Иллюстрированный биографический энциклопедический словарь. Василий Семёнович Сварог: биография Воспоминания о василии семеновиче свароге

Иногда бывает, что на посмертной выставке произведений того или иного мастера ясно видишь, как рано ушел художник из жизни и как много мог он еще сделать. Такое ощущение испытывает посетитель посмертной выставки В. С. Сварога. Так начинается опубликованная в «Литературной газете» статья писателя Леонида Леонова. Сварог принадлежит к старшему поколению советских художников. Великую Октябрьскую социалистическую революцию он встретил уже зрелым, вполне сложившимся мастером—ему было в ту пору 34 года. И тем примечательнее тот энтузиазм, та искренность, с какими отдал он последующие четверть века творчества безраздельному служению народу, воплощению в образах искусства великих идей гениального учения Ленина— Сталина. В. С. Сварог родился в 1883 году в Старой Руссе в бедной крестьянской семье. Старая Русса была в ту пору уездным городом Новгородской губернии. Это один из старейших русских городов. Он расположен на берегах реки Полисти, в котловине, окружающей Ильмень озеро, Садко -новгородском госте.

Поэтичные образы былины вдохновили Н. А. Римского-Корсакова на создание его чудесной оперы «Садко». Ильмень-озеро дало первые художественные впечатления одаренному подростку Сварогу и он первые красоты родного русского пейзажа и он на всю жизнь полюбил пейзажа. В Старой Руссе было около 15 000 жителей. С древних времен город был известен своими соляными рассолами, добывавшимися глубокими колодцами из девонских пород. С 1815 года на старорусских рассолах возник курорт. Благодаря множеству летних приезжих, город представлял «завидное благоустройство по сравнению с другими уездными городами». Так сказано о Старой Руссе в одном из справочников 90-х годов прошлого века. К "завидному благоустройству" справочник относит «общественные сады» парки из отдаленных ключей, театр и обширный гостиный двор со 168 лавками». Родители Сварога не пользовались дарами этого «завидного благоустройства», жили они вдали от курортной части города. Впоследствии В.С. Сварог в картине "Рогочева"прекрасно передал сонный провинциальный облик Старой Руссы.

Отец, Сварога умер, когда Васе не было еще и двух лет. Семья осталась на попечении матери. Тяжелым трудом прачки она зарабатывала на хлеб. Забегая вперед, скажем, что в 1916 году В. С. Сварог, ставший уже к тому времени известным художником, написал портрет. Это одно из лучших его живописных произведений, на весенней Передвижной выставке первой премии. Художник вложил в портрет матери свои глубокие чувства и переживания. Мысленно представляешь себе весь трудный, безрадостный путь, пройденный этой женщиной. Горы чужого грязного белья перестирали святые руки матери, то погружавшиеся в кипяток, то из кипятка—в ледяную воду... Сколько было пролито тихих материнских слез, через какие унижения пройдено, прежде чем она вывела в люди сына Василия и остальных детей... Сварог учился в городском училище. С детства любил рисовать. Преподаватель рисования Чистяков, однофамилец знаменитого художника-педагога, обратил внимание на рисунки своего ученика. — Тебе надо получить художественное образование,— говорил он мальчику - из тебя выйдет толк. Денег в семье не было, и Чистяков решил призвать на помощь либеральную общественность Старой Руссы. Среди жителей был пущен подписной лист. Так собрали сто рублей. И Сварог поехал в Петербург.

Его приняли в школу Штиглица. Это художественное учебное заведение обладало хорошо подобранным составом преподавателей, воспитанники получали серьезное всестороннее образование. В. Сварог поселился у тетки, служившей кухаркой в богатом доме. Жил на кухне, за печкой. Большое влияние на развитие его природных способностей оказал преподаватель по классу акварели —молодой художник П. И. Долгов, прививая ученикам новые приемы работы «по мокрому», он говорил: «Берите краски в полную силу. Впуская их одна в другую, обильно используйте воду. Но сохраняйте при этом свежесть положенного тона и добивайтесь правдивости и точности срисовываемых предметов». Этот новый и смелый технический прием пришелся ученику по душе. Сварог стал пользоваться акварелью так, как учил его Долгов. В дальнейшем он уже никогда не изменял этому приему и довел постоянными упражнениями до совершенства. Товарищи по школе с интересом следили за успехами своего однокашника. Сварог работал много и быстро. И каждый день приносил в класс акварели,гуаши,метко схваченные куски натуры,молниеносные жанровые наброски.

Ленинградский художник П. Бучкин, учившийся вместе со Сварогом, до сих пор помнит тогдашние работы Василия Семеновича: «Все выполнено было ярким пятном. Предметы всегда были взяты в необычном освещении. И всегда выделено только главное, поразившее художника». Школа окончена в 1900 году. Первыми самостоятельными работами Сварога были портреты, картины из крестьянской жизни. Тогда же он стал с увлечением работать в области иллюстрации. В 1905 году, во время первой русской революции, острые сатирические рисунки Сварога появлялись в революционных журналах... «Пулемете», «Зрителе», «Волшебном фонарем." Эти издания подвергались полицейским и цензурным преследованиям. Их закрывали, конфисковывали, но через несколько дней они выходили снова под другими названиями. В дальнейшем Сварог становится постоянным сотрудником большинства иллюстрированных еженедельников - «Солнца России» «Аргуса» «Всемирной панорамы»: «Нивы», «Огонька»и.т.д.

Он выступает Успешно и как иллюстратор произведений современной и классической литературы.Конкурс на лучшие иллюстрации к драме Льва Толстого «Живой труп» приносит Сварогу первую премию. Газетная и книжная иллюстрация поглощала очень много времени, но художник не оставляет и живописи. Картины и акварели Сварога регулярно появляются на многих выставках- «Передвижников», «Независимых» и др. Об успехе его «Портрета матери»мы говорили выше. Уже в тот период ярко выявилась вольная, манера художника, его особый почерк в рисунках. На предельном лаконизме безупречно он передавал не только сходство, но и характер человека, динамику обстановки, «среду». Его произведения не нуждаются в подписи:его не спутаешь другим художником, безошибочно скажешь: «Это -Сварог» Если говорить о том,под чьим влиянием находился в своем творчестве В. С. Сварог, то правильнее всего назвать имя Ильи Ефимовича Репина. Сварог не подражал ему, не старался копировать репинскую школу,- у Репина учился он мастерству, страстному отношению к сюжету, к натуре, реалистическому видению и отображению жизни, правильнее всего назвать

С великим русским художником Сварог познакомился в 1915 году и тогда же написал большой портрет сына Ильи Ефимовича— Юрия и сделал карандашные портреты самого Репина и его жены Н. Б. Нордман-Северовой. В настоящее время перечисленные работы находятся в музее Академии художеств СССР. Портрет Юрия кисти Сварога привел Илью Ефимовича в искренний восторг: «Какая смелость, какая стихийность манеры. Какие богатыри у нас появляются», —-говорил он художникам об этой работе. Портрет имеет весьма любопытную историю. В дни февральской революции 1917 года на чердаке и на крыше дома, где помещалась мастерская Сварога, засели полицейские. Они стреляли оттуда по манифестантам и по солдатам, отказавшимся защищать царское правительство. Во время перестрелки несколько пуль пробили окно мастерской и попали в находившийся там портрет Юрия Репина. Узнав об этом, Илья Ефимович 24 июля 1917 года писал Сварогу: «Дорогой Василий Семенович. Все время думаю о Вас и сокрушаюсь страшно. Неужели портрет, написанный Вами с Юры, так расстрелян?! Я Вас очень прошу отдать его реставрировать Дмитрию Федоровичу Богословскому (мастерские в Музее Александра III в Эрмитаже). Я бы очень желал приобрести у Вас этот портрет, а Богословскому заплачу за исправления уже я. Черкните мне о его стоимости, я немедленно вышлю деньги. Очень прошу Вас уступить его мне, он мне так нравится». Письмо заканчивается приглашением «заглянуть когда—в среду» «Очень обрадуете». Лестно отзывается Репин о новых рисунках Сварога: «Весьма восхищен многими Вашими иллюстрациями в «Огоньке». Через десять дней—4 августа — И. Е. Репин в новом письме из Куоккалы возвращается к вопросу о том же портрете: «Уж Вы меня простите и не сердитесь и не упрямьтесь: я приготовил для Вас 1000 руб. за Юрин портрет Вашей могучей кисти. Но, ради бога, не возитесь сами с реставрацией. Отдайте Богословскому, я с удовольствием прибавлю за всю эту работу. Вероятно, это будет стоить рублей 300, все равно, если и больше. Ведь Вы сами наделаете волдырей, а Вашего драгоценного времени потратите уйму за несносным и несвойственным Вам занятием. Ваш. многовосхищенный огневыми чертами Вашего таланта, поклонник- и любящий скромность Вашей доброй души—невыразимо Илья Репин».

Восхищение огневыми чертами таланта художника И. Е. Репин замечательно выразил в своем портрете Сварога, написанном в год их знакомства. Работа великого мастера полна могучей силы, неувядаемо свежи краски. Композиция портрета-картины удивительно гармонирует с образом Сварога—«солнечного художника и солнечного человека». как называл его Илья Ефимович. Сварог написан с гитарой в руках, на фоне рояля. Изображая его в этом музыкальном «окружении», Репин как бы подчеркивал вторую стихию художника-музыку, пение. Знакомство с И. Е. Репиным перешло в крепкую сердечную дружбу, которая‚—как писал Сварог в автобиографии,—имела для него «особое значение». Их частые встречи, совместные прогулки проходили в оживленных, глубоко содержательных беседах об искусстве, о русской живописи и путях её дальнейшего развития. После Великой Октябрьской социалистической революции огромное влияние на художника имел В. В. Куйбышев-один из ближайших соратников В. И. Ленина и И. В. Сталина. «Тот истинный интерес, с которым он следил за моей работой, писал Сварог,—его консультация до мельчайших подробностей моих композиций дали мне твердую почву в понимании действительно социалистического искусства.

Товарищ Куйбышев органически отрицал всякие формалистические и другие уродливые загибы в искусстве и говорил, что, борясь с ними без пощады, по-большевистски, нужно создавать для молодой советской страны искусство здо- ровое, ясное и грамотное, организующее народ и зовущее к новым победам». Сварог свято хранил эти заветы большевика и государственного деятеля. И все его творчество в советский период было действительно направлено к высоким и благородным целям служения родному народу, родной стране. Значительное место в творчестве Сварога занимает история— от далеких времен Степана Разина до наших дней. Сюда относятся альбома «Декабристы» и картины на сюжеты «Черная сотня» и др.) и отдельные моменты из подпольной революционной деятельности К. Е. Ворошилова(«Стычка с полицейскими», Товарищ К.Е.Ворошилов привез оружие луганским рабочим»)- Переходя от картины к картине, мы словно перелистываем дорогие настольных книги—-«Краткого курса истории ВКП(б))“ биографии товарища Лениным и товарища Сталина. ...Свидание Серго Орджоникидзе с В.И.Лениным в Разливе, где вождь пролетарской революции вынужден был скрываться от ищеек Временного правительства... Шестой съезд партии, среди делегатов которого мы узнаем Свердлова, Молотова, Орджоникидзе. Глаза всех устремлены на товарища Сталина. И мы вспоминаем слова Иосифа Виссарионовича о конце мирного периода революции, о наступившем периоде схваток и взрывов... Сердечная встреча товарища Сталина с Владимиром Ильичем, который 7 октября 1917 года нелегально приехал из Финляндии в Петроград... Партийный центр по руководству восстанием-штаб Октября, где товарищ Сталин принимает делегации матросов, красногвардейцев и дает им последние указания. Ночное петроградское небо, прорезанное синими огнями прожекторов. Сейчас крейсер «Аврора» громом своих пушек возвестит начало новой эры — эры Великой социалистической революции... Образ И. В. Сталина воссоздан Сварогом с огромной нежностью и теплотой. Сколько в нем внутренней силы, непререкаемая убежденность светится в глазах, ощущается в скупом, сдержанном жесте. Таков в воспроизведении художника И. В. Сталин и на трибуне VIII Чрезвычайного съезда Советов в момент выступления о проекте Конституции,таков и в незабываемый день 7 ноября 1941 года,когда с Ленинского мавзолея прозвучало напутственное слово войскам: "Пусть осенит вас победоносное знамя великого Ленина!".

Отечески внимателен, полон обаяния любимый вождь, учитель, первый и лучший друг каждого советского человека—в его встречах с летчиками и стахановцами, с женщинами общественницами, с детьми. Ощущение счастья от общения с другом, с природой показано в таких картинах, как Ленин и Сталин на террасе в Горках, Сталин в Нальчике (1922 год), Сталин и Ворошилов в ложе театра, Сталин и члены Политбюро в Кремле-перед Первомайским парадом. Проникновенно передает Сварог и образы верных соратников И. В. Сталина—К. Е. Ворошилова, В. В. Куйбышева, С. М. Кирова и образы великих деятелей русской культуры настоящего и прошлого—-Горького, Маяковского, Чайковского. Одна из излюбленных тем Сварога—наша доблестная Советская Армия,её солдаты,командиры, полководцы. Много работ посвящено гражданской войне и учебе армии в мирный период. Наиболее популярны картины "К.Е.Ворошилова "Сталин и Красная Армия."Мы видим здесь В.И.Ленина у прямого провода в Кремле-телеграммой летит по проводам к товарищу Сталину в Царицын от Ленина и обратно.

Художник изображает улицу Царицына вскоре после прибытия товарища Сталина, когда железной беспощадной метлой очищался город от контрреволюционеров. Начало августа 1918 года. Красновские казачьи части ведут яростное наступление на Царицын, пытаясь концентрическим ударом сбросить красные полки на Волгу. После битвы. На командном пункте в знакомой солдатской шинели Иосиф Виссарионович Сталин, которого Центральный Комитет направлял с одного боевого фронта на другой, выбирая наиболее опасные для революции места. Красные войска отражают натиск белоказачьих частей. Разгромленный враг отброшен далеко к Дону. Конец 1918 года. Восточный фронт. За столом, освещенным мерцающим огоньком керосиновой лампы, товарищи Сталин и Дзержинский—партийно-следственная комиссия. прибывшая для расследования причин катастрофы под Пермью. Весна 1919 года. Петроград под угрозой наступления белогвардейской армии генерала Юденича. Надо было немедленно спасать положение. Центральный Комитет для этой цели вновь избирает товарища Сталина.

Товарищ Сталин ликвидировал опаснейшее положение, создавшееся под Питером. Взят с моря мятежный форт Красная Горка. «Морские специалисты, -телеграфировал Иосиф Виссарионович товарищу Ленину,-уверяют что взятие Красной Горки с моря опрокидывает морскую науку. Мне остается лишь оплакивать так называемую науку». Осень того же года. ЦК посылает товарища Сталина на „Южный фронт-решающий фронт гражданской войны. Художник запечатлел момент отъезда Иосифа Виссарионовича. Стоя на ступенях вагона, сняв фуражку, товарищ Сталин прощается с провожающим его командирами. Развернутый строй Первой Конной армии, созданной по инициативе товарища Сталина. Перед конниками товарищ Сталин с картой, на которую нанесен его гениальный план разгрома Деникина. Рядом с Иосифом Виссарионовичем командующий Первой Конной С. М. Буденный и Член Реввоенсовета К. Е. Ворошилов.Пейзажи Донбасса, через который по плану И. В. Сталина лежал путь наших воинских частей, сменяются озаренными солнцем горами и кипарисами Крыма. Товарищ Сталин и товарищ Фрунзе на новом - Врангелевском фронте.

Иллюстрации В. Сварога к книге К. Е. Ворошилова динамичны и темпераментны. Они передают и накаленную атмосферу того времени, и напряжение борьбы, и радость победы. К теме Врангелевского фронта Сварог вернулся несколько лет спустя, когда принял участие в создании панорамы «Штурм Перекопа». Ему принадлежат заключительные части этой коллективной работы -разгром Врангеля на Юшуньских позициях. Изображая эпизоды боевой учебы в мирное время, В. С. Сварог правдиво и зорко отмечает высокий моральный и культурный облик солдат и командиров. Через их подтянутый, ладный внешний вид. выражение лиц, умные пытливые глаза художник передает благородную душу советского воина—защитника Отечества. С жадным любопытством художника и гражданина исколесил Сварог весь Советский Союз и оставил нам колоритные пейзажи Кавказа и центральных русских областей, Урала и Крыма. Западной Украины и северных районов. И то там, то здесь он фиксирует неповторимые знаки эпохи. Вот комбайн на тех местах, которые знали только соху, косу или серп. Вот подросток-пастушок, стерегущий колхозное стадо и читающий «Комсомольскую правду», Это уже не забитый сын батрака и сам с детских лет батрак,——это растущий советский человек, комсомолец, перед которым открыты все пути к знанию,к культурному и общественному развитию.

Художник чувствует поэзию и в букете роз, и в пене морского прибоя, и в первенцах сталинских пятилеток-Днепрогэсе, домнах Макеевки... В 1930 году Сварог провел несколько недель в зерносовхозе «Гигант» на Северном Кавказе и дал серию портретов ударников «Гигант», зарисовки трудовых процессов. В 1931 году с бригадой писателей он побывал на Челябстрое, Кузнецкстрое, Магнитке. Среди его произведений на индустриальные темы—московский хлебозавод в момент посещения его товарищами Кагановичем, Хрущевым, Булганиным и Горьким; автомобильный завод имени Молотова в Горьком и Златоустовский металлозавод; Турксиб и тракторный гигант в Сталинграде.И все это согрето горячей любовью художника к Родине к труду, их мыслями и чувствами, обращенными в будущее. Крупный раздел творчества Сварога—индивидуальные и групповые женские портреты, жанровые зарисовки женщин-общественниц, ударниц и стахановок. Шлюпочный переход жен командиров Черноморского флота, "Товарищ Сталин и стахановки», «Цветы в президиуме,“ улыбающаяся работница хлебозавода— вот грани ярко выраженной темы о женщине- «большой силе» в нашей стране. В статье о работах Сварога, опубликованной в газете "Правда"в 1943 году, Игорь Грабарь писал о том, что он "подлинный мастер акварельного портрета". "Сварог,-писал Грабарь,-берет у натуры её основную главную специфику, отбрасывает ВВС второстепенное и случайное обогащая индивидуальную специфику, отбрасывая все второстепенное и случайное, обогащая индивидуальную суть до предельной возможности. В этом плане выполнено его превосходная серия акварельных портретов выделяется убедительностью формы и тонкий характеристикой портрет покойного Народного артиста РСФСР М.И.Климова." Эту же серию акварельных портретов выделяет и критики Г.Жидков, писавший в том же году в газете "Вечерняя Москва "о выставке произведений Сварога, организованной в связи с 60-летнем со дня рождения художника."Есть много путей, по которым может идти художник-портретист, создавая образ того или иного человека,- читаем в статье Г. Жидкова -Сварог идет от внешнего облика. Он остро видит, замечательно улавливает ритмический рисунок человеческих фигур, сложную ткань движений,из которых слагается облик того, кто изображен на портрете."Игорь Грабарь в цитированной выше статье отмечает также акварельный портрет К.Е.Варошилова и А.М. Горького и "отличную серию рисунков, среди которых лучшими надо признать рисунки пером."

Однако выставка 1943 года не показывала весь творческий путь мастера. По условиям военного времени многие работы Сварога, находящиеся в наших музеях, на ней представлены не были. Посмертная выставка 1948 года гораздо полнее. На ней экспонированы многие работы Сварога из собраний Государственного Исторического музея, Музея Академии художеств СССР, из Государственной Третьяковской галереи, Музея В. И. Ленина, Музея Революции СССР, Музея А. М. Горького, Музея А. С. Пушкина, Центрального Дома Красной Армии, санатория «Архангельское», Музея истории и реконструкции Москвы, Калужского художественного Музея‚ Государственной Минской картинной галереи и т, д. И обозрение посмертной выставки воочию убеждает в том, что акварелями далеко не исчерпывается диапазон этого мастера. Сварог с одинаковым искусством владел как акварелью, так и маслом, карандашом и пером. Творчество Сварога отличается богатством жанров, широтой многоплановыми и многофигурными композициями, исторические полотна -событиями нашего времени, вплоть до освобождения советских городов от немецко-фашистских захватчиков.

Сварог с полным правом может быть назван основоположником советского газетного иллюстрационного жанра. Эти свои работы, выполнявшиеся обычно в крайне сжатые сроки. иногда в течение нескольких часов—по срочным заданиям редакции,-—Сварог называл «композициями». На основе сообщений о каком-либо значительном событии художник силой творческой фантазии тут же воссоздавал обстановку, людей, наполняя острый, броский рисунок глубокими патриотическими чувствами. В числе лучших композиций Сварога могут быть названы «Герои-летчики в Кремле перед полетом», «Товарищ Сталин и восемь летчиков», «Встреча Челюскинцев на Красной площади», «Герои финского фронта» - работы Сварога выполнены на высоком профессиональном уровне. Художник не признавал любительства, дилетантства, всю жизнь неустанно совершенствовал он свое мастерство. Сотни набросков и рисунков в его альбомах показывают, как настойчиво искал он решения тех или иных художественно-технических задач. Сидя в обществе, за столом, он зарисовывал кого-либо из гостей—одно и то же лицо, но в самых различных ракурсах.

Сохранились объемистые альбомы, где нарисованы только руки, или только обувь, или головные уборы и т. д. Десятки может быть, даже сотни набросков то спящей, то умывающейся, то резвящейся кошки предшествуют тем безупречным рисункам пером, о которых восторженно отзывался Игорь Грабарь. Или многочисленные зарисовки домашней утвари, мебели, но каждый раз в новом положении и каждый раз иначе освещенных: стакан чая с «попавшим в него» солнечным лучом... Опрокинутый стул и отброшенная им необычная тень... раскрытая книга, лежащая на газете, которая свисает с края стола.... «Характер» предмета, движение человека или животного — все это художник стремился выразить самыми ограниченными средствами, одним намеком. Искусство Сварога являет собой пример реалистического восприятия и отображения окружающей действительности. Его краски всегда ярки,солнечны, в них отражается жизнелюбие художника. Свои знания,свой опыт, технику и мастерство В.С.Сварог любовно и щедро нес молодежи. В Ленинграде он преподавал в Обществе поощрения художеств, в Москве был художественным руководителем студии имени Грекова и вел занятия по живописи с молодыми художниками—воинами Советском Армии. Среди его бумаг мы встречаем проект организации Московской Академии художеств,где преподавание должно быть поручено, по мысли Сварога,высококвалифицированным профессионалом,хорошо знающим технику живописного искусства.

Талант мастера карандаша и кисти сочетался в Свароге с незаурядными музыкальными способностями. Обладатель прекрасного баса он превосходно пел и старинные русские романсы, и оперные арии, и казацкие песни, блестяще играл на гитаре. Музыкальные способности перешли к нему по наследству от отца, ‘который, будучи на военной службе. по слуху выучился играть на скрипке и виолончели и дирижировал оркестром. К музыке и пению В. С. Сварог относился столь же взыскательно, как и к живописи. Гитара могла стать основной профессией Сварога: он играл не только в домашнем кругу, но и в публичных концертах и в 1907— 1908 годах даже совершал концертные турне. Мало того—Сварог был автором многочисленных оригинальных сочинений для гитары и аранжировок русских народных песен. После него осталась обширная рукописная нотная библиотека для гитары. Мог бы он быть и певцом-профессионалом. Прежде чем попробовать силы на этом поприще, Сварог изучил вокальную литературу, работал над дыханием, над постановкой звука, Тут тоже, как и во всем, что делал Сварог, не было и тени дилетантства.

И в 1918 — 1920 годах в Новгороде и Старой Руссе на подмостках оперной сцены выступал артист Василий Сварог -исполнитель труднейших партий мельника в «Русалке», Мефистофеля в «Фаусте» и др. И в жизни и в творчестве он руководствовался мудрым правилом: «Человек должен уметь все делать своими руками». И он никогда не сидел сложа руки. Работа была для него и отдыхом. Трудовой день проходил в мастерской. Обед. А затем отдых либо с альбомом, либо с гитарой в руках. То он рисует, то играет на гитаре, то поет, себе, то мастерит какие-нибудь раскладной стул, зонт, портативный мольберт. В перерывах делает эскизы в своем стиле, в своем вкусе. Это был широкий и свободный костюм не стеснявший движений-все должно быть легко и удобно:не человек для одежды, а одежда для человека. Мужеством н силой веяло от внешнего облика Сварога. У него были стальные мускулы. Движения отличались пластичностью и быстротой. Его пристальный взгляд из-под густых нависших бровей обнаруживал волевое начало собранной, дисциплинированной целеустремленной натуре.

Друзья-художники справедливо называли Сварога «артистом с головы до ног». К. Е. Ворошилов‚ посетивший посмертную выставку Сварога, оставил яркую запись в книге отзывов: «Выставленные работы В. С. Сварога свидетельствуют своим вы- соким качеством и тематическим многообразием о большом, искрометном таланте их автора. Выставка производит прекрасное впечатление. Большое спасибо ее устроителям!» «Я не был знаком с ним при жизни,—писал генерал-лейтенант А. А. Игнатьев об этой выставке‚— но он стал близким мне, как и всякому посетителю выставки его творений... "Талант!»—услышал я восторженный возглас одного из посетителей.—Нет, не только талант‚—захотелось мне ответить, —а и поразительное умение и неутомимый труд над совершенствованием своего искусства». Дух исканий не покидал художника до конца его творческой жизни. Но эти искания никогда не были для него самоцелью—они были нужны ему, как средство еще более совершенного владения мастерством, для передачи того, чем жила родина, чем жил художник. Чужды были ему и холодный эстетический формализм, и натуралистическое копирование действительности. Главное в его произведениях—правда жизни и правда искусства, душа событий, душа природы и человека.И потому его работы вызывают такой интерес и среди учащейся молодежи и у советской интеллигенции, и у офицеров и солдат нашей армии. На посмертной выставке в книге отзывов чаще всего мы встречаем записи о той радости, какую дает созерцание этих произведений подлинного искусства. А общая мысль, общее чувство всех посетителей выставки прекрасно выражены в одной из записей: "Образ Сталина всюду,как светлая правда нашей жизни."

Светлана Лучкина

Двойные рисунки - двойные стандарты…


Обладает ли художник способностью оценивать и анализировать увиденное точнее и вернее, нежели простой обыватель?.. Дано ли Мастеру умение схватывать профессиональным оком характерные черты и детали?.. Скорее всего, Вы ответите утвердительно. Ведь именно визуально полученный образ преображается на бумаге в произведение искусства. А иногда и в… непреложное доказательство.
Русский художник Василий Семенович Курочкин, более известный под псевдонимом «Сварог» (- имя бога неба и небесного огня в славяно-русской мифологии), как и любой состоявшийся мастер, знал цену своей наблюдательности и верности линий.
Сварогу довелось жить в такое время, когда от точности линий и общего видения мастера зависели не только его профессиональная репутация и признание публики, но и сама жизнь. После окончания училища, в 1900-е гг. Сварог много работал в жанре пейзажа и портрета. Однако самые известные его произведения дореволюционного периода связаны с плакатами и журнальной сатирической графикой, публиковавшейся в таких петербургских изданиях, как «Живописное обозрение», «Пулемет», «Зритель», «Нива», «Солнце России». В сатирических рисунках и карикатурах еще совсем молодого человека ощущалась рука проницательного мастера психологического портрета. Первым признанием стала премия на конкурсе, организованном редакцией журнала «Солнце России» за серию иллюстраций к роману «Живой труп» Льва Толстого. В 1920-1930-е Сварог публиковал многочисленные рисунки в крупнейших органах печати: «Ленинградской правде», «Красной газете», затем в «Правде», «Известиях», «Комсомольской правде» и других изданиях. Сухие факты официальной биографии вполне красноречиво говорят о блестящей карьере Василия Семеновича Сварога в качестве художника, идеологически созвучного революционной России. Он исполняет портреты В. И. Ленина, И. В. Сталина, их ближайших соратников. Вот некоторые названия его произведений: «Красногвардейцы с пулеметами у Смольного» (1918), «Волховстрой» (1924), «Ленинград» (1925), «К. Е. Ворошилов и А. М. Горький в тире ЦДКА» (1933), «Встреча челюскинцев у Белорусского вокзала» (1934), «Чапаев в бою» (1936), «Ворошилов на байдарке» (1940), «И. В. Сталин и дети» (1937), «И. В. Сталин и члены Политбюро среди детей в ЦПКиО им. М. Горького» (1939), «Штаб Октября» (1940). «Степан Разин» (1941) и т.д.



И. В. Сталин и члены Политбюро ЦК ВКП(б) среди детей в Центральном парке культуры и отдыха имени М. Горького в Москве. 1939 год.


Однако, обладая истинным дарованием, Сварог, как и многие другие мастера того времени, которых сейчас можно было бы назвать «ангажированными», с вдохновением творил и в официально не поощряемых жанрах…
Мы выбрали для демонстрации профессиональной зоркости художника произведение, которое вряд ли можно назвать самым популярным из его полотен с точки зрения академического искусства... Сложно описать эстетически выдержанным языком, что конкретно мы видим перед собой и какую гамму чувств должны испытывать. И все же смотрите!


Чтобы нарисовать это свое произведение, 42-летний художник, прибежал ранним декабрьским утром 1925 года в гостиницу «Интернационал» (быв. «Англетер»). К сожалению, нет точных сведений кто, зачем и при каких обстоятельств вызвал художника в гостиницу и каким образом ему стало известно о происшедшей трагедии. В Пятом номере он и сделал несколько рисунков-портретов Сергея Есенина, лежащего на полу, у ног участкового надзирателя, карябающего огрызком карандаша безграмотный Протокол, который он окрестил «актом».


В отличие от новичка-участкого Василий Семенович на тот момент был уже известным мастером с солидной художественной практикой. В том же 1925 году он получил серебряную медаль на Всемирной выставке в Париже за альбом «9 января», для которого выполнил 11 больших рисунков. Помимо партийной элиты, его дар высоко ценило художественное сообщество. К тому времени за его плечами было благословление великого русского художника Ильи Ефимовича Репина и его рекомендация в Объединение передвижников. За 10 лет до трагического рисунка в «Англетере» Сварогу посчастливилось услышать восторженный возглас Ильи Ефимовича Репина: «Какие богатыри у нас появляются!» Знаменитый русский художник пришел в полный восторг, когда увидел портрет своего сына, Юрия Репина, написанный Сварогом. Вряд ли Николай Горбов, прихотью случай оказавшийся в Пятом номере в роли участкового надзирателя, слышал подобные отзывы в свой адрес. А вот не признававший дилетантства Сварог свою миссию в «Англетере», скорее всего, осознавал предельно ясно.
Чем же нам следует считать набросок из «Англетера»?.. Фактом? Доказательством? Документальным свидетельством? Сложно отмахнуться от некоторых подробностей рисунка, которые нет оснований трактовать как буйную фантазию автора. Мы говорим о скрещенных ногах, которые вряд ли могли оказаться в подобном положении у тела, только что вынутого из петли; о разорванной, расхристанной одежде, которая носит следы жестокой борьбы… Однозначное понимание того, что рисунок слабо вяжется с официальной версией гибели Сергея Есенина, появилось сразу же. И не только у тех, кто догадывался об убийстве, но и у тех, кто знал истинное положение вещей. И как следствие «официальной версии гибели поэта» появилась «официальная версия рисунка Сварога». Именно эту «приглаженную», «застегнутую» версию и знали до определенного момента многие читатели и поклонники творчества Есенина. Вот она:


Подобная вариативность прослеживается и на втором наброске Василия Семеновича, сделанном при тех же обстоятельствах. Речь идет о рисунке головы Сергея Есенина. До недавнего времени мы могли видеть только такой вариант наброска:

И лишь совсем недавно, в 2008 году, Московскому Государственному Музею С.А. Есенина был подарен подлинный посмертный рисунок-портрет Сергея Есенина, выполненный художником Сварогом 28 декабря 1925 года. Рисунок подарил музею профессор Брюссельского университета, академик Жан Бланков. По словам бельгийского ученого, Сварог передал рисунок французскому писателю Анри Барбюсу, который был горячим поклонником СССР.
Под рисунком сохранилась подпись на французском языке: «Сергей Есенин. Первый набросок, сделанный после его смерти».


Рисунок отличается от советского варианта тем, что на виске поэта изображены черные пятна округлой формы - либо запекшаяся кровь, либо следы ран. На оригинале рисунка пятна носят явный характер и не являются ни дефектом изображения, ни случайными «кляксами».
Значение рисунков Сварога трудно переоценить, ведь это уникальные документы, показывающие состояние тела Сергея Есенина сразу после его обнаружения. Именно Сварог отразил то, как выглядел поэт до растиражированных снимков, фотохудожника Моисея Наппельбаума. На снимках «короля ретуши» одежда Есенина уже приведена в порядок, кровь смыта, тело перенесено на кушетку и т.д.
К сожалению, для официального следствия рисунки художника - это всего лишь рисунки художника. Они не могут считаться носителями информации, пригодной для дознания или следственных выводов. «Официальная версия» сделала всё, чтобы живые, кричащие, жуткие наброски Василия Сварога стали молчаливыми, обезличенными свидетельствами присутствия некоего рисовальщика в некоем номере. И у «официальной версии» был бы блестящий шанс объяснить все эти пятна на висках, рваные рукава, расстегнутые брюки, скрещенные ноги просто… художественным вымыслом. Графической метафорой. Эмоциональным восприятием действительности впечатлительным человеком «от искусства». Блестящий был бы шанс, если бы Василий Семенович не объяснил всё сам!
Свои впечатления о том утре, свои заключения о том, что именно он увидел в номере «Англетера» он поведал своему другу, журналисту И. С. Хейсину:
«Мне кажется, что этот Эрлих что-то ему подсыпал на ночь, ну... может быть, и не яд, но сильное снотворное. Не зря же он «забыл» свой портфель в номере Есенина. И домой он «спать» не ходил - с запиской Есенина в кармане. Он крутился не зря все время неподалеку, наверное, вся их компания сидела и выжидала свой час в соседних номерах. Обстановка была нервозная, в Москве шел съезд, в «Англетере» всю ночь ходили люди в кожанках. Есенина спешили убрать, поэтому все было так неуклюже, и осталось много следов. Перепуганный дворник, который нес дрова и не вошел в номер, услышал, что происходит, кинулся звонить коменданту Назарову... А где теперь этот дворник? Сначала была «удавка» - правой рукой Есенин пытался ослабить ее, так рука и закоченела в судороге. Голова была на подлокотнике дивана, когда Есенина ударили выше переносицы рукояткой нагана. Потом его закатали в ковер и хотели спустить с балкона, за углом ждала машина. Легче было похитить. Но балконная дверь не открывалась достаточно широко, оставили труп у балкона, на холоде. Пили, курили, вся эта грязь осталась... Почему я думаю, что закатали в ковер? Когда рисовал, заметил множество мельчайших соринок на брюках и несколько в волосах... пытались выпрямить руку и полоснули бритвой «Жиллет» по сухожилию правой руки, эти порезы были видны... Сняли пиджак, помятый и порезанный, сунули ценные вещи в карманы и все потом унесли... Очень спешили... «Вешали» второпях, уже глубокой ночью, и это было непросто на вертикальном стояке. Когда разбежались, остался Эрлих, чтобы что-то проверить и подготовить для версии о самоубийстве... Он же и положил на стол, на видное место, это стихотворение: «До свиданья, друг мой, до свиданья»... Очень странное стихотворение...» (Опубликовано в газете «Вечерний Ленинград», 28.12.90 г.).
После этого рассказа хотелось бы привести только одну цитату историка искусства И. Э. Грабаря. Цитату, довольно исчерпывающе отвечающую на наш вопрос, заданный в начале статьи об адекватности восприятия художником увиденного.

«Сварогу свойственна «особая исключительная любовь к сегодняшнему дню, зоркость к его явлениям, фактам, людям. На протяжении всей жизни он не пропускал ни одного сколько-нибудь значительного события, откликаясь на него немедленно, молниеносно своими картинами».

Он откликнулся на смерть поэта. Вы верите его отклику?..

Журнал «Н.Л.О. Невероятное. Легендарное. Очевидное», март, 2010 г.


Автопортрет. 1926. ГТГ

Василий Семёнович Корочкин родился в семье крестьянина Семёна и прачки Ольги Васильевны Корочкиных, в которой кроме него было ещё две сестры Анна (позднее — сельская учительница) и Надежда (в будущем — швея). В два года лишился отца, воспитанием детей занималась мать.
Стремление к рисованию наблюдалось у Василия Семёновича с ранних лет. Заметив его, учитель рисования старорусского городского училища Чистяков собрал среди жителей города по подписке деньги, чтобы талантливый ребёнок после окончания училища мог продолжить художественное образование. В 1896 году, в тринадцатилетнем возрасте, Василий Семёнович поступает в Петербургское художественное училище технического рисования Штиглица и через четыре года успешно заканчивает его. Именно во время обучения и появился псевдоним художника — «Сварог»:
а третьем году обучения, перед очередным экзаменом, он получил задание написать картину на тему «Бог небесного огня Сварог» — божество в мифологии западных славян. Ну, наш Вася пошел фантазировать — намалевал солнце, звёзды, молнии, всполохи северного сияния, зори, радуги, а в этом сверкающем окружении — лик божества. Картина удалась, но экзаменаторы сказали:"Корочкин, в зеркало ты, что ли смотрел, когда писал Сварога? Точь-в-точь на тебя похож". С того дня мы в шутку стали величать его Сварогом. Он привык к этому прозвищу..."

И.Е. Репин. Портрет художника В.С. Сварога (1915 год)


Репин Илья Ефимович

Источник иллюстрации: Репин Илья Ефимович. Эскизы, графика, наброски, портреты. МЦФ, ИДДК. 2000.



Сварог В.С. СОЛИСТЫ. (1910-e)
Отсюда: http://www.shishkin-gallery.ru/auction_20100522_lot66.html#bottom


Автопортрет с торбаном, 1923. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург

Посмертный портрет Есенина вернулся в Россию

Сварог писал вот такие "политические композиции":


1939. И.В. Сталин и члены Политбюро среди детей в ЦПКиО им. Горького


К.Е. Ворошилов и А.М. Горький в тире ЦДКА. Центральный музей Советской Армии
Отсюда: http://otkritka-reprodukzija.blogspot.ru/2008/05/1883-1946.html

Но и вот такое тоже:

Портрет П.И. Чайковского. 1940. Москва. Концертный зал им. П.И. Чайковского

Портрет народного художника СССР, академика И.Э. Грабаря. 1942 г. Государственная Третьяковская галерея

Гитаристка . 1940. Рязанский областной художественный музей, Рязань, Россия.

Портрет Андреса Сеговия

Кстати говоря, Сварог сам перкрасно пел и музицировал!

И вот такое тоже писал:


Город". 1931. Старорусский краеведческий музей,зал В.С.Сварога.

Пейзаж. 1932.


Турксиб. 1934.

Оригинал взят у oxxik в Старая Русса. Картинная галерея

Как я рассказывала вам вчера, в Старой Руссе сейчас функционирует Краеведческий музей и Карт инная галерея города. Мой сегодняшний пост будет о ней, о картинной галерее, все пространство которой посвящено творчеству Василия Сварога и его последователей. Первая в истории Старой Руссы картинная галерея была открыта по инициативе художника Сварога в 1922 году. События последующих десятилетий, особенно Великая Отечественная война, нанесли серьезный ущерб культуре города. Многое пришлось создавать заново, в том числе и художественную коллекцию. Лишь в 1974 году после длительного перерыва Старорусская картинная галерея вновь была открыта. Ее разместили в церкви Сретения бывшего Спасо-Преображенского монастыря. Она была задумана как галерея художников-земляков.

Василий Семенович Сварог (Корочкин) родился в 1883 году в Старой Руссе. Художественное образование получил в Санкт-Петербурге в училище технического рисования барона Штиглица. Стиль Сварога-живописца сформировался под воздействием русского живописного реализма рубежа XIX-XX веков.

Важный период творчества Сварога начался в 1929 году после переезда в Москву, где он создал десятки огромных полотен с изображением вождей революции, которые принесли ему официальное признание и материальное благополучие. Сварог стал одним из летописцев сталинского времени. Эти произведения до сих пор хранятся в центральных музеях, в запасниках Министерства культуры Российской Федерации. Они - часть нашей истории.

Однако лучшее, что было создано Сварогом в 1930-1940 годы в живописи, не связано с доктриной социалистического реализма, а отражает личные художественные пристрастия мастера, его глубокое знание традиций русского искусства «серебряного века». Именно эти произведения и занимают большую часть экспозиции Старорусской картинной галереи. Это портреты и интерьеры, удивительно свободные, насыщенные воздухом, богатые игрой света, отличающиеся точностью психологических характеристик и глубиной.

Василий Семёнович Сварог (5 (15) марта 1883, Старая Русса - 31 декабря 1946, Москва) - русский и советский художник.

Биография

Василий Семёнович Корочкин родился 5 (15) марта 1883 в городе Старая Русса Новгородской губернии (ныне Новгородская область) в семье крестьянина Семёна и прачки Ольги Васильевны Корочкиных. У Василия было две сестры: Анна (позднее - сельская учительница) и Надежда (в будущем - швея). В два года лишился отца, воспитанием детей занималась мать.

Стремление к рисованию наблюдалось у Василия Семёновича с ранних лет. Заметив его, учитель рисования старорусского городского училища Чистяков собрал среди жителей города по подписке деньги, чтобы талантливый ребёнок после окончания училища мог продолжить художественное образование.

В 1896 году, в тринадцатилетнем возрасте, Василий Семёнович поступает в Центральное училище технического рисования Штиглица в Петербурге и через четыре года успешно заканчивает его. Именно во время обучения и появился псевдоним художника - «Сварог».

На третьем году обучения, перед очередным экзаменом, он получил задание написать картину на тему «Бог небесного огня Сварог» - божество в мифологии западных славян. Ну, наш Вася пошел фантазировать - намалевал солнце, звёзды, молнии, всполохи северного сияния, зори, радуги, а в этом сверкающем окружении - лик божества. Картина удалась, но экзаменаторы сказали: «Корочкин, в зеркало ты, что ли смотрел, когда писал Сварога? Точь-в-точь на тебя похож». С того дня мы в шутку стали величать его Сварогом. Он привык к этому прозвищу.

  • С 1900 года Сварог сотрудничает с петербургскими иллюстрированными журналами «Живописное обозрение», «Волшебный фонарь», «Солнце России».
  • В 1911 году В. С. Сварогу была присуждена первая премия на конкурсе, организованном редакцией журнала «Солнце России», за серию рисунков к произведению Льва Толстого «Живой труп».
  • В 1915 году В. С. Сварог знакомится с Юрием Репиным и пишет его портрет, который привёл в восторг его отца, известного художника Илью Репина. Эта работа позволяет Сварогу сблизиться с мастером, присутствовать на его портретных сеансах.
  • В 1916 году по рекомендации Репина он вступает в Товарищество передвижников и выставляет свои работы на передвижных выставках.
  • В 1916 году Сварог пишет «Портрет матери» (холст, масло). Картина была удостоена первой премии на весенней Передвижной выставке.
  • В 1918 году Сварог принимает активное участие в украшении Петрограда к празднованию первой годовщины Октябрьской революции. Сам художник говорил, что он «работал особенно интенсивно, так как великие события требовали от каждого большого напряжения сил». В это время он создаёт портреты Карла Маркса, Фридриха Энгельса, В. И. Ленина, М. С. Урицкого, В. В. Володарского.
  • С 1919 по 1922 годы в связи с тяжёлой болезнью матери Сварог проводит в Старой Руссе. Здесь он организует Народный дом, создаёт художественную студию, самодеятельные хоровые и оркестровые кружки, любительский оперный театр, где были поставлены «Русалка» Даргомыжского, «Алеко» Рахманинова, «Фауст» Гуно и др. В этот период Сварог создает много картин, посвящённых городу и его жителям - «Портрет Васи Ушакова», «Дети» (экспонировалась в Третьяковской галерее), «Портрет Валентины Казариной», «Рогачёвка» и другие.
  • В 1923 году вступил в Ассоциацию художников революционной России.
  • В 1925 году В. С. Сварог получил серебряную медаль на Всемирной выставке в Париже за альбом «9 января», для которого он выполнил 11 больших рисунков.
  • После Великой Октябрьской революции творчество Сварога приобретает яркую политическую направленность. Сам художник называет свой жанр «политической композиции». Одни картины выполнялись на основе личных впечатлений, другие на основе газетных сообщений:

В Россию вернулся знаменитый рисунок Василия Сварога, сделанный им в Англетере в ту самую трагическую ночь.

Художник Сварог (В.С. Корочкин), делавший в номере гостиницы рисунок погибшего Есенина, рассказывал своему другу, журналисту И.С. Хейсину, следующее: «Мне кажется, что этот Эрлих что-то ему подсыпал на ночь, ну... может быть, и не яд, но сильное снотворное. Не зря же он «забыл» свой портфель в номере Есенина. И домой он «спать» не ходил - с запиской Есенина в кармане. Он крутился не зря все время неподалеку, наверное, вся их компания сидела и выжидала свой час в соседних номерах. Обстановка была нервозная, в Москве шел съезд, в «Англетере» всю ночь ходили люди в кожанках. Есенина спешили убрать, поэтому все было так неуклюже, и осталось много следов. Перепуганный дворник, который нес дрова и не вошел в номер, услышал, что происходит, кинулся звонить коменданту Назарову... А где теперь этот дворник? Сначала была «удавка» - правой рукой Есенин пытался ослабить ее, так рука и закоченела в судороге. Голова была на подлокотнике дивана, когда Есенина ударили выше переносицы рукояткой нагана. Потом его закатали в ковер и хотели спустить с балкона, за углом ждала машина. Легче было похитить. Но балконная дверь не открывалась достаточно широко, оставили труп у балкона, на холоде. Пили, курили, вся эта грязь осталась... Почему я думаю, что закатали в ковер? Когда рисовал, заметил множество мельчайших соринок на брюках и несколько в волосах... пытались выпрямить руку и полоснули бритвой «Жиллет» по сухожилию правой руки, эти порезы были видны... Сняли пиджак, помятый и порезанный, сунули ценные вещи в карманы и все потом унесли... Очень спешили... «Вешали» второпях, уже глубокой ночью, и это было непросто на вертикальном стояке. Когда разбежались, остался Эрлих, чтобы что-то проверить и подготовить для версии о самоубийстве... Он же и положил на стол, на видное место, это стихотворение: «До свиданья, друг мой, до свиданья»... Очень странное стихотворение...» (Опубликовано в газете «Вечерний Ленинград», 28.12.90 г.).

Существует еще одна загадочная личность в этом деле, некто Л.Сосновский, приятель Троцкого, фельетонист. Именно по его обвинению возникло дело 4-х поэтов, обвиненных в антисемитизме (Есенин, Клычков, Орешин, Ганин). Все поэты умерли насильственной смертью, также, как, впрочем, и Сосновский (именно его имя фигурирует в деле расстрела царской семьи), расстрелян в 1937. Еще одна жертва, А.Соболь, который заступился за поэтов-"антисемитов". Вскоре после похорон С.А.Есенина он был найден возле памятника Достоевскому с простреленной головой.
Темное было время.