Горе от ума представители фамусовского общества. Сочинение фамусовское общество в комедии грибоедова горе от ума. Князь и княгиня Тугоуховские

«Век нынешний» «Век минувший» Отношение к богатству, к чинам Чацкий Теперь пускай из нас один, Из молодых людей, найдется – враг исканий, Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, В науки он вперит ум… Молчалин: Вам не дались чины, по службе неуспех? Чацкий: Чины людьми даются, А люди могут обмануться. Чацкий: Мундир! один мундир! он в прежнем их быту Когда-то украшал, расшитый и красивый, Их слабодушие, рассудка нищету… Где? укажите нам, отечества отцы, Которых мы должны принять за образцы… Фамусов о Скалозубе: Известный человек, солидный И знаков тьму отличья нахватал; Не по летам и чин завидный, Не нынче завтра генерал. Скалозуб: Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы… Фамусов: Будь плохенький, да если наберется Душ тысячки две родовых, … Тот и жених. Молчалин: Татьяна. Юрьевна!!!Известная… притом Чиновные и должностные – Все ей друзья и все родные… Ведь надобно ж зависеть от других

«Век нынешний» «Век минувший» Отношение к службе Вопрос об отношении к службе стоял еще со времен классицизма. Классицисты считали необходимой службу государству (просвещенному монарху), а декабристы ставили на первое место служение Отечеству Чацкий: Кто служит делу, а не лицам Служить бы рад, прислуживаться тошно. Чацкий: Когда в делах - я от веселий прячусь, Когда дурачиться – дурачусь, А смешивать два этих ремесла Есть тьма искусников, я не из их числа Фамусов: Тогда не то, Что ныне, При государыне служил Екатерине! А у меня, что дело, то не дело, Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой. Скалозубу: Вы повели себя исправно, Давно полковники, а служите недавно. Молчалин Чацкому: Ну, право, что бы вам в Москве у нас служить? И награжденья брать и весело пожить?

«Век нынешний» «Век минувший» Отношение к иностранному Взаимоотношение национального и европейского – важная для того времени проблема. Национальная самобытность - идеал декабристов. Отношение «века минувшего» к засилию иностранцев и иностранного неоднозначно Чацкий: Что ж? Он и кавалер. От нас потребуют с именьем быть и в чине, А Гильоме!. . . – Здесь нынче тон каков? На съездах, на больших, по праздникам приходским Господствует еще смешенье языков: Французского с нижегородским? . . . Фамусов: А все Кузнецкий мост, и вечные французы, Оттуда моды к нам, и авторы, и музы: Грабители карманов и сердец! Когда избавит нас творец От шляпок их! Чепцов! И Шпилек! И булавок! И книжных и бисквитных лавок! Я одаль воссылал желанья Смиренные, однако вслух, Чтоб истребил господь нечистый этот дух Пустого, рабского, слепого подражанья… Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Чтоб умный, бодрый наш народ Хотя по языку нас не считал за немцев Кто хочет к нам пожаловать, изволь; Дверь отперта для званых и незваных, Особенно из иностранных…

«Век нынешний» «Век минувший» Отношение к образованию Чацкий: А тот чахоточный, родня вам, книгам враг, В ученый комитет который поселился И с криком требовал присяг, Чтоб грамоте никто не знал и не учился? Чацкий иронизирует, но для него этот вопрос не решен окончательно Для Фамусовых образование – основная причина «безумия» , которым одержим Чацкий и ему подобные. Фамусов: Скажи-ка, что глаза ей портить не годится, И в чтеньи прок-то не велик: Ей сна нет от французских книг, А мне от русских больно спится. Берем же побродяг и в дом и по билетам, Чтоб наших дочерей всему учить, всему, И танцам! И пенью! И нежностям! И вздохам! Как будто в жены их готовим скоморохам. Ученье – вот чума, ученость – вот причина, Что нынче, пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений. Княгиня Тугоуховская: Нет, в Петербурге институт Пе-да-го-гический, так, кажется, Зовут: Там упражняются в расколах и безверьи Профессоры!! - у них учился наш родня, И вышел! Хоть сейчас в аптеку, в подмастерьи. От женщин бегает, и даже от меня! Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник, Князь Федор, мой племянник. Фамусов: Уж коли зло пресечь: Забрать все книги бы да сжечь

«Век нынешний» «Век минувший» Отношение к крепостному праву Об отношении автора к крепостному праву нельзя судить на основании текста комедии. Чацкий и Фамусов противопоставлены не по принципу «противник – ярый защитник крепостного права» , а как противник злоупотреблений крепостным правом и русский барин XVIIIв. , для которого распоряжение крепостными – самое естественное дело Чацкий: Тот Нестор негодяев знатных, Толпою окруженных слуг; Усердствуя, они в часы вина и Драки И честь он выменял борзые три собаки!!! Или вон тот еще, который для затей на многих фурах От матерей, отцов отторженных детей? ! Сам погружен умом в Зефирах и В Амурах, Заставил всю Москву дивиться их красе! Но должников не согласил к отсрочке: Амуры и Зефиры все Распроданы поодиночке!!! Фамусов: В работу вас, на поселенье вас! Хлестова: От скуки я взяла с собой Арапку-девку да собачку; Вели их накормить ужо, дружочек мой, От ужина пошли подачку.

«Век нынешний» «Век минувший» Отношение к московским нравам и времяпрепровождению Чацкий: Что нового покажет мне Москва? Вчера был бал, а завтра будет два. Тот сватался – успел, а тот дал промах. Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах. Да и кому в Москве не зажимали рты Обеды, ужины и танцы? Дома новы, но предрассудки стары. Порадуйтесь, не истребят Ни годы их, ни моды, ни пожары Фамусов: Извольте посмотреть на вашу молодежь, На юношей – сынков и внучат, Журим мы их, а если разберешь – В пятнадцать лет учителей научат! А наши старички? ? – Как их возьмет задор, Засудят о делах, что слово – приговор… И об правительстве иной раз так толкуют, Что если б кто подслушал их… беда! Не то чтоб новизны вводили, никогда, Спаси нас боже!. . Нет. А придерутся К тому, к сему, а чаще ни к чему, Поспорят, пошумят и … разойдутся. А дамы? – сунься кто, попробуй овладей; Судьи всему, везде, над ними нет судей… А дочек кто видал всяк голову повесь!. . И точно, можно ли воспитаннее быть! Умеют же себя принарядить Тафтицей, бархатцем и дымкой, Словечка в простоте не скажут, все с ужимкой; Французские романсы вам поют И верхние выводят нотки, К военным людям так и льнут, А потому что патриотки. Решительно скажу: едва Другая сыщется столица, как Москва

«Век нынешний» «Век минувший» Отношение к кумовству, протекции Чацкий: Не тот ли вы, к кому меня еще с пелен, Для замыслов каких-то непонятных, Детей возили на поклон? Тот Нестор негодяев знатных… Где? Укажите нам, Отечества отцы, Которых мы должны принять за образцы? Не эти ли, грабительством богаты? Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве… Фамусов: Покойник был почтенный камергер, С ключом, и сыну ключ умел доставить… Нет! Я перед родней, где встретится, ползком; Сыщу ее на дне морском. При мне служащие чужие очень редки; Все больше сестрины, свояченицы детки; Один Молчалин мне не свой, И то затем, что деловой. Как станешь представлять К крестишку ли, к местечку, Ну как не порадеть родному человеку!. .

«Век нынешний» «Век минувший» Отношение к свободе суждений Чацкий Молчалину: Помилуйте, мы с вами не ребяты, Зачем же мнения чужие только святы? А судьи кто? – За древностию лет К свободной жизни их вражда непримирима, Сужденья черпают из забытых газет Времен Очаковских и покоренья Крыма Молчалин: В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь

«Век нынешний» «Век минувший» Отношение к любви IV монолог Чацкого: Пускай в Молчалине ум бойкий, гений смелый, Но есть ли в нем та страсть, то чувство, пылкость та, Чтоб кроме вас ему мир целый Казался прах и суета? Чтоб сердца каждое биенье Любовью ускорялось к вам? Чтоб мыслям были всем его делам Душою – вы, вам угожденье? . . Сам это чувствую, сказать я не могу, Но что теперь во мне кипит, волнует, бесит, Не пожелал бы я и личному врагу… Лиза: Грех не беда, молва не хороша! Молчалин: И вот любовника я принимаю вид В угодность дочери такого человека…

«Век нынешний» «Век минувший» Идеалы Чацкий: Теперь пускай из нас один, Из молодых людей, найдется – враг исканий, Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, В науки он вперит ум, алчущий познаний; Или в душе его сам бог возбудит жар К искусствам творческим, высоким и прекрасным, Они тотчас: разбой! Пожар! И прослывет у них мечтателем! Опасным! Фамусов: Спросили бы, как делали отцы? Учились бы, на старших глядя: Мы, например, или покойник дядя, Максим Петрович: он не то на серебре На золоте едал; сто человек к услугам; Весь в орденах; езжал-то вечно цугом; Век при дворе, да при каком дворе!. . А? Как по-вашему? По-нашему смышлен. Упал он больно, встал здорово

В комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова основным элементом изображения являются нравы московского консервативного дворянства. Именно обличение устаревших, отживших свой век аристократических взглядов на острые социальные вопросы является основной задачей этой пьесы. Все отрицательные черты помещиков-крепостников начала 19 века сосредоточились в многочисленных представителях «века минувшего» в комедии – в фамусовском обществе.

Образ Фамусова в комедии «Горе от ума»

Главным защитником идей «века минувшего» в пьесе является Павел Афанасьевич Фамусов. Он занимает влиятельный пост, богат и знатен. Именно в его доме происходит действие комедии. Его именем названо в пьесе общество консервативных дворян. В образе этого персонажа отразились черты всей московской аристократии начала 19 века.

В произведении «Горе от ума» фамусовское общество изображено как лагерь людей, ценящих в человеке только высокий чин, деньги и связи. Личные качества в свете не имеют никакого веса. Фамусов строго и категорично заявляет своей дочери: «Кто беден, тот тебе не пара».

Он, «как все московские», желает видеть в зятьях богатого и знатного человека. При этом деньги и чины в помещичьем обществе рассматриваются как высшая ценность человека: «Будь плохонький, ла если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених».

В образе Фамусова также отразилась привычка дворян проводить жизнь «в пирах и в мотовстве». В календаре Фамусова, который он во втором действии читает со своим слугой, запланированы только званые обеды, поминки и крестины. И к своим делам по службе он относится формально. Фамусов подписывает документы не глядя: «А у меня, что дело, что не дело, обычай мой такой, подписано, так с плеч долой».

Осуждению в комедии «Горе от ума» подвергается и привычка московского дворянства устраивать людей на выгодные места службы не по их деловым качествам, а исходя из родственных связей. Фамусов признается: «При мне служащие чужие очень редки: все больше сестрины, свояченицы детки».
В лице Фамусова изображается Грибоедовым фамусовское общество в целом. Оно предстает перед читателем как общество людей, испытывающих презрение к незнатным и бедным и преклоняющихся перед чинами и деньгами.

Полковник Скалозуб как идеал дворянина в фамусовском обществе

Самым желанным зятем для себя Фамусов видит полковника Скалозуба, который представлен в комедии как крайне глупый солдафон. Зато он достоин руки Софьи, дочери Фамусова, только потому, что он «и золотой мешок, и метит в генералы». Его звание получено тем же способом, каким добывается любой чин в Москве – с помощью связей: «Чтобы чины добыть, есть многие каналы…»

Скалозуб, как и Фамусов, оказывает протекцию своим родным и знакомым. Например, благодаря стараниям Скалозуба, его двоюродный брат «выгод тьму по службе получил». Но, когда ему следовал высокий чин, он оставил службу и уехал в деревню, где стал вести спокойную и размеренную жизнь. Ни Фамусов, ни Скалозуб отнестись с пониманием к этому поступку не способны, ведь оба они питают страстную любовь к чинам и положению в обществе.

Роль Молчалина в пьесе «Горе от ума»

Среди представителей фамусовского общества должны обязательно присутствовать дворяне не слишком высоких чинов, но стремящиеся к ним, которые будут выражать подобострастное отношение к старшему поколению, стараться выслужиться перед ним. Такова роль Молчалина в пьесе «Горе от ума»

В начале пьесы этот герой предстает перед читателем как молчаливый и скромный возлюбленный Софьи. Но как только девушке не удается сдержать на публике свои чувства к Молчалину, начинает открываться его истинное лицо. Он, как и Фамусов, очень опасается людской молвы: «Злые языки страшнее пистолета». Чувств к Софье он не имеет, а изображает ее любовника, чтобы угодить дочери «такого человека». Молчалина с детства учили «угождать… хозяину, где доведется жить», «начальнику», у которого он будет состоять на службе.

Безмолвен и услужлив Молчалин только потому, что пока не имеет высокого чина. Он вынужден «зависеть от других». Такие люди «блаженствуют на свете», ведь аристократическое общество только и ждет преклонения и услужливости в свой адрес.

Внесценические персонажи комедии

Фамусовское общество в комедии «Горе от ума» довольно многочисленно. Кроме того его границы расширяются и за счет введение в пьесу внесценических персонажей.
Примечательным в этом отношении является образ Максима Петровича, дяди Фамусова, который вызывает восхищение у помещиков-крепостников своим умением «подслужиться». Его желание повеселить императорский двор, выставив себя на посмешище, Фамусов не считает унижением. Для него это проявление смышлености. Зато Максим Петрович был «весь в орденах» и имел «сто человек к услугам».
Также Фамусов вспоминает покойного Кузьму Петровича. Его главная характеристика – «богат и на богатой был женат».

Упоминается в пьесе влиятельная Татьяна Юрьевна. С ней очень выгодно состоять в хороших отношениях, потому что «чиновные и должностные – все ей друзья и все родные».
Внесценические персонажи помогли Грибоедову дать более яркую и запоминающуюся характеристику фамусовскому обществу.

Выводы

Московское аристократическое общество в комедии «Горе от ума» представлено как общество, страшащееся всего нового, прогрессивного, передового. Любые изменения во взглядах дворянства угрожают их личному благополучию, привычному комфорту. На момент написания пьесы идеалы «века минувшего» были все еще очень крепки. Но в обществе дворян уже назрели противоречия, которые приведут позднее к смене старых взглядов и ценностей новыми.

Краткая характеристика фамусовского общества и описании идеалов его представителей помогут ученикам 9 классов при написании сочинения на тему «Фамусовское общество в комедии «Горе от ума»»

Тест по произведению

Говоря о системе персонажей в «Горе от ума», следует прежде всего отметить противопоставление Чацкого – одинокого бойца – многоликому фамусовскому обществу.

Фамусовское общество – это консервативно настроенное московское дворянство в сатирическом изображении Грибоедова.

Фамусова и его окружение отличают следующие общие черты.

Во-первых, это нерадиваяслужба. Как известно, главное предназначение дворянства состояло в служении отечеству. Служба считалась почетной обязанностью дворянина. Однако представители московского дворянства, изображенные в комедии (Фамусов, Скалозуб, Молчалин), относятся к службе исключительно как к источнику чинов и наград.

Во-вторых, это деспотизм по отношению к слугам. Известно, что многие дворяне владели крепостными душами. Крепостное право создавало почву для самодурства, насилия над личностью. Фамусов, Хлестова, ряд внесценических персонажей комедии показаны как своенравные крепостники.

Кроме того, всех представителей фамусовского общества отличает резкое неприятие просвещения, образования.

Показной патриотизм Фамусова и его гостей сочетается со слепым преклонением перед всем иностранным, бездумным увлечением французскими модами.

Московское дворянство в изображении Грибоедова отличают также такие общечеловеческие пороки, как праздность, чревоугодие, тщеславие, пустословие, сплетни, бессмысленное времяпрепровождение (например, игра в карты).

Павел Афанасьевич Фамусов один из центральных героев комедии "Горе от ума", человек средних лет, вдовец. Его амплуа в комедии – отец невесты.

Фамусов – крупный чиновник, «управляющий в казенном месте». Одновременно это своенравный барин-крепостник, самовластно обращающийся со слугами.

Как чиновника Фамусова характеризует равнодушие к делу.«Подписано, так с плеч долой!» – говорит он Молчалину. Героя отличает семейственность на службе. Он заявляет Скалозубу:

Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,

Ну как не порадеть родному человечку!

С Лизой Фамусов ведет себя как барин-самодур. Вначале он заигрывает с ней, а потом грозится послать «за птицами ходить». Других провинившихся слуг он готов отправить «на поселенье».

Крутой нрав отличает Фамусова не только по отношению к слугам, но и по отношению к родной дочери. Подозревая Софью в тайных встречах с Чацким, Фамусов собирается послать ее «в деревню, к тетке, в глушь, в Саратов».



В то же время Фамусова отличает и искренняя любовь к дочери, забота о ее будущем; он всеми силами старается найти для нее выгодного жениха. Неприятие Чацкого и Молчалина как недостойных женихов Софьи и угождение Скалозубу – достойному жениху – проясняют жизненные приоритеты Фамусова. «Кто беден, тот тебе не пара», – поучает Фамусов Софью.

Героя отличают такие положительные качества, как гостеприимство, хлебосольство.

Дверь отперта для званых и незваных,

Особенно из иностранных;

Хоть честный человек, хоть нет,

Для нас равнёхонько, про всех готов обед, –

заявляет Фамусов в своем монологе о Москве во втором действии комедии.

Идеалы Фамусова в прошлом , в «веке минувшем». В монологе, открывающем второе действие комедии, герой восхищается достоинствами «почтенного камергера» Кузьмы Петровича. В другом монологе Фамусов преклоняется перед «подвигами» екатерининского вельможи Максима Петровича. С этим внесценическим персонажем прочно связано представление Фамусова об истинном уме. «А? Как, по-вашему? По-нашему, смышлен. / Упал он больно, встал здорово», – замечает Фамусов по поводу падений Максима Петровича на глазах у Екатерины II.

Фамусов, как и другие представители московского барства, – враг просвещения. Ему принадлежат резкие суждения о книгах, например:

Уж коли зло пресечь,

Забрать все книги бы да сжечь.

Занятия науками он считает безумием:

Ученье – вот чума, ученость – вот причина,

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

В идейном конфликте пьесы Фамусов – главный противник Чацкого.

Скалозуб

Сергей Сергеевич Скалозуб ещё один яркий представитель фамусовского общества. Это аракчеевский офицер. Если Фамусов олицетворяет собой уходящий в прошлое век вельмож и хлебосольных московских бар, то полковник Скалозуб – это новый тип русской жизни, сформировавшийся уже после войны 1812 года.



Отметим некоторые черты личности, а также жизненные принципы Скалозуба.

Главную цель своей жизни герой видит не в ратных подвигах, а в успешном продвижении по службе. Скалозуб говорит Фамусову:

Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;

Об них как истинный философ я сужу:

Мне только бы досталось в генералы.

Герой решительно настроен в отношении вольнодумцев. Он заявляет Репетилову:

Я князь-Григорию и вам

Фельдфебеля в Вольтеры дам.

Скалозуб олицетворяет собой деспотические тенденции в государственной жизни России последних лет царствования Александра I. Не случайно Фамусов тянется к Скалозубу, прочит его в женихи Софье. Фамусов видит в Скалозубе реальную силу, которая может сохранить неизменными старые общественные устои.

Молчалин

Коллежский асессорАлексей Степанович Молчалин также одно из центральных лиц в комедии.

Молчалин, как и Скалозуб, – новое явление в русской жизни. Это тип чиновника-бюрократа, постепенно вытесняющийиз государственной и общественной сфер богатых и всесильных вельмож.

Как и Фамусов, Молчалин относится к службе как к способу получения чинов и наград.

По мере я трудов и сил,

С тех пор как числюсь по Архивам,

Три награжденья получил, –

говорит Молчалин Чацкому. Его взгляд на службу выражен также в словах: «И награжденья брать, и весело пожить».

Главные жизненные принципы Молчалина – «умеренность и аккуратность». Молчалин уже не будет расшибать затылок, как Максим Петрович. Его лесть более тонкая.

Угождение нужным людям, в особенности сильным мира сего, соответствует представлениям героя об истинном уме. Глупый с позиций Чацкого, Молчалин по-своему не так уж и глуп. Главные черты мировоззрения героя раскрываются в четвертом действии, в монологе о завещании отца:

Мне завещал отец,

Во-первых, угождать всем людям без изъятья:

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Между тем смирение Молчалина, его угождение ближним исполнены лицемерия и фальши . Истинная сущность Молчалина раскрывается в его отношении к Софье и к Лизе.

Отметим также такую черту Молчалина, как наигранная сентиментальность. Молчалин в совершенстве усвоил моду на «чувствительные» пьесы, на игру на флейте. Сентиментальность становится для героя важным орудием достижения прочного положения в обществе, где правят бал всесильные дамы, падкие на лесть, на изысканные комплименты.

Молчалин играет важную роль не только в идейном конфликте, но и в любовной интриге: он первый любовник ! Прекрасно осознавая важность собственного амплуа, Молчалин признается Лизе:

И вот любовника я принимаю вид

В угодность дочери такого человека.

Со своей ролью герой успешно справляется вплоть до момента разоблачения. Не случайно Молчалин, а не Чацкий становится избранником Софьи. «Молчалины блаженствуют на свете!» – восклицает Чацкий.

Создавая образы Молчалина и Скалозуба, Грибоедов высказал свою точку зрения в отношении ближайшего будущего России. В отличие от Чацкого, автор «Горя от ума» не идеализирует перспектив либерализма в «веке нынешнем». Чацкому кажется, что «вольнее всякий дышит». Грибоедов думает иначе. Драматург сознает, что ближайшее будущее России не за Чацким, а за Скалозубом и Молчалиным. Эти герои твердо стоят на ногах, их жизненные позиции более прочны, несмотря на весь их цинизм.

Софья

Дочь Фамусова Софья – центральный женский персонаж комедии. Это богатая и знатная невеста .

Характер Софьи неоднозначен. Еще Пушкин отмечал: «Софья начертана неясно».

С одной стороны, мы видим в Софье, по словам И. А. Гончарова, «сильные задатки недюжинной натуры». Ее отличают природный ум (имя-характеристика «Софья» означает по-гречески «мудрость»), житейская рассудительность, способность к искреннему чувству.

Кроме того, Софье свойственна независимость жизненной позиции : проявив непослушание отцу, Софья полюбила неравного себе человека.

С другой стороны, Софья живет ценностями фамусовского общества. Ложь и клевета не чужды ее натуре.

Быть может, именно отсутствие высоких нравственных принципов и привело героиню к тому, что она оказалась не в состоянии сразу распознать низкую и подлую натуру Молчалина.

Софья оказывается ключевым персонажем в сюжете комедии, в любовной интриге. Отношение Софьи к Молчалину и Чацкому отражает те приоритеты, которые прочно установились в среде московского дворянства. Идеал Софьи, по словам Чацкого, – это «муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей».

Чацкий же с его умом отвергнут героиней. «Да эдакий ли ум семейство осчастливит?» – восклицает Софья, имея в виду либеральные идеи и остроумие Чацкого. Героиня не только отворачивается от друга своего детства, к которому когда-то питала симпатию, но и оказывается инициатором распространения клеветы о его безумии. При этом в результате она сама оказывается обманутой, сама терпит горе от своего «ума», становится жертвой подлости Молчалина, а также собственной самоуверенности.

Образ Софьи оттеняется образом служанки Лизы .

Аристократке Софье противопоставлена простая девушка – остроумная, смышленая, наделенная живым умом, чувством собственного достоинства. Так, Лиза отвергает ухаживания Фамусова и Молчалина. Она тяготится своей ролью наперсницы Софьи. Лиза выступает в комедии как жертва барской ласки и барского гнева.

Минуй нас пуще всех печалей

И барский гнев, и барская любовь, –

говорит Лиза.

Второстепенные персонажи

В «Горе от ума» значительное число второстепенных, эпизодических персонажей – представителей фамусовского общества. Второстепенные персонажи позволяют Грибоедову шире и глубже показать взгляды, идеалы, нравы московского дворянства.

Наталья Дмитриевна Горич – светская кокетка. Ее несбывшаяся мечта в отношении мужа – должность московского коменданта.

Сам Платон Михайлович Горич в прежние годы служил, был товарищем Чацкого, вероятно, разделял его оппозиционные взгляды.

Теперь же он целиком «под каблуком» у жены, «муж-мальчик, муж-слуга», на флейте твердит дуэт А-мольный. «Похвальный лист тебе, ведешь себя исправно», – с иронией обращается к Платону Михайловичу Чацкий.

Горича тяготит праздное времяпрепровождение в светских салонах, однако сделать он ничего не может. «Неволя-то горька», – замечает Горич («говорящая» фамилия) о своем положении.

Платон Михайлович олицетворяет собой деградацию личности в фамусовском обществе.

Князь Тугоуховский такой же «подкаблучник», как и Горич, только в летах. Его глухота (что подчеркивает и «говорящая» фамилия) символизирует неспособность героя к самостоятельным мыслям и действиям.

Княгиня Тугоуховская занята тем, как бы выдать замуж шестерых дочерей.

Княгиню Тугоуховскую, как и других представителей фамусовского общества, отличают резкие суждения о вольнодумцах. Вспомним монолог княгини о Педагогическом институте:

Нет, в Петербурге институт

Пе-да-го-гический, так, кажется, зовут:

Там упражняются в расколах и в безверье

Профессоры!..

Графиня-бабушка и графиня-внучка – парные персонажи.

Графиня-бабушка – «осколок» прошлого века. Она исполнена гнева в отношении вольнодумцев. Чацкий в ее представлении – «окаянный вольтерьянец».

Графиня-внучка воплощает собой преклонение московских дам перед французами. Эту ее черту зло высмеивает Чацкий.

Старуха Хлестова – барыня-крепостница. Так, она говорит:

От скуки я взяла с собой

Арапку-девку да собачку...

Хлестову, как и княгиню Тугоуховскую, отличает неприязнь к просвещению:

И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних

От пансионов, школ, лицеев, как бишь их,

Да от ланкарточных взаимных обучений.

Загорецкий – воплощение низости, непорядочности. Вот что говорит о нем Платон Михайлович Горич:

Человек он светский,

Отъявленный мошенник, плут...

Между тем нечистого на руку Загорецкого «всюду принимают». Чацкий же, человек честный, порядочный, объявлен безумцем и изгнан из общества.

Все названные персонажи, включая двух безымянных парных персонажей, г.N. и г.D., стремительно распространяют клевету о Чацком. Все согласны с тем, что причина безумия героя заключается в таких свойствах его ума, как образованность и либеральные идеи. Особенно ярко это проявляется в сцене всеобщего осуждения Чацкого (21-е явление третьего действия).

Особо следует сказать о фигуре Репетилова .

Этот персонаж был введен Грибоедовым в позднюю редакцию комедии. Он появляется только в четвертом действии произведения.

«Говорящая» фамилия «Репетилов» образована от французского слова «répéter» – «повторять».

Репетилов представляет собой тип пустого болтуна, который увлекся либеральными идеями и бездумно распространяет их.

Грибоедов, создавая образ Репетилова, стремился выразить свое неоднозначное отношение к либеральному дворянству. С одной стороны, с помощью образа Репетилова Грибоедов оттеняет одиночество Чацкого. Получается, что «единомышленники» Чацкого – пустые болтуны вроде Репетилова; сам Чацкий при этом – фигура значительная, незаурядная и одинокая среди псевдолибералов.

С другой стороны, создавая образ Репетилова, Грибоедов стремился показать свое скептическое отношение к оппозиционно настроенному дворянству в целом. В этом отношении Репетилов – «двойник» Чацкого. Поэтому, обличая Репетилова, Грибоедов полемизирует и с главным героем своего произведения.

Чацкий

Александр Андреевич Чацкий главный герой «Горя от ума», основной идейный противник фамусовского общества.

Это молодой дворянин, рано потерявший родителей и воспитывавшийся в доме Фамусова.

Факты из прошлого Чацкого,упоминаемые в пьесе,напоминают нам о судьбах многих либерально настроенных дворян, в том числе будущих декабристов. Так, Чацкий по идейным убеждениям оставил сначала военную, затем гражданскую службу. «Служить бы рад, прислуживаться тошно», – заявляет герой. Не исключено, что Чацкий пытался провести либеральные преобразования в своем имении. Недаром Фамусов говорит Чацкому: «Именьем, брат, не управляй оплошно». Вероятно, Чацкий принимал участие в реформаторских начинаниях Александра I, затем разочаровался в них. Об этих фактах говорит Молчалин, ссылаясь на слова Татьяны Юрьевны о «связи» и «разрыве» Чацкого с министрами. Чацкий путешествовал, был за границей. Возможно, именно там он приобщился к просветительским идеям Запада.

Рассмотрим важнейшие стороны личности героя . В Чацком мы находим черты образованного дворянина того времени, человека честного, благородного. Его отличают такие черты характера, как нравственная чистота, целомудрие, способность к искреннему чувству. Для Чацкого любовь к Софье отнюдь не проявление «науки страсти нежной»; Чацкий хочет жениться на Софье.

Чацкий обладает деятельной натурой, что, по мнению И.А.Гон­чарова, отличает его от пушкинского Онегина.

Одновременно Чацкого характеризуют и такие качества, как высокое мнение о себе, резкость и категоричность в высказывании собственной позиции, нетерпимость к чужому мнению , привычка осуждать окружающих, насмехаться над всеми. Все это вызывает неприязнь со стороны других действующих лиц, прежде всего Софьи.

Особо следует рассмотреть грани ума Чацкого.

В первую очередь отметим природные способности героя , знание им языков. Фамусов говорит о Чацком: «...он малый с головой; / И славно пишет, переводит».

Кроме того, Чацкий обладает критическим умом . Героя отличает остроумие , умение найти комические черты в окружающем обществе. Лиза говорит о Чацком:

Кто так чувствителен, и весел, и остер,

Как Александр Андреич Чацкий!

Эти качества признает в герое и Софья. «Остер, умен, красноречив», – замечает она о Чацком. Вместе с тем Софья оценивает эти качества героя отрицательно. «Не человек – змея», – говорит она, не принимая насмешек Чацкого над Молчалиным.

Ум Чацкого – это и вольнодумство , свободомыслие , то есть те свойства его мировоззрения, которые вызывают резкую неприязнь со стороны фамусовского общества. Не случайно то, что Чацкий считает умом, в восприятии Фамусова и его гостей – безумие.

Чацкий высказывает просветительские идеи, которые напоминают нам об идеологии декабристов.

Во-первых, это протест против крайностей крепостничества. Вспомним монолог Чацкого «А судьи кто?», где герой говорит о «Несторе негодяев знатных», который своих верных слуг выменял на «борзые три собаки», о владельце крепостного театра, распродавшего поодиночке своих актеров.

Во-вторых, это любовь к свободе. «Вольнее всякий дышит», – заявляет Чацкий, имея в виду «век нынешний». «Он вольность хочет проповедать», – говорит о Чацком Фамусов.

Чацкому близка идея служения отечеству. Одновременно он выступает против чинопочитания, низкопоклонства, преклонения перед мундиром. Чацкий с симпатией относится к тем, «кто служит делу, а не лицам».

Чацкий предстает перед нами как горячий поборник образования, просвещения , обличитель невежества. В монологе «А судьи кто?» он с симпатией говорит о молодом человеке, который «в науки … вперит ум, алчущий познаний» и в силу этого прослывет в консервативном обществе опасным мечтателем.

Наконец, Чацкий защищает идею национальной самобытности России, выступает против иностранного засилья. Особенно ярко эта мысль выражена в монологе о французике из Бордо. Герой восклицает:

Воскреснем ли когда от чужевластья мод?

Чтоб умный, бодрый наш народ

Хотя по языку нас не считал за немцев.

Чацкий становится главным участником идейного конфликта , определяющего общественно-политический смысл комедии. Сюжетная линия, отражающая конфликт Чацкого с Фамусовым и со всем консервативным московским дворянством, завершается разрывом героя с обществом. Чацкий одерживает моральную победу над фамусовским обществом, однако оказывается при этом, по словам И.А.Гончарова, «сломлен количеством старой силы».

Одновременно Чацкий – одна из ключевых фигур в любовной интриге . Он играет роль неудачливого любовника . Сюжетная линия, отражающая развитие любовной интриги, позволяет автору комедии показать внутренний мир героя, его переживания. «Мильон терзаний» Чацкого во многом связан с тем, что герой оказывается отвергнутым возлюбленной.

Внесценические персонажи

Помимо второстепенных (эпизодических), в «Горе от ума» присутствуют также внесценические персонажи, которые на сцене не появляются, а только упоминаются в монологах и репликах действующих лиц.

Так, упоминание ряда лиц в монологе Чацкого о Москве в первом действии комедии («черномазенький, на ножках журавлиных», «трое из бульварных лиц», «чахоточный... книгам враг», тетушка Софьи, Гильоме-француз ) помогает Грибоедову нарисовать сатирическую картину московских нравов.

В монологах Фамусова во втором действии названы два представителя «века минувшего»: «почтенный камергер» Кузьма Петрович и любимец Екатерины II Максим Петрович – воплощение раболепия и низкопоклонства.

В монологе Фамусова о Москве во втором действии («Вкус, батюшка, отменная манера...») названы всесильные дамы , формирующие общественное мнение:

Скомандовать велите перед фрунтом!

Присутствовать пошлите их в Сенат!

Ирина Власьевна! Лукерья Алексевна!

Татьяна Юрьевна! Пульхерия Андревна!

В монологе «А судьи кто?» Чацкий обличает жестоких крепостников. Здесь названы «Нестор негодяев знатных », который своих верных слуг выменял на «борзые три собаки», и владелец крепостного театра , распродавший поодиночке своих актеров.

В третьем действии в разговоре с Чацким Молчалин упоминает влиятельных лиц – Татьяну Юрьевну и Фому Фомича . Эти внесценические персонажи позволяют зрителю глубже понять сущность Молчалина – «низкопоклонника и дельца», а также почувствовать общую атмосферу раболепия, царящую в обществе.

«Французик из Бордо » (из монолога Чацкого в конце третьего действия) символизирует преклонение московского дворянства перед всем иностранным.

Лица, упоминаемые в монологах Репетилова в четвертом действии (князь Григорий, Воркулов Евдоким, Удушьев Ипполит Маркелыч, Лахмотьев Алексей и другие), позволяют Грибоедову воссоздать атмосферу пустого либерализма, царящую в Английском клубе.

В своей последней реплике Фамусов вспоминает «княгиню Марью Алексевну ». Комический эффект усиливается тем, что это лицо названо здесь впервые. Образ Марьи Алексевны символизирует страх Фамусова перед мнением всесильных дам.

Большинство внесценических персонажей – представители фамусовского общества. Однако два персонажа являются возможными единомышленниками Чацкого. Это, во-первых, двоюродный брат Скалозуба , о котором последний говорит:

Но крепко набрался каких-то новых правил.

Чин следовал ему – он службу вдруг оставил,

Во-вторых, это племянник княгини Тугоуховской – князь Федор , который учился в Педагогическом институте в Петербурге и там усвоил либеральные идеи. К вольнодумцам можно отнести и профессоров того же института.

Роль внесценических персонажей в комедии Грибоедова чрезвычайно велика.

Внесценические персонажи позволяют лучше понять характеры и жизненные принципы основных действующих лиц пьесы.

Наконец, внесценические персонажи дополняют общую картину жизни русского дворянства, воссозданную Грибоедовым в «Горе от ума».

План
1) Жанр «Горя от ума» (общественно-политическая комедия, комедия нравов).
2) Критика консервативного дворянства – одна из ведущих тем произведения.
3) Характеристика фамусовского общества:
чинопочитание (Молчалин, Максим Петрович);
власть авторитетов (Фамусов, Молчалин);
карьеризм (Скалозуб, Молчалин);
преклонение перед иностранным;
невежество;
«кумовство»;
власть женщин.
4) Заключение.
Комедия Грибоедова «Горе от ума» была создана в 1822 – 1824 годах. Она отразила современное автору положение в обществе. Через бытовой сюжет Грибоедов показал не только морально-нравственное состояние русского дворянства, он нарисовал портрет общественно-политической жизни страны.
Одной из ведущих тем произведения является обличие пороков консервативного дворянства. В пьесе такое дворянство представляет Павел Афанасьевич Фамусов и его окружение. Грибоедов показывает, что это фамусовское общество порочно и обречено на вымирание. Его основы, законы и принципы построены на лжи, лицемерии, невежестве, власти денег.
Одним из важнейших законов фамусовского общества является чинопочитание. Примером для подражания здесь является Максим Петрович. Его карьера этого человека? Только на чинопочитании. Неважно, плох человек или хорош. Если он выше тебя рангом, то его нужно уважать, почтительно ему улыбаться, «сгибаться вперегиб».
В фамусовском обществе царит власть авторитетов и общественного мнения. Именно оно является главной судьей, главным наказанием и поощрением. Во всех жизненных ситуациях главное, что «скажет княгиня Марья Алексевна!»
Пример Максима Петровича служит руководством к действию для молодого поколения, в частности, для Молчалина. Он всегда оказывается в нужном месте в нужное время и незаменим в фамусовском доме: «Там моську вовремя погладит, Тут в пору карточку вотрет…»
Молчалин – человек, который готов терпеть любые унижения, лишь бы достичь власти и богатства. Его жизненный принцип: «В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь». Он успешно ему следует и продвигается по карьерной лестнице. Этот герой подчинил всю свою жизнь чинопочитанию. Даже за Софьей он ухаживает, потому что она дочь его хозяина.
Из порока чинопочитания вытекает другой «грех» фамусовского общества – циничный карьеризм. Это особо заметно в образе Молчалина, а также полковника Скалозуба. Этот «доблестный вояка» думает лишь о собственном продвижении по службе, неважно, каким путем. «Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы» - говорит он Фамусову:
Довольно счастлив я в товарищах моих,
Вакансии как раз открыты;
То старших выключат иных,
Другие, смотришь, перебиты.
В фамусовском обществе нет ничего русского. Его отличает преклоненье перед всем иностранным, особенно французским: ««пустое, рабское, слепое подражанье». Поэтому неудивительно, что французик из Бордо, который попал на бал к Фамусову, пользовался огромным успехом, на него разве только не молились.
Презрение ко всему русскому сочетается в фамусовском обществе с колоссальным невежеством. Оно пронизывает его сверху донизу. В московском обществе царит презрение и страх к образованию и науке. Все его авторитеты хором твердят об опасности книг, предлагают радикальные меры: «собрать все книги бы да сжечь».
Кроме того, в фамусовском обществе процветает «кумовство». Сам Фамусов придерживается принципа – «ну как не порадеть родному человечку!» Высокие посты занимают люди не достойные, а знакомые.
Интересно, что в фамусовском обществе верховодят женщины. Мужчины же превращаются в «мальчиков-мужей», находящихся под каблуком у своих жен. Отцы ищут своим дочерям не только знатного или богатого мужа, но еще и покорного. Молодые же люди выбирают себе жену по богатству, навсегда забыв о своем сердце. Вспомним, хотя бы, Молчалина или Скалозуба.
Таким образом, в своей комедии Грибоедов детально «разобрал» фамусовское общество, обнажив все его пороки. «Горе от ума» стало основой, толчком для последующих писателей. Так, например, А.С. Пушкин в романе «Евгений Онегин» продолжил критику светского общества в духе грибоедовской комедии. Эта линию подхватили Н.В. Гоголь в «Ревизоре» и А.Н. Островский в своих комедиях.


Комедия «Горе от ума» написана Грибоедовым в начале ХХ века. В то время страной правили дворяне, подобные Фамусову и его окружению, но среди дворян стали появляться передовые люди вроде Чацкого. Так и столкнулись два века – «век нынешний» и «век минувший».

«Век минувший» представляет фамусовское общество, в которое входят: П.А. Фамусов, в доме, которого происходит действие, Тугоуховские, Хлестова, Горичи, Скалозуб и другие знакомые Фамусова. В среде считается нормальным торговля крепостными. Так «Нестор негодяев знатных» променял своих верных слуг на трех борзых собак, это, несмотря но то что крепостные верно служили ему, а иногда и спасали его жизнь. В фамусовском обществе крепостные приравниваются к животным, достаточно вспомнить слова старухи Хлёстовой: «Вели их накормить… от ужина сошли подачку». Фамусов может отправить своих слуг «на поселенья» за то, что они не уследили за Софьей, которая ночью встречалась, как думает Фамусов, с Чацким. Графиня-внучка, уходя, сказала графине-бабушке» «Ну бал! Ну Фамусов! Умел гостей назвать! Какие-то уроды с того света!» - а как она хорошо объединилась с «уродами» против Чацкого. В их обществе нет искренности, Софья обманывает отца, Лиза вынуждена лгать, прикрывая хозяйку, Молчалин обманывает всех, укрыв маской своё истинное лицо. Их отношения давно потеряли искренность и душевную теплоту. Все они преклоняются перед теми, кто богаче и могут их продвинуть по службе. В свою очередь требуют такого же отношения к себе со стороны тех, кто ниже в чинах.

Фамусовское общество отличает безразличие к службе. Они практически не выполняют никаких служебных обязанностей. Да и где найти время для работы, ведь они только сплетничают, развлекаются на балах, ходят на званые ужины и обеды. По настоянию Молчалина, Фамусов подписывает какие-то бумаги, несмотря на то что в них «противуречье есть, и многое недельно». «Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой» - говорил Фамусов. На службе у него только родственники, за исключением Молчалина. В их среде, чтобы завоевать чин, нужно не служить делу, а «прислуживаться», как это делает Молчалин. Павел Афанасьевич вспоминает своего дядю, важного человека, служившего при императрице Екатерине, о котором он говорит: «Когда же надо подслужиться, и он сгибался в перегиб». Так вот этот дядя стал на время шутом, чтобы развеселить императрицу.

Все они настроены враждебно по отношению к людям, которые занимаются наукой, творчеством. Все они уверены в том, что книги – это зло: «Уж коли зло пресечь: забрать все книги бы да сжечь». Фамусов считает, что «ученье – вот чума, ученость – вот причина, что нынче, пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений». Княгиня Тугоуховская вспоминает своего племянника князя Федора, который «чинов не хочет знать». А все потому, что «он химик, он ботаник».

В дом Фамусова «дверь отперта для званых и незваных, особенно из иностранных». Фамусовское общество во всем и везде слепо подражает иностранцам, особенно французам. Чацкий вспоминает, что «французик из Бордо», не нашел в доме Фамусова «ни звука русского, ни русского лица». Этот «французик» чувствует себя в России как на родине, потому что здесь он важный человек и ему все рады, независимо от того, кем он был во Франции. Принято, что если человек вставляет в свою речь французские слова, фразы, то он считается хорошо воспитанным.

Гончаров в своей статье «Мильон терзаний» писал о «Горе от ума», - что оно «все живет своею нетленною жизнью, переживет и еще много эпох и все не утратит своей жизненности». Я полностью разделяю его мнение. Ведь писатель нарисовал реальную картину нравов, создал живых персонажей. Настолько живых, что они дожили до наших времен. Мне кажется, что в этом и заключается секрет бессмертия комедии А. С. Грибоедова. Ведь наши фамусовы, молчалины, скалозубы по-прежнему заставляют современного нам Чацкого испытывать горе от ума.