Чем отличается цель от задачи? Пример продвижения к успеху. Выясняем, чем отличается цель от задачи

ЭТАПЫ ОФОРОМЛЕНИЯ ПРОЕКТА

ВОПРОСЫ:

1. Основные требования к проекту

2. Основные разделы текста проекта

3. Постановка или описание проблемы

4. Цели и задачи проекта

5. Управление и кадры

Основные требования к проекту

1. Ограниченность (по времени, целям и задачам, результатам и т.д.) эта характеристика проекта, позволяющая контролировать ход его реализации по чётко определенным этапам на основании результатов каждого этапа. Ограниченность проекта означает, что он содержит:

ë этапы и конкретные сроки их реализации;

ë четкие и измеряемые задачи;

ë конкретные и измеряемые результаты;

ë планы и графики выполнения работ;

ë конкретное количество и качество ресурсов, необходимых для реализации.

2. Целостность общий смысл проекта очевиден и ясен, каждая его часть соответствует общему замыслу и предполагаемому результату.

3. Последовательность и связность – логика построения частей, которые соотносятся и обосновывают друг друга. Цели и задачи напрямую вытекают из поставленной проблемы. Бюджет опирается на описание ресурсов и сочетается с планом.

4. Объективность и обоснованность – доказательность того, что идея проекта, подход к решению проблемы появились не случайным образом, а являются следствием работы авторов по осмыслению ситуации и оценки возможностей воздействия на неё.

5. Компетентность авторов и персонала – адекватное выражение осведомленности авторов в проблематике, средствах и возможностям решения вопроса. Владение персонала технологиями, механизмами, формами и методами реализации проекта.

6. Жизнеспособность – определение перспектив развития проекта в дальнейшем, возможности его реализации в других условиях, как и чем он может быть продолжен.

Основные разделы текста проекта

Если проект предоставляется для участия в конкурсе, то авторами заполняются строго в соответствии с указанными образцами формы заявок и информационных карт (паспортов и т.п.), запрашиваемых организаторами конкурса, а также сметы финансирования.

Организаторами различных конкурсов могут быть также предъявлены требования к расположению и названиям основных разделов, что облегчает администрирование конкурсов и оценку, рецензирование проектов.

Наиболее часто используется следующая форма структурирования проектов.

Название проекта – должно быть броским, кратким, выражающим основную идею содержания, может быть дана расшифровка названия.

Организация-исполнитель – название, адрес, телефон, реквизиты; в этом разделе отдельной строкой указывается организация-заявитель (если это не одна и та же организация), поддерживающая организация (учреждение, которое содействует выполнению проекта либо является учредителем исполнителя).

Руководители проекта - фамилия, имя, отчество, должность, место работы, адрес, телефон, звание.

География – территория, на которой будет проходить реализация проекта, координаты участников.

Сроки выполнения – если проект проходит по этапам, указываются сроки выполнения каждого из них.

Учреждение/организация-исполнитель – указывается дополнительная информация, доказывающая компетентность исполнителей, род деятельности заявителей, наличие достижений в сфере деятельности по проекту, опыт реализации аналогичных проектов и программ.

Постановка или описание проблемы

Постановка проблемы (введение) – актуальность проекта определяется значимостью проблемы, решению которой призван способствовать ваш проект. При этом социальной проблемой можно назвать обнаруживаемое в жизни общества противоречие между существующим и желаемым состоянием, которое вызывает в обществе (сообществе) напряженность и которое оно намеревается преодолеть.

Схема составления проблемы состоит в сжатой формулировке ситуации, которая требует изменений (штампы-предложения: «До сих пор ничего не сделано для того, чтобы...» или «Все меры по... оказываются малоэффективными» или «То, что делалось до сих пор, не принесло результатов…»)

И этом разделе разъясняется актуальность и новизна данного проекта по сравнению с аналогами, дается ответ на вопросы, чьи интересы затрагивает эта проблема, каковы ее масштабы и что может произойти, если она не найдет решения.

Одной формулировки недостаточно, требуется аналитическое осмысление, проблему необходимо представить в количественных и качественных показателях, ее структурных характеристиках.

В этом разделе важно также выделить сферы применения проекта, его функциональное назначение, стратегию как основной способ решения проблемы. С точки зрения проектирования, стратегия определяет назначение проекта, его долгосрочные цели, это – последовательная схема принятия решений, логически продуманная миссия проекта, обоснование его существования.


Сама проблема может быть определена с помощью следующих основных аспектов или характеристик:

Организационное или физическое местонахождение: Где была выявлена проблемная ситуация, проблема? Насколько широко она распространена?

Насколько серьёзна, важна проблема? Кто затронут проблемой? Сколько людей она затрагивает? Как и на что она влияет? Насколько и для чего, для кого она важна? Кто и какую выгоду получит от её решения?

В этом разделе необходимо:

ë чётко определить проблему, над которой вы собираетесь работать;

ë определить причины этой проблемы;

ë быть реалистичным – не пытаться решить все мировые проблемы в ближайшее полгода;

ë подтвердить насущность проблемы с помощью дополнительных материалов – статистических данных и др.

анализ проблемы должен быть убедительным: чётко сформулирован, хорошо аргументирован и подкреплён информацией, статистикой, экспертной оценкой.


В этом разделе вы должны чётко и ясно ответить на два вопроса: почему это проект необходим, и какую (какие) проблему(мы) проект будет решать. То есть, с одной стороны, описать проблему как значимую и актуальную, а с другой – продемонстрировать возможность её решения или, по крайней мере, значительного продвижения в её решении с помощью цели, задачи и методов, которые вы опишите в следующих разделах.

Итак, проблема, на решение которой ищутся средства, должна быть:

ë важной, побуждающей к оказанию помощи;

ë идти от потребностей целевой группы (та группа людей, проблему которой вы хотите решить);

ë убедительной и привлекающей внимание;

ë хорошо аргументированной.

· он раскрывает необходимость выполнения проекта;

· в нем описаны обстоятельства, побудившие написать проект;

· проблема выглядит значимой для вашей территории, в целом для общества;

· исполнитель является достаточно компетентным для реализации проекта;

· масштабы проекта разумны, он не делает попытки решить все мировые проблемы сразу;

· проект поддерживается статистическими и аналитическими дан­ными, ссылками на экспертов, ключевые научно-методические ис­точники;

· проблема сформулирована с точки зрения того, чьим нуждам служит проект, а не с точки зрения «удобства» исполнителя;

· четко определен способ решения проблемы.



ПРИМЕРЫ

Цели и задачи проекта

Цель проекта – это отражение проблемы, те изменения, к которым стремится организация в ходе проекта.

Формулировка цели должна быть увязана с выявленной проблемой и по возможности решать её, указывая путь от реального состояния дел до идеального или предполагаемого после реализации данного проекта.

Основные требования к формулировке цели таковы:

· достижимость в рамках этого проекта;

· безусловность, так как для проектной деятельности изучение возможных условий должно быть завершено до начала работ;

· предусмотрение итогового результата проекта;

· соответствие компетентности, подготовленности финансово-экономическим, материально-техническим, организационным условиям реализации проекта.

При формулировании цели проекта можно использовать следующие формулировки:

· содействие развитию …

· создание условий ….

· обеспечение …

· и т.п .

Превращение проблем в цели – ПРИМЕРЫ:

Определение цели важный момент процесса проектирования, нельзя подходить к нему формально. Добиться результата в любом деле можно, если чётко знаешь, чего именно хочешь добиться. Псевдоцели (неточно поставленные или неверные) в процессе реализации проекта не позволяют добиться положительных результатов. Главное назначение цели – показать, к чему приведёт, и чему будет способствовать запланированная вами деятельность по решению проблем в рамках вашего проекта.

Постановка цели – это один из наиболее важных моментов в разработке проекта. От того, насколько честны и конкретны в определении желательной цели вы будете с самими собой, во многом зависит успех вашего проекта. Пусть цель будет не отпиской, красивой формулировкой, а истиной, рабочим материалом, на который можно смело опираться.



Цель сформулировали, теперь определяем перечень действий, которые нужно выполнить, чтобы достичь её – это ЗАДАЧИ. Задачи как способ достижения поставленной цели. Задачи всегда указывают на конкретный результат.

Вработе над проектом важно дифференцировать понятия «цель» и «задачи». В жизни и в справочной литературе эти понятия, к сожалению, трактуются как синонимы, но в процессе проектирования они наполня­ются специфическим смыслом.

Задача – это частная цель, или мини-цель. Это конкретизация об­щей цели, шаг на пути ее достижения. Слово «задача» означает также «поручение, задание», вопрос, требующий решения по известным данным с соблюдением условий.

Задачи в проекте – это конкретные части цели (пункты), которые предстоит реализовать, или это действие, которое вы предпринимаете, чтобы достичь цели проекта. Задачи должны быть максимально конкретизированы. В них должны содержаться количественные данные о степени полезности проекта. Задачи всегда указывают на конкретный результат. Из этого раздела должно быть ясно, что получится в результате выполнения проекта, какие изменения произойдут в существующей ситуации. Лучше избегать глаголов несовершенного вида (содействовать, поддерживать, усиливать), априменять глаголы со­вершенного вида : под­готовить, уменьшить, увеличить, организовать, изготовить .

При формулировании целей и задач проекта необходимо соблюдать логическую взаимосвязь:

ПРОБЛЕМА ЦЕЛЬ ЗАДАЧИ

При этом важно не только соблюдать прямую последовательность: проблема, цель, задачи, но и поверить логичность в обратном направлении. Если вы сможете решить поставленные задачи приблизитесь ли вы к поставленной цели? Если цель будет достигнута – решится ли заявленная в проекте проблема?

Часто при разработке целей используют так называемые критерии SMART

S Specific (конкретность) Конкретная, ясная. Цель должна быть чёткой, конкретной. Если в цели есть слова «больше», «раньше» и т.д., обязательно указать на сколько (рублей, минут, процентов т.д.)
M Measurable (измеряемость) Измеримая. Результат достижения цели должен быть измеримым. «Стать счастливой» - трудно измеримый результат (и не конкретный тоже). А вот «выйти замуж» - вполне измеримый: достаточно одного взгляда в паспорт
A Achievable (достижимость) Достижимая. Вы должны быть способны достичь этой цели, хотя бы в потенциале. Должны обладать ресурсами (внешними и внутренними)
для её достижения, либо быть способными эти ресурсы обрести.
R Realistic/Relevant (реалистичность) Реалистичная. Необходимо реально оценивать свои ресурсы по достижению цели. Ставя цель раньше вставать, нам придётся и раньше ложиться для того, чтобы выспаться, либо искать другие способы обеспечения полного своего восстановления.
T Timely/Time-bound (своевременность/определенность по времени) Ограниченная во времени. Должны быть чётко поставлены сроки достижения цели. Без сроков конкретной цели нет.

ПРИМЕРЫ:

Цель Задачи
Снижение уровня конфликтности в учреждении сферы образования и формирование низоконфликтного пространства путём создания школьной службы примирения 1) Повышение качества информированности участников проекта (учащиеся педагоги, родители) на основе оперативного обмена информацией между участниками проекта. 2) Повышение уровня знаний участников проекта по основам конфликтологии, разрешения конфликтов и технологий примирения на базе комплекса просветительских действий. 3) Приобретение участниками проекта, вовлечёнными в его исполнение и прошедшими предварительное обучение, практического опыта. 4) Разработка и нормативное закрепление процедур и форм деятельности школьной службы примирения. 5) Создание специализированного школьного объединения, занимающегося вопросами разрешения внутришкольных конфликтов.

В разделе «Цели и задачи» должно быть ясно, что будет сделано, кто будет осуществлять действия, как они будут осуществляться, когда и в какой последовательности, какие ресурсы будут привлечены (исполнители, помещение, оборудование и др.)

При разработке этого раздела проекта необходимо:

ë подобрать и обосновать мероприятия, которые будет необходимо реализовать для решения задач проекта;

ë обдумать роль каждого сотрудника, которые будут задействованы в реализации проекта, и оценить достаточно ли их квалификации для выполнения запланированных мероприятий;

ë определить, какие ресурсы необходимы вам для выполнения задуманных мероприятий;

ë хронологически выстроить все запланированные мероприятия, определить, сколько времени вам потребуется для реализации всех мероприятий и решения поставленных задач

ü описывает предполагаемые итоги выполнения проекта, под­дающиеся оценке;

ü цель является общим итогом проекта, а задачи - промежуточ­ными, частными результатами;

ü из раздела ясно, какие произойдут изменения в социальной си­туации;

ü по каждой проблеме, сформулированной в предыдущей части, есть хотя бы одна четкая задача;

ü цели в принципе достижимы, а результаты поддаются измерению;

ü язык ясен и четок, нет лишних, ненужных пояснений и ссылок.

Управление и кадры

В данном разделе авторам необходимо кратко описать схему или механизм управления проектом и квалификацию основного персонала, обеспечивающего его реализацию. Если проект предполагает систему обучения и рост кадрового состава, необходимо прописать механизм и тематику обучения.

· четко распределены сферы и функции деятельности между персоналом;

· ясно, кто кому подчиняется и кто несет ответственность за оп­ределенные виды работы;

· персонал, реализующий проект, обладает достаточной квалифи­кацией или получает дополнительное обучение до или в процес­се реализации;

· механизм управления является эффективным, действенным, не тормозит, а увеличивает эффективность работы;

· описание четкое, краткое, содержание - ясное и понятное.

Основной компонент проектирования - выбор содержания, форм, методов деятельности. Это технологический этап, который подразумевает подбор оптимальной системы действий, направленных на решение каждой из поставленных задач.

Подбор технологического инструментария предполагает, что вы достаточно подробно прописываете, в каких направлениях, каким обра­зом, когда, в какой последовательности, что и как будет сделано для получения желаемых результатов.

Если же мы структурируем содержание, то нужно продумать «вертикальные» и «горизонтальные» связи между частями. Чтобы разобраться, можно все содержание сначала изобразить в виде схемы. Составление схем дело не обязательное, но полезное. Схема (или текстовая инфор­мация) работы по проекту и план действий являются базовыми понятия­ми в технологии разработки содержания и механизма реализации, так как достаточно четко показывают, что будет сделано, кто будет осуществлять действия, как они будут осуществляться, когда и в какой последова­тельности, какие ресурсы будут привлечены.

Контрольными характеристиками к этому разделу могут служить:

· четкость структурирования проекта на части и видение их взаимосвязей;

· доступное описание основных мероприятий и причин выбора именно этих форм работы;

· из раздела понятно, как, с кем, когда и где будет проходить/реализовываться проект;

· естественность логической цепочки: проблема ® цель ® задача ® метод;

· нет лишней «воды», то есть ненужных описаний, приложений и прочего отягощения текста.

Планирование

Является самой важной частью механизма реализации.

План в проекте требует установления перечня и порядка действий по реализации. Мероприятия логически выстраиваются в соответствии с задачами по направлениям, этапам, модулям и др. Все виды работ увязы­ваются с ресурсами, устанавливаются сроки, ответственные исполнители. Конкретизация плана ведется различными способами, в том числе в графической форме, например:

План должен быть последователен и убедителен, в нем ясен состав ответственных, исполнителей, средств. Мероприятия плана логически связаны, понятны причины выбора именно этих форм работы.


Похожая информация.


Понятие «цель » означает результат, на достижение которого направлен определенный процесс. При написании научной работы исследователь рассчитывает получить какой-либо итог, связанный с его проведением: получение теоретических выводов, практических результатов, разработка рекомендаций по развитию объекта исследования и т.д. Соответственно, целью не может быть само проведение исследования.

Есть определенные клише, которые используются при формулировании цели научных работ.

Приведем некоторые из них:

«разработать…»;

«выявить…»;

«определить…»;

«установить…»;

«обосновать…»;

«доказать…».

Что такое задача

Для достижения желаемого результата исследователь осуществляет определенные действия, которые называются задачами. Другими словами, задачи – это способы достижения поставленной цели и этапы в продвижении к ней.

От того насколько четко сформулирована задача, зависит качество исследования. Задачи ставятся в виде утверждений, перечисляются по порядку в зависимости от сложности. Количество задач зависит от глубины исследования и определяется исследователем: в среднем от трех до семи задач.

Для формулирования задач используются такие слова, как:

«изучить…»;

«проанализировать…»;

«рассмотреть…».

Внимание! В редких случаях целью может быть «проанализировать», «рассчитать» и т.д. Но, обычно, это характерно для неглубоких и несложных научных работ, где не требуется разрабатывать предложения по совершенствованию объекта, не создается новое научное знание в виде доказательств, закономерностей, принципов, методик и т.д.

Цель и задача в чем разница

Задача представляет собой проблему, которая возникла на пути к цели. Процесс достижения целевого результата подразделяется на этапы, необходимые для осуществления дальнейшего исследования. Таким образом, решая задачу за задачей, мы движемся по направлению к цели. Но следует помнить, что задачи тесно связаны не только с целью, но и между собой.

Последовательность формулирования цели и задач

Любая научная работа представляет собой логическую последовательность решенных задач. Решив одну задачу (преодолев один этап исследования), исследователь понимает, в каком направлении он должен двигаться дальше. Логика исследования – красная нить, связывающая первое предложение работы и последнее.

Например, изучая теоретические основы объекта, необходимо рассматривать те аспекты, которые будут использованы в дальнейшем: изучили факторы в теории → рассмотрели их на практике, применительно к объекту → разработали предложения.

Основные отличия цели и задач

Главное, что необходимо понимать – цель это конечный результат. Решение задач – промежуточные этапы. Если в работе неправильно обозначена цель, то результат может отличаться. Случается, что, наоборот, цель и результат совпадают, но так как цель была поставлена неверно, результат не оправдывает ожидания научного руководителя. Поэтому этот момент важно уточнить у руководителя еще перед написанием курсовой или дипломной работы.

Принципы целеполагания могут различаться в работах при обучении в бакалавриате, магистратуре и аспирантуре. При написании курсовой и дипломных работ цель обычно имеет практическую направленность, тогда как в диссертациях, в связи с их научной направленностью, целью является получение нового научного знания.

Принципиальные отличия цели от задачи

Как же научиться различать эти категории, если они так тесно взаимосвязаны? Потренируйтесь на повседневных бытовых делах. Например, чтобы купить хлеб (цель), нужно:

  1. узнать где находится магазин;
  2. решить какой хлеб купить;
  3. взять деньги;
  4. сходить в магазин.

Сами того не замечая, мы каждый день ставим цели и решаем задачи для их достижения. Такой же принцип работает и при написании научной работы. Например, для того, чтобы «разработать мероприятия по совершенствованию», необходимо: «изучить теоретические основы объекта», «выявить существующие проблемы», «определить факторы, влияющие на объект».

Распространенные ошибки при формулировании цели и задач

Наиболее часто студенты в своих работах допускают следующие ошибки:

  • Цель не связана с темой.
  • Размытая формулировка цели, без определения результата.
  • Задачи не способствуют достижению цели.
  • Задачи дублируют формулировку цели.
  • Задачи не соответствуют содержанию работы.

Составляя план, перед написанием работы, следует помнить о взаимосвязи задач и цели. Тогда впоследствии не возникнет трудностей с определением этих категорий.

В чем разница цели и задачи – учимся отделать семя от плевел обновлено: Февраль 15, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Давно подмечено, что успеха добивается лишь тот, кто знает, к чему стремится и что делает. Для реализации своих целей необходимо успешно выполнять поставленные задачи и знать заданные функции. Тождественны ли данные понятия или между ними есть какая-то разница? Почему так важно знать точное значение указанных категорий и чем грозит их подмена и путаница?

Задача – это проблема, требующая разрешения с помощью имеющихся средств, поручение, которое нуждается в исполнении к указанному сроку. В её качестве может выступать любой вопрос, стоящий перед человеком, будь то сложная научная проблема (лекарство против рака) или относительно небольшая трудность (строительство дороги). Исполнитель ограничен тем набором ресурсов, который имеется у него в распоряжении.

Функция – деятельность человека или механизма, направленная на достижение определённого результата, роль и предназначение объекта внутри отдельной системы. Каждая вещь обладает определённой функцией: орудия труда служат для производства и обработки продуктов, предметы искусства – для удовлетворения эстетических запросов, компьютеры – для сбора и хранения информации.

Сравнение

В чем же разница между функцией и задачей? Итак, как задачи, так и функции ставятся человеку либо лидером, управленцем, либо самостоятельно. Однако категории различаются между собой по конечному результату, который должен достигнуть человек. Функция выполняется постоянно или периодически (доставка воды к жилым домам), и измерить результат можно лишь в определённую единицу времени. Задачи имеют совершенно другое качество: у каждой из них либо есть конкретное решение (одно или несколько), либо оно отсутствует (неразрешимая проблема).

Выполнять определённую функцию может как человек (ремонт теплотрассы, настройка доступа в интернет), так и механизм, программа (проверка целостности трубопровода, очистка воды). Задача всегда стоит перед существом, наделённым сознанием, для её решения необходимо использовать знания или опыт.

Разница между задачами и функциями

Неодушевлённые предметы и механизмы выполняют рутинные задачи, только осуществляя свои функции.

Задача состоит из таких обязательных элементов, как спорная ситуация, проблема и решение. Если ответить на поставленный вызов не представляется возможным, он считается неразрешимым. Функция – это процесс, который включает в себя правила, алгоритм действий и ожидаемый результат. Нарушение заданной последовательности сделает реализацию невозможной. Задача может достигаться различными способами, в том числе и новыми путями.

При этом для реализации задач и выполнения функций требуются ресурсы (материальные, трудовые), которые могут быть достаточными, недостаточными или избыточными. Свобода действия исполнителя ограничена определёнными правилами, нарушение которых влечёт негативные последствия. Задачи и функции необходимы для достижения глобальных целей, поставленных перед человеком, рабочей группой, обществом.

Выводы TheDifference.ru

  1. Результат. У задачи есть конкретное решение, в то время как у функции – нет, и она должна выполняться постоянно.
  2. Соотношение. Понятие «задача» является предельно широким: для реализации одной цели может использоваться несколько функций.
  3. Исполнитель. Решать задачу может только существо, наделённое разумом, выполнять функцию – любой механизм.
  4. Иерархия. Функции служат для реализации задач, поставленных перед человеком и обществом.
  5. Состав. Задача включает в себя фабулу (описание ситуации), проблему и решение. Функция – алгоритм действий и результат.

Главная цель бизнеса: прибыль или деньги?

Развеять миф о том, что компании необходима прибыль, — основная задача этой статьи. Глубоко укоренившийся в умах топ-менеджеров, этот миф не позволяет ставить правильные цели и задачи, выбирать верную стратегию и тактику. Деньги — вот приоритет. Для собственника компании они важнее, и высоко ценить он будет того финансового директора, который их приносит.

Многие руководители, желающие внедрить у себя систему оценки деятельности подразделений и компании, задаются вопросом: какие функции необходимо вменять подразделению?

Существует ряд принципов, которые помогут разобраться, какие показатели следует включать в ответственность подразделения, а какие нет. Кроме этого, каждое подразделение осуществляет деятельность на некотором участке работ, эти участки имеют свою специфику. Настоящий раздел расскажет об этих принципах и поможет разобраться в специфике работы подразделений. Мы поговорим о показателях компании и подразделений, которые исходят из специфики их работы.

От главной цели к стоимости бизнеса

Вчера и сегодня главная цель компании — это получение денег. Успех определяется не прибылью, а в первую очередь наличием денежных средств на расчетном счете.

Держал ли кто-нибудь прибыль в руках и можно ли воспользоваться ею как конечным результатом? Нет, потому что прибыль состоит из начислений: доходов и расходов. По сути, это обещание заплатить.

С одной стороны, наше обещание заплатить — это наши расходы, с другой — платежи, обещанные нам, — наши доходы.

Но обещать не значит жениться! Поэтому ставить знак "равно" между прибылью и деньгами нельзя.

Прибыль невозможно потратить на покупку чего-либо или вывести из бизнеса, это можно сделать только с деньгами. Наличие у компании прибыли еще не означает, что она успешна.

Плачевное состояние

Предприятия, которые ориентируются исключительно на увеличение прибыли, оказываются в весьма плачевном состоянии: прибыль есть, а они неплатежеспособны.

Все потому, что их директора путают термины "прибыль" и "деньги", "доходы" и "поступления денег", "расходы" и "выбытие денег". Это разные понятия, их необходимо различать.

Сто лет назад не было проблем со сбытом, производственные предприятия сбывали всю продукцию. Продавали продукцию, начисляли доходы, следовательно, получали деньги.

Покупали сырье, начисляли расходы и опять же выплачивали деньги. Получали прибыль — значит, получали деньги. Сегодня этот процесс происходит по-другому, так как существуют дебиторская и кредиторская задолженность.

Если вы продаете продукцию с отсрочкой платежа, вы даете вашему контрагенту беспроцентный товарный кредит на длительность этой задолженности.

!!!Виртуальный букварь для студентов направления ВПО Инноватика

Доходы есть, а деньги на расчетный счет еще не поступили.

Движение в никуда

Если увлечься увеличением показателя "прибыль", дебиторская задолженность будет расти, а количество денежных средств на расчетном счету снижаться, так как поставщикам и персоналу нужно платить.

В результате корпоративная "касса" опустеет и компания станет неплатежеспособной по своим обязательствам, несмотря на высокую прибыль.

Приведу пример. Из пункта А в пункт Б выезжает автомобиль. Что будет результатом данного действия?

Автомобиль в пункте Б — действие было результативным. Автомобиль не в пункте Б — действие не было результативным.

А каковы показатели эффективности достижения результата? Скорость, с которой двигался автомобиль, оптимальный путь между пунктами, время движения, расход топлива и т.д.

Возьмем для примера скорость.

Наш автомобиль двигался со скоростью 200 км/ч, эффективность присутствует, но результата это не гарантирует, так как авто может не доехать до финального пункта.

Однако здесь есть и обратная связь: если автомобиль не двигается, то и результата не будет.

Так же и в бизнесе: прибыль — это скорость, деньги — это результат. Но многие подменяют понятия "достижение результата" и "эффективное движение".

Это выражается в том, что компании задают вопрос "Мы быстро едем?", вместо того чтобы задуматься, куда они едут.

Собственник не обрадуется

Пытаются оценивать результат по прибыли. На один из таких вопросов я ответил: прибыль у вас большая, но собственник этому не обрадуется.

Меня спросили: почему? Потому что денег он не увидит, дебиторская задолженность просрочена, на складах товары портятся, а новое оборудование стоит на свежем воздухе под солнцем и дождем.

Организация эффективна, но нерезультативна.

Вот когда погасится дебиторская задолженность, неиспорченные товары будут реализованы и оборудование будет производить и зарабатывать, она станет результативной.

Прибыль — это показатель эффективности, результат — это то, чем можно физически воспользоваться.

Часто на семинарах несогласным с этой позицией даю задание: я вам передаю сто рублей прибыли, расскажите, как вы ее потратите.

Недоверчивой публике я говорю: поднимите руку, кто своими глазами видел прибыль.

Прибылью как конечным результатом воспользоваться невозможно, поэтому и ответа на эти вопросы не существует.

Прибыль — это скорость прироста активов (в т.ч. дебиторской задолженности, товарных запасов) с течением времени, но сами активы собственнику бизнеса не интересны. Активы обладают потенциальной возможностью превратиться в деньги, в результат деятельности компании.

Отсрочка недопустима

Поэтому основная цель — произвести как можно дешевле, продать как можно дороже, понятий отсрочки платежа и дебиторской задолженности не существует.

Деньги превращаются в товар и товар — в деньги без промежуточных стадий. Поэтому и цель — максимизация прибыли, в то время это практически означало максимизировать деньги.

Но когда сегодня собственники говорят, как максимизировать прибыль, ответ простой: продайте свое предприятие, и вы резко максимизируете прибыль, разово. Возьмем для примера ателье.

Покупатель приходил в ателье, по нему ушивали костюм, через некоторое время он его забирал и отдавал деньги.

В момент продажи компания максимизировала свою прибыль на сумму заказа. В XVIII в. это было корректно. Сегодня корректно, когда трейдеры торгуют ценными бумагами на фондовом рынке.

Их цель также максимизировать прибыль посредством продажи активов. Для торговых и производственных компаний, чья деятельность носит регулярный характер в течение длительного времени, максимизировать прибыль невозможно.

Появление маркетинга

Теперь предприятия должны предвосхищать будущие потребности покупателей и развивать производство в этом ключе. Быть успешным и производить продукцию с одинаковыми характеристиками в течение десятилетий уже не получается.

Компания Ford, девизом которой было "Автомобиль может быть любого цвета, если этот цвет — черный", терпит крах, приходится изменить идеологию.

Появляется понятие отсрочки платежа и дебиторской задолженности.

Мифические деньги

С неграмотным управлением в этой сфере столкнулись западные фирмы.

Они показывали высокие прибыли, начисляли дивиденды, но, когда их приходили получать акционеры, денег на выплату не было.

Акционеры шли в суд, и компанию признавали техническим банкротом.

Это значит, что фирма эффективна — присутствует прибыль, — но нерезультативна: нет денег, банки не готовы предоставить кредит, организация не может расплатиться по своим обязательствам.

Вывод таков: если прибыль есть, а предприятие признается банкротом, прибыль не является конечным результатом его деятельности. Таким результатом могут быть только деньги.

Обратите внимание, что в разных странах в стандартах регламентированной отчетности отчет о движении денежных средств появляется в разное время, что косвенно указывает на уровень зрелости экономики и понимания тенденций развития государства:

  • США — 70-е гг. XX в.;
  • Западная Европа — 80-е гг. XX в.;
  • Россия — 90-е гг. XX в.

Но составляется данный отчет в бухгалтерском учете раз в квартал, а то иногда и раз в год.

Поэтому многие менеджеры считают, что отчет о движении средств — не очень нужный документ.

В бюджетном управлении присутствует бюджет движения денежных средств, в рамках которого организовано помесячное управление деньгами.

Казначейское оперативное управление денежными средствами сегодня позволяет управлять деньгами с шагом в день.

Таким образом, современное финансовое управление деньгами совершается не раз в год, а ежедневно.

Поток свободы

Подведем итог: получение прибыли не является главной целью бизнеса, так как прибылью собственник воспользоваться непосредственно не может.

Хотя в большинстве книг по финансовому менеджменту так и написано: прибыль — необходимое, но недостаточное условие существования и ведения успешного бизнеса.

Цель бизнеса с точки зрения собственников — генерировать свободный денежный поток — СДП (FCF (англ.) — Free Cash Flow), который можно выводить из бизнеса собственнику и кредиторам.

По сути, машина для генерации денег. Поэтому топ-менеджерам пора избавиться от стереотипа, ставящего во главе успеха прибыль, а не деньги.

Генеральный директор

L td Consulting Maxima

В чем разница цели и задачи – учимся отделать семя от плевел

"Приоритетное направление нашего банка — NNN. Амбиции высоки: хотим попасть к концу года в "десятку" лучших банков России, работающих с физ. лицами";

"Наш завод традиционно участвовал в отраслевых выставках, размещал рекламу в специализированных изданиях. Сейчас мы осваиваем новую продукцию и поняли, что профессиональных рекламы и PR как таковых у нас нет…";

"Руководство нашего авто-сервис-центра поставило передо мной задачу: на порядок увеличить количество звонков и приездов Клиентов…"

"На рынке сотовой связи области наша Компания долгое время была лидером — т.к. мы были единственным оператором стандарта GSM. За последние 2 года у нас появились 3 конкурента, которые по качеству услуг стремятся догнать нас. Периодически на рынке происходят вспышки ценовых войн… И мы постоянно вынуждены ронять цены вслед за конкурентами".

"В следующем месяце открываем торгово-развлекательный комплекс в спальном районе. Самый большой в городе. Хотим привлечь соответствующих арендаторов и посетителей. Хотим сделать его особенным".

"Хотелось бы к концу года увидеть ген. директора в рейтинге влиятельных людей города и республики".

"Построили элитный малоэтажный комплекс. Квартиры так или иначе продаются, но… только не самые дорогие. Их очень тяжело продать… Есть проблемы и с коммерческой недвижимостью".

"В нашем регионе мы лидируем по продажам компьютеров. Но в народе до сих пор ходят негативные слухи о нашем прошлом…"

"Хочется действовать не "методом тыка", а иметь базу для обоснования каждого шага РК. Насколько "заряженный прайс" бывает у агентств — мы уже знаем. Знаем и уровень их креатива …"

"Мы, скорее всего, будем финансировать производство NNN. Есть ряд патентов, своя технология. Но мы должны понимать, как будем раскручивать NNN. Лишних денег у нас нет — мы их зарабатываем".

"Мне не удалось добиться признания у учредителей компании функции PR как стратегической…"

""Умный дом" — продукт очень новый, дорогой и высокотехнологичный. Все перепробовали — и выставки, и модули, и наружку… Мало что помогает…"

"Уже пробовали идти через врачей. Так к ним две очереди стоят: очередь больных и очередь менеджеров, предлагающих новые препараты.

Чем отличаются функции от должностных обязанностей

А у нас не лекарство, а аппарат для физиотерапевтических процедур — конкурент дорогим лекарствам. Все разрешения получены, но продажи пока идут слабо".

"Проблема состоит в том, что:
— наш магазин расположен в тихом районе, о существовании которого знают не все;
— конкуренцию составляют не только местные предприятия, но и крупные московские сетевики;
— рекламный бюджет ограничен…"

"Через 5 месяцев — Международная выставка по нашему профилю, и в ней примут участие примерно 30-40 конкурирующих фирм-производителей. Из них серьезных конкурентов для нас — 4. И здесь главный вопрос: у кого после выставки клиенты "выметут" готовую продукцию со склада…"

"Раньше не придавала должного значения "Закону об Авторских правах и смежных правах": Вчера вечером, после Вашего рассказа, озадачила на выходные нашего юриста. Хочу теперь сделать "все как надо" с художником и композитором… Каких типовых ошибок стоит опасаться, если я выступаю на стороне Заказчика?"

"Месяц назад на наш рынок вышло аналогичное московское издание, которому Москва разрешила в течение полугода демпинговать и быть убыточным…"

"Стоит проблема: как продвигать качественные, но малоизвестные в регионе телевизионные бренды (например, ТНТ, REN-TV) без серьезных финансовых вложений?"

"Конкуренты нашей строительной компании воспользовались задержкой начала строительства одного из наших объектов и стали размещать негативную информацию в печатных и электронных СМИ, на интернет-форумах и даже инициировали письма "недовольных" во все инстанции… В результате часть Клиентов расторгла договора. Как восстановить имидж?"

"Наш район входит в состав столицы региона, но находится на расстоянии 20 км от нее. По новому закону, район должен полностью влиться в состав столицы, но новый глава Администрации района хочет создать отдельный город…"

Генеральный директор ОАО "Агентство экономического развития Краснодарского края" к. э. н. Андреева Ольга Павловна:

"Хороший рывок за последние 2 года сделал город Краснодар в продвижении своего имиджа во многом благодаря активной позиции главы города и его подчиненных. Казалось бы, зачем Краснодару заниматься своим имиджем на фоне грандиозных PR-проектов, которыми ежегодно радует Краснодарский край, достаточно известный в мировом сообществе? Как выяснилось, о Краснодарском крае знают многие, а про Краснодар и его отличия от других городов, люди не могли ничего сказать, кроме общих фраз: "Море", "Солнце", "Юг, тепло". А откуда море в Краснодаре? Ведь имели в виду Чёрное море, а никак не Кубанское. На основе проведённого бенчмаркинг-анализа с российскими городами и зарубежными городами-конкурентами мы пришли к пониманию, что Краснодар можно продвигать как "город, комфортный для бизнеса и инвестиций". Нашим агентством совместно с компаниями "Конкретика" и "ТРИЗ-ШАНС" была разработана программа продвижения. И, как говорят, попали прямо в яблочко: по итогам 2008, 2009 и 2010 годов журнал Forbes трижды выбрал Краснодар в качестве лидера как город комфортных инвестиций.

Это ли не признание позитивного имиджа? Под таким брендом гораздо проще работать с инвесторами".

Блашенкова В.С., Бренд территори: создание и продвижение. Как это делается в России, М., 2011 г., с. 142.

Программа Мастер-класса

Определение целей является основной задачей для успешного ведения любого бизнеса, но особенно важно для предпринимателей, которые могут отвлечься, не имея четкой и конкретной цели. Цели определяют действия, да ають вам что-то вроде ориентира, согласно которому вам необходимо двигаться в бизнесе, а также могут служить критерием для оценки успешности вашего бизнеса (табл67.7).

. Таблица 67. Понятие цели фирмы

Подход, который. Вы используете в определении целей, подскажет, насколько. Вы способны достичь их. Сферы установление целей в бизнесе приведены в табл 68

Еще. Аристотель подчеркнул:"Благо везде зависит от соблюдения двух условий:

I). Верного установления конечных целей и

2). Поиск соответствующих средств, ведущих к конечной цели", то есть актуальность проблемы стратегического управления существовала всегда, менялись лишь методологические и методические подходы к ней

Таблица 68. Сферы установление целей

Рассмотрим правила для установления целей и основные ошибки и в этом процессе (табл. 69, 610)

. Таблица 69 правило для установления целей

1 Если цели не сформулированы или не понятны — существует опасность И осуществление действий, не соответствующих целям фирмы

2 Если цели четко определены, то возможны конфликты между ними могут быть устранены в процессе согласования целей (достижение консенсуса)

3 Четкое определение критериев оценки деятельности фирмы необходимо во всех случаях, кроме ситуации, когда формальное их делегирования делается для пропаганды, скрывающей истинные цели

4 основных целью фирмы является получение учредительного прибыли

5 Установка не верных целей означает решение неверно сформулированных проблем, что может привести к большему расточительству ресурсов, чем неэффективное решение правильно сформулированной проблемы

6 Результативность процесса установления целей зависит от того:

61 Насколько верно сформулированы цели?

62 Насколько широко о них осведомлен персонал?

63 Как стимулируется их достижения?

. Таблица 610. Основные ошибки при определении целей и причины их возникновения

Основные ошибки в процессе цилевиявлення

Причины возникновения ошибок

Установка и неподходящих 1 целое

11 Выбирается цель, выходящая за пределы миссии фирмы, или такая, что не обеспечивает реализации

12Перетворення средства достижения цели в саму цель

Основные задачи и функции отдела

2.1. Координация и контроль за внешнеторговой деятельностью российских
и иностранных лиц в целях обеспечения соблюдения законодательства РФ о
внешнеэкономической деятельности, защиты экономических и политических
интересов России и N-ской области.

2.2. В соответствии с законодательством и установленными полномочия­
ми информирование соответствующих федеральных органов власти по воп­
росам…

2.3. Участие в формировании и контроль за реализацией областных программ
внешнеэкономической деятельности. Содействие местным органам власти и
управления, хозяйствующим субъектам в подготовке и выполнении мероприя­
тий по развитию внешних связей.

2.4. Подготовка с привлечением заинтересованных комитетов, управлений
и отделов проектов нормативных актов, способствующих стимулированию внеш­
неэкономической деятельности…

2.5. Внесение предложений в программы развития экспортного потенциала
области, внедрение технологий по выпуску импортозамещающей продукции.

2.6. Разработка проектов соглашений о сотрудничестве…

2.7. Участие в экспертизе областных внешнеэкономических проектов.

2.8. Анализ практики осуществления валютного и экспортного контроля на тер­ритории области, выработка предложений по повышению эффективности работы…

Снова обратимся к клиническому подходу. Что стоит за ключевыми слова­ми этого текста: "координация", "контроль", "информирование", "участие", "со­действие", "подготовка", "внесение предложений", "анализ практики" и т. д.? Прежде всего почти принципиальная нерезультативность. В самом деле:

— Ты что сейчас делаешь?

— Координирую.

— А сейчас?

— Информирую, участвую, подготавливаю.

Действительно, так и записано. Но как можно судить о результативности всего этого? Почему тут описан процесс, а не итог деятельности? Естественно, исполнителю удобнее, безопаснее прибегать к таким формулировкам — они ни к чему не обязывают. Сам губернатор показывал мне огромные тома, названия которых начинались со слова "Анализ…".

— Но ведь в положении не записано то, к чему эти действия должны привес­
ти. Там только сами действия.

Начальник отдела оказался довольно умным и энергичным человеком, он быстро понял, что от него теперь требуется, и составил новый документ:

ФУНКЦИИ ОТДЕЛА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ

ОБЛАСТНОЙ АДМИНИСТРАЦИИ Место отдела в структуре администрации

Основная функция отдела

Решение народно-хозяйственных задач области в следующих направлениях:

— Повышение экспортного потенциала области.

— Рост зарубежных инвестиций в область.

— Формирование инфраструктуры внешнеэкономической деятельности обла­
сти (хозрасчетных и коммерческих организаций консультационного и посред­
нического профилей по инвестиционным заявкам, промышленно-торговых
выставок и т. д.).

Вот именно так. Не вообще делание чего-то, а предметно. Экспортный по­тенциал растет — хорошо работает отдел. Зарубежные инвестиции растут — тоже плюс. А будет ли при этом аппарат отдела анализировать, участвовать, коорди­нировать — им виднее, это никого не интересует. Вы согласны, что здесь, по-одес­ски выражаясь, две большие разницы? Вот их-то и выявляет наш продуктный под­ход. Таким способом достигается интеграция целевой структуры организации.

ПРОЦЕДУРЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СЛУЖЕБНЫХ ФУНКЦИЙ

Был у меня клиент, который занимался производством и сбытом элитного алкоголя. Вся страна у него была поделена на несколько регионов, на каждом из которых действовал, как они выражались, дивизион — относительно самостоя­тельное торговое подразделение. Функции директоров этих дивизионов были обозначены как рост прибыли, то есть, скорее, на телеономическом уровне. Вме-

ere с президентом компании, его заместителем по сбыту и директором одного из дивизионов мы начали искать продуктное выражение его функции. При ана­лизе действовавшего тогда положения кто-то из них привел пример одного из дивизионов, который работал весьма успешно, пока его директор не ушел с этой работы. На место ушедшего был назначен директор другого, тоже вполне успеш­ного дивизиона, и он обнаружил, что все успехи по продажам здесь основыва­лись на личных связях его предшественника в предпринимательских, во власт­ных кругах. А у него, как у новичка, таких связей пока не было, и продажи крити­чески упали. Из этого урока мы сделали вывод, что компании совершенно недо­статочно требовать от своих дивизионов только текущих продаж и, кроме того, нельзя полагаться только на личные качества руководителей дивизионов — го­раздо большую ценность имеет создание более или менее безличного, но на­дежного механизма деятельности дивизиона. Поэтому функция директора ди­визиона получилась следующей.

ФУНКЦИИ ДИРЕКТОРА ДИВИЗИОНА:

Создание и развитие механизма, обеспечивающего текущую и стра­тегическую доходность территории:

I. Создание конкурентных преимуществ в развитии клиентской базы ди­
визиона:

— качественный рост клиентуры;

— количественный рост клиентуры;

— разработка и внедрение новых методов работы с клиентурой.

II. Директор дивизиона обязан обеспечить рост чистой прибыли на сво­
ей территории, ориентируясь на следующие основные показатели
(пере­
числены по приоритетности):

1) уровень дистрибуции в основных городах не ниже 80%;

3) выполнение утвержденного плана продаж на уровне не ниже______ %;

4) рентабельность продаж не ниже_________ ;

5) процент затрат по отношению к обороту не выше_________ ;

6) оборачиваемость капитала не ниже__________ ;

7) продажи ассортимента на территории дивизиона не ниже___________ 96 от об­
щего ассортимента компании;

8) стоимость обработанного на месте условного ящика не выше___________ .

Директор дивизиона имеет право самостоятельно определять:

— расширение ассортимента в рамках ассортиментной политики компании;

— клиентскую политику (кредитные линии, объемы поставок, обновление, из­
менение клиентской базы);

— кадровый состав дивизиона (в рамках утвержденного бюджета);

— ротацию кадров.

Надо пояснить пункт о развитии клиентской базы: там качественный рост клиентуры стоит на первом месте не случайно. Чем он отличается от количествен­ного? Тем, что подразумевает развитие, углубление спроса на продукцию дан­ной фирмы. Это развитие выражается в способности одних и тех же клиентов покупать у фирмы больше разных продуктов. Например, если конкуренты прода­ют только бутылки с напитками, то наша фирма продает одновременно рекомен­дации по их употреблению, сценарий по "ведению стола" для деловой встречи, дружеской компании, семейного праздника.

Теперь посмотрим на функции руководителя низового подразделения, ко­торый там называется на английский манер супервайзером.

ФУНКЦИИ СУПЕРВАЙЗЕРОВ

Обеспечение и развитие конкурентных преимуществ в технологии лич­ных контактов в процессе продаж:

1. Качество контакта с клиентом:

Взаимное доверие;

— способность к совместной работе;

— взаимовыгодность;

— приоритетность контакта со стороны клиента по отношению к конкурентам;

— готовность к совместным рискам.

2. Информация о клиенте:

— о закупках у конкурентов;

— платежеспособность клиентов по отношению к нам и конкурентам;

— оценка ресурса клиента по площадям, технике, персоналу;

— отношение конечного потребителя к ассортименту;

— обязательность клиента;

— открытость новшествам;

— параметры удовлетворенности, неудовлетворенности клиента;

— сопоставление его оценок нас с конкурентами.

3. Увеличение закупочного потенциала клиента вплоть до конечного
потребителя:

— переориентация клиента и конечного потребителя на наши марку и продук­
цию;

— анализ потребностей клиента в нашей помощи;

— обучение персонала клиента;

— оптимизация поставок клиентам.

4. Привлечение к нам новых клиентов:

— в новых сегментах рынка;

— от конкурентов;

— обновление базы потенциальных клиентов в освоенных сегментах рынка;

— "предпродажная" подготовка потенциальных клиентов (продажа наших ус­
луг до начала работы потенциального клиента).

Однажды главный механик одного завода, ознакомившись с моим подходом, спросил:

— Так что, я функции слесаря своего таким же образом могу определить?

— Почему нет?

Мы пошли к нему в кабинет, запросили должностную инструкцию слесаря-ремонтника, нашли ее, конечно, с большим трудом. На пожелтевших хрупких стра­ницах там было написано примерно следующее:

— Слесарь-ремонтник осуществляет регулярный осмотр такого-то оборудова­
ния в таком-то цехе.

— Осуществляет текущий и профилактический ремонт.

— Устраняет последствия аварий.

Слесарь был занят, и с главным механиком и мастером мы составили новый вариант функций слесаря-ремонтника:

1. Снижение процента отказов оборудования по механической части.

2. Увеличение межремонтных сроков эксплуатации узлов.

3. Сокращение времени простоев оборудования.

Кстати, стоит обратить внимание на преимущества векторного выраже­ния функций, т. е. больше-меньше чего-то. Как в случае с этим слесарем, так и

в примере начальника внешнеэкономических связей областной администра­ции векторная формулировка дает больше возможности для оценки продук­тивности работы. Поскольку нетрудно установить — больше стало инвестиций или нет, сокращается время простоя оборудования или растет.

Приведу еще один пример такого подхода к "низовым" должностям. Это некоммерческая региональная организация, существующая на гранты россий­ских и зарубежных фондов. Ее клиентами являются разнообразные граждан­ские инициативы и объединения, которые она обеспечивает литературой, кон­сультациями, защитой от власти и в судах. Там есть единственная должность секретаря, который работает не только с председателем правления этой орга­низации, но и со всем аппаратом (около 20 экспертов разных профилей).

Приступая к реализации нового проекта, необходимо определиться с тем, каким должен быть конечный результат. Следует осознанно выбрать предмет деятельности и устремить все свои силы и средства на достижение желаемого. Но прежде, чем начать, надо четко сформулировать цель своей работы и неуклонно ей следовать, ставя перед собой все новые задачи на каждом этапе деятельности.

Кажется, что нет ничего сложного в постановке целей и задач. Однако далеко не все могут четко объяснить, в чем разница между целями и задачами, а многие вообще считают, что это одно и то же. На самом деле, это не так.

Цель выражает стремление к конкретному конечному состоянию. Постановка целей в деятельности является показателем осознанности действий субъекта. Цель помогает выстроить некоторую последовательность в работе, осуществить анализ результата.

Цели имеет следующие характеристики:

  • конкретность конечного результата;
  • является непосредственным следствием потребности субъекта;
  • имеет долю неопределенности;

Задача – это конкретизация путей решения проблемной ситуации. Задача всегда исходит из цели и является средством ее реализации.

Последовательность установления

Сначала выбирается цель, исходя из которой, с учетом реальных возможностей, выстраивается цепочка задач. Цель – это определение направления работы. Чтобы цель оказалась достигнутой быстрее, необходимо потратить время и сформулировать задачи, так как они представляют собой конкретные действия на пути к достижению этой цели.

Цель указывает конечный результат, решение каждой задачи приближает субъекта к этому результату.

Если реализация цели требует много времени, ее разбивают на несколько подцелей, к каждой из которых определяют комплекс задач.

Временные затраты

Цели бывают краткосрочные и долгосрочные. Первые, обычно, подразумевают завершение процесса к определенному времени. Долгосрочные цели, как правило, не имеют временной привязки.

Цель всегда определяется на перспективу (независимо от долгосрочности), в то время как задачи требуют решения в определенные сроки. Затраты времени на решение задач всегда значительно меньше затрат на достижение не только цели, но даже и подцелей.

Задача имеет одно решение и считается выполненной, в то время как цель повторяется в каждой новой задаче.

Выводы сайт

  1. Цель отвечает на вопрос «Что нужно сделать?», а задача — «Как?».
  2. Задача является единичным шагом к достижению цели.

Говоря о своем отношении к жизни и работе, выдающиеся люди говорят, что успех придет к тем счастливчикам, которые научились составлять планы, ставить себе задачи и четко . Однако изучая этот вопрос, большинство начинает путать понятия, в итоге не добиваясь желаемого результата. Чтобы исключить такие моменты, достаточно раз и навсегда понять, чем отличается цель от задачи.

Что такое цель

Достаточно спросить любого знакомого, есть ли у него какая-то , как человек назовет конкретный предмет или событие. Например, молодая девушка хочет сыграть свадьбу, и факт заключения брака становится для нее целью. Или же молодой человек желает приобрести шикарную машину. Он определился с маркой, знает модель, которую хочет, и даже можно назвать цвет будущего авто – он определил для себя цель. Как видно, целью является конечный результат, который получится после выполнения определенных действий. Обычно в цель трансформируются самые яркие мечты, желания человека. Цель может быть материальной или нематериальной, с течением времени может меняться, однако всегда остается результатом какой-либо работы.

Что такое задача

Задачей называется ситуация, вопрос, который нужно решить, чтобы прийти к цели или хотя бы стать к ней немного ближе. Цели и задачи на первый взгляд отличить непросто, однако важно помнить, что задача ассоциируется с проблемой и ее решениями, позволяет выстроить план действий, необходимых для достижения цели. Чтобы успешно планировать свою работу, большие задачи разбиваются на более мелкие, отдельно выносятся сложные вопросы, а простые по возможности выполняются быстрее всего.

В чем основные различия

Как говорилось ранее, чтобы отличить цели от задач, достаточно задать вопрос «что это». Иными словами, если человек чего-то «хочет» – это становится его целью. Если для достижения результата ему нужно выполнить какие-то действия, они становятся его «задачами». Рассмотрим простой пример: Ольга хочет переехать на Кипр, чтобы устроиться на работу и жить у моря. Ее мечтой, целью, является счастливая жизнь на берегу моря, а переезд, оформление документов, поиск работы и накапливание денег – задачи, которые позволяют прийти к цели.
и задач позволяет людям из любой области делать свою работу намного эффективнее, а в жизни помогает найти гармонию и избавиться от ощущения «потерянного времени».

Большие и маленькие цели

Если договориться о том, что – это оформленные мечты, можно вспомнить поговорку «мечтайте о большем». Со временем цели человека меняются в зависимости от его социального положения, знакомств, жизненных обстоятельств.
Однако любую цель, поставленную в любом возрасте, можно отнести к группе «больших» или «маленьких», «краткосрочных» или «долгосрочных». Большая цель может состоять из маленьких, а они, в свою очередь, трансформироваться в задачи.
Правильная и задач позволяет человеку здраво оценить возможность ее достижения, а от этого зависит его настроение, желание работать, совершенствоваться и тратить свое время.

Как ставить цель

Говоря о своих целях, делясь планами с друзьями и близкими, человек должен понимать, что его цели – это его собственные «дети», а значит, разрабатывая задачи и пути выполнения, рассчитывать нужно лишь на себя. Именно поэтому психологи советуют не ставить большие цели, достигнуть которых в одиночку не получится. Правильная постановка целей и задач (ноша по силам) спасет человека от зависимости, ведь если он постоянно просит у кого-то помощь, он перестает быть самостоятельным и в непредвиденной ситуации может прекратить движение к цели, оставшись без поддержки.
Проще прийти к цели, если четко видеть ее. Например, рекомендуется думать не о «какой-то собственной квартире», а о вполне конкретном жилом помещении в новом доме, с двумя комнатами и просторной кухней. Такая конкретизация позволит человеку «записать в мозг» ответ на вопрос «зачем он столько старается», «что получит в результате». Также нужно постараться оградить себя от людей, высмеивающих мечты других. Даже если человеку это не кажется важным, неприятные слова о том, что кажется действительно важным, могут сбить настрой.

Не подглядывать

У каждого человека цели и задачи будут своими, ведь они, как и мечты, зависят от характера, личности и ряда других слагаемых. Именно поэтому человек, который страстно желает найти цель в жизни или в работе, не должен слепо копировать стремления других. Для хорошего спортсмена изнурительные тренировки, сознательный отказ от некоторых удовольствий – маленькие задачи, позволяющие хорошо выполнять большую – тренироваться для достижения лучшего результата.
Если обычный человек, не слишком сильно увлекающийся спортом, внушает себе, что выступление на каком-то турнире может стать его целью, он может добиться отличного результата, но он его, с вероятностью 99%, не удовлетворит. Цели должны быть придуманы конкретным человеком, не навязаны и не «украдены» у других, только в этом случае планирование и решение задач будет приносить удовольствие, а не выматывать.
Другой пример – влюбленные пары, которые через некоторое время ловко заменяют «я» на «мы». Если один из партнеров имеет цель в жизни, второй, еще не определившийся, может «забрать» эту цель себе и начать идти к ней вместе с любимым. Опасность такого варианта заключается в том, что в случае разрыва один из партнеров поймет, что тратил слишком много времени на чужие мечты. Вот почему важно всегда думать своей головой, даже если идея взять чужую цель кажется вполне нормальной.

Существуют ли недостижимые цели

Вопреки расхожему мнению, цели и задачи действительно могут быть настолько сложными, что человек их не достигнет и не выполнит. Чтобы не разочароваться в себе и мире, важно разбивать огромные цели на более мелкие, тщательно оформляя задачи, которые потребуется выполнить на нелегком пути к их достижению.
Говоря о скромных целях и небольших задачах, не нужно стесняться. Молодой человек, который хочет хорошую машину, но пока вынужден приобрести модель скромнее, чтобы в будущем продать ее, добавить деньги и купить «мечту». В данном случае он поступает намного разумнее, чем его приятель, желающий «непременно самый лучший вариант сейчас и сразу». Достаточно верить в себя, постоянно анализировать свои потребности, желания и не сидеть просто так. Постоянно работая в верном направлении, человек обязательно придет к тому, что сделает его жизнь счастливой.