Лирические отступления о театре, балете, драме и творчестве. Отношение к искусству, театру Онегина: Театр уж полон; Онегин входит Каково отношение онегина к театру

Живя в городе, он, как и обычный молодой человек того времени, ходил на различные балы, театры, банкеты. Первое время, как и всем, ему нравилась такая жизнь, но потом эта симпатия к такой однообразной жизни угасла:

…Онегин входит,

Идёт меж кресел по ногам,

Двойной лорнет, косясь, наводит

На ложи незнакомых дам;…

Раскланялся потом на сцену

В большом рассеянье взглянул-

Отворотился и зевнул

И молвил: «Всех пора на смену;

Балеты долго я терпел,

Но и Дидло мне надоел…

Но, жизнь молодого светского человека не убила в Онегине чувства, как кажется на первый взгляд, а «только лишь охладила его к бесплодным страстям». Теперь Онегину не интересен ни театр, ни балеты, чего нельзя сказать об авторе. Для Пушкина Петербургский театр - «волшебный край», о котором он упоминает в ссылке:

Услышу ль вновь я ваши хоры?

Узрю ли русской Терпсихоры

Блистательна, полувоздушна,

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит Истомина;…

Смысл жизни автор приобретает в исполнении своего предназначения. Весь роман насыщен глубокими размышлениями об искусстве, образ автора здесь однозначен - он, прежде всего, поэт, жизнь его немыслима без творчества, без тяжелой, напряженной духовной работы. Именно в этом ему противоположен Онегин. У него просто нет потребности в работе. И все его попытки погрузиться в чтение, писать автор воспринимает с иронией: «Труд упорный ему был тошен…» Этого нельзя сказать об авторе. Он пишет, читает там, где созданы условия для этого.

Пушкин часто вспоминает о Москве, как о прекрасном культурном уголке и просто, как о прекрасном городе:

Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

Но это говорит автор, у Онегина же совершенно другое мнение. Он много поведал в своей жизни, и, как уже было сказано, ему больше не интересно ни в Петербурге, ни в Москве, везде, где он был, Онегин видел одно общество, от которого он хотел скрыться в деревне.

Расширяют исторические рамки романа строки о Москве и Отечественной войне 1812 года:

Москва... как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

…………………………………

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля;

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Роман был полностью закончен 25 сентября 1830 года в Болдино, когда Пушкину было уже 31 год. Тогда он понимал, что молодость уже прошла и её больше не вернуть:

Мечты, мечты! Где ваша сладость?

Где вечная к ней рифма- младость?

Автор пережил много, жизнь принесла ему много обид и разочарований. Но не уму одному. Онегин и автор здесь очень похожи. Но, если Онегин уже разочаровался в жизни, то, сколько же ему тогда лет? В романе есть точный ответ на этот вопрос. Но пойдём по порядку: Пушкин был выслан на юг весной 1820 года. Онегин уехал в Петербург тогда же. До этого «он убил 8 лет в свете»- значит, он появился в обществе примерно в 1812 году. Сколько лет могло быть Онегину в то время? На этот счёт у Пушкина в черновиках сохранились прямые указания: « 16 не больше лет». Значит, Онегин родился в 1796 году. Он старше Пушкина на 3 года! Встреча с Татьяной, знакомство с Ленским происходят весной и летом 1820 года - Онегину уже 24 года. Он уже не мальчик, а взрослый, зрелый мужчина, по сравнению с 18 -летним Ленским. По этому не удивительно, что Онегин относится к Ленскому чуть покровительственно, по- взрослому смотрит на его «юный жар и юный бред». Это ещё одно различие автора с главным героем.

Весной, когда Пушкин пишет 7 главу «Евгения Онегина», он полностью утверждается в том, что молодость уже прошла и её уже не вернуть:

Или с природой оживлённой

Сближаем думою смущенной

Мы увяданье наших лет,

Которым возрожденья нет?

V. Роман «Евгений Онегин» -- лирический дневник автора

Таким образом в романе. Его произведения никогда не будут старомодны. Они интересны как пласты истории и культуры России.

Особое место в творчестве А.С. Пушкина занимает роман “Евгений Онегин”.

С самого начала произведения автор ведет диалог с читателем, путешествует по миру чувств, образов, событий, показывает свое отношение к главным героям, к их переживаниям, мыслям, занятиям, интересам. Иногда что-то невозможно понять, и автор дополняет.

Читая об Онегине, можно подумать, что это сам Пушкин.

Всегда я рад заметить разность

Между Онегиным и мной...

Как будто нам уж невозможно

Писать поэмы о другом,

Как только о себе самом.

Некоторые строфы этого романа можно назвать самостоятельными произведениями, например:

Прошла любовь, явилась муза,

И прояснился темный ум.

Свободен, вновь ищу союза

Волшебных звуков, чувств и дум...

Дружба Онегина с Ленским, в которой сошлись “волна и камень, стихи и проза, лед и пламень”, -- дает автору возможность в лирическом отступлении раскрыть свое отношение к этому понятию: “Так люди (первый каюсь я) От, делать нечего друзья”.

У Пушкина много лирических отступлений, где он размышляет о любви, юности, уходящем поколении.

Поэт отдает предпочтение некоторым героям, оценивает их: “Онегин, добрый мой приятель” и “Татьяна, милая Татьяна!”

Как много он рассказывает об этих людях: об их облике, внутреннем мире, прошлой жизни. Поэт переживает за любовь Татьяны. Говорит, что она совсем не похожа на “красавиц недоступных”, она, “послушная влеченью

чувства”. Как бережно хранит Пушкин письмо Татьяны:

Письмо Татьяны предо мною:

Его я свято берегу.

Пылкое чувство Татьяны оставляет Онегина равнодушным; привыкнув к однообразной жизни, он “не узнал свою судьбу” в образе “бедной

и простой провинциальной девочки”. И вот трагическое испытание героя -- дуэль с Ленским. Поэт осуждает героя, да и сам Евгений недоволен собой, приняв вызов поэта. “Евгений, всем сердцем юношу любя, был должен оказать себя не мячиком предрассуждений, не пылким мальчиком, бойцом, но мужем с сердцем и умом”. Он не способен следовать голосу сердца, разума. Как печален взгляд автора на героя:

“Убив на поединке друга,

дожив без цели, без трудов

до двадцати шести годов,

томясь в бездействии досуга,

без службы, без жены, без дел,

ничем заняться не умел”.

В отличие от Онегина Татьяна обрела место в жизни, выбрала его сама. Это дало ей ощущение внутренней свободы.

Пушкин исключал любую законченность романа, и поэтому после встречи Онегина с Татьяной мы не знаем дальнейшую жизнь Онегина. Литературоведы предполагают, по незаконченным черновикам, что Онегин мог сталь декабристом, или был причастен к декабристскому восстанию на Сенатской площади. Роман кончается прощанием с читателями;

Пушкин отводит большую роль нам в самом конце романа, чем своему главному герою. Его он оставляет на крутом переломе его судьбы: …И здесь героя моего, В минуту, злую для него, Читатель, мы его оставим, Надолго… Навсегда… Кто б ни был ты, о мой читатель, Друг, недруг, я хочу с тобой Расстаться нынче, как приятель. . - Духовный мир, мир мыслей, переживаний.

Роман Пушкина не похож на другие западноевропейские романы: «Картины Пушкина полны, живы, увлекательны. «Онегин» не скопирован с французского или английского; мы видим своё, слышим свои родные поговорки, смотрим на свои причуды » Так отозвался о романе Пушкина критик Полевой.

Роман А.С. Пушкина “Евгений Онегин” интересен для меня не только своим сюжетом, но и лирическими отступлениями, которые помогают лучше разобраться в исторических, культурных и общечеловеческих ценностях.

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» был назван В. Г. Белинским «самым задушевным» произведением поэта. Ведь Пушкин ведет живой, искренний разговор со своим читателем, позволяет узнать собственное мнение по поводу самых разных вопросов и тем. Роман уникален как по особенности жанра, так и по изображению автором действительности. Белинский назвал роман «энциклопедией русской жизни». И такая характеристика во многом связана с разнообразными авторскими отступлениями, с которыми на протяжении всего романа мы сталкиваемся неоднократно.

Лирические отступления помогают нам лучше понять особенности эпохи, на фоне которой разворачивается сюжет. Особенно интересны эти отступления потомкам, испытывающий неподдельный интерес к истории. Пушкин ничего не забыл - из его романа мы узнаем о жизни блистательного города Петербурга; об образе жизни городских и провинциальных дворян; о крестьянских обычаях, о многом другом.

Для нас представляют огромный интерес лирические отступления, которые названы исследователями пушкинского творчества «автобиографическими». Они позволяют нам лучше понять внутренний мир самого автора.

Роман «Евгений Онегин» невелик по объему. Но именно лирические отступления делают его столь значительным. Не будь отступлений, роман не смог бы произвести на читателя такое впечатление. Ведь история любви, какой бы интересной она ни была, не может слишком уж поразить воображение читателя. А роман «Евгений Онегин» оставляет впечатление масштабного произведения, в котором множество разных аспектов.

Образ автора в романе многолик: он - и рассказчик, и герой. Но если все его герои: Татьяна, Онегин, Ленский и другие -выдуманные, то создатель всего этого вымышленного мира реален. Автор оценивает поступки своих героев, он может либо соглашаться с ними, либо противостоять им с помощью лирических отступлений.

Роман, построенный на обращении к читателю, рассказывает о выдуманности происходящего, о том, что это всего лишь сон. Сон, похожий на жизнь.

Делая вывод, нужно сказать, что многочисленные лирические отступления придают особый характер роману, расширяют границы жанра. Перед нами, благодаря особому построению текста, уже не просто роман, а роман-дневник.

Таким образом, и в самом повествовании, и в открытых высказываниях автора о героях, и в лирических отступлениях «личность поэта отразилась... с такой полнотой, светло и ясно, как ни в каком другом произведении Пушкина» (В. Г. Белинский). В результате образ автора в романе предстает очень полно, с его взглядами, симпатиями и антипатиями, с его отношением к важнейшим вопросам жизни.

В творчестве Пушкина роман “Евгений Онегин” занимает центральное место. Это самое крупное художественное произведение А.С.Пушкина. Оно богато содержанием, одно из самых популярных произведений поэта, которое оказало наиболее сильное влияние на судьбу всей русской литературы.

Живя в городе, он, как и обычный молодой человек того времени, ходил на различные балы, театры, банкеты. Первое время, как и всем, ему нравилась такая жизнь, но потом эта симпатия к такой однообразной жизни угасла:

…Онегин входит,

Идёт меж кресел по ногам,

Двойной лорнет, косясь, наводит

На ложи незнакомых дам;…

Раскланялся потом на сцену

В большом рассеянье взглянул-

Отворотился и зевнул

И молвил: "Всех пора на смену;

Балеты долго я терпел,

Но и Дидло мне надоел…

Но, жизнь молодого светского человека не убила в Онегине чувства, как кажется на первый взгляд, а "только лишь охладила его к бесплодным страстям". Теперь Онегину не интересен ни театр, ни балеты, чего нельзя сказать об авторе. Для Пушкина Петербургский театр - "волшебный край", о котором он упоминает в ссылке:

Услышу ль вновь я ваши хоры?

Узрю ли русской Терпсихоры

Блистательна, полувоздушна,

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит Истомина;…

Смысл жизни автор приобретает в исполнении своего предназначения. Весь роман насыщен глубокими размышлениями об искусстве, образ автора здесь однозначен - он, прежде всего, поэт, жизнь его немыслима без творчества, без тяжелой, напряженной духовной работы. Именно в этом ему противоположен Онегин. У него просто нет потребности в работе. И все его попытки погрузиться в чтение, писать автор воспринимает с иронией: "Труд упорный ему был тошен…" Этого нельзя сказать об авторе. Он пишет, читает там, где созданы условия для этого.

Пушкин часто вспоминает о Москве, как о прекрасном культурном уголке и просто, как о прекрасном городе:

Как часто в горестной разлуке,

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

Но это говорит автор, у Онегина же совершенно другое мнение. Он много поведал в своей жизни, и, как уже было сказано, ему больше не интересно ни в Петербурге, ни в Москве, везде, где он был, Онегин видел одно общество, от которого он хотел скрыться в деревне.

Расширяют исторические рамки романа строки о Москве и Отечественной войне 1812 года:

Москва... как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

…………………………………

Напрасно ждал Наполеон,

Последним счастьем упоенный,

Москвы коленопреклоненной

С ключами старого Кремля;

Нет, не пошла Москва моя

К нему с повинной головою.

Роман был полностью закончен 25 сентября 1830 года в Болдино, когда Пушкину было уже 31 год. Тогда он понимал, что молодость уже прошла и её больше не вернуть:

Мечты, мечты! Где ваша сладость?

Где вечная к ней рифма- младость?

Автор пережил много, жизнь принесла ему много обид и разочарований. Но не уму одному. Онегин и автор здесь очень похожи. Но, если Онегин уже разочаровался в жизни, то, сколько же ему тогда лет? В романе есть точный ответ на этот вопрос. Но пойдём по порядку: Пушкин был выслан на юг весной 1820 года. Онегин уехал в Петербург тогда же. До этого "он убил 8 лет в свете"- значит, он появился в обществе примерно в 1812 году. Сколько лет могло быть Онегину в то время? На этот счёт у Пушкина в черновиках сохранились прямые указания: " 16 не больше лет". Значит, Онегин родился в 1796 году. Он старше Пушкина на 3 года! Встреча с Татьяной, знакомство с Ленским происходят весной и летом 1820 года - Онегину уже 24 года. Он уже не мальчик, а взрослый, зрелый мужчина, по сравнению с 18 -летним Ленским. По этому не удивительно, что Онегин относится к Ленскому чуть покровительственно, по- взрослому смотрит на его "юный жар и юный бред". Это ещё одно различие автора с главным героем.

Весной, когда Пушкин пишет 7 главу "Евгения Онегина", он полностью утверждается в том, что молодость уже прошла и её уже не вернуть:

Или с природой оживлённой

Сближаем думою смущенной

Мы увяданье наших лет,

Которым возрожденья нет?

V. Роман "Евгений Онегин" - лирический дневник автора

Таким образом в романе. Его произведения никогда не будут старомодны. Они интересны как пласты истории и культуры России.

Особое место в творчестве А.С. Пушкина занимает роман Евгений Онегин.

С самого начала произведения автор ведет диалог с читателем, путешествует по миру чувств, образов, событий, показывает свое отношение к главным героям, к их переживаниям, мыслям, занятиям, интересам. Иногда что-то невозможно понять, и автор дополняет.

Читая об Онегине, можно подумать, что это сам Пушкин.

Всегда я рад заметить разность

Между Онегиным и мной...

Как будто нам уж невозможно

Писать поэмы о другом,

Как только о себе самом.

Некоторые строфы этого романа можно назвать самостоятельными произведениями, например:

Прошла любовь, явилась муза,

И прояснился темный ум.

Свободен, вновь ищу союза

Волшебных звуков, чувств и дум...

Дружба Онегина с Ленским, в которой сошлись волна и камень, стихи и проза, лед и пламень, - дает автору возможность в лирическом отступлении раскрыть свое отношение к этому понятию: Так люди (первый каюсь я) От, делать нечего друзья.

У Пушкина много лирических отступлений, где он размышляет о любви, юности, уходящем поколении.

Поэт отдает предпочтение некоторым героям, оценивает их: Онегин, добрый мой приятель и Татьяна, милая Татьяна!

Как много он рассказывает об этих людях: об их облике, внутреннем мире, прошлой жизни. Поэт переживает за любовь Татьяны. Говорит, что она совсем не похожа на красавиц недоступных, она, послушная влеченью

чувства. Как бережно хранит Пушкин письмо Татьяны:

Письмо Татьяны предо мною:

Его я свято берегу.

Пылкое чувство Татьяны оставляет Онегина равнодушным; привыкнув к однообразной жизни, он не узнал свою судьбу в образе бедной

и простой провинциальной девочки. И вот трагическое испытание героя - дуэль с Ленским. Поэт осуждает героя, да и сам Евгений недоволен собой, приняв вызов поэта. Евгений, всем сердцем юношу любя, был должен оказать себя не мячиком предрассуждений, не пылким мальчиком, бойцом, но мужем с сердцем и умом. Он не способен следовать голосу сердца, разума. Как печален взгляд автора на героя:

Убив на поединке друга,

дожив без цели, без трудов

до двадцати шести годов,

томясь в бездействии досуга,

без службы, без жены, без дел,

ничем заняться не умел.

В отличие от Онегина Татьяна обрела место в жизни, выбрала его сама. Это дало ей ощущение внутренней свободы.

Пушкин исключал любую законченность романа, и поэтому после встречи Онегина с Татьяной мы не знаем дальнейшую жизнь Онегина. Литературоведы предполагают, по незаконченным черновикам, что Онегин мог сталь декабристом, или был причастен к декабристскому восстанию на Сенатской площади. Роман кончается прощанием с читателями;

Пушкин отводит большую роль нам в самом конце романа, чем своему главному герою. Его он оставляет на крутом переломе его судьбы: …И здесь героя моего, В минуту, злую для него, Читатель, мы его оставим, Надолго… Навсегда… Кто б ни был ты, о мой читатель, Друг, недруг, я хочу с тобой Расстаться нынче, как приятель. . - Духовный мир, мир мыслей, переживаний.

Роман Пушкина не похож на другие западноевропейские романы: "Картины Пушкина полны, живы, увлекательны. "Онегин" не скопирован с французского или английского; мы видим своё, слышим свои родные поговорки, смотрим на свои причуды " Так отозвался о романе Пушкина критик Полевой.

Роман А.С. Пушкина Евгений Онегин интересен для меня не только своим сюжетом, но и лирическими отступлениями, которые помогают лучше разобраться в исторических, культурных и общечеловеческих ценностях.

Роман А. С. Пушкина "Евгений Онегин" был назван В. Г. Белинским "самым задушевным" произведением поэта. Ведь Пушкин ведет живой, искренний разговор со своим читателем, позволяет узнать собственное мнение по поводу самых разных вопросов и тем. Роман <#"justify">1)Критические статьи Белинского

)Герцен "О развитии эвалюционных идей в России"

)Критические статьи Ю.М. Лотмона

)Ю.Н. Тынятов "О композиции "Евгения Онегина"

)Л.И. Вольперт "Стерническая традиция о романе "Евгений Онегин"

)В.В. Блеклов "Тайны Пушкина в Евгении Онегине"

)Альфред Барков "Прогулки с Евгением Онегином"

)Д.Д. Благой "Евгений Онегин"

)Лидия Иоффе "Евгений Онегин и я"

Проблема точки зрения
в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”

Роман “Евгений Онегин” невозможно охарактеризовать одним понятием, одним словом. Каждый, кто читал его на протяжении двух столетий, находил что-то новое, давал еще одно объяснение, определение этому удивительному произведению. Это и “энциклопедия русской жизни”, как назвал роман В. Белинский, и первый русский реалистический роман, и свободный роман, открытие А. С. Пушкина, послужившее началом развития всей последующей литературы как XIX, так и XX века. “Пишу не роман, а роман в стихах - дьявольская разница” - так сказал сам автор о своем произведении в письме к П. А. Вяземскому. То, что этот роман свободный, дало возможность существованию разных точек зрения в нем. А. С. Пушкин предоставляет выбор, свободу в восприятии героя, не навязывает своей точки зрения.
А. С. Пушкин в своем романе впервые отделил автора от героя. Автор в романе присутствует наравне с другими героями. И линия автора, его точка зрения существует сама по себе, отдельно от точки зрения главного героя, Онегина, иногда пересекаясь с ней. Третий же герой романа, Ленский, совершенно не похож ни на автора, ни на Онегина, с ним связана еще одна точка зрения, иная позиция, противопоставляющаяся в первую очередь позиции Онегина, так как автор на протяжении всего романа нигде не сталкивается с Ленским, он лишь показывает свое к нему отношение.
А. С. Пушкин с мягкой иронией рассказывает о Ленском, этом восторженном романтике, который

...пел разлуку и печаль,
И нечто, и ту манну даль.

А также с некоторой издевкой говорит о том, как писал Ленский:

Так он писал, темно и вяло
(Что романтизмом мы зовем,
Хоть романтизма тут нимало
Не вижу я...).

Романтизм уже ушел из жизни, как уходит и Ленский. Его смерть вполне логична, она символизирует собой полный отказ от романтических идей. Ленский не развивается во времени, он статичен. Отличаясь от тех людей, среди которых вынужден жить (и в этом он схож с Онегиным), Ленский был способен только на то, чтобы быстро вспыхнуть - и угаснуть. И даже если бы Онегин не убил его, скорее всего, в будущем Ленского ждала обыкновенная жизнь, которая охладила бы его пыл и превратила в простого обывателя, который

Пил, ел, скучал, толстел, хирел
И, наконец, в своей постеле
Скончался б посреди детей,
Плаксивых баб и лекарей.

Такой путь, точка зрения нежизнеспособны, что и доказывает Пушкин читателю.
Совершенно другая точка зрения Онегина. Она в чем-то схожа с точкой зрения автора, и поэтому в какой-то момент они становятся друзьями:

Мне нравились его черты,
Мечтам невольная преданность...

Они оба сходятся в своем отношении к свету, оба бегут от него. Оба скептики и вместе с тем интеллектуалы. Но Онегин, как и автор, развивается, меняется, и его отношения с автором тоже меняются. Автор постепенно отдаляется от Онегина. Когда же Онегин идет на дуэль, испугавшись общественного мнения, и убивает на ней Ленского, когда оказывается, что его точка зрения не основывается на твердых нравственных принципах, автор совершенно отдаляется от своего героя. Но еще и до этого видно, что их точки зрения расходятся по многим вопросам: это и их отношение к искусству, к театру, к любви, к природе. То, что один из них поэт, а другой не может отличить ямба от хорея, конечно, сильно отдаляет их друг от друга. И скорее всего, А. С. Пушкин показывал, что точка зрения Онегина, например, его отношение к театру:

...на сцену
В большом рассеянье взглянул,
Отворотился - и зевнул -

отлична от авторской. Автор, безусловно, восхищается этим искусством, для него театр - это “волшебный край”. Отношение же Онегина к любви:

Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать... -

просто не имеет права существовать.
Онегин, будучи “гением” науки любви, упустил возможность счастья для себя, оказался неспособным на истинное чувство (вначале). Когда же он смог полюбить, то все равно не достиг счастья, было уже слишком поздно. В этом заключается истинная трагедия Онегина. И его путь оказывается неправильным, ненастоящим. Позиция автора иная, его не раз волновали страсти, любовь была неизменным спутником жизни:

Замечу кстати: все поэты -
Любви мечтательной друзья.

И конечно, именно отношение к Татьяне во многом определяет их точки зрения, отдаляя друг от друга. Чем ближе Пушкин к Татьяне, тем больше отдаляется он от Онегина, который нравственно намного ниже ее. И только когда Онегин будет способен на высокое чувство, когда он влюбится в Татьяну, критические оценки А. С. Пушкина исчезнут.
Одно из основных различий между ними - это в том числе их отношение к природе. Онегин далек от нее, как и от всего остального, автор же “предан душой”, “рожден для жизни мирной, для деревенской тишины”.
Пушкин показал, что такая позиция, точка зрения Онегина уже не могут существовать. Правда, он оставляет ему выбор. Онегину еще не поздно измениться, поэтому-то финал романа открытый. С позиции же автора, только его собственная точка зрения возможна для мыслящего человека, она наиболее приемлема для жизни.
Уникальность этого романа, непохожесть этого романа ни на один другой заключается в том, что автор смотрит на Онегина уже не как на героя своего романа, а как на вполне определенного человека со своим мировоззрением, со своими собственными взглядами на жизнь. Онегин совершенно независим от автора, и это как раз и делает роман по-настоящему реалистическим, более того - гениальным творением А. С. Пушкина.

отношение Онегина к искусству, театру

  • Онегин в совершенстве знал французский язык, был знаком с художественной литературой, с историей, “читал Адама Смита”, хорошо разбирался в театральном искусстве. Описывая вс это, Пушкин подчркивает культурный уровень героя.
    Образом жизни, кругом чтения и бытом Онегин обязан Европе. Между тем великая античная культура Греции и Рима, а также динамично развивающиеся современные культуры Франции, Италии, Англии остаются для Онегина за семью печатями. Духовные достижения этих стран словно пропущены Онегиным сквозь сито его скучающего сознания, он скользит по ним взглядом книжного педанта и одновременно недоучки: ему лень вдумываться в эти культуры, тем более их распечатывать. Иначе говоря, существование Онегина оторвано от духовных корней. Оно эгоистично. И в этом смысле образ Онегина резко отличается от образа автора, для которого культурные достижения и произведения искусства имели решающую роль среди прочих жизненных ценностей.
    Вот Онегин в театре или ресторане. Эти два места для Онегина, по существу, мало чем отличается друг от друга. Они как будто созданы для удовольствия и развлечения Онегина. По крайней мере, так это выглядит с его точки зрения.
    Как поглощает Онегин в ресторане Талона “ростбиф окровавленный”, так же точно он привычно “проглатывает” театральное представление вместе с актерами, актрисами и балетом, а заодно и “ложи незнакомых дам”. На них он наводит свой “двойной лорнет”. Сцена и искусство театра уже давно перестали его интересовать.
    ” …потом на сцену
    В большом рассеянье взглянул,
    Отворотился – и зевнул,
    И молвил: “Всех пора на смену;
    Балеты долго я терпел,
    Но и Дидло мне надоел” (I, XXI).
    Словом, пользуясь известным выражением К.С. Станиславского, Онегин любит “не искусство в себе, а себя в искусстве”. Он “почетный гражданин кулис”, что означает его власть над судьбой и успехом театральных актрис – нередко заложниц враждебных театральных партий (“Театра злой законодатель”), состоящих их таких вот онегиных,
    “Где каждый, вольностью дыша,
    Готов охлопать entrechat ,
    Обшикать Федру, Клеопатру,
    Моину вызвать (для того,
    Чтоб только слышали его) (I, XVII).
    Из театра перепорхнуть в гостиную – все равно что перейти из комнаты в комнату: в некотором смысле театр похож на светскую гостиную, ведь и балерины, и светские красотки в театре или на балу, и “кокетки записные” для Онегина – пища, питающая его эгоизм и тешащая самолюбие.
    Круг чтения Онегина – поэмы тогдашнего властителя дум Байрона, а также модные французские и английские романы, в том числе чрезвычайно популярный во времена Пушкина романа Метьюрина “Мельмот-скиталец”. Онегин глядит на мир глазами Мельмота – эдакого демонического персонажа, заключившего договор с дьяволом, менявшего обличья, чары которого были губительны для женщин. Поэма Байрона “Паломничество Чайльд-Гарольда” тоже излюбленная книга Онегина. Среди современников Пушкина она была настолько модной, что чайльд-гарольдовская хандра, скука, разочарование стали привычной маской светского человека.
    Типичность Онегина в начале романа бросается в глаза: образование, образ жизни, манера поведения, времяпрепровождение – все, как у столичных жителей: петербуржцев и москвичей. Онегин здесь – “герой своего времени”.
    lit.lib.ru/g/galkin_a_b/geroiisujetrusli…