Чеслав Немен. Музыкант, опередивший время. Чеслав немен - биография, фотографии

Отец Чеслава был костёльным органистом в родной деревне. В 1958 году Семья Выджицких выехала в Польшу с Гродненщины (до войны область, как и вся Западная Белоруссия, 19 лет входила в состав Польши). Они жили в Свебодзине , затем в Бялогарде , Колобжеге и в итоге поселились в Гданьске , где Чеслав поступил в среднюю музыкальную школу на класс фагота. Позже выступал в студенческом клубе «Żak» , театрах и кабаре, исполнял испанские и латиноамериканские песни, аккомпанируя себе на гитаре. Две из этих песен появились позже в его альбомах.

В 1958 году Чеслав Немен женился на медсестре Марии Клаузуник. В 1960 году у них родилась дочь Мария. Семья проживала в Сопоте. В 1971 году брак Чеслава и Марии распался.

После успешного участия в конкурсах исполнителей-любителей начал выступать с ансамблем „Niebiesko-Czarni“ . Вместе с ним в „Niebiesko-Czarni“ выступали и другие легендарные польские исполнители. Это Войцех Корда, Ада Русович , Анджей Небески и Хелена Майданец . Широкую известность приобрёл после выступления в 1963 году на первом Фестивале польской песни в Ополе с песней „Wiem że nie wrócisz“ и успеха песни „Czy mnie jeszcze pamiętasz?“ ().

Известен как ярчайший представитель европейского прогрессив-рока, исполнитель духовной поэзии (много сочинил музыки на стихи Ц. Норвида).

Псевдоним Немен взял в честь реки Неман (в польском произношении), на которой жил в детстве, хотя, от Старых Василишек, где он жил, до Немана около 40 километров.

Во второй половине 1970-х годов гастролировал в СССР (Москва , Ленинград , Минск , Баку , Ереван , Одесса , Сочи , Рига). Принимал участие в международном фестивале в Тбилиси в 1980 году[[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]][[К:Википедия:Статьи без источников (страна: Ошибка Lua: callParserFunction: function "#property" was not found. )]] . После концерта в минском Дворце Спорта в ноябре 1976 года, певец дал интервью белорусскому журналисту Вере Савиной . В интервью он много рассказывал о своём отношении к творчеству Циприана Норвида. Фотография, запечатлевшая это интервью, сделанная Константином Нетылевым, была принесена Верой Савиной в дар Дому-Музею Чеслава Немена в Старых Василишках . Также, Вера Савина в соавторстве с Александром Ниловым сняла документальный фильм о Чеславе Немене «Этот странный мир…» (Студия документального кино, Белорусское телевидение , 2009 год).

Дискография

  • - Dziwny jest ten świat
  • - Czy mnie jeszcze pamiętasz?
  • - Enigmatic
  • - Niemen (двойной альбом)
  • - Strange Is This World (ФРГ)
  • - Ode to Venus (ФРГ)
  • 1973 - Niemen Vol. 1 i Niemen Vol. 2 (двойной альбом)
  • 1973 - Russische Lieder (ФРГ)
  • - Mourner’s Rhapsody (ФРГ, Великобритания, США)
  • - Niemen Aerolit
  • - Katharsis
  • - Idee Fixe (двойной альбом + сингл)
  • - Postscriptum
  • - Przeprowadzka
  • - Terra Deflorata
  • - Terra Deflorata (CD)
  • - Mouner’s Rhapsody (CD, США)
  • - Sen o Warszawie (CD)
  • - Moja i twoja nadzieja ’97 (CD)
  • - spodchmurykapelusza (CD)

Фильмография

  • - Увеличительное стекло (мультфильм)

Напишите отзыв о статье "Немен, Чеслав"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Немен, Чеслав

– Когда пришла я, мы ушли на разные «этажи», моя семья и я. Было очень одиноко и грустно... Но теперь уже всё хорошо. Я к ним сюда много раз ходила – они теперь счастливы.
– Они прямо здесь, на этом «этаже»?.. – не могла поверить я.
Стелла опять грустно кивнула головкой, и я решила, больше не буду спрашивать, чтобы не бередить её светлую, добрую душу.
Мы шли по необычной дороге, которая появлялась и исчезала, по мере того, как мы на неё ступали. Дорога мягко мерцала и как будто вела, указывая путь, будто зная, куда нам надо идти... Было приятное ощущение свободы и лёгкости, как если бы весь мир вокруг вдруг стал совершенно невесомым.
– А почему эта дорога указывает нам, куда идти? – не выдержала я.
– Она не указывает, она помогает. – Ответила малышка. – Здесь всё состоит из мысли, забыла? Даже деревья, море, дороги, цветы – все слышат, о чём мы думаем. Это по-настоящему чистый мир... наверное, то, что люди привыкли называть Раем... Здесь нельзя обмануть.
– А где же тогда Ад?.. Он тоже существует?
– О, я обязательно тебе покажу! Это нижний «этаж» и там ТАКОЕ!!!... – аж передёрнула плечиками Стелла, видимо вспомнив что-то не очень приятное.
Мы всё ещё шли дальше, и тут я заметила, что окружающее стало понемножечку меняться. Прозрачность куда-то начала исчезать, уступая место, намного более «плотному», похожему на земной, пейзажу.
– Что происходит, где мы? – насторожилась я.
– Всё там же. – Совершенно спокойно ответила малышка. – Только мы сейчас уже находимся в той части, что попроще. Помнишь, мы только что говорили об этом? Здесь в большинстве своём те, которые только что пришли. Когда они видят такой, похожий на их привычный, пейзаж – им легче воспринимать свой «переход» в этот, новый для них, мир... Ну и ещё, здесь живут те, которые не хотят быть лучше, чем они есть, и не желают делать ни малейших усилий, чтобы достичь чего-то выше.
– Значит, этот «этаж» состоит как бы из двух частей?– уточнила я.
– Можно сказать и так. – Задумчиво ответила девчушка, и неожиданно перешла на другую тему – Что-то никто здесь не обращает на нас никакого внимания. Думаешь, их здесь нет?
Оглядевшись вокруг, мы остановились, не имея ни малейшего понятия, что предпринять дальше.
– Рискнём «ниже»? – спросила Стелла.
Я чувствовала, что малышка устала. Да и я тоже была очень далеко от своей лучшей формы. Но я была почти уверена, что сдаваться она никак не собирается, поэтому кивнула в ответ.
– Ну, тогда надо немного подготовиться... – закусив губу и серьёзно сосредоточившись, заявила воинственная Стелла. – Знаешь ли ты, как поставить себе сильную защиту?
– Вроде бы – да. Но я не знаю, насколько она будет сильная. – Смущённо ответила я. Мне очень не хотелось именно сейчас её подвести.
– Покажи, – попросила девочка.
Я поняла, что это не каприз, и что она просто старается мне помочь. Тогда я попробовала сосредоточиться и сделала свой зелёный «кокон», который я делала себе всегда, когда мне нужна была серьёзная защита.
– Ого!.. – удивлённо распахнула глазёнки Стелла. – Ну, тогда пошли.
На этот раз наш полёт вниз уже был далеко не таким приятным, как предыдущий... Почему-то очень сдавило грудь и тяжело было дышать. Но понемножку всё это как бы выровнялось, и я с удивлением уставилась на открывшийся нам, жутковатый пейзаж...
Тяжёлое, кроваво-красное солнце скупо освещало тусклые, фиолетово-коричневые силуэты далёких гор... По земле, как гигантские змеи, ползли глубокие трещины, из которых вырывался плотный, тёмно-оранжевый туман и, сливаясь с поверхностью, становился похожим на кровавый саван. Всюду бродили странные, будто неприкаянные, сущности людей, которые выглядели очень плотными, почти что физическими... Они то появлялись, то исчезали, не обращая друг на друга никакого внимания, будто никого кроме себя не видели и жили лишь в своём, закрытом от остальных, мире. Вдалеке, пока что не приближаясь, иногда появлялись тёмные фигуры каких-то чудовищных зверей. Ощущалась опасность, пахло жутью, хотелось бежать отсюда сломя голову, не поворачиваясь назад...
– Это мы прямо в Аду что ли? – в ужасе от увиденного, спросила я.
– Но ты же хотела посмотреть, как это выглядит – вот и посмотрела. – Напряжённо улыбаясь, ответила Стелла.
Чувствовалось, что она ожидает какую-то неприятность. Да и ничего другого, кроме неприятностей, здесь, по-моему, просто никак не могло быть...

Личность Чеслава Немена, безусловно, является ключевой не только для истории польской популярной музыки, но и во всеобщей истории популярных жанров музыки той части Европы, которую ранее называли «странами народной демократии». К сожалению, лишь смерть этого необычного, оригинального и мощного музыканта подтолкнула к тому, чтобы в полной мере оценить масштаб его таланта и то, что было сделано Чеславом Неменом для мировой музыки.

Czesław Niemen - Dziwny jest ten świat

Главный редактор журнала “Jazz Forum” Павел Бродовский, который в свое время выступал на сцене рядом с Неменом как бас-гитарист группы “Akwarele”, указывает на разгадку секрета таланта Немена: «Удивительный мир его звучаний и философии жизни возник в результате столкновения двух разных культур, даже в чем-то двух отличных цивилизаций: Востока и Запада, на стыке традиции и современности, музыки старой и новой, народной и городской, светской и религиозной, популярной и классической, джазовой и экспериментальной, акустической и электронной… Он был артистом Ренессанса, который пробивал границы стилей, высказывался в разных областях искусства. Инфантильную рок-музыку он перенес в иное измерение, привнеся в нее тексты из самых святых канонов великой поэзии».

Czesław Niemen - Kwiaty ojczyste

Родился Юлиуш Выдржицкий (это его настоящее имя) на белорусской земле, в деревне Старые Василишки Лидского района 16 февраля 1939 года. Уже в возрасте 9 лет начал петь в хоре местного костела. В возрасте 19 лет, когда открылась «перспектива» отдать три года Советской Армии, отец Юлиуша, который во время войны находился в рядах Армии Крайовой, воспользовался приглашением тогдашнего коммунистического лидера Польши Гомулки и выехал с семьей в Польшу. Юлиуш Выдржицкий поступил в музыкальную школу Гданьска по классу фагота. На родине он побывал только в 70-ые. Увиденное настолько поразило его, что Юлиуш засветил фотопленку, на которой хотел запечатлеть с детства знакомые места, хотя до конца жизни очень тепло отзывался о Беларуси. Именно там и следует искать источники дальнейшей карьеры музыканта. Его отец был настройщиком фортепиано, сестра играла на многих инструментах. Кстати, и первая жена его была родом из тех же Василишек, но после нескольких лет совместной жизни в Гданьске они разошлись.

Czesław Niemen - Klęcząc przed tobą...

Собственно, с Гданьска и началась музыкальная карьера Немена, артистический псевдоним которого был придуман женой известного польского журналиста Франтишка Валицкого. То, что в те годы исполнял музыкант, владевший высоким, чистым и мощным голосом, абсолютным слухом, основывалось на музыке, которая лишь спустя лет 30 завладела всем миром. Пел Выдржицкий исключительно южно-американский репертуар, «латину». Но при этом его выступления, особенно в женской аудитории, вызывали приливы массового восторга, граничащего с истерией. И не было ничего удивительного в том, что вскоре его пригласили в состав популярной рок-н-ролльной группы “Niebiesko-Czarni”, куда, кстати, он и привел свою невесту Аду Русович, для которой написал, видимо, первые собственные песни. Именно в составе «Небеско-Чарных» в 1962 году Немен стал финалистом 1 фестиваля молодых талантов в Щецине, исполняя “Malaguena”. Интересно, что в составе этого коллектива Немен выступал несколько раз на сцене парижской «Олимпии», записывался во Франции, на опольском фестивале 1964 года пел “Nie badz taki Beatles”. Но тогда еще никто не мог предугадать, кем он вскоре станет: Немен был лишь одним из многих подающих надежды певцов молодой польской музыки, всего только исполнителем, но никак не творцом. Впрочем, этот период жизни и творчества был для Немена все же важным. Во-первых, он почувствовал в себе силы быть властителем дум. Во-вторых, начал писать песни (“Czy mnie jeszcze pamietasz” , “Wiem, ze nie wrocisz”) , вследствие чего быстро понял, что и сам способен возглавить собственный проект. Так возникла группа “Akwarele”.

Czesław Niemen - Sen o Warszawie

Уже тогда Чеслав Немен был заметной фигурой в польской популярной музыке. В начале 1967 года он проявил себя как настоящий лидер артистического проекта, умелый организатор, тонко чувствующий коллег и способный привлечь к сотрудничеству настоящих профессионалов. При этом был очень спокойным, выдержанным человеком, хотя практически все его выступления сопровождались как массовой истерией со стороны поклонников и фанатов, так и порой очень резкими высказываниями ответственных за идеологию партийных боссов и прессы. Не нужно забывать, что «чуждое влияние Запада», которое связывалось в конце 60-х прежде всего с популярной музыкой, было актуальным вопросом идеологии не только в СССР, но и в странах социалистического блока. Хотя, конечно же, в той же Польше идеологическое давление было несомненно слабее. Но Немена, в числе прочих эстрадных идолов, бичевали как за внешний вид, так и за исполнительскую манеру, которая уже вобрала в себя все актуальные приемы современной западной музыки. Ещё в 1965 году государственная тарификационная комиссия запретила Немену публичные выступления, которые организовывала государственная же концертная фирма «Эстрада». Позже Немен стал выступать в роли своеобразной «палки», которую сунули во внешне спокойный эстрадный муравейник.

Czesław Niemen - Jednego serca

Можно только догадываться, как в такой ситуации в 1967 году ему позволили выйти на сцену национального фестиваля песни в Ополе и исполнить “Dziwny jest ten swiat” . Песня эта, достаточно декларативная по тексту, тем не менее, стала сенсацией и своеобразным лозунгом поколения, поскольку уж очень сильно отличалась от всего того, что звучало тогда с польской музыкальной сцены. А кроме того — наиболее знаменитой из всех, что были написаны и исполнены Неменом до того, как он резко изменил направление в своей музыке.

Czesław Niemen - Sławnoje morie, swiaszczennyj Bajkał

К этому периоду относятся лучшие песенные альбомы музыканта во главе с диском “Sukces” , а альбом “Dziwny jest ten swiat” стал первым в истории Польши «золотым».

Чеслав Немен и «Акварели». Первый альбом Немена "Dziwny jest ten świat" - 1967

Следует отметить, сколь быстро произошло это превращение. Буквально за три года «попсовый» Немен превратился в Немена-философа, а музыкальный его язык стал вовсе неузнаваем. Фаны оказались в тупике. А сам музыкант, открыв поначалу для себя, а потом — и для широкой публики классическую польскую поэзию, вывел польскую (и не только её) музыку на принципиально новые просторы. (Сам Немен, который в детстве обучался в обычной советской школе, признавал, что любимым его поэтом был Лермонтов.)

Чеслав Немен - Жалобная рапсодия памяти Бема

Альбом “Enigmatic” , изданный в 1970 году, принес ряд принципиальных новшеств. Во-первых, резко изменился «формат»: вместо привычных по продолжительности песен он предлагал не только развернутые композиции с нетипичными построениями, но и масштабную фреску — “Bema pamieci zalobny rapsod” на стихи тогда призабытого польского поэта Циприана Норвида. Во-вторых, вместо привычных ранее для песенно-рокового репертуара музыкантов Немен пригласил к сотрудничеству ряд известных уже тогда в Польше джазовых музыкантов — саксофониста Збигнева Намысловского, барабанщика Чеслава «Малого» Бортковского, тенориста Михала Урбаняка. Этот союз с музыкантами из другой, в общем-то, сферы исполнительства был продиктован кардинальным изменением музыкального языка, укрупнением форм композиций, когда в них проявлялось пространство для импровизации. В-третьих, впервые в польской популярной музыке авторами текстового материала для песен стали представители в первую очередь классической польской поэзии, прежде всего Циприан Камиль Норвид. Кстати, пел Немен и на стихи Сергея Михалкова («Pokoj»), планировал записать программу на стихи Сергея Есенина.

Czesław Niemen - Nie Jestes Moja

А вот с классиком польской поэзии Ярославом Ивашкевичем случился казус. В 1979 году, после исполнения на фестивале в Сопоте песни “Nim przyjdzie wiosna” на стихи этого любимого тогдашним коммунистическим лидером Польши Эдвардом Гереком поэта, Немен был обвинен оппозиционно настроенной к власти интеллигенцией в конъюнктуре. Масла в огонь добавил и тот факт, что в этом же году Чеславу вручили награду Председателя Совета Министров 1-й степени за творческие достижения в области композиции и интерпретации. Правда, песни на стихи Ивашкевича он исполнял и раньше, а на чьи-то различного толка высказывания обращал уже мало внимания. Тем более что упомянутая выше песня стала одной из лучших в его творчестве вообще.

Czesław Niemen - Chciałbym cofnąć czas

Многие не без основания считают, что альбом “Enigmatic” стал лучшим не только в дискографии Немена, но и в истории польской рок-музыки вообще. «Моим идеалом было б создание музыки, которая находилась бы на стыке музыки популярной и академической», — поделился музыкант своими устремлениями в одном из интервью, которых, чем дальше, тем меньше удавалось у него взять…

Czesław Niemen - Coś co kocham najwięcej

В начале 70-х слава Чеслава Немена вышла далеко за границы Польши. Интерес к тому, что он пишет и исполняет, проявили и крупные издательские фирмы Запада. Так, немецкий филиал “CBS” выступил с инициативой издания альбома «Русские песни». На самом деле среди русских оказались и украинские песни. Трудно поверить, что, познакомившись в детстве с этими песнями, он не знал белорусских. Тем не менее, на изданном в 1973 диске году белорусских не было. Сам же альбом получился достаточно интересным. Это были действительно любимые песни Чеслава Немена: «Выхожу один я на дорогу» , «Бродяга» , при этом все партии многоголосия он записал сам, чем поразил немецких звукорежиссеров. Кстати сказать, песня эта на самом деле называется "По диким степям Забайкалья", а вот ее рок-версия, сделанная Неменом еще в 1968 году, действительно называлась "Бродяга", то есть «Wloczega».

Czesław Niemen - Katharsis

В творчестве музыканта в отличие от ранних соул-ориентированных работ начали преобладать прогрессивные веяния. Смена стиля потребовала и смены сопровождающего состава, и теперь команда артиста, состоявшая из будущих членов "SBB", называлась просто "Niemen". Новый коллектив много гастролировал у себя на родине, делал вылазки в Германию, Чехословакию, Финляндию и Венгрию, а также стал участником церемонии открытия Олимпийских Игр в Мюнхене.

Czesław Niemen - Kamyk

В этот период Чеслав записал для фирмы "CBS" несколько англоязычных пластинок. В 1974-м Немен собрал очередной проект, "Aerolit", с которым выпустил джаз-роковый альбом. Новая команда распалась очень быстро, и следующий диск музыкант записывал практически в одиночку. Если звучание "Katharsis" было чисто электронным, то работа 1978 года "Idee Fixe" являлась разноплановой. Здесь можно было услышать и фольклорные стилизации, и электронный авангард и фанк и многоуровневые импровизации. К концу 70-х гастрольная деятельность артиста сильно сократилась. Лишь в 1978-м Немен с джаз-роковой группой "Laboratorium" посетил Индию, а в 1980 провел турне по Штатам. Диск "Postscriptum", выпущенный против воли музыканта, как бы подводил черту большого этапа его творческого пути.

Czesław Niemen - Mleczna droga

В 80-х Чеслав основательно окопался в своей студии, экспериментируя с электронными звуками, а затем увлекся компьютерной графикой. Перед тем как исчезнуть из поля зрения на долгое время Неман выступил на концерте "Old Rock Meeting", посвященном 25-летию польского рока, и в 1989-м выпустил альбом "Terra Deflorata". Последняя работа музыканта вышла в свет в 2001-м. 17 января 2004 года Чеслав Немен скончался от рака.

Czesław Niemen - Wspomnienie

Автор песен, вокалист и мультиинструменталист Чеслав Немен – один из наиболее популярных, оригинальных и влиятельных артистов в польской музыке 20-го века. Начав с относительно простых вещей в жанрах поп и соул, он быстро переключался на более сложные композиции, включающие в себя элементы джаза и авангарда. Также, будучи харизматичным и одаренным вокалистом, музыкант оказался еще и одним из пионеров польской электроники. Чеслав Юлиуш Выджицкий родился 16 февраля 1939 года в деревне Старые Василишки на территории нынешней Белоруссии. В детстве он пел в церковном хоре и посещал начальную музыкальную школу в Гродно, а когда в конце 50-х семья Выджицких переехала в Гданьск, взял в руки акустическую гитару и начал исполнять каверы в студенческих клубах. В 1962-м Чеслав выиграл приз на фестивале молодых талантов в Щецине, после чего отправился в свой первый национальный тур с группой "Czerwono-Czarni". К концу года музыкант обзавелся сценическим псевдонимом "Немен" (в честь реки Неман) и перебрался в ансамбль "Niebiesko-Czarni", в котором работал на протяжении трех лет. Первое признание пришло к артисту в 1964 году, когда Марлен Дитрих записала немецкую версию его песни "Czy Mnie Jeszcze Pamietasz?".

Его команда неоднократно выезжала за рубеж и даже удостоилась чести выступать на сцене парижской "Олимпии". После вторичного визита во Францию, где "Niebiesko-Czarni" встречались с такими группами как "Spencer Davis Group ", "Kinks " и "Pretty Things ", Чеслав вернулся нагруженный идеями хиппи. Он отрастил длинные волосы, полностью сменил имидж, а его новые музыкальные пристрастия находились под сильным влиянием черного соула. Расставшись с "Niebiesko-Czarni", Немен собрал сопровождающий бэнд "Akwarele" и вскоре произвел с ним фурор на фестивале в Ополе. Сильные тексты "Dziwny Jest Ten Swiat", яркая мелодия, а также небывало эмоциональное исполнение принесли певцу первую премию, а сама песня стала не только общенациональным хитом, но и настоящим гимном польской молодежи конца 60-х.

В 1967-м вышел одноименный альбом, а после гастролей в Польше, Германии и Франции Чеслав сотоварищи выпустил вторую полнометражку. И если на "Dziwny Jest Ten Swiat" превалировал балладный соул, то на "Sukces" стали попадаться и более энергичные номера. Третья пластинка "Czy Mnie Jeszcze Pamietasz", составленная из обновленных версий ранних композиций Немена, оказалась последней для "Акварелей". Впрочем, распустив эту группу, Чеслав в скором времени собрал именной проект "Niemen" (несколько позже "Niemen Enigmatic"). Дебютом этой команды стал монументальный альбом 1969 года, в котором использовались тексты известных польских поэтов (Циприан Камиль Норвид, Адам Аснык, Казимеж Пшерва-Тетмайер, Тадеуш Кубьяк), а четыре продолжительных композиции строились из кубиков прогрессива, психоделики, джаза и авангарда. Следующая работа Немена была безымянной, поэтому впоследствии в дискографии ее учитывали и как "Niemen" или "Enigmatic" (в честь группы), и как "Czlowiek Jam Niewdzieczny" (по первому треку), и как "Czerwony Album" (по красному цвету обложки).

На этом двойнике Чеслав вновь обратился к поэтам (как к классикам, так и к современникам), но парочку текстов написал и сам. За исключением открывающего 20-минутного эпика "Czlowiek Jam Niewdzieczny" композиции имели относительно укороченный формат, а музыка местами сильно смахивала на ранних "Deep Purple ". Осенью 1971-го сопровождающий состав Немена пополнился музыкантами из "SBB ", и при их участии были записаны полуимпровизационных пластинки "Vol. 1" и "Vol. 2". В обеих работах фьюжн сливался с экспериментальным роком, а впоследствии оба "тома" объединились на компакт-диске "Marionetki".

В первой половине 70-х "Niemen" попытались пробиться на Запад и в Мюнхене записали пару англоязычных дисков. И хотя выход "Strange Is This World" и "Ode To Venus" сопровождался евротурами, и критики тепло отзывались о творениях Немена, ни тот, ни другой альбом не дал артисту ожидаемого прорыва. Отойдя от командного формата, Чеслав опубликовал два чистых сольника: сборник русских народных песен "Russische Lieder" действительно записывался в одиночку, а вот к созданию околоджазового "Mourner"s Rhapsody" приложило руку множество сессионщиков (в том числе такие личности как Ян Хаммер , Михал Урбаняк, Джон Аберкромби). Осенью 1973-го "Niemen" были официально распущены, а в 1974-м им на смену пришла другая формация – "Aerolit". Созданный этой командой единственный фьюжн-альбом был насыщен звуками органа "Хаммонд", меллотронов и синтезаторов "Муг". После смерти барабанщика группа распалась, а Немен продолжил углубляться в электронику уже в одиночку и в 1975-м выпустил почти что инструментальную пластинку "Katharsis". В отличие от этого альбома двойник "Idee Fixe" получился более разноплановым: помимо синтезаторных экспериментов здесь можно было встретить фольклорные стилизации, фанк, джазовый импровиз и т.д. Запись программы отняла у Чеслава довольно много времени, а в бесконечных сессиях вновь фигурировали музыканты из "Aerolit".

Конец 70-х Немен посвятил гастролям, объездив много стран от СССР до США и от Индии до Кубы. Однако после выхода диска "Postscriptum" артист гораздо меньше появлялся на публике, да и свежий материал от него стал большой редкостью. На протяжении 80-х увидели свет еще всего два релиза от Чеслава: кассета "Przeprowadzka" с музыкой к фильмам и электронно-фьюжновая пластинка "Terra Deflorata". В 90-х Немен переключился на живопись и компьютерную графику, но в 2001-м ненадолго вернулся к прежнему занятию, выпустив альбом "Spodchmurykapelusza". Эта работа, где музыкант продолжил экспериментировать с электроникой, оказалась последней в его прижизненной дискографии. Несколько лет Чеслав боролся с раком, но в 2004-м болезнь одержала верх, и 17 января яркая звезда польского рока погасла.

Last update 15.06.15

Чеслав Юлиуш Выджицкий (польск. Czesław Juliusz Wydrzycki; 16 февраля 1939, деревня Старые Василишки, ныне Гродненская область, Беларусь - 17 января 2004, Варшава, Польша) - польский рок-музыкант, певец и композитор.

Псевдоним Немен взял в честь реки Неман (в польском произношении), на которой жил в детстве.

Во второй половине 1970-х гастролировал в СССР (Москва, Минск, Ереван, Одесса, Сочи). Принимал участие в международном фестивале в г. Тбилиси в 1980 году.

Родился Чеслав Немен 16 февраля 1939 года в Белоруссии. Отец его был настройщиком фортепиано, сестра занималась музыкой, а мальчик обладал очень красивым, высоким, чистым голосом и абсолютным слухом. И с 9 лет он начал петь в хоре в местном костёле.

Когда, уже во второй половине 50-х годов, будущему Чеславу Немену пришлось служить в Советской армии, его отец, который в годы второй мировой войны сражался в рядах Армии Крайовы, принял решение, что семье надо перебраться в Польшу. Политическая ситуация постепенно менялась, переезд стал возможным, что и было сделано.

В Польше молодой человек поступил в музыкальное училище, где учился, как не удивительно, по классу фагота. Но его не прельщала карьера профессионального фаготиста, он избрал путь эстрадного певца и быстро стал завоевывать успех, особенно у женской части аудитории. Тогда Немен пел песни из репертуара "Битлз", других рок-групп 50-60-х годов, свои собственные сочинения. Их было в те времена ещё совсем немного. И, что представляется весьма необычным для того времени, немалую часть его репертуара составляли латиноамериканские песни. Он был очень хорош в этом амплуа.

В 1962 году певец становится финалистом конкурса молодых талантов. Затем его карьера быстро идёт в гору, хотя не всё было просто. Например, в 1965 году тарификационная комиссия временно запретила ему выступать. И это несмотря на то, что в Польше не было такого жесткого идеологического давления, как в Советском Союзе того времени. Но Чеслав Немен, тем не менее, выделялся на фоне своих коллег и в значительной мере служил раздражителем для тогдашних чиновников. А в 1967 году на фестивале в Ополе сенсацией становится песня Чеслава Немена "Dziwny Jest Ten Swiat" ("Странен этот мир"), которая стала, вероятно, наиболее важной его работой в 60-е годы и, в сущности, гимном целого поколения.

Музыкант Чеслав Немен умер 17 января 2004 года, чуть-чуть не дожив до своего 65-летия, умер от рака.
Первым польским городом, в котором появилась улица имени Чеслава Немена, стала Сталёва Воля. Далее последовали Ченстохова, другие города. Подобная улица появится наверняка и в Варшаве, хотя бы из-за того, что песня "Sen o Warszawe" ("Сон о Варшаве") в исполнении Немена стала чуть ли не неофициальным гимном столицы.

Дискография:

1967 Dziwny jest ten świat
1968 Sukces
1969 Czy mnie jeszcze pamiętasz?
1970 Enigmatic
1971 Niemen (двойной альбом)
1972 Strange Is This World (ФРГ)
1973 Ode to Venus (ФРГ)
1973 Niemen Vol. 1 i Niemen Vol. 2 (двойной альбом)
1973 Russische Lieder (ФРГ)
1974 Mourner’s Rhapsody (ФРГ, Великобритания, США)
1975 Niemen Aerolit
1976 Katharsis
1978 Idee Fixe (двойной альбом + сингл)
1980 Postscriptum
1982 Przeprowadzka
1989 Terra Deflorata
1991 Terra Deflorata (CD)
1993 Mouner’s Rhapsody (CD, США)
1995 Sen o Warszawie (CD)
1997 Moja i twoja nadzieja’97 (CD)
2001 spodchmurykapelusza (CD)

Выдающийся польский музыкант, композитор и певец Чеслав Немен (Чеслав Видржицки) родился в Гродненской области. В 1958-м семья Видржицки переехала в Гданьск, где Чеслав поступил в высшую музыкальную школу. В начале 60-х он уже начал выступать на польской эстраде, а в 1962-м стал участником ансамбля "Niebiesko-Czarni", где был не только вокалистом, но и сочинял песни.


Группа пользовалась успехом как на родине, так и за ее пределами и даже выступала в парижской "Олимпии". Именно в этот период Видржицки взял себе псевдоним Немен (в честь реки Неман, на которой он вырос). Первое признание пришло к артисту в 1964 году, когда Марлен Дитрих записала немецкую версию его песни "Czy mnie jeszcze pamietasz?". В 1966-м Чеслав начал сочинять материал в духе соул, а для радиопрограмм записал несколько русских народных песен.

Когда Немен второй раз попал в Париж, ему там довелось выступать вместе с такими знаменитостями как "Spencer Davis Group", "Kinks" и "Pretty Things". После возвращения из-за рубежа Чеслав вернулся нагруженный идеями хиппи. Он отрастил длинные волосы, полностью сменил имидж, а его новые музыкальные пристрастия находились под сильным влиянием черного соула.

В начале 1967-го Немен ушел из "Niebiesko-Czarni" и начал собственную карьеру, собрав сопровождающий бэнд "Akwarele". Летом того же года Чеслав выступил на фестивале в Сопоте, где произвел сенсацию с песней "Dziwny est ten swiat". Сильные тексты, яркая мелодия, а также небывало эмоциональное (для коммунистической Польши) исполнение принесли певцу первую премию. С "Акварелями" Немен записал три альбома (из них наиболее удачные первые два), провел серию туров и принял участие в ряде фестивалей. В 1969 году Чеслав в совершенно новом окружении создал свой самый, пожалуй, монументальный альбом "Niemen Enigmatic", где использовал стихи известного польского поэта Киприана Норвида.

В начале 70-х в творчестве музыканта в отличие от ранних соул-ориентированных работ начали преобладать прогрессивные веяния. Смена стиля потребовала и смены сопровождающего состава, и теперь команда артиста, состоявшая из будущих членов "SBB", называлась просто "Niemen". Новый коллектив много гастролировал у себя на родине, делал вылазки в Германию, Чехословакию, Финляндию и Венгрию, а также стал участником церемонии открытия Олимпийских Игр в Мюнхене.

В этот период Чеслав записал для фирмы "CBS" несколько англоязычных пластинок. В 1974-м Немен собрал очередной проект, "Aerolit", с которым выпустил джаз-роковый альбом. Новая команда распалась очень быстро, и следующий диск музыкант записывал практически в одиночку. Если звучание "Katharsis" было чисто электронным, то работа 1978 года "Idee Fixe" являлась разноплановой. Здесь можно было услышать и фольклорные стилизации, и электронный авангард и фанк и многоуровневые импровизации. К концу 70-х гастрольная деятельность артиста сильно сократилась. Лишь в 1978-м Немен с джаз-роковой группой "Laboratorium" посетил Индию, а в 1980 провел турне по Штатам. Диск "Postscriptum", выпущенный против воли музыканта, как бы подводил черту большого этапа его творческого пути.

В 80-х Чеслав основательно окопался в своей студии, экспериментируя с электронными звуками, а затем увлекся компьютерной графикой. Перед тем как исчезнуть из поля зрения на долгое время Неман выступил на концерте "Old Rock Meeting", посвященном 25-летию польского рока, и в 1989-м выпустил альбом "Terra Deflorata". Последняя работа музыканта вышла в свет в 2001-м. 17 января 2004 года Чеслав Немен скончался от рака.