Урок по рассказу А.И.Солженицына "Матренин двор". «Матрёнин двор», анализ рассказа Солженицына

Обоснование выбора темы.

Русская литература всегда являла собой сплав языкового и духовного богатства. Как школьный предмет в контексте дисциплин эстетического цикла она призвана развивать у учащихся художественный вкус, читательский дар, искусство импровизации, умение вдумчивого прочтения, анализа. Благодатный материал для диалога со старшеклассниками представляет изучение творчества Александра Исаевича Солженицына. На наш взгляд, настала пора более глубоких оценок творчества Солженицына, пересмотра многих явно устаревших штампов. Пора признать, что главной темой творчества этого писателя является вовсе не критика социализма и коммунизма, не проклятья ГУЛАГу, а борьба добра со злом - вечная тема мирового искусства

Оформление доски:

Материалы к уроку:

Словарная работа: тоталитаризм, тоталитарный режим, кондовый, праведник, праведничество.

Цели урока:

  • пробудить интерес к личности и творчеству А.И. Солженицына, писателя, публициста, общественного деятеля;
  • познакомить с историей написания рассказа “Матренин двор”,
  • вызвать эмоциональный отклик на произведение, показать его публицистичность, обращенность к читателю;
  • расширить знания учащихся о различных сторонах жизни русской деревни в начале 50-х г.г. ХХ века;
  • “вслед за автором” проследить за судьбой русской женщины, выдержавшей суровые испытания жизни, но сумевшей сохранить в себе добрую отзывчивую душу, способной помогать людям;
  • подвести учащихся к осмыслению трагической судьбы простого человека в тоталитарном государстве.

Методы и приемы: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод творческого чтения, анализа художественного произведения, работа над теоретико-литературными понятиями.

Предварительное домашнее задание:

1. Классу: прочитать рассказ А.И. Солженицына “Матренин двор”, составить план рассказа, выполнить в тетради словарную работу (тоталитаризм, кондовый, праведник); выписать наиболее характерные высказывания героини, какова манера ее речи?

2. Темы для индивидуальных сообщений:

a) “Жизнь и творчество писателя”

b) “Кризис русской деревни в начале 50-х г.”

c) “История написания рассказа “Матренин двор” (1959г.)

d) “Матрена А.И. Солженицына и Матрена Тимофеевна Корчагина Н.А. Некрасова”

e) “Матрена и Иван Денисович. Какие черты роднят Матрену с Иваном Денисовичем?

Эпиграф урока:

“Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.”

“Есть такие прирожденные ангелы, они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи (насилия, лжи, мифов о счастье и законности), нисколько в ней не утопая.”

А. И. Солженицын

Словарная работа:

Тоталитаризм – государственный строй, осуществляющий абсолютный контроль над всеми областями общественной жизни. Сталинский и гитлеровский режим - прототипы этого строя. (Политология. Энциклопедический словарь. Изд. “Биг-Н”)

Праведник – тот, кто в своих действиях руководствуется принципами справедливости, честности, не нарушает правил нравственности (Академический Словарь русского языка; “…во всем по закону Божьему поступающий, безгрешник” (Толковый словарь живого великорусского языка В. И. Даля)

ХОД УРОКА

Вступительное слово учителя

Долгие годы наша страна жила при тоталитарном режиме. И люди воспринимали это как обычное явление, так как существовать в условиях командно-административной системы их приучали с раннего детства. И только в последние десятилетия стало ясно, что нельзя скрывать темные пятна в истории нашего народа. Возвращенное в недавнем прошлом из литературного небытия имя Александра Исаевича Солженицына,писателя, публициста, гражданина, лауреата Нобелевской премии в области литературы, на устах у всех россиян,его произведения читаются и перечитываются,экранизируются, обсуждаются на уроках. Историю переписать нельзя. А знать ее надо. И поможет нам в этом писатель А.И. Солженицын.

Жизнь и творчество писателя (индивидуальное задание)

Будущий писатель родился в Кисловодске 11декабря 1918 года. Детство прошло в Ростове-на-Дону. Там он окончил школу, в 1936 году поступил на физико-математический факультет Ростовского университета. Параллельно с учебой в университете Солженицын поступает на заочное отделение Московского института истории, философии и литературы, успешно заканчивает его в 1941.

8 октября 1941 года был мобилизован и за годы войны прошел от Орла до Восточной Пруссии, получив звание капитана. В 1945 году за три месяца до победы арестован военной контрразведкой за вольные высказывания в частной переписке в адрес В.И. Ленина и И.В. Сталина. Приговорен по 58-й статье к восьми годам лагерей. Освобождение писателя из лагеря и начало жизни на “вечном ссыльнопоселении” совпадают со смертью Сталина в 1953 году.В 1956 Солженицын реабилитирован. С 1957 -го по 1964 г. живет в Рязани и работает учителем в школе.

В 1962 г. в журнале “Новый мир” печатается рассказ “Один день Ивана Денисовича”.

В 1963 публикуются рассказы “Матренин двор”, “Случай на станции Кочетовка” и “Для пользы дела”. В 1968 г. напечатаны “Раковый корпус” и “В круге первом”, принесшие писателю мировую славу (в 1968 - 1988 годах его произведения публиковались только на Западе). В 1970 году писателю была присуждена Нобелевская премия по литературе за “этическую силу, с которой он следует традициям русской литературы. Одновременно с этим в СССР развернулась пропагандистская кампания против Солженицына. В 1974 г. в связи с выходом в Париже первого тома “Архипелаг ГУЛАГ” Солженицын арестован, заключен в Лефортовскую тюрьму, лишен советского гражданства и насильственно изгнан на Запад.

В эмиграции писатель жил во Франкфурте-на-Майне, Цюрихе, затем США. В 1970- 1990 -е годы опубликованы произведения, не увидевшие света на родине (“Письмо вождям Советского Союза”, “Прусские ночи”, “Бодался теленок с дубом”), эпопея “Красное колесо”, “Архипелаг ГУЛАГ”, сборники прозы и публицистики.

Изменения в общественно - политической ситуации в СССР в эпоху перестройки привели к отмене в 1989г. решения об исключении Солженицына из Союза писателей. В1994 году он возвращается на родину, где продолжается его активная творческая и общественная деятельность.

История написания рассказа

Автобиографическая основа. (Индивидуальное задание)

Рассказ “Матренин двор”, написанный в 1959 году, имеет автобиографическую основу. Солженицын вспоминал: “Рассказ полностью автобиографичен и достоверен. Жизнь Матрены Васильевны Захаровой и смерть ее воспроизведены как были. Истинное название деревни - Мильцево, Курловского района, Владимирской области”. Авторская установка на подлинность описываемых событий подчеркнута тем, что с документальной точностью названо в рассказе место происшедшей трагедии (“на сто восемьдесят четвертом километре от Москвы по ветке, что идет к Мурому и Казани”). Точно определены временные рамки описываемых событий (лето - осень 1956 -го и зима 1957г.) и место действия - Владимирская область. Исходное название - “Не стоит село без праведника”; окончательное дал А.Т. Твардовский. При публикации рассказа год действия его,1956, подменялся по требованию редакции годом 1953, то есть дохрущевским временем. Напечатан в “Новом мире”, 1963, №1. Первым из рассказов подвергся атаке в советской прессе. В частности, автору указывалось, что не использован опыт соседнего зажиточного колхоза, где председателем Герой Социалистического Труда. Критика недоглядела, что он и упоминается в рассказе как уничтожитель леса и спекулянт(“… на этом месте стояли прежде и перестояли революцию дремучие, непрохожие леса. Потом их вырубили - торфоразработчики и соседний колхоз. Председатель его, Горшков,свел под корень изрядно гектаров леса и выгодно сбыл в Одесскую область, на том свой колхоз возвысив, а себе получив Героя Социалистического Труда.”)

Как на самом деле жила и “выживала” деревня в послевоенное время? Трагические страницы истории индивидуальное задание)

Рассказ “Матренин двор” открыл дорогу такому явлению в русской литературе, как “деревенская проза”. Основу повествования составляет судьба русского крестьянства. В рассказе мы встречаемся с описанием среднерусской деревни в послевоенное время. Мы не найдем здесь ни критики колхозной жизни, ни обличающих государственный строй идей. Что же в рассказе Солженицына такого необычного, если сразу после выхода из печати, произведение подверглось жесткой критике

События рассказа ограничены четкими временными рамками: лето - зима 1956 г., однако благодаря воспоминаниям героини и размышлениям рассказчика эти несколько месяцев вбирают в себя события четырех десятилетий. Восстанавливая судьбу героини, мы убеждаемся, что ее жизненные драмы, личные беды так или иначе связаны с поворотами истории: с первой мировой войной, на которой попал в плен Фаддей, с Великой Отечественной, с которой не вернулся муж, с колхозом, который выжал из нее все силы и оставил без средств к существованию. Ее судьба - частица судьбы всего народа. И сегодня бесчеловечная социальная система не отпускает Матрену: ее оставили без пенсии; ей не продают торфа, заставляя воровать, да еще по доносу ходят с обыском; новый председатель обрезал всем инвалидам огороды; корову завести невозможно, так как негде косить для нее травы; билеты на поезд и те не продают. Перед нашими глазами предстает реальный быт крестьянства, но не тот, о котором говорили на съездах партии, а реальный … “Увы, там не пекли хлеба. Там не торговали ничем съестным. Вся древня волокла снедь мешками из областного города”. Сопоставляя эпизоды, изображающие этот широкий мир, мы убеждаемся, что основой отношений в нем становится ложь. Крестьянство утратило вековые хозяйственные традиции. Государство не интересовалось жизнью людей,их права ничем не были защищены.

Реализация домашнего задания.

Задание: составить план рассказа, в краткой форме изложить его содержание согласно плану:

1 часть – знакомство с Матреной Васильевной Григорьевой.

2 часть – рассказ Матрены о себе, о своем прошлом, воспоминания о молодости, о любви.

3 часть – смерть, после смерти.

Аналитическая беседа.

Расскажит,что узнал Игнатич о героине? Почему у нее так много обид?

Матрена Васильевна Григорьевна - жительница села Тальново. Трудно жилось бедной и одинокой женщине. Она потеряла на фронте мужа, похоронила детей, “чужая сестрам, золовкам” живет тихо и одиноко. Благодаря отношениям, сложившимся между героями, рассказчику открывается характер Матрены, мир ее мыслей и чувств, ее прошлое. Он становится свидетелем удивительной и трагической судьбы героини. “Пенсии ей не платили, родные помогали мало. “Год за годом, многие годы, ниоткуда не зарабатывала Матрена Васильевна ни рубля. А в колхозе она работала не за деньги - за палочки. За палочки трудодней в замусоленной книжке учетчика.” “В ту осень много было у Матрены обид, наворочено было много несправедливостей: она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому что не на заводе - не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за потерю кормильца. Но мужа не было уже пятнадцать лет. Хлопоты были - добывать эти справки …и справку заверить…и с какого она года … и потом все это нести в собес … и узнавать - дадут ли пенсию” Матрена долготерпелива, она стоически переносит болезни - “тяжелую немочь”, периоды, когда “валилась и сутки -двое лежала пластом. Она не жаловалась, не стонала”. Героиня считала неудобным беспокоить врачей из-за своего недуга, утруждать людей заботами о себе.

Есть ли в рассказе развернутый портрет героини? На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя?

Развернутого портрета героини в рассказе мы не найдем. Матрена наделена неброской внешностью: “улыбка ее кругловатого лица”, “простодушно глядя блекло - голубыми глазами”, “…в неярких ее глазах”. Автору важно другое: внутренний свет в ее глазах и “лучезарная улыбка” Из главы в главу повторяется одна деталь - улыбка: “улыбалась чему-то”, “просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой” Солженицын заявляет прямо: “У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах со своей совестью”

Что объединяет героиню и рассказчика?

Между рассказчиком и Матреной обнаруживается духовная близость, устанавливаются доверительные отношения, основанные на самоуважении. Это объясняется тем, что у героев много общего. Они оба одиноки. Игнатич говорит о себе, что “ни в одной точке ее (России) никто меня не ждал”, одинока и потерявшая на войне мужа, оставшаяся без детей, чужая родне Матрена. “Здесь мне было тем хорошо, что по бедности Матрена не держала радио, а по одиночеству не с кем было ей разговаривать” Игнатич и Матрена равнодушны к бытовым условиям, им чужд дух накопительства, они привыкли довольствоваться малым. “Так привыкла Матрена ко мне, а я к ней, и жили мы запросто. Не мешала она моим долгим вечерним занятиям, не досаждала никакими расспросами. До того отсутствовало в ней бабье любопытство или до того она была деликатна, что не спросила меня ни разу: был ли я когда женат?” Матрена неприхотлива к еде, она привыкла довольствоваться самым малым. Ее, как и героя, жизнь научила “не в еде находить смысл повседневного существования”. Оба они люди, привыкшие трудиться, чуждые лени и праздности.

В чем смысл жизни Матрены Васильевны?

Способом преодоления болезни,средством возвращения к жизни для героини становится труд, обязательные ежедневные хозяйственные заботы.” Я заметил: у нее было верное средство вернуть себе доброе расположение духа - работа. Тотчас же она или хваталась за лопату и копала картовь. Или с мешком под мышкой шла за торфом. А то с плетеным кузовом - по ягоды в дальний лес. И не столам конторским кланяясь, а лесным кустам, да наломавши спину ношей, в избу возвращалась Матрена уже просветленная, всем довольная, со своей доброй улыбкой” Работа, физический труд занимают центральное место в жизни героини: она не мыслит своего существования без труда.“… приглядываясь к Матрене, я замечал, что, помимо стряпни и хозяйства, на каждый день у нее приходилось и какое- нибудь другое немалое дело …” Матрена безотказна в работе, когда к ней обращаются за помощью,будь то колхоз, “любая родственница дальняя или просто соседка” она всегда готова прийти на помощь ближнему. “Когда рук не хватало, когда отнекивались бабы уж очень упорно, жена председателя приходила к Матрене … “; “Завтра, Матрена, придешь мне пособить. картошку будем докапывать …”; “тем более не обходилась без Матрены ни одна пахота огорода …”. Постепенно раскрывается характер героини. Мы все больше убеждаемся, что Матрена - безмерно добрая, трудолюбивая, старающаяся всем угодить, в том числе и постояльцу.

Как рассказчик открывает перед нами духовный мир героин?

Мы узнаем, что Матрена способна по достоинству оценить искусство уходящее корнями в народное творчество. Так, она не принимает исполнение народных песен Шаляпиным, чувствуя несовместимость классической оперной манеры певца и народной певческой традиции: “Не. Не так. Ладу не нашего. И голосом балует” Зато романсы Глинки глубоко волнуют ее, трогая до слез.

Расскажите об отношении героини к православной вере

Особое значение приобретают в произведении суждения рассказчика об отношении Матрены к православной вере. Мы видим, что жизнь героини проходит в полном соответствии с христианскими заповедями. Однако повествователь замечает: “Не сказать, однако, чтобы Матрена верила как-то истово. Даже скорей была она язычница, брали в ней верх суеверия”. Но вера Матрены - подлинна,потому что интимна,целомудренна. “Может быть, она и молилась,но не показно”, - говорит Игнатич. Религия,христианские заповеди существуют в ней самой, составляя наполнение ее внутреннего мира, определяя ее поступки, мысли и чувства.

Понаблюдаем за речью героини. В чем особенность ее речи?

Глубоко народный характер Матрены проявляется прежде всего в ее речи. Яркую индивидуальность, выразительность придают ее языку обилие просторечной, диалектной лексики,архаизмов (“приспею, два -дни, три - дни,к ужоткому, иззаботилась, теперича, летось, пособить, тижель, молонья, вопрятаешь,неу ладкой; не знато, бегма, кому часу”). Солженицын наделяет свою героиню даром словотворчества, о чем свидетельствуют ее изречения (“трогацать, дуель (метель, разведка (розетка), порция (порча), картовь, картонный суп; “не умемши, не варемши - как утрафишь”). Автор говорит, что так выговаривали всев деревне. Глубоко народна и манера речи Матрены: “и всегда одни и те же доброжелательные слова раздавались мне из-за перегородки. Они начинались каким-то низким теплым мурчанием, как у бабушек в сказках:

- М-м - мм… также и вам!
И немного погодя:
- А завтрак вам приспеел.

Опишите быт Матрены.

Быт Матрены поражает своей неустроенностью “В запущи она живет”, “кроме Матрены и меня, жили в избе еще: кошка, мыши и тараканы”, “часть избы была уставлена по табуреткам и лавкам горшками и кадками с фикусами. Они заполнили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой.” В смысле всего остального: она “не имела”, у нее “не было”, она ни за чем “не гналась” Эти скупые детали говорят о том, что хозяйка равнодушна к бытовым удобствам, ей чужд дух накопительства, она склонна к самоограничению. Несмотря на такие бытовые условия Матрены, постоялец ощутил в ее избе нечто родственное своему сердцу. Поэтому ее нехитрый быт становится и его бытом. “Комнату мы не делили”

Что заставляло такую добрую, бескорыстную женщину, как Матрена, воровать?

“ Стояли вокруг леса, а топки взять было негде. Рычали кругом экскаваторы на болотах, но не продавалось торфу жителям, а только везли начальству, да кто при начальстве, да по машине - учителям, врачам, рабочим завода. Топлива не было - и спрашивать о нем не полагалось … Писатель обращает наше внимание на суровую действительность того времени, раскрывает сложные взаимоотношения власти и человека Жизнь деревенской, “кондовой”, ”нутряной России” оказывается разъеденной ложью, жестокостью, прагматизмом.

Что рассказала Матрена своему постояльцу о себе?

Образ Матрены многозначен. Он открывает автору истинный смысл русской жизни и становится символом национальной судьбы. Жизнь Матрены оказывается неразрывно связанной с судьбой страны, неотделима от нее. Судьба героини трагична. Начавшаяся Первая мировая война разлучает ее с любимым человеком, Фаддеем. “Пошел он на войну - пропал. Три года затаилась я, ждала. Ни весточки, и ни косточки…” Потом “И одна революция. И другая революция. И весь свет перевернулся”Перевернулась и жизнь Матрены. К ней посватался младший брат Фаддея, Ефим. Начала новую жизнь. “Говорят у нас: умная выходит после Покрова, а дура - после Петрова. Рук у них не хватало. Пошла я …На Петров день повенчались, а к Миколе зимнему - вернулся Фаддей … из венгерского плена. Новая жизнь не складывается, брак ее бесплоден.”У Матрены с Ефимом дети не стояли: до трех месяцев не доживая и не болея ничем, умирал каждый” Совсем с неожиданной стороны раскрывается Матрена, когда рассказывает о своей любви. Сколько лет прошло, но любовь осталась, много лет грело ее сердце однажды вспыхнувшее чувство. Вопреки судьбе, обрекшей ее на одиночество, Матрена десять лет воспитывала дочь Фаддея, Киру, и стала для нее второй матерью.

Каковы причины гибели героини? Кто виноват в ее смерти?

“Страдая от недугов и чая недалекую смерть, тогда же объявила Матрена свою волю: отдельный сруб горницы, расположенный под общей связью с избою, после смерти отдать в наследство Кире..” Фаддей “наставительно говорил с Матреной и требовал, чтобы она отдала горницу теперь же при жизни.” “Не спала Матрена две ночи. Нелегко ей было решиться …”Вскоре сдалась. “…жутко ей было начать ломать ту крышу, под которой прожила сорок лет. Даже мне, постояльцу, было больно, что начнут отрывать доски и выворачивать бревна дома. А для Матрены было это - конец ее жизни всей”. Но по-другому она поступить не может, ибо, в противном случае, это была бы уже не Матрена, а другой совсем человек.

Почти единственным союзником Матрены Васильевны остается природа. В тот день, когда бревна от разрушенной горницы нужно было везти в Черусти, началась метель: “Она крутила и кружила двое суток и замела дорогу непомерными сугробами”. Затем внезапно потеплело, и раскисший снег вновь сделал дорогу неприступной. “Две недели не давалась трактору разломанная горница! Эти две недели ходила Матрена как потерянная” И в том, что святая вода у Матрены необъяснимо пропала, видится дурное предзнаменование. Погибает Матрена вместе с горницей, с частью своего дома.

Что же погубило ее?

Людская жадность, халатность,корысть, алчность. Целая цепь, казалось бы, случайностей, совпадений. “Нет Матрены. Убит родной человек”

Какими в рассказе предстали перед нами Фаддей Миронович, родня Матрены? Как проявляется их нравственная позиция в эпизодах, связанных со смертью главной героини?

Рисуя портрет Фаддея, автор несколько раз повторяет эпитет “черный”, противопоставляя его облик светоносности Матрены. Человек, чья жизнь тоже была по - своему изломана бесчеловечными обстоятельствами, Фаддей, в отличие от Матрены затаил на судьбу и на людей злобу. И если Матрену работа просветляла, Фаддея и его подельников,наоборот, ожесточала. “Все работали как безумные ….в ожесточении. Кричали друг на друга, спорили. …С жестоким лицом вышел тракторист…”. “Глаза …деловито поблескивали”, “ловко лазил”, “живо суетился”. Корысть, жадность заставляют его рушить дом Матрены. И даже накануне похорон Матрены, тогда, когда “дочь его трогалась разумом,над зятем висел суд, в собственном доме лежал убитый им сын, на той же улице - убитая им женщина, которую он любил когда - то”, Фаддей думал лишь о том, чтобы “спасти бревна горницы от огня и от козней Матрениных сестер”На похоронах родственники Матрены (ее сестры и золовки) - даже в ритуальных плачах - ведут соперничество за скудное наследство, обвиняют друг друга, пекутся о бренном, а не о вечном. Похоронный плач у них ненастоящий, “подменный”: “в смерти мы ее не виноваты, а насчет избы еще поговорим” На поминках о самой Матрене никто не говорит. Типичность подобной нравственной позиции подтверждает и подруга Матрены Маша, которая хоть и искренне поплакала над умершей, но не забыла, однако, прихватить обещанную ей “вязаночку”, “ что добром нашим,народным или моим, странно называет язык имущество наше”, - замечает писатель.

Именно так понимает добро Матренина родня. Совсем иначе героиня Солженицына. Для нее добро - неспособность к злу, любовь и сострадание. В этой подмене понятий видит писатель духовный кризис, который охватил Россию.

А.И. Солженицын назвал свою героиню праведнико, что это слово означа, какой смысл в него вкладывал писатель?

Реализация домашней словарной работы. В различных словарях по - разному дается толкование слова “праведник”; приводим.

Критерием оценки человека является у писателя не его социальная значимость, а способность пронести через бесчеловечные испытания свою душу чистой. Солженицын вернул этому слову православно-христианский смысл. Матрена Васильевна - человек, живущий по заповедям Христа, сумевший сохранить чистоту, святость души в самых драматических обстоятельствах русской истории ХХ века. После долгих лет господства в литературе сильного человека, жаждущего свободы, идущего неперекор обстоятельствам и ведущего за собой людей, писатель вернул в нее героя, в котором воплотились крестьянская основательность, привычка к труду, терпение, выносливость, умение приспособиться к нечеловеческим условиям, не унижаясь и не участвуя в творимом зле, способность остаться внутренне свободным в обстановке тотальной несвободы, сохранить свое имя, свой язык, свою индивидуальность. В статье “Раскаяние и самоограничение как категории национальной жизни “ (1973г.) А.И. Солженицын обозначает “некую меру праведности, святости, непрерывно возрастающую в одних людях и недоступную другим ….; есть такие прирожденные ангелы - они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи, нисколько в ней не утопая …” Матрена Васильевна как небесный ангел, всегда опаздывающий к “дележу земных благ” О важной духовной миссии этих “прирожденных ангелов” Солженицын пишет в финале рассказа: “Все мы жили рядом с ней и не поняли, что она и есть тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша”.

В образе Матрены писатель запечатлел те высокие, прошедшие проверку веками народной жизни, духовные и нравственные идеалы, которые обречены на уничтожение бесчеловечным ходом отечественной истории и которые, по убеждению Солженицына, должны быть обязательно сохранены.

Литература:

  1. Решетовская Н. А. Александр Солженицын и читающая Россия. М. 1990.
  2. Солженицын А.И. Малое собр. соч. В 7 т. М. 1991.
  3. Медведев Ж. А. Десять лет после “Одного дня..”. Мюнхен, 1973.
  4. Нива Жорж. Солженицын. М.,1992.
  5. Чалмаев В. Александр Солженицын. Жизнь и творчество.М.,1994.
  6. Журнал “Литература в школе” №11, 2004, стр. 26 “Праведник …”

Анализ произведения

“Не стоит село без праведника” – таково первоначальное на­звание рассказа. Рассказ перекликается со многими произведе­ниями русской классической литературы. Солженицын как будто переносит какого-либо из героев Лескова в историческую эпоху XX века, послевоенное время. И тем драматичнее, трагичнее ви­дится судьба Матрены посреди этой обстановки.

Жизнь Матрены Васильевны, казалось бы, обычная. Она всю ее посвятила труду, самозабвенному и тяжелому труду кресть­янскому. Когда началось строительство колхозов, она пошла и туда, но из-за болезни ее оттуда выпустили и теперь уже при­влекали тогда, когда отказывались другие. И работала она не за деньги, денег никогда не брала. Уже потом, после ее смерти, ее золовка, у которой поселился рассказчик, будет зло вспоминать, а точнее припоминать ей эту ее странность.

Но так ли уж проста судьба Матрены? А кто знает, каково это – полюбить человека и, не дождавшись его, выйти замуж за другого, нелюбимого, а потом увидеть своего суженого через не­сколько месяцев после свадьбы? И каково потом жить с ним

бок о бок, видеть его каждый день, чувствовать на себе вину за несложившуюся его и свою жизнь? Муж не любил ее. Она родила ему шестерых детей, но ни один из них не выжил. И ей пришлось взять на воспитание дочь своего любимого, но уже чужого. Сколько душевного тепла и доброты накопилось в ней, столько она и вло­жила в свою приемную дочь Киру. Пережила Матрена так много, но не утратила того внутреннего света, которым светились ее глаза, отливала улыбка. Она ни на кого не держала зла и только огорчалась, когда ее обижали. Она не сердится на своих сестер, появившихся только тогда, когда все в ее жизни уже стало бла­гополучно. Она живет тем, что есть. А потому не накопила за свою жизнь ничего, кроме двухсот рублей на похороны.

Переломным моментом в ее жизни стало то, что у нее хотели увезти горницу. Не было ей жалко добра, она никогда о нем не жалела. Страшно ей было подумать, что будут ломать ее дом, в котором вся ее жизнь пролетела как один миг. Сорок лет прове­ла она здесь, перенесла и две войны, революцию, отголосками пролетевшую. И для нее сломать и забрать ее горницу – значит разломать и разрушить ее жизнь. Для нее это был конец. Не слу­чаен и реальный финал романа. Человеческая жадность губит Матрену. Больно слышать слова автора о том, что Фаддей, из-за чьей алчности и началось дело, в день смерти и потом уже похо­рон Матрены только и думает об оставленном срубе. Он не жалеет ее, не плачет по той, кого так горячо любил когда-то.

Солженицын показывает ту эпоху, когда с ног на голову пере­вернулись жизненные устои, когда собственность стала предме­том и целью жизни. Автор не зря задается вопросом, почему вещи называют “добром”, ведь это по сути дела зло, причем страшное. Матрена понимала это. Она не гналась за нарядами, одевалась по – деревенски. Матрена – это то воплощение истинной народной нравственности, нравственности общечеловеческой, на которой весь мир держится.

Так и осталась Матрена не понятой никем, никем не оплакан­ной по-настоящему. Только Кира одна плакала не по обычаям, а от души. Опасались за ее рассудок.

Рассказ мастерски написан. Солженицын – мастер предмет­ной детализации. Из мелких и, казалось бы, незначительных де­талей выстраивается у него особый объемный мир. Этот мир зрим и ощутим. Этот мир – Россия. Мы можем с точностью сказать, в какой точке страны находится деревня Тальново, но мы пре­красно понимаем, что в этой деревне – вся Россия. Солженицын соединяет общее и частное и заключает это в единый художе­ственный образ.

План

1. Рассказчик устраивается учителем в Тальново. Поселяется у Матрены Васильевны.

2. Постепенно рассказчик узнает о ее прошлом.

3. Фаддей приходит к Матрене. Он хлопочет за горницу, что Матрена обещала Кире, его дочери, воспитанной Мат­реной.

4. При перевозе сруба через железнодорожные пути Матре­на, ее племянник и муж Киры погибают.

5. Из-за избы и имущества Матрены долго идут споры. А рас­сказчик переезжает к ее золовке.

Глоссарий:

        • матренин двор анализ
        • анализ произведения матренин двор
        • матренин двор анализ произведения
        • анализ матренин двор
        • план матренин двор

(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Главной героиней рассказа Александра Исаевича Солженицына “Матренин двор” является шестидесятилетняя женщина Матрёна Васильевна, жительница села Тальново. Описываемый писателем персонаж можно охарактеризовать как очень хорошего, доброго...
  2. Смысл названия. Первое название рассказа было “Не стоит село без праведников”;. Праведник – во-первых, человек, живущий в соответствии с религиозными правилами; во-вторых, человек, ни в...

Тема урока : Александр Исаевич Солженицын.

Анализ рассказа «Матренин двор».

Цель урока: попытаться понять, каким видится писателю феномен «простого человека», разобраться в философском смысле рассказа.

Ход урока:

  1. Слово учителя.

История создания.

Рассказ «Матренин двор» написан в 1959 году, опубликован в 1964. «Матренин двор» - произведение автобиографическое и достоверное. Исходное название – «Не стоит село без праведника». Напечатан в «Новом мире», 1963, №1.

Это рассказ о той ситуации, в которой он оказался, вернувшись «из пыльной горячей пустыни», то есть из лагеря. Ему хотелось «затеряться в России», найти «тихий уголок России». Бывший лагерник мог наняться только на тяжелые работы, он же хотел учительствовать. После реабилитации в 1957 году С. некоторое время работал учителем физики во Владимирской области, жил в деревне Мильцево у крестьянки Матрены Васильевны Захаровой.

2. Беседа по рассказу.

1) Имя героини.

- У кого из русских писателей 19 – го века главная героиня носила такое же имя? С какими женскими образами в русской литературе вы могли бы сопоставить героиню рассказа?

(Ответ: имя героини Солженицына вызывает в памяти образ Матрёны Тимофеевны Корчагиной, а так же образы других некрасовских женщин – тружениц: так же как и они, героиня рассказа «ко всякой работе ловка, приходилось ей и коня на скаку останавливать, и в горящую избу входить». Нет в её внешности ничего от величавой славянки, не назовёшь её красавицей. Она скромна и не приметна.)

2) Портрет .

- Есть ли в рассказе развёрнутый портрет героини? На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя?

(Ответ: Солженицын не даёт развёрнутого портрета Матрёны. Из главы в главу повторяется чаще всего лишь одна деталь – улыбка: «лучезарная улыбка», «улыбка её кругловатого лица», «улыбалась чему-то», «извиняющаяся полуулыбка». Автором важно изобразить не столько внешнюю красоту простой русской крестьянки, сколько внутренний свет, струящийся из её глаз, и тем яснее подчеркнуть свою мысль, высказанную прямо: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах со своей совестью». Поэтому после страшной гибели героини её лицо осталось целёхонькая, спокойная, больше живое, чем мёртвое.)

3) Речь героини.

Выпишите наиболее характерные высказывания героини. В чём особенности её речи?

(Ответ: Глубоко народный характер Матрены проявляется, прежде всего в её речи. Выразительность, яркую индивидуальность предаёт её языку обилие просторечный, диалектной лексики и архаизмом (2 – дни приспею, к ужоткому, любота, летось обапол, пособить, неуладкой ). Так выговаривали все в деревне. Так же глубоко народно и манеры речи Матрёны, то, как она выговаривает свои «доброжелательные слова». «Они начинались каким – то низким, тёплым мурчанием, как у бабушек в сказках».

4) Быт Матрёны.

- Какие художественные детали создают картину быта Матрёны? Как предметы быта связано с духовным миром героини?

(Ответ: Внешне быт Матрёны поражает своей неустроенностью («в запущи она живёт») Всё её богатство фикусы, колченогая кошка, коза, мышьи тараканы, пальто, перешитое из железнодорожной шинели. Всё это свидетельствует о бедности Матрёны, проработавшей всю жизнь, но лишь с великим трудом выхлопотавшей себе крохотную пенсию. Но важно ещё и другое: эти скупые бытовые детали раскрывают её особый мир. Не случайно у фикуса говорится: «Они заполняли одиночество хозяйки. Они разрослись привольно…» - а шуршание тараканов сравнивается с далёким шумом океана. Кажется, сама природа живёт в доме Матрёны, всё живое тянется к ней).

5) Судьба Матрёны.

Восстановите историю жизни Матрёны? Как воспринимает Матрена свою судьбу? Какую роль в её жизни играет работа?

(Ответ: События рассказа ограничены чёткими временными рамками: лето-зима 1956 года. Восстанавливая судьбу героини, её жизненные драмы, личные беды, так или иначе, связаны с поворотами истории: С первой мировой войной, на которой попал в плен Фаддей, с Великой Отечественной, с которой не вернулся муж, с колхозом, которой выжил из неё все силы и оставил её без средств к существованию. Её судьба – частица судьбы всего народа.

И сегодня бесчеловечная система не отпускает Матрену: её оставили без пенсии, и она вынуждена целые дни тратить на добывание различных справок; ей не продают торфа, заставляя воровать, да ещё по доносу ходят с обыском; новый председатель обрезал всем инвалидам огороды; коровы завести невозможно, так как косить ни где не разрешают; даже билеты на поезд и те не продают. Матрена ощущает не справедливость, но она не держит зла на судьбу и на людей. «У неё было верное средство вернуть доброе расположение духа - работа». Не получая ничего за свою работу, она по первому зову идёт помогать соседям, колхозу. Окружающие охотно пользуются её добротой. Сами же односельчане и родственники не только не помогают Матрене, но и стараются вообще не появляться в её доме, боясь, что она попросит о помощи. Всем и каждому Матрена остаётся в своей деревне абсолютно одинокой.

6) Образ Матрены среди родственников.

Какими красками нарисованное в рассказе Фаддей Миронович и родня Матрёны? Как ведёт себя Фаддей, разбирая горницу? В чём состоит конфликт рассказа?

(Ответ: Главной героине противопоставлен в рассказе брат её покойного мужа, Фаддей. Рисуя его портрет, Солженицын семь раз повторяет эпитет «чёрный». Человек, чья жизнь по своему была изломана бесчеловечными обстоятельствами, Фаддей, в отличие от Матрены, затаил злобу на судьбу, вымещая её на своей жене и сыне. Почти слепой старик, оживляется, когда наседает на Матрену по поводу горницы, и затем, когда ломает избу своей бывшей невесты. Корысть, жажда захватить участок для своей дочери заставляют его рушить дом, который он когда-то сам строил. Бесчеловечность Фаддея особенно ярко проявляется накануне похорон Матрены. На поминки Матрены Фаддей вовсе не пришёл. Но самое главное, что Фаддей был в деревне, что Фаддей был в деревне такой не один. На поминках о самой Матрене никто не говорит.

Событийный конфликт в рассказе почти отсутствует, ибо сам характер Матрены исключает конфликтные отношения с людьми. Для неё добро – неспособность к злу, любовь и сострадание. В этой подмене понятий видит Солженицын сущность того духовного кризиса, который поразил Россию.

7) Трагедия Матрены.

Какие приметы предвещают гибель героини?

(Ответ: С самых первых строк автор готовит нас к трагической развязке судьбу Матрены. Её гибель предвещают и пропажа котелка с освящённой водой и исчезновение кошки. Для родни и соседи гибель Матрены – лишь повод позлословить о ней до возможность поживиться её не хитрым добром, для рассказчика – это гибель родного человека и разрушение целого мира, мира той народной правды, без которой не стоит русская земля)

8) Образ рассказчика.

Что общего в судьбе рассказчика и Матрены?

(Ответ: Рассказчик – человек трудной семьи, за плечами которого война и лагерь. Поэтому он теряется в тихом углу России. И только в избе Матрены герой ощутил нечто родственное своему сердцу. И одинокая Матрена почувствовала доверие к своему постояльцу. Только ему рассказывает она о своем горьком прошлом, только ей откроет он, что много провёл тюрьме. Героев роднит и драматизм их судьбы, и многие жизненные принципы. Особенно их родство сказывается в речи. И только смерть хозяйки заставила рассказчика постичь её духовную сущность, потому так сильно звучит в финале рассказа мотив покаяния.

9)- Какова тема рассказа?

(Ответ: Главная тема рассказа - «чем люди живы».

Почему судьба старой крестьянки, рассказанная на немногих страницах, представляет для нас такой интерес?

(Ответ: Эта женщина неначитанная, малограмотная, простая труженица. Пережить то, что пришлось пережить Матрене Васильевне, и остаться человеком бескорыстным, открытым, деликатным, отзывчивым, не озлобиться на судьбу и людей, сохранить до старости свою «лучезарную улыбку» - какие же душевные силы нужны для этого!

10) –Каков символический смысл рассказа «Матренин двор»?

(Ответ: Многие символы С. связаны с христианской символикой: образы – символы крестного пути, праведника, мученика. Прямо на это указывает первое название «Матренина двора». Да и само название носит обобщающий характер. Двор, дом Матрены – то пристанище, которое обретает рассказчик после долгих лет лагерей и бездомья. В судьбе дома как бы повторена, предсказана судьба его хозяйки. Сорок лет прошли здесь. В этом доме она пережила две войны – германскую и отечественную, смерть шестерых детей, которые погибали в младенчестве, потерю мужа, к-й на войне пропал без вести. Ветшает дом – стареет хозяйка. Дом разбирают, как человека – «по ребрышкам». Погибает Матрена вместе с горницей. С частью своего дома. Погибает хозяйка – окончательно разрушается дом. Избу Матрены до весны забили, словно гроб, - похоронили.

Вывод:

Праведница Матрена – нравственный идеал писателя, на котором, по его мнению, должна основываться жизнь общества.

Народная мудрость, вынесенная писателем в первоначальное название рассказа, точно передаёт эту авторскую мысль. Матрёнин двор – некий остров посреди океана лжи, которая хранит сокровище народного духа. Гибель Матрены, разрушение её двора и избы – грозное предупреждение о катастрофе, которая может случиться с обществом, утратившим нравственные ориентиры. Однако, не смотря на весь трагизм произведения, рассказ проникнут авторской верой в жизнестойкость России. Источник этой жизнестойкости Солженицын видит не в политической системе, не в государственной власти, не в силе оружия, а в простых сердцах никем не замечаемых, унижаемых, чаще всего одиноких праведников, противостоящих миру лжи.)


Тема: « Не стоит село без праведника». Рассказ А.И. Солженицына « Матренин двор» в 11 классе.

Цели: помочь учащимся понять, каким видится писателю феномен «простого человека»; разобраться в философском смысле рассказа;показать как совокупность художественных средств помогает автору выразить мысли и чувства; развивать навыки анализа произведения; формировать у учащихся нравственные качества: внимание к человеку и сочувствие.

Методы: аналитическая беседа, выразительное чтение фрагментов рассказа.

Ход урока.

    План работы над рассказом (на доске)

    Творческая история рассказа «Матренин двор» (индивидуальное задание)

    Особенности жанра. (индивидуальное задание)

    Главная героиня: её внешний облик, речь, её окружение.

    Судьба Матрены – трагедия деревенской русской женщины.

    Нравственные ценности Матрены.

    Люди, окружающие Матрену, нравственные устои деревни.

    Выводы: Матренин двор – символический мир праведника.

II .Актуализация опорных знаний:

На прошлом уроке вы узнали о писателе А.И. Солженицыне. Какие события его жизни вы считаете самыми важными, судьбоносными? (учащиеся называют участие писателя в Великой Отечественной войне, арест, годы ссылки, освобождение и выдворение из страны, жизнь в США, триумфальное возвращение на Родину, активная общественно-политическая деятельность в 90-тые годы.)

Какие произведения А.И.Солженицына вы можете назвать?

Сегодня мы будем говорить о рассказе писателя « Матренин двор». Понравился ли вам рассказ? Наверное, много размышлений и вопросов возникло после прочтения? Например, кто такой «праведник» и почему не стоит без него село? Давайте попытаемся понять, почему судьба простой русской женщины так трогает читателя, в чем гуманистический смысл рассказа и попробуем увидеть, в чем состоит художественное совершенство рассказа. (учитель обращает внимание учащихся на план работы и предлагает начать с творческой истории рассказа)

III . Аналитическая беседа.

Итак, какова же творческая история рассказа « Матренин двор»?

Рассказ « Матренин двор» написан в 1959 году, опубликован в 1964 году в журнале «Новый мир», главным редактором которого был А.Т.Твардовский. Надо отдать должное его гражданскому мужеству за то, что он на свой страх и риск взялся напечатать рассказ опального писателя. Первоначальное название «Не стоит село без праведника» Твардовский заменил на «Матренин двор».Действие рассказа происходит в 1956 году, но по настоянию Твардовского, год тоже был заменен на 1953.

Учитель:

-- Перед нами рассказ. Что вы знаете об этом жанре?

Сообщение, подготовленное учеником:

Рассказ – это малая художественная форма повествования. В рассказе в предельно сжатой форме, с потрясающей художественной силой можно размышлять над «вечными» вопросами, поведать о судьбе целой жизни героев. Например, рассказы А.П.Чехова, рассказ М.А.Шолохова «Судьба человека», рассказ А.Платонова «Юшка» и другие. Солженицын объясняет свое обращение к этому жанру так: «В малой форме можно очень много поместить, и это для художника большое наслаждение – работать над малой формой. Потому что в маленькой форме можно оттачивать грани с большим наслаждением для себя».

Учитель:

А для читателя встреча с рассказом - большое наслаждение. Что лежит в основе любого рассказа? (случай, раскрывающий характер человека). По этому традиционному принципу строит свой рассказ и Солженицын. Какой случай лежит в основе рассказа? (гибель Матрены) Через гибель Матрены автор приходит к глубокому пониманию её личности. Лишь после её смерти « выплыл передо мною образ Матрены, как я не понимал её , даже живя с нею бок о бок»

Нарисуйте словесный портрет Матрены. Есть в рассказе полный портрет героини? Нет, писатель не дает конкретного описания героини, как, например, описывает Фаддея. Лишь одна портретная деталь постоянно подчеркивается автором.

Какая это деталь портрета? (улыбка) Какая она? (Ищем в тексте:«лучезарная», « добрая», «извиняющая») Как называется это средство выразительности?

Какая была речь у Матрены?(Ищем в тексте: плавная, певучая, исконно-русская, начинающаяся «каким-то низким, теплым мурчанием, как у бабушек в сказках»)

Найдите в конце рассказа описание Матрены, в котором чувствуется авторское отношение. (От красного морозного солнца чуть розовым залилось замороженное оконце сеней, теперь укороченных, - и грел этот отсвет лицо Матрены». И: « У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей»)

А каким вам представляется мир её дома? Кто населяет его и в каких взаимоотношениях находятся те, кто рядом с Матреной? (по тексту: шуршащие за перегородкой тараканы, шорох которых напоминает «далекий шум океана», темноватая изба с большой русской печью; колченогая, подобранная из жалости кошка, мыши, которые в трагическую ночь гибели Матрены так метались за обоями, как будто сама Матрена « невидимо металась и прощалась тут с избой своей»)

Найдите другие художественные детали, важные для понимания образа главной героини. (ищем в тексте: любимые Матренины фикусы, которые она спасла от пожара,в ту страшную ночь, когда погибла Матрена, фикусы «испуганной толпой» замерли в опустевшем доме.Какая выразительная метафора.)

Историю «колотной житенки» Матрены автор – рассказчик разворачивает не сразу. По крупицам разбросал он по всему рассказу события её жизни с отступлениями, комментариями, то сама Матрена кое-что рассказывала. Как же сложилась её судьба? Расскажите кратко самое главное о жизни героини. (Разбитая любовь, смерть шестерых детей, потеря мужа на войне, адский. Не всякому мужику посильный труд в деревне, тяжелая немочь – болезнь, горькая обида на колхоз, который выжал из неё все соки, а затем списал за ненадобностью, оставив без пенсии и поддержки.)

В судьбе Матрены сконцентрирована трагедия деревенской русской женщины – наиболее выразительная и вопиющая. Как горе и беды отразились на Матрене?(добыча дров, воровство торфа, сено, справка, бесплатная работа пенсионерки в колхозе)) Как она переживала всё? Приведите примеры из текста. (Удивительное дело! Не обозлилась на этот мир Матрена, сохранила доброе расположение духа, чувство радости и жалости к другим, её лучезарная улыбка по-прежнему освещала её лицо).

Какое у неё было верное средство вернуть себе доброе расположение духа? (по тексту.Работа. Ни когда она не была для Матрены в тягость. « Ни труда, ни добра своего не жалела Матрена никогда.»)

Как её бескорыстием пользовались окружающие? Кто эти люди? Каково их отношение к Матрене? (Сестры, золовка, приёмная дочь Кира, е6динственная в деревне подруга Маша, Фаддей).Эти люди были наиболее близки Матрене, они должны были понять и по достоинству оценить её. И что же - оценили? (Ищем в тексте: жила она бедно, убого, одиноко,- «потерянная старуха», измотанная трудом и болезнью. Родные почти не появлялись в её доме, опасаясь, по-видимому, что Матрена будет просить у них помощи. Все хором осуждали Матрену, что она смешная и глупая, на других бесплатно работающая.)

Как ведут себя сестры и родня со стороны мужа на похоронах Матрены?(ищем в тексте и зачитываем,как они в плаче обвиняют друг друга и Матрену в том, что случились, то есть,и у гроба Матрены продолжается борьба за горницу.)Дайте характеристику этим героям.

Хорошо ли жилось Матрене среди них? А в колхозе и в родном государстве?

Учитель после ответов учащихся: Неуютно и холодно. Все отдала – и никому не нужна. Она одинока внутри большого общества и среди родных людей. Значит, неладно то общество, система которого подавляет лучших! Не потому ли рассказ нельзя было печатать и никто, кроме Твардовского не отважился? Матрена – личность соборная, то есть несущая в себе народные начала, она подсознательно чувствует ответственность перед народом. Вспомним, что ей было стыдно за жену председателя. Какой это случай? (по тексту) Таким образом мерой всех вещей у Солженицына выступает духовная сущность человека. Он писал: « Не результат важен, а дух! Не что сделано – а как. Не что достигнуто – а какой ценой.» Потому и был писатель опальным, так как не принимал ложные нравственные ценности. Об этом и бьёт тревогу в рассказе « Матренин двор».

Что можно сказать о жизненных устоях деревни? Как называлась станция? О лесах, о председателе?(по тексту: «торфопродукт», хлеба не пеклись в деревне…)

Как относятся люди друг к другу? (зависть, озлобление и равнодушие движут поступками жителей деревни).

Теперь вам понятно, почему год действия с 1956 Твардовский посоветовал перенести на 53?(если учащиеся затрудняются с ответом, учитель помогает: события перенесены на годы «до хрущевской оттепели», потому что слишком тягостное впечатление оставляет картина, созданная писателем. Взгляд Солженицына на деревню тех лет суров, жесток, но правдив.)

Кто из героев рассказа кажется вам самым зловещим, страшным? Да, это Фаддей. Но Солженицын пишет: « Перебрав тальновских, я понял, что Фаддей в деревне такой не один.» -вот что страшно.

А была ли в деревне ещё такая бескорыстная, совестливая женщина? Нет. Матрена такая одна. Она была лучшая.

Учитель: С её смертью уходит из деревни что-то, что связывало её с добрыми, истинными народными правилами.

IV .Выводы.

В чем же смысл названия рассказа «Матренин двор»? Каков он - этот её двор?(после ответов учащихся учитель дополнит) Матренин двор – это особое устройство жизни, где есть любовь, труд, доброта, совесть. Матрена сумела сохранить свой мир, который противостоит миру хамства, насилия, рвачества. Её мир – это мир праведника . Как вы объясните значение этого слова? (Учащиеся говорят, что это библейское понятие, человек, живущий по христианским законам, не нарушающий христианских заповедей.) В Библии сказано, что если в « граде» есть хотя бы один праведник, то «несть граду стояние». (объяснение учителя) Прочитаем финал ьные строки рассказа: « Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село.

Ни город.

Ни вся земля.»

Итоги урока, выставление оценок.

В журнале «Новый мир» было опубликовано несколько работ Солженицына, среди них и «Матренин двор». Рассказ, по словам писателя, «полностью автобио­графичен и достоверен». В нём говорится о русском селе, о его жителях, об их ценностях, о добре, справедливости, сочувствии и сострадании, труде и помощи, — качествах, которые умещаются в праведнике, без которого «не стоит село».

«Матренин двор» — история о несправедливости и жестокости судьбы человека, о советских порядках послесталинских времён и о быте самых обычных людей, обитающих далеко от городской жизни. Повествование ведётся не от лица главной героини, а от лица рассказчика, Игнатьича, который во всей истории будто бы играет роль только стороннего наблюдателя. Описанное в рассказе датируется 1956 годом — прошло три года после гибели Сталина, и тогда российский народ ещё не знал и не осознавал, как жить дальше.

«Матренин двор» разделён на три части:

  1. Первая рассказывает историю Игнатьича, начинается она на станции Торфпродукт. Герой сразу раскрывает карты, не делая из этого никакой тайны: он — бывший заключённый, а теперь работает учителем в школе, приехал в туда в поисках умиротворения и спокойствия. В сталинское время людям, побывавшим в заключении, практически невозможно было найти рабочее место, а после смерти вождя очень многие становились школьными учителями (дефицитная профессия). Игнатьич останавливается у пожилой трудолюбивой женщины по имени Матрена, с которой ему легко в общении и спокойно на душе. Жилище её было бедно, крыша иногда протекала, но это вовсе не значило, что в нём не было уюта: «Может, кому из деревни, кто побогаче, изба Матрены и не казалась доброжилой, нам же с ней в ту осень и зиму вполне была хороша».
  2. Вторая часть рассказывает о юности Матрёны, когда ей пришлось многое пережить. Война отняла у неё жениха Фадея, и ей пришлось выйти за его брата, у которого на руках остались дети. Пожалев его, она стала его женой, хотя и не любила его вовсе. Но спустя три года вдруг вернулся Фадей, которого женщина любила до сих пор. Вернувшийся воин возненавидел ее и брата за предательство. Но тяжёлая жизнь не смогла убить в ней доброту и трудолюбие, ведь именно в труде и заботе о других она находила утешение. Даже погибла Матрена, занимаясь делами – она помогала возлюбленному с сыновьями перетаскивать через железнодорожные пути часть своего дома, которая была завещана Кире (его же дочери). И эту смерть повлекла за собой жадность, алчность и чёрствость Фадея: наследство он решил отнять, пока Матрена ещё была жива.
  3. В третьей части говорится о том, как рассказчик узнаёт о смерти Матрены, описывает похороны и поминки. Родные ей люди плачут не от горя, а скорее, потому, что так принято, а в головах у них только мысли о разделе имущества погибшей. Фадея на поминках нет.

Главные герои

Матрена Васильевна Григорьева – пожилая женщина, крестьянка, которую освободили от работы в колхозе из-за болезни. Она всегда была рада помочь людям, даже чужим. В эпизоде, когда рассказчик поселяется у неё в избе, автор упоминает, что намеренно квартиранта она никогда не искала, то есть заработка на этой почве не хотела, не наживалась даже на том, на чём могла. Её богатством были горшки с фикусами и старая домашняя кошка, которую она взяла на улице, коза, а ещё мыши и тараканы. Замуж за брата своего жениха Матрена вышла тоже из желания помогать: «Мать у них умерла…рук у них не хватало».

У самой Матрены тоже родились детишки, шестеро, но все умерли в раннем детстве, поэтому на воспитание она опосля взяла младшую дочь Фадея Киру. Матрена поднималась ранним утром, работала до самой темноты, но никому не показывала усталости или недовольства: со всеми была добра и отзывчива. Она всегда очень боялась стать кому-то обузой, не жаловалась, даже позвать доктора лишний раз опасалась. Повзрослевшей Кире Матрена захотела подарить свою горницу, для чего требовалось поделить дом – во время переезда вещи Фадея застряли в санках на железнодорожных путях, и Матрена попала под поезд. Теперь не у кого было просить подмоги, не было человека, готового бескорыстно прийти на помощь. Зато родственники погибшей держали в уме только мысль о наживе, о разделении того, что осталось от бедной крестьянки, уже на похоронах задумываясь об этом. Матрена очень сильно выделялась на фоне односельчан, была тем самым незаменимым, незаметным и единственным праведником.

Рассказчик, Игнатьич , в какой-то мере является прототипом писателя. Он отбыл ссылку и был оправдан, после пустился на поиски спокойной и безмятежной жизни, хотел работать школьным учителем. Прибежище он нашёл у Матрены. Судя по желанию отдалиться от городской суеты, рассказчик не очень общителен, любит тишину. Он беспокоится, когда женщина по ошибке берёт его телогрейку, и не находит себе места от громкости репродуктора. С хозяйкой дома рассказчик сошёлся характерами, это показывает, что он всё же не совсем асоциален. Тем не менее, в людях он разбирается не очень хорошо: смысл, которым жила Матрена, он понял только после того, как она ушла из жизни.

Темы и проблемы

Солженицын в рассказе «Матренин двор» рассказывает о быте жителей русской деревни, о системе взаимоотношений власть-человек, о высоком смысле бескорыстного труда в царствии эгоизма и алчности.

Из этого всего ярче всего показана тема труда. Матрена – человек, который не просит ничего взамен, и готов отдать себя всего на благо другим. Её не ценят и даже не пытаются понять, а ведь это человек, переживающий каждый день трагедию: поначалу ошибки юности и боль утраты, после – частые болезни, надрывный труд, не жизнь, а выживание. Но от всех проблем и тягот Матрена находит утешение в работе. И, в конце концов, именно работа и непосильный труд приводят её к смерти. Смысл жизни Матрены – именно это, а ещё забота, помощь, желание быть нужной. Поэтому деятельная любовь к ближним – основная тема рассказа.

Так же важное место в рассказе занимает проблема нравственности. Материальные ценности в селе превозносятся над человеческой душой и ее трудом, над человечностью вообще. Понять глубину характера Матрены второстепенные герои просто неспособны: алчность и желание обладать большим застилает им глаза и не позволяет видеть доброту и искренность. Фадей потерял сына и жену, зятю грозит заключение, но мысли его занимает то, как уберечь брёвна, которые не успели сжечь.

Помимо этого, в рассказе есть тема мистики: мотив неопознанного праведника и проблема проклятых вещей – которых касались люди, полные корысти. Фадей сделал горницу избы Матрены проклятой, взявшись валить её.

Идея

Вышеупомянутые темы и проблемы в рассказе «Матренин двор» направлены на то, чтобы раскрыть глубину чистого мировоззрения главной героини. Обычная крестьянка служит примером тому, что сложности и потери только закаляют русского человека, а не ломают его. Со смертью Матрены всё то, что она фигурально выстраивала, рушится. Её дом растаскивают, остатки имущества делят между собой, двор остаётся пустым, бесхозным. Поэтому жизнь ее выглядит жалко, потери никто не осознает. Но не то же ли самое случится с дворцами и драгоценностями сильных мира сего? Автор демонстрирует бренность материального и учит нас не судить окружающих по богатству и достижениям. Истинное значение имеет нравственный облик, который не меркнет даже после смерти, ведь остается в памяти тех, кто увидел его свет.

Может, со временем герои заметят, что не хватает очень важной части их жизни: неоценимых ценностей. Зачем же раскрывать глобальные нравственные проблемы в таких убогих декорациях? И в чем тогда заключается смысл названия рассказа «Матренин двор»? Последние слова о том, что Матрена была праведницей, стирают границы её двора и раздвигают их до масштабов всего мира, делая тем самым проблему нравственности общечеловеческой.

Народный характер в произведении

Солженицын рассуждал в статье «Раскаяние и самоограничение»: «Есть такие прирожденные ангелы они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи, нис­колько в ней не утопая, даже касаясь ли стопами ее поверхности? Ка­ждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, это - праведники, мы их видели, удивлялись («чудаки»), пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали им тем же, они располагают, - и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину».

Матрену от остальных отличает способность сохранить человечность и твёрдый стержень внутри. Тем, кто бессовестно пользовался её помощью и добротой, могло бы показаться, что она безвольная и податливая, но помогала героиня, исходя только из внутренней бескорыстности и нравственного величия.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!