Эрмитаж: парадная лестница Зимнего дворца. Посольская лестница (2) Парадная иорданская лестница зимнего дворца

"9 февраля 1965 г. состоялась первая экскурсия в великолепный Эрмитаж! Дата точная: передо мной лежит книга Персианова О.М. «Сокровищница мирового искусства. Обзор коллекций Эрмитажа» Издательства «Советский художник». Книга издана в Ленинграде в 1964г. в год 200- летия со дня основания Эрмитажа.
И на внутренней обложке моей рукой, модной тогда китайской авторучкой с чёрными чернилами, написана дата и место приобретения книги: «9 февраля 1965 Эрмитаж Ленинград». Подтверждено моей подписью!
Нас по музею вели экскурсоводы. Внимание уделялось и художественным ценностям Эрмитажа, связанных с историей зданий и, естественно, событиям 1917 года. Такое было время.

Описывать великолепие даже, потерявшего часть своей парадности, связанной с главной функцией этих зданий: резиденция царской семьи, а отсюда и наличие или отсутствие тогда соответствующего интерьера жилых и парадных помещений дворца, не берусь!
Для этого сегодня достаточно зайти в «сеть» и можно это пошагово видеть и любоваться в различных вариантах: видео, великолепные фотоальбомы, музыкальное сопровождение и комбинации этого!

Коснусь только тех моментов, которые связаны с моим восприятием виденного, через призму моего прошлого знания и ощущения в познании истории, событий и личностей, что представлены в стенах Эрмитажа.

Посещению Эрмитажа предшествовали годы изучения истории, чтение художественной литературы, её изучение в школе в исторических рамках, просмотр фильмов наших, зарубежных, экранизировавших исторические события, а в них литературных героев и реальных исторических лиц в образном представлении.
Так за это годы у меня сложилось интегральное художественное и историческое представление о прошлом нашей страны, мира и судьбах конкретных участников этих событий. В таком уникальном историческом и художественно проиллюстрированном прошлое месте как Зимний дворец и Эрмитаж, всё это сфокусировалось в одно целое и приблизило к реальному «вчера». Я хотел это пережить заново, но уже в яви, почти прикасаясь к нему!
Что меня волновало тогда и оставило памятный след?

Вот торжественная парадная Главная лестница дворца, носившая два названия: первое – «Посольская», связанное с прохождением по ней глав других стран и иностранных послов при приёмах ещё при Екатерине Второй;
второе – «Иорданская» так как по ней во время праздника Крещения Господня из Дворцовой церкви спускался крестный ход с царской семьёй к Неве, где во льду вырубалась для освящения воды прорубь - иордань.
Во время грандиозного пожара 1837 года, когда выгорел весь интерьер дворца, на парадной лестнице «живыми» остались колонны из серого гранита. Всё остальное восстанавливалось в течение полутора лет под руководством В.П. Стасова, бережно отреставрировавшего это великолепие, сохранив замысел архитектора Ф.Б. Растрелли – автора всего дворца.

А память тогда, «улыбаясь» подсказывала, что это та лестница, по которой гоголевский кузнец Вакула поднимался с запорожцами к матушке-царице в надежде получить вожделенные чиривички для своей Гали.

Посмотрите на фото из Интернет на это чудо архитектуры, согласитесь, что самым привлекательными в нём являются «спасшиеся» колонны, контрастно выделяющие и гармонизирующие всё сооружение, сверкающего позолотой и зеркалами, и украшенного статуями, часть которых была привезена при Петре I из Италии.

Иллюстрация к главе "Мой университет.Последняя спираль вверх"

Рецензии

Игорь! Хаживала по этой лестнице, и не раз. В первый раз в 1963 году, когда мать повезла меня в Ленинград, а заодно в Кронштадт, где на флоте служил мой брат. Лестница, конечно, великолепная, прямо ошеломила, когда я в первый раз по ней прошлась. С уважением Нина.

Ежедневная аудитория портала Проза.ру - порядка 100 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более полумиллиона страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

Главная лестница

Главная лестница Зимнего дворца. Прекрасный и величественный интерьер, о котором знаток архитектуры А.П. Башуцкий писал, что лестница эта «решительно единственная в Европе по красоте расположения и обширности».

Именно она призвана первой показать, что дворец - императорская резиденция, то есть не только место проживания главы государства и проведения разного рода торжеств, а «лицо страны»: свидетельство её могущества, богатства, высокой культуры.

Сначала из величественной, но просто оформленной галереи посетитель видит широкий затененный марш, перспектива которого завершается нишей со скульптурой. Казалось бы, ничто не обещает неожиданности. Но достаточно подняться по ступеням, как пространство становится светлым, распахивается вширь и ввысь, его убранство умножается в зеркалах и завершается мощной колоннадой и живописным плафоном, «раскрывающим» его в «небо».

Динамика света и тени, динамика форм, динамика объемов - всё это особенности архитектуры барокко, блестяще воплощенные в интерьере Главной лестницы Франческо Бартоломмео Растрелли.

Главная лестница - один из немногих интерьеров Зимнего, завершенный архитектором, и восстановленный впоследствии почти без отступлений от его стиля.

Казалось бы, кто из посетителей дворца не видел её? И всё же в её описании мы постоянно встречаемся с неточностями.

Например, в её названии. Чаще всего лестницу называют Иорданской и, казалось бы, вполне логично это обосновывают тем, что на праздник Крещения по ней спускались участники крестного хода, начинавшегося от Большой церкви, и направлялись к подъезду, выходившему на Неву, и далее к «иордани» -- проруби для водосвятия. В этих торжествах всегда принимали участие члены царской семьи. Указывают также, что название это появилось в XIX веке.

Действительно, Иорданскими назывались подъезд и галерея, но вот название лестницы всегда оставалось, как и в XVIII столетии, Посольская или просто Главная. Лишь после революции, когда дворец стал музеем, в обиход экскурсоводов вошло название Иорданская, и прижилось, вытеснив исторический факт.

Другое утверждение - о том, что лестница занимает весь северо-восточный ризалит - нетрудно опровергнуть, просто посмотрев на план.

В XVIII веке лестница в барочных дворцах играла очень важную представительскую роль, включаясь в анфиладу парадных залов, и часто была их главным элементом. В Зимнем дворце лестница -- центральная составляющая, от которой расходятся две анфилады - Невская и Большая.

Начало её создания относится к 1756 году, когда в ноябре Растрелли получил императорский указ «каким манером разные украшения к лестнице сделать». Сохранилось несколько проектных чертежей Растрелли - они дают полное представление о её первоначальном оформлении и считаются лучшими в графическом наследии архитектора.

В 1758 году Алексеем Бельским была сделана модель лестницы.

Огромная, на всю высоту здания, она делилась на два яруса. Нижний служил основанием всей архитектурной композиции и не имел окон - стены покрывала сложная золоченая лепка.

Верхний ярус, с окнами, разделялся парными пилястрами, возле которых размещались аллегорические статуи. Лестничная площадка второго этажа переходила в галерею со сдвоенными колоннами. Они были деревянными, облицованными розовым искусственным мрамором.

Деревянными золочеными были и балясины галереи.

Возможно, поэтому у некоторых авторов можно прочесть, что первоначально лестница была деревянной. На самом деле она была мраморной, о чем упоминал сам Растрелли в описании Зимнего дворца: «внутри обширного трехэтажного сооружения имеется главный, большой двор и два меньших, один из которых находится у края дворца и служит для того, чтобы отделить служебные помещения от кухни. Число всех комнат превосходит 460, включая 4 большие приемные, соединяющиеся в том же этаже с большим залом. Кроме того, имеется парадная лестница в два марша с перилами из белого итальянского мрамора, весьма великолепная по архитектуре и скульптуре, украшенная несколькими статуями…»

Впрочем, перила Растрелли поначалу предполагал выполнить из золоченой меди, также как и вазы на пьедесталах, и основания колонн.

Вход в залы Невской анфилады обрамлял портал с колоннами, со скульптурой и картушем на фронтоне. По его сторонам в нишах находились статуи Марса и Аполлона.

Заказ на плафон по выбору Растрелли был сделан венецианцу Франческо Фонтебассо, который вскоре приехал в Петербург.

Сохранились документы, по которым можно представить и объем работ, и то, кто их выполнял, какие материалы использовались, наконец, во сколько всё это обошлось.

Завершили лестницу к открытию дворца в 1761 г.

При Екатерине II и Александре I лестница использовалась не слишком часто. Покои императрицы, располагавшиеся в юго-восточной части дворца, естественным образом «притягивали» к себе основные коммуникации. Краткое царствование Павла внесло некоторые перемены в расположение жилых покоев. Вся южная часть дворца тогда перешла во владение Марии Федоровны и осталась за нею и после смерти императора. Именно благодаря вдовствующей императрице сохранялись традиции парадных выходов и других официальных торжеств.

Изменения в планировке и оформлении Зимнего дворца после пожара 1837 года сообщили Главной лестнице то значение, которое изначала предполагал Растрелли.

Восстановление Главной лестницы после пожара было возложено на В.П. Стасова. Император Николай I приказал «парадную лестницу возобновить совершенно по-старому», но при этом предписал «заменить верхние колонны мраморными или гранитными».

Архитектор предельно внимательно отнесся к сложной работе, сохранив грандиозность замысла Растрелли. Уже упоминавшийся А.П. Башуцкий, видевший лестницу и до пожара, уверял, что у Стасова убранство «не отступая в формах своих от стиля, превосходно облагорожено новым понятием искусства относительно чистоты рельефа и правильности рисунка».

Для отделки лестницы были использованы лучшие материалы. Полы, ступени и балюстраду выполнили из белого каррарского мрамора. Стены покрыли искусственным мрамором, тоже белым.

Колонны на втором ярусе сначала хотели сделать из розового тивдийского мрамора, но на складе нашлись 8 колонн из сердобольского гранита, к которым добавили 2 новые. Серый полированный камень внес нужный цветовой акцент в общую бело-золотую гамму интерьера, сделав его выразительнее и подчеркнув его монументальность.

Сгоревший плафон Фонтебассо Стасов решил заменить найденным в кладовых Эрмитажа плафоном «Олимп». Он тоже был создан в Венеции, в XVIII веке. Его автор, Гаспаро Дициани, один из основателей венецианской Академии искусств, одно время занимал пост её президента. Очевидно, поначалу плафон украшал потолок второй антикамеры, и был снят при переделке залов Дж. Кваренги. Плафон был довольно ветхим и «состоял из трех штук с поврежденными краями». Тогда же его укрепили и переписали боковые фигура Вакха и Аполлона.

По размеру плафон оказался меньше предыдущего, потому пространство, оставшееся между ним и прежней рамой, художник А.И. Соловьев расписал по эскизам Стасова «сходно прежнему стилю, в каком была лестница».

Скульптуры для украшения ниш были взяты из Летнего сада и Таврического дворца. В Россию их привезли из Италии еще в петровское время и к началу XIX века некоторые из них нуждались в реставрации. Ею руководил известный скульптор В.И. Демут-Малиновский.

Статуи из Летнего сада были поставлены в нишах по сторонам первого марша («Аполлон» и «Диана» -- теперь на их месте «Венера» и «Меркурий») и по сторонам двери в Аванзал («Могущество» и «Справедливость»).

Из Таврического дворца привезли великолепную статую «Власть», которая украсила центральную нишу на первой площадке лестницы. Неизвестно когда за ней закрепилось имя «Владычицы», став своеобразной аллюзией на правление Елизаветы Петровны и Екатерины II.

Статуи на консолях вдоль стен исполнены из алебастра. Это преимущественно работы русских скульпторов, выпускников Академии художеств. Их образы призваны в аллегорической форме раскрыть идею процветающего могущественного государства.

На северной стене находится фигура «Справедливости» работы И.И. Леппе и «Меркурий» А.М. Мануйлова.

На восточной - «Величие» в образе Афины и «Изобилие», исполненные Н.А. Устиновым, «Мудрость» (со змеями на жезле) А.И. Теребенёва, и «Верность» (с орлом у ног) И.И. Леппе.

На южной стене первоначально были помещены «Правосудие» А.И. Теребенёва и «Венера» А.М. Мануйлова, но по велению императора статую Венеры заменили «Музой Эрато» И. Германа, первоначально задуманной для Концертного зала.

Имеется скульптура и на фронтонах над дверями: те, что ведут в Аванзал, украшают «Мир» и «Изобилие» Теребенёва, а те, что в Фельдмаршальский - «Слава» и «Мудрость» Устинова и Мануйлова.

Мануйловым и Теребенёвым выполнены также фигуры сидящих над окнами путти.

Все алебастровые фигуры решены в спокойной, классической манере, но, несмотря на это, прекрасно включаются в барочную отделку лестницы.

Эффектная и нарядная, Главная лестница кажется неподвластной времени. Трудно представить, как она пострадала во время Великой Отечественной войны. Особенно сильно был испорчен плафон, который от сырости покрылся туманной пеленой. Роспись вокруг его золоченой рамы осыпалась при малейшем сотрясении. (О реставрации плафона мы писали в начале наших публикаций - 28 ноября 2014 года).

Сразу по окончании войны на лестнице поставили леса, и к весне 1948 года она была восстановлена. Реставрировали не только плафон и росписи свода: мраморщики привели в порядок ступени и перила, позолотчики заново покрыли лепку листочками червонного золота.

Впоследствии убранство лестницы реставрировали еще дважды, -- последний раз в 2010 году.

текст: Татьяна Владимировна Сонина

верстка: Павел Владимирович Дейнека

Ее величия размах --
Сплошное головокруженье;
Ей достается первый: "Ах!"
И первый возглас восхищенья.

Каррарский мрамор, зеркала,
Барочных линий позолота,
Закат, сгорающий дотла --
Все дышит светом, словно кто-то

Там, на "Олимпе", где союз
Языческих богов и муз,
Зажег Огонь... И этим Он
Нарушил физики закон.

Здесь с Николаевских времен
Гостей дворца встречала свита
Попарно встроенных колонн
Из сердобольского гранита;

Крылатый сонм кариатид:
"Власть", "Милосердье", "Правосудье" --
Иной полет, нездешний вид,
Другой реальности орудье.

Здесь начинался Крестный ход,
Монарх с семьей, и весь народ
С митрополитом во главе
Шли к Иордани на Неве,

И все сословья всех мастей
К Святой воде несли молитву...
Здесь Русский Царь встречал гостей,
Отсюда -- провожал на битву;

Здесь все вершилось: карнавал,
И панихида, и присяга;
И каждый службу начинал
С незабываемого шага

По этой лестнице... Она
Самим Растрелли создана!
По ней послы иных держав
Шли, к сердцу грамоты прижав;
Фельдмаршалы и короли... И даже Пушкин с Натали!

Рецензии

Читатель скуп на теплые слова
Там, где они, воистину, уместны,
Но от стихов коллеги-поэтессы,
Я в изумление пришла сперва.
Все, постепенно, встало на места,-
Музейный мир - источник вдохновенья,
И пишем мы свои стихотворенья,
С Душой открытой, с чистого листа...

Марина, я рада нашему второму знакомству, мне все очень понравилось, обязательно буду знакомиться с новыми стихами. Не судите строго мою простую поэзию, я мало знаю, но остро чувствую))) До встречи, с теплом, Лена

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора . Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом . Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании

Мамина подруга работает в Эрмитаже реставратором. Несколько раз она проводила мне по настоящем уникальные экскурсии по музею. Давным давно я благодаря ей побывал "под потолком" Галереи Древностей. Позавчера вот она показала Иордановскую (главную) лестницу... в самом необычном ракурсе.

Беломраморная лестница, начинаясь от главной галереи, расходится двумя широкими маршами, которые вновь соединяются у верхней площадки. Здесь поражает воображение эффект барочной театрализации: низкий затененный первый марш лестницы контрастирует с ее основным объемом, где пространство словно раздвигается, отражаясь в зеркалах и прорываясь в бесконечность иллюзорной росписи свода. Десять монолитных колонн сердобольского гранита поддерживают своды лестницы. Пронизанный светом, сверкающий позолотой и зеркалами интерьер занимает всю высоту здания Зимнего дворца. Она сохранилась еще от растреллиевского внутреннего убранства Зимнего дворца, хотя и очень пострадала в пожаре 1837 года. Реставрировал ее архитектор В.П.Стасов.

Живописный плафон с изображением Олимпа (Дициано Гаспаро, 18 в.) визуально увеличивает высоту помещения. В декоративное убранство лестницы включены скульптурные произведения, привезенные при Петре I из Италии: "Власть", "Антиной", "Диана", "Справедливость", "Могущество".

Нынче на этой лестнице ремонт. И мы поднялись на 20 с лишним метром, под самый потолок, что бы посмотреть на росписи и живописное панно вблизи, а заодно понаблюдать за работой реставраторов.



В 18 в. лестницу называли Посольской - послы иностранных держав поднимались по ней, направляясь во дворец на прием. С лестницы открывается вход в две парадные анфилады дворца - Невскую и Главную, ведущую к Георгиевскому залу и Большой церкви. Проход по Главной анфиладе повторяет путь торжественных церемоний середины XIX - начала XX века.
Позже лестницу стали именовать Иорданской - по ней во время праздника Крещения из Большого собора Зимнего дворца спускался крестный ход к Неве.

Вверху она украшена изображениями атлантов, статуй, портиков и пр создающих эффект объема. В близи они разумеется плоские и даже немного грубоватые... Вообще каким же мастером надо быть, что бы такое создать.. Кстати написаны они не прямо по штукатурке, а на холсте, причем этот холст так плотно соединен со стеной, что в это даже трудно поверить.

Вообще с низу многого не видно, например того, в каком состоянии прибывали стены и панно. Я твердо помню, как в одно из своих недавних посещений Эрмитажа я разглядывал потолок Иордановской лестницы и удивлялся, до чего же красиво сделано... А на самом деле росписи осыпались и по стенам шла безжалостная коррозия. Реставраторы уже почти все исправили, но одно место я нашел (на фото в низу). Кстати на первом фото дяденька как раз отбивает штукатурку, для того, что бы восстановить элемент стены.

Чему же досталось более всего - так это панно 18 века. Я кстати был искренне уверен, что это цельный плафон и написан он если не прямо по потолку, то по единой и большой деревянной (или какой другой) поверхности. Оказалось, что это... холст. Вернее несколько соединенных между собой холстов, более того, они даже заметно провисают. А их состояние... трещины, следы грязи, дыры от протечек, даже мертвые мухи - чего на них мы только не увидели!

Кстати, если уж касаться ремонта в Эрмитаже. Отреставрированы несколько залов на первом этаже (там, где античность). И там выставлено много экспонатов, которые я раньше не видел... не могу сказать, что бы они очень впечатляли.. но все равно! Любителям античности рекомендую!

Прогулка по залам Эрмитажа.Часть 1.Эрмитаж в Санкт-Петербурге является одним из самых известных музеев не только в Северной столице, но и во всем мире. Вместе с такими музеями мира как Лувр, Метрополитен и Британский музей он обладает богатой коллекцией и является одним из самых посещаемых музеев мира.


В настоящее время коллекция музея насчитывает более 3 000 000 экспонатов. Это в первую очередь картины и скульптуры, предметы прикладного искусства, а также другие произведения искусства. Если рассматривать каждый экспонат по одной минуте, то потребуется 8 лет, чтоб осмотреть всю коллекцию. Для осмотра всех экспозиций необходимо пройти 20 километров.

Пять зданий, связанные друг с другом на Дворцовой набережной, составляют музейный комплекс Эрмитажа:

* Зимний дворец (1754 — 1762, архитектор Б. Ф. Растрелли)
* Малый Эрмитаж (1764 — 1775, архитекторы Ж. Б. Валлен-Деламот, Ю. М. Фельтен, В. П. Стасов). В комплекс Малого Эрмитажа входят Северный и Южный павильоны, а также знаменитый Висячий сад
* Большой Эрмитаж (1771 — 1787, архитектор Ю. М. Фельтен)
* Новый Эрмитаж (1842 — 1851, архитекторы Лео фон Кленце, В. П. Стасов, Н. Е. Ефимов)
* Эрмитажный театр (1783 — 1787, архитектор Дж. Кваренги)

Вид с Невы на комплекс зданий Государственного Эрмитажа: слева направо Эрмитажный театр — Большой (Старый) Эрмитаж — Малый Эрмитаж — Зимний дворец; (Новый Эрмитаж расположен за Большим)

Здания и экспозиции Эрмитажа в Санкт-Петербурге

Cамое известное здание музейного комплекса - Зимний дворец. Все, кто приходит на Дворцовую площадь любуются этим зданием, созданным архитектором Б.Ф.Растрелли в 1754-1762 гг. Кроме него, в единый комплекс входят Малый Эрмитаж (архитектор Ж.Б.М. Валлен-Деламот), Большой Эрмитаж, (архитектор Ю.М.Фельтен), Эрмитажный театр (архитектор Дж.Кваренги) и Новый Эрмитаж (Л. фон Кленце).

В музее представлены экспозиции Отдела античного мира, Западноевропейского отдела, Отдела Востока, Отдела первобытной культуры, Отдела истории русской культуры (к нему относят и дворцовые интерьеры, дворцы Меньшикова и Зимний),."Золотая кладовая", Отдел нумизматики.

Иорданская лестница в Эрмитаже Санкт-Петербурга

Из вестибюля на второй этаж ведет Иорданская лестница, которая почти не изменила свой первоначальный вид. Только после пожара 1834 года деревянные позолоченные скульптуры в нишах были заменены на мраморные. А колонны из искусственного мрамора заменили на гранитные. Свое название лестница получила по церемонии освящения воды в Неве.

Центральный плафон изображает богов на горе Олимп.

Фельдмаршальский зал

Зал был создан в 1833—1834 гг. Огюстом Монферраном. После завершения строительства, в 1834 г. на стенах Фельдмаршальского зала в шести из семи ниш разместили портреты российских фельдмаршалов. В марте 2012 года оформление зала было полностью восстановлено. На место были возвращены портреты Паскевича-Эриванского, Суворова-Рымникского, Голенищева-Кутузова-Смоленского, Потёмкина-Таврического, Румянцева-Задунайского, Дибича-Забалканского. Седьмая ниша, как и по сложившейся традиции в XIX веке, — пустует

Фельдмаршальский зал. Зимний дворец.Садовников Василий Семёнович

Эдуард Петрович Гау

Зарянко С.К.

Портрет Ивана Паскевича России, Франц Крюгер 1834 С-Петербург, Государственный Эрмитаж.

Портрет А.В. Суворова 1833 г. Н.-С.Фросте

П. Басин. Князь М. Кутузов-Смоленский.

Петровский (Малый тронный) зал

Зал был создан в 1833г.О. Р. де Монферраном и восстановлен после пожара 1837г.В. П. Стасовым. Зал посвящен памяти Петра I -в отделку интерьера включены вензель императора (две латинские буквы "P"), двуглавые орлы и короны. В нише, оформленнойкак триумфальная арка, находится картина"Петр I сМинервою". В верхней части стен помещены полотна, представляющие Петра Великого в сражениях Северной войны(П. Скотти и Б. Медичи). Трон был выполнен в Петербурге в конце XVIII в. Зал украшают шитые серебром панно излионского бархата и изделия из серебра петербургской работы.

Эдуард Петрович Гау

Зарянко С.К. Петровский

Гербовый зал

Гербовый зал Зимнего дворца, предназначенный для торжественных приемов, был создан В. П. Стасовым в конце 1830-х гг.У входа в зал расположены скульптурные группы древнерусских воинов со знамёнами, на древках которых были закреплены щитки с гербами российских губерний. Кроме того, гербы губерний расположены на позолоченных бронзовых люстрах.Стройная колоннада, несущая балкон с балюстрадой, фриз с орнаментом из акантовых листьев, а также сочетание золота с белым цветом создают впечатление величия и торжественности. В центре зала - чаша из авантюрина работы екатеринбургских камнерезов XIXв.

«Большая» французская карета, 1720-е гг. Мануфактура Гобеленов, Париж

Эдуард Петрович Гау
Ладюрнер, Адольф Игнатьевич - Виды залов Зимнего дворца

Военная галерея 1812 года

Галерея посвящена победе русского оружия над Наполеоном. Она была сооружена по проекту Карла Ивановича Росси и торжественно открыта в годовщину изгнания Бонапарта из России, 25 декабря 1826 года, в присутствии императорского Двора, генералов, офицеров и солдат, награждённых за участие в Отечественной войне 1812 года и в заграничном походе русской армии 1813 — 14 гг. На её стенах помещены написанные Д.Доу портреты 332 генералов — участников войны 1812 года и заграничных походов 1813—1814 гг. Кроме того, в галереи помещены портреты императора Александра I и короля Пруссии Фридриха-Вильгема III работы Ф. Крюгера, портрет императора Австрии Франца I работы П. Крафта. Прообразом галереи послужил один из залов Виндзорского дворца, посвящённый памяти битвы при Ватерлоо, в котором были сосредоточены портреты участников Битвы народов.

Портрет Александра I (1838). Художник Ф. Крюгер.

Австрийский император Франц I. Художник П. Крафт.

Прусский король Фридрих Вильгельм III. Художник Ф. Крюгер.

Фельдмаршал М.И. Кутузов.

Фельдмаршал Барклай де Толли.

Великий князь Константин Павлович.


(http://gallerix.ru)" border="0">

Военная галерея Зимнего дворца, Г.Г. Чернецов, 1827


(http://gallerix.ru)" border="0">

Эдуард Петрович Гау

Пушкин, восторгавшийся этой галереей, в своем стихотворении "Полководец" посвятил ей несколько строф. Они выбиты на мраморной доске, установленной здесь.

Георгиевский (Большой тронный) зал

Зал Зимнего дворца был создан в начале1840-х гг. В. П. Стасовым, который сохранил композиционное решение своего предшественника Дж. Кваренги. Двусветный колонный зал отделан каррарским мрамором и позолоченной бронзой. Над Тронным местом помещен барельеф "Георгий Победоносец,поражающий копьем дракона". Большой императорский трон был исполнен позаказу императрицы Анны Иоанновны в Лондоне (Н. Клаузен, 1731-1732). Великолепеннаборный паркет, созданный из 16 пород дерева. Торжественное убранство зала соответствует его назначению: здесь проходили официальные церемонии и приемы.

Ухтомский Константин Андреевич

Поляков - Тронная речь Николая II во время открытия I государственной думы в Зимнем дворце