Значение предлога или в русском языке. Загадки-шарады. Виды производных предлогов

Занятие 26. Предлог

1. Прочитайте историю о том, как предлоги поссорились со всеми словами.

Ссора предлогов со всеми словами

Жили в одном из городов Морфологии предлоги. Они были драчуны, забияки и задиры и всегда старались кого-нибудь задеть или обидеть. Особенно доставалось существительным и местоимениям. Поэтому, когда их ставили рядом с предлогами, бедняги старались отодвинуться подальше, так, что между ними порой умещались целые прилагательные. Предлоги поссорились с обидчивыми словами. Они переехали в другой дом и даже перестали разговаривать с бывшими соседями. Постепенно, благодаря дурной репутации, они отдалились от всех слов – все старались держаться от них на расстоянии.

Так предлоги стали отдельными словами.

Делать нечего. Раз уж случилась такая ссора навек, решили записать в книгу Правил это событие, и появилось правило: предлог – это слово и с другими словами пишется всегда раздельно.

Предлог по происхождению – калька с греческого, буквальный перевод которой значит «перед словом».

Предлогов около 200 слов, однако они занимают 4-е место по частоте употребления в речи (после имени существительного, глагола и местоимения). 36 предлогов входит в общий частотный список, а 9 из них (в, на, с, к, по, за, у, из, о ) включены в 30 самых частотных слов, причем предлог в занимает первое место, а предлог на – второе место в этом списке.

Почему же такая немногочисленная часть речи так часто употребляется в нашей речи? Известный лингвист В.А. Богородицкий назвал предлоги словечками отношений. Действительно, это так: предлоги, как и окончания, участвуют в установлении отношений между словами. Можно взять три слова: книга, стол, лежать . Используя разные падежные формы и предлоги, можно составить несколько предложений:

Книга лежит на столе.

Книга лежит в столе.

Книга лежит под столом.

Книга лежит за столом.

Книга лежит у стола.

Книга лежит перед столом.

Книга лежит между столом и стулом.

Предлоги не только устанавливают отношения между словами, но и уточняют значение предложно-падежных конструкций. Так, предлог в обозначает направление действия внутрь (войти в комнату, положить в ящик ), предлог на – направление на поверхность предмета (положить на стол ), оба предлога обозначают нахождение предмета, только предлог в обозначает внутри (быть в комнате, хранить в коробке ), а предлог на – на поверхности (находиться на земле, висит на стене ).

Интересно распределение предлогов между падежами. Вы помните, что в русском языке 6 падежей, причем именительный падеж употребляется всегда без предлога. Значит, все 200 предлогов необходимо распределить между 5 падежами.

Наибольшее количество предлогов падает на родительный падеж – 115 слов. Объясняется это тем, что предлоги пополняются за счёт существительных, а имя существительное сочетается с другими именем существительным обычно в форме родительного падежа. Остальные предлоги распределяются между тремя падежами равномерно: с творительным падежом употребляется 24 предлога (над, перед, с, за, под и др.), с винительным – 20 (в, на, с, о, про и др.), с дательным – 19 (к, благодаря, согласно, вопреки и др.) и на долю предложного падежа падает всего 7 предлогов (на, в, о (об), при, по, по вопросу о ).

Русские предлоги в основном однопадежны, т.е. каждый предлог употребляется с одним падежом. Так, только с родительным падежом употребляются предлоги без, вдоль, до, от, из, из-за, кроме, у, около и др., только с винительным – про, сквозь, через и др.

Только 6 предлогов употребляются с двумя и 2 предлога с тремя падежами. К двухпадежным предлогам относятся: в, на, требующие после себя винительного и предложного падежей; за, под , употребляющиеся с винительным и творительным падежами; о (об, обо ), сочетающийся с винительным и предложным падежами; между, меж , выступающие с родительным и творительным падежами. К трёхпадежным предлогам относятся с , сочетающийся с родительным, винительным и творительным падежами; по , употребляющийся с дательным, винительным и предложным падежами.

Хорошее знание сочетаемости предлогов с падежами поможет грамотно строить предложения и словосочетания.

2. В Крым или на Кавказ?

Перед началом летних каникул в одном классе как-то сам собой возник разговор о том, кто куда поедет отдыхать.

Мы едем в Крым, – громче всех сказал Толя.

А мы – на Кавказ, – в тон ему произнёс Олег.

А нас бабушка пригласила в деревню. Там есть речка, лес. Будем собирать грибы, ягоды, загорать и купаться, – с восторгом говорила Надя.

Я люблю путешествовать, и мы дома решили поехать на Украину. Посмотрим на большие города и украинские сёла, – решительно сказала Таня.

А я хотела бы поехать на море, – вздохнула Наташа. – Мне папа много рассказывал о Чёрном море, которое на самом деле синее-синее. Он служил на Чёрном море.

Ребята так оживлённо беседовали, что не заметили подошедшего к ним старшеклассника Диму, увлекавшегося русским языком.

Он прервал их:

Хотите я задам вам вопрос по русскому языку?

Ну, задавай, – не очень доброжелательно сказал Коля. Ему ещё не удалось сообщить друзьям, как он собирается провести лето (а планы были замечательные!). Но отказаться от вопроса тоже было неудобно: у него была пятёрка по русскому языку.

Дима, получив согласие ребят, начал:

Вот вы говорили, что куда-нибудь поедете отдыхать: в Крым, на Кавказ, на Украину, в деревню, на море. Не обратили ли вы внимания на то, что при одних словах употребляется предлог в, а при других – на?

Чтобы убедить ребят в справедливости своих слов, он ещё привёл примеры: жить на Украине, но в Молдавии; прибыть на станцию, на вокзал, но в школу, в университет; работать на заводе, на фабрике, но в мастерской, в цехе; идти в театр, в кино, но на концерт, на гулянье.

Можно ли узнать, когда употребляется предлог на, а когда – в?

Ребята молчали, и все смотрели на Колю.

Так привыкли говорить, вот и говорят, – смущаясь, ответил Коля.

А ты прав, – подтвердил Дима. – Все эти сочетания закреплены традицией, как говорят учёные, а традицию нельзя нарушать. Фактически эти сочетания мы заучиваем в детстве и потом уже употребляем их всю жизнь. Но есть и правило, которым можно пользоваться. Предлоги в и на имеют антонимические предлоги из и с, поэтому если мы говорим на почту, на участок, на Дальний Восток, то нужно сказать с почты, с участка, с Дальнего Востока, а если говорим в Москву, в Белоруссию, в учреждение, то нужно сказать из Москвы, из Белоруссии, из учреждения.

Теперь понятна ошибка, которую допускают многие люди, когда говорят «приехал с Москвы, пришёл со школы», – нашёлся Коля. – Если мы говорим поехал в Москву, пошёл в школу, то противоположным предлогом в должен быть из: приехал из Москвы, пришёл из школы.

Замечательное правило! – воскликнула Надя.

Все ребята с уважением смотрели на Диму. Как хорошо он знает русский язык!

3. Вставьте подходящие по смыслу предлоги.

Лето – время лесных малышей. ________ гнёзд вылетают птенцы. Медвежата послушно следуют _______ матерью. Лисята играют ________ норе. Бельчонок совершает свой первый прыжок ________ сосны. _______ сумерках выходят ________ охоту ежата.

4. Шарады.

Первый – предлог, за ним – другой.

Вот первый слог перед тобой…

Второй же очень нужен мне:

Он над диваном на стене

Не для одной красы висит –

В нём лампа яркая горит.

Сложить два слога можно.

Но… будьте осторожны.

_____________________________

Я храню сокровищ много,

Но меня легко извлечь.

Ты прибавь меня к предлогу –

Превращусь я тут же в речь.

_____________________________

Крик птицы – первый слог.

Второй – известный всем предлог,

А третий – бурная волна.

Теперь шарада всем ясна.

_____________________________

Жилище – первый слог,

Затем идёт предлог,

А в целом я огромна

И называюсь…

_____________________________

Мой первый слог – предлог,

А во втором мы проживём все лето,

А целое от нас и вас

Давно уж ждёт ответа.

_____________________________

Предлог и стройматериал

Морской выдерживают вал.

_____________________________

5. Грамматическая викторина.

    До какого предлога надо дойти, чтобы получить определённое количество лекарства на один прием?

    Название какого очень распространённого дерева состоит из четырёх предлогов?

_________________________________________________________________________

    Из каких двух предлогов можно составить название домашнего животного? А из трёх?

_________________________________________________________________________

    Из каких четырёх предлогов можно составить название принадлежности велосипеда, без которой не следует отправляться в дальнюю поездку?

_________________________________________________________________________

    В каком падеже личное местоимение мы состоит из двух предлогов?

_________________________________________________________________________

    Какой предлог является нотой?

_________________________________________________________________________

    Какие предлоги похожи на деепричастия?

_________________________________________________________________________

    Какие предлоги читаются одинаково туда и обратно?

_________________________________________________________________________

    В конце какого предлога стоит сотня?

_________________________________________________________________________

    В конце какого предлога стоит вывод, результат чего-нибудь?

_________________________________________________________________________

    К какому предлогу надо добавить название ноты, чтобы получилось две ноты, часть чего-нибудь или участь, судьба?

_________________________________________________________________________

    За какой лес надо зайти, чтобы получить ограду?

_________________________________________________________________________

    От какой единицы площади надо отойти, чтобы получить большой гурт овец?

_________________________________________________________________________

    От чего надо оторваться, чтобы получить тематически определённую часть книги или часть учреждения?

_________________________________________________________________________

В русском языке есть много орфографических правил. Большинство из них вызывает трудности при написании не только у школьников и иностранцев, которые изучают русский язык, но и у взрослых людей. Одно из таких правил - это правописание предлогов. В основном проблема в том, чтобы правильно найти их. С простыми непроизводными предлогами более или менее все ясно, и большинство не испытывает трудностей в их поиске. Но в русском языке есть еще одна группа слов, которые в зависимости от контекста могут относиться к разным частям речи. Это производные предлоги, которые произошли от наречий, существительных или деепричастий. Именно они так сложны в написании, что многие люди испытывают большие трудности, встречаясь с ними в тексте.

Характеристика производных предлогов

Все предлоги в русском языке - это служебные части речи, не имеющие своего собственного значения и морфологических признаков. Они служат связующим звеном между словами в предложении и используются для построения грамматически правильной и грамотной конструкции. Производные предлоги в русском языке появились относительно недавно. Они произошли из знаменательных частей речи вследствие утраты ими собственных морфологических признаков и значения. Из-за этого написание их часто стало отличаться от исходных слов, и это вызывает трудности в правописании. В речи они употребляются довольно часто, поэтому каждый грамотный человек должен уметь находить их и правильно писать.

Особенности этой части речи

1. Производные предлоги могут быть простыми, состоящими из одного слова, например, "вблизи", "вокруг", "благодаря", "навстречу" и другие. Но многие из них состоят из двух слов, сохраняя форму, которую имели в роли знаменательной части речи. Обычно это сочетание непроизводного предлога с существительным, настолько слившегося с ним по значению и грамматически, что часто воспринимается как одно слово. Например: "с помощью", "за неимением", "не считая", "за счет", "по мере" и другие.

2. Правописание таких предлогов нужно запоминать, потому что чаще всего оно не регулируется никакими правилами. В сложных случаях нужно сверяться с орфографическим словарем. Наибольшую трудность вызывает написание предлогов "в течение", "в продолжение", "вследствие", "впоследствии".

3. Чтобы определить, что в предложении употреблен именно производный предлог, а не самостоятельная часть речи, нужно заменить его другим предлогом или союзом. Например, "вследствие" - "из-за", "насчет" - "о", "навстречу" - "к", "вроде" - "как".

4. Существует небольшая группа производных предлогов, которые сложно отличить от самостоятельных частей речи, от которых они произошли. Это вызывает трудности в их написании. В этом случае разобраться можно только по смыслу в контексте. Это слова: "насчет", "вследствие", "благодаря", "несмотря на" и другие.

Виды производных предлогов

Все рассматриваемые предлоги делятся на три группы в зависимости от того, от какой части речи они произошли.

1. Наречные, то есть образованные от наречий производные предлоги сохранили их значение. В основном они обозначают время и место нахождения предмета в пространстве. Например, "около дома", "после уроков", "внутри коробки" и другие.

2. Отыменные предлоги так называются, потому что образованы от имени существительного. Они могут обозначать пространственные отношения, временные, причинные или объектные. Это довольно обширная группа предлогов, и именно они чаще всего вызывают трудности правописания, например: "в связи", "по мере", "насчет", "вроде", "по прибытии" и другие.

3. Отглагольные предлоги произошли из деепричастий, которые утратили свое значение добавочного действия. Они тесно связаны с существительными и обычно употребляются только с каким-то одним падежом. Например: "благодаря (чему?)", "вопреки (чему?)", "несмотря на (что?)".

Какие значения они имеют

Каждый производный предлог в сочетании с существительными придает ему определенное значение. Чаще всего они употребляются с каким-то одним падежом, но к ним можно задавать и обстоятельственные вопросы. Самые распространенные значения производных предлогов:

Они обозначают определенный промежуток времени: "в течение", "по окончании", "в завершение", "после" и другие;

Причинные отношения определяют предлоги: "благодаря", "вопреки", "в силу", "вследствие";

Они могут обозначать местоположение предмета: "возле", "около", "напротив", "впереди" и другие.

Как научиться правильно писать предлоги

Правописание самостоятельных слов регулируется правилами орфографии. Большинство людей выучило их во время обучения в школе и не испытывает трудностей в правописании. А производные предлоги не поддаются никаким правилам. Написание их нужно запоминать. Но в сложных случаях можно свериться с орфографическим словарем. Трудность же вызывает чаще всего неумение людей отличить предложения с предлогами от конструкций с самостоятельными частями речи. Если научиться находить эти слова в тексте, то ошибок будет меньше. Ведь большинство людей все-таки знает основные правила правописания.

Способы поиска предлогов в тексте

1. Нужно попробовать заменить слово другим предлогом. Каждый производный предлог имеет похожий из разряда непроизводных, например, "ввиду - из-за", "насчет - о", "навстречу - к", "вслед - за" и другие. Знаменательные же части речи заменяются только синонимами: "на счет - на книжку", "на встречу - на свидание".

2. Задайте к слову вопрос. Если в предложении предлог, то, скорее всего, он будет входить в вопрос, а ответом будет существительное: "живу напротив школы - (напротив чего?)" или же "(где?) - напротив школы". А слово в роли самостоятельной части речи само отвечает на вопрос: "этот дом напротив - (где?) - напротив".

3. Производный предлог нельзя выкинуть из предложения без потери смысла и разрушения грамматической конструкции: "идти впереди колонны - идти (?) колонны". Если же вы уберете знаменательную часть речи, то смысл хоть и обеднится, но предложение не потеряет своей цельности: "он шел впереди - он шел".

4. Различить их можно также по смыслу. Например, "в течение дня" - это предлог, обозначающий временной промежуток, а "в течении реки" - существительное, которое обозначает поток воды.

Какие производные предлоги пишутся слитно

Среди слов этой части речи есть много таких, которые уже давно употребляются в русском языке. Некоторые предлоги настолько слились с существительными по смыслу, что их правописание почти ни у кого не вызывает трудностей. Например, "вблизи", "наподобие", "ввиду", "вместо", "вроде", "внутри" и другие. Но есть и такие слова, которые пишутся слитно только в том случае, когда они употребляются в роли предлогов. И вот тут надо уметь отличать их от знаменательных частей речи. Например, "вследствие дождя" - предлог, можно заменить его словом "из-за", а "в следствии по делу" - это существительное: "(в чем?) - в следствии". Еще примеры часто употребляемых предлогов и их различие с омонимичными частями речи: "навстречу друг другу" - "на встречу с друзьями", "насчет ремонта" - "на счет в банке". Нужно запомнить также, что "не" в предлогах, образованных от деепричастий, пишется слитно: "несмотря на преклонный возраст (несмотря на что?)" - это предлог, но сравните: "он шел, не смотря (не глядя) по сторонам".

Составные производные предлоги

Трудности вызывает также правописание предлогов, которые состоят из двух слов. Но связаны они не с раздельным написанием этих слов, а чаще всего с буквой на конце предлога. Ее нужно запоминать, так как в основном она совсем не такая, как у существительных, от которых произошли эти слова:

Пишется буква "и" на конце у предлогов "по истечении", "по прибытии", "по окончании", "в связи", "в соответствии", "в сравнении", "на протяжении";

Нужно запомнить написание предлогов с буквой "е" на конце: "в течение", "в продолжение", "в заключение", "в отличие", "в завершение", "в ознаменование", "по приезде", "по прилете";

Есть и группа предлогов, которые почти не вызывают трудностей: "в силу", "по мере", "в связи" и некоторые другие.

Чтобы речь человека была грамотной, нужно как можно больше употреблять производных предлогов. Они обогащают язык, позволяют более точно выразить свою мысль и использовать грамматически правильные конструкции.

1. В океане я бываю,
Корабли там разбиваю.
Если ж букву приписать,
Стану в воздухе летать.

2. Могучая река меж берегов струится,
Но "и" к реке прибавь –
Вспорхнет над нею птица.

3. Древесному стволу защиту я даю.
Прибавь мне букву "б" –
Тебя я погублю.

4. Без "р" я злак, полезный людям,
А с "и" – цветком душистым буду.

5. С "з" – пахучая, красивая,
С "щ" – зеленая, шумливая.

6. Коль пес ворчит – ты слышишь первое,
Второе же – сродни пчеле,
А целиком мы утром летним
Частенько видим на земле.

7. На берегу я круглый год валяюсь,
Отнимешь мягкий знак –
И вверх я устремляюсь.

8. Мы всех – и взрослых, и детей –
В часы досуга развлекаем,
Но если нам приставить "т" –
Мы их, конечно, напугаем.

9. С "п" – весною у растений,
С "т" – в конце я предложений.

10. Мне недолго измениться:
С "с" – животное, с "р" – птица.

11. Под моей листвою пышной
Можно скрыться в летний зной.
Если "к" сочтете лишним,
Смысл получится иной.
Стану я тогда пушистым,
Волокнистым, шелковистым.
Полотенце, простыня
Могут выйти из меня.

12. Первое – нота, второе – тоже,
А в целом – на горох похоже.

13. Первое – лоб,
Второе – сто лет,
Целое – разумное существо.

14. Первое мы пьем,
Второе – название буквы.
Целое – птица,
Над морем кружится.

15. Первое случается,
Когда что-то ломается.
Второе – в букварях,
А целое – в морях.

16. Какую часть карандаша можно изготовить с помощью крупной хищной птицы и хвойного дерева?

17. Какое вырастет дерево, если на пачку каких-либо предметов положить съедобные белые зерна?

18. Какие вылетают быстрокрылые птички, если на "ногу" моржу надеть прибор, помогающий хорошо видеть?

19. Какое появляется кусачее насекомое, если круглый кусок чего-либо покатится по участку в 100 квадратных метров?

20. Какое животное получается при опускании в блюдо из крупы прибора для измерения глубины?

21. Я – травянистое растение
С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
И превращаюсь я в конфету.

22. Без "м" в лесу мне красоваться,
А с "м" суда меня боятся.

23. С глухим траву она срезает,
Со звонким – листья объедает.

24. Я цвет одинаковый часто имею,
И с "г" зеленею, и с "к" зеленею.
Но с "к" вам со мною рискованно быть,
Могу я до слез довести и убить.

25. Местоимение, предлог,
Меж них – фамилия поэта.
А целое – известный плод,
Что зреет на исходе лета.

26. Первая цифра стоит в середине,
Буква с начала и буква с конца.
А в целом – леса, города и равнины,
К целому по"лны любовью сердца.



27. Предлог и стройматериал
Морской выдерживают вал.

28. Первый – предлог, за ним – другой.
Вот первый слог перед тобой...
Второй же очень нужен мне:
Он над диваном на стене.
Не для одной красы висит –
В нем лампа яркая горит.
Сложить два слога можно,
Но... будьте осторожны.

29. Первый слог метут метлой,
Глазом же зовут второй,
Третий – резать хлеб годится,
А четвертый – лишь частица.
В целом – насекомое,
Очень многоногое.

30. Гласная буква (она же предлог) –
Первый в шараде задуманный слог.
Дальше последует то, что порой
Тройки и двойки влечет за собой.
Что же получится в целом у нас?
...Кто там бежит – под копытами наст,
Звезды с холодного неба глядят,
Легкие нарты, как ветер, летят?

31. "Б" сказала:
– Слушай, "А", побежим искать слова.
Смотрят – бочка.
Буквы бочку
Покатили по песочку.
"Б" вдруг сделалась легка,
Унеслась под облака.

32. Птица над водой летала,
В воду буква "ч" упала.
Птице я помочь хотел,
Подарил ей букву "л".
Птица больше не летает,
Лает и хвостом виляет.

33. Когда я – месяц, легко дыша,
Ты, как и снег, на солнце словно таешь.
Коль вместо "т" в меня поставишь "ш",
То под меня ты бодро зашагаешь.

Ответы

1. Риф – гриф. 2. Волга – иволга. 3. Кора – кобра. 4. Рис – ирис. 5. Роза – роща. 6. Р + оса = роса. 7. Галька – галка. 8. Игры – тигры. 9. Почка – точка. 10. Осел – орел. 11. Клен – лен. 12. Фа + соль = фасоль. 13. Чело + век = человек. 14. Чай + ка = чайка. 15. Треск + а = треска. 16. Гриф + ель = грифель. 17. Кипа + рис = кипарис. 18. Ласт + очки = ласточки. 19. Ком + ар = комар. 20. Каша + лот = кашалот. 21. И"рис – ири"с. 22. Ель – мель. 23. Коса – коза. 24. Луг – лук. 25. Я + блок + о = яблоко. 26. Р + один + а = Родина. 27. У + тес = утес. 28. К + о + бра = кобра. 29. Сор + око + нож + ка = сороконожка. 30. О + лень = олень. 31. Б + а + бочка = бабочка. 32. Чайка – лайка. 33. Март – марш.

Предлог - это служебная часть нашей речи, которая выражает смысловые связи между существительными, числительными и местоимениями и других слов в предложениях или словосочетаниях: пошёл в школу, взобрался на гору, побежал по улице, подошёл к отцу.

Предлоги в русском языке , как и другие служебные части речи, не изменяются и всегда остаются в том виде, в котором они существуют: посередине, напополам, на, с . Также предлоги не являются членами предложения, но при синтаксическом разборе предложения предлоги подчёркиваются вместе с тем членом предложения, к которому относятся: После недолгих колебаний животное подошло ко мне (после колебаний - обстоятельство, ко мне - обстоятельство).

Предлоги, союзы частицы - это служебные (несамостоятельные) части речи. Несмотря на это, они имеют свою классификацию и делятся на определенные виды.

Виды предлогов.

По морфологическим признакам предлоги можно поделить на три вида:

  1. Простые предлоги - предлоги, которые состоят из одного слова, которое имеет одну основу: на, в, по, к, с, изо, над, около, после, до, благодаря и др.
  2. Сложные предлоги - предлоги, которые состоят из одного, но имеют два корня и пишутся через дефис: из-под, из-за, по-над и др.
  3. Составные предлоги - это предлоги, которые состоят из двух или более слов: в течение, в продолжение, в отличие от, несмотря на и др.

По происхождению предлоги бывают:

  • Непроизводные предлоги - это обычные предлоги, которые нельзя связать с образованием от какой-либо части речи: от, на, в, при, к, по, из, за и многие другие. К непроизводным предлогам также относятся сложные предлоги: по-над, из-за, из-под.
  • Производные предлоги - это предлоги, образованные от других частей речи (существительными, глаголами и др.): в течение, в продолжение, несмотря на, ввиду, вроде и др.

Производные предлоги.

Производные предлоги бывают нескольких видов, которые зависят от части речи, с которой связано образование предлога:

  1. Отыменные предлоги - это предлоги, образованные чаще всего от существительных. Образование таких предлогов может происходить с помощью наречий или непосредственно от имени существительного. К отыменным предлогам относятся следующие: в силу, в отличие, в течение, наподобие, ввиду, вследствие, в продолжение, в отличие от и другие. Существительное с предлогом или предлог?
  2. Отглагольные предлоги - это предлоги, которые образованы от деепричастий: несмотря, включая, благодаря, спустя, спустя, невзирая и др. Чем предлоги отличаются от союзов или другой части речи?
  3. Наречные предлоги - это предлоги, которые происходят от наречий: позади, впереди, около, внутри, вблизи, вокруг, кроме, вопреки и т.д.

Предлоги и согласование падежей.

Предлоги могут употребляться как с одной, так и с несколькими формами падежей . При этом, есть предлоги, которые требуют управления в каком-то определенном падеже: согласно - дательный, из-за - родительный, а в - предложный и винительный:

Согласно расписанию, согласно графику; из-за дождя, из-за матери; в Крым, в Крыму.

Разряды предлогов по лексическому признаку.

Предлог может выражать:

  • Временное отношение: прыгать с утра до вечера ;
  • Пространственное отношение: побывать в Питере и на Байкале ;
  • Отношение сравнения и сопоставления: ростом с меня, что-то вроде вспышки ;
  • Отношение сопровождения: взять с собой, приехать с братом ;
  • Отношение причины: зарыдать от горя ;
  • Объектное отношение: забыть про отдых, говорить о свадьбе ;
  • Отношения цели: платье для выхода; еда для праздника ;

И другие разряды.

Как делать морфологический разбор предлога?

План разбора предлога :

1)Часть речи, назначение данной части речи;

2)Вид предлога: простой, составной или сложный;

3)Тип предлога: производный или непроизводный;

4)К какому слову относится;

5)В каком падеже управляется в предложении (словосочетании);

6)Разряд предлога по лексическому признаку.

Пример морфологического разбора предлога.

На крыльце стояли двое: он и с ним.

На (крыльце) - предлог, служит для связи слов в данном предложении, простой, непроизводный, относится к имени существительному «крыльце» , употребляется с предложным падежом, имеет пространственно-объектные отношения с существительным.

С (ним) - предлог, служит для связи слов в предложении, простой, непроизводный, относится к местоимению «ним» , употребляется с творительным падежом, имеет значение сопровождения.

Неделя русского языка и литературы МОУ Томинская СОШ МОУ Томинская СОШ учебный год учебный год Учитель русского языка и литературы Чуйдук Наталья Александровна Учитель русского языка и литературы Чуйдук Наталья Александровна






1-й этап «Разминка» 1.Какое лексическое средство использовано в этом стихотворении: 1.Какое лексическое средство использовано в этом стихотворении: Ты богат, я очень беден, Ты богат, я очень беден, Ты прозаик, я поэт, Ты прозаик, я поэт, Ты румян, как маков цвет, Ты румян, как маков цвет, Я, как смерть, и тощ, и бледен. Я, как смерть, и тощ, и бледен.


1-й этап «Разминка» 2. С с синоним осьминога, а без с в метле нас много. 2. С с синоним осьминога, а без с в метле нас много. 3. Как переводится на русский язык слово апельсин? 3. Как переводится на русский язык слово апельсин? 4. Название какого очень распространенного дерева состоит из четырех предлогов? 4. Название какого очень распространенного дерева состоит из четырех предлогов?


1-й этап «Разминка» 5. В каком падеже личное местоимение мы состоит из двух предлогов? 5. В каком падеже личное местоимение мы состоит из двух предлогов? 6. Продолжив пословицы, определите орфограмму: 6. Продолжив пословицы, определите орфограмму: а) После драки кулаками... а) После драки кулаками... б) Соловья баснями... б) Соловья баснями... в) Шила в мешке... в) Шила в мешке... г) Яйца курицу... г) Яйца курицу...




1-й этап «Разминка» 8. Пословицы шутят: в них закрались ошибки, их надо исправить. 8. Пословицы шутят: в них закрались ошибки, их надо исправить. а)Трус своей лени боится. а)Трус своей лени боится. б)Лучшее врач хорошего. б)Лучшее врач хорошего. в)Голода не бойся, по пояс мойся. в)Голода не бойся, по пояс мойся. г)Мы сами с ушами. г)Мы сами с ушами. 9. Чем отличается поступок от проступка? 9. Чем отличается поступок от проступка?


2-й этап «Дуэль» (из истории слов и выражений) объяснить значение данного выражения. объяснить значение данного выражения. а)Вернуться к своим пенатам. а)Вернуться к своим пенатам. (3 балла) (3 балла) б)Что означает слово вечор и где вы его слышали? (1 балл) б)Что означает слово вечор и где вы его слышали? (1 балл) в)Он в этом деле собаку съел. в)Он в этом деле собаку съел. (2 балла) (2 балла)


3-й этап «Заморочки из бочки» 1. Она бывает длинная, густая, светлая, темная. Бывает острая, блестящая. Бывает песчаная, узкая... Что. это? 1. Она бывает длинная, густая, светлая, темная. Бывает острая, блестящая. Бывает песчаная, узкая... Что. это? 2. Прочитайте предложение двумя разными способами: 2. Прочитайте предложение двумя разными способами: Дети мои милые, зарядите тугие луки и пустите в разные стороны. Дети мои милые, зарядите тугие луки и пустите в разные стороны. 3. Как бы вы расставили знаки препинания в этом предложении, чтобы не было нелепицы: 3. Как бы вы расставили знаки препинания в этом предложении, чтобы не было нелепицы: Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу! Ольга сидела на скамейке, которая находилась в сквере и ждала подругу!


3-й этап «Заморочки из бочки» 4.Составьте из слогов поговорку о весенних месяцах: 4.Составьте из слогов поговорку о весенних месяцах: Март ап гро рель зой май во тра дой вой. Март ап гро рель зой май во тра дой вой. 5.Тайны словаря. В некоторых словарях с целью экономии места повторяющееся основное слово или корень обозначается значком «~» тильдой. Какой корень заменен тильдой в данных словах: 5.Тайны словаря. В некоторых словарях с целью экономии места повторяющееся основное слово или корень обозначается значком «~» тильдой. Какой корень заменен тильдой в данных словах: -ливый человек, -ственные возгласы, -ливый человек, -ственные возгласы, -ствовать хорошее начинание, -ствовать хорошее начинание, передавать кому-либо ~? передавать кому-либо ~?


4-й этап «Шарады» 1. Мой первый слог - число с нулями, у всех людей последних два, а вместе догадайтесь сами всем городам она глава. 1. Мой первый слог - число с нулями, у всех людей последних два, а вместе догадайтесь сами всем городам она глава. 2. Я травянистое растение с цветком сиреневого цвета, но переставьте ударение - и превращаюсь я в конфету. 2. Я травянистое растение с цветком сиреневого цвета, но переставьте ударение - и превращаюсь я в конфету. 3.Мы - для пильщиков подставка, мы - для кучера сиденье. 3.Мы - для пильщиков подставка, мы - для кучера сиденье. Но попробуй-ка поставь-ка нам другое Но попробуй-ка поставь-ка нам другое ударенье, ударенье, Осторожней будешь с нами: забодаем мы Осторожней будешь с нами: забодаем мы рогами рогами


4-й этап «Шарады» 4. Начало - голос птицы, конец - на дне пруда. А целое в музее найдете без труда. 4. Начало - голос птицы, конец - на дне пруда. А целое в музее найдете без труда. 5. Мой первый слог провал, банкротство, второй синоним к невелик, 5. Мой первый слог провал, банкротство, второй синоним к невелик, а все с мукой имеет сходство, а все с мукой имеет сходство, на кухне он лежать привык. на кухне он лежать привык. 6. С глухим шипящим кругл, как мячик, со звонким как огонь горячий. 6. С глухим шипящим кругл, как мячик, со звонким как огонь горячий.


4-й этап «Шарады» 7. Я цвет одинаковый часто имею. И с г зеленею, и с к зеленею. 7. Я цвет одинаковый часто имею. И с г зеленею, и с к зеленею. Но с к вам со мною рискованно быть. Но с к вам со мною рискованно быть. Могу я до слез довести и убить: Могу я до слез довести и убить: 8.С м приятен, золотист, очень сладок и душист. 8.С м приятен, золотист, очень сладок и душист. С буквой л зимой бывает, а весною исчезает. С буквой л зимой бывает, а весною исчезает. 9.Числительное + гласный = ансамбль в музыке прекрасный. 9.Числительное + гласный = ансамбль в музыке прекрасный.


4-й этап «Шарады» 10.Первая цифра стоит в середине, буква с начала и буква с конца. 10.Первая цифра стоит в середине, буква с начала и буква с конца. А в целом леса, города и равнины, А в целом леса, города и равнины, к целому полны любовью сердца. к целому полны любовью сердца. 11.Крик птицы - это первый слог. Второй известный всем предлог. А третий - бурная волна. Теперь шарада всем ясна. 11.Крик птицы - это первый слог. Второй известный всем предлог. А третий - бурная волна. Теперь шарада всем ясна.


4-й этап «Шарады» 12. Предлог и стройматериал морской выдерживает вал. 12. Предлог и стройматериал морской выдерживает вал. 13. Мой первый слог предлог, 13. Мой первый слог предлог, а во втором мы проживем все лето, а во втором мы проживем все лето, А целое от нас и вас А целое от нас и вас давно уж ждет ответа. давно уж ждет ответа.


4-й этап «Шарады» 14.Союз, предлог и падежная форма 14.Союз, предлог и падежная форма личного местоимения личного местоимения Дают вкусный плод Дают вкусный плод южноамериканского растения. южноамериканского растения. 15.Суффикс и окончание ищи в слове терпеливый, 15.Суффикс и окончание ищи в слове терпеливый, приставку в слове выписать, приставку в слове выписать, корень в слове препод­носить. корень в слове препод­носить.


Ответы. 1-й этап. 1. Антонимы 1. Антонимы 2. Спрут прут 2. Спрут прут 3. Китайское яблоко 3. Китайское яблоко 4. С-о-с-на 4. С-о-с-на 5. В родительном: на -с 5. В родительном: на -с 6. Орфограмма не с глаголами, а)...не машут; б)...не кормят; в)...не утаишь; г)...«е учат. 6. Орфограмма не с глаголами, а)...не машут; б)...не кормят; в)...не утаишь; г)...«е учат. 7. Вылезай, езжу, ляжет, нагибаться, хотим. 7. Вылезай, езжу, ляжет, нагибаться, хотим. 8.а) не лени, а тени; б) не врач, а враг; 8.а) не лени, а тени; б) не врач, а враг; в) не голода, а холода; г) не с ушами, а с усами. в) не голода, а холода; г) не с ушами, а с усами. 9.Поступок - совершенное кем-либо действие, проступок провинность, т.е. такой поступок или поведение, которые нарушают принятые нормы. 9.Поступок - совершенное кем-либо действие, проступок провинность, т.е. такой поступок или поведение, которые нарушают принятые нормы.


Ответы. 2-й этап. а)Буквально вновь прийти к домашнему очагу; пенаты у древних римлян божества, охраняющие семью и домашний очаг. Переносно «вернуться после долгих странствий домой, к родным местам, на родину». а)Буквально вновь прийти к домашнему очагу; пенаты у древних римлян божества, охраняющие семью и домашний очаг. Переносно «вернуться после долгих странствий домой, к родным местам, на родину». б)Вечор вчера вечером, у Пушкина в стихотворении «Зимнее утро». б)Вечор вчера вечером, у Пушкина в стихотворении «Зимнее утро». в)Приобрел большой опыт, основательные знания в чем-либо, мастер на что-либо. в)Приобрел большой опыт, основательные знания в чем-либо, мастер на что-либо.


Ответы. 3-й этап. 1. Коса 1. Коса 2. ЗарядИте и пустИте или зарЯдите и пУстите 2. ЗарядИте и пустИте или зарЯдите и пУстите 3. Поставить запятую перед союзом и. 3. Поставить запятую перед союзом и. 4. Март водой, апрель травой, май - грозой. 4. Март водой, апрель травой, май - грозой. 5. Привет. 5. Привет.