Как победить страх перед собеседованием. Как успокоиться и не волноваться перед собеседованием на работу: что поможет побороть свой страх кандидату

FinExecutive Russia сайт 2019-02-19

Как преодолеть страх и волнение перед собеседованием?

Каждый из нас сталкивался с волнением перед собеседованием и во время него. Потные ладони, неуверенная речь, дрожащие руки и "все вылетело из головы" – разве это не про нас? Самое обидное – чем желаннее вакансия, тем больше страхов, тем печальнее результат. Что же делать? Вот несколько советов от FinExecutive, которые помогут вам успокоить нервы и получить работу своей мечты.

Совет № 1. Тренируйтесь. Собеседование - это возможность показать себя потенциальному работодателю с лучшей стороны. В ходе него оцениваются не только ваши опыт и навыки. Часто работодатель (или сотрудник отдела кадров) обращает внимание на поведение соискателя. Поэтому перед тем как идти на собеседование, попрактикуйтесь дома. Роль потенциального работодателя может сыграть ваш друг, который будет задавать вопросы. Это очень полезная практика: она позволит вам внутренне настроиться на собеседование. Благодаря ей на самом интервью вы будете чувствовать себя более уверенно, что увеличит ваши шансы на получение работы.

Совет № 2. Настройтесь на позитив. Пессимистически настроенные люди, часто предрекают себе неудачу еще до прохождения собеседования. Это, естественно, не может не отразиться на их внутреннем состоянии. Беспокойство и стресс, вызванные «накручиванием» себя, в итоге приведут к неправильному поведению. Поэтому нужно заранее настроить себя позитивно. Представьте, что вы выходите от работодателя улыбаясь и с высоко поднятой головой - это поднимет вам настроение и позволит обуздать страх и волнение перед предстоящим событием.

Совет № 3. Задавайте уточняющие вопросы. Чтобы успокоиться и перестать волноваться на собеседовании, вы можете задать организатору интервью несколько вопросов, которые помогут вам получить больше информации о предстоящей встрече. Вы можете спросить о том, как много людей будут присутствовать, будут ли психологические тесты, нужно ли будет продемонстрировать какие-либо профессиональные навыки. Ответы на эти вопросы помогут вам успокоиться, так как собеседование перестанет казаться вам чем-то неопределенным и неизвестным. К тому же, такое поведение покажет, что вы ответственный человек, который старается как можно лучше подготовиться к встрече.

Совет № 4. Дышите. Лучше приехать на собеседование немного раньше назначенного срока и походить несколько минут. Это позволит вам успокоиться на некоторое время и не так сильно волноваться на собеседовании.

Совет № 5.Помните о простых правилах поведения.

Смотрите в глаза собеседнику. Взгляд в сторону - один из признаков неуверенности: человек ищет выход из неудобной ситуации.

Улыбайтесь. Так может поступать только тот, кто расслаблен и уверен в себе. Но учитывайте, что при искренней улыбке задействованы не только губы, но и глаза.

Не жестикулируйте. Быстрые движения рук выдают обеспокоенность или желание привлечь внимание. Сцепите пальцы и держите руки на коленях или на столе - так Вы будете выглядеть спокойным. Если же Вы стоите, держите руки опущенными - так Вы продемонстрируете, что не боитесь открыть уязвимые части тела.

Пейте воду. При волнении горло сжимается и человек делает глотательные движения - сторонний наблюдатель воспринимает это как потерю уверенности. Чтобы избежать дискомфорта, поставьте рядом стакан с водой: в трудной ситуации Вы сможете сделать несколько глотков и сохранить уверенный вид.

Говорите медленно. Когда человек обеспокоен, его речь ускоряется. Держите медленный темп речи и делайте паузы, чтобы Вам хватало воздуха.

Как видите, в этих советах нет ничего сложного, но следование им, поможет вам сдержать страх и волнение перед собеседованием, и повысит ваши шансы на получение желаемой должности.

«Не могу больше!», «Уйду!», «Достало все!» - случается, внутри все кипит, но мы по-прежнему ходим на старую, нелюбимую работу, потому что отчаянно боимся поиска новой. Конечно, рассылка резюме не вызывает никаких проблем, но вот личная встреча с потенциальным работодателем совсем другое дело!

Неуверенность, страх перед предстоящей встречей - явления, с возрастом никак не связанные. Боятся многие - и молодые, и не очень молодые люди - порой теряются настолько, что просто «проваливают» собеседование, несмотря на то, что обладают необходимой профессиональной компетенцией. В какой-то момент начинает казаться, что язык живет своей собственной жизнью - нужные слова куда-то улетучиваются, речь становится слишком быстрой или наоборот, появляются мучительные паузы, а мозг обреченно фиксирует «Ну вот, ничего не получилось, полный провал».

Представьте, что собеседование - это всего лишь новый уровень в вашей любимой компьютерной игре


Механизм волнения что перед свиданием с незнакомцем, что перед собеседованием один и тот же. Больше всего пугает неизвестность (Что из этого получится? Какое я произведу впечатление? Вдруг меня спросят о чем-то, о чем я и понятия не имею?), и именно она причина того, что волнение растет.

Шаг №1. Собрать информацию

  • Получите максимум информации о фирме, в которую вы собираетесь идти. Сначала посетите сайт самой компании, просматривая разделы «О компании», «Наша миссия», попробуйте представить себе, как работается в этой компании - появилось ли у вас желание к ней присоединиться к ее сотрудникам? Вторым шагом станет мониторинг новостей, который добавит картине объективности.
  • Существует масса материалов о том, как проходить собеседования. Их единственный недостаток - в них не сказано, как проходить собеседование лично вам. Поэтому ни в коем случае не зазубривайте чужие формулировки, а подготовьте свои ответы на «каверзные» вопросы, которые вам обязательно зададут на интервью. Типичный пример - «Каковы причины ухода с предыдущего места?», «Кем вы видите себя через 5 лет», «Расскажите о своих недостатках».

Шаг №2. Обмануть бессознательное

При подготовке к беседе мысленно представьте себе «как это будет». Вот вы уверенно входите в кабинет, здороваетесь с присутствующими, спокойно, четко и внятно отвечаете на вопросы. Пусть вас не пугает некоторая размытость образов - ведь в любом случае вы не сможете на 100% угадать то, как пройдет реальная беседа. Воспользуйтесь тем, что наше бессознательное не умеет отличать реальность от игры воображения, поэтому ему такие мысленные тренировки очень полезны. Вспомните, как вы себя чувствовали в какой-то приятные момент вашей жизни. Вспомните – и перенесите образ себя из этой картинки в воображаемую ситуацию собеседования. Почувствуйте, что вам в ней тоже легко и комфортно.

Шаг №3. Определиться с жанром

Представьте, что собеседование для вас - не трудное и тяжелое испытание, а что-то другое, более интересное и легкое. Например, партия в шахматы, детская игра, показательное выступление или новый уровень в компьютерной «бродилке». Ничего судьбносного - «решающий бой» или «революция» точно не подойдут. Подберите подходящую вам аналогию и напоминайте себе о ней, вживайтесь в нее.

Шаг №4. Подключить разум

Составьте список ваших самых ужасных страхов, чтобы получить простой, но мощный инструмент борьбы со страхом перед интервью. В списке должно быть не меньше 20 позиций! Не забудьте про болезни, аварии, пожары, разводы и смерть близких людей. Пишите в столбик - поставьте на 1 место то, что пугает вас больше всего... Оказывается, на свете есть беды, гораздо страшнее собеседования. Стоит ли бояться?

Шаг №5. Справиться с эмоциями

Возьмите лист бумаги (лучше всего формата А4)и цветные карандаши или краски, нарисуйте, как выглядят ваши страхи, тревоги, волнения, беспокойства. Ваша задача - не создание произведения искусства, а изображение ваших переживаний. Критерием качества работы является ваше собственное ощущение, что страхи изображены верно, то есть что на листе перед вами ваш собственный страх. Ну а дальше его надо смять, порвать и выбросить – и вы почувствуете, как стало легче на душе.

Даже в условиях кризиса не только вас выбирают, но и вы выбираете. Поэтому помните о том, что ваша задача – не только произвести благоприятное впечатление, но и понять, а устраивает ли вас данный вариант? Еще неизвестно, что хуже: быть не принятым на подходящее место работы или быть принятым на неподходящее.

При подготовке статьи использованы материалы из книги Ильи Шабшина «Советы практического психолога. Как день грядущий нам прожить?»

Очевидно, что всегда испытываешь легкий мандраж, отправляясь на собеседование по приёму на работу.

Сердце бьётся учащённо, почти незаметный блеск в глазах выдаёт волнение, едва уловимый страх gthtl cj,tctljdfybtv разливается по всему телу, а губы сохнут, несмотря на достаточное количество помады пастельных оттенков. Сменяя друг друга, на пол падают наряды, и дорогие марки начинают выглядеть очень оригинально в виде красивой разноцветной кучки у зеркала. В итоге выбор останавливается на стильном синем брючном костюме, который примеряла первым, понимая, что к этому случаю он подходит как никакой другой. Немного успокоившись увиденным в зеркале, бодро выскакиваешь на улицу.

До невероятных подробностей и мелочей всем знаком этот сценарий, его развитие, а часто и окончание. Так-то оно так, если получение работы, на собеседование которой сейчас так торопишься, является той самой заветной целью. Важной и главной целью всей жизни в данный момент. А если… нет?

Нам с детства твердят о том, как важно заниматься делом. Важно иметь образование, перспективную профессию и хорошую стабильную работу. Даже мысли об этом уже навевают серьёзность и заставляют расправить плечи, а столкновение лицом к лицу с рабочим вопросом и вовсе подталкивает к тому, чтобы временно исключить из своей жизни всяческие развлечения, на которые не стоит отвлекаться. А если отступить от общепринятых правил и на самом деле отвлечься? Отнестись к поиску работы как… к игре? К игре, которую ты не воспринимаешь всерьёз, а лишь примеряешь, как роль. Одну из ролей, и в данном случае - роль потенциального работника. При этом не забывая, что завтра тебе, возможно, придётся примерить на себя уже другую роль - подруги, жены или матери.

При таком отношении к делу его значимость моментально снижается страх перед собеседованием неминуемо отступает. А все потому, что ты не воспринимаешь всё происходящее всерьёз и надолго, а ведь именно от твоего восприятия зависят внутренние ощущения.

И если, собираясь на собеседование, ты будешь исходить из того, что просто играешь - без всяких целей, здесь и сейчас, наслаждаясь самим процессом игры, - ты начнёшь чувствовать себя легко и раскованно. И это вовсе не означает, что можно явиться в кабинет к потенциальному работодателю в джинсах и со жвачкой во рту. Ведь актрисе, играющей роль Анны Карениной, вовсе необязательно перед съемками ложиться на рельсы, чтобы понять, что она чувствовала, когда совершала свой легендарный поступок.

Допустим, что тебя, мечтавшую в детстве стать актрисой, поставили на сцену в зале без единого зрителя, в чужом городе или даже стране (так, чтобы ты наверняка расслабилась) и сказали:

Ты мечтала об этом? Пожалуйста! Действуй!

Скорее всего, ты такой шанс не упустишь и поспешишь оттоптать деревянный пол по полной программе. Потому как прекрасно осознаёшь, что за столбами нет фотографов с камерами в руках, жаждущих запечатлеть твой «звёздный час». Потому как прекрасно понимаешь, что если ты сейчас сфальшивишь или, чего доброго, и вовсе «провалишься», газеты завтра не раструбят об этом на всю страну и твой профессиональный рейтинг не покатится по наклонной. И ты прекрасно знаешь, что вряд ли ещё когда-нибудь вернёшься на эту сцену. Так, собственно, зачем терять такую возможность?! И лишь полностью осознав это, ты станешь… настоящей. Перестанешь стараться понравиться и «заработать очки», а начнёшь просто быть и наслаждаться теми ощущениями, пережить которые мечтала с самого детства! Собственно, а кабинет потенциального руководителя чем не та же сцена?

Безусловно, здесь лежит психологическая подоплёка, сводящаяся к следующему: когда мы рассматриваем что-то как вожделенную цель, получение которой становится почти жизненной необходимостью, то её достижение усложняется. В психологии это называется избыточная важность или избыточные ожидания. А в данном случае это априори будет иметь место в невероятном количестве. Ведь в нас заложена установка, что мы должны произвести хорошее впечатление на интервьюера, в том числе своими вопросами и качеством предварительной подготовки. Претендент полагает, что именно этим он продемонстрирует свою заинтересованность и покажет, что пришел не только узнать, что смогут предложить ему, но и продумал заранее, чем он может быть полезен компании. Он сосредотачивается именно на этом, мысленно прокручивая в голове предстоящий диалог тысячу раз, что неминуемо начинает создавать напряжение, и лишнее волнение перед собеседованием. А это, в свою очередь, приведет к различным трудностям: от переноса собеседования на другой день по желанию работодателя вплоть до закрытия вакансии вообще.

Что в данном случае делать? Отпустить срочность осуществления этой идеи, причём именно для того, чтобы убрать напряжение. Ведь оно само по себе тормозит претворение идеи в жизнь. Иными словами, чтобы перестать испытывать страх перед собеседованием и предстоящим приемом на работу, необходимо снизить для себя важность всего происходящего.

И ещё… позвольте напомнить о столь существенной части делового общения, как невербальное. А ведь оно занимает ни много, ни мало, а целых 80% всего общения.

Такие невербальные элементы, как жесты, интонация, мимика, походка, поза, голос создают основное впечатление о нас у интервьюера на подсознательном уровне, а никак не наши «заслуги перед Отечеством». Именно невербальные элементы отражают наше внутреннее состояние. И если с ним всё в порядке, то и жесты наши будут легки и непринуждённы, и тело расслаблено, и голос уверен, и поза естественная, и даже для чувства юмора останется место.

Собеседник считывает наш внутренний настрой на подсознательном уровне. Наша уверенность в себе передаётся ему, и имеющееся различие между опытом работы и перечнем требований уже не будет казаться столь существенным. Ведь собеседника он подсознательно воспринимает как производящего впечатление и уверенного в себе человека, который справится со всеми поставленными задачами.

В моей жизни был такой яркий пример. Один знакомый устраивался на конкурсной основе в крупную PR-компанию, где главным условием было свободное владение английским языком. Надо признаться, с английским у него было не очень, зато с русским всё в порядке! А ещё с харизмой и обаянием. Кроме того, он отправился на это собеседование играючи, не воспринимая его слишком серьезно и не возлагая больших надежд на получение этой весьма достойной и перспективной должности. Каково же было всеобщее удивление его близких знакомых, да и его самого, когда после трёх этапов собеседования компания утвердила его на эту должность его… и оплатила индивидуального репетитора на три месяца вперёд! Кстати, сейчас у моего знакомого с английским всё прекрасно.

Предположим, теоретически, вы согласились со всем вышесказанным. А как же теперь претворить это в жизнь? Вот как же так, взять и унять волнение? Как побороть страх перед собеседованием и отключиться от уже сотого мысленно проведённого интервью? Очень просто. Перестроиться на новый тип мышления, что потребует некоторого времени, поэтому подготовку можно начинать за пару дней до «роковой даты». Итак, давайте приступим.

Как перестать бояться собеседования и получить желаемую работу

    Осознайте простую вещь: грядущее событие не является событием того уровня, что бы делить свою жизнь на до и после него. И как бы ни манили собой перспективы при положительном ответе работодателя, в данном случае очень полезно быть чуточку фаталистом и осознавать, что если закроется эта дверь, то в тот же самый момент откроется следующая, за которой будет ещё лучше, чем могло бы быть здесь. Это первое и, пожалуй, главное… Если удастся осознать это до глубины души, то, скорее всего, 50% напряжения с успехом растворятся и канут в небытие.

    Если позволяет возможность, очень действенным может оказаться покупка какой-либо новой одежды, подходящей для этой встречи. Ведь красивая вещь, надетая впервые, уже сама по себе поднимает настроение и заставляет ощущать себя совершенно иначе. А это именно то, что нам надо! Можно даже мысленно окрестить эту вещь счастливой. Кто знает, быть может, потом она ещё не раз выручит в ответственные моменты. Кстати, этот совет лично от меня, потому как «бывали, знаем!».

    Накануне посетить какое-нибудь позитивное мероприятие. Концерт, кино (непременно комедию), чей-то бенефис или даже караоке-клуб. Хорошим «аперитивом» может оказаться и чей-то день рождения, и просто душевная встреча с друзьями, которая растворит ещё половину оставшегося напряжения.

    И наконец, перед сном… Известно, что ночь – это магическое время. Только не надо кидаться к окну и, скрестив руки на груди, начинать слезно молить Луну о том, что бы она помогла попасть на вожделенное место. Гораздо полезнее будет мысленный настрой (пусть даже глядя на ту же луну), что всё, что происходит – к лучшему. Эта простая фраза, при глубоком её осознании, вселяет чувство уверенности. Каждой клеточкой своего тела прочувствуйте уверенность в том, что судьба вас никогда не оставит, на всем протяжении жизненного пути она всегда будет идти с вами рука об руку и по одному вашему запросу выдавать лучшие варианты, уготованные специально для вас. И, пожалуй, это осознание будет самым важным, базовым.

    А поутру, проснувшись, уже можно примерять на себя роль. На такую качественно подготовленную почву она должна «сесть» идеально! Попробуйте усилить это, сменив привычный порядок вещей: вместо обычного утреннего чая заварите свежий кофе, вместо выпрямленных волос взбейте кудри, вместо душа на скорую руку примите ванну. Да, да… именно ванну, и именно с утра! Заведите будильник на полчаса раньше. Ведь сегодня особенный день. Сегодня на время вы превращаетесь в актрису. А кому, как ни актрисам, свойственно большую часть своей жизни делать совершенно несвойственные им вещи?!

    Да, и не забудьте перед выходом прослушать свою любимую песню. (Я обычно в таких случаях слушаю «Сan’t take my eyes off you»).

Крылатые фразы «Вся наша жизнь – игра», «Жизнь ― театр, а люди в ней актеры» и «Надо жить играючи» уже не просто слова великих и коммерческие слоганы. Это стиль жизни, причём успешной жизни. И в череде унылых будней, с таким редким появлением солнца на сером небосклоне, быть может, действительно, стоит устроить праздник, в первую очередь для себя, и даже такое серьёзное событие превратить в маленький спектакль? Ведь тогда вырастают шансы не только поднять себе настроение, но и побороть страх перед собеседованием и на самом деле получить заветную должность! И напоследок позвольте пригласить вас на моей тренинг , который состоится 20-21 апреля. До встречи!

Блог «Работа мечты»

Бесплатная книга «Как легко получить работу… которая нужна?»

Перепечатка материалов сайта допускается при условии размещения активной ссылки на статью и указания автора.

Испытывать страх перед собеседованием, волноваться, нервничать - это вполне нормально. Такими эмоциями организм показывает нам, что мы собираемся предпринять важный шаг, который заставит нас выйти из зоны комфорта. Нам предстоят серьезные перемены: новый коллектив, новые задачи, изучение большого количества нового материала, даже офис и дорога до него будут другими. Каждый раз, выходя из зоны комфорта, мы чувствуем эти обескураживающие эмоции, но они есть у всех. Хорошая новость - с этим можно работать.

Как побороть страх перед важной встречей?

Свой среди своих:

  • как можно больше читайте о компании и , до собеседования заходите ежедневно на сайт, читайте новости;
  • добавьтесь в группу компании в фэйсбуке, посмотрите фотографии сотрудников в соцсетях, как бы заочно «познакомьтесь» с ними;
  • заранее выясните имя и фамилию рекрутера, который будет проводить собеседование, зайдите с фэйкового аккаунта в соцсети, и прочитайте о нем все, добавьтесь в друзья, если профиль закрыт и информации мало; чем больше вы рассматриваете фотографии счастливой матери семейства на детском празднике, тем менее страшным кажется «монстр», который будет вас собеседовать;
  • используйте Linkedin, там вы можете посмотреть резюме человека, который будет вас собеседовать.

Пример

Одна клиентка шла на позицию финансового аналитика в западную компанию, и очень волновалась по поводу последних двух пунктов в резюме. На предыдущем месте она отработала год, и на нынешнем чуть менее двух лет. Я нашла на Linkedin резюме менеджера по персоналу, который должен был проводить с ней собеседование. Три последних места работы по году с небольшим. Кандидатка, увидев это, выдохнула и заметно успокоилась.

Обесценивание


Сравнение

  • назначьте в один день с собеседованием важное мероприятие, желательно, на котором вы будете выступать перед аудиторией, встречу с руководством, со сложным коллегой, тогда вы будете находиться в ожидании этой встречи, и все ваши переживания будут сконцентрированы там, страх перед собеседованием отступит.

Ежик

  • Этот прием подойдет людям с хорошим воображением. Учеными давно доказано, что для нашего мозга нет разницы, произошло событие в реальности или в нашем воображении.

Задача — представить себе самое провальное собеседование из всех возможных, «заранее умереть», это позволит вам перестать бояться - ведь бояться уже нечего - в вашей голове все уже произошло. Здесь нужно хорошо поработать с воображением: представьте, что вы опоздали, наступили интервьюеру на ногу, когда заходили в переговорную, разлили стакан воды, как вы покраснели, как начали заикаться и потеть (подставьте тут свое), что забыли ответы на все вопросы, и даже название компании, в которой работали. Представьте это, переживите весь этот «ужас», проникнетесь ощущением смущения и стыда, доведите себя до опустошенности. Этот прием рекомендуем использовать непосредственно перед собеседованием, тогда в кабинет к рекрутеру вы зайдете расслабленным с ощущением пережитого фиаско (кроме вас-то никто об этом не узнает J).

Лучший из лучших

  • Задача – поднять свою самооценку. Этот прием сработает, если у вас есть хотя бы неделя до собеседования.

Сделайте несколько упражнений, чтобы чувствовать себя более уверенно.

  • Возьмите лист бумаги и напишите все свои достижения в жизни, которыми вы гордитесь.
  • А теперь переживите каждый момент из тех, что вы описали выше. Прочувствуйте гордость и радость, которую вы испытывали тогда. И так по каждому пункту. Даже если вы тогда не радовались по какой-то причине, порадуйтесь сейчас от души.
  • У вас должно возникнуть ощущение радости и гордости за себя. Этот прием работает, если упражнение повторять ежедневно.

Визуализация

Знаете ли вы историю Джима Керри? До того, как стать успешным и знаменитым комедийным актером, Д. Керри мечтал об этом и визуализировал свой успех. Он представлял свою успешную карьеру во всех деталях, несмотря на то, что путь его не был легким с самого начала. Он выписал себе чек на 10 миллионов долларов и носил его в бумажнике несколько лет. Ежедневно он поднимался на своем автомобиле на самое высокое место в Голливуде, смотрел на звезды и визуализировал свой успех. И вот спустя несколько лет Джим получил чек на 10 миллионов долларов за роль в фильме «Тупой и еще тупее».

Джо Диспенза, доктор нейробиологии, написавший книги «Сам себе плацебо», «Сила подсознания или как изменить жизнь за 4 недели», » Развивай свой мозг» и другие, ставшие бестселлерами во всем мире, автор уникальной методики трансформации, в своих трудах подробно описывает, почему это так важно записывать свои цели на бумаге. Когда вы записываете свои цели и желания, проживаете радость от того, что они уже сбылись, вы настраиваете свое тело и ум на получение желаемого.

Воспользуйтесь этим методом, если у вас есть достаточно времени.

Пример


Один кандидат, мечтавший попасть в компанию топ 5 в своей индустрии, куда попадают лучшие из лучших в своей области, сделал в фотошопе оффер, где он указал название компании, позицию, уровень компенсации и даже дату. На протяжение года он каждый вечер отправлял себе на почту письмо с предложением о работе, а с утра читал его и испытывал радость. Конечно, он делал не только это, чтобы получить работу мечты. Он узнал, какие требования к квалификации выставляет работодатель, прошел дополнительные курсы, подтянул английский, в компании, где он на тот момент работал, он проявлял инициативу и участвовал во всех возможных проектах, чтобы получить разносторонний опыт. Он не просто отправлял и читал письмо, он СТАЛ человеком, который нужен этой компании. Оффер он получил позже, но всего на полгода.

В день собеседования соберитесь пораньше, вы должны выглядеть на ваш взгляд великолепно, тем увереннее вы себя чувствуете. Вспомните приятные моменты из своей жизни, когда вы чувствовали себя уверенным и успешным. Выезжайте на место заранее, чтобы не опоздать, лучше приехать раньше, погулять, выпить кофе, зайти в уборную и привести себя в порядок.

Страх перед новой работой возникает у неуверенных в себе личностей. На это влияет отсутствие опыта в нужной сфере, недостаточная осведомленность в теме, низкая самооценка. Особенно паникуют молодые мамы после декретного отпуска, которые потеряли свою квалификацию.

Страх работы присущ не уверенным в себе личностям

Страх возникает перед новым начальством, должностью, коллективом. Но помогут дыхательные техники и аффирмации (позитивные установки). Если человек не в силах справиться со своим страхом самостоятельно, можно обратиться к психотерапевту.

Причины страха

Страх появляется по разным причинам – смена рабочего места, коллектива, начальства. Вызывает стресс новая, высокая должность. Человек переживает перед прохождением собеседования, испытательного срока, стажировки. Он боится не сдать проверочный экзамен, результаты которого означают провал или удачу. Причиной может быть негативный опыт на предыдущем месте работы – недоверие коллег, агрессивный и чрезмерно трудолюбивый начальник, плохие рабочие условия, низкая оплата труда. Человек переживает, что сейчас его ожидает такая же ситуация.

Страх перед начальником

Часто при смене работы или во время переезда работник задумывается о начальнике. Ведь он не знает о его личностных качествах, отношению к работникам. Боится чрезмерной требовательности и агрессии со стороны директора.

Случается, что всемирно известная компания пригласила к себе сотрудника. Он освоился на новом рабочем месте, наладил контакты с коллегами, начал неплохо справляться с обязанностями. Внезапно сменился начальник. Вместо доброго и понимающего, пришел управитель-диктатор. Он не берет во внимание инициативы и идеи сотрудников, его не интересуют чужие проблемы.

Особенно таких начальников боятся женщины и молодые мамы. Переживая, что не справятся с таким давлением, они покидают новое место работы.

Другие решаются на такой шаг из-за нежелания получить психические расстройства.

Страх перед коллективом

Новый человек в сформированном коллективе не может остаться без внимания. Первое время он будет главным объектом сплетен, иногда даже насмешек. Но если сотрудник изначально грамотно себя представит, то подобной ситуации можно избежать.

Основные причины появления страха перед коллективом повязаны с боязнью:

  • оказаться профессионально непригодным;
  • не быть достаточно осведомленным в нужной области;
  • не справиться с поставленными целями (не успеть к дедлайну, неправильно сделать задание, ошибиться в расчетах и т. д.);
  • не суметь найти контакт с коллегами;
  • быть лишним;
  • быть отвергнутым и непонятым.

Добиться расположения коллег в первый рабочий день поможет позитивный настрой. Негативные установки нужно сменить на позитивные. Необходимо представить, что новичка встречают с радостью. Показывают новое рабочее место, делятся секретами, рассказывают о начальнике. Нужно вспомнить все свои удачные попытки знакомства с людьми. Бывает, что уместно рассказанный анекдот или забавная история снимают напряжение в разговоре.

Социальные страхи

Страх перед новой должностью

Новая должность – это новые обязанности, более высокие требования. Повышается ответственность. Если это руководящая должность, то человек должен контролировать работу подчиненных. За любую неприятность, неправильно сделанное задание, ошибки в отчете несет ответственность именно руководитель. Основные причины страха перед должностью:

  • быть не воспринятым подчиненными;
  • не справиться с большим количеством заданий;
  • ошибиться в расчетах, составлении отчетов, распределении премий;
  • быть высмеянным за нелепый поступок;
  • не оправдать доверие начальника;
  • оставаться на работе допоздна или после окончания смены продолжить работать дома;
  • принимать неверные решения и т. д.

Для некоторых сотрудников даже высокая зарплата не аргумент. Они боятся разочаровать начальника, предложившего новую должность. Ярко проявляются черты: неуверенность в себе, заниженная самооценка, мнительность. Наступает паническая атака, истерика, нервные срывы.

Переходя на новую должность, люди нередко боятся оставаться на работе допоздна

Кто испытывает страх перед новой работой

Боязни подвержены люди, которые желают сменить место работы. Они боятся разочаровать руководство, быть отвергнутыми коллективом, ответственности. Кажется, что с обязанностями сложно справиться. Любое приглашение в кабинет директора вызывает тревогу и панику. Всегда присутствует ощущение, что кто-то сделает работу лучше, а руководитель хочет лишь отчитать и наказать.

  • потеря квалификации;
  • наличие маленького ребенка (требует долгого ухода и присмотра);
  • частые больничные отпуска;
  • неоконченное образование;
  • отсутствие умений работы с необходимыми компьютерными программами или техникой и т. д.

Новой работы боятся слишком эмоциональные и самокритичные личности. Им страшны любые перемены. Они считают себя недостаточно подготовленными, подходящими, обученными. Ищут идеальных условий. Страх перед новой работой возникает у тех, кто кардинально меняет рабочую сферу. Их знания ограничиваются теоретическими познаниями и отсутствием практических умений. Но у них есть большая мотивация, желание познать что-то новое, работать над собственным развитием.

Переживают начать профессиональную деятельность фрилансеры. Нестабильная прибыль, боязнь не найти заказчика или неправильно исполнить задание – их основные страхи.

Они боятся ненормированного рабочего графика, низкой оплаты, завышенных требований. Из-за неуспешной деятельности они могут получить плохую репутацию.

У человека с фобией новой работы при упоминании о ней возникает чувство страха. Он слишком близко воспринимает к сердцу новые перемены. Но есть те, у которых подобные признаки не слишком ярко выражены и заметны для окружающих. Эти люди владеют умением контролировать собственные эмоции. Однако особо наблюдательные коллеги, спустя время, могут заметить странное поведение новичка. Оно сопровождается такими симптомами:

  • повышенная потливость;
  • бледная кожа лица;
  • низкое давление;
  • плохое самочувствие;
  • подавленное настроение;
  • чрезмерная пугливость и подозрительность;
  • странное, атрофированное выражение лица;
  • легкая дрожь;
  • тошнота;
  • мышечная слабость;
  • учащенное сердцебиение;
  • истерический смех и т. д.

Внешнее проявление – мешки под глазами. Они ярко выражены, их невозможно скрыть. Это свидетельствует о нарушении сна – бессоннице. Это связано с эмоциями, паникой, тревогой. Страх новой работы вызывает психические расстройства. Человек становится неуравновешенным, пугливым.

Физиологические проявления страха и волнения

Способы избавления от страха

Успешные управители часто выступают на публике и дают советы касательно избавления от страха новой работы. Они делятся своими историями успеха, рассказывают о методиках. Самые популярные среди них – аффирмации, дыхательные техники.

Аффирмации

Позитивный настрой – залог успеха. Аффирмации помогут поднять настроение перед первым рабочим днем. Они улучшат психологическое состояние, устранят все страхи, избавят от неуверенности в себе. Примеры аффирмаций для настроя на успешную деятельность:

  • я отличный специалист, поэтому все получится;
  • у меня богатый практический опыт, я знаю как поступить в сложной ситуации;
  • мне не страшно, я стрессоустойчивый;
  • у меня много важных, хороших навыков, я быстро освоюсь;
  • каждый работодатель захочет сотрудничать со мной;
  • моя новая работа идеально подходит мне;
  • мои качества как раз созданы для этой должности;
  • я успешен в своей деятельности;
  • я люблю то, чем занимаюсь;
  • я получаю желаемый оклад;
  • меня любят и уважают коллеги;
  • у меня отличная перспектива карьерного роста и т. д.

Здесь работает психологическая методика – самовнушение.

Человек сам себя настраивает на позитивный исход. Он должен принять свои неудачи как необходимость в саморазвитии, возможность для личностного роста. Ведь мысли – мощный источник энергии.

Дыхательные техники

Любые дыхательные упражнения нужно делать стоя или лежа. Глаза должны быть закрытыми. Важно представить красивый пейзаж или картинку, которая вызывает умиротворение. Необходимо контролировать вдохи и выдохи. Изначально важно сосредоточиться именно на них. Важно расслабить все мышцы тела. Некоторые дыхательные техники:

  1. Дыхание животом. Вдох 3–5 с, выдох – 4–5 с. Интервал – до 3 с. Нужно, чтобы в процессе надувался живот.
  2. Дыхание при помощи ключиц. На вдохе ключицы поднимаются, на выдохе – опускаются. Интервал между дыханием – 3–5 с.
  3. Волнообразное дыхание. Задействованы 3 системы органов – живот, ключицы, грудная клетка. Вдох начинается с живота, переходит к ключицам, и дальше к груди. Выдох идет в обратном порядке.

Достаточно повторить каждое упражнение 3–5 раз. Перенапрягаться не следует. Во время вдоха необходимо представить, что тело наполняется чистой энергией и спокойствием. С выдохом выходит весь негатив. Кроме дыхательных упражнений, человек осуществляет сеанс медитации.

Поможет ли психотерапия

Бывают ситуации, когда человек не знает, как преодолеть страх перед новой работой. Поэтому стоит обратиться к специалисту. Психолог поможет перебороть себя. После курса лечения у больного появится желание работать, изучать новое. Он успешно преодолеет боязнь коллектива, должности, начальника.

Когнитивно-поведенческая терапия построена на самоанализе. Вначале обсуждаются возможные причины появления страха. Это поможет создать наиболее подходящий курс лечения и избавиться от фобии. Во время сеанса пациент должен ответить на вопросы:

  • что случится, если я устроюсь на новую работу;
  • что будет, если я на собеседовании скажу что-то не так;
  • почему я боюсь быть отвергнутым коллективом;
  • с чем связан мой страх перед начальством;
  • что будет, если меня повысят в должности;
  • чем меня пугает карьерный рост;
  • из-за чего мне страшно менять место работы;
  • почему я считаю, что моих знаний недостаточно и т. д.

С помощью этих вопросов клиент анализирует собственное поведение. У него возникает желание побороть негативные установки, сменить их на позитивные.

Важное требование – врач должен быть действительно заинтересованным в излечении своего пациента. Клиенту следует быть максимально открытым и честным.

Лечение проходит в несколько этапов. Состоит из индивидуальных сеансов и домашних заданий. Психотерапевт помогает позитивно настроиться на прохождение собеседования. Если вдруг что-то пойдет не по плану, человек знает, как себя успокоить и сохранить спокойствие. Он учится себя контролировать во время стрессовой ситуации. Нервный начальник или завистливые коллеги не вызывают раздражения или тревожных ощущений. В качестве домашних заданий может быть ролевая игра. Пациенту нужно представить, что он начальник, а врач – его наемный работник. Пусть клиент поделится своими ощущениями, эмоциями. Важно осознать, откуда возникает страх перед директором.

Если нужно бороться с боязнью новых обязанностей, пусть пациент опишет свой образ идеального управляющего. Важно точно определить его положительные качества. Помогает прочтение книг от успешных ТОП-менеджеров, бизнесменов, руководителей крупных компаний. Необходимо выделить их сильные стороны и понять, над чем пациенту нужно поработать, чтобы достичь таких же высот.

Если вдруг клиент переживает быть непринятым в коллектив, психотерапевт предлагает посещать групповые занятия. Они помогут стать социально активным и перестать бояться большой группы людей.

Психотерапия поможет избавиться от боязни директора и нового коллектива

Заключение

Фобия новой работы может возникнуть из-за низкой самооценки, уровня квалификации, недостаточных знаний в нужной области. Бывает, что человек имеет завышенные ожидания, а реальность разочаровывает. У одних тревогу вызывает новый коллектив, другие боятся нового начальника. У третьих мышечная слабость появляется из-за повышения или новой должности.

Побороть страх помогут аффирмации и дыхательные упражнения. Важен позитивный настрой и хорошая подготовка к собеседованию. Если человек сам не может справиться со страхом, можно воспользоваться услугами психотерапевта. Он проведет когнитивно-поведенческую терапию и поможет клиенту сменить тип мышления и модель поведения.