Как сделать матрешку на токарном станке. Как сделать матрешку своими руками: мастер-класс

Матрешка

Матрёшка (уменьшительное от имени «Матрёна») — русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более. Почти всегда они имеют яйцеподобную форму с плоским донцем и состоят из двух частей — верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в сарафане и платке. Темы для росписи могут быть очень разными: от сказочных персонажей и до политических деятелей.

Существует предположение о том, что матрёшка имеет японские корни (Этот образец представлял собой множество вставляемых друг в друга фигурок буддистского святого Фукурума).

Изобретение формы русской матрёшки приписывается токарю из подмосковного города Подольска В. П. Звёздочкину в 1890-х годах, а автором первой росписи был профессиональный художник С. В. Малютин. Из воспоминаний Звёздочкина следует, что ему не доводилось видеть японских точёных игрушек. Кроме того, ещё до появления матрёшки русские мастера изготавливали деревянные пасхальные яйца, которые были разъёмными и полыми. Таким образом, вопрос о прямой преемственности между японской и русской матрёшкой остаётся и требует более пристального изучения.

Наша первая матрешка игрушка представляла собой детскую группу: восемь кукол изображали девочек разных возрастов, от самой старшей (большой) девушки с петухом до завернутого в пеленки младенца.

Матрешка «с петухом», 8-местная. Конец XIX в.

Однако с историй возникновения матрешки не все так просто и однозначно.

«Родилась матрёшка в Москве в Леонтьевском переулке в доме № 7, где раньше находилась мастерская-магазин «Детское воспитание», принадлежавшая Анатолию Ивановичу Мамонтову, брату знаменитого Саввы. Анатолий Иванович, как и его брат, увлекался национальным искусством. В его мастерской-магазине художники постоянно работали над созданием новых игрушек для детей. И один из образцов сделали в виде деревянной куклы, которая была выточена на токарном станке и изображала крестьянскую девочку в платочке и переднике. Кукла эта раскрывалась, и там была еще одна крестьянская девочка, в ней - еще одна…» .

Из исследования Сотниковой: «Вот как описывает возникновение матрёшки токарь Звездочкин: «…В 1900 (!) году изобретаю трех- и шестиместную (!) матрёшку и посылаю на выставку в Париж. Проработал у Мамонтова 7 лет. В 1905 году В.И. Боруцкий выписывает меня в Сергиев Посад в мастерскую Московского губернского земства в качестве мастера». Из материалов автобиографии В.П. Звездочкина, написанной в 1949 году, известно, что Звездочкин поступил в мастерскую «Детское воспитание» в 1898 году (родом он был из деревни Шубино Подольского района). Значит, матрёшка не могла появиться на свет ранее 1898 года. Поскольку воспоминания мастера были написаны почти 50 лет спустя, за их точность всё-таки трудно поручиться, поэтому датировать появление матрёшки можно приблизительно 1898-1900 годами. Как известно, Всемирная выставка в Париже открылась в апреле 1900 года, значит, эта игрушка была создана немного раньше, возможно, в 1899 году. . В 1900 году Мария Мамонтова, жена брата С. И. Мамонтова представила кукол на Всемирной выставке в Париже, где они заработали бронзовую медаль. Вскоре матрёшек начали делать во многих местах России.

«Интересные факты удалось собрать Е.Н. Шульгиной, которая в 1947 году заинтересовалась историей создания матрёшки. Из бесед со Звездочкиным она узнала, что он увидел как-то в журнале «подходящую чурку» и по её образцу выточил фигурку, которая имела «смехотворный вид, напоминала как будто монашенку» и была «глухая» (не раскрывалась). По совету мастеров Белова и Коновалова он выточил её иначе, затем они показали игрушку Мамонтову, который одобрил изделие и отдал его расписывать группе художников, работавших где-то на Арбате. Эту игрушку отобрали на выставку в Париж. Мамонтов получил на неё заказ, а затем Боруцкий купил образцы и распространил их по кустарям.

Являлся ли он на самом деле художник Малютин автором эскиза матрёшки: «Все исследователи, не сговариваясь, называют его автором эскиза матрёшки. Но самого эскиза в наследии художника нет. Нет и свидетельств того, что художник когда-либо делал этот эскиз. Более того, токарь Звездочкин приписывает честь изобретения матрёшки себе, совершенно не упоминая Малютина» .

Наверное, нам никогда не удастся точно узнать об участии С.В. Малютина в создании матрёшки. По воспоминаниям В.П. Звездочкина получается, что форму матрёшки придумал он сам, а вот насчет росписи игрушки мастер мог и запамятовать, прошло много лет, события не фиксировались: ведь тогда никто не мог и предположить, что матрёшка так прославится. С.В. Малютин в то время сотрудничал с издательством А.И. Мамонтова, иллюстрировал книги, так что он вполне мог расписать и первую матрешку, ну а затем по его образцу игрушку расписывали уже другие мастера» .

Почему оригинальную деревянную куклу-игрушку назвали «матрёшкой»? Практически единодушно все исследователи ссылаются на то, что это название происходит от женского имени Матрёна, распространённого в России: «Имя Матрёна произошло от латинского Matrona, что означает «знатная женщина», по-церковному писалось Матрона.

Вот и стали называть игрушку ласково Матрешей, Матренушкой; так, и закрепилось имя Матрешка.

Русские матрешки пользуются большой популярностью в Европе. В начале XX-го века начался просто массовый вывоз сувениров матрешек за границу. Собственно в это время за матрешками и закрепилось репутация “исконно русских”. Матрешка стала нашим национальным сувениром и шагнула за рубежи нашей Родины. Многие иностранцы, посетившие нашу страну, увозят к себе на родину нашу русскую матрешку.

Интересно и то, что после появления первой детской матрешки в разных районах России художники начали расписывать матрешек, так понравилась им эта кукла! И все они делали это по-разному. Сергиев Посад, Полхов Майдан, Вятка, город Семенов - древние центры народных промыслов, которым матрешка помогла стать знаменитыми. Любопытно, что самая большая матрешка - семеновская - высотой1 метр, диаметром 0,5м. насчитывает 72 фигурки. А самая маленькая матрешка1.1 миллиметр, сделана из слоновой кости.

В нескольких городах работают музеи матрёшки: в Москве — в Леонтьевском переулке, в Нижнем Новгороде, в Калязине и в Вознесенском, в Сергиеве Посаде

ЗАГОРСКАЯ МАТРЕШКА.

Эта игрушка и сейчас похожа на первую матрешку с петухом в руках. Загорская матрешка добротна, крутобока, устойчива по форме. Расписывают ее по белому дереву гуашевыми красками, используя чистые (локальные) цвета. Овал лица и руки закрашивают «телесным» цветом. Две пряди волос прячутся под платок, двумя точками изображают нос, а губы выполняют тремя точками: две вверху, одна внизу и готовы губы бантиком. Платок у загорской матрешки завязан узлом. Далее мастер рисует рукава кофты, сарафан. Платок и передник оформляются простым цветочным узором, который легко получается, если приложить кисть с краской, остается след-лепесток или листок. А круглую серединку цветка или «горох» можно получить, использован прием тычка. Закончив роспись, мастер покрывает матрешку лаком. От этого она становится еще ярче и нарядней. Лаконичность и простота оформления создали ясный и радостный образ русской деревенской куклы.

СЕМЕНОВСКАЯ МАТРЕШКА.

Семеновская (городок Семенов, что в Нижегородской области) игрушка также вытачивается на токарном станке. Выточенное изделие — бельё — по форме похоже на загорскую, но несколько заужено книзу. А вот расписывают ее иначе, и краски берут другие. Сначала белую матрешку грунтуют картофельным клейстером, втирая его в поры дерева. Это нужно для того, что бы краски не растекались по деревянным волокнам и чтобы заблестела матрешка сразу после первого покрытия лаком. По высохшей загрунтованной поверхности мастерицы делают "наводку" черной тушью: вырисовывают овал лица, глаза, нос, губки, очерчивают платок, завязанный узлом, и отделяют кайму на платке (это важно, ведь кайма с цветочными бутонами является отличительным признаком семеновской матрешки). Затем рисуют овал, в котором изображают руки и цветы: пышные розы, колокольчики, колоски. Итак, наводка готова. Теперь роспись ведется анилиновыми прозрачными красками желтого, красного, малинового, зеленого, фиолетового цветов. И, наконец, матрешку лакируют. И вот перед нами яркая матрешка.

ПОЛХОВ-МАЙДАНСКАЯ МАТРЕШКА.

Это соседка семеновской матрешки. А вытачивают ее в селе Полховский Майдан Нижегородской области. Первые два этапа — грунтовка клейстером и наводка — выполняются так же, как и у семеновской, а вот роспись более лаконична: овал лица с кудряшками волос, платок ниспадает с головы, на голове трилистник розана, овал, заменяющий передник, заполнен цветочной росписью. Пышные розы, георгины, колокольчики, цветки шиповника, ягодки украшают эту матрешку. Да и постройнее своих подруг она будет: форма матрешек более вытянутая, голова небольшая, уплощенная.

Сейчас почти каждая область и республика делают своих матрешек. Известны белорусские матрешки, которых изготавливают в городах Жлобине и Бресте, марийские матрешки из Йошкар-Олы, матрешки из Вятки, чей наряд, кроме росписи, украшает соломка, есть музыкальные матрешки и много-много других.

Технология изготовления матрешки

Для работы используют хорошо просушенную древесину липы, осины, березы. Обычно сушат на улице под навесом два-три года. Непросушенную древесину применять нельзя, иначе изделие, выполненное из сырой древесины, может треснуть и расколоться.

Начинается работа с изготовления самой маленькой матрешки. Мастер брал небольшую чурочку, закреплял ее на станке и, держа резец особым образом, вытачивал малышку-матрешку. Затем вытачивалась нижняя часть второй матрешки, ее верх, и так далее, до самой старшей куклы.

Последовательность изготовления матрешки:

1- закрепленную в патрон токарного станка заготовку обтачивают до получения цилиндрической формы, рейером- полукруглым резцом.

2- Выравнивание торца заготовки мейселем - резцом для чистовой обработки.

3- Вытачивание внутренней полости нижней части матрешки, рейром - полукруглым резцом.

4- Примерка внутренней матрешки к нижней части наружной матрешки, между ними должен оставаться небольшой зазор на покраску и усушку древесины.

5- Формирования четверти уступа для соединения матрешки, мейселем - резцом для чистового точения.

У каждого человека есть свое маленькое увлечение. Любое хобби можно превратить в средство дохода, построив небольшой бизнес с нуля. Этот вариант наиболее приемлем для предпринимателей, у которых отсутствует стартовый капитал. Интересным направлением является изготовление и продажа сувенирной продукции, например, матрешек.

Способы организации бизнеса

Есть несколько популярных способов заработка на матрешках.

1. Заняться вытачиванием продукции. Для этого требуются минимальные знания токарного дела и собственная мастерская. Маркетинговые исследования показывают, что это нерентабельное направление. Для мастерских по изготовлению товаров из дерева спрос меньший, чем предложение.

2. Покупать заготовки и самостоятельно их расписывать. Это могут делать только творческие натуры.

3. Стать посредником. Закупать заготовки, нанять художника и найти точки сбыта продукции. Наш бизнес план изготовления матрешек предполагает именно этот вариант. Но мы также рассмотрим технологию производства и росписи изделий, чтобы можно было реализоваться в любом направлении.

Выберите подходящую нишу и составьте грамотный план. Можно составить бизнес план или у специалистов. Главное придерживаться правильной структуры.

Если вы не собираетесь нанимать сотрудников и будете реализовывать продукцию через интернет-сайты, посредников или сувенирные магазины, лучше всего зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. Основные преимущества – простота оформления документов и минимальные налоги.

Если вы планируете наладить полноценный производственный процесс, причем планируется расширение проекта путем выпуска другой сувенирной продукции, зарегистрируйте ООО. Для оплаты налогов выберите УСН.

Технология изготовления матрешек

1. Выбор древесины. Для данного товара подойдет липа, береза и осина. Дерево срезают зимой или вначале весны. Ствол обрабатывается и хранится, обеспечивается постоянное обдувание. Важно не пересушить бревно. Срок сушки – около двух лет.

2. Вытачивание первой фигурки. Первой изготавливается самая маленькая матрешка. Она не открывается.

3. Вытачивание следующих элементов. Затем делается нижняя часть для следующей матрешки. Верхняя часть сразу одевается на донце, не просушиваясь. Это делается для того, чтобы элементы фигур плотно прилегали друг к другу.

Процесс вытачивания

Учитывая большие временные затраты на просушивание дерева и его немалую стоимость в подготовленном виде, более рентабельным направлением будет закупка готовых фигур и их дельнейшая раскраска.

В нынешнее время ценится ручная работа, поэтому лучше всего расписывать матрешек вручную. Это увеличивает стоимость игрушки. Подход каждого мастера индивидуальный. Чем тоньше и интереснее работа, тем выше стоимость изделия. Рассмотрим подробный процесс окраски.

Матрешка... Русская деревянная матрешка. Вот уже сто лет она восхищает мир и простым изяществом линии, и удивительной росписью, Нет популярнее сувенира о России Но мало кто знает, где и когда впервые появилась она на свет.
В Москву в 90-х годах 19-го века в игрушечную мастерскую А.Мамонтова «Детское воспитание» привезли из Японии фигурку добродушного старика. Изображала они древнего мудреца Фукуруму, лысая голова которого вытянулась вверх от постоянных раздумий. Фукурума раскрывался. В старичке находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Фигурки понравились, и вскоре... появилась матрешка.

Уже первые образцы вызвали восторг покупателей, всего за несколько лет изготовление матрешек распространилось по России. В 1900 году русская матрешка стала экспонатом Всемирной выставки в Париже, где произвела сенсацию. Родилась мода на матрешек, и в 1904 году Россия начала их массовый экспорт.
Ассортимент все время расширялся. Явились матрешки, изображавшие отдельные сюжеты, девушек с корзинами, узелками, серпами, букетами цветов...
Писали девушек в полушубках, с шалью на голове и валенками в руках, стариков с окладистыми бородами и пастушков со свирелью. Изображали матрешку в виде жениха во фраке с горящей свечой, невесты в подвенечном платье с фатой и свечкой, а внутри на следующих фигурках родственников. К столетию со дня рождения И. В. Гоголя лучшие мастера выточили и расписали матрешки с изображением самых популярных литературных героев писателя.В 1912 году, к столетию Бородинского сражения, сделали матрешек, изображавших Кутузова и Наполеона Внутри же - фигурки членов штаба французской и русской армий. (Так что отечественные горе-кооператоры не первооткрыватели в своих попытках представить в виде матрешек членов правительства.) Несколько больших серий было выточено умельцами по мотивам детских сказок и басен.
Словом, есть целый матрешечпый мир героев реальных и сказочных.
Чуть позже появилась «неваляшка» - одноместная матрешка с закругленным низом. В нижнюю часть этой маленькой фигурки плотно закладывали груз из металла, что обеспечивало ее устойчивость при любом наклоне. Расписывались «неваляшки» так же, как и обычные матрешки. А вот изготовить их проще.
Что же нужно иметь?
Прежде всего смастерите простейший токарный станочек на базе ручной электродрели (см. рис.). Конструкция проста. Основная опора крепится к корпусу дрели. На металлической стойке установлен хомут. К нему плотно подгоняется сначала нижняя доска длиной примерно 170 мм, шириной 70 мм и толщиной 20 - 25 мм. Скрепляются детали болтами М10. К доске тремя гвоздями прибивается вторая боковая доска такой же длины и толщины, а шириной около 95 мм. Затем с торца прибивается третья - размером 95x90x20 мм. В ней надо просверлить отверстие для контрупорного винта, заменяющей заднюю бабку. Сверлится оно чуть меньшего размера и смазывается машинным маслом. Острый кончик винта необходимо заточить и зачистить напильником и шкуркой. Чтобы не было самоотвинчивания в процессе работ, можно поставить контргайку. Переднюю опорную планку (подручник) лучше сделать из бука или березы.
На передней грани доски делается продольная округлая выемка Она предназначена для упора полусогнутого указательного пальца, когда во время обработки вам придется держать в правой руке резец, опирая его о кромку планки. Для удобства опорная планка может поворачиваться за счет шурупа, ввинченного в планку с левой стороны. Шпилька-барашек М8 устанавливается справа. Там же размещается гайка-барашек, которая позволяет регулировать усилие вращения доски. Для надежности станок прикрепите к верстаку или столу.
На этом станочке можно выточить неваляшку высотой 100 мм. Для более крупных потребуется и более «профессиональный» токарный станок по дереву (см. рис.) Основой для него послужит сварная рама из уголков, установленная на устойчивом деревянном столе или верстаке. Электромотор - от стиральной машины. Задняя бабка изготовлена из втулки и крупного болта с заостренным концом и фиксатором. Можно приспособить заднюю бабку от старого токарно-винторезного станка. Конструкция изготовление подручника и экрана-щитка особой сложности не представляют. Соосность вала оси электромотора и задней бабки можно отрегулировать, подкладывая шайбы между мотором и рамой.
Работу начинают с выбора заготовки деревянной болванки. Взять ее лучше от сломанного стула, стола или деревянной кровати. Материал этот самый выдержанный, сухой и прочный. Теперь один конец застрогайте и вставьте в патрон, другой закрепите упорным винтом и зажмите. Затем сделайте первую пробу - посмотрите, как снимается стружка. Если все в порядке, можно начинать обточку по заданному контуру.

При работе лезвие ножа (см рис.) должно упираться в конец задней стенки и работать в двух направлениях: влево и вправо. Доводить точение до конца не стоит. Закончить работу лучше напильником и шкуркой. Если неваляшка делается маленькой, то, не отрезая заготовку, можно выточить рядом другую.
Вынув заготовку из патрона, вручную на напильнике и шкурке зачищают места стыков. Для отсоса пыли при работе напильником можно «устроить» вытяжку с помощью пылесоса или просто надеть марлевую повязку.
На самом последнем этапе в торце заготовки высверливают отверстие для груза. Им может быть обычный припой. Залив его в углубление, подождите, пока застынет. Затем зашлифуйте поверхность так, чтобы она была заподлицо с заготовкой.
Можно приступать к росписи.
Сначала вычертите контур матрешки на бумаге, а затем аккуратно распишите, используя при этом мотивы народного письма. Варианты росписи мы приводим. После нескольких проб на бумаге переходите к работе. Карандашом наметьте на деревянной заготовке основные контуры, а затем покройте гуашью размеченные участки: сарафан, фартук, платок. Когда краска высохнет, легкими движениями кисти «наведите» узоры и контуры.
Потренируйте руку, чтобы лепесток цветка, травинка или листик получались в одно касание.
Понравившийся орнамент можно просто скопировать. Что касается выбора цветового решения, то здесь фантазии нет предела Однако помните цвета должны быть гармоничными Когда краска просохнет, покройте поверхность неваляшки мебельным лаком.
Посмотрите, какое чудо получилось!

Н.АЛЕКСАХИН

Источник "Левша" 1991

Круглолицые и румяные матрешки сейчас считаются символом русской культуры. Многие считают матрешку исконно русским "изобретением", хотя на самом деле за эту красавицу мы должны сказать "спасибо"... японцам. Удивительно, правда? Но прообраз матрешки был привезен именно из Японии. И представлял он собой несколько фигурок смешного старичка по имени Фукурума, которые вставлялись одна в другую. И появилась матрешка отнюдь не в древности, а в конце XIX века. Но все это не помешало матрешке стать народной любимицей и традиционным русским сувениром.

Перед Вами поэтапный мастер-класс по росписи матрешки . Сразу скажу, что существуют два вида матрешек: традиционная (расписывается согласно канонам) и авторская (здесь все зависит от полета фантазии мастера). К традиционным можно отнести семеновскую матрешку, майданскую, вятскую, тверскую и сергиевскую. Название матрешки определяется местом ее рождения. И каждой такой матрешке присущи свои особенности росписи .

Когда я расписывала свою матрешку , я придерживалась кое-каких правил росписи, но все же назвать традиционной эту матрешку нельзя, она авторская на 100%.


Итак, приступим.

Для росписи матрешки нам потребуются:

  • Деревянная заготовка матрешки (ее можно приобрести в магазинах для рукоделия. В последнее время такого рода магазины стали очень популярны, поэтому, я думаю, что с приобретением заготовки пробелм не возникнет.)
  • Акриловый грунт . Если же грунта у Вас нет, то можно развести с водой клей ПВА, и использовать полученную смесь в качестве грунтовки.
  • Краски для росписи . Я использовала акварельные и акриловые (перламутровые) краски. Скажу сразу: акварелью расписывать матрешку сложно, потому что акварель быстро сохнет, и могут остаться некрасивые разводы. Можно вместо акварели использовать гуашь.
  • Кисти для росписи и для покрытия лаком.
  • Зубочистки . Ими очень удобно рисовать мелкие детали и точки.
  • Лак . Лучше использовать паркетный лак, ПФ-283, ПФ-157 (очень блестящий, но долго сохнет). Акриловый лак не используйте ни в коем случае! Во-первых, от него течет краска, весь труд будет насмарку. Во-вторых, он совсем не блестит, поверхность будет матовой.
  • Ластик и карандаш.
  • Тряпочка.

  • Как уже писалось выше, нам потребуются заготовки для матрешек. Если заготовки не очень гладкие, необработанные, то можно пройтись по ним мелкой наждачкой.


    Покрываем заготовку грунтом. Очень многие мастера говорят, что лицо матрешки не грунтуют, чтобы была видна текстура дерева. Я загрунтовала всю заготовку. От лака дерево темнеет, а мне хотелось, чтобы моя матрешка была белолицей:) Грунт разбавляем водой в пропорции примерно 1:2.


    Пока заготовка сохнет, приступаем к разработке эскиза. Чем детальней Вы нарисуете эскиз на этом этапе, тем легче Вам будет работать в дальнейшем.


    Для того, чтобы матрешка получилась симметричной, проводим на заготовке вертикальную линию от макушки до пят.


    Переносим эскиз на деревянную заготовку. Важно правильно разместить личико матрешки: подбородок должен находиться чуть выше шеи (сужения заготовки).


    Переходим к цветовому оформлению матрешки. Начнем с платка. Для того, чтобы платок был с блестками, смешаем золотистую акварель (на рисунке помечена галочкой) и золотистую акриловую краску, разбавив их водой.


    Покрываем платок в два слоя: от краев платка к макушке матрешки. Лучше для раскрашивания больших поверхностей (платок, сарафан) использовать мягкие кисти. У меня была старенькая кисть "Пони", которую я обычно использую для клея или лака. Она подошла очень хорошо, было меньше разводов.


    Перламутровой белой акриловой краской расрашиваем рукава.


    Голубой акварелью придаем объем рукавам. Сначала более темным цветом намечаем границы, затем добавляем воды и слегка размываем краску.


    Покрываем фиолетово-розовой краской сарафан матрешки. Опять же лучше использовать мягкую кисть. Затем приступаем к росписи корзинки. Покрываем фон сиеной натуральной, более темной краской рисуем плетение.


    Прорисовываем ягодки. Для этой цели лучше использовать зубочистку. Слегка размохрите один из концов, и зубочистка станет тонкой и жесткой кистью.


    Акриловой золотистой краской декорируем корзинку:


    Продолжаем прорабатывать содержимое корзинки: розовой перламутровой краской обводим контур ягод, добавляем точки золотистой краской.


    Используя точечную технику, декорируем сарафан матрешки. Обмакиваем зубочистку в акриловую краску (бронза) и ставим точечки по контуру.


    Приступаем к самому ответственному этапу - росписи лица. Прежде всего покроем всю область лица охрой желтой очень сильно разбавленной водой. После того, как краска подсохнет, задаем тон волос.


    Прорабатываем волосы: светлой краской рисуем блики, темной обводим контур. Можно сделать несколько мазков акриловой золотистой краской, чтобы придать блеск.



    Затем черной краской рисуем зрачки, реснички и брови. Белой краской добавляем блики на глаза.


    В точечной технике оформляем кокошник и серьги.


    Декорируем сарафан:

    Низ также оформляем в точечной технике:


    Осталось только покрыть лаком, и наша русская красавица готова!


    Как всегда, желаю Вам больших-пребольших успехов в творчестве! Jeiana Johanssen

    Вконтакте

    Кажется, что матрёшку знают все. Во всех странах, во всём Мире. Это, пожалуй, очень близко к истине. Действительно, эти яркие расписные деревянные куклы не только очень красивы. Они интересны.

    И детям, и взрослым нравится открывать матрёшку и обнаруживать там следующую. Потом ещё и ещё... И есть ощущение «тайны», а вроде всё так просто!

    Немного истории

    Русская деревянная расписная кукла появилась в России в 90-х годах XIX века. Восстановлению и развитию традиций народной крестьянской игрушки уделялось в то время, особое внимание. С этой целью в Москве была открыта мастерская «Детское воспитание».

    В недрах этой мастерской и зародилась идея создания русской деревянной куклы, эскизы к которой были предложены профессиональным художником Сергеем Малютиным (1859-1937).

    Zvezdochkin , CC BY-SA 3.0

    Его матрёшка представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой рубашке, сарафане и переднике, в цветастом платке, держащую в руках чёрного петуха.

    Впоследствии имя Матрёшка стало нарицательным и стало означать токарное, разъёмное, красочно расписанное, деревянное изделие. По сей день матрёшка остаётся символом материнства, плодородия.


    Матрёшки в стиле Малютинская Russian Handicrafts Guide , CC BY-SA 3.0

    Первая русская матрёшка, выточенная по эскизам С. В. Малютина лучшим игрушечником из Сергиева Посада В. Звёздочкиным, была восьмиместная. За девочкой с чёрным петухом следовал мальчик, затем опять девочка. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спелёнатого младенца

    Изготовление матрёшек

    Сначала подбирают подходящий вид древесины. Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу. Деревья обычно срубают ранней весной, снимают кору, но не полностью, чтобы во время сушки древесина не давала трещин. Затем бревна складируют и сушат в течение нескольких лет в хорошо вентилируемом месте.

    К обработке древесины необходимо приступать тогда, когда она не сухая, но и не сырая. Каждая заготовка проходит более десятка операций. Самую маленькую куклу - неразборную - делают первой.


    Bogomolov.PL , CC BY-SA 3.0

    Когда матрешка готова, приступают к следующей фигурке, в которую войдёт первая. Заготовка необходимой высоты обрабатывается и разрезается на верхнюю и нижнюю части. Процесс повторяется для куклы бо́льшего размера, в которую войдут две предыдущие и так далее. Количество кукол может быть различным.

    После изготовления заготовки, работу продолжает художник. Рисунки могут быть самыми разнообразными. Чем дальше развивается ремесло, тем больше фантазии проявляют мастера. Современные матрёшки порой уже очень не похожи на первые, «малютинские».


    Tamaki Sono , CC BY 2.0

    В качестве красок используется акварель, гуашь, темпера, реже масляные краски. Несмотря на разнообразие красок, мастера по прежнему отдают предпочтение гуаши.

    В конце работы матрёшку могут покрыть лаком, но бывают и матовые, не покрытые лаком матрёшки. Так же бывают резные, и с выжиганием.

    Фотогалерея








    Матрёшка ещё «молода»

    Существует мнение, что матрёшка - это «древняя русская кукла». Это вовсе не так!

    Матрёшка появилась только в XIX веке. Тогда, 100 лет назад, в России был период бурного экономического и культурного развития, подъема национального самосознания и интереса к русской культуре.

    В 1900 году русская матрешка экспонировалась на Всемирной выставке в Париже, где получила мировое признание. Видя большую популярность русской деревянной куклы, предприниматели-иностранцы стали выпускать матрешки в русском стиле.

    Но, лишенные национальной почвы, они не прижились ни в Германии, ни во Франции. Благодаря популярности Сергиево-Посадской матрешки в России стали возникать новые центры по ее изготовлению и росписи.

    Прообраз матрёшки

    Идея создания разъёмной деревянной куклы была подсказана С. В. Малютину японской игрушкой, привезённой с острова Хонсю женой С. И. Мамонтова. Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукурамы, в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую.

    Почему «матрёшка»

    Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой. Сделано это было неслучайно. В дореволюционной провинции имена Матрёна, Матрёша считались одними из наиболее распространённых женских имён, в основе которых лежит слово «матерь». Эти имена ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой.

    Освоение технологии

    Технологию изготовления матрёшки российские мастера, умевшие вытачивать деревянные предметы, вкладывающиеся друг в друга (например, пасхальные яйца), освоили с лёгкостью. Принцип изготовления матрёшки остаётся неизменным до настоящего времени, сохранив все приёмы токарного искусства русских умельцев.

    Музеи матрёшки

    В нескольких городах работают музеи матрёшки: в Москве - в Леонтьевском переулке, в Нижнем Новгороде, в Нолинске, Калязине, Вознесенском и в Сергиевом Посаде. В этих же городах находятся и основные центры по производству матрёшек.

    Классическая матрёшка

    В наше время многие считают, что истинный, классический образ матрёшки - это «Семёновская», в жёлтом платке и с яркими розами на переднике. Так случилось из-за того, что в Советское время не слишком много внимания уделялось культуре ремесла. Было много других задач, которые надо было решать. Поэтому, развивались лишь немногие направления Русских промыслов. Среди них - Семёновская хохлома. Поколение, выросшее в то время, считает Семёновскую матрёшку «своей». Но классика - это Сергиево-посадская матрёшка, с курочкой в руках. Такая, как была создана Малютиным.