Почему золушка получила такое имя. Почему «Золушка» и другие классические сказки вредят современным детям. Созависимость и злая мать

Недавно мы отпраздновали 8 марта. В этот прекрасный весенний день каждая женщина хоть немного почувствовала себя сказочной принцессой, а каждый мужчина – добрым принцем для своей любимой.

Одной из самых красивых и заманчивых сказок, знакомых нам с детства, но не забываемых и во взрослом возрасте, является история о Золушке. Эта сказка привлекает нас тем, что даёт возможность поверить в то, что на свете бывают чудеса и что даже несбыточная мечта достижима.

Мы давно привыкли к представлению о Золушке как о бедной работящей девушке, которой очень повезло выйти замуж за принца. Но так ли все просто и очевидно в сказке Шарля Перро? Давайте откроем правду об этой героине и разберемся, в чем же настоящая причина её успеха.

На самом деле Золушка была знатного происхождения: её отец – «почтенный и знатный человек», да и простую семью не пригласили бы на королевский бал во дворец: «сын короля той страны устроил большой бал и созвал на него всех знатных людей с женами и дочерьми».

Золушка была не из бедной, а из обеспеченной семьи. Её сводным сестрам для королевского бала купили дорогие наряды: старшей – «красное бархатное платье и драгоценный убор, который... привезли из-за моря», младшей – скромное платье и «накидку, расшитую золотыми цветами, и бриллиантовый пояс, какого нет ни у одной знатной дамы». Также чепчики им пошила искуснейшая модистка (и, видно, дорогая), а мушки «купили у самой лучшей мастерицы в городе» (все лучшее – дорого!).

Такое же платье, чепчик и накидку могла бы надеть и Золушка для совместной поездки с отцом, мачехой и сестрами на королевский бал. Если бы не злая воля мачехи, которая в падчерице видела явную конкурентку для своих некрасивых и грубых дочерей.

Золушка не была и невежественной простушкой – очевидно, до смерти матери она успела получить неплохое образование и воспитание, положенное для знатной барышни того времени. Отметим, что девушка великолепно разбиралась в моде, у неё было развито эстетическое чувство (помните, что сестры спрашивали у Золушку, какой выбрать гребень, ленту или пряжку, потому что она лучше их понимала, «что красиво и что некрасиво», да и «никто не умел так искусно, как она, приколоть кружева или завить локоны» – откуда бы взялся такой вкус у необразованной служанки?!). Когда Золушка находилась во дворце – она, видимо, поразила всех не только своей красотой, богатым выездом и шикарным платьем, но и хорошими манерами (ведь за принцессу не приняли бы простушку, даже одетую в бархат и шелка). Вот пример: Золушка подсела к своим сестрам, сказала каждой несколько приятных слов (это был не только зов доброй Золушкиной души, но и правило этикета того времени, угостила их фруктами, которые поднес ей сам принц). Когда часы пробили без пятнадцати двенадцать, она всем присутствующим поклонилась (опять же, знание норм этикета). И танцевала она великолепно – и это непростые танцы 17 века! – («Она танцевала так легко и грациозно, что все залюбовались ею еще больше, чем прежде»), видимо, раньше у неё был учитель танцев.

То есть, по сути, девушка была обеспечена, воспитана и образованна, помимо остальных достоинств, данных ей природой. Почему же она была служанкой в собственном доме? Почему она, казалось, не видела или не хотела признать реальной причины, по которой она не может поехать на бал, а находила для себя и других отговорки? Помните, когда сестры язвительно её спрашивают, хотелось бы ей поехать на королевский бал, она по душевной простоте отвечает: «Ах, что вы, сестрицы! Вы смеетесь надо мной! Разве меня пустят во дворец в этом платье и в этих башмаках?!».

А дело ведь было не в страшненьком платье и не в дебелых деревянных башмаках. Правда была в том, что Золушка имела право быть во дворце, носить красивые платья, изящные туфельки – ей это право принадлежало даже больше, чем неродным сестрам – это было её наследство – деньги отца. Но она не решалась отстоять свое право – то, что уже принадлежало ей – просто ей трудно было пройти этот путь. Она, видимо, любила отца и не хотела его огорчать «разборками», она была очень «добрая, приветливая, милая – вся в покойную мать». Или, возможно, у неё были навязанные комплексы – она действительно видела себя недостойной того, что имели её сестры. Ей легче было уйти в себя, тяжело работать по дому (хотя денег у её семьи вполне хватило бы, чтобы нанять служанку, да и не одну, или, в крайнем случае, все обязанности четыре женщины в доме могли бы поделить, а не сваливать все на одну беззащитную девушку), сидеть вечерами у камина на ящике с золой (что, ей не нашлось бы какой-нибудь скамейки, чтобы не пачкать единственное латанное и застиранное платьице?), спать на колючей соломенной подстилке на чердаке, не только чистить котлы и кастрюли, мыть лестницы, но и убирать комнаты мачехи и двух её дочерей. И это делала наследница, хорошо воспитанная и образованная! Явное унижение – она могла бы занять любую спальню, иметь кровать под балдахином и резной туалетный столик, а она всего лишь смотрела на эти прекрасные вещи: не как на свои, а как на принадлежащие «обеим барышням», как будто Золушка была не законная дочь, а бедная сирота, принятая на воспитание, но и с сиротой порой поступают намного лучше!

Какая странная ситуация – та, которой могло принадлежать все в доме, была бесправнее служанки. Имея богатства и возможности, Золушка или все видела в другом свете – не решалась признаться себе, что с ней поступают несправедливо, что у неё тоже есть права, или не верила в себя, считая себя недостойной, или её сдерживал страх перед мачехой или боязнь огорчить отца.

Не так ли часто бывает и в нашей жизни, когда у нас есть богатство – потенциал возможностей, когда у нас есть талант, способности, а мы видим лишь преграды и незавидные обстоятельства, застилающие нам глаза – вместо того, чтобы оглянуться вокруг, осмелиться сделать первый шаг, все преодолеть и жить той жизнью, которую мы достойны, которая нам предназначена!

Но у Золушки были чудесный дар, который все-таки помог ей осуществить свою мечту – поехать на бал и выйти замуж за принца. Это – её характер.

Что выгодно отличало Золушку от её сестриц – это её благодарность. Если те как должное воспринимали то, что их сводная сестра ухаживает за ними как служанка, то Золушка была совсем не такая. После первого бала она забежала к крестной-волшебнице поблагодарить её за вечер, полный радости. Так нужно и нам благодарить судьбу, окружающих людей за то, что мы имеем, особенно за успехи, за приятные моменты, даже когда в жизни много и неприятностей – нужно не зацикливаться на негативе, а думать только о хорошем. Без благодарности никто не достигнет многого. Я думаю, крестная очень порадовалась благодарности своей воспитанницы и щедро её наградила – Золушка на следующий день на балу «была еще прекраснее и наряднее, чем накануне».

Еще Золушка была не мстительна, не злопамятна – она никогда не жаловалась крестной на свою горькую судьбу, хотя я хорошо себе представляю, что могла бы сделать женщина, обладающая магическими способностями, с обидчицами бедной девушки – с мачехой и её дочерями. Золушка не держала зла в себе – в двояком смысле – не думала плохо о мачехе и одновременно не отравляла свою душу злобой и гневом – вполне справедливыми в этой ситуации чувствами.

Итак, девушка после первого визита во дворец побежала к крестной – видимо, она делала это и раньше – и весьма нередко – когда, конечно, по дому все было сделано, чтобы мачеха не ругалась. Почему же крестная не помогла ей раньше? Я думаю, что девушка не была еще готова, возможно, у неё не было сильного желания что-то изменить – она мирилась с поведением мачехи, её пока все устраивало – в том смысле, что ещё можно было терпеть, а вот когда дело коснулось важного, когда у Золушки наконец проявилось сильное чувство, желание, мечта – поехать на бал (как она горько заплакала, когда мачеха и «сестры» уехали во дворец!), тут-то и появилась её крестная – волшебница…

Это история учит, что если вам трудно начать изменения в своей жизни самому, найдите человека, способного вас научить, помочь достичь вашей цели.

Золушка давно имела те качества, которые в результате привели её к успеху, нужен был только случай, чтобы они открылись явно и другим. Какого случая ждете вы? Может, пора уже начать действовать? Может, ваш случай уже был, а вы его не заметили?

У нас часто бывает много знаний, и умений, но не хватает решительности, возможно уверенности в себе, но помните: для того, чтобы положить начало исполнению вашей мечты, все нужное, как у Золушки, у вас уже есть!

Идем дальше. Когда её сестры напрасно старались натянуть на свои большие ноги туфельку, которую потеряла загадочная принцесса, девушка улыбалась. Я не думаю, что это было злорадство, просто, наконец, к ней пришло осознание, что и она достойна жить той жизнью, о которой она так мечтала и которая ей предназначена. Она даже сказала с достоинством: «А ведь она, кажется, будет впору мне». Золушка уже не боялась гнева мачехи, недовольства и упреков отца: она узнала свою судьбу – и уже ничто не могло помешать её счастью.

Триумфом Золушки стал момент, когда ей пришлась впору туфелька, – тогда всем, наконец, открылось, кто на самом деле эта девушка в стареньком перепачканном золе платье! Девушка, достойная, по меньшей мере, принца! Но еще большее торжество, когда Золушка достала из передника вторую туфельку и её надела – тут уж никто не стал бы сомневаться, говорить про совпадения: девушке принадлежало настоящее сокровище, которое никто уже не способен был у неё отнять! И что еще примечательное – в этот момент появилась её крестная и снова превратила старенькое платье в ещё более великолепный наряд.

Итак, я призываю вас, дорогие женщины, стать, наконец, доброй феей для самой себя, найти свою мечту и идти за ней, несмотря ни на что – на якобы непреодолимые препятствия, на неверие в вас окружающих, главное – поверьте вы в себя сами, сделайте, наконец, то, о чем мечтаете, идите смело навстречу своей судьбе – и тогда ничто не способно будет вам помешать! http://www.lifeplayer.ru/free_mission/

А вас, мужчины, - чтобы ваша любимая рядом с вами всегда чувствовала себя настоящей принцессой!

Многие девочки в детстве мечтали встретить своего Сказочного Принца и жить в сказке. Принц обязательно был бы добрый, красивый, богатый и с Белым Конём. Он бы ворвался в её жизнь и увёз в далекое Королевство, где нет надоедливых родителей, ненавистных учителей и противной домашки.

Но годы идут, девочки вырастают, встречаются с реальным миром и живыми людьми. Вещи, казавшиеся мечтой в 13 лет, становятся странными в 20. И не нужна уже сказка, когда ты сама решаешь, как и с кем проводить своё время. И только Золушка - умница и красавица - остаётся дома один на один с тяжелой работой, ведь её Принц за ней так и не приехал.

Комплекс Золушки - это состояние, когда женщина в зрелом возрасте продолжает жить детскими мечтами о сказочной жизни и отказывается принимать реальность. Этот термин был впервые введён Колетт Даулинг в её книге «Комплекс Золушки» в 1990 году. Даулинг определила комплекс Золушки как «страх независимости».

По её мнению, в основе комплекса Золушки лежит подсознательное желание женщины передать ответственность за свою жизнь и благополучие в чужие руки. Золушки не живут настоящим, для них лучшая жизнь - где-то там, далеко, поджидает их, и совсем от них не зависит.

Однажды Высшие Силы (Бог, Крёстная фея, Вселенная и др.) увидят их старания и устроят им Спасительное Сказочное Чудо. Чудом может быть что угодно, но девочки, растущие в традиционных семьях, чаще всего видят своё избавление в Прекрасном Принце с непременным набором уже известных им качеств.

«Комплекс Золушки - это целая система отношений и страхов, которые удерживают женщин в тени и мешают им реализовать в полной мере свой ум и творческие способности, - пишет Даулинг. - Подобно Золушке современные женщины все еще ждут, что появится мужчина и изменит их жизнь».

Чем опасен комплекс Золушки?

  • Мечта золушки заведомо неосуществима, но Золушка будет ждать её исполнения, даже понимая это.
  • Всё, что не соответствует мечте - даже несбыточной - недостойно Золушки, а потому безжалостно вычеркивается из её жизни. Это касается даже близких людей и партнёров, ведь они никогда не сравнятся с «избранным» из её фантазий.
  • Золушка не видит истинной причины своих неудач и одиночества. В своей сложной жизни золушка винит весь остальной мир.
  • Вера в чудо становится оправданием пассивной жизненной позиции. Золушка будет терпеть всё, что её не устраивает и ждать, когда всё само собой изменится, вместо того, чтобы менять свою жизнь самостоятельно.

Золушка - привыкшая к тяжелой работе и ждущая вознаграждения - остаётся неудовлетворённой жизнью и окружающими её людьми.

Несоответствие мечты и реальной жизни плохо сказывается на психическом благополучии золушки и приводит к неврозам, депрессии и разного рода зависимостям (от еды, алкоголя, даже наркотиков).

Как формируется комплекс Золушки?

Комплекс Золушки формируется у девочек, которым с детства внушают, что всё хорошее в жизни нужно заслужить: упорным трудом, покорностью, лишениями и терпением. Детские психологи настоятельно не рекомендуют родителям прибегать к таким манипуляциям.

Ребенок, который воспитывается в таких условиях, выполняет требования не из личных побуждений, а из страха потерять любовь родителей. Такие дети вырастают с уверенностью в том, что любить их можно только за их дела, что совсем не способствует формированию самодостаточности.

В традиционном патриархальном обществе комплексу Золушки подвержены большинство женщин, ведь в самой основе их воспитания лежит посыл «будь терпеливой и жди своего Принца». Большую роль в формировании у женщины комплекса золушки играет и популярная культура: книги, фильмы и сериалы.

История о тихой скромнице-трудяге, которая вдруг встречает Того Самого Единственного и обретает своё счастье, является, пожалуй, одной из самых популярных и часто эксплуатируется масс-медиа. Вот и ждут девочки принцев, строя воздушные замки, пока реальная жизнь проходит мимо.

Что же делать?

Женщины с комплексом Золушки совсем не умеют отличать свои реальные желания и цели от тех, что они придумали для себя в детстве, поэтому им необходимо сформировать причинно-следственную связь между их действиями и достижением мечты. Золушкам стоит научиться принимать себя, поддерживать свою самооценку, распознавать свои настоящие чувства и желания.

« Где же там жертвоприношения, а тем более каннибализм?» — удивитесь вы. Сказка-то о доброй и кроткой девочке, которая ковырялась в золе, пока не пробил ее час. Все дело в том, что сказки братьев Гримм и Шарля Перро — сказки, записанные уже в XVIII—XIX вв. еках, то есть близко к нашему времени.

Первоначальный же, мифологический контекст в более поздних обработках бывает сильно искажен. Мифологические элементы, присутствующие в ранних версиях сказки, забываются, ведь миф далеко не всегда логичен и понятен. Миф куда более архаичный и пугающий, а сказка — попытка его рационализации.

« Золушка» — один из популярнейших« бродячих сюжетов», который имеет свыше тысячи воплощений в фольклоре разных народов мира.

Где мать Золушки? Ее съели!

Одним из важнейших образов в сказке« Золушка» является образ погибшей матери. У читателя не возникает вопроса, отчего могла умереть несчастная женщина. Появление доброй феи-крестной в версии Шарля Перро также не вызывает удивления. И мало кому приходит в голову, как тесно связаны между собой эти два образа.
Итак, в самом начале сказки у Золушки умирает родная мать, а отец, погоревав, находит себе другую жену. Отчего же наступает смерть? В большинстве сказок это не освещается, а приводится как данность, но до сих пор остались сказки, сохранившие в себе самые древние мотивы, которые дают ответ на этот вопрос.
В греческой версии« Девка-на-насесте»(Edmund Martin Geldart, Folk-Lore of Modern Greece: The Tales of the People, Little Saddleslut) мать принимает смерть от рук собственных дочерей:

Однажды три сестры сидели и пряли лен. И сказали они: «Чье веретено упадет на землю, ту мы убьем и съедим». Первым упало веретено их матери, но они не тронули ее, а сели прясть дальше. И вновь упало матушкино веретено, и опять, опять… «Ну что ж! — сказали они. — Теперь-то мы ее съедим». Но Золушка вступается за мать, хотя и безрезультатно: « Нет! — сказала самая младшая из сестер. — Не ешьте ее. Раз уж вам так хочется мяса, съешьте лучше меня». Но сестры отказались; двое из них убили, а затем приготовили мать.

Вот так жестоко расправились дочери над собственной матерью. Золушка же отказывается от трапезы и впоследствии будет за это вознаграждена.
Из текста можно предположить, что мать нарочно роняет веретено, чтобы спасти своих детей. Впоследствии в сказке Little Saddleslut(«Девка-на-насесте») именно мать становится волшебной дарительницей для младшей дочери, над которой насмехались сестры:

Затем самая младшая, которую называли Девка-на-насесте [после смерти матери девушка все время сидела на курином насесте, за что сестры дали ей эту кличку], собрала все материны кости и похоронила их под изгородью. Сорок дней девушка окуривала их ладаном, а затем хотела отнести в другое место. Только она подняла камень, как лучи света ослепили ее. Она нашла там прекрасное одеяние, будто сотканное из неба и звезд, из весны и морских волн. Кроме платья, там лежало множество монет.

Но это не единичный случай. Примеров с упоминанием поедания матери членами ее семьи встречается довольно много. Нередко мотив так называемого эндоканнибализма(поедание родственника) совершается в более мягкой форме, то есть отсутствует прямое упоминание вкушения человеческой плоти. Мать в этих версиях превращается в животное — часто корову — и только после этого съедается.

Нарушение волшебного запрета

В некоторых сказках трансформация матери в животное является следствием нарушения волшебного запрета. Вот что рассказывает нам сербская сказка« Пепелюга»(Woislav M. Petrovitch, Hero Tales and Legends of the Serbians, Pepelyuga):

На высокогорных пастбищах, поблизости от глубоких пропастей, несколько девушек пряли пряжу и присматривали за скотом. Вдруг они заметили странного мужчину с длинной белой бородой до пояса. Он остановился и сказал: «Прекрасные девы, остерегайтесь пропасти. Ведь если кто-нибудь из вас уронит в нее свое веретено, мать той девушки превратится в корову в тот же момент!» Сказав это, старик исчез. Девушки же, озадаченные его словами и обсуждая странное происшествие, подошли к самому краю обрыва… Они с любопытством заглядывали в расщелину, будто надеялись увидеть там что-то необычное. Внезапно веретено выскользнуло из рук самой красивой из них и, ударяясь о камни, улетело в бездну. Когда вечером девушка вернулась домой, худшие ее страхи воплотились в жизнь. Вместо матери она увидела перед дверью корову.

Корова помогает Марре(сербской Золушке), когда ее отец женится на злой и строптивой женщине. Но мачеха не глупа — она велит своей дочери отправиться вслед за Маррой и проследить, как той удается всегда быть сытой. Обман открывается, и сводная сестра доносит матери, что корова подкармливает девушку и помогает выполнять задания мачехи. Злая мачеха приказывает убить корову, но та, предчувствуя смерть, велит Марре не пробовать ее мяса, а кости собрать и похоронить в определенном месте.
Довольно часто мать, обращенная в животное, предвидит свою смерть и не страшится ее.
Еще одним примером наказания за нарушенный запрет может служить сказка« Злая мачеха»(J.Hinton Knowles, Folk-Tales of Kashmir, The Wicked Stepmother) государства Кашмир. В этой сказке в качестве матери Золушки выступает жена брахмана. Уходя из дому, брахман настоятельно просит супругу не есть ничего до его возвращения. В противном случае она превратится в козу. Если же он сам отведает пищи вне дома, то обернется тигром.
Ослушавшись завета мужа, жена пробует пищу в его отсутствие и оборачивается козой. Ее бывший муж женится заново. В этой версии сказки у Золушки есть еще братья и сестры, которых и выручает волшебная коза до того момента, как злая мачеха не вычисляет их помощника. После этого новая жена, прикинувшись больной, велит лекарю сказать, что спасти ее может только козье мясо. Лекарь безропотно выполняет ее повеление. У брахмана в это время не было денег на другую козу, поэтому печальная участь постигает его бывшую жену.

При чем тут жертвоприношение?


Выделяют две основные причины каннибализма как реального явления: вынужденный каннибализм, связанный с тяжелыми бытовыми условиями(голод, засуха и прочие), и каннибализм ритуальный. В контексте данной истории можно с относительной уверенностью отклонить версию поедания родственника в связи с голодом, так как в сказках неоднократно упоминаются тучные стада овец и другие признаки достатка.
Явление эндоканнибализма уходит корнями в глубокую архаику и довольно часто упоминается в мифах и сказках. Если изначально каннибализм был присущ верховным божествам, то по мере распространения запрета он становится особенностью низших мифологических существ: вампиров, оборотней и так далее. Обычно он сурово наказывается.

Так, в большинстве сказок о Золушке, в которых присутствует мотив косвенного или прямого каннибализма, животные, являющиеся духом погибшей матери, запрещают ей пробовать их мясо.

Мстительная Золушка из Вьетнама


Временами сюжет сворачивает в совершенно немыслимые стороны. В одной из вьетнамских версий сказки« Тэм и Кэм»(Tấm Cám) Золушка карает мачеху жесточайшим образом, заставляя ту отведать плоти собственной дочери.
Когда вьетнамская Золушка Тэм уже вышла замуж за принца, ее сводная сестра Кэм спрашивает у нее, как той удается сохранять свою красоту. Тэм отвечает, что она всего лишь принимает ванну с кипятком. Сделав так, как ей посоветовала сестрица, Кэм погибает, сварившись заживо. Тэм разрезает ее тело на части и готовит из мяса еду, а потом отправляет мачехе. Женщина без раздумий принимается за трапезу, но тут ворон садится на крышу ее дома и каркает: «Вкуснятина! Мать ест плоть собственной дочери! Осталось ли еще? Дай и мне кусочек!» И только доев до конца, мачеха обнаруживает череп своей девочки на дне горшка, после чего умирает от шока.

Животные-помощники: от коровы до рыбы

С течением времени мотив каннибализма прошел длинный путь рационализации. Сказка очень долгое время оставалась устным жанром. Передавая из уст в уста знакомый сюжет, рассказчики привносили в историю о Золушке что-то свое, часто опуская или рационализируя то, что было непонятно повествователю. Таким образом, разрыв между матерью Золушки и добрым помощником, возникающем на ее пути, стал увеличиваться.
Во многих версиях сказки образ матери утрачивает свою значимость, но при этом сохраняется образ животного-помощника, появление которого никак не объясняется. В ирландском, шотландском и сербском аналогах« Золушки» в качестве такого животного выступает овца или корова, что в какой-то степени роднит эту сказку с не менее известной нам историей« Крошечка Хаврошечка».

Чаще всего в качестве животного-помощника выступает самка, но встречаются и мужские вариации, далеко ушедшие от идеи матери-спасительницы. И если в малайской народной сказке« Bawang Putih Bawang Merah» рыба еще признается в том, что она и есть мать девушки, то во вьетнамской« Тэм и Кэм» рыба явно символизирует мужскую фигуру — по некоторым версиям, девушке помогает сам Будда.
Рыба появляется в азиатских сказках не случайно: часто она символизирует бога.
Помогают Золушке и другие животные: бык увозит ее прочь от злой мачехи в норвежской сказке« Кэти Деревянный плащ»; красный теленок в шотландской Rashin-Coatie ведет ее через лес. Встречаются и персонажи« нижнего мира»: мышь, жаба и другие.
На следующем этапе рационализации в качестве помощников Золушки выступают птицы или дерево, выросшее на могиле матери. По версии братьев Гримм, Золушка совершала паломничество на место захоронения матери и там поливала землю слезами до тех пор, пока на том самом месте не выросло дерево. Стоило Золушке потрясти его, как с веток падали орехи, в которых для нее были спрятаны волшебные дары. Точно так же поступает Золушка Джозефа Якобса, сажая орешник. К ней прилетает птичка и советует потрясти дерево, чтобы с него упал орех.
В итальянской сказке« Золушка»(Thomas Frederick Crane, Italian Popular Tales, Cinderella) отец привозит младшей дочке маленькую птичку Верделио, которая и наделяет Золушку красотой. Образ птицы повсеместно в мифах различных стран является образом человеческой души. Так, погибшие родственники приходят к живым в виде птиц и помогают в беде или предупреждают о несчастье. Птица — небесный житель, близкий к богам. Именно птицы предупреждают принца об обмане, когда сводные сестры Золушки, желая выйти замуж за королевскую особу, отрезают себе часть ноги, чтобы туфелька пришлась впору.
Почему именно лещина становится защитницей Золушки, тоже понятно. У многих народов лещина(орешник) считалась тесно связанной с загробным миром. В некоторых местах Европы на Святки хозяева рассыпали орехи по полу и по углам, чтобы накормить души умерших. В немецкой сказке Aschenputtel Золушка просит у отца привезти ей первую ветку, которая собьет его шляпу, чтобы она могла посадить ее на могиле матери. Этой веткой оказывается ветка лещины. Помимо связи с загробным миром, орешник также наделяет своего обладателя великой мудростью, у друидов это дерево считалось священным.

Рождение феи


Если образы птиц или деревьев как волшебных помощников уже воплощали дух умершей матери лишь чисто символически, то в дальнейшем этот образ совсем утратил свое первоначальное значение. На данном этапе помощник Золушки — либо существо божественной природы, либо человек, друг.
В известной нам сказке Шарля Перро Золушке помогают не животные и не птицы, а фея-крестная, появившаяся из ниоткуда. В грузинской Золушке, «Маленькой оборванке»(Conkiajgharuna) бедной девушке помогает деви — мистическое существо, одна из ипостасей богини-матери. Она делает это довольно жутким способом:

Однажды, когда Маленькая Оборванка пасла корову, та по случайности забежала на крышу. [Прим. автора: в некоторых местностях Кавказа дома крестьян врыты в землю, так что вполне возможно случайно зайти на крышу]. Девушка последовала за коровой, чтобы вернуть ее обратно на дорогу, но случайно уронила веретено в дом. Заглянув внутрь, она обнаружила там старуху и попросила ее: «Добрая женщина, отдайте мне мое веретено». «Не могу, дитя мое, — отвечала старуха, — зайди-ка и возьми его сама». Эта старая женщина была деви. Когда Оборванка подобрала веретено, хозяйка дома обратилась к ней с просьбой: «Доченька, доченька, подойди ко мне и взгляни на мою голову, я же почти съедена». Девушка подошла ближе и взглянула на голову старухи. Сердце ее ушло в пятки, когда она обнаружила там червей, копошащихся внутри. Но Оборванка собралась с духом и счистила несколько червей, после чего сказала: «На что же тут смотреть? У вас чистая голова!»

Боги помогают не только Оборванке. Богиня Бхагавани пожалела Мугазо, героиню вьетнамской сказки« Золотая туфелька».
Поддерживают Золушку и просто женщины — добрые и не очень. Зезолла, итальянская Золушка из сказки Джамбаттиста Базиле(1575−1632), сговорившись с няней, ломает мачехе шею крышкой сундука. Добрая соседка из грузинской сказки велит своим птицам собрать все просо, что рассыпала мачеха и приказала собрать падчерице.
А в уже упомянутой выше греческой сказке Золушке напрямую помогает Бог. Оказавшись в пустыне, она молится: «Господи, дай мне ямку в земле, чтобы только я могла сунуть туда голову, дабы не слышать, как воют дикие звери». После того, как просьба Золушки была исполнена, она попросила себе нору побольше, такую, в которой поместилась бы по пояс. И лишь в третий раз Золушка взмолилась о хижине, где могла бы жить.

Таким образом, образ матери Золушки, скрытый за слоями многочисленных преобразований и искажений, обретает мистический, сакральный смысл.
Отвергнув поздние, более мягкие версии, где Золушка забывает или прощает злую мачеху и сестер, мы встречаемся с распространенным мотивом, в котором дух погибшей матери жестоко мстит за свои обиды. Мачеха ломает шею, птицы выклевывают ее дочерям глаза, Золушка заставляет мачеху отведать плоти собственного ребенка…
В свете всего вышеизложенного возникает вопрос: кто на самом деле является главным персонажем этой истории? Не является ли Золушка всего-навсего орудием, проводником, при помощи которого дух покойной матери вершит свое, порой кровавое правосудие? Умирая, она не оставляет окончательно мир живых, но незримо присутствует в нем, передавая дочери свою волю и указывая ей путь.

Популярное

Знаем ли мы свои любимые сказки? [Скрытый смысл, зашифрованный сказочниками. Читаем между строк, фрагмент] Коровина Елена Анатольевна

ЗОЛУШКА, или Бал жизни

Бал жизни

О, ВЕЩАЯ МОЯ ПЕЧАЛЬ,

О, ТИХАЯ МОЯ СВОБОДА

И НЕЖИВОГО НЕБОСВОДА

ВСЕГДА СМЕЮЩИЙСЯ ХРУСТАЛЬ!

Осип Мандельштам

Золушка» – воистину любимая сказка всех времен и народов. И не просто сказка – программа будущей жизни под названием «Как выйти замуж за принца». Правда, в нашем народном сознании (согласно социологическому вопросу) оформился тезис с поправкой: «Лежа на печи – выйти замуж за принца». Ну если «лежа на печи» – программа для мужского населения, то «выйти замуж за принца» – уж точно для женского. И вот забавно – во всем мире это считается нормальным. Но у нас социологи завопили в унисон: кошмар, ужас! А что в этом плохого-то?! Наверное, наши аналитики-толкователи до сих пор считают, что место женщины – днем у станка, а вечером на кухне, а еще лучше будет, если она, аки передовица производства, будет без роздыху шпалы класть. Ну никак не выветривается из нашего общественного сознания идеалы социализма – того самого, что был «без человеческого лица». И никто из «умников» не вспоминает, что вообще-то Золушка была далеко не вертихвосткой, а труженицей.

Иначе откуда бы взялось такое количество вариантов? По всему миру рассказывают про Золушку. В разных странах сюжеты обрастают своими подробностями, деталями, именами героев. Между прочим, такие сказки с единым сюжетом, но разными деталями, называют бродячими или миграционными.

А знаете ли вы, что…

Только в Европе встречается более пятисот вариантов сказки о Золушке.

По Индии, Шри-Ланке, по другим странам Востока тоже бродят ее пересказы. Известен, например, китайский вариант, созданный еще в IX веке.

Сказки о Золушке имеют разные названия. Например, в Чехии и Словакии есть сказка «Три орешка», в Испании – «Волшебные платья».

Но во всех народных сказках героиня носит прозвище, говорящее о том, что она много работает по дому, особенно у очага, и всегда выпачкана в золе и пепле. Она -

Золушка – в России,

Cendrillon – во Франции,

Попелюшка или Попелка – в Польше, Чехии, на Украине,

Aschenputtel – в Германии,

Cinderell – в Англии.

Наивный вопрос:

А каким было имя девушки, если Золушка – это только прозвище?

А вот этого не знает никто. Это – главная тайна нашей героини. Но если конкретного имени нет, то любая женщина (практически любых лет) может отождествить себя с ней, ожидая прекрасного принца. Вот как мудро придумано народом!

Внимание!

Существуют и мужские версии сказки, когда «золушкой» становится младший из братьев – эдакий «золушок»

Как правило, он – нелюбимый третий сын в семье, и старшие братья не берут его с собой, когда едут свататься к королевской дочке. То есть это вариант сказки о трех братьях – двух умных, а третьем – дураке. Помните наших Иванов и Емель, сватавшихся к царской дочке? Впрочем, западноевропейский «золушок» ближе не им, а скорее Гансу Чурбану Андерсена. Этот третий брат, отвергнутый старшими, и сам находит способ пробраться во дворец и получить в жены прекрасную принцессу. Обычно его и зовут соответственно. Например, в скандинавских сказках есть Замухрышка Эспен и Эспен Аскеладден. Последнее переводится как «копающийся в золе».

Конечно, самая известная интерпретация «Золушки» – сказка Перро. На Западе она традиционно называется «Синдерелла, или Маленькая хрустальная туфелька», в России – «Золушка, или Хрустальный башмачок». Сам Перро назвал ее «Золушка, или Туфелька, отороченная мехом».

Стоп! Какой еще мех?! Известно же, что туфельки были хрустальными. Интересно, а вы сами пробовали когда-нибудь носить такие туфельки-башмачки? Никогда? Тогда вспомните хотя бы хрустальные вазы – те, что красуются у вас на самой видной полке. Хрусталь тяжел, как и любое стекло, он порежет ноги, к тому же треснет или вообще разобьется при первом же шаге.

Так откуда же взялась хрустальная туфелька?!

Не знаете? А по ошибке – образовалась из опечатки в книге.

Дело было так. В народных сказках туфелька обычно золотая. Впрочем, в некоторых народных сказках Золушка вообще теряет не туфельку, а свое крохотное колечко. Но Перро решил, что туфелька будет эффектней.

Надо сказать, что в его времена никто мехом обувь уже не обшивал, хотя раньше, в средневековой Франции, богачи заказывали себе именно такую обувку – для тепла и красы. Но при дворе Людовика XIV, во времена которого и жил Перро, уже носили совсем иную обувь – из парчи, украшенную бриллиантовыми пряжками, да еще и на высоких каблуках. Так что своей меховой оторочкой Перро мог, во-первых, отнести действие сказки в далекие времена. А во-вторых, подчеркнуть уникальность меховых башмачков во времена Людовика ХIV, а значит, усилить их таинственные, загадочные свойства.

И вот Перро написал в заглавии по-французски viar , то есть мех для оторочки. Но в последующем издании наборщик перепутал буквы и возникла опечатка. Viar превратилось в vеrrе, что значит стекло. Ну а переводчики подумали – стекло несколько простовато и написали «хрусталь». Так и пошла гулять по миру хрустальная туфелька. И все, не удивляясь, восприняли ее как воистину волшебную, сделанную из необычного «чудесного материала».

Есть в «Золушке» Перро и еще одна тайна – появление волшебницы, помогающей Золушке. Дело в том, что в народных сказках действие начинается с того, что умирает мать Золушки. А отец вскоре женится на другой. И тогда бедная Золушка просит умершую мать помочь ей. В разных вариантах это происходит по-разному. Иногда, как у братьев Гримм или в испанских сказках, на дереве, растущем на могиле матери, вырастают платья невиданной красоты. Иногда от матери появляются посланцы (птицы, белочки, добрые духи и пр.), приносящие Золушке дары (например, три орешка, три цветка или листика, в которых скрыты наряды для предстоящего королевского бала).

Перро образ умершей матери вообще изъял. Он же хотел написать праздничную «бальную» волшебную сказку, а тут вдруг разговоры о болезни и даже смерти?! Но кто-то же должен был помочь бедной Золушке? Так появилась фея-волшебница. Перро сделал ее крестной матерью Золушки, ведь в его времена во Франции было принято брать в крестные отцы и матери покровителей, высших по происхождению и положению. Слуги старались заполучить господ в крестные для своих детей, подчиненные звали на крестины начальника. Что ж, без протекции «родного человечка» плохо жить хоть в волшебном, хоть в реальном мире. Ведь волшебный мир – лишь отражение мира реального.

Внимание! Викторина

А кто сумеет объяснить, почему фея создала карету именно из тыквы?

Кто ответит правильно, тот вполне может рассчитывать на то, что жизнь будет полна балов и прочих развлечений.

Ну как – есть предположения? Неужели нет? Тогда порассуждаем вместе.

Во-первых, вспомним, что тыква в Европе изначально не росла. Ее завезли в Европу испанские конкистадоры, вернувшиеся из Америки. И случилось это только в XVI веке. Значит, ко времени написания сказок Перро, в XVII веке, тыква еще не была повсеместно распространена и представлялась народу некоей заморской, таинственной гостьей, то есть загадочным овощем. То есть фея-крестная использовала волшебные свойства тыквы.

Во-вторых, тыква располагалась на грядках весьма вольготно. За это крестьяне и прозвали ее уважительно – Госпожа-Матушка Тыква. К тому же тыква была самым большим овощем. А разве не такой нужен для кареты?

Вот поглядите – в ХХ веке американец Крис Стивенс вырастил тыкву-великаншу весом 821 килограмм и 5 метров в обхвате. Если достать оттуда сочную золотую мякоть да приделать колеса – получится самая настоящая карета, в которой хоть на бал отправляйся, хоть в путешествие!

В-третьих, золотистая тыква, словно развалившийся на грядке вельможа, напоминала вышитую золотом одежду аристократов. Но не только! Кареты той поры тоже обивали золотом. Вот и из золотистой тыквы явно выходила дорогая карета.

В-четвертых, тыква очень прочна. Недаром же, вычерпав ее сочную внутреннюю часть, из кожуры (корки) делают весьма прочные сосуды, подходящие для разных хозяйственных целей. Ну а разве волшебная карета не должна быть прочной?

Ну а в-пятых (это вообще особый случай), тыква помогает от укачивания. Вспомним, Золушка не привычна ездить в каретах, ими пользовалась только знать. К тому же кареты того времени сильно трясли. Так что мужчины вообще предпочитали передвигаться верхом на лошадях, оставляя кареты дамам, которые готовы были претерпевать любые трудности, лишь бы не испортить платье и прическу.

А знаете ли вы, что…

В сказке Перро у принца есть имя собственное – Мирлифлор. Сказочник образовал его из двух французских слов mirer – «стремиться», «домогаться» и fleur – «цветок».

Это имя стало нарицательным. Во времена короля Людовика XIV «мирлифлорами» стали называть особо элегантных молодых людей из высшей знати.

И еще одна «тайна», а вернее, примечательность сказки Перро. Эта сказка не просто литературная, но отражающая черты того придворного мира, в котором жил сказочник.

В абсолютно волшебную сказку Перро вводит реальные современные детали, описывает подробности пышных балов и царившие на них нравы. И все это с юмором и галантностью, свойственной эпохе «короля-солнце». Волшебная сказка становится отзвуком прекрасно известных Перро дворцовых празднеств, с их шумом, блеском и вечными пересудами. Потому-то сказки Перро и принято считать первыми в мире литературными, авторскими сказками. Конечно, Перро использовал сюжеты народных сказок, но он не просто обрабатывал их в пересказах, как делали, например, наш блистательный фольклорист А.Н. Афанасьев или не менее блистательные немецкие собиратели фольклора братья Гримм, – нет! На основе народного сюжета Шарль Перро писал собственную авторскую сказку. Да мы словно слышим голос самого автора, обожавшего читать свои сказки в литературных салонах!

«Воцарилось глубокое молчание, прекратились танцы и замолчали скрипки, – такое внимание привлекла к себе невиданная красота незнакомки. Слышен был только смутный гул восклицаний: «Ах, как прекрасна!» Все дамы пристально рассматривали ее головной убор и ее платье, чтобы завтра же обзавестись подобными нарядами. Если только окажется прекрасная материя и найдутся столь искусные мастера».

То есть это сказка аристократическая. Отсюда и мораль. Это в народных сказках героиня получила принца и счастье потому, что была трудолюбива, усердна и добра к людям. А в аристократической сказке Перро залогом успеха Золушки на балу, а потом и в сердце принца стали аристократические ценности своего времени – хорошие манеры, умение безупречно вести себя в обществе. Героиня явилась на бал в прекрасных нарядах (хороший вкус), прелестно танцевала с принцем (изящество в танцах) и даже своих сестер угостила лимонами и апельсинами, которые дал ей принц (кстати, лакомствами по тем временам самыми дорогими).

Вот какова мораль сказки Перро:

Бесспорно, красота для женщин сущий клад;

Все неустанно хвалят вид пригожий,

Но вещь бесценная – да нет, еще дороже! -

Изящество, сказать иначе – лад.

<…> Красотки, есть дары нарядов всех ценнее;

Но покорять сердца возможно лишь одним -

Изяществом, любезным даром феи:

Ни шагу без него, но хоть на царство с ним.

Сказать честно, дипломат Перро уж слишком «дипломатическим флером» прикрыл здесь свою мораль. Под понятием «изящество» он подразумевает скорее внутреннюю гармонию (лад) человека, его естественность, наконец, человечность поведения и доброту нрава.

Но вот примечательно – народную мудрость о том, что даже самая неказистая, но умная, добрая и трудолюбивая девушка может привлечь внимание принца, доказала сама, история. И это не выдумка, не миф, а реальный факт из биографии сына-наследника короля Людовика XIV – дофина Луи.

Эту реальную историю вы можете прочесть в Приложении к книге. А пока мы не станем прерывать разговор о сказке. Но…

Внимание всем дурнушкам!

Внимание всем толстушкам!

Прочтите и запомните – так БЫВАЕТ!

Знал ли Шарль Перро эту историю? Конечно! Ведь он был не только известным поэтом, критиком, членом Французской академии, но и опытнейшим царедворцем, дипломатом, которому Людовик XIV поручал самые деликатные и заковыристые дела.

Конец ознакомительного фрагмента. Полный текст доступен на www.litres.ru

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги автора

Король жизни Мысль и Слово - средства Искусства. Порок и Добродетель - материал для его творчества. Не приписывайте художнику нездоровых тенденций - ему дозволено изображать все. В сущности, искусство - зеркало, отражающее того, кто в него смотрится, а вовсе не жизнь. Из

Из книги автора

Вода жизни О! Горячая вода - ты вода живая. Когда-то наша планета была молодой планетой огня, потом землю остудила вода и жизнь, потом под зеленым покровом леса у холодных рек появились люди, но где-то в глубине, куда достигают лишь самые глубокие потоки, от тепла

Из книги автора

Искусство жизни Искусство и действительность - два противоположных полюса, границы пространства человеческой деятельности.В пределах этого пространства и развертывается все разнообразие поступков человека. Хотя объективно искусство всегда тем или иным способом

Из книги автора

28. О неправедной жизни А кто живет не по-божески, не по-христиански, страха божия не имеет и отческого предания не хранит, и о церкви божьей не радеет, и святого Писания не требует, и отца духовного не слушает, совету добрых людей и наставлениям не вникает по-божески, чинит

Из книги автора

Длина жизни Пророк Сулейман прожил двенадцать сотен лет. Когда он умер, ангелы его спросили:- Как тебе показалось: долго или мало ты жил на свете? Пророк Сулейман ответил:- Сколько нужно времени, чтобы войти в одну дверь дома, а выйти в другую. Вот столько времени и

Из книги автора

Принцип построения образовательных курсов Школы Жизни. Урок в Школе Жизни Понятия Содержание образования, Образовательный план, Образовательный курс употребляются взамен понятий Содержание обучения, Учебный план, Учебная дисциплина. Этим подчёркивается важность сути

Из книги автора

Учитель Школы Жизни. Советы учителю Школы Жизни Понятия Учитель и Ученик вмещают в себе высочайший духовный смысл, исходящий из того же источника, что и смысл базисных для нас понятий: Школа, Воспитание, Образование, Просвещение, Урок, Жизнь. Учитель и Ученик являются как

Знакомый с детства заманчивый сюжет про падчерицу, которую вся женская половина семьи заставляет работать с утра до ночи, а некогда любящий отец тихо отмалчивается, боясь гнева супруги, продолжает кочевать по просторам литературы, театра и кино. За терпение и усердие Золушку и ее современных клонов непременно ждет награда: однажды появится Прекрасный принц, и ее жизнь изменится навсегда, в чем поможет добрая Фея. И далее, как и положено, они будут жить долго и счастливо.

Но это не так, считает Люция Сулейманова, автор книги «Как попасть во дворец, если ты не Золушка». Сказка столетиями вводила всех девушек мира в заблуждение, что роль Золушки - самая выгодная. И миллионы из них пытались повторить ее судьбу. Все это время Мачеха и ее дочери были незаслуженно отнесены в черный список злых героинь. А Фее была отведена роль исполнительницы чужих желаний и не более того. Да и Принц вовсе не тот избранник, за которым стоит бежать, роняя хрустальные туфли.

Сюжет сказки и роли каждой из ее героинь не так прямолинейны и однозначны. И принц не так прекрасен, как кажется на первый взгляд. «Я, как и многие советские девочки, тоже когда-то верила, что быть Золушкой хорошо. Это убеждение поддерживалось культурой. Только так, набравшись терпения, можно получить приз: любовь, руку и сердце Принца», - говорит психолог. Но почему тогда многие из нас ведут себя как Золушки, но приза и королевского дворца все нет и нет. Обманчив и финал, согласно которому с последней страницы начинается счастливая, долгая и безоблачная жизнь молодоженов.

Почему психолог выбрала эту сказку, ведь есть множество других историй, которые любимы во всем мире и на героинь которых равняются миллионы девочек, девушек и женщин?

«Я много работаю на Западе, эту книгу мне вообще заказали итальянцы, пишу ее на русском, а переводим на французский и английский, - рассказывает автор. - Мы остановились на «Золушке», потому что в ней, как ни в какой другой популярной сказке, собраны все архетипы, которые мы встречаем в жизни и в которых узнаем себя и других. В ней разыграна та стадия, когда люди начинают отношения, и нам интересно, как они могут развиваться дальше».

Сказку пора перечитывать взрослыми глазами опытных людей, отменив стереотипы и привычные трактовки, считает она.

Заблуждение 1: эта сказка об удаче и вечной любви

На самом деле сказка об отношениях на определенном этапе и о браке со всеми его реалиями.

«Со временем я осознала, что мы неверно понимаем сказку о Золушке, а точнее, неэффективно используем ее подсказки, - объясняет Люция Сулейманова. - Что мы думали об этой истории в детстве и продолжаем думать во взрослой жизни? Что там реализуется мечта простой девочки стать принцессой. Ах, вздыхали мы, Золушка такая удачливая! Если быть такой же, тебя все будут любить, а потом стоит только потерпеть и подождать, и в конце непременно будет приз в виде свадьбы с Принцем».

В какой-то степени сказка рассказывает об успехе, ведь каждый герой реализует свою стратегию получения желаемого результата. Но в большей степени в ней показаны женско-мужские отношения на определенной стадии. У семьи Мачехи и Лесничего есть желание выдать кого-то из дочек замуж. И романтические отношения - а именно они показаны в сказке - лишь часть брака, причем малая.

Принц - выросший без матери мальчик со всеми вытекающими

«Жизнь поменялась, и отношение к Золушке как хорошему безропотному исполнителю, который в конце получает большую конфету, перестает быть актуальным. Нам только кажется, что сюжет этой сказки вечен именно в своей неизменности. Нет, времена изменились. Архаичному, в старинном духе описанному типажу Золушки, играющему на базовых потребностях мужчины, в современном мире не выжить. Спасать свою женщину и принимать на себя полную ответственность за ее судьбу современные мужчины уже не хотят. И они не готовы, как в прежние времена, поймав свою «добычу» - красавицу в хрустальной туфельке, - остаться с ней навсегда. Теперь мужчина предпочтет, чтобы женщина, ведущая себя как Золушка, все же могла за себя постоять».

Заблуждение 2: принц - это будущий амбициозный Король, только еще не выросший

На самом деле Принц имеет амбиции, но боится проявлять их во дворце и во власти.

Наш Принц - выросший без матери мальчик со всеми вытекающими: не получивший материнского тепла и ресурса и не сепарировавшийся от нее. Его интересуют прогулки по полям и лесам - это безопасная сфера, где его амбиции могут проявляться, не боясь конкуренции с сильным отцом. От него ждут амбиций, но при всем его наращенном эго он не амбициозен в привычном понимании (корона, жажда власти, многочисленные подданные) - ему не нужно расширять и укреплять государство, подыскивая выгодную партию среди именитых принцесс. Он заложник своего статуса. К тому же он так устал от постоянной охоты на него разных потенциальных невест, что, завидев красивую девушку, не преследующую его, обратил на нее внимание.

Он хотел быть свободным при минимуме ответственности. От него все, начиная с отца и заканчивая подданными, чего-то ждут и требуют. Золушка же ничего не требовала, принимала его таким, каков он есть. И он нисколько не обманывал ее, рассказывая о радужных перспективах их будущего. Просто он как истинный романтик верил в собственную сказку.

Заблуждение 3: Золушка - удачливая яркая девушка

На самом деле Золушка - безынициативная скучная исполнительница, которой через два года Принц изменит. «Истинная Золушка часто формируется в семье, где она - старшая сестра, нянька для младших детей или девочка, рано потерявшая мать и принявшая на себя функции хозяйки, или нелюбимая падчерица, или ребенок эмоционально холодных родителей, изо всех сил старающийся заслужить их одобрение».

Взрослой Золушке по уровню энергетики 6-7 лет. Она хорошая девочка, которая выполняет чужие желания, чтобы угождать и нравиться, в первую очередь отцу. «Иногда они становятся хорошими секретаршами, нередко пожизненно. Часто это молодые жены из категории «принеси-подай», которые красиво сопровождают статусного мужа. Некоторые пребывают в этой роли всю жизнь, удивляясь, почему им каждый раз попадаются не те принцы».

По сути, Золушка так и осталась не выросшим инфантильным ребенком, привычно исполняющим чужие указания и совершенно лишенным собственного опыта. Но какое-то внутреннее чутье подсказало ей единственную верную стратегию: спасаясь бегством, чтобы успеть сохранить временную, не свою маску до последнего удара часов, она пробуждает в Принце инстинкт охотника.

Принц стал бы все чаще посматривать на фрейлин

«Это самая разумная стратегия для нее, и она срабатывает, - считает автор книги. - После свадьбы поначалу они наслаждались друг другом. Она смотрела на него с восхищением. Но время шло, и Принц с некоторой неловкостью стал ощущать скуку все сильнее и сильнее. Милые привычки, словечки и оплошности простушки Золушки уже не забавляли, а раздражали. Ее робость и жалкая улыбка смущали. Она ведет себя как щенок, готовый руки лизать и вилять хвостом! Она такая пассивная, совсем ничего не может без указаний и руководства. А секс… Какой же скучный был с ней секс - поначалу привлекающий своей робостью, но позднее предсказуемый и правильно-безынициативный. И Принц стал все чаще посматривать на фрейлин, которые образованнее и ярче его жены».

Заблуждение 4: роль Золушки принимается раз и навсегда

На самом деле мы в течение жизни примеряем все женские роли из сказки. Реальные отношения в жизни бывают ориентированы на связь (ее называют по-разному: любовь, нежность, близость) и статус. «Если женщине важен статус, то она закроет глаза на отсутствие нежности и теплоты от партнера. И мы видим, что часть героев ориентированы на связь, а часть - на статус. Там, где статус, - всегда амбиции, например, у Мачехи и ее дочек.

Но если рассмотреть сюжет и поведение героев в разрезе отношений, то выясняется: каждый образ - это не отдельный автономный персонаж. Это мы сами, но в конкретных ситуациях и на конкретных этапах жизни и отношений. В разные моменты нужны разные амплуа. Иногда они используются неуместно, и тогда можно услышать: «Ты ведешь себя как ребенок». Это значит, в этот момент в вас не вовремя проснулась Золушка.

Заблуждение 5: хочу быть только Золушкой

Нужно понять, кто вы на сегодняшний момент и насколько ваша текущая роль эффективна - может, пора ее поменять?

«Если застрять в определенной роли, то отношения, а мы помним, что эта сказка именно о них, не будут развиваться и с высокой вероятностью завершатся, оставив после себя разочарование и горечь. Стоит проверить, какую роль на данном этапе вы играете. Что она вам дает, какие ограничения накладывает? Не задержались ли вы в ней? Это не значит, что от роли Золушки нужно однажды и навсегда избавиться, как от ненужного, отслужившего свое балласта. Нет, очень важно сохранить в себе Золушку как магическую составляющую внутреннего ребенка, историю магического мышления, действенную веру в чудо, силу желания и системность».

Золушка - это девочка 6-7 лет, всеми силами оправдывающая ожидания семьи, поэтому она исполнительна. Мачехина дочка - пубертат, когда море по колено и сам Господь Бог не конкурент. Там много самоуверенности и гормонов, иногда отключающих мозг. Порой, желая достичь какой-то цели: карьеры, штампа в паспорте с желанным принцем, мы разучиваем именно эту роль.

Меган Маркл если и была Золушкой, то только до того момента, как вошла во дворец

Мачеха - это «антикризисный менеджер», который для стратегической задачи семейной системы принимает непопулярные решения. Часто, когда в семье нет денег, муж залежался на диване или дети перестали понимать, чего хотят, в женщине «включается» Мачеха.

Фея - женщина, исполняющая чужие желания, потому что не может иначе. Она прирожденный спасатель или Бэтмен в юбке. «Часто женщины совершают ошибку, становясь феями сразу после свадьбы. Ко мне нередко приходят дамы зрелого возраста после развода, которые долгие годы давали ресурс мужу, отцу их детей, поднимали его, полагая, что детям нужен стабильный и успешный отец». Сейчас, когда дети выросли, разлетелись, их мужчина решает начать все с чистого листа с другой женщиной - Золушкой или Мачехиной дочкой. Многие думают, что известные женщины - Наталья Водянова, леди Диана, молодая жена принца Гарри Меган Маркл - и есть современные Золушки. Но они если и были таковыми, то ровно до того момента, как вошли во Дворец. А дальше они сбросили хрустальные башмачки и сменили роль на ту, которая помогла им закрепиться на новой высоте. Чего, увы, сказочная героиня не сделала».

Об эксперте

Клинический психолог, управляющий партнер Центра образовательной кинесиологии, эксперт федеральных телеканалов по вопросам отношений в семье и бизнесе, автор книги «Как попасть во дворец, если ты не Золушка». Ее сайт .