Цели финансового управления организации

Управление финансами предприятия - это, прежде всего, управление финансовыми ресурсами.

Управление финансами содержит два аспекта - инвестиционный (куда и сколько вкладывать денег) и финансовый (где эти деньги взять).

Приведем вопросы, ответы на которые лежат в сфере финансового управления:
- Как удовлетворить потребности собственников предприятия? Выполняются ли стратегические цели, поставленные основными собственниками?
- Куда вложить имеющиеся финансовые ресурсы? Каковы должны быть величина и оптимальный состав активов, позволяющие достичь поставленных стратегических целей?
- Как сформировать источники финансирования? Где найти источники финансирования и каков должен быть их состав?
- Эффективно ли функционирует предприятие? Как организовать финансовую деятельностью, обеспечивающую рентабельную работу?
- Как обеспечить ритмичность текущей финансово-хозяйственной деятельности, сбалансировать текущие платежи и поступления?
- Как обеспечить единство целей собственников (принципалов) и управленческого персонала?

Основные цели финансового управления
Главная цель деятельности финансового менеджера в компании -постоянное увеличение благосостояния ее владельцев. Данная цель достигается через максимизацию прибыли,и увеличение рыночной стоимости акций акционерного общества, а также обеспечение ликвидности.

Цель 1: Максимизация прибыли за период времени (год).
Максимизация прибыли традиционно считается главной целью финансового управления предприятие - максимизация прибыли. С одной стороны, прибыль характеризует эффективность хозяйственной деятельности предприятия, с другой стороны, является источников развития предприятия и обеспечения реализации стратегии предприятия. Прибыль увеличивает капитал собственников предприятия и позволяет реализовать принцип материальной заинтересованности. При расчете прибыли действует правило соответствия доходов от реализации продукции затратам, которые были понесены в связи с производством и реализацией этой продукции. Это правило носит название - принцип начисления. Соблюдение этого принципа необходимо для правильных расчетов рентабельности продукции, эффективности использования ресурсов предприятия.

Цель 2: Рост стоимости акционерного (собственного) капитала.
Третья цель непосредственно связана со стоимостью предприятия для его собственников. Для акционерных обществ, чьи акции котируются на бирже, рыночная цена собственного капитал определяется произведением количества акций на рыночную стоимость акции и эта стоимость не всегда равна стоимости предприятия, определяемой через стоимость его чистых активов. Для акционеров предприятия важно не только получение чистой прибыли, часть которой распределяется между акционерами в виде дивидендов, но и рост общей цены фирмы, отраженной в росте рыночной стоимости ее акций. Эта стоимость и определяет сумму капиталов акционеров, т. е. ту денежную сумму, которую они могут получить при продаже акций, ликвидации компании, слиянии компаний.

Цель 3: Обеспечение ликвидности (платежеспособности).
Для того чтобы предприятие было не только рентабельным, но и платежеспособным необходимо, соблюдать баланс между притоком и оттоком денежных средств. Для этого необходимо соблюдать платежную дисциплину. Это включает: жесткое соблюдение сроков дебиторской задолженности, оценку платежеспособности предприятий-дебиторов, погашение обязательств предприятия, даже если это ведет к уменьшению наращивания объемов производства, контроль за возможностью предприятия заниматься долгосрочным инвестированием за счет собственных средств, контроль за выводом из оборота денежных средств, необходимых для поддержания нормального обеспечения процесса производства.

Основные финансовые отчеты предприятий и их назначение
Любое предприятие регулярно формирует стандартные финансовые отчеты:
1. Форма 1: Бухгалтерский Баланс (см. приложение 1).
2. Форма 2: Отчет о прибылях и убытках (см. приложение 2).
3. Форма 3: Отчет об изменении капитала (см. приложение 3).
4. Форма 4: Отчет о движении денежных средств (см. приложение 4).
Кроме того, финансовая отчетность дополняется следующими документами:
5. Пояснительная записка об основных методах учета (учетная политика).
6. Аудиторское заключение о соответствии финансовых отчетов реальному состоянию предприятия.

Рассмотрим назначение основных финансовых отчетов. Баланс компании представляет информацию о финансовом положении предприятия и необходим:
- для оценки финансового положения предприятия;
- оценки структуры источников финансовых ресурсов предприятия;
- оценки ликвидности активов предприятия и платежеспособности. Отчет о прибылях и убытках компании представляет информацию о результатах деятельности предприятия за определенный период. Необходим:
- для оценки рентабельности и эффективности использования ресурсов предприятия;
- оценки деловой активности предприятия.

Отчет о движении денежных средств представляет информацию об изменении в финансовом положении предприятия и необходим:
- для оценки операционной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия;
- оценки способности предприятия создавать денежные средства и их эквиваленты;
- оценки потребности предприятия в денежных средствах.

Отчет об изменении капитала показывает общее изменение собственного капитала предприятия за счет чистой прибыли и других поступлений и изъятий, несвязанных с результатами деятельности предприятия. Основная идея этого отчета состоит в последовательной корректировке остатка капитала за предыдущий отчетный период путем вычитания начисленных дивидендов и результата переоценки инвестиций и основных средств и прибавления чистой прибыли за отчетный год и дополнительной эмиссии, что дает в итоге величину капитала предприятия на конец года.

Необходим:
- для оценки изменения акционерного капитала;
- оценки дивидендной политики предприятия;
- оценки изменения капитала за счет добавочного капитала от переоценки основных фондов и эмиссионного дохода;
- оценки политики предприятия в распределении прибыли (какие фонды создаются и как выплачиваются дивиденды).

Основные виды финансового учета на предприятии
Бухгалтерский учет на предприятии складывается из трех видов учета:
1. Налоговый учет
2. Финансовый учет
3. Управленческий учет

Финансовый учет - это система учета по строго регламентированным правилам, предназначенная в первую очередь для предоставления информации внешним пользователям. Финансовый учет ведется в соответствии с требованиями ПБУ РФ.

Налоговый учет - это система учета, направленная на определение налоговой базы и налоговых обязательств по соответствующему налогу. Налоговый учет ведется в соответствии с требованиями Налогового кодекса РФ.

Управленческий учет - это система внутреннего учета и обработки данных хозяйственной деятельности предприятия для руководителей различных уровней, на основе которой они принимаются более обоснованные решения, в целях повышения эффективности текущих операций.

Организационная схема управления финансами
Взаимодействие различных функций управление можно показать следующим образом (рис. 27).
Организацией и управлением финансами на предприятии занимаются финансовые службы, возглавляемые руководителями/менеджерами (рис. 28). В зависимости от сферы деятельности определяются функции и сфера ответственности. Функции по основным финансовым менеджерам распределяются следующим образом:
- Финансовый директор - анализ, планирование финансов.
- Главный бухгалтер - учет и контроль финансов.
- Генеральный директор - организация и постановка задач финансового управления.

Однако организацией финансовой деятельности своих подразделений так или иначе занимаются все менеджеры.

В международной практике принято, что все финансовые функции находятся под руководством финансового директора, включая и бухгалтерскую службу, однако в РФ главный бухгалтер подотчетен непосредственно генеральному директору.

Для эффективного управления на предприятиях создаются соответствующие подразделения, подчиняющиеся либо главному бухгалтеру, либо финансовому директору. Предприятие самостоятельно выбирает организационную структуру и уровни подчинения. Однако в общем функции главных управляющих и их отделов можно сформулировать следующим образом.

Функции финансовых менеджеров на предприятии
Генеральный директор:
- Утверждает приказ и положение по учетной политики предприятия;
- Несет ответственность за своевременность и правильность предоставления финансовой и налоговой отчетности;
- Организует деятельность финансовой службы;
- Определяет цели и задачи финансового управления;
- Контролирует через бухгалтерскую службу финансовую деятельность предприятия;
- Назначает и увольняет финансовых менеджеров.

Финансовый директор:
- Осуществляет общий финансовый анализ;
- Осуществляет финансовое планирование и прогнозирование;
- Обеспечивает финансовыми ресурсами предприятие, управляет заемным и акционерным капиталом;
- Определяет дивидендную политику;
- Осуществляет финансовые решения текущего характера, управление ликвидностью, сбалансированностью притока и оттока денежных средств;
- Осуществляет управление запасами;
- Осуществляет управление ценными бумагами и валютными операциями;
- Осуществляет управление инвестициями;
- Осуществляет страхование финансовых рисков;
- Осуществляет налоговое планирование;
- Организует деятельность финансовых служб.

Главный бухгалтер:
- Организует бухгалтерский учет: сбор и обработка первичной документации, учет затрат;
- Составляет финансовую отчетность;
- Осуществляет налоговый учет и контроль за своевременностью перечисления налоговых платежей;
- Осуществляет краткосрочное планирование, составление смет затрат и краткосрочных бюджетов;
- Проводит анализ прибыли, цен, затрат;
- Организует деятельность служб контроля и внутреннего аудита.

Информация о финансовом положении предприятия и об эффективности его деятельности отражена в финансовых отчетах. Финансовые отчеты предоставляют информацию, прежде всего, для внешних пользователей (акционеров, кредиторов, инвесторов, государственных органов и др.) необходимую для формирования мнения о платежеспособности, доходности, финансовой устойчивости предприятия. Поэтому отчетность должна быть унифицированной, т. е. составленной по определенным правилам.

От того, насколько профессионально организовано управление финансами предприятия, напрямую зависят позиция компании на рынке и размер её прибыли.

Построение системы финансового менеджмента включает в себя разработку арсенала инструментов, способных повысить эффективность работы не только финансовой службы, но и организации в целом. Поэтому изучение вопросов оптимизации системы управления финансами актуально для любой компании, особенно в условиях нестабильной экономической ситуации.

В чем заключается управление финансами организации или предприятия

Управление финансами предприятия - это работа финансового менеджера, который планирует, организует и контролирует все операции компании, анализирует изменения в структуре и объёмах фондов денежных ресурсов, проводит мониторинг финансовых потоков. Для управления ресурсами организации финансовый менеджер применяет различные инструменты финансового механизма.

Финансовый механизм (менеджмент) предприятий - это совокупность инструментов воздействия на финансы предприятия, целью которых является организация работы компании в финансовой сфере, эффективное управление имуществом организации и его источниками, достижение плановых показателей деятельности, определяемых на основе профессиональных компетенций сотрудников, требований нормативно-правовых актов, теоретических концепций и реалий рынка.

Финансовый механизм можно рассматривать с разных точек зрения: с объективной - как систему управления, построенную на основе постулатов экономических концепций и законов, и с субъективной - как совокупность инструментов, применяемых предприятием на определённой стадии развития для решения конкретных задач. Реализация финансового механизма в деятельности предприятия осуществляется путём управления экономическими показателями, нормативами и другими инструментами (такими как прибыль, рентабельность, себестоимость, налоговая база, коэффициент оборачиваемости задолженности и др.).

Ключевая цель финансового механизма - максимизация результатов от выполняемых финансами функций, в том числе обеспечение деятельности организации достаточными финансовыми ресурсами, избежание кассовых разрывов. При этом финансирование потребностей организации может осуществляться как за счёт собственных ресурсов, так и при дефиците за счёт заёмных.

Финансовая деятельность предприятия - это совокупность действий сотрудников финансового подразделения, предполагающая принятие и реализацию решений в сфере финансового менеджмента. В широком смысле финансовая деятельность и управление финансами предприятия – это схожие категории.

Какие цели преследует управление финансами предприятия

Ключевые цели управления финансами предприятия - это максимизация прибыли, капитализации (рыночной стоимости) и платёжеспособности (ликвидности) компании в целях удовлетворения интересов собственников. Реализация этих целей входит в обязанности руководителя финансового подразделения организации.

Цель № 1. Максимизация прибыли за период времени (год)

Управление финансами коммерческого предприятия нацелено на получение прибыли. Максимизация этого показателя, соответственно - то, к чему стремится каждая компания. Прибыль не только позволяет обеспечить дальнейшее развитие предприятия (за счёт инвестирования в различные направления), но и отражается степень эффективности работы организации. От роста прибыли напрямую зависит увеличение доходов владельцев бизнеса.

Прибыль рассчитывается как разница между выручкой и себестоимостью. В денежном выражении она отражает результаты деятельности предприятия. Эффективность работы компании в относительном выражении определяется на основе показателя рентабельности, который рассчитывается как соотношение полученной прибыли к выручке или другим показателям (себестоимости, капиталу, активам и др.).

Цель № 2. Рост стоимости акционерного (собственного) капитала

Публичные компании, акции которых вращаются на фондовом рынке, заинтересованы в увеличении их рыночной стоимости или капитализации компании. Во-первых, это влияет на размер выплачиваемых акционерам компании дивидендов. Во-вторых, от рыночной стоимости компании зависит размер прибыли, которую акционер заработает при продаже своего пакета акций либо в случае реструктуризации или банкротства компании. Рыночная стоимость акционерного капитала компании рассчитывается как произведение рыночной цены одной акции на их общее количество на рынке.

Цель № 3. Обеспечение ликвидности (платежеспособности)

Максимизация прибыли и рыночной стоимости компании тесно взаимодействует с поддержанием её ликвидности или платёжеспособности. Ликвидность - это возможность предприятия своевременно и в полном объёме рассчитываться по своим долгам. Управление платёжеспособностью происходит за счет формирования и поддержания платёжной дисциплины компании. В её основе лежит управление дебиторской и кредиторской задолженностью: предварительный анализ платёжеспособности контрагентов, мониторинг соблюдения дебиторами условий по оплате отгруженных товаров, формирование резервов по просроченным долгам и их списание по прошествии трёх лет, своевременное погашение собственных долгов, в том числе за счёт кредитных ресурсов.

Ответственность за управление финансами предприятия (финансовый менеджмент)

Построение работы финансовой службы, подбор квалифицированных специалистов и мониторинг за процессом и результатами их деятельности - ключевые обязанности любого руководителя. Внедрением системы финансового менеджмента в компании, как правило, занимается специальное подразделение, которое может быть представлено либо одним сотрудником, либо полноценным отделом. Во главе такой финансовой службы стоит собственный руководитель. Исходя из размеров организационной структуры и отраслевой специфики предприятия функции финансового управления могут быть распределены между несколькими подразделениями. В российской и зарубежной практике функции финансового менеджмента разделены между следующими руководителями:

  • финансовый директор отвечает за составление и реализацию бюджетной политики, а также за контроль использования собственных и заёмных ресурсов компании:
  • главный бухгалтер ресурсы компании и их источники;
  • генеральный директор формулирует финансовую стратегию, разрабатывает финансовую политику предприятия.

Такое разделение функций по управлению финансами между различными подразделениями предполагает разграничение сфер ответственности и организацию их скоординированной деятельности.

В нашей стране и за рубежом подходы к организации деятельности финансовых служб отличаются. В западных компаниях бухгалтерия и финансовый отдел напрямую подчиняются финансовому директору, который отчитывается перед генеральным директором. В России традиционно бухгалтерия в лице главного бухгалтера подчиняется сразу генеральному директору.

В дальнейшем в зависимости от потребностей компании в её организационной структуре создаются дополнительные финансовые подразделения, которые подчиняются либо главному бухгалтеру, либо финансовому директору. Выбор модели организации финансовой службы осуществляется компанией самостоятельно.

Традиционно должностные обязанности в сфере планирования и управлениями финансами предприятия разграничиваются между руководителями следующим образом.

  1. Генеральный директор занимается организацией работы финансовой службы. Он нанимает и освобождает от должности руководителей финансовых подразделений, обеспечивает стратегическое управление финансами предприятия, формулирует направления проведения финансового менеджмента, контролирует достижение ключевых показателей деятельности, несёт ответственность за правильность оформления налоговых документов и своевременность их предоставления в налоговые органы.
  2. Финансовый директор берет на себя задачу финансового прогнозирования и планирования. Он организует оперативное управление финансами предприятия: анализирует отчётность, принимает решение о размерах выплачиваемых дивидендов, анализирует потребность в заемных ресурсах и условия их получения, следит за платёжной дисциплиной и ликвидностью организации. Также в обязанности финансового директора входит проведение инвестиционной политики компании (анализ инвестиционных проектов, определение сроков окупаемости и рентабельности, поиск источников финансирования), организация страхования от различных видов рисков, управление запасами (расчёт их норм и нормативов в производстве), валютными ценностями и финансовыми инструментами компании.
  3. Главный бухгалтер занимается выполнением следующих должностных обязанностей: анализирует расходы и доходы компании, ведет бухгалтерский учет и учет расходов, подготавливает необходимые данные для формирования отчётности компании в соответствии с требованиями ПБУ, отвечает за нарушение сроков уплаты налогов и сборов, организует краткосрочное финансовое планирование на предприятии.

Как я потерял бизнес из-за плохого управления финансами: опыт практика

Редакция журнала «Генеральный директор» взяла интервью у бизнесмена, который создал успешный бизнес, но он рухнул под тяжестью долгов. Все из-за того, что он и его партнеры путали понятия выручки и прибыли, а также забирали деньги из кассы.

Читайте историю в электронном журнале и не повторяйте ошибку коллеги.

Ведение каких отчетов подразумевает управление финансами предприятия

В рамках управления финансами каждая коммерческая организация обязана регулярно составлять следующие виды отчётов: бухгалтерский баланс, отчёт о прибылях и убытках (финансовых результатах), а также приложения к ним (отчёт об изменениях капитала, отчёт о движении денежных средств, отчёт о целевом использовании полученных средств).

Каждый вид отчетности компании выполняет определенные функции.

1. Баланс компании формирует полную картину о функционировании организации и даёт возможность:

  • выяснить, прибыльно или убыточно предприятие на конкретный момент времени;
  • проанализировать соотношение собственных и заёмных средств в структуре капитала;
  • определить уровень деловой активности компании;
  • рассчитать рентабельность компании и проанализировать эффективность использования материальных и финансовых ресурсов;
  • определить показатели ликвидности и платёжеспособности компании.

2. Отчет об изменениях объемов капитала раскрывает информацию обо всех изменениях в структуре собственных ресурсов компании и отражает данные о доли собственных акций, выкупленных у акционеров.

Функции отчёта:

  • анализ движения собственного капитала, сформированного обыкновенными и привилегированными акциями;
  • оценка доходности акций компании;
  • контроль и анализ направлений использования прибыли компании (формирование различных фондов потребления и накопления, размер выплачиваемых дивидендов).

3. Отчет о движении денежных потоков формирует полную картину обо всех поступлениях и выплатах компании в разрезе основной, инвестиционной и финансовой деятельности.

Функции отчёта:

  • оценить результаты деятельности компании (дефицит или профицит ресурсов) по трём направлениям деятельности;
  • выявить кассовые разрывы и текущий дефицит денежных средств и определить источники их покрытия.

С целью проведения мониторинга результатов деятельности в организациях применяются следующие виды учёта.

  1. Управленческий. Это система сбора, обработки и анализа показателей о работе компании, предназначенная для собственных нужд компании (руководителей среднего звена и топ-менеджмента). Формы отчетности разрабатываются исходя из потребностей и особенностей функционирования компании, поэтому управление финансами малого предприятия и управление финансами производственного предприятия могут отличаться. На основе управленческих отчетов оцениваются ключевые показатели деятельности организации, определяются резервы их роста и пути оптимизации.
  2. Финансовый. Это законодательно регулируемая система учета информации о деятельности компании. Ключевыми пользователями отчётности являются внешние субъекты (налоговые органы, банки, аудиторские компании). Все операции отражаются в соответствии с требованиями бухгалтерского учета, закрепленного в соответствующих ПБУ.
  3. Налоговый. Это также законодательно регулируемая система учета первичной информации. Целью формирования отчетности является определение налоговой базы по уплачиваемым организацией налогам и сборам. Основными пользователями данной отчетности выступают налоговые органы.

Основные методы управления финансами предприятия

В основе финансового менеджмента лежат специальные методы и инструменты, с помощью которых осуществляются управление финансами и финансовый анализ предприятия. Эффективность управления определяется выбором наиболее оптимальных методов и инструментов из арсенала финансового менеджера для решения поставленных целей и задач.

Ключевыми методами управления финансами являются операционная система, контроль и кратко- и долгосрочное планирование.

Грамотно организованная операционная система предприятия влияет на финансовые результаты деятельности (прибыль или убыток), позволяет оптимизировать движение денежных средств компании и минимизировать затраты.

Контроль финансов дает возможность проводить план-фактный анализ значимых показателей деятельности, выявлять ошибки и недочеты в системе управления финансами и оперативно их исправлять.

Планирование является основой финансового менеджмента. Оно строится на анализе текущего состояния организации и составлении планов развития компании с учетом выбранной стратегии, условий рыночной среды и влияния других внешних факторов. Финансовый план организации базируется на информации, полученной из различных источников (например, из бухгалтерской и статистической отчетности).

Эффективная операционная система, планирование и контроль позволяют минимизировать потенциальные риски для компании. Кроме того, в рамках риск-менеджмента применяются и другие методы управления финансами предприятия.

  1. Моделирование – создание и анализ возможных вариантов развития компании при наличии нескольких переменных. Дает возможность заранее разработать план действий компании при реализации негативных сценариев.
  2. Мониторинг – это прогнозирование, выявление условий появления и анализ результатов наступления рисковых событий.
  3. Объединение вероятных опасностей для бизнеса дает возможность минимизировать предполагаемые убытки компании.
  4. Разделение ответственности предполагает делегирование ответственности за наступление рисковых событий всем участникам финансовых отношений (инвесторам, контрагентам, другим структурным подразделениям компании). Потери каждого из участников по отдельности будут существенно меньше суммарных убытков организации.
  5. Исключение потерь дает возможность оценить потенциально не выгодные финансовые решения, просчитав убытки компании от их реализации (например, использовать долгосрочный банковский кредит для финансирования кассового разрыва).
  6. Диверсификация означает инвестирование в различные активы, отличающиеся по срокам, доходности и, соответственно, рискованности.

Как строится антикризисное управление финансами предприятия

Профессиональное управление финансами в нестабильных условиях рынка – залог успешной работы компании и дальнейшего ее развития.

В кризис многие организации испытывают значительные трудности в процессе работы, так как вынуждены искать решение противоречивых вопросов. Так, с одной стороны, у организации есть обязательства по погашению задолженности перед кредиторами (банками и контрагентами). С другой стороны, компания остро нуждается в денежных ресурсах для поддержания своей деятельности и генерации прибыли. На одной чаше весов оказывается возможность развития предприятия, на другой – возможные убытки, связанные с выплатой пени по просроченной задолженности. В результате большинство компаний принимают решение не портить свою деловую репутацию и кредитную историю и приостанавливают реализацию инвестиционных программ по причине отсутствия финансирования.

По оценкам специалистов, ошибки в управлении финансами в условиях кризиса могут привести к перерасходу бюджета компании на треть. Это может быть связано с тем, что расходы предприятия не были вовремя и правильно урезаны. Другая причина – отсутствие системы планирования и контроля, интуитивное использование полученной прибыли, без оценки последствий применяемых решений.

На каких принципах строится управление финансами в условиях кризиса

  1. Ранняя диагностика кризисных явлений в финансовой деятельности организации. С целью предупреждения развития неблагоприятных ситуаций и возникновения риска банкротства очень важно проводить мониторинг финансового состояния компании, а также следить за развитием событий в экономической и политической сфере общества. Прогнозирование влияния мировых кризисов на деятельность организации позволит принять необходимые меры заранее и избежать негативных последствий.
  2. Срочность реагирования на кризисные явления. В условиях кризиса большое значение получает оперативное управление финансами предприятия. Финансовой службе в лице финансового директора или главного бухгалтера необходимо быстро принимать управленческие решения: сокращать расходы, замораживать инвестиционные проекты, добиваться возврата дебиторской задолженности от контрагентов и др. Это даёт компании конкурентные преимущества перед другими игроками рынка.
  3. Адекватность реагирования организации на степень реальной угрозы ее финансовому равновесию. Комплекс антикризисных мероприятий, применяемых финансовым менеджером, должен соответствовать определённым требованиям: взвешенность (учет внутренних и внешних факторов), сопоставимость.
  4. Полная реализация внутренних возможностей выхода организации из кризисного состояния. Нестабильность экономической ситуации в условиях кризиса объясняет необходимость использования преимущественно собственных ресурсов для финансирования деятельности компании. Привлечение заемных средств (например, банковских кредитов) может повысить риски потери платёжеспособности и ликвидности организации.

Главные направления управления финансовыми потоками предприятия в кризис

Обеспечение достаточности денежных средств

  1. Уточненный метод. Базируется на плановых значениях объемов производства и реализации продукции. Исходя из размеров выручки и дебиторской задолженности контрагентов рассчитывается поступление денежных средств на расчетный счет (или в кассу) компании.
  2. Укрупненный метод. Используются фактические данные по выручке за предыдущие периоды, на их основе рассчитываются средние показатели, значения которых применяют для прогнозирования объемов денежных средств.
  3. Экспресс-метод. На основе средних значений выручки за фактический период рассчитываются плановые показатели. Это достаточно упрощенный метод, который применим при управлении финансами малого предприятия.

Потребность в денежных средствах определяется по следующей формуле Дпл = (ОПпл: ОПср)*Дср – Апол + Апол.ср, где

  • Дпл - плановый объём выручки от продажи товаров, работ, услуг;
  • Дср - средняя выручка, рассчитанная на основе фактических значений за предыдущие периоды;
  • ОПпл - объём товаров, отгруженных покупателям со склада предприятия;
  • ОПср - средний объём товаров, отгруженных покупателям со склада предприятия, рассчитанный на основе фактических значений за предыдущие периоды;
  • Апол - полученные от контрагентов авансовые платежи в плановом периоде;
  • Апол. ср. - средний размер авансовых платежей от клиентов, рассчитанный на основе фактических значений за предыдущие периоды.

Все показатели измеряются в денежном выражении (в рублях).

Экономия на текущих затратах предприятия

Главная цель финансового менеджмента в условиях кризиса – сокращение расходов, управление дебиторской и кредиторской задолженностью. Это достигается путём использования предоплаты по контрактам с покупателями и работы с проблемными, просроченными обязательствами.

Реструктуризация кредиторской задолженности предприятия

Последствия экономических кризисов затрагивают всех игроков рынка. Поэтому и компании, и банки заинтересованы в своевременном погашении как основного долга по кредиту, так и процентов по нему. Достичь этого позволяет реструктуризация долга, которая предоставляет заемщику более выгодные условия погашения, а банку – сохраняет возможность получения процентных доходов по изначально сомнительному кредиту.

Отличительные черты реструктуризации:

  • изменение сроков погашения кредита (как правило, среднесрочные кредиты трансформируются в долгосрочные);
  • уменьшение ежемесячных платежей (за счет изменения сроков и процентных ставок);
  • списание части долга (при согласии банка);
  • предоставление беспроцентной отсрочки на погашение (так называемый льготный период).

Управление дебиторской задолженностью

Управление финансами предприятия в условиях нестабильной экономической ситуации требует грамотного управления её дебиторской задолженностью. Главная цель – ускорение оборачиваемости дебиторской задолженности, то есть максимально быстрое её погашение покупателями. Это возможно за счет тщательного предварительного анализа платёжеспособности клиентов, использования авансовой системы оплаты или полной предоплаты до отгрузки продукции.

Реструктуризация предприятия

Реструктуризация компании обычно рассматривается как последний выход из сложившейся неблагоприятной для компании ситуации. Это связано с тем, что данный инструмент антикризисного управления достаточно трудоёмкий. Суть реструктуризации состоит в изменении организационной структуры и организационно-правовой формы компании путём слияния, поглощения или присоединения к другой организации.

  • Главный бухгалтер и финансовый директор: эффективный вариант совмещения должностей

Как оценить эффективное управление финансами предприятия

Управление финансами предприятия осуществляется в разрезе следующих направлений:

  • финансовые отношения;
  • политика в области выпуска ценных бумаг и выплаты дивидендов;
  • управление финансовыми и реальными инвестициями компании.

Оценка эффективности принимаемых решений в этих сферах требует разработки соответствующей методики, включающей выбор объектов и критериев оценки.

1. Управление оборотными средствами и капиталом. Включает в себя расчет и анализ таких показателей, как коэффициент оборачиваемости, коэффициент загрузки, фондоотдача и фондоёмкость, рентабельность капитала и активов предприятия.

2. Управление финансовыми рисками. Предполагает применение различных инструментов: диверсификация, страхование, хэджирование рисков.

3. Система безналичных платежей. Анализируются эффективность и целесообразность применяемых форм безналичных расчетов, оцениваются скорость проводимых операций и расходы на их проведение.

4. Система бизнес-планирования и бюджетных средств. В данном случае изучаются степень адаптации компании к конъюнктуре рынка, эффективность организационной структуры предприятия.

5. Управление структурой денежных средств компании. Главная цель – минимизировать расходы на привлечение капитала и максимизировать рыночную стоимость компании.

6. Система привлечения инвестиций. Приоритет отдается долгосрочным инвестициям. Наличие «длинных» денег у компании снижает риски потери ликвидности и платёжеспособности.

7. Эффективность работы организации и ее деловая активность. Главные показатели для анализа – периоды оборачиваемости кредиторской и дебиторской задолженности компании.

8. Динамика и уровень финансовых успехов компании. Оцениваются количественные и качественные показатели финансового состояния компании: разные виды прибыли (EBIT, EBITDA, чистая, валовая) и рентабельности (капитала, производства, продаж).

Методика оценки эффективности финансового менеджмента может выглядеть следующим образом

  1. Проводятся беседы с руководителями, берется интервью у персонала, собирается и анализируется документация. Цель – выявить слабые места в управлении финансами предприятия, определить направления совершенствования.
  2. Анализируются все кредитные документы. В качестве информационной базы выступают: кредитные договоры, положения об учетной политике организации, все виды отчетности компании.
  3. Осуществляется контроль финансовой политики компании. Оценка начинается с анализа отклонений фактических показателей деятельности компании от плановых. Если погрешность составляет 5% и более, то далее выясняются причины и рассматриваются способы, как не допустить подобного в дальнейшем.

Разработка методологической базы системы финансового управления компании, а также организация всех необходимых работ по ее созданию входит в компетенцию финансового директора. Построение системы финансового управления лучше начинать с организации работы финансово-экономической службы, а также службы автоматизации.

Цели и задачи системы управления финансами

Работа финансового директора связана с решением взаимосвязанного комплекса задач, оказывающих существенное влияние на финансовое положение компании. Решение одних задач сказывается на деятельности компании буквально на следующий день, в то время как влияние других решений компания ощущает через месяцы и даже годы. Поэтому различные задачи требуют разной скорости принятия решений. Если в инвестиционной области срок принятия решений, растягивающийся порой на месяцы, как правило, не составляет проблемы, то в области управления оборотным капиталом счет может идти на дни, часы и даже на минуты. Поэтому принятие решений по таким вопросам, как выплата заработной платы, погашение кредиторской задолженности, получение краткосрочного займа, требует сверхоперативности и не может быть отложено на более позднее время.

В какой-то степени финансовый директор подобен штурману военного корабля, который, находясь в окружении подводных лодок врага, вынужден постоянно менять курс и выполнять противоторпедные маневры. Но на фоне зигзагообразного курса штурман всегда должен помнить о той конечной точке назначения, в которую он должен привести корабль. Так и финансовый директор за каждодневным решением срочных и сверхсрочных задач не должен забывать о задачах системного, стратегического характера, стоящих перед его компанией. В решении такого рода задач жизненно важно соблюдать необходимый баланс. Если штурман корабля, уклоняясь от торпед противника, никак не будет продвигаться к намеченной цели, то в конечном итоге подводная лодка врага не упустит свой шанс. Аналогично, если финансовый директор допустит перекос в сторону решения оперативных задач, то, постоянно сталкиваясь со все большим объемом текущих задач, рано или поздно он будет погребен под ними.

Вплоть до последнего времени ситуация во многих секторах российской экономики не отличалась высоким уровнем конкуренции. Рентабельность продаж и доход на вложенный капитал измерялись двух-, а иногда и трехзначными цифрами. В этих условиях лишь немногие задумывались об эффективности внутренних бизнес-процессов и экономии затрат. Поэтому на этом этапе стратегические задачи большинства компаний формулировались в терминах долей рынка и объемов продаж. Все силы бросались на увеличение масштаба бизнеса. И это было вполне оправданное решение, поскольку именно такая стратегия обеспечивала максимизацию финансовых показателей компании. Рубль, вкладываемый в расширение деятельности, приносил гораздо больший доход на вложенный капитал, чем тот же рубль, вкладываемый в какой-либо проект по сокращению затрат.

Сейчас, когда во всех отраслях экономики конкуренция стремительно возрастает, а основные финансовые показатели падают, ситуация кардинально меняется. Проекты, связанные с управлением затратами, становятся чрезвычайно актуальными. Так, если, например, рентабельность продаж компании находится на уровне десяти процентов, то проект по внедрению системы бюджетирования, который, как планируется, приведет к сокращению себестоимости на 10-15%, становится очень интересным для компании, поскольку в случае его успешной реализации рентабельность продаж может возрасти в разы.

Таким образом, в настоящее время, когда период быстрого роста для большинства компаний заканчивается и начинается процесс слияний и поглощений, эффективность внутренних бизнес-процессов начинает приобретать первостепенное значение не только для успешной деятельности но и просто для сохранения своего места на рынке практически для любой компании.

Краеугольным камнем достижения операционной эффективности любой компании является наличие эффективно действующей системы управления финансами. Можно сказать, что прочность конкурентной позиции компании на рынке определяется эффективностью ее системы управления финансами предприятия. Система финансового управления является набором таких инструментов, с помощью которых менеджмент компании может быстро получать достоверную информацию обо всех аспектах деятельности компании, вести мониторинг соответствия результатов ее деятельности тактическим и стратегическим целям, а также всесторонне анализировать возникающие проблемы и искать наилучшие варианты их решения.

Наличие в компании системы финансового управления, отвечающей стратегическим целям компании, резко повышает оперативность и качество решений, принимаемых как финансовым директором, так и всем менеджментом компании в целом. Эффективно действующая система управления финансами организации дает менеджменту возможность, оперативно решая текущие задачи управления, концентрироваться на решении стратегических задач, стоящих перед компанией.

Именно поэтому построение в компании системы управления финансами, ее методы и функции, не ограниченной интересами финансового директора, а охватывающей интересы компании в целом и способной решать не только сегодняшние, но и завтрашние задачи управления, является одной из самых важных стратегических задач, стоящих перед финансовым директором.

Не всегда понимание необходимости и важности наличия эффективно действующей системы бюджетирования приходит к руководству и владельцам компании вовремя. Как правило, от осознания наличия проблемы в управлении до попыток ее системного решения проходит довольно продолжительное время, в течение которого руководство компании пытается действовать на ситуацию разными методами:

  • занимается выявлением фактов масштабного воровства как внутри компании, так и среди ее клиентов (это особенно свойственно ритейловому бизнесу);
  • производит обновление как структуры управления, так и менеджмента компании на всех уровнях управления, в ходе которого на смету опытным и профессиональным сотрудникам, как правило, приходят упорные, но недостаточно квалифицированные кадры ().
  • наконец, начинает бессистемное внедрение различных (и, как правило, дорогостоящих) модулей ERP-систем крупнейших мировых вендоров.

Итог таких мероприятий очевиден - бюджет израсходован, а кризис только усиливается. Тем не менее, по данным IDC объем российского рынка ПО управления предприятием движется семимильными шагами. Так, в 1998 году его объем составлял около $35,3 млн, а к концу 2005 года уже достиг $2,4 млрд (без учета стоимости оборудования), и ежегодный прирост в таких секторах, как телекоммуникации и ритейл, составляет порядка 50%.

Если не рассматривать специализированные отраслевые ИТ-решения, то структура классической ERP-системы представляет собой функциональное подразделение модулей:
- управление финансами предприятия;
- документооборот;
- система менеджмента качества ;
- бюджетирование;
- модели учета;
- управление закупками, запасами и продажами;
- основные фонды;
- учет специальных активов;
- управление персоналом;
- CRM-система;
- расчет заработной платы;
- управление производством;
- управление затратами;
- маркетинг.

Такое распределение модулей не дает возможности создания у менеджмента четкого представления о взаимосвязях между отдельными частями системы и наиболее целесообразном порядке их внедрения, который бы позволил осуществить внедрение с максимальной отдачей на вложенный капитал и создать эффективную систему и провести анализ системы управления финансами.

Структура системы управления финансами

Система финансового управления компанией подобна пирамиде, состоящей из нескольких уровней. На нижнем уровне сосредоточены транзакционные системы, в чьи основные задачи входит учет (желательно в режиме реального времени) всех производимых в компании операций. Основная задача данных систем - собрать всю необходимую информацию о деятельности компании и подготовить ее для последующей обработки системами более высокого уровня. К такого рода системам в первую очередь относятся Системы бухгалтерского, налогового и управленческого учета.

На среднем уровне пирамиды финансового управления сконцентрированы системы аналитического уровня. Это те системы, которые агрегируют данные отдельных транзакций, совершаемых в компании, в информацию, пригодную для аналитической обработки. Например, данные о единичной покупке, которую в какой-либо день совершил покупатель, представляют собой отдельную транзакцию, фиксируемую в какой-либо транзакционной системе. Необработанные данные об отдельных транзакциях (например, покупках клиентов) ввиду их большого объема и значительного отклонения от средних величин мало пригодны для принятия каких-либо управленческих решений.

Действительно, единичная покупка, когда-либо совершенная отдельным покупателем, мало что может сказать о предпочтениях целой группы покупателей определенного региона. Но если эти данные агрегировать в разрезе временных периодов, отдельных географических регионов, различных товарных групп, а также групп покупателей, то полученная таким образом информация будет чрезвычайно полезна менеджеру.

Агрегированная и отражающая различные тренды и зависимости (например, тренды продаж) информация является основой для принятия обоснованных решений. Именно поэтому генерация информации такого рода является основной задачей систем аналитического уровня. К системам такого рода в первую очередь можно отнести Системы бюджетирования и управленческой отчетности.

И, наконец, на самом верхнем уровне располагаются системы стратегического уровня, ориентированные на потребности среднего и высшего менеджмента компании. Основная задача данных систем - оперативно отражать степень достижения компанией своих стратегических целей. Такие системы должны в режиме реального времени (или приближающемся к таковому) отражать состояние дел в компании по самым важным показателям деятельности как отдельных подразделений, так и компании в целом. К данному уровню стоит отнести Систему ключевых показателей деятельности (KPI) , а также Систему сбалансированных показателей (BSC), хотя данные системы и близки к системам аналитического уровня.

Кроме того, к системам стратегического уровня относятся различные мониторинговые системы, предназначенные для высшего менеджмента для контроля над деятельностью предприятия в режиме реального времени по важнейшим показателям деятельности компании. К таким системам стоит также относить мониторинговые системы, контролирующие исключительно производственные (нефинансовые) показатели деятельности компании, поскольку они напрямую влияют на финансовое положение компании.

Структура системы финансового управления компанией

Стратегический уровень:
- Мониторинговые системы управления
- Системы KPI/BSC

Аналитический уровень:
- Система бюджетирования
- Система управленческой отчетности

Транзакционный уровень:
- Система налогового учета
- Система бухгалтерского учета
- Система управленческого учета

Как создать систему финансового управления в компании

Работа по созданию системы финансового управления не может происходить без четкого понимания взаимосвязей, существующих между отдельными ее подсистемами. Так, например, внедрение Системы бюджетирования при условии отсутствия налаженной Системы управленческого учета, которая должна обеспечивать сбор фактических данных для проведения план-факт анализа в Системе бюджетирования, существенно обесценивает всю пользу от внедрения Системы бюджетирования ввиду невозможности получения необходимой информации для анализа.

Поэтому в задачи финансового директора входит не только разработка методологической базы всей системы финансового управления компании, но и правильная организация всех необходимых работ. Как правило, построение системы финансового управления должно начинаться с создания основания пирамиды, то есть тех подсистем, которые лежат в основе всей системы финансового управления и без которых невозможно функционирование остальных элементов системы. По мере разработки ключевых подсистем работы смещаются в сторону элементов, лежащих на более высоких уровнях (систем аналитического и стратегического уровня).

При этом финансовому директору нельзя забывать еще и о том, что система финансового управления будет действовать с должной эффективностью только в рамках законченного и настроенного автоматизированного решения. Только в этом случае система сможет одновременно и оперативно обеспечивать достоверной информацией всех заинтересованных пользователей системы. Поэтому автоматизация системы финансового управления является тем третьим ключевым моментом, который может обеспечить внедрение и последующее успешное функционирование всей системы финансового управления компании.

Работы по созданию системы финансового управления следует начинать с организации работы финансово-экономической службы, а также службы автоматизации компании. Необходимо отладить бизнес-процессы, определить отделы и порядок взаимодействия специалистов, утвердить систему сбора информации.

Поскольку основным инструментом получения оперативной и всесторонней информации о текущей деятельности компании является система управленческого учета, то ее построение является отправной точкой в создании любой системы финансового управления. Первоначально с задачами системы управленческого учета может справляться система бухгалтерского учета, но ее функционал, ориентированный прежде всего на потребности внешних (фискальных) органов, рано или поздно начнет ограничивать возможности менеджмента по эффективному управлению компанией.

После построения транзакционного уровня пирамиды можно перейти к решению задач более высокого уровня. Для полноценного анализа данных необходима Система управленческой отчетности. Важнейшей задачей финансового директора является управление оборотным капиталом, которое включает в себя управление запасами, денежными средствами, дебиторской задолженностью. Для достижения этих целей как нельзя лучше подходит Система бюджетирования. Внедренная Система бюджетирования позволяет также планировать деятельность предприятия и контролировать участие каждого подразделения в выполнении поставленных задач. Кроме того, Система бюджетного управления является очень эффективным инструментом при реализации программ сокращения издержек.

Финансовый директор является одним из главных лиц при принятии решений об инвестировании. Активное желание менеджеров реализовывать новые инвестиционные проекты должно сопровождаться взвешенным анализом эффективности потенциальных вложений. В случае необходимости получить финансирование в кредитной организации или у частного инвестора компании необходимо подготовить специализированные документы, оформленные по всем правилам данной организации (бизнес-план, инвестиционный меморандум, ТЭО).

Если компания регулярно реализует инвестиционные проекты, в задачу финансового директора входит создание такой Системы управления инвестициями, которая позволит определить критерии принятия или отклонения инвестиционных проектов, оценить с их помощью потенциальную эффективность проекта и в дальнейшем контролировать действия ответственных за реализацию проекта, руководителей предприятия, специалистов по бизнес-планированию и других заинтересованных лиц.

Кроме того, Система управления инвестициями должна позволять вести учет затрат применительно к конкретному инвестиционному проекту, отделяя их от затрат по другим проектам или от других затрат компании, связанных с ее регулярной производственной деятельностью.

Рано или поздно каждая развивающаяся компания сталкивается с необходимостью внедрения и совершенствования системы мотивации. Решение этой задачи предполагает непосредственное участие финансового директора. Современными инструментами мотивации являются Системы ключевых показателей эффективности (KPI) или сбалансированных показателей (BSC). Эти инструменты применяются также для согласования стратегии компании и оперативной деятельности персонала.

Система финансового управления предприятием является тем набором инструментов управления, которые в современных условиях необходимы каждой компании, желающей удержаться на рынке в условиях постоянного роста конкуренции. Стратегически мыслящий финансовый директор должен прогнозировать тенденции развития своей отрасли и те проблемы, которые будут возникать в связи с этим, и последовательно выстраивать пирамиду финансового управления предприятием, способную их решить.

Управление личными финансами – это не тема лекции студента экономического факультета. Грамотно контролировать свои расходы и доходы сегодня должен уметь каждый. В этой статье мы рассмотрим эффективные инструменты управления доходами и способы мониторинга движения личных денежных средств.

1 Эффективное управление личными финансами: теория и практика

У большинства граждан слово «деньги» ассоциируется не только с покупками, отдыхом, развлечениями и свободой. Нередко речь идет о долгах, кредитах, неплатежеспособности и ограничениях. Поможет исправить ситуацию лишь умелое управление личными финансами (онлайн или вручную), которое включает:

  • анализ поступлений в семейный бюджет;
  • контроль над тратами;
  • поиск способов увеличения доходов и сокращения расходов;
  • составление персональных отчетов за каждый период;
  • подведение итогов и изучение динамики.

На практике данный процесс выглядит следующим образом. Человек в отдельной тетради или специальной онлайн программе записывает размер ежемесячной зарплаты, пособий и прочих поступлений. Далее ежедневно вносятся суммы, которые были потрачены на приобретение товаров и услуг. В конце отчетного периода подводятся итоги и выявляются «слабые стороны» контроля за движением средств. Это может выражаться, к примеру, в чрезмерных тратах на развлечения и отдых.

2 Как управлять личными финансами самостоятельно?

Многих интересует вопрос: «Как управлять личными финансами?» При этом желание научиться контролировать расходы и доходы не возникает на пустом месте. Чаще всего, такая потребность появляется в том случае, если не получается прийти к намеченной цели. Это может быть покупка машины или квартиры. Предположим, ежемесячный доход составляет 150 тысяч рублей. Может показаться, что накопить необходимую сумму не так уж и сложно. Но, проведя анализ расходов, выясняем, что к концу месяца не остается и 3 % от зарплаты. Налицо чрезмерные траты. Чтобы приобрести даже самый недорогой поддержанный автомобиль, придется копить несколько лет.

Специалисты не призывают переходить на режим строжайшей экономии. Но если есть определённая цель, для ее достижения придется чем-то жертвовать. В обычной тетради необходимо составить план расходов на месяц с учетом предполагаемых доходов. В нашем случае цель – покупка поддержанной машины стоимостью 350 000. Делим общую стоимость авто на 12 месяцев и получаем 29 166 рублей. Сумма вполне реальная, с учетом зарплаты в 150 000 рублей в месяц. Для достижения цели размер ежемесячных накоплений должен составлять примерно 10 %.

3 Онлайн система управления личными финансами

Кроме простых способов контроля расходов, существует и масса современных программ, которые позволяют без особых хлопот анализировать траты. В числе самых популярных:

  • Стандартные программы Windows. Речь, в частности, идет об Excel. Программа используется бухгалтерами компаний для составлений типовых отчетов. Софт прекрасно подходит для ведения личной бухгалтерии.

4 Личные финансы: секреты управления и распространённые заблуждения

Вероятно, многие уже слышали о книге «Думай, как миллионер» Харва Экера. Автор приводит свою формулу грамотного распределения дохода:

10 % - вложения и инвестиции;
10 % - отдых и развлечения;
10 % - долгосрочные сбережения;
10 % - образование и саморазвитие;
10 % - благотворительность;
50 % - повседневные расходы.

Данная модель неидеальна, так как у многих граждан аренда квартиры, расходы на транспорт, продукты питания и коммунальные платежи забирают более 70 % заработной платы. Формулу Харва Экера следует использовать, лишь как приблизительный ориентир. Возможно внесение своих корректив. Но главный принцип заключается в необходимости накоплений и вложений средств. Сколько и во что вкладывать – каждый решает сам. Это может быть открытие собственного бизнеса, покупка акций, и т.д.

Каждый преуспевающий бизнесмен подтвердит, что в случае нехватки денег необходимо думать не о сокращении расходов, а об увеличении доходов.

В вопросах контроля расходов и доходов также важно не перегибать палку. Переключившись на режим строжайшей экономии и отказывая себе абсолютно во всем, велик риск «потерять вкус к жизни» . Экономия безусловно должна быть, но не в ущерб общению с друзьями, приобретению полезных продуктов питания и получению дополнительных знаний.

5 Грамотное управление доходами и расходами – способ достижения намеченных целей

Выйти на совершенно новый качественный уровень жизни намного проще, чем кажется. Необходимо лишь прислушаться к советам опытных людей. Грамотное управление личными средствами подразумевает:

  • Ведение бухгалтерии . Нет ничего проще, чем завести дневник затрат и покупок. Через два-три месяца регулярных подсчетов приходит понимание того, куда уходят деньги, и какую статью расходов нужно исключить.
  • Планирование больших покупок и трат . Данный подход позволяет приобретать товары и услуги намного дешевле. Это, в частности, касается раннего бронирования туров, авиабилетов и т.д.
  • Мониторинг скидок и акций . Многие магазины предлагают в период праздников приобрести товары по сниженным ценам. Это хорошая возможность сэкономить и купить необходимые вещи максимально выгодно.
  • Получение удовольствия от жизни . Существует масса способов потратить меньше денег, но при этом получить то же удовольствие. В погоне за экономией не стоит кидаться в крайности.

Вне зависимости от того, будет выбрана онлайн система или традиционный способ анализа доходов и расходов, главное, в конечном итоге, научиться грамотно распоряжаться своими деньгами и успешно реализовывать намеченные планы.

Подразумевают совокупность определенных методов и приемов целенаправленного воздействия, что используются с целью достижения определенного результата. Это весьма многогранная тема, которую сложно полностью рассмотреть в одной статье. Ведь можно говорить про управление финансами предприятия, личными сбережениями, государственными средствами, а также учесть множество дополнительных моментов, как то: система, методы, анализ, эффективность и сам процесс.

Общая информация

Первоначально необходимо разобраться с тем, что представляет для нас интерес:

  1. Объект управления. Это различные виды финансовых отношений, которые связаны с формированием денежных доходов, накоплением средств и их последующим использованием индивидуумами, субъектами хозяйствования и государством.
  2. Субъект управления. Это организационные структуры и личности, которые и осуществляют руководство денежными средствами.
  3. Финансовый аппарат. Совокупность организационных структур, которые управляют денежными средствами.

Все вместе они позволяют сформировать систему, позволяющую обеспечить качественное и эффективное управление финансами.

Понятия, которые необходимо знать

Хорошая теоретическая подготовка позволяет минимизировать количество практическим проблем. В денежных делах выделяют несколько важных моментов, которые позволят построить хорошую систему управления финансами. Если кратко, то это планирование, прогнозирование, оперативное руководство и контроль. Что они собой представляют? Если кратко, то:

  1. Финансовое прогнозирование. Предполагает наличие планирования. Заключается в оценке определенного множества вариантов и выбора из них самого лучшего. Прорабатывает вопросы движения денежных ресурсов на микро- и макроуровнях.
  2. Финансовое планирование. Это процесс обоснования, построенный на научных принципах. В данном случае подразумевается разработка планов на определенный период, в которых рассматриваются возникающие отношения и движения финансовых ресурсов. Используется для конкретизации прогнозов, определения показателей, взаимосвязи задач, а также подбираются методы, что будут применены для достижения цели.
  3. Оперативное управление. Является комплексом мер, что вырабатывается на основе анализа складывающейся ситуации. Преследует цель получения максимального эффекта с минимумом затрат.
  4. Контроль. Используется как элемент управления в процессах планирования и оперативного руководства. Необходим для сопоставления фактических результатов с плановыми и выявления резервов роста объема ресурсов и эффективности их использования.

О принципах замолвим слово

Процесс управления финансами должен опираться на определенные базовые основы, которые придают всем действиям упорядоченность и структурированность. В качестве таковых выступают принципы - основные требования, что выдвигаются структурам, руководящим денежным массам. Они сводятся к таким утверждениям:

  1. Руководящая деятельность всегда зависит от конечной преследуемой цели.
  2. Она должна соответствовать интересам индивида (собственника, коллектива, компании, общества, государства).
  3. При достижении цели необходимо учитывать влияние объективных экономических законов.
  4. В процессе работы следует учитывать реальные финансово-хозяйственные условия в стране деятельности и за ее границами.

О методах и задачах

Главная цель, что преследуется - это достичь финансовой устойчивости. Поэтому задачи и методы управления финансами разнятся в зависимости от того, о ком идет речь. Если о государстве - это одно дело. Позиция отдельного индивидуума требует иного подхода. Так, государству приходится решать такие задачи:

  1. Обеспечивать макроэкономическую сбалансированность.
  2. Снижать государственный долг.
  3. Достигать сбалансированного (профицитного) бюджета.
  4. Обеспечивать устойчивость национальной валюты.

Для этого используются такие финансовые методы:

  1. Анализа.
  2. Планирования и прогнозирования.
  3. Мобилизации финансовых ресурсов.
  4. Контроля.
  5. Информационно-правового обеспечения субъектов финансовых отношений.
  6. Регулирования.

Управление государственными финансами изучено весьма основательно, поэтому, при желании и должном трудолюбии обеспечить эффективное использование денежных средств - не проблема. А что в других случаях?

А что еще можно сказать про государство?

В первую очередь необходимо помнить, что оно функционирует для людей. И его целью является их комфорт, а не получение максимально возможной прибыли. Это обязательно необходимо учитывать во время осуществления финансового управления. Но это не значит, что государство не может брать участие в проектах, которые сулят прибыль. Но главное в этом, как правило, социальная составляющая - то есть то, чем будет полезна осуществляемая задумка для местных жителей или всего общества.

Как выглядит управление финансами предприятия?

Представим, что есть коммерческая структура средней руки. Управленческие функции в таком случае возлагаются на финансовый отдел, которому посильную помощь оказывает бухгалтерия и аудиторы. При этом полученные данные передаются высшему руководству, которое принимает судьбоносные (для предприятия) решения. При этом внимание уделяется как текущей информации, так и данным прошлых периодов. Ведь необходимо не только следить за потоками средств, которые идут сейчас, но и контролировать совершенные действия на предмет различных нарушений (растраты и так далее). Большую роль в этом процессе играет анализ управления финансами. Следует понимать, что вся информация, которая берется во внимание для принятия решений, основывается на первичных бухгалтерских документах. Поэтому, прежде чем на ее основании что-то делать, следует проанализировать данные на предмет неточностей, расхождений и иных возможных отклонений, которые позволят судить о наличии определенных проблем или сокрытии информации.

Важность качественного управления для предприятия

Финансовая сфера является отображением успешности деятельности предприятия. Даже небольшие колебания могут свидетельствовать о наличии существенных проблем (как сейчас, так и в не очень отдаленном будущем). А как известно, лучший кризис - это тот, который успешно предотвратили еще до его возникновения. Причем по результатам деятельности предприятия можно делать выводы не только о его положении, но и о ситуации на рынках. Если финансовой службе удастся заметить и своевременно надвигающуюся бурю, то у нее есть время для подготовки к реагированию на нее, что потенциально позволяет получить преимущество перед другими компаниями. При этом особенную роль играют разработанные в рамках экономической науки методы оценки ситуации, для использования которых необходимо позаботиться о наличии образованного и квалифицированного персонала. Часто это обходится довольно дорого, но потери, как правило, обходятся значительно дороже.

И наиболее актуальное - личные финансы

Кто из нас не мечтал о том, чтобы иметь хорошую и успешную жизнь? Но она не дается даром. Чтобы заполучить ее, приходится много работать, в том числе и над собой. Один из наиболее важных моментов на этом пути - управление личными финансами. В целом, выглядит этот процесс несложно. Наибольшую проблему для множества людей представляет самодисциплина и организованность. Ведь мало знать что-то - необходимо еще и действовать. Если кратко, то управление личными финансами базируется на фиксации всех доходов и расходов, а также поиске возможностей сэкономить денежные средства на маловажных статьях с целью перенаправления потоков на более приоритетные цели. И еще раз - самое слабое место для большинства людей, которые задумываются об рационализации своей жизни - это самодисциплина и организованность. Чтобы человек ни решил, какие бы инструменты ни применял, без этих двух моментов все дело может пойти ко дну. Поэтому управление личными финансами требует решимости и дисциплины. И эти качества из-под палки не получить.

Как справляться с финансами?

Самая главная преследуемая цель - это обеспечить более высокую сохранность и целевое использование денежных средств на приоритетные и важные задачи. Что именно - это дело уже второе. Например, накопить денежные средства на дом, собственное дело, учебу. В первую очередь необходимо решить вопрос о том, как же именно это все будет организовано. Можно завести тетрадь, где будут записываться средства на момент начала учета, доходы и траты. Или, в соответствии с духом времени, обзавестись тематической программой на смартфоне, планшете или компьютере. Поскольку второй вариант является более удобным, его необходимо рассмотреть внимательней. Отдельно необходимо поработать над выработкой привычки заносить информацию обо всех изменениях и принятых решениях. Например, вечером, перед сном.

Использование программ для ведения учета личных финансов

В первую очередь необходимо упомянуть факт автоматизации. Множество действий не нужно совершать самостоятельно, поскольку все уже считает программа. Например, сумму всех доходов или расходов. К тому же часто присутствует функционал представления данных в графическом виде, что значительно упрощает восприятие информации, по сравнению с числами. На эффективность управления финансами играет и тот факт, что можно без проблем вести учет даже по самым небольшим суммам, ведь памяти устройства требуется меньше, нежели бумаги для отображения всей информации. К тому же более упрощена навигация, и при необходимости можно получить данные даже за прошлые годы, не прикладывая при этом значительных усилий и не тратя свое время. Хотя следует не забывать о том, что существует потребность в электроэнергии для работы устройства. Поэтому лучше сделать выбор в пользу программного обеспечения, которое работает в автономной технике (ноутбуки, планшеты, смартфоны). Первое время из-за непривычности скорость работы может быть относительно небольшой, но постепенно каждый сможет оценить, что управление финансами с использованием компьютеризированного подхода весьма удобно.

Заключение

Итак, давайте подведем итог всему вышесказанному. Управление финансами - это совокупность различных методов и приемов, которые направлены на достижение установленных целей. Следует различать работу в этом направлении государств, различных организаций и отдельных индивидов. Каждый из них обладает своими целями, задачами и методами их достижения. Но при этом есть и общие черты, выраженные в виде принципов.