Психологическая защита. Держи удар: методы психологической защиты

Если вы приняли чью-то оценку ситуации и начали планировать какие-то действия в соответствии с этой оценкой - манипулятор добился своего. Нужно не только отвергать чужие ситуационные рамки, но и предлагать собственную оценку ситуации. Недостаточно просто понять, что имеет место манипулирование, - нужно всегда быть готовым открыто не подчиниться, защищаться, бросать вызов, а также претерпевать последствия такого поведения. Если вы разозлитесь или рассердитесь - вы проиграете.


, кандидат экономических наук, доцент Владивостoкcкого государственного университета экономики и сервиса (BГУЭC).

  1. Четкие речевые формулировки.
  2. Правильно подобранные интонации.
  3. Основательность в ответе, которая достигается с помощью выдерживания пауз перед ответом и неторопливостью ответа, обращенностью ответа в пространство.

Прием 1. Техника бесконечного уточнения. Применяется, когда партнер по общению эмоционально требует чего-то или в чем-то обвиняет. В этом случае выясните как можно подробнее и точнее все, что с ним происходит, не вступая в пререкания, объяснения или оправдания. Ваш партнер может усиливать давление, вызывая вас к сопротивлению, но вы должны стойко удерживаться на позициях человека, желающего выяснить мнение другого.

Умение поставить вопрос, требующий содержательного и развернутого ответа, активизирует собственные интеллектуальные усилия. Для того чтобы задать вопрос или ответить на вопрос по существу, нужно подумать, следовательно, часть энергетического заряда перевести из эмоционального потока в рациональный. Кроме того, выигрывается время, которое партнер тратит на обдумывание ответа. Тем самым, задавая уточняющий вопрос, мы получаем время и энергию для того, чтобы не дать чувствам ошеломить нас.


Прием 2. Техника внешнего согласия, или Наведение тумана. Эта техника особенно эффективна против несправедливой критики или откровенной грубости. Уверенный человек внешне соглашается, хотя может и не изменить своей позиции. Например:

  • «Какая неожиданная мысль! Надо будет ее обдумать...»
  • «Я подумаю над тем, как мне учесть это в работе»
  • «Я подумаю, имеет ли это ко мне отношение»
  • «Может быть...»

Прием 3. Техника испорченной пластинки. В ответ на нападение адресат формулирует емкую фразу, содержащую важную информацию нападающему. Фраза должна быть такой, чтобы можно было повторить ее несколько раз, не нарушая осмысленности разговора. Фраза должна произноситься как заевшая пластинка, с одной и той же интонацией. В тоне не должно быть ни «металла», ни «яда». Эта техника использует старое правило:

  1. Сначала скажите им, что именно собираетесь им сказать.
  2. Потом скажите им то, что вы собираетесь им сказать.
  3. Потом скажите им, что именно вы им сказали.


Прием 4. Техника английского профессора. Партнер корректно выражает сомнения по поводу того, что выполнение чьих-либо требований действительно не нарушает его личных прав:

  • «Джордж, вы не могли бы говорить немного помедленнее и более короткими фразами, чтобы я мог переводить более точно?»
  • «Боюсь, что нет… Видите ли, говорить быстро и длинными фразами - это часть моей личности»

Возможные варианты ответов:

  • «Это составляет предмет моих убеждений»
  • «Если я сделаю это, то буду уже не я»
  • «Это не согласуется с моим представлением о себе».


Прием 5. Спокойствие и отчужденность. Эффективная психозащита требует определенной психологической холодности и отчужденности. Гнев, страх, злоба, удивление, радость должны быть купированы до того, как будут предприняты конкретные действия по психозащите. Если подобную эмоцию полностью купировать трудно, то ее нужно усложнить и трансформировать - злобу и ненависть перевести в сарказм, страх и удивление - в настороженность, радость - в иронию и пр. Если вы разозлитесь или рассердитесь - вы проиграете.

Прием 6. Поиск и подключение дополнительных факторов, способных повлиять на ситуацию. Всегда существуют потенциальные ситуационные силы, работающие на нас - будь это время, люди, общественные стереотипы, какие-то параллельные события. Может сгодиться все, что манипулятор исключил из ситуации, «подгоняя» ее под себя. Кто-то спланировал общение дома? - перенесите его на улицу! На вас пытаются воздействовать наедине? - поднимите тему в компании! Изменяйте ситуационное поле таким образом, чтобы оно стало чужим для манипулятора и создавало дополнительные выгоды для вас.


Прием 7. Предварительные тренировки на чужом поле. Периодически стоит практиковать нетипичное для себя поведение - нарушать свой обычный ролевой и личностный образ. С одной стороны это увеличивает степень свободы поведения, с другой - делает вас менее прогнозируемыми.

Прием 8. Не принимайте чужой оценки ситуации. Если вы приняли чью-то оценку ситуации и начали планировать какие-то действия в соответствии с этой оценкой - манипулятор добился своего. Нужно не только отвергать чужие ситуационные рамки, но и предлагать собственную оценку ситуации. Ваше избавление от навязанных кем-то рамок может начаться с фразы: «А теперь позвольте рассказать, как я вижу все это...» - и далее уже можно рисовать ситуационную картину из точки, выгодной именно вам.


Прием 9. По возможности не принимайте обязательства, навязанные вам извне. Лучше претерпеть кратковременные потери в деньгах, времени и силах, чем взяться выполнять внешне некритичные для вас обязательства, которые навязываются извне. Нужно исходить из того, что важны прежде всего обязательства перед собой.

Прием 10. Способность изменить отношения. Нужно помнить, что любая межличностная ситуация обратима: всегда имеется возможность отступить назад из любой межличностной ситуации и сказать контролирующему и манипулирующему (будь это шеф, супруг(а), политик и пр.): «Я могу продолжать жить без твоей любви, дружбы, расположения, плохого обращения, даже если такая жизнь будет трудна для меня - пока ты не перестанешь делать А и не начнешь делать Б».


Прием 11. Избегать спровоцированных бездумных действий. Если кто-то настаивает, чтобы что-то было сделано «немедленно», никогда не стоит соглашаться с этим сразу. Для начала выделите время на обдумывание ситуации и получение дополнительной информации. Следует также настаивать на внятных объяснениях. Слабые объяснения являются признаками обмана или недостатком знаний у якобы информированного собеседника.

Прием 12. Критическое восприятие ситуационных требований. Следует критически подходить к любым ситуационным требованиям, какими бы тривиальными они ни казались: ролевые отношения и правила всегда должны пониматься, но далеко не всегда - приниматься. Групповые ритуалы, лозунги, обязанности и обязательства - все это зачем-то нужно кому-то. Требования, вытекающие из ситуации, далеко не всегда обязательны к исполнению.


Прием 13. В жизни почти не бывает простых решений. Если кто-то говорит о «простых решениях» ваших сложных личных, социальных и политических проблем, то это, скорее всего, неправда.

Прием 14. Не бывает мгновенной «приязни». Не существует такой вещи, как внезапная и безусловная любовь, доверие или дружба со стороны незнакомых людей. Дружба и доверие всегда развиваются со временем и обычно включают взаимообмен, преодоление и соучастие -т.е. предварительную работу с обеих сторон. Поэтому «внезапная любовь» и «вдруг возникшая» дружба скорее всего являются тем ситуационным фоном, который манипулятор создает для более успешного влияния для вас.

Прием 15. Отделение себя от всех. Следует избегать «тотальных ситуаций», когда обращаются и указывают «всем», а не вам лично. В подобных ситуациях очень мало личного контроля и свободы, поэтому немедленно стоит определить границы собственной автономии и на всякий случай подготовить психологические и физические пути для отхода.

Прием 16. Ваши ошибки - ваша проблема. Стремитесь сразу распознавать симптомы «чувства вины», провоцируемой у вас кем-то, и никогда не действуйте исходя из мотива вины. Ошибки неизбежны, но это - ваши ошибки. Поэтому не стоит спешить исправлять ошибки тем способом, который спланирован не вами.

Прием 17. В каждой ситуации есть что-то новое. Будьте внимательны к тому, что вы делаете в «типичной ситуации». Нельзя позволять привычке и стандартной текущей процедуре заставлять вас действовать бездумно - ведь каждая последующая «типичная ситуация» всегда является слегка иной, а вашими шаблонными действиями всегда можно воспользоваться ввиду их высокой прогнозируемости.


Прием 18. Не связывайте себя прошлым поведением. Когда кто-то упоминает о вашей «надежности» - всегда стоит насторожиться. Ведь совершенно нет необходимости поддерживать соответствие между вашими действиями в разные моменты времени - и вы, и ситуация можете измениться. Поэтому статус «надежного» всегда несколько фальшив, так как он предусматривает какие-то действия и реакции, зависящие не от ситуации, а от самого статуса «надежности». Гораздо предпочтительней статус «адекватности ситуации».


Прием 19. Надумали - действуйте! Недостаточно просто понять, что имеет место манипулирование, - нужно всегда быть готовым открыто не подчиниться, защищаться, бросать вызов, а также претерпевать последствия такого поведения.

Одно из важных свойств зрелого человека с высоким уровнем развития интеллекта, эмоциональной сферы и других важных качеств успешной личности - умение защищаться от психологических атак недоброжелателей. Равновесие эмоций является немаловажной оборонительной крепостью, которую стремится разрушить завистник или конкурент. Ведь стоит вывести человека из себя - он тут же теряет способность логически мыслить, принимать взвешенные решения, видеть подвохи в действиях других людей.

Обидные слова, упреки, придирки, распространение сплетен и другие приемы психологической атаки действуют подобно яду пчелы - если человека ужалит одна или несколько пчел, то с ним ничего плохого не случится. Но если на него нападет целый рой, подвергшийся атаке может даже погибнуть. Так же и с эмоциональными нападками врагов - один укол может и не вывести из себя оппонента, но если досаждать ему раз за разом, тактика травли даст свои плоды. Чем сильнее защищена психологическая сфера, тем больше «пчелиных укусов» способен выдержать человек. Но есть и те, кто подобен аллергикам - даже одна порция яда полностью выбивает их из колеи и даже ставит под угрозу их жизнь, настолько они не защищены от внешних атак.

Они могут на всю жизнь оставаться тепличными цветами и ограждаться от контактов с агрессивными личностями, а могут изучить необходимые приемы психологической защиты и стать более сильными противниками в этой бескровной войне.

Большинство престижных и высокооплачиваемых профессий предполагают работу с людьми, поэтому столкновения со враждебно настроенными и даже неадекватными персонажами неизбежны. Если вы избрали путь через тернии к звездам высоких достижений, то должны максимально озаботиться укреплением подступов к своим нервам. Иначе их будут трепать все, кому ни лень.

Крепкая психика зависит от врожденных качеств человека, его воспитания, мировоззрения, понимания психологии других людей, внимательности, способности анализировать поведение и мотивы противников.

В первую очередь необходимо научиться понимать, что человек идет на психологическую атаку в том случае, когда у него нет другого способа доказать свою правоту, такого как факты, доказательства, юридические нормы. Когда противник не может ничего сделать более действенными и очевидными способами, он пользуется единственной оставшейся возможностью - вывести оппонента из себя, чтобы он сдался под напором эмоциональных атак. Поэтому нужно иметь устойчивую позицию, осознавать свою правоту с моральной и правовой точек зрения, обладать твердой уверенностью в непоколебимости своего мнения и понимать, что противник не сможет достать вас никаким другим способом, кроме психологической травли. А значит, необходимо быть к этому готовым и воспринимать нападки как нечестную игру слабого человека - ведь сильная и справедливая личность не опустится до такого. Подобное отношение ставит вас в позицию слона, на которого лает назойливая Моська - лаять-то лает, но сделать ничего не может.

А чтобы было проще справиться с агрессивными недоброжелателями, используйте приведенные ниже способы психологической защиты, которые были опробованы на психологических тренингах и показали свою действенность в реальной жизни.

«Ветер перемен»

Вспомните, какие слова, мимика или интонации являются для вас наиболее болезненными, каким образом вас можно гарантированно вывести из себя или вогнать в депрессию. Вспомните и живо представьте себе ситуацию, когда обидчик пытается разозлить вас подобными приемами. Проговорите про себя самые обидные слова, которыми можно вас задеть, визуализируйте выражение лица соперника, которое доводит до бешенства.

Прочувствуйте это состояние злости или наоборот, растерянности, которое вызывает у вас подобное поведение. Прочувствуйте его внутри себя, разберите на отдельные эмоции и ощущения. Что вы чувствуете? Это может быть учащенное сердцебиение, вас бросает в жар, а может, отнимаются ноги, путаются мысли, слезы подступают к глазам. Запомните хорошо эти ощущения. А теперь представьте себе, что стоите на сильнейшем ветру, и он сдувает и слова обидчика, и ответные негативные эмоции. Вы видите, как он кричит и ругается, но все это бесполезно, ведь его крик и ваша реакция на его злобу улетает вместе с ветром.

Проделайте это упражнение в тихой обстановке несколько раз, и почувствуете, что уже спокойнее относитесь к подобным выпадам в вашу сторону. А столкнувшись с этой ситуацией в реальной жизни, снова представьте себе, что стоите на сильном ветру и слова обидчика вместе с вашими эмоциями отлетают в сторону, не причиняя вреда.

«Моя твоя не понимает»

Если вы находитесь в неприятной ситуации, на вас кричат, ругаются и забрасывают оскорблениями, то представьте себе, будто вы оглохли или у вас включена громкая музыка в наушниках. Представьте, что вы совсем не слышите этого человека, он открывает рот, размахивает руками, его лицо искажено гримасой злобы, а вас окружает спокойная вода, в которой вы умиротворенно колышетесь, подобно водорослям, и не реагируете на внешние раздражители. Слова не могут подействовать на вас, они не проникают в ваше сознание, ведь вы не слышите их. Наблюдая такое спокойствие, противник быстро выдохнется, и вы сможете переломить ситуацию в свою пользу.

«Детский сад, ясельная группа»

Если представить себе, что ваши враги - трехлетние несмышленые малыши, то можно научиться не относиться к их нападкам так болезненно. Вообразите, что вы воспитатель, а ваши оппоненты - детишки детсадовской группы. Они бегают, кричат, капризничают, возмущаются… Но разве можно на них обижаться?

Детализируйте ситуацию, представьте себе, как враги неуклюже падают, злобно рвут игрушки, лепечут свои детские ругательства, хныкают. Вы должны быть спокойны и уравновешены, ведь на данный момент являетесь единственным адекватным человеком среди присутствующих. Думая таким образом, невозможно серьезно относиться к попыткам оскорбить или унизить - они будут вызывать только легкую иронию.

«Не сильно-то и хотелось»

В данном методе предлагается поставить себя на место лисы из басни «Лиса и виноград» - не сумев получить желаемое, животное просто убедило себя в его неважности, чтобы не расстраиваться. В ситуации, когда друг или просто хороший знакомый внезапно оказался в лагере неприятеля, лучше просто убедить себя в том, что его мнение не так уж и важно, его поддержка не столь необходима, а его нападки - кислота и незрелость винограда, из-за которой вы все равно не захотите видеть его в стане своих друзей. Известно, что самый болезненный удар нам наносят те, кому мы доверяем. Если такое случилось, лучше не воспринимать это как трагедию, а поступить подобно лисе, сказав: «Не такой уж он мне был и близкий друг».

«Океан»

Моря и океаны принимают в себя воды бурных рек, но при этом остаются величественно спокойными. Так же и вы в любых ситуациях способны, подобно океану, оставаться спокойными даже во время излияния на вас бурных потоков брани.

«Апофеоз абсурда»

Этот прием психологической защиты заключается в том, что ситуацию нужно довести до абсурда, после чего она не может восприниматься серьезно ни зачинщиками конфликта, ни его предполагаемой жертвой. Чаще всего агрессор начинает издалека - намекает, делает осторожные выпады, наблюдая за реакцией человека. В таком случае необходимо сразу же утрировать ситуацию до такой степени бредовости, чтобы она оказалась причудливо и неестественно раздутой, а всякие атаки в этом направлении вызывали только смех и иронию.

«Весь мир - театр»

Вокруг нас всегда существуют люди, против которых мы эмоционально неустойчивы. Соберите их на одной сцене воображаемого театра кукол и разыграйте в своей голове смешной спектакль с участием этих людей. Выведите на первый план их самые глупые, смешные и нелепые характеристики - жадность, неопрятность, зазнайство, тщеславие. Сделайте их жертвами своих недостатков. Заставьте совершать смешные поступки и выглядеть комично. Главное, чтобы они начали вызывать у вас смех. Тогда при встрече с ними вы уже не будете тушеваться и бояться дать отпор.

Эти способы и приемы психологической защиты помогут научиться купировать эмоциональные атаки противников, дабы не оказаться заложником собственной психологической слабости и неустойчивости против агрессивных и враждебно настроенных людей.

Будучи существом социальным, сознательным и самостоятельным, человек способен разрешать внутренние и внешние конфликты, бороться с тревогой и напряжением не только автоматично (бессознательно), но и руководствуясь специально сформулированной программой.

В защитных процессах участвуют все психические функции, но каждый раз одна из них может доминировать и брать на себя основную часть работы по преобразованию травмирующей информации. Это могут быть восприятие, внимание, память, воображение, мышление, эмоции.

В данной публикации мы попытаемся рассмотреть способы психологической защиты личности, которые наиболее значимы для её позитивного взаимодействия в социальных группах.

Классификация основных способов психологической защиты

Отрицание

Отрицание - это стремление избежать новой информации, несовместимой со сложившимися представлениями о себе.

Защита проявляется в игнорировании потенциально тревожной информации, уклонении от неё. Это как бы барьер, расположенный прямо на входе воспринимающей системы. Он не допускает туда нежелательную информацию, которая при этом необратимо теряется для человека и впоследствии не может быть восстановлена. Таким образом, отрицание приводит к тому, что некоторая информация ни сразу, ни впоследствии не может дойти до сознания.

При отрицании человек становится особенно невнимательным к тем сферам жизни и граням событий, которые чреваты для него неприятностями. Например, руководитель может долго и эмоционально критиковать своего сотрудника и вдруг с возмущением обнаружить, что он давно уже «отключился» и ровным счётом «никак» на нравоучения не реагирует.

Отрицание может позволить человеку и превентивно (с опережением) отгородиться от травмирующих событий. Таким образом действует, например, страх перед неудачей, когда человек стремится не оказаться в ситуации, в которой он может потерпеть поражение. У многих людей это проявляется в избегании соревнований или в отказе от занятий, в которых человек не силен, особенно по сравнению с другими.

Стимул для запуска отрицания может быть не только внешним, но и внутренним, когда человек старается о чём-то не думать, отогнать мысли о неприятном. Если в чём-то никак нельзя признаться себе самому, то наилучшим выходом остаётся, по возможности, не заглядывать в этот страшный и тёмный угол. Нередко, сделав что-то не вовремя или не так, как надо, а ничего исправить уже нельзя, «защита» заставляет человека игнорировать опасную ситуацию, вести себя так, как будто ничего особенного не происходит.

Обобщённая оценка опасности информации производится при её предварительном целостном восприятии и грубой эмоциональной оценке как «назревания чего-то нежелательного». Подобная оценка приводит к ослаблению внимания, когда детальная информация об этом опасном событии полностью исключается из последующей переработки. Внешне человек либо отгораживается от новых сведений («Это есть, но не для меня»), либо не замечает, считая, что их нет. Поэтому многие люди, прежде чем начать смотреть фильм или читать новую книжку, задают вопрос: «А какой там конец, хороший или плохой?»

Утверждение «я верю» обозначает некоторое особое состояние психики, при котором всё, что входит в конфликт с предметом веры, имеет тенденцию к отрицанию. Искренняя и достаточно сильная вера организует такое отношение ко всей поступающей информации, когда человек, сам того не подозревая, подвергает её тщательной предварительной сортировке, отбирая только то, что служит сохранению веры. Вера имеет тенденцию к значительно большей универсальности и категоричности, чем понимание. Когда вера во что-то уже есть, для новой нет места. Человек отвергает новые идеи, часто и не пытаясь дать такому своему поведению рациональное объяснение. Любое покушение на объект почитания вызывает такую же реакцию со стороны личности, как если бы речь шла о покушении на её жизнь.

Подавление

Подавление - защита, проявляющаяся в забывании, блокировании неприятной, нежелательной информации либо при её переводе из восприятия в память, либо при выводе из памяти в сознание. Поскольку в этом случае информация уже является содержанием психики, так как была воспринята и пережита, она как бы снабжается специальными метками, которые позволяют затем удерживать её.

Особенность подавления состоит в том, что содержание переживаемой информации забывается, а её эмоциональные, двигательные, вегетативные и психосоматические проявления могут сохраняться, проявляясь в навязчивых движениях и состояниях, ошибках, описках, оговорках. Эти симптомы в символической форме отражают связь между реальным поведением и подавляемой информацией. Для закрепления следов в долговременной памяти они должны быть особым образом эмоционально окрашены - маркированы. Чтобы что-то вспомнить, человеку необходимо вернуться в то состояние, в котором он получил информацию. Если тогда он был разозлён или огорчен (например просьбой что-то сделать), то, чтобы вспомнить об этом, он должен вновь вернуться в это состояние. Поскольку ему не хочется вновь чувствовать себя так плохо, то он вряд ли вспомнит. Когда человек устраняет мысль о том, что он не хочет или не может что-то сделать, он говорит себе так: «Не так-то уж и нужно было», «Мне это неинтересно, я это не люблю», тем самым обнаруживая негативную эмоциональную маркировку.

Вытеснение

Вытеснение , в отличие от подавления, связано не с выключением из сознания информации о случившемся в целом, а только с забыванием истинного, но неприемлемого для человека мотива поступка. (Мотив - это побуждение к конкретной деятельности).

Таким образом, забывается не само событие (действие, переживание, ситуация), а только его причина, первооснова. Забыв истинный мотив, человек заменяет его ложным, скрывая настоящий и от себя, и от окружающих. Ошибки припоминания, как следствие вытеснения, возникают из-за внутреннего протеста, изменяющего ход мыслей. Вытеснение считается самым эффективным защитным механизмом, поскольку оно способно справиться с такими мощными инстинктивными импульсами, с которыми не справляются другие формы защиты. Однако вытеснение требует постоянного расхода энергии, и эти затраты вызывают торможение других видов жизненной активности.

Вытеснение - это универсальное средство избежать внутреннего конфликта путём устранения из сознания социально нежелательных стремлений и влечений. Однако вытесненные и подавленные влечения дают о себе знать в невротических и психосоматических симптомах (например в фобиях и страхах).

Вытеснение считается примитивным и малоэффективным механизмом психологической защиты по следующим причинам:

  • вытесненное всё-таки прорывается в сознание;
  • неразрешённый конфликт проявляется в высоком уровне тревожности и чувстве дискомфорта.

Вытеснение активизируется в случае возникновения желания, которое вступает в противоречие с другими желаниями индивида и несовместимо с этическими взглядами личности. Вследствие конфликта и внутренней борьбы мысль и представление (носитель несовместимого желания) вытесняются, устраняются из сознания и забываются.

Повышенная тревожность, возникающая в результате неполного вытеснения, таким образом, имеет функциональный смысл, поскольку может заставить человека либо по-новому попытаться воспринять и оценить травмирующую ситуацию, либо подключить другие защитные механизмы. Однако обычно следствием вытеснения является невроз - болезнь личности, не способной разрешить свой внутренний конфликт.

Рационализация

Рационализация - это механизм защиты, связанный с осознанием и использованием в мышлении только той части воспринимаемой информации, благодаря которой собственное поведение предстаёт как хорошо контролируемое и не противоречащее объективным обстоятельствам.

Суть рационализации - в отыскании «достойного» места для непонятного или недостойного побуждения либо поступка в имеющейся у человека системе внутренних ориентиров, ценностей без разрушения этой системы. С этой целью неприемлемая часть ситуации из сознания удаляется, особым образом преобразуется и уже после этого осознается в изменённом виде. При помощи рационализации человек легко «закрывает глаза» на расхождение между причиной и следствием, которое так заметно для внешнего наблюдателя.

Рационализация - это псевдорациональное объяснение человеком собственных стремлений, мотивов действий, поступков, в действительности вызванных причинами, признание которых угрожало бы потерей самоуважения. Самоутверждение, защита собственного «Я» - основной мотив актуализации этого механизма психологической защиты личности.

Наиболее яркие феномены рационализации получили названия «зеленый (кислый) виноград» и «сладкий лимон». Феномен «зеленый (кислый) виноград» (известный из басни Крылова «Лиса и виноград») - это своеобразное обесценивание недосягаемого объекта. Если невозможно достичь желаемой цели или завладеть желанным предметом, человек обесценивает их.

Рационализация актуализируется тогда, когда человек боится осознать ситуацию и стремится скрыть от себя тот факт, что в своих действиях он руководствовался социально нежелательными мотивами. Мотив, который лежит в основе рационализации, заключается в том чтобы объяснить поведение и, в то же время, защитить образ «Я».

Реактивные образования

Реактивные образования - это замена нежелательных тенденций на прямо противоположные.

Например, преувеличенная любовь ребёнка к матери или к отцу может быть результатом предотвращения социально нежелательного чувства - ненависти к родителям. Ребёнок, который был агрессивным к родителям, развивает по отношению к ним исключительную нежность и беспокоится об их безопасности; ревность и агрессия трансформируются в бескорыстие и заботу о других.

Определённые социальные и внутриличностные запреты на проявление некоторых чувств (например, юноша боится проявлять свою симпатию к девушке) приводят к формированию противоположных тенденций - реактивных образований: симпатия превращается в антипатию, любовь - в ненависть, etc.

Вот эта неадекватность, часто чрезмерность чувства, его подчёркнутость есть показатель реактивного образования. Если я проявляю такую же лавину чувств к начальнику, как и к родным и близким, то это сигнал того, что это чрезмерное отношение к начальнику в основе своей реактивно. Тут уместен вопрос: «Зачем я хочу так сильно симпатизировать руководителю и поддерживать его, какие негативные чувства скрыты за этим?»

Или обратная ситуация: «Зачем я смотрю так иронично и холодно на человека, которого я люблю? Зачем я демонстрирую дистанцию по отношению к нему (ней)?»

А зашита типа «сладкий лимон» - это преувеличение ценности того, что имеешь (по известному принципу - «лучше синица в руке, чем журавль в небе»).

Чаще всего рационализация достигается с помощью двух типичных вариантов рассуждения: 1) «зеленый виноград»; 2) «сладкий лимон». Первый из них основывается на занижении ценности поступка, который совершить не удалось, или результата, который не был достигнут.

Замещение

Замещение - это механизм психологической защиты от неприятной ситуации, в основе которого лежит перенос реакции с недоступного объекта на доступный или замена неприемлемого действия приемлемым. За счёт такого переноса происходит разрядка напряжения, созданного неудовлетворённой потребностью.

Замещение - это та защита, которую все люди (и взрослые, и дети) обязательно используют в повседневной жизни. Так, у многих людей часто нет возможности не только наказывать своих обидчиков за их проступки или несправедливое поведение, но и просто им противоречить. Поэтому в качестве «громоотвода» в ситуации злости могут выступать домашние животные, родители, дети и так далее. Капризы, которые нельзя направить на руководителя (неприемлемый для этого объект), прекрасно могут быть направлены на других исполнителей как на объект, для этого вполне приемлемый («вот кто во всём виноват»). Иными словами, замещение - это перенос потребностей и желаний на другой, более доступный объект. В случае невозможности удовлетворить некую свою потребность с помощью одного предмета, человек может найти другой предмет (более доступный) для её удовлетворения.

Итак, суть замещения состоит в переадресации реакции. Если при наличии какой-либо потребности желаемый путь для её удовлетворения закрыт, активность человека ищет другой выход для достижения поставленной цели. Защита осуществляется через перенос возбуждения, неспособного найти нормальный выход, на другую исполнительную систему. Однако способность человека переориентировать свои поступки с лично недопустимых на допустимые или с социально неодобряемых на одобряемые ограничена. Ограничение определяется тем, что наибольшее удовлетворение от действия, которое замещает желаемое, возникает у человека тогда, когда согласуются мотивы этих действий.

Ирония

Ирония в древнегреческом языке означает «говорить ложь», «насмехаться», «притворяться». Ироник - это человек, «обманывающий с помощью слов».

Современное понимание двойственности характера иронии заключается в следующем:

  1. Ирония - выразительный приём, противоположный выражаемой идее. Говорю противоположное тому, что подразумеваю. По форме хвалю, по сути порицаю. И наоборот: по форме уничижаю, по сути возвеличиваю, хвалю, «поглаживаю». В иронии моё «да» всегда означает «нет», а за выражением «нет» маячит «да».
  2. Какой бы ни была благородной цель у иронии, например породить высокую идею, открыть глаза на что-то, в том числе на себя, всё же эта идея в иронии утверждается отрицательными средствами.
  3. Несмотря на великодушие замыслов иронии или даже несмотря на её бескорыстие, ирония даёт самоудовлетворение.
  4. Человеку, пользующемуся иронией, приписывают черты тонкого ума, наблюдательность, медлительность, бездеятельность мудреца (не моментальная реактивность).

Как психическое состояние ирония - это изменённый знак моего переживания ситуации с «минуса» на «плюс». Тревога сменилась уверенностью, враждебность - снисходительностью… Человек находится в состояниях, которые автономны относительно ситуации, другого человека, предмета: я уже скорее субъект, чем объект этих ситуаций, и потому у меня есть возможность управления этими состояниями.

Ирония как психический процесс превращает то, что для меня ужасно, страшно, непереносимо, враждебно, тревожно, в противоположное.

Сновидение

Сновидение - это бессознательные действия «Я» в состоянии сна, которые могут сопровождаться эмоциональными переживаниями.

Сновидение можно рассматривать как особый вид замещения, посредством которого происходит перенос недоступного действия в иной план - из реального мира в мир сновидений. Подавляя комплекс недоступности, оно аккумулирует энергию в бессознательном, угрожая сознательному миру своим вторжением. Тайное покаяние, угрызения совести, подсознательные страхи приводят к их прорыву в сновидении. Задача сновидения - выразить сложные чувства в картинках и дать человеку возможность их пережить, осуществив тем самым замещение реальных ситуаций. Однако прямо чувства изображены быть не могут. Зрительно представимо только действие, отображающее это чувство. Невозможно изобразить страх, но можно изобразить такое выражение страха, как бегство. Затруднительно показать чувство любви, но демонстрация сближения и ласки вполне достижима. Поэтому замещающим характером в сновидении обладают действия, разворачивающиеся в его сюжете.

С точки зрения психологии, сновидение представляет собой сообщение или отражение ситуаций, с которыми сталкивается человек, его историю, обстоятельства жизни, присущие ему способы и формы поведения, практические результаты, к которым привёл совершаемый им выбор. Во сне находят отражение ошибки поведения человека не только по отношению к самому себе, но и к окружающим, в том числе любая органическая недостаточность с точки зрения физического здоровья.

Психическая деятельность непрерывна, поэтому процесс генерирования образов при сновидении не прекращается.

Сон может фокусировать внимание:

  • на текущей ситуации или проблеме (фотографический снимок реальности);
  • на причинах возникновения проблемы;
  • на путях выхода из проблемы (её разрешение).

Сны позволяют вывести наружу страсти, во сне могут наступить высвобождение, очищение, разрядка до предела выходящих из-под контроля эмоций, во сне можно реализовать желаемое поведение, самоутвердиться и поверить в себя. Сновидение - это альтернативный путь удовлетворения желаний. Во сне нереализованные желания сортируются, комбинируются и преобразуются таким образом, что последовательность сна даёт дополнительное удовлетворение или уменьшение напряжения. При этом не всегда важно, происходит ли удовлетворение в физической и чувственной реальности или во внутренней воображаемой реальности сна, если аккумулированная энергия в достаточной мере разряжается. Такой сон приносит облегчение, особенно тогда, когда постоянно думаешь о чём-то и переживаешь.

Сублимация

Сублимация - это один из высших и наиболее эффективных защитных механизмов человека. Она реализует замещение недостижимых целей в соответствии с высшими социальными ценностями.

Сублимация - это переключение импульсов, социально нежелательных в данной ситуации (агрессивности, сексуальной энергии), на другие, социально желательные для индивида и общества формы активности. Агрессивная энергия, трансформируясь, способна сублимироваться (разрядиться) в спорте (бокс, борьба) или в строгих методах воспитания (например у слишком требовательных родителей и учителей), эротизм - в дружбе, в творчестве, etc. Когда непосредственная разрядка инстинктивных (агрессивных, сексуальных) влечений невозможна, находится деятельность, в которой эти импульсы могут разрядиться.

Сублимация реализует замещение инстинктивной цели в соответствии с высшими социальными ценностями. Формы замещения разнообразны. У взрослых это не только уход в мечту, но и уход в работу, религию, всевозможные увлечения. У детей к реакциям регрессии и незрелым формам поведения примыкает также замещение с помощью ритуалов и навязчивых действий, которые выступают как комплексы непроизвольных реакций, позволяющих человеку удовлетворить запретное бессознательное желание. По мнению З. Фрейда, опираясь на сублимацию, человек способен преодолеть воздействие ищущих выхода сексуальных и агрессивных желаний, которые нельзя ни подавить, ни удовлетворить, направив их в другое русло.

Когда человек ощущает себя слабым и беспомощным, он идентифицирует, отождествляет себя с удачливыми или авторитетными людьми. Благодаря подсознательным защитным процессам одна часть инстинктивных желаний вытесняется, другая направляется на прочие цели. Одни внешние события игнорируются, другие переоцениваются в нужном для человека направлении. Защита позволяет отвергать некоторые стороны своего «Я», приписывать их посторонним лицам или, напротив, дополнять своё «Я» за счёт качеств, «захваченных» у других людей. Такое преобразование информации позволяет сохранить устойчивость представлений о мире, о себе и о своём месте в мире, чтобы не потерять опоры, ориентиров и самоуважения.

Мир вокруг нас постоянно усложняется, поэтому необходимым условием жизнедеятельности является постоянное усложнение защиты и расширение её репертуара.

Идентификация

Идентификация - разновидность проекции, связанная с неосознаваемым отождествлением себя с другим человеком, переносом на себя чувств и качеств желаемых, но недоступных.

Идентификация - это возвышение себя до другого путём расширения границ собственного «Я». Идентификация связана с процессом, в котором человек, как бы включив другого в своё «Я», заимствует его мысли, чувства и действия. Это позволяет ему преодолеть чувство собственной неполноценности и тревоги, изменить своё «Я» таким образом, чтобы оно было лучше приспособлено к социальному окружению, и в этом - защитная функция механизма идентификации.

Благодаря идентификации достигается символическое владение желаемым, но недосягаемым объектом. Путём произвольной идентификации с агрессором субъект может избавиться от страха. В широком значении идентификация - это неосознаваемое стремление наследовать образец, идеал. Идентификация предоставляет возможность победить собственную слабость и чувство неполноценности. Человек с помощью этого механизма психологической защиты избавляется от чувства неполноценности и отчуждённости.

Незрелой формой идентификации является имитация . Эта защитная реакция отличается от идентификации тем, что она целостна. Её незрелость обнаруживается в выраженном стремлении подражать определённому лицу, любимому человеку, герою во всём. У взрослого человека подражание избирательно: он выделяет у другого только понравившуюся черту и способен идентифицироваться отдельно с этим качеством, не распространяя свою положительную реакцию на все остальные качества этого человека.

Обычно идентификация проявляется в исполнении ролей реальных или выдуманных. Например, дети играют в дочки-матери, в школу, в войну, в трансформеров и так далее, последовательно проигрывают разные роли и совершают разнообразные действия: наказывают кукол-детей, прячутся от врагов, защищают слабых. Человек идентифицируется с теми, кого больше любит, кого выше ценит, создавая тем самым основу для самоуважения.

Фантазия

Фантазия (мечта) является очень распространённой реакцией на разочарования и неудачи. Например, недостаточно физически развитый человек может получать удовольствие, мечтая об участии в чемпионате мира, а спортсмен-неудачник - воображая, как с его соперником случаются всяческие неприятности, чем облегчает свои переживания.

Фантазии выполняют функции компенсации. Они содействуют поддержанию слабых надежд, смягчают чувство неполноценности, уменьшают травмирующее влияние обид и оскорблений.

Фрейд считал, что счастливый никогда не фантазирует, это делает только неудовлетворённый. Неудовлетворённые желания являются движущими силами фантазий, каждая фантазия есть явление желания, корректура действительности, которая чем-то не удовлетворяет индивида.

В честолюбивых фантазиях объект желания человека - это он сам. В эротически окрашенных желаниях объектом может становиться кто-то из близкого или далёкого социального окружения, кто в реальности объектом желания и быть не может.

И наконец, фантазия выполняет роль замещающего действия, поскольку реальную ситуацию человек решить не может или считает, что не может. И тогда вместо реальной ситуации воображается мнимая, иллюзорная ситуация, которая фантазирующим человеком разрешается. Если трудно решить настоящий конфликт, то разрешается конфликт-подмена. В защитной фантазии паллиативно переживается внутренняя свобода от внешнего принуждения. Результатом психозащитного использования фантазии может быть жизнь в мире иллюзий.

Перенос

Перенос - это защитный механизм, который обеспечивает удовлетворение желания на замещающих объектах.

Самым простым и довольно часто встречающимся видом переноса является вымещение - подмена объектов изливания накопившейся негативной энергии «танатоса» в виде агрессии, обиды.

Начальник в присутствии других коллег устроил вам разнос. Ответить ему тем же вы не можете. Вы понимаете ситуацию: если отвечу начальнику тем же способом, остановлю, осажу его, то следствием могут быть ещё большие неприятности. Поэтому ваше «мудрое Я» ищет объекты, на которых можно выместить свою обиду, свою агрессию. Благо что таких объектов «под рукой» множество. Основным свойством этих объектов должны быть их безгласность, безропотность, невозможность осадить вас. Они должны быть в такой же степени безгласны и послушны, в какой вы безгласно и послушно выслушивали упреки и унизительные характеристики со стороны своего начальника и вообще любого, кто сильнее. Ваша неотреагированная на истинного виновника злость переносится на того, кто ещё слабее вас, ещё ниже на лестнице социальной иерархии, на подчинённого, тот, в свою очередь, переносит её дальше вниз, и так далее. Цепи вымещения могут быть бесконечными. Её звеньями могут быть как живые существа, так и неживые вещи (разбитая посуда при семейных скандалах, выбитые стекла вагонов электричек и так далее).

Проекция

Проекция - механизм психологической защиты, связанный с бессознательным переносом собственных неприемлемых чувств, желаний и стремлений на другое лицо. В его основе лежит неосознаваемое отвержение своих переживаний, сомнений, установок и приписывание их другим людям с целью перекладывания ответственности за то, что происходит внутри «Я», на окружающий мир.

Например, если субъект или объект, с которым связывали удовлетворение ваших потребностей и желаний, является недоступным для вас, то вы переносите все ваши чувства и возможности удовлетворения потребностей на другого человека. А если ваша мечта стать писателем не осуществилась, то вы в качестве замещения можете выбрать профессию учителя литературы, частично удовлетворяя ваши творческие потребности.

Эффективность замещения зависит от того, насколько замещающий объект похож на предыдущий, с которым сначала связывалось удовлетворение потребности. Максимальное подобие замещающего объекта гарантирует удовлетворение большего числа потребностей, которые сначала связывались с предыдущим объектом.

Как бы ни был сам человек неправ, он готов винить всех, кроме самого себя. Заявляет, что его не любят, хотя в действительности не любит сам, упрекает других в своих собственных ошибках и недостатках и приписывает им собственные пороки и слабости. За счёт сужения границ «Я» это позволяет личности относиться к внутренним проблемам так, как если бы они происходили снаружи, и изживать неудовольствие так, как будто оно пришло извне, а не обусловлено внутренними причинами. Если «враг» снаружи, то к нему можно применить более радикальные и эффективные способы наказания, используемые обычно по отношению к внешним «вредностям», а не щадящие, более приемлемые по отношению к себе.

Таким образом, проекция проявляется в тенденции человека считать, что другие люди имеют такие же мотивы, чувства, желания, ценности, черты характера, которые присущи ему самому. При этом свои социально нежелательные мотивы он не осознает.

Таков, например, механизм религиозно-мифологического мировосприятия. Примитивное восприятие характеризуется склонностью человека персонифицировать животных, деревья, природу приписывая им собственные мотивы, желания, чувства. Писатель переносит на героев своих произведений собственные потребности, чувства, черты характера.

Проекция осуществляется легче на того, чья ситуация, чьи личностные особенности похожи на проецирующего. Человек, пользующийся проекцией, всегда увидит в безобидном замечании обидный намек. Он даже в благородном поступке может увидеть злой умысел, интригу. Человек безмерно добрый, тот, которого в народе называют «святая простота», не способен на проекцию. Он не видит злого умысла, недоброжелательности в действиях по отношению к себе, потому что сам не способен на это.

Интроекция

Интроекция - это тенденция присваивать убеждения, установки других людей без критики, без попыток их изменить и сделать своими собственными. Человек наделяет себя чертами, свойствами других людей. Например, он берёт на себя функции надоедливого наставника, поскольку проявление такой черты у других людей его раздражает или травмирует. С целью снять внутренний конфликт и избежать психологического дискомфорта человек присваивает убеждения, ценности и установки других людей.

Наиболее ранним интроектом является родительское поучение, которое усваивается человеком без критического осмысления его ценности.

Пример интроекции: впечатлительный мужчина пытается сдержать слезы, поскольку он усвоил родительскую установку, что взрослый человек не должен плакать в присутствии посторонних. Или человек постоянно себя критикует, поскольку усвоил (интроектировал) такое отношение родителей к себе.

Вероятность возникновения этого способа защиты тем выше, чем сильнее и (или) длительнее воздействия внешних или внутренних блокираторов желаний, с одной стороны, и чем невозможнее убрать эти блокираторы и сильнее исполнить свои желания, осуществить свои цели - с другой. При этом невозможность устранения фрустратора сопровождается вымещением отрицательной энергии на замещающем объекте.

Обращенность субъекта против себя оборачивается образованием телесных и психических симптомов, то есть знаков болезни. К физическим телесным симптомам относятся: холодные ноги и руки, потливость, сердечная аритмия, головокружение, жестокие головные боли, повышенное или пониженное артериальное давление, мышечные спазмы, дерматиты, бронхиальная астма и так далее.

Деперсонализация

Деперсонализация (от лат. de - отрицание, person - лицо) - это восприятие других людей как обезличенных, лишённых индивидуальности представителей некоторой группы. Если субъект не позволяет себе думать о других как о людях, которые имеют чувства и индивидуальность, он защищает себя от их восприятия на эмоциональном уровне.

При деперсонализации другие люди воспринимаются только как воплощение их социальной роли: они - пациенты, врачи, учителя. Акт деперсонализации других людей может в определённой мере «защитить» субъекта. Это предоставляет возможность, например, врачам лечить своих пациентов, не ощущая переживания их страданий. Кроме того, это даёт возможность им скрывать свои настоящие чувства (приязнь или неприязнь) за профессиональной маской.

Обидные слова, упреки, сплетни или придирки – каждому из нас то и дело приходится сталкиваться с ними в повседневной жизни. Увы, мир несовершенен, и даже у самого добродушного и миролюбивого человека всегда найдется завистник или недоброжелатель, который попытается больно ужалить, поддеть или оскорбить.

Зачем это нужно, спросите вы? Эмоциональные нападки врагов всегда имеют под собой основания. Одни пытаются вывести человека из себя, внести сумятицу в его мысли и тем самым избавиться от конкурента. Другим просто нравится чувствовать превосходство над оппонентом, а потому мелкими подколами, насмешками и откровенным хамством, они пытаются принизить других. Третьими движет зависть, ненависть или обида. Их уколы самые опасные, ведь в своем желании отомстить они стараются ужалить как можно больнее, затронуть самые тонкие струны души, ударить по самооценке, растоптать и унизить.

К слову, ядовитые стрелы некоторых обидчиков достигают своей цели, что может серьезно повлиять на наше мироощущение и нанести тяжелую психологическую травму. От того, умеем ли мы защищаться от негативных эмоций, зависит наше сегодняшнее психическое состояние и то, какими мы будем завтра, а значит, в этой бескровной войне нам просто необходима надежная психологическая защита.

По словам психологов, умение защищаться от негативных эмоций завистников и конкурентов, сохранять душевное равновесие в любых неприятных ситуациях и не реагировать на обидные выпады в свою сторону, является признаком зрелого, эмоционально и интеллектуально развитого человека. Это залог здоровья и признак успешной личности, а потому всем, кто испытывает давление со стороны окружающих и принимает на себя психологические атаки недоброжелателей, пора узнать об адекватных приемах защиты от негатива.


Что нужно знать о психологической защите

Прежде всего, запомните, когда человек раздражен или эмоционально подавлен, он просто не способен сдерживать эмоции и правильно реагировать на летящую в его сторону критику. А ведь прежде чем впитывать этот «яд» или пытаться отвечать на негатив, следует задать себе важные вопросы: Почему так происходит? Зачем это человеку?

Как правило, человек идет в психологическую атаку, когда у него нет других способов доказать свою правоту, когда у него нет никаких фактов и свидетельств. В этом случае он использует единственный действенный прием – пытается вывести противника из себя. Однако если иметь собственную устойчивую позицию и уметь обосновать свою точку зрения, оппонент не получит желаемого эффекта. Безусловно, он может начать применять запрещенные методы, к примеру, распускать слухи, настраивать коллектив против вас или устраивать откровенную травлю. Однако и здесь все не так безнадежно. Если вы готовы отбивать нападки слабого человека, не способного играть по правилам, оставаясь в позиции слона, которому никакая Моська не страшна, вы и из этого конфликта выйдете победителем. Таким образом, перед тем как вступать в перепалку и пытаться отвечать негативом на негатив, нужно постараться представить всю картину конфликта, оценить динамику событий, выделить все противоречия и решить, какое оружие против обидчика будет наиболее эффективным в конкретном случае.

8 приемов психологической защиты от негатива

1. Прием психологической защиты «Вентилятор»

Когда в вашу сторону летит поток негативной энергии, с обжигающими, хлесткими словами и фразами, не спешите в тут же отвечать обидчику. Просто на минуту закройте глаза и проанализируйте все что слышите. Какие слова провоцируют вас на гнев, раздражение или агрессию? Представьте, что человек, от которого в вас летят ядовитые стрелы, сидит напротив, и каждым своим словом визуально наносит хлесткие удары. Что вы ощущаете при этом? Опустошаетесь или чувствуете жар в теле, заводитесь или пытаетесь сжаться до маленькой букашки? А теперь представьте, будто между вами установили вентилятор, мощностью которого вы управляете усилием воли. И как только из уст обидчика срываются жалящие вас фразы, вы мысленно увеличиваете напор воздуха, и обидные слова уносятся прочь, не долетая до вас. Как изменились ваши ощущения? Стало ли вам легче, почувствовали ли вы, что в силах отбивать любые нападки недоброжелателя? Можете открыть глаза. Теперь вы будете в полной уверенности, что находитесь под защитой.


2. Прием психологической защиты «Кукиш»

Помните, как в детстве вы показывали обидчику кукиш, приговаривая: «Говоришь на меня – переводишь на себя». Сейчас вы стали достаточно взрослыми, чтобы не впадать в детство и не показывать кукиш каждому недоброжелателю. Это, как минимум, неприлично. Однако это совсем не мешает мысленно представить, что вы как в далеком детстве показываете фигу оппоненту, и тем самым переводите на него негатив. А для большей натуральности можете спрятать руку в карман, и уже там скрутить кукиш, направив его на обидчика. Он будет продолжать злословить и пытаться обижать вас, еще не понимая, что его слова теперь направлены против него самого.

3. Прием психологической защиты «Аквариум»

Общаясь с негативным человеком и слыша от него поток брани, просто представьте, что вы отгородились от него толстым стеклом аквариума, совершенно не пропускающим слова. Вы видите искаженное лицо обидчика, но поток его слов поглощается водой. Обидные слова совершенно на вас не действуют, а значит, вы остаетесь спокойным и непоколебимым, в то время как ваш оппонент все больше распаляется и сам выходит из равновесия. Благодаря такому простому, но весьма действенному приему, порой удается переломить исход даже безнадежного конфликта. Хотя бы раз заметив, как на практике действует прием под названием «Аквариум», вы всегда будете использовать его для борьбы с негативом.

4. Прием психологической защиты «Детский сад»

Свести к минимуму летящий в вас негатив и отразить болезненные удары недружелюбно настроенного к вам человека, можно, если начать относиться к нему как к маленькому ребенку. Ну не будете же вы обижаться на малых детей? Такой метод прекрасно подходит для защиты от травли, когда против вас настроен весь коллектив, и каждый из коллег пытается больнее вас ужалить. Просто представьте, что вы находитесь на детской площадке, где группа детей ведет себя просто отвратительно: дети ревут и злятся, капризничают и топают ногами. Себя же вы представляете в качестве взрослого человека, который снисходительно относится к капризам малых детишек, не реагирует на их выходки, а лишь покачивает головой, сохраняя невозмутимое спокойствие и ожидая, пока малыши выплеснут весь свой гнев и успокоятся. И пусть этот психологический прием вы проводите мысленно, если в реальности вы молчите, не отвечая на колкости коллектива, а лишь снисходительно улыбаетесь в ответ, вскоре противники поймут, что они проиграли, замолчат, и больше не будут использовать этот запрещенный прием против вас.

5. Прием психологической защиты «Лиса и виноград»

Не секрет, самые болезненные удары мы получаем от близких нам людей – родственников или тех, кого мы считали родными по духу. Если с вами произошла подобная история, и некогда близкий вам человек вдруг перешел в стан врага, став наравне с недоброжелателями клеймить и позорить вас, воспользуйтесь приемом защиты под названием «Лиса и виноград». Помните, как в басне Крылова, лиса, так и не сумевшая достать виноград, заявила, будто ей не очень-то и хотелось лакомства, виноград, дескать, зеленый и кислый. Так и вам следует поступить с обидчиком, которому вы доверяли. Убедите себя в том, что мнение этого человека вам не так уж и важно, а его поддержка не столь необходима. В общем, скажите себе, если человек поступил с вами подобным образом, не такой уж он вам и друг.

6. Прием психологической защиты «Океан»

Мы уже рассматривали ситуации, когда негатив исходит не от одного человека, а сразу от всего коллектива. С таким давлением справиться под силу далеко не каждому. Нужна мощная визуализация превосходства над оппонентами, чтобы найти в себе силы выдержать этот нажим с достоинством и не дать ни одной ядовитой стреле проникнуть вам в сердце. Специалисты в таких ситуациях рекомендуют применять прием «Океан». Представьте что вы – это бескрайний океан, в который впадает огромное количество бурлящих рек. Все они бурными потоками вливаются в океан, однако тот остается спокойным и неподвижным. Кажется, он даже не замечает их агрессивного напора. Так и вы, выслушивая потоки брани, исходящие от обидчиков, остаетесь бесстрастными и абсолютно спокойными.

7. Прием психологической защиты «Абсурдная ситуация»

Данный психологический прием заключается в том, чтобы, не дожидаясь открытой агрессии и насмешек со стороны своих обидчиков, «делать из мухи слона», то есть преувеличивая, доводить любую ситуацию до абсурда. Только почувствовав насмешки со стороны агрессора, начинайте утрировать ситуацию так, чтобы все последовавшие за этим слова вызывали лишь смех и не воспринимались всерьез. Этим вы попросту обезоружите своего оппонента, и вскоре все начнут смеяться уже над ним.

8. Прием психологической защиты «Куклы»

Помните знаменитую телепередачу В.Шендеровича «Куклы», где автор иронично высмеивал политических деятелей, используя для этого шаржированных кукольных персонажей, внешне напоминающих политиков? С людьми, которые пытаются вас задеть или открыто издеваются над вами, можно общаться только сквозь призму психологического приема «Куклы». Понаблюдайте со стороны за вашими обидчиками. Этот корчит из себя специалиста, хотя на самом деле имеет поверхностные знания, а другой пытается изображать из себя юмориста и балагура, хотя каждый день выискивает шутки в интернете. Просто посмейтесь над способностями ваших обидчиков и их мнимое превосходство над вами тут же рассеется. Кстати, если представляя агрессора комичным персонажем, вы рассмеетесь, это признак того, что защита работает. Здоровья вам и психологической устойчивости!

Психологи выделяют свыше 20 видов механизмов психологической защиты. Все они имеют определенные различия, но их главные функции сходны и заключаются в обеспечении устойчивости и неизменности представлений личности о себе.

Вытеснение . Вытеснение является процессом исключения из сферы сознания мыслей, чувств, желаний и влечений, причиняющих боль, стыд или чувство вины. Действием этого механизма можно объяснить многие случаи забывания человеком выполнения каких-то обязанностей, которые, как оказывается при более близком рассмотрении, для него неприятны. Часто подавляются воспоминания о неприятных происшествиях.

Вытеснение влечения . Сила действия влечения должна быть равна силе противодействия вытеснения. Но это загнанное внутрь влечение не перестает стремиться к своему удовлетворению. Вытесненное влечение не перестает быть фактом всей психической активности личности.

Мало того, вытесненное влечение может существенным или даже роковым образом влиять на поведение личности.

Цензору Сверх-Я, изгнавшему, как ему казалось, социально неприемлемое желание, приходится быть постоянно начеку, приходится тратить массу усилий на удерживание энергии влечений в подвале бессознательного. Сопротивление влечению требует собственно энергетического обеспечения, для этого другие формы поведения «обесточиваются». Отсюда быстрая утомляемость, потеря контроля, раздражимость, слезливость, то, что называется астеническим синдромом.

Вытеснение реальности. В этом случае вытесняется или искажается информация извне, которую индивид не хочет воспринимать, поскольку она неприятна для него, болезненна, разрушает его представления о себе. Здесь ситуацией управляет Сверх-Я. Сверх-Я делает индивида «слепым» и «глухим», «нечувствительным» к тревожной, угрожающей информации. Эта информация грозит нарушить сложившееся равновесие, внутреннюю согласованность психической жизни. Эта согласованность структурирована инстанцией Сверх-Я, создана усвоенными правилами поведения, предписаниями, стройной системой ценностей.

Вытесняется также информация, которую мне возвращает окружение и которая противоречит моему устоявшемуся знанию о себе, моей Я-концепции.

Вытеснение требований и предписаний Сверх-Я. В этом случае вытесняется также нечто неприятное, но связанное с чувством вины. Переживание вины - это санкция со стороны Сверх-Я за совершение некоего поступка или даже за саму мысль совершить нечто «ужасное».

У вытеснения, работающего против Сверх-Я, могут быть два следствия:

  • · это вытеснение удается, чувство вины снимается, вновь возвращается психологическое благополучие, комфорт, но ценой этого благополучия является нравственное падение личности.
  • · в работе вытеснения против Сверх-Я - это невротические реакции, в частности всевозможные фобии (страхи). Сверх-Я, допустив вытеснение чувства вины, «наказывает» ее болезнью.

Проекция. При проекции человек свои собственные нежелательные черты приписывает другим, и таким путем защищает себя от осознания этих же черт в себе. Механизм проекции позволяет индивиду оправдать многие свои поступки. Например, несправедливая критика и жестокость по отношению к другим. В этом случае такой человек бессознательно приписывает окружающим жестокость и нечестность, а раз окружающие такие, то в его представлении становится оправданным и его подобное отношение к ним.

Идентификация. Идентификация определяется как отождествление себя с кем-нибудь другим. В процессе идентификации индивид бессознательно уподобляется другому индивиду (объекту идентификации). В качестве объектов идентификации могут выступать как индивиды, так и группы. Идентификация приводит к подражанию действиям и переживаниям объекта.

Интроекция. Интроецироваться могут черты и мотивы лиц, к которым субъект формирует самые различные установки. Нередко интроецируется тот объект, который утрачен: эта утрата заменяется интроекцией объекта в свое Я. Зигмунд Фрейд приводил пример, когда ребенок, чувствовавший себя несчастным вследствие потери котенка, объяснил, недолго думая, что он теперь сам котенок.

Реактивное образование. В этом случае индивид бессознательно переводит трансформацию одного психического состояния в другой (например, ненависть -- в любовь, и наоборот). Например, чрезмерный гнев в иных случаях есть лишь бессознательная попытка завуалировать интерес и добродушие, а показная ненависть -- является лишь следствием любви, которая испугала индивида, бессознательно решившего скрыть ее за проявлением негативизма и злобы.

Самоограничение как механизм адаптации. Суть механизма самоограничения состоит в следующем: когда человек понимает, что его достижения менее значительны по сравнению с достижениями других людей, работающих в той же области, тогда его самоуважение снижается. В такой ситуации многие просто прекращают свою деятельность. Это своеобразный уход, отступление перед трудностями. Анна Фрейд назвала данный механизм «ограничением Я». Она обратила внимание, что такой процесс свойствен психической жизни на всем протяжении развития личности.

Рационализация или защитная аргументация. Когда необдуманный шаг приводит к неприятным последствиям, человек стремится оправдать свой поступок. Делается это не умышленно, а подсознательно, для сохранения самоуважения на должном уровне. Самозащита без достаточных оснований противостоит объективной оценке своего поведения. И такое поведение в психологии называется рационализацией мотива .

Аннулирование. Аннулирование -- психический механизм, который предназначен для предотвращения или ослабления какой-либо неприемлемой мысли, или чувства, для уничтожения неприемлемых для личности последствий другого действия или мысли. Данный механизм связан с верой в сверхъестественное. Когда человек просит прощения и принимает наказание, то тем самым плохое деяние как бы аннулируется, и он может продолжать действовать с чистой совестью.

Расщепление. В этом случае индивид бессознательно разделяет свою жизнь на императивы «хорошо» и «плохо», словно убирая нечто неопределенное, что может в последствии затруднить анализ им проблемы (например, критической ситуации, вызывающей дискомфорт психики в результате развития тревоги).

Отрицание. В этом случае индивид, при возникновении в зоне его восприятия негативной для него информации - бессознательно отрицает существование ее. Наличие факта отрицания индивидом каких-либо событий в большинстве случаев позволяет узнать о том, что же на самом деле беспокоит такого человека, что является для него наиболее важным.

Смещение. Подобная защитная функция выражается в бессознательном стремлении индивида переключить внимание с объекта действительного интереса на другой, посторонний, объект.

Выделяют два типа смещения. Первый называется «смещение объекта». Это когда человек проявляет к одному лицу или объекту чувство, которое в действительности испытывает к другому лицу или объекту.

При втором типе смещения объект не меняется (мишень не меняется), но энергия, связанная с одним чувством, переходит в другое чувство, отличное от первоначального.

Изоляция. В данном случае происходит бессознательное абстрагирование от чего-то, погружение в которое способно вызвать тревогу и волнение. Например, если при выполнении каких-либо действий думать о механизмах его осуществления, то это может привести к сбою в осуществлении подобного рода деятельности.

Регрессия. Регрессия может проявляться в том, что невротик бессознательно как бы возвращается в прошлое, когда, по его мнению, все было очень даже хорошо. Понятие регрессии предполагает, что при столкновении с препятствием или испытывая напряжение человек возвращается на ту стадию жизни, в которой он чувствовал себя в безопасности, в которой ему было хорошо и безоблачно

Всемогущий контроль. Ощущение, что ты способен влиять на мир, обладаешь силой, является, несомненно, необходимым условием самоуважения, берущего начало в инфантильных и нереалистических, однако на определенной стадии развития нормальных фантазиях всемогущества

«Перешагивать через других» - вот основное занятие и источник удовольствия для индивидов в личности, которых преобладает всемогущественный контроль. Их часто можно встретить там, где необходимы хитрость, любовь к возбуждению, опасность и готовность подчинить все интересы главной цели - проявить свое влияние.

Оглушение. Все описанные три вида вытеснения - это спонтанные, «естественные» и как правило бессознательно протекающие способы психозащитного разрешения сложных ситуаций.

Очень часто «естественная» работа вытеснения оказывается малоэффективной и тогда человек начинает использовать дополнительные искусственные средства по более «эффективной» работе вытеснения. В данном случае речь идет о таких сильнодействующих на психику средствах, как алкоголь, наркотики, фармакологические вещества (психотропные, аналгетики), с помощью которых человек начинает выстраивать дополнительные искусственные фильтры и преграды перед желаниями Оно и совестью Сверх-Я. При регулярном использовании оглушения начинается деградация личности.

Подавление. Подавление - более сознательное, чем при вытеснении, избегание тревожащей информации. Это психическая операция, направленная на устранение из сознания неприятного или неуместного содержания идеи, аффекта и т.д. Специфика действия механизма подавления заключается в том, что в отличие от вытеснения, когда бессознательной оказывается сама вытесняющая инстанция (Я), ее действия и результат, он, напротив, выступает как механизм работы сознания на уровне «второй цензуры», (расположенной по Фрейду, между сознанием и подсознанием), обеспечивая исключение какого-то психического содержания из области сознания, а не о переносе из одной системы в другую. Подавление происходит сознательно, но его причины могут осознаваться, а могут и не осознаваться. Продукты подавления находятся в предсознательном, а не уходят в бессознательное, как это можно видеть в процессе вытеснения. Подавление - сложный механизм защиты. Одним из вариантов его развития является аскетизм.

Аскетизм. Аскетизм как механизм психологической защиты был описан в работе А. Фрейд «Психология Я и защитные механизмы» и определен как отрицание и подавление всех инстинктивных побуждений. Она указывала на то, что данный механизм характерен в большей степени для подростков, примером которого является недовольство своей внешностью и стремление к ее изменению.

Нигилизм. Нигилизм - отрицание ценностей. Подход к нигилизму как одному из механизмов психологической защиты основывается на концептуальных положениях Э. Фромма.

По мнению Э. Фромма, развитие человека идет по пути увеличения «свободы», которым не каждый человек может адекватно воспользоваться, вызывая ряд негативных психических переживаний и состояний, что приводит его к отчуждению. В результате человек утрачивает свою самостоятельность. Возникает защитный механизм «бегство от свободы», для которого характерны: мазохистские и садистские тенденции; деструктивизм, стремление человека разрушить мир, чтоб он не разрушил его самого, нигилизм; автоматический конформизм.

Изоляция. Этот своеобразный механизм в психоаналитических работах описывается следующим образом; человек воспроизводит в сознании, вспоминает какие-либо травмирующие впечатления и мысли, однако эмоциональные компоненты их разделяет, изолирует от когнитивных и подавляет их. В следствии этого эмоциональные компоненты впечатлений не осознаются сколько-нибудь отчетливо. Идея (мысль, впечатление) осознаются так, как будто она относительно нейтральна и не представляет опасности для личности.

Перенос. Самым простым и довольно часто встречающимся видом переноса является вымещение - подмена объектов изливания накопившейся энергии в виде агрессии, обиды. Это - защитный механизм, направляющий негативную эмоциональную реакцию не на психотравмирующую ситуацию, а на объект, не имеющий к ней отношения. Иногда наше Я ищет объекты, на которых можно выместить свою обиду, свою агрессию. Основным свойством этих объектов должны быть их безгласность, их безропотность, их невозможность осадить. Цепи вымещений могут быть бесконечными. Ее звеньями могут быть как живые существа, так и неживые вещи (побитая посуда в семейных скандалах, выбитые стекла вагонов электричек и т.д.

Сублимация. Все вышеперечисленные психологические защиты не способствуют личностному развитию человека. Только одну психологическую защиту можно назвать успешной. Это сублимация -- психологическая защита, которая заключается в направлении энергии сексуально-агрессивного характера к другим целям.

Сублимация была тем обозначением, которое первоначально Фрейд дал социально социально-приемлемому выражению базирующихся на биологии импульсов.

Данная защита расценивается как здоровое средство разрешения психологических трудностей по двум причинам: во-первых, она благоприятствует конструктивному поведению, полезному для группы, во-вторых, разряжает импульс вместо того, чтобы тратить огромную эмоциональную энергию на трансформацию его во что-либо другое (например, как при реактивном формировании) или на противодействие ему противоположно направленной силе (отрицание, репрессия). Такая разрядка энергии считается положительной по своей сути www.psychology.net.ru.