Православие как бороться с унынием и отчаянием. В чём заключается опасность уныния и как бороться с ним

Православные писания говорили, что уныние - смертный грех, способный погубить душу. С латыни это слово переводится как немощь духа, слабость, нерадивость и лень. Поговорим об унынии на этой странице www.сайт

Когда возникает уныние?

В частной жизни любого человека бывают мгновения, когда он переживает печаль или подавленность. Если период затягивается, состояние зовется депрессией - расстройством, во время которого утрачивается способность переживать радость. Чувствительный человек может остро ощущать безнадежность, теряя желание жить.

Частички души, разрозненные бесконечной печалью, необходимо собрать воедино, чтобы вновь почувствовать вкус жизни, обрести волю, стремление совершенствоваться.

Уныние - скука. Как распознать греховную скуку? Чем она отличается от временного эмоционального упадка, вызванного обстоятельствами, определенным неприятным событием, горьким опытом? Тем, что возникает внезапно, посреди полного внешнего благополучия, без видимой причины.

Какая опасность возникает при унынии?

Подверженный унынию человек становится безвольным. Он старается «плыть по течению», не предпринимая никаких попыток изменить ситуацию. У него отсутствует контроль над собственной жизнью.

Последствия такому человеку не интересны. Он апатичен, считает себя недостойным обычных радостей. Он не ждет от жизни ничего хорошего и, скорее всего, удивился бы, узнав, что может быть по-другому.

Какие причины могут быть у уныния?

1. Продолжительная скорбь после большой потери. Человек испытывает большую душевную тяжесть, причина которой может быть в потере близкого.
2. Неудовлетворенные желания. Сильно на что-то надеявшись, человек не получает ожидаемого. Следствием становится явное осознание утраченных возможностей, подавленность.
3. Зависть. Осознание, что другие, при равных с тобой условиях, живут намного лучше и интереснее.
4. Оскорбленное самолюбие. Оскорбленный человек может злиться не только на прямой источник, но и на весь свет. Жажда мести, а особенно невозможность совершить месть, порождает уныние.
5. Случайные события, воспринимаемые как несправедливость. Особенно, если обстоятельства не поддаются контролю.
6. Рухнувшие планы. Рассчитывая достичь конкретных целей, проявить собственную состоятельность и не реализовав это, человек впадает в уныние.
7. Потеря смысла жизни. Это иногда случается после выхода на пенсию или не получения ожидаемой должности. Способности и опыт оказались не нужными - смысла жить дальше нет.
8. Излишний пессимизм. Отсутствие успешности в ряде дел порождает уверенность, что и дальше все будет заканчиваться провалом.
9. Мысли о безысходности человеческого существования. Войны, мировые конфликты вызывают мысли о грозящих опасностях и жестокости судьбы, порождая уныние.
10. Излишняя придирчивость к себе. Некоторых людей отличает вечное самокопание и выискивание доказательств своей ущербности.
11. Переутомление. Самая обычная сильная усталость может породить уверенность: перспектив нет, впереди ждет тупик, что вызывает уныние.
12. Плохое осознание реальности. Человек, постоянно находящийся в собственной «оболочке» плохо понимает, как контактировать с окружающими, решать простейшие проблемы, жить обычной жизнью.

Пришло уныние - как бороться с ним самостоятельно?

Профилактикой уныния служит уверенность человека в том, что любой опыт делает нас сильнее, а любая ситуация подходит для самосовершенствования и духовного роста. Даже неприятное слово может быть сказано нам для наставления. Опасно не огорчаться, а долго оставаться в этом огорчении.

Если грусть и тоска все же настигли, действуйте по правилам:

Займитесь работой. Избегай всяких мыслей о причине уныния. Даже при отсутствии желания деятельности, принуждай себя закончить работу на заранее определенном уровне;
Напротив, долго посвящать себя одному и тому же делу не стоит. Лучше сменить основное занятие, отдохнуть, заняться творчеством, завести знакомства;
Полноценно и с пользой дела проводите свободное время. Семейная вылазка на природу, велосипед, дачные радости вполне способны целительно подействовать на организм. Скуку как рукой снимет;
Не относитесь к себе излишне самокритично. Любой человек имеет право на ошибку. И вы, в том числе. Любой недостаток поддается коррекции. Чем заниматься самокопанием, лучше поработать над собой;
Не связывайте окружающую действительность с течением своих негативных мыслей. Просто гуляйте по парку, любуйтесь природой, слушайте пение птиц, общайтесь с друзьями, с интересом вникая в смысл беседы, отдайтесь собственным увлечениям. Гоните «мусор», засоряющий вашу голову и отравляющий существование;
Определите себе высокую цель. Больше хочешь - большего добьешься. Стремление добиться цели помогает нам терпеть жизненные неурядицы, бытовые трудности, усталость и физическое недомогание;
Попробуйте определить смысл любого события, которое принесла ваша жизнь. Терпение и принятие данности - большой шаг для выхода из уныния;
Православные богословы считали полезным думать о смерти. Не о факте прерывания жизни, а о том, что после нее ничего не исправить. Иногда это очень подстегивает направить свои мысли и поступки на что-то действительно стоящее, что подсказывает нам наша совесть.

Уныние, которое склоняет человека к бездействию, приравнивается к лени. Если же усилием воли он заставляет себя работать, но подавленное состояние, отсутствие радости вызывает заторможенность, снижает работоспособность, это свидетельствует о предрасположенности человека к депрессии. Это болезненное состояние вызывает полный упадок сил, постоянное ощущение страха и тревоги, бессонницу, нарушения аппетита.
Депрессия вызывает нарушения работы мозга, дисбаланс обмена веществ. У человека могут возникнуть суицидальные мысли. Такое состояние требует медицинского вмешательства.

Уныние может нести разрушительную силу, но способно и поддаваться контролю. Достаточно дать себе четкую установку на избавление от опасного чувства и начать планомерно действовать.

Уныние — что такое уныние и с унынием бороться?

Уныние — что такое уныние и как с унынием бороться? Вот реальная история одного нашего современника. Ему 35. Он достаточно успешный бизнесмен. У него есть красивая и скромная жена и маленькая дочка, есть большая квартира в Москве, дача, две машины, множество друзей… У него есть то, к чему стремятся и о чем мечтают весьма многие. Но ничто из этого его не радует. Он забыл, что такое радость. Каждый день его гнетет тоска, от которой он пытается скрыться в делах, но безуспешно. Он считает себя несчастным человеком, но не может сказать почему. Деньги есть. Здоровье, молодость – есть. А вот счастья нет.

Он пытается бороться, найти выход. Регулярно посещает психолога, несколько раз в год ездит на специальные семинары. После них на короткое время испытывает облегчение, но затем все возвращается на круги своя. Жене он говорит: «Пусть от этого мне не становится легче, но там меня хотя бы понимают». Друзьям и родным он говорит, что страдает от депрессии.

В его положении есть одно особенное обстоятельство, о котором мы поговорим чуть позже. А сейчас придется признать, что, к сожалению, это не единичный пример. Таких людей много. Конечно, не все из них находятся в столь внешне выгодном положении, поэтому они часто говорят: мне тоскливо, потому что не хватает денег, или нет своей квартиры, или работа не та, или жена сварливая, или муж пьяница, или машина сломалась, или здоровья нет и так далее и так далее. Им кажется, что вот если бы немножко что-то поменять и улучшить, тогда и тоска пройдет. Они много сил тратят на достижение того, чего, как им кажется, им как раз и не хватает, но едва удается достигнуть желаемого, как снова, после краткой радости, наваливается тоска. Можно перебирать квартиры, места работы, женщин, машины, друзей, увлечения, но ничто не в силах раз и навсегда утолить эту всепожирающую беспросветную скорбь. И чем более обеспечен человек, тем, как правило, сильнее она терзает его.

Психологи определяют такое состояние как депрессию. Они описывают ее как психическое расстройство, как правило возникающее после негативных событий в жизни человека, но часто развивающееся и без какой-либо видимой причины. В настоящее время именно депрессия – наиболее распространенное психическое заболевание.

Основные симптомы депрессии: подавленное настроение, не зависящее от обстоятельств; потеря интереса или удовольствия от ранее приятной деятельности; утомляемость, «упадок сил».

Дополнительные симптомы: пессимизм, чувство вины, бесполезности, тревоги и страха, неспособность концентрироваться и принимать решения, мысли о смерти и самоубийстве; нестабильный аппетит, нарушенный сон – бессонница или пересыпание.

Для того чтобы был поставлен диагноз «депрессия», достаточно наличие двух основных и двух дополнительных симптомов.

Если человек нашел у себя эти симптомы – что ему делать? Многие идут к психологам. И что же получают? Во-первых, самокопательные разговоры, а во-вторых, таблетки-антидепрессанты, коих великое множество. Психологи говорят, что депрессия в большинстве случаев успешно лечится. Но при этом признают, что это самое распространенное психическое заболевание. Здесь видно противоречие: ведь если болезнь успешно лечится, то почему она не исчезает, а число больных со временем даже увеличивается? Вот, например, с оспой успешно покончено, и уже давно нет людей, которые бы ею заболели. А с депрессией картина прямо противоположная. Почему?

Не потому ли, что лечатся лишь проявления болезни, а ее подлинные основы по-прежнему сохраняются в душах людей, как корни сорняков, которые вновь и вновь выпускают вредоносные поросли?

Психология – наука молодая. Официальное оформление она получила всего 130 лет назад, когда в 1879 году В. Вундтоткрыл в г. Лейпциге первую лабораторию экспериментальной психологии.

Православие же насчитывает 2000 лет. И оно имеет свой взгляд на то явление, которое психология называет «депрессией». И с этим взглядом было бы не лишне ознакомиться тем, кого действительно интересует возможность успешного избавления от депрессии.

В Православии для обозначения этого состояния души используется слово «уныние». Это болезненное состояние, при котором в душу проникает тоскливое настроение, становящееся со временем постоянным, приходит чувство одиночества, оставленности родными, близкими, всеми вообще людьми и даже Богом. Различаются два основных рода уныния: уныние при полной подавленности духа, без чувства какого-либо озлобления, и уныние с примесью чувства злобы, раздражительности.

Вот как говорят об унынии древние святые отцы Церкви.

«Уныние есть расслабление души и изнеможение ума, клеветник на Бога – будто Он немилосерден и нечеловеколюбив» (преподобный Иоанн Лествичник).

«Уныние есть тяжкое мучение души, неизреченная мука и наказание более горькое, чем всякое наказание и мучение» (святитель Иоанн Златоуст).

Такое состояние встречается и у верующих людей, а среди неверующих оно распространено еще больше. О них старец говорил: «Человек, который не верит в Бога и в будущую жизнь, подвергает свою бессмертную душу вечному осуждению и живет без утешения в этой жизни. Ничто не может его утешить. Он боится потерять жизнь, мучается, идет к психиатрам, которые дают ему таблетки и советуют поразвлечься. Он принимает таблетки, дуреет, а потом ходит туда-сюда, чтобы посмотреть достопримечательности и забыть боль».

А вот как об этом писал святой Иннокентий Херсонский : «Страдают ли унынием грешники, не радящие о спасении души своей? Да, и чаще всех, хотя, по-видимому, жизнь их состоит большею частью из забав и утех. Даже по всей справедливости можно сказать, что внутреннее недовольство и тайная тоска есть постоянная доля грешников. Ибо совесть, сколько бы ни заглушали ее, как червь точит сердце. Невольное, глубокое предчувствие будущего суда и воздаяния также тревожит душу грешную и огорчает для нее безумные утехи чувственности. Самый закоренелый грешник по временам чувствует, что внутри его пустота, мрак, язва и смерть. Отсюда та неудержимая наклонность неверующих к непрестанным развлечениям, к тому, чтоб забываться и быть вне себя.

Что сказать неверующим об их унынии? Оно благо для них; ибо служит призыванием и побуждением к покаянию. И пусть не думают, чтобы нашлось для них какое-либо средство к освобождению от сего духа уныния, доколе не обратятся на путь правды и не исправят себя и своих нравов. Суетные удовольствия и радости земные никогда не наполнят пустоты сердечной: душа наша пространнее всего мира. Напротив, с продолжением времени плотские радости потеряют силу развлекать и обаять душу и обратятся в источник тяжести душевной и скуки».

Кто-то может возразить: неужто всякое печальное состояние есть уныние? Нет, не всякое. Грусть и скорбь, если они не вкоренились в человека, болезнью не являются. Они неизбежны на многотрудном земном пути, как предупреждал Господь: «В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир» ().

«Сатана злоумышленно старается опечалить многих, чтобы отчаянием ввергнуть их в геенну» (преподобный Ефрем Сирин). «Дух отчаяния приносит самые тяжелые мучения. Отчаяние есть совершеннейшая радость диаволу» (преподобный Марк Подвижник).

«Не так губит грех, как отчаяние» (святитель Иоанн Златоуст). «Согрешить – дело человеческое, отчаяться же – сатанинское и губительное; и сам диавол отчаянием низвергнут в погибель, ибо не захотел покаяться» (Преподобный Нил Синайский).

«Диавол для того и ввергает нас в помыслы отчаяния, чтобы истребить надежду на Бога, этот безопасный якорь, эту опору нашей жизни, этого руководителя на пути к Небу, это спасение погибающих душ… Лукавый предпринимает все, чтобы внушить нам помысел отчаяния. Ему уже не нужны будут усилия и труды для нашего поражения, когда сами падшие и лежащие не захотят противиться ему… и душа, однажды отчаявшись в своем спасении, уже не чувствует потом, как она стремится в пропасть» (святитель Иоанн Златоуст).

Отчаяние уже непосредственно ведет к гибели. Оно предшествует самоубийству, самому страшному греху, сразу отправляющему человека в ад – место, удаленное от Бога, где и света Божия нет, и радости нет, один мрак и вечное отчаяние. Самоубийство – единственный грех, который не может быть прощен, поскольку самоубийца не может уже раскаяться.

«Во время вольного страдания Господня двое отпали от Господа – Иуда и Петр: один продал, а другой троекратно отвергся. У обоих был равный грех, оба тяжко согрешили, но Петр спасся, а Иуда погиб. Почему же не оба спаслись и не оба погибли? Кто-то скажет, что Петр спасся, покаявшись. Но святое Евангелие говорит, что и Иуда покаялся: “…раскаявшись, возвратил тридцать сребреников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную” (); однако его покаяние не принято, а Петрово принято; Петр спасся, а Иуда погиб. Почему же так? А потому, что Петр каялся с упованием и надеждой на милость Божию, Иуда же раскаялся с отчаянием. Ужасна эта пропасть! Без сомнения, нужно ее наполнить надеждой на милость Божию» (Святитель Димитрий Ростовский).

«Иуда-предатель, придя в отчаяние, “удавился” (). Познал он силу греха, но не познал величия милосердия Божия. Так многие делают и ныне и следуют Иуде. Познают множество грехов своих, но не познают множества щедрот Божиих и так отчаиваются в своем спасении. Христианин! тяжкий и последний диавольский удар – отчаяние. Он прежде греха представляет Бога милостивым, а после греха – правосудным. Такова его хитрость» (святитель Тихон Задонский).

Так, искушая человека на грех, сатана внушает ему мысли: «Бог добрый, Он простит», а уже после греха старается ввергнуть в отчаяние, внушая уже совсем другие мысли: «Бог справедливый, и Он тебя покарает за то, что ты сделал». Диавол внушает человеку, что он уже никогда не сможет выбраться из ямы греха, не будет помилован Богом, не сможет получить прощения и исправиться.

Отчаяние – это смерть надежды. Если она наступает, то сохранить человека от самоубийства может только чудо.

Как проявляется уныние и его порождения

Уныние проявляется даже в мимике и поведении человека: выражением лица, которое так и называется – унылое, опущенными плечами, поникшей головой, отсутствием интереса к окружающему и своему состоянию. Может отмечаться постоянное снижение артериального давления. Также характерна вялость, инертность души. Хорошее настроение окружающих вызывает у унылого недоумение, раздражение и явный или скрытый протест.

Святитель Иоанн Златоуст говорил, что «душа, объятая печалью, не может ничего здравого ни говорить, ни слушать», а преподобный Нил Синайский свидетельствовал: «Как больной не выносит тяжелого бремени, так унылый не в состоянии тщательно исполнить Божии дела; ибо у того телесные силы в расстройстве, а у этого не осталось сил душевных».

По словам преподобного Иоанна Кассиана, такое состояние человека «не позволяет ни совершать молитвы с обычной ревностью сердца, ни с пользою заниматься священным чтением, не допускает быть спокойным и кротким с братьями; ко всем обязанностям трудов или богослужения делает нетерпеливым и неспособным, опьяняет чувство, сокрушает и подавляет мучительным отчаянием. Как моль одежде и червь дереву, так печаль вредит сердцу человека».

Далее святой отец перечисляет проявления этого греховного болезненного состояния: «От уныния рождаются недовольство, малодушие, раздражительность, праздность, сонливость, беспокойство, бродяжничество, непостоянство ума и тела, разговорчивость… Кого ни начнет оно одолевать, заставит его пребывать ленивым, беспечным, без всякого духовного успеха; потом сделает непостоянным, праздным, нерадивым ко всякому делу».

Таковы проявления уныния. А отчаяние имеет и еще более тяжкие проявления. Человек отчаявшийся, то есть потерявший надежду, нередко предается наркомании, пьянству, блуду и многим другим явным грехам, полагая себя все равно уже погибшим. Крайнее же проявление отчаяния, как уже было сказано, – самоубийство.

Каждый год на земном шаре миллион человек кончает жизнь самоубийством. Страшно вдуматься в это число, которое превосходит численность населения многих стран.

В нашей стране самое большое число самоубийств было в 1995 году. По сравнению с этим показателем, к 2008 году оно снизилось в полтора раза, но все равно Россия остается в числе стран с самым высоким уровнем самоубийств.

Действительно, в бедных и неблагополучных странах самоубийств происходит больше, чем в богатых и экономически стабильных. Это неудивительно, поскольку в первых у людей больше поводов для уныния. Но все же от этой беды не свободны даже самые богатые страны и самые богатые люди. Потому что под внешним благополучием душа неверующего человека нередко даже острее чувствует тягостную пустоту и постоянную неудовлетворенность, как было в случае с тем преуспевающим бизнесменом, о котором мы вспомнили в начале статьи.

Но его от ужасной участи, которая ежегодно настигает миллион человек, может спасти то особенное обстоятельство, которое есть у него и которого лишены многие из тех несчастных, что доводят себя отчаянием до самоубийства.

Из чего произрастают уныние и его порождения

Уныние возникает от недоверия к Богу, так что можно сказать, что это плод маловерия.

Но что такое, в свою очередь, недоверие к Богу и маловерие? Оно не возникает само собой, из ниоткуда. Оно является следствием того, что человек слишком сильно доверяет себе, потому как слишком высокого о себе мнения. И чем больше человек доверяет себе, тем меньше он доверяет Богу. А доверие себе более, чем Богу, – яснейший признак гордыни.

Первый корень уныния – гордыня

Поэтому, по словам преподобного Анатолия Оптинского, «отчаяние есть порождение гордости. Если ожидаешь от себя всего плохого, то никогда не отчаешься, а только смиришься и будешь мирно каяться». «Отчаяние – обличитель находившихся в сердце неверия и самости: верующий в себя и уповающий на себя не восстанет из греха покаянием» (святитель Феофан Затворник).

Как только случается в жизни гордеца что-либо, что изобличает его бессилие и неосновательность доверия к самому себе, он тут же унывает и отчаивается.

А такое может произойти от самых разных причин: от оскорбленного самолюбия или от того, что делается не по-нашему; также и от тщеславия, когда человек видит, что равные ему пользуются бо льшими преимуществами, чем он; или же от стеснительных обстоятельств жизни, как свидетельствует о том преподобный Амвросий Оптинский .

Человек смиренный, верующий в Бога, знает, что этими неприятными обстоятельствами испытывается и укрепляется его вера, как укрепляются мускулы спортсмена на тренировках; он знает, что Бог рядом и что Он не положит испытаний сильнее, чем можно вынести. Такой человек, надеющийся на Бога, никогда не унывает даже в тяжких обстоятельствах.

Гордец же, надеявшийся на себя, как только оказывается в тяжких обстоятельствах, которые он сам изменить не в силах, сразу же впадает в уныние, думая, что если он не может исправить случившегося, значит, это не может исправить никто; да еще при этом тоскует и раздражается из-за того, что эти обстоятельства показали ему собственную его слабость, чего гордец не может вынести спокойно.

Именно потому, что уныние и отчаяние есть следствие и, в определенном смысле, демонстрация неверия в Бога, один из святых сказал: «В минуту отчаяния знайте, что не Господь оставляет вас, а вы Господа!»

Итак, гордость и маловерие есть одни из главных причин уныния и отчаяния, но все же далеко не единственные.

Преподобный Иоанн Лествичник говорит о двух основных видах отчаяния, происходящих из разных причин: «Есть отчаяние, происходящее от множества грехов и отягчения совести и нестерпимой печали, когда душа, по причине множества сих язв, погружается и от тяжести их утопает во глубине безнадежия. Но есть отчаяние и другого вида, которое бывает от гордости и возношения, когда падшие думают, что они не заслужили своего падения… От первого исцеляют воздержание и благонадежие; а от последнего – смирение и то, чтобы никого не судить».

Второй корень уныния – неудовлетворенность страстей

Итак, что касается второго вида отчаяния, происходящего от гордости, мы уже выше показали, каков его механизм. А что подразумевается под первым видом, «происходящим от множества грехов»?

Этот вид уныния, по утверждению святых отцов, приходит тогда, когда какая-либо страсть не нашла себе удовлетворения. Как пишет преподобный Иоанн Кассиан, уныние «рождается от неудовлетворения желания какой-нибудь корысти,когда кто видит,что он потерял рожденную в уме надежду получить какие-нибудь вещи».

Например, чревоугодник, страдающий язвенной болезнью или диабетом, будет унывать, потому что не может услаждаться желаемым количеством пищи или разнообразием ее вкуса; скупой человек – из-за того, что не может избежать траты денег, и так далее. Унынием сопровождаются практически любые неудовлетворенные греховные желания, если человек не отказывается от них по тем или иным причинам.

Поэтому преподобный Нил Синайский говорит: «Кто связан печалью, тот побежден страстями, потому что печаль бывает следствием неудачи в плотском пожелании, а пожелание сопрягается со всякою страстью. Кто победил страсти, тем не владеет печаль. Как больной виден по цвету лица, так страстного изобличает печаль. Кто любит мир, тот много будет печалиться. А кто небрежет о том, что в мире, тот всегда будет веселиться».

По мере возрастания уныния в человеке конкретные желания утрачивают свое значение, и остается душевное состояние, которое отыскивает именно те желания, выполнения которых достичь невозможно, – уже именно для подпитки самого уныния.

Тогда, по свидетельству преподобного Иоанна Кассиана, «мы подвергаемся такой скорби,что не можем с обычной приветливостью принимать даже любезных лиц и родственников наших, и что бы ни было сказано ими в приличном разговоре,нам все кажется несвоевременным и лишним, и мы не даем им приятного ответа, когда все изгибы нашего сердца наполнены желчной горечью».

Потому уныние как болото: чем дольше человек в него погружается, тем тяжелее ему из него выбраться.

Другие корни уныния

Выше были описаны причины, которые возбуждают уныние в неверующих и в маловерных людях. Однако уныние нападает, хотя и менее успешно, на верующих людей. Но уже по другим причинам. Об этих причинах подробно пишет святитель Иннокентий Херсонский:

«Источников уныния много – и внешних и внутренних.

Во-первых, в душах чистых и близких к совершенству уныние может происходить от оставления их на время благодатью Божиею. Состояние благодати есть самое блаженное. Но чтобы находящийся в сем состоянии не возомнил, что оно происходит от его собственных совершенств, благодать иногда удаляется, предоставляя любимца своего самому себе. Тогда бывает со святою душою то же, как если бы среди дня наступила полночь: в душе является темнота, хлад, мертвость и вместе с тем уныние.

Во-вторых, уныние, как свидетельствуют люди опытные в духовной жизни, бывает от действия духа тьмы. Не могши прельстить душу на пути к небу благами и удовольствиями мира, враг спасения обращается к противному средству и наводит на нее уныние. В таком состоянии душа бывает как путник, вдруг застигнутый мглою и туманом: не видит ни того, что впереди, ни того, что позади; не знает, что делать; теряет бодрость, впадает в нерешимость.

Третий источник уныния есть наша падшая, нечистая, обессиленная, помертвевшая от греха природа. Доколе мы действуем по самолюбию, наполнены духом мира и страстями, дотоле сия природа в нас весела и жива. Но перемените направление жизни, сойдите с широкого пути мира на узкий путь самоотвержения христианского, примитесь за покаяние и самоисправление – тотчас откроется внутри вас пустота, обнаружится духовное бессилие, ощутится сердечная мертвость. Доколе душа не успеет наполниться новым духом любви к Богу и ближнему, дотоле дух уныния, в большей или меньшей мере, для нее неизбежен. Сему роду уныния больше всего подвергаются грешники после их обращения.

Четвертый, обыкновенный источник уныния духовного, есть недостаток, тем паче прекращение деятельности. Престав употреблять свои силы и способности, душа теряет живость и бодрость, становится вялою; сами прежние занятия ей противеют: является недовольство и скука.

Может происходить уныние и от различных печальных случаев в жизни, как-то: смерти сродников и любимых лиц, потери чести, достояния и других несчастных приключений. Все это, по закону нашей природы, сопряжено с неприятностью и печалью для нас; но, по закону же самой природы, печаль сия должна уменьшаться со временем и исчезать, когда человек не предается печали. В противном случае образуется дух уныния.

Может происходить уныние и от некоторых мыслей, особенно мрачных и тяжелых, когда душа слишком предается подобной мысли и смотрит на предметы не во свете веры и Евангелия. Так, например, человек легко может впасть в уныние от частого размышления о неправде, господствующей в мире, о том, как праведные здесь скорбят и страдают, а нечестивые высятся и блаженствуют.

Могут, наконец, источником уныния душевного быть различные болезненные состояния тела, особенно некоторых его членов».

Как бороться с унынием и его порождениями

Великий русский святой преподобный Серафим Саровский говорил: «Нужно удалять от себя уныние и стараться иметь радостный дух, а не печальный. По слову Сираха, “печаль многих убила, а пользы в ней нет ()”».

Но как именно можно удалить от себя уныние?

Вспомним упомянутого в начале статьи несчастного молодого бизнесмена, который на протяжении многих лет ничего не может поделать с охватившим его унынием. Он на своем опыте убедился в справедливости слов святителя Игнатия (Брянчанинова): «Земные развлечения только заглушают скорбь, но не истребляют ее: они умолкли, и снова скорбь, отдохнувшая и как бы укрепленная отдохновением, начинает действовать с большею силою».

Теперь пришло время рассказать подробнее о том особенном обстоятельстве в жизни этого бизнесмена, о котором мы обмолвились ранее.

Его жена – глубоко верующий человек, и она свободна от той мрачной, непроглядной тоски, которой окутана жизнь ее мужа. Он знает, что она верующая, что она ходит в храм и читает православные книги, равно как и то, что у нее нет «депрессии». Но за все те годы, что они вместе, ему ни разу не пришло в голову связать эти факты воедино и попробовать самому сходить в храм, почитать Евангелие… Он по-прежнему регулярно ездит к психологу, получая кратковременное облегчение, но не исцеление.

Сколь многие люди изнемогают от этой душевной болезни, не желая поверить, что исцеление – совсем рядом. И этот бизнесмен, к сожалению, один из них. Нам хотелось бы написать, что в один прекрасный день он заинтересовался верой, которая дает его жене силы не поддаваться унынию и сохранять чистую радость жизни. Но, увы, пока что этого не произошло. И до тех пор он будет оставаться в числе тех несчастных, о ком сказал святитель Димитрий Ростовский: «Нет у праведных печали, которая не претворялась бы в радость, как нет и у грешников радости, которая не обращалась бы в печаль».

Но если бы вдруг этот бизнесмен обратился к сокровищнице православной веры, то что он узнал бы о своем состоянии и какие способы исцеления получил бы?

Он узнал бы, помимо прочего, что в мире есть духовная реальность и действуют духовные существа: добрые – ангелы и злые – бесы. Последние по своей злобе стремятся причинить как можно больший вред душе человека, отвратив его от Бога и от пути к спасению. Это – враги, стремящиеся убить человека как духовно, так и телесно. Для своих целей они пользуются разными способами, среди них наиболее распространенный – внушение людям определенных мыслей и чувств. В том числе помыслов уныния и отчаяния.

Хитрость состоит в том, что бесы силятся убедить человека, будто это его собственные мысли. Человек неверующий или маловерующий совершенно неподготовлен к такому соблазну и не знает, как относиться к таким мыслям, он их действительно принимает за свои. И, следуя за ними, все ближе подходит к погибели – точно так же и путник в пустыне, приняв мираж за истинное видение, начинает гоняться за ним и все дальше уходит вглубь безжизненной пустыни.

Человек же верующий и духовно опытный знает про существование врага и про его хитрости, умеет распознавать его помыслы и отсекать их, тем самым успешно противоборствуя бесам и побеждая их.

Унылый человек не тот, кто испытывает по временам помыслы уныния, но тот, кто побежден ими и не борется. И наоборот, свободен от уныния не тот, кто никогда таких помыслов не испытывал, – таких людей нет на земле, а тот, кто с ними борется и побеждает их.

Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Чрезмерное уныние вреднее всякого демонского действия, потому что и демоны, если в ком властвуют, то властвуют через уныние».

Но если человека глубоко поразил дух уныния, если демоны получили в нем такую власть, то значит, сам человек совершил нечто, что дало им такую власть над ним.

Выше уже было сказано, что одной из причин уныния у неверующих является отсутствие веры в Бога и, соответственно, отсутствие живой связи с Ним, источником всякой радости и блага. Но и отсутствие веры редко является чем-то прирожденным для человека.

Веру в человеке убивает нераскаянный грех. Если человек грешит и не желает каяться и отказываться от греха, то он рано или поздно неизбежно теряет веру.

И наоборот, вера воскресает в искреннем покаянии и исповедании грехов.

Неверующие сами лишают себя двух самых эффективных способов борьбы с депрессией – покаяния и молитвы. «Истреблению уныния служат молитва и непрестанное размышление о Боге», – пишет преподобный .

Стоит привести список основных средств борьбы с унынием, которыми располагает христианин. О них говорит святитель Иннокентий Херсонский:

«От чего бы ни происходило уныние, молитва всегда есть первое и последнее против него средство. В молитве человек становится прямо лицу Божию: но если, став против солнца, нельзя не озариться светом и не почувствовать теплоты, тем паче свет и теплота духовные суть непосредственные следствия молитвы. Кроме сего, молитвою привлекается благодать и помощь свыше, от Духа Святого, а где Дух Утешитель, там нет места унынию, там сама скорбь будет в сладость.

Чтение или слушание слова Божия, особенно Нового Завета, есть также сильное средство против уныния. Спаситель не напрасно призывал к Себе всех труждающихся и обремененных, обещая им успокоение и радость. Радость сию Он не взял с Собою на небо, а всецело оставил в Евангелии для всех скорбящих и унылых духом. Кто проникается духом Евангелия, тот престает скорбеть безотрадно: ибо дух Евангелия есть дух мира, успокоения и отрады.

Богослужения, и особенно святые таинства Церкви, также великое врачевство против духа уныния, ибо в церкви, яко доме Божием, нет для него места; таинства все направлены против духа тьмы и слабостей природы нашей, особенно таинство исповеди и причащения. Слагая с себя тяжесть грехов посредством исповеди, душа чувствует легкость и бодрость, а приемля в евхаристии брашно тела и крови Господа, чувствует оживление и радость.

Собеседования с людьми, богатыми духом христианским, также средство против уныния. В собеседовании мы вообще выходим более или менее из мрачной глубины внутренней, в которую душа погружается от уныния; кроме сего, посредством мены мыслей и чувств в собеседовании мы заемлем у беседующих с нами некую силу и жизненность, что так нужно в состоянии уныния.

Размышление о предметах утешительных. Ибо мысль в унылом состоянии или вовсе не действует, или кружится около предметов печальных. Чтобы избавиться от уныния, надо принудить себя мыслить о противном.

Занятие себя трудом телесным также прогоняет уныние. Пусть начнет трудиться, даже нехотя; пусть продолжает труд, хотя без успеха: от движения оживает сначала тело, а потом и дух и почувствуется бодрость; мысль среди труда неприметно отвратится от предметов, наводивших тоску, а это уже много значит в состоянии уныния».

Молитва

Почему молитва является самым эффективным средством против уныния? По многим причинам.

Во-первых, когда во время уныния мы молимся, мы тем самым боремся против беса, который пытается нас в это уныние повергнуть. Он делает это ради того, чтобы мы отчаялись и отошли от Бога, в этом его замысел; когда же мы обращаемся с молитвой к Богу, то разрушаем ухищрения врага, показывая, что мы не попали в его капкан, не сдались ему, а напротив, его козни используем как повод для того, чтобы усилить ту связь с Богом, которую бес пытался оборвать.

Во-вторых, поскольку уныние в большинстве случаев есть следствие нашей гордыни, то молитва помогает исцеляться и от этой страсти, то есть вырывает из земли сам корень уныния. Ведь каждая смиренная молитва с просьбой к Богу о помощи – даже такая короткая, как «Господи, помилуй!», – означает, что мы признаем свою слабость и ограниченность и начинаем доверять Богу больше, чем себе. Поэтому каждая такая молитва, даже произнесенная через силу, – это удар по гордыне, подобный удару огромной гири, которой крушат стены ветхих домов.

И, наконец, в-третьих, самое главное: молитва помогает потому, что это является обращением к Богу, Который единственный действительно может помочь в любом, даже самом безвыходном положении; единственный, Кто силен подать настоящее утешение и радость и свободу от уныния.

«В скорбях и искушениях Господь помогает нам. Он не освобождает нас от них, а подает силу легко переносить, даже не замечать их. Если мы будем со Христом и во Христе, то никакая скорбь нас не смутит, а радость наполнит наше сердце так, что мы и при скорбях, и во время искушений будем радоваться» (преподобный Никон Оптинский).

Некоторые советуют молиться ангелу-хранителю, который всегда невидимо рядом с нами, готовый поддержать нас. Другие советуют читать акафист Иисусу Сладчайшему. Также есть совет много раз подряд читать молитву «Богородице Дево, радуйся», с надеждой, что Господь непременно ради молитв Божией Матери даст мир нашей душе.

Но особого внимания заслуживает совет святителя Игнатия (Брянчанинова), который рекомендовал во время уныния как можно чаще повторять такие слова и молитвы.

«Слава Богу за все».

«Господи! Предаюсь Твоей Святой воле! Буди со мной Воля Твоя».

«Господи! Благодарю Тебя за все, что Тебе благоугодно послать на меня».

«Достойное по делам моим приемлю; помяни мя, Господи, во Царствии Твоем».

Святые отцы отмечали, что в унынии человеку молиться особенно тяжело. Поэтому исполнять сразу большие молитвенные правила не все смогут, но произносить те короткие молитвы, которые указал святитель Игнатий, может каждый, это не сложно.

Что же касается нежелания молиться в унынии и отчаянии, то нужно понимать, что это не наше чувство, а вселенное в нас бесом специально с той целью, чтобы лишить нас того оружия, которым мы можем его победить.

Святитель Тихон Задонский так говорит об этом нежелании молиться при унынии: «Советую тебе следующее: убеждай себя и принуждай к молитве и ко всякому доброму делу, хотя и не хочется. Как ленивую лошадь люди гонят плетью, чтобы она шла или бежала, так нам нужно принуждать себя ко всякому делу, а особенно к молитве. Видя такой труд и старание, Господь подаст охоту и усердие».

Из четырех фраз, предложенных святителем Игнатием, две являются фразами благодарственными. О том, почему они даны, он сам объясняет: «В особенности благодарением Богу отгоняются помыслы скорбные; при нашествии таких помыслов благодарение произносится в простых словах, со вниманием и часто – доколе не принесется сердцу успокоение. В скорбных помыслах никакого нет толку: от скорби не избавляют, никакой помощи не приносят, только расстраивают душу и тело. Значит – они от бесов и надобно их отгонять от себя… Благодарение сперва успокаивает сердце, потом приносит ему утешение, впоследствии принесет и небесное радование – залог, предвкушение радости вечной».

Во время отчаяния бесы внушают человеку мысль, что для него нет спасения и его грехи не могут быть прощены. Это величайшая бесовская ложь!

«Пусть никто не говорит: “Много я нагрешил, нет мне прощения”. Кто говорит так, забывает о Том, Кто пришел на землю ради страдающих и сказал: “…бывает радость у ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся” () и еще: “Я пришел призвать не праведников, а грешников к покаянию” ()», – учит преподобный Ефрем Сирин. Пока человек жив, для него действительно возможно покаяться и получить прощение грехов, какими бы тяжкими они ни были, и, получив прощение, преобразить свою жизнь, наполнить ее радостью и светом. И как раз этой возможности пытаются бесы лишить человека, внушая ему помыслы отчаяния и самоубийства, потому что после смерти уже покаяться невозможно.

Так что «никто из людей, даже дошедших до крайней степени зла, не должен отчаиваться, даже если приобрел навык и вошел в природу самого зла» (святитель Иоанн Златоуст).

Святитель Тихон Задонский объясняет, что испытание унынием и отчаянием делает христианина более осторожным и опытным в духовной жизни. И «чем более продолжится» такое искушение, «тем большую душе пользу принесет».

Православный христианин знает, что насколько тяжелее печаль всех других искушений, настолько и больше воздаяния получат переносящие с терпением печаль. И в борьбе с унынием даруется самый большой венец. Поэтому «не будем унывать, когда приключатся с нами огорчения и скорби, а, напротив того, станем более радоваться, что идем путем святых», – советует преподобный Ефрем Сирин.

Бог всегда находится рядом с каждым из нас, и Он не дозволяет бесам поразить человека унынием настолько, насколько им бы хотелось. Он даровал нам свободу, и Он же заботится о том, чтобы никто у нас не отнял этого дара. Так что в любой момент человек может обратиться к Богу за помощью и принести покаяние.

Если человек этого не делает – это его выбор, бесы сами не в состоянии его к тому принудить.

В заключение хотелось бы привести молитву, составленную святителем Димитрием Ростовским как раз для людей, страдающих от уныния:

Боже, Отче Господа нашего Иисуса Христа, Отец щедрот и Бог всякаго утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей! Утеши каждаго скорбящаго, опечаленнаго, отчаявающагося, обуреваемаго духом уныния. Ведь каждый человек создан руками Твоими, умудрен премудростию, возвеличен десницей Твоею, прославлен благостию Твоею… Но вот посещены мы ныне Отеческим Твоим наказанием, кратковременными скорбями! – Ты сострадательно наказываешь тех, кого любишь, и милуешь щедро и призираешь на их слезы! Итак, наказав, помилуй и утоли печаль нашу; преложи скорбь на веселие и радостию раствори печаль нашу; удиви на нас милость Твою, дивный в советах Владыко, Непостижимый в судьбах Господи и благословенный в делах Твоих во веки, аминь.

Василий Львов

Избранное Переписка Календарь Устав Аудио
Имя Божие Ответы Богослужения Школа Видео
Библиотека Проповеди Тайна ап.Иоанна Поэзия Фото
Публицистика Дискуссии Библия История Фотокниги
Апостасия Свидетельства Иконы Стихи о.Олега Вопросы
Жития святых Книга отзывов Исповедь Статистика Карта сайта
Молитвы Слово батюшки Новомученики Контакты

Вопрос №1783

Как бороться с грехом уныния?

Дмитрий , СПб, Россия
27/01/2005

Здравствуйте, о. Олег!
Подскажите, пожалуйста, как бороться с грехом уныния (жалости к себе)?
Заранее спасибо.

Ответ отца Олега Моленко:

Уныние это тяжкая и крайне мучительная страсть. За ней стоит демон-исполин, один из трех демонов исполинов: уныния, забвения и неведения, которые прежде всего препятствуют человеку по-настоящему придти к Богу. Вот почему должно провести брань с этими демонами и победить их.

Сперва преодолевается демон забвения. Преодолевается он непрестанной памятью о Боге, которая производится непрестанной молитвой Иисусовой и богомыслием. По мере преодоления забвения, подвижник покаяния преодолевает неведение: о Боге, о пути спасения, но прежде всего о себе и своем подлинном состоянии. От истинного ви дения себя в свете благодати, человек сбрасывает с себя окутовавшую его до того прелесть самомнения, хорошести, богоугодности, спасаемости и начинает ревностно заботиться о своем спасении и вечной участи. Действием благодати ему открылась страшная картина о нем самом, о его отношении к Богу - что он враг Его, мерзость пред Ним, погибший и очень далек от Него. Через такое самопознание человеку открывается и общее падение человеческой природы, которое он начинает видеть во всех людях. От этого ви дения он перестает осуждать людей, и начинает богоугодно и нелицемерно любить их жалостью, сочувствием, состраданием, посильной молитвой и помощью, в т.ч. и мудрым обличением ради спасения их или других людей.

От такого спасительного ви дения и восчувствования человек приходит в сокрушение и плач о себе и прочих людях, в первую очередь о близких и знаемых им. От этого сокрушения рождается в душе истинное смирение и смиренное о себе мудрствование, которое выливается в первое блаженное состояние нищеты духовной. Это состояние и выводит человека из уныния, иначе именуемого злым разленением. Со стороны демона и воздействия его на душу эта страсть именуется унынием . Со стороны поддавшегося этой страсти человека она именуется злым разленением . Человек, поддавшийся действию уныния, охладевает ко всем спасительным деланиям и духовным действиям. Он впадает в духовную апатию, безразличие и становится неподвижным и ленивым на всякое благое дело. Саможаление, самооправдание, обида на всех и вся за свое мучение, обвинение других, болезненное самолюбие, боль от поверженного временно тщеславия и самомнения, требующих компенсации - все это обуревает поддавшегося унынию человека. Помыслы о ненужности веры, подвига покаяния, борьбы со страстями или невозможности так самоотверженно и напряженно жить во Христе и преуспеть - захлестывают унынника и он приближается к отчаянию .

От уныния один шаг к отчаянию, а от отчаяния один шаг к непоправимой вечной погибели. Он оставляет молитву, как безпомощную, оставляет чтение Писания, как безполезное, оставляет чтение святых отцов и их житий, как обличающее его и якобы несбыточное на нем или недостижимое, а значит, тщетное. Все духовное и спасительное становится ему не в радость, а в тягость. Он начинает тяготиться и раздражаться присутствием других, самых близких и любимых до того людей, а также прочими необходимыми житейскими вещами, обстановкой и обстоятельствами. Человек пытается заглушить уныние развлечениями, греховными деяниями, забавами, но приходит лишь в худшее состояние. Вот почему страсть уныния, как убивающая душу и угрожающая жизни, вообще справедливо названа смертным грехом. Уже при первых признаках ее проявления надо сразу противостать ей и всячески противиться, призывая Бога и Его святых на помощь.

Несмотря на общность проявления страсти уныния, она имеет разные причины для нападения на душу человека. Есть уныние от произвольно греховной жизни, когда все надоедает. На Руси это состояние именовалось хандрой или русской хандрой. Бывает уныние от демонского наскока, по их зависти или другим мотивам. Бывает уныние от высокого подвижничества в уединении, а бывает как попущение за высокоумие, подвижническую гордость или неразумное взятие на себя подвигов сверх силы. Для живущих в послушании бывает уныние за самочиние или унижение (даже в помысле) своего старца. Бывает уныние у подвижников покаяния от научительного и очистительного богооставления.

Такое мучительное адское состояние должно пережить. Оно попускается Богом по силам и мерно ради великой душевной пользы. В остальных случаях, когда мы сами виноваты в нападении на нас демона уныния, должно противопоставлять ему имеющиеся средства. Такими средствами являются: взбадривание себя пением укрепляющих и ободряющих церковных молитв и песнопений; настроем себя даже на смерть ради Бога и даже одной Его заповеди; раскаяние в грехах, приведших к унынию; повторение подходящих изречений из Псалтири, Писания или святых отцов, укрепляющих душу.

Например, хорошо, сидя с закрытыми глазами, тихо вслух, со вниманием к словам молитвы или изречения Писания повторять несколько десятков раз эту молитву или изречение, пока душа через это повторение не войдет в поле истины. Истина освободит душу от гнета действующей страсти или скорби.

Например, можно повторять слова Господа из Евангелия от Иоанна:
Ин.14,1:"Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте" .

Можно повторять и слова из Псалтири:
Пс.41:" 6 Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего.
7 с земли Иорданской, с Ермона, с горы Цоар.
8 Бездна бездну призывает голосом водопадов Твоих; все воды Твои и волны Твои прошли надо мною.
9 Днем явит Господь милость Свою, и ночью песнь Ему у меня, молитва к Богу жизни моей .
10 Скажу Богу, заступнику моему: для чего Ты забыл меня? Для чего я сетуя хожу от оскорблений врага?
11 Как бы поражая кости мои, ругаются надо мною враги мои, когда говорят мне всякий день: "где Бог твой?"
12 Что унываешь ты, душа моя, и что смущаешься? Уповай на Бога, ибо я буду еще славить Его, Спасителя моего и Бога моего"
.

Можно повторять любую из подчеркнутых мною фраз. Можно и самому искать и найти себе нечто похожее на эти изречения, которое наиболее воздействует на данное конкретное состояние.

Должно также противопоставлять унынию самоотвержение, самоукорение (по образцам у святых отцов или самим сочиненное), память смертную, память о наградах праведников и прочие утешающие душу помышления и слова.
Иногда можно выпить немного сухого вина, ибо вино веселит душу человека.
Иногда пройтись на природе, созерцая Божье созданье. Иногда можно послушать хорошую музыку, ибо и святой Давид отгонял демона уныния от царя Саула игрой на музыкальном инструменте. Можно дать место уместному юмору и безобидной шутке. Так преподобный Серафим шутил иногда на клиросе, веселя тем братию и отводя от них духа уныния. Иногда должно просто поспать.

Принципиально же более всего побеждает уныние память Божия:
Пс.41, 7: "Унывает во мне душа моя; посему я воспоминаю о Тебе ". Вот почему более всего должно позаботиться о насаждении в себе памяти Божией через делание Иисусовой молитвы!

Окончательная победа над духом уныния является в наше время великим преуспеянием в духовной жизни. Она переводит человека на новый уровень духовной жизни - жительство в мире душевном, когда благодать Божия черпается ложками. На этом уровне может быть лишь легкая грусть о прежних оплаканных уже и прощенных грехах, сокрушение о все еще проявляющихся немощах, скорбь о погибели и заблуждении других людей, скорбь о состоянии современного мира, о вселенском массовом отступлении. Есть место и обличению отступников, восстающих на Бога, на Церковь Его, на моление именем Его, на сосудов Духа Святого и на путь спасения - путь святоотеческого покаяния. Но все это не нарушает внутреннего мира, не ослепляет, не омрачает душу, но держит ее в смирении и стремлении к Богу и богоугождению. Душа неунывная преуспевает в познании Бога и в стяжании мудрости и благодати.


Уныние – смертный грех, являющийся седьмым по счету смертным грехом в христианском учении. Прежде чем говорить о том, как бороться с этим пороком, стоит разобраться, что являет собой грех уныния.

В римско-католической существует только грех печали. В православном каноне принято деление на смертный грех уныния и печали.

Уныние характеризуется как депрессивное, подавленное состояние души. Человек, впавший в уныние, утрачивает желание ко всякому виду труда и деятельности: физическому, умственному, духовно-нравственному. Христианская церковь описывает уныние как состояние духовного кризиса человека.

Ниже приведены основные свойства греха уныния:

  1. Леность, праздность, нежелание заниматься трудом. Человек, подвергшийся унынию, теряет всякий интерес к своей деятельности. Уныние делает человека апатичным к обязанностям и работе, заставляет его сконцентрировать все внимание на своем горе. Стоит отметить, что очень часто человек, который претерпевает страдания от уныния, не может никак и ничем объяснить причины этого явления.
  2. «Охлаждение» к духовной жизни. Унывающий человек тратит меньше времени на решение морально-нравственных вопросов. Он реже посещает церковь и причащается, меньше читает духовную литературу.
  3. Ухудшения здоровья. Душевное и телесное тесно связаны в человеке, и «болезнь» души может привести к болезням физическим. У того, кто впал в уныние, нарушается сон, пропадает аппетит, повышается утомляемость и уменьшается энергия.

Казалось бы, человек, впавший в уныние, не совершает ничего негативного по отношению к ближним людям. Он никого не обижает, не лжет, не ворует, не убивает, но тем не менее уныние причислено к смертным грехам. Оно признано смертным грехом по следующим причинам:

  • может заставить впасть человека в отчаяние, а отчаяние может привести к самоубийству, которое является наиболее тяжким грехом в христианстве;
  • отводит человека от Бога и нравственного самосовершенствования, заставляя его сосредоточиться лишь на собственном горе;
  • лишает человека воли к выполнению своей работы, что приводит его к лени, бездействию, оставлению своего долга.

Человеку сложно сопротивляться унынию. Оно лишает его жизненных сил и воли к действию. Бороться с унынием бывает подчас трудно, но это необходимо для духовного очищения человека.

Христианская церковь выделяет различные причины возникновения уныния: испытание, посылаемое Господом для духовного очищения, уязвленное самолюбие, тщеславие, утрата человеком веры, безбожие, недостаточное участие в духовной жизни. Неправильный образ жизни и нежелание следовать нравственному закону приводят людей к духовному кризису, выход из которого бывает сложно найти.

Уныние может привести к замкнутому кругу: человек находится в состоянии уныния и не имеет желания ничего делать, от своей праздности он все больше впадает в уныние, от этого все меньше трудится, что приводит к еще большему унынию.

Священнослужители говорят, что тоска бывает естественной для человека. Страдания души помогают воспитать в нем нравственные благодетели. Преодолевая уныние, человек духовно самосовершенствуется и приближается к Богу. Уныние может являться испытанием, посылаемым человеку от Бога, которое необходимо преодолеть.

Как бороться со смертным грехом уныния?

Православная церковь выделяет следующие способы по борьбе с унынием:

  1. Лучший метод противостояния унынию – посильная деятельность. Работа, выполнение своих обязанностей помогают человеку выйти из угнетенного состояния.
  2. Не терять силы духа и не поддаваться греху.
  3. Усердно молиться, .
  4. Читать духовную литературу, размышлять о вечных морально-нравственных вопросах.
  5. Посещать храм и церковные службы. Участвовать в церковных таинствах.

Уныние – болезненный смертный грех, с которым человеку необходимо бороться для нравственного совершенствования, приближения к Богу, выполнения своих работы и обязанностей, ведения образа жизни, надлежащего истинному христианину.

На заре зарождения христианства греческим монахом Евагрием Понтийским была сформулирована целая система смертных грехов, на то время включавшая в себя гордыню, зависть, лень, злобу, похоть, жадность и чревоугодие. Всего их было семь. С самого детства христианину внушалось, что он должен работать с утра и до позднего вечера, так как лень - это смертный грех. Христиане скудно питались потому, что чревоугодие было тоже смертным грехом. Им также нельзя было быть гордыми, завистливыми, жадными, злыми и похотливыми. Но по истечении некоторого времени этот список сделали более гуманным, если можно так выразиться.

Уныние - грех

Люди, несмотря на боязнь оказаться в вечных муках в аду, все равно не хотели лишать себя мирских развлечений и удовольствий. Как не побаловать себя плотской утехой или застольем со своими друзьями? Таким образом, некоторые запреты были отредактированы и смягчены в списке смертных грехов. Вот, например, Папа Григорий Великий удалил из блуд, а изъяли из него лень и обжорство. Некоторые грехи вообще перешли в разряд людских «слабостей».

Однако интересно другое, Папа Григорий Великий, разрешая своей пастве раскаянием и молитвой сглаживать грех прелюбодеяния, вдруг вносит в список смертных грехов уныние - казалось бы, абсолютно невинное свойство для души человеческой. Хочется отметить, что уныние оставалось в списке неизменно, и более того, многие богословы и по сей день считают его из всех смертных грехов самым тяжким.

Смертный грех - уныние

Так почему уныние считается Все дело в том, что когда человеком овладевает уныние, он становится мало на что годным, у него проявляется равнодушие абсолютно ко всему, и особенно - к людям. Он не может выполнять достойно и качественно работу, не способен творить, дружба и любовь тоже не радуют его. Поэтому справедливо было отнести уныние к смертным грехам, но совершено зря из этого списка удалили похоть и блуд.

Тоска, уныние, депрессия, печаль, грусть... Попадая под власть этих мы даже не задумываемся над тем, какую они имеют негативную и сокрушительную силу. Многие считают, что это некие тонкости состояния загадочной русской души, в этом, думается, есть доля правды. Однако психотерапевты считают все это очень опасным явлением, и что долгое пребывание в таком состоянии приводит к депрессии, а иногда и к самому непоправимому - суициду. Поэтому Церковь считает уныние грехом смертным.

Уныние или печаль?

Уныние - это смертный грех, который в православном богословии трактуется как отдельный грех, в то время как в католицизме среди смертных грехов есть печаль. Многие не могут разглядеть какой-то особенной разницы между этими эмоциональными состояниями. Однако печаль рассматривается как какое-то временное душевное расстройство, связанное с каким-нибудь неприятным событием или происшествием. А вот уныние может наступить без всякой причины, когда человек страдает и не может объяснить такое свое состояние даже при полном внешнем благополучии.

Несмотря на все это, Церковь считает, что всякие испытания надо уметь воспринимать с бодрым состоянием духа, настоящей верой, надеждой и любовью. Иначе получается, что человек не признает единого целого учения о Боге, о мире и о человеке. Такая разновидность неверия предоставляет душу самой себе, тем самым обрекая человека на душевные болезни.

Унылый - значит неверующий

Такой смертный грех (уныние), именуется как злое разленение, под воздействием этого человек начинает лениться и не может принудить себя к необходимым спасительным действиям, так как его уже ничто не утешает и не радует, он ни во что не верит и даже не надеется. В конечном итоге все это напрямую воздействует на душу человека, разрушая ее, а затем и его тело. Уныние - это изнеможение ума, расслабление души и обвинение Бога в нечеловеколюбии и немилосердии.

Симптомы уныния

Важно вовремя определять симптомы, по которым можно заметить, что начались разрушительные процессы. Это нарушение сна (сонливость или бессонница), сбои в работе кишечника (запоры), изменения аппетита (переедание или отсутствие аппетита), снижение сексуальной активности, быстрая утомляемость при умственных и физических нагрузках, а также бессилие, слабость, болезненные ощущения в области желудка, в мышцах и сердце.

Конфликт с самим собой и с Богом

Конфликт, прежде всего с собой, постепенно начинает перерастать в органическую болезнь. Уныние - это плохое настроение и духа, сопровождающееся Таким образом, грех прорастает в природу человека и приобретается медицинский аспект. Православная Церковь в таком случае предлагает только один путь к выздоровлению - это примирение с собой и с Богом. А для этого надо заниматься нравственным самоусовершенствованием и при этом использовать духовные и религиозные психотерапевтические приемы и способы.

Человеку, страдающему депрессией, можно посоветовать найти для себя опытного духовника из монастыря, чтобы тот помог ему выбраться из этого жуткого состояния. Беседа с ним может продлиться до нескольких часов, пока он не разберется, в чем источник такой глубокой душевной скорби, возможно, придется некоторое время побыть в монастыре. И только потом можно будет приступать к лечению души. Ведь уныние - это тяжелая болезнь, которая все же поддается лечению.

Православная медицина

Человеку, который решил бороться с такого рода телесным и духовным недугом, срочно потребуется изменить свой образ жизни и начать активное воцерковление. Многих людей именно тяжелое заболевание и приводит к пониманию своей греховной жизни, поэтому они начинают искать выход на евангельский путь. Главное в православной медицине - помочь больному человеку освободиться от собственных страстей и мыслей, которые подключаются к общему процессу разрушения тела и души. При этом верующий человек, столкнувшись с болезнью, не должен отказываться и от профессиональной медицинской помощи. Ведь она - тоже от Бога, и отказываться от нее - значит укорять Создателя.