Жизненные идеалы обломова и штольца. Общественные идеалы Штольца в романе «Обломов

Роман «Обломов» является самым ярким произведением И. А. Гончарова. Автор работал над ним более 10 лет. Основная сюжетная линия произведения «Обломов» - это история любви Ильи Ильича к Ольге Ильинской. Про таких людей часто говорят, что они сделаны из разного теста. Тем не менее, часто случается, что жизнь сталкивает между собой полностью противоположных людей. Попробуем понять, каковы эти два персонажа, и проанализируем, почему именно так сложились взаимоотношения Обломова и Ольги.

Ильи Ильича

Жизнь Обломова вернее всего будет назвать бездеятельной. Он мало чем интересуется, никуда не выходит, не читает книг. Любимое времяпрепровождение героя - лежание в халате на диване. Он просто не видит смысла в деятельности, Обломов любит мечтать.

Приехавший навестить его друг, Андрей Иванович Штольц, - противоположность главного героя. Он пытается внести перемены в его жизнь. Взаимоотношения Обломова и Ольги начались именно благодаря ему.

Знакомство с Ольгой

Итак, Штольц старается расшевелить Обломова. Они вместе ездят в гости, Штольц заставляет его читать, знакомит с интересной девушкой, которой и оказалась Ольга Ильинская.

Это знакомство пробуждает в главном герое сильные чувства. Он объясняется девушке в любви. Обломов и Ольга, взаимоотношения которых, казалось бы, не могли начаться вообще, тем не менее стали встречаться. Девушка считает любовь к Илье Ильичу своим долгом. Она желает изменить его, заставить жить по-другому.

Перемены в жизни Обломова

Жизнь главного героя действительно изменилась. Он начинает вести достаточно активную деятельность. Илья Ильич теперь поднимается в семь утра, читает. На лице появляются краски, совсем пропадает усталость.

Любовь к Ольге заставляет проявить Обломова лучшие качества. Как замечает Гончаров, Илья Ильич в какой-то мере «догнал жизнь».

Однако решение практических вопросов по-прежнему тяготит его. Ему неинтересно заниматься постройкой дома в Обломовке, проводить дорогу в село. Более того, взаимоотношения Обломова и Ольги порождают в нем неуверенность в своих силах, в себе. Потом он приходит к пониманию, что Ольга не любит его. Она требовательна, настойчива, строга, взыскательна. Праздник любви превратился в долг, даже в повинность.

Взаимоотношения Обломова и Ольги заканчиваются, он снова надевает халат и ведет прежний образ жизни.

Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына

В своем романе Гончаров пишет о двух женщинах, которые любили Обломова. Первая, Ольга Ильинская, активная, образованная. Она хорошо поет, интересуется искусством, литературой и наукой. Обладая высокими душевными качествами, она смогла понять благородство души Обломова. Однако Ольга видит недостатки в натуре Ильи Ильича. Ей не нравится его пассивность, малоподвижность, лень. Она любит, скорее, свою благородную миссию, благодаря которой должно случиться духовное возрождение главного героя. Девушка не лишена тщеславия. Ей приятна мысль, что она будет причиной его «пробуждения».

Именно из-за того, что в этой любви было много стремления переделать другого, расстались Обломов и Ольга. Взаимоотношения, основанные на требованиях и претензиях к другому человеку, обречены на провал.

Совершенной противоположностью Ольги была Агафья Матвеевна Пшеницына - вторая женщина, любившая Обломова. Она, конечно, не обладала образованностью Ильинской и не понимала его ум, не видела духовного богатства. Агафья Матвеевна вкусно кормила его и просто делала жизнь Ильи Ильича удобной.

Женский идеал Обломова

Несоответствие девушки идеалам Ильи Ильича - еще одна причина, по которой не смогли быть вместе Ольга Ильинская и Обломов. Взаимоотношения этих героев были основаны на преклонении перед красотой и честолюбивом желании переделать близкого человека.

Не секрет, что в любви мы часто ищем те идеалы, которые были усвоены нами еще в детстве. Требовательная Ольга побуждает Обломова действовать, размышлять, а он ищет гармонии и покоя, которые может обеспечить любимая женщина.

Ольга Ильинская и Обломов, взаимоотношения которых не продлились долго, знакомятся, как мы помним, через общего знакомого Андрея Штольца. Эта девушка врывается в его жизнь и на какое-то время вырывает из мира бездействия и грез.

Агафья Матвеевна - хозяйка квартиры, которую снял Обломов, появляется в его жизни как-то совсем обычно, почти незаметно. Главному герою нравится немного поговорить с ней, он отмечает ее хозяйственность, ровный нрав. Однако она не вызывает в его душе никакого волнения.

В отличие от Ольги, Агафья Матвеевна не пытается возвысить Обломова до своего идеала, она считает его породы, чем она сама. Как известно, для мужчины важно, чтобы его любили таким, какой он есть, не пытаясь переделать. Агафья Матвеевна становится для Обломова олицетворением женской добродетели.

Ильинской строились на ее представлениях о счастье. Агафья Матвеевна думала лишь о комфорте и удобстве Ильи Ильича. Ольга постоянно заставляла Обломова действовать, ради нее ему приходилось переступать через себя. Агафья Матвеевна, наоборот, старается избавить главного героя от лишних хлопот. Она даже закладывает свое имущество, чтобы Обломов не отказывался от любимых привычек.

Взаимоотношения Обломова и Ольги Ильинской не были возможны по причине несоответствия этих двух характеров. Гончаров подводит нас к пониманию того, что именно Агафья Матвеевна воплотила в себе идеал женщины главного героя. Он женился на этой доброй, трудолюбивой женщине. Жизнь с Ольгой не принесла бы счастья ни ему, ни ей, ведь их цели совершенно разные.

Жизнь с Агафьей Матвеевной стала для Обломова воплощением спокойствие, сытость, уют. С ней Илья Ильич словно вернулся в счастливые дни своего детства, наполненные любовью и заботами маменьки.

Каковы жизненные идеалы Штольца? (по роману И.А. Гончарова "Обломов")

В романе И.А.Гончарова «Обломов» Андрей Штольц является антиподом Обломова. Каждая черта Штольца - вопиющий протест против качеств Обломова. Первый любит активную и интересную жизнь, второй часто впадает в апатию, он, словно улитка, которая боится вылезти из панциря. Разница в характерах и жизненных идеалах Обломова и Штольца закладывалась еще в детстве. Штольц получил строгое европейское воспитание. Ему с детства прививали хорошие манеры, учили держаться в обществе, заставляли читать разные книги, учить стихотворения.
Воспитание оказало большое влияние на Андрея, он беспрестанно в движении, ездит в свет, читает умные книги: «В нравственных отправлениях своей жизни он искал равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа». Штольц жил по точному плану, по бюджету, в его действиях нет ничего лишнего: «Движений лишних у него не было». Больше всего он боялся воображения, всякой мечты, для этого не было места в его душе. То, что не подвергалось анализу, Штольц воспринимал как оптический обман. У него не было идолов, зато он сохранил силу души.
Этот человек жил во имя дела: «для самого труда». Штольц показывается как «обновитель» русского общества, именно такой человек может изменить мир и жизнь.

Всю свою жизнь Гончаров мечтал об обретении людьми гармонии чувства и разума. Он размышлял о силе и бедности "человека разума", об обаянии и слабости "человека сердца". В "Обломове" эта мысль стала одной из ведущих. В этом романе противопоставлены два типа мужских характеров: пассивный и слабый Обломов, с его золотым сердцем и чистой душой, и энергичный Штольц, преодолевающий любые обстоятельства силой своего ума и воли. Однако человеческий идеал Гончарова не персонифицирован ни в том, ни в другом. Штольц не кажется писателю личностью более полноценной, чем Обломов, на которого он тоже смотрит "трезвыми очами". Беспристрастно обнажая "крайности" натуры того и другого, Гончаров выступал за полноту и целостность духовного мира человека при всем многообразии его проявлений.

У каждого из главных героев романа было свое понимание смысла жизни, свои жизненные идеалы, которые они мечтали осуществить.

В начале повествования Илье Ильичу Обломову чуть больше тридцати лет, он столбовой дворянин, обладатель трехсот пятидесяти душ крепостных крестьян, доставшихся ему в наследство. Прослужив после окончания Московского университета три года в одном из столичных департаментов, он вышел в отставку в чине коллежского секретаря. С тех пор безвыездно жил в Петербурге. Роман начинается с описания одного из его дней, его привычек и характера. Жизнь Обломова к тому времени превратилась в ленивое "переползание изо дня в день". Устранившись от активной деятельности, он лежал на диване и раздраженно пререкался с Захаром, своим крепостным слугой, ухаживавшим за ним. Вскрывая социальные корни обломовщины, Гончаров показывает, что "все началось с неумения надевать чулки, а кончилось неумением жить".

Воспитанный в патриархальной дворянской семье, Илья Ильич воспринимал жизнь в Обломовке, своем родовом поместье, с ее покоем и бездействием как идеал человеческого существования. Норма жизни была готова и преподана обломовцам родителями, а те восприняли ее от своих родителей. Три главные акта жизни постоянно разыгрывались на глазах маленького Илюши в детстве: родины, свадьбы, похороны. Затем следовали их подразделения: крестины, именины, семейные праздники. На этом сосредоточивается весь жизненный пафос. В этом заключалось "широкое раздолье барской жизни" с ее праздностью, навсегда ставшее идеалом жизни для Обломова.

Все обломовцы относились к труду как к наказанию и не любили его, считая чем-то унизительным. Поэтому жизнь в глазах Ильи Ильича разделялась на две половины. Одна состояла из труда и скуки, и это были для него синонимы. Другая же – из покоя и мирного веселья. В Обломовке Илье Ильичу было также привито чувство превосходства над другими людьми. "Другой" сам себе чистит сапоги, сам одевается, сам сбегает за чем нужно. Этому "другому" приходится без устали работать. Илюша же "воспитан нежно, ни холода, ни голода он не терпел, нужды не знал, хлеба себе не зарабатывал, черным делом не занимался". И учебу он считал наказанием, посланным небом за грехи, и избегал школьных занятий при любой возможности. Окончив университет, он больше уже не занимался своим образованием, не интересовался наукой, искусством, политикой.



Когда Обломов был молод, он ждал много и от судьбы, и от самого себя. Готовился послужить отечеству, сыграть видную роль в общественной жизни, мечтал о семейном счастье. Но дни шли за днями, а он все собирался начать жизнь, все рисовал в уме свое будущее. Однако "цвет жизни распустился и не дал плодов".

Будущая служба представлялась ему в не виде суровой деятельности, а в виде какого-то "семейного занятия". Ему казалось, что чиновники, служащие вместе, составляют дружную и тесную семью, все члены которой неустанно заботятся о взаимном удовольствии. Однако его юношеские представления оказались обманутыми. Не выдержав трудностей, он подал в отставку, прослужив всего три года и не совершив ничего значительного.

Только юношеский жар его друга Штольца еще мог заразить Обломова, и он в мечтах иногда сгорал от жажды труда и далекой, но привлекательной цели. Случалось, лежа на диване, он разгорится желанием указать человечеству на его пороки. Он быстро изменит две-три позы, с блистающими глазами привстанет на постели и вдохновенно смотрит кругом. Кажется, что его высокое усилие вот-вот обратится в подвиг и принесет благие последствия человечеству. Иногда он воображает себя непобедимым полководцем: выдумает войну, устроит новые крестовые походы, совершает подвиги добра и великодушия. Или, представляя себя мыслителем, художником, он в своем воображении пожинает лавры, все ему поклоняются, толпа гоняется за ним. Однако на деле он не был способен разобраться в управлении собственным имением и легко становился добычей таких мошенников, как Тарантьев и "братец" его квартирной хозяйки.



Со временем у него появились угрызения совести, не дававшие ему покоя. Ему было больно за свою неразвитость, за тяжесть, мешавшую ему жить. Его грызла зависть, что другие живут так полно и широко, а ему что-то мешает смело идти по жизни. Он болезненно чувствовал, что хорошее и светлое начало зарыто в нем, как в могиле. Он пытался найти виновного вне себя и не находил. Однако апатия и безразличие быстро сменяли беспокойство в его душе, и он опять мирно спал на своем диване.

Даже любовь к Ольге не возродила его к практической жизни. Столкнувшись с необходимостью действовать, преодолевая вставшие на пути трудности, он испугался и отступил. Поселившись на Выборгской стороне, он целиком предоставил себя заботам Агафьи Пшеницыной, окончательно устранившись от активной жизни.

Кроме этого воспитанного барством неумения, Обломову мешает быть деятельным многое другое. Он действительно чувствует объективно существующую разъединенность "поэтического" и "практического" в жизни, и это является причиной его горького разочарования. Его возмущает, что высший смысл человеческого существования в обществе часто заменяется ложным, мнимым содержанием. Хотя Обломову нечем возразить на упреки Штольца, какая-то душевная правота заключена в исповеди Ильи Ильича о том, что ему не удалось понять эту жизнь.

Если в начале романа Гончаров больше говорит об обломовской лени, то в конце все настойчивее звучит тема "золотого сердца" Обломова, которое он невредимо пронес сквозь жизнь. Несчастье Обломова связано не только с социальной средой, влиянию которой он не мог противостоять. Оно заключено и в "гибельном избытке сердца". Мягкость, деликатность, ранимость героя разоружают его волю и делают его бессильным перед людьми и обстоятельствами.

В противоположность пассивному и бездеятельному Обломову Штольц был задуман автором как фигура совершенно необычная. Гончаров стремился сделать его привлекательным для читателя своей "дельностью", рациональной умелой практичностью. Эти качества до сих пор не были свойственны героям русской литературы.

Сын немецкого бюргера и русской дворянки, Андрей Штольц с детства благодаря отцу получил трудовое, практическое воспитание. Оно в сочетании с поэтическим влиянием его матери сделало его особой личностью. В отличие от округлого Обломова, он был худощав, весь состоял из мускулов и нервов. От него веяло какой-то свежестью и силой. "Как в организме его не было ничего лишнего, так и в нравственных отправлениях своей жизни он искал равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа". "По жизни он шел твердо, бодро, жил по бюджету, стараясь тратить каждый день, как каждый рубль". Причину всякой неудачи он приписывал самому себе, "а не вешал, как кафтан, на чужой гвоздь". Он стремился выработать простой и прямой взгляд на жизнь. Больше всего он боялся воображения, "этого двуличного спутника", и всякой мечты, поэтому всему загадочному и таинственному не было места в его душе. Все, что не подвергается анализу опыта, не соответствует практической истине, он считал обманом. Труд был образом, содержанием, стихией и целью его жизни. Выше всего он ставил настойчивость в достижении целей: это было признаком характера в его глазах.

Подчеркивая рационализм и волевые качества своего героя, Гончаров, однако, осознавал сердечную черствость Штольца. Видимо, человек "бюджета", эмоционально вмещенный в жесткие и тесные пределы, не герой Гончарова. Одно меркантильное сравнение: "каждый день" своей жизни Штольц тратит, как "каждый рубль", - отстраняет его от авторского идеала. Также Гончаров говорит о "нравственных отправлениях личности" своего героя как о физиологической работе организма или об "отправлении служебных обязанностей". Дружеские чувства "отправлять" нельзя. Но в отношении Штольца к Обломову этот оттенок присутствует.

В развитии действия Штольц понемногу проявляет себя как "не герой". Для Гончарова, который воспел святое безрассудство Чацкого и прекрасно понимал тревогу больших духовных запросов, это было признаком внутренней недостаточности. Отсутствие высокой цели, понимания смысла человеческой жизни постоянно обнаруживается, несмотря на кипучую деятельность Штольца в практической сфере. Ему нечего сказать Обломову в ответ на признание о том, что его друг не нашел смысла в окружающей жизни. Получив согласие Ольги на брак, Штольц произносит озадачивающие слова: "Все найдено, нечего искать, некуда идти больше". А впоследствии он осторожно попытается уговорить встревоженную Ольгу смириться перед "мятежными вопросами", исключив из своей жизни "фаустовское" беспокойство.

Оставаясь объективным по отношению ко всем своим героям, писатель исследует внутренние возможности разных современных ему человеческих типов, находя силу и слабость в каждом из них. Однако русская действительность еще не дождалась своего истинного героя. По словам Добролюбова, настоящее историческое дело в России было не в сфере практицизма и делячества, а в сфере борьбы за обновление общественного уклада. Деятельное существование и новые, активные люди были еще только перспективой, уже совсем близкой, но все-таки не ставшей реальностью. Уже выяснилось, какой человек не нужен России, но все еще был неуловим тот род деятельности и тот тип деятеля, которые ей требуются.

Каковы жизненные идеалы Штольца? (по роману И.А. Гончарова "Обломов")

В романе И.А.Гончарова «Обломов» Андрей Штольц является антиподом Обломова. Каждая черта Штольца - вопиющий протест против качеств Обломова. Первый любит активную и интересную жизнь, второй часто впадает в апатию, он, словно улитка, которая боится вылезти из панциря. Разница в характерах и жизненных идеалах Обломова и Штольца закладывалась еще в детстве. Штольц получил строгое европейское воспитание. Ему с детства прививали хорошие манеры, учили держаться в обществе, заставляли читать разные книги, учить стихотворения.

Воспитание оказало большое влияние на Андрея, он беспрестанно в движении, ездит в свет, читает умные книги: «В нравственных отправлениях своей жизни он искал равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа». Штольц жил по точному плану, по бюджету, в его действиях нет ничего лишнего: «Движений лишних у него не было». Больше всего он боялся воображения, всякой мечты, для этого не было места в его душе. То, что не подвергалось анализу, Штольц воспринимал как оптический обман. У него не было идолов, зато он сохранил силу души.

Этот человек жил во имя дела: «для самого труда». Штольц показывается как «обновитель» русского общества, именно такой человек может изменить мир и жизнь.

Жизненные идеалы Обломова и Штольца

Всю свою жизнь И. А. Гончаров мечтал об об­ретении людьми гармонии чувства и разума. Он размышлял о силе и бедности «человека раз­ ума», об обаянии и слабости «человека сердца». В «Обломове» эта мысль стала одной из ведущих, В этом романе противопоставлены два типа муж­ских характеров: пассивный и слабый Обломов, с его золотым сердцем и чистой душой, и энергич­ный Штольц, способный преодолеть любые об­ стоятельства силой своего ума и воли. Однако че­ ловеческий идеал Гончарова не персонифициро­ ван ни в одном из них. Штольц не кажется писателю личностью более полноценной, чем Об­ ломов, на которого он тоже смотрит «трезвыми очами». Беспристрастно обнажая «крайности» натуры того и другого, Гончаров выступал за це­ лостность духовного мира человека при всем многообразии его проявлений.

У каждого из главных героев романа было свое понимание смысла жизни, свои жизненные иде­ алы, которые они мечтали осуществить. В начале повествования Илье Ильичу Обломову чуть боль­ше тридцати лет, он столбовой дворянин, облада­ тель трехсот пятидесяти душ крепостных кресть­ ян, доставшихся ему в наследство. Прослужив после окончания Московского университета три года в ойном из столичных департаментов, он вы­ шел в отставку в чине коллежского секретаря. С тех пор безвыездно жил в Петербурге. Роман начинается с описания одного из его дней, его привычек и характера. Жизнь Обломова к тому времени превратилась в ленивое «пере ползание изо дня в день». Устранившись от активной де­ятельности, он лежал на диване и раздраженно пререкался с Захаром, крепостным слугой, кото­ рый ухаживал за ним. Вскрывая социальные корни обломовщины, Гончаров показывает, что

«все началось с неумения надевать чулки, а кон­чилось неумением жить».

Воспитанный в патриархальной дворянской семье, Илья Ильич воспринимал жизнь в Обло мовке, своем родовом поместье, с ее покоем и без­ действием как идеал человеческого существова­ ния. Норма жизни была готова и преподана обло мовцам родителями, а те восприняли ее от своих родителей. Три главных акта жизни постоянно разыгрывались на глазах маленького Илюши в детстве; родины, свадьбы, похороны. Затем сле­довали их подразделения: крестины, именины, семейные праздники. На этом сосредоточивается весь жизненный пафос. В этом заключалось «ши­ рокое раздолье барской жизни» с ее празд­ ностью, навсегда ставшее идеалом жизни для Об­ ломов а.

Все обломовцы относились к труду как к нака­занию и не любили его, считая чемто унизитель­ ным. Поэтому жизнь в глазах Ильи Ильича раз­ делялась на две половины. Одна состояла из тру­ да и скуки, и это были для него синонимы. Другая же - из покоя и мирного веселья. В Об­ломов ке Илье Ильичу было также привито чувст­ во превосходства над другими людьми. «Другой» сам себе чистит сапоги, сам одевается, сам сбега­ ет за чем нужно. Этому «другому» приходится без устали работать. Илюша же «воспитан неж­ но, ни холода, ни голода он не терпел, нужды не знал, хлеба себе не зарабатывал, черным делом не занимался». И учебу он считал наказанием, посланным небом за грехи, и избегал школьных занятий при любой возможности. Окончив уни­ верситет, он больше уже не занимался своим об­разованием, не интересовался наукой, искусст­вом, политикой.

Когда Обломов был молод, ои ждал много и от судьбы, и от самого себя. Готовился послужить отечеству, сыграть видную роль в общественной

жизни, мечтал о семейном счастье. Но дни шли за днями, а он все собирался начать жизнь, все рисовал в уме свое будущее. Однако «цвет жизни распустился и не дал плодов «.

Будущая служба представлялась ему не в виде суровой деятельности, а в виде какогото «семей ного занятия». Ему казалось, что чиновники, служащие вместе, составляют дружную и тесную семью, все члены которой неустанно заботятся о взаимном удовольствии. Однако его юношеские представления оказались обманутыми. Не вы­ держав трудностей, он подал в отставку, прослу­ жив всего три года и не совершив ничего значи­ тельного.

Только юношеский жар Штольца еще мог за­ разить Обломова, и он в мечтах иногда сгорал от жажды труда и далекой, но привлекательной це­ ли. Случалось, лежа на диване, он разгорится желанием указать человечеству на его пороки. Он быстро изменит дветри позы, с блистающими глазами привстанет на постели и вдохновенно озирается кругом. Кажется, что его высокое уси­ лие вотвот обратится в подвиг и принесет благие последствия человечеству. Иногда он воображает себя непобедимым полководцем: выдумает вой­ну, устроит новые крестовые походы, совершает подвиги добра и великодушия. Или, представляя себя мыслителем, художником, он в своем вооб­ ражении пожинает лавры, все ему поклоняются, толпа гоняется за ним. Однако на деле он не был способен разобраться в управлении собственным имением и легко становился добычей таких мо­шенников, как Тарантьев и ебратец» его квар­ тирной хозяйки.

Со временем у него появились угрызения со­вести, не дававшие ему покоя. Ему было больно за свою неразвитость, за тяжесть, мешавшую ему жить. Его грызла зависть, что другие живут так полно и широко, а ему чтото мешает смело идти

по жизни. Он болезненно чувствовал, что хоро­ шее и светлое начало зарыто в нем, как в могиле. Он пытался найти виновного вне себя и не нахо­ дил. Однако апатия и безразличие быстро сменя­ли беспокойство в его душе, и он опять мирно спал на своем диване.

Даже любовь к Ольге не возродила его к прак­ тической жизни. Столкнувшись с необходимо­ стью действовать, преодолевая вставшие на пути трудности, он испугался и отступил. Поселив­ шись на Выборгской стороне, он целиком предо­ставил себя заботам Агафьи Пшеницыной, окон­ чательно устранившись от активной жизни.

Кроме этого воспитанного барством неумения, Обломову мешает быть деятельным многое дру­ гое. Он действительно чувствует объективно су­ществующую разъединенность «поэтического» и «практического» в жизни, и это является причи­ной его горького разочарования. Его возмущает, что высший смысл человеческого существования в обществе часто заменяется ложным, мнимым содержанием» Хотя Обломову нечем возразить на упреки Штольца, какаято душевная правота за­ ключена в исповеди Ильи Ильича о том, что ему не удалось понять эту жизнь.

Если в начале романа Гончаров больше гово­рит об обломовской лени, то в конце все настой­чивее звучит тема «золотого сердца» Обломова, которое он невредимо пронес сквозь жизнь. Не­ счастье Обломова связано не только с социальной средой, влиянию которой он не мог противосто­ ять. Оно заключено и в «гибельном избытке серд­ ца». Мягкость, деликатность, ранимость героя разоружают его волю и делают его бессильным перед людьми и обстоятельствами.

В противоположность пассивному и безде­ятельному Обломову Штольц был задуман авто­ ром как фигура совершенно необычная, Гонча­ ров стремился сделать его привлекательным для

читателя своей «дельностью», рациональной практичностью. Эти качества до сих пор не были свойственны героям русской литературы.

Сын немецкого бюргера и русской дворянки, Андрей Штольц с детства благодаря отцу полу­ чил трудовое, практическое воспитание. Оно в сочетании с поэтическим влиянием его матери сделало его особой личностью. В отличие от внешне округлого Обломова, Штольц был худо­щав, весь состоял из мускулов и нервов. От него веяло какойто свежестью и силой. <«Как в орга­ низме его не было ничего лишнего, так и в нрав­ ственных отправлениях своей жизни он искал равновесия практических сторон с тонкими по­ требностями духа». «По жизни он шел твердо» бодро, жил по бюджету, стараясь тратить каж­ дый день, как каждый рубль». Причину всякой неудачи он приписывал самому себе, «а не ве­ шал, как кафтан, на чужой гвоздь». Он стремил­ ся выработать простой и прямой взгляд на жизнь. Больше всего он боялся воображения, «этого двуличного спутника», и всякой мечты, поэтому всему загадочному и таинственному не было места в его душе. Все, что не подвергает­ ся анализу опыта, не соответствует практичес­ кой истине, он считал обманом. Труд был обра­ зом, содержанием, стихией и целью его жиз­ ни. Выше всего он ставил настойчивость в дос­ тижении целей: это было признаком характера в его глазах. По мысли автора, личностям ти­ па Штольца должно принадлежать будущее: «Сколько Штольцев должно явиться под русски­ ми именами!»

Подчеркивая рационализм и волевые качества своего героя, Гончаров, однако, осознавал сер­ дечную черствость Штольца. Видимо, человек «бюджета», эмоционально вмещенный в жесткие и тесные пределы, не герой Гончарова, Писатель говорит о «нравственных отправлениях»личнос

ти своего героя как о физиологической работе ор­ ганизма или об отправлении служебных обязан­ ностей. Дружеские чувства «отправлять» нельзя. Однако в отношении Штольца к Обломову этот оттенок присутствует.

В развитии действия Штольц понемногу про­ являет себя как «не герой». Для Гончарова, кото­ рый воспел святое безрассудство Чацкого и пре­ красно понимал тревогу больших духовных запросов, это было признаком внутренней недо­статочности. Отсутствие высокой цели, понима­ ния смысла человеческой жизни постоянно обна­ руживается, несмотря на кипучую деятельность Штольца в практической сфере. Ему нечего ска­ зать Обломову в ответ на признание о том, что его друг не нашел смысла в окружающей жизни. По­лучив согласие Ольги на брак, Штольц произно­ сит озадачивающие слова: «Все найдено, нечего искать, некуда идти больше». А впоследствии он осторожно попытается уговорить встревоженную Ольгу смириться перед «мятежными вопроса­ ми», исключив из своей жизни «фаустовское» беспокойство.

Оставаясь объективным по отношению ко всем своим героям, писатель исследует внутренние возможности разных современных ему человече­ ских типов, находя силу и слабость в каждом из них. Однако русская действительность еще не дождалась своего истинного героя. По словам До­ бролюбова, настоящее историческое дело в Рос­ сии было не в сфере практицизма и делячества, а в сфере борьбы за обновление общественного ук­ лада. Деятельное существование и новые, актив­ные люди были еще только перспективой, уже совсем близкой, но всетаки не ставшей реально­ стью. Уже выяснилось, какой человек не нужен России» но все еще был неуловим тот род де­ ятельности и тот тип деятеля, которые ей требу­ ются.