Гитлер не любил евреев потому. Почему гитлер хотел, чтобы евреи исчезли с лица земли

С приходом к власти нацистов появилось много антиеврейских законов. В результате принятия этих законопроектов было решено вытеснить из Германии всех евреев.

Сначала нацисты пытались всячески изгнать евреев из подконтрольных им стран. Контролировали этот процесс Гестапо и СС. Так уже в 1938 году около 45 000 евреев выехало из Австрии. Перед началом Второй мировой войны из Чехословакии и Австрии уехало от 350000 до 400000 евреев.

Когда войска Гитлера вошли в Польшу антиеврейская политика стала еще жестче. Окончательное решение еврейского вопроса, выдвинутое немецкими национал-социалистами заключалось в массовом уничтожении евреев в Европе. Евреев Гитлер считал расово неполноценно нацией, которая не имеет право на жизнь. Теперь евреев не только задерживали, но и расстреливали. Были организованны специальные гетто (закрытые кварталы для полной изоляции евреев и надзора над ними).

После того как Германия напала на СССР подразделения СС стали уничтожать евреев путем массового расстрела. В 1941 году для этой цели стали использовать газвагены (машины, где евреев травили угарным газом). Чтобы сразу уничтожить большое количество людей было создано три концлагеря (Белжец, Треблинка, Собибор). В начале 1942 года лагерем смерти служил концлагерь Майданек и Аушвиц. В Аушвице было уничтожено до 1,3 млн. людей, из них около 1.1 - евреев. За весь период войны погибло около 2, 7 млн. евреев.

По мнению историков такая политика Третьего Рейха нашла поддержку у немецкого народа потому что все забранное у евреев имущество раздавалось рядовым немцам. Таким образом Третий Рейх хотел стать еще более могущественным, и заручиться поддержкой как можно большего количества людей.

Алгоритм решения еврейского вопроса

Концентрирование всех евреев в определенных районах (гетто). Отделение евреев от других национальностей. Вытеснение их из всех сфер общества. Конфискация всего имущества, выдворение, их из экономической сферы. Доведение до такого состояния, когда труд остается единственной возможностью для выживания.

Причины геноцида. Наиболее вероятные версии

Гитлер считал евреев и цыган отбросами общества, которым не место в цивилизованном мире, поэтому принял решение очистить от них Европу, как можно скорее.

Сама идея уничтожения связана с идеей нацизма разделения всех национальностей на несколько групп: первая – правящая верхушка (истинные арийцы). Вторая – рабы (славянские народы). Третья – евреи и цыгане (их необходимо уничтожить, а выживших превратить в рабов). Евреев Гитлер обвинял во всех грехах, в том числе: появлении большевиков, революции в России и т.д. Негры и вовсе были исключены из этой иерархии, как низшая раса. Правящая верхушка считала, что для покорения всего мира фашистские войска уже сейчас нуждаются в крупных победах, поэтому им стало дозволено убивать евреев и цыган как неугодных и самых незащищенных. Таким образом, поднимался боевой дух солдат. Большинство исторических источников не дают внятного объяснения поступка Гитлера по отношению к еврейскому народу.

Последствия геноцида для Европы

В результате такой политики погибло около 6 млн. евреев Европы. Из них только 4 млн. жертв смогли идентифицировать персонально. Такой ход событий негативно отразился на европейской цивилизации. Стала угасать культура идиш, но вместе с тем значительно возросло самосознание евреев далеко за пределами Европы. Благодаря этому выжившие евреи смогли дать новую жизнь сионистскому движению, в результате его окреп и разросся Израиль (на своей исторической родине – Палестине).

Адольф Гитлер стоит за самым жестоким геноцидом в новейшей истории. По его приказу миллионы евреев умертвили в газовых камерах. Другие погибали в концентрационных лагерях от голода, тяжелого труда и болезней.

Эта непостижимая глава в истории Германии заставила нашего читателя Лине Крюгер (Line Krüger) задаться вопросом, за что Гитлер настолько ненавидел евреев.

Гитлер создал нацизм

По мнению историков, чтобы найти истоки ненависти Гитлера к евреям, надо понять его идеологию. Адольф Гитлер был нацистом.

Контекст

Рост антисемитизма в Европе

Israel Hayom 29.07.2015

Евреям Европы угрожает опасность

Polosa 16.04.2015

Антисемитизм: обострение болезни

Israel Hayom 26.03.2015 «Нацизм строится на теории о расовой гигиене. Основополагающий принцип заключается в том, что расы не должны смешиваться», — объясняет Рикке Петерс (Rikke Peters), исследователь правого радикализма в Институте коммуникации и истории Орхусского университета.

Нацизм — национал-социалистическая идеология, разработанная и описанная Адольфом Гитлером в манифесте «Майн Кампф», изданном в середине 20-х годов.

В манифесте Гитлер писал:

— мир состоит из людей различных рас, которые ведут постоянную борьбу друг с другом. Именно расовая борьба является двигателем истории;

— есть высшие и низшие расы;

— высшая раса окажется под угрозой исчезновения, если ее смешивать с низшими.

Белая раса превыше всех

«Белую арийскую расу Гитлер считал наиболее чистой, сильной и интеллектуальной. Он был уверен, что арийцы превыше всех», — поясняет Рикке Петерс. И добавляет: — «Он ненавидел не только евреев. Это касалось и цыган и чернокожих. Но его ненависть к евреям была особенно сильна, потому что в них он видел корень всех зол. Евреи были главными врагами».

Историк Карл-Кристиан Ламмерс (Karl Christian Lammers), который изучал историю нацизма в Институте Саксо Копенгагенского университета, добавляет:

У Гитлера не было психической болезни

После Второй мировой войны многие рассуждали о том, что человек, который, подобно Гитлеру, несет ответственность за ужасный геноцид, видимо, психически болен.

Рикке Петерс утверждает, что нет доказательств тому, что Гитлер был сумасшедшим или страдал от некой ментальной болезни, заставлявшей его ненавидеть евреев.

«Ничто не указывает на то, что Гитлер был психически болен, хотя его нередко изображают как безумца в постоянном бреду. Можно сказать, что у него был маниакальный и параноидально-нарциссический тип личности, но это не значит, что он был сумасшедшим или психически больным».

Но, хотя Адольф Гитлер и не страдал психическими болезнями, нет сомнения, что он был отклонением от нормы. Психиатр мог бы диагностировать у него расстройство личности.

«Гитлер был злым. Он мастерски манипулировал людьми и при этом имел плохие социальные навыки. Но это не делает его психически больным. В жизни Гитлера отсутствовало все то, что в норме придает существованию смысл и вес — любовь, дружба, учеба, брак, семья. У него не было интересной личной жизни вне политических дел».

Антисемитизм процветал еще до Второй мировой войны

Другими словами, личность Гитлера можно описать как девиантную и диссоциальную, но это не единственная причина возникновения ненависти к евреям, которая привела к геноциду.

Немецкий диктатор был лишь составляющей частью многолетней общей тенденции. В то время он был далеко не единственным антисемитом. Когда Гитлер писал свой манифест, ненависть к евреям, или антисемитизм, уже была весьма распространенным явлением.

В XIX и XX веках еврейские меньшинства в России и Европе подвергались дискриминации и преследованиям, рассказывает историк Клаус Бундгор Кристенсен (Claus Bundgård Christensen), преподаватель университета Роскилле.

«Гитлер был частью антисемитской культуры Германии и других европейских стран. Многие верили, что у евреев есть тайная глобальная сеть, и они стремятся захватить власть над миром».

Рикке Петерс добавляет:

«Не Гитлер придумал антисемитизм. Многие историки отмечают, что его ненависть к евреям получила отклик у населения, потому что евреев и так преследовали во многих странах».

Национализм привел к антисемитизму

Рост антисемитизма соотносился с распространением национализма по Европе после французской революции 1830 года.

Национализм — политическая идеология, когда нация воспринимается как общность людей с одинаковым культурным и историческим фоном.

«Когда в 1830-х годах началось распространение национализма, евреи были как соринка в глазу, потому что жили по всему миру и не принадлежали к одной нации. Они говорили на своем языке и отличались от христианского большинства в Европе», — поясняет Рикке Петерс.

Среди христианских националистов во многих европейских странах процветали теории заговора о тайном стремлении евреев к мировому господству.

Фальшивые протоколы подстегнули догадку

Теория основана, в том числе, на неких старинных текстах под названием «Протоколы сионских мудрецов».

Эти протоколы в конце XIX века создала разведка российского царя Николая II, по форме они были похожи на настоящий иудейский документ.

Согласно этим протоколам, действительно существует всемирный заговор евреев с целью захвата власти. Российский царь использовал протоколы сионских мудрецов, чтобы оправдать преследования евреев, а много лет спустя то же самое сделал Адольф Гитлер.

«Гитлер верил, что у евреев действительно есть глобальная сеть, где они сидят и дергают за ниточки в стремлении захватить мировое господство. Он использовал фальшивые протоколы как средство легитимизации геноцида», — говорит Клаус Бундгор Кристенсен.

Немецкие евреи были интегрированы в общество

Однако евреи были частью немецкого общества, когда в 20-х годах Гитлер писал свой манифест.

«Немецкие евреи были прекрасно интегрированы в общество и считали себя немцами. Они сражались на стороне Германии в Первую мировую войну, некоторые были генералами или занимали высокие общественные посты», — говорит Рикке Петерс.

Но Германия проиграла войну, и это поражение подлило масло в огонь антисемитизма Адольфа Гитлера и его сторонников.

«В Первую мировую войну Гитлер был солдатом баварского режима. После войны он обвинил в поражении и последующих беспорядках в Германии евреев. Он заявил, что евреи вонзили нож в спину немецкой армии», — объясняет Карл-Кристиан Ламмерс.

Экономический кризис был на руку нацистам

В 30-е годы Германия, как и весь мир, погрузилась в Великую депрессию. Этот экономический кризис вызвал огромную безработицу и социальные беды.

В это кризисное время сформировалась антидемократическая нацистская партия Германии — Национал-социалистическая немецкая рабочая партия, которую с 1921 года возглавлял Адольф Гитлер.

«Многие немцы поддержали нацизм, потому что надеялись, что новая политическая система создаст лучшие условия жизни. Тогда расовая теория Гитлера была представлена только в „Майн Кампф“, и до 1933 года члены партии мало что знали о расовой гигиене. Только после захвата Гитлером власти в 1933 году антисемитизм и расовая теория стали играть заметную роль в общественной жизни», — говорит Карл-Кристиан Ламмерс.

На выборах 1932 года Национал-социалистическая партия и немецкие коммунисты вместе получили большинство голосов. Адольф Гитлер потребовал, чтобы его сделали канцлером, и занял этот пост.

Население настраивали против евреев

С приходом нацистской партии к власти Адольф Гитлер и его единомышленники начали распространять антисемитские идеи среди населения. Проводились кампании, представлявшие евреев низшими людьми и угрозой арийской расе.

Провозглашалось, что Германия — для немцев, и надо сохранять чистоту арийской расы. Прочие расы, особенно евреи, должны быть отделены от немцев.

«Гитлеру удалось настроить большую часть населения Германии против евреев. Но были и люди, протестовавшие против его жестоких нападок на еврейское меньшинство. Например, многие считали, что Хрустальной ночью нацисты зашли слишком далеко», — рассказывает Клаус Бундгор Кристенсен.

Ненависть к евреям оставалась неизменной

В течение вечера и ночи были разрушены множество еврейских кладбищ, 7,5 тысяч магазинов, находившихся в собственности евреев, примерно 200 синагог.

Многие немцы решили, что нацистская партия перешла все границы, но распространение ненависти к евреям продолжалось. В последующие годы Адольф Гитлер и его сторонники систематически отправляли миллионы евреев в концлагеря и уничтожали их.

«В ходе Второй мировой войны политика Национал-социалистической партии по некоторым направлениям поменялась, но ненависть к евреям оставалась неизменной. Уничтожение евреев и создание безиудейской Европы было для Гитлера и прочих членов партийной верхушки мерилом успеха», — говорит Клаус Бундгор Кристенсен. — «Даже в конце войны, когда стало очевидно, что надо экономить ресурсы, нацисты продолжали тратить деньги на концлагеря и отправку туда евреев».

Когда 30 января 1933 года Гитлер был назначен рейхсканцлером, никто не сомневался, что к власти пришел ярый антисемит. Выпады, полные ненависти против евреев, занимали много места в «Майн кампф», а программа нацистской партии запрещала принимать в нее евреев.

Антисемитизм национал-социалистов имел свои традиционные причины: евреи обвинялись в том, что они контролируют в Германии непропорционально большую часть экономической и духовной жизни, используя эту власть исключительно в собственных интересах. Кроме того, в евреях нацисты видели передовой отряд компартии. При этом они ссылались на то, что евреи играли ведущую роль и в Октябрьской революции, и в недолговечном режиме Бела Куна в Венгрии, и в еще более недолговечной Баварской республике.

Приход в Германии НСРПГ к власти был неприятным ударом для немецких евреев, которые в основной своей массе были ассимилированы и считали себя хорошими патриотами. Некоторое время они надеялись, что, взвалив на себя бремя государственной ответственности, национал-социалисты сделаются более умеренными. Ведь в ходе избирательной кампании антисемитизм не играл ведущей роли. За НСРПГ голосовали не по ненависти к евреям, а потому, что думали, будто Гитлер даст немцам работу и хлеб.

После поджога рейхстага 27 февраля 1933 года и триумфа национал-социалистов 5 марта того же года на выборах репрессии не заставили себя ждать, но их жертвами стали почти одни левые, прежде всего коммунисты. Первый концлагерь возник в Дахау уже в конце марта, за ним появились другие лагеря. Среди заключенных были и евреи, но не как евреи и иудеи, а как левые активисты (или уголовники).


В это время только отдельные фанатики или хулиганы позволяли себе выходки против евреев, но правительство их не одобряло.


Первые меры против евреев Гитлер предпринял 1 апреля 1933 года, призвав к бойкоту еврейских магазинов. Более серьезными и всеохватывающими стали различные параграфы закона об адвокатуре, вышедшем шесть дней спустя, а также решение о восстановлении профессионального чиновничества. Большая часть чиновников-евреев была уволена в отставку, часто под видом ухода на пенсию. Постановления против евреев были не столь резки, как того хотели нацисты, ибо Гитлеру приходилось считаться со своими партнерами по консервативному лагерю .

При помощи указанных постановлений было сильно сокращено число адвокатов и нотариусов из евреев. Вскоре после этого на медицинских и юридических факультетах для евреев была введена 1,5-процентная норма . В последующие месяцы многие евреи, служившие в государственных учреждениях или учебных заведениях, были уволены, отправлены на пенсию или им было запрещено заниматься своей профессией. Затем какое-то время казалось, будто буря утихла, и в Германию вернулось 10 тысяч из 60 000 евреев, выехавших из нее после прихода к власти Гитлера .

Но то были призрачные надежды. В сентябре 1935 года в рейхстаг пришли «нюрнбергские законы», запрещавшие браки и внебрачные отношения между евреями и «арийцами», но затем вновь наступила некоторая пауза, связанная отчасти с Олимпийскими играми 1936 года в Берлине. 1937 год принес широкомасштабную «аризацию» немецкой экономики, которая означала принудительную продажу евреями своих предприятий и фирм за цену в основном меньше реальной.

В 1938 году режим национал-социалистов еще крепче закрутил гайки. В июне концлагеря были отправлены евреи, приговоренные к тюремному заключению на срок больше месяца. В ноябре польский еврей Гершель Грюншпан убил в Париже немецкого дипломата, что привело к известной «хрустальной ночи» .

По всей Германии прошли эксцессы, во время которых было осквернено много синагагог, разграблены и сожжены еврейские магазины, убито от 36 до 91 евреев и многие ранены. В самой Германии и Австрии, вошедшей в марте в состав рейха, был арестовано 31,5 тысячи евреев, которых разместили в четырех лагерях: Заксенхаузене, Бухенвальде, Дахау и Маутхаузене. Правда, большинство из них вскоре вышло на свободу, но шок от «хрустальной ночи» и последовавшие произвольные меры, предпринятые правительством, - так, на немецкую еврейскую общину был наложен штраф в один миллиард марок - рассеяли среди евреев все надежды на улучшение своего положения. До октября 1941 года, когда вышло распоряжение о прекращении эмиграции, из Германии выехало две трети немецких евреев, а среди оставшихся уже в 1939 году более половины было старше 65 лет .

Тот же процесс, но в более быстром темпе, происходил после аншлюса в марте 1938 года в Австрии и в протекторате Богемии и Моравии после раздел Чехословакии в марте 1939 года. В течении краткого времени эмигрировала большая часть австрийских и значительное число чешских евреев.

Этот массовый исход полностью отвечал планам национал-социалистов и потом они всеми силами поддерживали его. Евреев на эмиграцию толкали разнообразные притеснения, которым они подвергались начиная с 1935 года. Для ее усиления нацисты тесно сотрудничали с сионистскими кругами, заинтересованными в переселении в Палестину как можно большего числа евреев. Об этом сотрудничестве, которое в наши дни в основном замалчивается, очень хорошо рассказано в книге «Орден „Мертвая голова“ Гейнца Хене, классическом исследовании, посвященном СС, которое опирается на нижеследующие факты.

Осенью 1934 года Леопольд Эдлер фон Мильденштейн, ставший потом унтершарффюрером СС, опубликовал в нацистском органе «Ангриф» статью о перспективах еврейского государства в Палестине. Будучи постоянным участником сионистских конгрессов, Мильденштейн видел решение еврейского вопроса в эмиграции евреев в британскую подмандатную территорию, где позже действительно возникло государство Израиль. На эту статью обратил внимание Рейнхард Гейдрих, руководитель СД (службы безопасности), которому идея пришлась по душе. Все немецкие евреи должны выехать в Палестину, по возможности добровольно или под нажимом. В качестве новой родины Палестину, разумеется, выбирало меньшинство эмигрантов-евреев, большинство же предпочитало направляться в другие страны, в основном в США.

Мильденштейн предусматривал своим планом «диссимиляцию» ассимилированных евреев и превращение их в сионистов. По приказу Гиммлера он организовал «Еврейский сектор» для стимулирования эмиграции. Этот сектор поддерживал лагеря переобучения, где молодые евреи проходили сельскохозяйственную подготовку для работы в палестинских кибуцах. В августе 1936 года в Германии действовало не менее 37 подобных лагерей . Один из них упоминается в Нойдорфе даже в марте 1942 года !

Одним из самых деятельных сотрудников упомянутого сектора был эсэсовец Адольф Эйхманн, который 27 февраля 1937 года встретился в Берлине с сионистским руководителем Фейвелем Полкешем, занимавшем в Палестине должность командира еврейской милиции Хагана. Полкеш сказал Эйхманну, что он всеми силами желает содействовать эмиграции евреев в Палестину, дабы со временем евреев стало больше, чем палестинцев. В октябре того же года Эйхманн встретился в Каире с Полькешем для переговоров во второй раз. После них эсэсовец Герберт Хаген, сопровождавший Эйхманна, заявил о большем удовлетворении, с каким еврейские националисты воспринимали радикальную политику немцев в отношении евреев, ибо она способствовала увеличению их числа в Палестине .

Однако вскоре описанный план натолкнулся на трудности, так как вызвал волнение среди арабского населения подмандатной территории и англичане решили притормозить эмиграцию. В декабре 1937 года вышли первые соответствующие распоряжения, а в мае 1939 появилась «Белая книга», согласно которой в Палестину в ближайшие пять лет допускалось только 75 тысяч евреев, хотя нелегальная иммиграция, естественно, шла сама по себе. Сокрушительный удар палестинским планам СД нанесло начало войны в сентябре 1939 года, ибо немцам не очень хотелось отталкивать от себя арабов, своих потенциальных союзников в войне с англичанами.

После того как США и другие страны приняли меры к сокращению еврейской эмиграции, в Германии стали думать о переселении евреев на Мадагаскар. Сторонником этой идеи был Франц Радемахер, начальник еврейского сектора в немецком отделе Министерства иностранных дел . Осуществление этого проекта стало реальным после разгрома Франции, колонией которой был этот огромный остров. Однако против выступил Петэн, но даже если бы он согласился с планом, осуществить его было бы трудно, поскольку судов для перевозки было мало и морские пути англичане держали под контролем.

После захвата немцами в начале войны с СССР больших территорий на Востоке в Берлине возник замысел о создании там зоны, населенной евреями. 31 июля 1941 года Геринг писал Гейдриху :

«В дополнение к задаче, поставленной распоряжением от 24.01.1939, возможности благоприятно решить еврейский вопрос в форме эмиграции и эвакуации в соответствии с обстоятельствами времени, я поручаю Вам провести все нужные приготовления организационного, делового и материального характера для общего решения еврейского вопроса в немецкой зоне влияния в Европе. При этом могут быть задействованы другие компетентные центральные инстанции. Далее я поручаю Вам представить мне в ближайшем времени общий план предварительных мер организационного, делового и материального характера по выполнению предусмотренного окончательного решения еврейского вопроса».

Сторонники холокоста все время приводят это письмо, толкуя его как начало истребления евреев. Поскольку слова «в форме эмиграции или эвакуации» мешают, то иногда их просто опускают. При правильном цитировании, например, у Рауля Гильберга, данные слова подаются как замаскированное «истребление». Гильберг делает также вывод, что, получив письмо, Гейдрих крепко взял в свои руки руководство процессом геноцида . Правда, он не объясняет, отчего второй по рангу национал-социалист должен был прибегать к иносказанию в своем неофициальном письме к начальнику нацистской полиции. Так как не обнаружилось ни одного письменного приказа об истреблении евреев, то приверженцам мифа о холокосте приходится домысливать то, чего в тексте нет. Говоря об эмиграции и эвакуации евреев, Геринг имел в виду только это и ничто другое. И действительно, начиная с 1941 года, евреи из Германии и оккупированных областей транспортировались на Восток, сперва в Польшу, а затем во все большем числе в Россию. Поскольку сотни тысяч евреев были доставлены в лагеря, то их судьба и без плана уничтожения была незавидной.

В поведении нацистов имелось три резона. Во-первых, им срочно нужна была рабочая сила в то время, когда большинство боеспособных мужчин находилось фронте, и в качестве таковой особенно подходили хорошо в общем профессионально обученные евреи. Транспортировка в лагеря стариков и детей объясняется просто тем, что семьи не хотели разлучаться. Во-вторых, евреи считались неблагонадежными, ибо они, несомненно, всегда стояли на стороне противника. Как уже указывалось, процент евреев в оккупированных странах борцов Сопротивления был очень велик. В-третьих, нацисты думали использовать благоприятные обстоятельства, чтобы ускорить «окончательное решение» еврейского вопроса, под которым они подразумевали - вопреки легенде о физическом уничтожении евреев - их эмиграцию или переселение на территорию на восточные окраины немецкой сферы власти .

Хотя, как сказано, эмиграция была официально запрещена осенью 1941 г., закон соблюдался не строго, и евреи могли выезжать из Европы в течение войны. Запрет на эмиграцию был, конечно, нацелен против того, что боепоспособные и технически образованные евреи могли поступить на службу противнику. Вот почему евреев с конца 1941 года стали депортировать на Восток. Ниже мы вернемся к судьбе депортированных.

В европейских странах, оккупированных Гитлером, евреям в разной степени пришлось пострадать от депортации. Неожиданно сильно затронула она голландских евреев, большая часть которых была депортирована, в то время как евреев Бельгии и Франции коснулась мало - из этих стран в основном депортировались евреи-иностранцы. Поскольку цель национал-социалистов состояла в вытеснении евреев из Европы, то они начали естественно там, где меньше всего имелось трудностей. Во Франции и Бельгии им приходилось считаться с местными правительствами, которые противились депортации евреев, своих сограждан. Из Голландии же после нападения немцев правительство бежало и потому нацисты могли делать все, что угодно .

Кстати, депортация и интернирование евреев в гитлеровском рейхе имеет историческую параллель: США и Канада интернировали большую часть японцев, даже обладателей американских и канадских паспортов. И это при том, что - как десятилетия спустя признал Рейган - не было выявлено ни одного случая шпионажа или подрывной деятельности со стороны американских японцев!

Теперь рискнем коснуться весьма деликатной темы - вопроса о том, насколько сознательно сионисты, в особенности американские, провоцировали преследование евреев в Германии и оккупированных странах и какова их ответственность - если не юридическая, то хотя бы моральная, - за тяжелую участь евреев.

Американский еврей Эдвин Блэк описывает в своей сенсационно откровенной книге «The Transfer Agreement», вышедшей в 1984 году, этапы экономической войны, развязанной еврейскими организациями против Германии сразу после прихода Гитлера к власти, т.е. еще до первых антисемитских указов. 27 марта 1933 года в Мэдисон Сквэр-Гардене в Нью-Йорке состоялся большой митинг, участники которого потребовали полного бойкота Германии до дня свержения национал-социалистического правительства. Мак Коннел, один из ораторов, заявил в частности :

«… Даже если гонения в Германии на время ослабнут, надо продолжать протесты и митинги против нацистов до их отстранения от власти».

А Стэфен С. Уайз, президент Конгресса американских евреев и один из организаторов митинга, предупредил, что :

Одновременно начался бойкот в других странах. В Польше »… на массовых митингах, в унисон с митингом Конгресса (американских евреев), было решено распространить на всю страну начатый в Вильнюсе бойкот. В Варшаве три крупнейшие еврейские торговые фирмы взяли на себя обязательства «принять самые решительные меры защиты путем бойкота импортируемых из Германии товаров. В Лондоне почти все еврейские магазины в районе Уайтчэпеля захлопнули свои двери перед немецкими негоциантами».

Последствия этого экономического бойкота были для Германии катастрофичными :

«Профсоюзы приняли меры против особо важных областей промышленности, приносивших прежде всего валютные поступления, как например, выделка мехов. Согласно оценкам, общие потери немцев в одной этой области составили в 1933 году 100 миллионов марок».

Казалось, действительно, начали сбываться слова из статьи «Евреи объявляют Германии войну», напечатанной 24 марта в «Дейли экспресс» :



«Евреи всего мира объединяются для того, чтобы объявить Германии финансовую и экономическую войну… Забыты все трения и противоречия перед лицом одной общей цели… заставить фашистскую Германию прекратить свой террор и насилие против еврейского меньшинства».


Блэк оправдывает эту экономическую войну безжалостным подавлением евреев немецким правительством :

«Нацисты затеяли войну с евреями, мобилизовав всю Германию. Со своей стороны евреи развернули войну с нацистами, возбудив весь мир. Впереди - бойкот, марши протеста, митинги против Гитлера. Следовало изолировать Германию в политическом, и даже в экономическом и культурном плане до тех пор, пока не падет нацистское руководство. Итак, Германии снова преподносили горький урок».

Ошибочка автора состоит лишь в том, что в это время просто-напросто не было никакой «развязанной против евреев войны с мобилизацией всей Германии», никакого «террора и насилия против еврейского меньшинства», «беспричинных убийств, вымаривания голодом, уничтожения и дьявольских преследований» (это слова Сэмюэля Унтермейера, советника правительства и председателя «Non Sectarian Anti-Nazi League»). Имелись лишь отдельные выходки хулиганов-антисемитов, против которых новый режим предпринимал все возможные меры, о чем недвусмысленно свидетельствуют заявления немецких еврейских организаций. 31 марта Макс Науманн, почетный председатель «Союза национал-немецких евреев», отвечал в «Нойе Винер журнал» :

«Вначале я хочу Вам сказать, что выступаю против этой антинемецкой травли через нагнетание ужасов. Эта кампания напоминает мне недавнюю травлю немцев и их союзников во время войны. В точности совпадают даже детали и методы, когда писалось об отрубленных детских ручонках и выколотых глазах и об использовании трупов для получения жировых веществ. В этот контексте вписываются нынешние заявления, будто на кладбищах валяются расчлененные трупы евреев, будто едва еврей выходит на улицу, как на него нападают. Отдельные выходки, конечно, были, но и только… И мне известно, что в этих случаях власти действовали без церемоний. Мы, немецкие евреи, во всяком случае убеждены в том, что правительство и руководство НСРПГ действительно хочет поддерживать спокойствие и порядок».

Все понимали, что нацисты, не имея возможности добраться до зачинщиков кампании бойкота, обрушат свой гнев на немецких евреев. Напрасно однако д-р Левенштейн, председатель «Имперского союза немецких солдат-фронтовиков», в письме к американским евреям, направленном в посольство США в Берлине, призывал остановить это безумие :

«Нам думается, пришло время отмежеваться от безответственной травли, которая ведется за границей т.н. еврейскими интеллигентами. Стрелы, которые вы мечете из своего защищенного укрытия, хотя и наносят вред Германии и немецким евреям, не делают все-таки чести самим стреляющим».

Страшные издевательства над немецкими евреями в 1933 году существовали только в воображении пропагандистов, что подтверждает, описывая обстановку того времени, такой совершенно безупречный очевидец, как историк-еврей Арно Майер :

«Среди первых заключенных „Третьего рейха“ евреев было относительно мало и, что характерно, арестованы они были в качестве политиков, адвокатов или литераторов левой ориентации».

Очевидно одно - никто в это время не был арестован только потому, что был евреем. В другом месте Майер говорит о поводе к бойкоту :

«20 марта комитет видных американских евреев, озабоченный зловещими инструкции в „Штюрмере“ Штрейхера, решил 27 марта созвать массовый митинг в Мэдисон Сквер-Гардене».

Поводом или скорее предлогом к беспримерной кампании бойкота послужили «зловещие инструкции» в неофициальном листке, который из-за примитивности и порнографического характера презирали даже многие нацисты!

На международный бойкот Гитлер ответил вышеупомянутым однодневным бойкотом еврейских магазинов, который, кстати, проводился в субботу, когда их большинство было и так закрыто. В огромном числе школьных учебников помещена фотография, снятая в тот день: у еврейского магазина эсэсовцы указывают на плакат «Не покупайте у евреев!» В учебниках однако не говорится, как долго длился этот бойкот и что его вызвало. Так фальсифицируется история.

В дальнейшем, еврейские организации США и других стран не брезговали ничем, чтобы спровоцировать новые меры против немецких евреев. В августе 1933 года Унтермейер в речи, которая передавалась по радио по всей стране, заявил :

«Каждый из вас, будь он евреем или неевреем, кто не стал еще участником священной войны, должен сегодня сделаться им… Мало, что вы не покупаете немецкие товары, вы вообще не должны общаться с торговцами или владельцами магазинов, продающими немецкие изделия, или с использующими немецкие суда… - К нашему стыду, среди нас есть несколько евреев, - к счастью, их немного, - у которых так мало гордости и самоуважения, что они плавают на немецких судах… Их имена должны знать все. Они - предатели нашей нации».

В январе 1934 года, когда в Германии никто - за исключением каких-то уголовников-фанатиков - и пальцем не тронул ни одного еврея из-за его религии или национальности, сионист-радикал Владимир Жаботинский писал :

«Все еврейские общины и каждый еврей в отдельности, все профсоюзы на каждом съезде и на каждом конгрессе уже в течении месяцев ведут во всем мире борьбу против Германии. Мы развернем против Германии духовную и физическую войну со стороны всего мира. Наши еврейские интересы требуют полного уничтожения Германии».

В Берлине подобные заявления воспринимались буквально. Платить за них приходилось немецким евреям, которых никто не спрашивал, согласны ли они с болтовней Унтермейеров, Уайзов и Жаботинских. Сионисты знали, что делали. Как всегда, они использовали немецких евреев в качестве разменной монеты в борьбе за создание своего государства. Во время войны травля еще больше усилилась. 3 декабря 1942 года Хаим Вейцман, руководитель Всемирной сионистской организации, заявил :

«Мы - троянский конь во вражеском стане. Тысячи евреев, проживающих в Европе, - это главный фактор уничтожения наших врагов».

На эти-то фразы и ссылались национал-социалисты, отдавая приказы о депортации евреев в лагеря и гетто.

Еще до вступления США в войну американский еврей Натанаэл Кауфман выпустил книгу под заглавием «Германия должна погибнуть», в которой требовал полного истребления немецкого народа путем стерилизации :

«Если вспомнить, что прививки и сыворотки приносят населению пользу, то к стерилизации немецкого народа надо отнестись как к замечательному гигиеническому мероприятию со стороны человечества, дабы навсегда оградить себя от бактерии немецкого духа».

Хотя в США книга Кауфмана прошла почти незамеченной , Геббельс и Штрейхер умело воспользовались этой поделкой, приказав сразу перевести ее на немецкий и издать большим тиражом. В связи с этим немецкий еврей Гидеон Бург верно заметил :

«Это выглядит так, как если бы в цирке сорванцы стали швырять камнями во льва, в пасть которому сунул голову укротитель. Сорванцам бы ничего не было - между ними и опасностью расположен океан, то бишь прутья звериной клетки.»

Легкомыслие или наивность? Вряд ли. Не стоит забывать, что стратегия сионистов состояла в подстрекательстве Гитлера ко все более жестким антисемитским мерам по притеснению евреев. С одной стороны, это подталкивало немецких евреев к эмиграции в Палестину, с другой, правительствам западных держав сионисты доказывали необходимость для евреев национального очага. На то же была нацелена и пропаганда «ужасов» об истреблении евреев, начавшаяся в 1942 году. Об этом нетрудно судить по заявлениям, вроде сделанного 2 марта 1943 года в «Нью-Йорк Таймсе» Вейцманом:

«Уже истреблены два миллиона евреев… Задача демократий очевидна… через нейтральные страны они должны вести переговоры, добиваясь освобождения евреев в оккупированных областях… Да распахнутся врата Палестины для всех чающих узреть берега еврейской Отчизны».

Это ложь, будто в начале 1943 года было истреблено два миллиона евреев, однако к этому времени десятки тысяч нашли свой конец в лагерях.

Адольф Гитлер был весьма неоднозначной и противоречивой личностью. Он был трудолюбивым и остроумным человеком, умевшим захватить внимание толпы, поддержать интерес к своей персоне во время выступления. Но, вместе с тем, в историю Гитлер вошел как человек, погубивший миллионы людей. Очень весомый процент его жертв составили евреи.

Теории, выдвигаемые касательно причин происхождения ненависти

Биография этой исторической персоны освещалась во многих книгах и научных трудах. Безусловно, они дали множество поводов для размышления, хотя, многие историки склонны считать, что наиболее ярким описанием Гитлера может служить лишь его собственный труд – рукопись «Моя борьба».

Обращаясь к страницам «Mein Kampf» можно заметить, что первое упоминание евреев связано с периодом становления социал-демократических взглядов будущего фюрера. Именно в этот период Гитлер обращает свое внимание на представителей еврейской народности. Впервые юный Адольф повстречал еврея еще в училище: молчаливый мальчик вызывал у Гитлера сомнительные чувства и интерес.

Позже, в период юношества, Гитлер выделял для себя евреев лишь по религиозным отличиям. В своей рукописи он упоминает «фигуру в длиннополом кафтане с черными локонами», которую он встретил, проходя по центральной улице Вены. Необычный внешний вид прохожего вызвал в Адольфе такой интерес, что тот обратился к книгам для того, чтобы побольше узнать о людях в подобной одежде. Под воздействием от прочтения большого количества антисемитских брошюр у Гитлера формируется острое чувство неприязни к представителям еврейской национальности, и он решает полностью сепарироваться от них в повседневной жизни.

Почему Адольф Гитлер смотрел на евреев с ненавистью

Факт крайней неприязни Гитлера к евреям является одним из основополагающих в его биографии, ведь он повлиял не только на судьбу самого фюрера, но и на мировую историю. В написанной им книге «Моя борьба» («Mein Kampf») Адольф говорит о том, что его ненависть и появившаяся из нее идеология были закономерным результатом влияния исторических событий времен первой мировой войны.

Между тем, историкам данная причина не кажется подходящей: Гитлер никогда не участвовал непосредственно в военных действиях, он проходил службу в качестве связного полкового штаба. Так что у фюрера не было возможности пропитаться антисемитизмом в пылу военных действий.

Однако, в 16-м резервном Баварском полку, где Адольф проходил службу, действительно был большой процент радикальных антисемитов, которые стали ярыми сторонниками идеологии именно во время службы.

Когда именно возникла неприязнь Гитлера к евреям?

Касательно данного вопроса, историки склонны соотносить этот момент с 1921 годом. Причем, решающую роль в становлении Гитлера как антисемита сыграли события, имевшие место быть в 1919 году в городе Мюнхене. Данную точку зрения также склонен считать наиболее вероятной личный биограф Геббельса и Гитлера Ральф Ройт. В своем произведении «Ненависть Гитлера к евреям. Клише и действительность» он упоминает, что особое влияние на мировоззрение фюрера оказала революция, произошедшая в тот год в столице Баварии.

Детские годы фюрера

Прежде чем приступить к анализу тех событий из юных лет маленького Адольфа, наложивших отпечаток на его мировоззрение в зрелые годы, стоит отметить ряд нюансов касательно того времени, которые часто не упоминаются вовсе, либо искажаются:

  • семья Гитлера вовсе не была обеспеченной или зажиточной;
  • в то время простым людям не было знакомо слово «толерантность»;
  • часто народ виновником всех своих проблем склонен был видеть представителей нацменьшинств;
  • человеческая жизнь ценилась куда меньше, чем сейчас;
  • на тот момент не существовало задекларированных базовых прав человека.

Неудивительно, что в таком окружении Гитлер впитал именно негативный настрой, который впоследствии сильно повлиял на его картину мира. Та база знаний, которая закладывается в человека в детстве, оказывает очень сильное влияние на дальнейшее восприятие им информации, и это влияние нельзя недооценивать.

Отношение к евреям в обществе

Стоит отметить тот факт, что евреи являлись не только национальным, но и религиозным меньшинством. Вынужденные скитаться из одной страны в другую они не имели своего государства. Как правило, в силу природных черт личности, приезжая на новое место, евреи быстро добивались карьерного успеха.

Некоторые сферы бизнеса были исключительно еврейскими, т.к. предпринимателей других национальностей изживали, как только они достигали уровня серьезной конкуренции.

Нередко евреи селились в новом месте проживания очень скученно и вели себя таким образом, что коренные жители чувствовали себя не комфортно. Особенно много негатива в их сторону в связи с этим было в годы кризиса, когда повсюду царила нищета и бедность. Сплоченные и богатые евреи привлекали множество злых взглядов местных жителей. Стоит упомянуть, что первые гетто, в которых жили евреи, были построены еще в Италии в средневековые времена.

Принимая во внимание все эти факты, легко понять, что Гитлер вовсе не взял идею антисемитской идеологии с потолка. Она летала в воздухе, окружала его разговорами соседей на протяжении всей его жизни. Антисемитские настроения на тот момент поддерживала большая часть населения.

Нередко при прослушивании выступлений различных политических ораторов, он мог услышать обвинения в адрес не только евреев, но и англичан, а также коммунистов. Период юности Гитлера относится к революционному времени, когда то и дело возникали новые политические партии, а уровень протестных настроений в обществе был очень высок.

Альтернативные версии причин ненависти Гитлера к представителям еврейской национальности

Существуют также довольно оригинальные версии источника происхождения ненависти. Согласно одной из них Гитлер сам был наполовину евреем, т.к. его отец был семитом. Ходят слухи, что отец Адольфа много пил и вел себя как тиран, периодически избивая мать Адольфа и самого мальчика.

По этой ли причине, или потому, что на фоне всеобщей неприязни к евреям собственные семитские корни вызывали у Гитлера комплексы, он и выбрал в качестве своей идеологии антисемитизм. Достоверно неизвестно, являются ли эти факты правдой, либо они вымышлены. В любом случае, таких причин явно недостаточно для того, чтобы воспитать в человеке лютую ненависть ко всей нации, и организовать геноцид.

Почему фашисты истребляли евреев?

Мы никогда не сможем выяснить истинную причину событий, происходивших в годы второй мировой войны, но можно выделить основные моменты, которые чаще всего упоминают при обсуждении данного вопроса:

  1. Нацисты, как и Адольф Гитлер, испытывали сильное чувство ненависти к евреям, подкрепляемое впечатляющим навыками убеждения своего вождя, которые он использовал на митингах.
  2. Гитлером была разработана теория о «высших» и «низших» расах, согласно которой все люди делились на «арийцев» и «недолюдей». При этом те, кто относился к низшей расе, подлежали уничтожению. Именно эту программу нацисты реализовывали, уничтожая евреев в концлагерях.
  3. Фашисты Германии видели в евреях угрозу не только для своей страны, но и для всей планеты.
  4. По мнению Гитлера, евреи строили коварный план по порабощению немецкой нации и дальнейшему использованию Германии, как плацдарма для своих дальнейших завоеваний. Он верил в то, что уничтожая евреев, он спасает мир и создает здоровую экономику, и убеждал в этом другие руководящие чины правительства.
  5. Фюрер не видел иных путей, кроме как полное уничтожение евреев, т.к. считал, что они очень изворотливы и при других обстоятельствах легко захватят власть. Его политика по отношению к представителям этой народности была бескомпромиссной.

При этом известно, что за весь свой период правления Гитлер ни разу не посещал концлагеря лично. Это дает массу поводов для размышлений.

Поводы для ненависти Гитлера к еврейской народности

Сам Гитлер обычно объяснял свою крайнюю неприязнь к семитам следующими причинами:

  • он считал, что для евреев стремление к извлечению прибыли выше моральных и нравственных устоев;
  • как правило, все евреи занимали высокое положение в обществе, а природные черты характера позволяли им быстро добиваться успеха в работе;
  • среднестатистический еврей жил куда более богато, чем немецкие люди, что особенно бросалось в глаза во время кризиса;
  • ужасы военных времен, психологические травмы детства и озлобленность на окружающий мир усугубили и без того существовавшую неприязнь;
  • огромное желание «спасти» мир и устранить еврейскую угрозу.

Взгляд со стороны

Адольф Гитлер, как стратег, считал, что лучшая защита – это нападение. Поскольку он видел угрозу существующему экономическому и политическому строю в лице представителей еврейской народности, он решил примерить на себя роль спасителя и принять существенные меры. Поскольку неприязнь к евреям среди немецкого населения в те годы была максимальной, идеи Гитлера охотно подхватили массы, и нацистская идеология быстро распространилась по стране.


Открытая внешность, приятные простые черты и впечатляющие навыки оратора помогли Гитлеру с легкостью продвинуть свою идею в массы. Граждане охотно слушали его выступления на митингах и сразу же проникались доверием к вождю. По этой причине расизм получил очень быстрое развитие в Германии, попав на благодатную почву общенародной неудовлетворенности.

Немцы видели в призывах Гитлера к истреблению евреев возможность построения лучшего будущего, которое казалось особо привлекательным в условиях нищеты и безработицы в настоящем. Именно поэтому идеология фюрера была воспринята на ура, и рядовые граждане быстро приступили к строительству «светлого» будущего.

Личность Гитлера и его влияние на становление фашизма, как идеологии всегда интересовали историков и биографов, а также режиссеров и сценаристов. В 2012 году продюссеры Нико Хофман и Ян Мойто приступили к съемкам восьми серийного фильма о фюрере.

Режиссер Томас Вебер отметил особую важность внимательного отношения при реализации сценария к процессу формирования личности Гитлера, а также чертам его характера, как к холодности, так и к располагающей манере поведения.

«Только в том случае, если мы попытаемся сохранить присущую Гитлеру энергию, с помощью которой он оказывал воздействие на многих немцев, – только в этом случае мы сможем объяснить взаимоотношение Гитлера и немцев» – говорит он в одном из своих интервью.

Почему Гитлер устроил холокост, но не тронул Швейцарию?

В данном видео Валерий Викторович Пякин, политический активист и аналитик, рассказывает о том, какие причины побудили Гитлера активно продвигать политику антисемитизма и массово уничтожать евреев, несмотря на то, что изначально многие крупные бизнесмены еврейской национальности помогали ему в развитии его политической карьеры.

Достоверная причина возникновения у Адольфа Гитлера столь сильной ненависти к евреям ушла с ним в могилу. Несмотря на большое разнообразие версий различной правдоподобности, мы так и не узнаем, какая из них была настоящей. Вполне возможно, что на стремительное развитие в немецком обществе нацистской идеологии и массовый геноцид евреев повлиял сразу целый комплекс факторов. Стал ли Гитлер причиной холокоста, либо общество само создало себе вождя, вопрос остается открытым.

Со времен Средневековья в Германии жила крупная еврейская община. К моменту прихода к власти достаточно большая часть евреев ассимилировалась и вела тот же образ жизни, что и обычные . Исключение составляли немногочисленные религиозные общины. Однако антисемитизм существовал и даже имел тенденцию к возрастанию.

У самого Гитлера на первый взгляд не было причин для особой ненависти к евреям. Он происходил из немецкой и провел окружении. Вероятнее всего, его взгляды начали формироваться как реакция на положение Германии после Первой . Страна находилась в политическом и экономическом кризисе. Кроме внешних причин - выплаты репараций, разгрома в войне - Гитлер начал искать внутренние проблем в стране. Одной из них стал национальный вопрос. К неполноценным нациям, вредящим развитию , он отнес евреев.


Существует мнение, что один из дедушек Гитлера был евреем, но официального подтверждения этой теории не найдено.

Гитлер опирался на стереотипы, возникшие еще в Средневековье, подчеркивая евреев и их желание захватить власть. Он пытался подтвердить верность своих слов тем, что евреи исторически, включая начало тридцатых годов, владели значительным имуществом, нередко занимали высокие посты в интеллектуальной сфере. Это вызывало людей, не добившихся успеха, в том числе Гитлера, и провоцировала их на мысли о всемирном еврейском сговоре.


Антиеврейские взгляды Гитлера были поддержаны населением во многом из-за усилившего политического кризиса в стране и всемирного экономического кризиса 1929-1933 годов.

Практический аспект неприязни к евреям

Неприязнь к евреям имела не только идеологический, но и практический аспект. В начале правления нацистов Гитлер поддерживал еврейскую эмиграцию, при этом конфискуя у уезжающих большую часть их богатств. Первоначально вместо физического уничтожения евреев планировалась их тотальная высылка из страны. Однако со временем фюрер изменил свое мнение.

Евреи стали бесплатной рабочей силой, таким образом их арестам и содержанию в концлагерях появилось экономическое оправдание. Также еврейские корни стали возможностью контролировать и запугивать часть населения. Те, кто имел хотя бы одного родственника-еврея, но при этом по большей части был немцем, обычно не депортировались, однако режим получил возможность иметь над ними дополнительную власть.