Особенности развития литературы 1930 1940 годов. Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «тюменский индустриальный университет. Изменения в образах героев


Русская литература 1930–1940-х гг. Общая характеристика 1930-х годов: противоречивость и трагизм общественно-литературной жизни. Участие писателей в строительстве социализма. Формирование в СССР административно-государственного социализма, сталинского режима и воздействие этих явлений на литературный процесс. Постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» (1932). Первый Всесоюзный съезд советских писателей (1934). Образование Союза СП и его значение. Генезис, политические и эстетические принципы социалистического реализма. Репрессии 1930-х годов и личные судьбы писателей. Запрещение ряда произведений (А. Платонова, М. Булгакова, Л. Леонова и др.)

Ведущие (официально признанные) темы, проблемы этого периода. «Странная проза» (Д. Хармс, Л. Добычин, К. Вагинов). «Потаенная литература» («Реквием» А. Ахматовой). Характеристика отдельных произведений прозы, поэзии, драматургии (по выбору экзаменующегося).

Роман-эпопея М. Шолохова «Тихий Дон». Традиции устного народного творчества и русской классики, реализм, гуманизм, эпичность как основные художественные принципы Михаила Шолохова (1905-1984).

Место сборника «Донские рассказы» в новеллистике 1920-х гг. и творчестве писателя. Тип конфликта и характерология. Трагический и гуманистический пафос рассказов. Концептуально-стилистическая связь «Донских рассказов» с романом «Тихий Дон».

Творческая история и проблема авторства «Тихого Дона». Народ и революция, проблема социальной справедливости. Катаклизмы социальной истории и устойчивость традиций казачьего труда и быта. «Судьба человеческая» и «судьба народная»: социально-историческое и вечное в судьбах и характерах. Семья Мелеховых. Григорий Мелехов как трагический характер. Причины его трагедии и психологическая глубина ее раскрытия. Женские образы в эпопее (Ильинична, Наталья, Аксинья, Дарья, Дуняшка). Своеобразие жанра. Народная основа языка, стихия устного народного творчества. Функции картин природы. Символика. Традиции русской классики и новаторство писателя ХХ в. Мировое значение романа.

Этапы творчества Л. Леонова. Традиции философской прозы XIX в. в становлении творческой индивидуальности Леонида Леонова (1899-1994). Проблематика рассказов 1920-х годов. Роман «Барсуки»: социально-нравственная концепция. Особенности композиции, языка и стиля.

Роман «Вор». Трагические противоречия в характере Дмитрия Векшина. Система «двойников» в романе. Полифонизм произведения. Концепция культуры и цивилизации.

«Соть» как социально-философский роман. Противоречивость процесса преобразования человека, общества, природы.

Философская проблематика и символика романа «Скутаревский». Проблема взаимодействия рационального и эмоционального, науки и искусства, молодости, красоты. Интертекстуальность произведения.

«Дорога на Океан» как социально-философский роман о судьбах человечества и культуры. Многоаспектность конкретно-исторического и философского содержания.

Творчество Л. Леонова в период Великой Отечественной войны.

Социально-бытовой, эстетический, философско-символический аспекты содержания романа «Русский лес». Проблематика, система образов, композиция. Философский смысл образа русского леса.

«Evgenia Ivanovna» - повесть о судьбах России и эмиграции, Родине и чужбине. Своеобразие решения проблемы ностальгии. Система образов: Евгения Ивановна - Стратонов - Пикеринг. Мастерство психологического анализа. Подтекст и хронотоп повести.

Глобально-философское осмысление отошедшей эпохи в «гиперфилософском» романе «Пирамида».

Литературная судьба М. Булгакова. Формирование социально-нравственной позиции и творческой индивидуальности Михаила Булгакова (1891-1940) . Начало литературной деятельности. «Записки юного врача»: картины провинциальной жизни и драматизм судьбы интеллигента.

Сатирические повести 20-х гг.: «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце». Гротеск и фантастический сюжет как средство выражения социально-нравственной позиции писателя в оценке послереволюционной действительности.

Роман «Белая гвардия». Символико-философское изображение исторической обреченности белого движения. Библейские мотивы как путь постижения революционного разлома. Судьбы русской интеллигенции и культуры. Трагизм утраты дома и распада семьи Турбиных. Соотношение романа и пьесы «Дни Турбиных».

Драматургия Булгакова конца 1920–1930-х гг. Философская пьеса в снах «Бег». Сложность и противоречивость социально-философской концепции революции. Мотивы апокалипсиса. Изображение русской эмиграции: Хлудов, Чарнота, Корзухин, Люська и др. Судьбы интеллигенции (Голубков, Серафима). Трагедия художника в пьесах «Кабала святош» («Мольер»), «Последние дни» («Пушкин»). Комедия «Иван Васильевич меняет профессию», «Батум».

Философский роман «Мастер и Маргарита». Особенности его философско-исторической концепции и структуры. Гротескный реализм в изображении Воланда и его свиты, их место в идейно-художественной структуре романа. Сатирическое изображение литературной и обывательской среды 1920-1930-х гг. Конкретно-историческое и фантастическое в судьбе Ивана Бездомного. Образ Мастера и его судьба. Философские и нравственные проблемы изображения творческой личности. Образ Маргариты. Философия любви и Вечной женственности в романе. Роман о Понтии Пилате и его место в структуре произведения. Евангельские и фаустианские мотивы. Роман и евангельский миф. Основные философские антиномии романа: страха и бесстрашия, жизни и смерти, света и покоя, добра и зла. Внутренняя противоречивость персонажей и финала произведения. Своеобразие художественного метода и поэтики романа.

Вклад М.А. Булгакова в отечественную и мировую литературу.

Феномен А. Платонова. Андрей Платонов (1899-1951) - выдающийся русский художник слова, мастер философской прозы. Начало творческого пути. Ранняя публицистика. Первые сборники рассказов и повестей. Новизна раскрытия личности в повести «Сокровенный человек». Образ Пухова и его место в художественном мире А. Платонова.

Сатира А. Платонова («Город Градов»). Изображение взаимоотношений личности и государства. Исследование «философии» бюрократии в повести «Город Градов». Авторская концепция и иллюзорно счастливый финал рассказа «Усомнившийся Макар».

«Чевенгур» – роман о судьбах революции. Творческая история. Восприятие событий недавнего прошлого в свете «великого перелома». Основные образы (Александр и Прокофий Двановы, Копенкин, Чепурный). Своеобразие отражения в романе социально-политической жизни страны, вступившей на путь социализма. Крушение чевенгурской утопии и его причины. Тема «прочих», ее роль в концепции произведения. Открытость финала романа и споры по его интерпретации. Жанрово-стилевые особенности «Чевенгура» как философского романа. Мифофольклорные основы его структуры. Традиции народной социальной утопии и утопического социализма. Платоновский гротеск и своеобразие языка.

Социально-философская повесть «Котлован». Классовое и общечеловеческое как основная коллизия произведения. Образ Вощева и его роль в раскрытии философской концепции повести. Образ Чиклина и проблема взаимоотношений рабочего класса, крестьянства, интеллигенции. Своеобразие авторской позиции. Ирония и гротеск в изображении «максимального класса» - бюрократической прослойки (Пашкин, Софронов, деревенский активист и т.д.). Символика образа Насти и авторский комментарий к ней.

Творческие искания Платонова в 1930-е гг. (повесть «Ювенильное море», повесть-мистерия «Джан») и в годы Великой Отечественной войны (рассказы «Одухотворенные люди», «Мать», «Девушка Роза» и др.), воссоздание драматизма послевоенных судеб народа («Возвращение»). Вклад А. Платонова в развитие отечественной литературы.

Человек и природа в философской прозе М. Пришвина. Особенности художественного мироощущения Михаила Пришвина (1873-1954). Истоки творчества. Философские и нравственные искания.

Фольклорные и этнографические мотивы в очерковых книгах 1900-х гг.: «В краю непуганых птиц», «За волшебным колобком», «Черный араб». Синтез художественного и научного мышления. Сближение с писателями-модернистами. Отношение к первой мировой войне и Февральской революции.

Публицистика, дневники, автобиографическая проза: «Кащеева цепь», «Мирская чаша». Своеобразие лирического героя. «Родственное внимание» к природе в книге «Родники Берендея». Мифологические и сказочные мотивы в идейно-художественной структуре произведений. Проблема творчества. Двуплановость повествования. Тема природы в произведениях писателя 1930-1940-х гг.

М. Пришвин – мастер лирико-философской прозы. Концепция взаимоотношений человека и природы в повести «Жень-Шень». Поиск смысла жизни, оптимизм пришвинского мироощущения. Мифологическая и философская символика повести. Драматизм образа лирического героя. Тема любви и вечной женственности. Образ мудреца Лувена. Цикл поэтических миниатюр «Фацелия». Особенности сюжета и композиции.

Поиски истины и счастья в идейно-художественной концепции произведений («Кладовая солнца» и др.)

Культурно-просветительская деятельность М. Пришвина. Творческая лаборатория писателя в книгах «Журавлиная родина», «Глаза земли». Отражение трагических противоречий жизни в «Дневниках».

Литература периода Великой Отечественной войны.

Поэзия. Тема Родины и народа, природы и истории, героизма, гуманизма, борьбы с фашизмом, защиты культуры и цивилизации и особенности ее поэтического воплощения в лирике А. Ахматовой, Б. Пастернака, К. Симонова, А. Суркова, Н. Тихонова, А. Прокофьева, А. Твардовского, М. Светлова и др. Песенное творчество (М. Исаковский, В. Лебедев-Кумач, А. Фатьянов и др.). Лирика фронтового поколения (С. Гудзенко, М. Дудин, С. Наровчатов и др.) и поэтов, погибших на войне (П. Коган, М. Кульчицкий, А. Лебедев, Г. Суворов). Стихотворная сатира (Д. Бедный, С. Маршак, С. Михалков). Жанрово-стилевое многообразие поэм (Н. Тихонов, О. Берггольц, В. Инбер, М. Алигер, П. Антокольский).

Поэма А. Твардовского «Василий Теркин». Творческая история. Пафос «горькой правды» в картинах войны и труда. Своеобразие жанра поэмы как героического эпоса. Собирательность образа ее героя. Композиция «Книги про бойца». Место и роль лирического героя.

Проза. Развитие малых жанров . Очерки и рассказы (Л. Соболев, А. Толстой, Н. Тихонов, И. Эренбург, Б. Горбатов, А. Фадеев, М. Шолохов, Л. Леонов, А. Платонов, В. Кожевников). Тенденция к их циклизации.

Обобщенно-поэтизирующая («Народ бессмертен» В. Гроссмана, «Радуга» В. Василевской, «Непокоренные» Б. Горбатова) и конкретно-аналитическая («Волоколамское шоссе» А. Бека, «Дни и ночи» К. Симонова) тенденции в прозе военных лет. Опыт эпического освещения войны («Они сражались за Родину» М. Шолохова, «Молодая гвардия» А. Фадеева).

Драматургия. Жанрово-стилевые особенности пьес военного времени («Русские люди» К. Симонова, «Ленушка», «Нашествие» Л. Леонова, «Фронт» А. Корнейчука). Философская сказка Е. Шварца «Дракон». Обличение тоталитарного режима, милитаристской идеологии и психологии. Постижение механизма духовного порабощения человека. Особенности построения конфликтов и характеров. Историческая драматургия (дилогия А. Толстого об Иване Грозном).

Русский исторический роман первой половины ХХ в. («Петр Первый» А. Толстого). Русский исторический роман 1920-1930-х гг.: проблема взаимосвязи истории и современности. Исследование предыстории революции. Изображение народа как основной творческой силы истории. Интерес писателей к изображению выдающихся революционеров и народных движений прошлого: «Разин Степан» А. Чапыгина, романы «Радищев», «Одеты камнем» О. Форш, «Емельян Пугачев» В. Шишкова.

Тема Петра Первого в русской литературе и в творчестве Алексея Толстого (1883-1945) («Наваждение», «День Петра», 1917-1919).

Роман «Петр Первый»: особенности замысла («вхождение в историю через современность»), источники работы над романом. Концепция Петровской эпохи. Тематика, основные конфликты и сюжетные линии (борьба нового со старым, рождение новой России, движение истории в романе, тема Востока и Запада). Композиционный центр зрения. Эволюция образа Петра. Его сподвижники и оппозиция. Образ народа, его социальная структура и эволюция (семья Бровкиных, братья Воробьевы, Кузьма Жемов, атаман Иван, Овдоким, Федька Умойся Грязью, Андрей Голиков и др.). Теория «внутреннего жеста» А. Толстого и ее художественная реализация в произведении. Особенности изображения быта и воссоздание колорита эпохи. Язык романа.

Значение романа А. Толстого в развитии русского исторического романа ХХ в.

Литература русского зарубежья (первая волна). Своеобразие реализма И. Шмелева и Б. Зайцева. Русская зарубежная литература как часть отечественной культуры ХХ столетия. Периодизация литературного процесса в России и в русском зарубежье. Причины литературной эмиграции первой волны. Центры расселения: Берлин, Париж, Прага, Варшава, София, Прибалтика, Белград, Харбин. «Русский Берлин» - период относительного единства литературного процесса - время сотрудничества литераторов советской России и русского зарубежья. Париж - «столица зарубежья».

Литературные издательства. Альманахи. Сборники. Кружки. Основные темы, мотивы, образы (тема России и революции, судеб российской и европейской цивилизации, ностальгии, памяти, дома, детства, любви, творчества). Развитие новых жанровых форм: автобиографического романа о прошлом, дневниковой прозы, сочетающей эпическое повествование с лирикой, беллетризованной биографии (творчество Б. Зайцева, Вл. Ходасевича, И. Бунина).

Устойчивость православно-религиозного мировоззрения Ивана Шмелева (1873-1950) . Трагедия послереволюционной России в эпопее «Солнце мертвых». Воскрешение духовных основ жизни России в книге «Лето Господне». Цикличность природно-космического и православно-обрядового движения времени. Персонажи романа как носители христианских устоев и заповедей (отец, Горкин).

Общая характеристика творчества Бориса Зайцева (1881-1972) в контексте художественных исканий в русской прозе начала века. Реализм мировидения художника и импрессионистическая манера письма. Усиление христианских мотивов в творчестве эмигрантского периода («Преподобный Сергий Радонежский»). Автобиографическая тетралогия «Путешествие Глеба». Беллетризированные биографии русских писателей.

Писатели и поэты реалистических и модернистских течений. Писатели, не примыкавшие к литературным школам.

Писатели старшего поколения и литературная молодежь (В. Набоков, Г. Газданов и др.).

Этапы творческого пути В. Набокова. Начало жизненного и творческого пути Владимира Набокова (1899-1977). Первые поэтические опыты.

Берлинский период творчества. Роман «Машенька». Автобиографическая проза В. Набокова «Другие берега» как своеобразный авторский комментарий к роману «Машенька». Ностальгия по России как основная тема произведения. Образ Ганина и его антагониста Алферова. Конфликт между прошлым и настоящим, духовным и бездуховным, живым и мертвым. Скрытая датировка произведения. Категории времени и пространства (природное и бытовое) в повести и их художественные функции. Семантические центры романа, воплощающие: нелепость, обман, фальшь / радость, любовь, счастье. Игра как структурообразующий элемент произведения. Прием зеркального отражения. Цветовой фон и роль цветообозначений. Слово-образ «тень» как ключевое слово текста. Символика произведения.

Проблема традиций русской классики в творчестве Набокова. Роман «Защита Лужина». Вопрос о прототипе главного героя. Судьба Лужина как глобальная метафора. Изгнание героя из «детского рая» и его творческая компенсация в шахматной игре. Мотив двойничества. Метафизическая ошибка героя.

Романное творчество Набокова 30-х годов («Соглядатай», «Подвиг», «Камера обскура», «Отчаяние», «Дар»).

Общая характеристика англоязычного творчества В. Набокова: «Лолита» и др. Проблема национальной идентификации произведений писателя-билингва.

Вклад В. Набокова в развитие русской литературы.


Русская литература второй половины ХХ века
Общая характеристика русской литературы 1950-1980 гг. Феномен «деревенской прозы». Активизация духовной и литературной жизни в стране после ХХ съезда КПСС. Появление новых литературно-художественных журналов и альманахов. Вступление в литературу нового поколения поэтов, прозаиков, драматургов. Активизация творчества художников старшего поколения (В. Луговской, Н. Заболоцкий и др.).

Незавершенность процессов демократизации. Запрещение ряда произведений (Б. Пастернака, А. Солженицына, В. Гроссмана, А. Бека, Ю. Домбровского, А. Твардовского, В. Шаламова и др.). Диссидентство и формы его выражения. «Самиздат». «Тамиздат». «Магнитиздат». Выезд ряда писателей за рубеж.

Многообразие прозы: лирическая, деревенская, городская, лейтенантская, мемуарная. Условность классификации.

Становление и развитие деревенской прозы. Генезис деревенской темы. Проза 1920-1930-х годов о судьбах крестьянской России как предыстория разработки деревенской темы в 1960-1970-е годы. Роль В. Овечкина как первооткрывателя темы в жанре очерка. Обращение к деревенской прозе Е. Дороша, Г. Троепольского, В. Тендрякова. Место рассказа А. Солженицына «Матренин двор» в процессе освоения народного бытия. Открытие народного характера в повести В. Белова «Привычное дело». Обращение к трагическим событиям коллективизации («На Иртыше» С. Залыгина, «Кончина» В. Тендрякова, «Мужики и бабы» Б. Можаева, «Кануны» В. Белова и др.).

Дальнейшие социальные, нравственные, философские искания деревенской прозы, богатство творческих индивидуальностей (В. Шукшин, Ф. Абрамов, В. Белов, Е. Носов, В. Распутин, В. Астафьев, В. Крупин и др.).

Творческий путь В. Шукшина. Феномен Василия Шукшина (1929-1974). Многообразие дарований (литература, кинодраматургия, режиссерская и актерская работа).

Проблематика, жанровое и стилевое многообразие творчества писателя. Проблема народа как центральная в прозе и кинодраматургии Шукшина. Шукшин - мастер малого жанра. Преобразование жанрово-стилевых форм («рассказ-судьба», «рассказ-характер», «рассказ-исповедь», «рассказ-анекдот» по Шукшину). Ситуации и конфликты. Характерология. Маргинальность персонажей. Психологизм. Полифонизм. Соотношение автор – герой.

Роман «Любавины»: изображение судьбы русской деревни на переломных этапах в свете общечеловеческих проблем. Роман «Я пришел дать вам волю»: новизна интерпретации исторических событий и роли личности. Центральные проблемы романа: судьбы России, крестьянского восстания и Степана Разина.

Сатира Шукшина. Единство комического и трагического. Рассказы, философская сказка «До третьих петухов», сатирическая повесть «Энергичные люди».

Киноповесть «Калина красная»: характер и судьба Егора Прокудина и авторская концепция народного характера. Фольклорные и мифологические истоки поэтики.

Этапы творческого пути В. Астафьева. Трудный жизненный опыт Виктора Астафьева (1924-2001) и его отражение в творчестве писателя. Рассказы и повести 1950-1960-х гг. («Перевал», «Стародуб», «Звездопад», «Кража», «Ясным ли днем»). Своеобразие астафьевского автобиографизма.

Творческая история и своеобразие жанра книги «Последний поклон». Изображение нравственных устоев народной жизни. Народные типы. Образ Катерины Петровны. Лиризм автобиографического повествования. Традиции русской автобиографической прозы. Двуплановость авторского видения мира.

Тема Великой Отечественной войны в творчестве В. Астафьева. Повесть «Пастух и пастушка»: новаторская гуманистическая сущность концепции войны, остро полемический характер повествования. Истоки трагедии Бориса Костяева. Трагически-противоречивый характер Мохнакова. Глубина психологического анализа. Жанровое своеобразие и специфика сюжета и композиции. Мифопоэтические и литературные традиции.

«Царь-рыба» как социально-философское произведение. Специфика конфликта. Типология персонажей. Утверждение нравственных основ народного характера и осуждение духовного браконьерства.

Роман «Печальный детектив»: проблематика, выбор главного героя, образная система. Своеобразие жанра и композиции. Публицистическое начало. Традиции русской классики (Н. Гоголь, Ф. Достоевский, М. Горький).

Эволюция темы Великой Отечественной войны в творчестве В. Астафьева 90-х годов: роман «Прокляты и убиты», повести «Так хочется жить», «Обертон», «Веселый солдат». Воссоздание трагедии народа в предвоенные, военные и послевоенные годы. Авторская концепция поражений и побед в Великой Отечественной войне. Природа конфликтов. Противостояние личности и государства. Роль лирико-публицистических отступлений.

Этапы творческого пути А. Солженицына. Драматизм судьбы А. Солженицына (р. 1918) – человека и писателя. Его социально-философские взгляды.

«Один день Ивана Денисовича»: история замысла и публикации. Действующие лица и их прототипы. Образ «соцгородка»: картины лагерной повседневности. Широта художественного обобщения. Противостояние людей и «псов клятых» в системе образов. Особенности сюжета и композиции. Прием трагической иронии. Своеобразие языка. Традиции русской классики (Ф. Достоевский, А. Чехов).

Художественное воплощение национального типа характера и особенности конфликта в рассказах «Матренин двор», «Захар Калита».

«Архипелаг ГУЛАГ»: история создания, социально-философская проблематика, жанровое своеобразие. Реалии острожного быта. Образ повествователя. Идея катарсиса. Символика. Апелляция к произведениям русской литературы. «Архипелаг ГУЛАГ» в контексте «лагерной» прозы. Особенности языка.

Романное творчество А. Солженицына: «В круге первом», «Раковый корпус». Автобиографическая основа, проблематика, система образов, природа конфликтов.

Эпопея «Красное колесо»: идейно-тематическое содержание, структурная многослойность, метод «узловых точек».

Творчество А. Солженицына 90-х годов: «Крохотки», «Двучастные рассказы».

Эволюция темы Великой Отечественной войны в литературе второй половины ХХ века. «Лейтенантская проза» (конец 1950-х – 1960-е гг.) как жанрово-стилевое явление и новый этап в раскрытии проблемы «человек и война». Ее основные свойства и место в литературном процессе (Г. Бакланов, Ю. Бондарев, В. Богомолов, А. Ананьев, В. Курочкин, В. Астафьев). Споры об «окопной» и «масштабной» прозе. Традиции В. Некрасова. Изображение будней войны. Особенности выбора героя. Многообразие ситуаций и конфликтов. Своеобразие хронотопа. Лирическое и автобиографическое начала.

Новые тенденции и жанры прозы о Великой Отечественной войне в 70-90-е гг. Художественное осмысление подвига народа в трагических испытаниях. Усиление гуманистических и философских начал, расширение представления о героическом. Проблема нравственного выбора. Новое в раскрытии личности. Мастерство воссоздания внутреннего состояния человека в многообразных ситуациях на войне. Широта интерпретаций ряда образов и ситуаций (Ю. Бондарев, В. Быков, В. Распутин, В. Кондратьев, Г. Владимов).

Развитие эпической традиции. Значение документа, мемуаристики (А. Адамович, Д. Гранин, В. Семин, В. Богомолов, С. Алексиевич). Сближение проблематики военной прозы с нравственно-философскими исканиями литературы этого периода.

Русская поэзия второй половины ХХ в. Многообразие идейно-художественных тенденций. Многообразие течений в лирике: «эстрадная» поэзия (Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Р. Рождественский), «тихая» лирика (В. Соколов, Н. Рубцов), философская лирика (Н. Заболоцкий, Л. Мартынов, А Тарковский). Выступления против официоза (поэзия в альманахе «Метрополь»). Активное противостояние «застою» в стихах-песнях и деятельности рок-групп. Пути развития авторской песни в 1960-1980-е годы (Б. Окуджава, В. Высоцкий, А. Галич, Н. Матвеева, Ю. Ким, Ю. Визбор, В. Долина, А. Макаревич, В. Цой).

Новые тенденции в поэзии 2-ой половины 1980 - начала 1990-х гг. Процесс сближения основных ветвей русской поэзии (официальной, неофициальной, задержанной, зарубежной). Публикации «Из литературного наследия» А. Ахматовой, А. Твардовского, В. Шаламова.

Художественный мир Иосифа Бродского (1940-1996) . Трагический характер мировосприятия. Тема экзистенциального одиночества. Личностное переживание культуры, истории, христианства. Тема времени как центральная.

Книга как жанр в поэзии Бродского. Поэтика книг «Остановка в пустыне», «Конец прекрасной эпохи», «Часть речи», «Римские элегии», «Новые стансы к Августе», «Урания».

Особенности поэтики лирики Бродского. Архаичность языка и новаторство поэтической техники, трагический пафос и ирония, классический ритм стиха и стилевая эклектика - противоположности, сплавленные единством поэтической личности. Эволюция поэзии от экспрессивного лиризма к нейтральности тона, усложнению поэтического синтаксиса, движения от точных метров к интонационному стиху.

Поэтический авангард. Творческие поиски «метаметафористов» (А. Еременко, А. Парщиков), «концептуалистов» (Д. Пригов, Л. Рубинштейн), «иронистов» (И. Иртеньев, В. Вишневский), «куртуазных маньеристов» (В. Степанцов, В. Пеленягрэ), их художественные обретения и потери. Лирика и поэмы наиболее талантливых поэтов нового поколения (И. Жданов, Т. Кибиров).

Поэты вне «школ», «поэты-смысловики» (самоопределение Е. Рейна), близкие к классической традиции: Е. Рейн, Б. Ахмадулина, В. Соснора, А. Кушнер, Г. Горбовский, О. Чухонцев, О. Хлебников, Т. Бек, Ю. Кузнецов.

Пафос революционного преобразования действи­тельности и утверждение творчески активной личности в советской литературе. Репрессии 1930-х гг. и личные судьбы писателей. Пафос патриотизма и народности в освещении войны. Возвращение трагического начала в советскую литературу.

Постановление ЦК «О журналах “Звезда” и “Ленинград”». Нормативность в эстетике 40–50-х гг. Теория бесконфликтности. Дискуссии 50-х гг. о лирическом, о положительном герое и теории бесконфликтности.

М.А. Шолохов (1905–1984)

М. Шолохов – создатель эпической картины русской народной жизни в ХХ в., продолжатель традиций Л. Толстого.

«Донские рассказы» и их место в литературном процессе. («Родинка», «Чужая кровь», «Шибалково семя», «Семейный человек», «Обида» и др.).

«Тихий Дон» – роман-эпопея, рас­крывающий историческую судьбу русского крестьянства в трагическом ХХ в. Воплощение многостороннего национального русского характера в образах главных героев.

Военная тема в творчестве М. Шолохова: от рассказа «Наука ненависти» к «Судьбе человека». Значение рассказа «Судьба человека» для развития военной прозы 50-60-х годов.

Литература русского зарубежья и андеграунда

Нравственные и религиозные проблемы в неореалистическом творчестве прозаиков русского зарубежья. «Лето Господне» И. Шмелева. Экзистенциальные мотивы в творчестве И. Бунина, Н. Нарокова («Мнимые величины»), Л. Ржев­ского («Московские повести»).

Сатирические романы и повести А. Аверченко, Н. Тэффи, М. Зощенко, М. Булгакова, А. Платонова.

Поэзия русского зарубежья. Г. Иванов и поэзия «незамеченного поколения». Б. Поплавский и другие поэты «парижской ноты».

Творчество поэтов второй волны русской эмиграции (Д. Кленовский, И. Елагин и Н. Моршен).

М.А. Булгаков (1891–1940)

Творчество М. Булгакова как продолжение традиций русской (Пушкин,Гоголь) и мировой (Гофман) классики. Реалистическое и мистическое начала в произведениях писателя. Проблематика повестей «Роковые яйца» и «Собачье сердце». Роль фантастики, условности и гротеска в раскрытии замысла писателя.

Апокалиптический мотив романа «Белая гвардия». Соединение автобиографического и конкретно-исторического сюжетов с символически-мистическим обобщением и проблема его пересоздания.

Драматургия М. Булгакова («Дни Турбиных», «Бег» и др.).

Многоплановость сюжета и композиции романа «Мастер и Маргарита». Проблемы реализма и модернизма в романе.

Место и значение Булгакова в современной и мировой литературе.

А.Т. Твардовский (1910–1971)

Жанровые особенности поэмы «Василий Теркин». Василий Теркин – воплощение русского национального характера.

Поэма «Дом у дороги»: проблематика, образы героев, жанр. Трагический пафос поэмы.

«За далью – даль» как лирическая эпопея. Духовный мир лирического героя, образы «далей» современности и исторических «далей».

Поэма «По праву памяти». Автобиографизм и историческое обобщение.

Философская лирика поэта. Твардовский – редактор «Нового мира».

А.П. Платонов

Соединение народной культуры и научной философии в произведениях А. Платонова. Тема преодоления сиротства, решение проблемы частного и общего существования.

Конкретно-историческая и философская проблематика романа «Чевенгур». Повести «Котлован», «Ювенильное море» и «Джан» как трансформация мотивов «Чевенгура». Решение проблемы построения всеобщего счастья в каждой из повестей. Использование мифологических и фольклорных образов, сюрреалистических деталей.

Литература периода Великой Отечественной войны и послевоенного периода.

Повести и рассказы военных лет. Тема подвига и героизма. «Русские люди» К. Симонова, «Нашествие» Л. Леонова.

Романтико-утопические тенденции обще­ственного сознания в массовой поэзии 40-х гг. Подъем патриотической поэзии в годы Великой Отечественной войны. Разнообразие жанров: военные стихи А. Ахматовой и Б. Пастернака; лирика А. Суркова («Декабрь под Москвой»), К. Симонова («Война»), Д. Кедрина; поэмы А. Твардовского («Василий Теркин», «Дом у дороги»), П. Антокольского («Сын»), В. Инбер («Пулковский меридиан»), М. Алигер («Зоя»), Н. Тихонова («Киров с нами»); развитие любовной лирики («С тобой и без тебя» К. Симонова, «Строки любви» С. Щипачева, стихи М. Алигер, О. Берггольц и др.); массовая песня (М. Исаковс­кий, В. Лебедев-Кумач, А. Сурков, А. Фатьянов, М. Светлов).

3. Своеобразие литературного процесса в 1920 - 1930-е годы. Тенденции. Закономерности

Уникальность литературы состоит в том, что после 1917 г. она разделилась на 3 потока: советская (официальная), русское зарубежье, «задержанная» (неофициальная). Их художественные принципы различны, но темы общие.

Определяли лицо литературы поэты серебряного века.

Есть 2 основные тенденции, задававшие тон литературы с самой революции.

    С начала 1920-х гг. начинается культурное самообеднение России. 1921 г. – очень знаковый год: умирают Блок и Гумилёв. В 1922 г. выходит пятая, последняя, поэтическая книга Ахматовой (в полном составе отдельным изданием). Высылаются из страны поэты и писатели (Цветаева, Ходасевич, Георгий Иванов, Шмелев, Зайцев, Осоргин, Горький (на время)).

В 1922 г. – августовский погром, сигнал к началу массовых гонений на культуру. Закрываются журналы. 1924 г. – закрывается «Русский современник».

1958 г. – исключение Б. Пастернака из Союза писателей.

Очевиден рубежный характер начала 1920-х гг.

Два важных фактора самообеднения:

    Социальный заказ (не синоним административного положения). Речь сначала шла о нужности/ненужности творчества. Н-р: Маяковский внедрил социальный заказ внутрь своей поэзии, но дальше стал развиваться по своим законам.

Для социального заказа стремились найти наиболее адекватные нормативные формы. Стремление к созданию образца, отправной точки – Фурманов («Железный поток»), Фадеев («Разгром»). Это были образцы того, как надо писать в 1920-е гг.

Но социальный заказ был и большим ограничением развития литературы.

Важно было четко противопоставить «они» и «мы». Либо высказаться против врагов новой власти, либо проявить лояльность к ней самой. Были предложены настоятельно рекомендуемые темы (недавнее прошлое и современность). Уход от этих тем стал восприниматься как саботаж. Появилось требование доступности (непременной обращенности не к читателю, воспитанному на классической литературе, а к читателю, до этого вообще не являвшимся им).

Зощенко – жанр сказа (соблюдение всех трех условий).

    Укоренение темы Сталина в литературе. Культовый синдром – вообще важный признак советской литературы и массового сознания. Пастернак видел в Сталине воплощение всемирной исторической энергии.

Молодой Булгаков пишет пьесу о молодости Сталина.

Все эти произведения писались добровольно. Но: Мандельштам был вынужден написать оду Сталину; Ахматова ради спасения сына в 1950 г. пишет цикл «Слава миру».

3 ветви РЛ объединяет не только их принадлежность русской литературе, но и то, что все они новаторские. Это новая литература, литература ХХ в. не только по времени создания. Она разнообразнее классики 19 в.

Главный вопрос советской литературы – об отношении нового искусства к новой действительности. Как соединить художественное мышление с практическим жизнетворчеством? Поиски ответа на этот вопрос заняли все 1920-е и отчасти 1930-е гг. Ответы были разные, появились группировки. Основной признак времени – существование и борьба многочисленных группировок.

Наиболее крупным и влиятельным объединением был Пролеткульт (1917-20). Утверждал необходимость создания искусства особого, пролетарского, которое было бы изолировано от культурного опыта и традиций. Они считали, что подлинные пролетарские произведения могут создаваться только подлинным пролетарским писателем (важно было происхождение). Но приоритет этого искусства утверждался агрессивно, они не признавали другой точки зрения.

Идеи Пролеткульта подхватила группировка под названием «Кузница» (1920-22) – более умеренная группировка пролетарских писателей, в основном поэты-романтики. Они тоже были против большевиков, критиковали НЭП (предательство мировой революции).

В 1922 возникает еще одна группа пролетарских писателей – «Октябрь». Именно с нее начинается история самого жестокого для РЛ направления – РАПП (Российская Ассоциация Пролетарских Писателей) (1924-32). РАПП учитывала просчеты предшественников и всячески подчеркивала преданность делу большевиков, при этом не отрицая возможность учебы у классиков. На абсолютное лидерство РАПП не претендовала. Лидеры РАППа: Лев Авербах (критик), писатели А. Фадеев, Ю. Лебединский, В. Киршон. Они боролись за классовую чистоту искусства. Они были названы исследователем ХХ в. С.И. Шешуковым «неистовыми ревнителями».

Кроме этих группировок, существовали объединения «попутчиков». Первая – «Серапионовы братья» (цикл новелл Гофмана) (1921-25). Авторы: Лев Лунц, Вениамин Каверин, Н. Тихонов, К. Федин, М. Зощенко. Симпатизировали революции, но настаивали на свободе творческого выбора.

Еще одна группа – «ЛЕФ» (левый фронт искусства) (1923-28). Связана с именем Маяковского; группировка «Перевал» (1925-32) объединилась вокруг редакции журнала «Красная новь», руководитель – А. Воронский. Позиция ЛЕФа изобиловала мрачными проектами: они хотели превратить социализм в огромный производственный механизм, а человека – в «стандартизированного активиста». Перевальцы противостояли этим взглядам и боролись за гармоничную личность и за право писателя быть самим собой, за право выбора.

Эти споры заняли все культурное пространство 1920-х гг.

В конце 1920-х гг. в России была цензура. Начались гонения. Первые две акции коснулись Пильняка и Замятина. Эти кампании должны были продемонстрировать должную линию поведению.

Писатели протестовали: Горький, Платонов, Ю. Олеша, Булгаков и т.д. Пытались защитить творческую линию поведения и преследуемых писателей.

Все попытки предостеречь общество были обречены на поражение, т.к. цели были поставлены, и их нужно было осуществить.

В 1932 г. все литературные группировки должны были прекратить свое существование. Началась подготовка к первому съезду российских писателей, который состоялся в 1934 г. под предводительством Горького. Вся советская литература была объединена в Союз писателей. Были приняты программа, устав. Социалистический реализм – единственный возможный метод изображения жизни. Соцреализм - это правдивое, исторически конкретное изображение действительности в ее революционном развитии. Сюда входили исторический оптимизм, народность, партийность – основы нового метода.

После возникновения и утверждения соцреализма нужно было найти программное произведение. Им был объявлен роман Горького «Мать», и Горький был объявлен основоположником соцреализма.

С начала 1930-х гг. соцреализм стал превращаться в откровенный нормативизм, иллюстрирование политических лозунгов.

В конце 1980-х гг. одна из основных дискуссий – о том, кого сегодня считать классиками. Пытались даже дать определение классика. Бочаров: классиком можно признать писателя с «развитым эпичным мировидением», создавшего «целостный и объемный художественный мир». Но оно привело к отсутствию 2/3 корпуса русской литературы.

Открывается много новых журналов: «Красная новь», «Печать и революция», «Молодая гвардия», «На посту», «Новый мир»... Возникает много литературных объединений: имажинисты, конструктивисты, экспрессионисты,

Рабочие, красноармейцы, крестьяне, политработники стремятся в литературе рассказать о пережитых ими революции и гражданской войне.

В середине 20х гг завершается размежевание писателей, начавших свою деятельность до 19 года. Одни принимают новую власть и идут на сотрудничество с ней (Серафимович, Маяковский, Брюсов). Другие занимают непримиримую враждебную позицию и покидают Россию (Мережковский, Гиппиус, Ходасевич). Замятин пытался работать в новых условиях, но в 31 году пришлось эмигрировать. А.Толстой уехал в 19 году, но вернулся через несколько лет. С середины 20х снижается видимая творческая активность Ахматовой, Цветаевой, Мандельштама, Хлебникова, Пастернака, Клюева, Орешина. В 1925 г. Было принято постановление «О политике партии и области художественной литературы», в результате которого возникли жёсткие идеологические ограничения.

К середине 20х гг определяются 3 основные противоборствующие силы: РАПП, «Перевал» и попутчики.

Российская Ассоциация Пролетарских Писателей ориентируется на творчество писателей-рабочих, массовая организация. Вульгарный социологизм и догматизм, зазнайство и высокомерие. Попутчики – писатели, сотрудничавшие с новой властью, но не выходцы из пролетарских и крестьянских слоёв и «не овладевшие коммунистической идеологией»

«Перевал». Глава – Воронский. Понимание новой худ. Литературы как наследницы лучших традиций русской и мировой словесности. Объективное худ. Воспроизведение действительности, гуманизм, важность интуиции в творческом процессе,Главный объект внимания – события революции и гражданской войны.

Активность во всех видах и жанрах творчества. Поиск новых путей и форм. Многообразие выразительных и изобразительных средств. Время «великого эксперимента».

На грани между реализмом и натурализмом. Использование гротеска и фантастики. Сильная лирико-романтическая стихия. Модернистские тенденции. Возрождается жанр антиутопии. Новые тенденции: замена «я» на «мы», на первом плане – изображение народных масс. Анализ взаимоотношений героя и массы. На второй план отходит внутренний мир персонажа. Деформируется духовная жизнь: ограничение свободы вероисповедания, преследование инакомыслящих, террор, пренебрежение гуманистическими ценностями, оправдание жестокости. В прозе наибольший расцвет у повести, рассказа, очерка (малые формы), начало работы над романами-эпопеями.

В драматургии сочетаются психологизм, гротеск, патетика и лирика.

В начале 30х гг основным методом объявлен соцреализм. Критика лирико-романтического начала в литературе.

Двойные стандарты в оценке литературы: истинная, традиционная, эстетическая и мнимая, приспособленная к сиюминутным идеологическим требованиям.

К началу 30х гг остаётся небольшое количество группировок. 34 г. - Всесоюзный съезд советских писателей. Провозглашает соцреализм основным методом литературы. Ориентация на социологическое освещение действительности. Оскудевает диапазон изобразительно-выразительных средств. Процесс усреднения языка. Исчезают лирика, сатира, фантастика. В 30 х гг преобладает эпическое начало во всех видах творчества, тяга к крупномасштабным полотнам. Активизация очерковой литературы и публицистики. «Основной герой книг» - труд, развитие «производственных жанров». Развивается жанр массовой песни. Развивается повесть в стихах, сюжетная эпическая поэма.

После 17 года литература разделилась на 3 потока:

    Литература советская

    Литература русского зарубежья

    Литература задержанная

2 основные тенденции: 1)усиливается культурное самообеднение России (21 год – умирает Блок, расстрелян Гумилев. В 22 г. выходит последняя книга Ахматовой. Высылаются из страны интеллигенты: Цветаева, Ходасевич, Иванов и др. Первый культурный погром – закрываются журналы). 2)рубежный характер.

Факторы 1: социальный заказ – ощущение нужности/ненужности творчества – стремление к созданию образца. Важно было противопоставить ОНИ и МЫ, высказываться против врагов новой власти или лояльное отношение к самой новой власти. Были предлагаемые темы. Требование доступности (н: Зощенко).

2: укоренение темы Сталина в литературе (н: Пастернак, Зощенко, Булгаков).

Это литература новаторская.

После революции 1917 года по всей стране появилось множество различных литературных групп. Многие из них возникали и исчезали, даже не успевая оставить после себя какой-либо заметный след. Только в одной Москве в 1920 г. существовало более 30 литературных групп и объединений. Нередко входившие в эти группы лица были далеки от искусства (например, группа "Ничевоки", провозглашавшая: "Наша цель: истончение поэтпроизведения во имя ничего"). Причины возникновения многочисленных и разнохарактерных литературных групп: обычно на первый план выдвигаются материально-бытовые.

1917 – 20-е гг. – пролеткульт: утверждал необходимость создания пролетарского искусства. Только пролетарский писатель может создать пролетарское искусство.

Кузница (20 – 22 гг.) – более умеренная группа писателей. Критиковали большевиков за НЭП.

Октябрь (22 г.) → начинается направление РАПП (24 – 32 гг.) – подчеркивал преданность к большевикам, но учился у классиков. Лидер: Лев Авербах + А.Фадеев, Ю.Лебединский, В.Кершон. РАПП - росс, ассоциация пролетарских писателей (возникла в 1922 г). А Серафимович, и Елохов (хотя он там не работал), историки л-ры 20-х годов, критики: Авербах Л., Милевич Г., Лебединский Ю., прозаики: А. Веселый, А. Соколов, А. А. Фадеев, Д. Фурманов; поэты: Жаров А„ Безыменский А., Дорокойченко А. При журнале «Молодая гвардия». В 23-м году - «октябрь», «На посту» (с 1923 - «На лит. посту»). Задача - охрана границ пролетарской культуры. Пролетарскую культуру создают пролетарии по происхождению и образу жизни. Придумали деление л-ры на крестьянскую, пролетарскую и интеллигентную («попутчики» - те, кто » стоят твердо на платформе сов. власти). Глав, деят-ть - вербовка в свои ряды новых писателей, врагов и мишеней (с которыми велась борьба).

Попутчики: Серапионовы братья (21-25 гг.) (серапионы) – Л.Лунц, В.Каверин, Н.Тихонов, М.Зощенко. Настаивали на свободе творческого выбора.

ЛЕФ (Левый фронт искусства) (23 – 28 гг.) – входили В.Маяковский, Б.Арватов, В.Каменский, Б.Пастернак, Н.Асеев, В.Шкловский, О.Брик, С.Кирсанов, С.Третьяков, Н.Чужак. К ЛЕФу были близки, вызывавшие большой интерес у писателей-лефовцев, кинорежиссеры - С.Эйзенштейн, Д.Вертов (Эсфирь Шубб -?), художники: Роченко, Лавинский, Степанова. Журнал «Новый ЛЕФ». Действенного революц. ис-ва, о внедрении ис-ва в повседневную жизнь нового гос-ва Ис-во должно выполнять ряд сугубо практич. задач. Эмоц. воздействия на аудиторию - для выполнения задач. Лефовцы настаивали на том, чтобы в новом гос-ве использовалось все лучшее. Все новаторские идеи должны быть исполнены. ЛЕФ основали много качественных, но курьезных текстов (на заказ) - дл: ввода людей в рабочее состояние. Считали, что психологич. проза уводит в мир ненужных фантазий. Проза должна быть короткой. В кон. 20-х гг. гос-во пошло против ЛЕФа- все достигается авралом, а не научной организацией труда

Перевал (25 – 32 гг.) – вокруг журнала «Красеая новь». Алексей Варонский.

Группа ЛЦК - отпочковались (конструктивисты). Лит. центр конструктивистов: гос-во должно быть функциональным, разработка новых приемов л-ры; л-ра должна стать летописцем эпохи, должна запечатлеть речь эпохи (она разная у разных сословий). В 30-м году группа прекратила существовать как завершившая свою задачу.

32 г. – все литературные группировки были распущены. Подготовка к первому съезду советских писателей (34 г.) под предводительством Горького => общий союз писателей (социальный реализм – метод изображения жизни). Роман Горького «Мать» стал первым.

Начало 30-х гг. – соц.реализм → нормативизм.

В 30-е годы начался процесс физического уничтожения писателей: были расстреляны или погибли в лагерях поэты Н.Клюев, О.Мандельштам, П.Васильев, Б.Корнилов; прозаики С.Клычков, И.Бабель, И.Катаев, публицист и сатирик М.Кольцов, критик А.Воронский, арестовывались Н.Заболоцкий, А.Мартынов, Я.Смеляков, Б.Ручьев и десятки других писателей.

Не менее страшным было и нравственное уничтожение, когда в печати появлялись разносные статьи-доносы на писателей, которые обрекались на многолетнее молчание. Именно эта судьба постигла М.Булгакова, А.Платонова, вернувшуюся из эмиграции М.Цветаеву, А.Крученых, частично А.Ахматову, М.Зощенко и многих других мастеров слова.

С конца 20-х годов между Россией и остальным миром установился «железный занавес», и советские писатели теперь не посещали зарубежные страны.

В августе 1934 года открылся Первый Всесоюзный съезд советских писателей. Делегаты съезда признали основным методом советской литературы метод социалистического реализма. Это было внесено в Устав Союза советских писателей СССР.

Выступая на съезде, М.Горький охарактеризовал этот метод так: «Социалистический реализм утверждает бытие как деяние, как творчество, цель которого - непрерывное развитие ценнейших индивидуальных способностей человека ради победы его над силами природы, ради его здоровья и долголетия, ради великого счастья жить на земле».

Важнейшими принципами в соцреализме стали партийность (предвзятую трактовка фактов) и народность (выражение идей и интересов народа) литературы.

С начала 1930-х годов в области культуры установилась политика жестокой регламентации и контроля. Многообразие сменилось единообразием. Создание Союза советских писателей окончательно превратило литературу в одну из областей идеологии.

Период с 1935 по 1941 год характеризуется тенденцией к монументализации искусства. Утверждение завоеваний социализма должно было находить отражение во всех видах художественной культуры. Каждый вид искусства шел к созданию монумента любого образа современности, образа нового человека, к утверждению социалистических норм жизни.

Однако 1930-е годы были отмечены не только ужасным тоталитаризмом, но и пафосом созидания.

Интерес к изменению психологии человека в революции и послереволюционном преобразовании жизни активизировал жанр романа воспитания (Н.Островский «Как закалялась сталь», А.Макаренко «Педагогическая поэма»).

Выдающимся создателем философской прозы был Михаил Пришвин, автор повести «Жень-шень», цикла философских миниатюр.

Значительным событием в литературной жизни 30-х годов стало появление эпопей М.Шолохова «Тихий Дон» и А.Толстого «Хождение по мукам».

Особую роль в 30-е годы играла детская книга.

литература советская послереволюционная

Становление новой культуры в 1930-е годы. Поворот к патриотизму в середине 1930-х годов (в культуре, искусстве и литературе). Первый съезд советских писате­лей и его значение. Социалистический реализм как новый художественный метод. Противоречия в его развитии и воплощении.

Отражение индустриализации и коллективизации; поэтизация социалистиче­ского идеала в творчестве Н.Островского, Л.Леонова, В.Катаева, М.Шолохова, Ф.Гладкова, М.Шагинян, Вс.Вишневского, Н.Погодина, Э.Багрицкого, М.Светлова, В.Луговского, Н.Тихонова, П.Васильева и др.

Историческая тема в творчестве А.Толстого, Ю.Тынянова, А.Чапыгина.

Сатирическое обличение нового быта (М.Зощенко, И.Ильф и Е.Петров, М.Бул­гаков).

Развитие драматургии в 1930-е годы.

Марина Ивановна Цветаева (1892-1941)

Сведения из биографии. Идейно-тематические особенности поэзии М.И.Цветаевой, конфликт быта и бытия, времени и вечности. Художественные особенности поэзии М.И.Цветаевой. Фольклорные и литературные образы и мотивы в лирике Цветаевой. Своеобразие поэтического стиля.

Для чтения и изучения. Стихотворения: «Моим стихам, написанным так рано…», «Генералам 12 года», «Кто создан из камня, кто создан из глины…», «Имя твое - птица в руке…», «Тоска по родине! Давно».

Повторение. Тема поэта и поэзии в русской литературе XIX-XX веков. Образ Москвы в творчестве русских поэтов (А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, С.А.Есенин и др.).

Теория литературы. Развитие понятия о средствах поэтической выразительно­сти.

Творческие задания. Исследование и подготовка реферата (сообщения, до­клада): «М.И. Цветаева в воспоминаниях современников».

Подготовка и проведение заочной экскурсии в один из музеев М.И.Цветаевой. Наизусть. Одно-два стихотворения (по выбору студентов).

Андрей Платонов (Андрей Платонович Климентов) (1899-1951)

По выбору преподавателя - творчество А.Н.Толстого или А.П.Платонова.

Сведения из биографии.

Поиски положительного героя писателем. Единство нравственного и эстетиче­ского. Труд как основа нравственности человека. Принципы создания характеров. Социально-философское содержание творчества А.Платонова, своеобразие художе­ственных средств (переплетение реального и фантастического в характерах героев-правдоискателей, метафоричность образов, язык произведений Платонова). Традиции русской сатиры в творчестве писателя.

Для чтения и изучения. Рассказ «В прекрасном и яростном мире».

Демонстрации. Музыка Д.Д.Шостаковича, И.О.Дунаевского. Картины П.Н.Фи­лонова.

Творческие задания. Исследование и подготовка сообщения: «Герои прозы А.Платонова».

Михаил Афанасьевич Булгаков (1891-1940)

Краткий обзор жизни и творчества (с обобщением ранее изученного материала). Роман «Белая гвардия». Судьба людей в годы Гражданской войны. Изображение войны и офицеров белой гвардии как обычных людей. Отношение автора к героям

романа. Честь - лейтмотив произведения. Тема Дома как основы миропорядка. Женские образы на страницах романа.

Сценическая жизнь пьесы «Дни Турбиных».

Роман «Мастер и Маргарита». Своеобразие жанра. Многоплановость романа. Систе­ма образов. Ершалаимские главы. Москва 1930-х годов. Тайны психологии человека: страх сильных мира перед правдой жизни. Воланд и его окружение. Фантастическое и реалистическое в романе. Любовь и судьба Мастера. Традиции русской литерату­ры (творчество Н.В.Гоголя) в творчестве М.Булгакова. Своеобразие писательской манеры.

Для чтения и изучения. Роман «Мастер и Маргарита».

Повторение. Фантастика и реальность в произведениях Н. В. Гоголя и М. Е. Салтыкова-Щедрина. Сатирическое изображение действительности в творчестве М.Е.Салтыкова-Щедрина.

Теория литературы. Разнообразие типов романа в советской литературе.

Демонстрации. Фотографии писателя. Иллюстрации русских художников к произ­ведениям М.А.Булгакова. Фрагменты кинофильмов «Дни Турбиных» (реж. В.Басов), «Мастер и Маргарита» (реж. В.Бортко).

Михаил Александрович Шолохов (1905-1984)

Жизненный и творческий путь писателя (с обобщением ранее изученного).

Мир и человек в рассказах М.Шолохова. Глубина реалистических обобщений. Тра­гический пафос «Донских рассказов». Поэтика раннего творчества М.Шолохова.

Роман-эпопея «Тихий Дон». Роман-эпопея о судьбах русского народа и казачества в годы Гражданской войны. Своеобразие жанра. Особенности композиции. Столк­новение старого и нового мира в романе. Мастерство психологического анализа. Патриотизм и гуманизм романа. Образ Григория Мелехова. Трагедия человека из народа в поворотный момент истории, ее смысл и значение. Женские судьбы. Любовь на страницах романа. Многоплановость повествования. Традиции Л.Н.Толстого в романе М. Шолохова. Своеобразие художественной манеры писателя.

Для чтения и изучения. Роман-эпопея «Тихий Дон» (обзор с чтением фрагмен­тов).

Повторение. Традиции в изображении войны (Л.Н.Толстой «Война и мир»). Тема революции и Гражданской войны в творчестве русских писателей.

Теория литературы. Развитие понятия о стиле писателя.

Демонстрации. Иллюстрации О.Г.Верейского к роману «Тихий Дон». Фрагмен­ты из кинофильма режиссера С.А.Герасимова «Тихий Дон» («Мосфильм», 1957- 1958 годы).

Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет

Деятели литературы и искусства на защите Отечества. Живопись А.Дейнеки и А.Пластова. Музыка Д.Шостаковича и песни военных лет (С.Соловьев-Седой, В.Лебедев-Кумач, И.Дунаевский и др.). Кинематограф героической эпохи.

Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков (О.Берггольц, К.Симонов, А.Твардовский, А.Сурков, М.Исаковский, М.Алигер, Ю.Друнина, М.Джалиль и др.).

Публицистика военных лет (М.Шолохов, И.Эренбург, А.Толстой).

Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказы Л. Собо­лева, В.Кожевникова, К.Паустовского, М.Шолохова и др.

Повести и романы Б.Горбатова, А.Бека, А.Фадеева. Пьесы: «Русские люди» К.Симонова, «Фронт» А.Корнейчука и др.

Произведения первых послевоенных лет. Проблемы человеческого бытия, добра и зла, эгоизма и жизненного подвига, противоборства созидающих и разрушающих сил в произведениях Э.Казакевича, В.Некрасова, А.Бека, В.Ажаева и др.

Анна Андреевна Ахматова (1889-1966)

Жизненный и творческий путь (с обобщением ранее изученного).

Ранняя лирика Ахматовой: глубина, яркость переживаний поэта. Тематика и тональность лирики периода Первой мировой войны: судьба страны и народа.

Личная и общественная темы в стихах революционных и первых послереволю­ционных лет. Темы любви к родной земле, Родине, России. Пушкинские темы в творчестве Ахматовой. Тема любви к Родине и гражданского мужества в лирике военных лет. Тема поэтического мастерства в творчестве поэтессы.

Поэма «Реквием». Исторический масштаб и трагизм поэмы. Трагизм жизни и судьбы лирической героини и поэтессы. Своеобразие лирики Ахматовой.

Для чтения и изучения. Стихотворения: «Смятение», «Молюсь оконному лучу…», «Пахнут липы сладко…», «Сероглазый король», «Песня последней встречи», «Мне ни к чему одические рати», «Сжала руки под темной вуалью…», «Не с теми я, кто бросил земли…», «Мне голос был», «Победителям», «Муза». Поэма «Реквием».

Повторение. Образ Петербурга в русской литературе XIX века (А.С.Пушкин, Н.В.Гоголь, Ф.М.Достоевский). Любовная лирика русских поэтов.

Теория литературы. Проблема традиций и новаторства в поэзии. Поэтическое мастерство.

Демонстрации. Портреты А.А.Ахматовой кисти К.С.Петрова-Водкина, Ю.П.Ан­ненкова, А.Модильяни. И.В.Моцарт «Реквием». Иллюстрации М.В.Добужинского к книге «Подорожник».

Творческие задания. Исследование и подготовка реферата: «Трагедия “стомильонного народа” в поэме А. Ахматовой “Реквием”». Подготовка виртуальной экскурсии по одному из музеев А.Ахматовой.

Наизусть. Два-три стихотворения (по выбору студентов).

Борис Леонидович Пастернак (1890-1960)

Сведения из биографии. Основные мотивы лирики Б.Л.Пастернака. Связь человека и природы в лирике поэта. Эволюция поэтического стиля. Формально-содержательные доминанты поэтического стиля Б.Л.Пастернака. Любовь и поэзия, жизнь и смерть в философской концепции поэта.