Упражнения для блокфлейты для развития техники. Образовательная программа по музыкальному инструменту «Блок - флейта» на отделении музыкального искусства (подготовительный цикл). Программа обучения дошкольников игре на блок-флейте

Как играть на флейте — учимся правильно держать поперечную флейту.

Если прикладывать головку флейты к губам и сразу выдувать резонирующий звук у вас пока не получается, вернитесь к Занятию 1 к зеркалу и потренируйтесь ещё. Надеюсь, что все получилось и можно двигаться по пути обучения как играть на флейте.

Соберите флейту. О том как правильно собрать поперечную флейту рассказано на первом занятии. После сборки дульце на головке, клапана на теле и стержень на колене должны выстроиться в прямую линию. С не прилагайте силу при сборке, детали флейты «вкручивайте», а не сдавливайте.

Разучим положение пальцев на клапанах нотных отверстий флейты

Сначала пронумеруем пальцы, чтобы не допустить разночтений в дальнейшем описании игры на флейте.

Руки на поперечной флейте будут расположены именно так как на картинке:

  • левая рука развернута ладонью к вам и расположена поближе к головке;
  • правая рука развернута ладонью от вас и расположена ближе к колену флейты.

Теперь договоримся (пронумеруем) как будем называть клапана и рычаги на флейте:

На картинке показано тело с коленом до поперечной флейты французской системы. Именно такая флейта самая распространенная в настоящее время для обучения и, скорее всего, у вас именно такая. Пока пронумеруем не все клапаны/рычаги, а только те, которые понадобятся вам в начале изучения как играть на флейте. В дальнейшем дадим названия и другим элементам флейты

Номера клапанов/рычагов совпадают с нумерацией пальцев рук на картинке выше. Буквы у номеров 1 и 10 означают, что пальцы с такими номерами могут занимать не одно положение.

Вот как показывает положение пальцев на поперечной флейте один из ведущих производителей музыкальных инструментов Yamaha:

Описание положения пальцев на поперечной флейте

Как играть на флейте пальцами левой руки

Вот как играть на флейте правой рукой:

Посмотрите видео как играть на флейте от Московской средней специальной музыкальной школы (колледж) им. Гнесиных. На видео преподаватель ЦМШ при МГК им. П.И. Чайковского Элла Олеговна Должикова подробно показывает постановку пальцев и рассказывает, в частности, о правильном и ошибочном положении рук при игре на флейте.

Видео-ролик Эллы Олеговны весь интересен и полезен, а о положении рук смотрите запись со времени 13 минут 50 секунд (Master-class of Ella Dolzhikova).

Займите положение как играть на флейте:

  • встаньте. Стойте ровно, корпус чуть наклоните вперед. Этот наклон (чуть вперед) сохраняйте все время игры на флейте;
  • точка напряжения при игре приходится на живот. Начинающие флейтисты напряжение переносят на губы, что неправильно. Губы должны быть свободны, живот готов к посылу потока воздуха из легких.

Точки опоры поперечной флейты

Возьмите флейту двумя руками так, чтобы:


Все три опорные точки присутствуют во время игры на флейте. Левая рука во второй опорной точке прижимает флейту к себе. Лицо в первой опорной точке и правая рука в третьей точке сопротивляются давлению левой руки. Таким образом, флейта получает устойчивое положение, при котором губы и пальцы флейтиста остаются свободными и могут принимать участие в игре на флейте.

Типичные аппликатурные ошибки начинающих флейтистов

Посмотрите видео-ролик с разбором типичных ошибок начинающих флейтистов.
Рассказывает Андрей Альпатов:

Попробуйте извлечь из флейты звук как вы делали при тренировке на первом занятии. Там вы дудели на головке флейты, а теперь поперечная флейта в ваших руках в сборе. Пока никаких нот не извлекайте. Просто научитесь правильно держать флейту для игры, а это значит, что звук извлекается легко и:

  • флейта располагается горизонтально;
  • дульце флейты «на своем месте». Не поворачивайте дульце к себе. Это ошибка. Также не стоит менять тон извлекаемого звука поворотами дульца. Учитесь менять звук управляя струей выдыхаемого воздуха;
  • пальцы рук (кроме большого правой руки) не держат флейту. Они нужны для игры! Флейта держится в трех точках — нижней челюстью, основанием первой фаланги указательного пальца левой руки и большим пальцем правой руки.

Возможно первое время держать флейту будет неудобно. Она будет выпадать из рук. Терпение и старание. У вас все получится. В «Основах игры на флейте» профессора В.Н. Цыбина рассказывается, что есть , которая должна облегчить держание инструмента. Было бы интересно узнать, кто пользовался или хотя бы видел такую подставку.

Флейта очень легкий и удобный инструмент. Над её конструкцией трудились очень талантливые мастера и не зря флейта относится к самым виртуозным музыкальным инструментам.
Для более легкого освоения как играть на флейте используйте обучающую программу Свирелька.

История создания инструмента.

Флейта – один из самых древнейших духовых инструментов. В древности термин «флейта» означал большинство духовых инструментов, но почти все эти инструменты не имели отношения к флейте, которую мы видим сегодня. Менее отдаленным предшественником «флейты с наконечником» (продольной флейты), был флажолет – простенькая дудочка с небольшим количеством клапанов.

Существует предположение, что родиной поперечной флейты является Азия. В Средние Века флейта проникла на запад, где распространилась повсеместно. Изначально она была в виде отрезка тростника, снабженного шестью звуковыми отверстиями и одним для вдувания.

В таком виде она имеет большую популярность в Германии, где постепенно преобразовывается и на всех европейских языках получает название «немецкой флейты». Славу концертирующего самостоятельного инструмента флейта приобретает во Франции, где местные музыканты превращают ее в подлинно оркестровый инструмент наряду с прямой флейтой.

Старонемецкая флейта располагала довольно внушительным объемом, охватывавшим со всеми хроматическими промежутками две с половиной октавы – от ре первой до ля третьей. Самый низкий звук этой флейты получался от сотрясения всего воздушного столба, заключенного в трубке инструмента, тогда как все последующие, в пределах нижней хроматической октавы, образовывались путем постепенного укорачивания его. Таким образом, все звуки, входившие в состав диатонической гаммы ре-мажор, соответствовали основным дырочкам или отверстиям старо-немецкой флейты, а все промежуточные (хроматические) ступени получались при помощи раздвоенной или «вилочной хватки». При таком способе извлечения звука эти промежуточные ступени выходили не очень чистыми, и вскоре для них сделали отдельные отверстия, прикрытые клапанами.

Новую основу устройства флейты впервые разработал Уильям Гордон (1791-1839) шотландец, офицер швейцарской гвардии французского короля Карла 10. После свержения короля и роспуска гвардии, Гордон полностью посвятил себя работе над совершенствованием флейты, но не успел довести свою мысль до завершения.

Его наработками воспользовался Теобальд Бем (1794-1881). В 1832 году он сконструировал коническую флейту с открытыми клапанами. Эта модель инструмента добилась успеха во Франции и Англии, но все еще не была совершенна. Постоянные эксперименты привели к созданию в 1847 году цилиндрического строения флейты, которое используется до сих пор. Также Бем разработал систему клапанов, добился улучшения качества звучания инструмента, расширил диапазон. Теперь флейта стала звучать в пределах 3 октав.

Примерно в таком же виде флейта существует и по сей день.

Первые уроки игры на флейте. Постановка исполнительского аппарата.

Современная флейта состоит из трех частей:

  • верхняя часть называется «головка»;
  • средняя - «корпус»;
  • нижняя - «колено».

Диапазон флейты от до(c) или си(h) первой октавы до до(c) четвертой, опытные флейтисты могут извлекать ноты до ми(e) четвертой октавы, но они достаточно трудные для исполнения и обладают резким, пронзительным звуком.

В настоящее время флейта является одним из самых распространенных духовых инструментов, пользуется особой популярностью среди детей и родителей. Сейчас дети достаточно рано начинают заниматься на флейте, в возрасте 7-10 лет. В эти годы организм ребенка еще слаб и не сформирован, имеет не окрепшую мышечную систему. Поэтому очень важно с особой тщательностью и вниманием отнестись к первым шагам ребенка на флейте.

Дыхательная мускулатура, губы, язык, пальцы, взятые сами по себе, еще не являются исполнительским аппаратом. Таковым они становятся только в результате освоения исполнительских навыков. Для этого они должны объединиться в единый комплекс под названием двигательный аппарат. Двигательный аппарат является инструментом человеческого сознания, его продолжением. Невозможно полноценно развивать исполнительские качества двигательного аппарата, не развивая, прежде всего, музыкального мышления самого исполнителя.

Исполнительский аппарат – это система соответствующих двигательных органов человека, оснащенная исполнительскими навыками и являющаяся функциональным органом музыкального сознания. Исполнительский аппарат состоит из следующих компонентов:

  1. Музыкальное мышление.
  2. Слуховые и двигательные ощущения.
  3. Двигательный аппарат.
  4. Исполнительское дыхание.
  5. Работа губ.
  6. Артикуляция языка.
  7. Координация пальцев.

Главная задача педагога провести маленького ученика в мир музыки и познакомить его с инструментом так, чтобы ребенок не испытывал дискомфорта, зажатости и неудобств. Очень важно не забывать главное правило, о котором писал Петер-Лукас Граф: «Флейта – только одна из частей вашего инструмента. Когда Вы играете на флейте, Ваше тело также участвует в этом (дыхательные органы, губы, язык, горло, руки)».

Итак, как же подойти к извлечению первого звука?

Тело исполнителя – такой же важный инструмент, как и флейта. Именно оно определяет правильное, красивое звучание. Положение корпуса, дыхание и амбушюр – все вместе отвечает за хорошее звукоизвлечение.

Перед извлечением звука необходимо подготовить тело к занятию. Для правильного функционирования исполнительского аппарата нужно убедиться, что вес распределен равномерно на обеих ногах, спина прямая. Ровную осанку следует держать под особым контролем, сутулость мешает правильному дыханию, приводит к зажатию. Маленькому ребенку трудно контролировать свое тело, при игре на инструменте можно выпрямлять позвоночник, прислонившись спиной к стене.

Правильное положение корпуса – самое важное условие для хорошего контроля над дыханием, оно является основой правильной постановки, имеет большое влияние на все области звукоизвлечения.

Для того чтобы плечи, руки и дыхание оставались свободными, нужно придерживаться нескольких правил:

  1. Ноги должны стоять на ширине плеч, но таким образом, чтобы левая нога была немного впереди.
  2. Взгляд должен быть устремлен перед собой.
  3. Голова свободно балансирует на позвоночнике.
  4. Шея свободна.
  5. Колени слегка пружинят.

Главное, чтобы тело ребенка было в естественном положении.

Перед тем как дать ребенку в руки инструмент, нужно объяснить ему принципы дыхания, сделать несколько упражнений, так как контроль над равномерным потоком воздуха очень важен для правильного звукоизвлечения.

При игре на всех духовых инструментах исполнитель должен пользоваться грудобрюшным (смешанным) дыханием. Только при смешанном дыхании возможно максимальное использование всех дыхательных мышц, способствующих осуществлению полного, глубокого вдоха и продолжительного активно управляемого выдоха, являющегося одним из основных условий в образовании и ведении звука . Неправильная работа мышц влияет на звук и его ведение. В исполнительском вдохе участвуют наружные межреберные мышцы и диафрагма. Учиться управлять дыханием следует сначала без инструмента.

Ю. Должиков. Методика. 1. Техника исполнительского дыхания. Издательство «ДЕКА-ВС». Москва 2004.

Первым делом нужно научиться делать вдох в три приема: положив руку на живот наполнить нижнюю часть легких, почувствовав, как мышцы живота отталкивают ее. Затем наполнить воздухом среднюю часть, расширяя ребра. И, наконец, наполнить верхнюю часть легких, выдвигая вперед верхнюю часть грудной клетки. При этом нужно следить, чтобы плечи не поднимались. Ребенок должен научиться делать такой вдох медленно и непрерывно, чувствуя, как воздух равномерно распределяется во всех частях легких.

Чтобы принципы дыхания были более понятны маленькому ученику, нужно уделять много внимания не только правильному вдоху, но и выдоху. Долгий, продолжительный выдох следует осваивать на наглядных упражнениях, которые позволяют управлять струей воздуха. Вот некоторые из них:

  1. Положить кусочек ваты на стол и дуть на него так, чтобы он передвигался по столу в разных направлениях. Для этого каждый раз потребуется разная энергия воздуха.
  2. Полностью выдохнуть весь воздух, подождать несколько секунд пока тело само не скажет, что нужно вдохнуть. Вдох должен быть медленный, как описывалось выше. Затем выдыхать медленно, слушая, чтобы шум воздуха был равномерным.
  3. Сделав глубокий вдох, задержать воздух в легких на несколько секунд. Затем, сложив губы как бы для свиста (произнося букву «ю»), с силой выпустить струю воздуха на свою ладошку, не надувая щек. Ладошка нужна для того, чтобы почувствовать выдуваемую струю воздуха, контролировать ее равномерность.
  4. Взяв тонкий бумажный платочек, приложить его к стенке. Также сделать глубокий вдох и сложив губы для свиста подуть на платочек так, чтобы струя воздуха удерживала платочек у стены как можно дольше.

Похожие ощущения ждут ребенка во время игры на флейте.

После освоения постановки корпуса и основ грудобрюшного дыхания следует заняться постановкой амбушюра.

Дуя на бумажный платочек, мы, таким образом, уже начали подготавливать амбушюр.

Губы являются важнейшим исполнительским органом при игре на флейте. От правильной постановки амбушюра зависит тембр инструмента, полнота, глубина звучания.

Непосредственно перед извлечением первых звуков, надо объяснить ученику, как правильно формировать воздушную струю воздуха.

Одна из главных задач амбушюра создать такую щель в губах, через которую воздух эффективно бы попадал во флейту. Вот несколько простых правил, которые надо соблюдать для правильного извлечения звука:

  1. Челюсть должна быть чуть припущена на расстоянии прикушенного мизинца.
  2. Губы произносят букву «ю», при этом они складываются как бы в маленький хобот.
  3. Верхняя губа направляет струю воздуха на внешний край вдувательного отверстия.
  4. Губы свободны, прикасаются к инструменту легко.

Струя воздуха должна напоминать струю, выдуваемую из соломинки. В качестве наглядного примера можно предложить ученику подуть через соломинку на руку, а затем с теми же ощущениями подуть без нее.

Движением нижней челюсти можно изменять направление струи воздуха, но при этом щель в губах должна сохранять свою форму.

Можно предложить ребенку подуть на свою руку, изменяя направление струи (вверх, вниз). При этом нужно контролировать равномерный поток воздуха.

Наконец мы добрались до самого извлечения звука.

Ни в коем случае не стоит ученику давать сразу целый инструмент. Ребенок может растеряться, ему будет очень сложно контролировать все свои ощущения, и следить за правильным положением корпуса, рук, губ и исполнительским дыханием.

Головку, а точнее внутренний край отверстия «губок» прикладывают на так называемую линию между подбородком и губой. Отверстие при этом должно оказаться посередине губы, то есть, под кончиком носа. Отверстие должно быть закрыто примерно на 1/3, а 2/3 должны оставаться открытыми для заполнения воздухом, выходящим из вдувательного отверстия.

После всей подготовки, изложенной выше, следует попробовать издать звук на головке. Пользуясь правильным вдохом и выдохом, нужно попытаться издать длинный, ровный звук. Как правило, извлечение первого звука получается не у всех с первого раза, иногда на это уходит несколько уроков.

Чтобы играть на головке и учиться издавать чистые звуки, ребенку было веселее, можно в урок добавить элементы игры. Например, если указательным пальцем постучать по отверстию трубки, то можно сымитировать «крик индейца». А если подвигать пальцем внутри трубки, можно менять высоту звука, будет возникать имитация сирены, или если полностью закрыть ладонью правой руки отверстие трубки, то получится низкий тусклый звук.

Только после того, как ребенок освоит все изложенные выше приемы, и игра на головке флейты будет у него получаться с легкостью, а звук будет чистым, без шипа, можно переходить к артикуляции.

Наиболее известными и распространенными в исполнительской практике слогами артикуляции являются: ту, та, те, ти, ду, да, дю, де. На начальном этапе лучше использовать ту и та. Можно учиться играть простые песенки на одном звуке (например «Андрей - воробей»), или изменяя ладошкой высоту звучания играть песенки на двух звуках (например «Кукушка»).

После того, как ребенок освоил все перечисленное выше, можно приступать к занятиям на целой, собранной флейте.

Чтобы ученик мог контролировать основы правильной постановки лучше заниматься перед зеркалом.

Главный принцип правильного положения рук во время игры основан на балансе. Чтобы тело ученика не зажималось, руки, локти, плечи и губы оставались свободными, нужно помнить об опорных точках флейты (местах, на которых держится флейта).

Главной опорной точкой является указательный палец левой руки. Правильное положение пальца и постановка кисти позволит рационально распределить силу левой руки для поддержки флейты.

Указательный палец должен выглядеть как английская буква «S» и подставлен немного под флейту, он должен быть прислонен к телу флейты боковой стороной, не внутренней.

Большой палец левой руки свободно выпрямлен, остальные пальцы левой руки закруглены, и находятся в непосредственной близости от клапанов.

Следующей опорной точкой является большой палец правой руки. Он должен находиться в прямом состоянии приблизительно под указательным пальцем, при этом ставить его следует немного позади трубки флейты. Функция большого пальца - поддерживать флейту снизу. Остальные пальцы правой руки должны быть слегка закруглены и находиться близко к клапанам. При постановке рук - главная задача педагога следить, чтобы ученик не давил пальцами на клапаны и не зажимал руки. Найти хорошее и удобное положение рук на начальных этапах занятий на флейте задача не из легких. Только тогда, когда положение корпуса, головы, шеи и рук находятся в балансе, флейта не будет соскальзывать с подбородка, и пальцы будут оставаться свободными.

Теперь можно постепенно изучать нотки, и песенки. Главное, продолжать работать над укреплением дыхания, амбушюра и развитием беглости пальцев. На начальном этапе обучения не стоит торопиться с усложнением изучаемого материала, нагрузка должна быть по силам маленького ученика.

Игра на духовом инструменте требует хорошей координации, одновременной работы дыхания, языка, пальцев, амбушюра.

Также для владения инструментом нужна хорошая физическая подготовка. Чтобы занятия проходили более продуктивно, ребенку необходимо заниматься физкультурой. Для развития органов дыхания, мускулатуры и осанки очень хорошо подходит бассейн.

С точки зрения обучения работа исполнительского аппарата сводится к следующему:

  1. Педагог в процессе занятий добивается от ученика целенаправленных движений, основываясь на собственных представлениях о характере звучания инструмента и связанных с ним мышечных усилиях. Формируется комплексный навык из слуховых и мышечных ощущений, откладываясь в памяти, навык, преобразуется в представление.
  2. Образное восприятие (зрительное или слуховое) вызывает из памяти соответствующее представление, которое вызывает к действию сформированный навык – извлекается звук.
  3. Происходит слуховой и моторный анализ извлеченного звука и на его основе необходимая корректировка навыка.

Иными словами, необходимо сначала представлять извлекаемую ноту или последовательность, затем тщательно подготовить исполнительский аппарат и найти соответствующие игровые ощущения. Только после этого возникает объективная возможность извлечь контролируемый звук или последовательность.

Работа и развитие исполнительского аппарата возможны только как единое целого. Точная интонация, свобода и певучесть звука – это естественные критерии правильной его работы.

Уроки с маленькими учениками, первое их знакомство с инструментом, первые шаги должны быть интересными и увлекательными. Чтобы работа над начальной постановкой протекала успешно, педагог должен заинтересовать ученика, увлечь, не терять главное за мелочами, знать путь, по которому он должен провести ученика. Так, нужно не только представлять конечный результат, но и твердо знать, как этого добиться.

Используемая литература:

  1. Рогаль-Ливицкий «Современный оркестр».
  2. Петер-Лукас Граф «20 Основных упражнений».
  3. Юрий Должиков «Нотная папка флейтиста. Тетрадь 1. Методика, упражнения, этюды».
  4. Барбара Гислер-Хаазе «Волшебная флейта» – методика для начинающих.

Курс рассчитан на тех, кто музыкой занимается только как хобби, ноты и блокфлейту впервые видит.
Вы изучите:
нотную грамоту;
— основы ритма;
— ноты и постановку пальцев на блокфлейте;
— извлечение качественного звука, специфику низких и высоких нот;
— сыграете более 25 известных мелодий: Одинокий Пастух, Yesterday, Love me tender, Полёт кондора, Хава Нагила, мелодии из к/ф «Крестный отец», «Титаник» и другие.
Все мелодии разбираются подробнейше: как читать ноты, как посчитать ритм и сыграть ровно, какие пальцы на флейте. Всё это вы медленно-медленно разучите вместе с видео, потом сыграете с аккомпанементом.
Результат: после изучения курса вы сможете самостоятельно играть мелодии по нотам, найденным в интернете или песенниках.

Приобрести саму блокфлейту тоже можно у нас, в офисе в Москве: .

Оценить качество картинки можно на примерах:
.

Если вы уже решили заниматься, скачайте урок про выбор флейты целиком. И покупайте хорошую флейту, на плохих трудно брать верхние ноты.

Полная программа курса:

Часть I
Урок 1. Из чего состоит флейта. Осанка, посадка, положение пальцев, дыхание. Последовательность звуков: до ре ми фа соль ля си до. Первые звуки: до си ля соль.
Урок 2. Особенности извлечения низких звуков. Ноты фа ми ре до.
Урок 3. Координация. Тренируемся быстро искать ноты на блокфлейте. Гамма целиком.
Урок 4. Способы звукоизвлечения. Легато, нон легато. Как сделать звук красивым и перестать «подвывать».
Урок 5. Учим песню «Маленькая ёлочка», думаем нотами на флейте. Играем под фортепиано.

Часть II
Урок 1. Нотный стан, скрипичный ключ, как пишутся ноты. Октавы.
Урок 2. Ноты до ре ми фа на нотном стане. Как их запомнить. Небольшие примеры с листа.
Урок 3. Ноты соль ля си до на нотном стане. Запоминание, примеры.
Урок 4. Играем по нотам, не глядя на пальцы. Гамма вверх и вниз, упражнения.
Урок 5. «Маленькая ёлочка» по нотам.
Урок 6. «Два веселых гуся» по нотам, упражнения.
Урок 7. «Во поле берёза стояла» по нотам.

Часть III
Урок 1. Как в нотах пишется ритм. Длительности и их счёт: целые, половинные, восьмые, шестнадцатые. Хлопаем ритмы. «Ёлочка» по нотам с ритмом.
Урок 2. Размер, такт, тактовая черта, для чего они нужны.
Урок 3. «Ах вы сени мои, сени» — разбираем по нотам, хлопаем ритм, играем под фортепиано.
Урок 4. «Эй, ухнем» — разбираем по нотам, хлопаем ритм, играем под фортепиано.
Урок 5. «Бумер». Ритмический рисунок — нота с точкой.
Урок 6. «Jingle Bells». Снова нота с точкой.
Урок 7. «Калинка-малинка». Пунктирный ритм.

Часть IV

Урок 1. Диез, бемоль, их смысл, расположение на клавиатуре и запись.
Урок 2. До-диез и ре-диез: положение пальцев, запись в нотах. Небольшая пьеска с диезами.
Урок 3. Фа-диез: аппликатура, запись в нотах. Диезы и бемоли при ключе. «Во саду ли в огороде».
Урок 4. «Love me tender»: ноты, ритм, играем по нотам, играем под фортепиано.
Урок 5. Соль-диез: положение пальцев, запись в нотах, типичные сочетания с соль-диез.
Урок 6. «Хава Нагила»: ноты, ритм, играем по нотам, играем под фортепиано.
Урок 7. «Кузнечик». Повторяем все пройденные ноты с диезами и бемолями, разучиваем «Кузнечика» по нотам,хлопаем ритм.
Урок 8. Си-бемоль, он же ля-диез. Играем «Чижика-пыжика».
Урок 9. «Happy birthday». Пунктирный ритм, затакт.

Часть V
Урок 1. Ноты второй октавы: до ре ми фа. Особенности «добывания» высоких звуков, или как достать соседа.
Урок 2. Продолжаем учить высокие ноты, песня «Светит месяц».
Урок 3. Гимн Российской Федерации — ноты, ритм, игра с аккомпанементом.
Урок 4. Ноты второй октавы: соль ля си до. Самое сложное.
Урок 5. Мелодия из к/ф «Титаник» — ноты, ритм, игра с аккомпанементом.
Урок 6. «Вечерний звон» — ноты, ритм, играем по нотам, играем под фортепиано.
Урок 7. «Мой милый Августин» — ноты, ритм, играем по нотам и с аккомпанементом.
Урок 8. «Полет кондора» — подробно разбираем и разучиваем.

Часть VI
Урок 1. До-диез второй октавы и мелодия из к/ф «Крестный отец».
Урок 2. «Yesterday» — подробный разбор.
Урок 3. Ре-диез второй октавы. «Песенка крокодила Гены» (пусть бегут неуклюже...).
Урок 4. «Город золотой» — подробный разбор.
Урок 5. Фа-диез второй октавы. «Зелёные рукава» (Green Sleeves).
Урок 6. «Одинокий пастух» — подробный разбор.
Урок 7. Соль-диез и ля-диез второй октавы.

БОНУС:
Как сыграть мелодию в другой тональности — выше или ниже исходных нот.
Эти знания пригодятся, если ноты вашей мелодии окажутся выше или ниже диапазона блокфлейты.

БОНУСЫ!

Пример мелодии с аккомпанементом, быстрый темп:
Smoke on the water, темп 110 bpm

То же самое, медленный темп:
Smoke on the water, темп 70 bpm

Только аккомпанемент гитары, медленный темп. Мелодию сыграете вы;)

Полный список мелодий сборника:

1. Во поле береза стояла
2. Маленькая ёлочка
3. Два веселых гуся
4. Чижик-Пыжик
5. Love Me Tender
6. Ах вы сени мои, сени
7. Широка страна моя родная (начало)
8. Подмосковные вечера (начало)
9. Тема любви из к/ф «Титаник»
10. Калинка-Малинка
11. Одинокий Пастух
12. Jingle Bells
13. Happy Birthday
14. Во саду ли в огороде
15. Кузнечик
16. Эй ухнем
17. Бумер
18. Smoke on the Water
19. Вечерний звон
20. Светит месяц

В большей части европейских языков аналогами нашего слова «гамма&r&waquo; будут слова «ступени&r&waquo; или «лестница&r&waquo;, что раскрывает самую суть этого понятия. Ведь гамма - это последовательность группы нот, которую можно сыграть на любом инструменте. Целью ее исполнения является не только помощь в понимании интервального состава мажорной или минорной гаммы, но и тренировка координации рук, повышение техники, чистоты и скорости.

Для того чтобы процесс был максимально эффективным, стоит использовать специальные учебные пособия, которые содержат в себе приемы исполнения гамм, ставшие практически универсальными.

Поэтому имеющаяся в учебнике аппликатура с большой долей вероятности окажется весьма удобной, ведь ее уже проверили на себе многочисленные поколения музыкантов.
Во время изучения гамм на каждом конкретном инструменте начинающий исполнитель наверняка столкнется с характерными сложностями. Для игры на струнном инструменте очень важно найти комфортную позицию, так как один и тот же звук можно извлекать на двух или трех струнах. Для того, чтобы сделать правильный выбор струны, необходимо учитывать и текущее положение рук, то есть в какую позицию будет перестроиться роще, и от положения струны после ноты, то есть в какую позицию нужно будет перейти после исполнения звука. Если же у музыканта руки имеют отличающуюся от стандартной форму и размер, необходимо сделать исключение и рассчитывать аппликатуру непосредственно в момент разбора и исполнения гаммы.

Для духовых инструментов используется другой подход, так как при игре на них многие ноты берутся при помощи «передувания&r&waquo;, то есть, например, для того, чтобы взять «до&r&waquo; из второй октавы, музыканту необходимо подать струю воздуха большей силы.

На фортепиано имеется свой, особый подход для разучивания гамм, включающий в себя три этапа. В начале разучивается партия для каждой руки отдельно — для правой, для левой, и затем вместе. Одна из самых распространенных аппликатур для исполнения гамм выглядит следующим образом: первый палец находится на приме, третий находится на терции, а потом первый подкладывается на кварту. На верхнюю приму для гаммы больше одной октавы берется первый палец либо пятый. Альтернативный вариант аппликатуры основан на правиле, при котором черные клавиши нельзя играть первым и пятым пальцами, и в этом случае она подбирается индивидуально для исполнителя.

    Как учить гаммы

    http://сайт/assets/modules/svensoft-social-share-buttons/images/placeholder.png

    В большей части европейских языков аналогами нашего слова «гамма&r&waquo; будут слова «ступени&r&waquo; или «лестница&r&waquo;, что раскрывает самую суть этого понятия. Ведь гамма - это последовательность группы нот, которую можно сыграть на любом инструменте. Целью ее исполнения является не только помощь в понимании интервального состава мажорной или минорной гаммы, но и тренировка координации рук, повышение техники, […]

Начальное обучение – основа, которая во многом определяет ход дальнейшего развития ученика, его музыкальные способности. Данная работа посвящена проблемам начального обучения игре на флейте. В ней раскрываются принципы работы с детьми над основными этапами: постановка, извлечение звука, работа рук и пальцев. Помогает систематизировать знания основных принципов и приёмов работы с учениками. Служит материалом для обмена опытом. Рекомендуется педагогам по классу флейты в качестве вспомогательного материала при подготовке к занятиям.

Составитель Казьянина А.В.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ ДОД Дворец детского(юношеского)творчества

Московского района Санкт-Петербурга

Музыкальный отдел

Методическая разработка

«Начальный этап преподавания на флейте»

(для педагогов дополнительного образования)

Санкт-Петербург

2013

Информационная Карта

1.Ф.И.О. Казьянина Анна Владимировна

2.Стаж работы: 1 год

4.Отдел: музыкальный

5.Секция: инструментальная

6.Образовательная программа: «В музыку с радостью»(флейта)

7.Вид работы: методические рекомендации

8.Название: « Начальный этап преподавания на флейте»

9.Образовательная область: классическая музыка

1. Пояснительная записка

Введение

Начальные этапы обучения

- отбор учащихся для занятий

Постановка

Первые уроки

Первые звуки

Вывод

3. Литература

4. Приложения

Пояснительная записка

Начальное обучение – основа, которая во многом определяет ход дальнейшего развития ученика, его музыкальные способности. Данная работа посвящена проблемам начального обучения игре на флейте. В ней раскрываются принципы работы с детьми над основными этапами: постановка, извлечение звука, работа рук и пальцев. Помогает систематизировать знания основных принципов и приёмов работы с учениками. Служит материалом для обмена опытом. Рекомендуется педагогам по классу флейты в качестве вспомогательного материала при подготовке к занятиям.

Цель

Дать разностороннее представление о методах и приёмах начального этапа обучения игре на флейте.

Задачи

1. Образовательная:

Обучить грамотному владению игровым аппаратом, техническим навыкам, приёмам.

2. Развивающие:

Развивать музыкальные способности

Развивать эмоциональную сферу воспитанников.

3. Воспитательные:

Воспитывать исполнительскую культуру

Формировать волевые качества: выдержку, трудолюбие, доводить начатое до конца.

Ожидаемый результат:

Педагог получит необходимую информацию по начальному этапу обучения игре на флейте. Узнает о новых теоретических понятиях и приёмах работы с начинающими.

Материально-техническое обеспечение:

Помещение для занятий, музыкальный инструмент (флейта, блок-флейта), наглядные материалы и видео материалы.

Для эффективной работы с детьми в возрасте от 7-8 лет педагог должен обладать вполне ясными представлениями о физическом и психологическом развитии ученика. В методических приёмах начального обучения игре на флейте, направлены на уменьшение нерациональных мышечных нагрузок. Так получили определённое признание предварительные занятия на блок флейте. Начало занятий на музыкальном инструменте - очень важный процесс.

Успешность начального периода обучения обусловлена совокупностью целого ряда существенных факторов. Приступая к занятиям, ребёнок приобретает знания, умения, навыки сразу же приобщаясь к систематическому обучению. В отличие от общеобразовательной школы, где процесс включения в учёбу занимает относительно большой срок, обучение на музыкальном инструменте буквально с первого дня требует от ребёнка целенаправленной, напряжённой работы с целью овладения определёнными элементами «ремесла», без твёрдого усвоения которых невозможны дальнейшие успехи. Таким образом начинающий юный инструменталист не только интенсивно постигает абсолютно новую для себя область систематического труда, не только получает обширную информацию и, как правило, отсутствующую в его прежнем опыте, но одновременно обязан применять полученные знания - и притом вполне сознательно - на практике.

С первого дня обучение на музыкальном инструменте требует от ребёнка целенаправленной, напряжённой работы с целью овладения определёнными элементами, без твёрдого усвоения которых невозможны дальнейшие успехи. Усвоение принципиально новых понятий, приобретение сложных навыков координации слуховых, мышечных, зрительных ощущений требует от ученика на этом этапе обучения максимальных умственных и физических возможностей. Одновременно осуществляется формирование основ музыкально-эстетических представлений начинающего музыканта.

На первом этапе обучения следует воспитывать в ребёнке и начальные понятия дисциплины труда, ответственности за самостоятельные занятия, активность восприятия учебных заданий. Всё это даётся большинству детей отнюдь не легко и не приходит само по себе. Поэтому так важно уже при отборе кандидатов в класс флейты обращать внимание не только на степень музыкальной одарённости ребёнка, но и на его подготовленность к обучению.

Успешность обучения определяется по меньшей мере тремя факторами: физической и психической подготовленностью, а также предварительными знаниями, умениями и навыками. Конечно, значительную роль играет и наличие музыкальных способностей.

В младшем школьном возрасте обучение на духовом инструменте тесно связано с состоянием здоровья ученика. Недостаточное физическое развитие может тормозить занятия на духовом инструменте, которые требуют значительных мышечных нагрузок.

В возрасте 7-11 лет ребёнок развивается относительно равномерно. Увеличение роста и веса, выносливости, жизненной ёмкости лёгких происходит постепенно пропорционально. Структура и масса мозга быстро достигают тех же параметров, что и у взрослого человека. Костная система детей, приступающих к обучению, крепче, чем у дошкольников, но содержит много эластичной хрящевой ткани. Мелкие движения кисти и пальцев затруднительны, так как процесс окостенения фаланг не завершён, а окостенение запястья заканчивается не ранее 12 лет. В связи с этим при занятиях с детьми на духовых инструментах не следует делать упора на развитии технических навыков в течении первых двух-трёх лет - ведь духовик при игре испытывает нагрузку практически на все группы мышц. Поэтому основной задачей педагога становится на первых порах снятие мышечной «зажатости», которая возникает вполне естественно: плечевой пояс напряжён, руки поддерживают тяжёлый для ребёнка инструмент, и «зажим» передаётся на кисти и пальцы. Необходимо учитывать ещё одну особенность детского организма: даже при значительном развитии мускулатуры мышцы ребёнка быстро утомляются. Поэтому в работе с юными флейтистами как нигде следует соблюдать верный ритм работы и отдыха, принцип переключения в течении урока одного вида деятельности на другой.

Поэтому главной задачей педагога будет не столько обучение ученика, сколько изучение его характера и реальных возможностей обучаться на избранном инструменте. Необходимо познакомиться с его домашней средой, с отношением родителей к обучению на избранном инструменте, а также со степенью их возможности стать соучастниками процесса обучения. Особенно это требуется в период первых лет обучения.

Можно выделить 4 начальных этапов обучения: ♫♪- отбор учащихся для занятий

♫♪- постановка

♫♪- первые уроки

♫♪- первые звуки

Отбор учащихся для занятий

При отборе поступающих в класс флейты должны быть наличие музыкальных способностей, наличие достаточного физического развития, а также строение игрового аппарата (зубов, губ, пальцев рук). В 8-9 лет, даже если ребёнок достаточно физически развит, объем лёгких ещё небольшой, а подчас и коротки. При занятиях на флейте это может вызвать дополнительные сложности, общее перенапряжение из-за нехватки воздуха и зажатость пальцев из-за большой растяжки. Среди музыкальных способностей, с профессиональной точки зрения основные - слух, ритм, музыкальная память. Они могут носить как наследственный, так и благоприобретённый характер. Но даже в наилучшем варианте гарантий успешного обучения дать нельзя. Для этого потребуются такие качества как восприимчивость, приспособляемость, трудолюбие и многое другое, что может определиться лишь в процессе занятия и далеко не сразу. Но также не маловажную роль играет возраст будущего ученика. В настоящее время дети начинают заниматься на флейте в возрасте с 7-8 лет. Для занятий с такими детьми флейта слишком большой инструмент, а их пальцы слишком коротки и слабы. Да и молочные зубы ещё не сменились. В силу этих причин занятия с флейтистами часто начинают на блок-флейте.

Постановка

Для успешных занятий, так и для решения тех или иных технических задач необходимо активное состояние игрового аппарата, и все его функции должны выполняться свободно и беспрепятственно. Но активность при этом не должна быть чрезмерной, а у начинающих как раз именно это часто и наблюдается. И выражается она, то в излишне высоко поднимающихся пальцах, то в утрированно активном вдохе, что может быть заметно внешне. С другой стороны несобранность, вялость и расслабленность корпуса имеет тенденцию распространяться на состояние рук, пальцев и характер дыхания.

Поэтому при работе над постановкой нельзя ограничиться только состоянием и работой пальцев, амбушюра и дыхания. В активном состоянии должно находиться всё тело. Музыка требует участия всего исполнителя в целом, должного состояния игрового аппарата и поддержки его со стороны всего организма, а потому любое расслабление или зажатость будут ограничивать технические возможности исполнителя, а вместе с тем и яркость звучания. Поэтому в понятие постановки следует вносить не только работу пальцев и овладение техникой амбушюра, но и работу всего тела. Без этого нельзя будет добиться выразительности исполнения музыки.

Постановкой необходимо заниматься с самого первого урока. Под постановкой понимается положение пальцев на клапанах, положение рук, но ещё более важную роль играет постановка корпуса. Так постановку можно разделить на активную часть, которая включает в себя пальцы, амбушюр, механизм дыхания, и статическую часть, которая помогает сохранить необходимый тонус, но не должна затруднять работу активной части. Постановку правильнее начинать не с рук, а с ног, так как если начать постановку с рук, то внимание сосредоточивается только на руках, а корпус расслабляется.

Корпус ученика является базой для всех деталей игрового аппарата. Уже поэтому он не может быть расслабленным, но не должен быть и излишне напряжённым. Точкой его опоры должна быть ступня левой ноги. При этом центр тяжести корпуса как бы переносится от центра в левую сторону, уравновешивая длинное плечо инструмента, устремлённого вправо. Правая нога при этом слегка отступает вправо и назад, лишь дополнительно поддерживая равновесие. Основной же опорой остаётся левая нога, которая обеспечивает вертикальное положение корпуса и не позволяет ему расслабляться.

Затем внимание ученика следует перенести на правую руку. Она должна быть приподнята к уровню плеча и образовывать с ним полукольцо, не вызывая при этом излишнего мускульного напряжения. Флейта в таком случае будет находиться в положении, близком горизонтальному. Такое положение руки даст полную свободу движениям пальцев и позволит корректировать в процессе игры интонацию. Левая рука, слегка прогибаясь в запястье, прикладываясь к флейте (но не локтем к груди) а голова слегка поворачивается влево, обеспечивая удобное касание губами амбушюрной накладки. (Амбушю́р или Амбюшор (фр embouchure ) - способ сложения губ музыканта при

Игре на некоторых духовых инструментах с определенным устройством мундштука) Положение головы при этом должно быть естественным, то есть не опущенным и излишне не приподнятым. В первом случае это будет мешать глубокому и быстрому вдоху, а также явится серьёзным препятствием качественному звукоизвлечению в 3-ей октаве и будет затруднять коррекцию интонации отдельных нот; во- втором - может вызывать излишнее напряжение мышц шеи и гортани что будет препятствовать свободному вдоху. А любой очаг напряжения, как известно всегда имеет тенденцию распространяться на соседние области. Прямая осанка корпуса оказывает сильное влияние на характер дыхания: на скорость вдоха иррациональное расходование воздуха, а также не допускает расслабленность и поддерживает активный тонус всего организма в той или иной степени.

Первые уроки

На первых занятиях ученика нужно подготовить к извлечению первого звука, научить пользоваться дыханием и амбушюром, научить снимать излишнее напряжение с рук и пальцев. С последним нужно заниматься тогда, когда ученик будет извлекать первые звуки. Далее следует подготовка дыхания.

Она включает в себя знакомство с дыхательным аппаратом. Ознакомление с исполнительским дыханием. Подготовка амбушюра. Постановочный период. Ученику предлагается привести амбушюр в игровое состояние, т. е слегка напрячь уголки круглой мышцы рта, освободив одновременно середину губ. При этом должно образоваться отверстие, к которому прикасается кончик языка без голоса произносится звукосочетание «ТФ». Для выработки навыка контроля направления выдоха полезно упражнение с ладошкой, ладошка ставится на уровне губ, при этом рука не касается подбородка, и ученик выполняет предыдущее упражнение, направляя струю воздуха то наверх, то вниз, так мы будем отрабатывать подвижность нижней челюсти, что уже вскоре может потребоваться для расширения используемого диапазона флейты и исполнения больших интервалов. Эти упражнения следует выполнять регулярно, вплоть до овладения навыком уверенного извлечения звука.

На следующем этапе подготовительных занятий уже потребуется извлечение звука на инструменте, вернее его головка. На ней нужно будет издать звук. Для этого игровой аппарат, приводится в игровое состояние, уголки губ напрягаются, кончик языка прикладывается к нижней губе. Ученик производит вдох и одновременно с произнесением «ТФ» посылает воздух вперёд, поперёк амбушюрного отверстия на головке флейты. Но не в саму флейту. В случае достаточной упругости струи воздуха и её попадания на противоположный край амбушюрного отверстия возникает звук. Ученик должен следить за тем, чтобы звук, извлечённый на одной головке, выдерживался на одной высоте. Также в упражнения для занятий на одной головке можно включить подачу воздуха на слог «ту» или «та». Целью этих упражнения является сочетание дыхания с работой языка и выработка навыка попадания струи выдыхаемого воздуха на противоположный край амбушюрного отверстия. Далее это упражнение предлагается выполнять ученику без помощи педагога. Ученик должен будет правильно приложить головку к губам. Амбушюрное отверстие накладывается на губы так, чтобы и верхняя и нижняя губы почувствовали её края. Затем, не отрывая головку от губ, откатывают её по нижней губе, чтобы открыть амбушюрное отверстие.

Совокупность амбушюра, губного структурно-мышечного аппарата с дыханием, языком при участии центральной нервной системы, слухового аппарата, памяти и других исполнительских компонентов называют – губной звукорегулирующий аппарат. Его нужно рассматривать с двух позиций:

1) Начальный постановочный период, определяющий и формирующий губные игровые навыки ученика, он в свою очередь делится на два направления:

А)постановка губ, дыхания без инструмента

Б)постановка губ, дыхания с инструментом

2)Художественно-тренировочный период, создающий предпосылки для совершенствования исполнительского аппарата.

Для того чтобы ученик мог тренироваться дома, необходимо привлечь к участию и родителей, показав присутствующему из них на уроке внешнюю сторону действия. Добившись уверенного извлечения звука с закрытой рукой головкой, следует перейти к упражнению с открытой головкой. При всей тождественности упражнений с закрытой и открытой головкой большие изменения будут происходить в характере дыхания. Вдох потребуется более полный, а выдох более активный. Струя выдыхаемого воздуха должна стать более упругой. Параллельно с занятиями на головке следует начать знакомиться с инструментом в целом. И в первую очередь научить ученика правильно собирать флейту.

После знакомства с инструментом следует приступать к постановке пальцев, рук и всего корпуса. Переходя к постановке рук и пальцев, следует заострить внимание на положении корпуса и головы. Корпус должен быть свободным. Локти обеих рук надо держать приподнятыми, на некотором расстоянии от грудной клетки. Заниматься ученик должен стоя, ноги на шиине плеч. Если на продольных инструментах (блок-флейта, гобой) инструмент располагается вдоль тела, то флейта - направо и поперёк. При правильной постановке положения головы должно быть обычным или слегка склонным в сторону флейты, инструмент расположен точно параллельно разрезу губ, а центральная вертикаль лица составлять с флейтой прямой угол. При игре флейта должна опираться на нижний сустав 2-го пальца левой руки. Для этого кисть в запястье следует несколько прогнуть внутрь. Вторая точка опоры флейты - 1й (неиграющий) палец правой руки, который располагается под флейтой между 2-м и 3-м пальцами. Третья точка опоры - 5-й (игровой) палец правой руки, который почти всегда, за исключением ноты «ре» в 1-й и 2-й октавах несёт двойную функцию - открывает клапан и, вместе с 1-м пальцем, обеспечивает вертикальную устойчивость инструмента. При этом флейта только прикладывается к губе, но не прижимается к ней.

Набрав по возможности полное дыхание, ученик должен сделать движение языком, указанное в подготовительном уроке. Совокупность движения языка, струи воздуха, и закрытые клапана будут способствовать извлечению нот.

Первые звуки

Познакомившись с основами исполнительского дыхания, научившись извлекать на головке звуки и собирать инструмент, можно приступать к занятиям на флейте.

В первую очередь знакомимся с расположением пальцев на клапанах. Если флейта с резонаторами, то лучше закрыть их заглушками, чтобы на начальном этапе ученику не осложнять работу дополнительно. Главное запомнить, на каком клапане, какой палец работает. Исключение составляет лишь 1-й палец левой руки, обслуживающий два клапана.

На занятиях по флейте открывается новая область познания - аппликатура. Она должна быть выучена, как таблица умножения.

Таблица аппликатуры

Эта таблица проста и наглядна, однако комбинации чёрных и белых кружков, символизирующих клапана флейты, расположены вертикально, в то время как ученик, изучая их, держит инструмент горизонтально. Повернув же схему на 90 против часовой стрелки мы получили бы эту комбинацию, повторяющую инструмент в игровом положении:

Для ребёнка это было бы понятнее, а потому усилило бы наглядность схемы.

В таблице показаны комбинации закрытых и открытых клапанов.

Изучение аппликатуры начинается с левой руки. Это тетрахорд «соль – до».

Она наиболее простая, и звуки, издаваемые при её помощи, наиболее легкие. С какой ноты начинать, принципиального значения не имеет, но лучше с той, которая у ученика легче всего получается. Обычно это «си» или «ля». Всё внимание педагога при этом концентрируется на дыхании и амбушюре. При большой активности и старании ученик может «передуть» и, вместо звуков первой октавы получить звуки второй октавы (в основном они имеют одинаковую аппликатуру). Желательно начать освоение нот с первой октавы. Главное получение качественного звука. По достижении уверенного извлечения первых нот можно подключить оставшиеся «до» и «соль».

Добившись извлечения отдельных нот сразу и с правильной аппликатурой, следует объединить их в поступенный звукоряд и организовать его ритмически:

♫♪

За единицу времени звучания отдельной ноты наиболее удобно избрать секунду. Она имеет заметную протяжённость и не очень обременяет механизм дыхания. Не следует забывать, что дыхание во время игры на духовом инструменте остаётся физиологическим процессом, нарушение режима которого может вызывать головокружение.

Освоив поступенное извлечение нот, ученик может перейти к извлечению их вразбивку. Например:

♫♪

Исполняя ноты этого звукоряда, после каждой ноты следует брать дыхание. Таким образом, мы будем одновременно тренировать и этот механизм. Затем целесообразно перейти к исполнению тех же упражнений по две ноты на одно дыхание.

Тетрахорд «соль - до» с наиболее постой и лёгкой аппликатурой, задействует пальцы только левой руки и с точки зрения звукоизвлечения не представляет особых трудностей, так как в образовании звука участвует не весь канал инструмента.

Второй этап начинается с ноты «ре». Этот звук потребует большего напряжения струи выдыхаемого воздуха. Последующие за ним ноты «ми» и «фа» второй октавы перенесут наше внимание на правую руку, аппликатура станет сложнее. Начинать освоение этих звуков следует с обращения внимания на положение правой руки и пальцев. Локоть не должен быть опущен или заметно поднят. Рука должна иметь определённую свободу, допускающую её движение. Пальцы должны быть округлёнными и опускаться подушечками на середину клапана. Это особенно важно потому, что в дальнейшем, при возможном переходе на инструмент с акустическими отверстиями (резонаторами) могут возникать серьёзные трудности технологического характера. 1-й палец, на который опирается флейта, должен быть расположен между 2-м и 3-м пальцами, поперёк флейты, а 5-й палец на клапане «ре-диез»

Приступая к освоению этого диапазона, необходимо с самого начала следить за тем, чтобы 2-й палец на ноте «ре2» был поднят, а при поступательном движении «ре-ми», на «ми» опущен одновременно с 5-м пальцем правой руки. Иначе интонация нот будет фальшивой.

Третий этап это переход «до-ре». В пределах 1-й и 2-й октав он относится к наиболее трудным. При последовательном исполнении этих двух нот в движении переходят все девять игровых пальцев. Семь в одном направлении и два в противоположенном. Переход «ре-до» ученику обычно даётся легче, чем «до-ре», так как для этого надо закрыть одновременно только два, а открыть семь клапанов, в то время как при переходе «до-ре» надо одновременно и плотно закрыть семь клапанов, и лишь два открыть. У начинающих, как правило, не все пальцы приводятся в движение одновременно. И от этого в наибольшей степени страдает нота «ре», так как даже если один клапан закрыт не плотно, то звук не возникает вовсе. К тому же при недостаточно синхронном движении, нарушается устойчивость инструмента, и зажимаются пальцы.

Как в первой, так и во второй октаве у неё одинаковая аппликатура, а следовательно звучание ноты определяет не она. Этот приём обычно называется «передуванием». Но термин этот не совсем точен и потому может ввести ученика в заблуждение. Некоторое усиление напряжения струи выдыхаемого воздуха при этом действительно имеет место, но не оно определяет конечный результат. Для озвучивания нот 2й октавы чуть более напряжённую струю воздуха необходимо направить несколько выше, чем это делается при извлечении нот первой октавы. Если при проигрывании второй октавы прослушивается первая, то выдыхаемую струю воздуха нужно сделать несколько более напряжённой и направить её чуть выше. Самым надёжным контролёром правильности извлечения одноимённых звуков в первой и второй октавах являются уши. Звук должен быть чистым и без призвуков другой октавы.

Достигнув положительного результата в извлечении нот «ре2-ми2-фа2» мы получим возможность работы над первой гаммой – фа мажор. Сперва мы играем её non legato, по одной ноте на дыхание, затем по две. Добившись уверенного исполнения следует связать ноты legato. Это позволит определить как при переходе с ноты на ноту работают пальцы, одновременно ли они меняют аппликатуру. Особенно важно проследить переходы «до-ре», «ре-ми», где движение пальцев противоположное. Чтобы охватить проработкой все переходы от ноты к ноте, из гаммы можно сделать два упражнения, соединяя попарно 1-ю ноту со 2-й или 2-ю с 3-ей и так далее

Выучив таким образом гамму фа-мажор можно добавить к ней соль мажор. Среди аппликатурных изменений здесь добавятся ноты «фа-диез2» и «соль2». Переход «ми-фа-диез» и «фа-диез-соль» стоит поучить отдельно, так как движения пальцев будет неудобным и вызовет сложности.

Особенно стоит обратить внимание на ноту «си» и «си-бемоль». Оба клапана обслуживаются одним первым пальцем левой руки, который, в зависимости от тональности, должен находиться либо на одном, либо на другом клапане. И находится там всё время (если говорить об игре гамм). В соль мажоре - на клапане «си», а в фа мажоре – на клапане «си-бемоль». И в дальнейшем следует придерживаться правила – в диезных гаммах и до мажоре, где нет ноты «си-бемоль», 1-й палец должен быть на клапане «си», а в бемольных – на «си-бемоле».

Добившись уверенного исполнения звуков в диапазоне «фа1-до1», к двум уже освоенным гаммам можно добавить и третью - до мажор. Здесь аппликатура всех нот уже известна и освоена на других гаммах. В целях закрепления звукоизвлечения и аппликатуры 2-й октавы целесообразно в её пределах играть все три гаммы.

На этом этапе обучения необходимо одновременно с изучением аппликатуры приступить к работе над дыханием и укреплением амбушюра. Вначале внимание ученика было сосредоточено на получении звука, то есть на его атаке. Первые шаги в этом направлении уже имели место, когда мы играли тетрахорды или гаммы равными нотами в темпе 1 звук = 1 секунде. Тогда всё внимание было обращено на извлечение звука, его ритмическую организацию и аппликатуру.

Следующий этап - «длинные ноты». Это определение достаточно условно, так как ограничивается физическими возможностями ученика.

Приложения:

Видео уроки: