Ценовая конкуренция: что такое и как ей противостоять. Большая энциклопедия нефти и газа


ЦЕНОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ (price competition) - вид конкуренции посредством изменения цен на товары. Фирмы-производители (поставщики) двигаются по кривой спроса, снижая или повышая цену. Ц.к. может вести не только фирма, занимающая лидирующее положение на рынке, но и небольшое предприятие с целью выжить, а в определенных условиях и процветать. Основное условие успешной конкуренции с помощью цен - постоянное совершенствование производственной и маркетинговой деятельности. Выигрывает только тот предприниматель, который имеет преимущества по снижению издержек производства.

В ситуации, когда экономическая мощь конкурентов примерно одинакова, оправдано маневрирование ценами. Содержание такой политики - предоставление покупателям различных скидок, тайное снижение цен, установление на товары разного качества одинаковой цены или сближение цен. Выигрывает в результате всего этого покупатель.

Как известно, неценовая конкуренция предполагает предложение товара более высокого качества, максимально полно соответствующего стандарту или даже превышающего его. К числу различных неценовых методов относят все маркетинговые методы управления предприятием.

Ценовая конкуренция развивается на рынке в тесной связи с условиями и практикой неценовой конкуренции, выступает по отношению к последней в зависимости от обстоятельств, ситуации на рынке и проводимой политики. Это – метод, основанный на цене. Ценовая конкуренция «восходит к временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам. Снижение цены было той основой, с помощью которой продавец выделял свой товар…, завоёвывал желаемую долю рынка». В условиях современного рынка «война цен» является одним из видов конкурентной борьбы с соперником, причём такое ценовое противостояние часто приобретает скрытый характер. «Война цен в открытой форме возможна только до того момента, пока фирма не исчерпает резервы себестоимости товара. В целом ценовая конкуренция в открытой форме приводит к снижению нормы прибыли, ухудшению финансового состояния компаний. Поэтому компании избегают вести ценовую конкуренцию в открытой форме. Она применяется в настоящее время обычно в следующих случаях: фирмами-аутсайдерами в их борьбе с монополиями, для соперничества с которыми в сфере неценовой конкуренции у аутсайдеров нет ни сил, ни возможностей; для проникновения на рынки с новыми товарами; для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта. При скрытой ценовой конкуренции фирмы вводят новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цены поднимают непропорционально мало. При этом необходимо отметить, что в условиях функционирования различных рынков степень значимости ценовой конкуренции может существенно различаться.

В качестве обобщающего определения ценовой конкуренции можно привести следующее: «Конкуренция, основанная на привлечении покупателей за счет продажи по более низким ценам товаров, аналогичных по качеству товарам конкурентов».
Рамками, ограничивающими возможности ценовой конкуренции, является себестоимость продукции.

На сегодняшний день самой распространённой ценовой стратегией, которую выбирают около 80% компаний, – «следование за рынком». Предприятия, которые ее используют, устанавливают цены на свою продукцию, ориентируясь на некий усредненный прайс-лист. Как правило, «быть как все» приходится тем, кто работает на массовых рынках, где очень высока конкуренция.

Влияние конкуренции на цены.

Благодаря конкуренции временно устраняются противоречия между спросом и предложением, соотношение между которыми в каждый данный момент влияет на уровень рыночной цены.

В условиях научно - технической революции конкурентная борьба между фирмами за сверхприбыль принимает разнообразные формы.

На изменение форм и методов оказываеют влияние как макроэкономические факторы, в частности сдвиги в структуре совокупного общественного продукта, так и действия самих фирм, например совершенствование политики борьбы за рынки сбыта.

Межфирменное сопреничество развивается прежде всего в двух основных направлениях: межотраслевой и внутриотраслевой конкуренции. Общее для них - географическая сфера деятельность фирмы (глобальная или региональная), а также использование легальных и нелегальных методов конкуренции с целью получения сверхприбыли.

В то же время, в зависимости от характера товара, могут наблюдаться различия в формах конкуренции (ценовая и неценовая).

Проявляется в следующих видах:

1) Конкуренция между продавцами однородной продукции, пытающимися продажей товара по самой низкой цене вытеснить остальных продавцов и обеспечить за собой наибольший сбыт; эта конкуренция понижает цену предлагаемых товаров.

2) Конкуренция между покупателями в одной отрасли, которая приводит в повышению цены на предлагаемые товары. Сопоставление имеющегося варианта цены с потерями, которые покупатель может понести в результате неудовлетворения потребности, и величина этой потери определяют готовность покупателя повышать цену за нужный товар.

3) Конкуренция между покупателями и продавцами; первые хотят дешевле купить, вторые - дороже продать. Результат этой конкуренции зависит от соотношения сил конкурирующих сторон.

4)Межотраслевая конкуренция - фирма создания конкурирующих отраслей, выпускающих товары - субституты, покрывающие одинаковые потребности покупателей. Развитие такой конкуренции может вызвать как понижение, так и повышение цен на рынке. Регулирующим элементом при этом выступает цена товара - субститута.

В современных условиях большую роль в конкурентной борьбе играет своевременное обновление номенклатры производства. Освоение выруска новых товаров способствует росту продаж и повышению нормы прибыли фирмы.

Важным аспектом ак межотраслевой, так и внутриотраслевой конкуренции на рынке является не только способность фирмы освоить производство новых товаров, но ипрекратить производстивенную деятельность на рынках, считающихся по тем или иным соображением убыточными и неперспективными.

Монополистическая конкуренция начинается уже на стадии мобилизации капитала. Вторая стадия - поиск сферы приложения капитала осуществляется путем развертывания научных исследований, получения новой научно - технической информации, исследования рынка. Третья стадия - реализация идеи, производство товара, где объем производства, качество продукции и издержки приспосабливаются к программе максимизации прибыли. При этом монополия руководствуется не только задачами текущего дня, но и перспективными целями. Четвертая стадия - реализация товара на рынке, борьба развертывается в условиях стабитльности цен вокруг объемов сбываемой продукции, уровня ее качества, услуг. Пятая стадия - использование накопленной прибыли. Перелив капитала наталкивается на препятствия, создаваемые самой монополий, но его движение тем не менее сущестует. Оно носит форму создание конкурирующих отраслей, реконструкции и перестройки отраслей - потребителей, движения избыточного капитала, накоптенного монополиями, в поисках более прибыльного применения, движения капитала, соперничающих монополистических группировок и, наконец, никогда не прекращающегося движения среднего и мелкого капитала. Быстрое обновление номенклатуры выпускаемой продукции обусловливает рост стоимости разработки новых изделий.



Важную роль в механизме обновления промышленной продукции играет цена, которая не только должна оправдать расходы на создание нового товара, обеспечить компании приемлимую прибыль, но и образовать определенный резерв на случай возможных убытков при переходе к следующему циклу обновления продукции. У каждой монополии нет уверенности в том, что к моменту появления нового товара на рынке ее конкуренты не выпустят такое же или пободное изделие. Поэтому ценовая политика, целью которой является приспособление к постоянно меняющемуся спросу, продолжает оставаться важным орудием борьбы за рынки сбыта.

Основной принцип политики цен на новые товары - сохранить, даже в период освоения изделия и рынка, прибыль на определенном уровне (принцип 2издержки плюс фиксированный процент надбавки”). Размер надбавки (норма прибыли) зависит от степени концентрации производства или могущества фирмы, а также от состояния конъбктуры рынка. Для немонополизированных фирм - от 8 до 15 %, для крупных монополий от 15 до 34%.

Политика цен на различных этапах производства изделия одного поколения изменяется главным обрахом в зависимости от степени завоевания рынка данным изделием и его эффективности в эксплуатации. При появлении на рынке изделий первых поколений компании располагают некоторое время определенной свободной при установлении цен. Эта свобода определяется степенью “монополии качества”, патентной защитой, ценой изделий - заменителей, покупательной способностью потребителя и возможностью овлаждения секретом конструкции и производства со стороны конкурентов.

Таким образом, динамика цен находится в тесной зависимости не только от степени новизны, но и от числа поколений, через которое прошло данное изделие, от появления принципиально нового изделия в производстве до снятия его с производства и замены его другими принципиально новым изделием.

По истечении определенного срока изделие частично морально изнашивается, что позволяет производить дальнейшее снижение цен.

1.6.2. “Неценовая конкуренция”.

Или конкуренция качества. В конкурентной борьбе за рынки сбыта побеждает не тот, кто предлагает более низкие цены, а тот, кто предлагает более высокое качество.

Более качественный товар, несмотря на его высокую цену, значительно эффективнее в эксплуатации или потреблении, чем менее качественный. Но это не значит, что роль цены при определении конкурентоспособности изделие невелика. Эти два фактора так же неразделимы, как две стороны труда, товара, моральеного износа, цены и всез явлений и процессов товарного производства.

Цена - это тот фактор, который обеспечивает получение прибыли.

В целях максимизации прибыли используется один важный психодогический канон, в соответствии с которым рыночная цена возрастает не пропорционально качеству товара, а как бы опережая уровня и качества товара относительно общепризнанного уровня цена снижается более прогрессивно по сравнению с этим уровнем. Это, однако, не укладывается в классическую системы ценообразующих факторов, а является результатом многолетней практики рыночного ценообразования.

Товаропроизводители, выпускающие изделия, качество к выше мирового уровня, получает монопольно высокую прибыль.

Стремясь устоять в конкурентной борьбе фирмы вынуждены постоянно улучшать потребительские свойства производимых или товаров и расширять гамму условий поставок и услуг, хотя все это в той или иной форме учитывается в цене и в конечном итоге оплачивается потребетелем.

Поэтому нельзя утверждать, что в настоящее время в условиях бурного развития НТР “ценовая” конкуренция потеряла свое значение.

Если в период свободной конкуренции при относительной стабильности цен конкуренция выражалась в скидках с цены, то есть в ее снижении, то в период НТР в условиях инфляции конкуренция цен выражается в различной степени роста цен на аналогичную продукцию различного качества.

Происходит одновременный и, как правило, неравнозначный рост качества и цен(рост качества опережает повышение цен).

Таким образом, конкуренция качества является всего лишь одной из форм проявления конкуренции цен.

Впервые серьезно говорить о конкуренции начали только после падения «железного занавеса», что было связано со значительным снижением конкурентоспособности предприятий. С тех пор активно проводятся исследования данной области, в ходе которых выяснилось множество факторов конкурентоспособности экономических субъектов.

Понятие и сущность конкуренции

Конкуренция считается центром тяжести всей системы рыночной деятельности, а также формой взаимодействия производителей в отношении формирования ценового аспекта, объемов производства, а также общей ситуации на рынке. Несомненно, именно конкуренция ускоряет процесс продвижения товаров и позволяет обеспечить рынок продукцией в полной мере.

Рассматриваемый процесс заключается в соперничестве между отдельными субъектами рыночной структуры за наилучшие в плане выгоды условия как производства, так и реализации продукции. Важно отметить, что в рыночной экономике такого рода столкновения являются неизбежными. Данное положение можно в полной мере оправдать следующими факторами:

  • Большое количество абсолютно равноправных экономических субъектов на рынке.
  • Их обособленность в плане осуществления своей деятельности.
  • Зависимость этих субъектов от рыночной конъюнктуры.
  • Противоборство между субъектами за удовлетворение спроса покупателей.

Виды конкуренции по характеру развития

Сегодня являются принципиально различными формами рассматриваемой категории. Так, при использовании первого варианта уместно изменение цен на продукцию с целью обеспечения максимального спроса. При отражении представленного процесса на кривой спроса можно наблюдать, что фирмы-продавцы двигаются по ней, то снижая, то увеличивая цену на свой товар. Но в выигрыше остается тот предприниматель, который располагает всеми шансами издержек на производство продукта.

На интенсивность ценовой конкуренции в первую очередь влияет процентная ставка, степень экономического риска, дифференциация продукции, а также ограничение силы продавцов на рынке.

Предполагает отведение роли цены на второй план, в то время как основным компонентом «сражения» становятся принципиально другие факторы. Среди них уникальные свойства продукции, ее надежность в техническом плане, а также высокое качество.

Почему сегодня ценовые схватки невыгодны?

Важно отметить, что современные условия рыночной экономики обусловили невыгодность ценовой конкуренции, особенно для мелких компаний, ведь по сравнению с западными гигантами они располагают незначительными финансовыми ресурсами, поэтому не способны долгий период времени реализовывать свой товар по заниженным ценам. Таким образом, ценовая война может превратиться в настоящую борьбу на финансовое истощение, которая сильно бьет по наиболее уязвимым местам промышленности, зачастую и без этого ослабленной кризисом и бесконечными неплатежами.

Кроме того, запросы современных потребителей по сравнению с предыдущими периодами стали гораздо выше, что повлекло за собой широкую вариацию товаров на рынке, их высокое качество и общую привлекательность. А это и есть неценовая конкуренция . Важно отметить, что она обходится предприятиям гораздо дешевле, чем ценовая. Здесь главное - заинтересованность компании и поиск интересных идей.

К основным формам неценовой конкуренции следует отнести следующие пункты:

  • Внедрение на рынок инновационного продукта, именуемое дифференциацией товаров. Оно может иметь пассивный характер, когда предложение идет следом за изменением платежеспособного спроса, или же активный, предполагающий навязывание уже смоделированного предпринимателями спроса посредством прогнозных, конъюнктурных и экспертных сведений.
  • предполагает улучшение показателей качества и потребительских свойств продукции, уместное в следующих случаях: фирма намерена расширить перечень свойств продукции, рыночных сегментов для реализации товара; компания стремится к повышению своего авторитета на рынке или же старается добиться выхода на более масштабный рыночный сегмент; продавец намерен улучшить потребительские свойства продукта.
  • Дифференциация каналов сбыта продукции, куда следует отнести и виды продажного, а также послепродажного сервиса. Данные действия направлены исключительно на организацию сбыта продукта посредством привлечения новых категорий потребителей или же их побуждения к повторной покупке.

Неценовыми являются следующие комплексы методов, свойственных соответствующим конкурентным действиям хозяйствующих субъектов:

  • Поддержание собственного статуса в сформировавшихся совокупностях ценностей, а также вхождение в новые цепочки аналогичных ценностей. В данном случае компании как бы продолжают конкуренцию вокруг продукта, тем не менее в отношения с ними вступают совсем не потребители, а контрагенты, в том числе партнеры по ведению общего дела.

  • , обуславливающие процессы влияния и давления как на прямых (реальных), так и на косвенных (предполагаемых) конкурентов. Сюда следует включить пропаганду в отношении прямых конкурентов, сбор в одну совокупность важной (пусть даже и конфиденциальной) информации, присоединение компании-конкурента и целью его подавления и так далее.
  • Методы, с помощью которых осуществляется поддержание, а также повышение собственного авторитета фирмы в обществе, куда следует отнести установление индивидуальных норм поведения с конкурентными компаниями, участие в мероприятиях некоммерческого характера или же применение PR-коммуникаций для повышения имиджа компании.

Неценовая конкуренция на практике

Как выяснилось, ценовая и неценовая конкуренция имеют принципиальные отличия, которые и определяют характер поведения той или иной компании с целью повышения спроса на свой продукт. В предыдущих главах отмечено, что в современных условиях ценовую категорию затмила неценовая конкуренция. Примеры такой ситуации достаточно многочисленны. Так, любое исследование предполагает для начала определение целей, после чего построение плана, анализ данных и, конечно же, подведение итогов.

Допустим, центральный объект исследования - мужская одежда. В обязанности маркетолога входит изучение соответствующей категории населения в отношении основных предпочтений в плане гардероба и иных обстоятельств, влияющих на покупку (доход, мнение близких родственников), после чего формируются задачи, вследствие выполнения которых специалист выясняет основные предпочтения мужчин - задача не из легких, но та компания, которая сможет осуществить все приведенные операции грамотно и качественно, безусловно, останется в выигрыше.

Вы обращали внимание на то, что в разных магазинах цены на одни и те же товары, пусть незначительно, но все же отличаются? Это — ценовая конкуренция. Такой ход применяется практически всеми продавцами: от одиночных на рынках до солидных магазинов и компаний.

Конечно, ценовая конкуренция сегодня значительно ограничена, поскольку размеры ее минимальны и порой составляют доли процента. Но непринятие ее во внимание было бы все-таки ошибочным. В мировой практике масса примеров удешевления товаров, быстрого и даже масштабного (электронная бытовая аппаратура, полупроводники, керамика, продукты и пр.).

Обычно быстрый и каскадный "сброс" цен — мероприятие редкое, вынужденное и экономически ущербное (невыгодное). Более предпочтительно, конечно, фиксирование цен, т.е. сохранение их неизменными. Снижение цен в значительных размерах возможно только в двух случаях: либо продавец сразу "накручивает" стоимость (выставляет товар по цене, значительно превышающей цену производителя) и потому может себе позволить скидки при покупках (особенно оптовых), либо в силу вступают закономерности Что касается второго варианта, то и это объяснимо: устаревшая продукция (особенно электронная бытовая аппаратура), не будучи проданной дешевле сегодня, завтра не будет продана вообще, поскольку спрос на нее упадет.

Появление новых, более сложных в изделий ведет к трансформации самого понятия цены, как такового. Здесь речь уже идет о многоэлементной цене потребителя, отражающей возможную сумму расходов основного покупателя, на которую ориентируются продавцы и которая является показателем востребованности и полноценного потребления товара.

Цены с основой, лежащие за пределами стоимости, становятся объектом конкурентной борьбы, которую можно прямо отнести к ценовой.

В итоге понимание цены, как основы (или как центра), вокруг которой должны колебаться покупательские предпочтения, в некотором роде трансформируется, уступая место вроде бы неценовым понятиям вроде качества, новизны, прогрессивности, соответствия стандартам, оформления, оперативности в техническом обслуживании и т.д. Сегодня именно эти параметры формируют новую систему ценностей для потребителя и именно на них основывается в первую очередь ценовая конкуренция. Это касается и отдельных фирм-экспортеров, и целых стран, выступающих в роли экспортеров.

Расширение спектра потребительских требований диктует более жесткие требования к экспортеру, к его конкурентоспособности. Это закономерность: может производить только конкурентоспособная фирма, для которой, в свою очередь, требуются определенные условия, характеризуемые конкурентоспособностью страны. Как видите — неразрывная цепочка, замкнутый круг.

Закономерность эта замечена давно и давно изучается. Европейским форумом по проблемам в управлении регулярно проводятся исследования по оцениванию конкурентоспособности стран Запада, причем в понятие "конкурентоспособность" входит возможность проектирования, изготовления и, конечно, сбыта товаров, которые по характеристикам (как ценовым, так и неценовым) наиболее привлекательны для среднего потребителя.

В борьбе за потребителя (а значит — за прибыль) используются основные методы конкуренции - неценовая конкуренция и ценовая.

Ценовая конкуренция — это закономерная борьба продавцов, основанная на снижении цен до уровня более низкого, чем у конкурентов. Результат, кстати, не всегда предсказуем (снижение рентабельности, или "оттягивание" к своему продукту части потребителей и увеличение прибыли) и зависит от действий конкурентов, которые либо ответят своим снижением цен, либо оставят цены прежними.

Конкуренты не всегда отвечают снижением своих цен. Часто выигрывает именно неценовая конкуренция, основанная на более высоком качестве, более высокой надежности, более привлекательном дизайне (согласитесь, при наличии достаточной суммы, вы отдадите предпочтение хорошему японскому автомобилю, даже не взглянув на отечественный).

Ценовая конкуренция строится на выполнении двух условий:

1) если цена для покупателя - фактор решающий;
2) если компания вышла в лидеры, "заработала имя" и может позволить себе снижение цен, порой даже в ущерб себе.

Только тогда возможно получение прибыли, даже несмотря на то, что остальные компании при таких же ценах терпят убытки.

Ценовая конкуренция

Ценовая конкуренция - это конкурентная борьба за счет снижения цен до более низкого относительно конкурентов уровня. При этом за счет улучшения с точки зрения потребителя соотношения цена/качество повышается конкурентоспособность продукта на рынке. В зависимости от реакции других участников рынка (ответят они адекватным снижением цен или нет) либо компания увеличивает свои продажи, оттягивая на свой продукт часть их потребителей, либо снижается средняя рентабельность (а значит и инвестиционная привлекательность) отрасли.

Конкуренты не обязательно должны отвечать аналогичным снижением цены. Возможность снижения цены каждым из конкурентов ограничивается его полными издержками на единицу продукции. Продажа продуктов по цене ниже их полной себестоимости называется демпингом. Коммерческая компания может продолжительное время продавать свои продукты по цене ниже их полной себестоимости только при наличии дополнительного внешнего финансирования. Но поскольку любая коммерческая компания ориентирована на получение прибыли, то при демпинге она либо рассчитывает окупить эти убытки в будущем, либо низкие цены на продукт позволяют ей получать другие, неочевидные или недоступные для остальных участников рынка выгоды уже сейчас.

К ценовой конкуренции целесообразно прибегать при выполнении двух условий. Во-первых, если вы уверены, что цена является для вашего потенциального потребителя решающим фактором при выборе между конкурирующими продуктами. Во-вторых, обычно к ценовой конкуренции прибегают компании, добившиеся отраслевого лидерства в издержках - в этом случае можно получать прибыль даже при таких ценах, когда все остальные игроки уже работают в убыток.

Различают:

прямую ценовую конкуренцию с широким оповещением о снижении цены;

скрытую ценовую конкуренцию, когда на рынок выпускается новый товар с улучшенными потребительскими свойствами при сравнительно незначительном увеличении цены.

Ценовая конкуренция реализуется в стремлении конкурирующих хозяйствующих субъектов привлечь потребителя с помощью установления более низких, чем у соперника, цен. При этом они наперегонки снижают издержки потребителя на приобретение товара, тем самым увеличивая его прибыль от покупки и повышая запас конкурентоспособности своей продукции. В результате такой конкуренции устанавливаются цены, которые соответствуют реальным затратам на производство продукции, и повышается эффективность размещения ресурсов на рынке посредством удаления с него неэффективных производителей с высокими производственными затратами. Обратной стороной ценовой конкуренции товаропроизводителей выступает процесс ценовой конкуренции потребителей, которые своим решением оказывают влияние на поведение товаропроизводителей. Ценовой выбор потребителей определяет уровень спроса, изменение которого влияет на объем предложения конкурентных товаропроизводителей.

Мотивами ценовой конкуренции выступают обеспечение выживаемости, максимизация текущей прибыли, поддержание и обеспечение ликвидности, завоевание большой доли на рынке, завоевание лидерства на рынке. Зарубежные крупные и сверхкрупные корпорации в большинстве случаев довольствуются около 10% рентабельности акционерного капитала, что обеспечивает им выживание. Обеспечение выживаемости выступает основным мотивом хозяйствующего субъекта в тех случаях, когда на рынке слишком много производителей и царит острая конкуренция или резко меняются потребности покупателей. Ценообразование в целях выживания обусловлено попыткой товаропроизводителя выдержать или слегка сбить ценовую конкуренцию. В этом случае цены устанавливаются на уровне, обеспечивающем безубыточность ведения дела. Такая политика имеет краткосрочный характер и является попыткой "выкупить" время до тех пор пока товаропроизводитель не будет в состоянии сократить издержки в достаточной степени, чтобы получить прибыль, либо рыночная ситуация не приведет к повышению цен. Максимизация текущей прибыли приводит к увеличению доходности, расширению воспроизводственных возможностей хозяйствующего субъекта. В условиях рынка, поддержание и обеспечение ликвидности всегда актуально, так как устойчивая неплатежеспособность грозит предпринимателю банкротством. Поэтому он стремится определиться с условиями и предпосылками, обеспечивающими стабильную платежеспособность.

Расширение доли рынка предполагает стремление к лидерству на рынке, которое дает возможность иметь самые низкие издержки и самые высокие долговременные прибыли. Добиваясь этой цели, хозяйствующий субъект идет на максимально возможное снижение цен. Ценовое лидерство отражает положение хозяйствующего субъекта на рынке как одного из наиболее активных при установлении общих ценовых уровней на определенные виды продукции. Достижение этой цели предполагает наличие у хозяйствующего субъекта достаточного потенциала.

Ценовая конкуренция развивается на рынке в тесной связи с условиями и практикой неценовой конкуренции, выступает по отношению к последней в зависимости от обстоятельств, ситуации на рынке и проводимой политики, как подчинённой, так и доминирующей. Это - метод, основанный на цене. Ценовая конкуренция "восходит к временам свободного рыночного соперничества, когда даже однородные товары предлагались на рынке по самым разнообразным ценам. Снижение цены было той основой, с помощью которой продавец выделял свой товар…, завоёвывал желаемую долю рынка" Румянцева Е.Е. Новая экономическая энциклопедия. - М.: ИНФРА-М, 2005. - С. 219.

В условиях современного рынка "война цен" является одним из видов конкурентной борьбы с соперником, причём такое ценовое противостояние часто приобретает скрытый характер. Война цен в открытой форме возможна только до того момента, пока фирма не исчерпает резервы себестоимости товара. В целом ценовая конкуренция в открытой форме приводит к снижению нормы прибыли, ухудшению финансового состояния компаний. Поэтому компании избегают вести ценовую конкуренцию в открытой форме. Она применяется в настоящее время обычно в следующих случаях: фирмами-аутсайдерами в их борьбе с монополиями, для соперничества с которыми в сфере неценовой конкуренции у аутсайдеров нет ни сил, ни возможностей; для проникновения на рынки с новыми товарами; для укрепления позиций в случае внезапного обострения проблемы сбыта. При скрытой ценовой конкуренции фирмы вводят новый товар с существенно улучшенными потребительскими свойствами, а цены поднимают непропорционально мало. При этом необходимо отметить, что в условиях функционирования различных рынков степень значимости ценовой конкуренции может существенно различаться. В качестве обобщающего определения ценовой конкуренции можно привести следующее: "Конкуренция, основанная на привлечении покупателей за счет продажи по более низким ценам товаров, аналогичных по качеству товарам конкурентов" Большой экономический словарь / Под ред.А.Н. Азрилияна. - 5-е изд. доп. и перераб. - М.: Институт новой экономики, 2002. Цит. по: http: //yas. yuna.ru/.

Рамками, ограничивающими возможности ценовой конкуренции, являются, с одной стороны, себестоимость продукции, с другой стороны - институциональные особенности рынка, определяющие специфическую структуру продавцов и покупателей и, соответственно, - предложения и спроса.

Цена реализации складывается из себестоимости произведённой продукции, косвенных налогов, включаемых в цену, и прибыли, которую предполагает получить продавец. При этом уровень цен задаётся на рынке соотношением спроса и предложения, что определяет тот или иной уровень рентабельности активов и рентабельности произведённой предприятием продукции.

На сегодняшний день самой распространённой ценовой стратегией, которую выбирают около 80% компаний, - "следование за рынком". Предприятия, которые ее используют, устанавливают цены на свою продукцию, ориентируясь на некий усредненный прайс-лист. Впрочем, осознанным выбором назвать это трудно. Чаще всего действовать по-другому просто невозможно. Как правило, "быть как все" приходится тем, кто работает на массовых рынках, где очень высока конкуренция. Данное положение в полной мере относится и к мясному рынку. В сложившейся ситуации покупатели очень болезненно реагируют на всякое заметное подорожание товара, что не позволяет завышать цены, а конкуренты жестко отвечают на любую попытку изменить сложившиеся пропорции продаж, что делает опасной другую стратегию ценообразования - "внедрение на рынок" .