Лилия, увядшая в крыму. Юность и личная жизнь Жанны де Ла Мотт

Ла-Мотт Jeanne

(de Luz de Saint-Rémy, de Valois, comtesse de La Motte, 1756-91) - родственница королев. дома Валуа через побочного сына Генриха II, жена графа Ламотта, офицера гвардии графа Артуа. Мария- Антуанетта, которой она была представлена, вступила с ней в тесную дружбу. В продолжение двух лет, с 1784 по 1786 гг., она занимала собой все европейское общество как печальная героиня известного "дела об ожерелье" (affaire du collier; см. Мария-Антуанетта). Осужденная на пожизненное тюремное заключение, она, при помощи королевы, бежала из тюрьмы и напечатала в Лондоне свои оправдательные мемуары, а также памфлет, направленный против королевы и высших придворных лиц, под названием: "Vie de Jeanne de Saint-Rémy, de Valois, comtesse de la Motte etc., écrite par elle-même".


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Ла-Мотт Jeanne" в других словарях:

    В Википедии есть статьи о других людях с именем Жанна де Валуа. В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Ламотт. Графиня де ля Мотт … Википедия

    - «Этаж наследия» (англ. Heritage Floor) композиция, составляющая единый объект с инсталляцией «Званый ужин» Джуди Чикаго, отдающей дань уважения достижениям и тяготам женского труда и имеющей форму треугольного банкетного стола на 39… … Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Осада Парижа. Осада Парижа Столетняя война … Википедия

    - … Википедия

    Коммуна Шарантонне Charantonnay Страна ФранцияФранция … Википедия

    Marquise de Pompadour … Википедия

    Эта статья содержит незавершённый перевод с иностранного языка. Вы можете помочь проекту, переведя её до конца. Если вы знаете, на каком языке написан фрагмент, укажите его в этом шаблоне … Википедия

Вспомните, как будучи детьми мы льнули к экрану телевизора, когда там шел наш любимый фильм «Три мушкетера». Как мы восхищались бесстрашной тройкой мушкетеров, подпевали юному д. Артаньяну «Пора-пора-порадуемся на своем веку». И как неприятен нам был хитрый кардинал Ришелье, Рошфор и самый отрицательный герой романа – Миледи. Она – графиня де Ля Фер, леди Винтер – постоянно преследовала наших героев, творила козни и несла за собой смерть. Но в то же время какая-то сила притягивала к этой заклейменной цветком лилии женщине, ее сила и хитрость тоже заслуживали восхищения.

История Миледи

«При чем тут «Три мушкетера», Миледи и Крым?», — спросит читатель. А связь здесь самая прямая. Наш полуостров, так или иначе, был связан со всеми историческими событиями и судьбами мира. В жизни той самой Миледи Крым сыграл не последнюю роль.

Александр Дюма не был фантастом, свои произведения он всегда основывал на реальных событиях. И Миледи – персонаж не выдуманный. Ее прообраз звали графиня де Ла Мотт, которая в XVIII веке была известна как одна из самых известных авантюристок того времени. О ней написано немало романов, мемуаров и научных монографий.

Помните скандал с подвесками королевы, с кражей бриллиантового ожерелья Мария Антуанетты? Историки считают, что именно события, связанные с кражей ожерелья повлекли за собой развал монархии и Французскую революцию. Непосредственной участницей этих событий была все та же графиня де Ла Мотт, ставшая главной героиней романа Дюма «Ожерелье королевы».
Совсем недавно образ графини-авантюристки заинтриговал американских кинематографистов, снявших фильм «История ожерелья».
Так кто же она такая эта загадочная дама? Какие злодейства она «натворила» в Европе и почему оказалась в Крыму? Наберись терпения, читатель, выкрои пол часа своего времени, прочитай эту статью и перед тобой откроется одна из самых загадочных тайн-авантюр, начавшихся в Париже и закончившейся в глухом крымском городке…

Бедная сиротка из дома Валуа

Жанна родилась в 1756 году во Франции в Бар-сюр-Об. Родоначальником генеалогического древа ее отца, Жака Сен-Рени, был незаконнорожденный сын короля Генриха II. После смерти отца семилетняя «бедная сиротка из дома Валуа» (так она сама себя именовала) жила милостыней.

Как-то сидя на парижской улочке с протянутой рукой, девочка вещала прохожим, что в ее жилах течет королевская кровь. И надо же – провидение судьбы, мимо в карете проезжала богатая маркиза Буленвилье, заинтересовавшаяся романтикой положения - далекая правнучка Франциска I просит у прохожих подаяния. Маркиза проверила родословную девочки и отдала ее в пансион, затем взяла к себе в дом.

Когда девочка подросла, к ней стал приставать муж маркизы. Не желая «платить черной неблагодарностью своей благодетельнице», она покинула дом Буленвилье и поселилась в монастыре в Иерре, под Парижем, потом в аббатстве Лоншан.
Отведав тяжелый хлеб попрошайки, и проведя какое-то время в доме богатой маркизы, Жанна усвоила простую истину, которую она любила повторять много раз: «есть два способа выпрашивать милостыню: сидя на паперти церкви или разъезжая в карете». Разъезжать в карете Жанне явно нравилось больше.


Когда девушке исполнилось двадцать четыре года, она обвенчалась с жандармским офицером роты бургиньонцев Никола де Ла Моттом. От этого брака Жанна родила двух мальчиков-близнецов, которые вскоре умерли. Жили супруги в провинции, и, по-видимому, дела у молодых были очень плохи.В конце 1781 года, пытаясь угнаться за призраком ускользающего счастья, супруги Ла Мотт отправляются в Париж…
Отсюда начинается авантюрная судьба Жанны. Она бросает мужа, знакомиться с множеством интересных людей, многих из которых интересовала загадочная провинциалка, умевшая красиво подать свой ум и свое тело. Надо сказать, что графиня Ля Мотт не отличалась красотой - красавицей ее сделала позднейшая легенда.

Граф Беньо, подробно описывая ее наружность, отмечает «прекрасные руки», «необыкновенно белый цвет лица», «выразительные голубые глаза», «чарующую улыбку», но отмечает также «маленький рост», «большой рот», «несколько длинное лицо» и какой-то физический недостаток - какой именно, нелегко понять при вычурном слоге автора: «Природа, по странному своему капризу, создавая ее грудь, остановилась на половине дороги, и эта половина заставляла пожалеть о другой…». Тем не менее успех у мужчин графиня Ла Мотт имела большой. Все современники в один голос говорят, что она была очень умна.

Ожерелье королевы – авантюра века

В Париже судьба свела графиню де Ла Мотт с кардиналом Роганом и величайшим мистиком графом Алессандро Калиостро, с которым они сошлись довольно близко. Тогда-то графиня и решили провести авантюру с ожерельем из 629 бриллиантов.
В декабре 1784 года ожерелье, изготовленное в конце 70-х годов ювелирами Бемером и Боссанжем для фаворитки Людовика XV мадам Дюбарри и оставшееся не выкупленным по причине смерти заказчика, доставили для осмотра в дом 13 по улице Нев-Сен-Жиль, где проживала предприимчивая графиня. Ожерелье стоило огромных денег 1 600 000 ливров, которые очень хотела получить де Ла Мотт.

В качестве посредника она выбрала епископа Страсбурга, который стремился восстановить свое положение при французском дворе. Графиня сказала кардиналу, что королева Мария Антуаннета хочет тайно приобрести это ожерелье и его посредничество при покупке будет благоприятно встречено королевской семьей.

После прочтения писем, якобы написанных королевой, и тайной ночной встречи, когда кардинал встретился с одетой как королева проституткой, он согласился приобрести ожерелье у ювелиров, дав обязательство внести плату по частям. Мошенничество было разоблачено, когда настало время первого взноса. Денег у кардинала не было, и ювелиры обратились непосредственно к королеве, которая впервые узнала о своем тайном желании.

А ожерелье тем временем было разделено и продано по камушку в Лондоне. Король Людовик XVI приказал арестовать кардинала и бросить его в Бастилию. Нет, чтобы сохранить все в тайне — и не такие аферы проворачивались при монарших дворах. Парламент оправдал кардинала как не подозревавшего о злом умысле, но он был сослан в удаленный приход в Оверне.
Приговор судейской коллегии из 64 судей, возглавляемый председателем д’Алигра оказался суров к Жанне: сечь плетьми, заклеймить как воровку и отправить на пожизненное заключение в тюрьму Сальпетриер. Помните в песне из любимого фильма: «Палач-то был мастак – и вот, там лилия цветет»! На самом деле палач попался не очень профессиональный и лилия на плече «не получилось». Пришлось клеймо жечь повторно – на этот раз на груди.

Кардинал после десятимесячного заключения был оправдан, но утратил возможность появляться в присутствии короля и королевы, лишился всех должностей и званий. Калиостро не долго оставался в заключении. Проведя девять месяцев в Бастилии, в 1786 он был выслан из Франции.


А что Жанна? В 1787 году Жанна де Ла Мотт, соблазнив охрану, сбежала из тюрьмы Сальпетлиер и затерялась на просторах Европы. Через четыре года кто-то сказал, что видел как она умерла в Лондоне. До того, как «умереть», Жанна опубликовала скандальные мемуары, чернящие французскую королевскую семью. Романтически настроенные исследователи склонны видеть в пламенных речах Жанны де Ла Мотт, произнесенных на суде, в ее мемуарах сильнейший компромат королевской власти, в недалеком будущем приведший к революционным событиям 1789 года.


В подданстве Российской империи

Не беремся судить насколько верно утверждение о том, что Жанна изменила ход истории, скажем одно – в своей личной судьбе она уж точно произвела коренной перелом.
Дело в том, что некоторое время спустя после смерти 26 августа 1791 года Жанна «воскресла». Ее по-прежнему именовали графиня, но на этот раз де Гаше. Вместе с именем Жанна меняет и страну – в 1812 году становиться российской подданной.
Крымский исследователь П. В. Коньков, завороженный личностью графини приводит отрывок воспоминаний мадам Бирх, из которого следует, что неординарной Жанне удалось заинтриговать и насторожить самого Александра I: «…На следующий день, в назначенный час <…> государю доложили о ней. Он подошел к графине: “Вы не та, кем называетесь; скажите мне ваше настоящее имя…»

Путешествие в Крым

Получасовая беседа графини с Российским императором завершилась тем, что она присоединилась к группе пиетистов, отправляющимся в Крым, отнюдь не по убеждениям, а согласно настойчивой просьбе Александра.
Это было странное путешествие российских мистиков, новых миссионеров, желавших обратить в христианскую веру крымских мусульман. Инициировала и возглавила мистическое путешествие, начавшееся весной 1824 года на Фонтанке в Санкт-Петербурге и закончившееся в конце 30-х на берегах Черного моря, Анна Сергеевна Голицына, урожденная Всеволожская. Духовным лидером экспедиции пиетисты признавали популярную в Европе проповедницу и прорицательницу баронессу Варвару-Юлию Крюденер.
В августе 1824 года на крымскую землю вступила «старушка среднего роста, довольно стройная, в сером суконном редингтоне». «…Седые волосы ее были прикрыты черным бархатным беретом с перьями; лицо нельзя сказать короткое, но умное и приятное, украшалось живыми блестящими глазами. Она говорила бойко и увлекательно – изящным французским языком…» — такой увидела графиню де Гаше баронесса М. А. Боде.


Конец 1824 – начало 1825 годов Жанна провела в обществе А. С. Голицыной в Кореизе. Затем перекочевала в Артек, где поселилась в одном из старейших на всем побережье зданий. «Чертовый домик» или, как его называют артековцы, «Домик Миледи» был построен в XVII веке местным мастером по обжигу извести и служил ему сторожкой. Там и поселилась «леди с лилией на груди», до сих пор вожатые Артека пугают ребят рассказами о приведениях, живущих в этом «проклятом доме». В двадцатых годах 20 века здесь обретал заместитель наркома здравоохранения, основатель и первый директор пионерского лагеря «Артек» Зиновий Петрович Соловьев.

Мифы о графине

Искусственные мифы всегда преследовали графиню. Так и здесь, местные экскурсоводы в очередной раз хоронят Жанну. Утверждают, мол, разбилась, упав с лошади. И еще говорят, что по преданию где-то недалеко от современной костровой площадки «Морского» зарыта шкатулка с тем самым знаменитым бриллиантовым ожерельем Марии Антуанетты.
Южный берег вскоре надоел мистикам: татары в новую веру переходить не спешили, а над процессией «безумных» женщин уже открыто посмеивались обитатели полуденного края.

В 1825 году неугомонная Жанна появляется в Старом Крыму, чтобы купить сад, принадлежащий директору училища виноградарства и виноделия в Судаке барону Александру Карловичу Боде. Осенью барон предложил графине поселиться в домике, который он собирался построить в Судаке, желая интересного собеседника для себя и опытную наставницу для своей дочери. Однако, насладится радостями жизни на Юго-восточном побережье Крыма Жанне де Ла Мотт не удалось – 23 апреля 1826 года ее не стало.

Предсмертные часы Жанны де Ла Мотт

Баронесса М. А. Боде в своих мемуарах воспроизводит слова старой служанки, о том, как провела предсмертные часы старая графиня. Жанна де Ла Мотт уничтожила весь свой архив, запретив трогать тело, мол, его потребуют и увезут, а при ее погребении неизменно возникнут споры и раздоры. Споры, конечно же, возникли, потому что вопреки воле покойной, выполнявшая черную работу армянка обмыла труп, обнаружив на спине госпожи два пятна выжженные железом.


Это «открытие» выступило якобы подтверждением личности гостьи баронессы Боде, так как графиня Ла Мотт, как известно, «… билась в руках палача, но приняла позорное клеймо, хотя и неявственно». Среди движимого имущества, оставшегося после ее смерти осталась некая темно-синяя шкатулка… Что в ней было, никто так и не узнал. Может то самое пропавшее ожерелье?
Где-то на армяно-католическом кладбище Старого Крыма есть могила графини Гаше, будоражащая воображение черных археологов: вензель в стиле рококо, ваза с орнаментом грубой работы, наверху небольшой крест.

Так кем же была графиня Гаше — умелым мистификатором или, на самом деле, легендарной Жанной де Ла Мотт? Один из душеприказчиков французской графини феодосийский купец Аморетти в письме от 31 января 1828 года, адресованном французскому консулу в Одессе Шалляусу, выражал надежду: «Дай Бог увидеть скоро конец этой путаницы». Но, увы, его чаяниям не дано было осуществиться. Ни тогда, ни теперь. Истина осталась где-то там…

Текущая страница: 4 (всего у книги 12 страниц) [доступный отрывок для чтения: 8 страниц]

Шрифт:

100% +

Так вот, как только графиня де ла Мотт пришла в себя (ее поместили не в подвал, а во флигелек, зловонный и убогий, но все-таки это был не подвал, где можно лишь сидеть скрючившись), она тут же стала изрыгать проклятия по адресу королевы, рычать, плевать и кусаться.

На шум прибежал смотритель. Это был Кривой Жан, известный тем, что он лишил невинности, а затем убил и съел не менее семидесяти малюток от пяти до десяти лет. Появился он совершенный разъяренный криками графини и тут же, не раздумывая, погрузил руку в сочащуюся рану на ее груди. Жанна вскрикнула и потеряла сознание, что чрезвычайно развеселило ее новых товарок – своды комнаты огласило их веселое ржание.

Вот что при этом следует знать об устройстве флигеля, в который поместили графиню де ла Мотт, представительницу королевского рода де Валуа.

Флигель, окруженный целой грядою огромных зловонных луж, являл собою отделение для помешанных и состоял из двух палат, буйной и тихой.

Графиня оказалась в тихой палате, в коей стояло шесть больших кроватей и восемь поменьше. Причем, в каждой большой кровати помещается по четверо, по пятеро, и никак не менее.

Легко представить себе, что когда возбужденные жилицы флигеля, очутившиеся на одной кровати, начинали наносить друг другу удары, царапались и плевались, то единственный палатный служитель (Кривой Жан), запасшись веревками и вооруженный палкой с острым железным наконечником, принимал деятельное участие в побоище, пока ему не удавалось связать по рукам и ногам зачинщицу драки.

Когда графиня де ла Мотт опять очнулась, соседки по кровати начали ее щипать, норовя просунуть свои дикие грязные ногти поближе к страшным ранам, зиявшим на груди и плечах узницы. Сквозь многочисленные кровавые бороздки уже явственно выступала литера «V».

Графиня, как могла, отмахивалась от новоявленных товарок, но страшные ногти все приближались, и было ясно, что они вот-вот вонзятся в несчастную графиню.

«Чего вы хотите от меня?» – в ужасе зашептала Жанна (кричать она теперь боялась, ибо опасалась нового появления Кривого Жана, который как был, так и остался бешеным насильником).

«Ты должна нам сказать, где спрятано ожерелье королевы. И мы ни за что не отстанем от тебя, пока ты не скажешь нам. Где? Где ожерелье из бриллиантов?» – шепнула одна из соседок, жалкое существо, буквально источавшее гниль.

И тут Жанна, уже не думая о кривом смотрителе, яростно захохотала, а потом с наслаждением плюнула в мерзкую гнилую опухоль, в которой уже почти нельзя было различить ни глаз, ни носа, ни рта. Началась яростная потасовка, но она была молчаливой, ибо появления Кривого Жана сейчас не хотел никто.

Страшные ногти уже смыкались над кровоточащей грудью графини, свежая, сочная, багрово-пунцовая литера «V» уже была почти в плотном кольце, но тут из соседней кровати выпрыгнула дородная девица; она была совершенно голая, и груди ее колыхались как два гигантских шара. Это была Анжелика. Думаю, что в Париже не сыщется ни одного детородного органа, который хотя бы пару раз не посетил ее податливого лона (и я грешен, каюсь).

Анжелика буквально расплющила соседку-гнилушку, да и остальным обитательницам кровати, в коей поместили графиню, порядком досталось. Кольцо страшных грязных ногтей над кровоточащею грудью новой обитательницы флигеля «Сельпетриера» решительно распалось.

Жанна на сей раз была спасена. В мерзком месте, уготованном ей судьбою, она могла спокойно дожидаться, пока раны зарубцуются и литера «V» займет, наконец, свое прочное, надежное место в границах ее белейшего кожного покрова.

А Анжелика сделалась с этой поры подлинным ангелом-хранителем графини де ла Мотт де Валуа.

Правда, теперь весь флигель люто ненавидел графиню, похитительницу королевских бриллиантов, и случись вдруг что с Анжеликой, участь Жанны незамедлительно была бы решена в самом худшем смысле этого слова: графиню не просто добили бы, а растерзали бы ее плоть на кусочки.

Но с Анжеликой было все в порядке, и ее никто не собирался никуда усылать – она регулярнейшим образом удовлетворяла все любовные прихоти Кривого Жана, и соответственно сей смотритель ни за что бы не допустил исчезновения Анжелики.

Весь совершенно необозримый любовный пыл последней расходовался поначалу на одного этого выродка (потом, правда, клиентура Анжелики в «Сельпетриере» значительно расширилась), и Кривой Жан постепенно, к изумлению всех обитательниц флигеля, стал совершенно благостен, как никогда прежде. В общем, графиня была под надежнейшей защитой и стала неуклонно приходить в себя: ее ненавидели, но боялись даже приблизиться.

ОТРЫВОК ВТОРОЙ

Раз в неделю от двух до трех дня графиню де ла Мотт неизменно посещал ее адвокат мэтр Дуалло.

Этот довольно-таки противный и юркий старикашка без памяти влюбился в Жанну, еще когда она сидела в Бастилии. Однако их бурный роман делу ее освобождения совершенно не помог. Не содействовало освобождению и то, что графиня зачем-то заявила на процессе, что она беременна от своего адвоката. Конечно, это добавило толику скандальности, но не принесло никакого облегчения

Мэтр Дуалло сразу же по завершении процесса выпустил свой мемуар (защитительную речь) – и пятитысячный тираж разошелся в одну неделю. Но выиграл-то от этого один лишь только адвокат, мэтр Дуалло. Вообще он чрезвычайно увертлив и выгоду свою блюдет неукоснительно, и безо всяких отклонений.

Собственно. Президент «Сельпетриера» не дал дозволения пускать мэтра Дуалло прямо во флигель (о лежании его в кровати со своею подопечной и речи не было), но Анжелике в конце концов удалось уломать Кривого Жана.

Да, свидания происходили непосредственно в постели (понятное дело, за пределами флигеля о данном обстоятельстве тогда никто не знал). При этом остальных товарок предварительно сгоняли с кровати – их место занимала Анжелика.

Последним обстоятельством Кривой Жан был не весьма доволен, но Анжелика убедила его, что сие совершенно необходимо и что она в постели внимательно следит за тем, дабы мэтр Дуалло не передал бы графине каких-либо тайных посланий или же оружия. И Кривой Жан сдался.

Собственно, он стал настолько зависим от Анжелики, что уже ни в чем не смел ей отказать. За радость вхождения в ее ненасытное лоно он готов был отдать хоть весь «Сельпетриер». На творившиеся во флигеле безобразия начальство приюта закрывало глаза, и не исключено, делалось это потому, что и оно стало пользоваться услугами добрейшей Анжелики.

В общем, каждую неделю мэтр Дуалло встречался со своею подопечной под охраною зоркой Анжелики. Продолжалось это почти год – одиннадцать месяцев и семнадцать дней. А потом грянула страшная беда.

Да, мэтр Дуалло довольно-таки часто приносил графине книги благочестивого содержания. Сей факт в том году неоднократно отмечали парижские газеты, но на самом-то деле помыслы графини де ла Мотт тогда были чрезвычайно далеки от благочестивости, даже слишком далеки.

Как-то Анжелика сообщила Кривому Жану, что в издании Экклезиаста, доставленном адвокатом, было вложено письмо самой Марии-Антуанетты.

Кривой Жан отвечал, что ежели королева решила написать заключенной письмо, то он не смеет этому препятствовать.

Правда, Жан осведомился: «Что же написала Ее величество?» Анжелика отвечала, что, собственно, это краткая записка: «Королева извиняется, что невольно доставила графине столько неприятностей и даже страданий».

Услышав это, Жан махнул рукой и примолвил: «Это совершенно невинно! Пускай переписываются».

Однако, Анжелика утаила от Кривого Жана вот какой факт.

Мэтр Дуалло принес как-то своей подопечной томик псалмов, в который была вложена тончайшая пластинка из воска. Анжелика незаметно извлекала сию пластинку и спрятала ее, а когда уставший после утех любви Кривой Жан заснул, Анжелика вынула у него из карман брюк ключ от палаты и быстренько сделала восковой отпечаток.

Когда в следующий раз явился мэтр Дуалло, Анжелика незаметно вручила ему сей отпечаток. Еще через неделю у Анжелики уже был свой ключ от палаты. Собственно, он принадлежал графине, но Анжелика хранила его у себя – так было гораздо безопаснее.

В один из следующих своих приходов мэтр Дуалло принес в ящике с книгами мужской костюм – Анжелика опять-таки спрятала его у себя, но предназначался он, понятное дело, для графини.

ОТРЫВОК ТРЕТИЙ

И вот в один из дней графиня де ла Мотт из «Сельпатриера» навсегда исчезла.

Произошло это на рассвете. Переоделась в мужской костюм, отперла своим ключом дверь и выскользнула на волю. Никто ее не видел, никто за нею не гнался.



Выйдя за ворота приюта, она побежала к королевскому саду лекарственных растений, затем ринулась на набережную Опиталь, где сумела поймать случайно проходивший фиакр. А погони все не было.

Так же благополучно графиня из Парижа проследовала в Ножан, в Труа, в Нанси, в Мец, оттуда в имперские земли, а уже оттуда и в Великобританию, где ее ждал супруг, граф де ла Мотт, уже успевший распродать часть бриллиантов, в Великобританию, где она становилась недостижимой для нашего полицейского преследования.

Да, графиня де ла Мотт дала Анжелике на память о себе два бриллиантика из исчезнувшего ожерелья королевы. Так, во всяком случае, утверждают обитательницы флигелька из «Сельпатриера», в коем содержатся тихие помешанные. Они помнят и графиню, и Анжелику, и по-прежнему дружно их ненавидят.

Король и королева были в совершеннейшем бешенстве, узнав, что Жанна улизнула – ей ведь было определено вечное заключение, и без права на помилование. Но реакция Версаля это еще не все. У этой истории были и общественные последствия, и нешуточные.

ОТРЫВОК ЧЕТВЕРТЫЙ

Шум, вызванный исчезновением графини из приюта «Сельпатриер», был поистине страшен. Газеты одно время только об этом и писали, называя графиню Жанну де ла Мотт де Валуа невинной страдалицей, утверждая, что ожерелье королева украла сама у себя, и тому подобные глупости. Бегство графини как бы всполыхнуло антикоролевские настроения.

А вот Кривого Жана выгнали со службы и даже под суд собирались отдать. Так и не отдали, а надо было бы! Ох, как надо было бы! Да и Анжелику стоило бы допросить в Бастилии.

Сия девица таинственным образом исчезла незадолго перед самым уходом Жана, страстного своего обожателя, из приюта «Сельпатриер», заведения невыразимо гнусного и даже по-своему жуткого.

Говорили, что Кривой Жан, собственно, и способствовал ее исчезновению из приюта. Но Анжелика при этом отнюдь не досталась Кривому Жану, как можно было бы предположить. Однако оказалось, что ежели он и спас ее, то сделал это отнюдь не для себя, хотя думал именно о себе и своих удовольствиях, а не о ком-либо ином.

Некоторое время спустя после исчезновения графини, мои агенты обнаружили Анжелику в качестве экономки в доме мэтра Дуалло, адвоката, безуспешно защищавшего графиню, к радости королевы.

Надо же! Вот проворным оказался старикашка сей мэтр Дуалло! И мемуар тиснул, принесший баснословную выручку, и эту отъявленную мошенницу Жанну де Валуа вызволил из мерзкого, страшного приюта, получив за это приличную мзду, и приобрел еще вдобавок, обойдя кривого Жана, неутомимое лоно Анжелики, а это ведь такое сокровище, что стоит, пожалуй, и всего ожерелья.

Но самое ужасное то, что графиня де ла Мотт смогла беспрепятственно покинуть стены приюта «Сельпатриер».

Она бежала в Англию, но, увы, не для того, чтобы молчать. Решив подзаработать, что ей и удалось, графиня стала выпускать записки и брошюрки, посвященные королевской семье, полные гнуснейших инсинуаций. А то, что она при этом говорила об истории с ожерельем, было чистейшим и беспардоннейшим враньем. И все это было только на руку бунтовщикам и всем отъявленным негодяям.

Вторая связка бумаг. 1789 – 1826

БУНТ ГРАФИНИ ДЕ ЛА МОТТ

(ВЫРЕЗКА ИЗ «МОРНИНГ КРОНИКЛ», 1789)

В Оксфорде появился шестнадцатистраничный памфлет «Письмо графини Валуа-Ламотт к французской королеве». Издание помечено октябрем 1789-го года.

Письмо написано на «ты» и выдержано в тонах повышенной резкости. По-своему оно является гнусной революционной бумажкой.

В частности, графиня Жанна де ла Мотт баронесса де Сен-Реми де Валуа заявляла, обращаясь к королеве: «Недоступная твоей бессильной злобе (подавись ею), сообщаю тебе, что отрываюсь от второй части своих мемуаров только для того, чтобы пожелать тебе гибели».

Графиня также сообщала, что разоблачит все тайны французского Двора. Но все дело в том, что никаких королевских тайн она не знает, ибо при Дворе никогда не была. Но это ничего не значит: она может выдумывать что угодно.

Графиня де ла Мотт не великая мастерица писать, но и эта проблема легко разрешима – в Лондоне полно наемных перьев, способных с легкостью излить любую грязь и в любых количествах.

В редакцию «Меркюр де Франс» поступило сообщение, что графиня не прочь, дабы король и королева выкупили у нее рукопись этих мемуаров, полных всякого рода гнусных фантастических измышлений.

Стратегия выработана совершенно безошибочная: сначала сия представительница дома Валуа печатает разного рода мерзости о королеве, а затем выражает готовность с легкостью прекратить публикацию своих пасквилей за приличное вознаграждение.

Надо сказать, что графиня де ла Мотт в совершенстве постигла искусство шантажа, и ее пресловутые мемуары преднамеренно и продуманно грязны. Черня королевскую чету, она думает исключительно о пополнении своего кошелька.

Видимо, проданные бриллианты не принесли графине благополучия и теперь ей приходится опускаться все ниже и ниже на дно.

ГИБЕЛЬ ВОРОВКИ

ВЫРЕЗКА ИЗ «МОРНИНГ КРОНИКЛ»

Всего на тридцать четвертом году жизни прекратила свое земное существование знаменитая графиня Жанна де ла Мотт баронесса де Сен-Реми де Валуа, преступница и воровка, приговоренная к вечному заключению за кражу королевского ожерелья, но сумевшая бежать из женского приюта «Сельпатриер».

Оказавшись на свободе, графиня жила в Лондоне и в довольно стесненных обстоятельствах.

В июне сего года некий торговец мебелью Макензи подал на нее жалобу за неуплату какой-то суммы. По этой жалобе к графине де ла Мотт явился на дом судебный пристав. Когда графиня, услышав стук в дверь, осведомилась и узнала, что это явился пристав, то она решила, что это прибыли за ней, дабы водворить ее назад в «Сельпатриер». В припадке дикого ужаса графиня де ла Мотт выбросилась из окна и разбилась.

Тяжело раненную, искалеченную, ее перевезли к соседу, парфюмеру. Там она после долгих мучений и умерла.

Агенты полиции, занимавшиеся с 1787-го года, розыском и поимкой графини Жанны де ла Мотт, отозваны и занимаются расследованием других дел.

Правда, на свободе все еще остается граф Николя де ла Мотт, но он вряд ли сможет пролить свет на местонахождение королевского ожерелья.

Надо думать, что графиня эту тайну унесла с собою в могилу.


САМОУБИЙСТВО КАК СПАСЕНИЕ

ДВЕ НЕИЗВЕСТНЫЕ СТРАНИЦЫ ИЗ «ОПРАВДАТЕЛЬНЫХ МЕМУАРОВ» ГРАФИНИ ЖАННЫ ДЕ ЛА МОТТ БАРОНЕССЫ ДЕ СЕН-РЕМИ ДЕ ВАЛУА

СТРАНИЦА ПЕРВАЯ

С момента моего побега из женского приюта «Сельпатриер» королевские агенты неустанно шли по нашему с графом де ла Моттом следу.

Мне доподлинно известно, что король дал распоряжение французскому посланнику в Лондоне Адамару во что бы то ни стало разыскать нас и любым способом доставить в Париж для препровождения в «Сельпатриер».

События 1789-го года дали мне и мужу некоторую передышку, но с начала 1791-го года на нас опять началась охота и яростная, но в первую очередь, конечно, искали меня.

И было ясно, что при таком раскладе революционные ищейки рано или поздно придут за мною: наша голь, оказывается, позарез нуждалась в королевском ожерелье, а я решила, что оно будет принадлежать роду Валуа или никому.

И вот что тогда мы придумали.

Муж мой снимал грязную и тесную комнату в Ламберте, довольно-таки убогом уголке окраинного Лондона но зато в милом домике, увитом хмелем. Я, естественно, поселилась там, по прибытии в столицу Британии. Главное преимущество нашего жилища состояло в том, что в этакую глушь редко кто заглядывал из чужих.

Из соседей я общалась с одним только парфюмером, довольно быстро став его клиенткой. И вообще, это был довольно симпатичный человек, но главное, он был необычайно жаден до денег, а значит, его можно легко подкупить – таких людей я всегда держу на примете и легко могу найти с ними общий язык.

У парфюмера была дочь, довольно-таки странная девица, но внешне она чем-то напоминала меня – во всяком случае, малым ростом, большим ртом и белейшей кожей.

Я заплатила парфюмеру почти все, что у меня было – пятнадцать тысяч ливров и поехала погостить к одному покровительствовавшему мне лорду, в его имение в графстве Сассекс.

Тем временем дочь парфюмера поселилась в нашей квартирке и переоделась в мои наряды. Но это еще не все.

По уговору с парфюмером, было инсценировано самоубийство мнимой графини де ла Мотт (дочка парфюмера весьма ловко прыгнула на рассыпанную под окном гору подушек).

За две тысячи ливров, которые я парфюмеру оставила особо – для отдельной статьи расходов – священник Ламбертской церкви сделал запись о мой смерти, а за три тысячи ливров на Ламбертском кладбище была водружена моя могила, которая, естественно, была совершенно пустой. Но в гроб никто не заглянул, и все продолжали верить, что я погибла, выбросившись из окна. А парфюмер стал жить со своей дочкой безбедно и счастливо.

Мне, конечно, расходы пришлось понести весьма изрядные, но зато я так и не была водворена назад в это жуткое, мерзкое, зловещее место – женский приют «Сельпатриер».



СТРАНИЦА ВТОРАЯ

Надо сказать, что парфюмер все исполнил неукоснительно.

Никто как будто не заметил подмены. Вообще спектакль удался на славу.

О моих похоронах взахлеб писали едва не все британские и французские газеты. Но главное другое: меня и пропавшее ожерелье с этой поры начисто перестали искать.

А графа де ла Мотта я более уже никогда и не видела. И слава Богу! Знаю только, что он вернулся во Францию и умер там потом в нищете и безвестности.

Впоследствии в своих мемуарах Николя патетически писал: «Так в возрасте тридцати четырех лет ушла женщина, жизнь которой представляла собою сплошные горести». Между тем, он отличнейшим образом знал, как все обстояло на самом деле.

Гощение же мое в Сассексе было весьма и весьма удачным. Там я познакомилась с французским эмигрантом графом Гаше де Круа, нашедшем в туманном Альбионе убежище от революционных бурь. Это был чрезвычайно милый и симпатичный человек. Там же в Сассексе мы и обвенчались. Так я стала графинею де Гаше.

Жили мы тихо и счастливо, и так продолжалось до самой кончины графа. О графине де ла Мотт, кажется, все забыли, так что ничто не нарушало наш семейный покой. Вернее говоря, о графине-то не забыли, просто считали ее трагически погибшей в припадке панического ужаса.

Произошла за эти годы только одна встреча, связанная с моею прошлою жизнью, но она, слава Богу, никакого ущерба мне не причинила, а скорее доставила радость.

Вот что произошло.

Однажды мы навестили нашего сассекского лорда. У него, как оказалось, гостила придворная русская дама мистрисс Бирх, в коей я вдруг узнала очаровательно-шаловливую девицу Cazalet, мою задорную соотечественницу.

С сей Cazalet в Страсбурге я провела когда-то немало чрезвычайно приятных часов.

Кстати, ее духовником и возлюбленным был кардинал Луи де Роган, чье имя теперь напрочь привязано к истории с королевским ожерельем.

Посещала она в Страсбурге и сеансы графа Калиостро, но быстро разочаровалась и даже ополчилась супротив него. Калиостро опять-таки более чем прикосновенен к истории с ожерельем, но мы о сей скользкой теме даже не упоминали, а просто упивались погружением в невинное наше прошлое.

Двум респектабельным дамам окунуться в свою бедную счастливую юность было теперь весьма забавно и даже по-своему увлекательно и заманчиво.

Между прочим, мистрисс Бирх усиленно звала нас всех в Санкт-Петербург, расписывая северную пальмиру самыми радужными красками и особенно выхваляя императрицу Екатерину Вторую, к коей, по ее словам, она весьма приближена.

Однако я решилась воспользоваться сим чрезвычайно любезным приглашением лишь когда несчастный граф Гаше де Круа уже покинул наш земной мир.

Мне стало неуютно в Сассексе без моего милого, нежного графа, и я отправилась в далекую Россию, уже давшую приют многим моим соотечественникам. И никогда потом, надо сказать, не жалела о принятом решении. Тем более, что отправлялась-то я, как будто, на неуютный север, а в итоге все равно оказалась на знойном и живописном юге.


ИЗГНАНИЕ ГРАФА КАЛИОСТРО И ПУТЕШЕСТВИЕ В КРЫМ

(ДВА ОТРЫВКА ИЗ ЗАПИСОК МАДАМ БИРХ, УРОЖДЕННОЙ ГАЗАЛЕ)

Графиня Жанна Гаше де Круа сделалась в Санкт-Петербургском высшем обществе широко известною благодаря своему колкому остроумию и яростным, но блистательным эскападам, направленным супротив покойной королевы Марии Антуанетты.

Однако при этом никто даже не догадывался, что под именем графини де Гаше скрывается клейменная на Гревской площади графиня де ла Мотт. А я молчала как рыба. И Жанна знала, что я в любом случае не подведу ее.

И вдруг в Санкт-Петербург явился граф Калиостро, во второй раз вознамерившийся покорить саму императрицу Екатерину Вторую. Первая его попытка окончилась полнейшим фиаско. И вот мнимый граф прибыл в Россию опять.

Все бы ничего, но самое ужасное тут было то, что Калиостро запросто мог бы раскрыть инкогнито моей старой подруги. И я уверена, что он сделал бы это не задумываясь, ведь из Бастилии Калиостро и графиня де ла Мотт, бывшие до того сообщниками, вышли заклятыми врагами.

Когда Калиостро прибыл в Петербург, на время я спрятала Жанну в своем подмосковном имении, а сама принялась убеждать государыню в том, что граф Калиостро не граф вовсе и что он не маг, а мошенник и вор, что это именно он придумал аферу с ожерельем, подставив бедного и доверчивого друга своего, кардинала Луи де Рогана.

И Калиостро наконец-то был выдворен из России. Более того, императрица написала комедию «Обманщик», в которой вывела этого шарлатана, а графиня де ла Мотт вернулась в Санкт-Петербург, но на первых порах старалась решительно избегать встреч со своими соотечественниками, прежде всего с теми, кто мог бы узнать ее.

В общем, она счастливо избежала разоблачения.

Между прочим, императрица Екатерина чрезвычайно интересовалась делом о пропавшем королевском ожерелье, не раз расспрашивала многих о сей скандальной истории и всех ее участниках.

Ее Величество не раз говорила в моем присутствии и в присутствии графини де Гаше, что ничто так не приблизило ужасный, безумный 1789-й год, как процесс над похитителями ожерелья, как «бриллиантовый скандал», по ее счастливому выражению.

Однако государыня даже помыслить не могла о том, что хорошо известная ей графиня Жанна де Гаше де Круа и знаменитая графиня де ла Мотт, якобы погибшая в Лондоне, есть одно и то же лицо.

Так что тайна держалась, и моей подруге все еще удавалось хранить свое инкогнито, и слава Богу!



Императрицы Екатерины Великой уже не было с нами. На престоле сидел божественно прекрасный Александр, ее внук.

Его Величество Александр Павлович благоволил ко мне, может быть, в память о своей великой бабке.



Более того, весьма милостива ко мне была и государыня Елизавета Алексеевна, проводившая в беседах со мной долгие часы.

Однажды Александр Павлович оказался свидетелем одной нашей беседы, в коей я слегка приоткрыла завесу, окутывавшую прошлое графини Жанны де Гаше.

Государь, не медля, пригласил к себе графиню для приватной беседы.

Полагаю, что Его Величество задал ей немало весьма щекотливых вопросов, и Жанне, ясное дело, пришлось Императору открыться во всем.

Графиня потом рассказала мне: «Его Величество обещал сохранить мою тайну в полной неприкосновенности».

Вскоре (произошло это в августе 1824-го года), однако, графиня навсегда покинула Санкт-Петербург, отправившись вместе с княгинею Анною Сергеевною Голицыной в Крым в составе группы миссионерок.

Несомненно, сделано это было по указанию Государя.

Заботливость Государя была просто восхитительна!

Княгиня Голицына обосновалась в Кореизе, весьма обширном имении, и с нею какое-то время там находилась и графиня де Гаше, пока не приобрела маленький домик в Артеке.

А я с графинею более уже никогда не встречалась (правда, переписка меж нами не прерывалась): через два года она покинула наш грешный мир.

СВИДАНИЕ С ГОСУДАРЕМ

(ОДНА СТРАНИЦА ИЗ «ОПРАВДАТЕЛЬНЫХ МЕМУАРОВ» ГРАФИНИ ЖАННЫ ДЕ ЛА МОТТ БАРОНЕСЫ ДЕ СЕН-РЕМИ ДЕ ВАЛУА)

Кажется, таких правдивых и искренних бесед у меня не было никогда – ни прежде, ни потом.

Когда российский император Александр Павлович осведомился, внимательнейшим образом глядя мне в глаза, не имею ли я хоть какого-то отношения к знаменитой графине де ла Мотт де Валуа, я не могла кривить душой и тут же созналась, что графиня Жанна де ла Мотт, принадлежащая к прямому потомству Генриха Второго, – это я.

Государь стал выспрашивать у меня всякие подробности про историю с королевским ожерельем.

Прежде всего, Его Величество осведомился, сколько там бриллиантов.

«Шестьсот двадцать девять», – ответила я тут же.

Совершенно особо Александра Павловича интересовала личность графа Калиостро.

Я сказала Государю совершенно искренне: «Ваше Величество, это шарлатан, и личность его в сем деле самая отвратительная. И если он старался о чем, так о погублении французской королевской фамилии. И Екатерина Великая поступила мудро, изгнав его из пределов Российской Империи».

«Хорошо», – сказал Государь, – а что же ожерелье? Оно выходит совсем не интересовало его?»

«Ваше Величество, сей мнимый граф знал множество способов разбогатеть, владел тайнами карточной игры, но всего этого было ему мало. И тогда он придумал аферу с королевским ожерельем», – отвечала я.

«А разве ожерелье осталось у Калиостро?» – тут же спросил Государь и заметил:

«Молва упорно указывает на вас, графиня. И сей слух уже держится не первый год. Будьте добры, сделайте необходимые разъяснения».

Я была застигнута предложением Государя совершенно врасплох.

Раскрыть истину никак нельзя было и, увы, мне пришлось солгать императору – просто не было иного выхода: «Ваше Величество, к моему огромному огорчению ожерелье осталось у Калиостро».

Государь поглядел на меня крайне недоверчиво, лукаво улыбнулся, но ничего не сказал.

Александр Павлович отошел к стене и стал барабанить пальцами по стеклу, а затем повернулся лицом прямо ко мне и молвил, тихо, но чрезвычайно внятно:

«Графиня, убедительно прошу вас, никому не рассказывайте о нашей беседе и никому более не открывайте вашей тайны. Должен заметить, что пусть и невольно, но вы содействовали падению французской королевской династии и явились сообщницею страшного и мерзкого шарлатана. Я думаю, что Вам следует несколько поменять место своего пребывания – в Петербурге вас могут узнать некоторые официальные лица. Поезжайте-ка вы в Крым и живите там с миром. Полагаю, что сей край будет напоминать вам родную Францию гораздо более, чем наш холодный Петербург».

На этом высочайшая аудиенция как раз и была закончена.

То был мой первый и последний разговор с императором Александром Павловичем.

Скоро Его Величества не стало. Он преставился в Таганроге, при невыясненных обстоятельствах. А затем вдруг зашаталась и вся великая северная держава.

В России начался мятеж, который был жестоко подавлен взошедшим на престол Николаем Павловичем, младшим братом Александра Павловича. Многих тогда (говорят около сотни человек) сослали, а пятерых казнили через повешение.

Знаю по себе: казни, благословленные и инспирированные королем, – это плохой знак и для королевства, и для будущего всей династии.

Я глубочайшим образом убеждена, что монарх непременно должен быть справедливым, но никак не имеет права быть мстительным.

Да, возвращаясь к той единственной, памятной аудиенции, что дал мне Государь Александр Павлович, хочу сказать следующее.

Его Величество, прощаясь, заверил меня, что будет всегда свято блюсти мою тайну, всячески препятствуя тому или иному ее разглашению в российском обществе.

Правда, впоследствии ожерельная тайна моя как-то все-таки выплыла на свет божий, но я абсолютно уверена, что Государь не нарушил данное мне слово.

Причина тут лежит в другом. Кто-то, видимо, все же признал меня – не иначе.

Может быть, сыграло свою роль и то обстоятельство, что граф Николя де ла Мотт, бывший супруг мой, вернувшись во Францию, оказался на поверку непозволительным и опасным болтуном: он сболтнул на мой счет немало лишнего.

Но все это, по сути, не имело уже особого значения: я была теперь почти что на другой планете – в Старом Крыму, где чувствовала себя почти в полной безопасности среди местных контрабандистов, чрезвычайно почитавших меня.

И потом, в Крыму у меня была верная защитница – княгиня Анна Сергеевна Голицына, дама строгая, суровая и даже явно воинственная, но при этом бесконечно преданная своим друзьям и вообще всем страждущим.

Собственно, именно Анна Сергеевна и связала меня с контрабандистами, ставшими в итоге своего рода моею верною крымскою гвардиею.

С Крымским полуостровом оказалась тесно связана судьба и одной из самых известных авантюристок - французской мемуаристки графини Жанны де Валуа. В середине XVIII века она была фрейлиной в свите королевы Марии Антуанетты, пока не провернула аферу, сюжет которой лёг в основу романа Дюма «Ожерелье королевы».

Жанна де Валуа родилась в 1756 году, свои детские годы она провела в монастыре, оставшись сиротой в 7-летнем возрасте, после смерти матери. Жанна де Люз де Сен-Реми де Валуа (фр. Jeanne de Luz de Saint-Rémy, de Valois, comtesse de la Motte; 1756-1826 г.г.) - французская авантюристка, выводившая своё происхождение от Анри де Сен-Реми (1557-1621г.г.), внебрачного сына герцога Орлеанского, ставшего королём Франции Генрихом II Валуа (1519 – 1559 г.г.)….

В 1780 году Жанна де Валуа вышла замуж за графа де ля Мотт, офицера гвардии графа д’Артуа, и стала графиней де ля Мотт. К браку новоявленная графиня Жанна де ля Мотт отнеслась несерьезно, она была хороша собой, и вскоре уже блистала красотой среди фрейлин в свите королевы Марии Антуанетты (1775 – 1793 г.г.).

Быстро освоившись при королевском дворе, Графиня де ля Мотт сблизилась с одним из самых знатных аристократов, Страсбургским кардиналом Луи де Роганом (1734 — 1803), мечтавшем о должности первого министра Франции. Распространяя слухи о своей дружбе с Марией Антуанеттой, и умело манипулируя тайными желаниями кардинала де Рогана, Жанна де ля Мотт смогла провернуть финансовую аферу, которая сломала её судьбу и повлияла на судьбу Франции.

Близость к высшему обществу служила Жанне де Ламотт возможностью свободно плести интриги при французском дворе, осуществлять финансовые мошенничества и участвовать в авантюрах известного мистика и авантюриста Александра Калиостро , настоящее имя которого Джузеппе Бальсамо (1743 -1795). В течение двух лет, с 1784 по 1786, Жанна де ля Мотт заинтересовала собой всё европейское общество, как печальная героиня известного «дела об ожерелье» (affaire du collier).

Криминальный сюжет этой громкой истории лёг в основу популярного французского романа Александра Дюма – «Ожерелье королевы» (фр. Le Collier de la Reine).

Сюжет романа Дюма «Ожерелье королевы» почти полностью повторяет всю реальную историю финансовой авантюры Жанны де ля Мотт, известной в романе, как «леди Винтер» и «графиня де ла Фер».

История авантюрного замысла началась с того, что придворные парижские ювелиры Бамер и Боссанж предложили французскому королю Людовику XVI (фр. Louis XVI; 1754 -1793) купить для его супруги Марии-Антуанетты великолепное алмазное ожерелье, состоящее из 629 бриллиантов, изготовленное ими ещё для фаворитки Людовика XV Бурбона (1710 -1774) - мадам Дюбарри (1746 -1793). Франция вела войну с Англией, и королева Мария-Антуанетта отказалась принять столь дорогостоящий подарок, предложив Людовику построить на эти деньги ещё один корабль.

Через некоторое время ловкая интриганка Жанна де Ламотт де Валуа , которой безумно хотелось блистать при королевском дворе, затевает грандиозную аферу. Графиня де Ламотт сообщила кардиналу де Рогану, что королева Мария Антуанетта якобы хочет приобрести алмазное ожерелье, но из скромности не может позволить себе публично потратить 1 600 000 ливров.

Представившись кардиналу де Рогану доверенным лицом Марии-Антуанетты, она просит его стать посредником при покупке драгоценного ожерелья для королевы. «Почему я должен вам верить?» – спросил кардинал, и тогда Жанна де ля Мотт де Валуа предъявила несколько поддельных писем Марии-Антуанетты, которые были адресованы Жанне, и в самом дружеском тоне выражали намерение королевы приобрести алмазное ожерелье. Фальшивые письма изготовил для Жанны специалист по подделке документов Рето де Вильет.

С помощью известного мистика и авантюриста графа Калиостро, Жанна де ля Мотт организовала кардиналу Луи де Рогану тайную ночную встречу, в которой переодетая актриса сыграла роль королевы Марии Антуанетты.

Кардинал Луи де Роган доверился Жанне де ля Мотт и купил у ювелиров алмазное ожерелье, дав обязательство ювелирам платить за него в рассрочку, передал алмазное сокровище графине де ля Мотт, а та мгновенно, пока не раскрылся обман, отправила алмазное ожерелье своему мужу в Лондон. Алмазное ожерелье, состоящее из 629 бриллиантов, в Лондоне продали по частям, потому что такого богатого покупателя было невозможно найти, даже европейские монархи не могли позволить себе купить такую вещь целиком.

Когда финансовая афера графини де ля Мотт раскрылась, Версаль был шокирован размахом махинации. Кардинал Луи Де Роан ту же был арестован и посажен в Бастилию, а в июне 1786 года Людовик XVI приказал подвергнуть мошенницу публичному сечению, после чего заклеймить её плечо буквой «V» (от «voleuse» – воровка) и навсегда заточить Жанну де Ламотт в тюрьму.

Не прошло и пары лет, как Жанна де ля Мотт бежала из французской тюрьмы в Англию, где зажила на широкую ногу в Лондоне, продавая бриллианты. Двести тысяч ливров посланные королевой Марией-Антуанеттой не смогли купить молчание Жанны де ля Мотт. В отместку французским монархам, Жанна взяла деньги, и тут же опубликовала в Лондоне свои мемуары и памфлеты, разоблачающие королеву Марию Антуанетту, сплетни о высших придворных лицах и нравах французского королевского двора, в которых она представила себя несчастной жертвой и полностью себя оправдывала. Этот памфлет «Жизнь Жанны де Сен-Реми, де Валуа, графини де ля Мотт и т. д., описанная ею самой» («Vie de Jeanne de Saint-Rémy, de Valois, comtesse de la Motte etc., écrite par elle-même» ) был очень популярен, как всякая скандальная история, в которой замешаны известные лица королевского двора и издавался трижды под разными, всё более и более сенсационными, заголовками. Памфлет Жанны де Ламотт имел большое влияние на отношение народа Франции к королеве во время Великой французской революции (14 июля 1789 года — 9 ноября 1799 года).

Разгневанный французский император потребовал от Великобритании выдать ему беглую графиню де Ламотт. Ссориться с Парижем из-за какой-то авантюристки, пусть даже и баснословно богатой, Лондон не захотел, и Жанна исчезла из поля зрения своих преследователей. Жанна уехала из Европы, чтобы больше никогда не подвергать опасности свою жизнь – уж очень многих влиятельных врагов оставляла она за спиной.

Принято считать, что до суда и казни короля Людовик XVI и Марии-Антуанетты в 1793 году, графиня де ля Мотт не дожила. В Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона и в газетах того времени писали, будто, испугавшись стука в дверь, госпожа де ля Мотт выбросилась из окна своего дома в Лондоне, приняв кредиторов своего мужа за агента французского правительства 23 августа 1791 года, и умерла через несколько дней.

По мнению других исследователей, 35-летняя Жанна де Валуа , как прирождённая авантюристка, инсценировала собственную гибель. На собственных похоронах она шла, накрывшись чёрной вуалью, за пустым гробом и радовалась своей хитроумной проделке. В 1983 году Николай Самвелян опубликовал художественно-историческое расследование «Семь ошибок, включая ошибку автора», в котором он ссылается на многочисленные исторические документы, доказывающие, что гибель графини де ля Мотт была явно фальсифицирована.

Тридцать лет ни о Жанне де Валуа, ни о графине де ля Мотт не было слышно нигде в Европе. В 1812 году, перед самым вторжением Наполеона, Жанна де ля Мотт появилась в России под именем графини де Гоше де Круа, и за некие тайные услуги, оказанные российской дипломатии, в 56 лет она приняла русское подданств о. До 1824 года графиня де Гоше жила в Петербурге, где поддерживала знакомство со многими аристократическими семействами.

Однажды, совершенно неожиданно, в Петербурге появился привлеченный слухами Рето де Вильет, тот самый сообщник и специалист по подделке документов, увидев его графиня де Гоше упала в обморок. Французский посол, узнав о том, что в Петербурге опознана Жанна де ла Мотт, потребовал у императора Александра I немедленно выдать Франции государственную преступницу, но французы получили отказ, а немолодой уже графине де Гоше было приказано немедленно покинуть Петербург, и в 1824 году она поселилась на юге России в Крыму у Чёрного моря.

Упоминание имени Жанны де Гаше встречается не только в крымских путеводителях, но и в мемуарах её соседа польского поэта, публициста, мемуариста, общественного деятеля, принадлежащий к тайному масонскому обществу, графа Густава Олизара (1798 — 1865), высланного Аракчеевым в июне 1824 года из Петербурга и проживавшего в Гурзуфе, у горы Аю-Даг. Разведённый отец двоих детей, Густав Олизар был влюблён в младшую дочь генерала Раевского Марию, он сделал ей предложение, но получил категорический отказ. В доме Раевских Густав слышал много восторженных отзывов о Крыме, после того, как семейство Раевских в 1820 году провели лето в Крыму.

На берегу моря у подножья горы Аю-Даг, Гюстав увидел живописный пустынный уголок не тронутой природы, поросший цветущим шиповником, ему понравился нетронутый участок, и 14 июня 1824 года Густав Олизар купил у татарина за два рубля серебром этот участок земли, который называлось — в сентябре к подножью горы Аю-Даг прилетают на отдых перелётные перепёлки. Густав Олизар быстро построил усадьбу и назвал её Кардитрикон — «Сердечное лекарство» — своеобразный храм страдания в честь своей возлюбленной Марии Николаевны Раевской, вышедшей замуж за Сергея Волконского. Вскоре, он увеличил свои владения, прикупив ещё 200 га земли, оградив усадьбу забором, и наняв управляющим француза Бальи, бывшего сержанта наполеоновской армии. Кстати, дом Густава Олизара до сих пор сохранился на территории детского лагеря «Артек», лагерь «Горный».

Густав Олизар был знаком с Михаилом Семёновичем Воронцовым, бывал в его поместье в Гурзуфе, с А.М Бороздиным в Кучк-Ламбате на ЮБК, с губернатором Симферополя Нарышкиным Д.В, который был адъютантом графа Воронцова, с женой Нарышкина Натальей Фёдоровной, дочерью графа Растопчина, с княгиней Анной Сергеевной Галициной, живущей в Кореизе, её приятельницей немкой баронессой Беркгейм и старым учителем Циммерманом из Страсбурга. Поляк Густав Олизар был в 1850 году свидетелем на свадьбе Оноре де Бальзака с полячкой Эвелиной Ганской, а 1925 году Густав принимал в своём поместье «Артек» польского поэта Адама Мицкевича.

Частой гостьей княгини Галициной была загадочная француженка Жанна де Гоше , жившая со своей горничной у подножья Аю-Даг в полном уединении, в самом старинном доме на ЮБК, построенном 17 веке. Сегодня артековцы называют это строение «чёртов дом». Таинственную француженку в мужском костюме, в длинной амазонке, в камзоле из зелёного сукна и в шляпе с широкими полями часто видели в самую ненастную погоду во время прогулок вдоль берега моря верхом на лошади. Душеприказчик Жанны де Гаше-Валуа описывает её как пожилую женщину среднего роста, с умным и приятным лицом.

Графиня де Гоше де Круа двадцать лет жила в одном из имений Старого Крыма, скончалась в мае 1826 года и похоронена около Эльбузлы, ныне село Переваловка на юго-востоке Крыма, между Судаком и селом Грушевка. На могиле Жанны де Гоше стоял памятник, украшенный лилией Бурбонов , со временем могильная плита исчезла, и сама могила затерялась.

Хотя в завещании покойная просила не омывать её тело, это было сделано. Под надетой на голое тело кожаной жилеткой хорошо выделялась латинская буква «V». Когда об этом сообщили в Петербург, оттуда пришло распоряжение найти и переслать в столицу принадлежащую Жанне де Гаше синюю шкатулку. Шкатулку нашли, но содержимого в ней уже не оказалось.

Однажды знаменитый Севастопольский художник и бард Валентин Стрельников, рассказал мне, что в 50-е годах, когда он жил в Старом Крыму, видел захоронение покрытое каменой плитой, графини Де ля Мот, которое находилось рядом с армянской церковью.

Жанна де Люз де Сен-Реми де Валуа родилась в 1756 году в Бар-сюр-Об, во Франции. Ее отец Жак Сен-Рени, был незаконнорожденным сыном короля Генриха II. Её матерью была Николь де Савиньи.

После кончины отца семилетняя Жана жила милостыней. Возле неё проезжала маркиза Буленвилье, которая заинтересовалась её историей. Маркиза проверила родословную девочки и взяла к себе в дом. Когда девочка подросла то поселилась в монастыре в Иерре, под Парижем, потом в аббатстве Лоншан.

Жана де Валуа Бурбон, графиня де ла Мот, графиня Гаше она же графиня де Круа, героиня романа А. Дюма «Ожерелье королевы», которая также послужила созданию образа Миледи в романе «Три мушкетёра», действительно окончила свой жизненный путь в Крыму. О ней также писали литераторы: Ф. Шиллер, братья Гонкур, С. Цвейг.

Жана обманом завладела бриллиантовым ожерельем, предназначенным для фаворитки Людовика 15. Когда эта авантюра была раскрыта, то она была арестована, и ей на плече выжгли клеймо и посадили в тюрьму.

Она вышла замуж за офицера графа Ла Мот, офицера гвардии графа д’Артуа. и переехала в Париж. Граф Беньо, так описывает ее наружность: прекрасные руки, необыкновенно белый цвет лица, выразительные голубые глаза, чарующая улыбка, маленький рост, большой рот, длинное лицо. Все современники говорят, что она была очень умна. В 1781 году, она появилась при дворе Людовика XVI и стала близкой подругой его жены Марии-Антуаннеты.

Портрет графини Де Ла Мотт

В декабре 1784 года ожерелье из 629 бриллиантов, изготовленное ювелирами Бемером и Боссанжем для фаворитки Людовика XV мадам Дюбарри и оставшееся не выкупленным по причине кончины заказчика, и показали его императрице Марии-Антуаннете. Ожерелье стоило огромных денег 1 600 000 ливров. Она отказалась его купить. Его решил выкупить кардинал Страсбурсский Луи де Роган. Он дал им аванс. Перед тем как кардиналу необходимо было отдавать ювелирам остаток суммы, к нему неожиданно явился итальянец Джузеппе Бальзамо, граф Калиостро, которому Роган был должен большую сумму. Кардинал был человеком чести, поэтому долг графу отдал, и остался совершенно без денег. В результате колье оказалось в руках де Ла Мотт, а ювелиры получили фальшивую расписку королевы, изготовленную приятелем Жанны Рето де Вилетом. Ювелиры пришли к королеве, и потребовали деньги по фальшивой расписке. Разразился скандал. Все участники этой истории - Жанна де Ла Мотт, кардинал де Роган, де Вилет - были заключены в Бастилию. Сюда же прибыл и граф Калиостро.

По решению суда 31 мая 1786 года Рогана лишили духовного сана, а Калиостро попросту выслали из Франции, были оправданы, Рето де Вилет приговорен к пожизненной каторге на галерах, а Жанна Валуа де Ла Мотт была бита кнутами и клеймена. Во время наказания Жанна так извивалась, что палач промахнулся и поставил клеймо ей на грудь, и на ее теле появились сразу две лилии. Вторую печать ей поставили, когда она уже была без сознания.

Во время суда Жанна ударила Калиостро медным подсвечником. Колье так и не нашли - 629 бриллиантов, оправленных в золото, пропали бесследно. Жана бежала из тюрьмы и вместе с Калиостро, который организовал побег, оказалась в Англии. В 1787 году в Лондоне вышли ее мемуары. «Vie de Jeanne de Saint-Rémy, de Valois, comtesse de la Motte etc., écrite par elle-même» («Жизнь Жанны де Сен-Реми, де Валуа, графини де ля Мотт и т. д., описанная ею самой»). Мария-Антуанетта прислала из Парижа графиню Полиньяк, чтоб она выкупила книги Жанны, которая согласилась отказаться от своего произведения за 200 тысяч ливров. Возможно, эта книга де Ла Мотт стала одной из причин Великой французской революции, которая в 1789 году уничтожила не только монархию, но и физически Людовика XVI c Марией-Антуаннетой. Причем императрицу казнил тот же палач, что клеймил Жанну де Ла Мотт.

26 августа 1791 года Жанна организовала собственные похороны. Причем она лично присутствовала на процессии в Лондоне и шла за пустым гробом, поглядывая по сторонам из-под черной вуали. Оказавшись на свободе, она выходит замуж за графа де Гаше, и меняет свою фамилию. Став графиней Гаше, Жанна покидает Англию, и появляется в Петербурге. Здесь через свою знакомую митрисс Бирх урождённой Cazalet, она знакомится с Екатериной-2, которой и рассказывает о Калиостро, который также в это время, появляется в столице. Калиостро был выслан из России. Екатерина-2, написала две пьесы “Обманщик” и “Обольщённый”, которые шли на столичных сценах. Продав бриллианты графу Валицкому, графиня де Гаше безбедно жила в России. В 1812 году графиня приняла русское подданство. 10 лет прожила Жанна де Ла Мотт - Гаше в Петербурге. Французское правительство не раз делало запрос по выдаче Жанны, но покровительство Императрицы её спасало. При императрице Елисавете её камеристкой была митрисс Бирх. В 1824 году Император Александр Павлович встретился с Жанной и повелел ей выехать из Петербуга в Крым. Вместе с ней выехали княгиня Анна Голицына и баронесса Крюденер, её роман «Валери» вызывал восторг у современников, эта книга была и в библиотеке А.С. Пушкина, он с похвалой отзывался о «прелестной повести баронессы Крюденер». Дамам также поручили сопровождать в Крым партию иностранных колонистов, более ста человек.

До Крыма добирались полгода, они плыли на барке по Волге и Дону. Во время бури на Волге барка едва не перевернулась, всех спасла княгиня Голицына, которая приказала срубить мачту. На полуостров она прибыла в 1824 году. В городе Карасубазар, умерла от рака баронесса Варвара Крюденер, здесь её и похоронили. Вначале Жанна, вместе с Жюльеттой Беркгейм, дочерью покойной баронессы Крюденер, поселилась в Кореизе у княгини Анны Голицыной. Княгиня ходила в шароварах и длинном кафтане, всегда с плетью в руке, ездила повсюду верхом, сидя в седле по-мужски. Местные татары прозвали её «старуха с гор». Графиня де Гаше, в это время была пожилой, но стройной дамой, в сером строгом рединготе, седые волосы, прикрывал чёрный бархатный берет, с перьями. Умное, приятное лицо оживлялось блеском глаз, её изящная речь была пленительна.

Вскоре графиня переехала в Артек, во владения польского поэта графа Густава Олизара, который прятался здесь от несчастной любви. Он просил руки Марии Николаевны Раевской и получил отказ. Он покинул высший свет и отправился к берегам Тавриды залечивать душевные и сердечные раны. Однажды, путешествуя по побережью, он высказать свой восторг, окружающим пейзажам. Извозчик, разыскав хозяина понравившейся барину местности, партенитского татарина Хасана, у которого всего за два рубля серебром, влюбленный поэт, стал владельцем четырех десятин земли у подножья Аю-Дага.

Тогда это был единственный дом на всем семикилометровом отрезке от Гурзуфа до Аю-Дага. Крым еще только начинал осваиваться. Дом был построен мастером по выжиганию извести возле своих печей. Остатки этих печей были раскопаны при строительстве одного из корпусов Артека.

Жила графиня со своей служанкой в этом домике даче Ашера, который сохранился до сих пор. Сейчас в здании находится мемориальный музей Зиновия Соловьева, основателя и первого директора Артека, жившего здесь в двадцатые годы. Также они проповедовали местному населению идеи социализма Франсуа Фурье. Полиция заинтересовалась Жанной, и ей пришлось переехать в Старый Крым. Здесь она жила со своей служанкой в маленьком домике. Графиня была нелюдимой, избегала общения и одевалась странно. Она носила полу мужской костюм, и всегда с собой носила пару пистолетов за поясом. Местные жители называли её графиней Гашер.

Графиня Гаше умерла 2 апреля 1826 года. Её похоронили в Старом Крыму. Отпевали усопшую два священника – русский и армянский. Могилу накрыли каменной плитой, которую графиня заказала каменотёсу заранее. На ней была высечена ваза с акантовыми листьями – символ триумфа и преодоления испытаний, под ней – затейливый вензель из латинских букв. В нижней части плиты был высечен щит, на котором обычно помещают имя и даты. Но он остался чистым.

Старушки, обряжавшие её в последний путь, обнаружили на её плече клеймо, две лилии. Из Петербурга сразу же послали нарочного, для того, чтоб найти шкатулки с бумагами графини.

Барон И.И. Дибич начальник штаба Императора, пишет Таврическому губернатору Д.В. Нарышкину. От 4.08.1836 г. №1325. «В числе движимого имения, оставшегося после смерти графини Гашет, умершей в мае сего года близ Феодосии, опечатана темно-синяя шкатулка с надписью; «Marie Cazalet», на которую простирает свое право г-жа Бирх. По высочайшему Государя Императора повелению, я прошу покорно вас, по прибытию к вам нарочного от С-т Петербургоского военного генерал-губернатора и по вручении сего отношения, отдать ему сию шкатулку в таком виде, в коем оная осталась по смерти графини Гашет». При получении послания Нарышкин Д.В., губернатор Таврического края, пишет чиновнику особых поручений Маеру; «имущество её описано тамошней ратушей при бытности назначенных графиней Гашет изустно перед кончиной своей душеприказчиков; колл. Секр. Барона Боде, иностранца Килиуса и заведующего делами покойной феодосийского1-й гильдии купца Доминика Аморети, которое, по распоряжению губернского правительства, взято в ведомство дворянской опеки.

В описи имуществу показано четыре шкатулки, без о значения, однако, каких они цветов, но одна, под № 88…вероятно, это та самая шкатулка, о которой г. начальник главного штаба пишет мне».

«…Майер нашёл две шкатулки: одну тёмно синюю, с надписью золотыми литерами: Miss Maria Cazalet, другую - красную, при коей на ключике имелся на ленте билетик с надписью:pou M.de Birch. Но обе… не были опечатаны и, так сказать, открыты, ибо ключи от них находились у того же барона Боде”

Выяснилось, что в Старый Крым Боде прибыл через сутки после смерти графини. Барону Боде, ешё при жизни, графиня поручила распродать своё имущество, а все вырученные средства отослать во Францию, в город Тур, некоему господину Лафонтену. Боде исполнил волю графин. Маер же больше всего интересовался бумагами, которые были в шкатулке. Но их не было. Были допрошены местные жители. Они рассказали, что на ней был, ещё один костюм, плотно закрывающий её с головы до ног. Татарин Ибрагим - мальчик пятнадцати лет, рассказал: Я видел графиню перед смертью, она много бумаг сожгла. А один свиток поцеловала и положила в шкатулку.

Граф Пален 4.01.1827 г. писал Нарышкину.”Г. генерал Бенкендорф препроводил ко мне письмо на имя барона Боде, из которой видно подозрение на некоторых лиц, ….в похищении и утайке бумаг её. … . Дополнительное следствие, по истечении которого Палену было доложено.”Факт похищения бумаг установить удалось, но фамилии похитителей неизвестны”.

"Губернатор Нарышкин поручил следствие чиновнику Ивану Браилко. Барон Боде. вручил ему два письма графини де Гаше. Эти письма вместе с отчетом о следствии были немедля отправлены в Санкт-Петербург

В 1913 году писатель Луис Алексис Бертрен (Луи-де- Судак) создал франко-русскую комиссию- которая сделала вывод, что графиня Гаше действительно похоронена в Старом Крыму. Во время оккупации Крыма в 1918 г. немецкие офицеры фотографировались возле захоронения Гаше. На плите были видны королевские вензеля Марии-Антуанеты. В 1913 году художник Л.Л. Квятковский нашёл могильную плиту и зарисовал её. В 1930 году другой художник П.М.Туманский также видел и зарисовал эту плиту. Рисунок сейчас находится в Петербургском архиве. В 1956 году Симферопольский краевед Фёдор Антоновский показал плиту Р.Ф. Колояниди и её брату, Николаю Заикину, который и сфотографировал плиту. Впоследствии Антоновский подарил это фото, клубу любителей истории Севастополя. Могила находилась вблизи армяно-григорианской церкви Сурб Аствацацин (Святой Богородицы) . Церковь снесли в 1967 году. В 90-х годах, эту плиту Виталий Колояниди, вместе с музыкантом Константином, принес к себе домой. В 2002 году, Виталий показал плиту, своему товарищу, краеведу Колесникову Э.В. В 1990-х годах Константина лишают жизни, прямо рядом с захоронением Миледи. Виталий погиб 9.05. 2004 года. Что интересно в 1992 году, когда мы путешествовали по Крыму вместе с исполнительницей роли Миледи в фильме “Три мушкетёра”, Маргаритой Тереховой, то Маргарита попросила меня заехать в Старый Крым, не зная всей этой истории. И сейчас, когда вы едете в Феодосию и Коктебель, то проезжаете рядом с прахом графини Жанны де Валуа Бурбон, Графини Де Ла Мот, графини Де Круа, графини Гаше, Миледи.