Женские образы в романе преступление и наказание. Женские образы в романе "Преступление и наказание" Ф.М. Достоевского. Хозяйка Амалия Ивановна

.) В черновых записях «Преступления и наказания» (см. краткое содержание и полный текст романа) этот герой именуется А–овым, по фамилии одного из каторжан Омского острога Аристова, который в «Записках из мертвого дома » характеризуется как предел «нравственного падения... решительного разврата и... наглой низости». «Это был пример, до чего могла дойти одна телесная сторона человека, не сдержанная внутренне никакой нормой, никакой законностью... Это было чудовище, нравственный Квазимодо. Прибавьте к тому, что он был хитер и умен, красив собой, несколько даже образован, имел способности. Нет, лучше пожар, лучше мор и голод, чем такой человек в обществе!» Свидригайлов и предполагался воплощением такого полного нравственного уродства. Однако и самый этот образ и отношение к нему автора оказались несравненно более сложными: наряду с шулерством, грязным развратом и жестокостью, доведшей его жертву до самоубийства, он оказывается неожиданно способным и на добрые дела, на человеколюбие и великодушие. Свидригайлов – человек огромной внутренней силы, потерявший ощущение границ между добром и злом.

Преступление и наказание. Художественный фильм 1969 г. 1 серия

Образ Лебезятникова в «Преступлении и наказании»

Все другие образы романа не подвергались большой переработке. Делец и карьерист Лужин, считающий любые средства приемлемыми для достижения своих корыстных целей, пошляк Лебезятников, принадлежащий к числу тех людей, которые, по словам Достоевского, «пристают к самой модной ходячей идее, чтобы опошлить, окарикатурить все, чему они самым искренним образом служат», – были задуманы такими же, какими мы их видим в окончательной редакции романа. Между прочим, подчеркивая типичность образа Лебезятникова, Достоевский создает даже термин «лебезятничество». По некоторым данным, в характере Лебезятникова были отражены некоторые личные черты знаменитого русского критика В. Белинского , который поначалу приветствовал сочинения молодого Достоевского, а потом подверг их критике с топорно-примитивных «материалистических » позиций. (См. Описание Лебезятникова , Теория Лебезятникова – цитаты из «Преступления и наказания» .)

Образ Разумихина в «Преступлении и наказании»

Образ Разумихина в процессе работы над «Преступлением и наказанием» также остался неизменным по своему идейному содержанию, хотя по первоначальным наметкам он должен был занять гораздо большее место в романе. Достоевский видел в нем положительного героя. Разумихин выражает почвеннические взгляды, присущие самому Достоевскому. Он выступает против революционных западных веяний, отстаивает значение «почвы», славянофильски понимаемых народных основ – патриархальности, религиозно-нравственных устоев, терпения. Рассуждения Разумихина у Порфирия Петровича , его возражения сторонникам «теории среды», которые социальными условиями жизни объясняли поступки человека, возражения фурьеристам и материалистам, стремящимся якобы нивелировать человеческую натуру, ликвидировать свободу воли, утверждения Разумихина, что социализм – западная идея, России чуждая, – все это прямо перекликается с публицистическими и полемическими статьями Достоевского.

Разумихин является в ряде вопросов выразителем позиций автора и потому особенно ему дорог.

Преступление и наказание. Художественный фильм 1969 г. 2 серия

Образ Сони Мармеладовой в «Преступлении и наказании»

Но уже в следующей записной книжке Соня Мармеладова предстает перед читателем такой, как и в окончательном тексте романа, – воплощением христианской идеи: «NB. Она считает себя постоянно глубокой грешницей, павшей рaзвратницей, которой не замолить спасения» (Первая зап. кн., стр. 105). Образ Сони – апофеоз страдания, пример высочайшего подвижничества, полного забвения собственной личности. Жизнь для Сони немыслима без веры в бога и бессмертие души: «Что я без бога-то была», – говорит она. Эту мысль в черновых набросках к роману очень ярко выражал и Мармеладов. В ответ на замечание Раскольникова, что бога, может быть, и нет, Мармеладов говорит : «То есть бога-то нет-с и пришествия его не будет... тогда... тогда жить нельзя... Слишком зверино... тогда в Неву и я бы тотчас же бросился. Но, милостивый государь, это будет, это обещано, для живых, что ж, что же тогда для нас и останется... Кто бы ни был живущий, хотя бы в (...) по горло, но если только он и в самом деле живущий, то он страдает, а стало быть, ему Христос нужен, а стало быть, будет Христос. Господи, что это вы сказали? Не верят в Христа только те, которые потребности в нем не имеют, которые мало живут и которых душа подобна камню неорганическому» (Вторая записная книжка, стр. 13). Эти слова Мармеладова не нашли места в окончательной редакции, очевидно, потому, что после объединения двух замыслов – романа «Пьяненькие» и повести о Раскольникове – образ Мармеладова отошел на второй план.

В то же самое время тяжелая жизнь низов города, изображенная Достоевским с такой яркостью и рельефностью, не может не вызвать протеста, проявляющегося в той или иной форме. Так, Катерина Ивановна, умирая, отказывается от исповеди: «На мне нет грехов!.. Бог и без того должен простить... Сам знает, как я страдала!.. А не простит, так и не надо!..»

Во время печатания «Преступления и наказания» в «Русском вестнике» между писателем и редакцией этого журнала наметились расхождения. Редакция потребовала изъятия главы романа, в которой Соня читает Раскольникову евангелие (4 глава 4 части по отдельному изданию), с чем Достоевский не соглашался.

В июле 1866 года Достоевский сообщал А. П. Милюкову о своих разногласиях с редакцией «Русского вестника»: «Я с ними с обоими [Любимовым и Катковым ] объяснялся – стоят на своем! Про главу эту я ничего не умею сам сказать; я написал ее в вдохновении настоящем, но может быть она и скверная; но дело у них не в литературном достоинстве, а в опасении за нравственность. В этом я был прав – ничего не было против нравственности и даже чрезмерно напротив, но они видят другое, и, кроме того, видят следы нигилизма. Любимов объявил решительно, что надо переделать. Я взял, и эта переделка большой главы стоила мне по крайней мере трех новых глав работы, судя по труду и тоске, но я переправил и сдал».

Посылая переработанную главу в редакцию, Достоевский писал Н. А. Любимову: «Зло и доброе в высшей степени разделено, и смешать их и использовать превратно уже никак нельзя будет. Равномерно прочие означенные Вами поправки я сделал все, и, кажется, с лихвою... Все то, что Вы говорили, я исполнил, все разделено, размежевано и ясно. Чтению евангелия придан другой колорит».

Наверное, ей жалко его, он не напьется, будет страдать. Самое время вспомнить фразу: "Любить всех, значит не любить никого". Сонечка видит только свои добрые поступки, но она не видит, не хочет видеть то, как они проявляются на тех, кому она помогает. Она, как и Лизавета, делает все, о чем ее просят, не разбирая, зачем это, что из этого получится. Как робот, Соня выполняет то, что предписано Библией. Так светит электрическая лампочка: потому что кнопку нажали и ток идет.

Теперь заглянем в конец романа. Фактически, Свидригайлов предлагает Авдотье Романовне то же, чего Катерина Ивановна требовала от Сонечки. Но Дуня знает цену многим поступкам в жизни, она умнее, сильнее и, что самое главное, в отличие от Софьи Семеновны, она помимо своего благородства способна увидеть чужое достоинство. Не принял бы брат от нее спасения такой ценой, он скорее покончил бы с собой.

Федор Михайлович Достоевский как великий мастер-психолог описывал людей, их мысли и переживания в "вихревом" потоке; его герои постоянно находятся в динамичном развитии. Он выбирал моменты наиболее трагичные, наиболее значимые. Отсюда и общечеловеческая, вселенская проблема любви, которую пытаются разрешить его герои.

По мнению Сонечки, этой святой и праведной грешницы, именно отсутствие любви к ближнему (Раскольников называет человечество "муравейником", "тварью дрожащей") и является принципиальной причиной греха Родиона. В этом и состоит разница между ними: его грех - подтверждение своей "исключительности", своего величия, своей власти над каждой вошью (будь то мать, Дуня, Соня), ее же грех - жертва во имя любви к своим родным: к отцу-пьянице, к чахоточной мачехе, к ее детям, которых Соня любит больше своей гордыни, больше своего самолюбия, больше жизни, наконец. Его грех - уничтожение жизни, ее – спасение жизни.

Вначале Раскольников ненавидит Соню, так как он видит, что и его, Властелина и "бога", любит это маленькое забитое существо, несмотря ни на что, любит и жалеет (вещи взаимосвязанные), - этот факт наносит сильнейший удар по его выдуманной теории. Более того, любовь его матери к нему, сыну, также, несмотря ни на что, "мучает его", Пульхерия Александровна постоянно идет на жертвы ради "любимого Роденьки".

Мучительна для него жертва Дуни, ее любовь к брату - еще одна ступень к опровержению, к краху его теории.

Автор полагает, что любовь - самопожертвование, воплотившееся в образе Сони, Дуни, матери - ведь для автора важно показать не только любовь женщины и мужчины, но и любовь матери к сыну, брата к сестре (сестры к брату).

Дуня соглашается на брак с Лужиным ради брата, и мать отлично понимает, что жертвует дочерью ради своего первенца. Дуня долго колебалась, прежде чем принять решение, но, в конце концов, все-таки решилась: "... пред тем как решиться, Дуня не спала всю ночь, и, полагая, что я уже сплю, встала с постели и всю ночь ходила взад и вперед по комнате, наконец стала на колени и долго и горячо молилась перед образом, а наутро объявила мне, что она решилась". Дуня Раскольникова собирается выйти замуж за совершенно чуждого ей человека только потому, что не хочет позволить матери и брату опуститься до нищенского существования, чтобы улучшить материальное состояние своей семьи. Она тоже продает себя, но, в отличие от Сони, она еще имеет возможность выбирать "покупателя".

Соня же сразу, без колебаний соглашается отдать всю себя, всю свою любовь Раскольникову, пожертвовать собой ради благополучия своего возлюбленного: "Придешь ко мне, я надену крест на тебя, помолимся и пойдем". Соня с радостью соглашается следовать за Раскольниковым куда угодно, везде сопровождать его. "Он встретил на себе беспокойный и до муки заботливый взгляд ее... " - тут и любовь Сонина, вся ее самоотверженность.

Автор романа "Преступление и наказание" знакомит нас со многими человеческими судьбами, столкнувшимися с тяжелейшими условиями существования. В результате некоторые из них оказались на самом дне общества, не выдержав того, что выпало на их долю.

Мармеладов дает молчаливое согласие на то, чтобы его собственная дочь пошла на панель, дабы получить возможность расплатиться за жилье и купить еду. Старуха-процентщица, которая, хотя ей и жить-то осталось всего ничего, продолжает свою деятельность, унижающую, оскорбляющую людей, приносящих последнее, что у них есть, чтобы получить гроши, которых едва ли хватит на жизнь.

Соня Мармеладова - главный женский образ романа - является носителем христианских идей, которые сталкиваются с бесчеловечной теорией Раскольникова. Именно благодаря ей главный герой постепенно понимает, как сильно он заблуждался, какое чудовищное деяние совершил, убив, казалось бы, бессмысленно доживающую свои дни старуху; именно Соня помогает Раскольникову вернуться к людям, к Богу. Любовь девушки воскрешает его измученную сомнениями душу.

Образ Сони - один из важнейших в романе, в нем воплотил Достоевский свою идею "Божьего человека". Соня живет по христианским заповедям. Поставленная в такие же трудные условия существования, что и Раскольников, она сохранила живую душу и ту необходимую связь с миром, которую порвал главный герой, совершивший самый страшный грех - убийство. Сонечка отказывается судить кого-либо, приемлет мир таким, каков он есть. Ее кредо: "И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить? ".

Образ Сони имеет две трактовки: традиционную и новую, данную В.Я. Кирпотиным. Согласно первой, в героине воплощены христианские идеи, по второй она носительница народной нравственности.

В Соне воплощен народный характер в его неразвитой детской стадии, причем путь страданий заставляет ее эволюционировать по традиционной религиозной схеме в сторону юродивой недаром она столь часто сопоставляется с Лизаветой. Достоевский от лица Сонечки проповедует идеи добра и сострадания, составляющие незыблемые основы человеческого бытия.

Все женские образы романа вызывают сочувствие у читателя, заставляют сопереживать их судьбам и восхищаться талантом писателя, создавшего их.

3. Соня Мармеладова – центральный женский образ в романе


Центральное место в романе Ф.М. Достоевского занимает образ Сони Мармеладовой, героини, чья судьба вызывает у нас сочувствие и уважение. Чем больше мы о ней узнаем, тем больше убеждаемся в ее чистоте и благородстве, тем больше начинаем задумываться над истинными человеческими ценностями. Образ, суждения Сони заставляют заглянуть вглубь себя, помогают оценить то, что происходит вокруг нас.

Из рассказа Мармеладова мы узнаем о несчастной судьбе дочери, ее жертве ради отца, мачехи и ее детей. Она пошла на грех, отважилась на то, чтобы продать себя. Но при этом она не требует и не ожидает никакой благодарности. Она ни в чем не винит Катерину Ивановну, она просто смиряется со своей судьбой. "... А взяла только наш большой драдедамовый зеленый платок (общий такой у нас платок есть, драдедамовый), накрыла им совсем голову и лицо и легла на кровать, лицом к стенке, только плечики да тело все вздрагивают... " 7 Соня закрывает лицо, так как ей стыдно, стыдно перед собой и Богом. Поэтому она редко и домой приходит, только лишь за тем, чтобы отдать деньги, она смущается при встрече с сестрой и матерью Раскольникова, неловко чувствует себя даже на поминках родного отца, где ее так бессовестно оскорбили. Соня теряется под напором Лужина, ее кротость и тихий нрав мешают постоять за себя.

Судьба жестоко и несправедливо обошлась с ней и ее близкими. Во-первых, Соня потеряла мать, а затем и отца; во-вторых, бедность заставила ее выйти на улицу зарабатывать деньги. Но жестокость судьбы не сломила ее моральный дух. В условиях, казалось бы, исключающих добро и человечность, героиня находит выход, достойный настоящего человека. Ее путь - самопожертвование и религия. Соня способна понять и облегчить страдания любого, направить на путь истины, все простить, вобрать в себя чужое страдание. Она жалеет Катерину Ивановну, называя ее "ребенком, справедливой", несчастной. Ее великодушие проявилось уже тогда, когда она спасает детей Катерины Ивановны, жалеет отца, умирающего у нее на руках со словами раскаяния. Эта сцена, как, впрочем, и другие, внушает уважение и сочувствие к девушке с первых минут знакомства с ней. И неудивительно, что глубину душевных мук Раскольникова суждено разделить Софье Семеновне. Именной ей, а не Порфирию Петровичу, Родион решил поведать свою тайну, так как почувствовал, что судить по совести его может только Соня, и суд ее будет отличаться от суда Порфирия. Он жаждал любви, сострадания, человеческой чуткости, того высшего света, который способен поддержать человека во тьме жизни. Надежды Раскольникова на сочувствие и понимание со стороны Сони оправдались. Эта необыкновенная девушка, которую он назвал "юродивой", узнав об ужасном преступлении Родиона, целует и обнимает его, себя не помня, говорит, что "нет несчастнее никого теперь в целом свете", чем Раскольников. И это говорит та, которую бедность семьи обрекла на позор и унижение, та, которую называют "девицей отъявленного поведения"! Неужели заслуживает такой участи девушка чуткая и самоотверженная, тогда как Лужин, не страдая от нищеты, мелочен и подл? Именно он считает Соню безнравственной, развращающей общество девицей. Пожалуй, ему никогда не понять, что только сострадание и желание помочь людям, избавить их от тяжкой участи объясняют поведение героини. Вся ее жизнь - сплошное самопожертвование. Силой своей любви, способностью самоотверженно претерпевать любые муки ради других девушка помогает главному герою превозмочь себя и воскреснуть. Судьба Сонечки убедила Раскольникова в ошибочности его теории. Он увидел перед собой не "дрожащую тварь", не смиренную жертву обстоятельств, а человека, самопожертвование которого далеко от смирения и направлено на спасение погибающих, на действенную заботу о ближних. Соня, самоотверженная в своей преданности и семье, и любви, готова разделить участь Раскольникова. Она искренне верит, что Раскольников сможет воскреснуть для новой жизни. Правда Сони Мармеладовой - это ее вера в человека, в неистребимость добра в его душе, в то, что сочувствие, самопожертвование, всепрощение и всеобщая любовь спасут мир.

Соня незаметно возникает в романе Достоевского "Преступление и наказание" из арабесок петербургского уличного фона как мысль, как рассказ Мармеладова о семье, о дочери с "желтым билетом". Ее облик впервые дается через восприятие самого автора в тот миг, когда она предстает у постели умирающего отца.

"Из толпы, неслышно и робко, протеснилась девушка, и странно было ее внезапное появление в этой комнате, среди нищеты, лохмотьев, смерти и отчаяния. Она была тоже в лохмотьях, наряд ее был грошовый, но разукрашенный по – уличном, под вкус и правила, сложившиеся в своем мире, с ярко и позорно выдающейся целью. Соня остановилась в сенях у самого порога, но не переходила за порог и глядела как потерянная, не сознавая, казалось, ничего, забыв о своем перекупленном из четвертых рук шелком, неприличном здесь, цветном платье с длиннейшим и смешным хвостом, и необъятном кринолине, загородившем всю дверь, и о свиных ботинках и об омбрельке, ненужной ночью, но которую она взяла с собой, и о смешной соломенной, круглой шляпке с ярким огненного цвета пером. Из под этой надетой мальчишески набекрень шляпки выглядывало худое, бледное и испуганное личико с раскрытым ртом и с неподвижными от ужаса глазами. Соня была малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными, голубыми глазами" 8 .

Алкоголизм родителей, материальная нужда, ранее осиротение, второй брак отца, скудное образование, безработность и наряду с этим жадная погоня за молодым телом в больших капиталистических центрах с их своднями и притонами – вот главные причины развития проституции. Художественная зоркость Достоевского безошибочно учла эти социальные факторы и определила ими биографию Сони Мармеладовой.

Такой впервые предстает Соня Мармеладова перед нами. Писатель особое внимание сосредоточил на описании одежды Сони и этим самым он хотел подчеркнуть ремесло, которым промышляет героиня. Но здесь отнюдь не звучит осуждение, т. к. художник понимал вынужденность ее положения в буржуазном обществе. В этом портрете Достоевский подчеркивает важную деталь "с ясными, но как будто несколько запуганным лицом". Это свидетельствует о постоянном внутреннем напряжении героини, пытающейся осмыслить действительность, найти выход из создавшегося положения.

Соня - дитя душой - уже познала страх перед жизнью, перед завтрашним днем.

Д.И. Писарев, в полном согласии с текстом романа и с замыслами Достоевского, писал, что "ни Мармеладова, ни Соню, ни всю семью нельзя винить, ни презирать; вина за их состояние, социальное, нравственное, лежит не на них, а на строе" 9 .

Профессия Сони Мармеладовой – неизбежный результат условий, в которых она живет. Соня – клеточка мира, столь сурово обрисованного Достоевским, она "процент", следствие. Однако если б она была только следствием, она покатилась бы туда, куда катятся безвольные, слабые люди, или, выражаясь словами Раскольникова, она "обанкрутилась" бы бесповоротно. Вслед за ее "банкротством", по той же дороге, с тем же концом, пошли бы и Полечка с сестрицей и братцем, которых она поддерживала кое-как своим "золотым" промыслом. Ибо чем же она была вооружена для борьбы с миром? Ни средств, ни положения, ни образования у нее не было.

Достоевский понимал железную силу нужды и обстоятельств, сдавивших Соню. Но писатель нашел и в Соне, в беззащитном подростке, выброшенном на тротуар, в самом забитом, самом последнем человеке большого столичного города, источник собственных верований, действий, продиктованных своей совестью. Поэтому она и могла стать героиней в романе, где все основано на противостоянии миру и выборе средств для такого противостояния.

Профессия проститутки ввергает Соню в позор и низость, но цели, которые она преследовала этим выбором, свободным, поставлены ею самой.

Все это мастерски передается Ф.М. Достоевским через портретную характеристику героини, которая дается в романе дважды: через восприятие самого автора и через восприятие Родиона Раскольникова.

Во второй раз Соня описана, когда она пришла пригласить Раскольникова на поминки: "…Дверь тихо отворилась, и в комнату, робко озираясь, вошла девушка… Раскольников не узнал ее с первого взгляда. Это была Софья Семеновна Мармеладова. Вчера видел он ее в первый раз, но в такую минуту, при такой обстановке и в таком костюме, что в памяти его отразился образ совсем другого лица. Теперь это была скромно и даже бедно одета девушка, очень еще молоденькая, почти похожая на девочку, с скромною и приличною манерой, с ясным, но как будто несколько запуганным лицом. На ней было очень простенькое домашнее платьице, на голове старая, прежнего фасона шляпка; только в руках был, по - вчерашнему, зонтик. Увидав неожиданно полную комнату людей, она не то что сконфузилась, но совсем потерялась, оробела, как маленький ребенок…" 10 .

В чем смысл двукратного портретирования, к которому так охотно прибегал Достоевский?

Писатель имел дело с героями, проходившими через идейную и нравственную катастрофу, переворачивавшую все вверх дном в их нравственной сущности. Поэтому на протяжении своей романной жизни они переживали, по крайней мере, два момента, когда наиболее были на себя похожи.

Соня тоже пережила перелом всей своей жизни, она переступила через закон, через который Раскольников не мог переступить, хотя и убил свою идею. Соня в своем преступлении сохранила свою душу. Первый портрет показывает ее кажимость, второй – ее сущность, и сущность ее настолько отличалась от кажимости, что Раскольников в первый момент не узнал ее.

При сравнивании двух портретных характеристик замечаем, что у Сони "замечательные голубые глаза". И если в первом портрете они неподвижны от ужаса, то во втором – потерянны, как у испуганного ребенка.

"Глаза – зеркало души", которые характеризуют душевное состояние героини в определенный момент действия.

В первом портрете глаза выражают ужас Сони, который она испытывает при виде умирающего отца, единственного родного человека в этом мире. Она понимает, что после смерти отца ей будет одиноко. И это еще более усугубляет ее положение в обществе.

Во втором же портрете глаза отражают испуг, робость, неуверенность, что свойственно ребенку, только что окунувшемуся в жизнь.

Портретная характеристика у Достоевского играет большую роль не только в описании внутреннего мира человека, его души, но и подчеркивает принадлежность героини к тому или иному социальному уровню жизни.

Её имя писатель тоже выбрал, как считают, не случайно. Русское церковное имя – Софья, София пришло к нам исторически греческого языка и означает "мудрость", "разумность", "наука". Надо сказать, что имя Софья носят несколько героинь Достоевского - "кротких" женщин, которые смиренно несут крест, выпавший на их долю, но верят в конечную победу добра. Если "София" вообще означает мудрость, то у Достоевского мудрость его Софьи – смиренномудрие.

В облике Сони, падчерицы Катерины Ивановны и дочери Мармеладова, несмотря на то, что она намного старше всех детей и зарабатывает деньги таким путём, мы тоже видим много детского: "безответная она, и голосок у ней такой кроткий… белокуренькая, личико всегда бледненькое, худенькое,…угловатое, …нежная, болезная, …маленькая, кроткие голубые глаза".

Именно стремление помочь Катерине Ивановне и её несчастным детям и заставило Соню преступить через себя, через нравственный закон. Она пожертвовала собой ради других. "И тут только понял он, что значили для неё эти бедные, маленькие дети-сироты и эта жалкая, полусумасшедшая Катерина Ивановна, со своею чахоткой и со стуканием об стену". Она тяжело переживает, сознавая своё положение в обществе, свой позор и грехи: "Да ведь я …бесчестная…я великая, великая грешница! ", "…до какой чудовищной боли истерзала её, и уже давно, мысль о бесчестном и позорном её положении".

Не будь судьба её семьи (а Катерина Ивановна и дети действительно были единственной Сониной семьёй) такой плачевной, жизнь Сонечки Мармеладовой сложилась бы по-другому.

А если бы Сонина жизнь была другой, то Ф.М. Достоевский не смог бы осуществить своего замысла, не смог бы показать нам, что, будучи погружённою в порок, Соня сохранила свою душу чистой, потому что спасалась верой в Бога. "Да скажи же мне, наконец,… как этакой позор и такая низость в тебе рядом с другими противоположными и святыми чувствами совмещаются? " - спрашивал её Раскольников.

Здесь Соня – ребёнок, беззащитный, беспомощный человек со своей детской и наивной душой, который, казалось бы, погибнет, находясь в губительной атмосфере порока, но Соня помимо детской чистой и невинной души обладает огромной моральной стойкостью, сильным духом и поэтому она находит в себе силы спасаться верой в Бога, поэтому она сохраняет свою душу. "Что ж бы я без бога-то была? "

Доказательство необходимости веры в Бога было одной из главных целей, которые Достоевский ставил перед своим романом.

Все поступки героини удивляют своей искренностью, открытостью. Она не делает ничего для себя, все ради кого-то: мачехи, неродных братьев и сестры, Раскольникова. Образ Сони - образ истинной христианки и праведницы. Наиболее полно он раскрывается в сцене признания Раскольникова. Здесь-то мы видим Сонечкину теорию - "теорию Бога". Девушка не может понять и принять идей Раскольникова, она отрицает его возвышение над всеми, пренебрежение к людям. Ей чуждо само понятие "необыкновенный человек", так же как неприемлема возможность преступить "закон Божий". Для нее все - равны, все предстанут перед судом Всевышнего. По ее мнению, нет того человека на Земле, который бы имел право осуждать себе подобных, решать их судьбу. "Убивать? Убивать-то право имеете? - всплеснула руками Соня" 11 . Для нее все люди равны перед Богом.

Да, Соня тоже преступница, как и Раскольников, она также преступила нравственный закон: "Мы вместе прокляты, вместе и пойдем", - говорит ей Раскольников, только он преступил через жизнь другого человека, а она - через свою. Соня призывает Раскольникова к раскаянию, она согласна нести его крест, помочь придти к истине через страдание. У нас не вызывают сомнения ее слова, читатель уверен в том, что Соня последует всюду за Раскольниковым, везде и всегда будет вместе с ним. А зачем, зачем ей это надо? Ехать в Сибирь, жить в нищете, страдать ради человека, который с тобой сух, холоден, отвергает тебя. На это могла пойти только она, "вечная Сонечка", с добрым сердцем и бескорыстною любовью к людям. Проститутка, вызывающая уважение, любовь всех окружающих, - это чисто по-достоевски, идея гуманизма и христианства пронизывает этот образ. Ее любят и чтят все: и Катерина Ивановна, и ее дети, и соседи, и каторжники, которым Соня безвозмездно помогала. Читая Раскольникову Евангелие, легенду о воскрешении Лазаря, Соня пробуждает в его душе веру, любовь и раскаяние. Родион пришел к тому, к чему призывала его Соня, он переоценил жизнь и ее сущность, о чем свидетельствуют его слова: "Разве могут ее убеждения теперь не быть моими убеждениями? Ее чувства, ее стремления по крайней мере... " 12 .

Создав образ Сони Мармеладовой, Достоевский создал антипод Рас-кольникову и его теории (добро, милосердие, противостоящее злу). Жизненная позиция девушки отражает взгляды самого писателя, его веру в добро, справедливость, всепрощение и смирение, но, прежде всего, любовь к человеку, каким бы он ни был.

Соня, которая в своей недолгой жизни уже перенесла все мыслимые и немыслимые страдания и унижения, сумела сохранить нравственную чистоту, незамутненность разума и сердца. Недаром Раскольников кланяется Соне, говоря, что кланяется всему человеческому горю и страданию. Ее образ вобрал в себя всю мировую несправедливость, мировую скорбь. Сонечка выступает от лица всех униженных и оскорбленных. Именно такая девушка, с такой жизненной историей, с таким пониманием мира была избрана Достоевским для спасения и очищения Раскольникова.

Ее внутренний духовный стержень, помогающий сохранить нравственную красоту, безграничная вера в добро и в Бога поражают Раскольникова и заставляют его впервые задуматься над моральной стороной его мыслей и действий. Но наряду со своей спасительной миссией Соня является еще и наказанием бунтарю, постоянно напоминая ему всем своим существованием о содеянном. "Это человек-то вошь?" 13 - эти слова Мармеладовой заронили первые семена сомнения в Раскольникове. Именно Соня, заключавшая в себе, по мысли писателя, христианский идеал добра, могла выстоять и победить в противоборстве с античеловеческой идеей Родиона. Она всем сердцем боролась за спасение его души. Даже когда сначала в ссылке Раскольников избегал ее, Соня оставалась верной своему долгу, своей вере в очищение через страдание. Вера в Бога была ее единственной опорой, возможно, что в этом образе воплотились духовные искания самого Достоевского.

4. Трагическая судьба Катерины Ивановны


Катерина Ивановна - бунтарка, страстно вмешивающиеся в несправедливую и враждебную ей обстановку. Она - безмерная гордячка, в порыве оскорбленного чувства идет против здравого смысла, кладет на алтарь страсти не только собственную жизнь, но, что еще страшнее, - благополучие своих детей.

О том, что жена Мармеладова Катерина Ивановна вышла за него замуж с тремя детьми, мы узнаём из разговора Мармеладова с Раскольниковым.

"Я звериный образ имею, а Катерина Ивановна, супруга моя, - особа образованная и урожденная штаб-офицерская дочь…. . она же и сердца высокого, и чувств облагороженных воспитанием исполнена…. Катерина Ивановна дама хотя и великодушная, но несправедливая…. . она дерет мне вихры…Знайте же, что супруга моя в благородном губернском дворянском институте воспитывалась и при выпуске с шалью танцевала при губернаторе и при прочих лицах, за что золотую медаль и похвальный лист получила. . да, дама горячая, гордая и непреклонная. Пол сама моет и на черном хлебе сидит, а неуважения к себе не допустит. …. Вдовой уже взял ее, с троими детьми, мал мала меньше. Вышла замуж за первого мужа, за офицера пехотного, по любви, и с ним бежала из дому родительского. Мужа любила чрезмерно, но в картишки пустился, под суд попал, с тем и помер. Бивал он ее под конец; а она хоть и не спускала ему... И осталась она после него с тремя малолетними детьми в уезде далеком и зверском… Родные же все отказались. Да и горда была, чересчур горда... Можете судить потому, до какой степени ее бедствия доходили, что она, образованная и воспитанная и фамилии известной, за меня согласилась пойти! Но пошла! Плача и рыдая и руки ломая - пошла! Ибо некуда было идти…" 14

Мармеладов дает жене точную характеристику: "…Ибо хотя Катерина Ивановна и преисполнена великодушных чувств, но дама горячая и раздраженная, и оборвет... " 15 . Но человеческая гордость ее, как и Мармеладова, попирается на каждом шагу, о достоинстве и самолюбии заставляют забыть. Бессмысленно искать помощи и сочувствия у окружающих, Катерине Ивановне "некуда идти".

В этой женщине показана физическая и духовная деградация. Она

    Особая роль сновидения в литературных произведениях. Взаимосвязь сна–бреда Раскольникова с его нравственным состоянием и осмыслением действительности. Идейно–художественный смысл снов Радиона Раскольникова, посещающих его на протяжении всего романа.

    Роман "Преступление и наказание" написан Достоевским после каторги, когда убеждения писателя приняли религиозную окраску. В развивающемся романе между Раскольниковым и Соней огромную роль играет взаимное уважение и взаимная сердечная деликатность.

    Роман Л.Н. Толстого "Война и мир" – грандиозное произведение не только по описанным в нём историческим событиям, но и по многообразию созданных образов, как исторических, так и придуманных. Образ Наташи Ростовой как самый обаятельный и естественный образ.

    Использование личностей героев с экзальтированным темпераментом в литературных произведениях Ф. Достоевского. Гипертимически-демонстративные личности. Комбинация возбудимости и застревания, застревающе-возбудимые личности и эгоистические устремления.

    Особенности серьезно-смехового жанра в романе Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание". Смех – определенное, но не поддающееся переводу на логический язык эстетическое отношение к действительности. Карнавализация в романе "Преступлении и наказании".

    Понятие инфернальной женщины, ее отличительные признаки и особенности стиля жизни. Специфика раскрытия образа инфернальной женщины Ф.М. Достоевским в его романах "Преступление и наказание" и "Идиот", автобиографическое влияние на создание образов.

    Размышления о вопросах одиночества и нравственности, поднятых Достоевским в повести "Записки из подполья". Это произведение как исповедь героя, где он рассуждает о свободе воли и необходимости сознания. Поучительность и место образа страдающего человека.

    Определение цели, задачи и проблемного вопроса урока, описание оборудования. Акцент на образах Мармеладовой и Раскольникова в драме "Преступление и наказание". Внешнее сходство и принципиальное различие внутреннего мира Сони Мармеладовой и Раскольникова.

    Сущность и истоки преступления Раскольникова в романе Достоевского. "Уголовная" основа данного произведения, его соотношение с романами Эдгара По, анализ основной драматической линии. Стилистика и жанровое своеобразие романа "Преступление и наказание".

    Судьба Катерины. Драма А.Н. Островского "Гроза". Ее сила в том, что она одна восстала против "темного царства", но погибла, словно птица, не сумела вырваться на свободу. Повсюду царило непонимание, ненависть, самолюбие.

    История написания романа "Преступление и наказание". Главные герои произведения Достоевского: описание их внешности, внутренний мир, особенности характеров и место в романе. Сюжетная линия романа, основные философские, моральные и нравственные проблемы.

    Центральным героем романа Ф М. Достоевского "Преступление и наказание" является Родион Раскольников. Что же это за идея? Достоевский-психолог раскрыл трагедию Раскольникова, все стороны его душевной драмы, безмерность его страданий.

    Образ отвергнутого обществом и ожесточившегося человека в рассказе Федора Михайловича Достоевского "Кроткая". Внутренний монолог героя после самоубийства жены. Все оттенки психологии героя в его взаимоотношении с Кроткой. Духовное одиночество героя.

    ИВосхищаясь мужеством и стойкостью русского народа, автор превозносит русских женщин. Отношение Толстого к женщине не однозначно. Он подчеркивает, что внешняя красота - не главное в человеке. Духовный мир, внутренняя красота значат намного больше.

    Влияние Достоевского на русскую и мировую культуру. Чуткая метафора Достоевского. Спасение от гнетущего бездушия механизмов и электроники. Проблемы, увиденные Достоевским в России. Общечеловеческие ценности. Драматический жанр романа.

    Художественная система и содержание романа "Преступление и наказание". Проблематика денег и социальной справедливости. Борьба с разрушительной силой денег и выбор жизненных приоритетов. Крах теории основанной на насилии "справедливого" распределения благ.

    Нераздельность образа и смысла. Допущение разных интерпретаций. Отсутствие мотивации, апелляция к воображению. Характерные черты женского образа. Логическая сущность метафоры. Образ женщины у Некрасова, Блока, Твардовского, Смелякова.

    Ознакомление со стилистическими особенностями написания и сюжетной линией сатирической картины "Истории одного города" Салтыкова-Щедрина. Изображение общего безверия и утраты нравственных ценностей нации в романе "Преступление и наказание" Достоевского.

    Роман-эпопея Л.Н. Толстого "Война и мир". Изображение исторических персонажей. Женские характеры в романе. Сравнительная характеристика Наташи Ростовой и Марии Болконской. Внешняя замкнутость, чистота, религиозность. Духовные качества любимых героинь.

    Философский характер романов Федора Михайловича Достоевского. Выход в свет романа "Бедные люди". Создание автором образов "маленьких людей". Основная идея романа Достоевского. Представление о жизни простого петербургского люда и мелких чиновников.

Женские образы играют в литературе значительную роль, помогают отразить характерные черты главного героя, восхищают читателя своей красотой и грацией. Вспомним, к примеру, Татьяну Ларину, героиню романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», которая была близка к исконно русской культуре, к неповторимой русской природе. Нельзя оставить без внимания образ Катерины в знаменитой драме А.Н. Островского «Гроза», олицетворяющий «луч света в темном царстве».

Сегодняшнее своё сочинение мне хотелось бы посвятить не менее интересным женским образам в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Здесь перед читателем предстают сразу несколько героинь. Пожалуй, стоит их перечислить: Соня Мармеладова, Дуня, Пульхерия Александровна, Лизавета Ивановна и Алёна Ивановна.

Именно с помощью вышеуказанных персонажей я постараюсь в полной мере раскрыть предложенную тему сочинения.

Среди всех героев романа, безусловно, следует выделить Соню, обладающую той духовной силой, которая помогает девушке нести добро окружающим людям. Ф.М. Достоевский называет её «блудницей», но эту нишу в обществе героиня заняла отнюдь не по собственной воле, а для того, чтобы помочь своей семье. Девушка фактически жертвует собой во имя других, пытается смириться со своим жалким, ничтожным положением. Но, как бы удивительно это не звучало, Соня сумела сохранить чистоту и непорочность собственной души, что характеризует её как сильную личность. Основными чертами девушки являются самопожертвование, смирение и всепрощение. Она живет по христианским канонам и обычаям, что впоследствии пытается привить Родиону Раскольникову, потерявшему внутренний стержень. Хочу заметить, что влияние Сони помогает главному герою познать себя, обрести веру в лучшее будущее, найти истинный путь в жизни. Девушка испытывала сильное, всепоглощающее чувство любви к Раскольникову, поэтому не могла оставить его, наедине со своими переживаниями и тревогами.

Не менее важную роль в жизни главного героя играют сестра Дуня и мать Пульхерия Александровна, которые готовы на всё ради Родиона. Дуня готова даже связать свою судьбу с нелюбимым человеком, дабы помочь брату подняться из нищеты. «Ты знаешь, как я люблю тебя; ты один у нас, у меня и у Дуни, ты наше все, вся надежда, упование наше» - эти слова матери дорогого стоят. В письме к Раскольникову Пульхерия Александровна выражает всю свою любовь и заботу, проявляет себя как любящая мать.

Теперь стоит перейти к немного иным типам женщин в романе. Вспомните Лизавету Ивановну, сестру старухи-процентщицы. Этот образ, в сущности, олицетворяет всех «униженных и оскорбленных». Лизавета Ивановна отличалась скромностью, кротостью, добротой. Она никому в жизни не причинила зла или боли. Но почему же Раскольников убивает ни в чём неповинную женщину? Возможно, героиня просто стала жертвой обстоятельств. Тем не менее, этот момент стал переломным для Родиона, его теория начала рушится.

И наконец, обратимся к образу Алёны Ивановны, который изначально вызывает отвращение, что доказывает следующая цитата: «Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтевшая меховая кацавейка». Старуха является олицетворением общественного зла, убив её, герой стремится избавить людей от страдания и горя. Но, как оказалось, убийство пусть даже самого скверного человека, не может открыть дорогу к светлому будущему. На пролитой крови никогда не построишь счастье.

Таким образом, из всего вышесказанного можно сделать вывод, что женские образы в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» контрастны сами по себе. Каждая героиня уникальна, индивидуальна, имеет собственный тип мышления и сознания.

«Преступление и наказание»

«Преступление и наказание» множество образов, которые зачастую противоречат друг другу, являются контрастными. Женские образы также раскрываются по разному, помогая читателю увидеть общество того времени со всех сторон.

Центральным и, вне всяких сомнений, самым значимым женским образом в романе является образ Сони Мармеладовой. С этой героиней автор также связывает библейские мотивы, поскольку на протяжении всего произведения евангельские истины рассматриваются через призму личности Сони. Непорочность, чистота, бескорыстие, самопожертвование ради семьи - вот главные черты, присущие характеру героини, то, что определяет ее отношение к жизни, ее взгляд на мир. Образ этой девушки вызывает у читателя очень теплые чувства, смешанные с безграничной жалостью к ней. Страшно перечитывать те строки, в которых автор описывает «падение» Сони: «И вижу я, этак часу в шестом, Сонечка встала, надела платочек, надела бурнусик и с квартиры отправилась, а в девятом часу и назад обратно пришла... Тридцать целковых выложила. Ни словечка при этом не вымолвила... а взяла только... платок... накрыла им совсем голову и лицо и легла на кровать к стенке, только плечики да тело все вздрагивают...» Несмотря на то что Соня становится «падшим существом» в глазах общества, в этом «падении» мы видим величайший подвиг ради близких.

Образ Сони помогает нам также раскрыть характер главного героя романа - Раскольникова. Духовность героини сталкивается с бесчеловечной, антигуманной теорией студента и в какой то степени направляет его на путь истинный, помогает излечиться от тяжкой болезни. Соня - высокоморальный человек. Если вспомнить текст романа, мы увидим, что именно в ее уста автор вкладывает одну из ключевых фраз произведения. На слова Раскольникова «Да я вошь убил!» Соня отвечает: «Это человек то вошь?»

отправляясь на каторгу.

«униженных и оскорбленных», не теряет своей веры, уверенности в возможности спасения, и именно в этом раскрывается сила героини.

Еще одним значимым женским образом в романе становится сестра Раскольникова Дуня. В ней мы также видим пример самопожертвования ради близких. Дуня собирается выйти замуж за чуждого ей, недостойного человека, ради того чтобы Родион Раскольников не опускался до нищенского существования. Ее образ очень тесно переплетается с образом матери Раскольникова Пульхерии Александровны. Обе героини безумно любят Родиона и готовы ради него на все. Об этом мы можем судить из письма, полученного Раскольниковым в самом начале романа: «Ты знаешь, как я люблю тебя; ты один у нас, у меня и у Дуни, ты наше все, вся надежда, упование наше». Мать и сестра пытаются помочь герою, несмотря на то что самим им приходится очень плохо, - в этом заключается их слепая любовь. Однако не стоит осуждать ни Дуню, ни Пульхерию Александровну, поскольку мотив самопожертвования с их стороны звучит в романе наравне с подвигом Сони Мармеладовой, раскрывает силу характеров этих женщин.

Еще одним образом, с которым Достоевский связывает евангельские мотивы, является образ Лизаветы. Тихая, скромная, кроткая, работящая, она никому и никогда не делала зла. Лизавета показана в романе как святая, беззащитная и невинная жертва Раскольникова. Эта героиня была необходима Достоевскому, поскольку она усиливает тяжесть преступления главного героя. Раскольников убивает того человека, ради которого, по его теории, он «переступает черту».

«Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом. На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтевшая меховая кацавейка». Образ старухи отождествляется в романе со злом, несправедливостью, ничтожеством, однако он подтверждает идею о том, что «кровь по совести» невозможна, поскольку даже убийство такого человека заставляет героя страдать.

Итак, если рассмотреть женские образы в романе «Преступление и наказание», то хочется отметить, что, какими бы контрастными они порою ни были, каждый из них играет огромную смысловую роль в произведении, а потому не может быть пропущен или забыт.

Женщины занимают значимое место в творчестве легендарного русского писателя Ф.М. Достоевского. Во всех его известных произведениях присутствуют глубокие и яркие женские персонажи. Не обошёлся без них и роман «Преступление и наказание».

Первый знаковый женский образ романа — Дуня Раскольникова — сестра главного героя. Любящая дочь и сестра живёт лишь ради своих близких. Желая обеспечить будущее своему брату, она жила в бедности и упорно работала, чтобы достать деньги, необходимые для его обучения в университете. Прожив трудную жизнь и пережив множество унижений, девушка, наконец, соглашается выйти замуж за нелюбимого ею Лужина. Прекрасно осознавая всю низость и пошлость своего жениха, она, тем не менее, безропотно готова взвалить на себя эту ношу и отказаться от всего, лишь бы он помог её брату. По такому же пути идёт и её мать — Пульхерия Раскольникова, для которой имеет значение лишь её дорогой сын. В итоге за все свои страдания эти самоотверженные женщины были вознаграждены. Они получают много денег по завещанию, а Дуня расторгает помолвку с Лужиным и выходит замуж за Разумихина.

Пожалуй, самым любимым персонажем Достоевского является проститутка Софья Мармеладова. Глядя на то, как голодает её семья, она безропотно пошла на панель, чтобы прокормить их, прекрасно зная, что, переступив грань, которая отделяет её от других «порядочных» людей, она навсегда заклеймит себя «падшей женщиной». Но всё равно не отступила. Совершив великую жертву ради людей, которые даже не были её единокровной роднёй, Соня опустилась на самое дно общества. Но даже в таком положении она сумела сохранить в себе всё человеческое. Опустившись по социальной лестнице, морально она осталась выше всех. Опираясь на свою неисчерпаемую веру в Бога и добро, героиня продолжает надеяться на то, что её страдания и страдания её близких когда-нибудь закончатся. Не случайно именно её Достоевский назначает спасительницей Раскольникова. Когда тот сознаётся ей в своём преступлении, она направляет его по пути признания и покаяния, неотступно следует за ним в Сибирь и уже там, несмотря на все трудности, продолжает наставлять его, что в итоге приводит Родиона к духовному перерождению и отречению от своей бесчеловечной теории.

Зеркальной противоположностью Сони кажется Катерина Ивановна Мармеладова. Дворянка по происхождению, она была вынуждена выйти замуж за бедного чиновника Мармеладова. Живя в нищете, каждую секунду заботясь о куске хлеба, Катерина Ивановна не способна смириться со своей судьбой. Движимая гордостью, она часто конфликтует с окружающими, отталкивая от себя людей и осложняя всем жизнь. Постепенно он разрушает сама себя, двигаясь к безумию. Именно она сказанной в гневе фразой толкнула Соню на панель. Она безжалостно тиранит своих родных и даже радуется смерти мужа, как избавлению от лишнего рта. Но за внешней грубостью скрывается по-настоящему любящая, но отчаявшаяся женщина. Мать семейства искренне жалеет несчастную падчерицу и других детей, которые обречены на безрадостное существование, она же, несмотря на все несчастья, которые принёс ей Мармеладов, ухаживает за ним до самой смерти. В конце концов, не в силах выдержать душевные муки, Мармеладова повреждается рассудком, а после умирает, обретая покой в конце своей горькой жизни.