Новый дирижер Большого театра: кто он и что от него ожидать. Дирижеры советской эпохи Главные дирижеры большого театра

Советская эпоха была щедра на таланты. В историю мировой культуры вошли имена блистательных советских пианистов, скрипачей, виолончелистов, певцов и, конечно, дирижеров. В это время сформировалось современное представление о роли дирижера - лидера, организатора, мэтра.

Какими они были, музыкальные лидеры советской эпохи?

Пять портретов из галереи выдающихся дирижеров.

НИКОЛАЙ ГОЛОВАНОВ (1891–1953)

Уже в шесть лет во время прогулки Николай попробовал дирижировать военным оркестром. В 1900 году юный любитель музыки был принят в Синодальное училище. Здесь раскрылись его вокальные, дирижерские и композиторские способности.

Став уже зрелым мастером, Голованов с большой любовью напишет о годах учения: «Синодальное училище дало мне всё - моральные принципы, жизненные устои, умение работать много и систематически, привило священную дисциплину».

После нескольких лет работы регентом Николай поступил в класс композиции Московской консерватории. В 1914 году он окончил ее с малой золотой медалью. На протяжении всей своей жизни Николай Семенович писал духовные песнопения. Он продолжал работу в этом жанре и тогда, когда религия была провозглашена «опиумом народа».

Фрагмент исполнения увертюры Чайковского «1812 год»

В 1915 году Голованов был принят в Большой театр. Все начиналось со скромной должности помощника хормейстера, а в 1948 году он стал главным дирижером. Отношения с прославленным театром не всегда были ровными: Николаю Голованову пришлось пережить много обид и разочарований. Но в истории остались не они, а блистательные интерпретации русской оперной и симфонической классики, яркие премьеры сочинений композиторов-современников и первые радиотрансляции классической музыки в СССР с его участием.

Дирижер Геннадий Рождественский так вспоминает о мастере: «Он не переносил середины. Безразличной середины. И в нюансировке, и во фразировке, и в отношении к делу».

Хотя учеников-дирижеров у Голованова не было, но его интерпретации русской классики становились образцами для молодых музыкантов. Основоположником советской дирижерской школы суждено было стать Александру Гауку.

АЛЕКСАНДР ГАУК (1893–1963)

Александр Гаук учился в Петроградской консерватории. Композицию он изучал в классе Александра Глазунова, дирижирование - в классе Николая Черепнина.

В 1917 году начинается музыкально-театральный период его жизни: он работает в Петроградском театре музыкальной драмы, а затем в Ленинградском театре оперы и балета.

В 1930-е годы в центре интересов Гаука оказывается симфоническая музыка. В течение нескольких лет он руководил симфоническим оркестром Ленинградской филармонии, а в 1936 году возглавил только что созданный Государственный симфонический оркестр СССР. По театру он не скучал, только сожалел, что так и не довелось поставить любимую «Пиковую даму» Чайковского.

А. Онеггер
Пасифик 231

В 1953 году Гаук стал главным дирижером Большого симфонического оркестра Гостелерадио СССР. Эта работа была очень напряженной и интересной. Оркестр играл программы, что называется, в прямом эфире. В 1961-м маэстро был «вежливо» отправлен на пенсию.

Радостью для Гаука была педагогическая деятельность. Евгений Мравинский, Александр Мелик-Пашаев, Евгений Светланов, Николай Рабинович - все они были учениками маэстро.

Евгений Мравинский, сам уже прославленный мастер, напишет своему педагогу в поздравительном письме: «Ты - единственный наш дирижер, несущий традиции настоящей большой культуры».

ЕВГЕНИЙ МРАВИНСКИЙ (1903–1988)

Вся жизнь Мравинского была связана с Петербургом–Ленинградом. Он родился в дворянской семье, но в трудные годы ему приходилось заниматься и «недворянскими» делами. К примеру, работать статистом в Мариинском театре. Важную роль в его судьбе сыграла личность руководителя театра - Эмиля Купера: «Именно он и внедрил в меня тот «гран отравы», который на всю жизнь связал меня с дирижерским искусством».

Ради музыки Мравинский бросил университет и поступил в Петроградскую консерваторию. Сначала студент усердно занимался композицией, а потом увлекся дирижированием. В 1929 году он пришел в класс Гаука и очень быстро освоил основы этого сложного (или «темного», как говорил Римский-Корсаков) дела. По окончании консерватории Мравинский становится дирижером-ассистентом Ленинградского театра оперы и балета.

В 1937 году произошла первая встреча дирижера с музыкой Дмитрия Шостаковича. Мравинскому была доверена премьера его Пятой симфонии.

Шостаковича поначалу даже испугал метод работы дирижера: «О каждом такте, о каждой мысли Мравинский учинял мне подлинный допрос, требуя от меня ответа на все возникавшие у него сомнения. Но уже на пятый день нашей совместной работы я понял, что такой метод является безусловно правильным».

После этой премьеры музыка Шостаковича станет постоянной спутницей жизни маэстро.

В 1938 году Мравинский победил на Первом Всесоюзном конкурсе дирижеров и тут же был назначен руководителем оркестра Ленинградской филармонии. Многие артисты оркестра были значительно старше дирижера, поэтому не стеснялись давать ему «ценные указания». Но пройдет совсем немного времени, на репетициях установится рабочая атмосфера, и этот коллектив станет гордостью отечественной культуры.

Репетиция оркестра Ленинградской филармонии

Не так часто в истории музыки встречаются примеры, когда дирижер работает с одним коллективом в течение нескольких десятилетий. Евгений Мравинский возглавлял оркестр филармонии полвека, его младший коллега Евгений Светланов руководил Госоркестром 35 лет.

Дмитрий Шостакович, Симфония №8

ЕВГЕНИЙ СВЕТЛАНОВ (1928–2002)

Для Светланова Большой театр был родным в особом смысле слова. Его родители - солисты оперной труппы. Будущий маэстро дебютировал на прославленной сцене в нежном возрасте: он сыграл маленького сына Чио-Чио-сан в опере Пуччини «Мадам Баттерфляй».

Почти сразу после окончания консерватории Светланов приходит в Большой театр, осваивает всю театральную классику. В 1963 году он становится главным дирижером театра. Вместе с ним труппа выезжает на гастроли в Милан, в Ла Скала. Светланов выносит на суд требовательной публики «Бориса Годунова», «Князя Игоря», «Садко».

В 1965 году он возглавил Государственный симфонический оркестр СССР (тот самый, который когда-то руководил его педагог Александр Гаук). Вместе с этим коллективом, ставшим в 1972 году академическим, Светланов реализовал масштабный проект - «Антология русской симфонической музыки в грамзаписи». Значение этого труда очень точно определил музыкальный директор «Радио Франс» Рене Геринг, много работавший с дирижером: «Это настоящий подвиг Светланова, еще одно свидетельство его величия».

М.Балакирев, симфония №2, финал

Работая с ГАСО, дирижер не забывает о Большом театре. В 1988 году настоящей сенсацией стала постановка «Золотого петушка» (режиссер - Георгий Ансимов). Светланов пригласил на сверхсложную партию Звездочета «неоперного» певца Александра Градского, что прибавило спектаклю еще больше оригинальности.

Концерт «Шлягеры уходящего века»

Среди самых важных достижений Евгения Светланова - приобщение широкого круга слушателей к музыке выдающегося композитора Николая Мясковского, очень редко исполнявшейся советскими оркестрами.

Возвращение на концертную эстраду малоизвестных сочинений стало одной из ключевых задач и для маэстро Геннадия Рождественского.

ГЕННАДИЙ РОЖДЕСТВЕНСКИЙ (РОД. 1931)

Дирижеры, играющие на инструментах или сочиняющие музыку, - не редкость. А вот дирижеры, способные рассказывать о музыке, встречаются нечасто. Геннадий Рождественский - настоящий уникум: он может увлекательно рассказывать и писать о музыкальных произведениях разных эпох.

Дирижированию Рождественский учился у своего отца - известного дирижера Николая Аносова. Мама, певица Наталья Рождественская, многое сделала для развития художественного вкуса сына. Еще не окончив консерваторию, Геннадий Рождественский был принят в Большой театр. Его дебютом стала «Спящая красавица» Чайковского. В 1961 году Рождественский возглавил Большой симфонический оркестр Центрального телевидения и радиовещания. В это время проявились репертуарные предпочтения дирижера.

Он с огромным интересом осваивал музыку ХХ века, а также знакомил публику с «нешлягерными» сочинениями. Музыковед, доктор искусствоведения Виктор Цуккерман в письме к Рождественскому признавался: «Мне уже давно хотелось высказать глубокое уважение и даже преклонение перед Вашей самоотверженной, может быть, даже подвижнической деятельностью по исполнению либо незаслуженно забытых, либо мало кому известных произведений».

Творческий подход к репертуару определил работу маэстро и с другими оркестрами - известными и не очень, молодежными и «взрослыми».

Все начинающие дирижеры мечтают учиться у профессора Рождественского: вот уже 15 лет он заведует кафедрой оперно-симфонического дирижирования Московской консерватории.

Профессор знает ответ на вопрос «Кто такой дирижер?»: «Это медиум между автором и слушателем. Или, если хотите, некий фильтр, который пропускает через себя поток, излучаемый партитурой, а затем пытается передать это публике».

Фильм «Треугольники жизни»
(с фрагментами выступлений дирижера), в трех частях

Программу ведет Лейла Гиниатулина. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Марина Тимашева.

Лейла Гиниатулина: Большой театр - в Милане. Только что с успехом сыграли "Евгения Онегина" в режиссуре Дмитрия Чернякова. За пультом стоял Александр Ведерников. 18 июля он собирается объявить, что покидает пост главного дирижера Большого театра.

Марина Тимашева: Александр Ведерников рассматривает гастроли в Милане, как "некий итог 8-летней работы в Большом театре", и говорит, что уходит "из-за разногласий с администрацией театра". Директор Анатолий Иксанов информацию об отставке главного дирижера подтверждает и сообщает, что ближайшие пять-семь лет театр будет работать с приглашенными дирижерами: Владимиром Юровским, Василием Синайским, Александром Лазаревым, Теодором Курентзисом и Кириллом Петренко. Вот как комментируют новость музыковеды, музыкальные критики, обозреватели центральных изданий. Екатерина Кретова...

Екатерина Кретова: На мой взгляд, фигура Александра Ведерникова никогда не была адекватной масштабу и уровню того Большого театра, который мы вообще знали. Что касается самой идеи приглашенных дирижеров, то она какая-то компромиссная, и такое впечатление, что она промежуточная.

Марина Тимашева: Профессор Алексей Парин...

Алексей Парин: Уход Ведерникова с поста главного дирижера Большого театра надо воспринимать скорее положительно, потому что все-таки Большой театр - ведущий театр страны, и конечно, на посту главного дирижера должна быть выдающаяся личность музыкантская, каковой все-таки хороший дирижер Александр Ведерников не является. Что касается дирижерской коллегии, дирижеры с именами, каждый из них какое-то определенное даже направление представляет в современном дирижировании, но необходим все-таки если не главный дирижер, то главный капельмейстер, как это раньше называлось, кто будет следить за высокими технологическими качествами этого оркестра.

Марина Тимашева: Уточню, что о дирижерской коллегии пока речь не идет, просто к сотрудничеству приглашено пять дирижеров. Юрий Васильев назвал такую конструкцию "десятиножником".

Юрий Васильев: Это, по-моему, не первый раз, когда большие перемены в Большом театре происходят, когда часть труппы либо вся труппа на гастролях. Что же касается дирижерской коллегии, действительно, нужен какой-то первый среди равных, который будет в итоге отвечать за музыкальную политику всего Большого театра. Все мы знаем огромный выбор дирижеров, которые дирижируют в Мариинке, но мы знаем, что там есть Гергиев. Что касается пути Александра Ведерникова, он очень хороший и работающий оперный дирижер. Большой театр встал на реконструкцию, была построена новая сцена, которую надо было опробовать, на которую надо было переносить старые вещи и, безусловно, делать новые поставки, - во всем этим Ведерников справился.

Марина Тимашева: Передаю слово Наталье Зимяниной.

Наталья Зимянина: Для меня уход Александра Ведерникова - это несомненная утрата, хотя не всеми его работами я была удовлетворена. Но то, что он высокий профессионал, это абсолютно точно. Я совершенно не понимаю, как такое административно обветшалое создание, как Большой театр, сможет существовать без главного дирижера. За оркестром все время кто-то должен следить, это должен быть один человек, знающий хорошо детали оркестровые, знающий хорошо партитуры, прекрасно понимающий, что такое дирижировать оперой и что такое дирижировать балетом. Полная для меня неопределенность в том, как дальше будет существовать Большой театр.

Марина Тимашева: Петр Поспелов, музыковед и композитор, признает заслуги Ведерникова, очень высоко оценивает творческие возможности пятерки приглашенных дирижеров, но не считает, что отставкой Александра Ведерникова можно решить все проблемы Большого театра.

Петр Поспелов: Волны реформ в театре очень недолгие, очень скоро все затихает, и нужно начинать сначала. Ни уход Ведерникова, ни приход новых дирижеров проблем Большого театра не решат, потому что существует раздутая постоянная труппа, никому не нужная, контрактная система так и не введена, так и не работает. Много очень творческих проблем, главным образом связанных с тем, что в театре просто нет художественного руководителя. Им же руководит не музыкант, не художник, хотя и очень профессиональный директор Анатолий Иксанов. И, по-моему, те дирижеры, которые будут работать в Большом театре, они не будут вырабатывать какую-то совместную линию. А управлять театром будет директор, который будет, естественно, внимательно слушать каждого из них. Такая ситуация, на мой взгляд, все-таки не идеальна, потому что тут какая-то должна быть художественная воля во главе.

Дирижер Туган Сохиев, в настоящее время являющийся музыкальным руководителем Национального оркестра Капитолия Тулузы и Немецкого симфонического оркестра Берлина, стал музыкальным руководителем и главным дирижером Большого театра, сообщает РИА "Новости" со ссылкой на заявление гендиректора ГАБТа Владимира Урина.

Василий Синайский, занимавший пост музыкального руководителя и главного дирижера ГАБТа с 2010 года, покинул театр в начале декабря 2013 года по собственному желанию. Премьерные спектакли оперы "Дон Карлос", которыми должен был дирижировать Синайский, представили Роберт Тревиньо и Джакомо Сагрипанти.

"Я говорил, что мы до 1 февраля определимся с нашим новым музыкальным руководителем. Как вы знаете, в начале декабря Василий Серафимович Синайский покинул стены Большого театра, поэтому в середине сезона нужно было определяться. Хочу его (нового музыкального руководителя) представить - Туган Таймуразович Сохиев. Он один из самых востребованных дирижеров на Западе, он возглавляет оркестр Капитолия Тулузы и Немецкий симфонический оркестр Берлина", - сказал Урин.

Гендиректор ГАБТа отметил, что у дирижера очень плотный график, и есть другие контрактные обязательства. "Мы договорились о том, что Туган будет входить постепенно в дела театра, - сказал Урин. - Сейчас он улетает в Филадельфию, его контракты будут выполняться. До конца сезона он будет появляться в Москве. Реально он начнет работать и встанет за пульт в следующем сезоне. В следующем сезоне он осуществит два проекта".

Урин подчеркнул, что новый музыкальный руководитель очень молод, и у него нет опыта работы в таком театре, как Большой. "Но я счел это не самым главным. Валерий Гергиев возглавил Мариинский театр в 33 года", - сказал он.

"Важно было понять, что наши взгляды очень похожи, мы совпадаем с тем, как понимаем Большой театр. Что очень важно, потому что нам вместе принимать решения", - добавил гендиректор.

Сохиев объяснил, почему принял решение возглавить театр, хотя его график очень плотный. "Очень неожиданное было предложение, я долго думал. Самое главное, что меня убедило возглавить этот один из великих театров мира, это серьезная и ответственная задача. Личность нынешнего директора театра, который ясно понимает, как должен театр развиваться. Когда есть команда, с которой можно строить театр, это очень много", - сказал дирижер.

Дирижер сказал, что должен будет сокращать свои западные контракты. "Я сохраню свои отношения с оркестрами, с которыми я работаю. Но год от года я буду все больше входить в работу Большого театра. По возможности, я буду проводить здесь как можно больше времени, потому что это единственный путь наладить работу и наметить дальнейшие пути развития", - пояснил он.

Урин отметил, что после вхождения музрука в работу, они намерены наметить планы оперной труппы на ближайшие три года.

Сохиев отметил, что оперный репертуар ГАБТа должен включать самую разнообразную музыку: "Большому театру не стоит зацикливаться на определенных композиторах, репертуар должен быть очень большой. Такие возможности и такие таланты - я не думаю, что мы должны ограничиваться только русской или только французской оперой".

О своих музыкальных предпочтениях Сохиев сказал: "Я все люблю".

Туган Сохиев родился в 1977 году во Владикавказе (тогда Орджоникидзе). Учился в Санкт-Петербургской государственной консерватории в классе легендарного профессора Ильи Мусина. В 2002 году Сохиев дебютировал в Уэльском национальном оперном театре ("Богема"), а в 2003 году - в нью-йоркской Metropolitan Opera ("Евгений Онегин"). В том же году дирижер впервые выступил с лондонским оркестром "Филармония", концерт стал началом долгосрочного сотрудничества Сохиева с этим коллективом. В 2004 году на фестивале в Экс-ан-Провансе он продирижировал оперой "Любовь к трем апельсинам" Прокофьева. С 2005 года Сохиев активно сотрудничал с Мариинским театром, на сцене которого под его управлением состоялись премьеры опер "Путешествие в Реймс", "Кармен" и "Сказка о царе Салтане".

В 2008 году дирижер стал музыкальным руководителем Национального оркестра Капитолия Тулузы, где до этого на протяжении трех лет был главным приглашенным дирижером. С 2010 года он также возглавляет Немецкий симфонический оркестр Берлина.

В настоящее время дирижер активно гастролирует по всему миру. В сезоне 2012-2013 Сохиев дебютировал с Чикагским симфоническим оркестром и оркестром лейпцигского Гевандхауса, а также продолжил свое сотрудничество с Венским и Роттердамским филармоническими оркестрами. Среди его театральных работ - "Борис Годунов" в Венской государственной опере и балеты Стравинского в Театре Капитолия Тулузы. Народный артист республики Северная Осетия-Алания.

Василий Синайский подал заявление об увольнении, а гендиректор Владимир Урин его подписал.

Василий Синайский, музыкальный руководитель и главный дирижер ГАБТа, уходит из театра. Об отставке Синайского сообщил гендиректор Большого Владимир Урин: по его словам, дирижер подал заявление через отдел кадров, и его просьба была удовлетворена после личной беседы с директором.

«С 3 декабря 2013 года Василий Серафимович Синайский не работает в Большом театре России», - приводит РИА «Новости» слова Урина.

Он отметил, что Синайский уходит из театра в середине сезона, причем премьера одного из его спектаклей - оперы Джузеппе Верди «Дон Карлос», на которой он был дирижером-постановщиком, - намечена на 17 декабря.

Урин заявил, что с Синайским были связаны и другие планы Большого, но заключил, что тот свободный человек и вправе самостоятельно принимать решения.

«Решение довольно неожиданное и точно не самое своевременное», - сказал в беседе с «Газетой.Ru» источник в театре, пожелавший сохранить анонимность. Он предположил, что одной из причин ухода Василия Синайского могли стать непрекращающиеся слухи о том, что ему срочно ищут замену, несмотря на то что до конца контракта осталось более полутора лет.

Новость о том, что Василий Синайский с 3 декабря не будет больше осуществлять музыкальное руководство в Большом театре, была и неожиданной и предсказуемой одновременно.

В музыкальных кругах слухи о том, что продлевать контракт с Василием Синайским в Большом театре не планируют, курсировали с того момента, как в отставку был отправлен гендиректор Большого театра Анатолий Иксанов. Между тем имя Василия Синайского значилось в премьерных афишах театра до конца нынешнего сезона.

Неожиданность состоит в том, что Синайского никто не отставлял: он подал заявление на увольнение сам, причем в самый ответственный момент - в разгар репетиций сложнейшего спектакля - «Дон Карлос» Верди, в котором участвуют не только российские, но и известные западные оперные звезды. Опрошенные «Газетой.Ru» эксперты по музыкальному театру сошлись на том, что премьера «Дон Карлоса» состоится в заявленные сроки и может быть проведена даже без Синайского. Один из экспертов указал, что в этом спектакле вторым дирижером заявлен «блестящий и молодой» американский дирижер Роберт Тревино. «Тревино должен был провести два спектакля, но, думаю, ему не составит труда провести все шесть», - заключил эксперт.

Сложности, отмечают эксперты, могут быть с другой премьерой - намеченной на февраль оперой «Царская невеста». «Это одна из лучших опер в репертуаре Синайского», - заметил эксперт.

В Большом театре уже бывали подобные случаи, когда Мстислав Ростропович покинул дирижерский пульт в разгар репетиций «Войны и мира» (правда, он был приглашенным, а не главным дирижером Большого театра) или, когда Александр Ведерников заявил о своем уходе накануне гастролей театра со спектаклем «Евгений Онегин» в Европе.

Что заставило музрука театра Василия Синайского совершить столь экстравагантный поступок, Большой театр не комментирует. Сам же Синайский сказал: «Мой уход из театра - это результат моих наблюдений, моей работы с господином Уриным в течение четырех месяцев. Это довольно долгий срок. И на каком-то уровне просто становится работать неинтересно и невыносимо».

«На самом деле, хотя отставка Василия Синайского не была анонсированным событием, ситуация эта - вполне ожидаемая. И причин тому - множество. Если во главу угла поставить творческий аспект работы Большого театра, который заключается в том, что Василий Серафимович занимал должность музыкального руководителя, он, даже „почистив“ несколько старых репертуарных спектаклей, по гамбургскому счету, выпустил только одну удачную премьеру - „Кавалер розы“ Рихарда Штрауса. Но и при этом он не стал творческим вождем, не объединил коллектив, не привнес в Большой театр каких-то интригующих, вызывающих, бросающих перчатку музыкальному сообществу, будирующих артистов к самосовершенствованию задач. Он так и не стал руководителем. Поскольку дирижировать - не значит руководить.

К тому же, маэстро не стал также и человеком команды. Понятно, что в любом коллективе есть определенные лагеря, какие-то стороны, кланы. Но он всегда был одиночкой. И человеческих отношений наладить за все время работы в Большом театре так и не захотел или не посчитал нужным.

В начале своей работы Василий Синайский старался что-то делать, безусловно, так как ему льстил сам факт назначения на столь престижную должность. Но в последнее время его старания были не столь осязаемы. По сути, он просто набирал себе огромное количество репертуарных спектаклей; в этом в большей степени усматривается не творчество, а попытка заработать. И за то недолгое время, когда он руководил ГАБТ, он поставил свой личный рекорд: таким количеством опер, как в этот период, он не дирижировал за всю жизнь. Однако оперным дирижером по сути это его не сделало; он так и остался симфоническим дирижером, причем «средней руки», - сказала известный музыкальный критик Мария Бабалова.

А вот мнение Дмитрия Бертмана:»Театр - структура экстремальных отношений, экстремальных репетиций, экстремальных явлений. Потому что в театре всегда возможны накладки. Здесь всегда существует зависимость от всего - от техники, от здоровья, от состояния связок у артиста, от его психики. Это тяжелейший труд. Самое главное, что в этом труде должны быть люди, которые, помимо знаний, книжек, опыта, должны подходить к театральному делу, как к храму. И если возникает что-то, мешающее основному призванию, то это должно уйти на дальний план, а человек должен доделать свое дело. И для меня непонятно, как может дирижер уйти за две недели до премьеры спектакля? Мне кажется, Василий Синайский должен был красиво продирижировать и уйти, раз это решил для себя, до или после постановки, но не в момент репетиции. Он ведь не просто дирижер. В его компетенцию входит полное музыкальное руководство театром: это и оркестр, и репетиции, и составы певцов, и т. д. Кроме того, главный дирижер - это человек, который должен встать за пульт в любой момент, если что-то случится с другим дирижером. Он должен всегда брать удар на себя. Так что эта ситуация - плохой факт для Синайского. Как говорил Станиславский: «Надо любить искусствов себе, а не себя в искусстве». Естественно, в «Доне Карлосе» выйдет второй дирижер и будет дирижировать. Естественно, как бы сложно ни было найти главного дирижера в Большой театр, все равно его найдут, потому что это Большой театр. Но главным дирижером в театре должен быть все-таки дирижер с огромным театральным опытом работы. У Василия Синайского такого опыта практически не было. В любом случае, произошло движение к новому, а новое - это всегда стремление к лучшему».

Экс-глава отдела перспективного планирования Большого театра, продюсер Михаил Фихтенгольц отметил, что «к сожалению, все это было предсказуемо. Кто-то в высших эшелонах власти надеялся, что с приходом нового генерального директора ситуация в Большом театре успокоится. Но она не успокаивается. Я хорошо знаю Василия Серафимовича, и могу сказать, что такой внезапный демарш - в его духе. Он достаточно долго готов терпеть какое-то небрежение по отношению к себе, к своим пожеланиям, но затем внезапно принимает решение. Удачно это для данного момента или нет - это уже другое дело. Момент был выбран неудачно. Одна из причин ухода Синайского состоит в том, что на бумаге у музыкального руководителя в Большом театре - неограниченная власть, а на практике - он фактически являются декоративной фигурой, которая не в состоянии ничего решать. Кадровая политика, традиции, внутренние устои Большого театра не оставляют места для маневра. И в этом смысле Урин ничего не поменял. И так же, как при Анатолии Иксанове было достаточно пренебрежительное отношение к Александру Ведерникову, так и при Урине - такое же отношение к Синайскому. И что бы руководство театра ни говорило о долгосрочных планах с Синайским, это в большей степени слова, потому что на деле, насколько я знаю, совершенно не выясненной оставалась судьба двух постановок, в которых Синайский должен был быть музыкальным руководителем - это „Леди Макбет Мценского уезда“ и „Манон“ Массне. Премьерные спектакли нынешнего сезона - „Летучий голландец“, „Дон Карлос“, „Царская невеста“ - были запланированы для Синайского. В следующем сезоне мы намечали пять премьер, из которых он брал две. Я думаю, его раздражало, что ему никто ничего не может сказать: будут эти постановки или нет? Он любит подробную неторопливую работу, но в структуре репертуарного театра, который представляет собой безостановочный конвейер, такой подход не самый оптимальный. Отмечу, что при Синайском был интересный период в жизни театра. Гораздо более внятный по своей художественной направленности, нежели предыдущая эпоха. Но выяснилось, что Василий Серафимович Синайский и репертуарная система Большого театра в том виде, в котором она существует, это вещи несовместные. Он был бы прекрасным приглашенным дирижером в любом театре, который работает по системе „stagione“, куда бы он приезжал на отдельно взятую постановку, где были бы расписаны репетиции, где он мог бы работать сосредоточенно, плотно, с большой отдачей. Но на тот момент, когда его приглашали в Большой театр, Анатолию Иксанову надо было быстро заполнить брешь. По формальным признакам Синайский идеально подходил для этого - возраст, хорошая репутация на Западе и в России, прекрасная школа. Синайский приехал по моему приглашению на один из симфонических концертов в абонементе театра, затем было короткое турне с „Иолантой“ в концертном исполнении в Варшаве и в Дрездене, затем скоропалительно произошло это приглашение».
Ситуация, между тем, острая. Гендиректор Владимир Урин должен будет в кратчайшие сроки найти преемника Синайскому.

Эксперты затруднились назвать возможного преемника Синайского в качестве музыкального руководителя Большого театра. «Общий список крайне скуден, и ни одна кандидатура идеальной, судя по всему, не будет, - посетовал один из экспертов. - Потенциальные кандидаты делятся на три группы: тех, кто жаждет этого места, но слишком молод и слишком неопытен для него, тех, кто был бы идеален, но никогда не пойдет на постоянную работу работать в театр со столь скверной репутацией, и тех, кто уже был в этой должности».

Кто же может возглавить театр? Быть может, кто-то из двух однофамильцев - Василий или Кирилл Петренко? Они талантливы и очень сегодня востребованы, и их контракты расписаны на многие годы вперед. Или Большому придется выделить изрядные деньги и заключить контракт с кем-то из иностранных дирижеров, понимая, что это будет дирижер не из «первой линии» - как поступают наши футболисты или баскетболисты. Правда, в его присутствии будет плюс. Не зная особенностей российского менталитета, он может избавить коллектив от некоторых хворей: интриг и стукачества, донимающих коллектив в последнее время... Главное тут - не наделать ошибок, как было когда-то с назначением Леонида Десятникова.

Впрочем, Владимир Урин - человек невероятно дальновидный, очень опытный, профессиональный. И исходя из этого можно сделать вывод - что, подписывая заявление Синайского об уходе, он, возможно, уже составил для себя галерею имен из которой и сделает выбор.

Василий Синайский пришел в Большой театр в августе 2010 года, сменив на этом посту композитора Леонида Десятникова. В пресс-службе эту скорую замену (Десятников был музыкальным руководителем театра меньше года) объясняли предыдущими договоренностями: композитор согласился занять вакансию до тех пор, пока не будет найдена подходящая кандидатура. Контракт с Синайским был заключен на пять лет и должен был закончиться в августе 2015 года.

Дирижер Василий Серафимович Синайский родился 20 апреля 1947 года в Коми АССР. До девяти лет Василий Синайский жил на Севере, пока в 1950-е годы семья не вернулась в Ленинград.

В Ленинграде Василий Синайский поступил в консерваторию сразу на два факультета: теоретический и дирижерско-симфонический. Начал дирижировать еще на втором курсе консерватории.

В 1970 году окончил Ленинградскую консерваторию по классу симфонического дирижирования профессора Ильи Мусина, затем продолжил обучение в аспирантуре.

В 1971–1973 годах Василий Синайский работал вторым дирижером симфонического оркестра в Новосибирске.

В 1973 году после победы на Международном конкурсе молодежных оркестров имени Герберта фон Караяна в Западном Берлине Василия Синайского пригласил к себе ассистентом в оркестр Московской филармонии Кирилл Кондрашин.

В последующие годы (1975–1989) Василий Синайский был художественным руководителем и главным дирижером Государственного симфонического оркестра Латвийской ССР. С 1976 года он преподавал в Латвийской консерватории.

В 1989 году Василий Синайский вернулся в Москву. Некоторое время был главным дирижером Государственного Малого симфонического оркестра СССР, работал в Большом театре.

В 1991–1996 гг. Василий Синайский был художественным руководителем и главным дирижером Московского Филармонического оркестра. В это же время он был главным дирижером Национального оркестра Латвии и главным приглашенным дирижером Филармонического оркестра Нидерландов.

В 1995 году он стал главным приглашенным дирижером филармонического оркестра Би-Би-Си. В качестве дирижера оркестра Би-Би-Си постоянно участвует в фестивале «Би-Би-Си Промс», а также выступает в Бриджуотер-холле в Манчестере.

В 2000–2002 годах он был художественным руководителем и главным дирижером Государственного академического симфонического оркестра Российской Федерации бывшего оркестра Евгения Светланова).

Параллельно вел активную концертную деятельность с ведущими западными оркестрами. В 2002 году он был приглашен возглавить Королевский оркестр Concertgebouw на лондонских Променад-концертах и фестивале в Люцерне.

C 2007 года является главным дирижером Симфонического оркестра Мальмё в Швеции.

С сезона 2009/2010 является постоянным приглашенным дирижером Большого театра.

С сентября 2010 года - главный дирижер - музыкальный руководитель Большого театра.

Василий Синайский сотрудничал со многими отечественными и зарубежными оркестрами, среди которых Академический симфонический оркестр Санкт-Петербургской филармонии, Российский национальный оркестр, Роттердамский и Чешский филармонический оркестры, Симфонический оркестр Берлинского радио, лейпцигский Гевандхаус-оркестр, Национальный оркестр Франции, Королевский шотландский национальный оркестр, Оркестр финского радио, Королевский оркестр Концертгебау, Филармонический оркестр Люксембурга, Симфонический оркестр Бирмингема, Лондонский филармонический оркестр. Дирижер выступал с Монреальским и Филадельфийским симфоническими оркестрами, а также с Симфоническими оркестрами Сан-Диего, Сент-Луиса, Детройта, Атланты.

Василий Синайский - лауреат Международного конкурса дирижеров «Фонд Герберта фон Караяна» (Золотая медаль в 1973 году).

В 1981 году он был удостоен почетного звания «Народный артист Латвийской ССР».

С 2002 года - Почетный член Филармонического общества Санкт-Петербурга.

О дальнейшем трудоустройстве Василия Синайского пока ничего не известно. Впрочем, можно утверждать, что он без работы не останется. Как один из возможных вариантов можно рассматривать должность руководителя Государственного академического симфонического оркестра (ГАСО) Петербурга - недавно оттуда был уволен Александр Титов и сейчас идет конкурс на замещение этой должности; Синайский был включен в список претендентов, предложенный музыкальным советом оркестра.

Марк Золотарь (для «Фамильных ценностей»).

На должность музыкального руководителя и главного дирижера Большого театра назначен дирижер Туган . Контракт с ним заключен с 1 февраля 2014 года на четыре года, заявил на пресс-конференции гендиректор Большого Владимир Урин. Он добавил, что в текущем сезоне Сохиев будет появляться в театре изредка, на несколько дней, чтобы познакомиться с труппой и репертуаром.

Основная работа нового дирижера начнется в сезоне 2014-2015 годов, в котором Сохиев должен будет подготовить два проекта.

36-летний Туган Сохиев учился на дирижерском факультете Петербургской государственной консерватории (первые два курса — в классе ), после завершения учебы стал музыкальным руководителем Валлийской национальной оперы. С 2005 года сотрудничает с Национальным оркестром Капитолия Тулузы — за эту работу Сохиев стал кавалером ордена Почетного легиона. С 2010 года также стал главным дирижером Немецкого симфонического оркестра Берлина.

Пост музыкального руководителя Большого освободился в начале декабря 2013 года после увольнения , который не доработал до окончания контракта полтора года. Как признался на пресс-конференции Урин, он вел переговоры с российскими и зарубежными дирижерами и до ухода Синайского, но только после появления вакансии они стали более предметными.

«Назначение Сохиева, скорее всего, означает, что в Большом театре не будет ни революций, ни реставрации старого, а будет вполне четкое движение вперед», — поделился с «Газетой.Ru» один из сотрудников труппы Большого.

Правда, новый музыкальный руководитель, отвечая на вопрос о «режиссерской опере», дал журналистам поймать себя на забавной фразе: «Оперу нужно защищать не только от режиссеров — от любых вредителей». Правда, дальше дирижер дал понять, что считает бессмысленным современный спор между сторонниками «режиссерского» и «дирижерского» подходов к постановке оперных спектаклей. «Слово «режопера» мне не нравится — мне оно кажется ругательным», — добавил Сохиев.

Исключена и «битва амбиций» между и новым дирижером, на возможность которой указывали эксперты после внезапного увольнения Синайского: Сохиев станет реальным музыкальным руководителем театра — будет работать с оркестром, отбирать певцов, работать с партитурами. Урину же останется общее руководство и продюсерская деятельность — у него нет музыкального образования, а в музыкальный театр он пришел из театра драматического.

Контракты Сохиева в Тулузе и Берлине истекают в 2016 году. Урин пообещал не препятствовать их продлению и учитывать занятость дирижера в этих коллективах. «Я не нашел бы ни одного дирижера, который бы бросил все и сел бы в Большом на весь день», — объяснил он.

«Такая занятость — совершенно нормальная ситуация в случае с раскрученным дирижером, а Сохиев таковым является, — рассказал «Газете.Ru» эксперт, знакомый с ситуацией. —

Он собирается увеличивать количество времени, которое он будет проводить в Большом, и без этого ему тоже не обойтись: если репертуарную политику можно определять по электронной почте, то назначать певцов или стоять за пультом дистанционно не получится».

Туган Сохиев, как и писала ранее «Газета.Ru», был одним из наиболее вероятных преемников Синайского — наравне с и . Урин рассказал, что вел переговоры с и . С кандидатами, который отказались от должности в театре, гендиректор договорился о совместных проектах в будущем. Урин добавил, что Сохиев отнесся к такому сотрудничеству с пониманием и сам предложил несколько кандидатур дирижеров, с которыми мог бы сотрудничать театр.

«Буду сокращать свои обязанности за рубежом и стараться проводить как можно больше времени в Большом», — пообещал Сохиев.

Одна из самых очевидных и первостепенных задач нового дирижера — серьезно улучшить качество оперной труппы, работу которой Урин неоднократно критиковал. Это может быть, например, переход на систему «стаджионе», то есть приглашение конкретных певцов под конкретные проекты. Для театра эта система довольно выгодна: спектакль идет много дней подряд, не нужно менять декорации, а ограниченная серия спектаклей может заставить зрителей не откладывать посещение театра в совсем уже долгий ящик.

О необходимости такого перехода говорил прежний директор по перспективному творческому планированию , пытался ее продвинуть и предшественник Урина, прежний гендиректор Анатолий Исканов. Однако внедрить ее помешало трудовое законодательство — штатные должности в труппе неотменяемы, а профсоюз у работников культуры очень влиятельный. Впрочем, компромиссная система «полу-стаджионе», о которой заявил на пресс-конференции Сохиев, уже де-факто работает в Большом театре: новогодний «Щелкунчик» идет десять дней подряд, а другие постановки — сериями по четыре-пять спектаклей.