Противопоставление светского общества и дворянских семей. Светское общество в изображении Л. Н. Толстого (По роману «Война и мир»). Отношение к войне

Толстой вспоминал, что на написание романа «Война и мир» его вдохновила «мысль народная». Именно у народа Толстой учился сам и советовал это делать другим. Поэтому главными героями романа у него являются выходцы из народа или те, кто близко стоял к простым людям. Не отрицая заслуги дворянства перед народом, он делит его на две категории. К первой категории относятся те, которые по своему характеру, взгляду, мировоззрению близки народу или же через испытания приходят к этому. Лучшими представителями дворянства в этом отношении являются князь Андрей Болконский, Пьер Безухов, Наташа Ростова, княжна Марья Болконская. Но есть и другие представители дворянства, так называемое «светское общество», которые составляют особую касту. Это люди, которые признают лишь несколько ценностей: титул, власть и деньги. Только тех, кто имеет в наличии одну или все из перечисленных ценностей, они пускают в свой круг и признают своими. Светское общество насквозь пустое, так же как пусты и ничтожны его отдельные представители, люди без каких-либо моральных или нравственных устоев, без жизненных целей. Так же пуст и ничтожен их духовный мир. Но, несмотря на это, они имеют большую силу. Это та верхушка, которая управляет страной, те люди, которые вершат судьбы сограждан.

Толстой старается в романе показать всю нацию и всех ее представителей. «Война и мир» начинается со сцен, рисующих высшее дворянское общество. Автор показывает в основном современность, но затрагивает и прошлое. Толстой рисует вельмож этой уходящей эпохи. Граф Кирилл Безухов - один из их представителей. Безухов богат и знатен, у него хорошее имение, деньги, власть, которые получены от царей за мелкие услуги. Бывший фаворит Екатерины, кутила и развратник, он всю жизнь посвятил наслаждениям. Ему противостоит старый князь Болконский - его ровесник. Болконский - верный защитник отечества, которому он служил верой и правдой. За это он неоднократно был в опале и в немилости со стороны власть имущих.

«Светское общество» даже с наступлением войны 1812 года мало изменилось: «спокойная, роскошная, озабоченная только призраками, отражениями жизни, петербургская жизнь шла по-старому; и из-за хода этой жизни надо было делать большие усилия, чтобы сознавать опасность и то трудное положение, в котором находился русский народ. Те же были выходы, балы, тот же французский театр, те же интересы дворов, те же интересы службы и интриги...» Изменились разве что разговоры - больше стали поговаривать о Наполеоне и патриотизме.

На верхушке дворянского общества находился император Александр I. Александр I показан именно таким, каким его представляло большинство дворян. Но в облике императора уже проступают черты двуличия, позерства и той жеманной чувственности, в которой льстецы усматривали проявление «высокой души царя. Подлинный облик Александра I особенно ярко показан в сцене приезда царя в армию после разгрома оккупантов. Кутузова царь заключает в объятия, сопровождая их злобным шипением: «Старый комедиант». Толстой считает, что верхушка нации омертвела и теперь живет «искусственной жизнью». Все приближенные царя ничем не отличаются от него самого. Страной управляет кучка иностранцев, которым нет никакого дела до России. Министры, генералы, дипломаты, штабные офицеры и другие приближенные императора заняты собственным обогащением и карьерой. Здесь царит та же ложь, те же интриганство, приспособленчество, что и везде. Именно Отечественная война 1812 года показала настоящую сущность представителей власти. Ложный патриотизм их прикрыт громкими словами о родине и народе. Но их бездарность и неумение управлять страной хорошо видно в романе.

В «Войне и мире» представлены все слои московского дворянского общества. Толстой, характеризуя дворянское общество, стремится показать не отдельных представителей, но целые семьи. Ведь именно в семье закладываются как основы добропорядочности и нравственности, так и духовной пустоты и праздности. Одной из таких семей является семья Курагиных. Ее глава Василий Курагин занимает достаточно высокий пост в стране. Он министр, призванный заботиться о народе. Вместо этого все заботы старшего Курагина направлены на самого себя и на собственных детей. Его сын Ипполит - дипломат, который совершенно не умеет говорить по-русски. При всех его тупости и ничтожестве он жаждет власти и богатства. Анатоль Курагин не лучше брата. Единственным его развлечением являются кутежи и попойки. Кажется, что этот человек совершенно ко всему безразличен, кроме потворства собственным прихотям. Его друг Друбецкой - постоянный спутник Анатоля и свидетель его темных делишек.

С этими людьми мы знакомимся уже на первых страницах романа, где Толстой описывает посетителей и завсегдатаев салона Анны Павловны Шерер. Здесь крутятся и холодный и расчетливый проходимец Василий Курагин, который ищет ловкие ходы «к крестику ли, к местечку», и его сын Анатоль, которого сам отец называет «беспокойным дураком», и разрушители чужих судеб Ипполит и Элен. Элен - первая красавица города, но при этом холодный и душевно пустой человек. Она осознает свою красоту и выставляет ее напоказ, позволяя любоваться. Но эта женщина далеко не так безобидна, как может показаться на первый взгляд. Автор подчеркивает улыбку Элен - она «неизменна». Саму Элен хочется сравнить с Еленой Прекрасной, античной героиней, из-за которой началась Троянская война. Элен также приносит одни неприятности. Позже она, воспользовавшись доверчивостью Пьера, заманит его в свои сети и женит на себе.

В салоне Шерер мы видим и Пьера, и Андрея Болконского. Автор противопоставляет этих живых людей мертвому высшему свету. Мы понимаем, что Пьер попал в общество, которому он чужд и которое совсем не понимает его. Только вмешательство Андрея помогает избежать скандала.

Борис Друбецкой - еще один представитель высшего дворянского общества. Он один из тех, которые придут на смену старшему поколению. Но автор рисует его таким же далеким от народа, как и всех остальных. Борис заботится лишь о своей карьере. У него холодный ум и трезвый рассудок, он точно знает, что ему надо в этой жизни. Он ставит цель и добивается ее. Даже на войне Друбецкой думает о наградах и продвижении по службе, желает «устроить себе наилучшее положение, особенно положение адъютанта при важном лице, казавшееся ему особенно заманчивым в армии». Знакомства он тоже заводит только те, которые выгодны ему. Вспомним, как отвернулись Друбецкие от Ростовых, когда те оказались разорены. Это несмотря на то, что когда-то семьи были дружны.

Высшая знать отличается от народа даже своим языком. Язык дворянской знати - это офранцуженный язык. Он такой же мертвый, как и все общество. В нем сохранились пустые штампы, раз и навсегда сложившиеся выражения, готовые обороты, которые применяются в удобных случаях. Люди научились скрывать свои чувства за расхожими фразами.

Таким образом, рисуя дворянское общество, Толстой показывает его бездеятельность и неспособность управлять страной. Дворянская знать изжила себя и должна уйти со сцены истории. Необходимость и неизбежность этого убедительно показала Отечественная война 1812 года.

Сейчас смотрят: {module Сейчас смотрят:}

Знакомство читателей с высшим обществом происходит уже на первых страницах романа Толстого «Война и мир», когда мы оказываемся в салоне А.П. Шерер. Мы не можем не заметить иронического авторского отношения к неискренности, показной чопорности, манерности гостей этой гранд-дамы. Светская львица Анна Павловна, как это и было принято в свете, очень строго подошла к подбору гостей для своего великолепного вечера: «Как хороший метрдотель подает как нечто сверхъестественно-прекрасное тот кусок говядины, который есть не захочется, если увидеть его в грязной кухне, так в нынешний вечер Анна Павловна сервировала своим гостям сначала виконта, потом аббата, как что-то сверхъестественно-утонченное».

Выбор гостей объясняется не их человеческими качествами или уровнем интеллекта, а знатностью и богатством. Виконт и аббат на этом светском вечере являются некоторым десертом и служат для придания ему значимости, великолепия, весомости, точно так же, как экзотические заморские фрукты служат для украшения стола.

Анну Павловну Шерер Толстой сравнивает с «хозяином прядильной мастерской», который методично рассадил своих «работников по рабочим местам», где каждый выполняет свое задание, а сам ходит по мастерской, следя за порядком. Толстой пишет: «… так и Анна Павловна, прохаживаясь по своей гостиной, подходила к замолкнувшему или слишком много говорившему кружку и одним словом или перемещением опять заводила равномерную, приличную разговорную машину».

Все здесь роскошно, чопорно, как–то неестественно. Поэтому так и пугает Шерер новый гость – «массивный, толстый» Пьер Безухов, «незаконный сын знаменитого екатерининского вельможи". Толстый, большой, немножко неуклюжий, такой неизящный и неаристократичный, он совсем не знает светских манер и не умеет вести себя в свете. Анна Павловна испытывает страх еще и перед «умным и вместе робким, наблюдательным и естественным взглядом, отличавшим его от всех в этой гостиной». Вот что пугает людей, вращающихся в светских кругах: настоящий, живой ум, непосредственность, простота.

А Пьер еще очень наивен. Это настолько добрый человек, что у него не возникает даже мысли о плохих людях. Он не может допустить, что в светском обществе могут быть люди, подобные холодному, расчетливым князю Курагину и его дочери Элен. Или беспринципному и подлому Анатолю, который, не задумываясь, разрушает жизнь человека. Или Бергам с их циничной жизненной формулой: «всегда можно и должно иметь знакомства людей, которые выше тебя, потому что тогда только есть приятность от знакомств» и чтоб подольше не было детей, поскольку «надо жить для общества».

Наивный Пьер еще искренно верит, что на этом вечере собрались по-настоящему интеллигентные люди, «и у него, как у ребенка в игрушечной лавке, разбегались глаза»: «он все боялся пропустить умные разговоры, которые он может услыхать». Пьер с надеждой ждет «чего-нибудь особенно умного».

Пройдет время, и в роковой для России день- день Бородинского сражения – здесь тоже соберется высшее общество, чтобы приятно провести время, продемонстрировать на публике новые наряды и высказать громкие признания в любви к России. У гостей Шерер не хватило такта в страшный для России день не устраивать великолепного вечера из уважения к тем людям, которые сейчас там, где льется кровь, раздаются стоны и плач умирающих. Но Толстой пишет: «У Анны Павловны 26-ого августа, в самый день Бородинского сражения, был вечер, цветком которого должно было быть чтение письма преосвященного, написанного при посылке государю образу преподобного угодника Сергия».

Прочесть это письмо было поручено князю Василию, который прославился «своим искусством чтения». Чтение этого письма «имело политическое значение». И эти люди, утопающие в роскоши, еще имели совесть осуждать Кутузова! Получая тревожные вести о положении дел войны с французами, представители светской знати вздыхали и говорили: «Каково положение государя!». Теперь они уже «не превозносили, как третьего дня, а … осуждали Кутузова, бывшего причиной беспокойства государя». А между тем, весь патриотизм этих людей сводится к тому, что они отказываются на какое-то время говорить на французском языке и штрафуют тех, кто это правило нарушал, в пользу нужд русской армии.

Представители высшего общества рассматривают брак между людьми, прежде всего, как взаимовыгодный, социальный союз. Вот мы вместе с Наташей Ростовой радуемся ее первому балу, ее первой большой любви, ее успеху. И вот Перонская комментирует: «Это миллионерка – невеста. А вот и женихи». В числе ухажеров – Борис Друбецкой. Все поклонники некрасивой девушки желают лишь выгодного брака, невзирая на отсутствие хоть какой-то симпатии к девушке.

Князь Василий, решив выдать Элен замуж за богатого Пьера, устраивает этот брак, которому суждено стать несчастным. Он ведет себя как тонкий психолог, стратег. Князь Василий забывает о том, что семейный союз двух людей - это еще и духовный союз, взаимопонимание.

К сожалению, даже в чудесной семье Ростовых вершатся такие браки! Даже в этой семье, где царят уют, полное взаимопонимание, искренняя, горячая привязанность друг к другу. Николенька и Соня с детских лет влюблены в друг друга, они поклялись в верности. Но чудеса бывают только в сказке. Соня живет в семье Ростовых, ни в чем не нуждается, она полноправный член этого дружного семейства. Но все таки она – бесприданница, у которой ничего нет. Дела же Ростовых находятся не в очень хорошем состоянии, и этот брак может вообще погубить их.

Ростовым нужны деньги. Граф и графиня выражают протест против женитьбы Николеньки на Соне, и он женится на Марье Болконской. Конечно, Марья оказалась чудесной девушкой. Марья и Николай по-настоящему полюбили друг друга, создали хорошую семью, но факт остается фактом: в высшем свете неприемлемы невыгодные браки.

Отношение Толстого к высшему обществу двойственное. Он прекрасно видит пороки света: неискренность, чопорность, высокомерие, лживость, корысть. Но высший свет у Толстого - это еще и интеллигентные, благородные люди с тонкой душевной организацией. Это и Пьер Безухов, и Наташа Ростова, и Андрей Болконский, и Марья Болконская, и Николай Ростов. Это люди, которые умеют любить, умеют прощать и по-настоящему любят свою Россию.

Лев Николаевич Толстой - русский писатель, публицист, философ, моралист, вероучитель, педагог. Автор великого произведения "Война и мир", описывающее русское общество в эпоху войн против Наполеона в период с одна тысяча восемьсот пятого по одна тысяча восемьсот двенадцатый год.

Замысел романа формировался еще задолго до начала работы над тем текстом, который известен сегодня. Главной темой данного произведения является историческая судьба русского народа в Отечественной войне.

Изображая быт и характер простого народа, Лев Николаевич Толстой рисует яркими красками жизнь и нравы светского общества, в большинстве случаев состоявшее из дворян. Надо заметить, что светское общество в тот период делилось на два типа-петербургское и московское.

Когда Лев Николаевич Толстой работал над созданием своего романа, Санкт- Петербург являлся столицей Российской империи, характеризующей архитектурное великолепие города в сочетании с холодной угрюмостью и неприступностью.

Своеобразный характер города писатель переносит и на петербургское общество, главными занятиями которого являлись балы, различные приемы и светские рауты. Именно там обсуждались политические, светские и культурные новости, происходящие в это время в стране. Главными представительницами светских обществ являлись Анна Павловна Шерер-фрейлина, приближенная императрицы, смысл жизни которой заключался в успешном существовании ее салона, и Элен Курагина - развратная, глупая, лживая девушка, однако, несмотря на это, пользовавшаяся огромным успехом в свете и имевшая постоянных поклонников.

Особенностью петербургского общества была фальшь, наигранность. Все светские вечера, на мой взгляд, были похожими на маскарад, где персонажи, с которыми знакомит нас автор, лишь играют свою роль, надевая ту или иную маску.

Совершенно противоположным предстает перед нами московское общество, яркими представителями которого является семья Ростовых.

На первый взгляд может показаться, что светское общество Москвы мало чем отличается от общества Санкт-Петербург. Однако позже мы можем заметить, что разговоры дворян не были лицемерными и пустыми, Ростовы и из гости говорили искренне, всей душой волнуясь за судьбу своего государства и его граждан. К тому же, московское дворянство было ближе к русскому народу, его традициям и обычаям, что говорит о доброте, открытости и радушии представителей данного круга общения. Однако не стоит полагать, что Лев Николаевич Толстой идеализирует московское общество. Напротив, он подчеркивает многие его черты и нравы, которые не находят одобрения в лице автора. Но тем не менее, закрывает глаза на эти незначительные вещи глаза.

В заключение хочу отметить, что роль светского общества очень важна в произведении.На основе антитезы автор показывает нам как хорошие, так и плохие качества этих обществ, в конечном итоге выявляя правдивую и целостную.

Все герои романа «Война и мир» (как вымышленные персонажи, так и исторические лица) сгруппированы и оценены Толстым в зависимости от степени их близости или отдаленности от народа. Этот единый принцип характеристики и оценки всего множества действующих лиц (а их в романе более пятисот) позволил писателю свести воедино изображение людей самых разных социальных слоев и различных индивидуальных судеб.

Главное обвинение, которое Толстой предъявляет петербургскому светскому обществу, ведущему «призрачную», искусственную жизнь, заключается в оторванности от народа особенно в годину грозных испытаний. «Война и мир» начинается с описания вечера в салоне Анны Павловны Шерер, где собирается столичная знать. Само по себе сравнение вечера с прядильной мастерской («Веретена с разных сторон равномерно и не умолкая шумели») достаточно точло и определенно выражало авторское отношение к миру фальши и пустоты, к той искусственной жизни, для которой характерны механистичность, мертвенность. Мысль старого князя Болконского о европейской политике: «какая-то кукольная комедия» - получает обобщенное значение.

Л. Н. Толстой выдвигает определенные критерии, с помощью которых он определяет ценность человеческой личности: отношение человека к родине, народу, природе, способность к самоанализу, глубине переживаний, нравственные искания. Представители светского общества испытания на человечность не выдерживают. Среда Курагиных и им подобных (Адольф Берг, Борис Друбецкой и Растопчин с его псевдопатриотизмом) отличается именно безжизненностью, кукольностью, враждебностью ко всему подлинно человеческому, естественному, наконец, просто порядочному. Василий Курагин пытался ограбить Пьера, его сын, Анатоль, вовлекал Пьера в скандальные истории, он же принес много горя Марье Болконской, Наташе Ростовой. У Пьера были все основания сказать, обращаясь к Элен и имея в виду не только ее одну, но и весь светский мир, который она воплощала: «…где вы, там разврат, зло…».

Основной принцип изображения Толстым отрицательных персонажей - статика, отсутствие движения, глубины переживаний. Их нравственный мир всегда примитивен, лишен интеллектуального богатства и моральной привлекательности; им не дано живого восприятия природы (никто из них не изображен вне городских домов, светских вечеров, балов и т. д.). Так уже в «Войне и мире» начинается то «срывание всех и всяческих масок», которое станет особенно характерным для последующего творчества Толстого. Выработанные позы, неизменяющиеся улыбки, актерская игра являлись обычными как для привычных посетителей салона Анны Павловны, так и для Наполеона.

Мотивы кукольности и игры как признаков неестественности и искусственности особенно отчетливо звучат в эпизодах, где речь идет о том, как Наташа, только что вернувшаяся из деревни и не успевшая еще привыкнуть к условностям светского общества, посещает оперный театр. Толстой описывает оперный спектакль, увиденный как бы ее глазами, то есть с точки зрения естественного человека: «…потом прибежали еще какие-то люди и стали тащить прочь ту девицу, которая была прежде в белом, и теперь в голубом платье. Они не утащили ее сразу, а долго ней пели, а потом уже ее утащили…». Именно здесь, в театре,

происходит знакомство Наташи с Анатолем, увлечение им. Обстановка искусственности, фальши, когда стыдное, недозволенное оказывается дозволенным и обычным («Голая Элен сидела подле нее…»), лишает Наташу простых, естественных человеческих представлений, ориентиры ее сместились, и то, что совсем недавно было бы невозможно для ее нравственного чувства, теперь становится вполне допустимым.

Толстой не принимает жизни, озабоченной лишь «призраками, отражениями», лишенной подлинно человеческих ценностей. И характерно, что представители ненавистного автору светского мира постепенно занимают все меньше и меньше места в развитии действия, под конец почти полностью исчезая со страниц романа.

Неожиданно от странной и таинственной болезни умирает Элен, ничего не говорится в эпилоге о Курагиных и Шерер, Берге и Друбецком. Забыт и Наполеон. Все темное, эгоистическое, отрицательное уходит, побеждают добро, свет, открытость и естественность. Героини романа-эпопеи «Нравственная чуткость Толстого,- пишет Е. А. Маймин,- заставляет его изображать героев - и положительных, и отрицательных - в свете своего идеала. Он, не любит тех своих героев, в которых отсутствует жизнь, неповторимая личность.

    В 1867 году Лев Николаевич Толстой закончил работу над произведением "Война и мир". Говоря о своём романе, Толстой признавался, что в "Войне и мире" он "любил мысль народную". Автор поэтизирует простоту, доброту, нравственность...

    «Война и мир» - русская национальная эпопея, в которой нашел свое отражение характер великого народа в тот момент, когда решались его исторические судьбы. Толстой, стремясь охватить все, что он знал и чувствовал в это время, дал в романе свод быта, нравов,...

    Наташа Ростова - центральный женский персонаж романа “Война и мир” и, пожалуй, самый любимый у автора. Толстой представляет нам эволюцию своей героини на пятнадцатилетнем, с 1805 по 1820 год, отрезке ее жизни и на протяжении более чем полутора тысячах...

    Не зная Толстого, нельзя считать себя знающим страну, нельзя считать себя культурным человеком. А.М. Горький. Перевернута последняя страница романа Л.Н. Толстого «Война и мир»… Всегда, когда закрываешь прочитанную только что книгу, остается чувство...

Толстой вспоминал, что на написание ро-
мана «Война и мир» его вдохновила «мысль
народная». Именно у народа Толстой учился
сам и советовал это делать другим. Поэтому
главными героями романа у него являются
выходцы из народа или те, кто близко стоял
к простым людям. Не отрицая заслуги дво-
рянства перед народом, он делит его на две
категории. К первой категории относятся те,
которые по своему характеру, взгляду, миро-
воззрению близки народу или же через ис-
пытания приходят к этому. Лучшими пред-
ставителями дворянства в этом отношении
являются князь Андрей Болконский, Пьер
Безухов, Наташа Ростова, княжна Марья
Болконская. Но есть и другие представители
дворянства, так называемое «светское обще-
ство», которые составляют особую касту. Это
люди, которые признают лишь несколько
ценностей: титул, власть и деньги. Только
тех, кто имеет в наличии одну или все из пе-
речисленных ценностей, они пускают в свой
круг и признают своими. Светское общество
насквозь пустое, так же как пусты и ничтож-
ны его отдельные представители, люди без
каких-либо моральных или нравственных ус-
тоев, без жизненных целей. Так же пуст и
ничтожен их духовный мир. Но, несмотря на
это, они имеют большую силу. Это та вер-
хушка, которая управляет страной, те люди,
которые вершат судьбы сограждан.
Толстой старается в романе показать всю
нацию и всех ее представителей. «Война и
мир» начинается со сцен, рисующих высшее
дворянское общество. Автор показывает в ос-
новном современность, но затрагивает и про-г
шлое. Толстой рисует вельмож этой уходя-
щей эпохи. Граф Кирилл Безухов - один из
их представителей. Безухов богат и знатен,
у него хорошее имение, деньги, власть, кото-
рые получены от царей за мелкие услуги.
Бывший фаворит Екатерины, кутила и раз-
вратник, он всю жизнь посвятил наслаждени-
ям. Ему противостоит старый князь Болкон-
ский - его ровесник. Болконский - верный
защитник отечества, которому он служил
верой и правдой. За это он неоднократно
был в опале и в немилости со стороны власть
имущих.
Антинародность, полное пренебрежение
нуждами простых людей, жажда наживы -
таковы отличительные черты высшего дво-
рянского общества. Эти черты присущи и гос-
тям фрейлины Шёрер, и посетителям фран-
цузского салона графини Безуховой. Здесь
царят эгоистичность, корыстолюбие, карье-
ризм и интриганство. Светские разговоры -
не что иное, как обыкновенное злоязычие,
нередко переходящее в клевету. За маской
добродушия скрываются лицемерие и притвор-
ство, ставшие привычкой. Все нормальные че-
ловеческие чувства искажены, все пропитано
ложью, от дружбы и любви осталась лишь ви-
димость. Истоки морального разложения выс-
шего общества Толстой видит в паразитизме
и праздности. Он не зря всех его представите-
лей называет трутнями. Салтыков-Щедрин,
давая характеристику роману «Война и мир»,
заметил: «А наше так называемое «высшее об-
щество» граф лихо прохватил».
«Светское общество» даже с наступлени-
ем войны 1812 года мало изменилось: «спо-
койная, роскошная, озабоченная только при-
зраками, отражениями жизни, петербургская
жизнь шла по-старому; и из-за хода этой
жизни надо было делать большие усилия,
чтобы сознавать опасность и то трудное поло-
жение, в котором находился русский народ.
Те же были выходы, балы, тот же француз-
ский театр, те же интересы дворов, те же ин-
тересы службы и интриги…» Изменились раз-
ве что разговоры - больше стали поговари-
вать о Наполеоне и патриотизме.
На верхушке дворянского общества нахо-
дился император Александр I. Александр I по-
казан именно таким, каким его представляло
большинство дворян. Но в облике императора
уже проступают черты двуличия, позерства и
той жеманной чувственности, в которой льсте-
цы усматривали проявление «высокой душю
царя. Подлинный облик Александра I особен-
но ярко показан в сцене приезда царя в армик
после разгрома оккупантов. Кутузова царь за-
ключает в объятия, сопровождая их злобный
шипением: «Старый комедиант». Толстой счи-
тает, что верхушка нации омертвела и теперь
живет «искусственной жизнью». Все прибли-
женные царя ничем не отличаются от него са-
. мого. Страной управляет кучка иностранцев,
которым нет никакого дела до России. Мини-
стры, генералы, дипломаты, штабные офице-
ры и другие приближенные императора заня-
ты собственным обогащением и карьерой.
Здесь царит та же ложь, те же интриганство,
приспособленчество, что и везде. Именно Оте-
чественная война 1812 года показала настоя-
щую сущность представителей власти. Лож-
ный патриотизм их прикрыт громкими сло-
вами о родине и народе. Но их бездарность
и неумение управлять страной хорошо видно
в романе.
В «Войне и мире» представлены все слои
московского дворянского общества. Толстой,
характеризуя дворянское общество, стре-
мится показать не отдельных представите-
лей, но целые семьи. Ведь именно в семье за-
кладываются как основы добропорядочности
и нравственности, так и духовной пустоты и
праздности. Одной из таких семей является
семья Курагиных. Ее глава Василий Курагин
занимает достаточно высокий пост в стране.
Он министр, призванный заботиться о наро-
де. Вместо этого все заботы старшего Кура-
гина направлены на самого себя и на собст-
венных детей. Его сын Ипполит - дипломат,
который совершенно не умеет говорить по-
русски. При всех его тупости и ничтожестве
он жаждет власти и богатства. Анатоль Ку-
рагин не лучше брата. Единственным его
развлечением являются кутежи и попойки.
Кажется, что этот человек совершенно ко
всему безразличен, кроме потворства собст-
венным прихотям. Его друг Друбецкой - по-
стоянный спутник Анатоля и свидетель его
темных делишек.
С этими людьми мы знакомимся уже на
первых страницах романа, где Толстой опи-
сывает посетителей и завсегдатаев салона
Анны Павловны Шерер. Здесь крутятся и
холодный и расчетливый проходимец Васи-
лий Курагин, который ищет ловкие ходы
«к крестику ли, к местечку», и его сын Ана-
толь, которого сам отец называет «беспокой-
ным дураком», и разрушители чуж.их судеб
Ипполит и Элен. Элен - первая красавица
города, но при этом холодный и душевно пу-
стой человек. Она осознает свою красоту и
выставляет ее напоказ, позволяя любовать-
ся. Но эта женщина далеко не так безобидна,
как может показаться на первый взгляд. Ав-
тор подчеркивает улыбку Элен - она «неиз-
менна». Саму Элен хочется сравнить с Еленой
Прекрасной, античной героиней, из-за кото-
рой началась Троянская война. Элен также
приносит одни неприятности. Позже она,
воспользовавшись доверчивостью Пьера, за-
манит его в свои сети и женит на себе.
В салоне Шерер мы видим и Пьера, и Ан-
дрея Болконского. Автор противопоставляет
этих живых людей мертвому высшему свету.
Мы понимаем, что Пьер попал в общество, ко-
торому он чужд и которое совсем не понимает
его. Только вмешательство Андрея помогает
избежать скандала.
Борис Друбецкой - еще один представи-
тель высшего дворянского общества. Он один
из тех, которые придут на смену старшему
поколению. Но автор рисует его таким же да-
леким от народа, как и всех остальных. Борис
заботится лишь о своей карьере. У него хо-
лодный ум и трезвый рассудок, он точно зна-
ет, что ему надо в этой жизни. Он ставит цель
и добивается ее. Даже на войне Друбецкой
думает о наградах и продвижении по службе,
желает «устроить себе наилучшее положе-
ние, особенно положение адъютанта при важ-
ном лице, казавшееся ему особенно заманчи-
вым в армии». Знакомства он тоже заводит
только те, которые выгодны ему. Вспомним,
как отвернулись Друбецкие от Ростовых, ког-
да те оказались разорены. Это несмотря на
то, что когда-то семьи были дружны.
Высшая знать отличается от народа даже
своим языком. Язык дворянской знати - это
офранцуженный язык. Он такой же мерт-
вый, как и все общество. В нем сохранились
пустые штампы, раз и навсегда сложившие-
ся выражения, готовые обороты, которые
применяются в удобных случаях. Люди на-
учились скрывать свои чувства за расхожи-
ми фразами.
Таким образом, рисуя дворянское общест-
во, Толстой показывает его бездеятельность
и неспособность управлять страной. Дворян-
ская знать изжила себя и должна уйти со сце-
ны истории. Необходимость и неизбежность
этого убедительно показала Отечественная
война 1812 года.