Как ощущение незащищенности и неуверенности может тихо и незаметно разрушить отношения. Откуда берутся незащищённые люди

— Я хочу на тебе жениться. Сразу, как только мы встретимся.
— Это зачем так сразу?
— Чтобы ты чувствовала себя защищенной.

Молодой человек двадцати шести лет сразу, не задумываясь, дает точный и психологически верный ответ, верный с точки зрения женского бессознательного психического. Я задумалась. Мало того, что он сам инициирует разговор на эту тему, так ещё, не имея ни малейших психологических знаний, своим ответом проникает прямо в суть женской психики, обещая словом именно то, в чем так нуждаемся мы, женщины.

Может быть, вы считаете себя сильной женщиной, которой не нужна мужская защита? Вы в этом уверены? Я вот уверена в том, что вы попросту так вы себя позиционируете, но никак не ощущаете. В своих внутренних ощущениях вы другая, возможно, просто разочаровавшаяся в мужчинах.

Почему я в этом уверена? Потому что мне известен один интересный аспект, касающийся непосредственно женской природы. Например, то, что женщина – существо, получающее все от природы через мужчину. В современном мире это не слишком-то заметно, ведь сейчас многие женщины достаточно самостоятельны для того, чтобы обеспечить себя и своих детей материально, не прибегая к помощи мужчины.

Но, тем не менее, женская природа полностью противоположна мужской и в ней заложен принцип получения от природы через мужчину. Этот механизм устроен так, что мужчина обеспечен изначально желанием женщины, сексуальным влечением к ней, как к источнику сексуального наслаждения. Но для того, чтобы такое наслаждение получить, приходилось постараться, то есть обеспечить женщину и возможное будущее потомство материально. На других условиях, без материального обеспечения, женщина, в природе которой задано выносить, родить и взрастить потомство (а это процесс достаточно длительный и многолетний), на физический контакт не шла. Поэтому мужчина и создан психологически как существо отдающее, начиная с эякулята и заканчивая «мамонтятиной с бананами».

Женская же психическая природа изначально создана иначе — как получающая через мужчину. Именно поэтому столь часто можно услышать от женщин казалось бы абсолютно глупое заявление, касающееся мужчин: «Хоть какой, лишь бы был рядом» . Природа подобных ощущений проста – рядом даже с «лишь бы каким» мужчиной женское психическое чувствует защищенность и успокоение.

«Я хочу, чтобы ты чувствовала себя защищенной».

Именно с этой фразы этот молодой испанец (про себя я сразу назвала его Идальго) и вызвал мой особый к себе интерес. Потому что я понимала, что в ней он бессознательно выразил основные правила существования женского мира и всего этого мира в целом. Только вот возможно ли, чтобы столь молодой человек без специального психологического системного образования так четко понимал то, что понимаю, обладая специальными знаниями, я? Нет, конечно. Тогда в чем же дело?

Думаю, стоит учесть тот факт, что люди всегда говорят о себе, выражая словом свои нехватки. Получается, что парень этой незамысловатой фразой говорит именно о себе.

«Я хочу, чтобы ты чувствовала себя защищенной — я сам хочу быть защищенным».

Потому что все, что мы действительно хотим от этой жизни – это ощущать уверенность в завтрашнем дне. Уверенность и защищенность.

В детстве, пока мы ещё не выросли, нам это должны были обеспечить родители. Во взрослом возрасте – государство, общественное устройство, в котором каждый каждому не волк, а товарищ и брат, а это значит помощь и поддержка.

Взрослая защищенность – ощущение почти иллюзорное, сейчас практически повсеместно отсутствующее. Но если вы, читатель, как и я, из прошлого века, если вам удалось застать хотя бы край той уходящей эпохи, к которой у нас принято относиться по-разному, неоднозначно, от восхваления до небес до ругани в её адрес на чем свет стоит (а имею я ввиду советскую эпоху), то вам должно быть знакомо то чувство защищенности и уверенности в завтрашнем дне, о котором я сейчас говорю. Чувство защищенности и уверенности в завтрашнем дне, которого теперь нет и в помине, которое закончилось вместе с ушедшей в прошлое советской эпохой.

Я достаточно хорошо помню эти времена. Помню, как слушая мировые новости, заходилось душа от ужаса перед этим огромным чужим внешним миром, погруженном в сплошную преступность и захваченного жаждой наживы и насилием. Но само страшное ощущение было оттого, что «там» каждый друг другу – волк. Вы скажете, пропаганда? Да, безусловно, это так, ведь в ту пору наша большая страна была обеспечена накрепко закрытыми от внешних врагов границами и отличной от прочих идеологией и пропагандой. Но, кроме всего этого, такое устройство и соответствующая идеология обеспечивали то, что в обществе принято называть взаимопомощью.

В ту пору нельзя было представить, что ты можешь остаться голодным, не будешь в состоянии прокормить своих детей, что будешь брошенным и никому не нужным на старости лет или в случае болезни. Все общество было пронизано духом взаимопомощи, и этот факт нельзя отрицать. Вот именно этот общий объединяющих всех дух (наш один на всех уретральный менталитет, комплементарный имевшей место в ту пору анальной фазе развития общества), именно это пережитое в ту эпоху чувство защищенности и вызывает нашу сегодняшнюю ностальгию по прошлым временам.

Не всем, конечно, в такой стране жилось комфортно. Кожные люди с их обособленностью и отдельностью от других людей, с их врожденным желанием получать собственную выгоду путем предпринимательства не были в состоянии полностью адаптироваться и реализоваться в этой общей среде, направленной на всеобщую отдачу. Тяжело приходилось и звуку со своим собственным отдельным видением мира, не переносящим никакого внешнего давления. Да и общественное устройство такого рода, скажем прямо, не было природным. Оно было преждевременным, искусственно поддерживаемым, но тем не менее это было опробованная природой одна из моделей будущего уретрального мироустройства.

То, что мы испытываем сейчас, брошенные естественными общественными процессами из анальной фазы развития общества в кожную фазу – это противоположное прошлой эпохе ощущение абсолютной личной незащищенности и неуверенности в завтрашнем дне. Его испытывает, кстати, не только наше, в прошлом советское, общество, но и весь остальной, в том числе западный, мир. Просто у нас все эти ощущения протекают наиболее остро из-за нашей природной контрарности новой кожной фазе развития общества.

Незащищенность и неуверенность ощущается всеми. Даже большие деньги не способны принести человеку столь необходимое ему для счастья чувство защищенности средой в психологически агрессивном и неуравновешенном окружающем его мире.

Именно об этом, отчасти, и говорит фраза, сказанная очень богатым молодым испанцем. О том, что человек хочет защиты и ищет другого человека, пару, которому можно доверять и рядом с которым можно не бояться дня завтрашнего. Только вот это все равно иллюзия. В одиночку или вдвоем невозможно защититься от угроз этого агрессивного мира. Как и невозможно быть счастливым в одиночку в несчастливом мире.

Относительно устойчивое положительное эмоциональное переживание и осознание индивидом возможности удовлетворения своих основных потребностей и обеспеченности собственных прав в любой, даже неблагоприятной ситуации при возникновении обстоятельств, которые могут блокировать или затруднять их реализацию. Одним из важнейших механизмов, обеспечивающих психологическую защищенность, является психологическая защита - необходимое условие формирования адекватного чувства психологической защищенности. В противном случае закономерно возникновение чувства психологической незащищенности. Эмпирическими гарантами феномена психологической защищенности являются чувство принадлежности к группе, адекватная самооценка, реалистичный уровень притязаний, склонность к надситуативной активности, адекватная атрибуция ответственности, отсутствие повышенной тревожности, неврозов, страхов и т. п. Особое значение стабильное переживание собственной психологической защищенности имеет в детском возрасте и в целом на протяжении всей эры восхождения личности к социальной зрелости, прежде всего, в связи с тем, что отсутствие подобного позитивного эмоционального состояния совершенно закономерно на этом этапе онтогенеза кардинально обостряет чувство одиночества, неуверенности в своих силах, порождает страх и необоснованное чувство вины.

Говоря о проблеме психологической защищенности, важно помнить, что «Фрейд определял защитные механизмы Эго как сознательную стратегию, которую использует индивид для защиты от открытого выражения импульсов Ид и встречного давления со стороны супер-Эго. Фрейд полагал, что Эго реагирует на угрозу прорыва импульсов Ид двумя путями: 1) блокированием выражения импульсов в сознательном поведении или 2) искажением их до такой степени, чтобы изначальная их интенсивность заметно снизилась или отклонилась в сторону. Все защитные механизмы обладают двумя общими характеристиками: 1) они действуют на неосознанном уровне и поэтому являются средствами самообмана и 2) они искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума»1.

Совершенно очевидно, что при таком понимании защитные механизмы личности находятся в тесной, но обратной взаимосвязи с социально-психологическими аспектами защищенности - чем более безопасной воспринимается внешняя среда, тем более открытым и естественным будет поведение индивида и, наоборот, при наличии внешней угрозы для Эго (реальной или иллюзорной) - активизируются защитные механизмы. Причем на первый план выступают не столько объективные характеристики внешней среды по параметрам «безопасность - угроза», «приятие - неприятие» и т. п., сколько ее субъективное восприятие индивидом. Последнее, по мнению целого ряда авторитетных исследователей, обусловлено, прежде всего, качественными особенностями контактов ребенка с матерью на первом году жизни.

На сегодняшний день, большинство авторов выделяют первичные, или примитивные защиты и вторичные, «зрелые» защиты. При этом, «как правило, к защитам, рассматриваемым как первичные, незрелые, примитивные, или защиты “низшего порядка” относятся те, что имеют дело с границей между собственным “я” и внешним миром. Защиты, причисляемые ко вторичным, более зрелым, более развитым, или к защитам “высшего порядка”, “работают” с внутренними границами - между Эго, супер-Эго и Ид или между наблюдающей и переживающей частями Эго»2. В этой связи, с точки зрения социальной психологии, наибольший интерес представляют, естественно, первичные защитные механизмы. К ним традиционно относят: примитивную изоляцию; отрицание; всемогущий контроль; примитивную идеализацию (и обесценивание); проекцию, интроекцию и проективную идентификацию; расщепление Эго; диссоциацию.

Примитивная изоляция представляет собой психологический уход из ситуации за счет изменения состояния сознания. Это самый ранний, скорее всего врожденный способ справиться с трудностями: «Когда младенец перевозбужден или расстроен, он попросту засыпает. ... Взрослый вариант того же самого явления можно наблюдать у людей, изолирующихся от социальных или межличностных ситуаций и замещающих напряжение, происходящее от взаимодействий с другими, стимуляцией, исходящей от фантазий их внутреннего мира. Склонность к использованию химических веществ для изменения состояния сознания также может рассматриваться как разновидность изоляции»3. Про таких людей обычно говорят «он ушел в себя» или «витает в облаках». В своих крайних проявлениях изоляция может принимать форму аутизма. Понятно, что даже в «умеренных дозах» изоляция существенно осложняет социальные контакты и адаптацию индивида практически в любой группе, не говоря уже о риске возникновения химической зависимости. Однако было бы явно неверным оценивать примитивную изоляцию как исключительно дисфункциональную форму психологической защиты. Как отмечает Н. Мак-Вильямс, «главное достоинство изоляции как защитной стратегии состоит в том, что, позволяя психологическое бегство от реальности, она почти не требует ее искажения. Человек, полагающийся на изоляцию, находит успокоение не в непонимании мира, а в удалении от него. Благодаря этому, он может быть чрезвычайно восприимчив, нередко к большому изумлению тех, кто махнул на него рукой как на тупого и пассивного»1.

Отрицание, в отличие от изоляции, напротив, часто связано с существенным искажением реальной картины, поскольку уходит корнями «...в детский эгоцентризм, когда познанием управляет дологическая убежденность: “Если я не признаю этого, значит это не случилось”»2. Классическим проявлением отрицания является реакция типа «Этого не может быть потому, что не может быть никогда» в ответ на какое-либо неприятное известие или факт. В социальном контексте отрицание нередко провоцирует полную неспособность воспринимать любые доводы и действия партнера, не укладывающиеся в ожидаемую и желательную для индивида схему взаимодействия. Вместе с тем, в целом ряде случаев отрицание может играть позитивную роль, позволяя сохранять дееспособность и целеустремленность при неблагоприятно складывающихся обстоятельствах. Особенно отчетливо это проявляется в экстремальных ситуациях: «В чрезвычайных обстоятельствах способность к отрицанию опасности для жизни на уровне эмоций может оказаться спасительной. ... Каждая война оставляет нам массу историй о людях, которые “не потеряли головы” в ужасных, смертельно опасных обстоятельствах и в результате спасли себя и своих товарищей»3.

Всемогущий контроль берет начало «...в инфантильных и нереалистических, однако на определенной стадии развития нормальных фантазиях всемогущества...» Эти фантазии восходят к начальной стадии развития личности, когда младенец еще не способен к идентификации и воспринимает себя и мир как единое целое. В своих здоровых проявлениях всемогущий контроль как защитный механизм связан с интернальным локусом контроля и необходим для поддержания чувства компетентности и уверенности индивида. Но патологическая потребность обладать всемогущим контролем и властью над окружающим миром крайне опасна: «Если личность организуется вокруг поиска и переживания удовольствия от ощущения, что она может эффективно проявлять и использовать собственное всемогущество, в связи с чем все этические и практические соображения отходят на второй план, существуют основания рассматривать эту личность как психопатическую»... Перешагивать через других - вот основное занятие и источник удовольствия для индивидов, в личности которых преобладает всемогущий контроль. Их часто можно встретить там, где необходимы хитрость, любовь к возбуждению, опасность и готовность подчинить все интересы главной цели - проявить свое влияние»4.

Примитивная идеализация (и обесценивание) берет начало в присущей в определенный момент развития всем детям убежденности в том, что «мой папа - самый сильный», а «моя мама - самая красивая». Оборотной стороной этой примитивной веры в чье-то внешнее совершенство и всемогущество, замещающей еще более архаичные фантазии о собственном всемогуществе, является неизбежное разочарование в более старшем возрасте, когда с опытом накапливается «критическая масса» факторов, указывающих на несовершенство родителей, которую уже невозможно игнорировать, прибегая к отрицанию. С точки зрения многих исследователей, «нормальная идеализация является существенным компонентом зрелой любви. И проявляющаяся в ходе развития тенденция деидеализировать или обесценивать тех, к кому мы питали детскую привязанность, представляется нормальной и важной частью процесса сепарации-индивидуации»1.

При этом следует учитывать, что объектом как идеализации, так и обесценивания для нарциссических личностей в равной степени могут выступать и отдельные индивиды, и группы. В этой связи они могут оказывать серьезное негативное влияние на процесс группового развития, а также обычно оказываются неспособны к подлинному сотрудничеству и партнерству в межличностных отношениях.

Проекция, интроекция, проективная идентификация. Согласно современным представлениям, «проекция - это процесс, в результате которого внутреннее ошибочно воспринимается как приходящее извне. В своих благоприятных и зрелых формах она служит основой эмпатии. Поскольку никто не в состоянии проникнуть в чужую психику, для понимания субъективного мира другого человека мы должны опираться на способность проецировать собственный опыт»2. В то же время проекция часто приводит к существенным искажениям восприятия реальности, тем самым осложняя процесс взаимодействия и часто являясь подлинной причиной деструктивных конфликтов. Интроекция - «...это процесс, в результате которого идущее извне ошибочно воспринимается как приходящее изнутри. В своих благоприятных формах она ведет к примитивной идентификации со значимыми другими»3. Механизм интроекции существенно ускоряет процесс социального научения, а также способствует сближению людей в процессе взаимодействия за счет «подстройки» партнеров друг к другу. Вместе с тем, в своих деструктивных проявлениях он может быть причиной виктимного поведения, идентификации с агрессором (как это имеет место, например, при «стокгольмском синдроме»), а также может существенно осложнять переживание горя.

Понятно, что проекция и интроекция являются, по сути дела, двумя сторонами одной медали. В определенных условиях они могут сливаться, образуя механизм проективной идентификации. В этом случае индивид «...не только проецирует внутренние объекты, но и вынуждает человека, на которого он их проецирует, вести себя подобно этим объектам - как если бы у него были те же самые интроекты»4. Проективная идентификация представляет особый интерес с точки зрения социальной психологии, поскольку именно она часто является определяющим фактором при формировании неформальной структуры группы на первом этапе ее жизненного цикла. Кроме того, механизм проективной идентификации лежит в основе социально-психологического феномена, широко известного как «самоактуализирующееся пророчество».

Расщепление Эго как механизм психологической защиты основано на «черно-белом» видении окружающего мира, берущим свое начало в довербальном периоде развития, когда ребенок еще не в состоянии осознать амбивалентность, присущую объектам окружающего мира, и воспринимает их как исключительно «хорошие» либо, напротив, как исключительно «плохие». При этом «в повседневной жизни взрослого расщепление остается мощным и привлекательным средством осмысления сложных переживаний, особенно если они являются неясными или угрожающими»1. В своих деструктивных формах расщепление способствует формированию негативных политических, этнических и социальных стереотипов. Исследование «авторитарной личности», проведенное Т. Адорно и рядом других ученых, показало, что тотальная фиксация на расщеплении была свойственна наиболее зловещим персонажам в человеческой истории и по сей день лежит в основе как правого, так и левого экстремизма.

Диссоциация - «...это “нормальная” реакция на травму...» по принципу «меня здесь нет» или «это происходит не со мной». ... Выгоды диссоциирования в невыносимой ситуации очевидны: диссоциирующий отключается от страдания, страха, паники и уверенности в надвигающейся смерти»... Вместе с тем, «Огромным недостатком такой защиты является, конечно, ее тенденция автоматически включаться в условиях, когда на самом деле не существует риска для жизни, и более точная адаптация к реальной угрозе нанесла бы значительно меньший урон общему функционированию»2.

Поскольку, как уже отмечалось, вторичные психологические защиты имеют лишь опосредствованное отношение к социально-психологическим процессам, мы не станем их подробно рассматривать, ограничившись лишь перечислением. К ним относятся: репрессия (вытеснение); регрессия; изоляция; интеллектуализация; рационализация; морализация; компартментализация (раздельное мышление); аннулирование; поворот против себя; смещение; реактивное образование; реверсия; идентификация; отреагирование; сексуализация; сублимация.

Прямая профессиональная обязанность практического социального психолога состоит, в частности, и в том, чтобы выявить в интересующем его сообществе тех людей, которые страдают, чувствуя себя психологически незащищенными, и при этом либо таким образом воздействовать на социальное окружение, чтобы у конкретной личности не было оснований чувствовать себя личностно и социально уязвимой, либо провести соответствующую работу по восстановлению ее адекватного самовосприятия.

Просмотров: 4370
Категория: Словари и энциклопедии » Психология »

Как преодолеть чувство беспомощности?

Как преодолеть чувство беспомощности?

Чувство беспомощности – очень неприятное чувство. Для эмоциональных людей, которые могут плакать часами, пережить момент собственной беспомощности может оказаться крайне серьезным потрясением.

Чувство беспомощности может быть сильнее нас, потому что в раннем детстве, мы действительно были беспомощными. В те моменты, когда страх овладевает нами, трудно понять, что мы уже взрослые и больше НЕ являемся такими беспомощными, какими были в детстве.

Чувство беспомощности – это чувство, которого мы стараемся избегать. В каждой из нас с детства заложен страх, оказаться бессильной перед внешними обстоятельствами. Этот страх может вызвать желание контролировать нежелательные поступки другого человека, чтобы эти поступки не задели наше самолюбие.

Как вы реагируете, когда чувствуете себя беспомощной перед выбором других людей?

  • Раздражаетесь и раздражаете других людей?
  • Испытываете и осуждаете других людей?
  • Опускаетесь до того, что принимаете на себя роль жертвы и ноете?
  • Объясняете и отстаиваете свою позицию? Читаете людям лекции и учите жить?
  • Закрываетесь от людей и отказываетесь от своих положительных чувств к ним?
  • Признаете, что ради желаний других людей?
  • Уходите в сопротивление, поступая наоборот, нежели хотят от вас другие?

Почему? На что вы надеетесь, когда придерживаетесь этих защитных и контролирующих моделей поведения?

  • Вы надеетесь убедить другого человека измениться?
  • Вы надеетесь избежать боли, которую может причинить вам ваша собственная беспомощность? Вы надеетесь избежать чувств одиночества и разочарования, к которым вас может привести «недопустимый» выбор другого человека?
  • Вы надеетесь, что будете , «заглушив» эмоции тревоги и паники?

Когда поступок другого человека вызывает у нас чувство беспомощности , одиночества или разочарования, мы испытываем потребность в чувстве безопасности. Эту потребность мы удовлетворяем, контролируя то, как другой человек к нам относится, и, стараясь не расстраиваться по поводу случившегося.

Другой вариант

Другой вариант является очень трудным для большинства из нас. Этот вариант полностью подтверждает то, что мы, в конечном счете, абсолютно не можем контролировать поведение других людей.

Что бы вы сделали иначе, если бы вы приняли этот факт? Как бы вы тогда поступали?

Я намеренно проникаюсь глубоким состраданием к самой себе, и это помогает мне справиться с чувством беспомощности. Я ненавижу чувство беспомощности , как и любой другой человек, и я не могу сказать, что мне всегда успешно удается . Временами, когда поведение других людей крайне болезненно для меня, я все же поддаюсь детскому чувству паники и пытаюсь контролировать поведение другого человека, чтобы оно не задевало моих чувств. Я считаю, что трудно не реагировать, когда кто-то переступает грань дозволенного, грозится это сделать или предал мое доверие. Но я так же знаю, как важно сохранять свою работоспособность в любом случае.

Как только я понимаю, что я реагирую на неприемлемое поведение другого человека, я намеренно погружаюсь в сочувствие к самой себе и с любовью помогаю своему внутреннему ребенку пережить боль одиночества и разочарования. Я окружаю себя теплом и силой моих духовных наставников и, таким образом, не остаюсь наедине с разрушительными чувствами.

В этот момент, я с любовью отпускаю ситуацию. Обычно я чувствую такое отчаяние, что мне нужно остаться одной и поплакать. Слезы помогают выплеснуть отрицательную энергию естественным образом, поэтому я не останавливаюсь на неприятных моментах своей жизни. Иногда я чувствую злость и работаю над этим. В результате, я полностью принимаю то, что не могу контролировать поведение других людей.

Постоянные конфликты, борьба с несправедливостью, разобщенность с другими людьми – это результат того, что вы не можете принять вашу собственную беспомощность перед другими людьми. Воспользуйтесь моментом, чтобы подумать о важности отношений в вашей жизни. Имеет ли место вашей жизни постоянный конфликт и/или разобщенность с другими людьми? Ни это ли результат вашего непринятия собственной беспомощности и неготовность пройти через неприятные моменты? Вы можете научиться управлять своими чувствами, вместо того, чтобы продолжать попытки избегать их такими способами, которые только создают проблемы в отношениях.

ФОТО Getty Images

Ставить материальные ценности во главу угла могут и люди небольшого достатка, и миллионеры. Но всеми ими движет неудовлетворенная потребность в безопасности, утверждает специалист по психологии материализма Тим Кассер (Tim Kasser) 1 . Термин «материализм» он употребляет не в привычном нам смысле «учение о первичности материи», а в значении «приоритет материальных благ». Такой можно рассматривать и как симптом внутренней неуверенности в себе, и как стратегию выживания (хотя и не всегда эффективную), которую используют те, кто пытается избавиться от мучительного чувства тревоги.

Что формирует чувство незащищенности?

Стиль воспитания в семье

Ряд психологических исследований, в том числе и собственные исследования Тима Кассера, подтверждают, что менее заботливый и внимательный стиль воспитания заставляет ребенка испытывать неуверенность в себе, а в дальнейшей жизни преследовать материалистические цели.

Родители подростков, слишком ориентированных на материальные ценности, обладают тремя общими характеристиками:

  • чрезмерно контролируют своих детей, а то и вовсе обращаются с ними как с собственностью, пребывая в убеждении, что те неспособны позаботиться о себе самостоятельно;
  • если ребенок плохо себя ведет, применяют жесткие меры наказания;
  • ведут себя непоследовательно: правила и наказания используются ими без какой-либо системы, понятной ребенку.

В целом эти родители не прилагают максимум усилий для того, чтобы их дети чувствовали себя защищенными и самодостаточными. А те, в свою очередь, начинают преследовать материальные цели, считая, что именно их достижение поможет им получить столь желанное одобрение.

Статус родительской семьи

Обычно принято считать, что чем богаче родители, тем корыстнее ребенок, так как дети из богатых семей имеют все, что можно пожелать, а при этом хотят еще большего. Однако исследования показывают, что это не так. Когда ребенок не уверен, что его завтра накормят обедом, что у него будет крыша надо головой и что можно, ничего не опасаясь, спокойно выйти на улицу, это нередко приводит к хроническому ощущению незащищенности. Это чувство может сохраниться на всю жизнь, и, даже если финансовое положение стабилизируется, по-прежнему проявляется в четких материалистических тенденциях.

Развод родителей

Исследования Арика Риндфляйша (Aric Rindfleisch) и его коллег показали, что в результате развода ребенок обычно получает меньше любви и заботы 2 . Пытаясь восполнить этот пробел и почувствовать себя в безопасности, защищенными и связанными с окружающими тесными узами, дети начинают активно преследовать материалистические цели, считая, что богатство обеспечит им это.

Женщины в поисках богатых мужчин

Справедливо ли утверждение: «Женщине в жизни нужны четыре животных: норка в шкафу, «ягуар» в гараже, тигр в постели и осел, который за все это заплатит»? Это известное клише подтверждается десятками психологических исследований, проведенных в разных странах, пишет Тим Кассер. Когда респондентов спрашивают, какие характеристики они желают видеть в партнере, женщины гораздо чаще, чем мужчины, отдают предпочтение богатству, амбициозности и высокому статусу.

Исследования Тима Кассера и Ядики Шармы (Yadika Sharma) показывают: там, где у женщин меньше шансов получить образование, они менее уверены в том, что смогут обеспечить себя сами; чувствуя себя незащищенными, они подходят к выбору партнера с более материалистических позиций 3 .

Незащищенность и низкая самооценка

Как уже было сказано, материалисты часто вырастают в семьях с жестким стилем воспитания. Такая среда обычно негативно влияет на самоуважение человека. Неудивительно, что материалистические ценности часто сочетаются с низкой самооценкой. Если такой человек добивается своих целей - делает карьеру, зарабатывает миллион, он испытывает к себе позитивные чувства. Но они, увы, недолговечны, а его самоуважение неустойчиво. Скоро перед ним встают новые вызовы и угрозы, которые легко могут «уронить» его самооценку. Это так называемое условное самоуважение, которое зависит от внешних факторов, таких как деньги, статус, восхищение окружающих.

Чувство защищенности (психологической безопасности личности) возникает, когда человек сознательно и, сохраняя ответственность, воздействует на обстоятельства жизни, чтобы обеспечить условия для своего душевного равновесия и гармоничного развития.

Что такое безопасность? Это состояние защищенности жизненно важных интересов (потребностей) личности от внутренних и внешних угроз.

По Э. Шомбургу основные потребности жизни это:

  1. Безопасность;
  2. Самоуважение;
  3. Признание, утверждение, чувство успеха;
  4. Опыт позитивных воспоминаний.

Социальная безопасность – это состояние общественных отношений, при котором личность может самостоятельно, без вмешательства и давления извне свободно выбирать и осуществлять свою стратегию поведения, духовного, социального, экономического и политического развития.

Психологическая безопасность личности это защищенность психики каждого отдельно взятого индивидуума, его душевного здоровья, духовного мира. Нарушение какого-либо из этих составляющих ведет к дестабилизации внутреннего душевного состояния человека. Причинами дестабилизации могут быть:

  1. Психологические травмы и катастрофы.
  2. Резкая смена ценностей и моральных принципов в результате некоторых обстоятельств.

Данные ситуации могут привести к:

  1. Потери активной жизненной позиции.
  • Нежеланию к саморегуляции , адаптации в общественной среде, самопознанию .
  • В таком случае человек стремится обеспечить состояние защищенности особыми “защитными механизмами”: подсознательными, сознательными и надсознательными психологическими защитами (подробнее о механизмах защиты . Эти механизмы призваны “обезболить” негативные эмоции, в первую очередь страх, но при этом способны завуалировать или исказить действительность. В таком случае чувство страха сменяется чувством необъяснимой тревоги.

    Неприемлемы чувства, которые нас порабощают, делают пассивными: сковывающая грусть, отчаяние, страх, гнев, суеверие. Радость от жажды свободы, заставляющая нас через удовлетворение своих желаний делаться сильнее и совершеннее, дает нам уверенность в том, что даже будучи закованными в цепи, мы будем свободны и могущественны, если не перестанем мыслить . Бенедикт Спиноза.

    Сознательное и ответственное воздействие на обстоятельства своей жизни ради обеспечения условий для своего душевного равновесия и развития предполагает, что человек готов к любым внешним переменам, в том числе и к тому, что изменения могут оказаться непредвиденными, а стечение обстоятельств - неблагоприятным. Он видит причину и следствие и осознает свое участие в сложившейся ситуации (высокий уровень субъективного контроля), понимает свои мысли и чувства, отдает себе отчет в своем отношении к тем или иным событиям. Социальная защищенность предполагает, что у человека нет опасений относительно окружающих его людей, нет впечатлений, будто с их стороны есть какие-либо угрозы, и нет предположений, что такие угрозы могут появиться в будущем. Человек открыт для контактов, он доверяет людям и ожидает от них того же.


    Состояние защищенности, спокойствие за будущее во многом обеспечивается раскрытием и реализацией своих возможностей. Созидательная активность начинается с того, что имеет смысл для самого творца, и только позднее продукт творчества приобретает значение для других людей. Подобный успех практически обеспечивает человеку чувство собственного достоинства и уверенности в своих силах. По мнению некоторых специалистов, высший уровень развития человека начинается, когда творческая активность обращается на самого человека - личность создает себя сама . Self-made man – это человек, сделавший самого себя в самом глубоком понимании этого слова, это автономная, хорошо организованная, саморегулирующаяся личность. Психологическая безопасность человека, который владеет своим внутренним миром, в таком случае считается абсолютной.

    Чувство и состояние защищенности достигается двумя путями – вышеизложенный это “путь вопреки”, т.е. становление Self-made man вопреки слабостям, препятствиям, трудностям, победа над самим собой.

    Второй путь – не менее, а может и более эффективный - это “путь во имя”. Он дает не просто чувство защищенности, но и состояние внутренней гармонии, право быть самим собой, следовать собственным жизненным путем

    Вы уже знакомы с его компонентами. Во-первых, это доверие к себе , к своим мыслям, чувствам и поступкам, полное принятие себя. И как следствие доверие к миру.

    Безусловное принятие и любовь к себе дают чувство безопасности, свободу для самовыражения, чувствования, активности, которые вы считаете целесообразными для себя и уместными в данной ситуации.

    Доверие к себе, принятие себя, любовь к себе приносят понимание того, что вы всегда несете ответственность за свои поступки, при этом никто не должен нести ответственность за вас, и вы не обязаны нести ответственность за поведение, мысли и чувства других людей.

    Наличие самостоятельного выбора, сознательное отношение к своим поступкам, поведение во имя успеха и счастья , а не по причине избегания угрозы (психологической или физической) – все это дает чувство безопасности, защищенности.

    5 Rating 5.00 (1 Vote)