Разведение страуса как бизнес: с чего начать? Выгодно это или нет? Оборудование, которое может понадобиться. Расходы страусиного бизнеса от А до Я

Открыть страусиную ферму можно тремя способами: путем инкубации яиц, покупки взрослых птиц или приобретения действующего бизнеса. Заработать на страусах можно, но для получения прибыли потребуется минимум 1-2 года.

 

Экзотика экзотикой, а страусов в России в последние годы активно выращивают в сельскохозяйственных целях. Этот бизнес вполне может стать выгодным направлением, если все правильно организовать. Самое интересное, что при разведении страусов деньги можно получать более чем из десяти направлений. Как? Читайте и узнаете.

Чтобы страусиная ферма как бизнес была эффективной и окупаемой, нужно знать биологические характеристики птиц, соблюдать особенности кормления и содержания, а так же быть готовым к немалым финансовым вливаниям в бизнес.

С чего начать: пути организации бизнеса

Страусов в России разводят во многих областях: Брянской, Московской, Ленинградской, Саратовской, Оренбургской, Краснодарском крае, Казахстане. Однако, основные продукты - мясо и яйца встречается далеко не в каждом магазине, и тем более ресторане. Чем это обусловлено, так ли просто на практике составить бизнес-план страусиной фермы и организовать полноценное хозяйство по выращиванию этих длинношеих экзотических птиц?

Статьи затрат, которые необходимо включить в бизнес-план:

  1. Аренда или приобретение земли (стоимость варьирует в зависимости от региона, расположения, размера участка);
  2. Постройка птичников, загонов, обустройство территории;
  3. Приобретение взрослых птиц или птенцов, яиц, инкубаторов;
  4. Оборудование сухих помещений для хранения кормов;
  5. Оборудование водоснабжения, отопления, холодильников для хранения продукции;
  6. Приобретение и производство кормов ;
  7. Оплата труда работникам фермы.

Для разведения в сельскохозяйственных целях наиболее пригодны черные африканские страусы. Это самые большие бегающие птицы в мире, рост самца достигает почти 3 метров, а вес - 150 кг. Живут до 70 лет, период активного несения яиц - 40 лет. Они неприхотливы, хорошо переносят низкие температуры.

Существует несколько путей организации страусиной фермы:

  • Покупка яиц и инкубация. Этот самый сложный путь, так как для выведения молодняка нужно соблюсти особые условия. Также можно купить птенцов, их стоимость варьирует в зависимости от возраста, например, суточных цыплят можно купить по цене от 6-7 тыс. рублей за голову. Ожидание воспроизводства составит в этом случае 2-3 года.
  • Второй путь - высокозатратный, но более простой - приобретение взрослых птиц-производителей. Страусоводы рекомендуют приобретать семьи страусов: две самки и один самец. Проанализировав, предложения российских страусиных ферм, видим, что стоимость такого размножающегося трио в возрасте 3-4 лет в среднем составляет 200 тыс. рублей. В этом возрасте страусы готовы к воспроизводству.

Например, 8 семей (16 самок и 8 самцом) в год способны принести 500 голов потомства.

  • Приобретение действующей фермы - самый простой, но наиболее дорогой способ организации бизнеса. Стоимость готового бизнеса зависит от месторасположения, количества птиц, площади.

Например, как сообщает интернет-издание «Коммерсант» в Челябинской области продается страусиная ферма за 17,5 млн. рублей площадью 4 га, число птиц - 10 маточных голов, есть инкубационная система на 75 яиц, пруд с рыбами, детская площадка, сувенирная лавка. Актуальность цены: февраль 2017 года.

Современные подходы

В сельскохозяйственном страусоводстве используется три основных подхода:

  • Интенсивный - при таком подходе птица содержится в таких условиях, когда всю ее жизнедеятельность обеспечивают работники фермы, так по аналогии содержат в стойлах крупный рогатый скот.
  • Экстенсивный подход - когда условия содержания максимально приближены к природным, для этого требуются просторные пастбища.
  • Оптимальным вариантом, по мнению страусоводов, является сочетание этих двух подходов - полуинтенсивная система. Она сочетает в себе положительные качества интенсивного и экстенсивного подходов.

Птичники, пастбища и загоны фермы оборудуются в зависимости от выбранного подхода.

Продукция страусоводства: на чем можно зарабатывать

Чтобы понять страусиная ферма как бизнес выгодно или нет, рассмотрим, на чем зарабатывают страусоводы:

  1. Страусиное мясо и субпродукты. Оно мягкое и нежное, с пониженным содержанием холестерина. Стоимость мяса в среднем от 1 тыс. рублей за килограмм (филе), если в тушках, то 300-600 руб. за 1 кг. С одной птицы получается в среднем от 40 кг. чистого красного мяса.
  2. Кожа. Она ценится гораздо выше телячьей кожи, изделия из нее сохраняют свою прочность в течение 30 лет.
  3. Пищевое яйцо. Одним страусиным яйцом можно накормить восемь человек, цена в среднем составляет 600-1000 рублей. Несутся страусы с марта по октябрь (в зависимости от климатических условий, этот период может немного сдвигаться). Скорлупа от страусиных яиц используется в прикладном творчестве и тоже может идти на продажу, стоимость пустой скорлупы варьирует от 100 до 500 рублей.
  4. Инкубационное яйцо страуса.
  5. Молодняк на продажу.
  6. Взрослые птицы на продажу. Цена одного взрослого страуса от 30-40 тыс. рублей.
  7. Страусиный жир. Используется в фармакологии и косметологии, на его основе изготавливают мази, крема, он полезен для суставов и используется в качестве антисептика.
  8. Перья. Применяются в декоративном творчестве, а также в качестве метелок для обметания пыли с оптики и мебели, к ним не пристает пыль.
  9. Организация экскурсий. Экотуризм пользуется большой популярностью, немалой статьей дохода может стать организация экскурсий на ферму.
  10. Ресницы. Используются в косметологических целях, из них делают искусственные накладные ресницы для модниц.
  11. Когти. Из них изготавливают бижутерию и аксессуары , фурнитуру: пуговицы для манто, шуб, пальто.

Чем и как кормить страусов

У страусов нет зубов, поэтому пища для них должна измельчаться. Для обеспечения поступления необходимых белков, углеводов и минеральных веществ в пищу дают: люпин, люцерну, овес, ячмень, различные комбикорма , просо, кукурузу, соевые бобы, отруби, костную муку, яичную скорлупу, коровий горошек и сочные зеленые корма, ракушечник известняк. Для лучшего переваривания пищи они глотают мелкие камешки и песок.

Действующие фермы

В живую увидеть организацию бизнеса по разведению страусов можно, если посетить действующие фермы. Расскажем, как и на чем зарабатывают современные страусоводы.

«Русский страус»

В Серпуховском районе Московской области есть дейстующая ферма «Русский страус». Здесь широко организуются экскурсии, мастерклассы по изготовлению поделок из скорлупы страусиных яиц и их росписи. На территории работает кафе, предоставляются услуги по проведению праздников.

Кроме этого, продается основная продукция: мясо, перья, кожа и изделия из нее, яйца и живая птица. Компания работает с 1999 года и является первой и крупнейшей в России по разведению черного африканского страуса с полным циклом.

«Брянский страус»

Агроферма «Брянский страус» расположено в Унечском районе Брянской области. На ферме живут несколько десятков птиц. Есть постоянное стадо, которое производит потомство и яйца, они в свою очередь идут на продажу.

Руководитель агрофермы рассказывает, что главные покупатели продукции - московские рестораны. Брянские фермеры поставляют им мясо по цене 600 рублей за килограмм. Примерно такая же цена на яйца. Кожу покупает итальянский дизайнер, она идет на производство дорогих брэндовых сумок, обуви, ремней.

Первые два года после основания агрофермы заработать на страусах не получалось. Прибыль появилась только на третий год работы. Кроме мяса, кожи и яиц, на ферму регулярно приезжают на экскурсию школьники, а также брянские фермеры, пытаясь попробовать себя в страусоводстве, покупают размножающиеся трио.

Страусиная ферма «Фауна»

Основатель фермы «Фауна» купил в Израиле и привез в Казахстан в 2001 году 200 страусят, из них выжили лишь 70. Бизнес не приносил дохода и был продан Бекежану Дауренкулову, который решил реанимировать ферму и создать семейный бизнес.

За первый год удалось вывести всего 10 страусят, за второй 24. Чтобы бизнес работал полноценно полноценно, считают ее владельцы, нужно довести количество птиц до 300 голов. Мясо и яйца «Фауна» поставляет в рестораны Алма-Аты, а так же активно организовываются экскурсии для туристов, которые и приносят основной доход.

Также можно купить взрослых птиц, цена которых достигает 5 тыс. долларов и цыплят - по цене 500 долларов. Перья продают в качестве сувениров.

Подводя итог, можно сказать, что бизнес по разведению страусов может быть рентабельным, но в его организации не все так просто, как может показаться на первый взгляд, начиная от немалых вложений и заканчивая соблюдением оптимальных условий для полноценного выращивания птиц, а также небыстрым сроком окупаемости.

Страусы относятся к числу долгожителей (средняя продолжительность жизни одной особи – 70 лет). Половозрелый возраст сохраняется до 30 лет у самок и 40 лет у самцов. Страусы отличаются крупным размером: длина до 2,5 м, вес – 150-160 кг. Родиной экзотических птиц является жаркая Африка, но они отлично переносят и умеренный климат отечественных широт. Особи устойчивы к сквознякам и заморозкам, они свободно разгуливают по снегу. Оптимальная температура в (сарае) зимой – 15 градусов выше нуля.

Неприхотливость страусов выражается и в их ежедневном . Птица поедает насекомых и небольших позвоночных, питается побегами деревьев, листвой и травами. При разведении им не требуются экзотические продукты, главное – наличие пастбища.

Для условий нашего климата подходят . Особи отличаются быстрым ростом (малыши достигают нужного веса для убоя за 10-11 месяцев), спокойным нравом и высокими показателями яйценоскости. Яйца этой породы отличаются лучшим качеством и красивым внешним видом. Особи беспроблемно переносят перепады температур, адаптируются в разных климатических зонах.

Условия для помещений и загонов

Первое правило хорошей фермы – расположение в тихом месте. Гул, шум и громкие звуки нарушают спокойствие и гармоничную жизнь страусов (разведение будет проходить более трудоемко). Следующий важный шаг – оснащение фермы канализацией и .

СПРАВКА! При выборе места для фермы нужно обращать внимание на уровень грунтовых вод. Оптимальный показатель – не выше 1 м, так как высокая влажность и сырость внутри помещения негативно отражается на здоровье особей.

Экскурсии

Если забой и продажа птиц пока не предполагается, можно начать зарабатывать на экскурсиях. За удовольствие посмотреть на экзотическую птицу люди готовы платить деньги. Визиты туристов, школьников, организованных групп – отличная возможность для начала процесса окупаемости вложенных затрат.

Итак, при открытии деньги понадобятся на закупку особей, облагораживание территории и птичника, покупку инкубатора и кормов. Практика уже действующих хозяйств показывает, что затраты полностью окупаются через 1-2 года. Ускорить этот процесс можно при активном поиске оптовых покупателей готовой продукции. Помните, что разведение страусов – безотходное и прибыльное дело, которое гарантирует стабильный доход.

Для начинающего предпринимателя, у которого нет большого стартового капитала, собственная ферма по разведению страусов является отличным способом получить пусть и не быструю, но вполне приличную прибыль. В настоящий момент на территории России расположено около тысячи ферм среднего размера, хотя для полного заполнения рынка нужно около десяти тысяч – Вам есть куда развиваться, да и вписаться в рынок будет легче. Разведение страусов как бизнес — это идеальная возможность для начинающего предпринимателя вложить свои средства и гарантированно получить прибыль, ведь мясо страуса очень востребовано, уход за птицами не требует специальных навыков и знаний, а уже спустя год вы окупите свои затраты и сможете расширить бизнес до новых высот. Статья не зря попала в раздел , так как в России это все еще эксклюзив и мало кто берется заниматься разведением страусов. Но нас это не должно никаким образом пугать – когда-то и сенсорные телефоны были новинкой, а сейчас ими пользуется каждый. Чтобы не наделать глупых ошибок по неопытности, перед тем как начать свой проект, рекомендуем прочитать статью от вебмастера Александра. Поехали!

Свое дело по разведению страусов – по какому пути идти

Создавая бизнес по разведению страусов, стоит понимать, что сразу Вам никто не даст возможности выращивать страусят и продавать их. Конечно, это более прибыльный вариант, чем выращивание страусов и продажа живого веса, но и проблем здесь куда больше: масса инстанций, получение разрешения на разведение, постоянные проверки для оценки качества птицы, получение сертификатов и справок точно не поднимут Вам настроение. Начинающим бизнесменам мы советуем выбирать более легкий путь – покупка страусят, выращивание их до убойного веса в течении 8-12 месяцев, а затем продажа мяса и прочих продуктов питания, получаемых с тушки. Кроме того, птицу на убой дешевле кормить, так как страусы довольно неприхотливы в пище, и не нужно постоянно следить за ее внешним видом. Спрос на страусиное мясо и яйцо заметно активизировался в последнее время, доказательством чему является скриншоты из Wordstat-а (статистика запросов Yandex).

И у Вас еще есть возможность собрать сливки.

Расходы страусиного бизнеса от А до Я

Выгодной стороной этих птиц является их неразборчивость в пище и ночлеге – при создании бизнеса по разведению страусов стоит учесть и этот плюс. Нам нужно арендовать или купить небольшой сарай для ночлега страусов и провести здесь небольшой ремонт. Помещение должно постоянно прогреваться, чтобы температура не падала ниже 15 градусов. Нужно помнить две основных вещи! Пол должен быть постоянно сухим, и в помещении должно быть хорошее освещение. В сельском районе такое помещение обойдется нам в 20 тысяч рублей, ремонтные работы примерно в 10 тысяч. Теперь пришло время позаботиться о загоне, ведь страусы очень активные птицы и любят много бегать. Размеры загона должны составлять минимум 20 метров на 2 метра, если будет больше – только в плюс. Загон делается из деревянных столбиков и досок, сооружение отнимет из Вашего бюджета еще 30 тысяч рублей. Это разовые расходы, теперь мы перейдем к постоянным расходам. Один страусенок на пятом дне жизни стоит 3400 рублей, столько же уходит на годичную норму корма. Не будем забывать о прививках и витаминах для птицы, на это уйдет еще 400 рублей. Получается, один страус забирает из бюджета 7200 рублей, плюс расходы на отопление и свет — итого около 10000 рублей на птицу.

Доходы от разведения страусов

При достижении убойного веса страуса, а именно 100 килограммов, живое мясо составляет 55% от всего веса. То есть с одного страуса мы получим 55 килограммов мяса по цене 500 рублей за один килограмм. Стоит учесть, что это минимальная цена на рынке, и у Вас будет возможность продать его дороже. С мяса мы получаем 27500 рублей, но это еще не вся прибыль. После разделки страуса у вас останутся перья, кожа и жир, которые также продаются. Приблизительная цена этих продуктов составляет 2500 рублей. В итоге, потратив на одного страуса 10000 рублей, мы получим 28 тысяч рублей дохода. Учитывая длительность роста страусов (от 8 до 12 месяцев), доход не сильно впечатляет, но если у Вас в загоне будет бегать 20-30 страусов, картина кардинально изменится. Не будем забывать, что страусы женского пола ценны еще и яйцами, которые они откладывают. Цена одного яйца составляет 700 рублей, за один сезон страусиха приносит около 60 яиц. Добавьте в доходы еще 42 тысячи только с одной страусихи. Дальше доходы будут зависеть только от Вас: сколько страусов Вы купите после продажи живого мяса, сколько страусих оставите на носку яиц, какие покупатели у Вас будут. Просторов для развития масса, главное — желание работать.
Ну и в заключение рекомендуем Вам ознакомиться с данной передачей кораз посвященной бизнесу на страусиной ферме:

Где можно заработать деньги: прибыльные идеи, которые помогут Вам разбогатеть! Как выиграть в лотерею – 4 способа поймать удачу за хвост + 3 невероятные истории успеха

Внимание! Бесплатный бизнес-план, предлагаемый для скачивания ниже, является примерным. Бизнес-план, наилучшим образом соответствующий условиям вашего бизнеса, необходимо создавать с помощью специалистов.

Рассказывает фермер, а ныне удачливый частный предприниматель из Владимирской области, Петраков Александр, владелец страусиной фермы. Александр уже имел небольшое фермерское хозяйство. Он приобрел в Голландии инкубатор и несколько десятков страусиных яиц, и начал свой необычный бизнес. На небольшой ферме трудится сам Александр, его жена и двое детей. Экзотическое мясо и яйцо страуса вызвали живой интерес, и Александр без труда нашел рынок сбыта, в виде двух продуктовых гипермаркетов.

Бизнес-план разведение страусов. Создаем недорого!

Вступление. Экзотика – как способ зарабатывать деньги

Я родился и вырос в деревне. Всю жизнь занимался крестьянским трудом, и не думаю этого стыдиться. Мне нравится фермерствовать и работать на своей земле.

Впрочем, зарабатывать деньги честным, крестьянским трудом сложно, если вообще возможно. Конечно, с голоду мы не умирали, но и лишних денег не было. Выращивая картошку и телят – разбогатеть сложно.

Нужна была какая-то необычная идея. Что-то такое, что сможет выделить меня на фоне остальных фермеров, и избавит от конкуренции.

И в один прекрасный день, по телевизору я увидел передачу о страусиной ферме в Канаде. Страусы живут на открытом воздухе, а климат там посуровей Владимирского. Я загорелся идей, и захотел попробовать разводить страусов на своей ферме.

Бизнес-план, как начало всему

Однако, на одной идеи далеко не уедешь. У меня нет высшего образования, я понятия не имел где приобретать яйца страусов и инкубатор. Да и денег свободных было откровенно немного. Честно говоря, было одно желания работать и зарабатывать, а четкого плана не было.

Тогда я решил составить план, что мне нужно сделать в первую очередь, и какие вопросы предстоит решить:

  • Сколько понадобится денег на покупку оборудования и яиц?
  • Что конкретно необходимо купить?
  • Где лучше всего покупать оборудование и яйца?
  • Какие дополнительные постройки придется возвести для страусов?

От каждого из этих вопросов зависел успех всего дела. Стоило мне ошибиться хотя бы один раз, и можно было распрощаться с идей завести страусов на Владимирщине.

Как я нашел ответы на все вопросы

Жена подсказала, что мне необходим бизнес-план, и его нужно составлять грамотно и строго индивидуально. Естественно, сам я такую работу выполнить не мог. Знакомых экономистов у меня нет, да и платить им сумасшедшие деньги также возможности не было.

Положение спас Интернет. По чистой случайности нам с женой удалось отыскать сайт, на котором размещены самые разные бизнес-планы.

Я смог отыскать на сайте план, который предусматривает создание фермы страусов с нуля, и не мог нарадоваться такой удачи.

Скачать бизнес-план с сайта можно за весьма скромные деньги, и это не пробьет дыру даже в нашем скромном бюджете.

Этот план не предусматривает всех тонкостей и нюансов, но мы с женой, даже не обладая специальным образованием, смогли довести его до ума за пять дней.

Таким образом, за небольшую сумму мы получили план действий, который отвечал на все поставленные вопросы.

Благодаря этому плану, в течение полугода мы развернули небольшой инкубатор, и вырастили несколько собственных страусов, которые станут основой для начальной популяции.

Разведение страусов на страусиной ферме

Немного полезной информации и краткая презентация бизнес-плана страусиной фермы:

Бизнес-план страус

Такой вид бизнеса, как разведение африканских страусов, остается у нас в стране практически неосвоенным. Общее поголовье этих птиц в России оценивается от 5000 до 6000 особей, что в тысячи раз меньше поголовья крупного рогатого скота или свиней.

При этом мясо, яйца и кожа страуса обладает высокими потребительскими свойствами, на рынке ценятся перья и птенцы страуса. Этот вид легко адаптируется к различным климатическим условиям, редко болеет и быстро размножается.

С учетом того, что в России стоимость комбикорма, электроэнергии, затраты на рабочую силу и аренду земельных участков относительно невелики, доходность подобного бизнеса может быть достаточно высокой.

Отрицательными сторонами бизнес-идеи являются требования к первоначальным вложениям, связанные с высокой стоимостью взрослых птиц, необходимостью достаточно просторных вольеров и специального оборудования.

Также риски, основным из которых является отсутствие устойчивого спроса на продукцию страусоводства. В современных условиях инвестиции возвращаются в течении двух лет.

Таблица №1. Потенциал потребителей страусинных ферм в России

Структура расходов

Основными единовременными затратами на организацию страусиной фермы являются (в тысячах рублей):

  • Покупка взрослых птиц, из расчета 75 голов – 6500;
  • Покупка оборудования – 480;
  • Строительство хозяйственных построек – 120;
  • Прочие расходы – 100.

Общая сумма – 7,2 миллиона рублей.

Страусы – это полигамные птицы, наиболее приближенным к естественным условиям является отношение самцов и самок 1:2, 25 семей будут состоять из 25 самцов и 50 самок.

Стоимость одной птицы может колебаться в пределах от 50 до 100 тысяч рублей, она сильно зависит от пола, возраста и размера особи. В африканской саванне страусы активно перемещаются в течение всей своей жизни, одним из обязательных условий содержания является наличие просторных вольеров.

Это с лихвой окупается их высокими репродуктивными способностями и большой стоимостью птенцов.

Оборудование включает в себя инкубаторы (неплохо зарекомендовали себя переоборудованные отечественные инкубаторы для куриных и утиных яиц), линии для кормления страусов, обогреватели, обеспечивающие комфортные условия для содержания молодняка.

В долговременной перспективе гораздо большее значение имеют ежемесячные расходы, размеры которых оказывают самое значительное влияние на прибыльность подобного бизнеса.

Таблица №2. Прирост участников рынка производства птицы в России

Наибольшее значение имеют следующие из них (в тысячах рублей расчете за месяц):

  • Покупка корма для страусов – 400;
  • Затраты на рекламу и маркетинговые исследования – 35;
  • Оплата аренды земли и сельскохозяйственные расходы – 65;
  • Заработная плата – 200.

Итого 700 тысяч рублей в месяц или 8,4 миллиона в год.

Взрослый страус весом 100-150 килограммов съедает около килограмма комбикорма, птенцы возрастом до 12 месяцев – примерно половину килограмма. При этом надо учесть, что потребность в витаминах и минералах высока практически в любом возрасте, что предъявляет высокие требования к качеству корма.

Структура доходов

При существующем уровне цен на страусиное мясо, на живых птенцов и взрослых птиц многие эксперты считают расходы на забой нецелесообразными, а наиважнейшее место в доходах уделяют живой птице (цифры в тысячах рублей из расчета на месяц):

  • Живая птица – 3500;
  • Яйца – 1125;
  • Перо – 435;
  • Туризм – 300.

Итого около 5,36 миллионов рублей.

Вообще, страусиное мясо и жир высоко ценятся, при приготовлении диетических блюд, и в странах Европы пользуются значительной популярностью, также как и страусиная кожа, по многим показателям превосходящая кожу других животных.

При повышении спроса на такую продукцию страусоводства страусиное мясо также сможет играть важную роль в структуре доходов.

В последнее время люди всего мира стали отдавать предпочтение натуральным и экологическим продуктам, оставляя на втором плане овощи, фрукты и мясные продукты из супермаркетов, искусственно напитанные нитратами и другими химикатами, негативно влияющими на состояние здоровья человека. Востребованными стали продукты, выращенные на фермах. И если конкуренция на фруктово-овощном рынке велика, то существует отличный вариант открытия бизнеса с минимальной конкуренцией на просторах России и несколькими возможными способами сбыта продукции. В этой статье будет представлен бизнес-план страусиной фермы – новый вид бизнеса, способный принести владельцу доход, начиная со сбыта продукции и заканчивая проведением экскурсий. В бизнес-плане рассмотрим реальные варианты продвижения бизнеса, возможные риски, которые могут встретиться на пути у фермера, а также другие важные вопросы, необходимые для успешной и прибыльной реализации проекта.

Анализ рынка

В России существует более 200 страусиных ферм, активно развивающих свой бизнес, и три направления по ведению такого хозяйства:

  • Племенное – выращивание птицы для последующей продажи.
  • Товарное – выращивание страусов с целью производства конечной продукции (яйца, мясо, кожа, перья, жир).
  • Туристическое – проведение экскурсий для взрослых и детских групп по страусиной ферме.

Наиболее выгодным и рентабельным направлением страусоводства в России считается товарное. Хотя такой вариант сбыта и предусматривает определенные «подводные камни». Как пример, несмотря на пользу и диетические свойства страусиного мяса, некоторые потребители жалуются на качество мяса страуса, выращенного в суровых русских условиях. Жесткость мяса обусловлена отсутствием постоянного солнечного света и другими климатическими условиями. Именно поэтому мясо южноафриканских страусов считается более вкусным, чем российских. Однако и цена их значительно выше.

В России мясо страуса непопулярно. Причина его высокой стоимости – большие затраты на содержание птиц в необходимых условиях. Кроме того, это связано с отсутствием информации о преимуществах продукта у потребителей. Фермер, решивший заняться разведением этой птицы, должен позаботиться об эффективном маркетинговом продвижении продукции, делая упор на ее достоинствах и преподнося необходимую информацию своим покупателям.

Потребителей страусиной продукции условно можно разделить на следующие категории:

  • Торговые сети, реализующие мясо и яйца страуса.
  • Заведения общественного питания, использующие в своем меню блюда из страуса.
  • Швейные фабрики, занимающиеся пошивом изделий из кожи страуса.
  • Предприятия, занимающиеся дизайном и декором помещений с использованием перьев редкой птицы.
  • Косметические компании, использующие в парфюмерии страусиный жир.
  • Физические лица, желающие посетить страусиную ферму для экскурсии.
  • Предприятия, занимающиеся племенным разведением страусов, и частные лица, которые хотели бы приобрести страуса для домашнего содержания.

Самыми важными критериями выбора страусиной фермы для потребителя являются стоимость продуктов, их качество и удобное расположение предприятия.

Резюме проекта

Первоначальные затраты: 3 163 650 рублей.

Организационно-правовая форма: ООО.

Вид деятельности: племенное и товарное разведение страусов, продажа продукции, проведение экскурсий по ферме.

Прогнозируемая годовая доходность от продажи товаров и услуг: 3 441 520 рублей.

Окупаемость: 1-1,5 года.

Цель проекта состоит в создании страусиной фермы, которая будет специализироваться на товарном птицеводстве и, отчасти, на организации зрелищ (экскурсии, мероприятия типа страусиных бегов и прочее).

В отличие от большинства бизнес-проектов, месторасположение фермы не должно быть людным. Ферма должна располагаться в спокойном месте – экологически чистом районе с благоприятными климатическими условиями.

Молодая организация будет заниматься разведением африканского страуса. Эта порода неприхотлива к условиям содержания и климату, спокойно переносит высокие и низкие температуры, легче идет на контакт с людьми, быстро размножается.

Ферма будет поставлять другим организациям или физлицам следующие товары:

  • Мясо. Продукт с низким уровнем холестерина, высоким содержанием белков и микроэлементов; подходит для приготовления блюд разной кухни, поскольку хорошо впитывает специи.
  • Яйца. Содержат низкий уровень холестерина и ненасыщенных жирных кислот. Скорлупу страусиных яиц используют в качестве оригинальных сувениров.
  • Кожа. Гибкий, фактурный продукт, устойчивый к намоканию и стойкий к изнашиванию, который используется для декорирования мебели, изготовления обуви.
  • Жир. Содержит ненасыщенные жиры и триглицериды, обладает антибактериальным и гипоалергенным эффектом, используется в кремах и мазях для устранения боли в мышцах, в парфюмерии.
  • Перья. Продажа составляет до 15% от общего доход. Их используют в изобразительном и декоративно-прикладном искусстве, в оптике для удаления пыли (перья имеют антистатические свойства).

Помимо вышеупомянутых продуктов, источником дохода страусиной фермы будет организация экскурсий для всех желающих и организация специальных мероприятий с участием страусов.

При реализации бизнес-плана необходимо определиться со стратегической политикой отстройки конкурентов. И на первых порах лучше использовать стратегию «следования за лидером», применяя в своей деятельности те же действия, что и самый сильный противник. Такая стратегия поможет выявить слабые стороны конкурента и использовать их в борьбе за лидирующее место на рынке.

Регистрация фермы

На старте проекта начинающий фермер должен приобрести права собственности на здание и оформить участок земли, после чего получить следующие документы:

  • Заключение санэпидемслужбы.
  • Разрешение от ветеринарной службы.
  • Свидетельство о регистрации в Государственном стандарте.
  • Разрешение от пожарной инстанции.
  • Договор о вывозе мусора.

Оформляется система налогообложения УСН.

После оформления всех надлежащих документов фермер может приступать к капремонту арендованного помещения для разведения страусов, переоборудованию цехов.

Деятельность фермы попадает под ОКВЭД: 01.49 «Выращивание и разведение полуодомашненных и прочих животных».

Обязательным условием открытия страусиной фермы является приобретение и регистрация кассового аппарата в налоговой инстанции.

Выбор помещения

Расположить помещение лучше в нелюдном месте с хорошими климатическими условиями и наличием необходимых приспособлений для выращивания птицы. Однако подъезд к ферме должен быть; желательно, чтобы добраться можно было не только на машине, но и на общественном транспорте.

Аренда земли в 1 га обойдется предпринимателю в 300 тыс. рублей ежемесячно.

При переоборудовании фермы обязательным является наличие:

  • Навесов и загонов, усеянных клевером.
  • Инкубаторов для птиц.
  • Кормоцеха с сенорезкой, хранилищем для комбикорма и дробилкой.
  • Помещения для разделки страусиных тушек.
  • Отопительной системы.
  • Холодильника.
  • Системы электрического питания.
  • Водоснабжения.
  • Офисного здания для администрации.

Закупка оборудования

Наименование Кол-во, шт. Сумма, руб.
1 Инкубатор 1 100 000
2 Коровник 1 1 800 000
3 Обoрудование для переработки жира 1 30 000
4 Холодильник 2 80 000
5 Семья страусов (3 самки и 1 самец) 2 300 000
6 Другие принадлежности для работы в поле 1 25 000
7 Компьютер 1 7 000
8 ККМ 1 9 000
9 Офисная мебель 1 20 000

Маркетинговая стратегия

При организации рекламной кампании важно определить целевую аудиторию. В данном случае ею выступают люди, заботящиеся о собственном здоровье, поскольку страусиная продукция содержит много полезных элементов и низкий уровень холестерина и жиров в своем составе. А значит, маркетинговую кампанию следует направить на спортивные организации (в частности, в рационе футболистов важное место занимает обязательный завтрак – омлет из страусиного яйца), торговые предприятия и общепиты, швейные фабрики и косметические компании. Причем для каждой категории покупателей стоит придумать отдельные системы скидок и бонусов.

К примеру, для торговых предприятий и общепитов можно делать скидки на большой объем заказа или предоставлять бонусы при заключении долгосрочного договора сотрудничества.

При построении маркетинговой стратегии важно делать упор на преимущества товара – большой ассортимент, достойное качество и экзотичность продуктов.

Стратегия по продвижению страусиной фермы будет включать в себя следующие пункты:

  • Публикация в интернете и печатной прессе материалов о пользе продуктов, произведенных на страусиной ферме.
  • Размещение рекламы в бизнес-изданиях для торговых организаций.
  • Создание видеоролика о страусиной ферме, полезных свойствах продукции, произведенной на ее территории.
  • Селективная реклама.
  • Размещение баннеров в густонаселенных местностях (реклама организации экскурсий).
  • Создание и продвижение сайта.
  • Дегустация блюд, приуроченная к местным мероприятиям.

Маркетинговая кампания

Персонал

Кадровый состав сотрудников фермы будет включать в себя следующие должности:

  1. Директор (владелец). Стратегическое управление предприятием, обеспечение взаимодействия всех сотрудников.
  2. Зооинженер (совмещение). Следит за технологией осуществления процессов содержания и выращивания птицы, ведет отчетность.
  3. Администратор (штатный). Отслеживает работу по договорам, принимает гостей на экскурсию, ведет документацию.
  4. Водитель (штатный). Осуществляет развозку готовых продуктов.
  5. Птицевод (штатный). Ухаживает за страусами.
  6. Специалист по разделке страусов (привлечение для разовых работ). Занимается разделыванием мяса, потрошением птицы, распределением продуктов для продажи.
  7. Ветеринар (нештатный). Занимается осмотром птиц, выявлением проблем со здоровьем, лечением патологий.
  8. Бухгалтер (нештатный). Готовит отчетность для налоговой, занимается финансовой стороной бизнес-вопросов.
Должность Кол-во, чел. Расход, руб.
1 Директор 1 30 000
2 Администратор 1 20 000
3 Зооинженер 1 7 000
4 Специалист по разделке страусов 1 5 000
5 Птицевод 2 36 000
6 Водитель 1 20 000
7 Ветеринар 1 2 500
8 Бухгалтер 1 3 500
Всего 124 000

Финансовая составляющая

Единоразовые расходы

Ежемесячные затраты состоят из таких пунктов:

Наименование Сумма, руб.
1 Материальные расходы 16 000
2 Питание для страусов 20 000
3 Зарплата сотрудников 124 000
4 Отчисления во внебюджетные фонды 10 800
5 Налоги и амортизация 17 150
6 Аренда и коммунальные платежи 400 000
7 Прочие расходы 21 500
Итого: около 600 тыс. рублей

Ориентировочный прейскурант:

Наименование Цена, руб.
Мясо страуса на кости (1 кг) 600
Мясо страуса мякоть (1 кг) 1 400
Мясо при покупке тушей 850/1 кг
Кожа страуса (1х1 кв. м) 600
Страусиный жир (1 кг) 550
Скорлупа 350
Инкубационные яйца (1 шт.) 3 000
Столовое яйцо (1 шт.) 1 500
Перо птицы (1 шт.) 30-450
Страус взрослый (1 шт.) 100 000
Страус молодой (до 1 года) 25 000
Страусенок 8 000
Экскурсия по ферме 250 руб.

Чтобы получить прибыль, требуется зарабатывать не менее 600 тыс. рублей, и эта сумма очень велика. Поскольку большую часть ежемесячных затрат составляет аренда площади, делаем вывод, что для успешной работы желательно иметь необходимую площадь в собственности или найти инвестора, который сможет ее предоставить. Иных возможностей заработать на этом бизнесе просто не существует, поскольку ранее чем через полгода стабильного заработка получить не получится.

Рентабельность можно повысить, если, кроме страусов, выращивать на ферме и другую птицу: курицу, индейку, цесарку. Также на базе такой фермы можно выращивать кроликов.

Риски

К возможным рискам можно отнести экономические факторы – болезнь птиц и их падеж. К сожалению, падеж страусов во многих случаях нельзя предугадать. Однако правильный выбор кормов, содержание птиц в необходимых для них условиях и постоянный ветеринарный контроль помогут снизить уровень риска и продолжать дело без значительных потерь.

Вторым фактором, потенциально влияющим на рентабельность и окупаемость проекта, является кормовой неурожай.

Еще один фактор риска – наличие конкурентов поблизости. Именно он заставляет сотрудников ранчо искать новые пути привлечения клиентов и совершенствовать собственную продукцию.

Увеличение стоимости сырья делает необходимым увеличение цен на продукцию фермы, что может способствовать расторжению договоров со многими клиентами предприятия. Кроме того, возможна и обратная ситуация – снижение стоимости страусиной продукции на рынке, – которая также пагубно влияет на развитие бизнеса.

Не последним фактором в развитии бизнеса является текучесть кадров либо отсутствие правильной организации работы сотрудников. Ведь успешность проекта зависит не от каждого работника лично, а от слаженной работы всей команды.

В итоге

Приведенный бизнес-план страусиной фермы с расчетами может послужить хорошей опорой при самостоятельном составлении бизнес-плана фермы, но уже с учетом достоверных данных о месторасположении усадьбы, ценах на оборудование, товары и услуги и пр. Исходя из представленных расчетов, можно сделать вывод, что первоначальные вложения фермера в бизнес велики. Однако и прибыль, получаемая от такого бизнеса в год, в перспективе может быть достаточной для работы. Риск, на который идет начинающий предприниматель, обязательно будет оправдан при условии соблюдения всех правил и норм, описанных выше.