(Школьные сочинения). Что отличает Катерину от обывателей города Калинова? (по пьесе Островского «Гроза») Описание города калинова от лица катерины

Урок литературы в 10 классе

(с применением элементов технологии

критического мышления через чтение и письмо)

Тема: Город Калинов и его обитатели. Образ Катерины, ее душевная трагедия.

Цели урока:

- образовательные:

2) Выяснить, почему именно Катерина оказалась способна противостоять «темному царству»; проследить, как формировался ее характер, какие черты являются в нем главными, как постепенно развивался ее конфликт с миром Кабанихи; понять, почему в системе действующих лиц Катерина стоит отдельно.

- развивающие:

1) обучить умению находить «ключ» к пониманию идейно-тематического содержания произведения;

2) научить создавать текст рассуждения;

- воспитательные: воспитывать нравственное чувство учащихся, чувство сопереживания к судьбе другого человека.

Оборудование урока: слайды, тексты пьесы Н.А.Островского «Гроза».

Ход урока:

I. Слово учителя:

«Мое почтение, любезный мой друг Порфирий Иванович.

Спешу рассказать тебе о моем путешествии. Как ты помнишь, выехал я из Москвы 30 мая сего 1857 года и отправился вниз по Волге. Цель путешествия моего тебе известна - посмотреть насчет строительства дороги. Побывал я уже в Костроме, в Торжке и еще во многих больших и малых городах, что находятся на берегах этой великой реки.

Но довелось мне побывать в очень прелюбопытном городке. Находится он на высоком берегу Волги. Вид с берега божественный. Волга предстает здесь во всей своей красе. Сам же городок ничем особым от других не отличается: купеческие дома в обилии, церковь, бульвар.

Жители же ведут какой-то свой особый образ жизни. Уж нам ли, братец, не знать, как быстро в столице меняется жизнь. А здесь все по старинке. Монотонное и медленное течение времени. Старшие во всем поучают младших, а младшие и носа боятся высунуть. Приезжих в городе мало, поэтому меня приняли как чужеземца, как заморскую диковинку. Когда я попытался рассказать о том, как мы в столице живем, разговор сразу переводили на другую тему. Такое впечатление, что жители города, сами того не осознавая, опасаются, что один только рассказ о другом городе, о других людях может рассеять иллюзию благополучия в их «земле обетованной».

Пробыл здесь ровно три дня, и, знаешь, одно желание овладело мной: бегом из этого города. По моим подсчетам буду в Москве через неделю, так что скоро свидимся. До скорой встречи. Твой друг...»

Беседа по содержанию письма.

Комментарии учителя:

В ремарке, предваряющей текст, автор определяет место и время действия драмы. Это уже не Замоскворечье, столь характерное для многих пьес Островского, а город Калинов на берегу Волги. Волга - великая русская река, природная параллель русской судьбы, русской души, русского характера, а значит, все, что происходит на ее берегах, понятно и легко узнаваемо каждым русским человеком. Город вымышленный, в нем можно увидеть черты самых разных русских городов.

Пейзажный фон «Грозы» дает также определенный эмоциональный настрой, позволяющий по контрасту острее почувствовать душную атмосферу жизни калиновцев.

Чтобы представить волжские пейзажи, рассмотрите репродукции картин И.Левитана «Вечер. Золотой плес», «Над вечным покоем», «Вечерний звон».

События разворачиваются летом, между 3 и 4 действиями проходит 10 дней. Драматург не говорит, в каком году совершаются события, можно поставить любой год - настолько характерно описанное в пьесе для русской жизни в провинции. Особо Островский оговаривает, что все одеты по-русски, только костюм Бориса соответствует европейским нормам, которые проникли уже в быт русской столицы. Так появляются новые штрихи в обрисовке образа жизни в городе Калинове. Время здесь словно остановилось, а жизнь оказалась замкнутой, непроницаемой для новых веяний.

Далее ученики работают в группах, пытаясь ответить на главные вопросы урока: каков мир города Калинова? Является ли атмосфера, царящая в городе Калинове, основной причиной трагической гибели героини пьесы «Гроза»?

Класс разделен на 5 групп. Каждой группе предложен свой материал для исследования. Отдельным ученикам даются фломастеры, ножницы, бумага.

1-я группа:

Список действующих лиц (афиша) пьесы представляет собой весьма значимую часть ее экспозиции и дает первое представление о городе Калинове и о его обитателях.

Задание: назвать основных действующих лиц, жителей города Калинова, рассказать, о чем говорят их фамилии.

2-я группа:

Задание: сгруппировать всех действующих лиц пьесы, опираясь на принцип: положение лиц в городе.

3-я группа:

Задание: создать образ города с точки зрения действующих лиц пьесы.

4-я группа:

Задание: схематично изобразить мир природы, каким его видят жители города Калинова.

5-я группа:

Задание: изобразить в виде схемы (рисунка) картину окружающего мира калиновцев.

Ученики работают в течение 7 -10 минут. После выполнения задания выступают представители от каждой группы.

Творческие отчеты 1-3 групп:

1-я группа:

В афише мы знакомимся с основными действующими героями пьесы. Характеристику действующих лиц Островский начинает уже с фамилий, при этом знаменательны не только фамилии, но также имена и даже отчества.

Савел Прокофьевич Дикой - богатейший купец города, один из его «отцов», жадный, эгоистичный, высокомерный и невежественный самодур, живущий лишь интересами самого беззастенчивого приобретательства. Фамилия Дикого, как и всех других действующих лиц «Грозы», не случайна. В северных районах «дикой» означает глупый, шальной, безумный, малоумный, сумасшедший.

«Диковать» значит дурить, блажить, сходить с ума, дурачиться.

Марфа Игнатьевна Кабанова - купеческая вдова, еще более значительное лицо в городе. Это живое воплощение деспотизма. Она скрывает свою жестокую сущность под маской внешнего, обрядового, благочестия.

Марфа - «наставница», Игнатий - «неизвестный, сам себя поставивший». Кабаниха - «дикая свинья, отличающаяся свирепостью нрава». Прозвище Кабаниха могло быть произведено также и от слова «кабан» в значении «глыба льда», очень распространенного в верховьях Волги.

Борис Григорьевич - племянник Дикого, молодой человек, порядочно образованный.

Тихон Иванович Кабанов - Тихон созвучно слову «тихий», купеческий сын, скромный, добрый, но весьма недалекий, робкий, бесхарактерный по натуре, к тому же вконец забитый своей деспотичной матерью.

Катерина (по-гречески всегда чистая) - жена Тихона, олицетворение огромной волевой силы, красоты, нежности.

Глаша - «девка в доме Кабановой». Глаша (по-гречески гладкая) - толковая, рассудительная, сострадательная девушка.

Варвара - в переводе с греческого грубая. Эта героиня довольно проста духовно, груба. Ее принцип - «делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».

Кулигин - мещанин, «самоучка-механик». Островский дал герою знаменитое имя Кулибина, известного русского изобретателя. Он олицетворение народной талантливости и творческого ума.

Ваня Кудряш - конторщик Дикого. Это человек острого, наблюдательного ума, волевого склада, своеобразного чувства собственного достоинства и грубоватого простодушия.

2-я группа:

Одна из замечательных особенностей пьесы состоит в органическом сочетании беспощадной критики старого и утверждения нового.

Критикуя старое, драматург рисует обличительно-сатирические образы, а утверждая новое, создает положительные образы. Раскрывая тему и идею «Грозы», Островский отчетливо делит ее действующих лиц на две основные группы: утеснителей и утесняемых, палачей и жертв, деспотов и протестующих. Всех действующих лиц пьесы исходя из их положения в городе можноразделть на группы.

3-я группа:

Образ города глазами действующих лиц пьесы.

Учитель:

А.Н.Островский не только подробно, конкретно и многосторонне воссоздает панораму городской жизни, но и, используя разные драматургические средства и приемы, вводит в художественный мир пьесы элементы мира природы и мира дальних городов и стран. Особенность видения окружающего, присущая горожанам, создает эффект фантастической, невероятной «затерянности» калиновской жизни.

Мотив совершенной замкнутости калиновского мира проходит через всю пьесу. Жители не видят нового и знать не знают других земель и стран. Новости из большого мира доходят до них только благодаря рассказам странницы Феклуши. И о своем прошлом они сохранили лишь смутные, утратившие связь и смысл предания.

Особую роль в пьесе играет пейзаж, описанный не только в ремарках, но и в диалогах действующих лиц. Одним доступна его красота, другие пригляделись к ней и вполне равнодушны. Калиновцы не только «отгородили, изолировали» себя от других городов, стран, земель, они сделали свои души, свое сознание невосприимчивым к воздействию мира природы, мира, полного жизни, гармонии, высшего смысла.

Люди, так воспринимающие окружающее, готовы поверить во что угодно, даже в самое невероятное, лишь бы оно не угрожало разрушением их «тихой, райской жизни». В основе такой позиции - страх, психологическая неготовность что-то изменить в своей жизни. Так драматург создает не только внешний (событийный), но и внутренний, психологический фон для трагической истории Катерины.

После подведения итогов работы групп, после вывода предлагается составить синквейн. Пример:

Город Калинов

Купеческий, ограниченный

Властвуют, боятся, существуют

«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!»

Капкан.

Вопросы и задания для обсуждения по образу Катерины:

1.Почему мы не можем назвать ее ни "жертвой", ни "хозяйкой"? Ответ в чертах ее характера.

2.Какие черты ее характера проявляются в первых же репликах? Прямота, неспособность лицемерить и лгать. Конфликт намечается сразу: Кабаниха не терпит в людях чувства собственного достоинства, непокорности, а Катерина не умеет приспосабливаться и покоряться.

3.Откуда появились в героине эти черты? Зачем автор только о Катерине рассказывает так подробно, говорит о ее семье, детстве? Как воспитывалась Катерина? Какая атмосфера окружала ее в детстве и в семье мужа?

В детстве

В семье Кабановых

"Точно птичка на воле"; "маменька души не чаяла"; "работать не принуждала".

Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду

"Я у вас завяла совсем", "да здесь все как будто из-под неволи".

Атмосфера дома -- страх. "Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?"

Черты Катерины: свободолюбие (образ птицы); независимость; чувство собственного достоинства; мечтательность и поэтичность (рассказ о посещении церкви, о снах); религиозность; решительность (рассказ о поступке с лодкой)

Принципы дома Кабановых: полное под.чинение; отказ от своей воли; унижение попреками и подозрениями; отсутствие духовных начал; религиозное лицемерие

Вывод. Для Катерины главное -- жить согласно своей душе

Вывод. Для Кабанихи главное -- подчинить, не дать жить по-своему

Вывод. Взаимоотношения героев находятся в состоянии резкого контраста и рождают непримиримый конфликт.

1.В чем выражается протест Катерины? Почему мы можем назвать ее любовь к Борису протестом? Любовь -- это и есть стремление жить по законам своей души.

2. В чем сложность внутреннего состояния героини? Любовь к Борису -- это не только свободный выбор, диктуемый сердцем, но и обман, который ставит Катерину в один ряд с Варварой; отказ от любви -- это подчинение миру Кабанихи, а выбор любви -- это и счастье, и мучение Катерины. Но, выбрав любовь, она сознательно обрекает себя на мучения.

3.Как в сцене с ключом, сценах свидания и прощания с Борисом показаны мучения героини, борьба с собой? Это ее сила или слабость? Проанализируйте лексику, построение предложений, фольклорные элементы, связи с народной песней. Сцена с ключом: "Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его". Сцена свидания: "Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?" Сцена прощания: "Друг мой! Радость моя! Прощай!" Все три сцены показывают решительность героини. Она нигде не изменила себе: решилась на любовь по велению сердца, призналась в измене по внутреннему чувству свободы (ложь -- всегда несвобода), пришла проститься с Борисом не только из-за чувства любви, но и из-за чувства вины: он пострадал из-за нее. Она бросилась в Волгу по требованию своей свободной натуры.

1.Докажите, что смерть Катерины -- это протест. Гибель Катерины -- это протест, бунт, призыв к действию, так как после ее смерти Варвара сбежала из дома, Тихон обвинил мать в смерти жены, Кулигин бросил упрек в немилосердности.

2.Сможет ли город Калинов жить по-старому?

Вывод: Катерина отличается от других героев внутренней силой и свободолюбием, так как ее характер сформировался в других условиях. В детстве она не испытывала давления со стороны своих родителей, росла соответственно своей натуре, поэтому только и не сломалась под давлением "темного царства", смогла отстоять чувство собственного достоинства. Город Калинов не сможет после смерти Катерины жить по-старому, ведь ее смерть пробудила у его жителей первые слова протеста.

Домашнее задание: Образ Катерины глазами героев пьесы.

Индивидуальное домашнее задание: Образ Катерины в оценке Добролюбова и Писарева.

Драматические события пьесы А.Н. Островского «Гроза» разворачиваются в городе Калинове. Этот городок располагается на живописном берегу Волги, с высокой кручи которого открываются взгляду необъятные российские просторы и безграничные дали. «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется », - восторгается местный механик самоучка Кулигин.
Картины бескрайних далей, отозвавшиеся в лирической песне. Среди долины ровныя», которую он напевает, имеют большое значение для передачи ощущения необъятных возможностей русской жизни, с одной стороны, и ограниченности быта в маленьком купеческом городке, с другой.

Великолепные картины волжского пейзажа органично вплелись в структуру пьесы. На первый взгляд, они противоречат ее драматической природе, но на самом деле - вносят в обрисовку места действия новые краски, выполняя тем самым важную художественную функцию: картиной обрывистого берега пьеса начинается, ею же она и заканчивается. Только в первом случае она рождает ощущение чего-то величественно-прекрасного и светлого, а во втором - катарсис. Пейзаж также служит для более яркой обрисовки действующих лиц - тонко чувствующих его красоту Кулигина и Катерины, с одной стороны, и всех, кто к нему равнодушен, - с другой.Гениальный драматург так тщательно воссоздал место действия, что мы можем, зрительно представить себе город Калинов, утопающий в зелени, каким он нарисован в пьесе. Мы видим его высокие заборы, и ворота с крепкими запорами, и деревянные дома с узорными ставенками и цветными занавесками окон, заставленных геранями и бальзаминами. Мы видим и трактиры, где в пьяном угаре кутят такие как Дикой и Тихон. Мы видим пыльные калиновс-кие улочки, где перед домами на скамейках беседуют обыватели, купцы и странницы и где порою издалека доносится песня под аккомпанемент гитары, а за калитками домов начинается спуск к оврагу, где ночами веселится молодежь. Нашему взору открывается галерея со сводами полуразрушенных построек; общественный сад с беседками, розовыми колоколенками и старинными золочеными церквами, где чинно прогуливаются «благородные семейства» и где развертывается общественная жизнь этого маленького купеческого городка. Наконец, мы видим волжский омут, в пучине которого суждено найти свой последний приют Катерине.

Жители Калинова ведут сонное, размеренное существовайие: «Спать ложатся очень рано, так что непривычному человеку трудно и выдержать такую сонную ночь». По праздникам чинно прогуливаются по бульвару, но «и то один вид делают, что гуляют, а сами ходят туда наряды показывать». Обыватели суеверны и покорны, у них нет стремления к культуре, наукам, их не интересуют новые идеи и мысли. Источниками новостей, слухов являются странницы, богомолки, «калики перехожие». Основой взаимоотношений людей в Калинове является материальная зависимость. Здесь деньги решают все. «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! - говорит Кулигин, обращаясь к новому человеку в городе Борису. - В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры. Потому что честным трудом никогда не заработать нам больше насущного хлеба. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать…» Говоря о толстосумах, Кулигин зорко замечает их взаимную вражду, паучью борьбу, сутяжничество, пристрастие к кляузам, проявление жадности и зависти. Он свидетельствует: «А между собой-то, сударь, как живут! Торговлю друг у друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказчиков… А те им… злостные клаузы строчат на ближних. И начнется у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям».

Ярким образным выражением проявления грубости и вражды, царящих в Калинове, становится невежественный самодур Савел Прокофьич Дикой, «ругатель» и «пронзительный мужик», как характеризуют его жители. Наделенный необузданным нравом, он запугал своих домашних (разогнал «по чердакам и чуланам»), терроризирует племянника Бориса, который «достался ему на жертву» и на котором он, по словам Кудряша, постоянно «ездит». Издевается он и над другими горожанами, обсчитывает, «куражится» над ними, «как его душе угодно», справедливо полагая, что «унять-то» его все равно некому. Брань, ругань по любому поводу - это не только привычное обращение с людьми, это его натура, его характер, - содержание всей его жизни.

Другим олицетворением «жестоких нравов» города Калинова является Марфа Игнатьевна Кабанова, «ханжа», как характеризует ее все тот же Кулигин. «Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Кабаниха твердо стоит на страже устоявшихся порядков, заведенных в ее доме, ревностно охраняя эту жизнь от свежего ветра перемен. Она не может смириться с тем, что молодым пришелся не по вкусу ее образ жизни, что хочется им жить по-другому. Она не ругается, как Дикой. У нее свои методы устрашения, она въедливо, «как ржа железо», «точит» своих близких.

Дикой и Кабанова (один - грубо и открыто, другая - «под видом благочестия») отравляют жизнь окружающим, подавляя их, подчиняя своим порядкам, уничтожая в них светлые чувства. Для них потеря власти - потеря всего, в чем они видят смысл существования. Поэтому они так ненавидят новые обычаи, честность, искренность в проявлении чувств, тяготение молодежи к «воле».

Особая роль в «темном царстве» принадлежит таким как невежественная, лживая и наглая странница-попрошайка Феклуша. Она «странствует» по городам и весям, собирая нелепые россказни и фантастические истории - об умалении времени, о людях с песьими головами, о разбрасывании плевел, об огненном змие. Создается впечатление, что она нарочно перевирает услышанное, что ей доставляет удовольствие распространять все эти сплетни и нелепые слухи, - благодаря этому ее охотно принимают в домах Калинова и подобных ему городков. Феклуша выполняет свою миссию не бескорыстно: здесь накормят, тут напоят, там одарят. Образ Феклуши, олицетворяющей зло, лицемерие и грубое невежество, был очень типичен для изображаемой среды. Такие феклуши, разносчицы вздорных вестей, затуманивающих сознание обывателей, и богомольцы были необходимы хозяевам города, так как поддерживали авторитет их власти.

Наконец, еще одним колоритным выразителем жестоких нравов «темного царства» является в пьесе полусумасшедшая барыня. Она грубо и жестоко грозит гибелью чужой красоте. Это ее страшные пророчества, звучащие» словно голос трагедийного рока, получают в финале свое горькое подтверждение. В статье «Луч света в темном царстве» Н.А. Добролюбов писал: «В «Грозе» особенно видна необходимость так называемых «ненужных лиц»: без них Мы не можем понять лица героини и легко можем исказить смысл всей пьесы…»

Дикой, Кабанова, Феклуша и полусумасшедшая барыня - представители старшего поколения - являются выразителями худших сторон старого мира, его темноты, мистики и жестокости. К прошлому, богатому своей самобытной культурой, своими традициями, эти персонажи отношения не имеют. Но в городе Калинове, в условиях, подавляющих, ломающих и парализующих волю, живут и представители молодого поколения. Кто-то, как Катерина, тесно связанная укладом города и зависимая от него, живет и мучается, стремится вырваться из него, а кто-то, как Варвара, Кудряш, Борис и Тихон, смиряется, принимает его законы или находит способы примириться с ними.

Тихон - сын Марфы Кабановой и муж Катерины - наделен от природы незлобивым, тихим нравом. Есть в нем и доброта, и отзывчивость, и способность к здравому суждению, и стремление вырваться на волю из тисков, в которых он оказался, но безвольность и робость перевешивают его положительные качества. Он привык.беспрекословно подчиняться матери, выполнять все, что она требует, и не способен проявить неповиновение. Он не в силах по-настоящему оценить меру страданий Катерины, не в состоянии проникнуть в ее душевный мир. Только в финале этот слабохарактерный, но внутренне противоречивый человек, поднимается до открытого осуждения тирании матери.

Борис, « молодой человек, порядочного образования », единственный, кто не принадлежит к калиновскому миру по рождению. Это душевно мягкий и деликатный, простой и скромный человек, к тому же своей образованностью, манерами, речью заметно отличается от большинства калиновцев. Он не понимает местных обычаев, но не способен ни защитить себя от оскорблений Дикого, ни «противиться пакостям, которые делают другие». Катерина сочувствует его зависимому, униженному положению. Но и нам остается только посочувствовать Катерине - ей довелось встретить на своем пути человека безвольного, подчиненного капризам и прихотям своего дяди и ничего не предпринимающего для изменения такого положения. Прав был Н.А. Добролюбов, утверждавший, что «Борис - не герой, он далеко стоит от Катерины, она и полюбила-то его на безлюдье».

Веселая и жизнерадостная Варвара - дочь Кабанихи и сестра Тихона - жизненно полнокровный образ, но от нее веет какой-то духовной примитивностью, начиная с поступков и повседневного поведения и кончая ее рассуждениями о жизни и грубовато-развязной речью. Онаприспособилась, научилась хитрить, чтобы не подчиняться матери. Она во всем слишком земная. Таков и ее протест - побег с Кудряшом, который хорошо знаком с нравами купеческой среды, но живет легко» не задумываясь. Варвара, научившаяся жить, руководствуясь принципом: «Делай что хочешь, только бы шито да крыто было», на бытовом уровне выразила свой протест, но в целом живет по законам «темного царства» и по-своему обретает согласие с ним.

Кулигин, местный механик-самоучка, который в пьесе выступает «обличителем пороков», сочувствует бедным, озабочен тем, чтобы улучшить жизнь людей, цолучив награду за открытие вечного двигателя. Он противник суеверий, поборник знаний, науки, творчества, просвещения, однако своих собственных знаний у него недостаточно.
Активного способа противостоять самодурам он не видит, а потому предпочитает покориться. Понятно, что это не тот человек, который способен привнести новизну и свежую струю в жизнь города Калинова.

Среди действующих лиц драмы нет никого, кроме Бориса, кто не принадлежал бы к калиновскому миру по рождению или воспитанию. Все они вращаются в сфере понятий и представлений замкнутой патриархальной среды. Но жизнь не стоит на месте, и самодуры ощущают, что их власть ограничивается. «Помимо их, не спросясь их, - говорит Н.А. Добролюбов, - выросла другая жизнь, с другими началами…»

Из всех действующих лиц только Катерина - натура глубоко поэтическая, исполненная высокого лиризма - устремлена в будущее. Потому что, как отмечал академик Н.Н. Скатов, «Катерина воспитана не только в узком мире купеческой семьи, она рождена не только патриархальным миром, а всем миром национальной, народной жизни, уже выплескивающимся за границы патриархальности». Катерина воплощает дух этого мира, его мечту, его порыв. Только она одна оказалась способной выразить свой протест, доказав, пусть и ценой собственной жизни, что близится конец «темного царства». Созданием такого выразительного образа А.Н. Островский показал, что и в окостеневшем мире провинциального городка может возникнуть «народный характер поразительной красоты и силы», пера которого основана на любви, на свободном мечтании о справедливости, красоте, какой то высшей правде.

Поэтическое и прозаическое, возвышенное и приземленное, человеческое и звериное - эти начала парадоксально соединились в жизни провинциального русского городка, но преобладает в этой жизни, к сожалению, мрак и гнетущая тоска, которую как нельзя лучше охарактеризовал Н.А. Добролюбов, назвав этот мир «темным царством». Этот фразеологизм - сказочного происхождения, но купеческий мир «Грозы», мы убедились в этом, лишен того поэтического, загадочно-таинственного и пленительного, что обычно свойственно сказке. «Жестокие нравы» царят в этом городе, жестокие…

Театральный сезон 1859 года ознаменовался ярким событием - премьерой произведения «Гроза» драматурга Александра Николаевича Островского. На фоне подъема демократического движения за отмену крепостного права его пьеса была более чем актуальной. Ее сразу по написании буквально рвали из рук автора: законченная в июле постановка спектакля шла на петербуржской сцене уже в августе!

Свежий взгляд на российскую действительность

Явным новаторством стал продемонстрированный зрителю образ в драме Островского «Гроза». Драматург, родившийся в купеческом московском районе, досконально знал мир, презентованный им зрителю, населенный мещанами и купцами. Самодурство купцов и нищета мещан достигли совершенно уродливых форм, чему, конечно же, способствовало пресловутое крепостное право.

Реалистичная, словно списанная с жизни, постановка (вначале - в Петербурге) дала возможность закопавшимся в будничных делах людям вдруг со стороны увидеть мир, в котором они живут. Не секрет - беспощадно-уродливый. Беспросветный. Действительно - «темное царство». Увиденное было потрясением для людей.

Усредненный образ провинциального города

Не только лишь со столицей ассоциировался образ "затерянного" города в драме Островского «Гроза». Автор, работая над материалом для своей пьесы, целенаправленно посещал целый ряд населенных пунктов России, создавая типовые, собирательные образы: Кострому, Тверь, Ярославль, Кинешму, Калязин. Таким образом, городской житель увидел со сцены широкую картину жизни средней полосы России. В Калинове российский горожанин узнавал мир, в котором он жил. Это походило на откровение, которое нужно было увидеть, осознать...

Было бы несправедливым не отметить, что Александр Островский украсил свое произведение одним из самых замечательных женских образов в русской классической литературе. Прототипом для создания образа Катерины для автора послужила актриса Косицкая Любовь Павловна. Ее типаж, манеру говорить, реплики Островский просто вставил в сюжет.

Не оригинален был и выбранный героиней радикальный протест против "темного царства" - суицид. Ведь не было недостатка в историях, когда в купеческой среде человека «живьем съедали» за «высокими заборами» (выражения взяты из рассказа Савела Прокофьича городничему). Сообщения о подобных самоубийствах периодически появлялись в современной Островскому прессе.

Калинов как царство несчастных людей

Образ "затерянного" города в драме Островского «Гроза» действительно был подобен сказочному «темному царству». В нем жило очень мало по-настоящему счастливых людей. Если простые люди беспросветно работали, оставляя на сон всего часа три в сутки, то работодатели пытались закабалить их еще в большей степени, чтобы еще более обогатиться на труде несчастных.

Зажиточные же горожане - купцы - отгородились от сограждан высоченными заборами и воротами. Однако, по словам того же купца Дикого, нет за этими запорами счастья, ибо отгородились «не от воров», а чтобы не было видно, как «богатые… поедом едят домашних». А еще они за этими заборами «грабят родственников, племянников…». Избивают домашних так, что те «пикнуть не смеют».

Апологеты «темного царства»

Очевидно, что вовсе не самостоятельным является образ "затерянного" города в драме Островского «Гроза». Самым богатым горожанином выступает купец Дикой Савел Прокофьич. Это типаж неразборчивого в средствах человека, привыкшего унижать простых людей, недоплачивать им за работу. Так, в частности, сам он рассказывает об эпизоде, когда к нему с просьбой одолжить деньги обращается мужичок. Савел Прокофьич сам не может объяснить, почему тогда он пришел в бешенство: обругал, а затем едва не пришиб несчастного…

Он также является настоящим тираном для своей родни. Его супруга ежедневно умоляет посетителей не злить купца. Его домашнее буйство заставляет домашних прятаться от этого самодура по кладовкам да чердакам.

Отрицательные образы в драме «Гроза» дополняет также богатая вдова купца Кабанова - Марфа Игнатьевна. Она, в отличие от Дикого, «ест поедом» своих домашних. Причем Кабаниха (таково ее уличное прозвище) старается полностью подчинить своей воле домочадцев. Ее сын Тихон полностью лишен самостоятельности, представляет собой жалкое подобие мужчины. Дочь Варвара же «не сломалась», однако изменилась внутренне кардинально. Ее принципами жизни стали обман и скрытность. «Чтобы все было шито-крыто», - как сама утверждает Варенька.

Невестку же Катерину Кабаниха доводит до суицида, вымогая соблюдения надуманного старозаветного порядка: кланяться входящему мужу, «выть на людях», провожая супруга. Критик Добролюбов в статье «Луч света в темном царстве» пишет об этом издевательстве так: «Грызет долго и неотступно».

Островский - Колумб купеческой жизни

Характеристика драмы «Гроза» давалась в прессе начала XIX века. Островского называли «Колумбом патриархального купечества». Его детство и юность прошли в населенном торговцами районе Москвы, а будучи судебным служащим, он не однажды сталкивался с «темной стороной» быта различных «Диких» и «Кабаних». То, что раньше было скрыто от общества за высокими заборами особняков, стало явным. Пьеса вызвала существенный резонанс в обществе. Современники признали, что драматический шедевр поднимает большой пласт проблематики русского общества.

Вывод

Читатель, знакомясь с творчеством Александра Островского, непременно открывает для себя особый, не персонифицированный персонаж - город в драме «Гроза». Этот город создал настоящих монстров, угнетающих людей: Дикого и Кабаниху. Они - неотъемлемая часть «темного царства».

Примечательно, что именно эти персонажи всеми силами поддерживают темную патриархальную бессмысленность домостроя в городе Калинов, лично насаждают в нем человеконенавистнические нравы. Город как персонаж статичен. Он словно замер в своем развитии. Вместе с тем ощутимо, что "темное царство" в драме «Гроза» доживает свои времена. Рушится семья Кабанихи... Высказывает опасения о своем психическом здоровье Дикой… Горожане понимают, что красота природы Поволжья диссонирует с тяжелой моральной атмосферой города.

Каждый человек - это целый мир, целая Вселенная. Все люди не похожи друг на друга, именно поэтому в одной и той же ситуации каждый ведет себя по-разному. Драма Островского «Гроза» показывает нам сложный замкнутый мир людей, патриархальный купеческий городок, где томится и страдает несчастная девушка. Вся вина ее в том, что ей тесно и душно в этом замкнутом мирке.

Катерина бесправна и беззащитна, впрочем, это было совершенно нормальным явлением согласно домостроевским порядкам. Молодая жена в доме своего мужа имела множество обя-занностей, а права ей попросту не полагались.
Катерина не умеет притворяться и обманывать, и это ее главное отличие от окружающих. Она покладиста и послушна, однако ей слитком тяжело выносить постоянные придирки и упреки. Искренняя, наивная и непосредственная, Катерина доверчиво открывает себя миру. Она не ждет от людей подлости, злобы, жестокости. Она словно не понимает, в каком мире живет.
Впрочем, если быть точным, то Катерина, действительно, не сразу понимает, в каком мире оказалась. Ее жизнь в родительском доме была беззаботной, счастливой и легкой. Окруженная заботой и любовью, Катерина жила так, как хотела. И эта «вольница» разом закончилась. Жизнь в доме мужа не имеет для Катерины ни единого светлого момента. Конфликт Катерины и «темного царства» нарастает медленно, но верно. В результате происходит настоящий «взрыв». Дело заканчивается гибелью девушки.
Можно сравнить Катерину с Варварой. Казалось бы, они близки по возрасту и к тому же происходят из купеческих семей. Однако Варвара умеет притворяться и лгать, а Катерина пет. С детства ее оберегали от работы. А получается, Что она выросла в атмосфере, далекой от реальной жизни. Если Варвара обладает развитым инстинктом самосохранения, понимает, как нужно себя вести, чтобы избежать проблем, то Катерина не обладает этими знаниями и умениями. Она похожа на ребенка, который абсолютно беззащитен.
Катерина вызывает сочувствие и симпатию в отличие от всех остальных персонажей драмы. Она совершенно одинока, так как не находит ни у кого поддержки. Слабовольный и бесхарактерный ее муж во всем слушается мать, все остальные также больше заняты своей жизнью. Душевные страдания, чувство непонятое™ и одиночества бросает Катерину в объятья Бориса. Эмоциональная и впечатлительная Катерина пытается найти спасение в любви. А что еще может попытаться сделать женщина, смысл жизни для которой - возможность полностью раствориться в любимом мужчине? Замужество не дает Катерине такой возможности, поэтому она вынуждена решиться на измен).
Катерину нельзя осуждать, она добра, мечтательна, романтична. Ее воображение кажется удивительным для простой необразованной девушки из купеческой семьи. Душевная пустота, пошлость, ханжество, ложь и ненависть - вот отличительные черты той среды, в которой девушка оказалась. Все ее лучшие качества никому не нужны. Доброту, любовь, нежность, чувствительность никто не смог оценить. Окружающие воспринимают Катерину как пещь, которая не имеет души и сердца. И, одинокая, несчастная, она не находит другого выхода, кроме самоубийства.

Каждый человек – это личность, настоящий невиданный мир. Все люди далеко не похожи друг на друга, из-за этого-то каждый индивид ведёт себя в одной конкретно взятой ситуации совершенно по-разному. Драма Островского «Гроза» демонстрирует нам какой-то обособленный мир людей, какой-то примитивный купеческий город, в котором главная героиня, – несчастная девушка, вынуждена страдать. Вина Катерины состоит лишь в том, что ей очень душно и очень тесно в этом обособленном мире.

Катерина – беззащитная девушка, и это абсолютно нормально для того времени и тех порядков. У главной героини имеется огромное количество обязанностей, но прав у неё нет совсем. Катерина – очень честная и открытая девушка, она не способна на притворство и обман, именно это и отличает её от окружающих.

Она выполняет всю работу беспрекословно, очень покладиста, послушна, но очень тяжело переносит всю ту негативную атмосферу в доме своего мужа. Главная героиня довольно наивная и доверчивая, очень открытая к миру. Она искренне верит, что каждый человек добр, поэтому не ожидает ни от кого зла, подлости, жестокости. Даже кажется, что она живёт в своём выдуманном мире, который на самом деле не тот, каким она себе представляет. Жизнь Катерины в своём родном доме была беззаботной и простой. Она была окружена любовью и заботой, жила, как ей вздумается. И её свобода в один миг завершилась, как только она вышла замуж. Теперь нет для неё ни одной радости в жизни. С течением времени нарастает конфликт между Катериной и «темным царством, из-за чего случается реальная трагедия, дело кончается гибелью главной героини.

Сравнивая Варвару и Катерину, мы видим, что они обе почти одного возраста, происходят от купеческих семей. Но существенное отличие Варвары от Катерины в том, что первая притворяется и лжёт, чтобы выжить, а Катерина – нет. Варвара также обладает довольно развитым инстинктом самосохранения и понимает, что и когда нужно сказать и сделать, чтобы не заработать проблем. У Катерины же эти знания и умения отсутствуют, она словно ребёнок, который не в состоянии сам себя защитить.

Катерина, в отличие от всех остальных жителей городка, вызывает у читателя симпатию. Её слабовольный и бесхарактерный муж во всем потакает матери, а другие жители города заняты своей жизнью, не интересуясь ничем более. Все терзания, страдания, одиночество словно подталкивают Катерину в объятия к Борису. Главная героиня, будучи очень чувствительной и эмоциональной, ищет спасение в любви, ведь ничего больше этого она сделать не в состоянии. Катерина решается на измену, потому что замужество не даёт ей чувство нужности кому-либо, в ком можно раствориться.

Невозможно осудить главную героиню за её поступок. Девушка оказалась в довольно пагубной среде, которая всячески мучила Катерину, не давая ей чувствовать себя счастливой, будучи самой собой. Все её хорошие качества оказываются ненужными. Никто не думает о чувствах главной героини, а она, одинокая и несчастная, видит только один выход – самоубийство.