Война и мир важные моменты 1 тома

основные события романа Война и мир (1 и 2 том)? срочно надо =_= ответ "читай краткое" не учитывается. и получил лучший ответ

Ответ от Dasher_Dasher[новичек]
Том 1.
ЧАСТЬ 1
1.Июль 1805 года. У Анны Шерер, фрейлины, приближенной императрицы Марии Федоровны, больший прием
2.У Ростовых празднуют именины матери и младшей дочери Наташи.
3.Церемонией прощания с графом Безуховым. Граф скончался. Пьер - наследник всего и, сверх того, признан законным сыном и потому графом Безуховым и владельцем самого огромного состояния в России.
4.В Лысые Горы, в имении князя Николая Андреевича Болконского, Приезжает князь Андрей со своей женой и оставляет ее в имении отца.
ЧАСТЬ II
1.Октябрь 1805 года. Русские войска занимают села и города эрцгерцогства Австрийского. В ставке Кутузова неожиданно появляется Мак. Австрийцы разбиты и сдали всю свою армию под Ульмом.
Николай Ростов служит в гусарском Павлодарском полку под командой ротмистра Денисова.
28 октября Кутузов переходит с армией на левый берег Дуная.
Победа воодушевила раздетых, изнуренных солдат.
2.Князь Андрей идет к Кутузову. бой. Отступление.
ЧАСТЬ III
1.Венчание Пьера и Элен.
2.Неудачное сватовство Анатоля и Марьи Балконской
3. Явление французский парламентер Савари с предложением мира и свидания императора Александра с Наполеоном.
4.Поражение четвертая колонны, при которой находился сам Кутузов, на Праценских высотах.
5.Ранение Андрея Балконского.
P.s.
писала только что сама, поэтому если что не так извини)

Ответ от Gfnz gfnz [эксперт]
большое спасибо) очень выручили))


Ответ от Макс Бродов [новичек]
спс нрорм


Ответ от 3 ответа [гуру]

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: основные события романа Война и мир (1 и 2 том)? срочно надо =_= ответ "читай краткое" не учитывается.

Ответ от 3 ответа [гуру]

Первый том романа «Война и мир» описывает события 1805 года. В нем Толстой задает систему координат всего произведения через противопоставление военной и мирной жизни. Первая часть тома включает описания жизни героев в Москве, Петербурге и Лысых Горах. Вторая – военные действия в Австрии и Шенграбенское сражение. Третья часть разделена на «мирные» и, следующие за ними, «военные» главы, завершающиеся центральным и наиболее ярким эпизодом всего тома – битвой под Аустерлицем.

Для ознакомления с ключевыми событиями произведения, рекомендуем прочитать онлайн краткое содержание 1 тома «Война и мир» по частям и главам.

Серым цветом выделены важные цитаты, это поможет понять лучше суть первого тома романа.

Среднее время чтения страницы: 12 минут.

Часть 1

Глава 1

События первой части первого тома «Война и мир» происходят в 1805 году в Петербурге. Фрейлина и приближенная императрицы Марии Федоровны Анна Павловна Шерер, не смотря на свой грипп, принимает у себя гостей. Одним из первых гостей она встречает князя Василия Курагина. Их разговор постепенно от обсуждения ужасающих действий Антихриста-Наполеона и светских сплетен переходит к темам задушевным. Анна Павловна говорит князю, что неплохо бы женить его сына Анатоля – «беспокойного дурака» . Женщина тут же предлагает подходящую кандидатуру – свою родственницу княжну Болконскую, живущую со скупым, но богатым отцом.

Глава 2

К Шерер съезжаются многие видные люди Петербурга: князь Василий Курагин, его дочь, прекрасная Элен, известная как самая обворожительная женщина в Петербурге, его сын Ипполит, жена Князя Болконского – беременная молодая княгиня Лиза, и другие.

Появляется и Пьер Безухов – «массивный, толстый молодой человек со стриженою головой, в очках» с наблюдательным, умным и естественным взглядом. Пьер был незаконным сын графа Безухого, находившегося при смерти в Москве. Юноша недавно вернулся из-за границы и впервые был в обществе.

Глава 3

Анна Павловна внимательно следит за атмосферой вечера, что раскрывает в ней женщину, умеющую держаться в свете, умело «сервируя» редких гостей более частым посетителям как «что-то сверхъестественно утонченное». Автор подробно описывает очарование Элен, подчеркивая белизну ее полных плеч и внешнюю красоту, лишенную кокетства.

Глава 4

В гостиную входит Андрей Болконский – муж княгини Лизы. Анна Павловна тут же спрашивает у него о его намерении отправиться на войну, уточняя, где в это время будет находиться его жена. Андрей ответил, что собирается отправить ее в деревню к отцу.

Болконский рад видеть Пьера, сообщая юноше, что тот может приезжать к ним в гости, когда хочет, не спрашивая заранее об этом.

Князь Василий и Элен собираются уезжать. Пьер не скрывает восхищения проходящей мимо него девушки, поэтому князь просит Анну Павловну научить юношу вести себя в обществе.

Глава 5

На выходе к князю Василию подошла пожилая дама – Друбецкая Анна Михайловна, до этого сидевшая с тетушкой фрейлины. Женщина, пытаясь использовать былой шарм, просит, чтобы мужчина устроил ее сына Бориса в гвардию.

Во время разговора о политике Пьер высказывается о революции, как о великом деле, идя наперекор другим гостям, которые считают действия Наполеона ужасающими. Юноша не смог до конца отстоять свое мнение, но его поддержал Андрей Болконский.

Главы 6-9

Пьер у Болконских. Андрей предлагает не определившемуся в карьере Пьеру попробовать себя в военной службе, но Пьер считает войну против Наполеона, величайшего человека, неразумным делом. Пьер спрашивает, зачем Болконский идет на войну, на что тот отвечает: «Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь - не по мне!» .

В откровенном разговоре, Андрей говорит Пьеру, чтобы тот никогда не женился, пока окончательно не узнает свою будущую жену: «А то пропадет всё, что в тебе есть хорошего и высокого. Всё истратится по мелочам» . Он очень жалеет, что женился, хотя Лиза и прекрасная женщина. Болконский считает, что стремительный взлет Наполеона случился только благодаря тому, что Наполеон не связан женщиной. Пьера поражает сказанное Андреем, ведь князь является для него неким прототипом идеала.

Покинув Андрея, Пьер едет кутить к Курагиным.

Главы 10-13

Москва. Ростовы празднуют именины матери и младшей дочери – двух Наталий. Женщины сплетничают о болезни графа Безухова и поведении его сына Пьера. Юноша ввязался в дурную компанию: последний его кутеж привел к тому, что Пьера выслали из Петербурга в Москву. Женщины гадают, кто станет наследником богатства Безухова: Пьер или прямой наследник графа – князь Василий.

Старый граф Ростов говорит, что Николай, их старший сын, собирается бросить университет и родителей, решив идти с другом воевать. Николай отвечает, что действительно чувствует тягу к военной службе.

Наташа («черноглазая, с большим ртом, некрасивая, но живая девочка, со своими детскими открытыми плечиками»), случайно увидев поцелуй Сони (племянницы графа) и Николая, зовет Бориса (сына Друбецкой) и сама целует его. Борис признается девочке в любви, и они договариваются о свадьбе, когда ей исполнится 16.

Главы 14-15

Вера, увидев воркующих Соню с Николаем и Наташу с Борисом, отчитывает, что дурно бегать за молодым человеком, старается всячески задеть молодых людей. Это всех огорчает, и они уходят, но Вера остается довольна.

Анна Михайловна Друбецкая рассказывает Ростовой, что князь Василий устроил ее сына в гвардию, но у нее нет денег даже на обмундирование для сына. Друбецкая надеется лишь на милость крестного отца Бориса – графа Кирилла Владимировича Безухова и решает сейчас же его навесить. Анна Михайловна просит сына «будь мил, как ты умеешь быть» по отношению к графу, но он считает, что это будет подобно унижению.

Глава 16

Пьер выслан за дебош из Петербурга – он с Курагиным и Долоховым, взяв медведя, поехали к актрисам, а когда появился квартальный, чтобы их успокоить, юноша участвовал в связывании квартального с медведем. Пьер несколько дней как живет в доме у отца, в Москве, до конца не понимая, зачем он там находится и насколько тяжело состояние Безухова. Все три княжны (племянницы Безухова) не рады приезду Пьера. Прибывший вскоре к графу князь Василий предупреждает Пьера, что если он будет себя вести здесь так же дурно, как и в Петербурге, то кончит очень плохо.

Собираясь передать приглашение от Ростовых на именины, Борис заходит к Пьеру и застает того за детским занятием: юноша со шпагой представляет себя Наполеоном. Пьер не сразу узнает Бориса, по ошибке принимая его за сына Ростовых. Во время разговора Борис уверяет его, что не претендует (хотя и является крестником старого Безухова) на богатство графа и даже готов отказаться от возможного наследства. Пьер считает Бориса удивительным человеком и надеется, что они познакомятся ближе.

Глава 17

Ростова, огорченная проблемами подруги, попросила у мужа 500 рублей и, когда Анна Михайловна вернулась, отдает ей деньги.

Главы 18-20

Праздник у Ростовых. Пока ожидают крестную Наташи – Марью Дмитриевну Ахросимову – резкую и прямолинейную женщину, в кабинете Ростова двоюродный брат графини Шиншин и эгоистичный гвардейский офицер Берг спорят о преимущества и выгоде службы в кавалерии перед пехотой. Шиншин подшучивает над Бергом.

Пьер приехал перед самым обедом, чувствует себя неловко, садится посередине гостиной, мешая гостям ходить, от стеснения не может вести беседу, постоянно словно кого-то высматривая в толпе. В это время все оценивают, как такой увалень мог участвовать в затее с медведем, о которой судачили сплетники.

За обедом мужчины говорили о войне с Наполеоном и о манифесте которым эту войну объявили. Полковник утверждает, что только благодаря войне можно сохранить безопасность империи, Шиншин не согласен, тогда полковник обращается за поддержкой к Николаю Ростову. Юноша соглашается с мнением, что «русские должны умирать или побеждать» , но понимает всю неловкость своей реплики.

Главы 21-24

У графа Безухова случился шестой удар, после которого доктора объявили, что надежды к выздоровлению больше нет – скорее всего, больной умрет ночью. Начались приготовления к соборованию (одно из семи таинств, дарующее прощение грехов, если больной уже не в состоянии исповедаться).

Князь Василий узнает от княжны Екатерины Семеновны, что письмо, в котором граф просит усыновить Пьера, находится в мозаиковом портфеле у графа под подушкой.

Пьер и Анна Михайловна приезжают в дом Безухова. Направляясь в комнату к умирающему, Пьер не понимает, зачем он туда идет и стоит либо вообще появляться в покоях отца. Во время соборования графа Василий и Екатерина незаметно забирают портфель с бумагами. Видя умирающего Безухова, Пьер наконец понял, насколько отец близок к смерти.

В приемной Анна Михайловна замечает, что княжна что-то прячет и пытается отобрать портфель у Екатерины. В разгар ссоры средняя княжна сообщила, что граф умер. Все огорчены смертью Безухова. На следующее утро Анна Михайловна говорит Пьеру, что его отец обещал помочь Борису и она надеется на исполнение воли графа.

Главы 25-28

Имение Николая Андреевича Болконского – человека строгого, считающего основными человеческими пороками «праздность и суеверие» располагалось в Лысых Горах. Он сам воспитывал дочь Марью и со всем окружающими был требовательно-резок, поэтому его все боялись и слушались.

Андрей Болконский с женой Лизой приезжают в имение к Николаю Болконскому. Андрей, рассказывает отцу о грядущей военной кампании, в ответ встречает явное недовольство. Старший Болконский против желания России участвовать в войне. Он считает, что Бонапарт – «ничтожный французишка, имевший успех только потому, что уже не было Потемкиных и Суворовых» . Андрей не соглашается с отцом, ведь Наполеон – его идеал. Разозлившись на упрямство сына, старый князь кричит ему, чтобы ступал к своему Бонапарту.

Андрей собирается к отъезду. Мужчину мучают смешанные чувства. Марья, сестра Андрея, просит брата надеть «старинный образок спасителя с черным ликом в серебряной ризе на серебряной цепочке мелкой работы» и благословляет его образом.

Андрей просит старого князя позаботиться о жене Лизе. Николай Андреевич, хотя и кажется строгим, предает рекомендательное письмо Кутузову. При этом, прощаясь с сыном, он расстраивается. Холодно попрощавшись с Лизой, Андрей уезжает.

Часть 2

Глава 1

Начало второй части первого тома датируется осенью 1805 года, русские войска находятся у крепости Браунау, где размещается главная квартира главнокомандующего Кутузова. К Кутузову приезжает член гофкригсрата (придворного военного совета Австрии) из Вены с требованием присоединить русскую армию с австрийскими войсками под предводительством Фердинанда и Мака. Кутузов считает подобное соединение невыгодным для русской армии, находящейся в плачевном состоянии после похода к Браунау.

Кутузов приказывает подготовить солдат к осмотру в походном обмундировании. Во время длительного похода солдаты изрядно износились, их обувь была разбита. Один из солдат был одет в отличной от всех шинели – это был разжалованный (за историю с медведем) Долохов. Генерал кричит на мужчину, чтобы тот немедленно переоделся, но Долохов отвечает, что «обязан исполнять приказания, но не обязан переносить оскорбления» . Генералу приходится попросить его переодеться.

Главы 2-7

Приходит известие о поражении австрийской армии (союзника Российской Империи) под предводительством генерала Мака. Узнав об этом, Болконский невольно рад, что самонадеянные австрийцы посрамлены и вскоре он сможет проявить себя в бою.

В Павлоградском полку служит Николай Ростов, юнкер гусарского полка, живя у немецкого крестьянина (милого мужчины, с которым они всегда радостно здороваются без особых на то причин) с эскадронным командиром Васькой Денисовым. В один из день у Денисова пропадают деньги. Ростов выясняет, что вором оказался поручик Телянин и разоблачает его при других офицерах. Это приводит к ссоре Николая с полковым командиром. Офицеры советуют Ростову извиниться, ведь иначе пострадает честь полка. Николай все понимает, однако, как мальчишка, не может, и Телянина исключают из полка.

Главы 8-9

«Кутузов отступил к Вене, уничтожая за собой мосты на реках Инне (в Браунау) и Трауне (в Линце). 23-го октября русские войска переходили реку Энс» . Французы начинают обстрел моста, и начальник арьергарда (тыловая часть войска) приказывает пожечь мост. Ростов, смотря на пылающий мост, думает о жизни: «И страх смерти и носилок, и любовь к солнцу и жизни - всё слилось в одно болезненно-тревожное впечатление» .

Армия Кутузова переходит на левый берег Дуная, сделав реку естественной преградой на пути французов.

Главы 10-13

Андрей Болконский останавливается в Брюнне у знакомого дипломата Билибина, который знакомит его с другими русскими дипломатами – «своим» кругом.

Болконский возвращается обратно к армии. Войска беспорядочно и поспешно отступают, по дороге разбросаны мешавшие повозки, офицеры бесцельно ездят по дороге. Наблюдая за этим неорганизованным действом, Болконский думает: «Вот оно, милое, православное воинство» . Его раздражает, что все вокруг так не похоже на его мечты о великом подвиге, который он должен совершить.

В штабе главнокомандующего беспокойство и тревога, так как не ясно, нужно отступать или сражаться. Кутузов отправляет Багратиона и отряд к Кремсу, чтобы те задержали наступление французских войск.

Главы 14-16

Кутузов получает известие, что положение русской армии безвыходное и посылает Багратиона с четырехтысячным авангардом к Голлабрунну для удерживая французов между Веной и Цнаймом. Сам же направляет войско к Цнайму.

Французский маршал Мюрат предлагает Кутузову перемирие. Главнокомандующий соглашается, ведь это шанс спасти русскую армию, продвинув во время перемирия войска к Цнайму. Однако Наполеон раскрывает замыслы Кутузова и приказывает разорвать перемирие. Бонапарт отправляется к войску Багратиона, чтобы разбить его и всю русскую армию.

Настояв на своем переводе в отряд Багратиона, князь Андрей является к главнокомандующему. Осматривая войска, Болконский замечает, что чем дальше от границы с французами, тем более расслаблены солдаты. Князь делает зарисовку плана расположения русских и французских войск.

Главы 17-19

Шенграбенское сражение. Болконский чувствует особое оживление, которое также читалось на лицах солдат и офицеров: «Началось! Вот оно! Страшно и весело!» .

Багратион находится на правом фланге. Начинается близкое сражение, первые раненые. Багратион, желая поднять боевой дух солдат, спустившись с коня, сам ведет их в атаку.

Ростов, находясь на фронте, радовался, что сейчас окажется в сражении, но почти сразу убивают его лошадь. Оказавшись на земле, он не может выстрелить во француза и просто бросает в противника пистолетом. Раненый в руку Николай Ростов убежал к кустам «не с тем чувством сомнения и борьбы, с каким он ходил на Энский мост, бежал он, а с чувством зайца, убегающего от собак. Одно нераздельное чувство страха за свою молодую, счастливую жизнь владело всем его существом» .

Главы 20-21

Российская пехота застигнута врасплох французами в лесу. Полковой командир бесполезно пытается остановить разбегающихся в разные стороны солдат. Внезапно французов оттесняет рота Тимохина, оказавшаяся незамеченной врагом.
Капитану Тушину («небольшому сутуловатому офицеру» с негероической внешностью), руководящему войском на переднем фланге, приказывают немедленно отступать. Начальство и адъютанты упрекают его, хотя офицер показал себя смелым и разумным командующим.

По дороге подбирают раненых, в том числе и Николая Ростова. Лежа на повозке, «он смотрел на порхавшие над огнем снежинки и вспоминал русскую зиму с теплым, светлым домом и заботою семьи» . «И зачем я пошел сюда!» – думал он.

Часть 3

Глава 1

В третьей части первого тома Пьер получает наследство отца. Князь Василий собирается женить Пьера на своей дочери Элен, так как считает это брак выгодным, прежде всего для себя, ведь юноша теперь очень богат. Князь устраивает Пьера камер-юнкером и настаивает на том, чтобы юноша отправлялся с ним в Петербург. Пьер останавливается у Курагиных. Общество, родственники и знакомые полностью изменили свое отношение к Пьеру после получения им наследства графа, теперь его слова и действия все находили милыми.

На вечере у Шеррер Пьер и Элен остаются наедине, беседуя. Юноша очарован мраморной красотой и прелестным телом девушки. Возвратившись домой, Безухов долго думает об Элен, мечтая, «как она будет его женой, как она может полюбить его» , хотя и мысли его неоднозначны: «Но она глупа, я сам говорил, что она глупа. Что-то гадкое есть в том чувстве, которое она возбудила во мне, что-то запрещенное» .

Глава 2

Несмотря на свое решение уехать от Курагиных, Пьер долгое время живет у них. В «свете» все более связывают молодых людей как будущих супругов.

В день именин Элен они остаются наедине. Пьер сильно нервничает, однако, взяв себя в руки, признается девушке в любви. Через полтора месяца молодые повенчались и переехали в заново «отделанный» дом Безуховых.

Главы 3-5

В Лысые Горы приезжают князь Василий с сыном Анатолем. Старому Болконскому не нравится Василий, поэтому он не рад гостям. Марья, собираясь знакомиться с Анатолем, очень волнуется, опасаясь, что он ей не понравится, но Лиза ее успокаивает.

Марья очарована красотой и мужественностью Анатоля. Мужчина же совершенно не думает о девушке, ему более интересна хорошенькая француженка компаньонка Бурьен. Старому князю очень трудно дать разрешение на свадьбу, ведь для него расставание с Марьей немыслимо, но он все же расспрашивает Анатоля, изучая его.

После вечера Марья думает об Анатоле, но узнав, что Бурьен влюблена в Анатоля, отказывается выйти за него замуж. «Мое призвание другое», - думала Марья – «Мое призвание - быть счастливой другим счастием, счастием любви и самопожертвования» .

Главы 6-7

Николай Ростов приезжает к Борису Друбецкому в гвардейский лагерь, находящийся рядом, за деньгами и письмами от родных. Друзья очень рады видеть друг друга и обсуждают военные дела. Николай, сильно приукрашивая, рассказывает, как участвовал в сражении и был ранен. К ним присоединяется Андрей Болконский, Николай при нем говорит, что штабные, отсиживаясь в тылу, «получают награды, ничего не делая» . Андрей корректно осаживает его прыть. На обратной дороге Николая терзают смешанные чувства по отношению к Болконскому.

Главы 8-10

Императоры Франц и Александр I проводят смотр австрийских и российских войск. Николай Ростов находится в первых рядах русской армии. Увидев императора Александра, проезжающего мимо и приветствующего войско, юноша ощущает любовь, обожание и восторг по отношению к государю. За участие в Шенграбенском сражении Николая награждают Георгиевским крестом и производят в корнеты.

Русские одержали победу в Вишау, захватив эскадрон французов. Ростов вновь снова встречается с императором. Восхищенный государем, Николай мечтает умереть за него. Подобные настроение были у многих перед Аустерлицким сражением.

Борис Друбецкой отправляется к Болконскому в Ольмюц. Юноша становится свидетелем того, насколько зависят его командиры от воли других, более важных людей в штатском: «Вот эти-то люди решают судьбы народов» – говорит ему Андрей. «Бориса волновала мысль о той близости к высшей власти, в которой он в эту минуту чувствовал себя. Он сознавал себя здесь в соприкосновении с теми пружинами, которые руководили всеми теми громадными движениями масс, которых он в своем полку чувствовал себя маленькою, покорною и ничтожной» частью» .

Главы 11-12

Французский парламентер Савари передает предложение о встрече Александра с Наполеоном. Император, отказав в личном свидании, отправляет к Бонапарту Долгорукого. Вернувшись, Долгорукий говорит, что после встречи с Бонапартом убедился: Наполеон более всего опасается генерального сражения.

Обсуждение о необходимости начать сражение под Аустерлицем. Кутузов предлагает пока подождать, но все недовольны этим решением. После обсуждения Андрей спрашивает мнение Кутузова о грядущем сражении, главнокомандующий считает, что русских ожидает поражение.

Заседание военного совета. Полным распорядителем будущего сражения назначен Вейротер: «он был, как запряженная лошадь, разбежавшаяся с возом под гору. Он ли вез, или его гнало, он не знал» , «имел вид жалкий, измученный, растерянный и вместе с тем самонадеянный и гордый» . Кутузов засыпает во время заседания. Вейротер читает диспозицию (расположение войск перед боем) Аустерлицкого сражения. Ланжерон утверждает, что диспозиция слишком сложная и ее будет трудно осуществить. Андрей хотел высказать свой план, но Кутузов, проснувшись, прерывает заседание, говоря, что ничего менять не будут. Ночью Болконский думает о том, что на все готов ради славы и должен проявить себя в сражении: «Смерть, раны, потеря семьи, ничто мне не страшно» .

Главы 13-17

Начало Аустерлицкого сражения. В 5 утра началось движение русских колонн. Стоял сильный туман и дым от костров, за которыми не было видно окружающих и направления. В движении происходит беспорядок. По причине смещения австрийцев вправо произошла сильная путаница.

Кутузов становится во главе 4-й колонны и ведет ее. Главнокомандующий мрачен, так как сразу увидел путаницу в движении войска. Перед битвой император спрашивает у Кутузова, почему сражение еще не началось, на что старый главнокомандующий отвечает: «Потому и не начинаю, государь, что мы не на параде и не на Царицыном Лугу» . Перед началом сражения Болконский твердо уверен, что «нынче был день его Тулона» . Сквозь рассеивающийся туман русские видят французские войска намного ближе, чем ожидали, разбивают строй и бегут от противника. Кутузов приказывает остановить их и князь Андрей, держа в руках знамя, бежит вперед, ведя за собою батальон.

На правом фланге, которым командует Багратион, в 9 часов еще ничего не начинается, поэтому командующий посылает Ростова к главнокомандующим за распоряжением начать военные действия, хотя и знает, что это бессмысленно – расстояние слишком большое. Ростов, продвигаясь по российскому фронту, не верит, что враг уже практически у них в тылу.

Около деревни Праца Ростов находит лишь расстроенные толпы русских. За деревней Гостиерадек Ростов наконец увидел государя, но не решился к нему подойти. В это время капитан Толь, увидев бледного Александра, помогает ему перейти канаву, за что император жмет ему руку. Ростов сожалеет о своей нерешительности и едет к штабу Кутузова.

В пятом часу в Аустерлицком сражении русские проиграли по всем пунктам. Русские отступают. На плотине, Аугеста их настигает артиллерийская канонада французов. Солдаты пытаются продвинуться, идя по мертвым. Долохов прыгает с плотины на лед, за ним бегут другие, но лед не выдерживает, все тонут.

Глава 19

На Праценской горе лежит раненый Болконский, истекая кровью и сам того не замечая тихо стонет, к вечеру впадает в забытье. Очнувшись от жгучей боли, он вновь почувствовал себя живым, думая о высоком аустерлицком небе и о том, что «ничего, ничего не знал до сих пор» .

Внезапно слышится топот приближающихся французов, среди них и Наполеон. Бонапарт хвалит своих воинов, смотря на убитых и раненых. Увидев Болконского, он говорит, что его смерть прекрасна, тогда как для Андрея все это не имело значения: «Ему жгло голову; он чувствовал, что он исходит кровью, и он видел над собою далекое, высокое и вечное небо. Он знал, что это был Наполеон - его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками» . Бонапарт замечает, что Болконский жив и приказывает отнести его в перевязочный пункт.

Весте с другими ранеными мужчина остается на попечении местного населения. В бреду ему видятся тихие картины жизни и счастье в Лысых Горах, которое разрушает маленький Наполеон. Доктор утверждает, что бред Болконского завершится скорее смертью, чем выздоровлением.

Итоги первого тома

Даже в кратком пересказе первого тома «Войны и мира» противопоставление войны и мира прослеживается не только на структурном уровне романа, но и через события. Так, «мирные» разделы происходят исключительно в России, «военные» – в Европе, при этом в «мирных» главах мы встречаемся с войной персонажей между собой (борьба за наследство Безухова»), а в «военных» – миром (дружеские отношения между немецким крестьянином и Николаем). Финал первого тома – Аустерлицкая битва – поражение не только русско-австрийской армии, но и конец веры героев в высшую идею войны.

Тест по первому тому

Прочтённое краткое содержание запомнится лучше, если вы попытаетесь ответить на все вопросы этого теста:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 18858.

Основополагающий вопрос. Софья. Соня и Наташа. Лучшие черты «ростовской породы». Графиня Ростова и Наташа. Граф Ростов. Ростов известен в Москве не только как гостеприимный хозяин. Содержание. Отряд Денисова. Графиня Ростова. На чем основана семейная близость в семье Ростовых. Ростов Николай-сын графа Ростова, брат Веры, Наташи и Пети, офицер. Петя. Одно из определяющих качеств и достоинств Наташи.

«Болконский «Война и мир»» - Роль эпизода в развитии действия романа. Представление князя Андрея о смысле человеческой жизни. Андрей Болконский на поле боя под Аустерлицем. Небо Аустерлица. Герой – мелочен. Вторая «встреча» с Наполеоном в госпитале. Болконский участвовал в войне. Представление о пространственно- временной организации. Эпитеты, характеризующие Наполеона. Ничтожно не только величие, ничтожна и жизнь. «Встреча» с Наполеоном после ранения на поле боя.

«Тема семьи «Война и мир»» - Война и мир. Семья. Болконские. Индуктор. Д. Шмаринов. « Война и мир» глазами художников. Разрыв. Что формируется в семье, по мнению Л.Н.Толстого. Жизненные принципы семьи Ростовых. Семья Ростовых. Семь - я. Социоконструкция. Жизненные принципы семьи Курагиных. Дементий Шмаринов. Болконские. Тема урока. Курагины. Ростовы. Жизненные принципы семьи Болконских. Курагины. Мысль семейная. Что нужно для счастья.

«Бородинское сражение «Война и мир»» - Бегство Наполеона. Победа под Бородином. Сопоставительный анализ. Панорама народного сражения. Бородинское сражение в истории. Взгляд писателя. Историческое значение Бородинской битвы. Устремление на истребление французской армии. Взгляд Льва Николаевича Толстого. Бородинское сражение.

«Мир Наташи Ростовой» - Женские образы романа. Наташа и Элен. Аналитическая беседа. Выводы по образу героини. Поиски автором портрета героини. Творческое предварительное задание. Наташа и раненый князь Андрей. Мужчины в жизни Наташи. Образ Наташи в эпилоге. Встреча с Наташей. Падения и взлёты Наташи Ростовой. Любимая героиня Л.Н.Толстого. Чтение эпизода «У дядюшки». Наташа Ростова. Внутренний мир Наташи. Русский характер Наташи Ростовой.

«Семья Болконских» - Николай Андреевич. Семья Болконских. Болконские - истинные патриоты. Князь Николай Андреевич – человек, безусловно, незаурядный. Николенька. Активная деятельность семьи всегда направлялась людям, Родине. Андрей Болконский – целеустремлённый человек, не лишённый честолюбия. Марья Болконская. Болконские – люди чрезвычайно деятельные. Семья Болконских описана с несомненной симпатией. В армии князя Андрея настигает разочарование.

  • Пьер Безухов – один из самых любимых героев автора, который на протяжении романа живет насыщенной жизнью. После смерти графа Безухова становится очень богатым наследником. Из-за своей нерешительности и неумения противостать мнению светского общества, делает роковую ошибку, вступая в брак с Элен Курагиной, женщиной коварной и неверной.
  • Анна Павловна Шерер – фрейлина и приближенная императрицы, хозяйка модного в Петербурге великосветского «политического» салона. В её доме нередко собираются гости.
  • Анна Михайловна Друбецкая – мать Бориса Друбецкого, женщина, которая очень беспокоится о своем сыне, в связи с чем предпринимает попытки повлиять на его судьбу: просит замолвить слово перед государем князя Василия; играет решающую роль при решении вопроса о разделе наследства графа Безухова, находящегося на смертном одре.
  • Борис Друбецкой – сын бедной княгини Анны Михайловны Друбецкой, чей характер на протяжении романа меняется от лучшего к худшему. Если сначала это подающий надежды твердый и целеустремленный юноша, то позже предстает перед читателем как человек расчетливый и ищущий выгодных знакомств.
  • Граф Илья Андреевич Ростов – отец большого семейства, самоуверенный пожилой человек, который любит устраивать пиры.
  • Наталья Ростова – жена Ильи Андреевича, женщина лет сорока пяти, у которой много детей. Графиня живет в роскоши и не привыкла экономить.
  • Николай Ростов – сын графа Ильи Ростова, юноша с веселым и общительным характером. Желая быть полезным Отчизне, принимает решение уйти на войну. Во второй и третьей части первого тома предстает перед читателем как смелый и отважный офицер, который испытывает трепетные чувства по отношению к государю и готов без раздумий отдать жизнь за Родину.
  • Наташа Ростова – главная героиня произведения. Сначала это по-детски непосредственная девочка-подросток, но с возрастом её характер меняется, и она превращается в обаятельную и чутко реагирующую на происходящие события женщину.
  • Соня Ростова – двоюродная сестра Наташи, которая живет в семье Ростовых; добрая девушка, влюбленная в её старшего брата – Николая Ростова.
  • Вера Ростова – нелюбимая дочь графини Ростовой, которая, несмотря на свою красоту и ум, производит неприятное впечатление, потому что имеет гордый и надменный характер.
  • Николай Болконский – отставной генерал, отец семейства Болконских, умный человек с жестким характером, который в строгости воспитывает свою дочь Марью, желая привить ей хорошие качества.
  • Мария Болконская – знатная дворянка, дочь Николая Болконского, добрая и нежная, верующая девушка, которая любит людей и старается поступать так, чтобы никого не огорчить. К тому же, она умна и образована.
  • Мадмуазель Бурьен – живет в семье Болконских как компаньонка. Это женщина, которая не дорожит добрым к ней отношением и предает Марью, флиртуя с Анатолем Курагиным.
  • Андрей Болконский – сын Николая Болконского. Поведение этого героя на протяжении романа меняется. Сначала это амбициозный молодой человек, ищущий славы и признания и поэтому отправляющийся на войну, но позже его характер, пройдя закалку, меняется в лучшую сторону. Андрей, будучи адъютантом Кутузова, с радостью и преданностью выполняет приказы, желает служить родному Отечеству.
  • Маленькая княгиня, Елизавета – жена Андрея, женщина, не равнодушная к светскому обществу, милая, красивая, улыбчивая. Болконский уходит в армию, оставив супругу в трудном положении, ведь Лиза – беременна. Позже героиня романа умирает при родах.
  • Князь Василий Курагин – очень влиятельный человек, важный чиновник, который лично знаком с императрицей. Родственник графа Кирилла Безухова, вначале претендующий на его наследство, но когда богатство достается незаконному сыну Пьеру, принимает решение женить на нем свою дочь Элен и придумывает план, как это осуществить.
  • Элен Курагина – дочь князя Василия, которая обладает природной красотой. Несмотря на это она циничная, подлая и вульгарная девушка, которая, выйдя замуж по расчету за Пьера Безухова, разбила ему жизнь.
  • Анатоль Курагин, сын Василия Курагина – крайне отрицательный персонаж в романе «Война и мир». Он совершает непристойные поступки, ведет себя развязно и подло.
  • Главнокомандующий Михаил Илларионович Кутузов – мудрый полководец, который переживает за русскую армию и самоотверженно сражается с врагом.
  • Наполеон Бонапарт – реальная историческая личность, французский император, воевавший с Российской армией, человек крайне эгоцентричный, самовлюбленный и самодовольный, сделавший войну своим ремеслом.

Часть первая

«Война и мир» – произведение, в котором главные герои проживают насыщенную жизнь – каждый свою. С первых страниц романа мы встречаемся с Анной Шерер, которая была приближенной императрицы и фрейлиной. В её доме собрались гости – князь Василий, который нанес визит первым, Элен Курагина, маленькая княгиня Лиза Болконская.

Анна Павловна непринужденно беседует с князем Василием, обсуждаются разные темы. Вдруг появляется Пьер Безухов, который, не умея держаться в обществе, своими нелепыми выводами и рассуждениями, создает о себе неприятное впечатление у окружающих. Этот неожиданный визит вызвает беспокойство Анны Павловны, которая, кратко поговорив с Пьером, делает о нем вывод как о молодом человеке, не умеющем жить. Да и сам Безухов чувствует себя крайне неловко в такой обстановке.

А вот кем действительно восхищаются, так это Элен Курагиной, чья красота и грациозность сразу бросается в глаза.

Наконец, в гостиной появляется Андрей Болконский, князь, который, в отличие от супруги, маленькой княгини Лизы, очень не любит появляться в светском обществе, но делает это из необходимости.

Он человек целеустремленный и амбициозный, но, тем не менее, дружит с Пьером Безуховым, чья неуклюжесть и рассеянность бросается в глаза. Вот и сейчас Болконский, увидев друга и поздоровавшись к ним, воспользовался случаем и пригласил Пьера в гости.

Тем временем между князем Василием и княгиней Анной Павловной Друбецкой происходит беседа. Женщина слезно просит князя Василия походатайствовать перед государем о том, чтобы перевести её сына Бориса в гвардию. Княгиня Друбецкая настойчива, и, наконец, князь уступает её мольбам, пообещав сделать невозможное.

Когда Пьер Безухов переступает порог дома князя Андрея Болконского, то чувствует себя у друга свободно. Завязался непринужденный разговор, но Андрей Болконский дал понять, что детские рассуждения друга о Наполеоне ему не интересны. Однако, на вопрос, для чего же он идет на войну, князь ответил: «Я иду потому, что эта жизнь, которую я веду здесь, эта жизнь - не по мне!»

Обещание, данное княгине Друбецкой, было исполнено. Князь Василий попросил государя о Борисе, и тот был переведен в Семеновский полк прапорщиком.


У Ростовых намечалось празднование именин. Виновницами мероприятия являлись Натальи – мать и дочь. Это дружное семейство, во главе которого был граф Илья Андреевич, отличалось гостеприимством. Вот и в этот знаменательный день собралось много гостей. Здесь были многие представители знати, в том числе приехала Мария Дмитриевна, женщина, знаменитая прямотой ума и простотой обращения, которую знала и Москва, и Петербург, а также – в царских кругах. Собравшиеся гости разговаривали, в основном, на военную тему. Наташа Ростова в этом обществе чувствовала себя непринужденно и просто: утешала племянницу Соню, обидевшуюся на её старшую сестру Веру, произнесшую колкие и неприятные слова; сидя за столом, вопреки приличиям, спросила, будет ли пирожное, но никто не осудил девочку за проявленную непосредственность – одним словом, радовалась происходящему вокруг.

В то же самое время в доме Безуховых происходили очень печальные события – приближение скорой утраты: с графом Кириллом случился шестой удар. В приемной комнате собрались люди, в том числе и духовник, который был готов соборовать умирающего.

Анна Михайловна оказалась дальновидной женщиной. Предполагая, что разгорится борьба по поводу наследства, она поехала к Безуховым, срочно вызвав Пьера. Молодой Пьер хотя и боялся предстоящего свидания с умирающим отцом, однако, понимал, что это необходимо.

Княжна Катерина, следуя совету князя Василия, тайком забирает мозаиковый портфель, в котором находится ценное завещание. Между нею и Анной Михайловной происходит борьба, но, к счастью, вмешивается средняя княжна, и портфель выпадает из рук Катишь. Его тут же подхватывает Анна Михайловна. В это же время сообщают, что Кирилл Безухов скончался.

Тем временем в Лысых Горах, где находилось имение князя Николая Андреевича, ожидали приезда князя Андрея с женой. Требовательный и придирчивый князь дочь держал в строгости, и приезду гостей был не слишком рад. Княжна Марья, напротив, была счастлива, когда приехал её любимый брат. Встреча обещала быть замечательной, однако, её омрачило известие о призыве Андрея на военную службу. Предстояло расставание князя со своей женой – маленькой княгиней Елизаветой. Прощаясь с мужем, она падает в обморок. Ей теперь предстояло жить в деревне без мужа и светского общества, к которому она привыкла.

Часть вторая

Тема войны развивается на протяжении всего произведения Льва Николаевича Толстого. Во второй части военные события и участие в них героев романа занимают особое место. Сначала описывается подготовка к проверке полка главнокомандующим Михаилом Кутузовым. Наконец, смотр начался. В числе приближенных главнокомандующего был и Андрей Болконский, ставший его адъютантом.

Дорогие читатели! Предлагаем вашему вниманию по главам.

Очевидно, что в этом молодом человеке, поставившем превыше всего защиту родной Отчизны, произошли большие перемены: «В выражении его лица, в движениях, в походке почти не было заметно прежнего притворства, усталости и лени».

После проверки полководец со свитой отправились в город.


Австрия, Пруссия и Россия начинают поход против Наполеона. Кутузов применяет хитрый тактический ход и делает все, чтобы избежать участия русских войск в сражении. Русские отступают, оставив возле деревни Шинграбен несколько тысяч солдат под командованием Петра Ивановича Багратиона. Он должен прикрыть отход остальных сил армии и дать возможность объединенными силами трех государств нанести решающий удар. Выиграть некоторое время позволяет и временное перемирие с французским маршалом Иоахимом Мюратом, однако, Наполеон, догадавшись, что русские от этого выигрывают и увидев подвох, приказывает немедленно начать наступление на врага.

Сражение возле австрийской деревушки показало, что боевые действия – это не красивое зрелище, а неприглядный, леденящий душу ужас: стоны раненых, ржание лошадей, крики умирающих. Все это испытал на себе юный Николай Ростов, служивший юнкером в Гусарском Павлоградском полку. Граф не выдержал напряжения боя, и, будучи раненым, проявил некоторое малодушие. Его не осудили: наоборот, побывавшие в военной мясорубке солдаты понимали состояние молодого офицера, который сильно страдал и от боли в руке, и от одиночества и осознания себя никому не нужным, и от собственных заблуждений. В таком состоянии Николая более всего мучил вопрос: правильно ли он сделал, что пошел на войну.

А что же князь – Андрей Болконский? Он живет в ожидании подвига, подвергаясь насмешкам сослуживцев. После Шинграбенского сражения князь знакомится с капитаном Тушиным, который совершил настоящий подвиг: его батарея продолжала обстрел французов, не ожидая приказа. В результате от снарядов разгорелся пожар, и армия противника, безуспешно пытаясь потушить его, опоздала к общему наступлению. Русские войска успели подойти на подготовленные диспозиции. Таким образом, этот, на первый взгляд, нескладный человек сумел переломить ход сражения. Однако, Болконский, как ни странно, был разочарован. Он не мог представить, что геройский подвиг и воинская слава достанутся Тишину, настолько робеющему перед маршалом Багратионом. Однако, и он признал, что «успехом дня они обязаны более всего действию этой батареи и геройской стойкости капитана Тушина с его ротой».

Часть третья

Князь Василий представлял из себя такой тип светского человека, который вроде бы и не желал никому зла, однако при этом хотел во что бы то ни стало преуспеть в жизни, для этой цели сближаясь с нужными и полезными людьми. Так как Пьер Безухов внезапно стал очень богатым человеком, у князя возник план выдать за него замуж свою любимую дочь Элен. К сожалению, это намерение не без помощи хитрости и обольщения было воплощено в жизнь, и наивный Пьер, не сумев противостать мнению светского общества, вскоре уже был женихом, а затем и мужем коварной Элен Курагиной.

А вот следующий план князя Василия по поводу того, чтобы женить своего сына Анатоля на некрасивой, но очень богатой Марье Болконской, потерпел крах. Визит этих людей в имение Николая Болконского был воспринят хозяином с большим неудовольствием. Николай воспитывал дочь в строгости и ревностно оберегал от всякого плохого влияния, однако, узнав о намерениях князя Василия, решил предоставить Марье самой сделать такой серьезный выбор в жизни, хотя и видел, что Анатоль – отнюдь не хорошая партия для неё. Спасти девушку от роковой ошибки неудачного замужества помог случай: княжна увидела Анатоля и Бурьен обнимающимися. Реакция несостоявшейся невесты была поразительной: вместо того, чтобы обидеться на соперницу, она стала утешать её, обещая, что все сделает для счастья подруги, которая «так страстно его любит», «так страстно раскаивается».

Тем временем в дом Ростовых пришло радостное известие: письмо от сына Николая, который был на войне. Обрадованный граф, зайдя в свою комнату, стал читать долгожданную весточку – и начал рыдать и смеяться одновременно. Наконец, новость о том, что Николай был ранен, а затем произведен в офицеры, узнали все домочадцы – и бурно отреагировали на неё.

Николаю Ростову сообщили о том, что родные передали ему письма и деньги, и он собирался получить их в условленном месте у Бориса Друбецкого.

12 ноября кутузовская боевая армия, которая стояла около Ольмюца, готовилась к смотру двух императоров – австрийского и русского. Николай Ростов отреагировал на это событие эмоционально: приезд императора Александра вызвал в нем радостные чувства: «Он испытывал «чувство самозабвения, гордого сознания могущества и страстного влечения к тому, кто был причиной этого торжества» и готов был без раздумий, если это понадобится, отдать жизнь за родную Отчизну, за царя».

Борис Друбецкой принял решение поехать в Ольмюц к Андрею Болконскому, чтобы по его протекции быть произведенным в адъютанты. Неудивительно, что молодой человек хотел сделать карьеру, ведь, в отличие от Николая Ростова, у него не было больших денег.

Русская армия воевала с противником в сражении по занятию города Вишау и в результате одержала блестящую победу. Однако, впечатлительный император Александр, когда увидел раненых и убитых, заболел.

17 ноября в Вишау прибыл французский офицер по имени Савари с целью свидания с русским императором. Однако, от личной встречи государь отказался и на переговоры с Наполеоном был послан Долгоруков, который, возвратившись, сообщил о том, что французский император более всего боится генерального сражения.

Русская армия начинает готовиться к сражению под Аустерлицем, однако, Михаил Кутузов уверен, что эта военная операция заранее обречена на провал. Но, вопреки своему личному убеждению, участвует в битве и получает ранение в щеку.

Андрей Болконский, сражаясь в бою, в какой-то момент чувствует, что его ранили. Вот как автор описывает эмоциональное состояние своего героя во время этих тяжких испытаний: «Над ним не было ничего уже, кроме неба. Всматриваясь в него, Андрей, наконец, осознал, что все, происходящее ранее, было пустым. «Как же я не видал прежде этого высокого неба?» – удивлялся он.

Как ни парадоксально, но от смерти Болконского спас Наполеон, который, проезжая мимо, остановился и поначалу посчитал, что молодой человек уже мертв. Однако, присмотревшись внимательнее, император понял, что в нем еще теплится жизнь. Оценив ситуацию, Наполеон приказал отнести раненого на перевязочный пункт, поручив осмотреть его своему доктору Ларрею, выводы которого были неутешительными. В конце концов, Андрей Болконский был отдан на попечение жителей деревни.

Класс: 10

При изучении романа Л.Н. Толстого «Война и мир» у учащихся 10-ых классов возникает ряд затруднений, связанных, во-первых, с большим объемом текста, во-вторых, со сложнейшим переплетением сюжетных линий и действующих лиц, а также со своеобразным изображением писателем конкретных исторических событий. В связи с этим, считаю нецелесообразно создавать «мозаичное» прочтение романа и рассматривать отдельные темы, перескакивая из одного тома к другому. Исходя из собственного опыта, в который раз убеждаюсь, что десятиклассникам трудно удержать в памяти достаточное количество эпизодов и сцен из разных томов романа, собранных к какой-либо одной проблеме. Поэтому предлагаю избрать иной путь изучения поистине философского романа Л.Н. Толстого, а именно: постепенное чтение романа от тома к тому, повторяя некоторые темы уроков, например, «Поиски смысла жизни А.Болконского в 1 томе» и «Поиски смысла жизни А.Болконского в 3 томе» (хотя формулировку темы для учащихся можно изменить). «Эпизоды «Войны и мира» связаны между собой прежде всего не единством действия, в котором участвуют одни и те же герои, как в обычном романе: эти связи имеют вторичный характер и сами определяются другой, более скрытой, внутренней связью. С точки зрения поэтики, действие в «Войне и мире» расходится в разные стороны, развивается параллельными линиями; связь внутренняя, составляющая «основу сцепления», заключается в ситуации, основной ситуации человеческой жизни, которую вскрывает Л.Н. Толстой в самых разных её проявлениях и событиях», - считает С. Бочаров в своей книге «Три шедевра русской классики». Таким образом, проанализировав определенные этапы жизни героев в 1 томе, учащимся будет легче понять смысл их поступков в последующих томах. Что же касается обучения анализу отдельных эпизодов, то этот вид учебной деятельности можно осуществить на более малых жанрах: рассказах, повестях. Думаю, понятно, почему ухожу от традиционного изучения романа «с помощью изолированных сцен», собранных «по кусочку» из всего произведения.

Конечно, процесс планирования уроков по роману «Война и мир» подобным образом сложен из-за указанных ниже причин и малого количество часов, отведенных программами, утвержденными МО России. Но начать эту работу можно, опираясь только на 1 и 2 тома или на 2 и 3, изучив другие методом анализа отдельных эпизодов, как предлагают автор учебника и методического пособия Ю.В. Лебедев, учитель-исследователь Е.Н. Ильин, авторы методических пособий И.В. Золотарева и Т.И. Михайлова и другие.

Положительные аспекты планирования:

  1. Возможность прочтения романа в течение учебной четверти, если роман не прочитан на летних каникулах.
  2. Закрепление специальных учебных навыков и умений на «повторяющихся» темах.
  3. Осознанность толстовской концепции развития личности через наблюдение за героями в последовательной, повседневной жизни, вместе с «войной» и «миром».
  4. Некоторые темы остаются традиционными, например, «Общество в салоне А.П. Шерер» и др.
  5. Преобладает групповая форма деятельности (и очень много), которая позволяет большинству учащихся самореализоваться на уроке.
  6. Мотивация на полное и глубокое прочтение романа с первых уроков, а не отбор материала по всем томам.
  7. Тематика уроков может варьироваться с учетом личностных особенностей и общеучебных навыков и умений10 класса.

Отрицательные аспекты:

  1. Упрощенный вариант для учащихся гуманитарных классов.
  2. На изучение романа отводится большее количество времени за счет сокращения уроков внеклассного чтения.
  3. Может возникнуть необходимость «сцепления» текста самим учителем из-за интеллектуальных и личностных особенностей данного класса.
  4. Часть материала все-таки приходится на самостоятельное изучение (чтение – осмысление – вывод).
  5. Десятиклассники практически не пользуются статьями учебника, за исключением отдельных моментов, без которых невозможно правильное осмысление авторского текста, например, «Философия войны Л.Н. Толстого» (хотя этот аспект я бы отнесла к положительным).

Некоторые комментарии к формулировке тем уроков и основной деятельности учащихся на уроке:

  1. Темы, связанные с характеристикой Петербурга через салон А.П. Шерер в 1 и 2 томе, можно построить по принципу контраста, уделяя особое внимание комментированному чтению текста.
  2. Темы, связанные с анализом главных действующих лиц: Пьера, Наташи, Андрея, Николая, - можно «отдать» для групповых форм работы. А на уроках разбирать только выводы, умозаключения учащихся, к которым они пришли в процессе самостоятельного чтения и обсуждения друг с другом. Что же касается письменного оформления урока, то уместны (даже очень) опорные схемы, конспекты глав в виде таблиц и тезисов. Но необходимо учитывать, что данные темы являются самыми сложными, так как характер героя развивается с каждой ситуацией, положительной или отрицательной, и жить любимому герою Толстого становится все сложнее и сложнее до 4 тома произведения.
  3. При изучении глав, определяющих основной ход войны в произведении, следует уделить внимание индивидуальным заданиям и комментированному чтению с элементами пересказа-анализа. Следует также учесть, что меняется стиль писателя. Часто из художественного он переходит в публицистический, особенно, если речь заходит о философии войны.
  4. Некоторые темы необходимо сохранить в том виде, как предлагают авторы методических пособий, например, «Увлечение Пьера масонством» - разные главы из второго тома. События, происходящие между этими главами, представляют собой изолированные сцены, поэтому никакого отношения к данной теме не имеют и легко «вычленяются» из неё.
  5. Тематика уроков типа «Поиски смысла жизни Пьера Безухова» легко может ограничиться каким-либо томом и будет выглядеть примерно так: «Поиски смысла жизни Пьера Безухова во 2 томе». Подобная тема обычно предполагает отбор материала из всего произведения «Война и мир», но не всегда эта работа достигает желаемого результата, так как не все учащиеся могут охватить такой объемный материал. Поэтому можно постепенно знакомиться с героем, возвращаясь к подобной теме через несколько уроков при изучении каждого тома, собирая материал для итогового занятия.

Основные виды деятельности учащихся при самостоятельной подготовке к уроку и на уроке

Деятельность учащихся дома Деятельность учащихся в классе
1. Внимательное чтение глав и выявление + запись в тетради основополагающих событий. 1. Взаимопроверка с комментариями и анализом.
2. Самостоятельное определение тематики уроков по предложенным учителем критериям:
  • оценка образа одного из главных героев романа по «излюбленному пути» Л.Н. Толстого – от внешнего к внутреннему, от простого – к более сложному;
  • «нелюбимые» герои Толстого, наличие у них общих отрицательных черт, одинаковость и однотипность героев;
  • рассмотрение нескольких разных жизненных эпизодов с целью определения авторской позиции
2. Составление опорных схем, таблиц, опорных тезисов.
3. Пересказ-анализ эпизодов.
4. Выразительное чтение отрывка из романа наизусть «На краю дороги стоял дуб…»

Рассмотрим подобные виды работ на примере 2 тома романа Л.Н. Толстого «Война и мир».

Основные события 2 тома:

  • Возвращение с войны Николая Ростова, отношение к нему домашних, дружба с Долоховым, проигрыш в карты: «Я ничего не сделал дурного. Разве я убил кого-нибудь, оскорбил, пожелал зла? За что же такое ужасное несчастие?» (1, 1 -2, 10 - 16)
  • Дуэль Пьера с Долоховым. «Новое» в характере Долохова: «был самый нежный сын и брат» (1, 3 – 5)
  • «Но в чем же я виноват?...- В том, что ты женился, не любя её, в том, что ты обманул и себя и её…» Намерение Пьера «навсегда разлучиться» с женою: «через неделю Пьер выдал жене доверенность на управление всеми великорусскими имениями, что составляло большую половину его состояния…» (1, 6)
  • Жизнь в семье князя Болконского: ошибочное известие о смерти Андрея, роды и смерь Лизы Болконской: «Я вас всех любила и никому дурного не делала, и что вы со мной сделали?» Возвращение Андрея к жене и отцу. Рождение маленького Николеньки: «…священник мазал сморщенные красные ладонки и ступеньки мальчика» (1, 7 – 9)
  • Знакомство Пьера с масоном Осипом Алексеевичем Баздеевым: «Высшая мудрость одна…Для того чтобы вместить в себя эту науку, необходимо очистить и обновить своего внутреннего человека, и потому прежде, чем знать, нужно верить и совершенствоваться…» Вступление в масонство (2, 1 -4) Попытка преобразований - освобождение крестьян от крепостной зависимости (2, 10) Деятельность в масонской ложе. (3, 8)
  • Второй вечер у Анны Павловны. Все та же «несчастная и прелестная» Элен Безухова. (2, 6 – 7)
  • Перемены в жизни семьи Болконских после 1805 года. Жизнь Андрея в Богучарово: «князь Андрей после Аустерлицкой кампании твердо решил никогда не служить более в военной службе…» Воспитание сына. (2, 8 – 9)
  • Поиски смысла жизни Пьером: «Пьер теперь только, в свой приезд в Лысые Горы, оценил всю силу и прелесть своей дружбы с князем Андреем» (2, 11 – 14) . Самоопределение, история жизни в дневнике (3, 8 – 9) «Пьер после сватовства князя Андрея и Наташи, без всякой очевидной причины, вдруг почувствовал невозможность продолжать прежнюю жизнь» (5, 1)
  • Возвращение Николая Ростова в полк. Ранение Денисова. Переговоры Александра и Наполеона «глазами» Ростова (2, 15 – 21)
  • Поиски смысла жизни князем Андреем Болконским:«Да, он прав, тысячу раз прав этот дуб, - думал князь Андрей, - пускай другие, молодые вновь поддаются на этот обман, а мы знаем жизнь, - наша жизнь кончена!» (3, 1) «Нет, жизнь не кончена в тридцать один год, - вдруг окончательно, беспеременно решил князь Андрей». Знакомство с графом Аракчеевым, работа в комиссии военных уставов Сперанского: «Первое время своего знакомства с Сперанским князь Андрей питал к нему страстное чувство восхищения, похожее на то, которое он когда-то испытывал к Бонапарте» (3, 2 – 6)
  • Бал у екатерининского вельможи накануне 1810 года – знакомство Наташи и Андрея, развитие отношений между ними. «Оставим мертвым хоронить мертвых, а пока жив, надо жить и быть счастливым» Помолвка с Наташей (3, 14 – 19, 21 – 26)
  • Нелюбимые герои Толстого: Берг и Вера. «Берг встал и, обняв жену, осторожно, чтобы не измять кружевную перелинку, за которую он дорого заплатил, поцеловал её в середину губ» (3, 20)
  • Охота старого князя Ростова, Николая, Пети, Наташи (4, 4 – 8)
  • Святки (4, 9 – 12)
  • Женитьба Бориса на Жюли Карагиной (5, 5)
  • Важные «уроки» Наташи Ростовой: встреча Наташи с Анатолием Курагиным, самообман героини. «Погибла ли я для любви князя Андрея, или нет?» - спрашивала она себя …» Попытка Анатоля украсть Наташу (5, 8 – 18) Встреча с Пьером «Пьеру казалось, что эта звезда вполне отвечала тому, что было в его расцветшей к новой жизни, размягченной и ободренной душе» (5, 19 - 21)

Прочитав 2 том и определив основные события каждой главы или ряда глав, можно приступать к планированию уроков, учитывая количество часов на каждый том + итоговые занятия. Получается не так много: около 4 - 5 уроков. Конечно же, практически на каждом уроке, помимо ключевой идеи, возникнут и «околотемные» моменты, которые будут достаточно легко подхвачены классом, так как урок построен, прежде всего, на знании учащихся текста! Приступая к этапу формулировки темы и идеи урока, а в связи с этим и постановки целей, необходимо проделать следующее:

  1. Выявить некоторую закономерность в основных событиях каждой главы 2 тома, например: очень похожи события первых четырех моментов из жизни разных героев романа. Возвращение с войны Николая Ростова – проигрыш в карты; дуэль Пьера с Долоховым – разочарование первого в себе и,как следствие этого, желание «избавиться» от Элен в последующих главах; смерть и рождение в семье Болконских. Можно объединить эти моменты в один урок, сформулировав тему «Нашли ли любимые герои Толстого смысл жизни?» (по поводу Николая Ростова можно поспорить). Идем дальше: знакомство Пьера с масонами, второй вечер у А.П. Шерер, жизнь А.Болконского в Богучарове, самоопределение П. Безухова, возвращение Н.Ростова в полк, поиски смысла жизни А. Болконского и бал у екатерининского вельможи – все это переходит в тему «Нравственные искания героев. Попытки переосмыслить собственную жизнь» и т.д.
  2. Можно выявить более значимую тему «Путь исканий Пьера Безухова» или «Путь исканий Андрея Болконского», а про остальных героев поговорить на уроке «в том числе».

Итак, примерная тематика уроков по 2 тому:

  1. Нашли ли любимые герои Л.Н. Толстого смысл жизни?
  2. Путь исканий П. Безухова и А.Болконского.
  3. «Нелюбимые» герои Л.Н. Толстого.
  4. Рр Анализ эпизодов «Охота» или «Святки». Сила русского характера.
  5. Важные «уроки» Наташи Ростовой.

Очень интересно, используя данную форму планирования, сопоставлять и обобщать повторяющиеся сцены. Так первые две темы помогут вернуть учащихся к главам 1 тома, проследить, что жизненный путь А. Болконского повторяется во многих эпизодах: «уход» от светского общества и жены на войну 1805 года – «мнимый подвиг» и разочарование в своем идеале – познание истины через небо Аустерлица - смерть любимой жены – «уход» от войны (как казалось навсегда) в мирную жизнь – безрезультатная деятельность в комиссии Сперанского и тщетные преобразования в собственном имении – любовь к Наташе Ростовой и возрождение к жизни – разочарование и «смерть» Наташи для Андрея – «уход» на войну 1812 года – смертельное ранение и обретение покоя. Таким образом, слова «уход» и «истина» становятся ключевыми при анализе образа данного героя. Именно князю Андрею предстоит выдержать мучительную борьбу с земными привязанностями и через своего сына все-таки прикоснуться к великой тайне, ведь его собственные попытки «постичь небо» оказались не совсем удачны. Да, здесь, на земле, он был «слишком хорош», по словам Наташи. И Пьер говорит о нем:« Он так всеми силами души всегда искал одного: быть вполне хорошим, что он не мог бояться смерти». Истина открывается князю перед его смертью, т.е. уходом, поэтому он спокоен. Путь исканий П. Безухова другой. Основные события, формирующие характер этого персонажа, как раз и находятся во 2 томе. Женитьба Пьера на Элен (1 том) повлекла за собой ряд событий, которые заставляют героя страдать: слухи по поводу любовника, дуэль с Долоховым, дружба с Баздеевым, невозможность признаться в любви Н. Ростовой. Он тоже пытается найти свою истину, как и князь Андрей, но у Пьера другое «небо». В этих эпизодах решаются важнейшие вопросы человеческого бытия - что такое добро, справедливость, человеческая жизнь, для чего человек живет на земле? На мой взгляд, не все учащиеся сразу ответят на подобные вопросы, поэтому предоставим им ещё одну возможность при изучении 3 тома и 4 тома романа «Война и мир».