Что такое завязка в сказке. Что такое завязка в литературе? Определение. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова

Завязка в литературе - это событие или группа событий, которые непосредственно ведут к конфликтной ситуации. В сущности, это отправной момент в развертывании сюжета, своеобразный стартовый выстрел, отправляющий бегунов на дистанцию. Завязка может быть в произведении явно, обособленно, в качестве суверенного, самостоятельного элемента сюжета, а может сливаться с экспозицией или, вернее, вырастать из нее без видимого сигнала. Разумеется, если в произведении не одна, а несколько сюжетных линий, каждая из них имеет свою завязку, что не исключает существования общей завязки.

Например, в рассказе Тургенева "Муму", конфликт которого составляет противоборство свободной воли природного человека Герасима, символически обобщающего весь русский народ, и косной силы парализующего эту волю крепостничества в лице безымянной старухи-помещицы, последовательно выстраиваются одна за другой две сходные, напоминающие однородные члены предложения, сюжетные линии: «Герасим + Татьяна» и «Герасим + Муму». Каждая имеет свою завязку (барыня принимает решение — в первом случае выдать Татьяну замуж за Капитона, во втором случае — избавиться от Муму); им обеим, однако, предшествует общая завязка произведения (Герасима, не считаясь с его волей и желаниями, изымают из родной деревенской среды и водворяют в чуждую ему атмосферу города).

Особое художественное значение приобретает способ введения завязки в литературе, которая может явиться вдруг, сразу, без предварительной подготовки, за счет сокращения экспозиции ("Мцыри" Лермонтова) или путем внедрения в нее («Муму» Тургенева, «Медный всадник» Пушкина), либо мы будем иметь дело с завязкой противоположного типа — задержанной, тщательно подготовленной; таковы большей частью завязки в пьесах Островского. Островский, как уже отмечалось, скрупулезнейшим образом обосновывает достоверность всех действующих лиц, исподволь нагнетая доминирующее конфликтное противостояние и последовательно доводя его до разрешения. Так, в пьесе "Гроза" упомянутый в I акте громоотвод косвенным образом свидетельствует о накапливающемся в атмосфере произведения напряжении. «Мертвое царство», оказывается, вовсе не спит, люди, общаясь друг с другом, едва не искрят — так много недоброго, грозного тока накопилось в них. Крутой волжский берег, на котором раскинулся Калинов, также на поверку таит в себе смертельную опасность. В знаменитом монологе Катерины «Отчего люди не летают так, как птицы?.. Когда стоишь ка горе, так тебя и тянет лететь...» в общей предгрозовой атмосфере экспозиции слышится не только косвенное сравнение героини с птицей, подчеркивающее ее нравственную и религиозную духовность, но и мотив гибельности полета, который она-таки совершит в V акте.

Многозначность символа, вынесенного в заголовок пьесы, обусловила ее двойную завязку: «Осуждающие слова Кулигина в I акте — завязка социальной борьбы, последние слова Катерины во II акте окончательно завязали линию индивидуальной борьбы.

Общеизвестно, как долго искал Толстой окончательный вариант зачина в экспозиции «Анны Карениной». Косвенно он был «подсказан»... Пушкиным. Перечитывая томик пушкинской прозы, Толстой наткнулся на начальную фразу отрывка "Гости съезжались на дачу...". «Так надо писать!» — воскликнул он, после чего появилось знаменитое "Все смешалось в доме Облонских ".

Энергичная (по принципу «взять быка за рога!») экспозиция потребовала столь же решительной и четкой завязки. В первоначальных вариантах она была более традиционной и менее выразительной. Анна знакомилась с Вронским в Петербурге, в салоне княгини Бетси. В каноническом тексте знакомство переносится на вокзал (при этом глухо упоминается то старое знакомство, оставшееся без последствий). Что, казалось бы, изменилось? А разница кардинальнейшая: "светское", почти ритуальное, ни к чему не обязывающее знакомство в Петербурге и действительно роковое знакомство на вокзале в Москве да еще на фоне трагической гибели железнодорожного кондуктора под колесами поезда! Толстой с нарочитой многозначительностью задерживает наше внимание на том, как эмоционально, близко к сердцу, но каждый по-своему восприняли это происшествие оба участника будущей любовной драмы: Анна побледнела, почти лишилась чувств, а Вронский, как бы заранее откупаясь за свой невольный грех, отыскал начальника вокзала и передал ему деньги для вдовы погибшего. В окончательном варианте завязки, таким образом, просвечивает трагическая развязка (" Будь счастлив. Я сумасшедшая", "Через день нашли под рельсами тело"). Сам Л. Толстой настойчиво подчеркивал: "Это одно из мест, на которых стоит весь роман. Если оно ложно, то все ложно".

Бесспорно, завязка романа Ф. Достоевского "Преступление и наказание" — изложение теории Раскольникова. Первоначально свое " наполеоновское credo" главный герой излагал сам на вечеринке у Разумихина. Но затем Достоевский вкладывает его в уста Порфирия Петровича, вспомнившего прочитанную им некогда журнальную статью, написанную студентом юридического факультета Родионом Раскольниковым, как нарочно оказавшимся за общим столом. Следователь-правовед реферирует содержание "статейки" ядовитым, ёрническим тоном, не скупясь на насмешливые комментарии, явно провоцируя автора, вызывая на спор, и легко добивается своего! Конечно, такая завязка в литературе - это средство, которое имеет особый художественный эффект.

За/вя́з/к/а. Морфемно-орфографический словарь

  • завязка - ЗАВЯЗКА, -и, ж. 1. и в зн. сказ. Конец чего-л.; состояние, когда с чем-л. навсегда покончено. Всё, завязка, больше ни грамма (не пью). 2. Знакомство, блат. Быть в завязке с чем и без доп. - бросить что-л. делать, навсегда отказаться от чего-л., покончить с чем-л. От завязать. Толковый словарь русского арго
  • завязка - завязка I ж. 1. разг. Процесс действия по гл. завязывать I 1., завязываться I 1. || Результат такого действия. 2. Тесёмка, верёвка, которой что-либо завязывается. II ж. 1. Процесс действия по гл. завязываться I 2. Толковый словарь Ефремовой
  • завязка - ЗАВ’ЯЗКА, завязки, ·жен. 1. только ед. Действие по гл. завязывать - завязать1 в 1 ·знач. (·разг.). Необходимо улучшить и ускорить завязку пакетов. 2. Предмет, служащий для завязывания чего-нибудь; то, чем завязывают, тесемка, ленточка. Толковый словарь Ушакова
  • завязка - ЗАВЯЗКА, и, ж. 1. см. завязать. 2. То, чем завязывают (тесьма, лента, верёвка). Фартук с завязками. 3. Начало, исходный пункт какихн. действий, событий; начало драматического или иного литературного произведения со сложной фабулой. З. боя. З. драмы. Толковый словарь Ожегова
  • Завязка - ЗАВЯЗКА - одна из начальных стадий в развитии сюжета поэтического произведения. В З. создаются («завязываются») те конфликты, к-рые будут углубляться в процессе дальнейшего развития действия, вплоть до развязки, эти конфликты разрешающей. Так напр. Литературная энциклопедия
  • завязка - ЗАВЯЗКА - РАЗВЯЗКА - Завязка есть! - закричал я в восхищении, - об развязке этой комедии мы похлопочем. Лермонтов. Княжна Мери. [Четвертый любитель искусств:] Вообще во всей пьесе чего-то нет. Как-то не видишь ни завязки, ни развязки. Гоголь. Словарь антонимов русского языка
  • завязка - сущ., кол-во синонимов: 17 блат 8 завязочка 1 знакомство 22 интрига 22 исходная точка 6 исходный момент 2 конец 205 начало 92 обвязка 8 обвязывание 18 отправная точка 6 павороз 6 первоначало 9 подвязь 3 пролог 18 старт 16 тесемка 11 Словарь синонимов русского языка
  • завязка - орф. завязка, -и, р. мн. -зок Орфографический словарь Лопатина
  • Завязка - Событие, определяющее начало развёртывания сюжетного действия, «завязывание» Конфликта литературного произведения. См. в ст. Сюжет. Большая советская энциклопедия
  • завязка - ЗАВЯЗКА -и; мн. род. -зок, дат. -зкам; ж. 1. Разг. к Завязать - завязывать (1.З.) и Завязаться - завязываться. З. мешков. Найти предлог для завязки курортного романа. 2. обычно мн.: завязки, -зок. То, чем завязывают (верёвка, тесёмка, ленточка). Толковый словарь Кузнецова
  • завязка - Завязка, завязки, завязки, завязок, завязке, завязкам, завязку, завязки, завязкой, завязкою, завязками, завязке, завязках Грамматический словарь Зализняка
  • ЗАВЯЗКА - ЗАВЯЗКА - событие, являющееся началом (завязыванием) действия (развития фабулы); часто знаменует возникновение конфликта между действующими лицами. Большой энциклопедический словарь
  • В каждом художественном произведении присутствует определенный набор сюжетных элементов. Без этих деталей автор не сможет удерживать внимание читателей. Что такое завязка в литературе? Какую роль она играет в создании произведения?

    Среди деталей в сюжете есть обязательные и необязательные. К последним относится экспозиция, которая встречается далеко не во всех рассказах и повестях. Завязка – обязательный элемент. Исключить ее из сюжета невозможно. Несложно понять, что такое завязка в литературе. Сам термин дает ответ на вопрос. Автор запутывает сюжетную нить, а затем, постепенно, развязывает ее.

    Определение

    Завязка в литературе – это событие, которое можно считать началом действия. Но эта деталь не всегда находится в начале повествования. Завязка может быть и в конце.

    Любое произведение основано на столкновении взглядах героев, двух или нескольких точек зрения. В каждом рассказе, повести или романе есть конфликт. Что такое завязка в литературе? Это зарождение, обнаружение конфликта в повествовании. Она может быть в начале, середине или конце повествования. Понятие завязки в литературе знакомо не всем. Но каждый, кто прочел хот бы одну книгу, сталкивался с этим элементом.

    Не стоит думать, что завязка исключительное событие, будоражащее воображение читателя. Такой деталью может служить какой-то, на первый взгляд, непримечательный диалог между героями. Четко выявить завязку можно в произведениях детективного жанра. Здесь, как правило, события начинаются с преступления, на раскрытие которого уходит большая часть повествования. Эту деталь сложно не заметит в триллере. В произведениях других жанров завязка не бросается в глаза. Но как уже было сказано, она присутствует в каждой книге. Именно благодаря этой детали читатель не закрывает книгу на первых страницах, а окунается в мир, созданный писателем.


    Композиция

    Элементы сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, послесловие. Первая и последняя детали необязательны.

    Для того чтобы понять, что такое завязка в литературе, стоит вспомнить сюжет любимой книги. Независимо от жанра, повествование строится по такой схеме: герои оказываются в трудной ситуации, а затем постепенно выбираются из нее.

    О том, что такое завязка в литературе, примеры, приведенные ниже, дадут четкое представление.

    Особенности завязки

    Эта деталь увлекает читателя. Скучную экспозицию он может простить автору. Неинтересную завязку – отнюдь. Это интрига, вызывающая интерес у читателя и заставляющая его дочитать книгу до конца. В завязке всегда присутствует главный герой, по крайней мере, он имеет отношение к ситуации, после которой начинаются основные события.

    «Мастер и Маргарита»

    Роман начинается с развязки, причем с явной (бывают также и неявные). Третья глава заканчивается смертью Берлиоза. Но главный герой - Мастер, и его нет в тот вечер на Патриарших прудах. Он находится в клинике Стравинского. Главный герой романа Булгакова, действительно, отсутствует в развязке. Но, как мы помним, во второй главе Воланд читает книгу, написанную Мастером, после чего председателя МАССОЛИТа и настигает внезапная смерть.

    Завязка гармонично вписывается в основную сюжетную линию. Она не выделяется на фоне остальных деталей, это органическая часть повествования. Завязка – это основа авторского замысла, то есть идея, которую писатель пытается донести до читателя.

    «Собачье сердце»

    Вспомним еще одно произведение Михаила Булгакова. Где здесь завязка? В первой главе, там, где Шарикова подбирает на холодной московской улице профессор Преображенский? Нет, завязкой в этом произведении служит операция, после которой пес постепенно превращается в человека. И этот процесс, который ни к чему хорошему не привел, иллюстрирует главную мысль автора.


    Шахматная новелла

    Очень яркие завязки присутствуют в произведениях малой прозы. Новелла мало чем отличается от рассказа. Все же некоторые литературоведы их различают. Они утверждают, что в новелле завязка более яркая, интригующая.

    Мастером в создании увлекательных сюжетов был Стефан Цвейг. Завязка в «Шахматной новелле» даже самого вялого читателя заставит дочитать произведение до конца. Главный герой, рассказчик, встречает на проходе невероятную личность. Необычность этого человека заключается в том, что ему легко удается обыграть в шахматы гроссмейстера.

    Кто он? Где он научился так хорошо играть? Ведь знаменитого шахматиста никто не может обыграть на протяжении многих лет. А этому чудаку, возникшему из неоткуда, удается это сделать с легкостью. Почему во время партии у этого странного человека так болезненно горят глаза? Такие вопросы автор ставит перед героем. И перед читателем. А затем постепенно раскрывает историю человека, охваченного шахматной горячкой.

    Такая же важная деталь в сюжете – развязка. Автор должен не только заинтриговать читателя, но и раскрыть постепенно все карты. При этом между завязкой и развязкой неизменно присутствует кульминация.

    Любое классическое или современное литературное произведение имеет определенную структуру написания и состоит из нескольких основных частей:

    • завязка сюжета;
    • его кульминация;
    • развязка.

    Термин — определение слова завязка сюжета — это событие в произведении, которое является побуждением и началом действия. Оно обнаруживает или создает конфликт, вокруг которого строится сюжет, доводя его до кульминации, а потом и развязки. Это одна из важнейших структурных частей любого литературного произведения.

    Примеры определения завязки в литературных произведениях

    Рассмотрим что такое завязка в литературе более подробно с примерами, для чего она нужна и как влияет на восприятие произведения читателем.

    1. В качестве первого примера возьмем произведения «Лабиринт» французской писательницы Кейт Мосс, «Айвенго» Вальтера Скотта, «Повесть о настоящем человеке» Бориса Полевого и песню «Лесник» Группы «Король и Шут».
    2. Завязкой романа «Лабиринт» является открытие таинственной пещеры при раскопках на пике Суларак в Юго-Западной части Франции. Здесь главная героиня Элис впервые ощутила воспоминания из своей прошлой жизни… Уже при прочтении первой главы становится понятно, что это исторический с элементами мистики роман.
    3. Завязка романа «Айвенго» описывает конфликт между саксонцами и норманами во времена смуты и безвластия в средневековой Англии. Классический рыцарский роман держит читателя в постоянном напряжении с первых до последних строк.
    4. «Повесть о настоящем человеке» Борис Полевой начал с описания страшной катастрофы в которой был травмирован летчик 0- истребитель Алексей Мересьев. Буквально с первых слов повести становится понятно, что эта военная драма рассказывает о мужестве и отваге советских летчиков.
    5. Песни группы «Король и Шут» построены по схеме всех литературных произведений и так же имеют свою завязку, кульминацию и развязку сюжета. В песне «Лесник» завязкой являются слова:
    6. «Замученный дорогой я выбился из сил. И в доме лесника я ночлега попросил». Развитие сюжета приводит к жуткой развязке в стиле современных романов — «ужастиков».

    Из примеров видно, что завязка в литературе используется для того, чтобы завлечь читателя, познакомить его с героями, показать, о чем произведение. В конечном итоге писатель в завязке сюжета должен заставить читателя сопереживать герою, словно близкому человеку или другу.

    В каждом художественном произведении присутствует определенный набор сюжетных элементов. Без этих деталей автор не сможет удерживать внимание читателей. Что такое завязка в литературе? Какую роль она играет в создании произведения?

    Среди деталей в сюжете есть обязательные и необязательные. К последним относится экспозиция, которая встречается далеко не во всех рассказах и повестях. Завязка – обязательный элемент. Исключить ее из сюжета невозможно. Несложно понять, что такое завязка в литературе. Сам термин дает ответ на вопрос. Автор запутывает сюжетную нить, а затем, постепенно, развязывает ее.

    Определение

    Завязка в литературе – это событие, которое можно считать началом действия. Но эта деталь не всегда находится в начале повествования. Завязка может быть и в конце.

    Любое произведение основано на столкновении взглядах героев, двух или нескольких точек зрения. В каждом рассказе, повести или романе есть конфликт. Что такое завязка в литературе? Это зарождение, обнаружение конфликта в повествовании. Она может быть в начале, середине или конце повествования. Понятие завязки в литературе знакомо не всем. Но каждый, кто прочел хот бы одну книгу, сталкивался с этим элементом.

    Не стоит думать, что завязка исключительное событие, будоражащее воображение читателя. Такой деталью может служить какой-то, на первый взгляд, непримечательный диалог между героями. Четко выявить завязку можно в произведениях детективного жанра. Здесь, как правило, события начинаются с преступления, на раскрытие которого уходит большая часть повествования. Эту деталь сложно не заметит в триллере. В произведениях других жанров завязка не бросается в глаза. Но как уже было сказано, она присутствует в каждой книге. Именно благодаря этой детали читатель не закрывает книгу на первых страницах, а окунается в мир, созданный писателем.


    Композиция

    Элементы сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, послесловие. Первая и последняя детали необязательны.

    Для того чтобы понять, что такое завязка в литературе, стоит вспомнить сюжет любимой книги. Независимо от жанра, повествование строится по такой схеме: герои оказываются в трудной ситуации, а затем постепенно выбираются из нее.

    О том, что такое завязка в литературе, примеры, приведенные ниже, дадут четкое представление.

    Особенности завязки

    Эта деталь увлекает читателя. Скучную экспозицию он может простить автору. Неинтересную завязку – отнюдь. Это интрига, вызывающая интерес у читателя и заставляющая его дочитать книгу до конца. В завязке всегда присутствует главный герой, по крайней мере, он имеет отношение к ситуации, после которой начинаются основные события.

    «Мастер и Маргарита»

    Роман начинается с развязки, причем с явной (бывают также и неявные). Третья глава заканчивается смертью Берлиоза. Но главный герой - Мастер, и его нет в тот вечер на Патриарших прудах. Он находится в клинике Стравинского. Главный герой романа Булгакова, действительно, отсутствует в развязке. Но, как мы помним, во второй главе Воланд читает книгу, написанную Мастером, после чего председателя МАССОЛИТа и настигает внезапная смерть.

    Завязка гармонично вписывается в основную сюжетную линию. Она не выделяется на фоне остальных деталей, это органическая часть повествования. Завязка – это основа авторского замысла, то есть идея, которую писатель пытается донести до читателя.

    «Собачье сердце»

    Вспомним еще одно произведение Михаила Булгакова. Где здесь завязка? В первой главе, там, где Шарикова подбирает на холодной московской улице профессор Преображенский? Нет, завязкой в этом произведении служит операция, после которой пес постепенно превращается в человека. И этот процесс, который ни к чему хорошему не привел, иллюстрирует главную мысль автора.


    Шахматная новелла

    Очень яркие завязки присутствуют в произведениях малой прозы. Новелла мало чем отличается от рассказа. Все же некоторые литературоведы их различают. Они утверждают, что в новелле завязка более яркая, интригующая.

    Мастером в создании увлекательных сюжетов был Стефан Цвейг. Завязка в «Шахматной новелле» даже самого вялого читателя заставит дочитать произведение до конца. Главный герой, рассказчик, встречает на проходе невероятную личность. Необычность этого человека заключается в том, что ему легко удается обыграть в шахматы гроссмейстера.

    Кто он? Где он научился так хорошо играть? Ведь знаменитого шахматиста никто не может обыграть на протяжении многих лет. А этому чудаку, возникшему из неоткуда, удается это сделать с легкостью. Почему во время партии у этого странного человека так болезненно горят глаза? Такие вопросы автор ставит перед героем. И перед читателем. А затем постепенно раскрывает историю человека, охваченного шахматной горячкой.

    Такая же важная деталь в сюжете – развязка. Автор должен не только заинтриговать читателя, но и раскрыть постепенно все карты. При этом между завязкой и развязкой неизменно присутствует кульминация.