чтобы оценить ее состояние — "оказалось, что она в хорошей сохранности". "Это та самая косточка, которая была рядом с сердцем,— сказал Чиро Капотосто.— Мы можем сказать, что сердце святителя Николая достигнет России. И мы уверены, что это временное принесение внесет свой вклад в продолжение и углубление диалога между Русской православной и Католической церковью".

В субботу вечером из Москвы в Бари прибыла официальная делегация Русской православной церкви (РПЦ) во главе с председателем отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополитом Иларионом. "Можно без преувеличения сказать, что святитель Николай самый почитаемый на Руси святой,— сказал митрополит Иларион.— Нет ни одного святого, которому было бы посвящено столько храмов". Митрополит напомнил, что "Русская православная церковь была первой православной церковью, которая установила празднование в честь перенесения мощей святителя Николая из Мир Ликийских в Бари".

Воскресным утром в базилике Святителя Николая собралось несколько сотен верующих, прибывших накануне из России, чтобы своими глазами увидеть церемонию передачи частицы мощей. Началась она с литургии, которую возглавил митрополит Иларион. Перед началом службы настоятель базилики в сопровождении монахов-доминиканцев торжественно внес в крипту небольшой ковчег, в котором лежала частица мощей святителя, и установил его на престоле, под которым покоятся мощи Николая Чудотворца. В алтаре крипты молились члены официальной делегации РПЦ, среди которых была семья Гурьевых, основных акционеров ПАО "Фосагро": при их поддержке была реализована программа привоза мощей Николая Чудотворца в Россию. На богослужении присутствовал также посол РФ при Святом престоле Александр Авдеев. В конце богослужения ковчег в сопровождении архиереев перенесли в верхний храм, где должна была произойти церемония передачи. После молитвы один из священников открыл ковчег для мощей, специально привезенный из Москвы. В небольшое отверстие он налил расплавленный воскомастих, после чего настоятель базилики поместил туда ребро святого, опустил стеклянную крышку, закрыл ковчег на ключ и опечатал замок сургучом.

Митрополит Волоколамский Иларион и архиепископ Бари--Битонто Франческо Какуччи подписали акт о передаче мощей. "Наша обязанность заключается в том, чтобы бережно хранить эту частицу и вернуть ее на прежнее место в храме Святителя Николая",— пояснил митрополит Иларион. "В древней русской проповеди говорится: счастливый Бари. А сегодня мы можем сказать: счастливая Москва, счастливый Санкт-Петербург, счастливая Святая Русь,— сказал архиепископ Франческо Какуччи.— Сердца католиков и православных стали сегодня ближе друг к другу". "Святитель чудотворец Николай, самый почитаемый святой на Руси, сегодня отправляется в далекое путешествие, чтобы тысячи наших православных верующих могли поклониться великому угоднику Божьему",— отвечал митрополит Иларион. Святыню под залпы ружейного салюта погрузили в специальный автомобиль. В кабину сели митрополит Иларион и архиепископ Какуччи, а члены делегации — настоятель Чиро Капотосто, мэр Бари Антонио Декаро, губернатор провинции Апулия Микеле Эмилиано и семья Гурьевых — сели в автобус, после чего кортеж в сопровождении карабинеров двинулся в аэропорт.

Спустя несколько часов ковчег с частицей мощей прибыл в аэропорт Внуково-3, оттуда его доставили в храм Христа Спасителя на патриаршее богослужение. Воскресным вечером встретить мощи в храме собрались около 10 тыс. верующих. Сделать это можно было только одним способом — придя в храм минимум за четыре часа до начала службы. Верующие с пакетами одежды, воды и еды, явно планирующие ночлег, появились в храме часа за два до посадки самолета из Бари в Москве. Они обустраивались в храме на раскладных стульях и прямо на полу, молились, дремали, некоторые украдкой ели или записывали видео для социальных сетей.

Когда около трех часов дня доступ в храм перекрыли, он был практически полон. "Будет тяжеловато,— предупреждал сотрудник охраны храма бойцов ОМОНа у входа.— Будете четыре часа стоять. Человек 50 неадекватных может быть". Периметр храма оцепили, но подходящие люди отказывались верить, что пройти к мощам воскресным вечером уже не удастся. Они в несколько рядов стояли вплотную к ограждениям на протяжении 200 м вдоль Волхонки и у входа на станцию метро "Кропоткинская". Полицейские отказались пускать даже священника, которого не нашли в списках. "Позовите старшего!" — кричали женщины, хватаясь за решетки ограждения. "Давайте возьмем храм штурмом!" — шутили мужчины.

Мощи около пяти часов привезли в храм на специальном автобусе и внесли внутрь по живому коридору из расступившихся прихожан. После торжественной службы патриарх Кирилл назвал прибытие мощей историческим событием: "В нашем сознании Николай Чудотворец воспринимается как русский святой, хотя он не русский по национальности и никогда не был в России". У верующих в первых рядах слезились глаза — от эмоций и бьющих в лицо ламп.

"С завтрашнего дня мощи будут доступны с 14:00!" — полицейские увещевали толпу у турникетов снаружи разойтись. "Тогда я тем более никуда не пойду",— делали вывод женщины у ограждений. Организаторы советуют прихожанам, желающим приложиться к мощам, днем в понедельник занимать очередь у станции метро "Парк культуры", а если очередь не закончится и там, то ехать в "Лужники". Помогать паломникам помимо сотрудников полиции и бригад скорой помощи будут волонтеры, но организаторы рекомендуют не забывать брать с собой еду, воду, теплую одежду и лекарства. Организаторы подчеркивают: встать в очередь желательно не позже, чем в пять часов вечера, за четыре часа до окончания прохода. Без очереди пройти в храм смогут родители с грудными детьми и инвалиды. В главном соборе России мощи будут находиться до 12 июля, а с 13 по 28 июля они будут доступны для поклонения в Санкт-Петербурге.

Павел Коробов, Бари; Галина Сахаревич


Где можно спокойно посетить частицы мощей Николая Чудотворца в храмах Москвы и Московской области:

В московском Даниловом монастыре в ковчеге из серебра. Ковчег находится в северном, Даниловском приделе храма Святых Отцов Семи Вселенских соборов. Частица подарена монастырю в 1991 году. Адрес монастыря - Даниловский вал, 22.

Сретенский монастырь (улица Большая Лубянка, 19). Частица была передана монастырю 21 мая 2014 года.

Иоанно-Предтеченский женский монастырь (Малый Ивановский пер., 2А, стр. 1).

Новодевичий женский монастырь (Новодевичий проезд, 1, стр. 2). Икона свт. Николая с частицей мощей находится в Успенском соборе обители.

Николо-Перервинский монастырь (ул. Шоссейная, 82). Частицу мощей свт. Николая, привезенную из Иерусалима, передали в дар обители 17 февраля 2014 года благотворители монастыря.

Богоявленский кафедральный собор в Елохове (ул. Спартаковская, 15). У северной стены храма, под Распятием XIX в., находится металлическая рака с частицей Древа Животворящего Креста Господня, десницей ап. Андрея Первозванного, главой свт. Иоанна Златоуста, частицами мощей свт. Николая Чудотворца и свт. Петра, митрополита Московского.

Храм Воскресения Христова в Сокольниках (Сокольническая пл., 6). Здесь хранится икона свт. Николая Чудотворца с частицами мощей самого святого, а также нескольких десятков других святых - Иоанна Рыльского, Марии Египетской, Пимена Великого, вмц. Екатерины, апостолов Матфея, Марка и Луки, свт. Спиридона Тримифунтского и др. и частицы пелены с Гроба Господня.

Храм Всех Святых на Кулишках - подворье Александрийского патриархата в Москве (Славянская площадь, д. 2). Мощевик с частицей мощей св. Николая, а также большой мощевик с частицами других святых привез в столицу настоятель храма, представитель патриарха Александрийского при патриархе Московском и всея Руси митрополит Киринский Афанасий (Киккотис). Каждое воскресенье по окончании Божественной литургии эти ковчеги со святыми мощами перед началом водосвятного молебна выносятся для всеобщего поклонения.

Храм святителя Николая в Котельниках - представительство Православной церкви Чешских земель и Словакии (1-й Котельнический переулок, 8, стр. 1). Частица мощей святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, была подарена храму архиепископом Михаловско-Кошицким Георгием.
Храм апостолов Петра и Павла в Ясеневе - подворье Оптиной пустыни (Новоясеневский пр-т, 42).

Храм свт. Николая в Толмачах - домовый храм-музей при Государственной Третьяковской галерее (Малый Толмачевский переулок, 9).

Храм святителя Николая в Старом Ваганькове (Староваганьковский переулок, 14). Здесь хранятся чтимый образ святителя Николая и частица его мощей.

Храм вмч. Георгия Победоносца в Старых Лучниках (Лубянский проезд, 9, стр. 2). Частица мощей появилась в храме в марте 2011 года. Ее поместили в специально изготовленный мощевик и вставили в большую ростовую икону свт. Николая.

Храм свт. Николая Мирликийского в Голутвине (1-й Голутвинский пер., 14). В храме хранится икона св. Николая с частицей его мощей.

Храм святителя Николая в Покровском (ул. Бакунинская, 100). В церкви хранится ковчег с частицами мощей Николая Чудотворца, а также Ризы Господней, Животворящего Креста, камня Гроба Господня и частицами мощей многих святых: Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, апостолов Андрея Первозванного и Варнавы, святителя Иоанна Златоуста, великомученика и целителя Пантелеимона, вмч. Георгия Победоносца, вмц. Варвары и др.

Храм свт. Николая в Хамовниках (ул. Льва Толстого, 2). Частицу мощей святителя Николая, привезенную из города Бари, в декабре 2010 года передал на хранение в этот столичный храм Святейший патриарх Кирилл.

Храм свт. Николая на Трех Горах (Нововаганьковский пер., 9). Здесь хранятся реликварий с частицей мощей святого, который выносят из алтаря по воскресным и праздничным дням, а также икона Николая Чудотворца с частицей его мощей, находящаяся в Никольском приделе.

Храм свв. апп. Петра и Павла в Лефортове (ул. Солдатская, 4). Ковчег с мощами находится в главном приделе справа у амвона. В нем хранится частица мощей свт. Николая, а также частица Животворящаго Креста Господня, мощи прп. Исаакия, прп. Алипия иконописца, Печерского, ап. Фомы, мч. Иоанна Воина, вмч. Георгия, мч. Никиты, прп. Сергия Радонежского, вмч. Меркурия, вмч. Арефы, сщмч. Василия Амасийского, прп. Нила, блгв. князя Михаила Тверского.

Храм Вознесения Господня на Гороховом Поле (ул. Радио, 2). Здесь находится крест-мощевик с частицами мощей свт. Николая, прп. Сергия Радонежского, свт. Андрея Критского, частицей Гроба Господня, гроба Божией Матери и Животворящего Креста Господня.

Храм Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни при Кунцевском кладбище (ул. Рябиновая, 18). В храме хранится икона свт. Николая с частицей его мощей.

Храм Архангела Михаила в Тропареве с крестильным храмом Всемилостивого Спаса (просп. Вернадского, 90).

Храм Успения Пресвятой Богородицы в Косино (Большая Косинская улица, 29, стр. 3). Здесь хранится чтимая икона свт. Николая с частицей его мощей.

Храм прпп. Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев в Гольянове (улица Байкальская, 37А). Частица хранится в мощевике, в котором собраны мощи около ста святых. Ковчег расположен с левой стороны солеи.

Домовый храм Русского культурно-просветительского фонда святого Василия Великого и компании «Вашъ Финансовый Попечитель» (ул. Б. Ваганьковская, 3). В 2010 году крупная частица была отделена от мощей и находилась в базилике Святителя Николая в Бари, а в 2012 г. передана благотворительному фонду. Этот храм посвящен Рождеству святителя Николая, Мир Ликийских чудотворца.

Мужской монастырь Давидова Пустынь (Чеховский район Московской области, пос. Новый Быт).

Николо-Угрешский монастырь (Московская область, город Дзержинский, площадь Святителя Николая, 1). В обители хранятся икона и складень с частицами мощей святителя Николая, которые передал в дар монастырю государственный объединенный музей-заповедник Коломенское-Люблино-Лефортово.

Ковчеги и иконы с частицами мощей св. Николая Чудотворца хранятся во многих храмах и монастырях России. Подобные святыни находятся, например, в Иоанновском женском монастыре в Санкт-Петербурге, в Ново-Тихвинском женском монастыре в Екатеринбурге, в целом ряде приходских храмов.

Всех мест нахождения частиц мощей в России я не смогу перечислить, но уверен каждый может найти их в ближайших к себе храмах и монастырях.

Справка:
65 % мощей находятся в католической базилике Святого Николая в Бари. Примерно пятая часть мощей святителя находится в католическом храме святого Николая на острове Лидо в Венеции.
Остальные части мощей Николая Чудотворца разнесены по всему миру.

Самый уважаемый мной и любимый святой. Не чета нынешним служителям.

P.S. от ТС. Именно в 2013 году, в нашу церквушку привозили раку с мощами Святителя Николая, которым мне довелось поклониться и освятить нательный крестик.

Уже более 50 дней паломники со всей России и ближайших стран едут в Москву в Храм Христа Спасителя, чтобы поклониться мощам Николая Чудотворца , доставленным из итальянского города Бари . Очередь приходиться занимать с раннего утра и выстаивать почти по 13 часов. Не останавливает верующих холодная погода с ливнями, вооружившись зонтами и дождевиками, они идут в храм. Поклониться мощам можно до 12 июля. Это будет последний день прибывания святыни в Москве, после чего ее перевезут в Санкт-Петербург .

Продлевать время посещения храма мы не будем, потому что мощи в ночь с 12 на 13 июля будут перевозить в Санкт-Петербург - утром их уже встретят в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры, - рассказала «Комсомольской правде» Мария Коровина , руководитель пресс-центра Оргкомитета принесения мощей святителя Николая Чудотворца. - В последний день паломники смогут поклониться мощам Святого Николая также, как и в предыдущие дни. Очередь закроется в 16.30 или 18.00 - это будет зависеть от количества пришедших людей.

Признаюсь, что я тоже хотела пойти в храм, но стоять в длиннющей очереди - так и не решилась.

А зачем мучиться? Сходи в Даниловский монастырь. Там тоже есть мощи Святого Николая. А главное - никаких очередей, - посоветовала мне подруга Мира.

Моему счастью не было предела, когда я сходила в Даниловский монастырь и обнаружила там ковчег с частицей мощей Святителя Николая. Очередь к ним тоже выстраивается, но это человек 10-15 максимум. Такую выстоять уж можно.

Но и это не единственное место в Москве и области - есть 25 храмов, где на постоянной основе находятся мощи Николая Чудотворца в Москве.

СПИСОК 25 ХРАМОВ:

1. Сретенский ставропигиальный мужской монастырь. Адрес: ул. Большая Лубянка, д. 19. Время посещения: ежедневно с 6.30 до 18.00.

2. Иоанно-Предтеченский женский монастырь. Адрес: Малый Ивановский переулок, 2А, стр. 1. Время посещения: ежедневно c 8.00 до 20.00.

3. Новодевичий женский монастырь. Адрес: Новодевичий проезд, 1, стр. 2. время посещения: ежедневно с 9.00 до 17.00.

4. Храм святителя Николая в Старом Ваганькове . Адрес: Староваганьковский переулок, д. 14. Время посещения: ежедневно с 9.00 до 19.00.

5. Богоявленский кафедральный собор в Елохове . Адрес: улица Спартаковская, 15. Время посещения: ежедневно с 7.30 до 19.00.

6. Храм-музей святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее. Адрес: Малый Толмачевский переулок, д. 9. Время посещения: ежедневно, кроме понедельника с 12.00 до 16.00. А также во время служб (смотрите расписание на сайте храма).

7. Храм Всех Святых на Кулишках. Адрес: Славянская площадь, д. 2. Время посещения: по четвергам с 11.00 и до окончания вечернего богослужения.

8. Храм Святого Николая на Трёх Горах. Адрес: Нововаганьковский переулок, д. 9. Время посещения: по воскресеньям на литургии.

9. Храм святителя Николая в Котельниках. Адрес: 1-й Котельнический переулок, д. 8, стр. 1. Время посещения: ежедневно с 11.00 до 19.00.

10. Храм Георгия Победоносца в Старых Лучниках. Адрес: Лубянский проезд, 9, стр. 2. Время посещения: ежедневно с 8.00 до 19.50.

11. Храм святого Николая Мирликийского в Голутвине . Адрес: 1-й Голутвинский переулок, 14. время посещения: ежедневно с 8.00 до 17.00.

12. Храм святителя Николая в Покровском. Адрес: ул. Бакунинская, 100. Время посещения: ежедневно, кроме среды, после акафеста, который начинают читать в 12.00.

13. Храм святителя Николая в Хамовниках. Адрес: улица Льва Толстого , 2. Время помещения: ежедневно во время служб.

14. Храм Вознесения Господня на Гороховом Поле. Адрес: Улица Радио, 2. Время посещения: ежедневно с 8.00 до 19.00.

15. Храм Воскресения Словущего на Успенском вражке . Адрес: Брюсов переулок, 15/2. Время посещения: ежедневно с 7.15 до 20.00.

16. Данилов Свято-Троицкий монастырь. Адрес: Даниловский вал, 22. время посещения: ежедневно с 7.30 до 20.00.

17. Храм Спаса Нерукотворного Образа на Сетуни при Кунцевском кладбище. Адрес: улица Рябиновая, д. 18. Время посещения: ежедневно с 8.00 до 19.00.

18. Храм Архангела Михаила в Тропареве . Адрес: проспект Вернадского , д. 90. Время посещения: ежедневно с 8.00 до 18.00.

19. Храм Воскресения Христова в Сокольниках. Адрес: Сокольническая площадь, 6. Время посещения: ежедневно с 8.00 до 18.00 и во время служб.

20. Храм Успения Пресвятой Богородицы в Косино . Адрес: Большая Косинская улица, 29, стр. 3. Время посещения: ежедневно с 7.40 до 17.00.

21. Храм Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев в Гольянове . Адрес: улица Байкальская, 37А. Время посещения: ежедневно с 7.00 до 18.00.

22. Николо-Перервинский монастырь. Адрес: ул. Шоссейная, 82. Время посещения: ежедневно с 7.30 до 17.00.

23. Храм святых апостолов Петра и Павла в Лефортове . Адрес: улица Солдатская, 4. Время посещения: ежедневно с 8.00 до 17.00.

24. Храм апостолов Петра и Павла в Ясеневе . Адрес: Новоясеневский проспект, д. 42. Время посещения: с 8.00 до 18.00.

25. Николо-Угрешский монастырь. Адрес: Московская область, город Дзержинский, площадь Святителя Николая, 1. Время посещения: ежедневно с 6.45 до 17.00.

РЕПОРТАЖ

Как мы с Мизулиной 11 часов к мощам за силой стояли

Занимать очередь к ковчегу с ребром Николая Чудотворца сенатору пришлось с боем

Принесение из Италии в Россию частицы мощей святителя Николая Чудотворца вновь всколыхнуло разговоры, касающиеся почитания мощей и, в частности, правомерности их дробления. Мы собрали некоторые наиболее часто задаваемые вопросы наших читателей и переадресовали их протоиерею Владиславу Цыпину — профессору, доктору церковной истории, преподавателю канонического права Московской духовной академии и Сретенской духовной семинарии.

— Отец Владислав, если почитание святых мощей обычно не вызывает вопросов в православной среде, то практика их дробления кому-то может показаться странной. Не противоречит ли она догматике?

— Ничуть не противоречит. В Древней Церкви, в эпоху гонений, сложился обычай совершать Евхаристию на мощах мучеников. Колоссальное умножение числа храмов после Миланского эдикта святого Императора Константина при сохранении этой традиции повлекло за собой раздробление мощей — с тем, чтобы в каждом храме на мощах совершалась Литургия, а с другой стороны, употребление в этом качестве мощей не только мучеников, но и других святых. Отсюда пошли антиминсы, которые также, имея подпись епископов, служат своего рода «документом», подтверждающим, что пресвитер совершает Литургию не самовольно, но по воле епископа. Кстати, поэтому канонически епископ может, если это необходимо, совершить Евхаристию и без антиминса.

— Важен ли размер частицы мощей, к которой ты прикладываешься?

— Размер мощей сам по себе не важен, но восприятие верующим психологически может быть разным, когда перед ним целые мощи или лишь частица их. Бог действует Ему Одному ведомым образом, это Его действие именуется благодатью. Мощи, согласно оросу VII Вселенского Собора, почитаются наравне с иконами, и действие благодати чрез них, очевидно, подобно тому, как она действует чрез иконы. При обращении к мощам святых важнее всего вера в действие благодати чрез них, вера в святость чтимого угодника, т.е. вера осознанная.

— Почему многие святые категорически настаивали, даже приказывали своим ученикам бросить свои тела после смерти на растерзание зверям, оставить в лесу и т.д.? Почему хотели, чтобы места их захоронения оставались неизвестными людям?

— Святые, просившие выбросить их останки на съедение зверям, делали это из великого смирения, считая себя худшими из людей. Мы наблюдаем, казалось бы, «обычный» христианский парадокс: самые лучшие из нас, христиан, обращают внимание не на свои заслуги, а на свои грехи. Это — те самые, «которых не был достоин весь мир», по словам апостола Павла.

— Тогда почему христиане в большинстве случаев не выполняли этого наказа?

— Во-первых, по отношению к ним исполняли обычный долг погребения усопших ближних — это естественно даже с мирской, не церковной точки зрения. Во-вторых, чуть ли не в большинстве случаев ученики и последователи святых оставляли их мощи для прославления Бога за дарование им такого человека и для примера следования ко Христу для будущих поколений.

— В житии святого Димитрия Солунского говорится о том, что он был против разделения своих мощей. Один раз такой запрет получил иллирийский вельможа Леонтий, который хотел взять часть мощей святого, чтобы построить ему храм на родине. В другой раз посланцы Императора Юстиниана, хотевшего заполучить часть мощей святого Димитрия «на украшение и освящение» новопостроенного храма Святой Софии, были остановлены столбом пламени, из которого послышался голос: «Стойте и не осмеливайтесь». Как можно расценить этот случай?

— В житиях святых присутствуют самые разные эпизоды, и поучительными для нас, христиан, они могут быть не всегда и не во всех обстоятельствах. Могут быть там и удивительные вещи, которые, может быть, и должны служить примером, но только тогда, когда мы трезво вникаем в контекст событий и духовного состояния людей, оказавшихся в определенной ситуации. И поэтому то, что мы знаем из жития какого-то святого, не может становиться правилом, обязательным к повсеместному применению. Говоря более определенно о нежелании святого великомученика Димитрия, чтобы его мощи продолжали отделять и дальше, нужно иметь в виду, что, вполне возможно, это отделение стало злоупотреблением, угрозой уничтожения мощей. Это стало и духовной опасностью, вероятно, для самих христиан, избавление от которой с благодарностью и вспоминается в акафисте святому.

Но это не значит, что мы из этого эпизода должны делать какой-то универсальный вывод на все случаи жизни: мол, отделение частиц от святых мощей полностью запрещено. В любом случае, традиция отделять частицы от мощей существует, и она признана Церковью.

— Говорится ли в канонах Православной Церкви что-либо о частицах мощей?

— Да, в 94-м правиле Карфагенского собора, относящемся к самочинно возведенным храмам, местным епископам предписывается разрушать их, если при них «не оказывается положенным никакого тела или части мощей мученических». Отсюда видно, что «части мощей мученических» приравниваются по значению к телам мучеников, а кроме того, никто в почитании частиц мощей наравне с целыми мощами никогда не сомневался.

— Как появилась практика раздробления мощей?

— Возможно, начало этой традиции положило то обстоятельство, что мощи святых бывали разделенными уже по своему первоначальному состоянию: святых казнили, их останки сжигали — оставались только кости. В конце концов, возникла просто потребность в мощах святых для антиминсов, что сделало эту практику уже абсолютно неизбежной, потому что невозможно иметь для каждого из сотен тысяч храмов целые мощи.

Многие мощи, как например, великого святого Саввы Сербского, были уничтожены, какие-то исчезли, были украдены — особенно после IV Крестового похода, османских завоеваний и т.д. Но почитание святого не может прекратиться из-за исчезновения его мощей. На мой взгляд, уничтожение святынь, их исчезновение должны восприниматься христианами как следствие нас, христиан, недостойного поведения.

Тут надо иметь в виду еще вот какое обстоятельство: зачастую мы видим лишь внешнюю сторону того, что происходит в Церкви и мире, но промыслительный смысл происходящих событий нам далеко не всегда открыт. И мы поступаем, может быть, очень самоуверенно, когда столь легко пытаемся найти глубинные, основные смыслы того, что происходит.

— Вы говорите о разумном, христианском подходе к деяниям святых: не в каждой ситуации определенная реакция святого, о которой мы знаем из его жития (или тем более легенды о нем), должна быть правилом для повсеместного употребления.

— Совершенно верно. Из отдельного частного случая нельзя выводить некое общее обязательное правило. Чтобы быть универсально обязующим, некое действие должно быть узаконено Церковью. Мы не имеем никакого права, ссылаясь на некие эпизоды из жизни святых, вводить их реакцию на что-то в обязательное употребление, не учитывая всех обстоятельств, которыми была вызвана определенная реакция святого (подчеркну!) человека. Мы не имеем никакого права, скажем, ссылаясь на житийный эпизод о пощечине, которую святитель Николай дал еретику Арию на I Вселенском Соборе, отвешивать оплеухи всем, кто с нами не согласен, — единоверцам ли или иноверцам. Делать это нормой, согласитесь, было бы странным. Сколько было случаев, когда та же пощечина наносилась, казалось бы, из «благовидной ревности», но это были откровенно дурные поступки, никак не говорившие о святости «заушителей»!

Я подчеркиваю необходимость постоянного трезвого, христианского восприятия — это касается и почитания мощей святых, и в целом понимания всей нашей жизни.

— В чем разница между христианским и языческим поклонением мощам?

Языческие верования самые разные. Ничего подобного почитанию останков не было, например, у римлян. В древнем Египте искусственно изготавливали мумии, как-то сопрягая этот обряд со своеобразной верой в бессмертие.

Что же касается разницы между христианским и языческим поклонением, то нужно, наверное, иметь в виду то же правило, которое действует и в отношении почитания святых икон: мы поклоняемся первообразу, т.е. прославляем Бога Творца, дающего Своему созданию свободу и силы следовать за Ним. Также прославляем подвиг тех людей, которые воспользовались этой свободой в полной мере, просим их поучаствовать в нашей молитве о даровании нам сил идти ко Христу, быть настоящими христианами.

— Как я понимаю, ваши слова об осознанном христианском поклонении мощам святых относятся и к святителю Николаю, часть мощей которого сегодня находится в России?

— Совершенно верно. К самому любимому и почитаемому на Руси святому нужно обращаться по-христиански, не так ли?

Для Паломничества. Кто такой этот святой? Чем он знаменит, кому покровительствует, о чем его просят? И почему его мощи хранятся в Италии?

21 мая мощи святого Николая Чудотворца привезли в Москву из католической базилики в итальянском городе Бари, где они хранятся с 1087 года. В Москве в Храме Христа Спасителя делегацию встретил Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл вместе с представителями духовенства и верующими. Четвертый день подряд около храма многокилометровая очередь из желающих поклониться и прикоснуться к мощам одного из главных святых христианской церкви.

Какие мощи привезли в Москву?

В специальной капсуле было привезено девятое левое ребро святого. Оно находится ближе других к сердцу – месту средоточия веры.

Кто такой святой Николай Чудотворец?

Николай Чудотворец - или, по-другому, Николай Угодник – христианский святой, живший в 4 веке нашей эры. Праздники в честь святого Николая отмечаются два раза в год: 19 декабря - в день кончины святого, и 22 мая - в память перенесения мощей из Миры (где Николай был архиепископом) в Бари. Мира – город в древней малоазиатской стране Ликии. Сейчас это город Демре на территории современной Турции, недалеко от Анталии.

Кому он покровительствовал?

Святитель Николай считается покровителем странников и мореплавателей: согласно его житию, будучи еще молодым, он оживил своей молитвой моряка, который упал во время шторма с мачты на палубу и разбился. Он также остановил этот шторм, который мог погубить весь корабль. Верующие считают, что Николай Угодник помогает всем, кто обратится к нему с молитвой, особенно заключенным, сиротам и детям.

Прообраз Санта Клауса

Николай Чудотворец - прообраз известного по всему миру рождественского персонажа Санта Клауса. В житие святителя Николая есть история о спасении бедняка и его трех дочерей. Бедняк, о котором идет речь, когда-то был очень богат, но потом обанкротился и поэтому не мог выдать своих дочерей замуж (у них не было приданого). У отца не оставалось других вариантов, кроме как отправить дочерей торговать собой.

Николай Чудотворец, узнав об этой истории, решил помочь и тайно подкинул мешок с золотом через окно в дом к девушкам. И этот мешок попал в чулок, который сушился возле огня. Отсюда и пошла католическая традиции вешать над камином чулки, чтобы Санта-Клаус клал туда рождественский подарок.

Перенесение мощей в Бари

После своей смерти Николай Чудотворец был погребен в гробнице в Мирах. Но в 8 веке на Ближнем Востоке начались постепенно нарастающие случаи осквернения христианских святынь: многие центральные города веры, например, Иерусалим, находились под властью мусульман. Военные отряды нападали на гробницы святых и храмы и разворовывали их.

В 1087 году итальянские купцы из городка Бари решили выкрасть мощи Св. Николая. На то было две основных причины: они считали, что в Мире мощи будут в опасности, а кроме того, жителям Бари необходима была поддержка святого: на них часто нападали с моря, и им нужен был защитник. Купцам удалось выкрасть мощи святого, а спустя всего 8 лет, во время первого крестового похода венецианский патриарх Падорадо попросил венецианцев, участвовавших в походе, привезти в Венецию главные святыни не только из Иерусалима, но и из Миры. Крестоносцы знали, что, согласно легенде, в дальнем конце храма в Мире бал спрятан саркофаг, в котором хранилась небольшая часть (примерно 1/5) мощей Николая. Они выкрали саркофаг и привезли его в храм на острове Лидо в Венеции.

Долгое время Бари и Венеция спорили, у кого же находятся настоящие останки св. Николая, но в ХХ веке профессор анатомии университета Бари Луиджи Мартино доказал, что мощи в Венеции и Бари действительно принадлежат одному человеку и дополняют друг друга.

Где мощи хранятся сейчас?

Больше половины мощей святителя Николая находятся в Бари в католической базилике святого Николая, большая часть оставшихся хранится в католическом храме Св. Николая на острове Лидо в Венеции. Но маленькие частицы мощей Николая находятся в разных концах мира.

Есть ли частицы мощей Николая в России?

Да. Только в Москве есть 25 храмов, где можно найти мощи Николая Чудотворца. Есть частицы и в других городах.

А раньше в Россию для паломничества привозили мощи святых?

Да, похожая ситуация была в 2011 году, когда в Москву был привезен пояс Пресвятой Богородицы. Тогда увидеть святыне и поклониться ей пришло более 3 миллионов человек. В 2006 году по всей России привезенная десница Иоанна Предтечи собрала больше 2 миллионов человек по всей России за 40 дней. Подробнее прочитать о том, какие мощи и когда привозились в Москву, а также, сколько человек поклонялись им, можно .

Мощи пробудут в России до 28 июля. Подробнее о мощах, о том, где можно поклониться им в России, и другую полезную информацию для паломников можно найти .