Недоросль проблема образования. Почему митрофанушка не получает нормального образования - из за собственной нерадивости или по вине неквалифицированных преподавателей? а может, его мать в принципе против образования? Воспитание митрофана мамой в недоросль

В 7-8-летнем возрасте дети известных педагогов-новаторов Никитиных имели коэффициент продуктивности умственной работы на уровне среднего взрослого. В 14-15 лет этот коэффициент был равен 145. Взрослых с таким показателем менее 1 процента. В дошкольном возрасте их дети болели в среднем в 10 раз меньше сверстников. Где же истоки этих ошеломляющих явлений? Об этом наш корреспондент беседует с Борисом Никитиным.

Борис Павлович, в ходу термин "никитинская педагогика". Что это такое?

В нашей стране такого термина нет. Мы даже немножко возражаем против него сами, так как считаем, что мы только открыли направления, в которых надо двигаться. Мы чуть-чуть продвинулись в этом русле и увидели столько нового и неожиданного, столько перспектив, что теперь лишь убедились в верности нашего выбора. Самое главное, конечно, это раннее развитие. Задумайтесь, природа "почему-то" новорожденному в самые первые дни лает возможность очень быстро наращивать мозг. Почему ничто не растет у ребенка так стремительно, как мозг в самые первые дни, месяцы и годы? Видимо, природа распорядилась так не случайно, но люди совершенно этого не учитывают. Первые семь лет, пока ребенок дома, его кормят, поят, ухаживают за ним, гулять его водят и только после этого начинают учить уму-разуму. Раньше-то и грамоте учили после 13-14 лет. У ребенка прорезываются усики - хватит, набегалось дитя, пора учить грамоте. Кстати, Митрофанушка, над которым смеется столько поколений, на самом деле совершенно нормальный ребенок, но его очень поздно начали учить. Мы увидели, что раннее детство таит невероятно много возможностей, что оказалось весьма важным и для самой теории педагогики.

Профессор Массачусетсского университета США Лорен Грэхем называет вас "основателем движения за раскрытие потенциальных возможностей человека" и отмечает, что ваши последователи - это, как правило, представители технической интеллигенции. Чем вы можете объяснить такой удивительный феномен?

Мне нравится, что они наиболее точно назвали суть - раскрытие потенциальных возможностей человека. Действительно, возможности человека невероятны. В Японии я услышал подтверждение своим наблюдениям: человек пользуется возможностями своего мозга только на 3-4, самое большое 5 процентов - все остальное в резерве. А то, что этим увлеклись представители точных наук, техники, мне кажется естественным. Я сам по образованию инженер-механик, окончил академию Жуковского. Меня когда-то обвиняли и в том, что я внес технологическую, техническую струю о педагогику, чего, по принятым канонам, делать было нельзя. А я считаю это своим преимуществом: люди точных наук умеют исследовать реальность точно, то есть и с количественной стороны, и с качественной.

Дело не только в накоплении материала или пересмотре взглядов, а в том, что открываются все новые и новые перспективы. Я долго занимался школой, в 50-х годах мечтал повторить школу Макаренко. Тогда нам это не удалось. Но думы о школе и непрерывные заботы привели к тому, что вызрел материал, который я назвал "Школа вчера и завтра". Мне кажется, он будет интересен всякому думающему о школе и школьной педагогике человеку. Есть еще одна книга, требующая доработки. Она будет называться "Теория и практика развития творческих способностей". B ее основу положена так называемая гипотеза творческих
способностей.

Вами накоплен опыт раннего воспитания и развития детей в семье. Достаточно ли этого опыта, чтобы наполнить никитинским содержанием целое учебное заведение?

Именно как представители семейной педагогики мы известны в нашей стране. На самом деле мы вышли далеко за пределы "семейного". иначе ни Япония, ни Германия, ни Голландия - передовые страны мира - не взялись бы за это так серьезно. Наши наработки позволили сделать качественный скачок в педагогической науке. До сих пор в ней почти не было разделов, посвященных развитию способностей ребенка, а есть целые курсы педагогики где вообще нет глав о способностях ребенка. Я же считаю, что педагогика и психология должны объединиться, ибо разделение их чисто искусственно и препятствует развитию. Мне пришлось и той, и другой наукой вплотную заниматься, и я считаю, их нужно соединить, включив сюда и педологию.

Многие родители, педагоги абсолютизируют роль знаний. Ребенок представляется чем-то вроде сундука, в который надо впихнуть как можно больше знаний. В то же время английский философ прошлого столетия Герберт Спенсер высказал мысль, что величайшей ценностью, целью образования является "не знание, а действия". Что вы думаете о Цели образования?

Правота Спенсера очевидна: знания, которые не ведут к действию, это пустые знания, а реальные знания и начинаются с действия. Об этом я пытался сказать в книге "Школа вчера и завтра". Есть такая школа ТРИЗ - теория решения изобретательских задач. Ее последователи получили такие показатели: если ребенок делает, он запоминает на 90 процентов, если только видит - на 50, если только слышит - на 10. To есть услышанный урок, рассказанный - это самое малоэффективное средство развить, просветить, научить ребенка.

Я не встречала в ваших книгах слова "дисциплина" и производных от него, наверное, потому, что ваши книги пронизаны идеями сотрудничества взрослого и ребенка?

Конечно, проще потребовать от ребенка послушания и исполнения воли взрослого, чем вникать в его проблемы. Дисциплина снимает с подчиненного необходимость самому думать, самому решать, самому взвешивать, самому мыслить. Она обязывает только исполнять приказ. Это удобно и для того, кто его отдаст, и для того, кто его исполняет. Потому мы и пришли к такому падению морально-интеллектуального уровня, что стремились насадить эту "нерассуждающую" дисциплину. А насаждалась она страшными способами. Поэтому я считаю: там, где добиваются послушания ребенка, там добиваются того, что он сам не будет мыслить, сам не будет взвешивать, сам не будет понимать, сам не будет рассуждать.

Если бы сегодня вам представилась немыслимая, волшебная возможность что-то в прошлом изменить, сделать по-другому, поправить, что бы вы сделали?

Я начал бы создавать школу не в девяносто втором году, а в пятьдесят восьмом. Сколькими силами и возможностями я располагал для этой работы! А сейчас мне приходится рассчитывать на помощников, их силы, творческие возможности, талант.

» Фонвизин создал в довольно сложное время для России. В этот момент на трон села Екатерина II. Сама императрица охарактеризовала в своих дневниках этот период в истории развития страны весьма негативно. Она отметила, что пришла к власти в государстве, в котором законами руководствовались лишь в самых редких случаях и, как правило, в том случае, если они благоприятствовали какому-то знатному лицу.

Уже исходя из этого высказывания, можно понять, что духовная жизнь российского общества этого периода находилась в упадке. В своем произведении Фонвизин и постарался обратить внимание читателей именно на проблему воспитания молодого поколения, от которого зависит, каким будет будущее всей страны.

В период, описываемый в комедии, вышел указ, по которому все молодые дворяне, не достигшие восемнадцати лет, были обязаны получить образование. В противном случае, они назначались на военную службу к ее императорскому величеству.

Героиня комедии Простакова , властная и агрессивная женщина, привыкла все решать сама. Она руководит своей семьей: муж боится сделать и шаг без ее на то повеления, а сын, которого она назвала Митрофаном, что значит «приближенный к матери», выращен абсолютным лентяем и невежей.

Мать все решает за него, она боится его самостоятельности и готова всегда быть рядом. Для нее главное, чтобы Митрофану было хорошо. Но так как она вырастила его лентяем, то к образованию, которое требует затраты некоторых сил и времени, он относится отрицательно и по своей воли его не получает.

Страх потерять сына из-за государственного указа бросает мать на нежеланный ею самой шаг - нанять учителей для Митрофана.

К этому вопросу она подходит вначале решительно, ведь помимо страха ею владеет еще и чувство зависти. Она не хочет быть хуже других, а иные дворянские дети уже давно занимаются с учителями. Она представляет, что ее сынок отправится в Петербург и будет казаться там невеждой среди умников. Эта картина пугает ее, ведь сын таким образом высмеет и ее саму. Поэтому Простакова не скупится на деньги и нанимает сразу несколько учителей.

Самым небезразличным из них можно назвать солдата в отставке Пафнутия Цыфиркина, который преподавал недорослю арифметику. Его речь полна военных терминов, он постоянно занимается подсчетами. Он трудолюбив, сам отмечает, что не любит сидеть без дела. Он ответственен и хочет научить Митрофана своему предмету, однако постоянно испытывает притеснения со стороны матери ученика.

Она страдает, считая, что ее горячо любимый сынок измучится от уроков и таким образом создает повод для прерывания занятия раньше положенного времени. Да и сам Митрофанушка уклоняется от занятий и обзывает Цыфиркина. Учитель даже отказался брать в конце деньги за проведенные занятия, ведь «пень», как назвал он своего ученика, он не смог ничему обучить.

Грамматику Митрофану преподает семинарист-недоучка Кутейкин. Себя он считает весьма умным, говорит, что происходит из ученой семьи и уволился лишь боясь излишней премудрости. Он алчный человек. Главным для него является получение материальной выгоды, а не предоставление истинных знаний ученику. Митрофан часто пропускает его занятия.

Самым непутевым учителем оказался немец Вральман, нанятый учить Митрофана французскому и другим наукам. Его не могут терпеть другие учителя. А вот в семье он прижился: и ест с Простаковыми за одним столом, и получает больше всех. А все потому, что Простакова довольна, ведь этот учитель совсем не неволит сына.

Вральман считает, что все науки Митрофану не к чему, ему нужно лишь избегать общения с умными людьми и уметь показать себя выгодно в свете. Понятно, что ни французскому, ни другим наукам Вральман, который оказался бывшим конюхом, недоросля не научил.

Таким образом, Простакова наняла учителей вовсе не для того, чтобы Митрофан познал науки. Она сделала это для того, чтобы ее сын смог всегда быть с ней рядом и всячески способствует своим поведением в этом.

Сочинение Кузнецовой Инги «Почему Митрофанушка стал недорослем»

Почему Митрофанушка стал недорослем

Я прочитала комедию Д.И.Фонвизина «Недоросль». Она, написанная в 1781 году, и по сей день остается непревзойденным шедевром русской драматургии XVIII века. В комедии четко описывается, к чему приводит лень и чрезвычайная любовь родителей. В комедии недорослем является Митрофан, взрослый юноша, который во всем слушается свою мать.
Митрофан – безграмотный, невоспитанный юноша, любящий вкусно покушать. В семье Простаковых главной является Госпожа Простакова, властная, необразованная, чрезвычайно льстивая женщина. Она считает, что люди должны уважать ее за то, что она дворянка, и ей совсем необязательно быть образованным человеком. Отец Митрофана – робкий, покорный, необразованный человек. Для него как сказала жена, так и должно быть.
Условия воспитания Митрофана были очень хорошие. Он жил в богатой семье, родители в нем души не чаяли, все разрешали, кормили на убой, от чего ему иногда становилось дурно. Учителя занимались с ним персонально, приходили на дом, но от этого было немного толку, так как к своим шестнадцати годам Митрофан знал только существительное и прилагательное.
Кутейкин и Цыфиркин не были учителями по профессии и, скорее всего, просто не могли правильно преподнести знания Митрофану. Второй причиной был Вральман – большой подлиза, вечно срывавший занятия Кутейкина и Цыфиркина. Как только начинался урок, откуда-то неожиданно появлялся Вральман, размахивающий руками и кричащий: «Ай, ай, ай! Уморить хотят ребенка! Матушка ты моя!» На что Простакова заканчивала урок и распускала учителей. Общество не меньше виновато в безграмотности населения, в том, что не могло заинтересовать людей учебой и не могло проявить большего внимания таким, как Митрофанушка. Поэтому-то у них нет закалки, они не готовы к жизни в обществе. Скорее всего, он просто повторит жизнь своего отца, но это не факт; не все женщины терпимы и выносливы, и никакой женщине не нужен муж, который ничего не умет делать. Кто же виноват в том, что таких людей, как Митрофан становится все больше? Воспитание, родители, общество, вырастившее таких людей. И, конечно, сам человек. Если он не хочет учиться, его никто не заставит.

От администрации сайта

И образования восемнадцатого века ставится в главном произведении Дениса Фонвизина, а развитию конфликта способствует поведение героев и их характеристика. "Недоросль" - блестящая комедия о лжеинтеллигентах, которые берут уроки у передовых учителей государства, а сами совершенно ничего не усваивают. Таким был и главный персонаж, Митрофан.

Краткое содержание. "Недоросль" как лучшая воспитательная комедия

Семейство Простаковых собирается женить единственного сына Митрофана на умнице и красавице Софье. На невесту имеет виды и Скотинин, который после торжества желает завладеть живностью деревни - свиньями, до которых он большой охотник. Однако Софья не испытывает чувств ни к одному из женихов и ждет третьего - воспитанного и образованного юношу Милона. Незадолго до свадьбы объявляется дядя девушки Стародум, который сообщает о большом наследстве. Простаковы, услышав об этом, желают ускорить сватовство, а перед этим обучают грамоте своего сына. С этого момента начинаются события. Как же решается проблема воспитания и образования в комедии "Недоросль"?

Митрофан - несовершеннолетний юноша, который еще не отслужил на государственной службе и не отличается острым умом. На уроках он грубит учителям и подтрунивает над ними, совершенно не уважает мать и заявляет: "Не хочу учиться, а хочу жениться!". К счастью, в деревне вовремя появляется Стародум с Милоном, которые собираются забрать Софью от Простаковых. Мать семейства не перестает настаивать на своем и хвалится мнимыми достижениями сына. Стародум убеждается, что Митрофану необходимо прежде всего дать хорошее образование и воспитание: недоросль говорит неграмотно и не может ответить на простые вопросы. Женитьба Софьи с ним так и не состоится, поскольку девушка дает согласие Милону. Простаковы остаются в своей деревне, а Стародум уезжает с новоиспеченными женихом и невестой.

Проблема образованности в обществе 18 века на примере семейства Простаковых

В России и во всем мире ознаменовывается развитием научной и философской мысли. Открывались салоны, школы, поскольку наличие хорошего образования считалось модным, особенно среди дворян. Просвещение не заканчивалось на знании иностранных языков и умении вести себя в обществе: человек должен уметь читать, писать и считать. и образования в комедии "Недоросль" ставится иным образом: люди старшего поколения, такие как госпожа Простакова, считают, что обучение вовсе не нужно. Митрофану в жизни не пригодится арифметика: "Деньги есть - сочтем и без Пафнутьича хорошохонько". Тем не менее Простакова заставляет сына учиться, чтобы тот достойно выглядел в глазах общественности.

Образы положительных и отрицательных героев

"Недоросль" - классицистическая комедия, в которой соблюдены все единства, в том числе и наличие говорящих имен. Читателю несложно догадаться, что Простакова, Скотинин и Вральман являются отрицательными героями: первая проста как три копейки, второй отличается пристрастием к скоту, третий заврался так, что сам забыл о своем происхождении; на примере другого негативного персонажа, Митрофанушки, автором поднимается актуальная проблема воспитания и образования.

В комедии Правдин и Милон являются носителем добродетели. Они хотят вызволить Софью из деревни Простаковых, и у них это получается. Этим людям было дано лучшее воспитание и они рассуждают о "невеждах без души", таких как Митрофан. Речь положительных героев возвышенна, поэтому читатели цитируют их до сих пор.

Образ Митрофана

Комедия "Недоросль" становится интересной благодаря нетипичному характеру главного героя. Госпожа Простакова в своем единственном сыне. Она хвалится его хорошим образованием, хотя он так и не научился грамоте и остальным наукам. Фонвизин написал лучшую классицистическую комедию, изображавшую конфликт просвещения, в который читатель может углубиться, прочитав полное содержание.

и их характеристика

Госпожа Простакова нанимает трех учителей своему сыну: Цыфиркина, Кутейкина и Вральмана. Первый является самым достойным и честным. Пафнутьич Цыфиркин ответственно относится к вопросу просвещения и изо всех сил пытается научить Недоросля арифметике, однако испытывает притеснения со стороны Простаковой и Вральмана. В конце комедии он отказывается от платы за свой труд, поскольку, как он сам признается, ему не удалось научить Митрофана своей науке.

Недоучившийся семинарист Кутейкин хвастает, что происходит из ученых, однако и ему не удается найти верного подхода к Недорослю. За четыре года обучению грамматике Митрофан "новой строки не разберет". В финале Кутейкин требует оплаты не только за часы учительства, но и за сношенную обувь.

Вральману удалось добиться расположения у Простаковых лестными речами. Лжеучитель утверждает, что Митрофану достаточно знать, как держаться в обществе, а арифметика и грамматика не пойдут ему на пользу. Вскоре Стародум разоблачает Вральмана: он узнает в нем своего отставного кучера, который начал заниматься новым ремеслом. Проблема воспитания и образования в комедии "Недоросль" решается в финале: Митрофана решают отдать в армию, поскольку юноша глух к наукам и элементарному этикету.

Смысл последних сцен

В названии комедии раскрывается сущность Митрофана, его отрицательная характеристика. Недоросль не только глух к вопросам просвещения, но и проявляет элементарное неуважение к старшему поколению. Он шокирует свою мать, которая не чаяла в нем души и делала для него все самое лучшее. О таких, как госпожа Простакова, говорят, что они перелюбили своих детей. "Да отвяжись, матушка" - говорит ей Митрофанушка, после чего бедная женщина падает в обморок, а Стародум заключает: "Вот злонравия достойные плоды". В финал автор заложил глубокий смысл: люди, которые поначалу были глухи к наукам, очень редко обретают желание обучаться через долгие годы, поэтому продолжают оставаться неучами. Необразованность порождает и другие отрицательные человеческие качества: скупость, грубость, жестокость.

В конце пьесы носители добродетели - Софья, Милон, Правдин и Стародум - уезжают из деревни Простаковых. "Невеждам без души" остается самим выбрать путь своего развития: у них должно поменяться мировоззрение, или они останутся такими же бездушными.

. «Расхлябанный юноша», сын господ Простаковых. «Недорослем» во времена Фонвизина назывался молодой человек дворянского сословия, который не имел письменного удостоверения об образовании, выданного учителем. Такой юноша не мог ни вступить в брак, ни поступить на службу.

Перед тем, как начать работать над «Недорослем», Фонвизин полтора года провел во Франции, где близко познакомился с жизнью этой страны, изучил передовые доктрины просветителей, юриспруденцию и философию.

Идея пьесы пришла к литератору после возвращения в Россию, которое состоялось в 1778 году. Работу над пьесой Фонвизин закончил в 1782 году, потратив на это около трех лет.

Биография

Митрофанушка - сын неприятной четы по фамилии Простаковы. Мать героя, провинциальная дворянка по происхождению, - злая женщина. Делает, что пожелает, позволяет себе всевозможные зверства по отношению к крепостным и дворовым слугам. При этом любит сына и пытается устроить того в жизни, женив на Софье, девушке с приличным наследством.


Персонажи комедии "Недоросль"

Сама Софья влюблена в молодого офицера по имени Милон. Это добрая и благонравная девушка, которой дали образование, у нее есть опекун - дядя, владеющий большим состоянием. У Простаковой есть брат по имени Тарас Скотинин (Митрофанушке этот персонаж приходится дядей). Скотинин, любитель свиней, тоже желает жениться на Софье из-за наследства.

Отец Митрофанушки - слабый и безвольный человек, не образован, не может даже прочитать письма. Он находится под каблуком у супруги и думает только о том, как бы угодить той. Авторитарная жена легко может поколотить папашу Простакова.


Митрофанушка, также, как и родители, не хотел учиться, а стремился устроиться в жизни за счет женитьбы. У героя есть учителя, среди которых один бывший семинарист, который учит героя грамоте по Псалтыри, сержант в отставке, который преподает арифметику, и бывший кучер, немец по происхождению и знатный курильщик, выдающий себя за ученого.

Этот проходимец нанят, чтобы обучать героя французскому языку и неким «наукам», но обязанностей своих не выполняет и лишь мешает работать прочим преподавателям. Мать на самом деле вовсе не озабочена воспитанием и образованием героя, а лишь следует модным тенденциям в обществе того времени. У Митрофанушки также есть кормилица, которую называют «Еремеевна».


Софья приходится семейству Простаковых дальней родственницей. Девушка выросла в Москве и получила хорошее воспитание, но после смерти матери (отец умер еще раньше) попадает в лапы Простаковых. Те «приглядывают» за принадлежащим Софье имением, одновременно обкрадывая героиню. Идея выдать девушку за Митрофанушку рождается в голове Простаковой после того, как на горизонте появляется богатый дядюшка, которого считали умершим, а вместе с тем и потенциальное наследство.

На почве грядущей женитьбы у Митрофанушки возникает конфликт с дядей, Тарасом Скотининым, который тоже думает жениться на Софье, чтобы прибрать к рукам свиней в принадлежащих девушке деревнях.


Софья тем временем встречается с давним своим возлюбленным, молодым офицером Милоном, а богатый дядюшка приезжает, чтобы забрать племянницу от Простаковых. Простакова пытается подольститься к дядюшке Софьи, чтобы тот согласился на женитьбу Митрофанушки на девушке. Дядя, однако, твердо намерен отвезти Софью в Москву следующим же утром.

Дядюшка дает девушке возможность выбрать жениха самой, и та отдает руку Милону, с которым зналась еще в доме матери. Узнав об этом, мать Митрофанушки составляет заговор. Люди Простаковых пытаются выкрасть Софью, чтобы обвенчать девушку с Митрофанушкой насильно. Милон застает эту сцену и предотвращает покушение, после чего имение и деревни Простаковых изымаются у них по правительственному указу. В финале бездельника Митрофанушку отправляют на службу.


Подобный образ жизни и отсутствие толкового образования были распространены среди детей провинциального дворянства в те годы, поэтому Митрофанушка в пьесе изображен не как частный случай неудачного воспитания, а как образ эпохи. Внешность героя не описывается в пьесе прямо, но можно предположить, что Митрофанушка выглядел как типичный представитель провинциальной дворянской молодежи того времени.

Герой не склонен к конструктивной деятельности, учебе, работе и любым осмысленным занятиям. Погонять голубей, полоботрясничать, объесться сверх меры, словом, как-то убить время в нехитрых развлечениях - таковы жизненные цели Митрофанушки, и мать всячески поощряет подобное поведение героя.


Характеристика героя выглядит неприятно - Митрофанушка алчен и скуп, груб, склонен к интригам, обману и мошенничеству, как и мать. Простакова любит сына, несмотря на свойственную ей жестокость к прочим людям, Митрофанушка же предал мать, оттолкнул ту, когда мать пыталась найти у героя поддержку.

Митрофанушка по сути - эгоист, думает исключительно о собственном комфорте, не интересуясь родными. Отношение к учебе у героя вполне однозначное - одного из учителей Митрофанушка называет «гарнизонной крысой», любые попытки дать юноше хоть какие-то знания наталкиваются на полное нежелание того учиться.

  • Фонвизин написал пьесу «Недоросль» в деревне Стрелино под Москвой.
  • После того, как пьеса стала популярна, слово «недоросль» получило распространение в разговорной речи, а имя Митрофанушка стало ассоциироваться с образом невежественного человека и неуча.
  • На страницах журнала «Друг честных людей, или Стародум» развернулась своего рода литературная игра, связанная с пьесой. В журнале опубликовали письмо, написанное якобы Софьей, героиней пьесы, где та жаловалась на своего возлюбленного Милона, молодого офицера, который в пьесе предотвратил похищение героини. Тот якобы женился на ней, а затем изменил с некоей «презрительной женщиной». В ответном письме Стародум, дядя героини, утешает ее. Таким забавным образом пьеса получила сюжетное продолжение.

Пьеса "Недоросль"
  • В пьесе Софья читает книгу на самом деле существовавшего автора - французского педагога и богослова XVIII века Франсуа Фенелона, который написал трактат «О воспитании девиц». Стародум, дядя Софьи, упоминает знаменитый в те времена роман этого автора «Приключения Телемака».
  • Фонвизину пришлось потратить несколько месяцев, чтобы добиться постановки. Пьесу не хотели ставить ни в Москве, ни в Петербурге, цензоров пугала смелость реплик, которые позволял себе автор устами персонажей. Первым пьесу решился поставить Вольный Российский Театр в Петербурге. Успех первой же постановки оказался оглушительным - «публика аплодировала пьесе метанием кошельков». После этого пьесу ставили много раз, в том числе и в Москве. О популярности комедии «Недоросль» свидетельствует появление большого количества любительских и студенческих постановок.

  • Роль госпожи Простаковой играл писатель , выступая в студенческих спектаклях во время учебы в Нежинской гимназии.
  • Образ Митрофанушки сравнивают с - молодым офицером и дворянином из повести Пушкина «Капитанская дочка». Оба героя в юности предавались лени и безделью, обоим достались скверные учителя, которые ничему не научили героев, однако Гринев, в отличие от Митрофанушки, показан честным и добродушным человеком.

Цитаты

«А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал. Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню, шесть».
«Ночь всю така дрянь в глаза лезла. <...> то ты, матушка, то батюшка».
«Не хочу учиться, хочу жениться».
«Я и сам, матушка, до умниц-то не охотник. Свой брат завсегда лучше».
«Дверь, котора дверь? Эта? Прилагательна. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна».
«Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку».