В каком городе открылась первая фабрика гармоники. Что нужно знать о русской гармони. Хромка: получится ли на ней сыграть хроматическую гамму

Гармонь, гармонь!
Гуляют песни звонко
За каждый покачнувшийся плетень...
Гармонь, гармонь!
Родимая сторонка!
Поэзия российских деревень!

Всё решил случай... Не поехал бы тульский оружейник Иван Евстратьевич Сизов на ярмарку в Нижний - не наслаждаться бы нам сегодня изумительным звучанием

концертных баянов «Россия», «Аппассионата», «Юпитер».
А было так. В июльское воскресенье 1830 года ходил Иван Сизов по Нижегородской ярмарке, любовался товаром всяким - и заморским, и российским: расписной посудой семёновской, пряниками Городец-кими, кружевами балашихинскими да вологодскими, кузнечными и ювелирными работами костромичей и вдруг... услышал звуки сочные, глубокие, певучие, потом увидел инструмент, рождавший музыку непонятно чем: складки вроде бы матерчатые да планки деревянные с лопаточками да пуговками под обе руки... «Гармоника, - пояснил хозяин, - вещь редкая, заморская...» И цену запросил неслыханную- 40 рублей ассигнациями! Но уйти Иван уже не мог: всё возвращался к гармонике. А потом рассчитался и повёз домой - в Тулу, в Оружейную слободу...
Повторить образец мастеровому человеку оказалось не так уж трудно, хотя пришлось повозиться с под-гонкой металлических язычков, какие были внутри гармоники, и с ладом...
Смастерил Иван Сизов несколько гармоник: себе, людям в подарок, а потом начал делать и на продажу. За ним и другие, кто посмекалистее, начали ладить гармоники... На масле-ную неделю 1831 года то в одной избе, то в другой плясали не под балалайку или рожок, а под гармонику «которая вызывала на такую пляску в какой высказывалась бы безыскусственно жизнь, энергия и размашистая натура славянина. Тут-то гармоника и есть сущий клад!»
Немецкая гармоника, подобные которой научились делать тульские мастеровые люди, строй имела диатонический, то есть звук, созданный при разжимании мехов, имел один тон, при сжимании-другой.
Некоторую неестественность для русского исполнителя заметили сразу: гармонист должен был перед началом игры разжать мехи, и... тогда уж грянет плясовая! Туляки перевернули планку- гармоника, оставшись диатонической, обрела так называемый «русский строй»: тот звук, который она создавала при сжимании мехов, теперь возникал при разжимании, и наоборот... Так она и сегодня называется - «гармоника с русским строем».
В 1851 году в Туле, не считая маленьких семейных артелей, было шесть фабрик, ладивших гармоники. Отсюда они разъехались в ближайшие губернии: Псковскую, Рязанскую, Орловскую, доходили по Волге до Казани, Вятки... Как писал известный знаток и коллекционер А. Мирек: «Если в Германии гармоники изготовлялись там, где были мастера, то в России - там, куда привозили гармоники, появлялись мастера». Да какие! Каждый стремился не только сделать её понаряднее, изукрасить на свой вкус, но и к здешним песням и пляскам приспособить!
Гармоники меняли тон, строй, диапазон, взамен кнопочной системы рождалась клавишная, местные кустарные промыслы накладывали отпечаток на манеру отделки корпуса.
В деревне Поповке, близ Касимова (города, славного многими промыслами) мастера начали делать гармоники с русским строем, но с большим диапазоном, чем тульский образец. Под левую руку - только басы, без готовых аккордов. И хоть немного «касимовок» с неброско отделанными корпусами разошлось по свету но муромские, рязанские, коломенские гармонисты предпочитали только «касимовскую поповку».
А уж если гармонист хотел инструмент яркий, заметный, то ехал под Вышний Волочок, в Бологое. «Бологовка» отличалась не только необыкновенной отделкой: резной медью, горящей «какчёртов глаз», коленкором, зеркальным стеклом, но и строем - двухрядная справа (звуки первого ряда - при сжимании мехов, создавались и вторым рядом, но при разжимании). «Бологовка» слева имела и басы, и наборы аккордов и мажорных, и минорных. Звучание её напоминало те весёлые гармоники, с которыми бродячие итальянцы («тальянцы») ходили по дворам.
Но ещё большей франтихой выглядела новоржевская тальянка, которую начали ладить на юге псковской земли (не без влияния бологовских мастеров!). Представьте себе: тёмно-коричневый лакированный корпус гармоники, покрытый резным узором причудливого орнамента из жёлтой меди, мельхиора, серебра! 14 глубоких складок мехов обрамлены металлической узорчатой полоской. Мехи выклеены гладким шёлком малинового, фиолетового, синего цвета. «Играй, играй, рассказывай, тальяночка моя...»
Но какие гармоники придумали в Орловской губернии в Ливнах! Под обе руки - кнопочки: 18 справа, 14 слева; хроматического строя, слева и басы, и мажорные аккорды, и минорные. От прочих гармоник «ливенку» отличит и непосвящённый: узкая, всего 8-9 сантиметров в ширину, высотой невелика, но зато мехи!.. До 40 борин (складок) вместо обычных восьми, десяти, ну, наконец, четырнадцати!

Ах, какими замысловатыми фигурами можно удивить слушателей, если растянуть «ливенку» на весь размах рук, а поренделем, потом месяцем, потом мостиком! «По селу тропинкой кривенькой, в ясный вечер голубой рекрута ходили с «ливенкой» разухабистой гурьбой» - это у Сергея Есенина.

Гармоника Елецких мастеров -«елецкая рояльная» («роялка», «русянка») стала прообразом элегантного аккордеона. Чёрно-белая клавиатура справа имела все звуки полной хроматической гаммы рояля, а слева - выносной гриф с клавишами басов и аккордами на русский и на европейский манер. Готовую гармонику елецкий мастер «строил», вслушиваясь в звуки, сличая с пением гармоники-образца, которая была у каждого мастера своя. Так что звучали все «роялки» по-разному, унося в мир почерк мастера.
Случалось кому побывать в Череповце - привозили оттуда уморительные гармошки: вроде бы и не гармошки, а так-детишкам баловство, величиной с рукавицу, а гармонист возьмёт в руки - весело! Прозвали их «черепашками». А однажды уже известный гармонист Пётр Елисеевич Емельянов, выступавший под псевдонимом Невский, гастролировал в Череповце и, увидев «черепашку», решился выйти с такой гармошкой к публике. Пётр Невский - крепкого сложения, с коротко стриженной головой, с необычайно выразительной мимикой, - пропел юмористические куплеты, потом народные песни, потом попурри, подыгрывая на «черепашках». Успех превзошёл его ожидания -актёра, хотя и самоучки, но уже опытного, хорошо знавшего публику! В Петербурге Пётр Елисеевич заказал известному мастеру гармоник Парамонову целый комплект «черепашек» - разных и по форме, и по звучанию - и успешно выступал с ними в Германии, Англии, Франции, Италии. «Черепашки» и сегодня почитаемы артистами эстрады.
Событием в истории русской гармоники стали работы замечательного мастера Петра Егоровича Стерлигова. Он жил в деревне под Рязанью и сперва из любознательности, потом для заработка начал чинить гармоники любого образца!
Сам не играл. Строй налаживал по слуху. «Светит месяц, светит ясный. ..»(это умел!) сыграет и... или отложит гармонь, или, довольный, отдаст заказчику. Много гармоник прошло через руки Петра Егоровича, когда потянуло его самого улучшить гармонику, добавить своё...
В 1905 году, когда был он уже зрелым, 33-летним мастером, заказал ему гармонику для своих сольных выступлений знаменитый Я. Ф. Орланский-Титаренко, выступавший и один, и с сыном. Два года творил мастер ту гармонику! А когда зазвучала она в руках виртуоза, Яков Фёдорович был в восторге. Он назвал её именем былинного певца - «Баян».
Через пять лет П. Е. Стерлигов создал первый пятирядный баян -модель, которая хороша и поныне. Баяны стали делать в обеих столицах - «с петербургской и московской хваткой». Спрос на них рос неуклонно и в 20-х, и в 30-х годах нашего века.
С первых дней Великой Отечественной войны ушли на фронт и баяны, и гармошки. (Кажется, нет памят-ника воину-гармонисту А быть должен...) «Бьётся в тесной печурке огонь, на поленьях смола, как слеза, и поёт мне в землянке гармонь...» Те гармошки, которые остались ждать возвращения хозяина, стояли на самом видном в избе месте, покрытые бархатной тряпочкой. «Пой, гармоника, вьюге назло... Заплутавшее счастье зови...» И самым любимым на фронте был пятирядный баян П. Стерлигова. П. Е. Стерлигову была отпу-щена долгая жизнь, он скончался 87 лет, в 1959 году.
Не перевелись баянных дел мастера и сегодня. В России открыто около 5000 музыкальных школ, около 120 музыкальных училищ, 12 консерваторий. В любом из этих учебных заведений есть отделение баяна.
Старые энциклопедические словари о гармонике написали так: «Изобретена в Вене, в 1829 году... Распространена в России... Оказала вредное влияние на развитие музыкального вкуса...» Как хорошо, что они оказались неправы!

А.Кузнецова

Старинные гармони в отличие от современных гармоней отличались своими небольшими размерами. Первыми на Руси стали изготавливать гармошки тульские кустари. Их первые тульские гармошки были всего с одним рядом кнопок на правой и левой руке (однорядки). Хорошо известны череповецкие гармони или, как их называли, черепанки. У этих гармошке было 5-7 кнопок на правой руке, а левой клавиатуры могло не быть вовсе.

Старинные гармони в отличие от современных гармоней отличались своими небольшими размерами. Первыми на Руси стали изготавливать гармошки тульские кустари. Их первые тульские гармошки были всего с одним рядом кнопок на правой и левой руке (однорядки). Хорошо известны череповецкие гармони или, как их называли, черепанки. У этих гармошке было 5-7 кнопок на правой руке, а левой клавиатуры могло не быть вовсе.

Появившиеся вслед за тульскими саратовские гармошки конструктивно ничем не отличались от первых, но саратовские мастера смогли найти необычный тембр звучания и поэтому эти небольшие гармошечки приобрели в народе большую популярность.

Контрукция гармошки постоянно совершенствовалась. Вятские кустари расширили диапозон звучания гармошек (добавили кнопок в левую и правую руку). Изобретенный ими вариант инструмента получил название вятской гармони.

Все перечисленные гармошки имели особенность - одна и та же кнопка на разжим и сжим мехов издавала разные звуки. Все вышеперечисленные гармони имели одно общее название - тальянки. Тальянки могли быть с русским или немецким строем. При игре на таких гармошках нужно было прежде всего владеть техникой игры мехами, чтобы правильно вывести мелодию. Это довольно сложная техника игры и естественным стремлением мастеров и гармонистов было желание упростить и упорядочить работу мехом.

Эту проблему решили ливенские кустари. На гармонях ливенских мастеров звук не менялся при смене меха. Гармошки не имели ремней, которые перекидывались через плечо. С правой и с левой стороны короткие ремни обхватывали кисти рук. У ливенской гармошки мастера увеличили количество борин (до 30-40), т.е. меха были невероятно длинными. Такую гармошку можно было буквально обмотать вокруг себя, т.к. при полном растяжении меха ее длина достигала двух метров.

Следущим этапом в развитии гармони были т.н. двухрядные гармошки. К этому времени в предшествующих двухрядке однорядных гармонях эже начали появляться дополнительные кнопки, но на самостоятельный второй ряд они еще не "тянули". Гармонь-двухрядку можно было бы еще назвать и "двухзвукорядной", т.к. за каждым рядом кнопок в правой руке закреплялся опредедленный звукоряд. Такие гармошки получили название русские венки.

В настоящее время все перечисленные выше гармошки - большая редкость. Примерно с 50-х годов XX века тальянки были практически вытеснены хромками. И сейчас, если у вас или у знакомых есть гармонь, то на 99,9% это хромка.

Хромки могут быть "порядковыми" или "непоряковыми". У непорядковых гармошек с левой стороны не три, а два ряда кнопок (отсутствует вспомогательный ряд).

Любая гармошка может быть одноголосной, двухголосной или трехголосной, т.е. при нажатии на пешку звучит одна, две или три планки, которые настроены между собой различными способами (в унисон или "в разлив" - два голоса звучат в октаву).

04.05.2012 | Русские народные инструменты

Гусли — струнный музыкальный инструмент, наиболее распространён в России. Является наиболее древним русским струнным щипковым музыкальным инструментом. Различают крыловидные и шлемовидные гусли. Первые, в более поздних образцах, имеют треугольную форму и от 5 до 14 струн, настроенных по ступеням диатонической гаммы, шлемовидные - 10-30 струн такой же настройки. На крыловидных гуслях (их также называют звончатыми) играют, как правило, бряцая по всем струнам и глуша ненужные звуки пальцами левой руки, на шлемовидных, или псалтыревидных, струны защипывают обеими руками.

Гусли в описанном выше виде - в сущности, чисто русский феномен. Музыкальные инструменты со сходными названиями есть у многих славянских народов: гусле — у сербов и болгар, gusle, guzla, gusli — у хорватов, gosle — у словенов, guslic — у поляков, housle ("скрипка") y чехов. Однако инструменты эти довольно разнообразны, и многие из них — смычковые (например, guzla, у которой только одна струна из конского волоса).

Исследователи начала XX в. отмечали поразительное сходство современных им чувашских и черемисских гуслей с изображениями этого инструмента в средневековых русских рукописях (например, в Служебнике XIV века, где в заглавной букве Д представлен человек, играющий на гуслях, и в Макарьевской Четье-Минее 1542 года). На этих изображениях исполнители держат гусли на коленях и зацепляют струны пальцами. Совершенно таким же образом в начале XX века играли на гуслях чуваши и черемисы. Струны их гуслей были кишечные; число их не всегда было одинаково. Псалтиревидные гусли, как полагают, занесены были в Россию греками, а чуваши и черемисы заимствовали этот инструмент от русских.

Клавирообразные гусли, встречавшиеся ещё и в начале XX в., преимущественно среди русского духовенства, представляли собой усовершенствованный вид псалтиревидных гуслей. Этот инструмент состоял из прямоугольного резонансового ящика с крышкой, который покоился на столике. На резонансовой доске делалось несколько круглых вырезов (голосников), и к ней прикреплялись два вогнутых деревянных бруска. На одном из них ввинчены были железные колки, на которые наматывались металлические струны; другой же брус играл роль приструнника, то есть служил для прикрепления струн. Клавирообразные гусли имели фортепианный строй, причём струны, соответствующие чёрным клавишам, помещались ниже соответствующих белым клавишам.

Для клавирообразных гуслей существовали ноты и школа, составленная в начале XIX в. Фёдором Кушеновым-Дмитревским.

Кроме псалтиревидных гуслей, существовали похожие на финский инструмент кантеле. Вероятно, этот вид гуслей был заимствован русскими у финнов. Уже к началу XX века он почти совершенно исчез.

Балалайка — русский народный трёхструнный щипковый музыкальный инструмент, от 600—700 мм (балалайка прима) до 1,7 метров (балалайка-контрабас) длиной, с треугольным слегка изогнутым (в XVIII—XIX веках также овальным) деревянным корпусом. Балалайка — один из инструментов, ставших (наряду с гармонью и, в меньшей степени, жалейкой) музыкальным символом русского народа.

Корпус склеен из отдельных (6-7) сегментов, головка длинного грифа слегка отогнута назад. Струны металлические (В XVIII веке две из них жильные; у современных балалаек — нейлоновые или карбоновые). На грифе современной балалайки 16—31 металлических ладов (до конца XIX века — 5—7 навязных ладов).

Звук звонкий, но мягкий. Наиболее частые приемы для извлечения звука: бряцание, пиццикато, двойное пиццикато, одинарное пиццикато, вибрато, тремоло, дроби, гитарные приемы.


Балалайка-контрабас

До превращения балалайки в концертный инструмент в конце XIX века Василием Андреевым она не имела постоянного, повсеместно распространённого строя. Каждый исполнитель настраивал инструмент сообразно своей манере исполнения, общему настроению играемых произведений и местным традициям.

Введённый Андреевым строй (две струны в унисон — нота «ми», одна — на кварту выше — нота «ля» (и "ми", и "ля" первой октавы) получил широкое распространение у концертирующих балалаечников и стал называться «академическим». Существует также «народный» строй — первая струна «соль», вторая — «ми», третья — «до». При этом строе проще берутся трезвучия, недостатком его является затруднённость игры по открытым струнам. Помимо указанного, существуют и региональные традиции настройки инструмента. Число редких местных настроек достигает двух десятков.

Балалайка является достаточно распространённым музыкальным инструментом, который изучается в академических музыкальных учебных заведениях России, Белоруссии, Украины и Казахстана.

Срок обучения на балалайке в детской музыкальной школе составляет 5 — 7 лет (в зависимости от возраста учащегося), а в среднем учебном заведении — 4 года, в высшем учебном заведении 4-5 лет. Репертуар: обработки народных песен, переложения классических произведений, авторская музыка.

Однозначной точки зрения на время возникновения балалайки не существует. Считается, что балалайка получает распространение с конца XVII века. Возможно, происходит из азиатской домбры. Представляла собой «длинный двухструнный инструмент, имела корпус около полутора пядей длины (примерно 27 см.) и одной пяди ширины (примерно 18 см) и шейку (гриф), по крайней мере, в четыре раза более длинную» (М. Гютри, «Диссертация о русских древностях»).

Современный вид балалайка приобрела благодаря музыканту-просветителю Василию Андрееву и мастерам В. Иванову, Ф. Пасербскому, С. Налимову и другим. Андреев предложил делать деку из ели, а заднюю часть балалайки изготовить из бука, а также укоротить (до 600—700 мм). Сделанное Ф. Пасербским семейство балалаек (пикколо, приму, альт, тенор, бас, контрабас) стало основой русского народного оркестра. Позднее Ф. Пасербский получил в Германии патент на изобретение балалайки.

Балалайка используется как сольный концертный, ансамблевый и оркестровый инструмент.

Гармонь (гармошка)

— язычковый клавишно-пневматический музыкальный инструмент. Гармонями называются все ручные гармоники, не относящиеся к баяну и различным и аккордеонам.

Конструкция гармони, как и у большинства остальных видов ручных гармоник, состоит из правого и левого полукорпуса, на каждом из них находится клавиатура с кнопками и(или) клавишами. Левая клавиатура предназначена для аккомпанемента — при нажатии одной кнопки звучит бас или целый аккорд (примечание: гармонь «черепашка» не имеет левой клавиатуры); на правой играется мелодия. Между полукорпусами находится меховая камера для возможности накачивания воздуха к звуковым планкам инструмента.

Отличительными особенностями гармоней, по сравнению с баяном или аккордеоном, являются:

  • Как правило, на гармони можно извлекать только звуки диатонического звукоряда, либо с некоторым количеством хроматических звуков. Например, в гармони-хромке с 25-ю клавишами в правой и левой клавиатуре (25/25) с тональностью «До», это звуки: «Соль-диез» первой октавы, Ми-бемоль и Фа-диез второй октавы. У гармони с 27-ю клавишами в правой клавиатуре, кроме указанных звуков ещё добавлены До-диез и Си-бемоль.
  • Уменьшенный диапазон звуков (количество октав).
  • Меньшие размеры (габариты).

Нельзя утверждать достоверно, где именно впервые была изобретена ручная гармонь. Широко распространено мнение, что гармонь была изобретена в Германии, в начале XIX века уроженцем города Фридрихрода Кристианом Бушманом (нем. Christian Friedrich Ludwig Buschmann). Однако есть и другие данные. Сами немцы считают гармонь русским изобретением, а согласно исследованиям академика Мирека, первая гармонь появилась в Санкт-Петербурге в 1783 году стараниями чешского органного мастера Франтишека Киршника (он придумал новый способ извлечения звука — при помощи металлического язычка, колеблющегося под действием потока воздуха). Считается народным инструментом татар со второй половины 19го века. Существуют и другие взгляды на эту проблему.

Русские гармони делятся на два вида по типу извлечения звука: во-первых, гармони, у которых при растяжении и сжатии мехов каждая кнопка при нажатии даёт звук одной и той же высоты, и, во-вторых, гармони, у которых высота звука меняется в зависимости от направления движения мехов. К первому типу относятся такие гармони как «ливенка», «русская венка», «хромка» (самая распространённая в наше время). Ко второму типу — «тальянка», «черепанка», «тульская», «вятская». Можно разделить гармони по типу правой клавиатуры, в зависимости от количества рядов кнопок. Самая распространённая гармонь в наше время — двухрядная «хромка», но существуют также трёхрядные инструменты и инструменты с одним рядом кнопок.

  • Однорядные гармони: тульская, ливенская, вятская, тальянка (сокращённое от «итальянка», на правой клавиатуре находится 12/15 кнопок, а на левой — три).
  • Двухрядные гармони: русская венка (первая двухрядная), хромка.
  • Автоматическая гармонь.

Деревянные ложки используются в славянской традиции как музыкальный инструмент. Игровой комплект составляет от 3 до 5 ложек, иногда разного размера. Звук извлекается путём ударения друг о друга задних сторон черпаков. Тембр звука зависит от способа звукоизвлечения.

Обычно один исполнитель использует три ложки, две из которых закладываются между пальцами левой руки, а третья берётся в правую. Удары производятся третьей ложкой по двум в левой руке. Обычно для удобства удары производятся на руке или колене. Иногда к ложкам подвешивают бубенчики.

В Белоруссии при игре традиционно используются только две ложки.

Кроме того, ложки широко используются в американской фолк-музыке и менестрель-шоу. Британская арт-рок-группа Caravan на своих выступлениях использует электрические ложки (ложки, снабженные устройством электрического усиления звука), на которых играет Джефф Ричардсон.

Нельзя утверждать достоверно, где именно впервые была изобретена ручная гармонь. Широко распространено мнение, что гармонь была изобретена в Германии, в начале XIX века уроженцем города Фридрихрода Кристианом Бушманом. Однако есть и другие данные.

Сами немцы считают гармонь русским изобретением, а согласно исследованиям академика Мирека, первая гармонь появилась в Санкт-Петербурге в 1783 году стараниями чешского органного мастера Франтишека Киршника (он придумал новый способ извлечения звука - при помощи металлического язычка, колеблющегося под действием потока воздуха).

Существуют и другие взгляды на эту проблему.

«Всё решил случай... Не поехал бы тульский оружейник Иван Евстратьевич Сизов на ярмарку в Нижний - не наслаждаться бы нам сегодня изумительным звучанием концертных баянов «Россия», «Аппассионата», «Юпитер». «А было так. В июльское воскресенье 1830 года ходил Иван Сизов по Нижегородской ярмарке, любовался товаром всяким - и заморским, и российским: расписной посудой семёновской, пряниками городецкими, кружевами балашихинскими да вологодскими, кузнечными и ювелирными работами костромичей и вдруг... услышал звуки сочные, глубокие, певучие, потом увидел инструмент, рождавший музыку непонятно чем: складки вроде бы матерчатые да планки деревянные с лопаточками да пуговками под обе руки. «Гармоника, - пояснил хозяин, - вещь редкая, заморская». И цену запросил неслыханную- 40 рублей ассигнациями! Но уйти Иван уже не мог: всё возвращался к гармонике. А потом рассчитался и повёз домой - в Тулу, в Оружейную слободу».

Первыми на Руси стали изготавливать гармошки тульские кустари. Их первые тульские гармошки были всего с одним рядом кнопок на правой и левой руке (однорядки).

Повторить образец мастеровому человеку оказалось не так уж трудно, хотя пришлось повозиться с подгонкой металлических язычков, какие были внутри гармоники, и с ладом.
Смастерил Иван Сизов несколько гармоник: себе, людям в подарок, а потом начал делать и на продажу. За ним и другие, кто посмекалистей, начали ладить гармоники.

На масленую неделю 1831 года то в одной избе, то в другой плясали не под балалайку или рожок, а под гармонику «которая вызывала на такую пляску в какой высказывалась бы безыскусственно жизнь, энергия и размашистая натура славянина. Тут-то гармоника и есть сущий клад!»

В 1851 году в Туле, не считая маленьких семейных артелей, было шесть фабрик, ладивших гармоники. Отсюда они разъехались в ближайшие губернии: Псковскую, Рязанскую, Орловскую, доходили по Волге до Казани, Вятки.

Как писал известный знаток и коллекционер А. Мирек: «Если в Германии гармоники изготовлялись там, где были мастера, то в России - там, куда привозили гармоники, появлялись мастера».

Да какие! Каждый стремился не только сделать её понаряднее, изукрасить на свой вкус, но и к здешним песням и пляскам приспособить!

Появившиеся вслед за тульскими саратовские гармошки конструктивно ничем не отличались от первых, но саратовские мастера смогли найти необычный тембр звучания и поэтому эти небольшие гармошечки приобрели в народе большую популярность.

Конструкция гармошки постоянно совершенствовалась. Вятские кустари расширили диапазон звучания гармошек (добавили кнопок в левую и правую руку). Изобретенный ими вариант инструмента получил название вятской гармони.

«А уж если гармонист хотел инструмент яркий, заметный, то ехал под Вышний Волочок, в Бологое. «Бологовка» отличалась не только необыкновенной отделкой: резной медью, горящей «как чёртов глаз», коленкором, зеркальным стеклом, но и строем - двухрядная справа (звуки первого ряда - при сжимании мехов, создавались и вторым рядом, но при разжимании). «Бологовка» слева имела и басы, и наборы аккордов и мажорных, и минорных. Звучание её напоминало те весёлые гармоники, с которыми бродячие итальянцы («тальянцы») ходили по дворам».

«Большой франтихой выглядела новоржевская тальянка, которую начали ладить на юге псковской земли (не без влияния бологовских мастеров!). Представьте себе: тёмно-коричневый лакированный корпус гармоники, покрытый резным узором причудливого орнамента из жёлтой меди, мельхиора, серебра! 14 глубоких складок мехов обрамлены металлической узорчатой полоской. Мехи выклеены гладким шёлком малинового, фиолетового, синего цвета».

Следующим этапом в развитии гармони были т.н. двухрядные гармошки. К этому времени в предшествующих двухрядке однорядных гармонях уже начали появляться дополнительные кнопки, но на самостоятельный второй ряд они еще не "тянули". Гармонь-двухрядку можно было бы еще назвать и "двухзвукорядной", т.к. за каждым рядом кнопок в правой руке закреплялся определенный звукоряд. Такие гармошки получили название русские вЕнки.


А вот гармоника Елецких мастеров -«елецкая рояльная» («роялка», «русянка») стала прообразом элегантного аккордеона. Чёрно-белая клавиатура справа имела все звуки полной хроматической гаммы рояля, а слева - выносной гриф с клавишами басов и аккордами на русский и на европейский манер. Готовую гармонику елецкий мастер «строил», вслушиваясь в звуки, сличая с пением гармоники-образца, которая была у каждого мастера своя. Так что звучали все «роялки» по-разному, унося в мир почерк мастера.

Ну, а самые уморительные гармошки можно было купить в в Череповец: вроде бы и не гармошки, а так - детишкам баловство, величиной с рукавицу, а гармонист возьмёт в руки - весело! Прозвали их «черепашками».

Oднажды уже известный гармонист Пётр Елисеевич Емельянов, выступавший под псевдонимом Невский, гастролировал в Череповце и, увидев «черепашку», решился выйти с такой гармошкой к публике. Он спел юмористические куплеты, потом народные песни, потом попурри, подыгрывая на «черепашках». Успех превзошёл его ожидания и очень удивил: он, хоть был самоучкой, но имел уже немалый актёрский опыт и публику знал очень хорошо!
В Петербурге Пётр Елисеевич заказал известному мастеру гармоник Парамонову целый комплект «черепашек» - разных и по форме, и по звучанию - и успешно выступал с ними в Германии, Англии, Франции, Италии. «Черепашки» и сегодня почитаемы артистами эстрады.

Событием в истории русской гармоники стали работы замечательного мастера Петра Егоровича Стерлигова. Он жил в деревне под Рязанью и сперва из любознательности, потом для заработка начал чинить гармоники любого образца!Сам не играл. Строй налаживал по слуху.

«Светит месяц, светит ясный. ..»(это умел!) сыграет и или отложит гармонь, или, довольный, отдаст заказчику. Много гармоник прошло через руки Петра Егоровича, когда потянуло его самого улучшить гармонику, добавить своё...
В 1905 году, когда был он уже зрелым, 33-летним мастером, заказал ему гармонику для своих сольных выступлений знаменитый Я. Ф. Орланский-Титаренко, выступавший и один, и с сыном. Два года творил мастер ту гармонику! А когда зазвучала она в руках виртуоза, Яков Фёдорович был в восторге. Он назвал её именем былинного певца - «Баян».

Не перевелись баянных дел мастера и сегодня. В России открыто около 5000 музыкальных школ, около 120 музыкальных училищ, 12 консерваторий. В любом из этих учебных заведений есть отделение баяна.

«Старые энциклопедические словари о гармонике написали так: «Изобретена в Вене, в 1829 году... Распространена в России... Оказала вредное влияние на развитие музыкального вкуса...» Как хорошо, что они оказались неправы!»
В последние годы активно возрождаются традиции как тульской, так и саратовской гармони.

Возрождены работы по производству старинных инструментов. И, конечно же, по сохранению и популяризации забытой традиции. Так, например, «ТУЛЬСКАЯ ГАРМОНЬ» сегодня - это не только производство инструментов. Одно из стратегических направлений компания видит в сохранении и развитии культурных традиций России - искусства игры на язычковых инструментах. Компания выступает спонсором музыкальных фестивалей и конкурсов, учреждает призы для победителей, ведет работу по адресной поддержке юных талантов в области игры на баяне и гармони.
На прошедшей недавно в Москве ярмарке «Ладья» можно было не только услышать, полюбоваться, но и купить чудесный инструмент.

Саратовская гармоника

Не отстает от Тулы и Саратов. В 2010 году после долгого перерыва начато изготовление Саратовских гармоник. За прошедшие три года восстановленная традиция стала «брендом региона».

Из истории

Саратовская гармоника - разновидность гармони имеющей колокольчики
Саратовскую гармонику стали изготавливать в 60-х годах XIX века. Первое упоминание в печати о гармонике с колокольчиками относится к 1866 году. Газета «Саратовский справочный листок» писала о том, что пассажиры парохода, проплывавшие мимо Вольска, попросили капитана подойти ближе к берегу, «дабы господа могли лучше расслышать игру на гармонике с колокольцами».

Саратовские гармошки изготавливались гармонными артелями в Саратове. Первая гармонная мастерская в городе была открыта Николаем Геннадьевичем Корелиным в 1870 году на Никольской улице (ныне улица Радищева). Его инструменты были настолько уникальны в звучании, что Корелина стали называть «Страдивари Саратовской гармоники». 18 августа 1879 года Корелин первым среди гармонных мастеров получил «свидетельство на звание ремесленника Саратовской ремесленной управы». В этом свидетельстве в грифе «какое мастерство» писарем было записано: «гармоничное». Вскоре, рядом с мастерской Корелина, на Никольской улице, стали открываться и другие мастерские по производству саратовской гармоники: Д. Жарков, Г. Гвоздев, А. Емельянов, а через улицу Гоголя, ближе к Глебучеву оврагу, открылась мастерская С. Борисова.
Первые гармоники были небольшого размера, без металлической отделки. Корпус делался цветной, окрашивался и покрывался лаком, а на заказных инструментах обклеивался шпоном в виде набора из разных пород дерева. Плоскости заказной гармошки украшались инкрустацией с изображением банта и двух стрелок - вверху и внизу. Такая отделка требовала особого умения. Корпусы для лучших заказных гармоник изготовлялись кустарями-мебельщиками, например, в известной мебельной мастерской В. В. Мельникова.

В 1903 году Дмитрий Жарков сопровождал своей игрой пьесу М. Горького «На дне», которая ставилась в Саратове для тесного круга лиц в присутствии самого автора пьесы.

В 1920-е годы кустарей-гармошечников объединили в артель «Саратовская гармонь» и выделили им помещение на улице Цыганской, 5 (ныне улица Кутякова). Со временем артель расширилась и превратилась в целое предприятие, выпускавшее до 8 тысяч гармоней в год. Делались и заказные, концертные гармони, для мастеров. В 1968 году цех по производству гармоней вошёл в состав Саратовской фабрики музыкальных инструментов, а в начале 1980-х в состав Энгельсского завода по производству духовых и ударных инструментов. Однако, деятельность гармоничных артелей была недолгой, сразу после распада советского союза производство прекратилось, а со временем вообще остановилось. Рабочие не могли на свои деньги делать гармошки и производство постепенно пошло на спад. К началу XXI века серийное производство саратовской гармоники прекратилось.
В 2009 году на проспекте имени Кирова в Саратове был установлен памятник Саратовской гармонике, подаренный жителям банком «Экспресс-Волга» в честь празднования дня города. В определенные часы памятник проигрывает композиции местного саратовского инструментального коллектива и напоминает об историческом символе города - гармошке.
Возрождение
В 2010-2011 году на базе СГТУ была создана пробная мастерская по производству Саратовской гармоники. Туда приняли несколько молодых людей, желающих попробовать себя на этом поприще, в итоге весной 2011 года состоялась официальная презентация новой Саратовской гармошки выполненной с нуля саратовскими умельцами. Этот эксперимент по возрождению, практически утраченного, мастерства получился удачным и теперь эта мастерская производит постоянные наборы для обучения по специальности "мастер по производству Саратовской гармоники".
Туле и Саратову удалось не просто вернуть к жизни старинный инструмент, но и показать его миру.

Музыкальный инструмент с клавишно-пневматическим механизмом. По бокам инструмента расположены две клавиатуры: на правой играется мелодия, левая предназначена для аккомпанемента. Под гармоникой понимают целый ряд музыкальных инструментов, как ручных, так и губных. Звучание в этих инструментах достигается путем колебания язычка (металлической планки) под действием потока воздуха. В ручных моделях, как в гармони, воздух нагнетается при помощи специального резервуара - меха.

Россия или Германия?

Подлинное происхождение такого музыкального инструмента, как гармонь, до сих пор точно не установлено. Некоторые источники утверждают, что гармонь изобрели в Германии, другие - что в России.

По одной из версий, гармонь придумал Франтишек Киршник - чешский мастер органного искусства в 1783 году. По мнению академика Мирека действие происходило в Санкт-Петербурге. Основное оформление, которое мы можем наблюдать в современной гармони, придал инструменту в 1829 году русский мастер, проживавший в Вене, Демианов. Ему принадлежит идея создания корпуса и двух клавиатур. На ней было 7 клавиш на правой части и 2 клавиши на левой части гармони.

Уже в 1830 году было организовано массовое изготовление гармоней. Изготавливал их тульский мастер Иван Сизов. Буквально за одно десятилетие инструмент получил распространение по всем российским губерниям. Гармонь стала национальным инструментом для всех сословий. Широкий диапазон, громкое выразительное звучание гармони как нельзя лучше вписались в русский колорит.

Гармонь и гармоника

Название гармонь присуще инструменту именно в России. В других странах используется более обобщенное название - гармоника. По сравнению с аккордеоном и баяном, гармонь имеет меньшие размеры, меньшее количество октав, в гармонях может быть только одна тональность - мажорная или минорная гаммы.

Гармонику можно вправе назвать международным инструментом. Во многих странах есть свой национальный инструмент из ряда гармоник. Друг от друга они отличаются размерами, клавиатурами, звучанием, но принцип работы у всех одинаков.


Однорядная гармонь

Русская гармонь бывает двух видов. В первом при растяжении либо сжатии мехов каждая кнопка выдает звук одной и той же высоты. В гармонях второго типа, высота звука при нажатии на кнопку зависит от направления движения мехов. Еще одно разделение гармоний осуществляется по количеству рядов кнопок. Бывают одно-, двух- и трехрядные гармони.