Я не знаю, кем быть, когда вырасту. Если не знаешь, кем быть

Изображение: proprof.ru

В этой статье я описываю сценарий проведения сеанса профориентации в феноменологическом ключе, который лежит в основе гештальт-подхода. Как и многие другие техники, он родился спонтанно и потом помогал мне не раз. Он может быть полезен как для работы консультанта, так и в качестве инструмента . Если вы хотите сами для себя ответить на вопрос "Кем мне быть?", вы можете проделать описанные действия самостоятельно устно или на бумаге или найти человека, которому вы доверяете, показать ему эту статью и попросить его помочь.

Для общности мы будем исходить из того, что вы являетесь консультантом, и к вам пришел растерянный клиент, который заявляет, что не знает, кем он хочет дальше работать.

Сценарий состоит из четырех этапов.

Этап 1 . Целью этого этапа является выяснить, какие виды деятельности в принципе способны доставить человеку удовольствие и воодушевление. Ведь новая работа должна приносить радость, а иначе - какой смысл обращаться к консультанту? Для этого задаем человеку вопрос: "Вспомните, чем вы вообще занимались в течение последнего месяца?" и внимательно слушаем, что он скажет. Очень вероятно, что вы быстро получите ответ: "Да ничем" или "Ну, всякой ерундой" или что-то подобное. Это не должно вас останавливать. На этом этапе требуется большое внимание и настойчивость. Главное - не позволять клиенту забегать вперед и делать преждевременные выводы и оценки: "Ну, это... это ж не годится в качестве работы". Цель сейчас в другом. Нужно расспрашивать человека о подробностях его повседневной деятельности, пусть даже самой обычной, и выяснять, что в ней вызывало наибольший интерес и подъем энергии.

Например, человек говорит, что целыми днями смотрел телевизор. Нужно выяснить, какие именно программы смотрел, что предпочитает? Какие моменты были наиболее интересны и почему? Был ли опыт, подобный тому, что он увидел в телепрограмме, или желание его получить. В итоге нужно выделить какую-то деятельность, которая хотя бы потенциально вызывает интерес и способна принести радость. Например, в случае с телевизором "Смотреть передачи о животных", в случае с компьютерными играми - "Играть в стратегические игры, где нужно строить виртуальные города" и т.д. Да, и таких видов деятельности нужно найти не менее пяти.

Этап 2 . Для каждого из найденных на предыдущем этапе видов деятельности нужно провести следующий мысленный эксперимент. Даёте клиенту такую инструкцию: "Представьте, что вы завтра весь день занимаетесь <этим видом деятельности>. Расскажите подробно в настоящем времени, как это будет происходить и в какой последовательности". И вот, например, клиент начинает рассказывать: "Я встал утром в 8 часов, пожарил себе яичницу и сел смотреть канал про животных. В программе показывают морских львов. Мне нравится смотреть на то, как они двигаются в воде. Я вижу, как они ловко плавают и ловят рыбу. Мне жалко, что присутствие человека в среде их обитания ухудшает жизнь морских животных...". Здесь нужно внимательно следить за проявлениями (феноменами) клиента, сопровождающими рассказ. Возможно, вам откроются интересные детали. Например, вы увидите, что клиент рассказывая, проявляет скуку или неприязнь, и тогда нужно проверить, действительно ли ему нравится то, как он проводит свой вымышленный день. Или, наоборот, вы обнаружите воодушевление клиента, когда он упоминает какие-то второстепенные детали, сопровождающие рассказ о том, что он делает. Возможно, это приведет к тому, что на данном этапе какие-то виды деятельности отсеются или изменятся.

После завершения рассказа нужно задать такой вопрос: "Назовите, пожалуйста, буквально несколькими словами, что именно вы делаете, когда выполняете все то, что прозвучало? Какое в этом ваше намерение? Что вы этим приносите миру?" Фраза должна быть краткой, и содержать квинтэссенцию описываемой деятельности. Например, "изучаю природу Севера", либо "сохраняю редких животных", или даже, например: "обучаю детей", если окажется, что клиент каждый раз после просмотра пересказывает содержание передачи своему маленькому сыну и его приятелю. Получилось? Поздравляю, вы только что произвели так называемую феноменологическую редукцию и выделили из рассказа смысловое ядро описываемой деятельности, глубинную интенцию человека, тесно связанную с его уникальной системой ценностей. Назовём её "намерение". Для каждого из пяти видов деятельности нужно найти своё намерение.

Этап 3 . Этот этап требует от клиента креативности и кругозора. Перед клиентом нужно поставить задачу: "Для каждого из полученных намерений подберите три профессии, которые, по вашему мнению, их реализуют". Важно поддерживайте клиента в нестандартных идеях, ибо здесь и начинается самый креатив. Например, "изучать природу Севера" может и ученый-теоретик в кабинете института, и зоолог в экспедиции на исследовательском судне, и оператор системы спутникового наблюдения Земли. Если человек не очень представляет, какие вообще бывают профессии, и затрудняется, вы можете ему помочь, предлагая свои варианты: "Мне кажется, <это намерение> могут реализовать люди <такой-то профессии>. Как вы думаете, так ли это?"

Для каждого намерения нужно найти не менее трёх профессий. В результате у вас должен получиться список из 15 профессий, которые в той или иной степени соответствуют системе ценностей вашего клиента, а значит - несут для него наибольший смысл на данном жизненном этапе. Не этого ли мы хотели добиться?

Этап 4 . Этот этап можно выполнить вместе, либо клиент может проделать его самостоятельно. Вернее, даже не так. Он вряд ли сможет его не проделать:). Получив список из 15 профессий, он наверняка начнет идентифицироваться с ними, "примерять" на себя и сортировать по степени соответствия своей личности. Можете помочь ему в этом, попросив выбрать из списка то, что ему нравится в наибольшей степени, обсудить перспективы и возможные трудности на пути к новой профессии, как их видит клиент. В любом случае, дальнейшая работа с клиентом перейдет из области "Что делать?" в более практическую область "Как этого достичь?".

Все примеры в этом сценарии вымышленные, все совпадения являются исключительно моими проекциями:). Цифры пять и три (пять видов деятельности и три профессии на одно намерение) кажутся мне оптимальными, но их можно менять в ту или иную сторону в зависимости от того, как движется процесс. //

Бывает), зубным врачом, бизнесменом - наверняка, где-то в детстве живут ваши затаённые мечты. Да, в детстве вы ещё ничего не знали о жизни и имели мало представления о тех профессиях, о которых мечтали. Но кто знает, может быть, именно там зарыты ваши нереализованные таланты. Вспомните, в кого вы любили играть в детстве, кем любили притворяться. Да-да, даже "агент разведки" и "исследователь Арктики" может оказаться детской мечтой, реализованной в настоящем.

Если поезд ещё не ушёл, если вы молоды и энергичны, если ещё учитесь или на первых курсах , попробуйте себя в разных сферах. Время для этого всегда можно найти. Пока ты молод, ты можешь изучить подноготную жизни ресторанов, оформившись , или больших магазинов, записавшись в продавцы-консультанты. Можно подрабатывать экскурсоводом, сотрудником музея, можно при желании найти место , поликлинике. Конечно, платить вам будут мало, но приобретённый опыт бесценен. Впоследствии вам будет гораздо легче решить, хотите ли вы работать здесь или там.

Следующий шаг, который позволит вам понять, на ту ли стезю вы встали, - производственная практика в вузе. К тому времени вы уже получите определённые знания и определённое представление о той профессии, которую вы получите, выпустившись из университета. С другой стороны, если вы вдруг поймёте, что это не для вас, что вы зачем-то учитесь на истории, когда вам охота строить атомные подводные лодки, у вас ещё есть время свернуть в другую сторону.

Если вы уже взрослый, состоявшийся человек, а то дело, которым вы занимаетесь, не приносит ни денег, ни удовольствия, у вас всё-таки есть возможность попробовать себя в другой сфере. Существует множество кадрвых агентств, которые могут отправить вас на работу за . Там вы сможете познакомиться с другими видами деятельности, которыми вы, может быть, никогда не занимались. После этого выберете новую работу - или научитесь больше ценить и любить ту специальность, на обучение которой когда-то потратили свои свои годы и по которой вы работаете сейчас.

Когда выбираете дело себе по душе, прислушивайтесь к голосу сердца. Голос сердца подскажет вам, чем именно вы хотите заниматься и что вы вообще ждёте от работы. Если вам нужно дело, которое будет приносить удовольствие и неважно, сколько за него заплатят денег, то ищите именно такую работу. Если для вас главное - заработная плата и возможность карьерного роста и именно это, а вовсе не дело само по себе, будет приносить вам удовольствие, - тогда ищите "золотую жилу". Только не заболейте золотой лихорадкой!

Совет 2: Как контролировать выполнение обязанностей сотрудниками

Даже самых добросовестных и грамотных исполнителей необходимо контролировать. Но коллектив, который составляют неопытные и не желающие работать люди, и тот, в котором собраны профессионалы, для которых работа – удовольствие, контролировать необходимо по-разному.

Инструкция

Самый усиленный контроль над тем, как сотрудники выполняют свои обязанности, вам потребуется в том случае, если они совсем не мотивированы на работу и не хотят ее исполнять. В этом случае вам нужно будет всякий раз очень подробно рассказывать каждому, что он должен сделать и говорить, каким образом он должен добиться результата. После этого просите повторить все, что вы сказали, чтобы убедиться, что вас правильно поняли и знают, как решать поставленную задачу.

В этом случае, чтобы подстраховаться и вовремя скорректировать работу, устраивайте проверку с определенной периодичностью или по завершении очередного этапа. Наказание должно следовать за срывом сроков исполнения или неправильным выполнением поручения. В обратном случае не забывайте поощрить сотрудника, лучше материально.

Когда под вашим руководством находятся малоопытные, но стремящиеся хорошо работать специалисты, то им тоже надо подробно объяснять само задания и методы его исполнения, инструктировать их и направлять. Но это будет продолжаться недолго и уже через некоторое время такой жесткий контроль может не потребоваться.

Если вы уверены, что сотрудник, выслушав и поняв ваше задание, справиться с его выполнением самостоятельно, то контролировать его работу можно по результату, полученному им. В этом случае существует риск в последний момент обнаружить, что задание не выполнено, но вы же лучше знаете своих подчиненных и будете доверять тому, кому можно.

Контролировать выполнение обязанностей сотрудниками высокой квалификации нужно на стадии принятия спорных решений. Такая команда работает на самоконтроле и вам необходимо только выслушать предлагаемые ими пути решения задачи и утвердить их. Контроль, как таковой, даже может обидеть таких людей и снизить их мотивацию на работу. Суперпрофессионалам контроль совсем не нужен – вы можете вмешиваться только тогда, когда вас об этом попросят.

Здравствуйте.Мне 16 лет.Я учусь в 11 классе. Моя проблема в том, что я ничего не хочу.Совсем.У меня нет увлечений, мне ничего не нравится.А следовательно, я не знаю на кого пойти учиться.Раньше, выбирая профессию, я искала самый лучший вариант в плане зарплаты(чем выше зарплата, тем больше меня манила эта специальность). Сначала я хотела быть врачом, но потом поняла, что не люблю работать с людьми, и почему-то возненавидела эту профессию, потом я захотела стать юристом, но все равно сомневалась.И несмотря на это, я решила сдавать ЕГЭ по истории и обществознанию.Но я опять передумала, так как меня пугает эта работа(мне рассказывали, что после проигранного дела одного юриста зарезали вместе с семьей.Да, да, я еще и труслива).В конце 10-го класса я зачем-то выбрала еще профильную математику(вообще я надеялась пойти на программиста, но там мне ничего не светит).Перенеся во время летних каникул тяжёлую депрессию(я до сих пор в ней, если честно) я поняла, что меня ничего не привлекает, стала бояться людей. Хоть я и хочу любить свою работу и работать не с горем пополам Я НЕ ЗНАЮ НА КОГО ПОЙТИ УЧИТЬСЯ. Даже если я пойду куда-нибудь, я боюсь, что потом не буду работать по специальности.Все мои одноклассники уже определились,они ходят счастливые.А у меня нет цели в жизни. Я не знаю что делать после школы.Эта мысль меня угнетает.У меня нет никаких талантов, природа меня даже внешностью обделила.Я очень нервная и депрессивная, а также с низкой самооценкой. И к тому же, всю жизнь без друзей.Я не хочу сидеть на шее у родителей.Однако замуж выходить я тоже не хочу.Я не знаю как жить, кем стать.Я не знаю чего хочу.Попытки суицида были, да.Но во время депрессии.Меня в последнее время ничего не радует.Мать говорит мне, что это все из-за того, что я ленива(и ведь не поспоришь)Хотя учусь я хорошо, и поручения, которые мне дают я выполняю вовремя.Хочется просто лечь и не проснуться.Спасибо за внимание.
Поддержите сайт:

Ашура, возраст: 16 / 05.09.2017

Отклики:

Не парься это временно, и сомнения, и нежелание, все это пройдет, может к концу года ты лучше всех будешь видеть кем хочешь стать.

Серж, возраст: 35 / 05.09.2017

Привет!
у меня есть подруга которая живет в Германии, у неё есть ребёнок, и когда Ее кто то просил, куда пойдёт твой ребёнок учится после школы, она с недоумением посмотрела и сказала: - как куда? Я без понятия! Пускай прогуляет после школы, попробует себя в разных вариациях, поездит, посмотрит на людей и тогда в осознанном возрасте уже точно сама решит! Это правда) в Европе немного по-другому смотрят на образование да и на жизнь в целом! Чтоб знать чего ты хочешь, надо попробовать, посмотреть, лучше всего куда то съездить, общаться, узнавать, читать! Сейчас много информации, много интересных и забытых ремёсел) я Архитекор, сейчас в декрете, но люблю эту профессию, думаю над керамикой, может стоит Ее изучить, а может и нет, мне 27 и я до сих пор не знаю кем буду когда вырасту)
И не обязатель быть верным одной профессии всю жизнь, можно всю жизнь что то пробовать и учится новому!
А вдруг ты решишь, то делать все чтоб твоя мечта стала реальностью, а не просто Мечтать, и тогда точно все сбудется! Мы всегда получаем то, чего хотим! Главное захотеть)

Алена, возраст: 27 / 06.09.2017

Здравствуйте. Что же страшного в том, чтоб работать не по специальности. К счастью, в нашей стране это возможно, наличие любого высшего образования открывает двери к разным сферам, ну конечно, если это не что-то узко-профильное, такое как медицина. Поэтому не унывайте! Тем более учитесь хорошо, это здорово. Успехов!

Ирина, возраст: 29 / 06.09.2017

Привет, вот прочитала и подумала, что это я могла такое написать в 10-11 классе)). Очень похоже на меня меня. В итоге пошла получать экономическое образование - так как, казалось, что особых наклоностей и талантов это не требует. Если вкратце, то просто после института поработала в нескольких местах и стала лучше понимать что мне больше подходит (оказалось, что вносить информацию в программы, работать с документами). Короче без работы не осталась, нашла себе применение. Попробуй все-таки потихоньку какие-то еще курсы - хоть маникюр делать, хоть делопроизводства для секретарей, хоть язык какой-нибуть, хоть подработку какую-нибудь найди - просто быстрее начнешь понимать, к чему ты более склонна + дополнительные навыки никогда не будут лишними + познакомишься с новыми людьми - кто-то, наверняка, станет твоим другом. Не комплексуй, начинай потихоньку шевелиться. Ты обязательно начнешь лучше себя понимать, лучше общаться с другими людьми и приобретешь друзей.

Елена, возраст: 34 / 07.09.2017

Если ты находишься в депрессии, то нет радости, да и вообще скупость эмоций, некая заторможенность мешают просто существовать. В таком состоянии невозможно адекватно определить или хотя бы найти таланты, возможности. Вряд ли твой мозг думает на обычный лад. Поэтому советую обратиться к психотерапевту, возможно потребуются антидепрессанты. С другой стороны, я допускаю, что родители не воспринимают твое состояние всерьез, так что тут стоит основательно поговорить с ними.
Искренне желаю успехов!

Судзурин, возраст: 20 / 09.09.2017

Привет!Очень тебе сочувствую.Понимаю,как тяжело,когда не можешь выбрать будущую профессию.Но ты только не отчаивайся.Ведь профессий очень много и возможностей у тебя тоже достаточно.Критерий зарплаты необходим,но он не должен быть главенствующим.Если тебе так тяжело выбрать профессию,выбери что-нибудь нейтральное,что не будет потом тебя раздражать всю жизнь...И ещё ты можешь выбрать себе профессию в соответствии с ближайшими институтами.Попробуй ещё раз хорошо взвесить все плюсы и минусы учебных заведений,которые находятся поблизости.И не огорчайся так.Я тоже очень долго не знала на кого пойду учиться дальше.Твои одноклассники всё это очень рано решили и ещё могут передумать...А ты пока подумай обстоятельно и обязательно придёшь к решению)Если боишься,что не сможешь работать по специальности,ищи такую,которая однозначно востребована)У тебя есть таланты,потому что людей без талантов не бывает.И из-за внешности не огорчайся,думаю,в твоей внешности всё равно есть какая-то изюминка) почитай здесь)И на маму не обижайся,она всё равно тебя любит)
Советую тебе попробовать обратиться к Богу)Господь тебя очень любит и никогда не оставит)Бог может вытащить из любой депрессии,правда)Обращайся к Нему за помощью почаще и увидишь,как твоя жизнь изменится к лучшему)Я желаю тебе обретения смысла жизни,побольше терпения и сил,хороших отношений в семье,успехов в учёбе,крепкого здоровья,всегда хорошего настроения,счастья,побольше любви,радости и мира в жизни и всего самого наилучшего!Держись,Бог тебе поможет!Ангела тебе Хранителя!

Анастасия, возраст: 19 / 11.09.2017


Предыдущая просьба Следующая просьба
Вернуться в начало раздела



Последние просьбы о помощи
18.02.2019
Меня снова бросили. Думаю свести счеты с жизнью.
18.02.2019
В последнее время стал часто думать о суициде... Мне сделали операцию и я не выхожу с дома, отвык от социума, боюсь не сдать ЕГЭ.
18.02.2019
Хочу кончить себя. Не для кого жить.
Читать другие просьбы

Прелесть и проклятие нашей жизни состоит в том, что целесообразность бытия - как индивидуального, так и глобального - иллюзорна.

Когда человек рассуждает о предназначении, задается вопросом "зачем? для чего?", он предполагает существование причины-цели. При этом целеполагание всегда предписывается сознательному субъекту и связано со свободой воли и выбора.

Вопрос "зачем мне покупать шоколадку?" подразумевает, что субъект (Я) может проанализировать свои потребности (хочу сладкого или иду в гости к друзьям и хочу их угостить) и принять сознательное решение, осуществив тем самым свободный выбор. То есть вопрос "зачем?" предполагает альтернативу.

По тому же принципу задаются вопросы "зачем существует мир?", "для чего существует человек?". Предполагается, что некий субъект реализовал свою свободу воли в принятии решения по созданию Вселенной, Земли, жизни. Таким субъектом является Бог. Однако, как известно, Бог - гипотеза ненаучная. Наука же не задается вопросом "зачем?", она спрашивает "почему?", исключая субъекта и ориентируясь на простую связь "причина - следствие".

Почему существует жизнь? Потому что на протяжении миллионов лет эволюционный процесс усложнял химические структуры, что привело к образованию структур биологических. Причина (химическая эволюция) -> следствие (живые организмы).

Современная наука все больше склоняется к детерминизму - объяснению мировых явлений с точки зрения причинно-следственных связей, постепенно проделывая подобный переворот и на уровне человека. Так, нейробиология в значительной мере опровергает свободу воли и выбора, тем самым исключая вопрос "зачем?" даже на уровне наших бытовых решений. Я покупаю шоколадку не зачем, а почему. Это принципиально другой взгляд на события. В таком случае покупку шоколадки определяет не моя свободная воля, а набор причин, детерминирующих мои действия: потребность в глюкозе или желание быть вежливым гостем. В конечном итоге все сводится к тому, что принято называть судьбой. Мир становится корпусом причин и следствий, связанных четкими законами между собой, а потому не имеющих альтернативы. Единственная область, в которой лежит гипотетическая возможность преодоления фатализма, - квантовая физика, но пока что наука ориентируется на парадигму детерминизма.

Теперь обратимся к изначальному вопросу, который с точки зрения науки звучит как "почему человек родился на свет?". Ответ простой и связан с оплодотворением и другими биологическими процессами. Вновь - причина и следствие. За пределами этого любой ответ не имеет научного смысла.

Однако сознание человека не позволяет ему принять полную предопределенность собственного бытия и на этом расслабиться. Мы пытаемся согласовать прошлое, настоящее и будущее в понятную и предсказуемую картину и потому занимаемся интерпретацией действительности. Вопрос "зачем" - это интерпретация причинности. И интерпретировать мы можем любым понравившимся нам способом.

Мы можем интерпретировать причины, которые привели наших родителей к решению завести ребенка. В этом случае мы обратимся к ним с вопросом "зачем?". Если у ваших родителей было намерение воспитать президента, то это намерение вы и можете принять в качестве своего предназначения. Хотя большинство людей заводят детей просто для того, чтобы те были, без конкретики. В таком случае предназначение ребенка и впоследствии взрослого человека в том, чтобы жить, не более того.

Вера в Бога позволяет подойти к вопросу предназначения более торжественно, хотя и не более креативно. Если вы верите в Бога - вам в целом повезло: берете Библию и получаете утешающие ответы на все вопросы бытия.

Если вам не подходит ни первая, ни вторая модель, вы вольны выбирать самостоятельно. Разумеется, детерминистская модель говорит о том, что вы ничего не выберете, ваши убеждения предопределены, а выбор предназначения осуществляется не вами, но законами физики. Однако принятие этого во внимание позволяет чувствовать себя спокойнее, поскольку в такой ситуации неправильный ответ на вопрос о предназначении попросту невозможен. Все, что вы делаете со своей жизнью, - единственно правильный вариант, поскольку он единственно возможный. Так что будьте увереннее и реализовывайте то предназначение, которое можете и которое вам по нраву.

Что значит быть взрослым? Это когда ты сам себя содержишь, когда не советуешься с родителями при принятии решений, когда у тебя есть дети, или когда гуляешь допоздна, живешь один, а, может быть, это когда у тебя есть собака, за которую ты несешь ответственность? Наверное, ничего из перечисленного.

Когда предстоит сделать выбор будущей профессии, кажется, что знаешь, чего хочешь , хотя так не у всех. Изнанки профессии не знаешь, поэтому кажется, что все так здорово, потому что видно только результат. Внешнюю сторону: командировки и яхты, машины и вечеринки. Суть профессионализма, наверное, и есть в том, что как бы трудно человеку ни было, результат выглядит так легко и просто, будто это под силу каждому. В 17 лет вообще часто кажется, что вот сейчас ты уже точно взрослый и знаешь, что делать дальше, но это совсем неправда. Потому что не знаешь примерно вообще ничего.

Ну, вот, сейчас окончу школу, поступлю, и все. Ну, вот, сейчас окончу институт, и все. Ну, вот, окончил институт, и что? Я снова не знаю, кем хочу стать, когда вырасту.

В детстве казалось, что 25 лет – это уже старость , что все дети маминых подруг такие взрослые. Было непонятно, почему их родители так не считают, почему про этих взрослых двадцатипятилетних детей рассказывают какие-то совершенно подростковые истории. А сейчас понятно. Быть взрослым совершенно не хочется, и когда оказывается, что эта грань незаметно стерлась, и ты уже им стал, как на краю обрыва, хватаешься за любой шанс, лишь бы подольше остаться как бы ребенком. Бежишь подальше от квитанций и планирования бюджета на тусовку с друзьями, к маме на пироги или за кофе в другую часть города, когда все дедлайны превращают твою совесть в пепел. В конце концов, идешь в магистратуру. Как говорят во «ВКонтакте»: «Магистратура – это один из способов избежать взрослой жизни».

Среди моих знакомых сверстников (20-30 лет) многие люди не знают, кем хотят быть, хотя у них есть образование и работа. Надо сказать, что не все и после 30 знают, кем хотят быть, просто работать хоть кем-то надо в любом случае. Это, кстати, удобная и забавная отмазка «Когда вырасту я…», а пока просто поболтаюсь. Я получила высшее образование, а что с ним делать пока не совсем понимаю. Мне еще повезло в некотором роде, никем другим мне быть не хотелось с детства. А сейчас получается, что журналистское образование у меня есть, а журналистики в стране нет (почти). Есть вариант не быть занудой и простить себе работу не по профессии, главное – морально настроиться. Гуманитариям, например, в этом смысле еще везет, выбор профессии шире, чем у некоторых узкоспециальных технарей. С журналистским образованием, конечно, можно работать чуть ли не везде. На этом месте возникает аргумент: не все люди работают по специальности, не у всех образование есть вообще, и им это не мешает. Тогда дойдет до того, что непонятен смысл и ценность полученного образования, если где-то без него люди живут лучше.

Так много цифрового вокруг , на раз-два появляются какие-то популярные блогеры, люди, которые «раскрутили» свой бизнес, ну кому тут захочется тухнуть в офисе, не то чтобы на заводе. Если еще лет пять назад кругом были одни юристы и экономисты, то сейчас кругом одни фрилансеры, блогеры и мотиваторы. Так что ни на какую скучную работу ходить не хочется, тем более, если там толком не платят, а чем бы таким заняться, чтобы все сразу – найти непросто. Надо сделать оговорку о том, что работа не обязана доставлять удовольствие и устраивать во всем? Кто хочет, конечно, находит, и работу, и занятие интересное, и где заработать.

Может быть, знать, кем будешь, когда станешь взрослым и не нужно. Не копаться и не требовать от себя строгой определенности. Просто заниматься тем, что нравится сейчас, приносит деньги и пользу себе или окружающим и не отказываться от шансов, которые иногда подбрасывает жизнь?