Проблема восприятия человеком искусства. Нравственная проблема пренебрежительного отношения к искусству по тексту Астафьева Среди многих постыдных поступков (ЕГЭ по русскому). Роль культуры в обществе

Искусство… Оно способно возродить душу человека их пепла, заставить его испытывать просто невероятные эмоции и чувства. Искусство – это средство, с помощью которого авторы пытаются донести свое мысли до человека, приучить его к прекрасному.

Автор рассуждает о необходимости искусства в нашей жизни, он акцентирует внимание на том, что «прекрасному надо учиться и ценить его, подобно тому, как надо научиться чувствовать высокую музыку». Юрий Бондарев приводит в пример произведение Моцарта «Реквием», которые невообразимым образом влияет на слушателей, «люди откровенно льют слёзы в том эпизоде, где оборвалась жизнь великого композитора». Так автор показывает, что искусство способно затронуть тонкие струны души человека, заставить его испытывать необыкновенные чувства.

Бондарев утверждает, что искусство может сильно повлиять на человека, ведь именно оно является самым прекрасным в его жизни. Искусство способно изменить человека, его внутренний мир. Это то, чему обязательно нужно учиться. Действительно, нельзя не согласиться с автором. Я считаю, что искусство может заставить нас испытывать радость и печаль, тоску и волнение, счастье и много других эмоций.

Так, в произведении И.А.Гончарова «Обломов» ярко описывается отношение главного героя к музыке. Обломов, посетив Ольгу Ильинскую, впервые услышал, как она играла на фортепиано. Автор показывает нам, как музыка может повлиять на внутренний мир человека, на его эмоции. Слушая великолепную игру, герой с трудом сдерживал слезы, он чувствовал силу и бодрость, желание жить и действовать.

Однако отношение главного героя произведения И.С.Тургенева «Отцы и дети» к искусству весьма негативное. Базаров не воспринимает его, как неотъемлемую часть жизни человека, он не видит его пользы и преимуществ. В этом и заключалась ограниченность его взглядов. Но жизнь человека без искусства, без «чувства прекрасного» очень скучна и однообразна, чего, к сожалению, герой так и не признал.

В заключение хочется сделать вывод, что искусство – это наиболее важная часть в жизни каждого из нас. Нужно просто впустить его в свое сердце и душу, и оно сможет покорить весь мир.

Вариант 2

Любой вид искусства для человека является высшей наградой за те усилия, которые он приложил для того, чтобы принять в нем участие - либо являясь создателем шедевра, либо просто любуясь со стороны его результатами.

Музыкальные композиции, загадочные полотна, изящные скульптуры возникли благодаря знаниям человека, природному дару или желанию достичь подобное совершенство.

В процессе создания любого шедевра искусства человек применяет свой талант, проявляя свои возможности в полную силу. Искусство развивает, не дает оставаться на одном месте, в состоянии бездействия. За счет этого люди совершенствуются. Те, кто в какой-либо степени относится к этой сфере - это люди творческие, находящиеся в постоянном поиске. Погружаясь в этот мир, они активно развиваются духовно.

Таким образом, через проявленные воображение, целеустремленность, фантазию, терпение искусство помогает в утверждении жизненной позиции, влияет на мировосприятие человека, помогает обрести себя, сформировать собственный образ мыслей.

Если речь идет о музыке, то после прослушивания именно классических произведений эмоциональное, психическое и даже физическое состояние человека улучшается. В зависимости от ритма и содержания мелодий, песен можно либо получить заряд невероятной бодрости, либо успокоиться.

Под влиянием искусства внутренний мир человека преображается. В любом из его видов - графике, театре, живописи и т. д. содержится столько глубинного смысла и страсти, которые выражаются за счет своеобразных выразительных средств, что они заставляют задуматься о себе, смысле жизни, позволяют по-новому посмотреть на мир.

Любое из произведений искусства способствует различению добра и зла, хорошего и плохого. Литературные произведения имеют огромную силу, способную действовать на человека, перенося его в другой мир. Становясь героем событий, изображенных в книгах, люди познают новую информацию, на основе которой становятся лучше, исправляют ошибки после знакомства с его персонажами, сочувствуют и радуются вместе с ними. Литература может в корне изменить мировоззрение человека.

Под влиянием живописи происходит формирование духовного мира человека. Участие в этом виде деятельности способствует самовыражению, усилению впечатлений. В скульптурах люди воплощают свои эстетические желания, а для наблюдателей со стороны они являются познавательными.

Таким образом, искусство воспитывает в человеке только лучшие черты характера, повышает интеллект, выявляя и развивая те качества, которые ранее были незаметны.

Несколько интересных сочинений

  • Характеристика и образ Илюши из рассказа Бежин луг Тургенева сочинение

    Илюша – это один из главных героев рассказа «Бежин луг» Ивана Сергеевича Тургенева. Автор его называет Ильюша, используя мягкий знак. Ему двенадцать лет.

  • Каждый человек говорит определенный слова, практически все осуществляются с помощью поступков и слов Слово слово родит, третье само бежит. Будьте бдительны: любое слово, которое вы произнесете, может определить то

    Наступает осень. Город становится желто-оранжевым. Школьники надевают портфели и идут на учебу. У взрослых заканчивается пора отпусков.

  • Нужно ли претворять свои мечты в жизнь? Итоговое сочинение 11 класс

    Что такое мечты? Нужно или их претворять в жизнь? Можно сказать, что мечты – это одна из прекрасных и не уничтожаемая частица в нашем существовании. Любой из нас относится к ним по-разному. Например, Вася очень сильно хочет исполнить свою мечту

  • Тема воинского подвига в отечественной литературе второй половины ХХ – начала ХХI в.

    Тема войны и всего, что с ней связано никого не оставит равнодушным. Данная тема была актуальна во все времена. Однако, когда эта тема касается лично тебя и твоих близких, всё воспринимается совершенно по-другому

Каждый человек осознает, что медицина и образование оказывают на нас сильное воздействие. Мы напрямую зависим от этих сфер жизни. Но мало кто допустит мысль, что не менее важное влияние оказывает искусство. Тем не менее это так. Трудно переоценить значение искусства в нашей жизни.

Что такое искусство?

Существует множество определений в различных словарях. Где-то пишут, что искусство - это образ (или процесс его создания), который выражает взгляд художника на мир. Порой человек не может выразить словами то, что он может нарисовать.

В другой интерпретации это процесс творчества, создания чего-то. Реализация потребности сделать мир чуточку красивее.

Также искусство - это способ познания мира. Например, для ребенка, который, рисуя или напевая песенки, запоминает новые слова.

С другой стороны, это социальный процесс взаимодействия человека с обществом и с самим собой. Это понятие настолько многозначно, что невозможно сказать, в какой части нашей жизни оно присутствует, а в какой нет. Рассмотрим аргументы: влияние искусства на человека заметно в духовной сфере нашей жизни. Ведь именно под его воздействием образуется то, что мы называем нравственностью и воспитанием.

Виды искусства и его влияние на жизнь человека

Что первое приходит на ум? Живопись? Музыка? Балет? Все это является искусством, каки фотография, цирк, декоративно-прикладное искусство, скульптура, архитектура, эстрада и театр. Список еще можно пополнить. С каждым десятилетием жанры развиваются и добавляются новые, так как человечество не стоит на месте.

Вот один из аргументов: влияние искусства на жизнь человека выражается в любви к сказкам. Один из самых влиятельных видов - это литература. Чтение окружает нас с самого детства. Когда мы совсем крохи, мама читает нам сказки. Девочкам и мальчикам прививаются правила поведения и тип мышления на примере сказочных героинь и героев. В сказках мы узнаем, что такое хорошо и что такое плохо. В конце подобных произведений есть мораль, которая учит нас, как поступать.

В школе и университете мы читаем обязательные произведения классических авторов, которые содержат уже более сложные мысли. Здесь герои заставляют нас думать и задавать себе вопросы. Каждое направление в искусстве преследует свои цели, они очень разнообразны.

Функции искусства: дополнительные аргументы

Влияние искусства на человека обширно, у него есть различные функции и цели. Одна из главных целей воспитательная. Та самая мораль в конце сказки. Очевидна эстетическая функция: произведения искусства красивы и развивают вкус. Близка к этому гедонистическая функция - приносить удовольствие. Некоторые литературные произведения часто несут прогностическую функцию, вспомните братьев Стругацких и их фантастические романы. Другая очень важная функция - компенсаторная. От слова «компенсация», когда художественная реальность заменяет нам основную. Здесь часто речь идет о душевных травмах или жизненных трудностях. Когда мы включаем любимую музыку, чтобы забыться, или идем в кино отвлечься от неприятных мыслей.

Или другой аргумент - влияние искусства на человека посредством музыки. Услышав символичную для себя песню, кто-то может решиться на важный поступок. Если отойти от академического значения, то влияние искусства на жизнь человека очень велико. Оно дарит вдохновение. Когда человек на выставке увидел красивую картину, пришел домой и начал рисовать.

Рассмотрим другой аргумент: влияние искусства на человека видно в том, как активно развивается хенд-мейд. Люди не просто прониклись чувством прекрасного, но и своими руками готовы создавать шедевры. Различные направления боди-арта и тату - стремление создать произведение искусства на своей коже.

Искусство вокруг нас

Задумывался ли кто-то, оформляя свою квартиру и продумывая дизайн, что в данный момент можно заметить влияние искусства на вас? Создание мебели или аксессуаров - часть декоративно-прикладного творчества. Подбор цветов, гармоничные формы и эргономика пространства - это именно то, что изучают дизайнеры. Или другой пример: вы в магазине, выбирая платье, отдали предпочтение тому, которое правильно скроено и продумано модельером. При этом модные дома не поскромничают, стараясь влиять на ваш выбор яркими рекламными роликами. Видео - тоже часть искусства. То есть, смотря рекламу, мы также находимся под его влиянием. Это тоже аргумент, влияние подлинного искусства на человека тем не менее раскрывается в более высоких сферах. Рассмотрим и их.

Влияние искусства на человека: аргументы из литературы

Литература безгранично влияет на нас. Вспомним, как в гениальном произведении Льва Толстого «Война и мир» Наташа Ростова пела для своего брата и исцелила его от отчаяния.

Другой изящный пример, как живопись может спасти жизнь, описал О. Генри в рассказе «Последний лист». Больная девушка решила, что умрет, когда упадет последний лист плюща за окном. Она не дождалась своего последнего дня, так как листок был нарисован для нее на стене художником.

Еще одним примером влияния искусства на человека (аргументы из литературы очень показательны) является главный герой произведения Рэя Брэдбери «Улыбка», который спасает картину с Джокондой, веря в ее великую значимость. Брэдбери много писал о силе творчества, он утверждал, что, лишь читая книги, человек станет образованным.

Образ ребенка с книгой в руках преследует многих художников, в частности есть несколько чудесных картин под одинаковым названием «Мальчик с книгой».

Правильное влияние

Как любое воздействие, искусство также может быть негативным и позитивным. Некоторые современные произведения наводят тоску, не несут в себе большого эстетизма. Не все фильмы учат хорошему. Особенно внимательно нужно следить за тем контентом, который влияет на наших детей. Правильный подбор окружающих нас вещей, музыки, кино и даже одежды обеспечит нам хорошее настроение и привьет правильный вкус.

В рубрике «Банальный вопрос» мы задаем глупые или нелепые на первый взгляд вопросы экспертам и деятелям культуры, но всегда из-за этого «детского» любопытства нам удается получить для наших читателей свежие, интересные и небанальные философские мысли, способные разрушить сложившиеся стереотипы о современной культуре и помочь лучше понимать искусство.

Этот выпуск посвящен проблеме непонимания смыслов, заложенных в произведения современного искусства, с которой часто сталкивается зритель. Один из родоначальников московского концептуализма Андрей Монастырский считал, что если работа художника понятна сразу, то у зрителя «никакой эстетической работы в сознании и в чувствах нет».

Екатерина Фролова поговорила с такими известными и влиятельными деятелями искусства, как Ольга Свиблова, Александра Обухова и Василий Церетели, чтобы узнать, действительно ли непонимание влияет на зрителя не меньше, чем понимание.

Michael Landy, инсталляция Фома неверующий (saints alive)»

Ольга Свиблова, основатель и директор Мультимедиа Арт Музея Москвы

Непонимание вообще плохо влияет на людей. Но непонимание есть основа развития коммуникации, как говорил Юрий Лотман (известный русский культуролог. - Прим. «365»). Современное искусство - это язык, который чрезвычайно быстро меняется. Поэтому, если я пытаюсь говорить с китайцами и не понимаю их - это не повод сердиться на китайцев. Непонимание китайского языка может также осложнить нашу ориентацию в Пекине или привести к заказу в меню не того блюда. Но в этом виноваты не китайцы и не китайский язык, а наше незнание китайского языка. Поэтому, если мы не понимаем какой-то язык, мы либо пытаемся его выучить, либо выбираем ситуации, где можем обойтись без него. То есть, условно говоря, не едем в Китай и не заказываем там в китайском ресторане китайские блюда. У зрителя есть выбор: или пытаться понять язык и делать определенные усилия, с этим связанные, или просто не ходить на выставки современного искусства, потому что он не обязан на них ходить. Непонимание современного искусства никак не влияет на зрителя, потому что само по себе искусство - это символический объект, и оно ни на кого не влияет, если соблюдена техника безопасности в музее или любом другом экспозиционном пространстве.

Инсталляция «Взрыв художника» Ай Вэйвэя на 55-й Венецианской биеннале

Александра Обухова, руководитель научного отдела Музея современного искусства «Гараж»

Непонимание – мощнейший двигатель осознания смысла произведения искусства. Как только открытый, искренний человек говорит: «Я не понимаю, что передо мной», он тем самым объявляет о своем намерении разобраться, понять предмет. И тогда искусство раскрывается для него во всей своей полноте. Что же касается людей, не готовых к новому, закрытых, нетерпимых людей, то непонимание того, что они видят, в частности, непонимание основ и сути современного искусства просто раз и навсегда закрывает для них тему. Непрозрачность для понимания, герметичность произведения современного искусства, на самом деле это одно из важнейших его качеств. В значительной степени актуальные русские художники воспринимали непонимание как одно из положительных свойств работы. Андрей Монастырский, классик московского концептуализма, сказал, комментируя свои объекты: «Если при обращении с ними возникает вопрос «Что это такое? Я не совсем понимаю, в чем тут дело» или лучше всего «Наконец-то я не понимаю, что это такое» - тогда хорошо, тогда они срабатывают, как надо». Это эффект «позитивного непонимания», который должен быть присущ любому хорошему произведению современного искусства. Если зритель готов к новому, готов размышлять о том, что выглядит как нечто чужое, незнакомое, и чувствовать что-то по поводу того, что находится за пределами обыденности, тогда у него есть шанс прорваться на более высокий уровень понимания реальности, не только современного искусства.

Современное искусство не создается для любования. Его вещи – не предметы радостного узнавания. Нет ничего более далекого от простых удовольствий, чем современное искусство. Оно для того, чтобы задействовать как можно больше человеческих ресурсов, то есть не только глаз (то есть чувство), но и разум. Оно призвано заставлять смотрящего думать. С другой стороны, всё ли понимает зритель, когда смотрит на «Троицу» Рублева или «Меланхолию» Дюрера? Признаюсь, я сама далеко не всегда понимаю, что вижу на выставках современного искусства. А когда мне всё ясно, то мне неинтересно.

Томас Хиршхорн, «Срез»

Василий Церетели, исполнительный директор Московского музея современного искусства (ММОМА)

На мой взгляд, образованный человек должен разбираться в среде, которая его окружает, в ситуации и действительности. Искусство сегодня это то, чем дышат современные художники, то, чем пропитана действительность, которая окружает каждого из нас. Тот человек, который стремится быть свободным, образованным и интеллигентным, хочет достичь успеха в карьере и в личной жизни, необязательно должен разбираться и быть профессионалом в искусстве. Он просто должен посещать музеи, много читать, интересоваться искусством в принципе, современной музыкой, литературой. Конечно, можно игнорировать всё и никуда не ходить, не работать над собой, но это просто показатель уровня человека, его развития. Поэтому очень важно, чтобы дети развивались уже с детства, в школах и образовательных учреждениях были созданы курсы по интеграции в современное искусство и культуру, в принципе в историю искусства в целом, чтобы человек знал и понимал культуру. Осознание и переживание таких вещей делает нас добрее, умнее, более приспособленными к любой ситуации в жизни. В противном случае, мы видим множество примеров, когда люди становятся легкомотивируемыми к неправильным действиям, много и того, как люди не ценят то, что было создано раньше, и то, что создаётся сейчас, не ценят труд и талант, который их окружает. Такое общество неминуемо превратится в варварское и безкультурное.

Юлия Грачикова, куратор и заместитель руководителя отдела образовательных программ Музея Москвы

За последние годы институции переживали несколько этапов стратегий взаимодействия со зрителем. Говоря о российском контексте, стоит напомнить, что долгое время аудиторией художественных проектов были профессионалы и художественная тусовка. В 2010-е годы и даже чуть раньше московские институции переживали повышение интереса к современному искусству как формату досуга, необходимому модному атрибуту жизни «светской» публики. Этот процесс запустил «популяризаторские» инструменты, в том числе связанные с упрощением «языка» взаимодействия: армии медиаторов и экскурсоводов, максимально доступные концепции, звездные имена, «места для селфи» на выставках и прочее. Стало ли современное искусство понятнее и доступнее за счет этого — спорный вопрос. Упрощение в данном случае работает скорее не «за», а «против» художественных проектов. Современное искусство использует большое количество информационных источников, апеллирует к философии, истории искусства и истории в целом, к политическим, социальным и экономическим процессам. Для зрителя взаимодействие с искусством - это не меньшая работа, чем для художника. Непонимание в данном случае провоцирует желание анализа, формулировку позиции, отношения не только к конкретной художественной работе или высказыванию, но и к определенным проблемам или идеям, затронутым этой работой. Элитарность искусства заключается не в «закрытости» от широкой публики, а в требовательности к интеллектуальной подготовке, в требовательности к работе с сознанием и с познанием. И в данном случае непонимание дает больше, чем понимание. Современная культура страдает от «политики поп-корна», в которой человек не совершает никакого усилия в интеллектуальном потреблении. Отказ от «непонятного», сложного становится причиной деградации. Другая сторона этого вопроса, что «непонимание» ведет к отторжению, отказу по взаимодействию и резкой критике современного искусства. Но я уже не раз говорила, что и традиционное классическое искусство требует подготовки и точно так же может провоцировать непонимание. А эффект, который это «непонимание» вызывает, напрямую зависит от «качества» зрителя и аудитории. Так что я всецело и полностью за «непонимание» как эффективный инструмент стимулирования сознания и познания.

Ай Вейвей, FOUNTAIN OF LIGHT

Наталья Литвинская (Григорьева), основатель и куратор Центра фотографии имени братьев Люмьер

Наверное, мы можем отвечать только за непонимание нашим зрителем и посетителем конкретных выставочных проектов. Непонимание искусства в целом, надеюсь, в этом мире не происходит. Выставка - это не просто группа работ, развешанных по музейному принципу. У любой выставки, как и любого произведения, есть идея, которую мы пытаемся донести, и это как раз то, ради чего мы эту выставку и делаем. Непонимание или недопонимание может возникнуть лишь в том случае, когда выставка просто не реализовала ту самую идею, о которой мечтала. Куратор либо делал выставку для себя и своей близкой аудитории, либо просто был не способен к её реализации. Как результат, зритель остался в заложниках ожиданий с купленным билетом на выставку в руках и с чувством, что он потратил зря время, а иногда с более горестными ощущениями. Я не очень согласна с какими-то жесткими градациями на не современное и современное искусство, особенно, когда идет речь о ярко выраженном недопонимании последнего. Я не могу вспомнить период в своем детстве, когда все понимали то искусство, которое показывала Третьяковская Галерея в своих основных залах или всеми любимый Пушкинский музей. К тому же, в то время музеи не так открыто шли к своим посетителям в области их обучения, но сегодня всё, что происходит вокруг музейного пространства, - это колоссальный позитивный этап в московской жизни. Искусство даже не идет, а бежит к московскому посетителю, неся ему то, о чем не скажут и не напишут, пытаясь быть честным и актуальным. Художник становится востребованным, его идеи и высказывания и есть тот строительный материал, который куратор несет открытому к нему посетителю. Именно куратор должен сделать посещение выставки гармоничным, а художника я бы оставила в покое и дала ему возможность делать то, что он не делать не может, иначе искусство исчезнет, и останутся только красивые и веселые картинки, хоть и всем понятные, но никому не нужные.

Аристарх Чернышев и Алексей Шульгин, инсталляция «Большой говорящий крест»

Анатолий Осмоловский, лауреат «Премии Кандинского» 2007 года в номинации «Художник года», один из самых ярких представителей Московского акционизма, ректор Московского института современного искусства «База »

Современное искусство, как и все изобразительное искусство, отличается от всех других видов, таких как литература, театр, музыка и кинематограф, тем, что оно имеет отношение к созданию уникальных предметов. Это дает ему большую независимость от публики. Чтобы художник жил и работал, ему необходимо иметь одного или трех богатых поклонников, которые будут покупать его произведения искусства и давать ему возможность работать. Независимость от публики и является основной причиной того, что современное искусство наиболее экспериментальное из всех других видов, которые существуют в данный момент. Естественно, что эксперимент и создание необычных объектов влечет за собой создание сложного научного языка для их описания. Многие зрители, сталкиваясь с непонятными объектами современного искусства, надеются получить разъяснения в различных текстах, которые также оказываются «герметично закрыты» для понимания. Современное искусство - очень строгая дисциплина, здесь невозможно заниматься, как говорится, «что хочешь, то и делаешь». В современном искусстве, как в науке, физике или математике, есть определенные алгоритмы решения, но в искусстве свобода и пространство решений больше. Если люди хотят в этом разобраться, они могут. Я считаю, что для этого потребуется около двух лет. Во-первых, необходимо аналитическое понимание истории искусства, а, во-вторых, - насмотренность. Не существует сильного различия между современным искусством и классическим. Это взаимосвязанные вещи - современное искусство появилось из классического и является его составной частью. Поэтому насмотренность очень важна именно в классическом искусстве. Надо хорошо знать классическое искусство, понимать принципы его развития и исторической трансформации. В искусстве очень высокий процент доходности, если инвестировать в перспективных художников. Их работы поначалу могут стоить дёшево, но через 10 лет, они могут стоить уже в 1000 или в 10 000 раз дороже. «Закрытость» и «непонятность» выполняют очень важную роль отсеивания различных спекулянтов, людей, которые хотят заработать легкие деньги на искусстве.

Инь Сючжэнь, инсталляция Температура

Константин Гроусс, художественный руководитель, директор международного культурного проекта «Арт-Резиденция» и проекта ZERO Dance Gallery

Мне бы хотелось ответить так: зритель бежит в библиотеку или к своему учителю с вопросом «Что это было?» Однако бегут не все. Личный опыт и культурный багаж определяют реакцию на непонимание. Понять возможно всё и всех - от художника зависит, сможет ли он возбудить это «Хочу понять» в сознании аудитории от созвучия культурных кодов. Искусство - это язык художника, поэтому не Что и Как, а Кто определяет мощь медиума, которым художник является, соединяя различные области знания. Зритель отличается от зрителя по остроте зрения и слуха, совокупности жизненного опыта и настроения в моменте. Многие попытки прогнозировать однозначную реакцию зрителя терпели фиаско даже у самых безупречных художников. Как в области визуального искусства, так и в областях театра, танца, музыки. Поэтому реакция на искусство зависит от реакции на медиум (совокупный культурный код художника и его произведения. - Прим. Гроусса.), в том числе на личность самого художника, который в искусстве, особенно современном, важнее своего языка. Лучшей реакцией, на мой взгляд, была бы попытка зрителя передать послание художника своими словами. Поэтому утверждение «А я тоже так смогу!» считаю вполне достойным следствием непонимания, ибо возбуждает встречный вопрос внутри - «А смогу ли?»

Российский павильон XIII Венецианской биеннале

  • Музыка может помочь человеку почувствовать красоту, вновь пережить моменты прошлого
  • Сила искусства способна перевернуть жизнь человека
  • Картины по-настоящему талантливого художника отражают не только внешний облик, но и душу человека
  • В тяжелых ситуациях музыка воодушевляет человека, дает ему жизненных сил
  • Музыка способна передать людям мысли, которые невозможно выразить словами
  • К сожалению, искусство может подтолкнуть человека к духовной деградации

Аргументы

Л.Н. Толстой “Война и мир”. Николай Ростов, проигравший в карты огромную для его семьи сумму денег, пребывает в удрученном, подавленном состоянии. Он не знает, как поступить, как признаться во всем родителям. Уже дома он слышит прекрасное пение Наташи Ростовой. Эмоции, вызванные музыкой и пением сестры, переполняют душу героя. Николай Ростов осознает, что в жизни нет ничего более важного, чем все это. Сила искусства помогает ему побороть страх и признаться во всем отцу.

Л.Н. Толстой “Альберт”. В произведении мы узнаем историю о бедном скрипаче, обладающем выдающимся талантом. Оказавшись на балу, молодой человек начинает играть. Своей музыкой он настолько трогает сердца людей, что тут же перестает казаться им нищим и уродливым. Слушатели будто вновь переживают лучшие моменты своей жизни, возвращаются к тому, что утрачено безвозвратно. Музыка настолько сильно влияет на Делесова, что по щеках мужчины начинают течь слезы: благодаря музыке он переносится в свою молодость, вспоминает первый поцелуй.

К.Г. Паустовский “Старый повар”. Перед смертью слепой старый повар просит свою дочь Марию выйти на улицу и позвать любого человека, чтобы он исповедал умирающего. Мария делает это: на улице она видит незнакомца и передает просьбу отца. Старый повар признается молодому человеку, что в жизни совершил только один грех: из сервиза графини Тун украл золотое блюдце, чтобы помочь больной жене Марте. Желание умирающего было простым: снова увидеть жену такой, какая она была в молодости. Незнакомец начинает играть на клавесине. Сила музыки оказывает на старика такое сильное влияние, что он видит моменты из прошлого как наяву. Молодой человек, подаривший ему эти минуты, оказывается Вольфгангом Амадеем Моцартом, великим музыкантом.

К.Г. Паустовский “Корзина с еловыми шишками”. В лесах Бергена великий композитор Эдвард Григ встречает Дагни Педерсен, дочь местного лесника. Общение с девочкой побуждает композитора написать для Дагни музыку. Зная, что ребенок не может оценить всю прелесть классических произведений, Эдвард Григ обещает сделать подарок для Дагни через десять лет, когда ей исполнится восемнадцать. Композитор верен своему слову: через десять лет Дагни Педерсен неожиданно для себя слышит посвященное ей музыкальное произведение. Музыка вызывает бурю эмоций: она видит свой лес, слышит шум моря, пастуший рожок, свист птиц. Дагни плачет слезами благодарности. Эдвард Григ открыл для нее то прекрасное, чем на самом деле должен жить человек.

Н.В. Гоголь “Портрет”. Молодой художник Чартков совершенно случайно на последние деньги приобретает загадочный портрет. Главная особенность этого портрета – невероятно выразительные глаза, кажущиеся живыми. Необычная картина не дает покоя всем, кто ее видит: каждому кажется, что глаза следят за ним. Позже оказывается, что портрет написал очень талантливый художник по просьбе ростовщика, история жизни которого поражает своей таинственностью. Он вложил все усилия, чтобы передать эти глаза, но потом понял, что это глаза самого дьявола.

О. Уайльд “Портрет Дориана Грея”. Написанный Бэзилом Холлуордом портрет молодого красавца Дориана Грея – лучшее произведение художника. Сам молодой человек восхищен своей красотой. Лорд Генри Уоттон говорит ему, что это не вечно, потому что все люди стареют. В чувствах юноша желает, чтобы вместо него старел этот самый портрет. Позже становится понятно, что желание сбывается: любой поступок, совершенный Дорианом Греем, отражается на его портрете, а сам он остается прежним. Молодой человек начинает совершать бесчеловечные, безнравственные поступки, и это никак на нем не отражается. Дориан Грей совсем не меняется: к сорока годам он выглядит так же, как и в юности. Мы видим, что великолепная картина вместо благотворного влияния разрушает личность.

А.Т. Твардовский “Василий Теркин”. Музыка способна согреть душу человека даже в тяжелое военное время. Василий Теркин, герой произведения, играет на гармони убитого командира. От музыки людям становится теплее, они идут на музыку как на огонь, пускаются в пляс. Это позволяет им хоть на какое-то время забыть о невзгодах, трудностях, несчастьях. Товарищи убитого командира отдают гармонь Теркину, чтобы он и в дальнейшем веселил свою пехоту.

В. Короленко “Слепой музыкант”. Для героя произведения, музыканта Петруся, музыка стала истинным смыслом жизни. Слепой от рождения, он был очень чувствителен к звукам. Когда Петрусь был ребенком, его привлекла мелодия дудки. Мальчик начал тянуться к музыке и в дальнейшем стал пианистом. Скоро он прославился, о его таланте много говорили.

А.П. Чехов “Скрипка Ротшильда”. Люди старались избегать Якова Матвеевича, мрачного и грубого человека. Но случайно найденная мелодия затронула его душу: Якову Матвеевичу впервые стало совестно за то, что он обижал людей. Герой наконец-то понял, что без злобы и ненависти окружающий мир был бы просто прекрасен.

1.У Г. И. Успенского есть замечательный рассказ «Выпрямила». Он о том, какое влияние оказала на рассказчика замечательная скульптура Венеры Милосской, выставленная в Лувре. Герой был поражен великой нравственной силой, которая исходила от античной статуи. «Каменная загадка», как называет ее автор, сделала человека лучше: он стал вести себя безукоризненно, ощутил в себе счастье быть человеком.

2. Разные люди неоднозначно воспринимают произведения искусства. Один с восторгом замрет перед полотном мастера, а другой равнодушно пройдет мимо. О причинах такого разного подхода рассуждает в «Письмах о добром и прекрасном» Д.С.Лихачев. Он считает, что эстетическая пассивность некоторых людей порождена отсутствием должного приобщения к искусству в детстве. Только тогда вырастет настоящий зритель, читатель, ценитель картин, когда он в детские годы будет видеть и слышать все, что отображается в произведениях искусства, переноситься силой воображения в мир, облеченный в образы.

Проблема назначения подлинного искусства (Какое искусство необходимо обществу?)

Может ли искусство изменить жизнь человека? Актриса Вера Алентова вспоминает такой случай. Однажды она получила письмо от неизвестной женщины, в котором рассказывалось о том, что та осталась одна и ей не хочется жить. Но, посмотрев фильм «Москва слезам не верит», женщина стала другим человеком: «Вы не поверите, я вдруг увидела, что люди улыбаются и не такие уж они плохие, как мне казалось все эти годы. И трава, оказывается, зеленая, И солнце светит... Я выздоровела, за что огромное вам спасибо».

Проблема восприятия музыки человеком

1.В ряде произведений русских писателей герои испытывают сильные эмоции под воздействием гармоничной музыки. Один из персонажей романа-эпопеи Л.Н.Толстого «Война и мир» Николай Ростов, проиграв в карты крупную сумму денег, находится в смятении, но, услышав великолепное исполнение арии своей сестрой Наташей, приободрился. несчастное происшествие перестало быть для него столь трагичным.

2. В повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет» под звуки сонаты Бетховена героиня Вера Шеина испытывает душевное очищение после пережитых ею тяжёлых минут жизни. Волшебные звуки рояля помогли ей обрести внутреннее равновесие, найти силы, обрести смысл дальнейшей жизни.

ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К МИРУ ПРИРОДЫ

Проблема бездушного, потребительского, безжалостного отношения человека к миру природы



Ярким примером варварского отношения к природе являются строки из стихотворения М.Дудина:

Мы сделали не из- под палки,

А рвеньем собственным горя,

Из чистых океанов – свалки,

Перезагадили моря.

На мой взгляд, лучше не скажешь!

35.проблема восприимчивости или невосприимчивости человека к красоте природы

По-разному относятся к природе героини романа Л.Н.Толстого «Война и мир». В душе Наташи Ростовой есть что-то неповторимо русское. Она тонко чувствует красоту русского пейзажа. Трудно себе представить Элен Безухову на месте Наташи. В Элен нет ни чувства, ни поэтичности, ни патриотизма. Она не поет, не понимает музыки, не замечает природы. Наташа же поет проникновенно, с душой, забывая обо всем. А как вдохновенно она любуется красотой летней лунной ночи!

Проблема влияния красоты природы на настроение и образ мыслей человека

В рассказе Василия Макаровича Шукшина «Старик, солнце и девушка» мы видим изумительный пример отношения к родной природе, окружающей нас. Старик, герой произведения, каждый вечер приходит в одно и то же место и смотрит, как заходит солнце. Рядом находившейся девушке-художнице он комментирует ежеминутно меняющиеся краски заката. Каким неожиданным будет для нас, читателей, и героини открытие, что дед-то, оказывается, слепой! Уже более 10 лет! Как надо любить родную землю, чтобы помнить в течение десятилетий ее красоту!!!

Проблема негативного воздействия научно-технического процесса на взаимоотношения человека и природы (В чем проявляется негативное влияние цивилизации на жизнь человека, его взаимоотношения с природой?)

В Интернете прочитала статью из газеты "Крымские известия" о судьбе знаменитого Сакского озера, из недр которого добывают уникальную грязь, способную поднять на ноги тысячи больных людей. Но в 1980 году чудодейственный водоем разделили дамбами и перемычками на две части: одна «лечила» людей, другая «производила» соду…Через 3 года содовая часть озера превратилась в зловонную водную поверхность, убивающую все вокруг себя…Спустя годы хочется воскликнуть: « Неужели не было в огромной державе по имени СССР другого менее значимого озера, на берегах которого можно было бы возвести содовый завод?!» Разве за подобное злодеяние мы не можем назвать человека варваром по отношению к родной природе?!



38.проблема бездомных животных (обязан ли человек помогать бездомным животным ?)

В рассказе Константина Паустовского "Растрепанный воробей" показано, что люди не равнодушны к проблемам братьев наших меньших. Сначала милиционер спасает маленького воробья Пашку, упавшего с крыши ларька, потом отдает его на "воспитание" доброй девочке Маше, которая приносит птичку домой, ухаживает за ней, кормит ее. После выздоровления птицы Маша выпускает ее на волю. Девочка счастлива, что помогла воробью.