Евтушенко анализ. Тема любви в современной поэзии (На примере творчества Е. А. Евтушенко). Анализ стихотворения Евтушенко «Идут белые снеги…»

Евгений Евтушенко — одна из наиболее ярких фигур в русской поэзии второй половины XX века. В его творчестве отразились сила искреннего чувства, страстного желания вмешаться в жизнь, собст-венным опытом постичь ее сложности. По определению критика Е. Сидорова, «поэзия Евтушенко — это как бы кардиограмма времени, иногда искаженная неточностью поэтического инструмента, но все-гда искренняя, честная. Его стихи, то и дело теряющие в гармонии, цельности эстетической оснащенности, нередко выигрывают в ак-туальности, злободневности».

В ранней поэзии Евгения Евтушенко значительное место зани-мают стихи о любви. В них звучит и робость, неуверенность в себе, и неясность чувства, заставлявшая подозревать, что оно ненастоя-щее («Ты большая в любви…»), и искреннее, глубокое обожание, и бережное отношение к любимой («Не понимать друг друга страш-но…»), и первая любовная коллизия — переживания от разобщен-ности «близких душ» («Со мною вот что происходит…»). Написанное в 1957 году стихотворение «Со мною вот что происходит…» было по-священо Белле Ахмадулиной. В этом стихотворении лирический герой с предельной откровенностью говорит о том, что его волнует и заставляет страдать:

…чужих людей соединенность и разобщенность близких душ!

Любовь и дружба, чувства так необходимые лирическому герою, не могут принести ему полноты счастья и понимания, так как «ста-рый друг» к нему не ходит, а вместо любимой «совсем не та ко мне приходит». Эта разобщенность людей в мире — причина грусти по-эта и его одиночества. Тема одиночества промелькнет в стихотво-рении «Я комнату снимаю на Сущевской…», а потом в стихотворе-нии «Не надо…» Оно одновременно и разговор с самим собой и монолог, обращенный к любимой. Рефрен «не надо…», повторяю-щийся в начале каждой строфы, вносит дисгармонию в звучание стихов и тем самым подчеркивает дисгармонию отношений, то есть разобщенность героя с любимой. С годами к поэту придет более полное и глубокое понимание чувства любви. Одним из лучших

стихотворений любовного цикла конца 60-х годов стало стихотворе-ние «Когда взошло твое лицо…» Здесь резко меняется понимание сущности любви. Если несколькими годами раньше она казалась всего лишь «соединеньем» близких душ, то ныне за любовь прини-мается другое («Я понимаю — этот страх и есть любовь»). В этих стихах возникает образ любимой женщины, наделенной детской доверчивостью и мужской выдержкой, и мужеством, и юношеской порывистостью, и увлеченностью, и долготерпением. К таким жизнь не бывает покладиста и добра. С такими в жизни трудно, но надежно:

Живу я тревогой и болью двойной. Живу твоим слухом, твоим осязаньем, Живу твоим зреньем, твоими слезами, Твоими словами, твоей тишиной. Мое бытие — словно два бытия. Два прошлых мне тяжестью руки согнули. И чтобы убить меня, нужно две пули: Две жизни во мне — и моя, и твоя.

Образ любимой усложняется в другом стихотворении («Ты на-чисто притворства лишена…») В нем поэт отрешается от внешних обстоятельств судьбы любимой женщины и целиком уходит в об-ласть психологии любви. Побег из прошлого и расплата с ним — это еще не победа любви: «И я был просто первым, на кого ты, убе-гая, в темноте наткнулась». Истинный драматизм характера люби-мой раскрывается после и именно во внутренней сфере, в психоло-гии:

И вроде ты со мной, и вроде нет. На самом деле я тобою брошен. Неся в руке голубоватый свет, По пепелищу прошлого ты бродишь. Что там тебе? Там пусто и темно! О, прошлого таинственная сила! Ты не могла любить его само, Ну а его руины — полюбила. Могущественны пепел и зола. Они в себе, наверно, что-то прячут, Над тем, что так отчаянно сожгла, По-детски поджигательница плачет.

Одно из лучших созданий любовной лирики Евгения Евтушен-ко — его «Заклинание», которое можно поставить в ряд с выдаю-щимися произведениями этого жанра в русской поэзии. Достоинст-во и благородство, с которыми выражено чувство в этом стихотворении, удивительно органично соединились с широким и свободным распевом стиха и строгой кольцевой композицией. Глу-бокое лирическое волнение все нарастает, нарастает с каждой стро-кой, чтобы достичь кульминации в последнем вздохе, в последней мольбе:

Молю тебя — в тишайшей тишине, Или под дождь, шумящий в вышине, Или под снег, мерцающий в окне, Уже во сне и все же не во сне — Весенней ночью думай обо мне И летней ночью думай обо мне, Осенней ночью думай обо мне И зимней ночью думай обо мне.

С. Владимиров отмечал: «Пожалуй, русская поэзия не знала та-кой степени, такого уровня откровенности в стихе, такой энергии самораскрытия, как в творчестве Евтушенко. Весь мир как бы со-средоточивается, переносится в душу поэта, все воспринимается только в качестве его собственного эмоционального состояния.

При этом ничто не выпадает, не выносится за пределы этого ми-ра. Недаром возникают упреки в чрезмерном самомнении, не-скромности. И действительно, может показаться, что поэт чересчур сосредоточен на себе. Но в этом-то и суть его поэтической позиции, источник правды, реальности его стиха, как бы ни представлялись порой сентиментальны его чувства, несдержанной увлеченность, самозабвенным погружение в переживание минуты».

Лирика Евгения Евтушенко выходит за пределы нравственного самовыражения. Поэт внимателен к жизни, его пытливый ум и зоркий глаз видят все вокруг. Интерес к людям, поиски характеров проявляются уже в самой ранней лирике Евтушенко. Поэт углуб-ляется в область личной жизни окружающих его людей и Видит, что у каждого есть свои мечты и свое горе, свои праздники и свои будни, свои надежды и разочарования — у каждого своя судьба. Формула «Людей неинтересных в мире нет» была заявлена в 1960 году как первый итог наблюдений. Это стихотворение обращено к тем людям, которых принято называть простыми:

Людей неинтересных в мире нет Их судьбы, как истории планет, У каждой все особое, свое, И нет планет, похожих на нее. А если кто-то незаметно жил И с этой незаметностью дружил, Он интересен был среди людей Самой неинтересностью своей.

Евтушенко видит в каждом человеке свой неповторимый мир и беспокоится о том, чтобы мы как можно больше знали друг о друге, в том числе и о самых близких. «Тайный личный мир» остается за-крытым и неведомым для окружающих людей, и смерть каждого человека — непоправимая утрата:

И если умирает человек, С ним умирает первый его снег, И первый поцелуй, и первый бой. Всё это забирает он с собой… Таков закон безжалостной игры, Не люди умирают, а миры. Людей мы помним, грешных и земных… А что мы знали, в сущности, о них? Уходят люди… Их не возвратить. Их тайные миры не возродить. И каждый раз мне хочется опять От этой невозвратности кричать.

Евгений Евтушенко пришел в поэзию с ощущением мятежной роли поэта. Еще до «Мастеров» Вознесенского он провозгласил: «Большой талант всегда тревожит и, жаром головы кружа, не на мятеж похож, быть может, а на начало мятежа». Но прошло не-сколько лет, как в полном противоречии с первоначальными дек-ларациями поэт высказался: «Хочу я быть немножко старомодным — не то я буду временностью смыт…» Тема поэзии звучит во многих произведениях Евтушенко (поэма «Братская ГЭС», цикл стихов о Севере, стихотворение «Долгие крики»). В стихах северного цикла Евтушенко не раз задает вопрос — нужна ли его поэзия народу, на-стоящее ли все то, что осталось позади, — многолюдные вечера, ус-пех, большие тиражи книг, споры вокруг его имени? Стремление быть услышанным своим народом остро и пронзительно звучит в стихотворении «Граждане, послушайте меня…», написанном в 1963 году. На пароходе, в толпе пассажиров его потрясает полный смя-тения и боли, мучительный крик в начале песни: «Граждане, по-слушайте меня…» Слова эти звучат как мольба о помощи, стремле-ние преодолеть человеческое равнодушие к чужой мольбе. Но поэту трудно достучаться до чужих сердец. Он одинок, и его страдание выливается в мучительные строки:

Страшно, если слушать не желают. Страшно, если слушать начинают. Вдруг вся песня, в целом-то, мелка, Вдруг в ней все ничтожно будет, кроме Этого мучительного, с кровью: «Граждане, послушайте меня…»?!

В своей статье «Воспитание поэзией» Евгений Евтушенко писал: «Стать поэтом — это мужество объявить себя должником. Поэт в долгу перед теми, кто научил его любить поэзию, ибо они дали ему чувство смысла жизни… Поэт в долгу перед потомками, ибо его гла-зами они когда-нибудь увидят нас». Убежденность в особой роли поэта в России с особой силой звучит в «Молитве перед поэмой» («Братская ГЭС»). Вступление к поэме содержит целый ряд харак-терных для творчества Евтушенко тем и мотивов: тема гражданско-го служения поэта, его особой роли в России — роли народного глашатая и пророка, связывающего своим творчеством прошлое, настоящее и будущее; мотив сомнения в своих силах, критическое отношение к своим способностям. Наконец, «молитва», обращенная к семи крупнейшим русским поэтам, по сути своей представляет со-бой манифест, поэтическую программу Евтушенко. Начиная «Пуш-кинский перевал» с самоуничижения перед именами Пушкина и Грибоедова, Евтушенко ведет мысль к характеру художника, к то-му, «что «гений тоже слабый человек», но силою характера преодо-левший свою слабость. И вот тут-то обозначается крупная цель: учиться у гениев преодолению слабостей: «Чтоб нас не утешали па-раллели, когда толкают слабости в провал, чтоб мы смогли, взош-ли, преодолели — пушкинский открылся перевал…». Материал с сайта

В «Молитве перед поэмой» Евтушенко подводит итог всему, что случилось прежде, смиренно становясь на колени, просит помощи у великих российских поэтов… Обращаясь к Пушкину, Евтушенко просит дать ему его певучесть и способность «глаголом жечь сердца людей», к Лермонтову — его желчный взгляд на жизнь, к Некрасо-ву — дать боль его иссеченной музы, к Блоку — дать вещую туман-ность, к Пастернаку — чтобы его свеча вовеки горела, к Есенину — дать на счастье его нежность, к Маяковскому — дать грозную не-примиримость, чтобы и он, поэт Евтушенко, прорубаясь сквозь вре-мя, мог сказать о нем товарищам-потомкам. Самое замечательное в этой «Молитве» то, что Евтушенко чуть ли не первым из поэтов его поколения выразил только что обозначившуюся тенденцию поворо-та к классике, к традициям русской литературы.

Сегодняшнее творчество Евгения Евтушенко многообразно. В последние годы поэт обращается к самым различным вопросам со-временности. «Нелегкий талант» гражданственности накладывает большую ответственность за действенную силу слова. Свое единство с судьбой России Евтушенко выразил в стихотворении «Что я скажу тебе, Россия?»:

Чем помогу тебе, Россия?

Да и возможно ли помочь той, что от власти не впервые поэтов мудро гонит прочь?

Россия — женский образ Бога. Твои хлеба — мои хлеба. Твоя печаль — моя тревога. Твоя судьба — моя судьба. (1997)

«Природа творческой натуры Евтушенко не дает ему возможно-сти покоя и мудрой взвешенности суждений. Он обгоняет себя на каждом повороте жизни, причем замечательно, что это свойство не проходит с годами… Какая-то вечная, быстроногая и легкодумная юность клокочет внутри, создавая характер уникальный, очень обаятельный, но и раздражающий своим нежеланием остановиться на чем-нибудь главном.

Критик Лев Аннинский точно подметил однажды: «Подробности быта светятся у Евтушенко как бы самостоятельным светом, так что иногда пропадает связь подробностей с целым, и сама необязатель-ность красок становится здесь поэзией». «Необязательность» под-робностей, становящихся поэзией, характерна для поэта и по сей день. Бытовые детали, мастерски освоенные стихом, придают его произведениям теплоту и обаяние, которые усиливаются, когда де-таль подсвечена юмором…

Евтушенко — поэт очень русский, продолжающий демократиче-ские традиции некрасовской музы и ораторского стиля Маяковско-го. Он немало сделал в области формы, освежив рифму, придав стиху живую пластичную интонацию разговорной речи» (Евгений Сидоров).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • евтушенко лирика о дружбе
  • ты большая в любви анализ стиха еатушенко
  • стихи евтушенко о силе слова
  • лирические стихи евгений евтушенко
  • Живу я тревогой и болью двойной.

Вопросы по этому материалу:

  • dsgssdf
  • sdfsdf
  • sdfsdf

"В творчестве поэтов "военного поколения" можно наблюдать некоторые особенности поэтических поисков послевоенного времени - это, прежде всего страстное утверждение красоты завоеванного мира и готовность к новым испытаниям" .

Среди поэтов, вступивших в литературу в годы войны и первые послевоенные годы, уже к концу 50-х годов завоевали широкую известность В. Федоров, В. Солоухин, С. Орлов, М. Дудин, Ю. Друнина и другие.

В 50-80-е годы в литературу вошло несколько поколений молодых поэтов. Они начинали свой путь по-разному, одни - шумно и энергично, другие - спокойно, несуетно. Среди них в 60-е годы приобрели известность такие поэты, как В. Соколов, В. Цыбин, Р. Рождественский, Р. Казакова, А. Вознесенский, Е. Евтушенко и поэты 70-х годов, которые внесли в поэзию новые темы и новые поэтические краски.

"В 60-е годы поиски молодой поэзии протекали как бы в двух, довольно резко отличающихся направлениях. Одни поэты продолжали традиции русской классики (включая советскую), другие - резко, остро полемично заявляли о своем новаторстве. Наиболее типичными представителями первой "линии" можно считать В. Соколова и Н. Рубцова, второй - Е. Евтушенко и Р. Рождественского. Первая тяготела к лирике, вторая к публицистике" .

Евгений Александрович Евтушенко родился 18 июля 1933 года на станции Зима Иркутской области. Окончил среднюю школу. До восьми лет жил в Москве, в годы войны - снова в Сибири. Здесь малая Родина поэта, к ней нередко он обращается в своем творчестве.

Отец поэта был геологом и всю жизнь писал стихи и, как казалось, Евгению Александровичу "талантливые:

Отстреливаясь от тоски,

Я убежать хотел куда-то,

Но звезды слишком высоки,

И высока за звезды плата…

Он любил поэзию и свою любовь к ней передал мне. Прекрасно читал на память и, если я что-то не понимал, объяснял, но не рационально, а именно красотой чтения, подчеркиванием ритмической, образной силы строк, и не только Пушкина и Лермонтова, но и современных поэтов, упиваясь стихом, особенно нравившимся ему…

В военные годы на станции Зима я был представлен попечению бабушки, которая не знала поэзию так хорошо, как мой отец, зато любила Шевченко и часто вспоминала его стихи, читая их по-украински.

Человеком любящим и народные песни, и стихи современных поэтов оказался и мой отчим, аккордеонист. Из его уст я впервые услышал "Сергею Есенину" Маяковского….

"…я благодарен отцу за то, что он привил мне с детства любовь к книгам, а матери - за то, что она привила мне любовь к земле и труду. Наверно, до конца моей жизни я буду ощущать себя полуинтеллигентом-полукрестьянином".

Вернувшись в Москву, я жадно набросился на стихи. Страницы выходивших тогда поэтических сборников были, казалось, пересыпаны пеплом пожарищ Великой Отечественной. "Сын" Антокольского, "Зоя" Алигер, "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины…" Симонова…- все это входило в меня, наполняло радостью сопереживания, хотя я ещё был мальчишкой. Но во время войны и мальчишки чувствовали себя частью великого борющегося народа…

В сорок седьмом я занимался в поэтической студии Дома пионеров Дзержинского района.

Однажды к нам приехали в гости поэты-студенты Литинститута Винокуров, Ваншенкин, Солоухин, Ганабин, Кафанов, ещё совсем молодые, но уже прошедшие фронтовую школу. Нечего и говорить, как я был горд выступать со своими стихами вместе с настоящими поэтами.

Второе военное поколение, которое они представляли, внесло много нового в нашу поэзию и отстояло лиризм, от которого некоторые более старшие поэты начали уходить в сторону риторики. Написанные впоследствии негромкие лирические стихи "Мальчишка" Ваншенкина и "Гамлет" Винокурова произвели на меня впечатление разорвавшейся бомбы.

"Багрицкого любишь?" - спросил меня после выступления в Доме пионеров Винокуров. Я ему сразу стал читать: "Мы ржавые листья на ржавых дубах…" Левая бровь юного мэтра удивленно полезла вверх. Мы подружились, несмотря на заметную тогда разницу в возрасте и опыте.…В Литературном институте моя студенческая жизнь также дала мне многое для понимания поэзии. На семинарах и в коридорах суждения о стихах друг друга были иногда безжалостны, но всегда искренни" .

Евтушенко начал печататься в шестнадцать лет в 1949 году, с 1951 по 1954 годы учился в московском Литературном институте имени Горького. Во время учебы он познакомился со многими выдающимися прозаиками и поэтами, которые оказали на него большое влияние. Первый сборник поэта "Разведчики грядущего", вышедший в 1952 году, был ученическим. Он не сыграл заметной роли в его творчестве, хотя девятнадцатилетний поэт продемонстрировал в ней незаурядное, порой блестящее владение стихом. Материал для него дала работа автора в "изыскательских геологических партиях в Казахстане и на Алтае. В нем чувствуется стремление передать повседневный героизм труда советских людей ("Геологи", "Обыкновенный подвиг"). И несмотря на отдельные выразительные зарисовки, удачные образы, рифмы, в стихах преобладал описательный и риторически декларативный тон" . Тогда Евтушенко учился форме у Маяковского и его последователей, что и сказалось на стихотворениях этого сборника. "Лирический герой этой книги еще не стал тем самым лирическим героем Евтушенко, который вызвал огромный интерес через 2-3 года. Стихи Евтушенко неоднократно вызывали споры, как зачастую происходит с любым незаурядным явлением" .

"Но уже в следующих книгах ("Третий снег", 1955; "Шоссе энтузиастов", 1956) лирический голос поэта звучит увереннее. Чутко улавливая в самой жизни многообразные темы и конфликты, волнующие людей, автор находит им талантливое воплощение в свежих образах, ритмах, красках своих стихов. Шире становится их тематика: здесь и воспоминания о военных годах ("Родина", "Свадьбы"), и рассказ о делах современников ("В Кулундинской степи"), и раздумья о юношеской любви ("Море"). Поэт спешил высказаться о самом важном в жизни, он стремился глубже осмыслить историю ("История не только войны…"), писал на моральные темы ("У трусов малые возможности", "Рыцари инерции") .

В 60-м году Евтушенко побывал в Болгарии, Франции, Англии и ряде африканских государств. Кроме этого были и поездки на Кубу, во Вьетнам, Испанию, Америку, Чили, а стихи о этих странах с полным правом входят в сборники его избранных произведений.

Творчество поэта привлекает внимание композиторов, произведения Евгения Александровича Евтушенко переведены на многие иностранные языки. Дело здесь заключается не только в выдающемся поэтическом даровании, но и в том врожденном неподдельном чувстве гражданственности, которое неразрывно с чувством времени. Он не только поэт, но и публицист, прозаик, критик, киноактер, кинорежиссер, фотохудожник. Именно Евтушенко принадлежат слова: "Поэт в России больше, чем поэт" .

Период с 1954 по 1964 годы в истории СССР условно называется периодом «оттепели». Он ознаменовался такими событиями, как ХХ (1956г.) и XXII (1961г.) съезды КПСС, на которых подверглись критике и осуждение, во-первых, сам культ личности Сталина, во-вторых, репрессивная политика Сталина, а также частичный отказ от сталинской тоталитарной политики и смягчение ограничений как цензурных, так и идеологических. Последнее значительно способствовало подъему литературы:
; разрешается публикация ранее запрещённых авторов,
; возникают новые литературные объединения,
; появляются новые поэтические школы,
; в некотором смысле появляется свобода творчества,
; происходит гуманизация литературы: интерес поэтов и писателей от «ОНИ» и «МЫ» возвращается к личности человека; для литературы периода «оттепели» характерен интерес к внутреннему миру человека, а также обращение к вечным вопросам и проблемам человеческого бытия,
; наблюдается развитие и драматургии, и поэзии («тихая», «громкая»), и прозы («деревенская», «городская»);
; возникает поколение «шестидесятников» и «эстрадная поэзия» (лирика становится своеобразным голосов всей эпохи).
Ярким явлением периода «оттепели» являются поэты «шестидесятники» и их «эстрадная» («громкая») поэзия. К их числу принадлежат Б. А. Ахмадулина, А. А. Вознесенский, Б.Ш. Окуджава, Р.И. Рождественский, Е.А. Евтушенко, которые выступали в Политехническом музее и Лужниках с чтением стихов, собирая немалые стадионы, благодаря чему их поэзию назвали «эстрадной». «Шестидесятники», хоть и подчеркивали независимость и неофициальность своего творчества, стремление вырвать личность человека из паутины тоталитаризма, по утверждению Булата Окуджава, своей основной целью они видели «очеловечить» коммунистический режим. Именно в этом и заключается историческая заслуга «эстрадной поэзии»: именно «шестидесятники» впервые в советской истории заговорили о личности человека и о ценностях ее свободы, о праве на то, чтобы быть искренним, быть собой, и о праве личности на себя.
Пожалуй, самым «громким» лириком плеяды «шестидесятников» считается Евгений Александрович Евтушенко. Поэт родился 18.07.1932г. в Сибири. Отец, Александр Рудольфович Гангнус, увлекался поэзией, а мать, Зинаида Ермолаевна Евтушенко, по профессии была геологом, но нашла себя как актриса, была удостоена звания Заслуженного деятеля культуры РСФСР. Именно она и сменила «неудачную» фамилию сына на свою девичью.
Евгений Александрович сравнительно рано начал свой поэтический путь: первое стихотворение "Два спорта" было опубликовано в газете «Советский спорт» в 1949 г., а в 1952г. вышел первый сборник стихов «Разведчики грядущего», который поэт позже назвал «незрелым». Учеба в Литературном институте не заладилась, так как Евтушенко к тому времени начал открыто выражать свои политические взгляды, которые, впрочем, шли в разрез с советской идеологией, и в 1957г. его отчислили, указав официальной причиной отчисления «дисциплинарные взыскания». Не секрет, что он был в числе тех немногих, кто публично заступился за опальных диссидентов Бродского, Даниэля, Солженицына.
Пик популярности творчества поэта пришелся на 50-80-е годы. В тот период Евтушенко активно гастролировал по Советскому Союзу, собирая полные стадионы и концертные залы. Именно в эти годы у поэта выходят несколько сборников, которые были тепло приняты публикой: «Третий снег», «Обещание», «Нежность», «Взмах руки».
Стоит отметить, что Евтушенко – довольно противоречивая и загадочная личность, вокруг которой прогремело не мало громких скандалов. Многие современники отзывались о нем далеко не лестно, даже тот же Иосиф Александрович Бродский, за которого Евтушенко в своё время заступался, однажды назвал поэта «стукачом». Впрочем, это нисколько не меняет тот факт, что поэзия Евтушенко, как утверждал критик Е. Сидоров, - «кардиограмма времени», и она всегда искренняя, честная».
Поэзия Евтушенко – синтез простоты, доступности, богатства образных деталей, широчайшей гаммы настроений и разнообразия тем. В его поэзии нашли отражение и любовь к женщине, и человеколюбие, и патриотический пафос, и протест против войн, и размышления об исторической судьбе России, и философские размышления о смысле бытия и т.д.
Одной из жемчужин его творчества является стихотворение «Людей неинтересных в мире нет...». Стихотворение написано в 1961 году и посвящено Сергею Николаевичу Преображенскому, советскому журналисту, публицисту и ответственному редактору известного литературно-художественного журнала «Юность». Собственно, благодаря ему в 1965г. и вышла в печать заменимая поэма Евтушенко «Братская ГЭС».
«Людей неинтересных в мире нет…» - яркий образец философской лирики поэта. Евтушенко выдвигает на передний план размышления о жизни и о смерти, об уникальности, неповторимости каждого человека и о смысле его пребывании на земле. Язык поэта и прост, и понятен, но в тоже самое время насыщен риторическими вопросами и восклицаниями, лексическими повторами, анафорами, антитезами, окказионализмами, рядами однородных членов, которые придут речи выразительность и убедительность, а пятистопный ямб и смежная рифмовка делают стихотворение динамичным. В основу стихотворения положено сравнение человека и его жизни с планетами и их историями. Это сравнение задается уже в первой строфе:
«Людей неинтересных в мире нет.
Их судьбы - как истории планет.
У каждой все особое, свое,
и нет планет, похожих на нее».

Поэт смело заявляет, что каждый человек – это целая планета, огромный мир, вселенная, похожих на которых не было, нет и не будет, потому что у каждого «особенное, свое». Обилие местоимений «свое», «свой», «кто-то», «он», «мы», «мне» и др. делает стихотворение очень личным, позволяя позиционировать под «кто-то», «он» себя, своих знакомых, друзей, родных, и, таким образом, позволяет поэту быть ближе к своему читателю.
Провозглашая факт неповторимости каждого человека, даже самого типичного, заурядного, непримечательного, путем обыгрывания однокоренных слов «незаметно» - «незаметностью»; «интересен» - «неинтересностью», Евтушенко заявляет, что даже своей «неинтересностью» человек уже уникален: такой заурядности более не будет на земле:
«…он интересен был среди людей
самой неинтересностью своей».

По мнению поэта, у каждого человека есть свой «личный мир», в котором есть и минуты радости, и минуты страшной тоски, но никому этот мир не ведом: никто не способен узнать человека настолько хорошо, насколько он сам себя знает. А анафора, которая используется поэтом во второй строфе:

«Есть в мире этом самый лучший миг.
Есть в мире этом самый страшный час…»

Вместе с антитезами (антонимами) «лучший» - «страшный», «миг» - «час», еще раз подчеркивает, что «внутренний» мир человека остается в нем, и никто не способен так же прочувствовать и обиды, и радости, испытываемые человеком.
Для поэта смерть человека эквивалентна погибели целой планеты: ведь вместе с собой он забирает свой «первый снег», свой «первый поцелуй», свой «первый бой». Поэт не может смериться с этой трагедий, он не хочет принимать то, что умирает целая планета.
Ему трудно смириться с тем, что их, людей, «не возвратить», их «тайные миры» не возродить. От этой несправедливости лирическому герою «хочется кричать». Он отмечает, что от людей что-то да останется, а затем с грустью добавляет, что «что-то» все равно безвозвратно уходит:
«Да, остаются книги и мосты,
машины и художников холсты,
да, многому остаться суждено,
но что-то ведь уходит все равно!»

Из этого поэт выводит «закон безжалостной игры» - «Не люди умирают, а миры!» И печальнее всего Евтушенко находит то, что о них мы «зная все, не знаем ничего»: ни «про братьев», ни «про друзей», ни «о единственной своей», ни «про отца родного своего». Они все уходят и «их не возвратить» …
Трудно не согласиться с Евтушенко: действительно, каждый человек – это целая планета со своими привычками, увлечениями, талантами, достоинствами, недостатками, мечтами, радостями и печалями…Бог создал каждого человека уникальным как внешне, так и внутренне. Пускай, все мы имеем глаза, нос, губы, руки, ноги, но ведь нет на свете других таких глаз, никто другой не умеет улыбаться так, такого носа тоже нет, пусть он и с горбинкой, пусть он и сломан, пусть он и большой, да какая разница, если нет на свете такого другого? К сожалению, XXI веке, в веке, когда человек сам пытается покончить своей уникальностью, когда откуда-то появился целый перечень норм, к которым человек пытается соответствовать, следовало бы обернуться назад и услышать то, о чем хотелось «кричать» Евтушенко.
Трагичнее всего, что подражанию подвергается не только внешность, но и внутреннее содержание человека. Обязательно требуется походить на других людей. Ведь это так «страшно»: быть собой, а не играть кого-то. Человечество придумывает себе ложные идеалы, стремясь достичь которые теряет самое главное – себя.
Пожалуй, подражание и копирование окружающих - трагедия XXI века. И ведь как получается: когда-то поэты и писатели пытались вернуть человеку личность и индивидуальность, а сегодня сам человек пытается всеми способами избавиться от своей уникальности.
Таким образом, действительно, лирика Евтушенко – удивительное явление в русской литературе: она способна проникнуть в сердце практически любого человека и, пожалуй, никогда не потеряет своей актуальности.

В поэзию Евгений Александрович Евтушенко приходит на волне «оттепели шестидесятников». Яркий, самобытный талант сразу обратил на себя внимание читателей и критики. Около сорока лет Евтушенко является голосом правды и совести России.
Стихотворение «Идут белые снеги» одно из ранних в лирике поэта, но его можно считать программным в творчестве Евгения Александровича. Молодой еще, в сущности, парень рассуждает о вопросах вечных: жизни и смерти, творчества и бессмертия, незыблемости родной земли.
Идут белые снеги,
Как по нитке скользя-
Жить и жить бы на свете,
да, наверно, нельзя.
Чем-то души, бесследно
растворяясь вдали,
словно белые снеги,
идут в небо с земли.
Чем внимательнее вчитываешься в стихотворение, тем больший философский смысл открывается за этими, казалось бы, нехитрыми строками. Здесь и связь поколений, и понимание того, что обрести бессмертие можно только в истинном творчестве, и великая, всепобеждающая любовь к Родине.
А любил я Россию
всею кровью, хребтом -
ее реки в разливе
и когда подо льдом.
дух ее пятистенок,
дух ее сосняков,
ее Пушкина, Стеньку
и ее стариков.
Не противоречием, а едва намечающейся, робкой надеждой звучат слова о народной памяти, возможности оставить свое имя в истории этой великой страны.
И надеждою маюсь
(полный тайных тревог),
что хоть самую малость
я России помог.
Пусть она позабудет
про меня без труда,
только пусть она будет
навсегда, навсегда.
Вслед за своими великими предшественниками: Пушкиным, Лермонтовым, Некрасовым - Евтушенко высказывает пожелание-надежду в бессмертие России, а значит, и свое.
Идут белые снеги,
как во все времена,
как при Пушкине, Стеньке
и как после меня...
Быть бессмертным не в силе,
но надежда моя:
если будет Россия,
значит, буду и я.
В стихотворении поэт использует любимый прием - кольцевую композицию. Рефреном звучит фраза «идут белые снеги». Это счастливая находка мастера, помогающая ему показать незыблемость в веках природы и России, и связь времен, и быстротечность времени.
Идут снеги большие,
аж до боли светлы,
и мои и чужие
заметая следы...
Это одно из лучших стихотворений и в зрелом творчестве Евгения Александровича Евтушенко - одаренного, яркого, самобытного поэта.

Один из популярнейших и широко известных современных поэтов - родился 18 июня 1933 года в г. Зима Иркутской области в семье служащего. После окончания десятилетки с 1951 по 1954 г. учился в Литературном институте им. А. М. Горького. Печататься начал в 1949 г.

Первая книга Е. Евтушенко «Разведчики грядущего» появилась, когда поэту исполнилось 19 лет. С этого времени систематически выходят в свет его стихотворные сборники, в которых он стремится выразить чувство связи современности с историей, чувство связи между отдельным человеком и обществом, между историческими событиями, происходящими в разных странах мира.

В творчестве Евгения Евтушенко нашла свое поэтическое отражение география его поездок по Советской стране и за рубежом.

В стихах Евтушенко - творческая активность современника. Поэт откликается на каждое событие поэтической жизни мира, он пишет о международ ных форумах молодежи и борьбе за мир, о новостройках Сибири и подъеме целины в Казахстане, о войне во Вьетнаме и кубинской революции, о мировом спорте и научно-техническом прогрессе. В своем творчестве, в котором органически соединилось романтическое умонастроение современной молодежи с серьезными раздумьями о смысле жизни, Евтушенко вписал существенный штрих в портрет поколения, вошедшего в жизнь после последней мировой войны. Чувства и размышления поэта о сегодняшнем дне, лично пережитое, придают его стиху неповторимость и оригинальность.

Не все в поэзии Евтушенко одинаково сильно и убедительно. В частности, читатель не может не обратить внимания на удивительное разнообразие человеческих типов в его поэме «Братская ГЭС», но тот же читатель заметит и недостаточную композиционную стройность-поэмы, отсутствие порой связи между отдельными ее картинами и главами.

Е. Евтушенко любит людей и пишет о них тепло и уважительно (Нюшка, Крамер в «Братской ГЭС», Марк Бернес в стихотворении «Он любил тебя, жизнь», Чуковский в «Парусе», Хикмет в «Сердце Хикмета», Петр Щепочкин в поэме «Северная подбавка»).

Гражданский пафос присущ и прозаическим произведениям Е. Евтушенко - повести «Ардабиола» (1980), роману «Ягодные места» (1981). Неотъемлемой частью литературной работы писателя стали критические и публицистические выступления, составившие сборники «Талант есть чудо неслучайное» (1980) и «Точка опоры» (1981).

Проницательный поэт-лирик Е. Евтушенко написал много стихов о любви и дружбе. Он автор популярных песен «Хотят ли русские войны», «Бежит река», «В нашем городе дождь», «А снег идет», «Вальс о вальсе», «Пока убийцы ходят по земле», «Не спеши», «Товарищ гитара» и др. На слова Е. Евтушенко композитором Д.Д. Шостаковичем создана 13-я симфония и симфоническая поэма «Казнь Степана Разина».

Творчество Е. Евтушенко многообразно в жанровом и тематическом плане. Обращаясь к самым различным проблемам современности, поэт в их эстетическом освещении опирается на традиции А. Пушкина, Н. Некрасова, В. Маяковского, А. Твардовского.

Ладно, плюйте, плюйте, плюйте -

Все же радость задарма,

Вы всегда плюете, люди,

В тех, кто хочет вам добра!

Е. Евтушенко

Евгений Евтушенко всегда хочет в своих стихах и поэмах быть объективным. Он разъясняет свою точку зрения дотошно, подробно, что ничуть не умаляет ни качества произведения, ни его поэтического великолепия.

Он может исследовать судьбу одинокой женщины:

Она сказала: - Он уже уснул, -

Задернув полог над кроваткой сына,

И верхний свет неловко погасила,

И, съежившись, халат упал на стул.

Мы с ней не говорили о любви...

Или целую эпоху:

Как во стольной во Москве, белокаменной,

Вор по улице бежит с булкой маковой,

Не страшит его сегодня самосуд:

Не до булок - Стеньку Разина везут!

Он может говорить о глобальном, воссоздавая бытовые мелочи:

Прет купец, треша с гороха,

Мчатся вскачь два скомороха,

Семенит ярыжка-плут -

Стеньку Разина везут!

Или говорить о мелочах, обобщая их в общечеловеческое:

Мы женщину сместили,

Унизили до равенства с мужчиной!

Но во всем он равно лиричен и равно публицистичен:

И ты - стреляешь. И такое чувство,

Когда стреляешь, будто это чудо

Так нас кидает бешеная тяга

И к вам, холсты и глина, и бумага:

Рисуем, лепим или воспеваем...

Порою мы природу убиваем,

И от потуг бессильных мы в поту.

В последнем стихотворении речь шла всего лишь об охоте на глухаря. Но какие серьезные обобщения, выводы следуют из обыденного выстрела в лесную птицу!

Евтушенко всегда и поэт, и публицист. Даже в программных стихах, а может, особенно в программных, он рассматривает действительность в исторической и нравственной связи:

Есенин, милый, изменилась Русь.

Но говорить, что к лучшему - не стану.

А говорить, что к худшему - боюсь.