Александровская колонна. Александрийский столп (Александровская колонна) Что изображено на барельефе александровской колонны

Н. ЕФРЕМОВА, Государственный музей городской скульптуры, Санкт-Петербург

Александровская колонна (1829-1834) - крупнейший в мире гранитный монолит, стоящий под тяжестью собственного веса.

Подъем Александровской колонны. Литография 1836 года.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Навершие Александровской колонны обследует верхолаз.

Спина ангела - поражает тщательность чеканки.

Александровская колонна окружена металлическими лесами. Идет реставрация. Фото 2002 года.

На Дворцовой площади Санкт-Петербурга появились строительные леса. Идет реставрация Александровской колонны. Она создана в 1834 году по проекту французского скульптора Огюста Рикара Монферрана как памятник императору Александру I (на одной из граней постамента надпись: "Александру I - Благодарная Россия"). В силу своей художественной выразительности колонна сразу стала восприниматься как одно из самых торжественных триумфальных сооружений во славу побед русской армии, во славу побед "вечной памяти 1812 года".

Французский архитектор Огюст Рикар Монферран (1786- 1858) сумел обратить на себя внимание Александра I, преподнеся ему собственноручно выполненный "Альбом разных архитектурных проектов, посвященных Его Величеству Императору Всероссийскому Александру I". Произошло это сразу после вступления русских войск в Париж в апреле 1814 года. Среди рисунков были проекты конной статуи, колоссального обелиска, Триумфальной арки "Храброму Российскому воинству" и "Колонны в честь всеобщего мира", имеющей определенное сходство с будущим проектом Александровской колонны. Кроме самих рисунков давался краткий перечень необходимых строительных материалов и указывалась стоимость затрат. Таким образом, Монферран сумел показать себя не только как прекрасного рисовальщика, знатока и поклонника классического искусства, но и как технически грамотного специалиста. Архитектор получил любезное, хотя и официальное приглашение приехать в Петербург и не побоялся им воспользоваться. В 1816 году он приехал в северную столицу, где и проработал более 40 лет, до самой смерти.

Монферран получил должность придворного архитектора и начал работу по перестройке Исаакиевского собора. Он уже был достаточно известен к тому времени, когда решил принять участие в конкурсе на проект памятника Александру I. Конкурс объявил в 1829 году император Николай I в память о "незабвенном брате". Монферран представил проект колоссального обелиска, совершенно справедливо полагая, что на просторах Дворцовой площади потеряется любой скульптурный памятник. Император приказал заменить обелиск колонной. И архитектор предлагает, взяв за основу прекрасный античный образец - колонну Траяна в Риме, создать произведение, превосходящее этот шедевр.

Проект утвержден, и начинается не имеющая аналогий по кропотливости и изнуряющей тяжести работа. Для колонны Монферран решил использовать монолит, обнаруженный им в гранитных ломках под Выборгом, в Пютерлаксе, где добывался камень для колонн Исаакиевского собора. Вручную в течение двух лет отделяли гранитную глыбу от скалы. Для доставки камня в Петербург построили специальный бот "Св. Николай", и на нем обтесанную вчерне колонну доставили сначала в Кронштадт, а затем в Петербург, на Дворцовую пристань. Предстоял самый сложный этап - установка колонны на постамент, сооруженный ранее. Изготовили леса, а также множество блоков, лебедок и канатов, с помощью которых собирались поднять монолит.

30 августа 1832 года на Дворцовой площади при огромном скоплении народа колонну установили на постамент. Вся операция продолжалась 100 минут. Император, поздравляя архитектора, сказал: "Монферран, вы себя обессмертили". Но предстояло еще окончательно обработать гранит, отлить из бронзы многочисленные декоративно-символические детали, барельефы и скульптурное завершение.

По поводу последнего были различные предложения. Утвердили проект скульптора Б. И. Орловского: "Фигура Ангела с крестом, которым попирается у подножия вражда и злоба (змея), изображает разительную мысль - сим победиши". (Модель учитывала также настоятельное желание императорского дома "придать ангелу портретное сходство с лицом Александра I".) Скульптурное навершие, барельефы с изображением воинских доспехов, оружия и аллегорических фигур, другие декоративные детали отлиты из бронзы на заводе Ч. Берда.

И вновь 30 августа, но уже 1834 года, состоялось торжественное открытие монумента. Со времен Петра I 30 августа (12 сентября по новому стилю) отмечали как день святого благоверного князя Александра Невского - небесного защитника Санкт-Петербурга. В этот день Петр I заключил "вечный мир со Швецией", в этот день были перенесены мощи Александра Невского из Владимира в Петербург. Вот почему ангел, венчающий Александровскую колонну, всегда воспринимался, прежде всего, как защитник и как страж.

Ангел охранял и благословлял. Вместе с ним город переживал все исторические коллизии: революции, войны, экологические невзгоды. В послереволюционное время его закрывали брезентовым колпаком, окрашенным в красный цвет, маскировали шарами, спускаемыми с зависающего дирижабля. Готовился проект установки вместо ангела огромной статуи В. И. Ленина. Но провидению было угодно, чтобы ангел сохранился. В годы Великой Отечественной войны монумент укрыли лишь на 2/3 высоты и ангел получил ранение: на одном из крыльев - осколочный след.

Сохранность скульптуры во многом обеспечивалась надежностью авторского конструктивного решения. Фигура ангела с крестом и змеей отлита вместе с площадкой, по форме являющейся завершением купола. Купол в свою очередь венчает цилиндр, установленный на прямоугольной площадке - абаке. Внутри бронзового цилиндра заключен основной опорный массив, состоящий из многослойной кладки: гранита, кирпича и двух слоев гранита в основании. Через весь массив проходит металлический стержень, который, как предполагали, является опорным для скульптуры. Важнейшее условие надежности крепления скульптуры - герметичность отливки и отсутствие влаги внутри опорного цилиндра.

За монументом постоянно наблюдали, производились дополнительные осмотры и расчеты запаса устойчивости. К сожалению, с годами увеличиваются вредные вибрационные нагрузки. В последний раз полная реставрация памятника с использованием лесов проводилась в 1963 году. С конца 1980-х годов у хранителей Государственного музея городской скульптуры появились причины для беспокойства: из-под бронзовой капители колонны вытекали белесые струйки и языки влаги не высыхали даже в самые жаркие дни лета. Причина могла быть только одна: попадание воды внутрь скульптурного навершия и далее - в его основание. Вода, просачиваясь сквозь кирпичную кладку, вымывает связующий раствор, и, кроме того, во влажной среде активно идет процесс коррозии опорного стержня.

В 1991 году впервые в истории петербургской реставрационной школы было проведено визуальное обследование скульптуры, венчающей Александровскую колонну. Верхолазов поднял к ангелу лифт специального пожарного крана "Магирус Дойч". Закрепившись веревками, верхолазы выполнили фото- и видеофиксацию скульптуры. Обнаружено значительное количество трещин, протечек, перерождение материалов герметизации. Но потребовалось еще 10 лет тревог и неустанных поисков финансирования, чтобы, установив надежные стационарные леса, начать профессиональное и разностороннее обследование монумента.

Летом 2001 года хранители и реставраторы, преодолев немногим более 150 ступенек металлической лестницы, отправились на первое свидание с ангелом. Увидев его вблизи, испытываешь потрясение: он огромен и одновременно изящен. Предельно выразителен и лаконичен. Поражает виртуозная тщательность чеканки, пластической проработки каждой детали: вьющиеся власы, разделенные пробором и ниспадающие на плечи, обрамляют прекрасный лик, глаза полуприкрыты веками, взор устремлен вниз. Он настолько сосредоточен, что невозможно не почувствовать - ангел смотрит внутрь себя. Бесполезно и незачем искать какого-либо портретного сходства. Ангел похож только на себя! Чрезвычайно выразителен жест правой руки, поднятой в благословляющем жесте к небу. Легок и стремителен бег босых ног, виднеющихся из-под развевающихся одежд. Огромные крылья воздушны, прочеканено каждое перышко. В раскрытой пасти поверженного змея видны зубы и ядовитое жало.

При осмотре мы увидели кроме трещин расхождения соединительных швов, скрепленных некогда свинцом. Свинец полностью деструктурирован. На голове и плече ангела сохранились люки, предназначавшиеся для удаления формовочной земли и арматуры. В подоле одежды размещается фланец (плоское кольцо) на болтах, частично утраченных. Фланец сняли и с помощью специального прибора - волоконно-оптического эндоскопа - осмотрели скульптуру изнутри. Оказалось, что и скульптура и крест не имеют опорного стержня. Стержень, проходящий через внутреннюю кладку цилиндра, верхним своим концом упирается в "подошву" ангела, то есть в сферическое завершение цилиндра. Крылья скульптуры, отлитые из трех частей, соединены с помощью болтов и прикреплены к спине. На голове ангела выявлено сквозное отверстие размером 70 х 22 мм.

Заключение было неутешительным: внутрь скульптуры попадает влага, которая просачивается в цилиндр и в абаку. Цилиндр деформирован, "выпирают" стенки, утрачены соединительные болты. Вывернув 54 медных винта, реставраторы частично вскрыли бронзовую облицовку абаки. Внутренняя кирпичная кладка оказалась разрушенной. Между кирпичами отсутствует связующий раствор, и все это чрезвычайно перенасыщено влагой. В ходе обследования взяты пробы и выполнены соответствующие исследования загрязнений бронзы, качества патины. В целом состояние бронзовой поверхности удовлетворительное, поражение "бронзовой болезнью" фрагментарно.

Важную роль в стабильном состоянии навершия играет конструкция абаки. Система креплений предусматривала "ребра", выполненные из кирпича. Вскрытие листов бронзовой обшивки абаки выявило совершенно удручающее, аварийное состояние внутренних опор: полное отсутствие связующего состава, кирпич разрушен (собран реставраторами на совок с помощью щетки). Новые опоры выполнены из гранита, и теперь опасения, что 16-тонная абака может упасть или перекоситься, полностью устранены.

Внимание хранителей и реставраторов сосредоточено не только на ликвидации трещин, защите бронзовой поверхности, но, в первую очередь, на осушке внутренней кладки. Следует укрепить ее с помощью новейших растворов, а также установить дополнительные болты и винты.

На рельефах постамента памятника обнаружено более 110 следов от осколков снарядов. Пробита осколками и "броня" Александра Невского.

Из-за взаимодействия различных металлов - бронзы и чугуна идет активный процесс коррозии, разрушения бронзы. Реставраторам предстоит кропотливая работа по "залечиванию ран войны".

Сейчас проводятся ультразвуковые обследования колонны, позволяющие обнаружить видимые и невидимые трещины на поверхности и в толще гранита. Одновременно решается серьезная проблема восстановления гранита в основании. Под воздействием тяжести колонны гранит здесь покрыт трещинами. Именно этого опасался Монферран, предлагая заключить низ колонны в бронзовый обод, но предложение тогда не было реализовано.

Методика проведения столь масштабных и не имеющих аналогий реставрационно-консервационных операций разработана проводящими работы специалистами ООО "Интарсия". Финансирует реставрацию московское объединение "Хазер Интернейшнл Рус".

К весне 2003 года Александровская колонна будет укреплена. Первоначальный облик приобретут и расположенные рядом четыре фонаря-торшера. Реставраторы намерены воссоздать ограду, выполненную по проекту Монферрана в 1836 году. И тогда монумент, задуманный и воплощенный как единый художественно-архитектурный ансамбль, вернет себе торжественное великолепие триумфального памятника - подлинного петербургского чуда. Александрийский столп Официальное, историческое название памятника Александру I на Дворцовой площади в Петербурге - Александровская колонна. Однако нередко, ссылаясь на известное стихотворение А. С. Пушкина, Александровскую колонну называют "Александрийским столпом":

Я памятник себе воздвиг
нерукотворный,
К нему не зарастет
народная тропа,
Вознесся выше он главою
непокорной
Александрийского
столпа.

По теме это стихотворение А. С. Пушкина перекликается с одой древнеримского поэта Горация (65-8 гг. до н. э.) "К Мельпомене". Эпиграф к пушкинскому стихотворению: Exegi monumentum (лат.) - Я воздвиг памятник - взят из оды Горация.

Среди семи чудес света известна колоссальная башня маяка, воздвигнутая в Александрии в конце III в. до н. э. и имевшая высоту 180 метров. (В архитектуре столп - башня, башнеобразное сооружение.) Пушкин - прекрасный знаток мифологии - безусловно знал о памятниках древности. Следует учесть, что стихотворение написано в 1836 году, когда Александровская колонна уже два года возвышалась над Дворцовой площадью. И этот памятник не мог оставить поэта равнодушным. Пушкинская метафора многозначна, она вмещает в себя памятники древности и одновременно является откликом на памятник Александру I.

Александровская колонна (Россия) - описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.

А. С. Пушкин

Один из известнейших памятников Петербурга, Александровская колонна знакома каждому из нас буквально со школьной скамьи. С лёгкой руки любимого поэта все так и стали называть монумент - Александрийский столп, хотя, на самом деле, это - поэтический изыск, и памятник вот уже почти 200 лет носит название Александровская колонна.

Александрийская колонна была воздвигнута на Дворцовой площади ещё при Николае I в 1834 г. архитектором Огюстом Монферраном.

А напоминать монумент высотой в 47,5 м должен был о победе России над Францией в 1812 г. Возникла идея воздвигнуть монумент в центре Дворцовой площади у Карла Росси, и в результате открытого конкурса был отобран именно тот проект, который сейчас мы и имеем удовольствие лицезреть.

Александровская колонна - это самая высокая колонна в мире, изготовленная из цельного камня.

Название Александровой колонны, с одной стороны, связано с Императором Александром I, победившим Наполеона, а с другой, с Фаросским (Александрийским) маяком, который является одним из семи чудес света, олицетворяющим предельный уровень достижений человечества. Александрова колонна должна была превзойти все существующие колонны в мире. Действительно, и по сей день Александровская колонна - это самая высокая колонна в мире, изготовленная из цельного камня. А для подъёма этого грандиозного монолита на пьедестал архитекторы Петербурга создали специальную подъёмную систему.

На вершине памятника работа Б. Орловского - ангел, лицу которого скульптор придал черты Александра I. Попирающий змею ангел на вершине колонны символизирует мир и покой, которые принесла в Европу Россия, одержав победу над Наполеоном. Барельефы на пьедестале Александровской колонны в аллегорической форме представляют славу русского оружия и символизируют отвагу российской армии: на них изображены Победа и Слава, записывающие даты памятных битв, Мир и Правосудие, Мудрость и Процветание.

Цифры и факты

Александровская колонна выполнена из красного гранита, обработанного не в Петербурге, а в Пютерлакской каменоломне близ Выборга, а фигура ангела сделана из полированного розового гранита. Для того чтобы доставить колонну в Петербург, понадобилось специальное судно, которое буксировали два парохода. Под основание постамента Александровской колонны забиты 1250 свай по 6 метров в длину каждая. Колонну устанавливали с помощью специально сконструированных в Петербурге лесов и кабестанов.

Любопытно, что на установку ушел всего 1 час 45 минут, а участвовало в ней 2000 солдат и 400 рабочих, поднимавших колонну на постамент.

Сама колонна весит 600 тонн. Она не врыта в землю и не укреплена на фундаменте, а держится исключительно благодаря точному расчету и собственному весу.

Скульптор придал лицу ангела на вершине памятника черты лица Александра I.

Высота ангела, венчающего Александровскую колонну, 4,26 м, в руках он держит крест высотой в 6,4 м. Высота пьедестала, на котором и возвышается Александровская колонна, 2,85 м. И вес всей конструкции 704 тонны. Такое вот величие русского оружия, памятник победе не только российской армии, но и всего народа, победе над тем, что другим победить оказалось невозможным.

Как добраться

Александровская колонна возвышается в центре Дворцовой площади Санкт-Петербурга. Чтобы добраться до площади и памятника, вам необходимо воспользоваться подземным транспортом и доехать до станции «Невский проспект», дальше двигаться к началу Невского проспекта, ориентируясь на шпиль Адмиралтейства. С места пересечения Невского и Адмиралтейского проспектов открывается вид на Дворцовую площадь с Александровской колонной в центре. Вот то, что вы искали.

В 19 веке строительная техника в Европе не сильно отличалась от древнеегипетской. Тысячетонные глыбы поднимались вручную.

Оригинал взят у ikuv в Поднятие Александровской колонны в 1832

Листая старый журнал, нашёл статью о том, как наши предки, жившие лет 200 назад, без всяких Комацу, Хитачи, Ивановцев и прочих катерпиллеров успешно решили непростую и на сегодняшний день инженерную задачу - доставили заготовку Александровской колонны в Санкт-Петербург, обработали её, подняли и установили вертикально. И стоит она по сих пор. Вертикально.



Проф. Н. Н. Лукнацский (Ленинград), журнал "Строительная промышленность" №13 (сентябрь) 1936, стр.31-34

Александровская колонна, стоящая на площади Урицкого (б. Дворцовой) в Ленинграде, общей высотой от верха фундамента до верхней точки 47 м (154 фут.), состоит из пьедестала (2,8 м) и стержня колонны (25,6 м).
Пьедестал, так же как и стержень колонны, выделан из красного крупнозернистого гранита, добытого в Питтерлакском карьере (Финляндия).
Питтерлакский гранит, особенно полированный, очень красив; однако, вследствие крупнозернистоcти он легко подвергается разрушению под влиянием атмосферных воздействий.
Более прочен серый Сердобольский мелкозернистый гранит. Арх. Монферанд хотел из этого гранита сделать пьедестал, но, несмотря на усиленные поиски, не нашёл камня без трещин требуемых размеров.
При добыче в Питтерлакском карьере колонн для Исаакиевского собора Монферанд обнаружил кусок скалы без трещин, размерами до 35 м в длину и толщиною до 7 м и оставил ее на всякий случай нетронутой, а когда возник вопрос о поставке памятника Александру первому, то он, имея в виду именно этот камень, составил проект памятника в виде колонны из цельного куска гранита. Добыча камней для пьедестала и стержня колонны была поручена подрядчику Яковлеву, который имел уже опыт добычи и доставки колонн для Исаакиевского собора.

1.Работа в карьере


Способ добычи обоих камней был примерно одинаков; прежде всего скала очищалась сверху от покрывающего слоя, чтобы удостовериться в отсутствии каких-либо трещин в ней; затем выравнивали на необходимую высоту переднюю часть гранитного массива и делали прорези на оконечностях гранитной массы; выделывались они бурением в ряд столь многочисленных скважин, что почти соединялись друг с другом.


Карьер Питтерлакс (Пютерлаксе)


Пока одна группа рабочих работала над прорезями в оконечностях массива, другие занимались высечкой камня внизу, чтобы приготовить его падение; на верхней части массива во всю его длинну была пробита борозда в 12 см шириной и 30 см глубиной, после чего с её дна были пробуравлены ручным бурением скважины во всю толщу массива на расстоянии 25 —30 см друг от друга; затем борозду, сплошь по всей длине, были заложены железные 45 см клинья, а межд ними и краем камня железные листы для лучшего продвижения клиньев и для предохранения края камня от поломки. Рабочие были расставлены так, чтобы перед каждым из них было от двух до трех клиньев; по сигналу все рабочие одновременно ударяли по ним и вскоре на оконечностях массива стали заметны трещины, которые постепенно, медленно увеличиваясь, отделили камень от общего массива скалы; эти трещины не уклонились от направления, намеченного многочисленными скважинами.
Камень окончательно был отделен и опрокинут рычагами и кабестанами на приготовленную постель из набросанных на наклонный бревенчатый ростверк ветвей слоем в 3,6 м.


Опрокидывание массива для стержня колонны в карьере


Всего было установлено 10 березовых рычагов длиною по 10,5 м и 2 железных, более коротких; на их концах укреплены канаты, за которые тянули рабочие; кроме того, было установлено 9 кабестанов с полиспастами, блоки которых прочно укреплены к железным штырям, заделанным в верхней поверхности массива. Камень был перевернут в 7 мин., тогда как работы по его добыче и подготовке к отделению от общего массива скалы продолжались почти два года; вес камня около 4000 т.

2. Пьедестал для колонны


Сначала был доставлен камень для пьедестала весом около 400 т (24 960 пуд.); кроме него, на судно погрузили еще несколько камней, и общий вес всей погрузки, составил около 670 т (40 181 пуд.); под этой тяжестью судно несколько изогнулось, но было решено установить его между двумя пароходами и буксировать к месту назначения: несмотря на бурную осеннюю погоду, оно благополучно прибыло 3 ноября 1831 г.


Доставка блоков для постамента Александровской колонны

Через два часа камень уже выгрузили на берег при помощи 10 кабестанов, из которых 9 были установлены на набережной, а десятый укреплен на самом камне и работал через обратный блок, закрепленный на набережной.


Передвижение блока для постамента Александровской колонны от набережной


Камень под пьедестал расположили в 75 м от фундаментов колонны, закрыли навесом и до января 1832 г. 40 камнетесов обтесывали его с пяти сторон.


Будущий пъедестал под навесом


Интересны мероприятия, предпринятые строителями, для обтески поверхности шестой нижней грани камня и по установке его на приготовленный фундамент. Чтобы камень перевернуть нижней необтёсанной гранью кверху, устроили длинную наклонную деревянную плоскость, конец которой, образуя вертикальный уступ, возвышался над уровнем земли на 4 м; под ним, на земле, насыпали слой песка, на который должен был лечь камень при падении с конца наклонной плоскости; 3 февраля 1832 г. камень был подтянут девятью кабестанами к концу наклонной плоскости и здесь, поколебавшись несколько секунд в равновесии, упал одним краем на песок, а затем был легко перевернут. После обтески шестой грани камень надо было уложить на катки и подтянуть на фундамент, а затем катки вынуть; для этого под камень подвели 24 стойки, высотою около 60 см, затем удалили из-под него песок, после чего 24 плотника, работая очень согласованно, подтесывали одновременно стойки на небольшую высоту у самой нижней поверхности камня, постепенно их утончая; когда толщина стоек доходила примерно до 1/4 нормальной толщины, то начинался сильный треск, и плотники отходили в сторону; оставшаяся несрубленной часть стоек под тяжестью камня ломалась, и он опускался на несколько сантиметров; эта операция была повторена несколько раз, пока камень окончательно не сел на катки. Для установки камня на фундамент снова устроили деревянную наклонную плоскость, по которой его подняли девятью кабестанами на высоту 90 см, приподняв сначала восемью большими рычагами (вагами) и вытянув из-под него катки; образовавшееся под ним пространство позволило уложить слой раствора; так как работа производилась зимой, при морозе от -12° до -18°, то Монферанд смешал цемент с водкой, добавив одну двенадцатую часть мыла; цемент образовал тонкое и текучее тесто и на нем двумя кабестанами было легко поворачивать камень, слегка поднимая его восемью большими вагами, чтобы вполне точно горизонтально установить на верхней плоскости фундамента; работа по точной установке камня продолжалась два часа.


Установка постамента на фундамент


Фундамент возвели заблаговременно. Основание под него состояло из 1250 деревянных свай, забитых с отметки на 5,1 м ниже уровня площади и до глубины 11,4 м; на каждом квадратном метре забито по 2 сваи; забивались они механическим копром, изготовленным по проекту известного инженера Бетанкура; баба копра весила 5/6 т (50 пуд.) и поднималась воротом с конной тягою.
Головки всех свай срезали под один уровень, определявшийся тем, что до него из котлована откачивали воду и на всех сваях сразу делали отметки; между обнаженными на 60 см верхушками свай уложили и утрамбовали слой гравия и на выровненной таким способом площадке был возведен фундамент высотою в 5 м из 16 рядов гранитных камней.

3. Доставка монолитного стержня колонны


В начале лета 1832 г. приступили к погрузке и доставке монолита колонны; погрузка на баржу этого монолита, имевшего огромный вес (670 т), была более трудной операцией, чем погрузка камня для пьедестала; для перевозки его построили специальное судно длиной 45 м, шириной по мидель-бимсу 12 м, высотой 4 м и грузоподъемностью около 1100 т (65 тыс. пуд.).
В начале июня 1832 г. судно прибыло в карьер Питтерлакс, и подрядчик Яковлев с 400 рабочих сейчас же приступил к погрузке камня; у берега карьера заблаговременно сделали на сваях пристань длиною 32 м и шириною 24 м из бревенчатых срубов, заполненных камнем, а перед ней в море деревянный аванмол такой же длины и конструкции, как и пристань; между пристанью и молом образовался проход (порт) шириною 13 м; бревенчатые ящики пристани и мола соединялись между собой длинными бревнами, обшитыми сверху досками, образовавшими дно порта. Дорогу от места вы¬ломки камня до пристани очистили, а выступавшие части скалы взорвали, затем на всем протяжении (около 90 м) вплотную друг к другу уложили бревна; пере мещение колонны производилось восемью кабестанами, из которых 6 тащили камень вперед, а 2 расположенные сзади, удерживали колонну при ее облическом движении вследствие разницы в диаметрах ее оконечностей; для выравнивания направления движения колонны подкладывались железные клинья на расстоянии 3,6 м от нижнего основания; через 15 дней работы колонна была на пристани.
На пристань и судно уложили 28 бревен, длиною по 10,5 м и толщиною 60 см; по ним надо было втащить колонну на судно десятью кабестанами, расположенными на аванмоле; кроме рабочих на кабестанах поставили еще спереди и сзади колонны 60 чел. для наблюдения за канатами, идущими к кабестанам, и за теми, которыми судно было укреплено к пристани. В 4 часа утра 19 июня Монферанд дал сигнал к погрузке: колонна легко двигалась по лежням и почти уже была погружена, как произошел случай, чуть не вызвавший катастрофу; вследствие небольшого наклона борта, ближайшего к пристани, все 28 бревен приподнялись и под тяжестью камня сразу сломались; судно накренилось, но не перевернулось, так как уперлось в дно порта и стенку мола; камень сполз к опустившемуся борту, но задержался у стенки пристани.


Погрузка стержня колонны на баржу


Люди успели отбежать, и несчастий не было; подрядчик Яковлев не растерялся и немедленно организовал выпрямление судна и подъемку камня. В помощь рабочим вызвали воинскую команду в 600 чел.; пройдя форсированным маршем 38 км, солдаты через 4 часа прибыли в карьер; после 48 час. непрерывной без отдыха и сна работы судно выправили, монолит на нем прочно укрепили и к 1 июля 2 парохода доставили его к б. Дворцовой набережной.


Портрет рабочих, доставивших колонну


Во избежание подобной неудачи, имевшей место при погрузке камня, Монферанд с особым вниманием отнесся к устройству приспособлений для выгрузки. Дно реки очистили от свай, остававшихся от перемычки после постройки стенки набережной; выравняли до вертикальной плоскости помощью очень прочной деревянной конструкции наклонную гранитную стену так, чтобы судно с колонной могло подойти к набережной совершенно вплотную, без всякого зазора; соединение грузовой баржи с набережной сделали из 35 толстых бревен, уложенных вплотную друг к другу; 11 из них проходили под колонной и опирались на палубу другого тяжело нагруженного судна, расположенного с речной стороны баржи и служившего как бы противовесом; кроме того, на оконечностях баржи уложили и укрепили еще 6 более толстых бревен, концы которых с одной стороны прочно связали со вспомогательным судном, а противоположные выдвигались на 2 м на набережную; баржу помощью охватывающих ее 12 канатов прочно притянули к набережной. Для спуска монолита на берег работало 20 кабестанов, из них 14 тянули камень, а 6 удерживали баржу; спуск прошел очень удачно в течение 10 мин.
В целях дальнейшего перемещения и поднятия монолита устроили солидные деревянные подмости, состоявшие из наклонной плоскости, эстакады, идущей к ней под прямым углом и обширной платформы, занимавшей почти всю площадь, окружавшую место установки и возвышавшейся на 10,5 м над ее уровнем.
В центре платформы, на каменном массиве из песчаника построили леса, высотою 47 м, состоявшие из 30 четырехбрусчатых стоек, укрепленных 28 подкосами и горизонтальными связями; 10 центральных стоек были выше других и наверху, попарно, связаны фермами, на которых лежало 5 двойных дубовых балок, с подвешенными к ним блоками полиспастов; Монферанд сделал модель лесов в 1/12 натуральной величины и подверг ее экспертизе наиболее сведущих людей: эта модель чрезвычайно облегчила работу плотников.
Подъемка монолита по наклонной плоскости производилась так же, как и перемещение его в карьере, по сплошь уложенным брусьям кабестанами.


Перемещения готовой колонны: от набережной к эстакаде


В начале эстакады


В конце эстакады


На эстакаде


На эстакаде


Наверху, на эстакаде, его втащили на специальную деревянную тележку, передвигавшуюся по каткам. Монферанд не применил чугунных катков, боясь, что они будут вдавливаться в доски настила платформы и отказался и от шаров — способа, примененного графом Карбюри для передвижки камня под памятник Петру Первому , считая, что приготовление их и прочих приспособлений займет много времени. Тележка, разделенная на две части шириной 3,45 м и длиной 25 м, состояла из 9 долевых брусьев, уложенных вплотную друг к другу, и укрепленных хомутами и болтами с тринадцатью поперечными брусьями, на которые и уложили монолит. Ее установили и укрепили на эстакаде у наклонной плоскости и втащили массив теми же кабестанами, которые тянули его по этой плоскости наверх.

4. Поднятие колонны

Поднятие колонны производилось шестьюдесятью кабестанами, установленными на подмостях по кругу в два ряда в шахматном порядке и укрепленными канатами к сваям, забитым в грунт; каждый кабестан состоял из двух чугунных барабанов, укрепленных в деревянной раме и приводимых в движение четырьмя горизонтальными рукоятками через вертикальный вал и горизонтальные зубчатые колеса (рис. 4); от кабестанов шли канаты через направляющие блоки, прочно укрепленные внизу лесов, к полиспастам, верхние блоки которых подвесили к упомянутым выше двойным дубовым перекладинам, а нижние стропами и сплошными канатными обвязками прикрепили к стержню колонны (рис. 3); канаты состояли из 522 каболок лучшей пеньки, выдержавшие при испытании груз 75 кг каждая, а весь канат — 38,5 т; общий вес монолита со всеми приспособлениями составлял 757 т, что при 60 канатах давало на каждый около 13 т нагрузки, т. е. запас прочности их был принят трехкратный.
Поднятие камня назначили на 30 августа; для работы на кабестанах нарядили команды от всех гвардейских частей в количестве 1700 рядовых при 75 унтер-офицерах; весьма ответственную работу по поднятию камня организовали очень продуманно, рабочих расставили в следующем строгом порядке.
На каждом кабестане, под командою унтерофицера, работало 16 чел. и, кроме того, 8 чел. находилось в резерве для смены устающих; старший в команде наблюдал, чтобы работавшие шли ровным шагом, замедляя или ускоряя его в зависимости от натяжения каната; на каждые 6 кабестанов наряжен 1 десятник, находившийся между первым рядом кабестанов и центральными лесами; он следил за натяжением канатов и передавал распоряжения старшим в команде; каждые 15 кабестанов составляли одно из 4 отделений, руководимых четырьмя помощниками Монферанда, стоявшими у каждого из четырех углов высоких лесов, на которых находилось 100 матросов, следивших за блоками и канатами и выправлявшими их; 60 ловких и сильных рабочих стояли на самой колонне между канатами и удерживали блоки полиопастов в правильном положении; 50 плотников находились в разных местах лесов на всякий случай; 60 камнетесов стояли внизу лесов у направляющих блоков с приказом — никого к ним не подпускать; 30 других рабочих направляли катки и удаляли их из-под тележки, по мере поднятия колонны; 10 каменщиков находились у пьедестала, чтобы подлить цементный раствор на верхний ряд гранита, на который станет колонна; 1 десятник стоял на передней части лесов, на высоте 6 м, для подачи колоколом сигнала к началу поднятия; 1 боцман находился на самой высокой точке лесов у шеста для поднятия флага, как только колонна станет на свое место; 1 хирург был внизу у подмостей для подачи первой помощи и, кроме того, в резерве имелась бригада рабочих с инструментами и материалами.
Всеми операциями распоряжался сам Монферанд, который предварительно за два дня сделал пробу поднятия монолита на высоту 6 м, а перед началом поднятия лично удостоверился в прочности свай, удерживающих кабестаны, а также осмотрел направление канатов и подмости.
Поднятие камня по сигналу, данному Монферандом, началось ровно в 2 часа дня и шло вполне успешно.


Начало подъёма колонны



Колонна двигалась вместе с тележкой горизонтально и в то же время постепенно поднималась вверх; в момент отделения ее от тележки 3 кабестана, почти одновременно, из-за спутанности нескольких блоков остановились; в эту критическую минуту один из верхних блоков лопнул и упал с высоты подмостей в середину группы людей, стоявших внизу, что вызвало некоторое замешательство среди рабочих, окружавших Монферанда; к счастью команды, работавшие на ближайших кабестанах продолжали итти ровным шагом — это быстро внесло успокоение, и все стали на свои места.
Вскоре колонна повисла в воздухе над пьедесталом, остановив ее движение вверх и выравняв строго вертикально и по оси помощью нескольких кабестанов, дали новый сигнал: все, работавшие на кабестанах, сделали поворот на 180° и начали вращать их рукоятки в обратном направлении, спуская канаты и медленно опуская колонну в точности на свое место.



Поднятие колонны продолжалось 40 мин.; на другой день Менферанд проверил правильность ее установки, после чего распорядился снять леса. Работы по отделке колонны и постановке украшений продолжались еще два года и окончательно она была готова в 1834 г.


Бишебуа, Л. П. -А. Байо А. Ж. -Б. Торжественное открытие Александровской колонны (30 августа 1834г)

Все операции по добыче, доставке и установке колонны надо признать очень хорошо организованными; однако, нельзя не отметить некоторых недочетов при сравнении с организацией работ по передвижке камня для памятника Петру Первому, исполненных под руководством графа Карбюри на 70 лет раньше; эти недочеты следующие:
1. При погрузке камня Кабюри затопил баржу, и она стала на твердое дно реки, поэтому никакой опасности опрокидывания ее не было; между тем при погрузке монолита для Александровской колонны этого не сделали, и баржа наклонилась, и вся операция едва не кончилась полной неудачей.
2. Карбюри для поднятия и опускания применял винтовые домкраты, тогда как Монферанд опускал камень довольно примитивным и несколько опасным для рабочих способом, подрубая стойки, на которых он лежал.
3. Карбюри, применяя остроумный способ перемещения камня на латунных шаpax, значительно уменьшил трение и обходился малым числом кабестанов и paбочих; заявление Монферанда, что он не использовал этот способ за недостатком времени, непонятно, так как добыча камня продолжалась почти два года и за это время можно было бы сделать всё необходимые приспособления.
4. Число рабочих при поднятии камня было с большим запасом; однако, надо учесть, что операция длилась очень недолго и что рабочие в большинстве были рядовые воинских частей, наряженные на поднятие, как на торжественный парад.
Несмотря на эти недочеты, вся операция по поднятию колонны — поучительный пример хорошо продуманной организации со строгим и ясным установлением распорядка работы, расстановкой рабочих и определением каждому действующему лицу его обязанностей.

1. Принято писать Монферан, однако, сам архитектор писал свою фамилию по-русски — Монферанд.
2. «Строительная промышленность» № 4 1935.

Спасибо Сергею Гаеву за предоставленный для сканирования журнал.

Александрийский столп (Александровский, Александринский) – памятник Александру I, победителю Наполеона в войне 1812-1814 годов. Колонна, возведенная по проекту Огюста Монферрана, была установлена 30 августа 1834 года. Ее венчает фигура Ангела, выполненная скульптором Борисом Ивановичем Орловским.

Александрийский столб - это не только архитектурный шедевр в стиле ампир, но и выдающееся достижение инженерной мысли. Самая высокая колонна в мире, сделанная из монолитного гранита. Её вес составляет 704 тонны. Высота памятника - 47,5 метров, гранитного монолита - 25,88 метра. Она выше колонны Помпея в Александрии, колонны Траяна в Риме и, что особенно приятно, Вандомской колонны в Париже – памятника Наполеону.

Начнем с краткой истории ее создания

Идею сооружения монумента подал знаменитый архитектор Карл Росси. Планируя пространство Дворцовой площади, он полагал, что в центре площади нужно расположить памятник. Точка установки колонны со стороны выглядит точным центром Дворцовой площади. Но на самом деле она расположена в 100 метрах от Зимнего дворца и почти в 140 метрах от арки здания Главного штаба.

Строительство памятника было поручено Монферрану. Сам он его видел несколько иначе, с конной группой внизу и с множеством архитектурных деталей, но его поправили)))

Для гранитного монолита - основной части колонны - была использована скала, которую наметил скульптор в предыдущие его поездки в Финляндию. Добыча и предварительная обработка производились в 1830-1832 годах в Пютерлакской каменоломне, которая находилась в Выборгской губернии (современный город Пютерлахти, Финляндия).

Эти работы проводились по методу С. К. Суханова, руководили производством мастера С. В. Колодкин и В. А. Яковлев.Д ля обтёски монолита потребовалось пол года. Над этим ежедневно трудились 250 человек. Руководителем работ Монферраном был назначен каменных дел мастер Эжен Паскаль.

После того, как каменотёсы, обследовав скалу, подтвердили пригодность материала, от неё была отсечена призма, значительно превосходившая своими размерами будущую колонну. Были использованы гигантские приспособления: громадные рычаги и ворота для того, чтобы сдвинуть глыбу с места и опрокинуть её на мягкую и упругую подстилку из елового лапника.

После отделения заготовки, из этой же скалы были вырублены громадные камни для фундамента памятника, самые большие из которых весили около 25 тыс. пудов (более 400 тонн). Их доставка в Санкт-Петербург производилась водным путём, для этого была задействована барка особой конструкции.

Монолит же был оболванен на месте и подготовлен к транспортировке. Вопросами перевозки занимался корабельный инженер полковник К.А. Глазырин, который сконструировал и построил специальный бот, получивший имя «Святой Николай», грузоподъёмностью до 65 тыс. пудов (почти 1065 тонн).

При погрузке произошла авария - веса колонны не выдержали брусья, по которым она должна была вкатиться на судно, и она едва не рухнула в воду. Монолит загружали 600 солдат, за четыре часа совершивших марш-бросок длиной 36 вёрст из соседней крепости.

Для выполнения погрузочных работ был сооружён специальный мол. Погрузка производилась с деревянной платформы на его окончании, совпадающей по высоте с бортом судна.

Преодолев все трудности, колонну погрузили на борт, и монолит отправился в Кронштадт на барже, буксируемой двумя пароходами, чтобы оттуда отправиться к Дворцовой набережной Санкт-Петербурга.

Прибытие центральной части колонны в Санкт-Петербург состоялось 1 июля 1832 года. За все вышеперечисленные работы отвечал подрядчик, купеческий сын В. А. Яковлев.

С 1829 года на Дворцовой площади в Санкт-Петербурге начались работы по подготовке и строительству фундамента и пьедестала колонны. Руководил работами О. Монферран.

Сначала была проведена геологическая разведка местности, в результате которой недалеко от центра площади на глубине 17 футов (5,2 м) был обнаружен подходящий песчаный материк.

Подряд на сооружение фундамента был отдан купцу Василию Яковлеву. До конца 1829 года рабочие успели вырыть котлован. При укреплении основания для Александровской колонны рабочие наткнулись на сваи, которыми был укреплён грунт ещё в 1760-х годах. Вышло так, что Монферран повторил вслед за Растрелли решение о месте для памятника, угодив в ту же самую точку!

В декабре 1829 года место для колонны было утверждено, и под основание было забито 1250 сосновых шестиметровых свай. Затем сваи были срезаны под ватерпас, образовав площадку под фундамент, по оригинальному методу: дно котлована залили водой, и сваи срезали по уровню водного зеркала, что обеспечило горизонтальность площадки. Ранее с применением похожей технологии был заложен фундамент Исаакиевского собора.

Фундамент памятника был сооружён из каменных гранитных блоков полуметровой толщины. Он был выведен до горизонта площади тёсовой кладкой. В его центр была заложена бронзовая шкатулка с0 105 монетами, отчеканенными в честь победы 1812 года. Туда же поместили отчеканенную по проекту Монферрана платиновую медаль с изображением Александровской колонны и датой "1830 год", а также закладную доску со следующим текстом:

"В лето от Рождества Христова 1831-е начато сооружение памятника, воздвигаемого Императору Александру благодарною Россиею на гранитном основании, положенном в 19-й день ноября 1830 года. В Санкт-Петербурге при сооружении сего памятника председательствовал граф Ю. Литта. Заседали: князь П. Волконский, А. Оленин, граф П. Кутайсов, И. Гладков, Л. Карбоньер, А. Васильчиков. Сооружение производилось по начертанию того же архитектора Августина де Монтферанда".

Работы были закончены в октябре 1830 года.

После закладки фундамента, на него был водружён громадный четырёхсоттонный монолит, привезённый из Пютерлакской каменоломни, который служит основанием пьедестала.

Инженерная задача установки столь крупного монолита была решена О. Монферраном следующим образом: монолит закатили на катках через наклонную плоскость на платформу, построенную вблизи от фундамента. И камень свалили на кучу песка, предварительно насыпанную рядом с платформой.

"При этом так сильно вздрогнула земля, что очевидцы - прохожие, бывшие на площади в тот момент, почувствовали как бы подземный удар". Затем его передвинули на катках.

Позже О. Монферран вспоминал; "Так как работы производились зимою, то я велел смешать цемент с водкою и прибавить десятую часть мыла. В силу того, что камень первоначально сел неправильно, его пришлось несколько раз передвигать, что было сделано с помощью только двух кабестанов и с особенною лёгкостью, конечно, благодаря мылу, которое я приказал подмешать в раствор..."

На базе разработок генерал-лейтенанта А. А. Бетанкура по установке колонн Исаакиевского собора в декабре 1830 года была сконструирована оригинальная подъёмная система. В неё входили: строительные леса в 22 сажени (47 метров) высотой, 60 кабестанов и система блоков.

30 августа 1832 года посмотреть на это событие собрались массы народа: они заняли всю площадь, а кроме этого окна и крыша Здания Главного штаба были заняты зрителями. На поднятие приехал государь и вся императорская семья.

Для приведения колонны в вертикальное положение на Дворцовой площади потребовалось привлечь силы 2000 солдат и 400 рабочих, которые за 1 час 45 минут установили монолит.

После установки народ закричал "Ура!" А восхищенный император произнес: "Монферран, Вы себя обессмертили!"

Гранитный столб и стоящий на нем бронзовый ангел держатся исключительно за счёт собственного веса. Если подойти к колонне совсем близко и, задрав голову, посмотреть вверх, захватывает дух – колонна покачивается.

После установки колонны оставалось закрепить на пьедестале барельефные плиты и элементы декора, а также выполнить окончательную обработку и полировку колонны.

Колонна была увенчана бронзовой капителью дорического ордера с прямоугольной абакой из кирпичной кладки с бронзовой облицовкой. На ней был установлен бронзовый цилиндрический пьедестал с полушаровым верхом.

Параллельно со строительством колонны, в сентябре 1830 года О. Монферран работал над статуей, предполагаемой к размещению над ней и, согласно пожеланию Николая I, обращённой к Зимнему дворцу. В первоначальном проекте колонну завершал крест, обвиваемый змеёй для декорации крепежа. Кроме того, скульпторами Академии художеств предлагались несколько вариантов композиций фигур ангелов и добродетелей с крестом. Существовал вариант с установкой фигуры святого князя Александра Невского, но первым вариантом который был утвержден являлся крест на шаре без ангела, в таком виде колонна даже присутствует на некоторых старых гравюрах..

Но в итоге к исполнению была принята фигура ангела с крестом, выполненная скульптором Б. И. Орловским с выразительной и понятной всем символикой, - «Сим победиши!».

Орловскому пришлось несколько раз переделывать скульптуру Ангела, прежде чем она понравилась Николаю I. Император пожелал, чтобы лицу Ангела придали сходство с Александром I , а морда змеи, попранной крестом Ангела, должна была непременно походить на лицо Наполеона. Если и напотинает, то отдаленно.

Первоначально Александровскую колонну обрамляла временная деревянная ограда со светильниками в виде античных треножников и гипсовыми львиными масками. Столярную работу из изготовке ограды выполнил "резной мастер" Василий Захаров. Вместо временной ограды в конце 1834 года было решено поставить постоянную металлическую "с трёхглавыми орлами под фонарями", проект которой Монферраном был составлен заранее.

Надо сказать, что кажущийся теперь совершенным, монумент порой вызывал у современников критику. Монферрана, например, упрекали в том, что он якобы потратил предназначенный для колонны мрамор на строительство собственного дома, а для памятника использовал дешевый гранит. Фигура Ангела напоминала петербуржцам часового и вдохновила поэта на следующие насмешливые строки:

"В России дышит все военным ремеслом:
И Ангел делает на караул крестом".

Но молва не пощадила и самого императора. Подражая своей бабке, Екатерине II , начертавшей на пьедестале Медного всадника "Петру I - Екатерина II", Николай Павлович в официальных бумагах называл новый монумент "Столб Николая I Александру I", что сразу же дало жизнь каламбуру: "Столб столба столбу".

В честь этого события была отчеканена юбилейная монета номиналом 1 рубль и полтора рубля

Грандиозное сооружение внушало петербуржцам восхищение и трепет с момента основания, но предки наши всерьез боялись, что Александровская колонна рухнет, и старались обходить ее стороной.

Чтобы развеять обывательские страхи, архитектор Огюст Монферран, благо жил неподалеку, на Мойке, стал ежедневно совершать моцион вокруг своего детища, демонстрируя полную уверенность в собственной безопасности и правильности расчетов. Прошли годы, войны и революции, колонна стоит, архитектор не ошибся.

15 декабря 1889 года случилась почти мистическая история - министр иностранных дел Ламсдорф сообщил в своём дневнике, что с наступлением темноты, когда зажигаются фонари, на монументе появляется светящаяся буква "N".

По Петербургу стали ползти слухи, что это предзнаменование нового царствования в новом году, но на следующий день граф разобрался в причинах явления. На стёклах фонарей было вытравлено название их изготовителя: "Simens". При работе светильников со стороны Исаакиевского собора на колонне отражалась эта буква.

С ней связано много баек и легенд)))

В 1925 году было решено неуместным наличие на главной площади Ленинграда фигуры ангела. Была предпринята попытка укрыть его колпаком, что собрало на Дворцовую площадь достаточно большое количество прохожих. Над колонной повис воздушный шар. Однако, когда он подлетал к ней на необходимое расстояние, тут же дул ветер и отгонял шар. К вечеру попытки укрыть ангела прекратили.

Есть легенда, что в то время, вместо ангела всерьез планировали поставить памятник Ленину. Выглядело бы это примерно так))) Ленина не поставили, так как не могли определиться в какую сторону Ильичу руку протягивать...

Колонна прекрасна и зимой и летом. И прекрасно вписалась в Дворцовую площадь.

Есть еще одна интересная легенда. Это случилось 12 апреля 1961 года, после того как по радио прозвучало торжественное сообщение ТАСС о запуске первого пилотируемого космического корабля. На улицах всеобщее ликование, настоящая эйфория в масштабе страны!

Уже на следующий день после полета у ног ангела, венчающего Александрийский столб, появилась лакончиная надпись: "Юрий Гагарин! Ура!"

Какой именно вандал смог таким способом выразить свое восхищение первым космонавтом и как ему удалось забраться на такую головокружительную высоту, так и останется загадкой.

Вечером и ночью колонна не менее прекрасна.

Рассказывают, что графиня Толстая всегда приказывала кучеру объезжать Дворцовую площадь стороной — боялась, что Александровская колонна, ничем не закрепленная и удерживаемая на месте только силой своей тяжести, свалится прямо на нее. Того же опасались и некоторые петербуржцы. Поэтому архитектор Огюст Монферран каждый вечер демонстративно выгуливал любимую собачку вокруг своего шедевра. Постепенно страхи улеглись. И ныне Александровская колонна — одна из самых ярких и узнаваемых достопримечательностей Северной столицы. Но и загадок с ней связано великое множество.

«Глазомер этих людей чрезвычайно точен»

По официальной версии, Александровская колонна в центре Дворцовой площади Санкт-Петербурга воздвигнута в 1834 году архитектором Огюстом Монферраном по указу императора Николая I в память о победе его старшего брата Александра I над Наполеоном. При этом царь непременно хотел, чтобы монумент был выше Вандомской колонны в Париже, возвеличивающей французского императора. И это пожелание было выполнено, хотя и не без труда.

Подходящая гранитная скала, из которой вытесывался ствол колонны, была найдена в Финляндии, в Пютерлакской каменоломне. Мастера-каменотесы С. В. Колодкин и В. А. Яковлев обследовали ее и пришли к выводу, что камень годится. От скалы отпилили каким-то образом брус весом около 1600 тонн, умудрились с помощью рычагов и воротов сдвинуть эту глыбищу с места и опрокинуть на ложе из елового лапника, смягчившее удар о землю и снизившее риск раскола камня. А потом вручную, на глазок, скалывали все лишнее, тесали, шлифовали — и получился идеально ровный цилиндр диаметром 3,5 метра у основания и 3,15 метра у вершины, высотой 25,6 метра и весом 600 тонн.

Как им это удалось? Ведь современные каменных дел мастера чуть ли не хором утверждают, что даже в наши дни, имея совершенные станки и точные измерительные инструменты, столь качественно и точно выполнить такую работу практически невозможно. А мужички сумели! Но, во-первых, трудились они не менее трех лет. Во-вторых, использовали методику Самсона Ксенофонтовича Суханова — личности легендарной, артель которого сотворила почти все гранитные чудеса Северной столицы: и огромные шары на стрелке Васильевского острова, и колонны Казанского собора, и знаменитую , ныне прозябающую в руинах Баболовского дворца в Царском Селе… О работе артели Суханова писал один иностранный путешественник: «Им, этим мужикам в простых рваных полушубках, не нужно было прибегать к различным измерительным инструментам; пытливо взглянув на указанный им план или модель, они точно и изящно их копировали. Глазомер этих людей чрезвычайно точен». К сожалению, секреты этой методики впоследствии были забыты, как и имя самого гениального мастера, окончившего свои дни в нищете.

Колонну поднимал… покойник

В Санкт-Петербург колонна, равно как и огромные камни для фундамента, самые большие из которых весили более 400 тонн, доставлялись водным путем. Для этого корабельным инженером полковником Константином Андреевичем Глазыриным была сконструирована специальная барка. Для погрузочных работ соорудили специальный мол. Заметим, что подобный опыт у российских мастеров уже был: ведь именно таким способом доставлялся знаменитый Гром-камень — пьедестал для «Медного всадника». И потому без особых происшествий барка с колонной, буксируемая двумя пароходами, добралась до Кронштадта, а затем и до Санкт-Петербурга.

Под фундамент колонны было забито 1250 шестиметровых сосновых свай. Затем дно котлована было залито водой, и сваи срезали по уровню водного зеркала, что позволило сделать площадку идеально горизонтальной. И лишь потом на нее водрузили 400-тонную глыбу фундамента.

Этот метод якобы предложил архитектор и инженер Августин Августинович Бетанкур. Он же сконструировал и оригинальное устройство подъема колонны на пьедестал. В него входили строительные леса высотой 47 метров, 60 кабестанов (кабестан — лебедка с барабаном, насаженным на вертикальный вал) и система блоков. К установке колонны было привлечено 2000 солдат и 400 рабочих. Вся эта операция была выполнена за 1 час 45 минут. Причем, по некоторым источникам, руководил работами сам Бетанкур. Но тут есть одна загвоздка: колонна приняла вертикальное положение в 1832 году, а Августин Августинович… скончался в 1824-м.

Руководить стройкой покойник, естественно, не мог. Вероятно, в исторические документы вкралась ошибка. Скорее всего, строители только использовали наработки талантливого инженера, примененные им, например, при строительстве Исаакиевского собора. Тем не менее эта ошибка — одна из «пробоин» в официальной версии возведения Александровской колонны.

Ствол из руин храма

Григорий Гагарин. «Александровская колонна в лесах». 1832-1833 годы. В основании — остатки древнего храма?

Вторую ощутимую «пробоину» сделал невинный вроде бы рисунок. На нем изображена Александровская колонна в лесах, а подпись под ним гласит: D’aperes nature р. le P-le Grigoire Gagarine. Priutino, се 4 juine 1833. То есть в переводе с французского: «С натуры князем Григорием Гагариным. Дописано в Приютино. Сего 4 июня 1833». Так вот, на рисунке ствол колонны как бы вырастает из какого-то капитального строения, похожего на церковь, частично уже разобранную. Некоторые историки пытаются доказать, что это, мол, временная подсобка, которой пользовались строители в следующие два года после установки колонны. Ведь продолжалась ее окончательная отделка: доводка формы, полировка, сооружение капители, установка фигуры ангела, отделка постамента, установка металлических элементов и т.п. Все это время нужно было где-то хранить инструмент, укрываться строителям от непогоды. Можно бы согласиться с этой точкой зрения, если бы не толщина стен, явно чрезмерная для времянки. Можно также предположить, что художник, отдавая дань романтизму, облагородил невзрачное сооружение, придав ему вид старинных руин. Но если это и в самом деле остатки древнего храма?

Ангел — женщина?

Много вопросов вызывает фигура ангела с крестом, выполненная скульптором Борисом Ивановичем Орловским. Историки дружно утверждают, что лицу ангела приданы черты императора Александра I. Потому и колонна зовется Александровской. И хотя легко убедиться, что даже приблизительного сходства у ангела с императором нет (достаточно взглянуть на прижизненные портреты последнего), большинство исследователей не пытаются оспорить общепринятую точку зрения. Однако профиль у статуи очень уж греческий. А если присмотреться к фигуре? Грудь, бедра, плавные изгибы тела — все говорит о том, что перед нами женщина, а не мужчина. Кстати, есть версия, что натурщицей для скульптуры послужила петербургская поэтесса Елисавета Кульман. Это объясняло бы особенности фигуры ангела, но его лицо также не слишком похоже на известный скульптурный портрет поэтессы.

Существует другая версия: колонну венчает статуя древней богини, лишь немного «усовершенствованная» в угоду монаршей особе, — фигуре дан в руки четырехконечный латинский крест, основанием которого ангел попирает змея, что символизирует победу над «антихристом» Наполеоном. Но, скорее всего, Орловский изваял оригинальную скульптуру. При этом вполне можно предположить, что колонна гораздо древнее, чем считается. Известны рисунки Дворцовой площади, сделанные ранее 1830 года. И что же? Колонна стоит, и ангел на месте, только без креста, и змеи не видно. А если это действительно изваяние богини, дошедшее до нас от цивилизации, значительно более древней, чем греческая и даже египетская?

Предшественники Петра

«На берегу пустынных волн…» — повторяем мы вслед за Пушкиным. Но так ли пустынны были невские волны? Ныне историками и археологами доказано, что Петр I строил свой город не на пустом месте. Были здесь и древнерусские, и скандинавские поселения. Но есть в этом районе сооружения, технология строительства которых ставит в тупик исследователей. К примеру, кронштадтские форты. Их в Финском заливе около десятка, и все они облицованы гранитными блоками весом до двух тонн. Причем уложены блоки без раствора и подогнаны друг к другу так точно, что листок бумаги между ними не войдет. На блоках видны такие же «тычки»-выступы, как на перуанском Саксайуамане. Подобная точность в изготовлении возможна только при массовом машинном производстве. А вот кто и когда действительно построил эти оборонительные укрепления? Ответ на этот вопрос, равно как и на тот, когда и кем была возведена Александровская колонна и некоторые другие сооружения на севере России, мы вряд ли получим в обозримом будущем.