Сообщение о деятеле искусства 19 века. Московский государственный университет печати

XIX век оставил неизгладимые отпечатки на всех видах искусства. Это время смены социальных норм и требований, колоссального прогресса в архитектуре, строительстве и промышленности. В Европе активно проводятся реформы и революции, создаются банковские и правительственные организации, и все эти изменения прямым образом сказывались на деятелях искусства. Зарубежные художники XIX века перевели живопись на новый более современный уровень, постепенно вводя такие направления, как импрессионизм и романтизм, которым пришлось пройти немало испытаний, прежде чем стать признанными обществом. Художники прошлых веков не спешили наделять своих персонажей бурными эмоциями, а изображали их более или менее сдержанными. Но импрессионизм имел в своих чертах необузданный и смелый фантастический мир, который ярко сочетался с романтичной загадочностью. В XIX веке художники стали думать нестандартно, напрочь отвергая принятые шаблоны, и эта сила духа передается в настроении их произведений. В этот период творило множество художников, имена которых мы по сей день считаем великими, а их произведения - неподражаемыми.

Франция

  • Пьер Огюст Ренуар. Успеха и признания Ренуар добился великим упорством и трудом, которым другие художники могли бы позавидовать. Он создавал новые шедевры вплоть до самой своей смерти, несмотря на то, что был очень болен, и каждый взмах кисти приносил ему страдание. За его работами по сей день гоняются коллекционеры и музейные представители, так как творчество этого великого художника является бесценным даром человечеству.

  • Поль Сезанн. Являясь человеком неординарным и своеобразным, Поль Сезанн прошел адские испытания. Но среди гонения и жестоких насмешек он неустанно трудился, развивая свой талант. Его великолепные работы имеют несколько жанров – портреты, пейзажи, натюрморты, которые смело можно считать основополагающими источниками начального развития постимпрессионизма.

  • Эжен Делакруа. Смелые поиски нового, горячий интерес к современности были свойственны работам великого художника. Он, в основном, любил изображать битвы и сражения, но даже в портретах сочетается несочетаемое - красота и борьба. Романтизм Делакруа берет начало из его такой же неординарной личности, которая одновременно сражается за свободу и блещет душевной красотой.

  • Испания

    Пиренейский полуостров также подарил нам немало известных имен, среди которых:

    Нидерланды

    Винсент Ван Гог – один из самых выдающихся голландцев. Как всем известно, Ван Гог страдал сильным психическим расстройством, но это никак не повлияло на его внутренний гений. Выполненные в необычной технике, его картины стали популярны только после смерти художника. Самые известные: «Звездная ночь», «Ирисы», «Подсолнухи» входят в список самых дорогих произведений искусства во всем мире, хотя Ван Гог не имел никакого специального художественного образования.

    Норвегия

    Эдвард Мунк – уроженец Норвегии, прославившийся своей живописью. Творчество Эдварда Мунка резко отличается меланхоличностью и неким безрассудством. Смерть матери и родной сестры еще в детстве и неблагополучные отношения с дамами очень повлияли на манеру живописи художника. Например, всем известная работа «Крик» и не менее популярная - «Больная девочка» несут в себе боль, страдание и угнетение.

    США

    Кент Рокуэлл – один из знаменитых американских пейзажистов. Его работы сочетают в себе реализм и романтизм, что очень точно передает настроение изображаемого. На его пейзажи можно смотреть часами и каждый раз трактовать символы по-разному. Немногим художникам удавалось изобразить зимнюю природу так, чтобы смотрящие на нее люди по-настоящему испытывали холод. Насыщенность цветов и контрастность – это узнаваемый почерк Рокуэлла.

    XIX век богат яркими творцами, которые внесли огромный вклад в искусство. Зарубежные художники XIX века открыли двери нескольким новым направлениям, таким как постимпрессионизм и романтизм, что, на самом деле, оказалось непростой задачей. Большинство из них неустанно доказывали обществу, что их творчество имеет право на существование, но многим это удалось, к сожалению, только после смерти. Их необузданный характер, смелость и готовность к борьбе сочетаются с исключительным талантом и легкостью восприятия, что дает им полное право занимать существенную и значимую ячейку .

      Русское искусство первой половины XIX века. Всенародный подъем, связанный с Отечественной войной 1812 г. Война и восстание декабристов в русской культуре первой трети столетия.Острые противоречия времени в 40-е годы. Романтические мотивы литературе и искусстве, что естественно для России, уже более столетия вовлеченной в общеевропейский культурный процесс. Путь от классицизма к критическому реализму через романтизм.

      Возросшая общественная роль художника, значимость его личности, право на свободу творчества, в котором все более остро поднимаются социальные и нравственные проблемы; создание художественных обществ и специальных журналов («Вольное общество любителей словесности, наук и художеств», «Журнал изящных искусств», «Общество поощрения художников», «Русский музеум», «Русская галерея»), провинциальных художественных школ.Главенствующий стиль этого времени – зрелый, или высокий, классицизм (русский ампир).

      Архитектура первой трети века – это решение больших градостроительных задач. В Петербурге завершается планировка основных площадей столицы: Дворцовой и Сенатской. Особенно интенсивно после пожара 1812 г. строится Москва. Идеалом становится античность в ее греческом (и даже архаическом) варианте. Используется дорический (или тосканский) ордер, суровый и лаконичный. Огромную роль в общем облике здания играет скульптура, имеющая определенное смысловое значение. Многое решает цвет, обычно архитектура высокого классицизма двухцветна: колонны и лепные статуи – белые, фон – желтый или серьги. Среди зданий главное место занимают общественные сооружения: театры, ведомства, учебные заведения, значительно реже возводятся дворцы и храмы.

      А.Воронихин – крупнейший архитектор этого времени (Казанский собор).А.Захаров с 1805 г. – «главный адмиралтейств архитектор» (Адмиралтейство как главный ансамбль Петербурга). К.Росси – ведущий петербургский архитектор первой трети XIX в. («русского ампира»), «мыслящий ансамблями»: дворец или театр превращались у него в градостроительный узел из площадей и новых улиц (Михайловский дворец,теперь Русский музей; здание Александрийского театра; здание Сената на знаменитой Сенатской площади). «Самый строгий» из всех архитекторов позднего классицизма В.Стасо в (Павловские казармы на Марсовом поле, «Конюшенное ведомство» на набережной Мойки, полковой собор Измайловского полка, триумфальные Нарвские и Московские ворота, интерьеры Зимнего дворца после пожара), который везде подчеркивает массу, ее пластическую тяжесть, статичность, внушительность и тяжеловесность. Исаакиевский собор в Петербурге (О.Монферран) – один из последних выдающихся памятников культового зодчества в Европе XIX века, объединившего лучшие силы архитекторов, скульпторов, живописцев, каменщиков и литейщиков, пример утраты классицизмом своей гармонии, утяжеления, усложнения.

      Связь скульптуры первой половины столетия с развитием архитектуры: статуи Барклая-де-Толли и Кутузова у Казанского собора (Б.Орловский), давшего символам героического сопротивления красивое архитектурное обрамление.Демократичность русской скульптура 30-40-х годов XIX в. («Парень, играющий в бабки» Н.Пименова, «Парень, играющий в свайку» А.Логановского).Два направления в скульптуре середины века: одно, идущее от классики, но пришедшее к сухому академизму; другое обнаруживает стремление к более непосредственному и многостороннему отображению реальности, оно получает распространение во второй половине века, но черты монументального стиля оба направления постепенно утрачивают.

      Истинные успехи живописи в романтизме. В портретном жанре ведущее место занимает О.Кипренский (картина «Дмитрий Донской по одержании победы над Мамаем», давшая право на пенсионерскую поездку за границу; портреты Е.Ростопчина, Д.Хвостова, мальчика Челищева, полковника лейб-гусаров Е.Давыдова – собирательный образ героя войны 1812 г.).

      Романтизм находит свое выражение и в пейзаже. С.Щедрин («Вид Неаполя в лунную ночь») первым открыл для России пленэрную живопись: он писал на открытом воздухе этюды, а завершал картину («украшал») в мастерской. В последних работах Щедрина все отчетливее проявлялся интерес к светотеневым эффектам. Как портретист Кипренский и баталист Орловский, пейзажист Щедрин часто писал жанровые сценки.

      Преломление бытового жанра в портретах В.Тропинина (портрет сына Арсения, портрет Булахова), художника, лишь к 45 годам освободившегося от крепостной зависимости. Лучшие из портретов Тропинина отмечены высоким художественным совершенством, искренностью образов, живостью и непосредственностью, которые подчеркиваются умелым освещением.

      Тропинин только ввел жанровый элемент в портрет. «Отец русского бытового жанра» – А.Венецианов («Жнецы», «Весна. На пашне», «Крестьянка с васильками», «Утро помещицы»), который соединил в своем творчестве элементы классицизма, романтизма, сентиментализма и натурализма, т.е. всех «живых» на начало XIX века художественных течений.Он не вскрывал острых коллизий жизни крестьянина, не поднимал «больных вопросов» современности. Он рисовал патриархальный быт, но не вносил в него поэтичность извне, не придумывал ее, а черпал ее в самой народной жизни.

      Развитие русской исторической живописи 30-40-х годов под знаком романтизма. «Гений компромисса» между идеалами классицизма и нововведениями романтизма – К.Брюллов («Нарцисс» – этюд, превратившийся в картину; «Последний день Помпеи» – главное произведение художника, показывающее величие и достоинство человека перед лицом смерти).Центральная фигура в живописи середины века – А.Иванов (картина «Явление Христа народу», отразившая страстную веру художника в нравственное преобразование людей, в совершенствование человека, ищущего свободы и правды).

      Главные истоки для жанровой живописи второй половины столетия лежат в творчестве П.Федотова , сумевшего выразить дух России 40-х годов.Путь от простого бытописательства к претворениюв образах проблем русской жизни: «Сватовство майора» (обличение браков обедневших дворян с купеческими «денежными мешками»), «Разборчивая невеста» (сатира на брак по расчету), «Завтрак аристократа» (обличение пустоты светского хлыща, пускающего пыль в глаза), «Анкор, еще анкор!» (трагическое ощущение бессмысленности существования), «Свежий кавалер»…Искусство Федотова завершает развитие живописи первой половины XIX в. и открывает новый этап – искусство критического (демократического) реализма.

      Русское искусство второй половины XIX века . Менее бурно в этот период развиваются скульптура и архитектура. Средства художественной выразительности классицизма противоречат задачам, которые ставила архитектура второй половины XIX в. Историзм (ретроспективное стилизаторство, эклектика) как реакция на каноничность классицистического стиля. Новые типы зданий периода капитализма требовали новых разнообразных композиционных решений, которые архитекторы начали искать в декоративных формах прошлого, используя мотивы готики, ренессанса, барокко, рококо.

      1840-е годы: увлечение Ренессансом, барокко, рококо. В духе необарокко и неоренессанса исполнены некоторые интерьеры, Николаевский дворец. В 70-80-е годы классицистические традиции в архитектуре исчезают. Введение металлических покрытий, каркасных металлических конструкций вызвало к жизни рациональную архитектуру с ее новыми функциональными и конструктивными концепциями. Техническая и функциональная целесообразность при возведении новых типов зданий: промышленных и административных, вокзалов, пассажей, рынков, больниц, банков, мостов, театрально-зрелищных сооружений.

      Кризис монументализма сказался и на развитии монументальной скульптуры. Памятники становятся излишне патетичными, дробными по силуэту, детализированными (памятник Екатерине II в Петербурге) или камерными по духу (памятник Пушкину в Москве).Во второй половине XIX в. развивается станковая скульптура, в основном жанровая, повествовательная, выглядит как переведенная в скульптуру жанровая картина (М.Чижов «Крестьянин в беде», В.Беклемишев «Деревенская любовь»). Получает развитие анималистический жанр (Е.Лансере и А.Обер), что сыграло большую роль в развитии русской реалистической скульптуры малых форм.

      Во второй половине XIX столетия критическое отношение к действительности, ярко выраженные гражданственная и нравственная позиции, остросоциальная направленность характерны и для живописи, в которой формируется новая художественная система видения, выразившаяся в критическом реализме.Тесная связь живописи и литературы. Художники как иллюстраторы, прямолинейные толкователи остросоциальных проблем русского общества.

      Душа критического направления в живописи В.Перов , подхвативший дело Федотова и сумевший просто и пронзительно показать стороны простой будничной жизни: неприглядный облик священнослужителей («Сельский крестный ход на Пасхе»), беспросветную жизнь русских крестьян («Проводы покойника»), быт городской бедноты («Тройка») и интеллигенции («Приездгувернантки в купеческий дом»).

      Борьба за право искусства обратиться к реальной, действительной жизни в Петербургской Академии художеств («бунт 14-ти»). Объединение выпускников Академии, отказавшихся писать программную картину на одну тему скандинавского эпоса (вокруг столько современных проблем!), в Товарищество передвижных художественных выставок (1870-1923). Передвижными эти выставки назывались потому, что их устраивали в Петербурге, Москве, провинции («хождение в народ»).Каждая выставка «передвижников» как огромное событие. Идейная программа Товарищества: отражение жизни со всеми ее острыми социальными проблемами, во всей злободневности.Искусство передвижников как выражение революционно-демократических идей в художественной культуре второй половины XIX в.Товарищество было создано по инициативе Мясоедова, поддержано Перовым, Ге, Крамским, Саврасовым, Шишкиным, братьями Маковскими. Позже к ним присоединились молодые художники; Репин, Суриков, Васнецов, Ярошенко. С середины80-х годов участие в выставках принимают Серов, Левитан, Поленов. Вождь и теоретик передвижничества И.Крамской.

      Батальный жанр в 70-80-е годы. В.Верещагин («Апофеоз войны») как близкий своей деятельностью передвижникам (организационно к ним не принадлежал). Свои выставки устраивал в разных частях света и идею передвижничества осуществил очень широко.

      Демократизм в жанре пейзажа. Мало эффектный внешне среднерусский пейзаж, суровая северная природа как главная тема живописцев. А.Саврасов («Грачи прилетели», «Рожь», «Проселок») – «царь воздуха», умевший отыскать в самом простом те глубоко пронзительные, часто печальные черты, которые так сильно чувствуются в родном пейзаже и так неотразимо действуют на душу.…Иная концепция пейзажа в творчестве Ф.Васильева («После дождя», «Оттепель», «Мокрый луг») – «гениального мальчика», открывшего для пейзажной живописи «живое небо», показавшего своей «моцартианской» судьбой, что жизненный счет ведется не на прожитые годы, а на то, насколько готов человек видеть, творить, любить и удивляться.В.Поленов («Московский дворик», «Христос и грешница») много занимался бытовым и историческим жанром., в которых пейзаж играл огромную роль. Поленов – настоящий реформатор русской живописи, развивавший ее на пути пленэризма. Его понимание этюда как самостоятельного художественного произведения оказало большое влияние на живописцев последующего времени.И.Левитан как продолжатель традиций Саврасова и Васильева («Березовая роща», «Вечерний звон», «У омута», «Март», «Золотая осень»), «огромный, самобытный, оригинальный талант», «лучший русский пейзажист».

      Вершиной демократического реализма в русской живописи второй половины XIX в. справедливо считается творчество Репина и Сурикова, которые каждый по-своему создали монументальный героический образ народа.И.Репин («Бурлаки на Волге», «Крестный ход в Курской губернии», «Арест пропагандиста», «Отказ от исповеди», «Не ждали») – «великий реалист», работавший в самых разных жанрах, от фольклора до портрета, сумевший выразить национальные особенности русской жизни ярче других живописцев. Его художественный мир целен, поскольку «просвечен» одной мыслью, одной любовью – любовью к России.В творчестве В.Сурикова («Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова», «Покорение Сибири Ермаком», «Взятие снежного городка») историческая живопись обрела свое современное понимание. Суриков как «свидетель прошлого» сумел показать «страшные были минувшего, представил в своих образах человечеству героическую душу своего народа».Рядом с Суриковым в русском историческом жанре второй половины XIX в. работали и другие художники. В творчестве В.Васнецова преобладает сказочный, фольклорный или легендарный образ («Аленушка», «Витязь на распутье», «Богатыри»).

      Русское искусство конца XIX –начала XX века . С кризисом народнического движения, в 90-е годы, «аналитический метод реализма XIX века» себя изживает. Творческий упадок художников-передвижников, ушедших в «мелкотемье» развлекательной жанровой картины. Традиции Перова сохранялись в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Все виды искусства – живопись, театр, музыка, архитектура выступают за обновление художественного языка, за высокий профессионализм.

      Для живописцев рубежа веков свойственны иные способы выражения, чем у передвижников, иные формы художественного творчества – в образах противоречивых, усложненных и отображающих современность без иллюстративности и повествовательности. Художники мучительно ищут гармонию и красоту в мире, который в основе своей чужд и гармонии, и красоте. Вот почему свою миссию многие видели в воспитании чувства прекрасного. Это время «канунов», ожидания перемен в общественной жизни породило множество течений, объединений, группировок.

      Роль художников объединения «Мир искусства» в популяризации отечественного и западноевропейского искусства. «Мирискусники» (Бенуа, Сомов, Бакст, Лансере, Головин, Добужинский, Врубель, Серов, Коровин, Левитан, Нестеров, Билибин, Рябушкин, Рерих, Кустодиев, Петров-Водкин, Малявин) способствовали консолидации художественных сил, созданию «Союза русских художников».Значение для формирования объединения личности Дягилева, мецената, организатора выставок, импресарио гастролей русского балета и оперы за границей («Русские сезоны»).Основные положения «мирискусников»: автономия искусства, проблемы художественной формы, главная задача искусства – воспитание эстетических вкусов русского общества через знакомство с произведениями мирового искусства.

      Рождение стиля модерн, затронувшего все пластические искусства, начиная с архитектуры и кончая графикой, Явление это не однозначное, в нем есть и декадентская вычурность, претенциозность, рассчитанные на буржуазные вкусы, но есть и знаменательное само по себе стремление к единству стиля. Особенности модерна: в скульптуре – текучесть форм, особая выразительность силуэта, динамичность композиции; в живописи – символика образов, пристрастие к иносказаниям.

      Появление модерна не означало краха идей передвижничества, которое развивается иначе: по-новому раскрывается крестьянская тема (С.Коровин, А.Архипов).К теме Древней Руси обращается М.Нестеров , но образ Руси предстает в его картинах как идеальный, зачарованный мир, находящийся в гармонии с природой, но исчезнувший как легендарный град Китеж («Видение отроку Варфоломею»).

      Другой взгляд на мир у К.Коровина , который рано стал писать на пленэре.Его французские пейзажи («Парижские огни») – уже вполне импрессионистическое письмо. Острые, мгновенные впечатления от жизни большого города: тихие улочки в разное время суток, предметы, растворенные в световоздушной среде,– черты, напоминающие пейзажи Мане, Писсарро. Импрессионистическую этюдность, живописную маэстрию, артистизм сохраняет Коровин в портрете и натюрморте, в декоративном панно, в театральной декорации.

      Новатор русской живописи на рубеже веков В.Серов («Девочка с персиками», «Девушка, освещенная солнцем») – целый этап в русской живописи. Портрет, пейзаж, натюрморт, бытовая, историческая картина; масло, гуашь, темпера, уголь – трудно найти жанры, в которых бы не работал Серов.Особая тема в его творчестве – крестьянская, в которой нет передвижнической социальной заостренности, но есть ощущение красоты и гармоничности крестьянского быта, восхищение здоровой красотой русского народа.

      «Вестник иных миров» М.Врубель , который вызывал недоумение как человек и возмущение как художник («Пан», «Царевна-Лебедь», «Демон сидящий», «Гадалка», «Сирень»). Первый символист (?), «универсал в искусстве», поиски которого сравнивают с методом Леонардо да Винчи,Врубель очень быстро «выпадает» из «традиционной» живописи, поражает самобытной, полной таинственности и почти демонической силы манерой письма, оказавшейся пророческой для новых художественных направлений XX века…

      «Мирискуссник» Н.Рерих . Знатока философии и этнографии Востока, археолога-ученого Рериха роднила с «мирискусниками»любовь к ретроспекции, к языческой славянской и скандинавской древности («Гонец», «Сходятся старцы», «Зловещие»). Ближе всего Рерих был связан с философией и эстетикой русского символизма, но его искусство не укладывалось в рамки существовавших направлений, ибо оно в соответствии с мировосприятием художника обращалось ко всему человечеству с призывом дружеского союза всех народов. Позднее исторические темы уступают место религиозным легендам («Небесный бой»). Его декоративное панно «Сеча при Керженце» экспонировалось при исполнении фрагмента того же названия из оперы Римского-Корсакова «Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии» в парижских «Русских сезонах».

      Во втором поколении «Мира искусства» одним из одареннейших художников был Б.Кустодиев , ученик Репина, которому свойственна стилизация, но это стилизация народного лубка («Ярмарки», «Масленицы», «Балаганы», «Купчиха за чаем»).

      1903 г., возникновение объединения «Союз русских художников» , куда входят деятели «Мира искусства» – Бенуа, Бакст, Сомов, Добужинский, Серов, а участниками первых выставок были Врубель, Борисов-Мусатов. Инициаторами создания объединения явились московские художники, связанные с «Миром искусства», но тяготившиеся программным эстетством петербуржцев. Лидером «Союза» считался К.Коровин.

      1910 г., создание объединения «Бубновый валет» (П.Кончаловский, И.Машков, А.Лентулов Р.Фальк, М.Ларионов), выступившего против смутности, непереводимости, нюансов символического языка «Голубой розы» и эстетского стилизма «Мира искусства». «Бубнововалетовцы» исповедовали четкую конструкцию картины, подчеркнутую предметность формы, интенсивность, полнозвучие цвета. Натюрморт как излюбленный жанр «валетовцев».

      «Одинокое и уникальное» творчество П.Филонова , поставившего цель постичь метафизику вселенной средствами живописи, создающей кристаллообразные формы как первоэлементы мироздания («Пир королей», «Святое семейство»).Жизненность национальных традиций, великой древнерусской живописи в творчестве К.Петрова-Водкина , художника-мыслителя («Купание красного коня» как изобразительная метафора, «Девушки на Волге» – ориентация на традиции отечественного искусства).

      Эпоха высокоразвитого промышленного капитализма и изменения в архитектуре города. Новые типы сооружений: фабрики и заводы, вокзалы, магазины, банки, кинотеатры. Новые строительные материалы – железобетон и металлические конструкции, позволяющие перекрывать гигантские пространства, делать огромные витрины.

      Искусство предреволюционных лет в России отмечено необыкновенной сложностью и противоречивостью художественных исканий, отсюда сменяющие друг друга группировки со своими программными установками и стилистическими симпатиями. Но наряду с экспериментаторами в области абстрактных форм в русском искусстве этого времени одновременно продолжали работать и «мирискусники», и «голуборозовцы», «союзники», «бубнововалетовцы», художники неоклассицистического течения.

    РОССИЯ

    Русская литература конца XVIII - XIX в. развива­лась в непростых условиях. Российская империя в эко­номическом отношении была одной из отсталых стран Европы. Реформы XVIII в. Петра I и Екатерины II пре­жде всего касались военного дела.

    Если в XIX в. Россия по-прежнему оставалась эко­номически отсталой страной, то в области литературы, музыки и изобразительного искусства она уже выходи­ла на передовые позиции.

    ЛИТЕРАТУРА НАЧАЛА ВЕКА

    Наиболее образованным сословием в России было дворянство. Большинство деятелей культуры этой поры - выходцы из дворян или люди, так или иначе связанные с дворянской культурой. Идейная борьба в литературе в начале века шла между обществом «Бесе­да любителей русского слова» (Державин, Ширинский-Шихматов, Шаховской, Крылов, Захаров и др.), объеди­нившим консервативных дворян, и радикальными лите­раторами, входившими в кружок «Арзамас» (Жуковский, Батюшков, Вяземский, Пушкин и др.). Первые и вторые писали свои произведения в духе классицизма и роман­тизма, однако поэты «Арзамаса» более активно боролись за новое искусство, отстаивали в поэзии гражданский и демократический пафос.

    В начале 20-х годов большую роль в литературе игра­ли поэты и писатели, связанные с декабристским движе­нием или идейно близкие ему. После разгрома восстания декабристов, в эпоху глухой николаевской реакции, наи­более известными литераторами были Ф. Булгарин и Н. Греч, выступавшие в своих органах - газете «Север­ная пчела» и журнале «Сын отечества». Оба они высту­пали против новых веяний в русской литературе, за ко­торые ратовали Пушкин, Гоголь и др. При всем этом бы­ли не лишенными дарования писателями.

    Наиболее популярными произведениями Фаддея Бул-гарина (1789 - 1859) стали дидактично-нравоописатель­ные романы «Иван Выжигин» (1829) и «Петр Иванович Выжигин» (1831), ставшие при жизни автора бестселле­рами, однако они полностью были забыты современни­ками; мелодраматическими эффектами изобилуют его ис­торические романы «Дмитрий-самозванец» и «Мазепа».

    Самым значительным созданием Николая Греча (1787 - 1867) стал авантюрно-нравоописательный ро­ман «Черная женщина» (1834), написанный в духе ро­мантизма. Греч также написал эпистолярный роман «По­ ездка в Германию» (1836), «Опыт краткой истории рус­ской литературы» (1822) - первое в стране произведение по истории литературы России - и еще несколько книг- пособий по русскому языку.

    Крупнейший прозаик конца XVIII - начала XIX в., писатель и историограф Николай Михайлович Карам­зин (1766 - 1826) был не чужд либерализма, когда это касалось абстрактных идей, не затрагивающих россий­ские порядки. Его «Письма русского путешественника» сыграли важную роль в ознакомлении читателей с за­падноевропейской жизнью и культурой. Самая извест­ная из его повестей - «Бедная Лиза» (1792 г.) рас­сказывает трогательную историю любви дворянина и кре­стьянки. «И крестьянки чувствовать умеют», - эта за­ключенная в повести сентенция свидетельствовала о гу­манном направлении взглядов ее автора.

    В начале XIX в. Карамзин пишет наиболее значи­тельное произведение своей жизни - многотомную «Ис­торию государства Российского», в которой, вслед за Та­тищевым, интерпретирует события истории восточносла­вянских народов в духе существующей российской монархии и выводит в ранг государственной идеологии царской династии Романовых историческое оправдание захватов Москвой земель своих соседей.

    Произведения Василия Жуковского (1783 - 1852) со­ставили важный этап в развитии романтической лирики. Жуковский пережил глубокое разочарование Просвеще­нием XVIII в., и это разочарование обратило его мысль к средневековью. Как истинный романтик, Жуковский счи­тал блага жизни преходящими и видел счастье лишь в погружении во внутренний мир человека. Как переводчик Жуковский открыл российскому читателю западноевро­пейскую романтическую поэзию. Особенно замечательны его переводы из Шиллера и английских романтиков.

    Лирика К. Н. Батюшкова (1787 - 1855) в отличие от романтизма Жуковского носила земной, чувственный характер, была проникнута светлым взглядом на мир, гармонична и грациозна.

    Главной заслугой Ивана Крылова (1769 - 1844) яв­ляется создание классической басни на русском языке. Крылов брал сюжеты своих басен у других баснописцев, прежде всего у Лафонтена, но при этом он всегда оста­вался глубоко национальным поэтом, отражавшим в бас­нях особенности национального характера и ума, доведя свою басню до высокой естественности и простоты.

    В духе классицизма писали свои произведения декаб­ристы. Они обращались к героическим образам Катона и Брута и к мотивам романтической национальной ста­рины, к вольнолюбивым традициям Новгорода и Пскова, городов Древней Руси. Самым крупным поэтом среди де­кабристов был Кондратий Федорович Рылеев (1795 - 1826). Автор тираноборческих стихотворений («Гражда­нин», «К временщику») также написал серию патриоти­ческих «Дум» и создал романтическую поэму «Войнаров-ский», в которой изображена трагическая судьба украин­ского патриота.

    Александр Грибоедов (1795 - 1829) вошел в рус­скую литературу как автор одного произведения - ко­медии «Горе от ума» (1824 г.), в которой нет интриги в том смысле, как ее понимали французские комедиогра­фы, нет и счастливой развязки. Комедия строится на про­тивопоставлении Чацкого другим персонажам, образую­щим фамусовский круг, дворянское общество Москвы. Борьба человека передовых взглядов -против бар, туне­ядцев и развратников, потерявших национальное досто­инство и пресмыкающихся перед всем французским, ту­пых солдафонов и гонителей просвещения завершается поражением героя. Но общественный пафос речей Чац­кого отразил всю силу негодования, которая накопилась у радикально настроенной российской молодежи, ратую­щей за реформы в обществе.

    Грибоедов написал еще несколько пьес совместно с П.Катениным («Студент», «Притворная неверность»), идейное содержание которых было направлено против поэтов «Арзамаса».

    ПУШКИН И ЛЕРМОНТОВ

    Александр Пушкин (1799 - 1837) стал для русской литературы переломной фигурой, отделившей новую ли­тературу от старой. Его творчество определило развитие всей русской литературы вплоть до конца столетия. Пуш­кин вознес русское поэтическое искусство до вершин ев­ропейской поэзии, став автором произведений непревзой­денной красоты и совершенства.

    Во многом гений Пушкина определило обстоятельство его учения в открывшемся в 1811 г. Царскосельском лицее - высшем учебном заведении для детей дворян, из стен которого в эти годы вышли многие поэты «золотой поры» русской поэзии (А.Дельвиг, В.Кюхельбекер, Е.Ба­ратынский и др.). Воспитанный на французском класси­цизме XVII и просветительной литературе XVIII в., он в начале своего творческого пути прошел через влияние ро­мантической поэзии и, обогатившись ее художественными завоеваниями, поднялся на уровень высокого реализма.

    В юношестве Пушкин писал лирические стихотворе­ния, в которых прославлял наслаждение жизнью, любовь и вино. Лирика этих лет дышит остроумием, проникнута эпикурейским отношением к жизни, унаследованным от поэзии XVIII в. В самом начале 20-х годов в стихах Пуш­кина появились новые мотивы: он славил свободу и сме­ялся над правителями. Его блестящая политическая ли­рика послужила причиной ссылки поэта в Бессарабию. В этот период Пушкин создал свои романтические поэмы «Кавказский пленник» (1820 - 1821 гг.), «Братья-раз­бойники» (1821 - 1822 гг.), «Бахчисарайский фонтан» (1821 - 1823 гг.) и «Цыганы» (1824 - 1825 гг.).

    На последующее творчество Пушкина оказывает влия­ние вышедшая «История государства Российского» Ка­рамзина и идеи декабристов. Стремясь более наглядно по­казать российскому императору Александру I, а затем и Николаю II «опыт» правления российских правителей, считая, что реформы в государстве должны исходить от царя, когда народ безмолвствует, Пушкин создает истори­ческую трагедию «Борис Годунов» (1824 - 1825 гг.), по­священную «эпохе многих мятежей» начала XVII в. А в конце 20-х годов пишет поэму «Полтава» (1828 г.), ис­торический роман «Арап Петра Великого» (не закончен) и ряд стихотворений, обращаясь к образу царя-реформа­тора Петра I, видя в этом образе императора Николая I, миссия которого - способствовать новым реформам в России, т.е. стать просвещенным монархом.

    Разуверившись в своих стремлениях изменить волю царя, отправившего на виселицу и в ссылку декабристов, Пушкин в духе байроновского произведения «Паломни­чество Чайльд Гарольда» работает над одним из луч­ших своих созданий - романом в стихах «Евгений Оне­гин» (1823 - 1831 гг.). В «Онегине» дана широкая картина жизни российского общества, а в лирических от­ступлениях романа разносторонне отражается личность самого поэта, то задумчивого и грустного, то язвительно­го и шутливого. Пушкин в своем творении раскрывает образ современника, не нашедшего себя в жизни.

    В следующем значительном творении «Маленькие тра­гедии» (30-е годы) поэт, используя известные из европей­ской литературы образы и сюжеты, рисует столкновение дерзкой человеческой личности с законами, традицией и авторитетом. Обращается Пушкин и к прозе (повесть «Пи­ковая дама», цикл «Повести Белкина», «Дубровский»). Опираясь на художественные принципы Вальтера Скот­та, Пушкин пишет «Капитанскую дочку» (1836 г.) и в реально происходившие события крестьянского восстания XVIII в.под предводительством Емельяна Пугачева он вплетает жизнь главного героя, чья судьба тесно связы­вается с большими общественными событиями.

    Наиболее силен Пушкин в своих лирических стихах. Неповторимая красота его лирики глубоко раскрывает внутренний мир человека. По глубине чувства и класси­ческой гармонии формы его стихи вместе с лирическими стихотворениями Гете принадлежат к лучшим создани­ям мировой поэзии.

    С именем Пушкина связан не только высокий рас­цвет русской поэзии, но и формирование русского лите­ратурного языка. Язык именно его произведений стал нормой современного русского языка.

    В тени поэзии Пушкина оставались не менее прекрас­ные поэты, жившие в его пору, составившие «золотой век» русской поэзии. Среди них были пламенный лирик Н.М.Языков, автор остроумных фельетонов в стихах П.А.Вяземский, мастер элегической поэзии Е.А.Баратын­ский. Особняком от них стоит Федор Тютчев (1803 - 1873). Как поэт он достигает удивительного единства мысли и чувства. Тютчев посвящает свои лирические ми­ниатюры изображению связи человека и природы.

    Михаил Лермонтов (1814 - 1841) как поэт был не менее талантлив, чем Пушкин. Его поэзия отмечена па­фосом отрицания современной ему действительности, во многих стихах и поэмах проскальзывают мотивы то оди­ночества и горького разочарования в жизни, то мятежа, смелого вызова, ожидания бури. Образы мятежников, ищущих свободы и восстающих против общественной несправедливости, часто выступают в его поэмах («Мцы­ри», 1840 г.; «Песня про купца Калашникова», 1838 г.). Лермонтов - поэт действия. Именно за бездеятельность он бичует свое не способное к борьбе и созидательному труду поколение («Дума»).

    В центре самых значительных произведений Лермон­това стоит романтический образ гордой одинокой Лич­ности, ищущей сильных ощущений в борьбе. Таковы Ар­бенин (драма «Маскарад», 1835 - 1836 гг.), Демон («Де­мон», 1829 - 1841 гг.) и Печорин («Герой нашего времени», 1840 г.). В произведениях Лермонтова остро отражается вся сложность общественной жизни и про­тиворечивость поднятых передовыми людьми России про­блем русской культуры в первой половине XIX в.

    ЛИТЕРАТУРА 30 - 60-х ГОДОВ

    Следующей важной вехой в истории русской литера­туры стало творчество Николая Гоголя (1809 - 1852). В начале своей творческой деятельности он выступил как автор романтической поэмы «Ганс Кюхельгартен» (1827). В дальнейшем пишет исключительно прозу. Первые про­заические произведения, написанные по мотивам укра­инского фольклора в ироническом, веселом тоне, прино­сят успех писателю (сборник повестей «Вечера на хуторе близ Диканьки». В новом сборнике «Миргород» писатель продолжает успешно начатую те­му, значительно расширяя ареал. Уже в повести из это­го сборника «О том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Гоголь отходит от романти­ки, показывая засилье пошлости и мелких интересов в современной российской жизни.

    «Петербургские повести» изображают современный Го­голю большой город с его социальными контрастами. Од­на из этих повестей, «Шинель» (1842 г.), имела особое влияние на последующую литературу. Сочувственно изо­бражая судьбу забитого и бесправного мелкого чинов­ника, Гоголь открыл путь всей демократической русской литературе от Тургенева, Григоровича и раннего Досто­евского до Чехова.

    В комедии «Ревизор» (1836 г.) Гоголь дает глубокое и беспощадное разоблачение чиновной камарильи, ее без­законий и произвола, пронизавших все стороны жизни российского общества. Гоголь отбросил традиционную в комедиях любовную интригу и построил свое произведе­ние на изображении общественных отношений.

    С идеями социалистических утопий был связан ро­ман Николая Чернышевского (1828 - 1889) «Что де­лать?» (1863 г.). В нем Чернышевский показал пред­ставителей интеллигенции, стремящихся изменить жизнь в России к лучшему.

    В лице Николая Некрасова (1821 - 1878) русская литература выдвинула поэта огромной идейной глуби­ны и художественной зрелости. Во многих стихотворе­ниях, таких, как «Мороз, Красный нос» (1863 г.), «Кому на Руси жить хорошо» (1863 - 1877 гг.), поэт пока­зал не только страдания людей из народа, но и их фи­зическую и нравственную красоту, раскрыл их представ­ления о жизни, их вкусы. Лирические стихотворения Некрасова раскрывают образ самого поэта, передового писателя-гражданина, чувствующего страдания народа, рыцарственно преданного ему.

    Александр Островский (1823 - 1886) возвел русскую драматургию до вершин мировой известности. Основные «герои» его произведений - рожденные новыми капи­талистическими отношениями купцы-предприниматели, вышедшие из низов общества, но оставшиеся такими же невежественными, опутанными предрассудками, склонны­ми к самодурству, нелепым и забавным прихотям (пье­сы «Гроза», «Бесприданница», «Таланты и поклонники», «Лес» и др.). Впрочем, и дворянство - отживший свое класс - Островский также не идеализирует, оно тоже составляет «темное царство» России.

    В 40 - 50-х годах выявляется талант таких масте­ров слова, как Иван Тургенев (1818 - 1883) и Иван Гончаров (1812 - 1891). Оба писателя в своих произ­ведениях показывают жизнь «лишних людей» общест­ва. Однако если у Тургенева это человек, отрицающий все возвышенное в жизни (романы «Отцы и дети», «Ру­ дин»).

    ЛИТЕРАТУРА НАРОДОВ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

    Российская империя к началу 70-х годов XIX в. пред­ставляла собой огромную многонациональную страну. Понятно, культура господствующей нации, выразителем которой были в основном дворянская литература и ис­кусство, оказывала значительное воздействие на куль­турное развитие других народов России.

    Российский культурный фактор для украинцев и бе­лорусов сыграл ту же роль, какую отыграл польский фактор в период после объединения по Люблинской унии 1569 г. земель Короны Польской и Великого княжест­ва Литовского в Речь Посполитую - наиболее талант­ливые представители этих народов способствовали рос­ту искусства соседней нации, занимающей в обществе гла­венствующее положение, например, основные деятели польской культуры конца XVIII - начала XIX в. вы­шли из Белоруссии и Украины (Ф.Богомолец, Ф.Князькин, А.Нарушевич, А.Мицкевич, Ю.Словацкий, И.Красицкий, В.Сырокомля, М.К.Огиньский и др.). После при­соединения Украины и Белоруссии к Российской империи выходцы из этих мест стали поднимать уже русскую куль­туру (Н.Гоголь, Н.Кукольник, Ф.Булгарин, М.Глинка, Н.Костомаров и др.).

    Несмотря на огромное воздействие русского языка, на Украине в конце 18-начале 19 века возникли пред посылки появления национально настроенных дворян, осознавших, что на украинском языке, на котором гово­рит исключительно необразованное простонародье, мож­но создавать оригинальные произведения. В это время зна­чительный размах стало приобретать изучение истории украинского народа и его устного творчества. Появилась «История Малой России» Н.Бантыш-Каменского, в руко­писных списках ходила «История Руссов», где неизвест­ный автор рассматривал украинский народ отдельно от русского и утверждал, что именно Украина, а не Россия, является прямой наследницей Киевской Руси.

    Важным фактором роста национального сознания у украинцев сыграло открытие в 1805 г. в Харькове уни­верситета. Важным показателем жизнеспособности ук­раинского языка стало качество и разнообразие создавае­мой на нем литературы. Иван Петрович Котляревский (1769 - 1838) первым обратился к живому народному украинскому языку, широко используя устное творчество родного народа. Переработанная им в бурлескном стиле «Энеида» Вергилия (1798 г.) и пьесы «Наталка-Полтав­ка» и «Солдат-чародей» (в оригинале - «Москаль-чаривник») отличались мастерским изображением украин­ского народного быта.

    Первыми прозаическими произведениями на современ­ном украинском языке стали появившиеся в 1834 г. сен­тиментальные рассказы харьковчанина Григория Квитки (1778 - 1843), выступавшего под псевдонимом «Грицко Основьяненко» (повесть «Маруся», комедии «Шельменко-денщик» и др.). Еще один харьковчанин Левко Борови­ковский положил начало украинской балладе.

    Процесс становления новой украинской литературы и формирования украинского литературного языка за­вершила деятельность великого народного поэта, мыс­лителя и революционера Тараса Шевченк о. Поэт стал писать свои стихи не для дворян на русском языке, как делали многие его соотечественники, а исключительно для своего народа.

    Биография Шевченко стала для соотечественников символом трагической национальной судьбы. Родившись крепостным, волею обстоятельств он попал вместе с хо­зяином в Петербург, где талантливому юноше-художни­ку несколько представителей аристократического круга помогли в 1838 г. выкупиться на волю. Шевченко по­лучает прекрасное образование. Общение с многими укра­инскими и русскими художниками и писателями рас­ширило кругозор юноши, и он в 1840 г. публикует пер­вую свою книгу стихов «Кобзарь», в которой обращает­ся к истории Украины.

    Шевченко гневно клеймит позором казацких гетма­нов, сотрудничавших с Москвой, достается и Хмельниц­кому (у Шевченко это и «гениальный бунтарь», и ви­новник рокового для Украины союза с Россией, стоив­шего ей утраты независимости). Поэт обличает произвол крепостников и, полемизируя с Пушкиным, воспевшим монархов Петра I и Екатерину II, вскрывает деспотизм российских царей, виновных в плачевном состоянии его родины, и открыто называет их тиранами и палачами (поэмы «Наймичка», «Кавказ», «Сон», «Катерина» и др.), воспевает народные восстания (поэма «Гайдамаки») и подвиги народных мстителей (поэма «Варнак»).

    Стремление Украины к свободе Шевченко рассматри­вал как часть борьбы за справедливость не только сво­его народа, но и других народов, находящихся под на­циональным и социальным гнетом.

    Процессы пробуждения национального самосознания происходили и в Белоруссии. Благодаря стараниям представителей национально настроенной интеллигенции (которые себя называли как литвинами, так и белоруса­ми), осознавшим самобытность народа в Белоруссии, уже в первой половине XIX в. был собран значительный ма­териал по истории, этнографии (издания памятников уст­ного творчества, мифов, легенд, обрядов, документов ста­рины). В западных областях активность проявили ис­торики и этнографы, пишущие на польском языке (Сырокомля, Борщевский, Зенкевич), а в восточных - на русском (Носович).

    В 1828 г. за чтение стихотворений на белорусском языке во время крестьянского бунта в солдаты забирают Павлюка Багрима (1813 - 1890), автора первого на современ­ном белорусском языке стихотворения «Заиграй, хлопец!»

    К 40-м годам XIX в. относится начало деятельно­сти писателя Винцента Дунина-Марцинкевича (1807 - 1884), отразившего в сентиментально-дидактических по­эмах и комедиях, написанных в духе европейского клас­сицизма, колорит белорусской деревни («Селянка», «Гапон», «Караль Летальский»). По-белорусски пишет и часть известных польских поэтов, выходцев из этих мест.

    В 1845 г. выходит анонимная бурлескная поэма «Энеи­да наоборот», написанная в духе украинской «Энеиды» Котляревского, авторство которой приписывается В.Равинскому. Позже появляется еще одна анонимная поэма «Тарас на Парнасе», в которой описывается сказочная история лес­ного работника Тараса, попавшего к греческим богам на гору Парнас, говорящим на простом языке и представляю­щим собой обыкновенных сельских жителей.

    Позднее в белорусской литературе возникает националь­но-патриотическое и демократическое направление, наибо­лее ярко представленные в 60-е годы публицистикой от­важного борца за народное счастье, национального бело­русского героя Кастуся Калиновского, редактора первой нелегальной белорусской газеты «Мужицкая правда».

    Развитие национальной культуры Латвии и Эстонии происходило в борьбе против феодально-клерикальной идео­логии немецко-шведских баронов. В 1857 - 1861 гг. за­чинатель эстонской литературы Фридрих Крейцвальд (1803 - 1882) издает национальный эпос «Калевипоэг» и эстонские народные сказки. Среди латышской ин­теллигенции возникло национальное движение «младо-латышей», органом которых являлась газета «Петербург­ский вестник». Большинство «младолатышей» стояло на либерально-реформистских позициях. Известной в это время стала поэзия латышского патриота Андрея Пумпурса (1841 - 1902).

    В Литве, или как тогда ее еще называли, Жемайтии, появился сборник стихов Антанаса Страздаса (1763 - 1833) «Песни светские и духовные».

    Присоединение Кавказа к России, несмотря на затяж­ной характер войны, усилило проникновение в жизнь на­родов Кавказа через русскую культуру европейских куль­турных ценностей и прогресса, что нашло выражение в появлении светской школы, возникновении газет и жур­налов, национального театра. В творчестве грузинских поэтов Николая Бараташвили (1817 - 1845) и Алек­сандра Чавчавадзе (1786 - 1846) сказалось влияние русского романтизма. Этим поэтам, создавшим в 30-е годы XIX в. романтическую школу в грузинской лите­ратуре, были присущи вольнолюбивые устремления и глу­бокие патриотические чувства. К 60-м годам XIX в. относится начало общественно-политической и литера­турной деятельности Ильи Чавчавадзе (1837 - 1907).

    вивать обличительную тенденцию, впервые ярко проявив­шуюся в повести Даниела Чонкадзе (1830 - 1860) «Сурамская крепость» (1859 г.). Протест против феодаль­ного произвола и сочувствие угнетенному крестьянству привлекали к Чавчавадзе передовую грузинскую моло­дежь, среди которой выделялась группа «испивших во­ды Терека» («тергдалеули»).

    Основоположник новой армянской литературы Хачатур Абовян из-за отсутствия в Армении высших учебных заве­дений получил образование в России. Он глубоко воспри­нял гуманистические идеи передовой русской культуры. Его реалистический роман «Раны Армении» был пронизан мыс­лью о значении присоединения армянских земель к Рос­сии. Абовян отверг омертвевший язык древнеармянской пись­менности (грабар) и на основе устной народной речи развил современный литературный армянский язык.

    Поэт, публицист и литературный критик Микаэл Налбандян, положил начало национально-патриотическому направлению в армянской литературе. Его стихотворе­ния («Песнь о свободе» и др.) являли пример граждан­ской поэзии, вдохновлявшей армянскую молодежь на пат­риотические и революционные подвиги.

    Выдающийся азербайджанский просветитель Мирза Фатали Ахундов, отвергая и одновременно используя тра­диции старой персидской литературы, в своих повестях и комедиях заложил прочную основу новой, светской азербайджанской литературы и национального азербай­джанского театра.

    В фольклоре недавно вошедших в состав России на­родов и народностей Северного Кавказа и Азии усили­лись патриотические мотивы и мотивы социального про­теста. К борьбе против угнетателей призывали сопле­менников кумыкский поэт Ирчи Казак (1830 - 1870), лезгин Этим Эмин (1839 - 1878) и другие народные певцы Дагестана. Однако в культуре этих народов именно в середине XIX в. большое значение имела просветитель­ская деятельность местных уроженцев, получивших об­разование в России. Среди них выделялись абхазский этнограф С. Званба (1809 - 1855); составитель пер­вой грамматики кабардинского языка и автор «Истории адыгейского народа» Ш. Ногмов (1801 - 1844); соз­давший в 1855 г. первый «Букварь черкесского языка» педагог У. Берсей, осетинский поэт И. Ялгузидзе, соста­вивший в 1802 г. первую осетинскую азбуку.

    В первой половине столетия появились свои просве­тители и у казахского народа. Смело выступал против российских колонизаторов и местной феодально-клери­кальной знати, предавшей интересы своего народа, Ч. Валиханов. Вместе с тем, утверждая, что казахам вечно жить в соседстве с Россией и от ее культурного влияния никуда не уйти, он связывал историческую судьбу ка­захского народа с судьбой России.

    РУССКОЕ ТЕАТРАЛЬНОЕ ИСКУССТВО

    Под влиянием европейской культуры в России с кон­ца XVIII в. появляется и современный театр. На первых порах он все еще развивается в имениях крупных магна­тов, однако постепенно труппы, получая независимость, на коммерческой основе переходили в ранг самостоятельных. В 1824 г. в Москве образовалась самостоятельная дра­матическая труппа Малого театра. В Петербурге в 1832 г. возникает драматический Александрийский театр, меце­натами все еще остаются крупные помещики, дворяне и сам император, которые диктуют свой репертуар.

    Ведущее значение в русском театре приобретает про­светительский сентиментализм. Внимание драматургов привлекали внутренний мир человека, его душевные кон­фликты (драмы П. И. Ильина, Ф. Ф. Иванова, трагедии В. А. Озерова). С сентиментальными тенденциями про­являлись стремление к сглаживанию жизненных про­тиворечий, черты идеализации, мелодраматизма (произ­ведения В. М. Федорова, С. Н. Глинки и др.).

    Постепенно в драматургии разрабатываются темы, свойственные европейскому классицизму: обращение к героическому прошлому своей родины и Европы, к ан­тичному сюжету («Марфа Посадница, или Покорение Новагорода» Ф. Ф. Иванова, «Вельзен, или Освобожденная Голландия» Ф. Н. Глинки, «Андромаха» П. А. Катени­на, «Аргивяне» В. К. Кюхельбекера и др.). Одновремен­но развивались такие жанры, как водевиль (А. А. Ша­ховской, П. И. Хмельницкий, А. И. Писарев) и семейно-бытовая пьеса (М. Я. Загоскин).

    На протяжении первой четверти XIX в. в русском на­циональном театре разворачивается борьба за создание нового, национально-самобытного театра. Эта задача была осуществлена созданием подлинно национальной, са­мобытной комедии А. Грибоедова «Горе от ума». Произ­ведением новаторского значения явилась историческая драма Пушкина «Борис Годунов», автор которой вырос из форм придворной трагедии классицизма и романтической драмы Байрона. Однако постановка этих произведений сдер­живалась на некоторое время цензурой. Вне театра остает­ся и проникнутая свободолюбивыми идеями драматургия М. Ю. Лермонтова: его драма «Маскарад» в 1835 - 1836 гг. трижды запрещается цензурой (отрывки из пьесы впервые были поставлены благодаря настойчивости акте­ров в 1852 г., а полностью она сыграна только в 1864 г.).

    Сцену русского театра 30 - 40-х годов в основном занимал водевиль, преследуя преимущественно развле­кательные цели (пьесы П. А. Каратыгина, П. И. Гри­горьева, П. С. Федорова, В. А. Соллогуба, Н. А. Некрасо­ва, Ф. А. Кони и др.). В это время выросло мастерство талантливых русских актеров М.С.Щепкина и А. Е. Мар­тынова, которые умели выявлять за комическими ситуа­циями противоречия подлинной жизни, придавать соз­даваемым образам подлинный драматизм.

    Огромное значение в развитии русского театра сыгра­ли пьесы А. Н. Островского, появившиеся в 50-е годы, поднявшие русскую драматургию очень высоко.

    ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ ИСКУССТВА И АРХИТЕКТУРА

    В начале XIX в. в России под влиянием обществен­ного и патриотического подъема новое содержание и пло­дотворное развитие в ряде областей искусства получает классицизм. В стиле зрелого классицизма с его мощны­ми, сильными и монументально-простыми формами стро­ятся лучшие общественные, административные, а также жилые здания Петербурга, Москвы и ряда городов: в Петербурге - Адмиралтейство А. Д. Захарова, Казанский собор и Горный институт - А. Н. Воронихина, Биржа - Тома де Томона и ряд сооружений К.И. Росси; и Москве - комплексы построек О. И. Бове, Д. И. Жилярди и дру­гих мастеров (новый фасад Университета, Манеж и др.). В процессе интенсивного строительства в первые деся­тилетия XIX в. окончательно складывается классический облик Петербурга.

    Патриотическому подъему народа должна была спо­собствовать установка в 1818 г. на Красной площади в Москве памятника освободителям Минину и Пожарскому скульптора И.П.Мартоса, олицетворившего окончатель ную победу России над Польшей и Литвой.

    Влияние классицизма в архитектуре не исчезает и в се­редине столетия. Однако сооружения этого времени отли­чаются некоторым нарушением прежнего гармонического соотношения форм и в ряде случаев перегружены декора­тивным убранством. В скульптуре заметно усиливаются бытовые черты. В наиболее значительных монументах - памятниках Кутузову и Барклаю де Толли В. И. Орлов­ского и в изваяниях П. К. Клодта (фигуры коней на Аничковом мосту) - сочетаются черты классической строгости и монументальности с новыми романтическими образами.

    Практически все изобразительное искусство начала XIX в. отличается классической ясностью, простотой и мас­штабностью форм. Однако живописцы и графики этого вре­мени, ломая старые, условные и ограниченные рамки ху­дожественного творчества, установленные классицистиче­ской эстетикой, постепенно подходят к более свободному и широкому, порой окрашенному душевной взволнован­ностью восприятию и постижению окружающей природы и человека. Плодотворное развитие в этот период получа­ет бытовой жанр. Примером всего этого являются работы О. А. Кипренского (1782 - 1836), С. Ф. Щедрина (1751 - 1830), В. А. Тропинина (1776 - 1857), А. Г. Венециа­нова (1780 - 1847).

    В искусстве 30 - 40-х годов на первое место выдви­гается историческая живопись. В картине К. П. Брюл­лова (1799 - 1852) «Последний день Помпеи» в ком­позиции, пластике фигур людей все еще сказывается влияние классицистической школы, однако показывая переживания людей, на которых обрушилась слепая, всеразрушающая стихия, художник уже выходит за рамки классицизма. Это ясно проявилось в последующих ра­ботах Брюллова (особенно в портретной живописи и пей­зажных зарисовках).

    Волнующие идеи современности отразил в своей жи­вописи Александр Иванов (1806 - 1858). Более 20 лет художник трудился над своим монументальным полот­ном «Явление Христа народу», основной темой которо­го явилось духовное перерождение погрязших в страда­ниях и пороках людей.

    Работы Павла Федотова (1815 - 1852) знаменова­ли новый этап в развитии русской живописи. Рисуя быт чиновников, купцов, обедневших, хотя и не потерявших своих претензий дворян, Федотов делал достоянием ис кусства образы и темы, ранее не затрагивавшиеся жанровой живописью. Он показывал чванство и тупость чи­новников, наивное самодовольство и хитрость новых богатеев - купцов, безнадежную пустоту существования офицерства в провинции в эпоху николаевской реакции, горькую участь своего собрата-художника.

    Василий Перов (1834 - 1882), И. М. Прянишников (1840 - 1894), Н. В. Неврев (1830 - 1904) и ряд дру­гих живописцев, начавших свою творческую жизнь в 60-е годы, стали создателями обличительных жанровых кар­тин, отражавших явления современной действительно­сти. Творения этих художников показывают невежество попов, произвол чиновников, жестокие и грубые нравы купцов - новых господ общества, тяжелую долю кре­стьянства и забитость маленьких «униженных и оскорб­ленных» людей социальных низов.

    В 1863 г . 14 окончивших Академию учеников во главе с И.Н. Крамским (1837 - 1887), отказавшись вы­полнять программы на заданную тему, объединились в артель художников, чтобы иметь возможность служить своим искусством интересам общества. В 1870 г. воз­никло Товарищество передвижных художественных вы­ставок, сгруппировавшее вокруг себя лучшие творческие силы. В противовес официальной Академии художеств, развивавшей салонное искусство в живописи и скульп­туре, «передвижники» поддерживали новые художествен­ные начинания в русской живописи, подготовившие почву для подъема искусства в 70-80-е годы.

    РУССКАЯ МУЗЫКА

    В XIX в. русская музыка, еще не имевшая прочных традиций, отразила общие тенденции развития всего ис­кусства, и, вобрав в себя песенные традиции многих на­родов России, дала толчок к появлению в конце века ком­позиторов мировой величины.

    В начале века, под воздействием событий Отечест­венной войны 1812 г., широкое развитие получила героико-патриотическая тема, воплощенная в творчест­ве С.А. Дегтярева - автора первой русской оратории «Минин и Пожарский», Д.Н. Кашина, СИ. Давыдо­ва, И.А. Козловского - автора первого российского гимна «Гром победы!»

    На основе народных мелодий русского, украинского и белорусского народов вырастает богатая и многообраз­ная песенная лирика, глубоко выразившая мир чувств простого человека (романсы А. А. Алябьева, лирические песни А. Е. Варламова и А. Л. Гурилева, романтические оперы А. Н. Верстовского).

    Наиболее известным композитором первой полови­ны XIX в., творчество которого вывело русскую музыку в круг явлений мирового значения, стал Михаил Глинка (1804 - 1857). В своем искусстве он выразил корен­ные черты национального характера русского человека, который, несмотря на любые невзгоды и угнетения, оста­ется патриотом своей родины.

    Уже первая опера Глинки «Жизнь за царя» («Иван Су­санин», 1836 г.) стала явлением в культурной жизни не только России, но и Европы. Глинка создал высокую пат­риотическую трагедию, равной которой не знала оперная сце­на. Другой оперой - «Руслан и Людмила» (1842 г.) - композитор продолжает темы героизации русской старины, однако уже на сказочно-эпическом, былинном материале. Историческая драма и опера-сказка Глинки определили даль­нейший путь русской оперной классики. Велико также зна­чение симфонизма Глинки. Его оркестровая фантазия «Ка­маринская», две испанские увертюры на темы народных пе­сен, лирический «Вальс-фантазия» послужили основой русской симфонической школы XIX в.

    Глинка ярко проявил себя и в области камерной ли­рики. Романсам Глинки присущи типичные черты его стиля: пластичность и ясность широкой, распевной ме­лодии, законченность и стройность композиции. Компо­зитор обращается к лирике Пушкина, и поэтическая мысль находит у него неповторимо прекрасное, стройное, ясное выражение пушкинской строфы.

    Александр Даргомыжский (1813 - 1869) продолжил традиции Глинки. Творчество Даргомыжского отразило новые, вызревавшие в переломный период 40 - 50-х го­дов тенденции во всем искусстве. Огромное значение при­обретает у композитора тема социального неравенства и бесправия. Рисует ли он драму простой крестьянской де­вушки в опере «Русалка» или трагическую гибель сол­дата в «Старом капрале» - всюду он выступает как чуткий художник-гуманист, стремящийся приблизить свое искусство к запросам демократических слоев рус­ского обшества.

    Опера Даргомыжского «Русалка» (1855 г.) положи­ла начало новому жанру психологической драмы в рус­ской музыке. Композитор создал замечательные по сво­ей глубине образы страдающих, обездоленных людей из народа - Наташи и ее отца мельника. В музыкальном языке оперы с ее широким развитием драматически вы­разительного речитатива и в драматических сценах про­явились присущие Даргомыжскому мастерство и чуткость в передаче душевных переживаний.

    Новаторские искания Даргомыжского находят свое наибольшее выражение в его последней опере «Камен­ный гость» на сюжет драмы Пушкина. Сохранив цели­ком весь пушкинский текст, композитор строит оперу на основе сплошного речитатива, без разделения на за­конченные части, и подчиняет вокальные партии прин­ципам речевой выразительности, гибкого интонирования стиха. Даргомыжский сознательно отказывается от тра­диционных форм оперы - ансамблей и арий, превра­щает ее в психологическую музыкальную драму.

    Новый подъем музыкально-общественной жизни в России наступает в 60-е годы. М. А. Балакиревым, А.Г. и Н. Г. Рубинштейнами создаются музыкальные орга­низации нового типа, первые в России консерватории. В трудах крупнейших ученых-искусствоведов В. В. Стасо­ва и А. Н. Серова закладываются прочные основы клас­сического музыкознания. Все это предопределило подъ­ем русской музыки уже в следующий период, который осуществили такие выдающиеся композиторы, как Чай­ковский, Мусоргский, Бородин и Римский-Корсаков.

    Федор Михайлович Достоевский (1821- 1881)

    Несмотря па широкую известность Федора Достоевского в России, всемирное признание и интерес к его творчеству пришли уже после его смерти. Все отмечали его глубокий психологизм, страстность в изображении «униженных и оскорбленных». Немецкий философ Фридрих Ницше писал, что Достоевский был единственным психологом, у которого он чему-то научился. Произведения Федора Михайловича оказали заметное влияние на писателей: австрийца Стефана Цвейга, француза Марселя Пруста, англичанина Оскара Уайльда, немцев Томаса и Генриха Маннов.

    В конце XIX начале XX века имя Карла Маркса стало символом борьбы за освобождение рабочего класса. Он разработал принципы диалектического и материалистического понимания хода истории, говорил о необходимости ликвидации частной собственности, выдвинул тезис о неизбежности гибели капитализма и победе коммунизма. Его главный труд — «Капитал» — и теория прибавочной стоимости повлияли на внутриполитическую жизнь многих стран Европы и мира. Но дальнейшее политическое, экономическое и научно-техническое развитие общества показало ошибочность и бесперспективность многих его идей и концепций.

    Рубрика: |

    Николай Иванович Пирогов часами работал в анатомическом театре, резал мягкие ткани, исследовал больные органы, пилил кости, искал замену поврежденным суставам. Анатомия стала для него практической школой, заложившей основы его дальнейшей успешной хирургической деятельности. Пирогов первым выступил с идеей пластических операций, применил наркоз в военно-полевой хирургии, впервые наложил гипсовую повязку в полевых условиях, высказал предположение о существовании болезнетворных микроорганизмов, вызывающих нагноение ран. Его труды, различные медицинские атласы выдвинули русскую хирургию на одно из первых мест в мире.

    Рубрика: |

    Известный английский путешественник, натуралист, исследователь Чарльз Дарвин одним из первых выдвинул теорию эволюции живых организмов. Он утверждал, что все живые существа имеют общих предков, от которых они наследуют те или иные свойства, меняющиеся в процессе развития. В 1859 году он выпустил книгу «Происхождение видов», где на многих примерах показал, что движущей силой эволюции являются естественный отбор и изменчивость. Его идеи и открытия во многом послужили фундаментом современной теории эволюции, но не все признают ее основополагающей.

    Рубрика: |

    Выдающийся немецкий профессор органической химии Юстус Либих всю свою жизнь исследовал способы питания растений, решал вопросы рационального использования удобрений. Он многое сделал для повышения урожайности сельскохозяйственных культур. Россия за оказанную ей помощь в подъеме земледелия наградила ученого двумя орденами Святой Анны, Англия сделала его почетным гражданином, в Германии он получил титул барона. Ему принадлежит заслуга в создании концентратов пищевых продуктов. Он разработал технологию производства мясного экстракта, который уже в наши дни получил название «бульонного кубика». Немецкое химическое общество воздвигло ему памятник в Мюнхене.

    Рубрика: |

    Александра Дюма называли сочинителем-скорописцем, за свою жизнь он написал 647 произведений на самые разные темы. Его интересовало все: история, преступления, выдающиеся люди и даже рецепты иностранной кухни. Он старался быть в гуще важнейших событий, ездил по разным странам Европы, выходил с восставшими на улицы Парижа, где его чуть не убили. Вернувшись домой, он садился к столу и писал, писал, забывая обо всем. Его авантюрные романы были переведены на многие языки мира, они послужили основой для многочисленных театральных постановок, художественных фильмов. Интерес к его творчеству не угас и в XXI веке.

    На искусство первой половины XIX в. оказали влияние Великая Французская революция (1789–1799 гг.), война с Наполеоном, война с Испанией. В этот период большой прогресс в науке. Основные стили: ампир, романтизм, французский реализм.

    В архитектуре первой половины XIX столетия неоклассицизм пережил последний расцвет. К середине столетия основной проблемой европейского зодчества стали поиски стиля. Вследствие романтического увлечения стариной многие мастера попытались возродить традиции архитетуры прошлого - так возники неоготика, неоренессанс, необарокко. Усилия зодчих нередко приводили к эклектизму - механическому соединению элементов разных стилей, старого с новым. В архитектуре преобладает строительство фабрик, контор, жилых домов, универмагов, выставочных залов, библиотек, вокзалов, крытых рынков, банков и т. д. Банки украшаются древнегреческими портиками, универмаги - готическими стрельчатыми окнами и башнями. Фабрикам придаются облики замков.

    19.1.1 Искусство Франции

    Архитектура. В годы Великой Французской революции во Франции не построили ни одного долговечного сооружения. Это была эпоха временных построек, как правило, деревянных. В начале революции была разрушена Бастилия, снесены памятники королям. В 1793 г. закрыли королевские академии, в том числе академию архитектуры. Вместо них появились Национальное жюри искусств и Республиканский клуб искусств, главными задачами которых быи организация массовых праздников и оформление парижский улиц и площадей.

    На площади Бастилии воздвигли павильон с надписью: «Здесь танцуют». Площадь Людовика XV была названа площадью Революции и дополнена триумфальными арками, статуями Свободы, фонтанами с эмблемами. Марсово поле стало местом народных собраний с алтарем Отечества в центре. Дом Инвалидов и его Собор превратились в храм человечности. Улицы Парижа были украшены новыми монументами.

    Также в годы Французской революции была образована Комиссия художников, которая занималась благоустройством города, планировала изменения в его облике. Он сыграла существенную роль в истории архитектуры.

    В искусстве наполеоновской Франции господствовал стиль ампир. Главным мероприятием Наполеона в области архитектуры стала реконструкция Парижа: предполагалось связать средневековые кварталы системой проспектов, пересекающих город по оси «восток-запад». Были построены: проспект Еисейские поля, улица Риволи, триумфальная колонна на Вандомской площади (1806–1810 гг., архитекторы Жан Батист Лепер, Жак Гондуэн), въездные ворота дворца Тюильри (1806–1807 гг., архитекторы Ш. Персье, П. Ф. Л. Фонтен), триумфальная арка Великой армии (1806–1837 гг., архитекторы Жан Франсуа Шальен и др.).

    Живопись. В первой половины XIX в. французская школа живописи упрочила своё первенство в искусстве Западной Европы. Франция опередила другие европейские страны и в демократизации художественной жизни. С 1791 г. право участия в выставках луврского Салона получили любые авторы независимо от их членства в академиях. С 1793 г. открылись для широкой публики залы Лувра. Государственное академическое образование вытеснялось подготовкой в частных мастерских. Власти прибегали к более гибким методам художественной политики: распределение крупных заказов на украшение общественных зданий приобрело особенный размах.

    Представители живописи французского романтизма- Давид, Энгр, Жерико, Делакруа, Гро.

    Жак Луи Давид (1748–1825) - самый последовательный представитель неоклассицизма в живописи. Учился в Королевской академии живописи и скульптуры, в 1775–1779 гг. посетил Италию. В 1781 г. Давид был принят в число членов Королевской академии и получил право участвовать в её выставках - луврских Салонах. В 1792 г. Давид был избран депутатом в Конвент, высший законодательный и исполнительный орган Первой республики.

    Ещё в 1776 г. была разработана правительственная программа, которая поощряла создание больших картин. Давид получил заказ на картину о подвиге трёх братьях из знатного рода Горациев - «Клятва Горациев» (1784 г.) . Действие картины разворачивается во внутреннем дворике древнеримского дома: сверху на героев картины льётся поток света, вокруг них оливково-серые сумерки. В основе всей композиции число три: три арки (в каждую из арок вписана одна или несколько фигур), три группы персонажей, три сына, тир меча, три женщины. Плавные очертания женской группы противопоставлены чеканным линиям фигур воинов.

    В 1795–1799 гг. Давид вместе с учениками работал над картиной «Сабинянки, останавливающие битву между римлянами и сабинянами» . Художник вновь избрал сюжет, созвучный современности: сказание о женщинах, прекративших войну между римлянами (их мужьями) и сабинянами (их отцами и братьями), звучало в тогдашней Франции как призыв к гражданскому миру. Однако огромная, перегруженная фигурами картина вызвала у зрителей лишь насмешки.

    В 1812 г. уехал в Брюссель, где жил до самой смерти. Писал портреты и произведения на античные сюжеты - «Смерть Марата» (1793 г.), «Портрет мадам Рекамье» (1800 г.) . Картина «Смерть Марата» была закончена художником меньше чем за три месяца и повешена в зале заседаний Конвента. Марат был заколот в своей квартире дворянкой по имени Шарлотта Корде. В момент гибели Марат сидел в ванне: из-за кожной болезни он был вынужден так работать и принимать посетителей. Не являются вымыслом художника и залатанные простыни, и простой деревянный ящик, заменявший стол. Однако сам Марат, тело которого было обезображено болезнью, под кистью Давида превратился в благородного атлета, подобного античному герою. Простота обстановки придаёт зрелищу особую трагическую торжественность.

    В грандиозной картине «Коронование Наполеона I и императрицы Жозефины в соборе Парижской Богоматери 2 декабря 1804 г.» (1807 г.) Давид создал очередной миф - блеск алтаря и великолепие одежд придворных действуют на зрителя не хуже, чем убогая мебель и старые простыни Марата.

    Жан Огюст Доминик Энгр (1780–1867) был приверженцем классических идеалов, художником самобытным, чуждым всякой фальши, скуки и рутины. В 1802 г. был награждён Римской премией и получил право поехать в Италию. В 1834 г. стал директором французской академии в Риме. Достиг наивысшего мастерства в жанре портрета - «Портрет Ривьера» .

    Энгр пытался передать в живописи декоративные возможности различных видов старого искусства, например выразительность силуэтов древнегреческой вазописи, - «Эдип и Сфинкс» (1808 г.) и «Юпитер и Фетида» (1811 г.) .

    В монументальном полотне «Обет Людовика XIII, просящего покровительства Богоматери для Французского королевства» (1824 г.) , он подражал живописному стилю Рафаэля. Картина принесла Энгру первый крупный успех. В картине «Одалиска и рабыня» (1839 г.) выбрал композицию, близкую к «Алжирским женщинам в своих покоях» Делакруа, и решил её по-своему. Пёстрый, многокрасочный колорит полотна возник вследствие увлечения художника восточной миниатюрой. В 1856 г. Энгр закончил картину «Источник» , задуманную им ещё в 20-е гг. в Италии. В грациозном цветущем девичьем теле воплощены чистота и щедрость мира природы.

    Теодор Жерико (1791–1824) - основатель революционного романтизма во французской живописи. Первая работа, выставленная в Салоне, - «Офицер конных егерей императорской гвардии, идущий в атаку» («Портрет лейтенанта Р. Дьедонне», 1812 г.) . Лихой всадник на полотне не позирует, а сражается: стремительная диагональ композиции уносит его вглубь картины, в сизо-багровое пекло боя. В это время стало известно о разгроме армии Наполеона Бонапарта в России. Чувства французов, познавших горечь поражения, отразила новая картина молодого художника - «Раненый кирасир, покидающий поле боя» (1814 г.) .

    В 1816–1817 гг. Жерико жил в Италии. Художника особенно увлекли скачки неосёдланных лошадей в Риме. В живописной серии «Бег свободных лошадей» (1817 г.) доступна и выразительная точность репортажа, и сдержанная героика в неоклассическом духе. В этих произведениях окончательно сформировался его индивидуальный стиль: мощные, грубоватые формы переданы большими подвижными пятнами света.

    Вернувшись в Париж, художник создал картину «Плот „Медузы"» (1818– 1819 гг.) . В июле 1816 г. близ островов Зелёного Мыса корабль «Медуза» под командованием неопытного капитана, получившего должность по протекции, сел на мель. Тогда капитан и его приближённые уплыли в шлюпках, бросив на произвол судьбы плот со ста пятьюдесятью матросами и пассажирами, из которых выжило только пятнадцать человек. В картине Жерико добивался максимального правдоподобия. Два года он разыскивал людей, переживших трагедию в океане, делал зарисовки в больницах и моргах, писал этюды моря в Гавре. Плот на его картине приподнят волной, зритель сразу видит всех ютящихся на нём людей. На первом плане - фигуры умерших и обезумевших; они написаны в натуральную величину. Взгляды тех, кто ещё не отчаялся, обращены на дальний край плота, где африканец, стоя на шатком бочонке, машет красным платком команде «Аргуса». То отчаяние, то надежда наполняют души пассажиров плота «Медузы».

    В 1820–1821 гг. Жерико побывал в Англии. Под влиянием работ Констебла он написал «Скачки в Эпсоме» (1821 г.) . Картина пронизана движением: кони несутся, едва касаясь земли, их фигуры слились в одну стремительную линию; подвижны низкие облака, подвижны их тени, скользящие по влажному полю. Все контуры в пейзаже размыты, краски смазаны. Жерико показал мир таким, каким его видит жокей на мчащемся галопом коне.

    Эжен Деакруа (1798–1863) - французский живописец. Основой живописи Делакруа служат красочные пятна, составляющие гармоничное единство; каждое пятно помимо своего цвета включает оттенки соседних.

    Первую свою картину Делакруа написал на сюжет «Божественная комедия» Данте - «Данте и Вергилий» («Ладья Данте») (1822 г.) . Делакруа создал картину «Хиосская резня» (1824 г.) под впечатлением событий освободительной революции в Греции 1821–1829 гг. В сентябре 1821 г. турецкие каратели уничтожили мирное население Хиоса. На первом плане картины фигуры обречённых хиосцев в пёстрых лохмотьях; фоном им служат тёмные силуэты вооружённых турок. Большинство пленников безучастны к своей судьбе, лишь дети тщетно умоляют родителей защитить их. Турецкий всадник, который тащит за собой девушку-гречанку, выглядит своеобразным символом порабощения. Не менее символичны и другие фигуры: обнажённый раненый грек - его кровь уходит в сухую землю, а рядом валяются сломанный кинжал и опустошённая грабителями сумка.

    После событий в июле 1830 г. в Париже Делакруа создал картину «Свобода, ведущая народ (28 июля 1830 г.)» . Простому эпизоду уличных боёв художник придал вневременное, эпическое звучание. Повстанцы поднимаются на отбитую у королевских войск баррикаду, а возглавляет их сама Свобода. Критики увидели в ней «помесь торговки с древнегреческой богиней». Здесь чувствуется романтический стиль: Свобода изображена в виде богини победы, она поднимает трёхцветное знамя Французской республики; следом движется вооружённая толпа. Сейчас все они солдаты Свободы.

    В 1832 г. Делакруа сопровождал дипломатическую миссию в Алжир и Марокко. По возвращении в Париж художник создал картину «Алжирские женщины в своих покоях» (1833 г.) . Фигуры женщин удивительно пластичны. Мягко очерчены золотисто-смуглые лица, плавно изогнуты руки, пёстрые наряды ярко выделяются на фоне бархатистых теней.

    Антуан Гро (1771–1835) - французский живописец, портретист. Гро отказался от классических сюжетов - его привлекала современная история. Создал серию картин, посвященных египетско–сирийской экспедиции наполеоновской армии (1798–1799 гг.) - «Бонапарт, посещающий зачумленных в Яффе» (1804 г.) . Другие картины, посвященные Наполеону - «Наполеон на Аркольском мосту» (1797 г.), «Наполеон на поле битвы при Эйау» (1808 г.) . Гро в 1825 г. закончил роспись купола Пантеона в Париже, заменив изображение Наполеона фигурой Людовика XVIII.