Расстановка приоритетов. Как расставить приоритеты? Системно-векторная психология. Приоритеты в жизни человека

У каждого из нас свои приоритеты, жизненные цели и задачи, однако в конечном итоге все сводится к одному – желанию быть счастливым, здоровым, иметь рядом любимого человека, воспитать порядочных, успешных детей.

Для многих людей основной жизненной ценностью является финансовое благополучие. В этом нет ничего удивительного, ведь без денег очень сложно обеспечить себе качественный уровень жизни, полноценно отдыхать, расширять свои возможности.

В то же время погоня за высокими доходами зачастую затмевает все, забирает энергию из других сфер жизни. Обратите внимание, сколько бизнесменов и состоятельных знаменитостей в итоге имеет неизлечимые болезни, страдает от одиночества.

Как говорится в ведических знаниях, очень важен баланс энергии. Это означает, что нельзя сосредотачиваться только на сфере денег, нужно стараться повышать свое финансовое благополучие, не забывая при этом о семье, здоровье.

Когда человек ориентируется на семью

Самый верный способ стать высокоэффективным человеком – ориентироваться, прежде всего, на семью. Семья – то, без чего даже самые уверенные и целеустремленные люди будут чувствовать себя неполноценными.

Если человек не создал семью и прожил свою жизнь, не поняв, что такое иметь рядом опору и поддержку в виде любящего партнера, детей, это неминуемо отразится на его миропонимании, не позволит полностью развиться в личностном плане.

Вы, наверняка, не раз слышали, что самое главное в жизни – семья и здоровье. Как ни крути, это действительно так.

Если у вас неважное самочувствие, даже самые большие деньги вряд ли принесут вам счастье и удовлетворение. При отсутствии семьи, скорее всего, не получится долго поддерживать стремление что-то делать, ведь трудиться и добиваться результатов вам будет не для кого. Более того, нередко одинокие люди впадают в затяжные депрессии, начинают злоупотреблять спиртным, наркотиками и т.д.

Как правильно расставить приоритеты в жизни

Если вы желаете быть счастливым человеком, научитесь правильно расставлять жизненные приоритеты. Как уже говорилось, главные цели человека – создание семьи и хорошее самочувствие.

Деньги лучше поставить на 3 место. Следует относиться к ним как к инструменту достижения отличных результатов в семейных отношениях и укреплении здоровья. В противном случае бесконечная погоня за высокими доходами и должностями рано или поздно «выжмет все соки».

ПОДПИСАТЬСЯ НА ОБНОВЛЕНИЯ САЙТА

Рецепт безумия довольно прост: разделяйте внимание на несколько дел и будьте в постоянном напряжении от накопившихся задач. Именно так теряется чувство контроля, что пагубно сказывается на физическом и психическом здоровье. Что же нужно делать, чтобы не быть придавленным обломками незавершенных дел? Один из самых лучших способов - научиться расставлять приоритеты.

Это важное умение, потому что без него мы склонны идти по пути наименьшего сопротивления. Самые сложные, важные, неприятные дела отодвигаются на задний план. Между тем мы занимаемся чем-то веселым и легким. Это приводит к сильнейшему стрессу в итоге: падение самооценки, потеря самоуважения, осознание бесцельно проведенного времени.

С высокой долей вероятности вы занимаетесь делами из многих областей за день: здоровьем, обучением, работой, семьей. И это не говоря о том, что хочется хоть немного повеселиться. А когда дел много, то самое сложное, но и важное, это понять, что делать в первую очередь.

Изучение своей жизни

Прежде чем расставлять приоритеты нужно обрести контроль над ситуацией и временем, а для этого необходимо выяснить, что происходит в жизни.

Как вы проводили свое время последний месяц?

Чтобы изменить свое отношение ко времени, нужно оценить его. Запишите все, чем занимались в последние недели.

Сколько времени вы уделяете каждой области жизни? Ответ на этот вопрос поможет понять, каковы ваши приоритеты прямо сейчас.

Подумайте о самых важных областях своей жизни: карьере, отношениях, личном развитии, финансах, семье.

Изучите те сферы, которые вы оценили от 8 до 10. Если существуют разрывы в 2 или более баллов между важностью области и удовлетворенностью ею, это говорит о плохом балансе. Вы тратите время не на то, что важно.

Установите новые приоритеты, чтобы делать больше важных дел.

Третий шаг: выяснить, какие поступки, действия и задачи отсутствуют в вашей жизни. Запишите, что приходит на ум, когда вы читаете следующие вопросы:

  • Что самое главное в моей жизни прямо сейчас?
  • Какой области я бы хотел уделять больше времени?
  • Где мне нужно тратить меньше времени?
  • Какие области требуют моего внимания сейчас? (например, здоровье, семья, финансы)

Запишите свои действия в том порядке, который наиболее важен. Это ваш новый список приоритетов.

Подробнее остановимся на этом шаге.

Как расставить приоритеты

Метод первый: через год

Допустим, у вас есть три возможных пути развития событий в жизни, пойти вы можете только по одному. Как можно принять правильное решение?

При столкновении с трудным выбором, представьте свою жизнь через 12 месяцев. Вы на год старше, достигли некоторых своих целей и оглядываетесь на сегодняшний день. Отстранитесь от настоящего со всеми его заботами и проблемами. Что вы делали? Что пошло не так, а что получилось? Какая деятельность помогла быстрее реализовать самые важные цели?

Простой пошаговый процесс этого метода:

  • Представьте себя и свою жизнь через год.
  • Думайте о том, как вы достигли всех своих целей.
  • Создайте список дел, которые приведут к этому.

Представляя себя через год (пять, десять лет), можно взглянуть на свою жизнь с совершенно другой стороны. Вы, скорее всего, поймете, что работает, а что нет. Используя эту информацию, можно изменять свои приоритеты и выбирать более эффективные варианты.

Метод второй: обратное мышление

Обычно при расстановке приоритетов вы сталкиваетесь со списком дел и пытаетесь выяснить, что из этого более важно. Но не с методом «Обратное мышление».

Нужно начать с задачи, которую вы считаете своим главным приоритетом. Например, завершить проект до конца дня. Таким образом, приоритет №1 - завершить проект. Чтобы убедиться, что эта задача действительно самая важная, начните сравнивать ее с другими, которые входят в главный список.

Предположим, приоритет №2: просмотреть все показатели бизнеса и при необходимости настроить расписание.

Думая о долгосрочных вознаграждениях и влиянии каждого вида деятельности, сравните их возможные результаты и убедитесь, что приоритет №1 действительно важнее №2. Например, работа всей компании и ваша премия зависит от того, завершите ли вы проект. Таким образом, выяснив, что менее важно для вас, можно определить и то, что более важно.

Метод третий: сбалансированная система показателей

Этот метод (Balanced Scorecard) упоминается в 4000 книгах, представленных на сайте Amazon. Это, как минимум, указывает на то, что он достоин внимания.

Самое большое преимущество этого метода заключается в его способности определять действия и цели, которые приносят наибольшую ценность в нескольких областях . Если вы не знаете, какая задача представляет самую существенную пользу на нескольких уровнях, достаньте ручку и бумагу и запишите следующее. Но прежде подумайте о своих целях и ожидаемых результатах. Установите реалистичные ожидания в соответствии со своим набором навыков и количеством доступного времени.

Шаг первый: укажите свои цели.

Выясните, что действительно важно для успеха. Составьте список целей и ожидаемых результатов, которых вы хотели бы достичь к концу дня, недели или месяца.

К примеру, в качестве менеджера проекта вы можете быть заинтересованы в следующих целях: завершить проекты А и Б, увеличить продуктивность, увеличить ежемесячный доход.

Шаг второй: обрисуйте все свои задачи.

Чтобы найти задачи с наивысшей пользой, сначала необходимо определить все свои приоритеты. Создайте таблицу с целями и задачами, которые подпадают под каждую деятельность.

Цель: завершить проект А. Деятельность: встретиться с командой, создать план действий для нее, отслеживать результаты их работы.

Цель: увеличить продуктивность. Деятельность: улучшить свое расписание, встретиться с командой и ознакомить их с ним, убрать ненужные задачи или отдать на аутсорсинг наименее важные, проанализировать, какие дела занимают больше всего времени.

Шаг третий: создайте сбалансированную систему показателей для приоритетов.

Если у вас четыре главные задачи, нарисуйте четыре пересекающихся круга и напишите название своих целей в каждом. Затем оцените, какие действия приводят к дублированию пользы, то есть помогают достичь нескольких целей одновременно.

Например, встреча с клиентом может привести к ускоренному процессу работы над проектом и увеличению ежемесячного дохода. Анализ работы вашей команды приводит к повышению производительности и более быстрому завершению проектов.

«Двух зайцев одним выстрелом» - это выражение как нельзя лучше подходит этому методу. Применяйте его во всех сферах своей жизни и вы увидите, что одна задача может влиять на несколько из них. Чем более вдумчиво вы будете анализировать, тем более точно станете расставлять приоритеты.

Метод четвертый: матрица Кови

Вероятно, вы уже слышали и читали о , но ее нельзя не включить в наш список: слишком уж этот метод хорош. Он помогает и в расстановке приоритетов и в снижении уровня стресса. Когда вы понимаете, что делаете все правильно, напряжение уходит.

Известный писатель по личностному росту Стивен Кови предлагал разделить лист бумаги на четыре секции, нарисовать линию поперек и линию сверху вниз. Подумайте о том, какими делами занимаетесь в последнее время и поместите их в один из четырех квадрантов:

  • Важные и срочные.
  • Важные и не срочные.
  • Неважные и срочное.
  • Неважные и не срочные.

Большинство своих дел надо держать в квадранте «важные и не срочные» и не допускать их перехода в «важные и срочные». А неважные срочные и не срочные надо жестко фильтровать, от многого отказываться.

Простая мысль, к которой подводит нас матрица Кови - в важных делах нельзя допускать завалов и авралов. Это чревато ошибками, упущениями, конфликтами и может негативно сказываться на жизни. Проанализируйте свою жизнь: что из важного станет срочным совсем скоро? Список может содержать десятки разных дел. Это то, что нужно и к чему стоит приступать уже сейчас.

Метод пятый: ABCDE

Мотивационный спикер Брайан Трейси очень любит простые и эффективные методики. Его главное кредо: думай, планируй и работай быстрее. Этот подход он использует в своей стратегии под названием ABCDE.

Вот как это работает: выпишите на лист бумаги все дела, которые вам нужно выполнить за ближайший месяц. Одно это уже поможет почувствовать облегчение, потому что видеть список целей перед собой - это значит убрать туман из головы.

Задачи А - наиболее важные.

Это самые важные дела, которые имеют значительные последствия для вашей судьбы. Может быть, они не особо приятные, но их необходимо выполнить - и чем раньше, тем лучше.

Если вы не выполните эти задачи, то потеряете деньги, здоровье, близкого человека, может быть даже свою жизнь. Говоря словами самого Трейси - это «лягушки», которых нужно съесть. Это те дела, которые надлежит выполнять в первую очередь.

Если у вас есть много задач А, нужно и их разделить по приоритетамь. Теперь самое главное дело будет выглядеть как А-1, второе по важности А-2, далее А-3 и т.д.

Задачи B имеют меньшие последствия.

Выполнение задач типа В тоже имеет незначительные последствия. Можно ли ими пожертвовать? Все зависит от ситуации. Например, если у вас есть задача А, но на данный момент ею нельзя заниматься, тут же принимайтесь за В. И наоборот, не стоит заниматься прокрастинацией и самообманом, если задача А может быть выполнена сейчас.

Если у вас висит незавершенный проект, который повлияет на вашу судьбу, то не стоит заниматься уборкой до момента, пока он не будет завершен.

Задачи С не имеют последствий.

Задачи типа С - это то, что было бы неплохо сделать, но что не имеет никаких последствий, независимо от того, делаете вы это или нет. К примеру: звонок другу. Такая деятельность никак не влияет на вашу жизнь.

Нельзя выполнять задачи типа С, если остаются А или В.

Задачи D можно делегировать кому-нибудь.

Задачи D можно безболезненно поручить кому-нибудь другому. Это помогает высвободить больше времени на задачи А.

Простой пример: пригласить уборщицу вместо того, чтобы заниматься наведением порядка самому.

Задачи E нужно убрать из списка дел.

Задачи типа Е - вовсе не задачи. Сплетни, видеоигры, социальные сети, бесцельный серфинг - все то, что никак не влияет на вашу жизнь и на что не следует тратить время при наличии более важных задач. Их можно заменять типом С - вместо соцсетей позвоните другу.

Составьте список важных дел.

Это очень полезная практика. Нужно составить два списка.

Первый: дела, представляющие общую картину. Например, изучение английского языка, прочтение трех книг по общению с людьми и введение советов в жизнь, создание стартапа.

Второй: то, что нужно делать каждый день. Это могут быть повторяющиеся занятия: зарядка, чтение, медитация.

Важно разбить дела из первого списка на составляющие и начинать их выполнять. Параллельно следите за тем, чтобы задачи из второго списка также были выполнены. Баланс - это то, что позволит вам жить полноценной жизнью.

Выясните, каковы ваши главные ценности и принципы.

Ценности и принципы - это те правила, в соответствии с которыми люди живут. Они особенно пригодятся, когда вы сталкиваетесь со сложной жизненной ситуацией. Например, поступить честно или бесчестно в бизнесе? Ваши моральные принципы помогут ответить на этот вопрос.

Принципы и ценности хороши еще и тем, что позволяют посмотреть на общую картину. Порой мы так сосредоточены на деталях, что не понимаем, что и зачем делаем.

Выясните, какие у вас самые затратные привычки в плане времени.

Почти каждый человек занимается чем-то таким, что высасывает время. У него есть оправдание: я много работал, а теперь отдыхаю. Но разве просиживание в социальных сетях - это отдых? От этой привычки многие люди получают стресс.

Составьте список «пожирателей» времени. Выясните, сколько часов они отнимают ежедневно. А в неделю? Это бесценное время можно потратить на что-то более важное. Например, на задачи типа А по методике Брайана Трейси.

Найдите цели для своих приоритетов.

Если у вас есть цель, привязанная к приоритету, то работать над ее достижением будет гораздо легче. Чем они отличаются? Например, вашим приоритетом может быть общение с людьми, потому что вы застенчивы. А целью может стать прочтение книг по , посещение мероприятий, знакомство с определенным человеком.

Используйте напоминания.

Пожалуй, это самый эффективный совет, к которому нужно прислушаться сразу после того, как вы расставили приоритеты. Он позволяет придерживаться и не забывать о них. Ведь как часто вы пробовали что-то ввести в свою жизнь и постепенно забывали об этом? Начинали бегать каждый день, через неделю бегали уже 3 дня в неделю, а через месяц лежали на диване и думали, что какой там бег, вы и так сильно устаете?

Напоминайте себе каждый день о том, в чем состоят ваши приоритеты. Набор разноцветных стикеров стоит копейки, а пользу может принести неоценимую. Расклейте их по своей квартире, используйте напоминания на телефоне или ноутбуке, бомбардируйте свою психику этой информацией и не дайте себе о ней забыть.

Книги

Расстановка приоритетов - процесс, который требует развития многих навыков. Необходимо научиться искусству , уметь составлять списки и многое другое. Вот список книг, которые будут полезны на старте:

  • «На пределе» Эрик Бертран Ларссен.
  • «Результативный тайм-менеджмент» Брайан Трейси.
  • «Книга о власти над собой» Тони Роббинс.
  • «Беспредельна власть. Как добиться вершин личных достижений» Тони Роббинс.
  • «Что ты выберешь?» Тал Бен-Шахар.
  • «Не отвлекайте меня» Эдвард Хэлловэлл.
  • «Как привести дела в порядок» Дэвид Аллен.
  • «К черту все! Берись и делай» Ричард Брэнсон.

Желаем вам удачи!

Живисвоим умом

Когда вы решаете, что в этой жизни является самым важнымименно для вас, не нужно полагаться ни на чей жизненный опыт. Несомненно, естьмного людей, которые повидали больше и могут помочь советом. Однако у каждогоиз нас своя психология, свои ценности и так далее. Поэтому, когда вы думаетенад тем, что для вас является самым важным, полагайтесь только на свой разум,чувства и эмоции. У каждого человека приоритеты будут своими, индивидуальными.Очень часто, люди расставляют в жизнинеправильные приоритеты, потому что полагаются на мнение других или попроступоддаются влиянию. Особенно часто так бывает в тех случаях, когда у человекадостаточно властные родители. Они берут на себя обязанность всё решать заребёнка. В итоге, человек живёт по плану, составленному ими, а не так, какхочет он сам. Поэтому, если вы видите, что мнение ваших близких полностью несовпадает с вашим – сопротивляйтесь. Конечно же, речь идёт только о техслучаях, когда ваши приоритеты не принесут вам вреда. В иных случаях мнениедругих слушать обязательно. Но если то, чего вы хотите от жизни, не угрожаетни жизни, ни здоровью, тогда смело можете настаивать на своём. Многие люди непонимают, что у каждого из нас свой жизненный путь, поэтому не нужно навязыватьсвоё мнение. Лучше когда человек сам «набьёт шишки» и придёт к правильномувыводу, чем проживёт чужую жизнь, которая не принесёт ему ни радости, нисчастья.

Небойтесь своих желаний

Расставляя приоритеты, прежде всего, нужно честно сознатьсяв своих желаниях. В ином случае, вы не сможете понять, что в вашей жизниявляется главным. Поэтому отбросьте страхи и скажите, чего же вы хотите насамом деле. Возможно, ваше главное желание – иметь семью и воспитывать детей.Если жевы осознаёте, что не выживете без самореализации – занимайтесь карьерой илитворчеством. Для людей духовных, которые нуждаются в осознании каких-то высшихсил и материй, действительно важным может стать именно духовный путь. Не страшитесь своих желаний. Даже если ониотличны от целей других, в этом нет совершенно ничего ужасного. На выборкаждого влияет его эмоциональное состояние, психологическое развитие, социум,семья, окружение и ещё очень много факторов. Так что любое желание, не несущеевреда имеет полное право на жизнь. Помните о том, что лишь только после того,как вы действительно честно ответите на вопрос: чего я хочу от жизни, можнобудет говорить о том, как правильно расставлять приоритеты. Ведь только тот,кто добивается желаемого, может достигнуть высот. В ином случае, человекпопросту живёт кое-как. Например, многие учатся на специальностях, которые имне нравятся, соответственно, университет перестаёт быть для них приоритетным.А некоторые женщины не могут нормально воспитывать ребёнка, поскольку родили его не желая того, а для них приоритетной является личнаяжизнь, дети же становятся неприятной обузой. А вот те, кто действительно знает,чего хочет, может правильно расставить приоритеты и двигаться по жизни тольковверх.

«Приоритетные»приоритеты

Когда вы определились с тем, чего вы хотите от жизни, можноначинать расставлять свои приоритеты. Для этого вам всего лишь необходимоопределить основные пункты для достижения вашей цели. Например, если вы хотитежить в Штатах, тогда приоритетным для вас является изучение языка, получениевозможности выехать (например, выигрыш грин-карты), добыча необходимых дляпереезда средств. Если же самым важным в жизни для вас является семья и друзья,тогда приоритетным становится возможность жить рядом с ними, уделять этимлюдям как можно больше времени, возможность радовать их подарками. То есть, каквы сами видите, цели и приоритеты крепко связаны друг с другом. Но среди всех приоритетов всегда должен быть самый главный, который являетсяосновополагающим для достижения мечты. Причём, в разное время он не может бытьсовершенно разным. Например, на определённом жизненном этапе приоритетной можетстать учёба, потом – знакомства и общение с новыми людьми, поиск необходимыхсвязей. После этого приоритетное место займёт добыча средств для открытиябизнеса и так далее. Никогда не стоит считать, что самый «приоритетный» приоритет должен оставаться один и навсю жизнь. У каждого человека с приоритетами всё обстоит по-разному. Не стоит ничего пугаться и относиться к ситуации так,словно вы кого-то или что-то предаёте. Если у человека меняются приоритеты вжизни, значит, меняется и сама его жизнь.

На самом деле, расставляя приоритеты, мы организовываем нашужизнь и помогаем себе не сбиться с выбранного пути. Так что, если вы будетечестными с самими собой, то процесс выбора жизненных приоритетов не составитдля вас никакого труда. Вы всегда будете знать, чего хотите, на чтосможете потратить наибольшее количество времени, а какие дела без угрызенийсовести отложите на потом. К тому же, правильная расстановка приоритетовпомогает жить в соответствии со своими желаниями и не жалеть о бесцельнопотраченном времени и утерянных годах, которые вы провели, занимаясь ненужнымии нелюбимыми вами делами, вместо того чтобы достигать чего-то действительнозначимого именно для вас.