Фэшн рисование. Как рисовать одежду для фэшн-эскизов. Максим, расскажи, пожалуйста, о каком-нибудь самом интересном или самом запоминающемся заказе

Иллюстрация Дэвида Даунтона: Кейт Бланшетт на обложке Vogue Australia

Я всегда думал, что мода является законным предметом для искусства…. Посмотрите на то, каким способом такие fashion-иллюстраторы как Эрик и Антонио, или Рене Грюо помогли определить времена, в которые мы живем. Они были подобны любому фотографу в размышлениях над тем, как мы хотим смотреть и как мы хотим жить,

Говорит Дэвид Даунтон, один из самых известных и талантливых иллюстраторов современности. И это справедливо, ведь именно иллюстрация выполняла функции фотографии в то время, когда до появления фотоаппарата было еще очень далеко: знакомила с новыми модными веяниями, демонстрировала новые наряды и тенденции.

ИСТОРИЯ FASHION-ИЛЛЮСТРАЦИИ

Fashion-иллюстрация существует уже более 500 лет. Ее прообразами можно считать гравюры и офорты XVIвека с изображением придворных дам и кавалеров - главных (и, в общем-то, единственных) модников и модниц тех веков. Например, в конце ХVІ века в Испании появились книги с изображениями одежды и руководствами по шитью.

ВАЦЛАВ ХОЛЛАР


В то время одним из первых fashion-иллюстраторов считается чешский график и художник Вацлав Холлар (Wenceslaus Hollar) (13 июля 1607 - 28 марта 1677), который творил в Лондоне с 1640 года. Холлар работал в технике офорта, он создал около 2740 гравюр на разнообразные темы, среди которых были и изображения женских костюмов.

В 1679 году во Франции, в Лионе, начинает выходить журнал «Mercure Galant», с которого начинается история модного глянца. Журнал украшали рисунки, сделанные вручную известными французскими художниками: Абрахамом Боссом (Abraham Bosse), Пьером Боннаром (Pierre Bonnard) и другими.

С тех пор издания, в которых размещались гравюры с изображениями модной одежды, стали обычным явлением, и модники во всем мире с нетерпением ждали свежих выпусков. Первые же настоящие журналы о моде возникли во второй половине XVIII-го века, тогда fashion-иллюстрация начала активно развиваться, а время ее рассвета наступает в период с XIX по первую половину XXвеков. Это время подарило миру талантливейших иллюстраторов, которые в значительной степени повлияли на восприятие моды как искусства.

1850-1900 гг. Заметными фигурами в модном мире были итальянский живописец Джованни Болдини (1842-1931) и американский график Чарльз Дана Гибсон (1867-1944).

ДЖОВАННИ БОЛДИНИ

Джованни Болдини, являясь в свое время прекрасным портретистом конца XIX— начала XXвека, в историю вошел, все-таки, как один из первых модных иллюстраторов. На его картинах появлялись уверенные в себе дамы высшего общества в изысканных вечерних туалетах. Именно Джованни Болдини более ста лет назад приложил руку к новому восприятию идеала женской красоты. Дама Болдини имеет рост выше среднего, тонкую лодыжку, небольшую грудь, и отличается особой стройностью.

Интервью с талантливым российским фэшн-иллюстратором.

Фэшн-иллюстрация только начинает появляться в России как профессия, и тем ценнее ее создатели. Мы взяли интервью у Максима Сергеева – фэшн-иллюстратора, находящегося в постоянном развитии и поиске новых стилевых решений. О нем мало информации в интернете, но такие имена клиентов, как Tiffany & Co и Louis Vuitton, впечатляют.

Максим, расскажи, откуда ты.

Я родился в маленьком закрытом городе под названием Арзамас-16 Горьковской области. Что характерно, в наше время нет ни города с таким названием, ни области: сейчас это город Саров Нижегородской области, тут и живу.

Где ты учился?

Профессионального художественного образования у меня нет, я самоучка. По образованию я экономист-маркетолог, даже некоторое время работал по этой специализации.

Расскажи, как ты пришёл к профессии фэшн-иллюстратора?

Я рисовал с самого детства: изначально копировал иллюстрации из любимых красочных книг типа “Былин”, а со временем начал рисовать свои сюжеты. После 15 лет это увлечение как-то сошло на нет. В возрасте 21 года переехал в Москву. Учился, параллельно работал в ресторанах. По окончании учебы пошел работать по специализации, и так получилось, что я купил себе самый простенький графический планшет и снова начал рисовать в свое удовольствие. Постепенно стал брать заказы, рисовал иллюстрации для фэнтези-сайтов, шаржи и прочее. В итоге устроился цифровым художником в брокерскую компанию, где долгое время мне пришлось рисовать околобиржевые стилизованные иллюстрации “быки, лоси, медведи” и всякое такое. Но тогда я мечтал рисовать портреты и фэнтези, так что радости это приносило мало. Примерно в это же самое время я наткнулся на иллюстрации Дэвида Даунтона и очень впечатлился. Минималистичный стиль, но так точно передает портреты, детали одежды и образ в целом… Наверное, с этого момента у меня и зародился интерес к фэшн-иллюстрации… Я пытался воспроизводить его работы в фотошопе, параллельно рисуя позирующих девушек с фото и пытаясь их стилизовать, и постепенно начал переходить на традиционные материалы – изначально это была акварель.

Как ты копировал Даунтона в фотошопе? Он же рисует преимущественно акварелью или тушью.

У Даунтона абсолютно своеобразный стиль – очень бледные черты лица, одна сторона портрета значительно бледнее другой, и несколько насыщенных темных линий тушью плавающей ширины. Вот это я и пытался передать в фотошопе. К слову, сейчас много цифровых фэшн-иллюстраторов часто используют такой прием рисования. Но мне получавшийся портрет казался неинтересным и неживым, так что я постепенно перешел на традиционные материалы.

Профессия иллюстратора моды достаточно необычная. Были ли удивлены твои родные? Они тебя поддерживали?

Семья отнеслась ровно – это был какой-то очень органический переход от цифры к традиционной фэшн-иллюстрации. Они всегда меня поддерживали. Мама и сестра до сих пор мои главные критики.


Иллюстрация для тебя – это работа или страсть?

С тех пор как я начал зарабатывать иллюстрацией, считаю ее своей основной профессией, поэтому рисую ежедневно и достаточно долго.

Есть какой-нибудь график работы?

Я стараюсь придерживаться распорядка (хотя, конечно, бывает, что срываю режим). С утра – тренажерный зал, после этого работа над заказами и рисунок для себя “в стол” – для развития навыка и наработки собственного стиля – с небольшими перерывами на отдых.

Что сейчас тебе интересно рисовать?

Больше мужских портретов и образов. На данной стадии они кажутся мне интересными: более угловатые лица, явно выделяющаяся челюсть и скулы, большие брови. После длительного рисования исключительно женских портретов это приятное разнообразие.


Наброски с натуры рисуешь?

Достаточно редко. Иногда мне позируют знакомые, друзья, члены семьи. Для очень быстрых набросков или для разминки использую ресурсы типа Croquis Cafe (интернет-ресурс, содержащий видео позирующих людей).

Что используешь для работы – фотографии моделей, фотографов или фото с показов?

Рисовать подиумные проходы я не очень люблю. Мне кажется, они достаточно однообразные, статичные. Я предпочитаю более живые и интересные фотографии. Как пример – работы Ника Найта (Nick Knight). Очень артистичные, подвижные и глубокие. Неиссякаемым источником идей в таком случае является Behance или тот же Pinterest.

Ты следишь за показами? Они важны для тебя?

Я обязательно слежу за показами, начиная от российских недель моды и заканчивая самыми знаковыми международными. Я считаю, что если ты хочешь чего-то добиться в карьере фэшн-иллюстратора (в особенности рисующего для изданий и модных домов), то обязательно должен быть в курсе трендов в моде. Это касается фасонов, принтов, расцветок – всё должно в определенной мере отражаться в твоих иллюстрациях.


Кто из иллюстраторов тебя вдохновляет? Чей стиль тебе ближе всего?

Список моих любимых иллюстраторов с течением времени постоянно меняется. На данный момент мне больше всего нравится творчество Била Донована (Bil Donovan), Ричарда Килроя (Richard Kilroy) и Говарда Танги (Howard Tangue) – это из современников. Из более ранних люблю свободные стили Антонио Лопеса и Тони Вирамонтеса.

Как ты хранишь свои работы?

Мои рисунки в основном на бумаге, храню по ящикам и шкафам в толстенных неподъемных папках:). Но есть редкие исключения – отсканированные, которые размещаются в портфолио или на моем сайте. Такие иллюстрации приходится достаточно долго обрабатывать.

Какие любимые материалы?

С течением времени они менялись. Изначально я рисовал исключительно в акварели, причем буквально в 2-3 цветах. Сейчас я работаю в смешанной технике: акварель и цветные карандаши. Начал осваивать гуашь, рисую по чуть-чуть. Этот материал мне со школы давался сложнее всего. Когда хочу отдохнуть, переключаюсь на коллажи. Любимая тема – иллюстрации из картины из обрезков глянцевых журналов.

Какую бумагу используешь для работы?

Любую. На самом деле, я очень редко рисую на дорогой бумаге – обычно покупаю папки по 20 листов формата А3 за 200-300 рублей. Для быстрых скетчей и набивания руки использую всё, что окажется вокруг: бумагу для принтера, глянцевую или черную бумагу, иногда даже газеты.

Расскажи о каких-нибудь интересных сериях твоих работ.

Самая запоминающаяся из моих последних работ – это так называемый вызов самому себе: “100 скетчей в одном стиле за 5 дней”. Я, конечно, “сдулся” в процессе работы на 75-м эскизе, но зато на память осталась такая порядочная стопка достаточно увесистой бумаги.



Долгим ли был путь до первого заказа?

Совсем недолгим. Как сейчас помню: это был заказ на портрет. Так как я в то время продолжал работать цифровым художником, сфера деятельности и заказчики сменились очень плавно. Сейчас среди моих заказчиков есть такие компании, как Louis Vuitton, Finn Flare, Moet, Tiffany & co. Все они вышли на меня совершенно одинаково – через мой “Инстаграм”. Я вообще считаю эту социальную сеть одним из своих основных инструментов, и отклик с нее самый большой, хотя я есть и на Behance, и в Facebook, и в “ВКонтакте”.

По большому счету, как наши, так и иностранные заказчики заказывают практически одно и тоже. Немного отличается стиль работы, и только. С иностранными заказчиками несколько проще и понятнее: там нет размытых формулировок вроде “ну вот хотелось бы что-то такое зеленое, но с другой стороны можно и красное”. Есть мудборды (moodboard), где визуально расписано, что, как и зачем. Хотя стоит сказать, что в последнее время и наши компании начали перенимать такую практику.

Как ты считаешь, можно ли зарабатывать исключительно на фэшн-иллюстрации?

Да, конечно. Вообще, сфера ее применения в современном мире достаточно широка: это и рисунки для компаний-заказчиков, и иллюстрирование недель моды/журналов, и частные заказы портретов и образов, и работа на ивентах, и даже преподавание в частных арт-школах, главное – это постараться определить, что для тебя ближе всего.

Максим, расскажи, пожалуйста, о каком-нибудь самом интересном или самом запоминающемся заказе.

Из самого запоминающегося оказался даже не самый крупный заказ или самый именитый заказчик, а несколько нетипичный для меня опыт. Однажды мне написал иллюстратор Achraf Amiri, который начал издавать свой журнал Illustrashion и собирал для очередного выпуска работы разных художников. Основная сложность заказа была в том, что общая стилистика журнала была очень близка к жанру Vanitas – все эти черепа, ноты и прочее. Причем он просил меня рисовать именно в моей стилистике – яркие пятна, акварель и цветные карандаши. В общем, было необычно и крайне забавно.



К чему бы ты хотел прийти? Какая у тебя мечта?

Из профессиональных желаний – наверное, не буду оригинален – регулярная работа с самыми известными глянцевыми изданиями. Выставка и продажа моих работ в известных тематических галереях мира. Ну и конечно же, мечтаю о прекрасном здоровье и долголетии, чтобы хватило сил и целеустремленности достичь поставленных целей.


Начало ХХI века – это наше время, время, в которое мы все живём, время развития техники и новых веяний, не менее техничных, в искусстве, но именно это время, начало ХХI века, уже называют временем возрождения, ренессанса, fashion-иллюстрации, модной иллюстрации. Той самой старой доброй иллюстрации, которая в ХХ веке была вытеснена фотографией.



На обложках и страницах модных журналов так привычно видеть фотографии, но теперь рядом с фотографиями вполне себе уживаются и иллюстрации. В целом, они выполняют одинаковые функции – показывают, передают нам изображение, внешний вид той или иной вещи, рекламируя её. Фотография – современна, иллюстрация – стара, ведь именно она в те времена, когда мир ещё не знал, что же такое фотоаппарат, выполняла и весьма успешно функции фотографии. Но есть между ними и различия. В иллюстрации гораздо больше места для проявления таланта, индивидуальности, своего представления о чём-то, творчества, и, следовательно, гораздо больше самого автора. В конце концов, фотографировать сегодня умеют практически все, рисовать – нет. И это тоже придаёт модной иллюстрации определённую магию.



Прообразами первых fashion-иллюстраций можно считать гравюры и офорты XVI века, на которых изображены дамы и кавалеры, модники и модницы. А вот сама fashion-иллюстрация появляется в XIX веке. XIX – первая половина XX веков – время её расцвета. Активно поддерживает fashion-иллюстраторов французский модельер Поль Пуаре, работает с fashion-иллюстрацией и . В начале ХХ века фоном для модной иллюстрации служили многочисленные растительные орнаменты, которые в народе называли «шпинатом». Затем фон либо убирается вовсе, либо становится более разнообразным.



fashion-иллюстрации разных эпох




В первой половине ХХ века в fashion-иллюстрации работают не только узкие специалисты, те, чей хлеб именно иллюстрация, но и многие широко известные, художники. Так в Vogue появляются модные рисунки работы . А русскому художнику Роману Тыртову (более известному как Эрте) в 1914 году предлагают сотрудничество сразу два модных журнала: Vogue и Harper’s Bazaar. Говорят, что Эрте поступил совершенно банально – дабы не мучиться проблемой выбора, он просто бросил монетку: «орёл или решка». И судьба в виде монетки указала на Harper’s Bazaar.


Fashion-иллюстрация процветает, украшая обложки и страницы модных журналов, вплоть до 30-ых годов ХХ века. Именно в это время её начинает вытеснять фотография.





Но новым дыханием, небольшим возрождением, для fashion-иллюстрации становится творчество французского fashion-иллюстратора Рене Грюо. Грюо долгое время работает с Домом Диор, для которого он оформлял каталоги, упаковки (духи) и даже объявления и пригласительные. Рене Грюо работал с Диор и в 40-е, и в 50-е, и в 60-е, и в 70-е. Вполне можно сказать, что имидж Дома Диор определял, в том числе, и Рене Грюо. Впрочем, работал он не только в модной графике, но и в рекламной, даже больше в рекламной. В 60-е годы Грюо также сотрудничал с Валентино. Его иллюстрации появлялись в журналах Vogue и L’Officiel. Фактически в середине ХХ века иллюстрации Грюо победили фотографию, но это было всего лишь приятное исключение, нежели правило. Интерес к fashion-иллюстрации вновь пробудился лишь в начале ХХI века.

Переходим к самому интересному — к рисованию одежды ! В этом уроке вы узнаете, как правильно построить силуэт, определить ракурс модели, и облачить тело в ткань, чтобы это выглядело естественно.

Силуэт

Пока вы тщательно не освоите структуру одежды, мы будем рисовать фэшн-эскиз как бы одевая “тело”, которое вы научились рисовать в .

Заметьте, что несмотря на то, что каждая линия служит важным элементом финального эскиза, ей не обязательно выглядеть реалистично. Более важно — сохранить правильно построенный рисунок, пока вы не достигните желаемой конструкции. Повторяя рисунок неоднократно, вы сможете смоделировать и создать свой собственный дизайн.

В фэшн-дизайне постарайтесь избежать нечетких форм. Представляя свои идеи в качестве эскиза, обязательно учитывайте, в каких местах висит ткань, и избегайте конструкций с элементами, которые не соответствуют гравитации или хорошей подвижности. Действуя таким образом, вы найдете «ваш силуэт».

Отношения между тканью и телом

Между телом и тканью есть пространство. Оно необходимо для подвижности и для создания стиля. Изучите какие части тела будут соприкасаться с тканью, а какие нет, смотря на свою собственную одежду, и изобразите это в линиях на своем рисунке. Уделите особое внимание рукам и ногам, не забывая про силу гравитации.

Определяем ракурс

Фэшн-эскизы будут выглядеть более убедительно, если и модель и одежда на ней будут изображены с определенным трехмерным эффектом. Ниже рассмотрены 4 модели с разных ракурсов. Если представлять тело как трубу, это поможет понять насколько важно рисовать края одежды правильно.

При рисовании горизонтальных линий, таких как подол, в отличие от вертикальных линий, таких как боковая линия тела, необходимо учитывать ее непрерывную линию по направлению к спине. Убедитесь, что установили точку обзора правильно, тогда вы сможете изобразить ваш дизайн корректно. Стандартная точка обзора в фэшн-дизайне находится на высоте глаз модели и на расстоянии 2-3 метров от нее.

Как рисовать выточки, сборки, складки и драпировку

Выточки, сборки и складки используются для увеличения или уменьшения объема одежды. Их необходимо рассматривать по структурным и функциональным причинам, когда делаешь скетч. Нужно знать правила, которые укажут где и в каком направлении нужно добавить или уменьшить объем.

Дизайнеры одежды всегда фокусируются на объеме и направлении драпировки, которые определяются направлением долевой нити на ткани, формой тела и гравитацией. Сначала нарисуйте драпировку на отдельном листе для того, чтобы понять как хотите, чтобы она выглядела на ткани и где ее нужно разместить.

Характеристики ткани/Складки

В то время, как драпировка создает красивые линии в статике, линии, появляющиеся при движении называются складками . Когда две проектных точки на ткани оторваны друг от друга по вертикали, горизонтали или диагонали, могут появиться складки. Все что вы можете сделать — нарисовать мягкие изогнутые линии туда-обратно между этими проектными точками.

Рисуйте складки, начиная с центра тела и представляя текстуру ткани, чтобы не испортить форму. Изучите направление потока ткани.

Используйте разные варианты линий

Варьируя толщину линий или создавая различные уровни, вы можете резко увеличить количество переданной информации о вашем дизайне. Добавив маленькую тень вдоль края поднятой ткани, вы смягчите линии.

Как показано на рисунке выше, эффект от добавления уровней на край линии талии очевиден.

Карман — важная деталь в вашем дизайне.

Воротник (на левом верхнем рисунке) выглядит как свернутый лист бумаги, в то время как следующий (второй слева) выглядит мягче. Всего лишь небольшое различие линий улучшает изображение и может выразить толщину ткани.


Фэшн скетчи

Если вы будете делать наброски с настоящей модели, тратя на каждый эскиз не больше 10 минут, вы очень эффективно повысите свою способность «схватить» самое необходимое. Цель скетчей — потренировать свой глаз и улучшить навык рисования от руки, детали здесь не важны. Просто сконцентрируйтесь на наблюдениях. Для начала нарисуйте тело тонкими линиями, а затем постепенно добавляйте детали, после того как “схватите” картинку целиком.

Однажды, когда у вас получится то, что вы хотели, после стирания нежелательных линий, вы увидите едва заметные вертикальные и горизонтальные линии. Рисуйте людей вокруг себя, которые вам нравятся. Очень рекомендую пробовать различные позы и стили, отличных от фэшн эскизов профессиональных моделей.

Были использованы материалы книги Naoki Watanabe «Contemporary fashion illustration techniques».

Который вы так долго ждали. Этот курс рассчитан на новичков, которые не умеют рисовать или никогда не имели дела с Fashion иллюстрацией .

Если вы будете проходить все уроки по порядку и делать практические задания, то к концу курса вы сможете делать фэшн-эскизы подобно этим:

В курсе fashion-иллюстрации будет несколько основных разделов:

  1. Основы рисования фэшн-иллюстраций
    Изучим пропорции лица и тела. Рассмотрим основные особенности и отличия fashion фигуры от реалистичной. Подробно рассмотрим пропорции лица, научимся строить фас, профиль и полуоборот в три четверти. Разберем закономерности построения нескольких вариантов поз (фронтальную и с опорой на одну ногу в разных вариациях).
  2. Рисование одежды
    Вы узнаете как правильно ткань должна взаимодействовать с телом, как построить правильный силуэт, изучим принцип рисования складок одежды, их пластику и логику. Научимся делать скетчи.
  3. Понимание цвета
    Изучим цветовой круг и основы цветообразования. Работа с образом, влияние колорита и манеры изображения, детали. Остановимся на точной передаче фактуры и текстуры различных тканей. Нарисуем несколько принтов. Познакомимся с различными инструментами и материалами фэшн-иллюстрации.
  4. Образы.
    В этом разделе вас ждут пошаговые уроки по рисованию фэшн-иллюстраций, как простых, так и сложных.

Конечно же, ни один урок не будет полезен без практики. Поэтому в конце каждого урока вас ждет домашнее задание, которое необходимо выполнить, прежде чем идти дальше, для закрепления полученного материала.

Основа курса — книга Naoki Watanabe «Contemporary fashion illustration techniques».

Итак, приступим!

Понимание красоты тела

Человеческое тело такое же красивое и привлекательное как произведение искусства. Давайте изучим его, прежде чем учиться рисовать одежду. Понимание изображения человеческого тела обеспечит создание отличного дизайна.

Костная структура/суставы

Костная структура, составляющая основу человеческого тела, полностью состоит из изогнутых линий. Мы можем двигать костями, используя суставы и мышцы. Хотя пропорции костей меняются в процессе роста, независимо от пола, позиция и количество суставов остаются прежними. Желтые пятна на иллюстрации ниже указывают на самые гибкие позвонки и 12 основных суставов. Маленькие суставы лица, рук и ног не показаны, и, заметьте, что эти участки больших суставов не соответствуют их форме.

Поза и тип фигуры

Следующие 5 типов фигур основаны на пропорции 8-ми голов, однако они отличаются шириной и позицией плеч, груди и бедер. Фигуры A и B самые подходящие для того, чтобы одежда смотрелась сбалансировано. С другой стороны, одежда на фигурах C, D и E не будет отражать тот дизайн, который вы задумали.

Будьте уверены, что один и тот же предмет одежды будет смотреться совершенно по-другому при неправильных пропорциях тела. Даже когда вы начинаете с пропорции 8-ми голов, вы можете легко выбиться из пропорций и не завершить работу. Чтобы избежать этого, держите в уме следующие ориентиры: ширина плеч равна высоте 1,5 голов, грудь равна высоте 1 головы и бедра равны высоте 1,5 голов.

Полезный измерительный метод

Используя с умом в качестве единицы измерения голову, вы всегда можете быть уверены в правильном балансе, когда рисуете различные позы, как на картинке ниже.

Домашнее задание:

1. Заведите скетчбук, в котором будете выполнять задания по этому курсу. Он поможет вам следить за прогрессом.

2. Найдите в интернете примеры скетчей обнаженной женской фигуры в различных позах и постарайтесь повторить те, которые вам больше понравятся. Пусть это будут не точные копии, главное передать основное положение, потренировать руку. Сделайте как минимум 10 набросков.

Надеюсь вам понравился этот урок! Пишите ваши комментарии, вдруг что-то было непонятно. До встречи!

Были использованы материалы книги Naoki Watanabe «Contemporary fashion illustration techniques».