Рептилоиды в скульптурах вигеланд парка. Голубые сказки. Вход и аллея с изваяниями

Темой парка являются «состояния человека». Большинство статуй изображают людей, которые запечатлены во время различных занятий, таких как бег, борьба, танцы, объятия и т.д. Каждая из статуй передаёт определённый набор эмоций, человеческих отношений, нередко - с глубоким философским подтекстом, что делает многие композиции достаточно сложными для восприятия, например, скульптуру взрослого мужчины, который отбивается от орды младенцев.

Местные жители активно используют парк для игр, отдыха на свежем воздухе, пикников. В марте 2007 г. парк подвергся действиям вандалов - неизвестный человек или группа лиц расклеили чёрные бумажные обрезки бумаги на сосках, промежностях, ягодицах всех скульптур парка.

Достопримечательности парка

Главные ворота

Главные ворота (кованое железо и гранит) служат непосредственно входом в парк. Они состоят из пяти больших ворот, двух маленьких для пешеходов и двух крытых медью контрольно-пропускных пунктов, украшенных флюгерами. Главные ворота были установлены в 1942 г. за счёт Норвежского банка.

Мост

58 скульптур располагаются вдоль стометрового моста шириной 15 м. от Главных ворот до Фонтана. Все эти бронзовые скульптуры соответствуют основному замыслу парка - «Человеческому темпераменту». Здесь посетители смогут увидеть одну из самых популярных статуй парка - «Сердитый малыш». В 1940 г. Мост стал первой частью парка, открытой для публики. Посетители смогли наслаждаться скульптурами, в то время как большая часть парка все ещё находилась в стадии реконструкции.

Детская площадка

В конце моста находится Детская площадка - группа восьми бронзовых статуй, изображающих детей во время игры. В центре, на гранитной колонне, изображён зародыш. Помимо этого здесь располагается водоём, где плавают утки и гуси.

Фонтан

По первоначальному проекту изготовленный из бронзы и украшенный 60 отдельными бронзовыми скульптурами фонтан должен был стоять перед зданием Парламента. Фонтан, изображающий детей и скелеты на ветвях гигантских деревьев, символизирует, что за смертью следует новая жизнь. Вокруг фонтана лежит мозаика из белого и чёрного гранита площадью 1800 кв. м. Вигеланд работал над этим памятником с 1906 по 1943 гг.

Плато «Монолит»

Плато «Монолит» - каменная платформа, окружённая ступенями, которая служит основанием для центральной фигуры парка «Монолит». 36 групп людей располагаются на возвышении и символизируют собой «круговорот жизни». Доступ к плато проходит через 8 фигуральных ворот, сделанных из кованого железа. Ворота были спроектированы между 1933 и 1937 годах. и установлены вскоре после смерти Вигеланда в 1943 г.

Монолит

На самой высокой точке парка, на плато располагается центральная фигура - Монолит. Возведение массивного памятника началось в 1924 г., когда Густав Вигеланд смоделировал его из глины в своей студии во Фрогнере. Процесс проектирования занял у него 10 месяцев и предположительно Вигеланд воспользовался несколькими эскизами, спроектированными ещё в 1919 г. Впоследствии модель была «заморожена» в виде гипсового макета. Осенью 1927 г. блок гранита, весящего несколько сотен тонн, был доставлен в парк из каменного карьера в Халден и его установили только год спустя. Вокруг него был построен деревянный навес для предохранения составных частей. Гипсовый макет Вигеланда поместили сбоку как упоминание о скульпторах проекта. Перевод фигур с макета начался в 1929 г. и занял у трёх резчиков по камню порядка 14 лет до финального завершения. На Рождество 1944 г. публике было разрешено полюбоваться Монолитом и толпа из 180000 человек переполнила деревянный навес, чтобы поближе рассмотреть творение. Навес был уничтожен вскоре после этого. Башенный корпус Монолита 14,12 метра (46,32 фута) высотой состоит из 121 скульптуры, поднимающейся к небесам. Эта идея подразумевалась как желание человека стать ближе с чем-то духовным и божественным. Ансамбль изображает чувство близости, поскольку человеческие фигуры обнимают друг друга, их ведут навстречу спасению.

Колесо жизни

В конце 850 метров продольных координат парка возведены солнечные часы, выкованные в 1930 г., и, наконец, Колесо жизни, сделанное вручную с 1933-34 гг. Колесо в той или иной степени напоминает венок, изображающий четырёх людей и ребёнка, бесконечно счастливых в своей гармонии. Этот символ вечности заключает в себе основную идею парка: путешествие человека от колыбели до погребения.

Музеи

В южной части парка располагаются два музея - Музей Вигеланда, в котором можно ознакомиться с другими скульптурами, а также с рисунками мастера, и Музей истории города Осло.

Время работы

С 1 сентября по 31 мая со вторника по воскресенье 12.00-16.00. В понедельник – выходной. С 1 июня по 31 августа со вторника по воскресенье 10.00-17.00. Понедельник выходной.

Вход

Вход в парк платный. Общий билет 50 крон, льготный и детский (от 7 лет) 25 крон, дети до 7 лет бесплатно.

Как добраться

Парк скульптур Вигеланда находится по адресу Nobels gate 32. Ближайшая к парку станция метро - Majorstuen. Добраться также можно на 20, 112 автобусах или 12 трамвае, нужная остановка Vigelandsparken.

2. В 1921 году город подарил скульптору дом, где он работал и прожил более двадцати трудолюбивых лет.

3. Он оставил после себя в наследство замечательный парк скульптур, как напоминающий о самом художнике, так и свидетельствующий о политическом и культурном возрождении Норвегии.

4. Парк как таковой возник в результате диспута. Город Осло хотел построить библиотеку. К несчастью, место новой библиотеки оказалось именно там, где был дом Вигеланда. Затянувшемуся диспуту в итоге был положен конец - Вигеланду пообещали новый дом и мастерскую.

5. Взамен мастер принял решение сотворить нечто совершенно экстраординарное. Все его труды с этого момента должны были быть посвящены городу. При всей своей педантичности Вигеланд был плодовитым автором - возможно, город Осло получил больше, чем изначально ожидал.

6. В результате столь экстраординарного контракта между Вигеландом и городом Осло очень малое число его работ когда-либо покинуло Норвегию.

7. Если только вдруг вам понадобится повод посетить эту страну, - а их очень-очень много - этот парк скульптур может оказаться оправданием вашей прихоти.

8. Предприятие было совсем не пустяковой затеей. В конце концов, на момент смерти Вигеланда (он скончался в 1943 году), в парке площадью свыше 300 тысяч квадратных метров было более 200 скульптур мастера. Вигеланд, современник и друг Родена (Rodin), экспериментировал с современными формами ренессанса и античного искусства.

9. Его изначальным источником вдохновения были отношения между полами, между стариками и юными, между членами семьи и неотвратимым путем к смерти, который сам по себе не нуждается в завершении.

10. Студия Вигеланда в Нобелевских воротах находится вблизи парка Фрогнер (сейчас куда более известного как парк Вигеланда). Его самая знаменитая работа - Монолит, кульминация трудов всей его жизни, представляет собой 121 фигуру. Все эти люди борются за то, чтобы достигнуть верхней точки скульптуры.

11. В этом есть глубокое понимание и конфликта, и удобства, которые несут в себе отношения между людьми. Внутренний дуализм наших связей с семьей и обществом присутствует повсюду.

12. Труд Вигеланда открывает перед нами глубокое одиночество, которое он остро переживал в течение всей своей взрослой жизни. Идея смерти повторяется во многих его работах, и ее выражение меняется от меланхолии и надлома до глубокой нежности и даже ликования в объятиях смерти.

13. Впрочем, парк в целом - это намного больше, чем просто рассказ о жизни и ее путях, хотя и неумолимо сопряженной со смертью. Каждая группа и индивидуальная скульптура выражает один аспект или особый этап жизни - это путь каждого человека, выраженный в камне и бронзе.

14. Нагота этих фигур, конечно же, символична и преднамеренна. Природа и скульптура объединены в изображении человечества. Эти скульптуры нестыдливы и не боятся столкнуться с тем, что сами они смертны.

15. Ни один парк не был бы завершенным без фонтана - и Вигеланд обеспечивает Осло массивным изделием, включающим 60 бронзовых рельефов. Здесь мы видим скелеты детей, которых держат на весу сильные руки гигантских деревьев. Подтекст здесь в том, что природа сама по себе циклична, и смерть несет в себе новую жизнь.

16. Вигеланд разработал и план парка, воспроизводящий классические формы садового дизайна. Он представляет собой две длинных пешеходных дорожки, расположенные перпендикулярно друг к другу. Даже ворота здесь - настоящее чудо.

17. Здесь присутствуют умышленные, тщательно спланированные контрасты. Человеческая природа в самом ужасном ее проявлении находится бок о бок со слепой любовью.

18. Формальное расположение парка содержит столько голых фигур, что увеличивает драматичность этого места - и его двусмысленности. Нагота может быть обескураживающей. В 2007 году горожане обнаружили, что возмутительные места выставленных на всеобщий обзор частей каждой скульптуры прикрыты полосками белой бумаги.

19.

20.

21. Скульптуры для облегчения восприятия зрителя сгруппированы вдоль одной оси, ведущей к невероятному Монолиту в центре. Эта потрясающая колонна высотой более 17 м состоит из 121 нагой фигуры - все они переплетены между собой.

22. Тотемный столб Монолита возвышает (в буквальном смысле) весь круг жизни - послания, которое парк передает столь легко и непринужденно. Эти 36 фигур иллюстрируют всю последовательность человеческой жизни.

23. Несмотря на то, что содержание парка создавалось в течение свыше 20 лет, творческий успех Вигеланда, его, можно сказать, подвиг, сам по себе ошеломляет. Это не просто одержимость - это изумительная одержимость.

24.

Чем знаменит Парк скульптур Вигеланда? Где находится и как добраться в парк скульптур из центра Осло или с Центрального вокзала.

Обычно творения творческих людей - скульпторов, художников, музыкантов - находятся в специальных учреждениях. При этом большинство произведений искусства попадают в музеи только после смерти их творцов. Но всегда есть исключения, когда творческие люди лично принимают участие в создании музеев и размещении в них экспозиций. Такой парк есть в столице Норвегии, в городе Осло, созданный известным скульптором Густавом Вигеландом для своих творений. Галерея под открытым небом так и называется - Парк скульптур Вигеланда.

Особенности парка Вигеланда в Осло

Вигеланд в начале 20 в. добился от властей города разрешения на создание парка-музея под открытым небом. Ему был выделен участок земли, площадь которого составила тридцать пять гектар. Строительство началось в 1907 г. и окончательно было завершено через сорок три года. Хотя установка скульптур была завершена уже в 1942 г. Всего в парке находятся двести двадцать семь произведений художника, выполненных из бронзы и гранита. При создании скульптур Вигеланд делал акцент на внутреннем состоянии человека, что и нашло отражение в его произведениях. Все творения изображают жизнь человека от момента рождения до смерти.

Огромное внимание уделено тому, чтобы передать состояние людей во время занятий бегом, танцев, борьбы за жизнь детей. Каждая скульптура имеет глубокий философский смысл, поражая своим символизмом и реализмом.

Вход в Парк скульптур Вигеланда выполнен в виде пяти ворот, соединенных между собой гранитом и железом. В этих же воротах находятся и двое ворот для маленьких посетителей, и два специальных КПП. На контрольно-пропускных пунктах постоянно дежурит охрана, которая контролирует пребывание гостей в парке.

Ворота, украшающие центральный вход в Парк скульптур Вигеланда

Кульминация прогулки по парку - скульптурная стела!

Достопримечательности парка скульптур

Среди множества скульптур Вигеланда в парке есть произведения, которые можно назвать культовыми. К ним относятся композиционное творение «Монолит», скульптура рассерженного мальчика, а также фонтан «Дерево жизни». Внимание посетителей привлекает и художественный музей, построенный в парке. В нем находятся картины брата скульптора - Э. Вигеланда. Еще одной достопримечательностью парка скульптор стал мост, имеющий длину сто метров и ширину пятнадцать метров. Он начинается у главных ворот и ведет к фонтану. По обеим сторонам моста были поставлены более пятидесяти различных скульптур. Интересно, что мост открыли раньше других частей парка.

Мост приводит посетителей на небольшую площадку для детей, которую окружают бронзовые статуи. Каждая из скульптур изображает детей разного возраста во время игры. Центральной фигурой композиции стала скульптура зародыша.

Парк Вигеланда на карте Осло

Официальный адрес: Alfaset 3. Industrivei 1, 0668 Oslo, Норвегия

Парк скульптур Вигеланда - как добраться

Необычный парк Густава Вигеланда располагается недалеко от центра Осло. В большинстве случаев можно просто дойти пешком, это займет 15-20 минут. Но можно воспользоваться и общественным транспортом.

Если вы находитесь в районе набережной, ближайшая к вам станция метро Aker brygge . Если ближе к вам находится Operatunnelen, то лучше пройдите пару минут пешком до Aker brygge. Далее 5 остановок, и вы на Brugata - станция метро, где находится Парк скульптур Вигеланда в Осло. С одной из центральных станций Rådhuset также можно быстро добраться до Brugata : 3 остановки или 8 минут.

Если вы находитесь в районе Центрального вокзала Осло, то дойти до парка Вигеланда точно сможете пешком, 5-7 минут и вы на месте.

Где остановиться: отели возле парка Вигеланда

Мы нашли популярные и недорогие отели в районе парка Вигеланда, остается решить - стоит ли их бронировать? Удобное ли это место? Наш ответ - на 100% да!

Во-первых, в непосредственной близости Центральный ж/д вокзал, уехать можно в любом направлении. Хоть , хоть Ставангер, хоть - все достопримечательности в вашем распоряжении. Во-вторых, район находится близко к центру (до набережной можно дойти пешком), но не настолько, чтобы за это пришлось переплачивать 😉


Далекий и загадочный Осло, основанный викингами, является самым зеленым городом мира, который идеально подходит как для активного, так и расслабленного отдыха. Столица прекрасной Норвегии, расположенная на юге страны, отличается особой атмосферой с неповторимым скандинавским колоритом.

Многоликий город с тысячелетней историей вряд ли сможет соперничать со старинными мегаполисами, полными архитектурных и исторических достопримечательностей. Однако туристы, интересующиеся вопросом о том, что посмотреть в Осло, не будут разочарованы.

Цитадель викингов

Славный город, власти которого тщательно оберегают девственные природные уголки, окружен горными вершинами, покрытыми густыми лесами. Расположенная в живописном месте, у самого начала Осло-фьорда, простирающегося на 100 километров, столица Норвегии признана зеркалом истории и современности государства. Древняя цитадель викингов, пережившая периоды расцвета и упадка, по праву считается самым интересным городом страны.

Как добраться до норвежской столицы россиянину?

В настоящее время в Осло наблюдается рекордный приток туристов, желающих познакомиться с культурными традициями и самыми необычными уголками норвежской жемчужины. Россияне частенько выбирают ее местом своего отдыха, и никто не жалеет об интересном путешествии в Скандинавию.

Так, компания "Аэрофлот" выполняет прямые рейсы из столицы нашей страны, и самолеты по маршруту Москва - Осло отправляются дважды в день. Время в пути занимает около трех часов, а стоимость билетов в оба конца составляет около 300 долларов. Стоит учесть, что полеты с пересадкой в европейских городах обойдутся гораздо дороже.

Те, кто боятся летать, выбирают наземный транспорт и отправляются в далекий путь на поезде. Необходимо знать, что прямых рейсов "Москва - Осло" не существует, и сначала придется доехать до Хельсинки, затем добраться на пароме до Стокгольма, а оттуда на скоростном поезде до норвежской столицы. Время в пути составит 32 часа, а за билеты в оба конца придется отдать более 540 долларов.

Парк с неоднозначными скульптурами

Туристы отправляются на увлекательные экскурсии, и одно из самых интересных приключений ждет всех в знаменитом и неоднозначном Vigelandsparken. Посетить его можно совершенно бесплатно. Время в Осло отличается от московского всего на час летом (зимой - на два), поэтому отдыхающим не придется тратить несколько дней на то, чтобы выработать новый режим. Гости столицы смогут сразу же отправиться в необычный уголок, занимающий территорию в 30 гектаров.

Это одно из самых запоминающихся мест в Осло, которое вызывает противоречивые чувства. Парк создал знаменитый Густав Вигеланд, посвятивший своему творению около 40 лет жизни. Он доводил до идеального состояния каждое из 227 изваяний в натуральную величину и многочисленные детали, связывающие пространство гигантского комплекса под открытым небом в единое целое. Все произведения автора (парковая архитектура, фонтаны, мосты, ограды) связаны между собой словно звенья одной цепи.

Однако это не обычный парк, в котором развлекаются туристы, а настоящее сакральное место, где некоторые шедевры символизируют человеческое грехопадение и олицетворяют сатанинскую силу. Всевозможные состояния людей - вот основная тематика комплекса, где скульптура человека изображает абстрактные чувства или эмоции, понятные всем с первого взгляда.

Вход и аллея с изваяниями

Главные ворота выполнены из белоснежного гранита и железа, выкрашенного в черный цвет. На них можно увидеть причудливые узоры - стилизованные фигуры мужчин, олицетворяющие собой разные этапы жизни. Ворота состоят из пяти больших и двух маленьких порталов, украшенных квадратными фонарями. Если вглядываться в створки, то можно увидеть изображения Змия - библейского символа сатаны.

Рядом со входом располагается центр туристической информации и несколько сувенирных лавочек. Далее идет длинная аллея, вдоль которой установлены многочисленные скульптуры женщин, мужчин и детей, отражающие всю гамму человеческих чувств. Тут же высится изваяние самого автора, не дожившего до открытия своего детища год. Любопытно, что это единственное произведение в парке, которое "одето".

Уникальный проект

Увлекающийся философией и мистицизмом, перспективный художник интересовался образами, олицетворяющими демоническое начало и грехи людей. заявлял, что природа человека намного сложнее, чем все дьявольские силы. Норвежские власти считали Вигеланда безумным гением, горевшим желанием сделать для города Осло уникальный проект.

Получив в полное свое распоряжение десятки гектаров земли в начале прошлого века, он приступил к работе над созданием произведений, которых, по условиям контракта, нельзя никому продать. Мастер делал все, что ему заблагорассудится, и таким образом в столице Норвегии в 1940 году появился загадочный парк с огромным собранием провокационных шедевров, выполненных из гранита, бронзы и железа.

Чем руководствовался автор странного местечка и какие цели он преследовал, сейчас никто не ответит. Возможно, он отразил свой взгляд на человеческую сущность, сделав упор на ярких и эффектных образах. Скорее всего, творец даже не помышлял создать настоящий ад на земле, как воспринимают парк скульптур Вигеланда многие посетители, а хотел лишь продемонстрировать слабость человека, который не может устоять перед пороками, но пытается бороться со своими демонами.

Как заявляют современные исследователи, открытие необычного комплекса, где все спроектировано норвежским мастером, совпало со ставшими необычайно популярными в то время лозунгами о расовой теории. Но администрация города Осло заверила, что парк начал строиться еще до прихода к власти Гитлера, и поэтому не видит никакой связи между ним и пропагандой национализма.

Философский смысл каждого образа

Все работы Вигеланда, передающие различные эмоции, несут философский смысл, и в каждом произведении можно увидеть жизненный путь человека - от рождения до ухода. Изображения обнаженных людей смущают многих посетителей, не понимающих символизма композиций.

Автор мрачных образов хотел донести до зрителей мысль о том, что смысл жизни заключается в духовности и стремлении к светлым силам. Языком жестов, поз, мимики противоречивая личность воплотила свои размышления о человеке и его предназначении.

Центральная композиция комплекса

Главной композицией парка скульптур Вигеланда в Осло признана работа "Монолит", основанием которой является каменная платформа с 36 группами, символизирующими круговорот жизни. Самая высокая точка комплекса создавалась на протяжении 14 лет.

В центре платформы установлен 17-метровый столб, на котором размещены фигуры людей, карабкающихся наверх. Ходят самые разные мнения относительно того, какой же смысл вложил в композицию Вигеланд: кто-то видит прототип Вавилонской башни, а кто-то считает, что это попытка человека взобраться на Олимп и тем самым бросить вызов Создателю.

Однако, как расскажут экскурсоводы, "Монолит", состоящий из переплетенных человеческих тел, олицетворяет естественное желание людей стать лучше в нравственном плане, приблизиться к Богу, и только единство поможет найти путь к спасению. Главной темой композиции является цикл жизни человека, и неслучайно попасть сюда можно через железные ворота с контурами фигур, изображающих людей в разном возрасте.

Необычный фонтан

Нельзя пройти мимо фонтана, окруженного 20 бронзовыми деревьями, сияющими в лучах солнечного света. Каждое из них - это символ определенных этапов, которые проходит человек. Расположенные по кругу, они показывают, что после естественного ухода зарождается новая жизнь, и никто не в силах помешать возрождению.

Посетители словно попадают в потусторонний мир, а на самом деле создатель сооружения с барельефной окантовкой спародировал в котором человек вместо того, чтобы наслаждаться красотой, отрекается от Бога и превращается в обычное дерево.

Украшенный человеческими фигурами мост

Чуть поодаль от входа в парк скульптур Вигеланда можно увидеть стометровый мост, украшенный 58 бронзовыми изваяниями, установленными на гранитных парапетах. Фигуры детей и взрослых обнажены, и посетители вряд ли будут восхищены идеальными пропорциями, поскольку художник не стремился показать красоту человеческого тела. Люди с разными физическими недостатками стоят группами и по отдельности, а на их лицах гримаса от непереносимых страданий.

Изваяния, вызывающие интерес посетителей

Чуть ниже моста, под которым протекает река, символизирующая Стикс и разделяющая мир мертвых и живых, материальное и духовное, располагается детская площадка, выполненная в форме круга. На нем установлены восемь изваяний малышей, а главным является фигура еще не родившегося ребенка, застывшего вниз головой. Автор считает композицию тем местом, где зарождается жизнь.

Одной из самых любимых среди посетителей является скульптура, название которой звучит как "Злой мальчик", однако изваяние малыша, в ярости топающего ногами по земле, получило неофициальное имя "Мона Лиза Вигеланда". Каждый гость парка обязательно фотографируется с пользующимся огромной популярностью гримасничающим мальчишкой, держа его за руки, и отполированные до блеска ладони ребенка сияют на солнце.

Не менее примечательны творения, установленные на четырех столбах. Люди, порабощенные ящероподобным чудовищем, пытаются сопротивляться, но в итоге они сдаются под мощным натиском демона, плотно сдавившим тело человека.

Пародия на злой и мрачный мир

Скульптура "Колесо жизни" вызывает бурю эмоций у посетителей. Бронзовое произведение, представляющее собой гирлянду держащихся друг за друга людей, символизирует жизненный цикл от колыбели до смерти, от могилы к возрождению. Олицетворение вечной жизни многие искусствоведы считают пародией на мрачный и бездушный мир, в котором человек лишается надежды на лучшую долю.

Музей скульптора

На юге парка скульптур Вигеланда находится мастерская художника, в которой после смерти создателя никто ничего не менял. Сейчас в ней работает популярный музей, и все его экспонаты знакомят с творчеством известного норвежского мастера, создавшего немало творений и разработавшего дизайн Нобелевской премии. Его шедевры украшают сегодня многие но главным произведением непонятого гения является неординарный сад людей, заглянув в который, все выходят пораженными.

"Разъятая на части цельность-
лишь символ творческих невзгод.
Художник ищет драгоценность
гармонии - и он найдет."
Белла Ахмадуллина.

Итак, мы закончили предыдущую часть на том, что Густав Вигеланд создал проект фонтана для Осло, который из-за своей величины не мог быть осуществлен в городе. И тут как раз случилось так, что мэрия решила снести квартал, в котором находилась мастерская Вигеланда, а ему построить новую мастерскую с домом для проживания на окраине Осло, в запущенном к тому времени парке Фрогнер.

Там же решено было разместить и фонтан, и те гранитные статуи, которые были уже в проекте. В 1921 году был подписан удивительный для тех лет контракт с мэрией, по которому Густав Вигеланд получал дом с мастерской в свое пожизненное владение, а после его смерти он должен будет стать музеем. Сам же скульптор в обмен завещает все свои работы городу и может приступить к созданию своей мечты, парку - выставке скульптур на открытом воздухе, объединенных единой идеей - отображением всех главных моментов человеческой жизни и разнообразия человеческих отношений. Осуществлению этой идеи он посвятил последние 20 лет своей жизни.

Некоторые наработки у него уже были, над остальными он трудился, не покладая рук, и в 1931 году представил мэрии, а она утвердила план парка с Фонтаном, Монолитом, Мостом Скульптур, и скульптурным ансамблем вокруг Монолита. Не только мэрия, но и меценаты спонсировали работы, все хотели, чтобы в их столице был необыкновенный Парк скульптур, единственный в мире.

Все скульптуры в полную величину Густав сам лепил из глины, затем делал гипсовую модель,а большая группа профессионалов под его руководством отливала их в бронзе или вырезала из камня.
Всего Парк скульптур Вигеланда занимает 3,2 гектара, в нем на протяжении 850 метров размещены 214 скульптур, состоящих из отдельных фигур или групп (всего около 600 фигур), 13 кованых ворот, и сам парк с его цветниками аллеями, оградой, спроектирован тоже самим скульптором.
Перед тем, как мы начнем осмотр, хотелось бы сказать, что любые интерпретации увиденного на совести самого интерпретирующего, так как Густав Вигеланд не давал никаких официальных объяснений своим работам, а на вопросы о том, что он хотел сказать той или иной скульптурой, отвечал примерно так: "Смотрите сами и решайте!" Давайте посмотрим.
Мы начали осмотр не так, как обычно, не с Главных ворот, а с Монолита в противоположном конце парка.

Он был задуман скульптором давно, еще в 1919 году, выполнен из глины в полную величину в 1925, затем его отлили в гипсе, а в следующем году кораблем доставили в Осло огромный кусок гранита, в несколько сот тонн весом, в 1927 он был установлен в парке, а через год резчики приступили к выполнению замысла скульптора, начиная высекать фигуры с верха монолита, гипсовая модель в качестве образца была установлена рядом. 14 лет три резчика работали над монолитом, сам Вигеланд так и не успел его увидеть без лесов.

В готовом виде высота Монолита 17,3 метра, из них 14 метров - человеческие тела, карабкающиеся, переплетающиеся, подталкивающие друг друга, цепляющиеся друг за друга. Чем выше, тем больше маленьких детей, которых люди подталкивают наверх. Мы не будем придерживаться какой-то определенной версии в поисках символического смысла, но их существует несколько: стремление к духовному и божественному, изображение жизненного цикла и борьбы за существование или фаллический символ вечной жизни и смены поколений. Оставим затею разгадать замысел художника, я предпочитаю дать возможность додумывать самим.
Вокруг Монолита на возвышении, образованном из ступеней, располагаются 36 скульптурных групп, вырезанных из гранита и изображающих разные человеческие отношения

в разные периоды жизни: начиная с раннего детства (мать, обремененная детьми),

до сложного отрочества, и шалостей, доходящих до драк (мы помним, что у Вигеланда было нескрываемое плохое отношение к детям),

через любовь между мужчиной и женщиной,

через родительскую любовь и ласку,

через сложности во взаимоотношениях и ссоры между мужчинами и женщинами,

до зрелости и глубокой старости.

Здесь же есть, как считают, и некоторый отклик на взаимоотношения с братом Эмануэлем (помните, в первой части мы говорили об этом), посмотрите на этих двух мужчин, сидящих вроде бы и рядом, но не смотрящих друг на друга.

Потом даже в старости уже и поздно о чем-либо говорить, а потом - вообще ничего уже не исправить, ведь братья так и не помирились. Так ли это, вкладывал ли Вигеланд такой смысл в эти работы мы не знаем.

Обходя Монолит вокруг, проходишь весь путь человека от младенчества до смерти и понимаешь, что эта же мысль звучит постоянным рефреном во всех композициях парка.

Он же повторяется и в "деревьях с людьми" огромного фонтана,

обойти который и рассмотреть все скульптуры и барельефы занимает много времени, но зрелище это поражает и захватывает. Перед самим фонтаном и вокруг него выложена мозаика из гранита, представляющая собой лабиринт, общей длиной в три километра.

Работа над этим фонтаном началась еще в середине десятых годов. Чаша, поддерживаемая шестью мужчинами, символизирует тяжесть человеческой жизни на земле, а фигуры людей среди деревьев, составляющие с ними единое целое, должны, очевидно, отображать неразрывную связь между человеком и природой, цикличность всех ее проявлений от зарождения до смерти. Так считала наш экскурсовод, сам скульптор никаких разъяснений не давал.

Посмотрите на это "дерево ", которое обнимает старый, смертельно уставший от жизни человек.

А недалеко от него другое "дерево" буквально "усыпано" веселыми малышами,

или переплетает свои ветви с руками влюбленных, повторяя все тот же жизненный цикл.

Всего 20 таких бронзовых двухметровых скульптур "деревьев", переплетенных с человеческими телами, установлено по квадратному периметру фонтана.
Все ту же идею о цикличности жизни всего живого на Земле мы видим и на 60 барельефах, украшающих парапет фонтана, а постамент для него изготовлен для контраста из белого гранита.

За Фонтаном и розарием начинается стометровый мост

через пруд, с пристанью для лодок и "детской площадкой" со скульптурами детей,

на котором и находятся 58 бронзовых скульптур Густава Вигеланда,

которые он задумал и изготовил в глине и гипсе за 8 лет, с 1925 по 1933 год, и благодаря которым этот парк и был назван Парком скульптур.

Мы опять можем проследить все ту же тему - человеческие взаимоотношения, их переживания и пороки, любовь и материнство,

ненависть, доходящая до драки,

и опять - сложные взаимоотношения между отцами и детьми, выраженные в этой неоднозначной скульптуре. Что мужчина делает с этими четырьмя малышами, кто они ему? Вигеланд однажды на вопрос об этой скульптуре ответил: "Мало ли что привидится во сне..." , а мы можем лишь предполагать, что так он выразил нежелание и неготовность к отцовству или "отбрасывание" от себя детства и превращение во взрослого мужчину, или наоборот - игра любящего отца со своими детьми, что не кажется мне правдоподобным.

По углам одной из площадок моста установлены были еще в самом начале 4 гранитных колонны, с фигурами наверху, изображающими борьбу человека с драконами, олицетворяющими, по всей вероятности, грехи человеческие, демонов, с которыми он постоянно вынужден бороться в своей душе. Эта тема греховности человека перекликается с его работой в Нидаросском соборе в Тронхейме, о котором мы говорили в первой части, именно тогда она появляется в его творчестве.

На мосту около пруда и под ним установлено несколько бронзовых фигур малышей, один из них, знаменитый "Сердитый..." или "Капризный мальчик" (встречаются оба названия) является даже символом Осло и пользуется трогательной любовью туристов, они уже натерли своими прикосновениями его кулачок до блеска.

Этого малыша (всего 83 сантиметра) неоднократно пытались украсть, но он всегда возвращался на свое место и продолжал топать в гневе ножкой.
О Парке и его скульптурах можно было бы еще долго рассказывать: об этой скульптуре, например, изображающей опять взаимоотношения между мужчиной и женщиной,

или об этой напряженной сцене,

или даже схватке между ними.

Каждый видит в эти скульптурных группах и отдельных фигурах что-то свое, интерпретирует их в соответствиями со своими представлениями, своим жизненным опытом. Некоторых смущает нагота и они считают эти фигуры излишне эротичными и даже неприличными, хотя я видела много мусульманок в парке, совершенно спокойно взирающих на обнаженных мужчин.

Некоторые, как например. автор статьи "Сатана там правит парк" В.Тихомиров. вообще считают, что Парк - гимн "нового язычества, изобретенного дьяволом, чтобы отвлечь Человека от Бога". В этой же статье он утверждает также, что "парк Вигеланда остался единственным уцелевшим образцом нацистского искусства", что скульптор воспевает и пропагандирует (!) идеи Третьего рейха. У таких обвинений нет документальных подтверждений, кроме ответа Вигеланда на просьбу о посещении немцами своей мастерской, в котором он писал, что «с радостью» откроет мастерскую и позволит "дисциплинированным немецким солдатам пройтись" среди своих работ. И еще он согласился стать членом нацистского центрального совета по искусству, в который входил и писатель Кнут Гамсун. Эти факты не красят его и не оправдывают, но он не был фашистом и публично никогда не высказывался положительно о нацистской идеологии. С таким же успехом можно приписывать бесконечным толстоногим "девушкам с веслом" идею панславянского духа через воспевание культа крепкого человеческого тела.

Еще одно обвинение иногда высказывается зрителями Вигеланду в том, что большая часть его скульптур представляют собой кич (нем. Kitsch), псевдоискусство, выдвигая в качестве доказательства то огромное количество работ, которое,якобы, может быть создано только "халтурщиком". Это утверждение я не буду опровергать фактами я с ними не согласна, но тут хотелось бы узнать мнение искусствоведов, мне не удалось найти такой оценки с их стороны, если она и существует. Как на ваш взгляд, это кич?

В полном и окончательном воплощении Густаву Вигеланду не удалось увидеть все величие и всю мощь своего замысла, он умер в 1943 году от инфекционного заболевания сердца, кремирован по своему завещанию, и урна с его прахом, изготовленная по его же эскизу, стоит в его рабочей комнате Дома-музея. За свою жизнь он создал огромное количество рисунков и эскизов, 420 гравюр, около 1600 скульптур, некоторые скульптуры по эскизам Вигеланда, а работа по ним продолжалась и после его смерти, были установлены не так давно, например, в 1988 году - скульптурная группа "Клан", а в 2002 - скульптура "Удивленная", для которой Вигеланду позировала в 1940 году еврейка Рут Майер, норвежская "Анна Франк".
Многие из нас, посетившие Парк, а мы провели там несколько часов, выходили оттуда притихшими, потрясенными, удивленными, не в состоянии сразу определиться с впечатлением - все это надо было обдумать, много раз еще возвращаясь к фотографиям и записям. Прошло три месяца, теперь я могу с уверенностью посоветовать всем, кто будет в Осло и интересуется искусством, выделить день на посещение Парка Скульптур Густава Вигеланда.
Все фотографии в парке выполнены Натальей и Валерием Николенко 16.07.2016.