Русская культура 14 16 веков. Русская культура в XIV-XVI веках. на тему: Русская культура XIV -начала XVI веков

РУССКАЯ КУЛЬТУРА В 14-16 ВЕКАХ
ВЛИЯНИЕ ТАТАРО-МОНГОЛЬСКОГО ИГА НА РАЗВИТИЕ РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

В результате нашествия монголо-татар был нанесен жестокий урон материальным и культурным ценностям. Давало о себе знать резкое усиление разобщенности русских земель с середины 13 века, что отрицательно сказывалось на развитии русской культуры. Сразу же после установления ордынского владычества на Руси временно прекращается строительство каменных зданий.

Было утрачено искусство целого ряда художественных ремесел.

За время феодальной раздробленности сформировались местные центры летописания, а также литературные художественные школы. Во времена монголо-татарского ига часть этих традиций сохранилась, что создавало основу в будущем для культурного подъёма к концу 14 века. Кроме того борьба за государственную целостность и независимость сближала культуры разных земель, а также культуру верхушки и народную. Несмотря на то, что многие культурные произведения погибли, многие и появились.

Включившись в систему мировых торговых связей через Золотую Орду, Русь переняла ряд культурных достижений стран Востока, технологию изготовления различных предметов, архитектурные достижения и общекультурные.

С другой стороны, монголо-татарское нашествие повлияло на возвышение Москвы, как центра объединения Руси. И постепенно общерусская культура стала формироваться на основе культуры Владимирской Руси.

ЛЕТОПИСАНИЕ

Начиная со второй половины 13 века в русских землях постепенно восстанавливается летописание. Его главными центрами оставались Галицко-Волынское княжество, Новгород, Ростов Великий, Рязань, примерно с 1250 года Владимир. Появляются также новые центры Москва, Тверь.

Со второй половины 14 века составление летописей и рукописных книг переживает значительный подъём. Ведущее место постепенно занимает Московская летописная традиция с её идеями объединения земель вокруг Москвы. Московская летописная традиция дошла до нас в составе Троицкой летописи начало 15 века и являет собой в отличии от местных летописей первый со времен Древней Руси свод общерусского характера, тут обосновываются право князей московских быть главой Руси.

  • В середине 15 века появляется краткая всемирная история — хронограф.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО РУСИ

Вместе с тем важнейшим жанром литературы в 13 веке, получившим динамичное развитие, становится устное народное творчество: былины, песни, сказания, воинские повести. В них отражались представления русских людей о своём прошлом и об окружающем мире.

Первый цикл былин является доработкой и переработкой старого цикла былин о Киевской державе.

Второй цикл былин — Новгородский. В нём прославляется богатство, могущество, свободолюбие вольного города, а также мужество горожан в защите города от врагов.

  • Главные герои — Садко, Василий Буслаевич.

Другие жанры появляются в 14 веке и посвящены осмыслению монгольского завоевания. Повести-сказания: о битве на реке Калке, о разорении Рязани, о нашествии Батыя, а также о защитнике Смоленска — юноше Смолянине Меркурии, спасшим город по велению Богородицы от монгольских ратей. Часть произведений этого цикла вошла в летописные своды.

ЛИТЕРАТУРА РУСИ

В традиции плача написано «Слово о погибели русской земли» (сохранилась только первая часть). Идеи национального освобождения и патриотизма отражаются также в произведениях, посвященных северо-западных рубежей земли русской: «Повесть о житие Александр Невского» . Целый ряд житийных произведений посвящен князьям, погибшим в орде. Это житие Михаила Черниговского. Князья представлены в этих произведениях, как защитники провославной веры и Руси.

  • Отсюда были заимствованы образы, литературный стиль, отдельные обороты, выражения. Оно не сообщает о походе или битве, а выражает чувства от случившегося. Написана по итогам Куликовской битвы.

Эта победа рассматривается тут, как возмездие за поражение на речке Калке. В произведении выражена гордость за победу, прославляется Москва, как государственный центр Руси. Задонщина сохранилась в подлиннике. Характеризуется хорошим литературным языком.

В жанре светской литературы написано Хождение за три моря Афанасия Никитина. Это одно из немногих светских произведений, сохранившихся на Руси. В нем пересказываются впечатления от путешествий в Индию и многих восточных стран. Это путевой дневник.

НАЧАЛО КНИГОПЕЧАТАНИЯ НА РУСИ

Конец 15 века связан с завершением формирования великорусской народности.

  • Сложился язык, отличающийся от церковно-славянского. Господствующим стал московский диалект.

С образованием централизованного государства, увеличилась потребность в грамотных, образованных людях.

  • В 1563 году казённую типографию возглавил Иван Федоров. Помощником его был Федор Мстиславович. . Типография работала в основном на нужду церкви.
В 1574 году во Львове издается первая русская азбука.

ОБЩЕПОЛИТИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ РУСИ 16 ВЕКА.

Реформы Избранной Рады при Иване Грозном были направлены на укреплении централизации государства. Общая политическая мысль Руси отражала несколько тенденций по вопросам о взаимоотношении власти и отдельных слоев населения, призванных поддерживать её. Либо царская власть должна была бороться с боярством, либо боярство должно было быть её главной опорой.

Великие Минеи Четьи митрополита всея Руси Макария (1481/82-31.XII. 1563 г.) - это книжный свод из 12 рукописных книг, составляющий годовой «круг чтения» почти на каждый день, каждая из 12 Миней содержит материал на один из месяцев (начиная с сентября). По замыслу инициатора, организатора переписки и редактора этого книжного свода Макария 12 фолиантов огромного объема и размера должны были вобрать «все святые книги четьи», почитаемые и читаемые на Руси, благодаря чему Великие Минеи Четьи стали своего рода энциклопедией русской книжности XVI в.

Домострой — памятник русской литературы XVI века, являющийся сборником правил, советов и наставлений по всем направлениям жизни человека и семьи, включая общественные, семейные, хозяйственные и религиозные вопросы. Наиболее известен в редакции середины XVI века, приписываемой протопопу Сильвестру.

  • Хотя Домострой и был сборником советов по ведению хозяйства, но был написан художественных языком и стал литературным памятником эпохи.

ЖИВОПИСЬ РУСИ

Несмотря на некоторый упадок в развитии страны русская живопись к 14 — 15 веку достигла наивысшего расцвета. В современной литературе этот период оценивают как русское возрождение. В это время на Руси работает серия замечательных живописцев.

  • В конце 14 начале 15 века в Новгороде, Москве, Серпухове и Нижнем Новгороде работал приехавший из Византии живописец Феофан Грек .

Он великолепно соединил византийскую традицию и уже сформировавшуюся русскую. Иногда он работал с нарушением канонов. Его образы психологические, в его иконах передано духовное напряжение. Им была создана роспись храма Спаса на Ильене улице в Новгороде, вместе с Семеном Черным — росписи московской церкви Рождества Богородицы (1395) и Архангельского собора (1399).

  • Великим русским художником, творившем в этот период является Андрей Рублев.

Он мастер лаконичной, но очень выразительной композиции. В его работах виден удивительный живописный колорит. А в его иконах и фресках чувствуется идеал нравственного совершенства. Одновременно умел передавать и тонкие душевные переживания персонажей. Он участвовал в росписи старого Благовещенского собора в Кремле (1405) вместе с Феофаном Греком и прохором из Городца, расписывал Успенский собор во Владимире (1408). Троицкий собор в Троице — Сергиевом монастыре и Спасский собор Андроникова монастыря (1420).

«Троица». 1411 год или 1425-27, Государственная Третьяковская галерея

Образ отражает библейский сюжет, когда праотец Авраам принимал дома трех путников, посланных Богом, и принесших ему новость о грядущем рождении сына. Первые изображения трех ангелов за столом появились еще в Византии 14-го века, и назывались Филоксения (греч. - «гостеприимство») Авраама.

Одним из первых, кто вдохнул в эту икону новый Евхаристический смысл, стал Русский иконописец, святой Андрей Рублев. Он изобразил Трех Ангелов как три ипостаси Божии. Средний Ангел символизирует Сына Божия - Иисуса Христа, левый - Бога-Отца, правый Бога - Духа Святого (основа такого толкования иконы в одежде и расположении Ангелов), однако одинаковый внешний вид Ликов показывает, что Святая Троица – единое и неделимое Целое. Перед Ангелами стоит чаша – символ жертвы Христа за наши грехи.

В конце 15 века огромный вклад в развитие русской живописи внес выдающийся иконописец Дионисий . Он был великолепным калористом и очень сложным мастером. Вместе со своими сыновьями Феодосием и Владимиром а так же другими учениками, он создал фрески Успенского собора Кремля .

К числу его творений относилась и знаменитая икона Спас в силах.

Одновременно функционирует и Новгородская иконописная школа. Она отличается яркостью красок и динамичностью композиции.

АРХИТЕКТУРА РУСИ

В 14-16 веке в связи с централизацией государства украшается Москва (при Иване Калите развивается каменное строительство).

  • При Дмитрии Донском впервые возведен белокаменный Кремль.

Во время ига реставрируется серия старых русских храмов. Благодаря достройкам и перестройкам появляется тенденция к кристализации русского национального архитектурного стиля на основе синтеза традиций Киевской и Владимиро-Суздальской земли, что в будущем стало образцом для последующего строительства в конце 15 начале 16 века.

По совету Софьи Палеолог (бабушка Ивана IV Грозного) приглашались мастера из Италии. Цель этого — отобразить мощь и славу русского государства. Итальянец Аристотель Фиораванти съездил во Владимир, осмотрел Успенский и Дмитриевский соборы. Он удачно сумел объединить традиции русского и итальянского зодчества. В 1479 году удачно завершил возведения главного храма русского государства — Успенского собора Кремля. Вслед за этим была построена грановитая палата для приема иностранных посольств.

  • Обращение к национальным истокам особенно ярко выражалось в каменном зодчестве традиционно русского шатрового стиля, столь характерного для деревянной архитектуры Руси.

Шедеврами шатрового стиля являлись церковь вознесения в селе Коломенском (1532) и Покровский собор на Кремлевской площади в Москве. То есть появляется собственный архитектурный стиль.


Покровский собор

Воссоздание культурных ценностей, потерпевших огромный урон после нашествия Батыя, было частью восстановления народной жизни. Две основные идеи вдохновляли русскую культуру XIV - XVI вв.: идея освободительной борьбы против монголо-татарских завоевателей и идея единства родной земли, которая находила выражение в процессе политического объединения страны.

Патриотическая идея борьбы с завоевателями вы звала к жизни яркие литературные произведения. Непосредственно по следам нашествия была создана «Повесть о разорении Рязани Батыем», в составе которой сохранилось народное сказание о подвиге Евпатия Коловрата. Народное восстание в Твери в 1327 г. против монголо-татар прославлено в «Песне о Щелкане Дудентьевиче». Славная победа над полчищами Мамая в 1380 г. вдохновила авторов поэтической «Задонщины» и «С казания о Мамаевом побоище». В повести о нашествии хана Тохтамыша (1382) подчеркивалась роль народных масс, «черных людей» в обороне Москвы. Их мужество противопоставлялось трусости бояр, которые пытались бежать еще до начала осады столицы.

Патриотические идеи борьбы с завоевателями и единства родной земли проводились и в летописях. Центром общерусского летописания стала Москва - политический и культурный центр Руси. Первый летописный свод общерусского характера создан в Москве в 1408 г.; это знаменитая Троицкая летопись, которая сгорела во время московского пожара 1812 г. В 1480 г. был составлен Московский летописный свод. В московском летописаний проводилась идея преемственности власти московских князей от великих киевских и владимирских князей. Несколько больших летописных сводов было создано в XVI в. (Лицевой свод, Никоновская летопись), однако на смену им приходят другие виды исторических сочинений. В «Степенной книге» изложение велось не по годам, а по «степеням» - главам, посвященным правлениям великих князей. Широкое распространение получили хронографы, т. е. сводные обзоры всеобщей и русской истории, и сочинения, посвященные отдельным выдающимся событиям. Так, «Казанский летописец» был посвящен событиям казанской войны, он пользовался большой популярностью и сохранился более чем в 230 списках.

XVI век отмечен расцветом русской публицистики. Представители разных сословий выступали с публицистическими произведениями, в которых отстаивали свои взгляды. С программой реформ в интересах дворянства выступил в своих «челобитных» Иван Пересветов. Окольничий Федор Карпов обличал злоупотребления властей, призывал к «закону» и «справедливости». Максим Грек осуждал церковное землевладение и ростовщичество. Священник Ермолай Еразм выступал с демократическими взглядами, заявляя, что «больше всего полезны пахари, их трудами создается главнейшее богатство», и предлагал облегчить положение крестьян. Яркими публицистическими произведениями являются письма Ивана Грозного к князю Курбскому, в которых он отстаивает свое право на самодержавную власть. В свою очередь, Андрей Курбский излагал в своих письмах позицию феодальной аристократии. Курбскому принадлежало большое историческое сочинение «История о великом князе Московском».

Однако подъем общественно-политической мысли, вызванный обострением внутренних противоречий в стране, был кратковременным. Во второй половине XVI в. усилилось регламентирующее влияние царской власти и церкви. При участии придворного священника Сильвестра и митрополита Макария был составлен «Домострой», сборник обязательных моральных и житейских правил; в «Четьях-минеях» - сборнике поучи тельного чтения на каждый, день - были собраны церковные и светские произведения, переработанные церковниками. Так церковь воздействовала на литературу. Значительные успехи были достигнуты в развитии письменности и распространении грамотности. В XIV в. на Руси появилась бумага, которая заменила дорогой пергамент. Книги стали дешевле и доступнее. Грамотные люди не были редкостью в русском городе. Как правило, дворяне сами подписывали документы, горожане вели письменный учет, сохранилось много надписей на ремесленных изделиях. На Стоглавом соборе 1551 г. было принято решение о создании школ «для научения грамоте», выпускались учебники - «азбуковники». Распространению грамотности способствовало книгопечатание. В 1564 г. первопечатник Иван Федоров выпустил в Москве свою первую книгу - «Апостол». За ней последовал «Часослов», а всего во второй половине XVI в. было издано около 20 печатных книг, в основном богословского содержания.

После почти столетнего перерыва в городах Руси возобновилось каменное строительство. Восстанавливались каменные соборы во Владимире, Переяславле-Залесском, Ростове и других городах, продолжали строиться новые каменные храмы в Новгороде. В Московском княжестве с его возвышением широко разверну лось каменное строительство. В первой половине XIV в. были построены Успенский и Архангельский соборы, в 1367 г. сооружены каменные стены и башни московского Кремля. В начале XV в. закончилось строительство великокняжеского Благовещенского собора, стены и своды которого были расписаны выдающимися живописцами того времени: Феофаном Греком, Андреем Рублевым, Прохором с Городца. Особенно широко развернулось каменное строительство при великом князе Иване III . Были возведены из кирпича новые кремлевские стены и башни, сохранившиеся до настоящего времени, па месте прежних храмов строились монументальные соборы: Успенский, Благовещенский, Архангельский, месте с русскими мастерами каменного дела в строительстве участвовали иноземные зодчие, в том числе знаменитый итальянец Аристотель Фиораванти. В 30-х годах укрепления Москвы были дополнены каменными стенами Китай-города, окружавшими торговый центр столицы. Началось строительство каменных зданий гражданского характера. В Кремле был создан великолепный ансамбль великокняжеского дворца со знаменитой Грановитой палатой - местом царских церемоний и приемов иноземных послов. В традициях русского деревянного зодчества в 1532 г. были построены каменная шатровая церковь в с. Коломенском и. храм Василия Блаженного на Красной площади (1556) в память о взятии Казани. К концу XVI в. была закончена много ярусная колокольня Ивана Великого в Москве (82 м); Каменное строительство развернулось и в других городах. Особенно много строилось крепостных сооружений. Каменные кремли выросли в Нижнем Новгороде, Коломне, Туле, Зарайске, мощные каменные стены окру жили Троице-Сергиевский, Волоколамский, Соловецкий, Кирилло-Белозерский и другие монастыри. Грандиозной по своим размерам была каменная крепость в Смоленске, построенная зодчим Федором Конем.

Развитие живописи в XIV - XVI вв. связано в первую очередь с именами Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия. Феофан Грек в последней четверти XIV в. расписывал соборы в Новгороде, а затем в Москве и в других городах. Он принес на Русь традиции византийского искусства, великолепную живописную технику, которую развили дальше его ученики. Однако первым русским национальным живописцем был Андрей Рублев, смело отступавший от византийских церковных канонов. Ему принадлежат великолепные росписи Андроникова монастыря и Благовещенского собора в Москве, Успенского собора во Владимире, церкви в Звенигороде («Троица», «Спас»). В рамках церковных сюжетов Андрей Рублев передавал человеческие страсти и переживания, русский национальный характер. С именем Дионисия связано складывание московской школы живописи: сочные и праздничные краски, торжественность, интерес к реальной жизни. Фрески Дионисия сохранились в храме Ферапонтова монастыря.

В середине XVI в. в русской живописи усиливаются реалистические, светские мотивы, появляются изображения исторических деятелей и событий. Примером таких произведений может служить икона «Церковь воинствующая», прославившая русскую победу над Казанским ханством. На миниатюрах «Лицевого свода» (а их было более 16 тыс.) изображены многие реалистические сюжеты, даже сцены трудовой деятельности крестьян и горожан. Во второй половине XVI в. в связи с усилившейся церковной регламентацией реалистические мотивы в живописи заметны меньше. Живописцы стали уделять главное внимание совершенствованию техники, чистоте красок, тщательной проработке мелких деталей. Эти черты свойственны так называемой строгановской школе живописи.

Постепенно шло накопление научных знаний, вызванное военными и государственными потребностями централизованного государства. Развитие артиллерии оживило интерес к математике, практической динамике, химии. Писались руководства по отдельным ремеслам (например, по солеварению). Для проведения переписи земель было разработано руководство по «земельному начертанию», составлялись «чертежи» отдельных городов и земель. При Иване IV был создан «чертеж государства» - первая географическая карта России. Значительно расширился географический кругозор русского человека. Суздальский монах Симеон описал в 1439 г. свое путешествие по странам Западной Европы. Тверской купец Афанасий Никитин во второй половине XV в. совершил путешествие в Индию. Ермак со своими казаками прошел по Западной Сибири до р. Иртыш. Велись астрономические наблюдения с целью уточнения церковного календаря, в летописях появлялись подробные описания солнечных затмений, комет, атмосферных явлений, о одном из сборников Кирилло-Белозерского монастыря XV в. содержались рассуждения неизвестного автора «о широте и долготе земли», «о земном устроении», «о расстоянии между небом и землей». Русские люди пытались осмыслить окружающий мир не с религиозных позиций.

Русская культура XIV - XVI вв. была национальной по своему характеру, отличалась богатством и своеобразием. Ее расцвет совпадал по времени с формированием великорусской народности.

Основой складывания великорусской народности была совместная жизнь в рамках образующегося Российского государства, освободительная борьба с внешними врагами, требующая общерусских усилий, общность территории и социально-экономического строя русских земель. Ядром складывавшейся великорусской народности стала Северо-Восточная Русь, а ее центром - Москва, которая являлась не только государственным и военным, но и национальным центром страны. В XIV - XV вв. складывался великорусский язык с характерными для него фонетическими особенностями и грамматическим строем, постепенно стирались местные особенности в языке. Московский диалект, впитывая в себя местные диалекты, превращался в общерусский язык. В XIV в. Северо-Восточная Русь стала называться «Великой Русью», а в конце XV - начале XVI в., как показали исследования академика М. Н. Тихомирова, тер мин «Русь» заменяется термином «Россия».

— Источник—

Артемов, Н.Е. История СССР: Учебник для студентов ин-тов И90 культуры. В 2-х частях. Ч. 1/ Н.Е. Артемов [и д.р.]. – М.: Высшая школа, 1982.- 512 с.

Post Views: 277

Ответ от слесарева анастасия[гуру]
Развитие русской культуры в этот период происходило под воздействием множества факторов. Это и развитие прежних традиций, особенно связанных с христианскими ценностями и церковными интересами. Появляются и новые факторы, влияющие на культуру: собирание русских земель вокруг Московского княжества и создание единого централизованного государства, утверждение национального самосознания в борьбе против золотоордынского ига. От века к веку все заметнее становится роль Москвы, московских великих князей. Московская Русь превратилась в центр не только объединительных процессов, но и развития культуры.
Литература. В русской литературе большое место занимала тема борьбы с ордынским игом. Особенно выделяются произведения Куликовского цикла (“Задонщина”, “Сказание о Мамаевом побоище”). Они проникнуты чувством патриотизма и восхищения подвигами русских воинов.

Во второй половине XV в. новое рождение переживает старый жанр хождений (описаний путешествий) .

Сохранялись и умножались летописные традиции. В XIV в. в Москве создается общерусский летописный свод, а составленный в 1442 г. “Хронограф” включает описание всемирной истории.

В первой половине XVI в. вокруг митрополита Макария сформировалась группа образованных людей, которые создали знаменитые “Великие Четьи-Минеи”. Это собрание наиболее читаемых на Руси книг: житийной литературы, поучений, сказаний и др. - как правило, не носивших богослужебного характера, но напрямую связанных с православной традицией.
Важным культурным событием стало появление книгопечатания. Оно связано с именами Ивана Федорова и Петра Мстиславца, которые создали первую печатную книгу “Апостол” (1564). Во Львове был выпущен первый русский букварь с грамматикой. Реакция церкви на книгопечатание была столь отрицательной, что даже в XVII в. печатная книга не смогла вытеснить рукописную.
Общественно-политическая мысль. Среди русских письменных источников XV-XVI вв. много произведений, в которых авторы размышляют о судьбе России.
Архитектура. Москва становится столицей огромной державы, накопление богатств в руках московского князя дает возможность приступить к невиданному ранее по размаху каменному строительству. Дмитрий Донской в 1366-1367 гг. начал строительство нового московского Кремля. На месте деревянных укреплений, построенных при Иване Калите, возник новый белокаменный Кремль.
Строительство московских укреплений продолжалось в течение всего XVI в. К Кремлю пристроили полукольцо укреплений Китай-города, а в конце века “городовых дел мастер” Федор Конь возвел “Белый город” длиной около 9,5 км. Ф. Конь построил также стены Кремля в Смоленске.

Во второй половине XVI в. из традиций деревянного зодчества, но уже в камне, возникает шатровый стиль. Шатровое церковное зодчество не распространилось широко, поскольку противоречило церковным канонам и запрещалось церковными властями. Живопись. Феофан, выходец из Византии, жил в Новгороде, а затем в Москве. Для его фресок и икон характерна особая эмоциональность. Решения Стоглавого собора оказали влияние не только на архитектуру, но и на живопись. Это привело к тому, что совершенствовались только технические приемы письма. Ремесло. В XIV-XVI вв. продолжалось развитие ремесла. Главными центрами ремесленного производства были города, монастыри, некоторые крупные вотчины. В конце XV в. в Москве создается Пушечный двор. Первые пушки появились на Руси в последней трети XIV в. В последующие века сложилась целая школа пушечных мастеров. Одним из ее представителей был Андрей Чохов, создатель знаменитой Царь-пушки.

Вариант 1

Монголо-татарское нашествие прервало мощный подъем русской культуры. Разрушение городов, утрата традиций, исчезновение художественных направлений, уничтожение памятников письменности, живописи, зодчества - удар, оправиться от которого удалось лишь к середине XIV в. В идеях и образах русской культуры XIV- XVI вв. отразились настроения эпохи - времени решающих успехов в борьбе за обретение независимости, свержение ордынского ига, объединение вокруг Москвы, формирование великорусской народности.
Память о процветающей и счастливой стране, какой осталась в сознании общества Киевская Русь («светло светлая и прекрасно украшенная» - слова из «Повести о погибели Русской земли», не позднее 1246), хранила в первую очередь литература. Летописание оставалось ее важнейшим жанром, оно возродилось во всех землях и княжествах Руси. В начале XV в. в Москве был составлен первый общерусский летописный свод - важное свидетельство прогресса в деле объединения страны. С завершением этого процесса летописание, подчиненное идее обоснования власти московского князя, а затем и царя, приобрело официальный характер. В царствование Ивана IV Грозного (70-е гг. XVI в.) был составлен иллюстрированный «Лицевой летописный свод» в 12 томах, содержащий более полутора десятков тысяч миниатюр. В XIV-XV вв. излюбленной темой устного народного творчества становится борьба Руси с «неверными». Складывается жанр исторической песни («Песня о Щелкане», о битве на Калке, о разорении Рязани, о Евпатии Коловрате и др.). В исторических песнях отразились и важнейшие события XVI в. - казанский поход Ивана Грозного, опричнина, образ Грозного-царя. Победа в Куликовской битве 1380г. породила цикл исторических повестей, из которых выделяются «Сказание о Мамаевом побоище» и вдохновенная «Задонщина» (ее автор Софоний Рязанец использовал образы и отрывки «Слова о полку Игореве»). Создаются жития святых, в XVI в. они объединяются в 12-томный свод «Великих Четий-Миней». В XV в. описывает свое путешествие в Индию и Персию тверской купец Афанасий Никитин («Хожение за три моря»). Уникальным литературным памятником остается «Повесть о Петре и Февронии Муромских» - история любви муромского князя и его жены, описанная, вероятно, Ермолаем-Еразмом в середине XVI в. По-своему замечателен «Домострой», гринадлежа-щий перу духовника Ивана Грозного Сичьвестра - книга о ведении хозяйства, воспитании и обучении детей, роли женщины в семье.
В конце XV-XVI в. литература обогащается блестящими публицистическими произведениями. Ожесточенно спорят иосифляне (последователи игумена Волоцкого монастыря Иосифа, отстаивающие принцип невмешательства государства в дела богатой и сильной в материальном отношении церкви) и нестяжатели (Нил Сорский, Вассиан Патрикееев, Максим Грек, порицающие церковь за богатства и роскошь, за тягу к мирским наслаждениям). В 1564-1577гг. обмениваются гневными посланиями Иван Грозный и князь Андрей Курбский. «...Погибают цари и властелины, которые составляют жестокие законы», - внушает Курбский царю и слышит в ответ: «Неужели это свет - когда поп и лукавые рабы правят, царь же - только по имени и по чести царь, а властью нисколько не лучше раба?» Идея «самодержавства» царя, божественности его власти обретает в посланиях Грозного едва ли не гипнотическую силу. Иначе, но столь же последовательно об особом призвании царя-самодержца пишет в «Большой челобитной» (1549) Иван Пересветов: карая бояр, забывших о долге перед обществом, праведный монарх должен опереться на преданное дворянство. Значение официальной идеологии имеют представления о Москве как о «третьем Риме»: «Два Рима («второй Рим» - Константинополь, разоренный в 1453 г. - Авт.) пали, третий стоит, четвертому же - не бывать» (Филофей).

Отметим, что в 1564 г. в Москве Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем была издана первая русская печатная книга - «Апостол».

В зодчестве XIV-XVI вв. тенденции исторического развития Руси-России отразились с особой очевидностью. На рубеже XIII-XIV вв. возобновляется каменное строительство - в Новгороде и Пскове, менее других пострадавших от ордьшского ига. В XIV в. в Новгороде появляется новый тип храмов - легких, нарядных, светлых (Спас на Ильине). Но проходит полвека, и традиция побеждает: вновь возводятся суровые, тяжелые, напоминающие о прошлом сооружения. Политика властно вторгается в искусство, требуя, чтобы оно было хранителем независимости, с которой столь успешно борется объединительница Москва. Признаки стольного города единого государства она накапливает постепенно, но последовательно. В 1367г. возводится белокаменный Кремль, в конце XV- начале XVI в. ставятся новые краснокирпичные стены и башни. Их возводят выписанные из Италии мастера Пьетро Антонио Солари, Алевиз Новый, Марк Руффо. К тому времени на территории Кремля итальянцем Аристотелем Фиораванти уже возведен Успенский собор (1479), выдающийся архитектурный памятник, в котором опытный взгляд увидит и традиционные для владимиро-суздальского зодчества черты, и элементы строительного искусства Возрождения. Рядом с еще одной работой итальянских мастеров - Грановитой палатой (1487-1489) - псковские мастера строят Благовещенский собор (1484-1489). Чуть позже все тот же Алевиз Новый завершает великолепный ансамбль Соборной площади Архангельским собором, усыпальницей великих князей (1505-1509). За Кремлевской стеной на Красной площади в 1555- 1560 гг. в честь взятия Казани возводят девятиглавый Покровский собор (храм Василия Блаженного), увенчанный высокой многогранной пирамидой - шатром. Эта деталь дала название «шатровый» архитектурному стилю, возникшему в XVI в. (церковь Вознесения в Коломенском, 1532). Ревнители старины борются с «возмутительными новшествами», но их победа относительна: в конце века стремление к пышности и красоте возрождается. Живопись второй половины XIV-XV столетия - это золотой век Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия. Росписи новгородских (Спас на Ильине) и московских (Благовещенский собор) храмов Феофана Грека и иконы Рублева («Троица», «Спас» и др.) обращены к Богу, но рассказывают о человеке, его душе, о поисках гармонии и идеала. Живопись, оставаясь по темам, образам, жанрам (настенные росписи, иконы) глубоко религиозной, обретает неожиданную человечность, мягкость, философичность.

Вариант 2

Культура и духовная жизнь Руси 14-16 веках.

К 14 веку в условиях раздробленности и влияние соседних народов развивались особенности в языке, обычаях, культуре народов разных частей Руси. 14-16 век связал с борьбой против Ордынского ига и формирование Российского централизованного государства вокруг Москвы. Литература представлена историческими песнями, где воспевалось победа на «Куликовском поле», героизм русских воинов. В «Задонщине» и «Сказание о Мамаевом побоище» повествует о победе над монголо-татарами. Афанасий Никитин, побывавший в Индии, оставил свои записки «Хождение за три моря», где повествует об обычаях и красотах этого края. Выдающиеся событие русской культуры стало книгопечатание. В 1564 г. Иван Федоров издал первую печатную книгу в России «Апостол», а позже «Букварь». В 16-ом веке создается энциклопедия патриархальных условий семейной жизни. Живопись всё больше стала отходить от церковных каналов. Феофан Грек в 14 в. расписывал храмы Новгорода и Москвы. С ним работал Андрей Рублев, известный «Троицой». Дианисий расписывал вологодский собор под Вологдой и другие. Ему присуще: яркость, праздничность, утонченность. Развитие архитектуры связано с крупным строительством в Москве, где воздвигаются стены Кремля, Архангельский благовещенский, Успенские соборы, грановитая палата, высилась колокольня Ивана великого. Высокого уровня достигло ремесло, особенно литейное дело. Андрей Чохов создал царь-пушку, которая весит 40 тон, а её калибр 89 см. В культуре 14-16 вв. всё больше появляется светских элементов, происходит своеобразное возвращение и возрождение русской культуры.

Вариант 3

1. Этапы культурного развития эпохи. Особенности

2. Материальная культура. Занятия и быт

3. Фольклор

4. Письменность и литература

5. Архитектура

6. Изобразительное искусство

1. В культурном развитии можно выделить три этапа:

А) от вторжения Батыя до середины XIV века : упадок культуры и начало её возрождения. Ведущими центрами культуры, наряду с непострадавшими от нашествия Новгородом и Псковом, становятся новые – Москва и Тверь

Б)вторая половина XIV века – первая половина XV : хозяйственный и культурный подъем, рост каменного строительства, появление ересей

В) вторая половина XV-начало XVI : укрепление государственного единства, взаимообогащение местных культур, расцвет московской архитектуры, расширение культурных контактов с Западом, широкая проповедь новгородских и московских еретиков

Особенностями развития русской культуры этой эпохи являются:

1. Поступательное развитие русской культуры было приостановлено в результате монголо-татарского нашествия, в ходе которого погибли памятники, исчезли мастера, забыты секреты мастерства

2. Практически все культурные центры, кроме Новгорода, Пскова и Смоленска, разрушены, поэтому возрождение культуры начинается с формирования новых культурных центров и совпадает с возвышением Москвы

3. Москва сыграла роль центра для возрождения национального самосознания, а Куликовская битва послужила толчком для развития культуры. Москва к концу XV века стала политическим, религиозным и культурным центром

4. Это эпоха, когда формируются новые духовные ценности и эстетические представления, в том числе, формируется идея мессианства Руси (Москва - третий Рим)

2. Бытовые условия жизни русских людей мало изменились. Основным типом жилища была изба, топившаяся по-черному. Боярские хоромы представляли собой целый комплекс срубов, среди которых уже встречались «белые избы», то есть там стояли печи с дымоходом. Русь растеряла секрет изготовления стекла, поэтому окна затягивались бычьим пузырем, а в богатых домах слюдой. Помещение освещалось лучиной или масляными светильниками.

Питались хлебом и другими мучными изделиями, кашами, овощами, а наряду с мясом (баранина и говядина) ели много рыбы (влияние православной церкви, установившей постные дни).

Одежда разных слоев населения больше отличалась материалом, нежели покроем: простолюдины носили домотканое, а знать – бархатное, парчовое, атласное с использованием дорогих мехов – соболя и горностая. Главные элементы одежды – кофтаны, шубы. Обувь для крестьян – лапти, а в городе – кожаные сапоги. С конца XIII века возрождалось ремесленное производство, особенно распространилось литейное дело – отливка медных пушек, колоколов, церковной утвари, предметов обихода. Высоко развито ювелирное дело – чеканка, гравировка. Высокого уровня достигла обработка дерева.



Русские люди всех сословий, как и прежде, ценили баню (мыленку). В великокняжеские хоромы были проведены водоводы – водопровод.

3. После батыева нашествия русская культура как бы «впала в литургический сон». В это время Русь напрягала все силы, чтобы выжить, и одним из главных средств к выживанию явилось сохранение культурных традиций. Лучше всего это просматривается на примере фольклора – устное народное творчество, представленное сказками, песнями, былинами. Главной темой русского фольклора была борьба с кочевниками. В сказках, песнях, сказаниях отразилось народное представление о тех событиях, которые переживал народ. Детям рассказывали о страшном Дюдеке – враге всех христиан. Прообразом Дюдеки послужил Дюденя, а баскак Чолхан (Щелкан) стал героем песни о восстании в Твери. Примечательно, что в этой песне ничего не говорится о последовавшей каре тверичанам, потерпевшим поражение.

«Песня об Авдотье Рязаночке» рассказывала, как Авдотья из ордынского плена выводила людей.

Возник целый цикл сказок о Бабе Яге Костяной ноге. Интересно происхождение этого персонажа: ордынцы своих начальников и уважаемых стариков называли «бабай-ага» (мудрый, старший), а в русских сказках родился образ подруги Кощея Бессмертного. Этот образ перекочевал во владимирские сказки из южных былин.

В середине XIV-XV веке стал создаваться известный сказочный цикл об Иване Царевиче.

Особый цикл былин – о Садко, Василии Буслаеве сложился в Новгороде.



Вообще произведения фольклора XIII-XV веков сохранили множество черт былинного эпоса времён Киевской Руси, например, в исторических сказаниях, песнях и былинах, особенно записанных позднее, богатыри князя Владимира (чаще всего Илья Муромец и Алёша Попович) участвуют в борьбе против татар. Да и сам образ князя Владимира окончательно соединил двух героев русской истории – Владимира Красное Солнышко и Владимира Мономаха.

Существует целый цикл сказаний о гибели русских городов во время монгольских походов. Например, «Сказание о разорении Рязани», в котором рассказывается, как жена рязанского князя Евпраксия с маленьким сыном Иваном бросилась с высоких хором, чтобы не достаться ордынцам.

Победа русских на Куликовом поле вызвала множество литературных сочинений, из них самое яркое «Слово о великом князе Дмитрии Ивановиче и о его брате князе Владимире Андреевиче, яко победили супостата своего царя Мамая» (иначе «Задонщина»). В «Сказании о побоище на Дону» рассказывается о поездке князя Донского в Троицкий монастырь к Сергию Радонежскому, о выступлении русских ратников, в деталях описывается сама битва, рассказывается о возвращении русских, о гибели Мамая в Кафе и о появлении хана Тохтамыша.

В конце XIV века написаны «Сказание о взятии Москвы Тохтамышем», «Житие Дмитрия Донского» и жизнеописание его соперника тверского князя Михаила Александровича.

4. В средневековой Руси была довольно широко распространена грамотность. И кроме служителей церкви грамотой владели многие горожане. При монастырях, княжеских канцеляриях существовали особые школы, где готовили писцов. Но после нападения ордынцев уровень грамотности заметно снизился, причем даже в тех городах, которые не подверглись нападению (Новгород, Псков, Смоленск).

С XIV века наряду с пергаменом (выделанная кожа) использовалась привозимая из Европы бумага. Изменилось письмо: на смену торжественному уставу пришёл более быстрый в написании полуустав, а с конца XV века стала преобладать скоропись. Всё это говорит о распространении письменности.

По-прежнему самыми важными произведениями письменности оставались летописи. Они содержали информацию и о природных, исторических явлениях, и литературные сочинения и богословские рассуждения. Важнейшими центрами летописания являлись Новгород, Тверь, Москва. Московское летописание началось при Иване Калите, а уже со второй половины XIV века ведущее место в летописании окончательно перешло к Москве. В сочинениях, созданных на территории Москвы, проводилась идея единства Руси, общности её киевского и владимирского периода, борьбы Москвы и Твери за первенство, ведущей роли Москвы в объединении русских земель и в борьбе с Ордой. Интересно, что тверские летописи подчеркивали связь московских князей с Ордой, а тверских князей изображали заступниками за русскую землю, зато московские летописцы подчеркивали, что Великое княжение – это отчина московских князей. В XV веке появился летописный свод, получивший название «Русский хронограф».

Тема борьбы за торжество православной веры над иноземными завоевателями, тема единства русской земли стали преобладающими и в литературе.

В 1408 году был составлен общерусский летописный свод, так называемая Троицкая летопись, но она погибла в московском пожаре 1812 года. В 1479 году создан Московский летописный свод, главной идеей которого стала преемственность Киева и Владимира. Интерес к всемирной истории и стремление определить свое место среди народов мира вызвали появление хронографов – сочинения по всемирной истории. Первый русский хронограф был составлен в 1442 году Пахомием Логофетом.

Распространенным литературным жанром того времени были исторические повести. В них рассказывалось о деятельности реальных исторических лиц, конкретных исторических событиях, поэтому повесть нередко являлась как бы частью летописного текста. До Куликовской битвы широкую известность имели повести о битве на Калке, о разорении Рязани (кстати, в ней и рассказано о подвиге Евпатия Коловрата), об Александре Невском. Блистательная победа на Куликовом поле вызвала целую серию исторических повестей, например, «Сказание о Мамаевом побоище», а по образцу «Слова о полку Игореве» Софроний (Софоний) Рязанец создал «Задонщину».

В период объединения русских земель расцвел жанр житийной литературы. Жития – это церковные сочинения о выдающихся русских людях: князьях, деятелях церкви. Героями житийной литературы становились те, чья жизнь была связана с эпохальными событиями, и чей жизненный подвиг являлся примером для многих поколений. Неслучайно многих из них церковь причислила к лику святых. Правда, она это делала часто много времени спустя.

Житийная литература во многом расцветала благодаря талантливым писателям Пахомию Лагофету и Епифанию Премудрому, которые составили жизнеописание митрополита Петра, Сергия Радонежского. В это время было широко распространенным «Житие святого Александра Невского», которое проникнуто высокой идеей служения родине. «Повесть о жизни и трагической смерти тверского князя Михаила Ярославича» дает высокую оценку жизненного подвига князя.

В XIV-XV веках на Руси вновь появились хождения – сочинения о дальних путешествиях. Самым знаменитым из них стало «Хождение за три моря», в котором тверской купец Афанасий Никитин описывает, как он за тридцать лет до Васко де Гамы побывал в Индии (1466-1472).

Распространенным жанром средневековой русской литературы была повесть. Среди них особенно интересна лирическая «Повесть о Петре и Февронии», которая рассказывает о любви крестьянки и князя.

XIV-XV век – это время острых религиозных споров, и русская литература пополнилась сочинениями священнослужителей. Так появляется «Повесть о белом клобуке», созданная в окружении новгородского архиепископа Геннадия, известного своими преследованиями еретиков. В этой повести утверждалась мысль о превосходстве церковной власти над светской. В противовес «Повести о белом клобуке» в кремле было составлено «Сказание о князьях владимирских», в котором провозглашалось происхождение рода Рюриковичей от самого Августа Цезаря.

5. Русская архитектура тяжело пережила нашествие. Исчезли храмы, а прежние центры каменного зодчества на северо-востоке и на юге пришли в упадок. Так что крупнейшими центрами каменного строительства являлись Новгород, Тверь, где в конце XIII века были построены первые каменные храмы после нашествия Батыя. Но со второй половины XIV века центрами каменного строительства стали Новгород и Москва, причем архитектура этих центров значительно отличалась.

Новгородцы и псковичи строили много, но небольших по размеру храмов. В XIV веке самые значительные памятники – это церкви Фёдора Стратилата на Ручье (1361 год) и Спаса на Ильине-улице (1374 год). Это – мощные, одноглавые, с одной абсидой храмы. Их отличительная черта – богатое декоративное украшение фасадов.

В московском княжестве каменное строительство сохранилось уже при Иване Калите. В кремле были воздвигнуты 4 каменных храма, но их разобрали в конце XV-начале XVI веков из-за ветхости. До нас дошли храмы той эпохи: Успенский собор и собор Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде, Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря и собор Андроникова монастыря в Москве (1427 год), которые продолжили традиции Владимиро-Суздальского белокаменного зодчества. Однако эти храмы более приземисты и почти лишены резьбы.

Самые яркие сооружения оборонительного характера – это стены московского кремля. Первые построены из местного белого камня при Донском, но они обветшали, сильно пострадали от нашествия Тохтамыша, и новый из красного кирпича московский кремль, сохранившийся до наших дней, был построен итальянскими мастерами, поэтому созданные в конце XV-начале XVI веков стены московского кремля сочетают традиции русских деревянных крепостей и достижения итальянской крепостной архитектуры. Стены московского кремля сооружались с 1485 года под руководством Антона и Марка Фрязиных, Алевиза Миланца.

Территория кремля – около 27 га. Стены – 2,25 км. Толщина стен – до 6,5 метров. Высота 5-19 метров. В XV веке было сооружено 18 башен из 20 ныне существующих. Кремль занял место при впадении реки Неглинной в Москву-реку. Со стороны Красной площади был сооружен ров, и он соединил обе реки. Таким образом, Кремль оказался как бы «на острове». Под укрытием его мощных стен оказались дворцы великого князя и митрополита, монастыри, здания государственных учреждений.

Сердцем кремля стала Соборная площадь, на которую выходят главные соборы, и центральным сооружением в Кремле является колокольня Ивана Великого (окончательно достроили колокольню при Борисе Годунове, и она достигла 81 метра). На Соборную площадь выходит главный собор московского Кремля – Успенский собор, построенный в 1475-1479 годах по проекту итальянского архитектора Аристотеля Фиораванти. Эту крепость начинали строить псковские мастера, но случился «трус» (землетрясение), и стены разрушились. Когда Аристотель Фиораванти приехал в Москву, то Иван III ему посоветовал съездить во Владимир и познакомиться с Успенским собором времен Андрея Боголюбского. Так Фиораванти удалось соединить традиции русского зодчества с передовыми техническими достижениями европейской архитектуры. Успенский собор пятиглавый, величественный превратился в крупнейшее общественное здание: здесь цари венчались на царство, собирались Земские соборы, объявлялись важнейшие государственные решения. Неслучайно у современников от этого храма создавалось впечатление: «Из един камня сделан».

В 1481-89 годах псковские мастера построили Благовещенский собор – это домовая церковь московских государей.

Неподалеку от Благовещенского собора под руководством итальянца Алевиза Нового в самом начале XVI века (1505-09) был построен Архангельский собор, который имеет ещё более выразительные черты итальянского возрождения. Внешние убранства этого собора напоминают настенные украшения венецианских дворцов. Собор был усыпальницей.

Кроме культовых сооружений, в Кремле возводились светские дворцовые постройки. Так построен Новый дворец, состоящий по русской традиции из отдельных зданий с переходами и крылечками. В этот комплекс вошла знаменитая Грановитая палата. Её построили итальянские мастера Марк Фрязин и Пьетро Антонио Солари в 1487 – 91 годах. Она внешним и внутренним убранством соответствовала своему предназначению: это был тронный зал, где проходили важнейшие церемонии и пышные приемы иностранных послов. Это почти квадратный зал, стены которого опираются на возведенный в центре один массивный четырёхгранный столб. Площадь зала 500 квадратных метров, а высота – 9 метров. Свое название Грановитая палата получила от граней, которые украсили наружные стены.

Именно благодаря величественным архитектурным сооружениям Москва приобретала облик царственной столицы.

6. Развитие изобразительного искусства, как и архитектура, отразило те процессы, которые происходили в социально-экономической и политической жизни России.

Иконописные центры свое существование в период монгольского нашествия прекратили. Но на рубеже XIV-XV веков начинается их возрождение, а в XV веке русская иконопись достигла вершин своего развития. В это время местные художественные школы сливаются в общерусскую. Но этот процесс долгий и продолжался в XVI-XVII веках.

Успехи русской живописи связаны, прежде всего, с двумя великими художниками – Феофаном Греком и Андреем Рублевым.

Феофан Грек приехал на Русь в XIV веке из Византии. Он расписывал храмы в Новгороде, Москве. Для его живописи характерна особая выразительность, которая достигается сочетанием тёмного колорита и контрастных пробелов. До наших времен сохранились росписи Феофана Грека в новгородской церкви Спаса на Ильине-улице.

Андрей Рублёв – младший современник Феофана Грека – работал в другой манере. Его произведения не создают настроения напряжения, драматизма, которые свойственны Феофану Греку, а напротив, живопись Андрея Рублева дает ощущение умиротворенности, гармонии и веры в будущее. Росписи Рублева сохранились в Успенском соборе во Владимире, иконы в иконостасе Благовещенского собора московского кремля, но самая знаменитая его икона «Троица» (1422-27 годы), написанная для Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры. На этой иконе изображены 3 юноши, которые символизируют Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Композиция иконы сосредотачивает внимание на главном – на спокойных одухотворенных лицах и фигурах. Также Рублёву принадлежат иконы звенигородского чина, которые сейчас хранятся в Третьяковской галерее.

Позже творчество Андрея Рублева было признано образцом для русских иконописцев.

В конце XV века представителем московской школы живописи стал Дионисий, который работал в московском Кремле, и самая известная его работа – это роспись Рождественского собора Ферапонтова монастыря (1502-1503 гг).