Русский язык относится к фин угорской семье. Какие народы относятся к финно угорской группе. Общие структурные черты и общая лексика

ФИННО-УГОРСКИЕ ЯЗЫКИ, одна из двух ветвей уральской семьи языков (наряду с самодийской). На финно-угорских языках говорят в некоторых частях восточной Европы и на севере Азии. Они подразделяются на две большие группы: финско-пермскую и угорскую. К угорским языкам относятся: венгерский , мансийский (вогульский) и хантыйский (остяцкий); каждый из них состоит из нескольких диалектов. Финно-пермские языки подразделяются на две группы: пермскую, включающую язык коми-зырянский, коми-пермяцкий и удмуртский (вотяцкий), и финно-волжскую, включающую четыре подгруппы: прибалтийско-финскую, марийскую, мордовскую и саамский язык . Прибалтийско-финская подгруппа включает финский (суоми), эстонский и еще несколько малых языков.

Из приблизительно 24 млн. говорящих на финно-угорских языках около половины говорят на венгерском; это жители Венгрии и прилегающих к ней областей. Возникновение венгерской письменности датируется 13 в., первый письменный памятник, Halotti Beszéd (Надгробная речь ), представляет собой ценный лингвистический источник. Финский язык – главный представитель финской подгруппы языков – используется в Финляндии , Швеции , Эстонии и России ; его письменная традиция начинается с перевода Библии Михаилом Агриколой в 1542. На мансийском (вогульском) и хантыйском (остяцком) говорят в районе реки Обь, ок. 5 тыс. на мансийском и ок. 25 тыс. – на хантыйском. На языке коми и на удмуртском говорят на северо-востоке европейской части России, а также несколько южнее, между реками Вяткой и Камой. На коми говорят ок. 356 тыс. человек, на удмуртском – ок. 546 тыс. Марийцы (численность которых ок. 540 тыс.) делятся на две группы, живущие на правом и на левом берегу верхнего течения Волги. Южнее марийцев живут мордовцы (мордва), численность которых – ок. 1,2 млн. чел. В северных районах Норвегии , Швеции, Финляндии и России, в особенности на Кольском полуострове, живут лапландцы (саамы), говорящие на саамском языке, отношения которого с родственными языками представляют собой одну из загадок финно-угорских языков.

Делались попытки установить родство уральской семьи языков с другими языковыми семьями – алтайской, юкагирской, индоевропейской и даже с японским и с дравидийскими языками . Так, было обнаружено некоторое структурное сходство между алтайскими языками (в первую очередь тюркскими), с одной стороны, и финно-угорскими – с другой. В частности, отмечалось наличие гармонии гласных как в тюркских, так и в некоторых – хотя и не во всех – финно-угорских языках. Изучение финно-угорских языков имеет большое значение не только для лингвистики, но также для фольклористики и сравнительного литературоведения. Согласно ностратической гипотезе, разрабатываемой российскими учеными (В.М.Иллич-Свитыч, В.А.Дыбо, С.А.Старостин и др.) начиная с середины 1960-х годов, уральская семья языков является частью так называемой ностратической макросемьи, – куда входят также индоевропейские, афразийские, картвельские, дравидийские и алтайские языки.

И другими, успеха не имели, хотя некоторые учёные считают, что отдельные сходные черты системного характера указывают на существование ностратического праязыка (см. Нострати­че­ские языки), генетически объединяющего уральские (финно-угорские и самодийские), индо­евро­пей­ские, алтайские , дравидий­ские, юкагирский и другие языки.

Ф.‑у. я. распространены на территории, крайними границами которой являются бассейн Оби на востоке, северная часть Норвегии на севере, территория Венгрии на западе и северная часть Югославии на юге. Топонимика и гидронимика свидетельствуют о более обширных областях распро­стра­не­ния отдельных финно-угорских народов в прошлом: карелы жили на территориях, достигавших Северной Двины, куда доходили и отдельные поселения коми; следы поселений мордвы, отражённых в топонимике, есть в Горьковской, Пензенской и Рязанской областях; более обширной была территория, занимаемая обско-угорскими народами и саамами.

В результате исследований Э. Н. Сетяля, Й. Синнеи, Э. Беке, Д. Р. Фокоша-Фукса, М. Жираи, В. Штейница, Л. Кеттунена, Б. Коллиндера, Э. Итконена, Д. В. Бубриха, В. И. Лыткина и других были определены основные контуры фонетического и граммати­че­ско­го строя финно-угорского праязыка. В состав гласных первого слога входили фонемы : палатальные (переднерядные) a, e, ü, i, велярные (заднерядные) a, o, u. Возможно, что существовал и велярный гласный e̮. Среди перечисленных гласных среднего и верхнего подъёма были долгие гласные ē, ī, ō, ū (предполо­жи­тель­но e̮). За пределами первого слога могли быть только краткие гласные - три нелабиализованных гласных: α, ä, е (возможно, также e̮). Существовала гармония гласных (см. Сингармонизм). Описан состав согласных : č̣, č′ (ć), δ, δ′, j, k, l, l′, m, n̥, ń, ŋ, p, r, s, ś, š, t, w. Звонкие согласные, а также δ и ŋ в начале слова не встречались. В финно-угроведении существует две теории о составе первоначальной системы гласных. По мнению Штейница, гласные разделялись на 2 группы: гласные полного образования - a, ɔ (открытое o̮), o, u, i̮, ä, e, i; редуцированные гласные - ŏ, ĕ, ö, предполо­жи­тель­но (ä). Учёные финской школы (Итконен), напротив, считают, что гласные финно-угорского праязыка были долгими и краткими. Прафинно-угорский вокализм был, по их мнению, тождествен прибалтийско-финскому вокализму.

Степень близости между языками, входящими в одну группу, неодинакова. Саамский язык с его многочисленными диалектами тяготеет к прибалтийско-финским языкам, хотя и не включается в эту ветвь. Различие между языками волжской ветви довольно велико. Венгерский язык сильно отличается от родственных ему обско-угорских языков. Исключено понимание между говорящими на удмуртском языке и коми-языке. Некоторые диалекты хантыйского языка соотносятся между собой скорее как родственные языки, а не как диалекты.

Ф.‑у. я. обнаруживают много черт, свидетельствующих об общности их происхождения: общие пласты лексики , материальное родство словоизменительных и словообразовательных формативов , наличие притяжательных суффиксов, значительное количество суффиксов, выражающих многократность или мгновенность совершения действия, и т. д. Вместе с тем некоторые современные Ф.‑у. я. отличаются большим своеобразием. Народу с ярко выраженными агглютинирующими языками (пермские, мордовские языки, марийский), существуют языки с сильно развитыми элементами флексии , особенно саамский язык и в известной степени прибалтийско-финские, встречаются различные типы ударения - разноместное и на первом, последнем и предпоследнем слогах. Есть языки, отличающиеся богатством гласных и дифтонгов , например финский; в других языках много различных типов согласных и мало дифтонгов, например в пермских. Общее количество падежей колеблется от 3 (хантыйский язык) до 20 и более (венгерский язык). Типологически различны системы прошедших времен. В финском и эстонском языках система прошедших времён однотипна с системой прошедших времён в латышском языке (некоторые учёные неправомерно считают, что с соответствующей системой в германских языках), тогда как в марийском и пермских языках она напоминает татарскую и чувашскую систему. В мордовских языках развита сложная система наклонений, в других языках представлено главным образом условное наклонение. Отрицание при глаголе в ряде Ф.‑у. я. выражается формами специально отрицательного глагола, но есть языки, где отрицание при глаголе выражается отрицательными частицами (угорские и эстонский языки).

Большие различия наблюдаются в синтаксисе. В прибалтийско-финских, саамском, венгерском, мордовском и коми-зырянском языках сильно влияние индоевропейских языков - шведского , немецкого и русского , особенно в способах построения сложно­под­чи­нён­ных придаточных предло­же­ний, тогда как в обско-угорских и отчасти в удмуртском и марийском языках сохраняются некоторые архаичные черты, типологически сближающие синтаксис этих языков с синтаксисом тюркских языков .

  • Языки народов СССР, т. 3, М., 1966;
  • Основы финно-угорского языкознания, в. 1-3, М., 1974-76;
  • Хайду П., Уральские языки и народы, пер. с венг., М., 1985;
  • Collinder B., Comparative grammar of the Uralic languages, Stockh., 1960;
  • Haidú P., Finnugor népék és nyelvek, Budapest, 1962;
  • Décsy Gy ., Einführung in die finnisch-ugrische Sprachwissenschaft, Wiesbaden, 1965.

Б. А. Серебренников.

Рассматривая географическую карту России, можно заметить, что в бассейнах Средней Волги и Камы распространены названия рек, оканчивающиеся на "ва" и "га": Сосьва, Изьва, Кокшага, Ветлуга и т. д. В тех местах живут финно-угры, и в переводе с их языков "ва" и "га" означают "река", "влага", "мокрое место" , "вода" . Однако финно-угорские топонимы {1 } встречаются не только там, где эти народы составляют значительную часть населения, образуют республики и национальные округа. Ареал их распространения значительно шире: он охватывает европейский север России и часть центральных областей. Примеров можно привести немало: старинные русские города Кострома и Муром; реки Яхрома, Икша в Московской области; деревня Веркола в Архангельской и т. д.

Некоторые исследователи считают финно-угорскими по происхождению даже такие привычные нам слова, как "Москва" и "Рязань". Как полагают учёные, в этих местах когда-то жили финно-угорские племена, и ныне память о них хранят древние названия.

{1 }Топоним (от греч. "топос" - "место" и "онима" - "имя") - географическое название.

КТО ТАКИЕ ФИННО-УГРЫ

Финнами называют народ, населяющий соседнюю с Россией Финляндию (по-фински "Суоми "), а уграми в древнерусских летописях именовали венгров . Но в России нет венгров и очень мало финнов, зато есть народы, говорящие на языках, родственных финскому или венгерскому . Эти народы и называют финно-угорскими . В зависимости от степени близости языков учёные делят финно-угров на пять подгрупп . В первую, прибалтийско-финскую , входят финны, ижорцы, водь, вепсы, карелы, эстонцы и ливы . Два самых многочисленных народа этой подгруппы - финны и эстонцы - проживают в основном за пределами нашей страны. В России финнов можно встретить в Карелии, Ленинградской области и в Санкт-Петербурге ; эстонцев - в Сибири, Поволжье и в Ленинградской области . Небольшая группа эстонцев - сету - живёт в Печорском районе Псковской области . По вероисповеданию многие финны и эстонцы - протестанты (как правило, лютеране ), сету - православные . Маленький народ вепсы живёт небольшими группами в Карелии, Ленинградской области и на северо-западе Вологодской , а водь (их осталось меньше 100 человек!) - в Ленинградской . И вепсы, и водь - православные . Православие исповедуют и ижорцы . Их в России (в Ленинградской области) 449 человек, ещё примерно столько же в Эстонии. Вепсы и ижорцы сохранили свои языки (они имеют даже диалекты) и используют их в бытовом общении. Водский язык исчез.

Самый крупный прибалтийско-финский народ России - карелы . Они живут в Республике Карелия , а также в Тверской, Ленинградской, Мурманской и Архангельской областях. В быту карелы говорят на трёх диалектах: собственно карельском, людиковском и ливвиковском , а литературный язык у них - финский. На нём выходят газеты, журналы, на филологическом факультете Петрозаводского университета действует кафедра финского языка и литературы. Знают карелы и русский.

Вторую подгруппу составляют саамы , или лопари . Основная их часть расселена в Северной Скандинавии , а в России саамы - обитатели Кольского полуострова . По мнению большинства специалистов, предки этого народа когда-то занимали значительно большую территорию, но со временем были оттеснены к северу. Тогда же они утратили свой язык и усвоили одно из финских наречий. Саамы - хорошие оленеводы (в недавнем прошлом кочевники), рыболовы и охотники. В России они исповедуют православие .

В третью, волжско-финскую , подгруппу входят марийцы и мордва . Мордва - коренное население Республики Мордовия , но значительная часть этого народа проживает по всей России - в Самарской, Пензенской, Нижегородской, Саратовской, Ульяновской областях, в республиках Татарстан, Башкортостан, в Чувашии и т. д. Ещё до присоединения в XVI в. мордовских земель к России у мордвы появилась собственная знать - "инязоры", "оцязоры ", т. е. "хозяева земли". Инязоры первыми крестились, быстро обрусели, и в дальнейшем их потомки составили в русском дворянстве элемент немногим меньший, чем выходцы из Золотой Орды и Казанского ханства. Мордва делится на эрзю и мокшу ; у каждой из этнографических групп есть письменный литературный язык - эрзянский и мокшанский . По вероисповеданию мордва православные ; они всегда считались наиболее христианизированным народом Поволжья.

Марийцы живут преимущественно в Республике Марий Эл , а также в Башкортостане, Татарстане, Удмуртии, Нижегородской, Кировской, Свердловской и Пермской областях . Принято считать, что у этого народа два литературных языка - лугововосточный и горно-марийский. Однако не все филологи разделяют это мнение.

Ещё этнографы XIX в. отмечали необычайно высокий уровень национального самосознания марийцев. Они упорно сопротивлялись присоединению к России и крещению, и до 1917 г. власти запрещали им жить в городах и заниматься ремёслами и торговлей.

В четвёртую, пермскую , подгруппу входят собственно коми , коми-пермяки и удмурты . Коми (в прошлом их называли зырянами) образуют коренное население Республики Коми, но живут также в Свердловской, Мурманской, Омской областях, в Ненецком, Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономных округах . Их исконные занятия - земледелие и охота. Но, в отличие от большинства других финно-угорских народов, среди них издавна было много купцов и предпринимателей. Ещё до Октября 1917г. коми по уровню грамотности (на русском языке) приближались к наиболее образованным народам России - русским немцам и евреям. В наши дни в сельском хозяйстве работает 16,7 % коми, зато в промышленности - 44,5 %, а в образовании, науке, культуре - 15%. Часть коми - ижемцы - освоили оленеводство и стали крупнейшими оленеводами европейского севера. Коми православные (частью старообрядцы).

Очень близки по языку к зырянам коми-пермяки . Больше половины этого народа живёт в Коми-Пермяцком автономном округе, а остальные - в Пермской области . Пермяки в основном крестьяне и охотники, но на протяжении своей истории были они и заводскими крепостными крестьянами на уральских заводах, и бурлаками на Каме и Волге. По вероисповеданию коми-пермяки православные .

Удмурты { 2 } сосредоточены большей частью в Удмуртской Республике , где они составляют около 1/3 населения. Небольшие группы удмуртов живут в Татарстане, Башкортостане, Республике Марий Эл, в Пермской, Кировской, Тюменской, Свердловской областях . Традиционное занятие - сельское хозяйство. В городах они чаще всего забывают родной язык и обычаи. Может быть, поэтому удмуртский язык считает родным только 70% удмуртов, в основном жители сельских районов. Удмурты православные , но многие из них (в том числе и крещёные) придерживаются традиционных верований - поклоняются языческим богам, божествам, духам.

В пятую,угорскую , подгруппу входят венгры, ханты и манси . "Уграми " в русских летописях называли венгров , а "югрой " - обских угров , т. е. хантов и манси . Хотя Северный Урал и низовья Оби , где живут ханты и манси, расположены за тысячи километров от Дуная, на берегах которого создали своё государство венгры, эти народы - ближайшие родственники. Ханты и манси относят к малым народам Севера. Манси живут в основном в Ханты-Мансийском автономном округе , а ханты - в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, Томской области . Манси прежде всего охотники, потом рыболовы, оленеводы. Ханты, наоборот, сначала рыболовы, а затем охотники и оленеводы. И те и другие исповедуют православие , однако не забыли и древнюю веру. Большой урон традиционной культуре обских угров нанесло промышленное освоение их края: исчезли многие охотничьи угодья, загрязнились реки.

Древнерусские летописи сохранили названия финно-угорских племён, ныне исчезнувших, - чудь, меря, мурома . Меря в I тысячелетии н. э. обитали в междуречье Волги и Оки, а на рубеже I и II тысячелетий слились с восточными славянами. Существует предположение, что современные марийцы - потомки этого племени. Мурома в I тысячелетии до н. э. жили в бассейне Оки, а к XII в. н. э. смешались с восточными славянами. Чудью современные исследователи считают финские племена, жившие в древности по берегам Онеги и Северной Двины. Не исключено, что именно они являются предками эстонцев.

{ 2 }Русский историк XVIII в. В. Н. Татищев писал, что удмурты (прежде их называли вотяками) молитвы свои совершают "при каком-либо хорошем дереве, однако не при сосне и ели, которые листа, ни плода не имеют, а осину почитают за проклятое дерево...".

ГДЕ ЖИЛИ И ГДЕ ЖИВУТ ФИННО-УГРЫ

Большая часть исследователей сходятся на том, что прародина финно-угров находилась на границе Европы и Азии, в районах между Волгой и Камой и в Приуралье . Именно там в IV- III тысячелетиях до н. э. возникло сообщество племён, родственных по языку и близких по происхождению. К I тысячелетию н. э. древние финно-угры расселились до Прибалтики и Северной Скандинавии. Они занимали обширную территорию, поросшую лесами, - практически всю северную часть нынешней Европейской России до Камы на юге.

Раскопки показывают, что древние финно-угры принадлежали к уральской расе : в их облике смешаны черты европеоидные и монголо-идные (широкие скулы, часто монгольский разрез Глаз). Двигаясь на запад, они смешивались с европеоидами. В результате у некоторых народов, происшедших от древних финно-угров, монголоидные признаки стали сглаживаться и исчезать. Сейчас "уральские" черты свойственны в той или иной степени всем финским народам России : средний рост, широкое лицо, нос, именуемый "курносым", очень светлые волосы, негустая борода. Но у разных народов эти особенности проявляются по-разному. Например, мордва-эрзя высокие, светловолосые, голубоглазые, а мордва-мокша и ростом пониже, и лицом пошире, и волосы у них потемнее. У марийцев и удмуртов часто встречаются глаза с так называемой монгольской складкой - эпикантусом, очень широкие скулы, жидкая борода. Но при этом (уральская раса!) светлые и рыжие волосы, голубые и серые глаза. Монгольская складка иной раз встречается и у эстонцев, и у води, и у ижорцев, и у карел. Коми бывают разные: в тех местах, где есть смешанные браки с ненцами, они черноволосы и раскосы; другие скорее напоминают скандинавов, с чуть более широким лицом.

Занимались финно-угры земледелием (чтобы удобрить пеплом почву, выжигали участки леса), охотой и рыболовством . Их поселения находились далеко друг от друга. Может быть, по этой причине они нигде не создали государств и стали входить в состав соседних организованных и постоянно расширявшихся держав. Одни из первых упоминаний о финно-уграх содержат хазарские документы, написанные на иврите - государственном языке Хазарского каганата. Увы, в нём почти нет гласных, так что остаётся догадываться, что "црмс" значит "черемисы-марийцы", а "мкшх" - "мокша". Позднее финно-угры платили дань также булгарам, входили в состав Казанского ханства, в Русское государство.

РУССКИЕ И ФИННО-УГРЫ

В XVI-XVIII вв. на земли финно-угров устремились русские переселенцы. Чаще всего заселение было мирным, но иногда коренные народы сопротивлялись вхождению своего края в Российское государство. Наиболее яростное сопротивление оказывали марийцы.

Со временем крещение, письменность, городская культура, принесённые русскими, стали вытеснять местные языки и верования. Многие начинали чувствовать себя русскими-и действительно становились ими. Иной раз для этого достаточно было креститься. Крестьяне одной мордовской деревни писали в челобитной: "Предки наши, бывшая мордва", искренне полагая, что только их предки, язычники, были мордвой, а их православные потомки никак к мордве не относятся.

Люди переселялись в города, уезжали далеко - в Сибирь, на Алтай, где общим для всех был один язык - русский. Имена после крещения ничем не отличались от обычных русских. Или почти ничем: далеко не все замечают, что в фамилиях типа Шукшин, Веденяпин, Пияшева ничего славянского нет, а восходят они к названию племени шукша, имени богини войны Ведень Ала, дохристианскому имени Пияш. Так значительная часть финно-угров была ассимилирована русскими, а некоторые, приняв мусульманство, смешались с тюрками. Потому финно-угры и не составляют большинства нигде - даже в республиках, которым дали своё имя.

Но, растворившись в массе русских, финно-угры сохранили свой антропологический тип: очень светлые волосы, голубые глаза, нос-"ши-шечку", широкое, скуластое лицо. Такой тип, который писатели XIX в. называли "пензенский мужичок", теперь воспринимается как типично русский.

В русский язык вошло немало финно-угорских слов: "тундра", "килька", "салака" и т. д. Есть ли более русское и всеми любимое блюдо, чем пельмени? Между тем слово это заимствовано из языка коми и означает "хлебное ушко": "пель" - "ухо", а "нянь" - "хлеб". Особенно много заимствований в северных диалектах, в основном среди названий явлений природы или элементов ландшафта. Они придают своеобразную красоту местной речи и областной литературе. Возьмите хотя бы слово "тайбола", которым в Архангельской области называют глухой лес, а в бассейне реки Мезень - дорогу, идущую по морскому берегу рядом с тайгой. Оно взято из карельского "taibale" - "перешеек". Веками живущие рядом народы всегда обогащали язык и культуру друг друга.

Финно-уграми по происхождению были патриарх Никон и протопоп Аввакум - оба мордвины, но враги непримиримые; удмурт - физиолог В. М. Бехтерев, коми - социолог Пи-тирим Сорокин, мордвин - скульптор С. Нефёдов-Эрзя, взявший имя народа своим псевдонимом; мариец - композитор А. Я. Эшпай.

ДРЕВНЯЯ ОДЕЖДА В О Д И И И Ж О Р Ц Е В

Основная часть традиционного женского костюма води и ижориев - рубаха . Старинные рубахи шили очень длинными, с широкими, тоже длинными рукавами. В тёплое время года рубаха была единственной одеждой женщины. Ешё в 60-х гг. XIX в. молодой после свадьбы полагалось ходить в одной рубахе до тех пор, пока свёкор не давал ей шубу или кафтан.

У водских женшин долго сохранялась древняя форма несшитой поясной одежды - хурсгуксет , который надевали поверх рубахи. Хурсгуксет похож на русскую понёву . Его богато украшали медными монетами, раковинами, бахромой, колокольчиками. Позже, когда в быт води вошёл сарафан , невеста надевала на свадьбу хурсгуксет под сарафан.

Своеобразную несшитую одежду - аннуа - носили в центральной части Ингерманландии (часть территории современной Ленинградской области). Это было широкое, доходившее до подмышек полотнище; к его верхним концам пришивали лямку и перекидывали её через левое плечо. Аннуа расходилось на левом боку, и потому под него надевали второе полотнище - хурстут . Его оборачивали вокруг талии и также носили на лямке. Русский сарафан постепенно вытеснил у води и ижориев старинную набедренную одежду. Одежду подпоясывали кожаным ремнём, шнурами, плетеными поясами и узкими полотенцами.

В древности водские женшины брили голову .

ТРАДИЦИОННАЯ ОДЕЖДА Х А Н Т О В И М А Н С И

Одежду ханты и манси шили из шкур, меха, рыбьей кожи, сукна, крапивного и льняного холста . При изготовлении детской одежды использовали и наиболее архаичный материал - птичьи шкурки .

Мужчины зимой надевали распашные шубы из оленьего и заячьего меха, беличьих и лисьих лапок, а летом короткий халат из грубого сукна; ворот, рукава и правую полу оторачивали мехом . Зимняя обувь была меховой, и носили её с меховыми чулками. Летнюю изготовляли из ровдуги (замши из оленьей или лосиной шкуры), а подошву из лосиной кожи.

Мужские рубахи шили из крапивного холста, а штаны из ровдуги, рыбьей кожи, холста, хлопчатобумажных тканей. Поверх рубахи обязательно надевали тканый пояс , к которому подвешивали расшитые бисером мешочки (в них держали нож в деревянных ножнах и огниво).

Женшины зимой надевали шубу из шкуры оленя ; подкладка тоже была меховой. Там, где было мало оленей, подкладку делали из заячьих и беличьих шкурок, а иногда из утиного или лебединого пуха. Летом носили суконный или хлопчатобумажный халат , украшенный нашивками из бисера, цветной материи и оловянных бляшек . Эти бляшки женшины отливали сами в специальных формочках из мягкого камня или сосновой коры. Пояса были уже мужских и более нарядные.

Женшины и зимой и летом покрывали голову платками с широкой каймой и бахромой . В присутствии мужчин, особенно старших родственников мужа, по традиции полагалось концом платка закрывать лицо . Бытовали у хантов и головные повязки, расшитые бисером .

Волосы прежде было не принято стричь. Мужчины, разделив волосы на прямой пробор, собирали их в два хвоста и завязывали цветным шнуром . Женшины заплетали две косы, украшали их цветным шнурком и медными подвесками . Внизу косы, чтобы не мешали при работе, соединяли толстой медной цепочкой. К цепочке подвешивали кольца, бубенцы, бусы и другие украшения. Женшины у хантов, по обычаю, носили много медных и серебряных колец . Были также широко распространены украшения из бисера, который завозили русские купцы.

КАК ОДЕВАЛИСЬ М А Р И Й Ц Ы

В прошлом одежда марийцев была исключительно домашнего изготовления. Верхнюю (её надевали зимой и осенью) шили из домашнего сукна и овчины, а рубахи и летние кафтаны - из белого льняного холста.

Женшины носили рубаху, кафтан, штаны, головной убор и лыковые лапти . Рубахи вышивали шёлком, шерстью, хлопчатобумажными нитками. Их носили с поясами, которые ткали из шерсти и шёлка, украшали бисером, кистями и металлическими цепочками. Один из видов головных уборов замужних мариек , похожий на колпак, назывался шымакш . Его шили из тонкого холста и надевали на берестяной каркас. Обязательной частью традиционного костюма мариек считались украшения из бисера, монет, оловянных бляшек.

Мужской костюм состоял из холшовой вышитой рубахи, штанов, холщового кафтана и лаптей . Рубаха была короче женской, её носили с узким пояском из шерсти и кожи. На голову надевали войлочные ШЛЯПЫ и шапки ИЗ ОВЧИНЫ .

ЧТО ТАКОЕ ФИННО-УГОРСКОЕ ЯЗЫКОВОЕ РОДСТВО

Финно-угорские народы по образу жизни, вероисповеданию, историческим судьбам и даже внешнему виду отличаются друг от друга. Объединяют их в одну группу на основе родства языков. Однако языковая близость бывает разная. Славяне, к примеру, могут легко договориться, объясняясь каждый на своём наречии. А вот финно-угры не смогут так же просто объясниться с собратьями по языковой группе.

В глубокой древности предки современных финно-угров говорили на одном языке. Потом его носители стали переселяться, смешивались с другими племенами, и некогда единый язык распался на несколько самостоятельных. Финно-угорские языки разошлись так давно, что обших слов в них немного - около тысячи. Например, "дом" по-фински - "koti", по-эстонски - "kodu", по-мордовски - "куду", по-марийски - "кудо". Похоже слово "масло": финское "voi", эстонское "vdi", удмуртское и коми "вый", венгерское "vaj". Зато звучание языков - фонетика - осталось настолько близким, что любой финно-угр, слушая другого и даже не понимая, о чём тот говорит, чувствует: это родственный язык.

ИМЕНА ФИННО-УГРОВ

Финно-угорские народы длительное время исповедуют (по крайней мере, официально) православие , поэтому их имена и фамилии, как правило, не отличаются от русских. Однако в деревне, в соответствии со звучанием местных языков, они меняются. Так, Акулина становится Окуль , Николай - Никуль или Микуль, Кирилл - Кырля, Иван - Йыван . У коми , например, часто отчество ставят перед именем: Михаил Анатольевич звучит как Толь Миш, т. е. Анатольев сын Мишка, а Роза Степановна превращается в Степан Розу - Степанову дочку Розу. В документах, конечно, у всех значатся обычные русские имена. Только писатели, художники и артисты выбирают традиционно деревенскую форму: Йыван Кырля, Никуль Эркай, Илля Вась, Ортьё Степанов.

У коми часто встречаются фамилии Дуркин, Рочев, Канев; у удмуртов - Корепанов и Владыкин ; у мордвы - Веденяпин, Пи-яшев, Кечин, Мокшин . Особенно распространены у мордвы фамилии с уменьшительным суффиксом - Кирдяйкин, Видяйкин, Попсуйкин, Алёшкин, Варлашкин .

Некоторые марийцы , особенно некрещёные чи-мари в Башкирии, в своё время приняли тюркские имена . Поэтому у чи-мари часто встречаются фамилии, похожие на татарские: Андуга-нов, Байтемиров, Яшпатров , но имена и отчества у них при этом русские. У карел бывают фамилии и русские, и финские, но обязательно с русским окончанием: Перттуев, Лампиев . Обычно в Карелии по фамилии можно различить карела, финна и петербургского финна . Так, Перттуев - карел , Пертту - петербургский финн , а Пертгунен - финн . А вот имя и отчество у каждого из них может быть Степан Иванович .

ВО ЧТО ВЕРЯТ ФИННО-УГРЫ

В России многие финно-угры исповедуют православие . В XII в. были крешены вепсы, в XIII в. - карелы, в конце XIV в. - коми. Тогда же для перевода Священного писания на язык коми была создана пермская письменность - единственный самобытный финно-угорский алфавит . На протяжении XVIII-XIX вв. крешены мордва, удмурты и марийиы. Однако марийиы так до конца и не приняли христианство. Чтобы избежать обращения в новую веру, часть их (они называли себя "чи-мари" - "истинные марийцы") ушли на территорию Башкирии, а те, кто остался и крестился, нередко продолжали поклоняться старым богам. Среди марийцев, удмуртов, саамов и некоторых других народов было распространено, да и сейчас сохранилось, так называемое двоеверие . Люди почитают старых богов, но признают "русского Бога" и его святых, особенно Николая Угодника. В Йошкар-Оле, столице Республики Марий Эл, государство взяло под охрану священную рощу - "кюсото ", и теперь здесь происходят языческие моления. Имена верховных богов и мифологических героев у этих народов похожи и, вероятно, восходят к древнефинскому названию неба и воздуха - "ilma ": Ильмаринен - у финнов, Илмайлине - у карел , Инмар - у удмуртов , Ен - у коми .

КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ ФИННО-УГРОВ

Письменность многих финно-угорских языков России создана на основе кириллицы, с добавлением букв и надстрочных знаков, передающих особенности звучания . Карелы , литературный язык которых финский, пишут латинскими буквами.

Литература финно-угорских народов России очень молода, зато у устного народного творчества многовековая история. Финский поэт и фольклорист Элиас Лёнро т (1802-1884) собрал сказания эпоса "Калевала " среди карелов Олонецкой губернии Российской империи. В окончательной редакции книга издана в 1849 г. "Калевала", что значит "страна Калева", в своих песнях-рунах повествует о подвигах финских героев Вяйнямёйнена, Ильмаринена и Лемминкяйнена, об их борьбе со злобной Лоухи, хозяйкой Похьёлы (северной страны мрака). В великолепной поэтической форме эпос рассказывает о быте, верованиях, обычаях предков финнов, карел, вепсов, води, ижориев. Сведения эти необычайно богаты, они раскрывают духовный мир земледельцев и охотников Севера. "Калевала" стоит наравне с величайшими эпосами человечества. Есть эпосы и у некоторых других финно-угорских народов: "Калевипоэг " ("Сын Калева") - у эстонцев , "Пера-богатырь " - у коми-пермяков , сохранились эпические сказания у мордвы и манси .

финно-угорские языки программирования, финно-угорские языки мира
ветвь Ареал:

Венгрия, Норвегия, Россия, Финляндия, Швеция, Эстония и др.

Языки Евразии

Уральская семья

Состав

угорская подветвь, финно-пермская подветвь

Коды языковой группы ГОСТ 7.75–97: ISO 639-2: ISO 639-5: См. также: Проект:Лингвистика

Фи́нно-уго́рские языки́ (встречается также вариант у́гро-фи́нские) - группа родственных языков, образующих ветвь в составе уральской языковой семьи. Распространены в Венгрии, Норвегии, России, Финляндии, Швеции, Эстонии и других странах.

В древности носители финно-угорских языков образовали несколько археологических культур на севере Европы - ямочной керамики и ямочно-гребенчатой керамики.

  • 1 История изучения
  • 2 Особенности
  • 3 Классификация
  • 4 См. также
  • 5 Литература
  • 6 Ссылки

История изучения

Уральские народы впервые упоминаются в «Германии» древнеримского историка Публия Корнелия Тацита, где сказано о народе фенни (обычно этот народ идентифицируют как древних саамов) и о двух предположительно финно-угорских племенах, живших в отдалённых регионах Скандинавии.

Георг Шернъельм

В конце XV века европейские исследователи отметили сходство названий «Хунгария» и «Югрия» (область, находившаяся к востоку от Урала). Они предположили связь, но не нашли лингвистических доказательств. 1671 году шведский учёный Георг Шернъельм (1598-1672) описал сходство саамского (лапландского), финского и эстонского языков, а также отметил несколько похожих слов в финском и венгерском. это же время немецкий учёный Мартин Фогель попытался найти связь между финским, саамским (лапландским) и венгерским языками. Таким образом, эти два исследователя были первыми, кто указал на то, что позднее стали называть финно-угорской языковой семьёй.

Иоганн Георг фон Экхарт

В 1717 году шведский профессор Улоф Рудбек младший (1660-1740) предложил около 100 этимологических связей между финским и венгерским языками, из которых около 40 и в настоящее время считаются верными (Коллиндер, 1965). этом же году немецкий учёный Иоганн Георг фон Экхарт (работа которого была опубликована в Collectanea Etymologica Лейбница) впервые предположил связь с самодийскими языками.

Улоф Рудбек младший

Все языки, составляющие финно-угорскую семью, были известны уже к 1770 году, то есть за 20 лет до появления индоевропеистики. Тем не менее результаты исследований не сразу получили признание. частности, среди венгерской интеллигенции была распространена теория о связи венгров с тюркскими племенами, что было охарактеризовано Рюленом в 1987 году как следствие «дикого и неудержимого романтизма эпохи». И всё же, несмотря на враждебное отношение, венгерский иезуит Янош Шайнович в 1770 году предположил связь между венгерским и лапландским (саамским) языками. 1799 году венгр Шамуэль Дярмати опубликовал результаты наиболее полного на тот момент исследования финно-угорских языков.

К началу XIX века финно-угорские языки были изучены лучше, чем индоевропейские. Но развитие сравнительной лингвистики индоевропейских языков привлекло такое внимание, что изучение финно-угорских языков отошло на второй план. Венгрия была единственным в то время европейским регионом (входившим в состав Австрийской империи Габсбургов), который мог бы иметь повышенный интерес к изучению финно-угорской семьи (так как Финляндия и Эстония были тогда частью Российской империи) из-за сепаратистских настроений в обществе. Однако политическая обстановка не способствовала развитию сравнительной лингвистики. Некоторый прогресс произошёл с выходом работы немецкого лингвиста Йозефа Буденца, который на протяжении 20 лет был ведущим специалистом Венгрии по финно-угорским языкам. конце XIX века вклад в изучение внёс венгерский лингвист Игнац Халас, опубликовавший в 1890-х годах значительный сравнительный материал по финно-угорским и самодийским языкам. Его работа стала основой для широкого признания родства между этими языками.

В 1990-е годы лингвисты Калеви Виик, Янош Пустай и Аго Кюннап, а также историк Кюёсти Юлку объявили о «прорыве в современном изучении уральских языков», датировав прото-финский язык 10 000 годом до н. э. Но эта теория практически не получила поддержки в научном сообществе.

Особенности

Все финно-угорские языки имеют общие особенности и общий базовый словарный запас. Эти особенности берут начало в гипотетическом прафинно-угорском языке. Было предложено около 200 основных слов этого языка, в том числе корней слов для таких понятий, как названия родственных отношений, частей тела, основных числительных. Этот общий словарный запас включает, по Лайлу Кэмпбеллу, не менее 55 слов, относящихся к рыбалке, 33 - к охоте, 12 - к оленям, 17 - к растениям, 31 - к технологии, 26 - к строительству, 11 - к одежде, 18 - к климату, 4 - к обществу, 11 - к религии, 3 - к торговле.

Большинство финно-угорских языков относится к агглютинативным, общими особенностями которых является изменение слов с помощью добавления суффиксов (вместо предлогов) и синтаксическая координация суффиксов. Кроме того, в финно-угорских языках отсутствует категория рода. Поэтому существует только одно местоимение со значением «он», «она» и «оно», например, hän в финском, tämä в водском, tema в эстонском, ő в венгерском, ciйӧ в языке коми, тудо в марийском языке, со в удмуртском языке.

Во многих финно-угорских языках притяжательные прилагательные и местоимения, такие, как «мой» или «твой», употребляются редко. Обладание выражается склонением. тех языках, которые развивались в сторону флективных, для выражения обладания используется личное местоимение в родительном падеже. Например, «моя собака» на эстонском mu koer, на разговорном финском mun koira, на северносаамском mu beana (дословно «собака меня») или beatnagan (дословно «собака-моя»), на языке коми - менам пон (моя собака) или менам понмӧй.

В других языках для этого используются суффиксы, иногда вместе с местоимением в родительном падеже: «моя собака» на финском minun koirani (дословно «меня собака-моя»), от слова koira - собака. Также в марийском языке мыйын пием, от слова пий - собака. венгерском языке местоимения в именительном падеже могут добавляться к слову с притяжательным суффиксом. Например, «собака» - kutya, «моя собака» - az én kutyám (дословно «(это) я собака-моя», az - определённый артикль) или просто a kutyám (дословно «(это) собака-моя»). Тем не менее, в венгерском существуют и самостоятельные притяжательные местоимения: enyém (мой), tiéd (твой), и т. д. Они также могут склоняться, например, enyém (им. п.), enyémet (вин. п.), enyémnek (дат. п.), и т. д. Эти местоимения употребляются в роли именного сказуемого: неправильно было бы сказать enyém kutya, но на вопрос Kié ez a kutya? («Чья это собака?») можно ответить Ez a kutya az enyém («Эта собака - моя») или просто Az enyém («Моя»).

Классификация

В составе финно-угорских языков обычно выделяют следующие группы и языки:

  • Угорская подветвь
    • венгерский язык
    • обско-угорская группа в Западной Сибири
      • хантыйский язык (обско-остяцкий)
      • мансийский язык (вогульский), каждый из которых делится на большое количество наречий (возможно отдельных языков).
  • Финно-пермская подветвь
    • пермская группа
      • удмуртский язык
      • язык коми с тремя литературными вариантами:
        • коми-зырянский язык
        • коми-пермяцкий язык
        • коми-язьвинский язык
    • финно-волжская группа
      • марийская подгруппа
        • горно-марийский язык (западный)
        • лугово-восточный марийский язык
      • мордовская подгруппа
        • мокша-мордовский язык (мокшанский)
        • эрзя-мордовский язык (эрзянский)
      • финно-волжские языки, точное место которых в классификации неясно:
        • муромский язык †
        • мерянский язык †
        • мещерский язык †
      • прибалтийско-финская подгруппа (финская)
        • Северная подветвь
          • финский язык
            • квенский язык
            • меянкиели
        • Восточная подветвь
          • ижорский язык
          • карельский язык
          • вепсский язык
        • Южная подветвь
          • водский язык
          • северноэстонский язык (собственно эстонский)
          • южноэстонский язык
            • выруский диалект
          • ливский язык - северо-западная Латвия (Курземе)
      • саамская подгруппа
        • Западносаамский кластер
          • южносаамский язык - Норвегия и Швеция
          • уме-саамский язык (ууме) - Норвегия и Швеция
          • луле-саамский язык (лууле) - Норвегия и Швеция
          • пите-саамский язык (пите) - Норвегия и Швеция
          • северносаамский язык - Норвегия, Швеция и Финляндия
        • Восточносаамский кластер
          • бабинский саамский язык (аккала) † - Россия
          • кеми-саамский язык † - саамы центральной Финляндии
          • инари-саамский язык - Финляндия
          • йоканьгско-саамский язык (терско-саамский) - Россия
          • кильдинский саамский язык - Россия
          • колтта-саамский язык (сколт, включая нотозерский диалект в России)

До сих пор окончательно не выяснено происхождение ныне исчезнувшего биармийского языка, на котором разговаривала народность биармов, ранее проживавших в устье Северной Двины и на восточном побережье Белого моря, и который, несомненно, относился к финским языкам. Одни лингвисты, основываясь на сведениях из норвежских саг о том, что «язык биармов похож на язык лесных финнов», считают его языком прибалто-финской группы, другие, основываясь на схожести названий «Биармия» и «Пермь», считают биармийский язык языком пермской группы, либо вообще отождествляют летописных биармов с ныне существующими коми-пермяками.

См. также

  • Списки Сводеша для финно-угорских языков
  • Wiktionary:ru:Приложение:Числительные в финно-угорских языках
  • Печера
  • Финно-угорские народы

Литература

  • Основы финно-угорского языкознания: Вопросы происхождения и развития финно-угорских языков. - М.: Наука, 1974. - 484 с.
  • Историко-типологические исследования по финно-угорским языкам / Отв. ред. Б. А. Серебренников. - М.: Наука, 1978.
  • Китиков А. Е. Пословицы и поговорки финно-угорских народов. - Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2004. - 336 с. - 2400 экз. - ISBN 5-7590-0910-9.

Ссылки

  • Уральские языки - статья из Большой советской энциклопедии
  • Электронные коллекции на финно-угорских языках
  • Финно-Угорская Интернет-библиотека
  • Цифровое обеспечение финно-угорских языков

финно-угорские языки индии, финно-угорские языки мира, финно-угорские языки пламени, финно-угорские языки программирования

(у́гро-фи́нские)

одна из двух ветвей уральской семьи языков (см. Уральские языки). Делится на следующие языковые группы: прибалтийско-финская (финский, ижорский, карельский, людиковский, вепсский, водский, эстонский, ливский); саамская; мордовская (эрзянский и мокшанский); марийская; пермская (коми-зырянский, коми-пермяцкий, удмуртский); угорская (венгерский, мансийский, хантыйский). Область распространения Ф. я. – С. Вост. Европы (от Скандинавии до Урала), значительная часть Волго-Камья, бассейн средней и нижней Оби, часть бассейнаДуная. Число говорящих на Ф. я. – около 24 млн. чел. (1970, оценка), в том числе в СССР – около 4,5 млн. чел. (1970, перепись). Венг., фин. и эст. языки обладают многовековой письменной и литературной традицией; большинство др. Ф. я. являются младописьменными, а некоторые прибалтийско-фин. языки – бесписьменными.

Сходные черты, имеющие системный характер, позволяют считать, что уральские (финно-угорские и самодийские) языки связаны генетическим родством с индоевропейскими, алтайскими, дравидийскими, юкагирским и др. языками и развились из ностратического праязыка (см. Ностратические языки). Согласно наиболее распространённой точке зрения, прафинно-угорский отделился от прасамодийского около 6 тыс. лет назад и существовал приблизительно до конца 3-го тыс. до н. э. (когда произошло разделение финно-пермской и угорской ветвей), будучи распространённым на территории Урала и Зап. Приуралья и, возможно, в некоторых соседних районах (гипотезы о центрально-азиатской, волго-окской и прибалтийской прародинах финно-угров опровергаются современными данными). Имевшие место в этот период контакты с индоиранцами отражены рядом заимствований в Ф. я. (с.-х. термины, некоторые числительные и др.). В 3–2-м тыс. до н. э. расселение финно-пермцев в зап. направлении (вплоть до Балтийского моря) сопровождалось постепенным обособлением прибалтийско-фин., морд., мар. и пермских языков, образовавших самостоятельные группы. Саамская группа возникла в результате перехода аборигенного населения Крайнего Севера Европы на пользование одним из Ф. я., близким прибалтийско-фин. праязыку. Возможно, что ранее на территории Восточной Европы существовали и др. Ф. я. и их группы (например, языки мери и муромы), вытесненные к концу 1-го тыс. н. э. вост.-слав. языками. Начало распада угорского праязыка относят к середине 1-го тыс. до н. э., прибалтийско-финского праязыка – к первым векам н. э., пермского праязыка – к 8 в. В ходе обособленного развития отдельных групп Ф. я. большую роль сыграли их контакты с индоевропейскими (Иран., балтийскими, герм., слав.) и тюркскими (булгарскими, кыпчакскнми, огузскими) языками.

Современные Ф. я. объединяет общность происхождения многих словоизменительных и словообразовательных аффиксов и целых систем аффиксов, наличие регулярных межъязыковых фонетических. соответствий; в них сохранилось не менее 1000 прафинно-угорских корней. Длительная дивергенция и разнонаправленные ареальные взаимодействия обусловили, однако, заметные типологические различия между отдельными Ф. я. Общих для всех Ф. я. признаков немного: агглютинативный строй со значительными – в прибалтийско-финском и саамском языках порой доминирующими – чертами флективности, отсутствие грамматического рода, использование послелогов, развитая система глагольного видообразования, препозиция определения. Во многих Ф. я. сохранены черты финно-угорского праязыка – отсутствие звонких согласных и сочетаний согласных в начале слова, лично-притяжательное склонение имён, нулевое окончание именительного падежа, несклоняемость прилагательных и числительных в функции определений, выражение отрицания посредством особого вспомогательного глагола, богатство системы неличных форм глагола и использование последних в конструкциях, соответствующих по значению придаточным предложениям. Ряду Ф. я. свойственны Сингармонизм, фиксированное (часто на первом слоге) ударение, противопоставленность двух тонов – высокого (восходящего) и низкого (нисходящего), различение двух типов спряжения глагола (субъектного – переходного и объектного – непереходного).

См. также Финно-угроведение.

Лит.: Языки народов СССР, т. 3 – Финно-угорские и самодийские языки, М., 1966; Основы финно-угорского языкознания, в. 1–3, М., 1974–76; Collinder В., Survey of the Uralic languages, 2 ed., Stockh., 1969; его же. Comparative grammar of the Uralic languages, Stockh., 1960; его же, Fennougric vocabulary, Stockh., 1955; Hajdu P., Finnugor népek és nyelyek, Bdpst, 1962; его же, Bevezetés az uráli nyelvtudományba, 2 kiad., Bdpst, 1973; Decsy Gу., Einführung in die finnischugrische Sprach-wissenschaft, Wiesbaden, 1965; Itkonen E., Die Laut – und Formenstruktur der finnisch-ugrischen Grundsprache, «Ural-Altaische Jahrbücher», 1962, Bd 34, S. 187–210.

Е. А. Хелимский.

  • - народы нашей страны, проживающие на севере европейской части, в северной, центральной и южной частях Урала и ведущие свое происхождение от ананьинской археологической культуры, когда начали формироваться пермские и...

    Этнопсихологический словарь

  • - народы, говорящие на финно-угорских яз. Финно-угорские яз. составляют одну из двух ветвей ур. яз. семьи...

    Уральская историческая энциклопедия

  • - Гипотетический восточный нордический тип по типологии фон Эйкштедта...
  • - население, говорящие на финно-угорских языках. Группа финно-угорских языков, одна из двух ветвей уральской языковой семьи. Делится на языковые группы: прибалтийско-финская; саамская; мордовская; марийская; пермская...

    Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь

  • - ФИННО-УГОРСКИЕ ЯЗЫКИ - группа языков, в состав к-рой входят: 1) прибалтийские; 2) лопарские, или саамские;  ...

    Литературная энциклопедия

  • - такое название носят у народа в Галичине, Буковине и Угорской Руси собственно Буковинско-Седмиградские Карпатские горы. Так же они называются в летописях, напр. в Ипатьевской...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - одна из двух ветвей уральской семьи языков. Делится на следующие языковые группы: прибалтийско-финская; саамская; мордовская; марийская; пермская; угорская...

    Большая Советская энциклопедия

  • - группа финно-угорских языков: хантыйский и мансийский языки...

    Большой энциклопедический словарь

  • - Группа родственных языков, которая вместе с дардскими, нуристанскими и иранскими языками образует индо-иранскую ветвь индоевропейских языков...
  • - Семья, которую составляют языки, распространенные в центральной и северной Европе, в северных частях России от Карелии и Ленинградской области до бассейна Оби. В составе семьи выделяется пять ветвей:...

    Справочник по этимологии и исторической лексикологии

  • - То же, что угро-финские языки...

    Словарь лингвистических терминов

  • - ...

    Орфографический словарь русского языка

  • - ...

    Слитно. Раздельно. Через дефис. Словарь-справочник

  • - ...
  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - Конспиративные языки, которыми пользовались различные социальные замкнутые группы: бродячие торговцы, нищие, ремесленники – отходники и др. Тайные языки отличаются обычно набором слов и специфической системой...

    Словарь лингвистических терминов Т.В. Жеребило

"Финно-угорские языки" в книгах

ВВЕДЕНИЕ Мир и миф древних финно-угров. Финно-угорская общность: миф и язык

автора

ВВЕДЕНИЕ Мир и миф древних финно-угров. Финно-угорская общность: миф и язык Финно-угорские народы с древнейших времен обитали на лесных просторах севера Восточной Европы и Западной Сибири - от Финляндии и Карелии на Западе до Зауралья на Востоке - вместе с

Финно-угры и индоиранцы

Из книги Мифы финно-угров автора Петрухин Владимир Яковлевич

Финно-угры и индоиранцы В целом мифы земледельцев Прибалтики - финнов и карел, таежных охотников - хантов и манси и других финно-угорских народов значительно различались. Они испытывали воздействие мифов соседних народов и сами влияли на мифологические представления

ЧТО ЧИТАТЬ О ФИННО-УГРАХ И ФИННО-УГОРСКОЙ МИФОЛОГИИ

Из книги Мифы финно-угров автора Петрухин Владимир Яковлевич

ЧТО ЧИТАТЬ О ФИННО-УГРАХ И ФИННО-УГОРСКОЙ МИФОЛОГИИ Айхенвальд А.Ю., Петрухин В.Я., Хелимский Е.А. К реконструкции мифологических представлений финно-угорских народов / Балто-славянские исследования. 1980. М., 1982.Ахметьянов Р.Г. Общая лексика духовной культуры народов

§ 12. финно-угорские народы Урало-Поволжского региона

Из книги Этнокультурные регионы мира автора Лобжанидзе Александр Александрович

§ 12. финно-угорские народы Урало-Поволжского региона Финно-угры – автохтонное (то есть коренное, изначальное) население Урало-Поволжья, но их этногенез шел под влиянием соседних народов.Формирование субэтнических группПредки мордвы населяли Волго-Окско-Сурское

5.2. «Языки для своих» и «языки для чужих»

Из книги Япония: язык и культура автора Алпатов Владмир Михайлович

§ 4. ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЕ И ФИННО-УГОРСКИЕ ПЛЕМЕНА И СОЮЗЫ

Из книги История России. С древнейших времен до XVI века. 6 класс автора Киселев Александр Федотович

§ 4. ВОСТОЧНОСЛАВЯНСКИЕ И ФИННО-УГОРСКИЕ ПЛЕМЕНА И СОЮЗЫ Прародина славян. Славяне являлись частью древней индоевропейской языковой общности. К индоевропейцам относились германские, балтийские (литовско-латышские), романские, греческие, кельтские, иранские, индийские

«В Ростове – меря, в Белеозере – Весь, в Муроме – мурома»: Древняя Русь и финно-угорские народы

Из книги Потаенная жизнь Древней Руси. Быт, нравы, любовь автора Долгов Вадим Владимирович

«В Ростове – меря, в Белеозере – Весь, в Муроме – мурома»: Древняя Русь и финно-угорские народы Наиболее трудна для анализа финно-угорская составляющая русской культуры. Этому имеется несколько причин. Во-первых, начало контактов славян с представителями финно-угорских

УГОРСКИЕ ПЛЕМЕНА УГРЫ ИЛИ ТЮРКИ?

Из книги Русь, которая была-2. Альтернативная версия истории автора Максимов Альберт Васильевич

УГОРСКИЕ ПЛЕМЕНА УГРЫ ИЛИ ТЮРКИ?

Финно-угорские племена Волго-Окского междуречья и славяно-русская колонизация

Из книги автора

Финно-угорские племена Волго-Окского междуречья и славяно-русская колонизация 1Выше уже шла речь о том, что в первые века нашей эры в результате распространения славянского населения в Верхнем Поднепровье какая-то часть живших там восточных балтов отошла на север и

I. Иберы, Этруски, Фракийцы, Иллирийцы, Финно-Угорские племена, Эллины

Из книги автора

I. Иберы, Этруски, Фракийцы, Иллирийцы, Финно-Угорские племена, Эллины Коренным населением Западной Европы, сохранившимся до сих пор, являются баски, – народ, живущий на севере Испании, около границы с Францией, в районе города Бильбао. Численность около миллиона. Баски –

Угорские народы

Из книги Введение в историческую уралистику автора Напольских Владимир Владимирович

Угорские народы Венгерский, мансийский и хантыйский языки образуют в рамках финно-угорской группы уральской семьи особую подгруппу, называемую угорской (нем. ugrische и т. д.), и восходят к угорскому праязыку. Название угры дано этим народам по старому внешнему венгров в

Финно-угорские (угро-финские) языки

БСЭ

Финно-угроведение

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ФИ) автора БСЭ

3. Языки в культурном сотрудничестве в процессе глобализации 3.1. Языки и глобальный исторический процесс

Из книги Язык наш: как объективная данность и как культура речи автора СССР Внутренний Предиктор

3. Языки в культурном сотрудничестве в процессе глобализации 3.1. Языки и глобальный исторический процесс Переход от личностного масштаба рассмотрения к масштабу рассмотрения языковой культуры общества в целом начинается с признания того факта, что общество

Раздел четвертый ФИННО-УГОРСКИЕ ВЕРОВАНИЯ И МИФЫ

Из книги Верования дохристианской Европы автора Мартьянов Андрей

Раздел четвертый ФИННО-УГОРСКИЕ ВЕРОВАНИЯ И МИФЫ