Частные военные компании в России: список. Закон о частных военных компаниях в России

Ниже предстапвлен текст законопроекта целиком. Консультации различных силовых структур Российской Федерации о создании индустрии ЧВК в стране с разной степенью успешности неоднократно велись с представителями и авторами Альманаха "Искусство Войны" с 2009 года. Прошло пять лет. В итоге со второй попытки получившийся законопроект внесен в Государственную Думу. Рекомендуем внимательно ознакомиться.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ШЕСТОГО СОЗЫВА

ДЕПУТАТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

Председателю Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Е.НАРЫШКИНУ

Уважаемый Сергей Евгеньевич!

В соответствии со статьей 104 Конституции Российской Федерации на рассмотрение Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации вношу в качестве законодательной инициативы проект федерального закона «О частных военно-охранных компаниях».

Принятие законопроекта не приведет к изменению финансовых обязательств государства.

Приложение:

    Текст законопроекта на 35 листах в 1 экз.

    Пояснительная записка на 3 листах в 1 экз.

    Финансово-экономическое обоснование 1листе в 1 экз.

    Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием данного законопроекта на 1 листе в 1 экз.

    Копии текста законопроекта и материалов к нему на магнитном носителе.

С уважением,

Марухина А.Д.

Г.С.Носовко

Государетвенная Дума ФС РФ

Дата 22.10.2014

Время 10:04

No 630327-6; 1.1

Вносится депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации Г.С.Носовко

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН О частных военно-охранных компаниях

Глава I .ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Предмет регулирования

1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в области организации и осуществления деятельности российских и иностранных частных военно-охранных компаний, находящихся на территории Российской Федерации.

2. Настоящим Федеральным законом устанавливаются:

1) виды деятельности частных военно-охранных компаний и перечень услуг, предоставляемых такими компаниями;

2) порядок создания, реорганизации и ликвидации частных военно-охранных компаний, осуществления их деятельности, а также лицензирование частных военно-охранных компаний;

3) порядок взаимодействия частных военно-охранных компаний с органами, уполномоченными на осуществление государственного контроля (надзора);

4) порядок применения специальных средств и огнестрельного оружия при осуществлении частной военно-охранной деятельности;

5) гарантии социальной и правовой защиты лиц, занимающихся частной военно-охранной деятельностью.

Статья 2. Правовая основа частной военной охранной деятельности

1. Правовую основу регулирования деятельности частных военно-охранных компаний составляют Конституция общепризнанные принципы и нормы международные договоры, Российской Федеральный закон и другие федеральные законы, нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации, а также принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты других федеральных органов государственной власти.

2. Частные военно-охранные компании осуществляют свою деятельность на основе лицензии, выдаваемой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. В случае если имело место применение сотрудником частной военно-охранной компании специальных средств или огнестрельного оружия с превышением своих полномочий, крайней необходимости или необходимой обороны, то в отношения такого сотрудника проводится служебная проверка. При установлении факта вины сотрудника он привлекается к ответственности.

Статья 3. Основные понятия, используемые в законе

В настоящем Законе используются следующие основные понятия:

1) Частная военно-охранные компания - юридическое лицо, имеющее Российской Федерации, международного права, Федерации, настоящий специальное разрешение (лицензию) Федеральной службы безопасности, специализирующееся на оказании военных и охранных услуг государству, физическим и юридическим лицам (в том числе иностранным) на договорной основе.

2) Сотрудник частной военной охранной компании - физическое лицо, достигшее возраста восемнадцати лет, прошедшее профессиональное обучение, сдавшее квалификационный экзамен и заключившее в установленном данным Законом порядке контракт с частной военно-охранной компанией;

3) Заказчик военно-охранных услуг - физическое или юридическое лицо, а также государство, в том числе иностранное, заключившее договор на оказание военно-охранных услуг с частной военно-охранной компанией.

Глава II. ЧАСТНАЯ ВОЕННО-ОХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Статья 4. Виды деятельности частных военно-охранных компаний

1. Частные военно-охранные компании могут оказывать услуги военного, охранного и (или) консультационного характера.

2. К услугам военного характера относятся:

1) разминирование территории, зданий, сооружений;

2) вооруженное сопровождение морских судов в случае нападения;

3) медиация и альтернативное урегулирование вооружённых конфликтов за пределами Российской Федерации.

3. К услугам охранного характера:

1) охрана государственных учреждений, военных объектов, коммерческих судов, высших должностных лиц;

2) сопровождение колонн, конвоев;

3) безоружное сопровождение торговых и гражданских судов;

4) оборудование судна пассивными средствами защиты;

5) установка средств идентификации груза;

6) реализация досмотровой и антитеррористической техники.

4. К услугам консультационного характера относятся:

1) предоставление услуг военных переводчиков;

2) обучение личного состава сил безопасности;

3) проведение оценки безопасности объекта;

4) услуги военного консалтинга.

Статья 5. Виды деятельности, которые не могут осуществляться частными военно-охранными компаниями

Частным военно-охранным компаниям запрещено осуществлять деятельность, направленную на:

1) свержение правительства или подрыв конституционного порядка государства;

2) подрыв территориальной целостности государства;

3) продажа оружия без соответствующей лицензии;

4) захват иностранной территории.

Статья 6. Оказание услуг частными военно-охранными компаниями

Оказание услуг во всех сферах деятельности частных военно-охранных компаний должно осуществляться в соответствии с нормами действующего национального законодательства, а также положениями и принципами Международного права.

Статья 7. Особенности требований к договору на оказание военных услуг

1. Частная военно-охранная компания обязана заключить с каждым из своих заказчиков договор в письменной форме, в котором указывается перечень военно-охранных услуг, предоставляемых заказчику. В договоре обязательно указывается номер лицензии частной военно-охранной компании.

2. В случае изменения заказчиком своих требований, стороны должны подписать дополнительное соглашение, в котором перечень услуг может быть изменен.

3. Договор на оказание военно-охранных услуг и акт выполненных работ подлежит хранению в течение пяти лет.

4. Частные военно-охранные компании не вправе заключать договоры аренды транспортного средства с экипажем (выступать арендодателем), коммерческой концессии, контрактации (выступать производителем сельскохозяйственной продукции) и некоторые другие. Общие положения о договорах и обязательствах, содержащиеся в Гражданском кодексе Российской Федерации также не применимы в полном объеме к отношениям с участием военных организаций. Содержание договоров, заключаемых военными организациями, ограничивается направлениями, целями деятельности, режимом имущества, а также содержанием учредительных документов военных организаций, видом договора, лимитом бюджетных обязательств.

Глава III. КОНТРОЛЬ ЗА ЧАСТНОЙ ВОЕННО-ОХРАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ

Статья 8. Система и полномочия государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за частной военно-охранной деятельностью

1. Контроль соблюдения частными военными компаниями требований законодательства Российской Федерации и целей, предусмотренных их учредительными документами, осуществляется при проведении федерального государственного надзора за их деятельностью, уполномоченным органом согласно его компетенции в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2. Осуществление государственного надзора деятельности частных военно- охранных компаний осуществляется в порядке, предусмотренном Федерального закона от 29 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".

3. По требованию уполномоченного органа или его должностного лица частные военно-охранные компании в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, обязаны:

1) представить распорядительные документы;

2) предоставить статистическую информацию о финансово-хозяйственной деятельности частных военных компаний;

3) не препятствовать проведению проверки соответствия деятельности частной военно-охранной компании, в том числе по расходованию денежных средств, экспорта российской продукции военного назначения, использованию имущества и снаряжения, целям, предусмотренным ее учредительными документами;

4) в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения частной военно-охранной компанией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, устранить допущенные нарушения в срок предусмотренный органом, проводившим проверку.

4. Контроль деятельности частных военно-охранных компаний осуществляется с помощью лицензирования данного вида деятельность в порядке выдачи лицензий, специально уполномоченным на то органом государственной власти.

5. Органы исполнительной власти в области обеспечения безопасности имеют право, в порядке, установленном их должностными инструкциями, проверять достоверность сведений, предоставляемых частными военно- охранными компаниями.

Статья 9. Аккредитация частной военной деятельности

1. Для осуществления деятельности частной военно-охранной компании необходимо получить лицензию на осуществления такого рода услуг.

2. Предоставление лицензий на осуществление деятельности частных военных компаний производится органами исполнительной власти в области обеспечения безопасности. Лицензия предоставляется сроком на пять лет и действует на всей территории Российской Федерации. В лицензии указывается (указываются) вид (виды) услуг, которые может оказывать лицензиат. Решение о предоставлении либо об отказе в предоставлении лицензии принимается в срок не более сорока пяти дней.

3. Правительством Российской Федерации утверждается положение о лицензировании деятельности частных военных компаний, в котором устанавливаются порядок лицензирования данного вида деятельности и перечень лицензионных требований и условий по каждому виду услуг, предусмотренных статьей 4 настоящего Закона.

Статья 10. Выдача лицензии на осуществление деятельности частной военно-охранной компании

1. Для получения лицензии на осуществление деятельности частной военно- охранной компании руководитель компании обращается в соответствующий орган исполнительной власти по обеспечению безопасности с письменным заявлением о предоставлении лицензии на осуществление деятельности такой компании и пакетом документов, предусмотренным ст. 13 настоящего Закона.

2. В заявлении должно быть указано полное наименование юридического лица, его организационно-правовая форма, место его нахождения, предполагаемый (предполагаемые) вид (виды) услуг, намерение использовать технические и иные средства, оружие, специальные средства.

Статья 11. Основания для отказа в выдачи лицензии частной военно-охранной компании

Основанием для отказа в предоставлении лицензии является несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям и условиям.

Статья 12. Перечень необходимых документов для получения лицензии на осуществление деятельности частной военно-охранной компании

1. К заявлению, оформленному в соответствии с аб.2 ст. 10 настоящего Закона, должны быть приложены:

1) документы по каждому виду услуг, предусмотренные положением о лицензировании деятельности частной военно-охранной компании;

2) документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за предоставление лицензии;

3) копии учредительных документов;

4) копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица;

5) копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе.

2. Порядок и условия представления документов в органы исполнительной власти в области обеспечения безопасности устанавливаются Правительством Российской Федерации в положении о лицензировании деятельности частных военно-охранных компаний.

Статья 13. Перечень оснований переоформления лицензии на осуществление деятельности частной военной компании

Лицензия на осуществление деятельности частной военной компании, подлежит переоформлению в случае:

1) истечения срока действия лицензии;

2) намерения лицензиата осуществлять новый (новые) вид (виды) услуг, не указанный (не указанные) в предоставленной лицензии;

3) реорганизации частной военно-охранной компании;

4) изменения наименования военно-охранной компании или места ее нахождения.

Статья 14. Порядок переоформления лицензии

1. По истечению срока действия лицензии или при намерении лицензиата осуществлять новый (новые) вид (виды) услуг представитель частной военно-охранной компании обращается с соответствующим заявлением и документами, подтверждающими указанные обстоятельства в орган исполнительной власти по обеспечению безопасности

2. В случае реорганизации и (или) изменения наименования частная военно- охранная компания в течение пятнадцати суток с даты внесения соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц, представитель компании обязан подать в орган исполнительной власти по обеспечению безопасности, выдавший лицензию, соответствующее заявление с приложением документов, подтверждающих указанные обстоятельства.

3. В случае изменения места нахождения частной военно-охранной компании представитель компании в течение пятнадцати суток с даты такого изменения обязана подать в орган исполнительной власти по обеспечению безопасности, выдавший лицензию, соответствующее заявление с приложением документов, подтверждающих указанные обстоятельства.

4. Частная военно-охранная компания в течение трех суток с даты подачи в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации, связанной с реорганизацией военной компании либо с изменением ее наименования или места нахождения обязана уведомить об указанных обстоятельствах орган Федеральной службы безопасности, выдавший лицензию.

5. Действие лицензии на период ее переоформления не приостанавливается.

Статья 15. Приостановление действия лицензии и аннулирование лицензии

1. Выявление органами исполнительной власти по обеспечению безопасности нарушение лицензиатом условий, указанных в ст. 5 настоящего Закона, влечет за собой обязанность такого органа обратиться в суд с заявлением об аннулирование лицензии частной военно-охранной компании.

2.Лицензия может быть аннулирована решением суда на основании заявления органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в случае, если нарушение лицензиатом лицензионных требований и условий повлекло за собой нарушение прав, законных интересов, нанесение ущерба здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации, а также в случае не устранения лицензиатом в установленный срок выявленных нарушений.

3. Лицензиату, допустившему в своей деятельности негрубые нарушения лицензионных требований, органом по обеспечению безопасности, выносится письменное предупреждение, в котором определяется срок (не более месяца) исправления допущенных нарушений.

4. В случае игнорирование лицензиатом предупреждений, а равно обнаружение неоднократных нарушений или грубого нарушения лицензионных требований орган исполнительной власти по обеспечению безопасности приостанавливает действие лицензии и устанавливает срок (не более месяца) для устранения выявленных нарушений.

5. Если в установленный срок лицензиат не устранил нарушение лицензионных требований и условий, орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности обязан обратиться в суд с заявлением о приостановлении действия лицензии на срок до шести месяцев либо об аннулировании лицензии. Срок действия лицензии на время приостановления ее действия не продлевается. Одновременно с подачей заявления в суд орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности вправе приостановить действие лицензии на период до вступления в силу решения суда.

6. Право принятия решения о приостановлении действия лицензии предоставляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, руководителю федерального органа исполнительной власти, осуществляющего в пределах своих полномочий решение задач по обеспечению безопасности Российской Федерации, его заместителям, руководителю уполномоченного на осуществление действий по лицензированию деятельности частных военно-охранных компаний, начальником Федеральной службы безопасности, руководителем федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности по отдельным регионам и субъектам Российской Федерации или лицам, исполняющим обязанности указанных должностных лиц.

7. Решение о приостановлении действия лицензии либо об аннулировании лицензии может быть обжаловано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

8. Грубыми нарушениями осуществления деятельности частной военно- охранной компании считаются:

1) нарушение правил оборота оружия, установленных законодательством Российской Федерации, если такое нарушение:

а) повлекло за собой нарушение прав, законных интересов, нанесение ущерба здоровью граждан либо иные тяжкие последствия;

б) повлекло за собой утрату, хищение оружия либо его использование в преступных целях; в)выразилось в выдаче оружия работнику военной компании, не имеющему разрешения на хранение и ношение боевого оружия, либо лицу, не являющемуся работником данной военной компании;

2) оказание лицензиатом услуг без заключения соответствующего договора либо без уведомления органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности о начале оказания услуг;

3) оказание лицензиатом услуг, не предусмотренных имеющейся у него лицензией, либо услуг, не предусмотренных статьи 4 настоящего Закона;

4) необеспечение доступа должностных лиц органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в ходе проведения ими проверочных мероприятий, предусмотренных статьей 9 настоящего Закона, в места хранения оружия, специальных средств и (или) служебной документации, отражающей учет и использование оружия и (или) специальных средств, либо воспрепятствование такому доступу.

Статья 16. Реестр лицензий частных военно-охранных компаний

1. Ведение реестров лицензий на осуществление деятельности частных военных компаний и предоставление сведений из них осуществляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

2. Орган исполнительной власти в области обеспечения безопасности, уполномоченный на выдачу лицензий частным военно-охранным компаниям, обязан раз в полгода размещать в единой специально разработанной информационной системе в сети «Интернет» перечень военно-охранных компаний, которым была выдана лицензия на осуществления соответствующей деятельности.

3. На указанный орган также возлагается обязанность опубликования перечня частных военно-охранных компаний, у которых лицензия была аннулирована либо ее действие приостановлено.

Статья 17. Публичный контроль финансово-хозяйственной деятельности частных военно-охранных компаний

Для осуществления публичного контроля финансово-хозяйственной деятельности частной военно-охранной компании, на последнюю возлагается обязанность ежегодно публиковать свою сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность.

Статья 18. Аудит частной военно-охранной компании

1 Аудит частной военно-охранной компании проводится ежегодно. Аудитор (гражданин или аудиторская организация) общества осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности компании в соответствии с правовыми актами Российской Федерации на основании заключаемого с ним договора.

2. Порядок избрания и утверждения аудитора определяется Уставом. Размер оплаты его услуг определяется Генеральным директором компании.

Статья 19. Заключение аудитора

По итогам проверки финансово-хозяйственной деятельности частной военно-охранной компании аудитор составляет заключение, в котором должны содержаться:

1) подтверждение достоверности данных, содержащихся в отчетах, и иных финансовых документов компании;

2) информация о фактах нарушения установленных правовыми актами Российской Федерации порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, а также правовых актов Российской Федерации при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности.

Статья 20. Отчетность субъектов частной военной деятельности

1. Частные военно-охранные компании обязаны безвозмездно предоставлять субъектам официального статистического учета статистические данные и административные данные, необходимые для формирования официальной статистической информации, в том числе данные, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, сведения, составляющие коммерческую тайну, сведения о налогоплательщиках, о персональных данных физических лиц.

2.Частные военно-охранные компании, не имевшие в течение года поступлений имущества и денежных средств от международных или иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, обязаны предоставить в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме.

3. Частные военно-охранные компании стоимость оказанных услуг, которых составляет менее десяти миллионов рублей, обязаны предоставить в уполномоченный орган или его территориальный орган заявление, подтверждающее их соответствие настоящему пункту, и информацию в произвольной форме о продолжении своей деятельности.

4. Частная военная компания, за исключением положений, указанных в пункте 2-3 настоящей статьи, обязаны представлять в уполномоченный орган документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов, а также документы о расходовании денежных средств и об использовании иного имущества, в том числе полученных от международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства. Формы и сроки представления указанных документов определяются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

5. Частные военные компании, за исключением указанных в пункте 3 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать в единой специально разработанной информационной системе информацию о своей деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган в соответствии с порядком и сроками размещения, установленными исполнительным органом власти.

6. Частные военные компании, указанные в пункте 3 настоящей статьи, обязаны ежегодно размещать информацию в специально разработанной единой информационной системе в соответствии с порядком и сроками размещения, установленными исполнительным органом власти.

Статья 21. Мониторинг частной военно-охранной деятельности

1. Мониторинг частной военно-охранной деятельности представляет собой систему наблюдений в сфере военно-охранных услуг, предоставляемых такими компаниями, осуществляемых на постоянной основе посредством сбора, обобщения, систематизации и оценки информации об осуществлении военно-охранной деятельности.

2. Мониторинг военно-охранной деятельности осуществляется в целях:

1) оценки соответствия деятельности военно-охранных компаний правовым нормам Российской Федерации и нормам Международного права;

2) совершенствования законодательства Российской Федерации и иный нормативно-правовых актов в сфере деятельности частных военно-охранных компаний.

3. Мониторинг деятельности частных военно-охранных компаний осуществляется с использованием специально разработанной единой информационной системы и на основе, содержащейся в ней информации.

4. Результаты мониторинга деятельности частных военно-охранных компаний по итогам каждого года оформляются в виде сводного аналитического отчета, который представляется федеральным органом исполнительной власти по обеспечению безопасности. Требования к содержанию и порядку подготовки сводного аналитического отчета, а также сроки подготовки указанного отчета определяются Правительством Российской Федерации.

5.Сводный аналитический отчет подлежит размещению в единой информационной системе и находится в открытом доступе. 6.Порядок использования единой информационной системы для целей мониторинга деятельности частных военно-охранных компаний устанавливается Постановлением Правительства об использовании такой системы.

Статья 22. Дополнительные условия осуществления частной военной деятельности

1. Работникам частной военно-охранной компании не разрешается совмещать охранную деятельность с государственной службой либо с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях.

2. Работником частной военно-охранной компании не может быть учредитель (участник), руководитель либо иное должностное лицо организации, с которой данной частной военно-охранной компанией заключен договор на оказание услуг.

3. Заключение охранными организациями договоров с клиентами на оказание охранных услуг осуществляется в соответствии с положениями стать 8 настоящего Закона.

4. Обязательным требованием является наличие у работников частной военно-охранной компании, личного удостоверения такой компании, выданного в порядке, установленном соответствующим Постановлением Правительства Российской Федерации.

5. Специальная форменная одежда и знаки различия работников частных военно-охранных компаний не могут быть аналогичными форме одежды и знакам различия сотрудников правоохранительных органов и военнослужащих, а также сходными с ними до степени смешения. Порядок ношения специальной форменной одежды при оказании различных видов охранных услуг устанавливается Правительством Российской Федерации. Специальная раскраска, информационные надписи и знаки на транспортных средствах частных охранных организаций подлежат согласованию с органами внутренних дел в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Глава IV. СОЗДАНИЕ, РЕОРГАНИЗАЦИЯ И ЛИКВИДАЦИЯ ЧАСТНЫХ ВОЕННО-ОХРАННЫХ КОМПАНИЙ

Статья 23. Учредители частной военно-охранной компании

1. Учредителями частной военной компании могут выступать полностью дееспособные граждане и (или) юридические лица.

2. Не может быть учредителем (участником, членом) частной военной компании:

1) иностранный гражданин или лицо без гражданства;

2) лицо, включенное в перечень в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

3) общественное объединение или религиозная организация, деятельность которых приостановлена в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;

4) лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности.

3. Для учредителя (участника) частной военной охранной компании данный вид деятельности должен быть основным.

4. Право учреждения частной военной охранной компании юридическим лицом, осуществляющим иную деятельность, может быть предоставлено при наличии достаточных оснований в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

5.Руководитель частной охранной организации не вправе замещать государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, должности государственной службы, выборные оплачиваемые должности в общественных объединениях, а также вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением осуществления им научной, преподавательской и иной творческой деятельности.

6. Число учредителей частной военной компании не ограничено, если иное не установлено федеральным законом. Частная военная охранная компания может быть также учреждена одним лицом.

Статья 24. Создание и регистрация частной военной компании

1. Частная военно-охранная компания может быть создана только в форме общества с ограниченной ответственностью и не может осуществлять иную деятельность, кроме определенной статьей 4 настоящего Закона. Уставный капитал не может быть менее ста миллионов рублей. Предельный размер имущественных (не денежных) вкладов в уставный капитал частной военно-охранной компании не может быть более 25 процентов от размера уставного капитала. Не могут быть использованы для формирования уставного капитала частной военно-охранной компанией привлеченные денежные средства.

2. Отчуждение долей (вкладов) учредителем (участником) частной военно- охранной компании, повлекшее за собой появление в уставном капитале доли (вклада) с иностранным участием, не допускается, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации.

3. Для учредителя (участника) частной охранной организации данный вид деятельности должен быть основным.

4. Филиалы частной охранной организации могут создаваться на территории всей Российской Федерации, и за ее пределами.

Статья 25. Учредительные документы частной военной компании

1. Учредительным документом частной военно-охранной компании является ее Устав.

2. В Уставе обязательно должны содержаться следующие сведения:

1) полное и сокращенное фирменное наименование частной военно- охранной компании;

2) сведения о месте ее нахождения;

3) сведения о составе и компетенции органов компании;

4) сведения о размере уставного капитала общества;

5) права и обязанности участников общества;

6) сведения о порядке и последствиях выхода участника общества из общества, если право на выход из общества предусмотрено уставом общества;

7) сведения о порядке перехода доли или части доли в уставном капитале общества к другому лицу;

8) сведения о порядке хранения документов общества и о порядке предоставления обществом информации участникам общества и другим лицам;

9) иные сведения, предусмотренные Федеральным законом от 08.02.1998 N 14-ФЗ (ред. от 05.05.2014) «Об обществах с ограниченной ответственностью». 3.Устав общества может также содержать иные положения, не противоречащие настоящему Федеральному закону и иным федеральным законам.

Статья 26. Управление частной военно-охранной компанией

Процесс управления частной военно-охранной компанией регламентируется Уставом данной компании.

Статья 27. Реорганизацию частной военно-охранной компании

1. Частная военно-охранная компания может быть реорганизована в порядке, предусмотренном Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими Федеральными законами Российской Федерации.

2. Реорганизация частной военно-охранной компании может быть осуществлена в форме слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования.

3. Частная военно-охранная компания считается реорганизованной, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникшей компании (компаний).

4. При реорганизации частной военно-охранной компании в форме присоединения к ней другой компании первая из нее считается реорганизованной с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенной компании.

5. Государственная регистрация вновь возникшей в результате реорганизации частной военно-охранной компании и внесение в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности реорганизованной частной военной компании осуществляются в порядке, установленном федеральными законами.

Статья 28. Ликвидация частной военно-охранной компании

1. Частная военная охранная компания может быть ликвидирована на основании и в порядке, которые предусмотрены Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. Заявление в суд о ликвидации частной военной компании вносится прокурором соответствующего субъекта Российской Федерации в порядке, предусмотренном Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 17 ноября 1995 годаИ 168- ФЗ), уполномоченным органом или его территориальным органом.

3. Учредители (участники) частной военной компании или орган, принявший решение о ликвидации частной военной компании, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом порядок и сроки ликвидации частной военной компании.

4. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами частной военной компании. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемой частной военной компании выступает в суде.

5. Ликвидация частной военной компании считается завершенной, а частная военная охранная компания - прекратившей существование после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.

Глава V. СОТРУДНИКИ ЧАСТНЫХ ВОЕННО-ОХРАННЫХ КОМПАНИЙ, ГАРАНТИИ ИХ СОЦИАЛЬНО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ

Статья 29. Лица, имеющим право быть сотрудниками частных военно- охранных компании

1. Сотрудником частной военной компании может быть дееспособный гражданин Российской Федерации, достигший возраста восемнадцати лет, прошедший профессиональное обучение для работы в частной военной компании и успешно сдавший квалификационный экзамен.

2. Сотрудник военной компании работает по контракту с частной военной компанией, и его трудовая деятельность регулируется положениями данного контракта.

3. Работникам частной военно-охранной компании не разрешается совмещать охранную деятельность с государственной службой либо с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях.

Статья 30. Лица, которые не вправе быть сотрудниками частных военно-охранных компаний

Сотрудником частной военной компании не может быть:

1) лицо, не достигшее восемнадцати лет;

2) лицо, не прошедшее профессионального обучения для работы в качестве сотрудника военной компании;

3) лицо, признанное решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными либо имеющие заболевания, которые препятствуют исполнению ими обязанностей сотрудника частной военно-охранной компании. Перечень таких заболеваний устанавливается Правительством Российской Федерации;

4) лицо, включенное в перечень в соответствии с пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) денежных средств, полученных преступным путем, и финансированию терроризма»;

5) лицо, которому предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке) и (или) имеющие судимость за совершение умышленного преступления;

6) лицо, в отношении которого вступившим в законную силу решением суда установлено, что в его действиях содержатся признаки экстремистской деятельности;

7) общественное объединение или религиозная организация, деятельность которых приостановлена в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;

8) досрочно прекратившие полномочия и (или) уволенные с государственной службы, в том числе из Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований, правоохранительных органов, из органов прокуратуры, судебных органов, по основаниям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее трех лет;

9) лицо, не прошедшие обязательной государственной дактилоскопической регистрации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Статья 31. Порядок сдачи квалификационного экзамена

Требования по сдаче квалификационного экзамена и порядок выдачи удостоверения сотрудника военно-охранной компании устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 32. Удостоверение сотрудника частной военно-охранной компании

1. Удостоверение сотрудника частной военной компании выдается сроком на пять лет. Срок действия удостоверения сотрудника частной военно- охранной компании может продлеваться в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Продление срока действия удостоверения сотрудника частной военно-охранной компании осуществляется только после прохождения профессионального обучения сотрудником по программе повышения квалификации в организациях, имеющих аккредитацию на осуществление соответствующей деятельности.

2. Удостоверение сотрудника военной компании аннулируется в случае:

1) неоднократного привлечения в течение года сотрудника военной компании к административной ответственности за совершение административных правонарушений, посягающих на институты государственной власти, административных правонарушений против порядка управления и административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность;

2) возникновения обстоятельств, при которых гражданин не может претендовать на приобретение правового статуса сотрудника военной компании;

3) окончания срока действия удостоверения сотрудника военной компании, добровольного отказа от такого удостоверения либо смерти гражданина, которому было выдано такое удостоверение.

3. Удостоверение сотрудника военной компании аннулируется по решению лицензирующего органа. Порядок его изъятия устанавливается федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится в пределах своих полномочий решение задач по обеспечению безопасности Российской Федерации.

4. За выдачу удостоверения (дубликата удостоверения) сотрудника военной компании, а также за переоформление и внесение изменений в удостоверение сотрудника военной компании уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

5. Сотрудник военной компании в соответствии с полученной квалификацией пользуется предусмотренными настоящим Законом правами только в период действия контракта, подписанного с ним частной военно-охранной компанией.

Статья 33. Требованиям к кандидатам на должность сотрудников частных военных компаний

1. Кандидат в сотрудники частной военно-охранной компании должен владеть государственным языком Российской Федерации, а также соответствовать медицинским и профессионально-психологическим требованиям военной службы к специальностям. Для определения установленным требованиям освидетельствование и мероприятия по профессиональному психологическому отбору.

2. Медицинское освидетельствование кандидатов проводится в соответствии с Положение о военно-врачебной экспертизе. По результатам медицинского освидетельствования дается заключение о годности кандидата к военной службе. Годность кандидата определяется по следующим категориям:

1) А - годен к военной службе;

2) Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;

3) В - ограниченно годен к военной службе;

4) Г - временно не годен к военной службе;

5) Д - не годен к военной службе.

3. На должность сотрудника частной военно-охранной компании может быть принят кандидат, признанный годным к военной службе, годным к военной службе с незначительными ограничениями или ограниченно годный к военной службе.

4. Мероприятия по профессиональному психологическому отбору проводятся специалистами по профессиональному психологическому отбору в порядке, определяемом Положение о порядке прохождения военной службы. По результатам профессионального психологического отбора выносится одно из следующих заключений о профессиональной пригодности кандидата:

В частную военно-охранной компанию не может быть принят кандидат, отнесенный по результатам профессионального психологического отбора к четвертой категории профессиональной пригодности.

5. Кандидат на должность сотрудника частной военно-охранной компании, кроме требований, указанных в пунктах 1-4 настоящей статьи, также должен соответствовать требованиям по уровню:

1) образования; 2) квалификации; 3) физической подготовки.

6. Требования, предусмотренные пунктами 4 и 5 настоящей статьи, устанавливаются министром обороны Российской Федерации или руководителем соответствующего подразделения частной военно- охранной компании.

Статья 34. Страхование деятельности сотрудников частных военно- охранных компаний

1. На частную военно-охранную компанию возлагается обязанность обязательного страхования всех своих сотрудников на случай внезапного заболевания, травмы и от несчастных случаев.

2. При оказании услуг частной военно-охранной компанией на территории иностранногогосударствастраховойполисеесотрудникам оформляетсяв месте оказания таких услуг. Страховой полис должен быть оформлен на русском языке и государственном языке иностранного государства, до момента отправки сотрудника частной военно-охранной компании в иностранное государство.

3. Страховым полисом должна предусматриваться оплата медицинской помощи сотрудникам, оказывающим военно-охранные услуги, в том числе на территории иностранного государства при наступление страхового случая.

Глава VI. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ИНОСТРАННЫХ ЧАСТНЫХ ВОЕННО- ОХРАННЫХ КОМПАНИЙ

Статья 35. Требования к иностранным частным военно-охранных компаниям, осуществляющим деятельность на территории РФ

1.Иностранная компания, может организовать свою деятельность на территории Российской Федерации путем создания:

представительства;

2. Для осуществления иностранной компанией частной военно-охранной деятельности ей необходимо зарегистрироваться в соответствии с требованиями российского законодательства в налоговом органе, органе статистики и государственных внебюджетных фондах, а также открыть банковский счет.

3. Иностранная Частная военно-охранная компания должна получить лицензию на осуществления своей деятельности на территории Российской Федерации.

Статья 36. Порядок получения лицензии иностранной компанией

Порядок лицензирования иностранной частной военно-охранной компанией идентичен порядку получения соответствующей лицензии для российской компании.

Копии учредительных документов юридического лица, должны быть переведенные на русский язык и засвидетельствованные в нотариальном порядке;

Статья 37. Аккредитация иностранных частных военно-охранных компаний

Аккредитация филиалов и представительств иностранных частных военно- охранных компаний осуществляется в Государственной Регистрационной Палате Министерства Юстиции РФ.

Статья 38. Контроль за деятельностью иностранных частных военных компаний

Государственный контроль за деятельностью иностранных частных военно- охранных компаний осуществляется органами государственной власти Российской Федерации в пределах их полномочий, предусмотренных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, а также международными актами и соглашениями, в целях обеспечения соблюдения положений настоящего Федерального закона.

Порядок предоставления отчетности иностранных военно-охранных компаний идентичен порядку отчета российских частных военно-охранных компаний, установленный настоящим Законом.

Глава VII. ПРИМЕНЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ

Статья 39. Условия применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

1. Сотрудник частной военно-охранной компании имеют право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия на охраняемых объектах, для предотвращения проникновения на охраняемых объектах.

2. При применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия сотрудник частной военно-охранной компании обязан:

1) стремиться к минимизации вреда;

2) предупредить о намерении применить их, а в исключительных случаях, когда промедление с применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность для жизни или здоровья граждан либо сотрудников частной военно-охранной компании или может повлечь иные тяжкие последствия, действовать без предупреждения;

3) обеспечить лицам, получившим телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь;

4) доложить по подчиненности о каждом случае применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия.

Статья 40. Применение сотрудниками частных военно-охранных компаний физической силы

Сотрудник частной военно-охранной компании имеет право на применение физической силы в случаях препятствования третьими лицами исполнения его прямых обязательств по контракту. О применении силы сотрудник должен предупредить лицо, в отношении которого будет применена сила.

Применение физической силы также возможно во всех случаях предусмотренных пунктов 1 статьи 41 настоящего Закона.

Статья 41. Применение сотрудниками частных военно-охранных компаний специальных средств

1. Специальные средства применяются сотрудниками частных военно- охранных компаний в случаях, когда использованы и не дали желаемых результатов ненасильственные способы предупредительного воздействия:

1) для отражения нападения на охраняемый объект;

2) для отражения нападения на сотрудников частной военно-охранной компании или лиц, находящихся на охраняемых объектах;

3) для задержания лиц, застигнутых при совершении преступления на охраняемых объектах, если указанные лица пытаются скрыться либо имеются достаточные основания полагать, что они намерены оказать вооруженное сопротивление сотрудникам частной военно-охранной компании.

2. В состоянии необходимой обороны или крайней необходимости частной военно-охранной компании при отсутствии специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые приемлемые подручные средства.

3. Перечень специальных средств, разрешенных к применению сотрудникам частных военно-охранных компаний, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Статья 42. Применение сотрудниками частных военно-охранных компаний огнестрельного оружия

Сотрудник частной военно-охранной компании в качестве крайней меры имеют право на применение огнестрельного оружия в случаях:

1) защиты лиц, находящихся на охраняемых объектах, от нападения, угрожающего их жизни или здоровью;

2) отражения нападения на сотрудников частной военно-охранной компании, угрожающего их жизни или здоровью, а также пресечения попытки завладеть их огнестрельным оружием;

3) задержания лиц, застигнутых на охраняемых объектах при совершении тяжкого или особо тяжкого преступления против личности, охраняемых объектов и пытающихся скрыться, а также оказывающих вооруженное сопротивление сотрудникам частной военно-охранной компании;

4) отражения вооруженного или группового нападения на охраняемые объекты, когда иными средствами отразить указанное нападение невозможно;

5) предупреждения о намерении применить огнестрельное оружие, необходимости подачи сигнала тревоги или вызова помощи;

6) остановки транспортного средства путем повреждения, если его водитель создает реальную опасность для жизни или здоровья работников охраняемых объектов либо лиц, находящихся на охраняемых объектах, а также при указанных условиях отказывается остановиться либо пытается въехать на охраняемые объекты или выехать с охраняемых объектов, несмотря на требование сотрудников частной военно-охранной компании.

Глава VII. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЯ ЗАКОНА ЧАСТНОЙ ВОЕННО-ОХРАННОЙ КОМПАНИЕЙ

Статья 43. Ответственность за нарушение норм международного права

1.Частная военно-охранная компания должна следить за исполнением своими сотрудниками норм и принципов Международного Гуманитарного права, а также прав Человека. В случае несоблюдения сотрудниками частной военно-охранной компании норм Международного права, на компанию возлагается обязанность по расторжению контракта с таким сотрудником.

2. Ответственность за нарушение норм международного гуманитарного права сотрудниками частной военно-охранной компании несет государство, нанявшее такую компанию.

Статья 44. Ответственность за осуществление частной военно-охранной деятельности на территории Российской Федерации без соответствующей лицензии

Частная военно-охранная деятельность должна осуществляться только на основании лицензии, выданной уполномоченными на то органами Исполнительной власти. В случае осуществления деятельности предусмотренной статьей 4 настоящего Закона лицами, не имеющими лицензии, их действия будут являться незаконными. Такие лица привлекаются к уголовной ответственности, в соответствии с соответствующими положениями Уголовного кодекса Российской Федерации.

Статья 45. Ответственность за осуществление деятельности частной военно-охранной компании с нарушениями требований настоящего Закона

Несоблюдение физическими и (или) юридическими лицами положений настоящего Закона влечет за собой привлечение таких лиц к ответственности, предусмотренной Законодательством Российской Федерации.

Глава IX. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ И ПЕРЕХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 46. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении тридцати дней со дня его официального опубликования.

2. Предусмотренные настоящим Федеральным законом положения о банкротстве граждан, не являющихся индивидуальными предпринимателями, вступают в силу со дня вступления в силу федерального закона о внесении соответствующих изменений и дополнений в федеральные законы.

3. В течение года со дня вступления в силу настоящего Федерального закона орган по обеспечению безопасности контролирует соблюдение частными военно-охранными компаниями требований законодательства Российской Федерации и Постановлений, утвержденных Правительством Российской Федерации в отношении деятельности частных военно-охранных компаний.

Статья 47. Регулирование деятельности иных охранных предприятий, существовавших до принятия настоящего Закона

Юридические лица, осуществлявшие деятельность предусмотренную статьей 4 настоящего Закона, до вступления в силу настоящего Закона должны в течение трех лет, с момента вступления его в силу привести свою деятельность в соответствие с положениями настоящего Закона.

Статья 48. Приведение нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом

1. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести в соответствие с настоящим Федеральным законом изданные ими нормативные правовые акты.

2. Правительству Российской Федерации обеспечить приведение федеральными органами исполнительной власти своих нормативных правовых актов в соответствие с настоящим Федеральным законом.

3. Нормативные правовые акты Российской Федерации до приведения их в соответствие с настоящим Федеральным законом применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА к проекту Федерального закона «О частных военно-охранных компаниях»

За последние два десятилетия на международном рынке значительно выросло число Частных военных компаний. Такая тенденция, с одной стороны, объясняется последствиями «холодной войны», выражающимися в снижении уровня общего государственного вооружения стран и переходом военных услуг в частную сферу «по требованию», что в значительной мере снимает нагрузку с государственного бюджета. С другой, чисто экономическим фактором растущего спроса на военные услуги в случаях, когда государство не в состоянии реализовать свои национальные интересы в силовой области в связи с политическими или юридическими сложностями.

Частные военные компании осуществляют свою деятельность более чем в 110 странах мира. Их общее количество составляет несколько сотен при совокупной численности сотрудников более 5 миллионов человек.

По данным Ассоциации по международным миротворческим операциям большинство военных услуг ЧВК до 2010 года выполнялись в Ираке, Афганистане, Иордании, Кувейте, Объединенных Арабских Эмиратах, Колумбии и других государствах. В 2011-2012 годах произошло резкое увеличение участия частных военных компаний (США, Великобритания, Израиль, ЮАР, Бельгия и т.д.) в иностранных государствах, при этом функции частных военных компаний расширились за счет выполнения ими охранных функций военных объектов, государственных учреждений и высших должностных лиц иностранных государств.

Таким образом, развитие данного направления бизнеса является привлекательным и для Российской Федерации. Создание в нашей стране частных военно-охранных компаний (далее - ЧВОК) позволит Российской Федерации включиться в крупный мировой рынок. Кроме того, ежегодный объем услуг, предоставляемых частными военными и охранными компаниями, в 2012 году составил около 350 миллиардов долларов США, что превышает совокупный военный бюджет Российской Федерации.

Дальнейшее игнорирование подобной мировой практики и отказ от реализации соответствующего законопроекта, приведёт к нарастанию вымывания военных специалистов из России, потере триллионов рублей упущенной национальной экономикой выгоды в ключевом для национальной безопасности сегменте военно-промышленного комплекса, а также военному отставанию Российской Федерации вследствие недоразвитости данного института.

Помимо экономических выгод для Российской Федерации создание ЧВОК поможет решить и социальные вопросы, связанные с реформацией Вооруженных Сил и последующим резким сокращением армии в последние годы в России. В настоящее время численность армии составляет менее 1 миллиона человек и продолжается дальнейшее сокращение численного состава Вооруженных сил и военных учебных заведений. ЧВОК могут служить способом трудоустройства бывших военнослужащих, являющихся высококвалифицированными специалистами военного дела, которые прошли через локальные войны на территории СНГ и Российской Федерации.

Развитию в России ЧВОК препятствует отсутствие нормативно-правовой базы, гарантирующей законность их деятельности. Сотрудники ЧВОК - это в первую очередь военные люди, они осуществляют свою деятельность, главным образом, в условиях военных конфликтов, что сопряжено с высоким уровнем угрозы жизни и использованием ими оружия, в том числе и боевого. Однако, согласно действующей редакции закона «Об оружии» круг лиц, имеющих доступ и право применения боевого оружия, строго определен и является исчерпывающим.

Данный законопроект направлен на установление правовых норм государственного регулирования создания и деятельности ЧВОК. Предлагается в законопроект включить 9 глав: «Общие положения», «Контроль за частной военно-охранной деятельностью», «Создание, реорганизация и ликвидация частных военно-охранных компаний», «Сотрудники частных военно-охранных компаний, гарантии их социально- правовой защиты», «Деятельность иностранных частных военно-охранных компаний», «Применение специальных средств и огнестрельного оружия», «Ответственность за нарушения закона частной военно-охранной компанией», «Заключительные и переходные положения».

Предлагается в статье 1 "Основные понятии" дать понятие о частной военной компании, военных услугах и государственном регулировании деятельности частных военных компаний.

Функцией лицензирования и контроля за деятельностью ЧВОК целесообразно наделить Федеральную Службу Безопасности. Данной службе должны быть предоставлены полномочия регистрации деятельности ЧВОК и отслеживания деятельности ЧВОК как на территории Российской Федерации, так и за ее пределами. Федеральной Службе Безопасности должно быть поручено создание и ведение единой информационной системы, в которой будут отражаться номера лицензий, выданных ЧВОК, а также информация о ведении деятельности ЧВОК. Таким образом, будет обеспечена постоянная подконтрольность института ЧВК, но, вместе с тем, будут созданы условия для развития этого института.

Главным выгодоприобретателем от реализации данного законопроекта окажется Правительство Российской Федерации, получив дополнительный инструмент своей деятельности, оправдывающий своё существование не только в контексте расширения налогооблагаемой базы, но и в рамках повышения гибкости внешней и внутренней политики.

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ к проекту Федерального закона «О частных военно-охранных компаниях»

Принятие законопроекта «О частных военно-охранных компаниях» не повлечет расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, и не приведет к изменению финансовых обязательств Государства.

ПЕРЕЧЕНЬ АКТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, ПОДЛЕЖАЩИХ ПРИЗНАНИЮ УТРАТИВШИМИ СИЛУ, ПРИОСТАНОВЛЕНИЮ, ИЗМЕНЕНИЮ ИЛИ ПРИНЯТИЮ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА "О ЧАСТНЫХ ВОЕННО-ОХРАННЫХ КОМПАНИЯХ"

Принятие Федерального закона "О частных военно-охранных компаниях" потребует принятия следующих Федеральных законов:

I. Федерального закона "О единой информационной системе мониторинга деятельности частных военно-охранных компаний"

II. Принятие Федерального закона "О частных военно-охранных компаниях" потребует внесения изменений в следующие акты федерального законодательства.

Posted 25.12.2014 by redaktor

Виток либерализации в западных странах наряду с сокращением военных бюджетов и армий дали толчок развитию ЧВК, выбросив многих профессиональных военных на данный рынок. Спустя годы, роль таких компаний существенно выросла, как в ближнем зарубежье, так и в целом, на международном рынке. Каким статусом обладают данные компании сегодня?

Как показывает время (и уже — история), увлечение государств созданием ЧВК не только приносит свою выгоду этим странам, но и, к сожалению, чревато определенными проблемами, разрушительную силу которых даже сложно предположить.

Президент РФ поддержал в 2012-м году идею легализации ЧВК. В их же пользу высказывался вице-премьер Рогозин. В октябре 2014-го уже поступил на рассмотрение соответствующий законопроект.

Международные законы о частных военных компаниях

Прежде всего, стоит отметить, что конкретных международных норм, которые бы четко регламентировали статус сотрудников ЧВК и самих компаний, на сегодняшний момент просто не существует. Большая часть бойцов различных ЧВК осуществляют свою деятельность согласно контрактам в качестве специальных сотрудников – технических специалистов, советников, инструкторов и пр. Подписанные документы формально лишают их права участия в военных действиях и ношения военной формы определенной стороны, а оружие позволяется применять исключительно для самообороны, однако эти формальности не мешают сотрудникам ЧВК, как нарушать законы, так и легко уходить от ответственности.

С помощью каких юридических правовых норм регулируется деятельность ЧВК на международном рынке?

Наемничество официально запрещено (наказуемо) в большинстве стран мира. Но четкого нормативного акта, который бы строго регламентировал работу ЧВК, или хотя бы устанавливал их статус, нет.

А правовое положение самих компаний зависит от следующих факторов:

  • Вид проводимой операции.
  • Международно-правовое положение самих сотрудников.

В целом, в международно-правовом арсенале государств есть только нижеперечисленные инструменты:

  • Ст.47 Доп/протокола №1 от 08/06/77 к Женевским конвенциям от 12/08/49 о защите жертв международных вооруженных конфликтов.
    Документ говорит об отсутствии права у наемников на статус комбатантов (регулярная армия) или военнопленных. И определяет наемника как человека, завербованного для участия в вооруженном конфликте, руководствующегося личной выгодой, воюющего за вознаграждение, превышающее вознаграждение участников регулярной армии.
  • В США регулирование оказания таких услуг осуществляется с помощью закона «О контроле над экспортом вооружений».
    Соответственно ему, ЧВК для деятельности за рубежом лицензируется госдепартаментом. Он же контролирует выполняемость контракта. А сделки суммой свыше 50 млн $ и вовсе должны быть одобрены конгрессом страны.
  • В ЮАР ЧВК лицензирует нацкомитет по контролю над простым вооружением, соответственно Акту о наемниках от 1998-го года – закон о регулировании иностранной военной помощи.
  • Резолюция ООН от 1974-го года — «Определение агрессии». В ней использование наемников с применением силы против другой страны квалифицируется как международное правонарушение.
  • Резолюция ООН от 14/12/79-го
    В ней наемничество определяется как угроза международному миру/безопасности и заявляется как преступление против человечества наравне с геноцидом, убийством и пиратством.
  • 20/10/2001-м вступила в силу Конвенция ООН , принятая еще в 1989-м – О запрете на вербовку, использование, финансирование и обучение наемников. Данные обязательства приняли на себя к 2003-му 25 государств.
    В этой конвенции определение наемника стало более широким: наемник уже — не только участник вооруженных конфликтов и завербованное для этих целей (за солидный гонорар) лицо, но и лицо, участвующее за деньги в нарушении территориальной целостности другой страны, в свержении правительства, в спланированных актах насилия.
  • Green Рарег (Великобритания, от 2002-го) и Швейцарская инициатива (от МККК и швейцарского правиельства, 2006-й г) — правовые инициативы, касающиеся усиления контроля над деятельностью ЧВК.
    Поддержаны 16-ю странами, в числе которых США с Украиной, Австралия и Германия, Польша с Канадой, Великобритания, Афганистан и пр. Суть инициатив:
    1 — создание международного органа для контроля над деятельностью ЧВК с правом на запрет их деятельность в государствах-«агрессорах»,
    2 – международный контроль над режимом лицензирования этих компаний,
    3 – мониторинг за деятельностью компаний и разработка соглашений меж государствами, обладающими ЧВК.
    Данные инициативы завершились созданием в 2008-м году Документа Монтре.
  • Международный кодекс поведения ЧОК (2010-й г)
    К нему присоединились более 592 ЧВК из 70-ти государств (из них США – 62 ЧВК, Великобритания – 199 ЧВК). Документ стал началом узаконивания наемничества на базе международно-правовых основ использования наемников, МГП и законодательства в сфере прав человека.
    Согласно данному кодексу, выполнение его норм – непременное условие при заключении любого вида контракта в области военных услуг на международном уровне.
    Стоит отметить что, как данный Кодекс, так и Документ Монтре – это документы рекомендательного характера, не обладающие юридической силой.
  • Документ Монтре (2008-й г)
    В нем содержится около 70 рекомендаций для регулирования деятельности сотрудников ЧВК (прим. в документе используется термин — ЧВОК) непосредственно в зонах военных конфликтов. За нарушение МГП, согласно документу, ответственны государства происхождения ЧВК, государства-контрагенты, а также государства территориальной юрисдикции.
    Все государства, согласно Документу Монтре, обязуются пресекать нарушения ЧВОК МГП, расследовать нарушения, принимать соответствующие законы, искать и привлекать к ответственности нарушителей.

Резюмируя, можно отметить, что сейчас (особенно США и Великобританией) ставится задача полного контроля услуг ЧВК на мировом рынке через создание единого органа (международного) лицензирования, аудита/мониторинга таких компаний.

Ответственность государства – российские законы о частных военных компаниях

О деятельности отечественных ЧВК на сегодняшний день известно мало. Официально в нашей стране таких компаний нет.

На их месте сегодня стоят ЧОП-ы, существующие на основании законов об оружии, о ЧОД и др.

Законодательства, четко регулирующего деятельность ЧВК в нашей стране, нет. Зато есть уголовная статья, как за подготовку наемников в России, так и за само наемничество. Компании из РФ, работающие за границей, сегодня являются организациями консалтингового или охранного характера.

Что говорит российский закон о ЧВК?

Официально, несмотря на попытки регламентации данного инструмента, статус ЧВК остается неурегулированным на законодательном уровне. Данные организации остаются вне закона на основании:

  • Ст.359 УК РФ – Наемничество.
  • Ст. 208 УК РФ — Организация незаконного вооруженного формирования.

Отсутствие легальных возможностей для покупки боевого современного оружия.

Одновременно с тем, нередко мелькает информация о деятельности за рубежом отечественных ЧВК (Редут-Антитеррор, РСБ-Групп, Тигр Топ Рент Секьюрити и пр.). Официально направлением их работы является охрана/защита в определенных зонах повышенной террористической активности, военный консалтинг и пр. То есть, весь комплекс мероприятий, который законами не запрещается: в РФ – консультирование, охрана, а за рубежом – работа в полном объеме и соответственно законодательству определенной страны.

  • Основное отличие отечественных ЧВК от иностранных: наши специалисты не принимают участия в геноциде, свержении власти, войнах против легитимных правительств. Работа российских ЧВК – это услуги по обеспечению безопасности в местах с нестабильной политической, а также с криминальной обстановкой.

Одна из ключевых причин, почему важна легализация ЧВК в РФ – это «текучка» кадров из нашей страны. Не секрет, что для зарубежных ЧВК отсутствие в России своих подобных компаний – это прямая выгода: наших профессионалов рекрутируют самые крупные зарубежные ЧВК, из страны утекают узкоспециализированные военные профессионалы, наши военные тренируют сотрудников иностранных подразделений и пр.

Принятие закона о ЧВК в РФ станет началом развития данной сферы, устранив проблему утекания кадров за рубеж.

Закон о легализации ЧВК в России

Он внесен в октябре 2014-го депутатом Носовко.

Данный законопроект стал практически сенсационным, и споры по нему продолжаются до сих пор — как среди правительства и экспертов, так и среди населения.

Согласно законопроекту, наши ЧВК можно будет использовать для охраны своих людей за пределами РФ без вмешательства в конфликты, а также для охраны нефтепроводов, морских судов и прочих задач.

Статус сотрудников ЧВК – военные, наемники или гражданские сотрудники?

Так наемники, или нет? Каков статус сотрудников ЧВК по законам РФ?

В принципе, ЧВК — так же, как и наемники — продают свои услуги военного характера. Но сходство между ними на этом и заканчивается.

  • Наемники – формирование искателей приключений за деньги, быстро и тайно формируемое в краткие сроки для крупного и, опять же, быстрого заработка. Пришел, выполнил, получил деньги, исчез. Никаких официальных документов и следов.
  • Сотрудники ЧВК – лица, официально зарегистрированные. ЧВК – это бизнес-структура с уставом и четкими правилами, и многие из таких структур являются частями транснациональных корпораций, сотрудничая с признанными правительствами.

Каков статус российских сотрудников ЧВК? И в чем отличие от ЧВК других стран?

Сотрудники российских ЧВК также мотивированы на прибыль. Но, в силу русского менталитета, российские военные специалисты существенно отличаются от своих иностранных коллег, сохраняя и пропагандируя забытые за рубежом моральные ценности. На данный момент статус российских ЧВК по-прежнему остается в «серой» зоне — что, впрочем, не мешает им успешно работать.

Понятно, что в столь огромной стране, как Россия, заменить регулярную армию ЧВК не смогут, и задача политиков – не столько легализовать ЧВК, сколько четко определить цели, задачи, права и обязанности данных структур.

Депутат Госдумы Дмитрий Саблин (третий справа) возглавляет организацию ветеранов «Боевое братство». Фото со страницы Дмитрия Саблина в «ВКонтакте»

На фоне сообщений о гибели в Сирии более 200 россиян дискуссия о легализации частных военных компаний (ЧВК) вышла на официальный уровень. О том, что это может быть решено в течение ближайшего года, сообщил «НГ» депутат Госдумы от «Единой России», один из лидеров организации «Боевое братство» Дмитрий Саблин. Предложен им и проект реабилитации пострадавших в конфликтах военспецов. Кстати, по данным СМИ, раненные в Сирии россияне уже лечатся в госпиталях Минобороны.

Сообщения о массовой гибели российских граждан от удара американской авиации в сирийской провинции Дэйр-эз-Зор, как известно, появились на прошлой неделе.

Официально Минобороны РФ сообщило о раненых сирийцах, заявив, что российские военнослужащие не пострадали.

Впрочем, родственники погибших теперь уже дали первые интервью журналистам, подтверждая, что их близкие действительно участвовали в военных операциях. По данным Bloomberg, российские наемники якобы уже лечатся в госпиталях Минобороны в Москве и Санкт-Петербурге.

О том, что законодательная позиция касательно легализации ЧВК и работающих в них специалистов, по всей видимости, будет реализована в течение этого года, сообщил «НГ» единоросс, лидер «Боевого братства» Дмитрий Саблин.

«Проблему добровольцев надо как-то решать. Добровольчество вообще свойственно нашему народу. Законодательно в этом году частично вопрос решен: Минобороны получило право призывать людей на военную службу на контракт сроком менее года, на выполнение задачи, как, к примеру, в Сирии. Также решен вопрос о продлении контракта сроком менее чем на год - например, когда у моряков заканчивается контракт, а они еще в рейсе», – заявил Саблин.

По его словам, вопрос тем не менее требует обсуждения и рассмотрения, поскольку на Западе официально работают ЧВК, которые имеют в своих составах сотни тысяч бойцов, тяжелую технику, даже авиацию: «Нам надо формировать свои силы и средства, исходя из сил и средств потенциального противника, но при этом учитывать наши исторические особенности. У нас в стране есть миллионы ветеранов боевых действий, готовых в любую минуту встать на защиту нашей родины и ее интересов. Они по своим качествам и профессионализму, по своему духу превосходят любых профессионалов других стран мира. Перспектива у направления есть большая, но надо ее детально продумать. Думаю, позиция по этому вопросу будет выработана в течение года».

На вопрос «НГ» о том, как быть с вернувшимися с фронта и пострадавшими там людьми, Саблин как один из лидеров «Боевого братства» предложил программу реабилитации. «По социальной защите и реабилитации у «Боевого братства» уже есть пять проектов. Первое – лечение, профилактика, когда мы бесплатно направляем инвалидов, семьи погибших, ветеранов на реабилитацию. Второе – «Точка опоры», когда ветераны бесплатно получают юридическую защиту, от подготовки документов до отстаивания интересов в судах. Третье – «Красная гвоздика», мы являемся учредителями фондов, которые помогают ветеранам с протезированием, оплатой дорогостоящих лекарств, операций. Четвертое – сейчас на Сахалине есть успешный опыт льготной ипотеки для участников боевых действий, – рассказал Саблин. – Тут на основании федерального законодательства надо менять региональное, на уровне одного региона проект уже успешен. Пятое направление – точечная работа по выделению квартир семьям погибших. По этим направлениям и идет реабилитация. Но, думаю, главное для ветеранов – это продолжать работать плечом к плечу с товарищами, ветеранами разных войн. Ветеранам также важно общение с молодежью, это помогает им вернуться в обычную жизнь. И тех, кто воевал добровольцем на Донбассе, мы тоже признаем ветеранами, у ребят к ним позитивное отношение, ведь на самом деле там шла и идет война с фашизмом. Помогаем и семьям погибших».

Напомним, что ранее депутат Госдумы Владимир Шаманов, возглавляющий комитет по обороне, в очередной раз поднял вопрос о необходимости создания законодательной базы для деятельности российских ЧВК. Перед этим на своей пресс-конференции вопрос ЧВК затронул и министр иностранных дел Сергей Лавров. «Это (сообщения СМИ о гибели бойцов ЧВК в Сирии. – «НГ») говорит о том, что актуальность, которую обозначил глава МИДа Сергей Лавров, требует государственного подхода, потому что это уже стало реальностью», – в частности, сказал Шаманов. Так что можно сделать вывод, что вопрос ЧВК действительно будет скоро решен на законодательном уровне.

Политолог Аббас Галлямов считает, что в целом история с погибшими россиянами в Сирии выглядит провалом власти, несмотря на то что речь идет о ЧВК, а не военнослужащих. «Проблема даже не в том, что людям надоела внешняя политика. Какое-то время они бы ее еще потерпели – если бы она приносила одни успехи. Историю с группой Вагнера, однако, выдать за успех сложно. Она выглядит как сокрушительный разгром и, что совсем плохо, произошла сразу после того, как российские власти объявили об успешном завершении сирийской кампании и «вывели» оттуда войска. Такие вещи даром не проходят, доверие к официальной информации после них сильно снижается», – считает Галлямов.

Законопроект о ЧВК могут внести в Думу в течение месяца

Первый зампред комитета нижней палаты парламента по госстроительству и законодательству Михаил Емельянов заявил в среду, что в Госдуму внесут законопроект, который . Днем ранее о необходимости защиты интересов наших граждан, работающих в ЧВК за рубежом, сказал глава МИД Сергей Лавров. К слову, это уже не первая попытка перевести в законную плоскость деятельность ЧВК.

Почему именно сейчас снова заговорили о легализации ЧВК и как будет решаться вопрос с конфликтом законопроекта о ЧВК и Уголовного кодекса России, кто будет отвечать за сотрудников ЧВК и как им покупать или получать оружие, «МК» узнал у эксперта.

Частные военные компании в конфликтах 20 века стали вполне привычными элементами пейзажа. Первая ЧВК появилась в Британии в 60-х годах. Но решали они в основном задачи по охране важных объектов и работали в «серой зоне». Западные государства сделали их инструментом по решению задач там, где регулярные войска «засветиться» не могли.

Окончание Холодной войны стало началом легализации деятельности таких компаний. С этих пор предпринимались попытки узаконить ЧВК, как на уровне отдельных государств, так и прописать их права и обязанности на международном уровне. Толчком к активизации этой деятельности послужил скандал с американской Blackwater в Ираке. Ее бойцы обвинялись в расстреле мирных жителей и пытках военнопленных. В итоге, вопрос об ответственности ЧВК встал совсем остро.

17 сентября 2008 года был принят документ Монтрё - некий свод скорее рекомендаций, чем жестких правил. Это была первая попытка на международном уровне прописать все аспекты деятельности частных военных компаний. Согласно данному документу «ЧВК — это частные предпринимательские субъекты, которые оказывают военные и/или охранные услуги, независимо от того, как они себя характеризуют. Военные и охранные услуги включают, в частности, вооруженную охрану и защиту людей и объектов, например транспортных колонн, зданий и других мест; техобслуживание и эксплуатацию боевых комплексов; содержание под стражей заключенных; и консультирование или подготовку местных военнослужащих и охранников.» В общем, напрямую ничего о ведении боевых действий не сказано.

В России же деятельность ЧВК попадает под действия двух статей уголовного кодекса: «Наемничество» и «Организация незаконного вооруженного формирования». Купить боевое оружие у нас в стране тоже невозможно. Однако вопрос о том, чтобы легализовать ЧВК, обсуждается уже на протяжении 6 лет. Еще в 2012 году Владимир Путин обозначил необходимость таких структур, и даже началось активное обсуждение законопроекта в Госдуме, однако на последнем этапе его «завернули». До сегодняшнего момента было уже около четырех попыток перевести частные военные компании в России на законную основу.

Видимо, сейчас игнорировать сообщения СМИ о деятельности российских ЧВК Вагнера и якобы существующего батальона «Туран», действующих в Сирии, уже стало, мягко говоря, трудно. По словам одного из авторов законопроекта, Михаила Емельянова, ЧВК отлично показали себя в Сирии и прекрасно подходят для защиты интересов союзнических государств от внешней агрессии и участия в антитеррористических операциях. То есть, мы официально обозначаем, что наши ЧВК будут вести именно боевые действия. Правда, видимо, только по приглашению и через какие-то официальные структуры.

Пока законопроект еще на этапе подготовки. Однако, уже сейчас понятно, какие задачи он должен решить и какие конфликтные моменты снять. «МК» поговорил с Владимиром Нееловым, экспертом Центра стратегической конъюнктуры, о будущем законопроекте и острых вопросах в его подготовке.

- Каким образом можно решить конфликт с УК России? Ведь, согласно нему, ЧВК попадает под действие двух статей.

Я думаю, что конфликт имеет место сейчас только потому, что нет закона о ЧВК, нет понятия «сотрудник ЧВК». Сейчас, согласно УК РФ, все, кто участвует в вооруженных конфликтах, по ряду признаков попадают под определение «наемники». Происходит это, повторюсь, просто в силу того, что понятие ЧВК и их деятельность не легализованы. Принятие закона вводит по существу новую категорию и как следствие снимет ряд вопросов. Понятия «наемник» и «сотрудник ЧВК» будут разделены, скорее всего.

Согласно документу Монтрё, ЧВК напрямую в конфликтах не участвуют. Они, скорее, выполняют функции охранной компании или оказывают услуги консультантов. Мы же, похоже, пытаемся сделать сотрудников ЧВК полноценными комбатантами. Что это может за собой повлечь?

Такая интересная закономерность прослеживается. Все попытки легализовать деятельность ЧВК исходили от справедливоросов. И этот случай исключением не стал. Кстати, Михаил Емелянов — юрист по образованию и команда, которая работает над подобными законопроектами, тоже прекрасно понимает все международные последствия от принятия подобного документа. Я не могу пока сделать никаких выводов, поскольку законопроект еще невозможно прочесть. Судя по высказыванию Емельянова, мы решили делать ставку на то, чтобы признать ЧВК комбатантами. И нужно принять во внимание, что международное законодательство в этой сфере тоже не развито, и Россия сможет выдвигать свои инициативы. Такой опыт в рабочих группах ООН уже есть. Мне кажется, что команда, работающая над законопроектом, сделает формулировки обтекаемыми.

- Как будет решаться проблема с закупкой оружия, ведь в России купить его официально тоже нельзя?

Я думаю, это решиться с помощью лицензирования всей деятельности ЧВК. Думаю, эта процедура тоже должна быть описана в законопроекте. Предполагаю, что будет прописан список вооружений, которые будут доступны ЧВК, требования к сотрудникам. В связи с этим, встанет вопрос «Кто будет заниматься лицензированием?». Тут напрашивается три структуры - ФСБ, МО и МВД. Или межведомственная комиссия.

Какие социальные гарантии, на ваш взгляд, должны быть прописаны в контрактах? Как в случае конфликта ЧВК с другими социальными институтами за рубежом должно вести себя государство, граждане которого в этой ЧВК работают?

Я думаю, тут функции разделятся между государством и самой компанией. На глобальном уровне — защита прав граждан-сотрудников ЧВК будет обеспечиваться государством. Например, в случае попадания в плен. Идеальная модель поведения в таких ситуациях у США — они сначала вывозят своих граждан на свою территорию, а потом уже разбираются с ними (либо не разбираются, как это часто случалось в Ираке). Есть еще один вариант ситуации — если ЧВК нанимает транснациональная корпорация. Тогда получается, что ответственность должна нести компания-наниматель. А с точки зрения социальных гарантий — они скорее всего лягут на плечи самих ЧВК. Скорее всего, будет разработана процедура страхования жизни, здоровья сотрудника.

- Почему об этом заговорили уже фактически на этапе завершения кампании в Сирии?

Если смотреть глобально, то вовлеченность России в конфликты по всему миру возрастает с каждым годом. И каждый раз начинать операцию с применением вооруженных сил, во-первых, дорого, а, во-вторых, общество будет недовольно, поскольку нагрузка по финансированию ляжет на плечи граждан. Тут нельзя забывать и об интересах российских компаний, которые хотят действовать на африканском континенте. А им тоже понадобиться охрана в этом неспокойном регионе. И тут ЧВК смогут ее обеспечить. Если говорить конкретно по странам, то в сфере наших интересов Судан. Хотя не менее остро стоит и проблема с Афганистаном, активно ведутся переговоры по Талибану. Там для нас это жизненно важная история — наркотрафик из Афганистана.

Кстати, как сообщил источник «МК», близкий к ЧВК в Сирии, скорее всего так активно тему легализации ЧВК начали развивать именно из-за необходимости присутствия в Африке.

Армии там не будет. Будут ЧВК, — рассказал источник.

Лучшее в "МК" - в короткой вечерней рассылке: подпишитесь на наш канал в

Вопрос действительно назрел. Закона, регламентирующего деятельность ЧВК, в России до сих пор нет, при том, что сами компании существуют и успешно действуют уже много лет, хотя и работают в «серой» правовой зоне в основном по субконтрактам. Наибольшую известность российские ЧВК получили, благодаря событиям в Сирии. Однако их деятельность началась гораздо раньше, чем война в этой стране. Они уже давно осуществляют свои специфические задачи во многих регионах, охваченных войной и беспорядками: осуществляют охрану нефтепромыслов и разных объектов, оказывают услуги телохранителей и инструкторов, проводят колонны и обеспечивают безопасность миссий. Причем на рынке охраны морских перевозок русские специалисты сумели серьезно потеснить британцев, до этого на нем лидирующих. Наши ЧВК брали дешевле, а работали эффективнее, даже осуществляя контрпиратские десантные операции, в ходе которых освобождались захваченные суда и заложники, и уничтожались тайные базы морских разбойников.

В сегодняшнем мире, с его возобновившейся глобальной конфронтацией, транснациональным криминалом и террористическими угрозами, ЧВК превращаются в мощный инструмент решения сложных геополитических задач, причем не только самоокупающийся, но и приносящий немалую прибыль.

Собственно говоря, Сергей Лавров просто озвучил уже ведущуюся работу. Первый зампред комитета Госдумы по госстроительству и законодательству Михаил Емельянов рассказал в интервью RT, что российский парламент намерен рассмотреть вопрос легализации создания и работы частных военных компаний. «Законопроект планируется внести в течение месяца. Выступление Лаврова нас стимулирует к этому. Ситуация в Сирии показала актуальность частных военных компаний - они отлично подходят для применения в подобных локальных конфликтах. Закон позволит привлекать сотрудников ЧВК к участию в контртеррористических операциях за рубежом, к защите суверенитета союзнических государств от внешней агрессии. А также к защите разных объектов, включая месторождения нефти и газа, железные дороги», - сообщил Емельянов.

К работе готов подключиться и комитет Госдумы по обороне. А его председатель Владимир Шаманов считает, что ранее этот вопрос не был оценен по достоинству российскими законодателями и теперь необходимо наверстывать упущенное. Новый закон должен определить профильные ведомства, которые будут лицензировать деятельность ЧВК, определить понятие и задачи частных военных компаний, виды их работ и услуг. А также закрепить соцгарантии для россиян, которые работают на ЧВК в России и в других государствах. Напомним, что законопроекты на эту тему уже откланялись Госдумой. Однако на этот раз закон, скорее всего, будет принят.