Эссе почему люди читают сказки андерсена. «Почему мне нравятся сказки Андерсена. «Стойкий оловянный солдатик»

Знаменитый датчанин написал для детей более 150 сказок и историй, более трети из них завершаются смертью главных героев

Сам Ганс Христиан Андерсен никогда не считал такой ход событий пессимистичным. Пожалуй, точнее всего его мировоззрение выражено заключительной фразой сказки «Ледяная дева»: «Бог все устраивает к лучшему для нас». В Советском Союзе сказки Андерсена были достаточно популярны, а еще больше - фильмы и мультфильмы по сюжетам его произведений. Объясняется это тем, что оригиналы были сильно адаптированы и обработаны. Без этого цензура их попросту не пропустила бы в печать.

«Огниво»

Поколение советских школьников знало эту историю в сильно переработанном варианте. В первоначальном варианте «Огнива» творится настоящая жуть - чего стоят одни только адские псы, которые нападают на Короля и Королеву и тащат их в преисподнюю. Конечно, такое непотребство советским детям было ни к чему, как и постоянные религиозные намеки и отступления, и на помощь пришли переводчики и пересказчики. Например, талантливый Евгений Шварц , из-под пера которого мрачные сказки выходили преображенными.

«Русалочка»


Кадр из мультфильма «Русалочка». Жизнерадостная и находчивая Ариэль -
совсем не та героиня, о которой писал Андерсен

Невероятно печальный конец у одной из самых известных сказок Андерсена - «Русалочка». Современные дети знают эту историю по красивому диснеевскому мультфильму с традиционным для американцев хэппи-эндом. Оригинальная сказка заканчивается намного хуже: принц женится на другой, Русалочка, чтобы сохранить свою жизнь, должна вонзить в сердце изменника острый нож, но она жертвует собой ради счастья любимого - бросается в море, чтобы превратиться в морскую пену.

Неизвестно, зачем Андерсен придумал Русалочке такую жесточайшую судьбу, но описал он ее, надо отдать ему должное, настолько поэтично, что многим сложно удержаться от слез.

Снежная королева

Смелая Герда , торопясь освободить своего названного брата Кая , идет и идет сквозь снег и вьюгу, не обращая внимания на холод, и, добравшись до чертогов Снежной королевы, освобождает своего братца. Оригинал изобилует множеством ангелов, которые помогают Герде после того, как девочка читает молитву «Отче наш». И дошла-то Герда только благодаря ангелам, которые гладили теплыми ладонями ее руки и ноги, не позволяя замерзнуть. И Кая она смогла расколдовать, потому что без устали читала псалмы об Иисусе .


И заканчивается сказка тем, что дети находят бабушку сидящей на солнышке и упоенно читающей Евангелие. Последние слова сказки «Розы цветут - красота, красота! Скоро узрим мы младенца Христа». Понятно, что для чтения советским детям такой вариант совершенно не подходил.

Кстати: Биографы известного сказочника утверждают, что он вывел в образе холодной и жестокой Снежной Королевы датскую певицу и актрису Дженни Линд - женщину, которую Андерсен преданно и безнадежно любил всю свою жизнь и которая никогда не подпускала писателя к себе.

Самые ужасные

Многие довольно известные сказки и рассказы Андерсена напичканы такими подробностями, которые с трудом воспринимают даже взрослые.

«Девочка со спичками ». Маленькая девочка продает спички на улице. Несмотря на приближающийся Новый год, она не хочет возвращаться домой, где ее ждет жестокий отец. Она постепенно сжигает по одной спичке, в свете огонька перед малышкой проплывают сказочные картины. В результате девочка замерзает насмерть. « Новогоднее солнце осветило мертвое тельце девочки со спичками; она сожгла почти целую пачку».

«Блоха и профессор» . Профессор и его подруга, волшебная блоха, прибывают в страну дикарей, где правит 8-летняя (!) принцесса. Принцесса влюбляется в блоху и хочет выйти за нее замуж. При этом принцесса – людоедка. « Особенно хороши детские плечики под крепким соусом! - говорила мать принцессы».

«Сердечное горе» . Дети устраивают платное посещение могилы только что умершей собаки. И только одна маленькая оборванка не смогла «заплатить» и посмотреть, в этом было ее горе. «Дети поплясали вокруг могилки, а потом старший мальчик, практичный семилетний юноша, предложил устроить обозрение мопсенькиной могилки для всех соседних детей. За вход можно было брать по пуговке от штанишек…»

«Эльф розового куста». Юноша и девушка любят друг друга, но злой брат юноши из ревности убивает его и зарывает в землю. Девушка выкапывает труп и сажает голову мертвеца в цветочный горшок. "Знаем! Знаем! Ведь мы выросли из глаз и из губ убитого!»

2 апреля 1805 года в маленьком датском городке Одензе в семье бедного сапожника родился Ганс Христиан Андерсен, впоследствии стяжавший бессмертную, неувядающую славу автора замечательных сказок.

Критики о творчестве Андерсена

Первые опыты Андерсена в сочинении стихов, рассказов и драматических произведений была встречены литературными кругами Копенгагена, людьми заносчивыми и высокомерными, с нескрываемой злобой. Они презрительно называли его выскочкой, самонадеянным, смешным сыном сапожника, от которого никакого толку в литературе ожидать нельзя. Придираясь к чисто внешним шероховатостям языка Андерсена и не вникая по существу в его творчество и произведения, критики стремились оградить «благородное» общество Дании от проникновения в него выходца из народа. Грубая пристрастность и нечуткость литературных судей побудили Аедерсена оставить родную страну и много путешествовать по Европе. За границей он получил признание раньше, чем на своей родине. Но пришло время, когда и в Дании литературные вельможи не смогли противостоять мировому общественному мнению, поставившему Андерсена на пьедестал замечательного писателя-сказочивка.

Жизнь Христиана Андерсена

Жизнь Андерсена , по его признанию, очень похожа на судьбу героя одной из самых лучших его сказок «Гадкий утенок». Тягостно было жить этому «безобразному» утенку, который так не походил на других утят. «Все гнали бедного утенка, даже братья и сестры сердито говорили ему: «Хоть бы кошка утащила тебя, несносный урод». А мать прибавляла: «Глаза бы мои тебя не видели!» Утки щипали его, куры клевали, а девушка, которая давала птицам корм, отпихивала его ногой». Бедный утенок должен был бежать из своего «дома», но куда бы он ни прибегал, везде встречал насмешки. Он терпел голод и холод, и никто не сочувствовал ему, не жалел его. С озлобленностью в своем сердце утенок поплыл к величественным лебедям с тем, чтобы они заклевали его до смерти.

Вот он склоняет голову и видит в воде свое отражение, но отражение уже не гадкого утенка, а прекрасного лебедя. Большие лебеди приласкали его, дети и взрослые назвали самым красивым из лебедей. «Он вспоминал то время, когда все смеялись над ним и гнали его. А теперь все говорят, что он самый прекрасный среди прекрасных лебедей. Сирень наклоняла к нему в воду свои душистые ветви, и солнышко светило так тепло, так ярко… И вот крылья его зашумели, стройная шея выпрямилась, а из груди вырвался ликующий крик: «Нет, о таком счастье я и не мечтал, когда был еще гадким утенком!»

Читая эту чудесную сказку, наши дети проникаются чувством любви и отзывчивости ко всем угнетаемым в обиженным, чувством ненависти к насильникам; они на живом, образном примере видят, как надо бережно обращаться с людьми, как жестоко и неосмотрительно унижать другого, который, может быть, внешне и походит на гадкого утенка, а по своему сердцу и таланту окажется прекрасным лебедем. Детям следует разъяснить, что в этой сказке Андерсен изобразил самого себя, и тогда они осудят то чванливое, бездушное общество, которое травило сына сапожника, как травили все окружающие гадкого утенка, а проникнутся любовью и уважением к знаменитому сказочнику, сумевшему найти при всех трудностях жизни могучие лебединые крылья творчества, прекрасного художественного мастерства.

Образы, персонажи, герои сказок Андерсена

Богат и разнообразен мир сказочных образов, персонажей, героев сказок Ганса Христиана Андерсена . В этом мире немалое место занимают фантастические персонажи, такие, как прекрасная и мрачная снежная королева, фея Фата-моргана с ее призрачным, вечно изменяющимся замком, Оле-Лукойе, закрывающий глазки деткам, отходящим ко сну.

Но чаще героями сказок Андерсена являются дети, животные и птицы, растения и нередко неодушевленные предметы, как, например, игрушечные пастушки и трубочист, простая штопальная игла, старый уличный фонарь, бутылочное горлышко. Андерсен в самом простом и невзрачном предмете находил материал для интересной и поучительной сказки. «Мне часто чудится,- пишет Андерсен в одном из своих писем,- что каждый забор, каждый цветочек говорит мне: «Погляди на меня, и у тебя будет моя история».

Возьмем для примера сказку «Бутылочное горлышко» . Что, казалось бы, можно рассказать о таком ничтожном предмете? Но под волшебным пером сказочника развертывается поэтическая и поучительная история, своего рода биография бутылки со дня ее рождения в расплавленной печи до того момента, когда от бутылки осталось одно горлышко, заменяющее бедной девушке вазу для цветов.

Вспоминает горлышко, как получила себе бутылка жизнь в печи на стекольном заводе, как искрилось в ней вино, когда был праздничный, радостный день жениха и невесты, как вместе с женихом на корабле бутылка путешествовала по морю, как во время бури моряк отправил в бутылке своей невесте последний привет, как она поднималась высоко на воздушном корабле и оттуда была сброшена и разбилась. Но и остаток ее - бутылочное горлышко - еще приносит пользу людям.

Девушка не имеет возможности приобрести вазу для цветов, у нее нет и пышного букета - маленький цветок в бутылочном горлышке скрашивает ее одинокую жизнь.

В короткой сказке «Пятеро из одного стручка» рассказана судьба пяти горошин. Каждой из них хотелось поскорее вырваться из стенок стручка и делать что-нибудь полезное. Но, едва появившись на свет, три из них были проглочены голубями, четвертая попала в канавку и лежала в заплесневелой воде, и лишь вполне счастливой оказалась участь пятой горошины, которая закатилась в щель под окошечком чердачной каморки.

В щели были мох и рыхлая земля, позволившие горошине пустить ростки. В каморке лежала больная девочка, и для нее большой радостью явился скромный цветочек горошка. Когда девочка стала выздоравливать, она высунулась в окошко и поцеловала тонкие лепестки распустившегося бело-розового цветочка.

Чему учат сказки Андерсена?

Сказки Андерсена проникнуты подлинным гуманизмом, любовью к народу, к простым и особенно к бедным, забитым и страдающим людям. Эти сказки учат чуткости и доброжелательности в обращении с людьми. Доброе и чистое сердце простого человека в них противопоставляется черствости горделивой знати.

Чуткости, отзывчивости, потребности помогать всем слабым полно маленькое сердце героини поэтичной сказки «Дюймовочка» .

Широкой известностью пользуется сатирическая сказка «Новый наряд короля» Андерсена . Король заказал необыкновенный наряд двум обманщикам-ткачам. Каждый день они требовали для своей работы тончайшего шелка и чистого золота и все это прятали. Они говорили королю, что соткут такой наряд, который будет виден только одним умным людям. Все приближенные короля, боясь, как бы их не сочли за глупцов, делали вид,что находят в пустом ткацком станке замечательную ткань. Сам король поддакивал им, так как не хотел прослыть дураком. Но вот обманщики стали «наряжать» короля, вернее, делать вид, что наряжают, так как никакого наряда на самом деле не было. На улице знатные люда притворно восторгались: «Ах, какой наряд! Какая роскошная мантия! Как это платье к лицу королю!» Вдруг какой-то мальчуган крикнул: «А король-то голый!», и все в народе стали повторять его слова, убедившись, что действительно никакого наряда на короле нет.

В этой сказке очень картинно и остро высмеяны пустое величие и чванство высокопоставленных ничтожеств и лицемерие, низкопоклонство их приближенных. Сказка имеет и более широкий смысл как разоблачение всякого рода спесивого самолюбования, зазнайства одних людей и подхалимства других. Когда человек похваляется своими несуществующими достоинствами, а близкие люди из-за подобострастия поддакивают, льстят ему, на деле же оказывается, что у этого человека никаких особых достоинств нет; в таких случаях,говорят: «А король-то был голым!»

Сказки Андерсена учат также бодрости, жизнерадостности и твердости в борьбе с трудностями. Герой сказки «Огниво» солдат ни при каких условиях не терял самообладания. Много бедствий стойко перенес и герой одной из любимых детьми сказок Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» .

Сказки Андерсена дают большую пищу детскому воображению, учат детей наблюдать жизнь, обращать внимание на незаметные предметы и явления и осмысливать их.

Велико значение сказок Андерсена и для эстетического воспитания детей. В сказках красивое не надумано, а взято из жизни, хотя бы самый сюжет сказки и был фантастический.

Многие сказки Андерсена таковы, что требуют некоторых пояснений детям со стороны взрослых. Это лучше всего сделать, сопровождая чтение сказки краткой воспитательной беседой.

Говоря о достоинствах сказок Андерсена, Чехов указывал, что они интересны как для детей, так и для взрослых. Многие учителя и родители неоднократно перечитывают лучшие сказки Андерсена и при этом всякий раз испытывают большое наслаждение.

Беседы с детьми об Андерсене и его сказках всегда интересны и для детей и для родителей.

По материалам старого советского журнала…

Сегодня Андерсена называют гениальным сказочником, его произведения – сказками для детей, однако сам писатель считал, что его не понимают и его творения больше похожи на поучительные истории. Кроме того, он не любил детей, и неоднократно говорил, что создает свои произведения для взрослых. Большинство Андерсена были адаптированы и, во многом, смягчены, оригинальные же версии пропитаны христианскими мотивами, они более мрачные и суровые.

Трудное детство

Считается, что одной из причин жестоких сказок писателя было его трудное детство. Критики, современники Андерсена, часто нападали на него, не признавали его талант, обвиняя в «худости рода» и «посредственности». Сказку «Гадкий утенок» высмеяли, автобиографическим трудом с элементами пасквиля. Отчасти это действительно так, впоследствии автор признавался, что он и есть тот самый «гадкий утенок», ставший «белым лебедем». Детство Андерсена прошло в нищете, непонимании со стороны родных и сверстников. Отец и писателя были башмачниками, мать прачкой, а сестра, как утверждают исследователи, – проституткой. Он стыдился своей родни, и после того, как добился славы, практически до самой смерти не возвращался в родной город.
Андерсен признавался, что некоторые идеи для своих произведений он заимствовал из фольклорных сказок Дании, Германии, Англии и других народов. О «Русалочке» он сказал, что она стоит того, чтобы ее написали еще раз.

В школе ему с трудом давалась грамота, за что его неоднократно били учителя. Впрочем, правописанием он так и не овладел, Андерсен до самой старости писал с чудовищными ошибками. Над будущим сказочником издевались соседские мальчишки, учителя и ученики в школе, а впоследствии и в гимназии, унижали его и на первом месте работы. Кроме того, писателю не везло в любви, Андерсен никогда не был женат и не имел детей. Его музы не отвечали ему взаимностью, в отместку с них были списаны образы «Снежной королевы», принцессы из сказки «Свинопас».

Психическое расстройство

Предков Андерсена по материнской линии считались в Оденсе психически нездоровыми. Его дед и отец утверждали, что в их жилах течет королевская кровь, эти рассказы так сильно повлияли на сказочника, что в детстве его единственным другом был воображаемый принц Фритс, будущий король Дании. Сегодня сказали бы, что у Андерсена было сильно развито воображение, но в то время его считали чуть ли не умалишенным. Когда писателя спрашивали, как он пишет свои сказки, он говорил, что герои просто приходят к нему и рассказывают свои истории.
Андерсен стал культурным провидцем своей эпохи. В сказках «Русалочка», «Снежная королева», «Дикие лебеди» присутствует оттенок феминизма, чуждый современникам писателя, но востребованный спустя несколько десятилетий.

По другой версии «страшные» сказки Андерсена были обусловлены периодическими депрессиями, одолевавшими его на протяжении всей жизни и неудовлетворенностью в сексуальной сфере. До конца своей жизни писатель оставался девственником, хотя он и посещал публичные дома, но так ни разу и не воспользовался их услугами. Увиденные им «мерзости» вызывали у него лишь отвращение, поэтому проводить время там он предпочитал в беседах с путанами.

Детская сказка – это увлекательное знакомство с окружающим миром, системой человеческих ценностей и занимательными характерами персонажей. Ребенок, воспитывающийся на сказках с раннего возраста, обладает бурным воображением и творческой фантазией, имеет понятие о гуманности и доброте к людям и животным. Поэтому польза сказок для ребенка неоспорима.

Чарующий мир сказки представлен фантастическими историями различных народов мира. Печальную русскую историю о доверчивом Колобке или английское сказание о противостоянии волка и трех поросят малыши слушают с необычайным восторгом. Однако особое место на сказочном Олимпе занимают чудесные сказки Ганса Христиана Андерсена.

Как зарождались творения гениального сказочника?

Сказочных дел мастер, Ганс Христиан Андерсен, вырос в датском городке Оденсе. Мечтой датского юноши была актерская игра на сцене и декламирование стихов, однако свое имя он увековечил именно благодаря писательскому таланту. Литературная сказка своим появлением обязана именно этому человеку. Изданные в 19 веке, сказки Андерсена покорили всех маленьких читателей без исключения.

Воспоминания из детства легли в основу сюжетных линий волшебных историй Андерсена. Всеми любимые персонажи его сказок - это обыкновенные животные, такие, как кошки, собаки или куры; кухонные принадлежности; незамысловатые цветы и растения, поблескивающие под лучами солнца на лесной опушке. Но именно этих незатейливых героев ждут малыши перед сном. Его сказки для малышей завораживают. Недаром, по мотивам детских произведений Андерсена сняты сотни мультфильмов по всему миру. И читать сказки Андерсена детям родители начинают очень рано.

Почему нужно читать сказки Андерсена детям?

Как известно, дети не терпят однообразия, поэтому увлечь их книгой не так уж просто. Однако все сказки Андерсена обладают уникальным, неповторяющимся сюжетом, что и вызывает восторг и огромный интерес у детей. Со страниц книг Андерсена ребёнок всегда узнает что-то ранее неведомое и вместе с тем захватывающее и увлекательное. При этом он приобретает разносторонность мышления и яркую фантазию. Так, после прочтения сказки Андерсена «Соловей», почему бы не углубиться в мысли о Китае. Или рассказать малышу о Дании, отвечая на его неиссякаемые вопросы, после знакомства с прекрасной историей «Калоши счастья». А всемирно известная «Снежная королева» в воображении детей представляется остросюжетной авантюрной историей, развязки которой они ждут с нетерпением. Причиной тому - система ярких и уникальных образов автора.

Ещё одна характерная особенность сказок Андерсена – практически полное отсутствие в них насилия и жестокости, за исключением двух эпизодов: похищения Дюймовочки и возможной казни Солдата в «Огниве». Сказочные истории Андерсена пронизаны мудростью и добротой, пусть и, порой, конец их печален («Русалочка»).

Однако ценить сказки Андерсена, в первую очередь, следует за стремление писателя достучаться до самого сердца маленьких читателей.

Духовное и нравственное воспитание детей через сказки Андерсена

Смысл каждой сказки Андерсена весьма глубок, а тематика историй обширна. Ниже представлены основные темы его детских произведений.

1) Гуманность, героизм и самоотверженность.

Этим сильным качествам посвящены такие сказки, как «Дикие лебеди», «Снежная королева». Так, отвага и неугасаемая вера в человека Герды вызывает только восхищение.

2) Безмерная сила любви.

Именно это движет и маленькой Гердой, и Русалочкой, и стойким оловянным солдатиком. Любовь в сказках Андерсена – чувство, способное преодолеть горечь разлуки и все трудности, возникающие на пути.

3) Смысл жизни и искусства.

Эта тема ярко представлена в нескольких сказках писателя: «Лен», «Сальная свечка», «Последний сон старого дуба».

4) Сострадание и милосердие.

Чуткость сердца Герды помогла справиться со злом и завистью, жадностью и равнодушием.

5) Умение ценить и любить жизнь.

Так, в сказке «Соловей» живой соловей был желаннее, чем искусственная птица, ведь именно настоящей птице было подвластно излечение императора.

Многие родители сомневаются в необходимости читать сказки Андерсена детям. Их колебания вызваны грустным окончаниям некоторых историй писателя, а также присутствием в сказках темы смерти. Но ведь главное, к чему стремится в таких историях Андерсен – это показать, что огромное значение для человека имеют его поступки и действия при жизни, они навсегда остаются в памяти, даже после ухода человека из жизни.

Таким образом, сказки Андерсена читать детям нужно, но всегда помнить, что некоторые из творений писателя обращены к детям старшего возраста и взрослым. Поэтому лучше продуманно подойти к этому вопросу и выбирать сказки Андерсена, учитывая возраст ребёенка (как правило, начинать знакомить со сказочным миром Андерсена лучше детей, достигших пятилетнего возраста). Детские сказки писателя станут достойным проводником в увлекательный мир литературных шедевров.