Конспект урока "бессоюзное сложное предложение". Конспект урока "бессоюзное сложное предложение" Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Тема урока: Понятие о бессоюзном сложном предложении. 9 кл.

Цели урока:

    Создание условий для самостоятельного поиска и «открытия» знания.

    Формирование общего понятия о бессоюзном сложном предложении.

    Ознакомление учащихся со всеми знаками препинания в сложном бессоюзном предложении (блоковое преподнесение материала)

    Включение учащихся в разные типы деятельности (предметный, деятельностный, метапредметный)

Тип урока: объяснение нового материала с использованием ИКТ;

деятельностный подход с элементами мыследеятельностной педагогики (задачной формы обучения на уроке).

Форма работы: коллективная, самостоятельная индивидуальная.

Техническое оборудование: мультимедийный проектор, ноутбук.

Что умеют учащиеся (средства, необходимые для работы):

1. Выделять грамматические основы предложений.

2. Различать простое и сложное (союзное и бессоюзное) предложение.

3. Квалифицировать ССП и СПП.

Что должны освоить учащиеся:

1. Понятие бессоюзного сложного предложения.

2. Научиться различать характер смысловых отношений между простыми предложениями в составе бессоюзного сложного предложения.

3. Выразительно произносить конструкции, уделяя значительное внимание интонации.

4. Правильно расставлять знаки препинания в указанных конструкциях.

5. Работать в интерактивном режиме.

6. Самостоятельно добывать информацию, вырабатывать навыки коммуникации и рефлексии.

Какие способы действия осваивают учащиеся:

1. Устанавливать смысловые отношения между частями сложного бессоюзного предложения путем подстановки сочинительных и подчинительных союзов (прием сравнения с синонимичными сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями).

2. Усвоить, что в устной речи знаку тире соответствует интонация повышения голоса, двоеточию- предупредительная интонация, запятой- перечислительная.

Ход урока.

1. Организационный момент.

Вступительное слово учителя. Мотивация.

Добрый день. Каждый урок – я на это надеюсь – дает вам радость новых открытий, вы обогащаетесь не только интеллектуально, но и духовно. Думаю, что сегодняшний урок не станет для вас исключением. Как вы считаете, какова главная ваша цель на данном этапе обучения? (хорошо сдать ГИА). Какие умения, на ваш взгляд, помогут вам это сделать? (умение писать сжатое изложение, сочинение-рассуждение, быть грамотным, знать теоретические вопросы). Сегодня мы продолжить формировать эти умения, но нас ожидает и новая тема, открытые которой произойдет чуть позже.

2. Актуализация знаний.

Словарно- орфографическая работа.

Выпишите слова, в которых при­ставки меняют написание в зависимо­сти от того, перед какой буквой в слове они стоят. (слайд)

Объединил друзей, оттолкнулся руками, сбиться с пути, беззвучно плачет , расстила­ется по земле , съезжает далеко, рассчиты­вать время , испечь пирог , сделать хорошо, бесшумный мотор .

Выпишите слова с чередующимися гласными: (слайд)

К..снуться , прик..аться , к..согор;

р..стет , р..сток , р..сторговать;

прил..жить , сл..жный, прилагательное ;

г. . pa , г..реть , заг..релый ;

зап..реть ; расст..лает , м..рить (друзей).

Составьте простое предложение , употребив слово с чередующейся

гласной в корне; подчеркните грамматическую основу. (слайд)

Проверка выполнения.

Прочитайте слова, в которых приставки меняют написание в зависимости от того, перед какой буквой в слове стоят.

Сформулируйте правило.

Прочитайте слова с орфограммой чередующаяся гласная в корне слова, объясните правописание слов.

Прочитайте составленное предложение, назовите грамматическую основу, дайте устную характеристику предложению.

А теперь прочитайте следующие высказывания: (слайд)

1. Ваше благополучие зависит от ваших собственных решений. (Джон Рокфеллер, первый долларовый миллионер

2. Секрет успеха в обществе прост: нужна известная сердечность, нужно расположение к другим. (Ральф Эмерсон, американский поэт и философ)

3. Люди не рождаются, а становятся теми, кто они есть.(французский литератор Гельвеций)

4. Если я работаю по четырнадцать часов в день и семь дней в неделю, то мне определённо начинает везти. (Л.Хаммер)

5. Работа работой, но надо и что-то полезное делать. (Сатирик Хенрик Ягодзиньски й)

Какая тема объединяет эти высказывания? (чтобы достичь успеха, надо работать)

Какое из них вам понравилось?

Как выдумаете, что имел ввиду Гельвеций?

Если вы хотите сделать из себя Человека с большой буквы – знающего и умеющего, честного, доброго, самостоятельного, способного добиваться своих целей, надо настойчиво и терпеливо работать над собой

Сегодняшний наш урок не станет исключением, каждый из вас продолжит работу над собой.

Определение вида предложений.

А теперь давайте вспомним, какие виды предложений вам известны.

Какая характеристика соответствует данному виду предложений? Запишите следующим образом: 1-а, 2-б и т.д. (слайд)

Проверяем. У кого всё верно?

Определите вид предложений, представленных на слайде.

О каком виде предложений мы знаем меньше всего? (Да, второе предложение – это бессоюзное предложение)

3. Постановка учебной задачи.

Какова тема нашего урока?

Бессоюзное сложное предложение.

Какова цель урока?

Дать определение бессоюзному сложному предложению.

Узнать, какие знаки препинания ставятся между простыми предложениями в БСП и определить причину их постановки.

Научиться находить эти предложения в тексте.

4. «Открытие нового знания»

Запишите бессоюзное сложное предложение.

Секрет успеха в обществе прост: нужна известная сердечность, нужно расположение к другим.

Хотя мы еще только начинаем эту тему, у вас уже есть представление о том, что такое БСП. Что же вы знаете о БСП? Докажите, что данное предложение бессоюзное.

Давайте сравним возможности союзных и бессоюзных предложений.

(карточка)

Прочитайте. Чем различаются данные предложения? Какие предложения вам кажутся более выразительными и почему?

1. Пройдет зима холодная, и настанут дни весенние.- Пройдет зима холодная, настанут дни весенние. (И.Дрожкин) 2. Когда пашню пашут, руками не машут.- Пашню пашут- руками не машут. (Пословица) 3. Я знаю, что в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. – Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь. (А.Пушкин)

Какие предложения кажутся вам более выразительными?

Об этом хорошо сказал М.В.Ломоносов: «Союзы не что иное суть, как средства, которыми идеи соединяются; итак, подобны они гвоздям или клею, которыми части такой махины сплочены или склеены бывают. И как те махины, в которых меньше клею и видно, весьма лучший вид имеют, нежели те, в которых спаев и склеек много, так и слово важнее и великолепнее бывает, чем в нем меньше союзов.»

Выпишем в тетрадь БСП. (каждое предложение с новой строки)

Сравним предложения:

Части БСП находятся между собой в различных смысловых отношениях, что отражается в постановке знаков препинания на письме, а в устной речи – интонацией. В БСП ставится запятая, точка с запятой, тире и двоеточие.

Пройдет зима холодная, настанут дни весенние.

Какая смысловая интонация в этом предложении? (интонация перечисления)

Перестройте это предложение в сложное союзное. (ССП с союзом и)

Пашню пашут- руками не машут.

Какая смысловая интонация в этом предложении? (интонация противопоставления)

Замените синонимичным СПП. (Когда пашню пашут, руками не машут).

Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.

Какая смысловая интонация в этом предложении? (интонация пояснения)

Какому сложному предложению оно соответствует? (СПП с прид. изъяснит.)

Значит, как же определить, какой знак необходимо поставить в БСП?

1. Определить смысловые отношения между предложениями.

2. Определить, в какое предложение синонимичное его можно перестроить?

Прочитайте предложения (проецируются на экран, знаки препинания не расставлены). Возможна ли в них постановка разных знаков препинания?

Взойдет солнышко, все оживет.

Взойдет солнышко: все оживет.

Взойдет солнышко – все оживет.

Ученики читают предложения, пытаются уловить разную интонацию, донести разный смысл предложений. После интонирования приходят к выводу, что знаки препинания будут зависеть и от интонации, с которой читается предложение:

1-ое предложение – интонация перечислительная , она требует запятой.

2-ое предложение – предупредительная интонация с понижением голоса в первом предложении – ставится двоеточие.

3-е предложение – интонация легко повышается в первом предложении и понижается во втором – тире. (О знаках препинания сообщает учитель).

- Что же еще диктует необходимость постановки определенного знака препинания в бессоюзном сложном предложении?

+ Интонация, которая, как и пунктуация, меняется от смысловых отношений между предложениями.

(слайд)

В бессоюзном сложном предложении простые предложения соединяются только по смыслу и интонации, без участия специальных слов, поэтому смысловые отношения между его частями не так отчетливы, как в союзном предложении. Чтобы прояснить их, можно заменить бессоюзное сложное предложение синонимичным сложносочиненным или сложноподчиненным: Все крыльями машут - не все летают. -. (Ср. Все крыльями машут, но не все летают. , но.)- противопоставление.

Я тотчас отправился к Ивану Игнатьичу и застал его с иголкою в руках: по поручению комендантши он нанизывал грибы для сушенья на зиму. :.

(Ср. Я тотчас отправился к Ивану Игнатьичу и застал его с иголкою в руках, потому что по поручению комендантши он нанизывал грибы для сушенья на зиму. , (потому что…).)- во второй части называется причина того, о чем говорится в первой.

Смысловые связи между частями бессоюзного сложного предложения выражаются интонацией, а на письме- с помощью различных знаков препинания: запятой, точки с запятой, двоеточия, тире.

5. Закрепление изученного.

Стилистический эксперимент.

Определите лексическое значение слова эксперимент.

Эксперимент (то же, что и опыт)- попытка сделать, предпринять что-то новое, ранее не испытанное.

Кто проводит эксперименты? (ученые)

Значит и мы сейчас будем в роли ученых.

Задание для эксперимента: Запишите, заменяя сложные союзные предложения бессоюзными (там, где это возможно), поставьте соответствующий знак между частями сложного предложения. Сравните данный текст и полученный в результате синонимической замены. Какой вариант текста является более экономным в использовании языковых средств и более приближается к разговорному стилю?

Представьте себе большую лужу во дворе, которая всем мешает. Как от нее избавиться?

Пророй через лужу канавку, и вода уйдет, лужа высохнет. Примерно так же работают и мелиораторы. Они прокладывают на болотистых землях каналы. Но вот беда в том, что стали осушать болота, а реки начали мелеть. Этого допускать нельзя, потому что реки, как и землю, надо беречь; высохнут они, и мы останемся без воды. А ты ведь знаешь, что без воды ни человек, ни животные, ни растения жить не могут.

Проверка выполнения:

Прочитайте БСП, какой знак поставили, объясните.

Пророй через лужу канавку, вода уйдет, лужа высохнет. (перечисление)

Но вот беда: стали осушать болота- реки начали мелеть. (пояснение, противопоставление)

Этого допускать нельзя: реки, как и землю, надо беречь; высохнут они, мы останемся без воды. (причина, перечисление)

А ты ведь знаешь: без воды ни человек, ни животные, ни растения жить не могут. (пояснение)

Сравните данный текст и полученный в результате синонимической замены. Какой вариант текста является более экономным в использовании языковых средств и более приближается к разговорному стилю?

При использовании союзных предложений ослабевает экспрессивно-выразительная сторона речи, замедляется темп.

Какие же предложения выразительнее? (БСП)

6. Рефлексия. Итог урока

- Что сегодня узнали нового на уроке?

+ Узнали о сложном бессоюзном предложении, что между его частями ставятся точка, точка с запятой, двоеточие, тире .

- Какие затруднения возникали в ходе урока?

+ Как определить, когда ставится тот или иной знак.

- Что помогло выйти из ситуации? Какой способ действия?

+ Определение смысловых отношений между частями предложения путем подстановки сочинительных и подчинительных союзов и с помощью интонации.

- Бессоюзные сложные предложения широко распространены и в художественных произведениях, и в разговорной речи. Особую сжатость и выразительность придают бессоюзные конструкции стихотворной речи. В пословицах и поговорках они помогают кратко и сжато выразить различные смысловые отношения между предложениями.

7. Домашнее задание.

Для общеобразов. кл.:

Написать сочинение-рассуждение по афоризму, записанному нами в начале урока («Секрет успеха в обществе прост: нужна известная сердечность, нужно расположение к другим.» (Ральф Эмерсон, американский поэт и философ), приведите не менее двух доказательств.

Для коррекц. кл.:

Подобрать пословицы, поговорки, афоризмы, строки из стихотворений, представляющие собой бессоюзное сложное предложение. (не менее 6 предложений)

познакомить учащихся со сложными предложениями с бессоюзной связью;

Показать различие между предложениями союзными и бессоюзными, а также между предложениями сложными бессоюзными и предложениями простыми с однородными членами предложения;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку на тему : "Бессоюзные сложные предложения" . 9-й класс. Вводный урок.

Цели урока:

Познакомить учащихся со сложными предложениями с бессоюзной связью;

Показать различие между предложениями союзными и бессоюзными, а также между предложениями сложными бессоюзными и предложениями простыми с однородными членами предложения;

Тренировать внимательность;

Воспитывать толерантное отношение к мнению собеседника;

Воспитывать умение работать в паре и в коллективе.

Оборудование:

Технологическая карта работы.

Карточки с текстом для исследования.

Учебник.

Аудиозапись упражнения для определения вида предложений на слух.

  1. Начало урока

Слайд 1.

  1. Все, что прекрасно, нравственно. (... )
    Гюстав Флобер
  2. Вся нравственность человека заключается в его намерениях. (... )
    Жан Жак Руссо
  3. Мелких чувств на свете не бывает - мелкими бывают только души.(…)

Достоевский Ф.М

  1. Нравственно только то, что совпадает с вашим чувством красоты и с идеалом, в котором вы ее воплощаете. (…)
  2. Есть люди, которые относятся к нравственности, как некоторые архитекторы к домам: на первый план ставится удобство. (... )
    Люк де Клапье Вовенарг .

Работа с предложениями, какую тему затрагивают предложения? Какой общей мыслью объединены предложения? (Темы нравственности)

Как вы понимаете нравственность? (ответы)

Слайд 2.

Что же такое нравственность? — Это нормы, принципы поведения, мотивы поступков. В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль (латинское mores-нравы) — нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом)».

Разбор предложений. Какие эти предложения? (простые, сложные: союзные и бессоюзные; обособленные).

Учитель знакомит учащихся с темой урока и выясняет, какие задачи они должны решить к концу урока.

II. Основная часть. Изучение нового материала

1. Учащиеся по парам составляют список того, что они знают или думают, что знают по теме (5 минут). Учащимся предлагается составить синквейн.

Учитель. Давайте определим, что вы знаете по теме урока.

Учащиеся:

Сложные предложения делятся на три группы: сложносочиненные, сложноподчиненные и бессоюзные.

Все сложные предложения состоят из нескольких простых.

В сложносочиненных и сложноподчиненных предложениях простые предложения соединяются при помощи союзов и союзных слов.

Название третьей группы говорит о том, что в бессоюзных предложениях простые соединены без союзов и союзных слов. А каким образом, мы не знаем.

2. Чтение нового текста (заранее распечатанного в нужном количестве), пытаются найти ответы на поставленные ими вопросы.

Слайд 3. Понятие сложного бессоюзного предложения.

Это предложение, части которого соединены по смыслу и с помощью интонации . Части бессоюзного сложного предложения находятся между собой в различных смысловых отношениях , что отражается в постановке знаков препинания на письме, а в устной речи - интонацией . В бессоюзном сложном предложении ставится запятая, точка с запятой, тире и двоеточие на письме.
Смысловые отношения в них выражаются менее четко, чем в союзных.

Примеры предложений с различной интонационной связью:

Слайд 4.

1. Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер. (Перечисление.)

2.Мелких чувств на свете не бывает - мелкими бывают только души . (Противопоставление.)

3.Ечевин понял одно: боязнь самостоятельного мнения, страх взять на самого себя ответственность стали причиной его поступков. (Пояснение.)

Учитель:

Какие знаки препинания ставится в БСП?

Расстановка ЗП зависит от чего? (от значения)

Слайд 5. Знаки препинания в БСП. (Анализ предложений)

4. Тренировочные упражнения.

1. Определить на слух, сложное это предложение или простое с однородными членами или с обособлениями. Номера бессоюзных сложных предложений записать в тетрадь. Проверить.

Слайд 6. Тренировочные упражнения

1. Пока живешь, творить добро спеши.

2.Большего не может быть счастья, чем несчастным приносить счастье.

3.Не рой другому яму - сам споткнешься.

4.Добро не купишь.

5. Слабые люди выжидают благоприятных случаев - сильные духом их создают.

6.Плод, полученный терпением, сахару подобен.

7.И у моря есть дно, и у терпения есть предел.

8.Я знаю в жизни только два действительных счастья: угрызения совести и болезнь.

9. Нынешнее усердие - завтрашнее облегчение.

10. На дне терпения оседает золото

11. Вошла дружба, пришло счастье, появилось и богатство

5. Работа с учебником. Выполнение упражнения

6..Работа с заданиями ГИА. В9

Среди предложений 26 - 31 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной сочинительной связью.

Вар.11(1 гр.); Вар.17(2 гр);Вар.20(3гр);Вар.21 (4гр)

Ответы: 1гр - 27 предложение; 2 гр -26; 3 гр -22; 4 гр -32.

7. Видео-урок «Бессоюзные сложные предложения»

III. Заключительная часть. Выводы

Учитель: Давайте повторим все, с чем познакомились на уроке. Дайте определение бессоюзного предложения.

Бессоюзное сложное предложение - это предложение, части которого соединены по смыслу и интонационно. Части бессоюзного сложного предложения находятся между собой в различных смысловых отношениях. В бессоюзных сложных предложениях ставится запятая, точка с запятой, тире и двоеточие.

Слайд 8. IV. Домашнее задание

1.Найти в любом тексте три бессоюзных сложных предложения с разными знаками препинания и записать в тетрадях.

3.Задания ГИА В9 (вар5-10);

4. Упр.№195 (Выписать выделенные предложения, указать грамматические основы, определить вид по составу); Упр.194 (у)

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

1. Все, что прекрасно, нравственно. (...) Гюстав Флобер 2. Вся нравственность человека заключается в его намерениях. (...) Жан Жак Руссо 3. Мелких чувств на свете не бывает – мелкими бывают только души.(…) Достоевский Ф.М 4. Нравственно только то, что совпадает с вашим чувством красоты и с идеалом, в котором вы ее воплощаете. (…) 5. Есть люди, которые относятся к нравственности, как некоторые архитекторы к домам: на первый план ставится удобство. (...) Люк де Клапье Вовенарг

Что же такое нравственность? - Это нормы, принципы поведения, мотивы поступков. В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. «Мораль - нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение (мотивы поступков, результаты деятельности), чувства, суждения, в которых выражается нормативная регуляция отношений людей друг с другом и общественным целым (коллективом, классом, народом, обществом).»

Бессоюзные сложные предложения Бессоюзное сложное предложение – это предложение, части которого соединены по смыслу и с помощью интонации. Части бессоюзного сложного предложения находятся между собой в различных смысловых отношениях, что отражается в постановке знаков препинания на письме, а в устной речи – интонацией. В бессоюзном сложном предложении ставится запятая, точка с запятой, тире и двоеточие на письме. Смысловые отношения в них выражаются менее четко, чем в союзных.

Примеры предложений с различной интонационной связью: Наступил вечер, шел дождь, с севера дул сильный ветер. Мелких чувств на свете не бывает – мелкими бывают только души. Ечевин понял одно: боязнь самостоятельного мнения, страх взять на самого себя ответственность стали причиной его поступков.

Знаки препинания в БСП. Значение. Перечисление Причина Пояснение Дополнение Условие Следствие Противопоставление Вот уж снег последний в поле тает, тёплый пар восходит от земли. Пробираться сквозь чащу было трудно: колючие кусты разрослись очень густо. Мой труд совершенно особый: он хочет науку приблизить к искусству, художественному произведению… Но ведь известно: с годами трудно дружбу начинать. Раз солгал - на век лгуном стал. (Пословица) Увидел грача - весну встречай. (Пословица) Лето припасает - зима поедает. (Пословица)

1. Пока живешь, творить добро спеши. 2.Большего не может быть счастья, чем несчастным приносить счастье. 3.Не рой другому яму – сам споткнешься. 4.Добро не купишь. 5. Слабые люди выжидают благоприятных случаев – сильные духом их создают. 6.Плод, полученный терпением, сахару подобен. 7.И у моря есть дно, и у терпения есть предел. 8.Я знаю в жизни только два действительных счастья: угрызения совести и болезнь. 9. Нынешнее усердие – завтрашнее облегчение. 10. На дне терпения оседает золото 11. Вошла дружба, пришло счастье, появилось и богатство

Видео-урок «Бессоюзные сложные предложения»

Ответы заданий ГИА. В9. 1 группа. «Долго мы были врагами: я был преследователем, ты – жертвой, но теперь все переменилось». №27 2 группа. «Детский писк становился внятнее, отчетливее, и Коля открыл белую дверь: в большой и светлой комнате вдоль стен стояли рядами деревянные кроватки, а в них лежали младенцы». №26 3 группа. «Выбор был велик, желающих пригреть наших оказалось больше чем достаточно, но мы давали разрешение только после подробного разговора с каждым из пришедших».№22 4 группа. «Я скажу тебе это слово, но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза…

Домашнее задание Найти в любом тексте три бессоюзных сложных предложения с разными знаками препинания и записать в тетрадях. Прочитать и запомнить правила (стр.117 – 119). Задания ГИА В9 (вар5-10); Упр.№ 196(Выписать выделенные предложения, указать в них грамматические основы, определить вид по составу)


Тармакова Елена Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МАОУ СШ №8
Населённый пункт: Город Бор Нижегородская область
Наименование материала: методическая разработка урока
Тема: Урок по теме "Бессоюзное сложное предложение" с элементами ФГОС
Дата публикации: 07.12.2016
Раздел: среднее образование

Технологическая карта.
Уроке русского языка в 9 классе (с элементами ФГОС) Учитель: Тармакова Е.В. Тема урока: «Понятие о БСП. Интонация в БСП». Тип урока: Урок открытия новых знаний УУД Л- личностные П- познавательные Р- регулятивные К- коммуникативные № п\п Этапы урока Цель и содержание учебного материала. Функции и виды деятельности учителя Формы и виды деятельности учащихся Планируемые результаты УУД Оценка результатов деятельности ученика 1
Мотивация к

учебной

деятельности

Цель:
выработать на личностно значимом уровне внутреннюю готовность к учебной деятельности –Здравствуйте, ребята! Проверьте, всё ли у вас готово к уроку: письменные принадлежности, учебник. - Готовы к работе? Создаёт условия для возникновения внутренних потребностей включения в деятельность (хочу!) Активизирует требования к ученику со стороны учебной деятельности (- надо!) - устанавливает тематические рамки учебной деятельности (могу!) Ученики встали, настроились на работу, проверили наличие учебных предметов, поделились эмоциями. Самоопределение к деятельности – (Л); Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К);
2 Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии 1.Сравнительный анализ предложений. 2. Самопроверка
Цель
: подготовить мышление учащихся и организовать осознание ими внутренних потребностей к построению нового способа действий - Ребята, сегодня на уроке нам предстоит открыть много нового. Этот материал включён в экзаменационные задания. А свои открытия я вам предлагаю начать с работы над ранее изученным материалом.(Слайд 2) Распределите предложения в зависимости от их вида: ПП, ССП, СПП. Какие из предложений не относятся ни к одной группе? Почему? - Проверьте себя. (Слайд 3) И оцените. Активизирует все мыслительные операции, познавательные процессы (внимание, речь, память, мышление) и предоставляет индивидуальные задания на повторение изученного материала. Организует подготовку к изучению нового материала. Воспроизводят и фиксируют ЗУНы, достаточные для построения нового способа действий. Актуализируют изученный ранее материал (знаю, могу) Пытаются выполнить самостоятельно индивидуальные задания на повторение, необходимые для изучения нового материала на данном уроке. -Мыслительные операции (обобщение, анализ, синтез, сравнение)-П; -осознанные и произвольные речевые высказывания – К; -волевая саморегуляция в затруднении – Р; -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью – К; -аргументирование своего мнения и позиции в коммуникации- К. Устная оценка учителя. Самооценка учащихся. 3 Выявление места и причины затруднения.
Цель:
поставить цель учебной деятельности и на этой основе выбрать способ и средства её реализации Учитель выступает в роли организатора. После ответов детей уточняет цель и Выдвигают гипотезы решения задачи. Формулируют конкретную цель Самоопределение – Л; Смыслообразование –Л; Мыслительные
Запишите эти предложения в тетрадь, подчеркните грамматические основы, обозначьте предикативные части. Как они связаны? - Сделайте вывод, какие предложения мы будем сегодня изучать на уроке? (Слайд 4) -сформулируйте свои, важные д л я в а с, ц е л и у р о к а. Используйте опорные слова: 1)Познакомиться с … 2)Учиться …(Слайд 5) -Сообщение целей урока учителем. - Запишите тему урока в тетрадь. (Какое орфографическое правило надо повторить, чтобы правильно написать слово «бессоюзное»?) (Слайд 6) тему урока. своих будущих, учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения(чему учиться) Предлагают и согласовывают тему урока. Ведут записи в тетради. операции – П; Самостоятельное выделение и формирование цели-Р; Выдвигают гипотезы и обосновывают их-П; Развитие монологической речи -К 4 Построение проекта выхода из затруднения. Работа с теоретическим материалом учебника.
Цель:
построить новый способ действия и сформировать умение применять его при решении задачи, которая вызвала затруднение. - Где мы с вами можем получить более подробную Учитель выступает в роли организатора. Следит за хронометрией урока. Учащиеся работают с теоретическим материалом учебника, используя знаковую систему. Пытаются решить причину затруднения. Мыслительные операции – П; -поиск и выделение необходимой информации- П. Установление причинно – следственных связей Устная оценка учителя
информацию о БСП? Из каких источников? (из книги) - Я предлагаю вам поработать с теоретическим материалом учебника.). с.94-95 - Что вы будете выяснять? (что такое БСП). - Делимся на группы -эксперты -поэты -художники -картографы -символисты -навигаторы -плановики Презентуют свои «проекты» -П; 5 Первоначальное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Цель:
определить роль интонации в БСП, реализовать новый способ действия и сформировать умение применять его как при решении задачи, которая вызвала затруднение, так и при решении задания такого же типа. - В БСП, как и в союзных, простые предложения объединены в одно сложное для того, чтобы между ними установить определённые смысловые отношения. Учитель выступает в роли организатора. Организует процесс совместного творчества. Организует обсуждения учащихся. Следит за хронометрией урока Фиксирует новый способ действия (алгоритмы) на доске На основе изученного учащимися материала они разрабатывают алгоритм применения нового знания, используя схемы, чертежи и др. Применяют новый способ действий к задаче, которая вызвала затруднения. Фиксируют преодоление возникшего раннее затруднения. Работают в группах. Формирование критического и творческого мышления Умение сверять свои действия с целью- Р Развитие связной речи, умение отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, умение учиться подтверждать аргументы фактами- К Самостоятельное создание способов решения проблем Устная оценка учителя
-Преобразуйте простые предложения в сложное бессоюзное. Произнесите с разной интонацией.(слайд 7) Бабушка сердилась. Внучка не слушалась.(Слайд 8) Вывод: При бессоюзной связи смысловые отношения между частями СП не явно выражены и должны извлекаться адресатом речи из содержания частей с опорой на общие знания слушающего и говорящего. Схема: (Слайд 9)Виды интонации и смысловые отношения в БСП. Виды интонации и смысловые отношения в БСП
перечислительная

интонация
при соединительных отношениях между частями БСП
пояснительная интонация
при причинно- пояснительных отношениях между частями БСП
результативно-

следственная

интонация
при противопоставлении или времени, условии и следствии творческого и поискового характера
6 Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Формирование адекватной самооценки и самоконтроля.
Цель:
усвоение учащимися новых способов действия.
(Слайд 10) Алгоритм

анализа БСП:
найти грамматические основы; определить интонацию и определить смысловые отношения между частями БСП; поставить необходимый знак препинания; построить схему БСП.
Для слабых учащихся:
подписать карточку; подчеркнуть грамматические основы, построить схему, указав смысловые отношения между частями БСП. Для сильных учащихся: Заменить ССП и СПП БСП. (См. Приложение) Организовывает работу на новый способ действия Организует самопроверку учебных решений по эталону. Создаёт (по возможности) ситуацию успеха для каждого ребёнка, для уч-ся допустивших ошибки. Предоставляет возможность выявления причин ошибок и их устранения (индивидуальная коррекционная деятельность) Учащиеся пошагово проверяют свои действия самостоятельного задания. Оценивают свои результаты в освоении нового способа действия. Выполняют предложенные учителем задания. Осознанные и произвольное речевые высказывания – К; Построение логической цепи рассуждений и доказательств- К,Р Умение преодолевать трудности в выполнении –Л. Мыслительные операции –П Все познавательные УУД + контроль, коррекция, оценка –Р + все ЛУУД: умение преодолевать трудности Самооценка. Устная оценка учителя. 7 Включение в систему знаний и повторение.
Цель:
включить новый способ действий в систему знаний, при этом повторить и закрепить раннее изученные способы подготовки к изучению следующих разделов. - Давайте подведём итог нашего урока. Какую тему мы Организует выполнение заданий, в которых новый способ действий связан с ранее изученными. Организует тренинг ЗУНов, раннее сформированных Выявляют и фиксируют границы применимости новых знаний. Выполняют предложенные учителем задания. Оценивают свои результаты в Все познавательные УУД + контроль, коррекция, оценка –Р, формирование критического и творческого мышления, Самооценка.
Задание, аналогичное 13 в тестах ОГЭ Самопроверка. изучили? Что мы пытались с вами выяснить на уроке? - Где нам может понадобиться эта тема? - А сейчас я вам предлагаю поработать над предложениями. (Слайды 11 -15) (СЛАЙД 16) - Какой вывод мы с вами можем сделать о проделанной работе? доведением их до автоматизма. освоении нового способа действия. 8 Домашнее задание - Ребята, над чем вы будете работать дома? Выучить понятие о БСП, упр.214(А), 215 (В) Слайд 17 Инструктаж Определяет домашнее задание для самостоятельной работы с элементами выбора и творчества. Выбор задания Планирование, прогнозирование –Р Оценивание трудности выполнения –Л. Самооценка 9 Рефлексия учебной деятельности 1.Обмен мнениями 2.Оценивание Цель: оценка учащимися собственной учебной деятельности, осознание методов построения и границ применения нового способа действий - А теперь давайте поделимся Организует рефлексию (по вопросам) и самооценку собственной учебной деятельности. Какова была цель Соотносят цель и результат учебной деятельности Фиксируют степень соответствия. Намечают цели дальнейшей Рефлексия способов и условий действий – П; Контроль и оценка способов своей деятельности -Р; Самооценка на основе критерий успешности- Самооценка. Устная оценка учителя.
деятельности впечатлениями от сегодняшнего урока. Я понял…. Я узнал…..и т.д. Что можно было сделать по- другому? - Ребята, в чём вы испытали затруднение? - Что у нас получилось лучше всего? (слайд 18) - А теперь я вам предлагаю подумать немножко и оценить свою работу на уроке. (Листы оценивания на партах) - Кто получил 5? Почему? 4. Почему?...... урока? Достиг ли урок цели? Что нового узнали? деятельности. Л; Адекватное понимание успешности или неуспешности; Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью – К; Планирование успешного сотрудничества - К Следование моральным нормам и этическим требованиям - Л

Работа на карточках.
А Фамилия, имя
________________________________________________Вариант 1.
Прочитайте предложения. Подчеркните грамматические основы. Постройте схему предложения, определите смысловые отношения между частями БСП. Расставьте, где нужно, запятые. ОБРАЗЕЦ:

последовательность событий

, , .
1.Под окном зашумели птицы, туман ушёл из сада, всё кругом озарилось весенним светом. 2.Царь ступил на двор широкий, там, под ёлкою высокой, белка песенки поёт золотой орех грызёт. 3. За селом синел далёкий лес, рожь качалась, колос созревал. 4. Всю дорогу от станции до хутора молчали: говорить мешала тряская езда. А Фамилия, имя
________________________________________________Вариант 2.
Прочитайте предложения. Подчеркните грамматические основы. Расставьте запятые. Постройте схему предложения, определите смысловые отношения между частями БСП. ОБРАЗЕЦ:
Наступил вечер, шел дождь, с севера прерывисто дул ветер.

(последовательность событий)

, , .
1. В глазах у меня потемнело голова закружилась. 2. Трескался лед снег шуршал о каменную стену сторожки и скрипел под ногами. 3. Снег слепил лицо порошил глаза ветер вертел его седыми вихрями вокруг труб миноносца. 4. Слабо шурша падали шишки вздыхая шумел лес.

Для сильных учащихся: В

Заменить ССП и СПП БСП.
Фамилия, имя________________________________________________
Вариант 3.
Прочитайте предложения. Определить их вид. Замените ССП и СПП бессоюзными сложными. Подумайте, какой знак нужно поставить между частями БСП. Подчеркните грамматические основы в записанных предложениях, составьте схемы, укажите смысловые отношения между частями. Образец
: Если с

кучно тебе жить, займись чем-нибудь. (СПП). - Скучно тебе жить –

займись чем-нибудь.
– .
(Условие)
1.В глазах у меня потемнело, и голова закружилась. 2.Однако пора спать, потому что уже без четверти шесть. 3.Когда ехал сюда, рожь только начинала желтеть.
ЛИСТ ОЦЕНКИ___
(фамилия, имя)
_________________________________________________

1 задание:
Распределить предложения по группам.
2 задание:
Индивидуальное задание.
3 задание:
Нахождение БСП.
За урок я

поставлю

себе

оценку:

« »
Сегодня на уроке: Я понял(а)………………………… ……………………………………… ………………………………………… ………………………………………….. Я узнал(а)…………………………. …………………………………………….. ……………………………………………… ……………………………………………. Лучше всего у меня получилось………………………….. ………………………………………………. ……………………………………………… ……………………………………………….. Я испытал(а) затруднение в… ……………………………………………… ……………………………………………… ……………………………………………… ……………………………………………… Думаю, что этот материал мне пригодится…………………………. ……………………………………………… ……………………………………………… ………………………………………………

Литература
1. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. М., Просвещение, 2008.Авторы: Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская, А.Д.Дейкина, О.М.Александрова. Научный редактор: - академик РАО, доктор филологических наук Н.М.Шанский. 2. Воителева А.Д. Русский язык. Дидактические материалы. 8-9 классы. - М.: Дрофа, 2005 3. Г.А.Богданова. Уроки русского языка в 9 классе. М.: Просвещение, 2010г. 4. Капинос В.И. и др. Сборник тестовых заданий для тематического итогового контроля по русскому языку 9 класс. - М.: Интеллект-Центр, 2000. 5. Русский язык. Поурочные планы. 9 класс. Т. И. Ермоленко. Издательство «Учитель», Волгоград 2007

Конспект урока в технологии проблемного диалога по теме : «Что такое бессоюзное сложное предложение»

Цели:
1) Выяснить, чтотакое бессоюзное сложное предложение и его отличительные признаки.

2) Формировать умение видеть проблему, вырабатывать гипотезу, наблюдать, давать определения понятиям.

3) Формировать умение работать в группах.

Форма организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

В молодости не научишься работать -
в старости останешься с пустыми руками…
(пословица)

Ход урока

Приставка в слове беспокойный (бес-)

Корень - часть речи, при помощи которой соединяются однородные члены и простые предложения в составе сложного (союз).

Суффикс как в слове сонный (-Н-)

Окончание прилагательного в ср. роде ед. числа

Учитель: в результате у нас получилось слово?

Учитель: сформулируйте тему урока.

Запись нескольких предложений для наблюдения:

А.Семь раз отмерь один раз отрежь.

Б.Чин следовал ему он службу вдруг оставил. В.Молодёжь ушла в клубе стало скучно.

1.Какие записаны предложения? Докажите и графически. А знаки препинания какие?

2) Какой вывод следует? Что можно предположить?

3) Попробуйте сформулировать цель нашего урока

Помогает сформулировать цели урока.

Организует работу в группах (№1.работа с материалом учебника: стр.94-101)

Наблюдает, помогает в случае затруднения

№2. Создать таблицу о правилах постановки знаков препинания между простыми предложениями в БСП:

1 группа запятая (стр.96,упр.216,)

2 группа должна подумать над смыслом простых предложений в составе БСП и определить, когда же в них ставится точка с запятой (стр.96,упр.217)

3 группа должна подумать над смыслом простых предложений в составе БСП и определить, когда же в них ставится двоеточие (стр.98,упр.220)

4 группа должна подумать над смыслом простых предложений в составе БСП и определить, когда же в них ставится тире (стр.101,упр.229)

Организует работу с данным материалом:

1.укажите номера бессоюзных сложных предложений: (1) Весело пробираться по узкой дорожке между двумя стенами высокой ржи. (2) Колосья тихо бьют вас по лицу васильки цепляются за ноги перепела кричат кругом лошадь бежит ленивой рысью. (3) Вот и лес. (4) Тень и тишина. (5) Статные осины высоко лепечут над вами длинные висячие ветки берез едва шевелятся могучий дуб стоит как боец подле красивой липы. (И.С.Тургенев)

2.расставьте знаки препинания в одном из предложений и графически докажите.

3. найти БСП в текстах ОГЭ (В№1-№4)

Приложение №1.

1. Стало быстро темнеть, пришли тучи летние, грянул первый гром.

2. Лягушки, какие только были в лужах, заволновались так сильно, что от них заволновалась вода.

3. После проливного теплого дождя Петя занялся рыбой: он поставил в торфяном пруду сети на карасей.
4. Там, на берегу, около сетей, стояло десять маленьких березок, веточки их еще были голые, без листочков.

5. Солнце садилось пухлое, и, когда село, началась живая ночь: пели все соловьи, все лягушки орали...

6. Но так часто на свете бывает, что, когда всем хорошо, бедному человеку приходит в голову бедная мысль и не дает ему радоваться.
7. Пете тоже не спалось, и вот пришло ему в голову, что пришли воры и унесли сети.
8. Вот почему Петя на рассвете бежит к своим сетям и уже издали видит, что там, где он сети поставил, теперь стоят люди - верно, воры.
9. В ужасной злобе бежит он туда и вдруг останавливается, улыбается, ему стыдно: это не люди - это за ночь березы оделись в зелень и как будто люди стоят.

Вид: урок-исследование.

Структура урока.

1. Организационный момент.

2. Повторение пройденного.

Устная аналитическая работа с текстом;

3. Изучение нового. Исследовательская деятельность:

Работа по группам;

Аналитическая работа с текстами;

Цифровой диктант.

4. Обобщение изученного.

5. Подведение итогов.

6. Домашнее задание.

Оборудование: мультимедийная установка, карточки с текстами для команд.

Образовательные:

Закрепить знания по теме «Сложные предложения»;

Познакомить с бессоюзными сложными предложениями (БСП);

Учить строить ответ с опорой на теоретические знания;

Отрабатывать умения правильной постановки знаков препинания.

Развивающие:

Способствовать развитию устной и письменной речи учащегося;

Учить применять полученные знания на практике;

Способствовать развитию творческих способностей учащихся, их познавательной активности;

Учить внимательному отношению и любви к слову, пробуждать интерес к художественной литературе.

Воспитательные:

Способствовать эстетическому и нравственному воспитанию учащихся;

Формировать умение ставить цель, выделять существенное, планировать работу, осуществлять самоконтроль, подводить итоги, работать в оптимальном темпе.

I. Организационный момент.

Предлагаю вам, ребята, сегодня на уроке выступить в роли исследователей языкознания и в продолжение знакомства со сложными предложениями познакомиться с новой группой предложений – бессоюзными сложными синтаксическими конструкциями. Поэтому мы распределились на 2 группы, каждая из которых будет не только пытаться дать ответ на поставленный вопрос, но и зарабатывать тем самым баллы за правильные ответы. (При ответах внимательно слушайте друг друга, чтобы успешно справиться с заданиями). Так пройдёт наш урок – турнир. Вы сможете не только познакомиться с новой темой, но проявить свои знания, которые принесут вам победу.

II. Повторение пройденного. (Слайд 3)

Разделите тетрадный лист на 2 колонки, одна из которых называется сложносочиненные предложения (ССП), другая - сложноподчиненные предложения (СПП). Прочитайте данные предложения. Среди них найдите и напишите номера тех, которые являются ССП и СПП.

1. Там где ранее было устье реки тропа взбирается в гору.
2. Солнце освещало вершины лип которые уже пожелтели под свежим дыханием осени.
3. Поезд вышел в луга и стал виден во всю ширь тихий закат.
4. Когда мы достигли вершины горы солнце уже стало подниматься.
5. Ветер уже дышал дождевой влагой а через минуту скупой и редкий пошёл дождь.
6. Белые тучи клубились и снежно блестели но чёрная вершина была грозна своей тяжкой неподвижностью.
7.Ей снится будто бы она поёт.

(ССП - 3, 5, 6 предложения; СПП- 1,2, 4, 7 предложения)

Расскажите, по какому принципу вы выделили ССП? СПП?

Вспомните, какие виды СПП вам известны? (Определительные, изъяснительные, обстоятельственные).

По каким признакам СПП делятся на эти группы? (По вопросу и определяемому слову)

Как вы думаете, чем будут отличаться ССП и СПП от БСП? (Простые предложения в составе сложного будут иметь бессоюзную связь).

Какие знаки препинания будут разделять простые предложения в составе сложного? (Запятыми).

Так ли это? Проверим сказанное, проведя несколько исследований.

Запишем тему урока: Бессоюзные сложные предложения.

III. Изучение нового. (Работа в группах).

Предлагаю провести исследования в группах. Та команда, которая правильно отвечает на поставленный вопрос, получает бонусный балл. Все полученные балы в конце суммируются и дают возможность учителю оценить работу учеников.

Исследование №1. (Слайд 4)

Перед вами предложения. Найдите среди них БСП. Назовите номера этих предложений.

1. В глазах у меня потемнело, голова закружилась.
2. Ручейки накануне раздулись так, что лошади шли по брюхо вводе.
3. Птиц не было слышно: они не поют в часы зноя.
4. Буран стих, зато установился сильный мороз.
5. Изумрудные лягушата прыгают под ногами; между корней, подняв золотую головку, лежит уж и стережёт их.
6. Всю ночь шёл тёплый летний дождь, и к утру в воздухе было свежо.
7. Раздался крик – он бросился бежать.

Назовите, какие номера предложений выписала 1 группа? 2 группа?

(Бессоюзные сложные предложения - 1, 3, 5, 7)

Что теперь вы можете сказать о знаках препинания в БСП? (Простые предложения в составе БСП могут отделяться не только запятыми, но и точкой с запятой, двоеточием, тире). (Слайд 5)

Исследование № 2.

1 группа должна подумать над смыслом простых предложений в составе БСП и определить, когда же в них ставится запятая. (Слайд 6)

Метель не утихла, небо не прояснилось.

Двери и окна отворены настежь, в саду не шелохнётся лист. (И.А.Гончаров)

точка с запятой.

Бледно-серое небо светлело, синело; звёзды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля; запотели листья; кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса. (И.С. Тургенев)

Проверим ваши выводы. (Слайды 7, 8)

Исследование № 3.

Воспользуйтесь распечатками на ваших столах.

1 группа должна подумать над смыслом простых предложений в составе БСП и определить, когда же в них ставится тире. (Слайд 9)

1. Семь раз отмерь – один отрежь. (Пословица)

2. Сыр выпал – с ним была плутовка такова. (И.А.Крылов)

3. Мелкий дождь сеет с утра – выйти невозможно. (И.С.Тургенев)

4. Увидишься с Горьким – поговори с ним. (А.П.Чехов)

5. Посмотрит - рублём подарит. (Н.А.Некрасов)

2 группа должна подумать над смыслом простых предложений в составе БСП и определить, когда же в них ставится двоеточие.

1. Я несчастлив: каждый день гости. (А.П.Чехов)

2. Опомнилась, глядит Татьяна: медведя нет. (А.С.Пушкин)

3. Настя во время рассказа вспомнила: у неё от вчерашнего дня остался целый нетронутый чугунок варёной картошки. (М.Пришвин)

Проверим ваши выводы. (Слайды 10, 11)

IV. Обобщение изученного.

Исследование № 4.

Какие предложения мы будем называть бессоюзнми сложными? (Такие сложные предложения, в которых простые объединены между собой только по смыслу и интонационно (без помощи союзов и со юзных слов).

Попробуйте самостоятельно (группа 1 и 2) создать таблицу о правилах постановки знаков препинания между простыми предложениями в БСП.

Знаки препинания в БСП

Последовательность, одновременность, перечисление.

Точка с запятой:

- предложения менее связаны по смыслу и более распространены и имеют внутри себя запятые .

Двоеточие:

Вторая часть имеет значение причины (= потому что, так как);

Вторая часть имеет значение пояснения (= а именно);

- вторая часть имеет значение изъяснения (= и вижу, и слышу, как).

Противопоставление (= а, но);

Сравнение (= словно, будто)

Быстрая смена событий; (= и вдруг, и сразу)

Первая часть имеет значение времени или условия (= когда, если);

Вторая часть имеет значение следствия, вывода, результата (= поэтому, следовательно);

Проверим ваши памятки-таблицы, которые нам пригодятся для дальнейшей работы по данной теме. (Слайд 12). Перенесите их в тетрадь (можно раздать заранее распечатанные таблицы).

Исследование № 5. (Цифровой диктант). (Слайд 13).

Завершающее исследование поможет нам с вами сделать вывод о том, насколько усвоена новая тема вами. Разделите тетрадь на 4 столбика, назовите столбики: точка, точка с запятой, тире, двоеточие . В них вы выпишите цифры тех предложений, в которых поставите соответсвующие знаки.

1. Далеко за Доном громоздились тяжёлые тучи, резали небо молнии, чуть слышно громыхал гром.

2. Время стоит ещё раннее; золотистый утренний туман вьётся над просёлком, едва пропуская показавшееся солнце; трава блестит.

3. Наверху журавлиный крик: птицы улетают на юг.

4. Степь весело пестреет цветами: ярко пестреет дрок, скромно синеют колокольчики, белеет пахучая ромашка.

5. Проснулся – пять станций убежало назад.

6. Лес рубят – щепки летят.

7. Солнце дымное встаёт – будет день горячий.

(Точка - 1; точка с запятой - 2, тире - 5, 6, 7; двоеточие - 3, 4 предложения)

V. Подведение итогов. (Слайд 14).

С какой темой мы сегодня с вами познакомились?

Что нового вы узнали о сложных предложениях?

(Слайд 15). (Кроме ССП и СПП предложений есть БСП, где части простых предложений могут разделяться различными знаками препинания: запятой, точкой с запятой, двоеточием, тире в зависимости от смысловых отношений, которые между ними устанавливаются).

Оценки за урок командам исследователей.

VI. Домашнее задание. (Слайд 16).

Параграф 31-33, выполнить упражнение 191. Ваши отзывы об уроке-исследовании (устно).