Композитор 21 века биография. «Композиторы XXI века – детям» Андрей Классен Бекетова Нина Александровна Муниципальное автономное образовательное учреждение культуры дошкольного образования. Михаил Иванович Глинка

Мелодии и песни русского народа вдохновляли творчество известных композиторов второй половины XIX века. Среди них были П.И. Чайковский, М.П. Мусоргский, М.И. Глинка и А.П. Бородин. Их традиции были продолжены целой плеядой выдающихся музыкальных деятелей. Русскиекомпозиторы 20 века по-прежнему популярны .

Александр Николаевич Скрябин

Творчество А.Н. Скрябина (1872 – 1915 гг.), русского композитора и талантливого пианиста, педагога, новатора никого не может оставить равнодушным. В его самобытной и импульсивной музыке порой слышны мистические моменты. Композитора притягивает и влечет образ огня. Даже в названиях своих произведений Скрябин часто повторяет такие слова, как огонь и свет. Он пытался найти возможность объединения в своих произведениях звука и света.

Отец композитора - Николай Александрович Скрябин, был известным русским дипломатом, действительным статским советником. Мать - Любовь Петровна Скрябина (в девичестве Щетинина), слыла очень талантливой пианисткой. Она с отличием окончила Санкт-Петербургскую консерваторию. Ее профессиональная деятельность началась успешно, но вскоре после рождения сына она умерла от чахотки. В 1878 г. Николай Александрович закончил учебу и получил назначение в русское посольство в Константинополе. Воспитание будущего композитора продолжили его близкие родственники - бабушка Елизавета Ивановна, ее сестра Мария Ивановна и сестра отца Любовь Александровна.

Несмотря на то, что в пять лет Скрябин освоил игру на пианино, а немного позже начал заниматься музыкальными композициями, согласно семейной традиции, получил военное образование. Он закончил 2-й Московский кадетский корпус. Параллельно брал частные уроки по классу фортепиано и теории музыки. Позже он поступил в Московскую консерваторию и закончил ее с малой золотой медалью.

В начале своей творческой деятельности Скрябин сознательно следовал Шопену, выбирал те же жанры. Однако даже в то время уже проявился его собственный талант. В начале XX века он написал три симфонии, затем «Поэму экстаза» (1907 г.) и «Прометей» (1910 г.). Интересно, что партитуру «Прометея» композитор дополнил партией световой клавиатуры. Он первый начал использовать светомузыку, назначение которой характеризуется раскрытием музыки методом зрительного восприятия.

Случайная смерть композитора прервала его работу. Он так и не осуществил свой замысел по созданию «Мистерии» - симфонии звуков, красок, движений, запахов. В этом произведении Скрябин хотел поведать всему человечеству свои сокровенные мысли и вдохновить его на создание нового мира, ознаменовавшегося соединением Вселенского Духа и Материи. Его самые значительные произведения являлись лишь предисловием к этому грандиозному проекту.

Известный русский композитор, пианист, дирижер С.В. Рахманинов (1873 – 1943 гг.) родился в обеспеченной дворянской семье. Дед Рахманинова был профессиональным музыкантом. Первые уроки игры на фортепиано ему давала мать, а впоследствии пригласили учительницу музыки А.Д. Орнатскую. В 1885 г. родители определили его в частный пансион к профессору Московской консерватории Н.С. Звереву. Порядок и дисциплина в учебном заведении оказали значительное влияние на формирование будущего характера композитора. Позже он окончил Московскую консерваторию с золотой медалью. Еще будучи студентом, Рахманинов пользовался большой популярностью у московской публики. Он уже создал свой «Первый фортепианный концерт», а также некоторые другие романсы и пьесы. А его «Прелюдия до-диез минор» стала очень популярной композицией. Великий П.И. Чайковский обратил внимание на дипломное произведение Сергея Рахманинова - оперу «Олеко», которая была им написана под впечатлением от поэмы А.С. Пушкина «Цыганы». Петр Ильич добился ее постановки в Большом театре, пытался помочь с включением этого произведения в репертуар театра, но неожиданно умер.

С двадцати лет Рахманинов преподавал в нескольких институтах, давал частные уроки. По приглашению известного мецената, театрального и музыкального деятеля Саввы Мамонтова, в 24 года композитор становится вторым дирижером Московской русской частной оперы. Там же он подружился с Ф.И. Шаляпиным.

Карьера Рахманинова прервалась 15 марта 1897 г. в связи с непринятием петербургской публикой его новаторской Первой симфонии. Рецензии на это произведение были поистине разгромными. Но самое большое огорчение доставил композитору отрицательный отзыв, оставленный Н.А. Римским-Корсаковым, мнение которого Рахманинов очень ценил. После этого он впал в затяжную депрессию, выйти из которой ему удалось при помощи врача -гипнотизера Н.В. Даля.

В 1901 г. Рахманинов заканчивает работу над Вторым фортепианным концертом. И с этого момента начинается его активная творческая деятельность как композитора и пианиста. Уникальный стиль Рахманинова объединил русские церковные песнопения, романтизм и импрессионизм. Главным ведущим началом в музыке он считал мелодию. Наибольшее выражение это нашло в любимом произведении автора - поэме «Колокола», которую он написал для оркестра, хора и солистов.

В конце 1917 г. Рахманинов с семьею покидает Россию, работает в Европе, а затем уезжает в Америку. Композитор тяжело переживал разрыв с Родиной. Во время Великой Отечественной войны он давал благотворительные концерты, выручку от которых направлял в Фонд Красной Армии.

Музыка Стравинского отличается стилистическим разнообразием. В самом начале его творческой деятельности она имеет в своей основе русские музыкальные традиции. А затем в произведениях слышится влияние неоклассицизма, характерного для музыки Франции того периода и додекафонии.

Игорь Стравинский родился в Ораниенбауме (ныне г. Ломоносов), в 1882 г. Отец будущего композитора Федор Игнатьевич - известный оперный певец, один из солистов Мариинского театра. Его матерью была пианистка и певица Анна Кирилловна Холодовская. С девяти лет учителя преподавали ему уроки игры на фортепиано. После завершения гимназии он, по просьбе родителей, поступает на юридический факультет университета. Два года, с 1904 по 1906, брал уроки у Н.А. Римского-Корсакова, под руководством которого им были написаны первые произведения - скерцо, соната для фортепиано, сюита «Фавн и пастушка». Сергей Дягилев высоко оценил талант композитора и предложил ему сотрудничество. Результатом совместной работы стали три балета (в постановке С. Дягилева) - «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная».

Незадолго до Первой мировой войны композитор уезжает в Швейцарию, затем во Францию. В его творчестве наступает новый период. Он изучает музыкальные стили XVIII века, пишет оперу «Царь Эдип», музыку к балету «Аполлон Мусагет». Его авторский почерк со временем несколько раз менялся. Много лет композитор прожил в США. Последнее его знаменитое произведение «Реквием». Особенностью композитора Стравинского считается способность постоянно менять стили, жанры и музыкальные направления.

Композитор Прокофьев родился в 1891 г. в небольшом селе Екатеринославской губернии. Мир музыки для него открыла мать, хорошая пианистка, часто исполнявшая произведения Шопена и Бетховена. Она же стала для сына настоящим музыкальным наставником и, кроме этого, обучала его немецкому и французскому языкам.

В начале 1900 г. юному Прокофьеву удалось побывать на балете «Спящая красавица» и послушать оперы «Фауст» и «Князь Игорь». Впечатление, полученное от представлений Московских театров, выразилось в собственном творчестве. Он пишет оперу «Великан», а затем увертюру к «Пустынным берегам». Родители вскоре понимают, что не могут дальше обучать сына музыке. Вскоре начинающий композитор в возрасте одиннадцати лет был представлен известному русскому композитору и педагогу С.И. Танееву, который лично просил Р.М. Глиэра заняться с Сергеем музыкальной композицией. С. Прокофьев в 13 лет сдал вступительные экзамены в Санкт-Петербургскую консерваторию. В начале своей карьеры композитор много гастролировал и выступал. Однако его творчество вызывало непонимание у публики. Это было связано с особенностями произведений, которые выражались в следующем:

  • модернистский стиль;
  • разрушение установившихся музыкальных канонов;
  • экстравагантность и изобретательность композиторских приемов

В 1918 г. С. Прокофьев уезжает из и возвращается лишь в 1936 г. Уже в СССР он пишет музыку к кинофильмам, оперы, балеты. Но после того как был обвинен вместе с рядом других композиторов в «формализме», практически переехал жить на дачу, но продолжал писать музыкальные произведения. Его опера «Война и мир», балеты «Ромео и Джульетта», «Золушка» стали достоянием мировой культуры.

Русскиекомпозиторы 20 века,которые жили на рубеже веков, не только сохранили традиции предыдущего поколения творческой интеллигенции, но и создали свое, уникальное искусство, для которого образцами оставались произведения П.И. Чайковского, М.И. Глинки, Н.А. Римского-Корсакова.

Многим из нас удалось без машины времени попасть из 20 века в 21-й. Как говорится, мы живем на стыке двух столетий. Поэтому, ведя разговор о том, кто такие современные композиторы и к какому столетию их относить, надо это учитывать. Совсем недавно современностью считался 20-й век. Но когда наступил 21-й, предыдущее столетие автоматически стало прошлым.

Терминология

Прежде чем начать разговор о заявленной теме, следует определиться с необходимой терминологией. Во-первых, что такое классическая музыка как таковая? Во-вторых, кто такие современные композиторы? Поможет разобраться в этих вопросах интересное мнение Стивена Фрая. Его книги по истории классической музыки настолько восхитительны, что порой невозможно от них оторваться. Он очень четко и предельно ясно дает определения поставленным вопросам.

Классическая музыка. Если рассматривать этот термин в узком смысле слова, то становится ясно, что он относится к достаточно короткому периоду классицизма, господствовавшему с 1750 по 1830 годы. В широком смысле классической называют любую серьезную музыку, предполагающую наличие внимания для прослушивания и некоторых эмоциональных усилий.

Современные композиторы. Принято считать, что классическая музыка прошла испытание временем. Соответственно, как она может быть современной? Некая метамарфоза как раз и произошла тогда, когда мы перешли в 21-й век, оставив в прошлом 20-й. Вот и получилось, что современные композиторы-классики относятся к 20 столетию. Как же быть тогда с классической музыкой в 21 веке? Здесь как раз имеется в виду, что она употребляется в широком смысле слова - как серьезная музыка, заставляющая мыслить и требующая неких эмоциональных усилий.

Великие русские композиторы 20 века. Список

Приведенный ниже список выстроен не в хронологическом, а в алфавитном порядке. Безусловно, из него можно выделить а можно указать особо выдающихся. Но так как все эти личности - ярчайшие представители своего века, их можно смело назвать так - великие современные композиторы 20 века. Перечислены не просто композиторы, родившиеся на рубеже 20 века. Их произведения в этот период времени были уже известны, или их расцвет творчества пришелся на 20 столетие.


Зарубежные композиторы 20 века. Список

Русские композиторы 21 века

Невозможно отнести некоторых создателей музыки к определенному столетию. Ведь многие произведения современных композиторов вышли в свет и заслужили достойного внимания как в 20 веке, так и в 21. Особенно это касается ныне живущих композиторов, которые успели прославиться своими высокохудожественными творениями в прошлом столетии и продолжают сочинять музыку в нынешнем. Речь идет о Родионе Константиновиче Щедрине, Софии Асгатовне Губайдулиной и других.

Однако есть и малоизвестные русские композиторы 21 века, которые создали прекрасные композиции, но их имена не успели стать популярными.

  • Батагов Антон.
  • Бакши Александр.
  • Екимовский Виктор.
  • Карманов Павел.
  • Коровицын Владимир.
  • Маркелов Павел.
  • Мартынов Владимир.
  • Павлова Алла.
  • Пекарский Марк.
  • Савалов Юрий.
  • Савельев Юрий.
  • Сергеева Татьяна.

Данный список может быть значительно расширен.

О композиторах-современниках

Пекарский Марк (р. 1940). Прославился своим ансамблем ударных инструментов. Атмосфера на его концертах располагает к смеху, так как композитор в процессе исполнения музыки (и в перерывах) может удачно шутить.

Мартынов Владимир (р. 1946) - композитор-минималист. В нем сочетается религиозность и "продвинутость". Современный мэтр серьезной музыки способен многое передать минимальными средствами.

Екимовский Виктор (р. 1947). Обращают на себя внимание его программные сочинения с яркими названиями. Это "В (музыка написана для флейт и фонограммы), "Сиамский концерт" (предназначенный для двух фортепиано), "Сублимации" (для симфонического оркестра), "27 разрушений" (для ударных инструментов) и многие другие.

(р. 1951). В ее произведениях чувствуется влияние музыки А.Скрябина. Много полета, колебаний, огня. Второй фортепианный концерт привлекает к себе внимание слушателей своим динамичным развитием и внезапным финалом, который переносит слушателя в средневековье, а затем возвращает его обратно.

Павлова Алла (р. 1952) - композитор-эмигрант. В настоящий период времени проживает в Америке. Ее музыка мелодичная и одновременно грустная и печальная. Она написала шесть симфоний в минорных тональностях, которые являются целыми трагедиями.

Как видим, музыка современных композиторов разнообразна, удивительна и привлекательна. Многие из создателей любят эксперименты, ищут новые формы. К таковым относится Бакши Александр (р. 1952). Среди его сочинений особо выделяется "Безответный звонок", написанный для скрипки, 6-7 мобильных телефонов и струнного оркестра.

Маркелов Павел (р. 1967). Одно из его излюбленных направлений - это духовная музыка. Он написал симфонии для оркестра, сонаты-верлибры для рояля, 20 колокольных симфоний.

Детские современные композиторы

Яркими представителями являются Юрий Савалов, Владимир Коровицын, Юрий Савельев.

Юрий Савалов был талантливым композитором, прекрасным педагогом и замечательным аранжировщиком. Увлеченно руководил оркестром в ДМШ. Он был и хорошим исполнителем. Играл на клавишных и духовых инструментах. Каждая из девяти его пьес для фортепиано имеет подзаголовок: "Мама", "Признание", "Ветер странствий", "Вдохновение", "Бал в замке принца", "Прелюдия", "Марш", "Вальс", "Колыбельная". Все они очень интересные, разнохарактерные и красивые.

Владимир Коровицын родился в 1955 году. Его творчество составляет музыка, написанная в разных романсы, духовные произведения, написанные для хора, камерного и симфонического оркестра. Для детей он написал сборник детских песен под названием "Радуйся солнцу" и "Детский альбом" для фортепиано. Пьесы являются прекрасным пополнением репертуара учеников. Названия пьес точно отображают их характер и настроение: "Дюймовочка", "Деревянные башмаки", "Вариации мужичок с гармошкой", "Емеля на печке едет", "Грустная принцесса", "Девичий хоровод".

Песни для детей

Детские песни современных композиторов наполнены оптимизмом и жизнерадостностью. Несмотря на то что некоторые из них были созданы полвека назад, они остаются не только актуальными, но и являются достаточно современными. Самыми считаются В. Шаинский, И. Дунаевский, Д. Кабалевский, Г. Гладков. Их веселые и задорные песни мы с большим удовольствием слушаем, напеваем сами и вместе с детьми.

Не все знают, что именно Г. Гладкову принадлежат мелодии из таких популярных фильмов и мультфильмов, как "Красная шапочка", "Про Федота-стрельца", "Дети капитана Гранта", "По щучьему веленью", "Пластилиновая ворона" и других.

Еще один легендарный создатель современных песен для детей - В. Шаинский. Их у него свыше трехсот. Достаточно послушать "Голубой вагон", "Хрюшку", "Чунга-Чангу", "Антошку" и многие другие, чтобы понять, насколько это талантливый композитор.

Итак, современными композиторами принято считать не только ныне живущих или недавно ушедших из жизни композиторов 21 века, но и мэтров 20 столетия. И те и другие создали разножанровую и разнохарактерную музыку, заслуживающую внимания со стороны слушателей и музыковедов.

Режис Кампо (Régis Campo, 1968 г.р.) – один из самых успешных французских композиторов среднего поколения. Ученик Жерара Гризе в Парижской консерватории, он с 1992г. по 1996г. регулярно консультировался с Эдисоном Денисовым и считает его одним из своих наставников. Стиль Режиса Кампо не поддаётся устоявшимся определениям и неслучайно заслужил репутацию маргинального. Его каталог насчитывает более […]

Статья написана Юрием Каспаровым специально для портала сайт Сегодня мало кто представляет себе музыкальную культуру Армении, хотя она была и остаётся великой, как и любая культура страны с многовековой историей! Вряд ли есть смысл перечислять имена армянских композиторов-классиков – они известны далеко за пределами музыкального мира. Наверное, последним широко известным армянским композитором следует считать […]

Ашот Зограбян – композитор старшего поколения, он родился в 1945 году. Вся его жизнь связана с родным Ереваном, столицей Армении. Он окончил Ереванскую государственную консерваторию им. Комитаса, и в настоящий момент Ашот Зограбян – профессор этой консерватории с почти 40-летним стажем. Он учил многому разному – в частности, теории музыки и оркестровке, но в настоящее время сосредоточен на обучении тонкостей композиторского ремесла.

Ольга Озерская родилась 1 ноября 1979 в Махачкале. Мама Оли хоть и не имела музыкального образования, но прекрасно пела, причём могла напеть практически любую песню или тему из оперы, симфонии, концерта. Она очень любила слушать классическую музыку и сумела привить дочери любовь к ней. Конечно, она мечтала отдать дочь в музыкальную школу в класс фортепиано. Папа […]

Французский композитор Николя Бакри (1961 г.р.) закончил парижскую консерваторию в 1983г. (преподаватели – Серж Ниг и Мишель Филиппо). Лауреат Римской премии, с 1983г. по 1985г. он жил и работал на Вилле Медичи. Если его ранние опусы (с 1-го по 20-й) написаны в пост-серийной технике, то к концу 1980-х годов он постепенно приходит к «чувству […]

Композитор Дмитрий Тимофеев родился 27 марта 1983 года в Ленинграде. Был слушателем «Первой международной академии молодых композиторов в городе Чайковском», где учился у Франка Бедросяна, Пьерлуиджи Биллоне и Дмитрия Курляндского (Чайковский, 2011). Посещал мастер-классы композитора и дирижёра Энно Поппе, композиторов и профессоров Владимира Тарнопольского и Юрия Каспарова (Москва, 2012). В том же году был […]

Композитор Вера Иванова родилась и жила в Москве, в Лондоне (2000-2001), а последние четырнадцать лет живет и работает в США (с 2003г.). Она закончила Московскую государственную консерваторию им. П.И. Чайковского по классу композиции профессорa Р.С. Леденевa и аспирантуру (класс профессорa А.В. Чайковского). В дальнейшем Вера получила аспирантский диплом МГК и Guildhall School of Music […]

Ольга Бочихина родилась в Кирове в 1980 году. Музыка с детства привлекала ее и сложилось так, что начиная с музыкальной школы с ней занимались творческие люди, любящие свою профессию. Бережно вводили они своих учеников в незнакомый и таинственный мир музыки, и оказывалось, что этот выбранный путь, — навсегда. Первой учительницей Ольги была Галина Владимировна […]

Ян Робен родился в 1974 году, закончил Парижскую консерваторию в классе композиции Фредерика Дюрьё (Frédéric Durieux) и Микаэля Левинаса (Michaël Lévinas). В 2006-2008 гг. прошёл курс музыкальной информатики в ИРКАМе, там же участвовал в разработке программы Omax в 2008-2009 гг. Ян Робен – основатель Ансамбля Multilatérale и франко-итальянского фестиваля Controtempо. Один из самых исполняемых композиторов […]

Баласагын Мусаев родился 28 октября 1988 года, в городе Нарын, Кыргызстана. Первым учителем музыки стала подруга его мамы — Анара Тулокабылова. Именно она привила Баласагыну любовь к фортепиано и дала добрый совет поступить в музыкальную школу имени П. Шубина. Вскоре он поступил на фортепианное отделение этой школы в класс преподавателя Т. Рябихиной. Пятилетнюю программу […]

Настасья Хрущева (родилась в 1987 году) считает, что время больших композиторских нарративов прошло, но это не «конец времени композиторов», а «время седой лисички». При этом сама музыку писать не перестает, а игру своих похожих одно на другое сочинений часто сопровождает чтением манифестационных текстов. В них обычно, где утверждаются права музыки медленной и неправильной, музыки […]

Творчество Рафаэля Сендо (1975 г.р.) является самым ярким образцом «музыки перенасыщения» — течения, возникшего во французской музыке в середине 2000 годов. Рафаэль Сендо родился в Ницце в 1975 году. В 19 лет переехал в Париж для «серьёзных» занятий музыкой. Играл на клавишных в рок-группе Génération Chaos. В 2000-2003гг. учился в Парижской консерватории на композиторском […]

Композитор Николай Хруст родился в Москве в 1982 году. Учился в Гнесинском училище и закончил его в 2000-м году. В 2007 году с отличием окончил Московскую государственную консерваторию им. П. И. Чайковского, а в 2010, — её аспирантуру, как композитор (класс профессора Владимира Тарнопольского). На вопросы нашего корреспондента Натальи Бонди, почему Николай решил стать […]

Наталья Прокопенко родилась в городе Щёлкове Московской области. В 2010 г. окончила с отличием композиторский факультет МГК им. П.И.Чайковского, в 2013 г. — аспирантуру МГК им. П.И.Чайковского, класс проф. Ю.В.Воронцова. В 2011 году Наталья Прокопенко принята в Союз композиторов России. Является лауреатом Первого Всероссийского конкурса композиторов YouTube (2010), лауреатом Четвертого Международного молодежного композиторского конкурса «Шаг […]

Композитор Евгения Бриль родилась в Москве в 1989 году. Родители посчитали обязательным, чтобы дочь могла играть на фортепиано и Женя стала заниматься в Гнесинском училище и, совершенно случайно, закончила его, как пианистка. Причем, следует отметить, что ни она, ни ее родители даже мысли не держали о том, что Женя когда нибудь станет музыкантом, а […]

Композитор Антон Светличный родился, получил образование и по сей день живет в городе Ростове-на-Дону. Здесь он закончил училище искусств, которое теперь называется колледж, и Ростовскую Государственную консерваторию им.С.В. Рахманинова в классе Виталия Ходоша. После окончания консерватории Антон Светличный — участник Всероссийского семинара молодых композиторов под руководством В. Екимовского (Москва, 2004‐2006), Всероссийского семинара по нетрадиционным […]

Композитор Рачья Есаян родился 29 мая 1988 года в Москве в очень музыкальной армянской семье. Родители уделяли большое внимание ребенку. Он получил хорошее образование, знание нескольких языков. Прошел серьезную школу любимой им с детства скрипки и был воспитан глубоко верующим и почитающим христианские идеи человеком. С 1995 по 2003 годы Рачья учился в общеобразовательной школе […]

Французский композитор Франк Бедросян (1974 г.р.) закончил парижскую консерваторию в 2003г., где учился у Жерара Гризе и Марко Строппа. В 2002-2003гг. прошёл курс композиции и музыкальной информатики в ИРКАМе, где его педагогами были Филип Лёру, Филип Манури, Брайан Фернехоу и Тристан Мюрай. Брал уроки у Хельмута Лахенмана на курсах в Центре Акант в 1999г. […]

Михаил Пучков родился 5 сентября 1984 года в Москве в семье программистов-математиков. С детства занимался фортепиано, в 9 лет начал сочинять. Учился в школе №23 им. А.Н. Скрябина. Первым учителем композиции стал А.А. Тихомиров, искусно выведший творчество Михаила из узких жанровых и тональных рамок. В результате одна из первых детских пьес уже не имела […]

Композитор Анна Поспелова родилась 10 февраля 1986 года в городе Москве. Музыка с детства привлекала её, и уже к 2002 году Аня закончила Детскую музыкальную школу им. А. Н. Скрябина по классу фортепиано. Педагогом по специальности у неё была В.Ю. Стурцель – заслуженный работник культуры РФ, ученица Якова Флиера. Теоретические предметы преподавала Л. А. […]

Среди этих мелодий найдётся мотив под любое настроение: романтичное, позитивное или тоскливое, чтобы расслабиться и ни о чём не думать или, наоборот, собраться с мыслями.

twitter.com/ludovicoeinaud

Итальянский композитор и пианист работает в направлении минимализм, частенько обращается к эмбиенту и умело сочетает классику с другими музыкальными стилями. Широкому кругу он известен по атмосферным композициям, ставшим саундтреками к фильмам. Например, вы наверняка узнаете музыку из французской ленты «1 + 1», написанную Эйнауди.


themagger.net

Гласс - одна из самых спорных личностей в мире современной классики, которую то возносят до небес, то в пух и прах. Он полвека играет в собственной группе Philip Glass Ensemble и написал музыку более чем к 50 кинолентам, включая «Шоу Трумана», «Иллюзиониста», «Вкус жизни» и «Фантастическую четвёрку». Мелодии американского композитора‑минималиста стирают грань между классической и популярной музыкой.


latimes.com

Автор множества саундтреков, лучший кинокомпозитор 2008 года по версии Европейской киноакадемии и постминималист. Покорил критиков с первого альбома Memoryhouse, в котором музыка Рихтера накладывалась на чтение поэзии, а в последующих альбомах использовалась и художественная проза. Помимо написания собственных эмбиент‑композиций, Макс аранжирует произведения классиков: «Времена года» Вивальди в его обработке возглавляли чарты iTunes.

Этот создатель инструментальной музыки из Италии не связан с нашумевшим кино, но и без того известен как композитор, виртуоз и опытный преподаватель игры на фортепиано. Если описать творчество Марради двумя словами, то это будут слова «чувственно» и «волшебно». Его сочинения и каверы понравятся тем, кто любит ретроклассику: в мотивах сквозят ноты прошлого века.


twitter.com/coslive

Известный кинокомпозитор создал музыкальное сопровождение для множества кассовых фильмов и мультиков, среди которых «Гладиатор», «Пёрл‑Харбор», «Начало», «Шерлок Холмс», «Интерстеллар», «Мадагаскар», «Король Лев». Его звезда красуется на голливудской «Аллее славы», а на его полочке стоят «Оскар», «Грэмми» и «Золотой глобус». Музыка Циммера такая же разная, как и перечисленные фильмы, но независимо от тональности она берёт за живое.


musicaludi.fr

Хисаиси - один из самых известных японских композиторов, получивший четыре награды Японской киноакадемии за лучшую музыку к фильму. Джо прославился благодаря написанию саундтрека к аниме «Навсикая из Долины ветров». Если вы поклонник творений Studio Ghibli или лент Такеши Китано, то наверняка восхищаетесь музыкой Хисаиси. Она по большей части лёгкая и светлая.


twitter.com/theipaper

Этот исландский мультиинструменталист просто мальчик по сравнению с перечисленными мэтрами, но к своим 30 годам он успел стать признанным неоклассиком. Записал сопровождение к балету, получил премию BAFTA за саундтрек к британскому сериалу «Убийство на пляже» и выпустил 10 студийных альбомов. Музыка Арнальдса напоминает суровый ветер на пустынном морском берегу.


yiruma.manifo.com

Самые известные произведения Ли Рума - Kiss the Rain и River Flows in You. Корейский нью‑эйдж‑композитор и пианист пишет популярную классику, понятную слушателю на любом континенте, с любым музыкальным вкусом и образованием. Его лёгкие и чувственные мелодии для многих стали началом любви к фортепианной музыке.


fracturedair.com

Американский композитор интересен тем, что , но при этом пишет приятнейшую и достаточно востребованную музыку. Мелодии О’Хэллорана использовались в Top Gear и нескольких фильмах. Пожалуй, самый удачный альбом саундтреков получился к мелодраме «Как сумасшедший».


culturaspettacolovenezia.it

Этот композитор и пианист знает толк и в искусстве дирижирования, и в том, как создавать электронную музыку. Но основное его поприще - современная классика. Каччапалья записал множество альбомов, три из них - с Королевским филармоническим оркестром. Его музыка льётся как вода, под неё отлично получится расслабиться.

Чтобы позволить себе соловьем разливаться на заявленную тему, хочу сразу немного определиться с терминологией: что мы будем называть классической музыкой и кто такие современные композиторы классической музыки? И в этих вопросах я, пожалуй, полностью положусь на мнение Стивена Фрая, книгой которого об истории классической музыки я буквально зачитывалась. Так что если кто со мной не согласится: вопросы, пожалуйста, не ко мне - к Стивену Фраю:). Итак,

  • Классическая музыка. Строго говоря, этот термин относится только к довольно короткому периоду классицизма (примерно 1750-1830 годы). Но если мы только слушатели, скажите: нужны ли нам эти строгости? Поэтому у широкой массы людей вошло в устойчивую привычку классической называть любую серьезную музыку, требующую определенных эмоциональных усилий и внимания для прослушивания.
  • Современные композиторы. Традиционно считается, что классическая - это музыка, прошедшая испытание временем, музыка прошлого. О каких тогда современных композиторах можно говорить? Получается, что классическая музыка современной быть не может? Нет, все-таки, когда мы перевалили в 21 век и век 20 стал уже прошлым, то и произошла некая метаморфоза. С одной стороны: прошлый век позволяет к его музыке уже относиться как к классической. А с другой стороны: вот же он, мы жили в нем совсем недавно! Следовательно, эта музыка и современна.

Топ-список: современные композиторы классической музыки

Вот исходя из изложенных выше тезисов, я и готова представить вам свой весьма короткий топ. Он не претендует на перечисление всех заслуженных имен, в нем сказываются только мои личные взгляды. Ни хронологию, ни ранжирование произведений современной классической музыки я не соблюдаю. Итак, вот этот список:

Морис Равель

Самое его известное произведение - Болеро. Отношение к нему самые противоречивые: кто-то вообще не считает это классической музыкой, кто-то в восторге. Слушала несколько раз в живом исполнении, нравится.

Сергей Рахманинов

Рапсодия на тему Паганини. Паганини - классический композитор, который подарил современным композиторам практически вечную тему!

Дмитрий Шостакович

Если не ошибаюсь, еще при жизни был назван классиком. Уважаю, но пока еще надо открывать его музыку для себя.

Сергей Прокофьев

Мой любимый Танец рыцарей из балета «Ромео и Джульета». Это произведение для меня является как раз эталоном: и современное, и классическое.

Карл Орф

Я не знаю как называется форма того произведения, которое сделало его знаменитым. Это Кармина Бурана, в нашем оперном театре она значится как «Музыкально-хореографическое действо для хора, солистов, балета, оркестра». В общем, Орф взял стихи средневековых поэтов-вагантов и положил их на музыку. Говорят, что композитор после окончания этой работы, распорядился, чтоб его издатель уничтожил все, что было написано раннее.

Современные композиторы классической музыки кино 20-го века

Теперь хочу процитировать Фрая:

Киномузыка - не есть ли она новая классическая музыка?

Так вот, из кино-композиторов 20-го века, то есть современных классических композиторов список у меня и вовсе короткий. Может вы, читатели, дополните его своей любимой музыкой кино?

Леонард Бернстайн

Это не та классическая музыка, которую я могла бы назвать любимой, но уж очень она известна. Я говорю о мюзикле «Вестсайдская история» - современная вариация на тему Ромео и Джульета.

Нино Рота

Итальянский композитор, написавший музыку ко многим культовым фильмам 20-го века. Его версия «Ромео и Джульета» - восхитительна! Я долго считала, что это какая-то старинная, средневековая музыка. Была немало удивлена, когда узнала, что она весьма современная.

Альфред Шнитке

Наверно из всех перечисленных - самый современный композитор. Это было настоящее открытие для меня, во всяком случае то, что слушала и что сейчас выложу.

Есть и еще целый отряд современных композиторов, пишущих классическую музыку - авангард. Но ее я не понимаю вовсе и в этом направлении список у меня отсутствует начисто! Опять цитирую Фрая:

Конечно, перемены происходили всегда: появлялись пугающие - шокирующие даже - новые сочинения, от которых публика просто немела и проникалась желанием поскорее убраться домой. Вспомните Вагнера, Бетховена, Баха - все они приводили публику в ужас. Может быть, не так же часто, как в восторг, но приводили непременно. Композиторы же авангардной волны проделывают следующее: они говорят на языке, который не столько ужасает публику, сколько оставляет ее в неведении того обстоятельства, что перед ней - музыка и, стало быть, имеется причина ужасаться.