Война и мир почему автор убил андрея. Почему толстой убивает болконского. Любовь к Наташе Ростовой

Всех поклонников великой русской литературы приглашают на лекцию

Подходит к концу цикл лекций «Метасюжеты русской литературы XIX века», который читает в Волгоградской областной универсальной научной библиотеке им. М. Горького доцент ВолГУ Сергей Калашников. К маю Сергей Борисович и его свободные слушатели добрались до эпопеи Льва Толстого «Война и мир». Очередная встреча состоится в это воскресенье - 15 мая - в 15.00 и будет носить название «Зачем Лев Толстой убил князя Андрея: смерть героя как спасение сюжета».

Война важнее любви

— Сейчас на российские экраны вышел сериал «Война и мир» производства Великобритании, который вызвал большой интерес за рубежом. Авторы картины подчеркивают: она о нас, сегодняшних. Получается, произведение Льва Толстого продолжает оставаться актуальным в контексте нынешнего дня?
— Да, оно остается актуальным, хотя бы потому, что это грандиозный эпос о войне. Мы уже как-то упоминали в курсе лекций, что существует 3 типа литературных сюжетов: это сюжеты о войне, сюжеты о путешествии и сюжеты о гибели Бога. Все остальное - вариации, комбинации этих трех типов. Собственно, все литературное и кинематографическое разнообразие можно свести к этим трем сюжетным схемам…

— А как же любовь?
— Любовь будет вписываться, интегрироваться в более глобальные сюжеты. Любовь, в том понимании, в котором она зачастую воспринимается, с томлением, внутренними переживаниями и страданиями, вообще-то, становится самостоятельным объектом художественного, эстетического осмысления только на рубеже средних веков и эпохи Возрождения, и только в европейской литературе. В русскую литературу она приходит в 19 веке благодаря романтикам.

— Получается, война и Бог важнее любви?
— Война и Бог важнее любви, и это объясняется следующим. Война - это форма самоидентификации этноса. Чем, кстати, уникален Толстой? Он первым в русской литературе создал произведение о национальной идентификации во время войны. До него даже свидетели тех событий (ведь Л. Толстой у нас не является участником и даже современником Отечественной войны 1812 года), а среди участников были и писатели: В.А. Жуковский, Д.В. Давыдов, П.А. Вяземский, К.Батюшков - не сделали из своих впечатлений от этой войны национального эпоса.

Почему оказывается важен сюжет о Боге или гибели Бога? А это то, что мы наблюдали как раз у Достоевского: главная идея «Преступления и наказания» - убийство Бога в душе человека. Сюжет о Боге есть онтологическая, бытийная идентификация. Относительно того, есть Бог или нет, в разных культурах устанавливаются структуры собственности, права, обязанности, модели поведения отдельно взятого человека. Любовь и в первом, и во втором случае занимает место локальное, частное, определяющие характер отношений между людьми противоположного пола - не более того. И она отнюдь не определяет национальную или религиозную идентичность.

«Война и мир» как психологический роман

— Итак, обратимся непосредственно к теме лекции: почему у нас Толстой убил своего героя?
— Более того, одного из любимых героев. Есть воспоминания Софьи Андреевны Толстой, что Лев Николаевич, когда писал сцены смерти князя Андрея, в течение двух недель ходил по Ясной Поляне и рыдал в голос. В полном собрании сочинений Толстого имеется 7 вариантов смерти Андрея Болконского. То есть сама по себе такая сосредоточенность автора на этом вопросе и создание разных, альтернативных друг другу вариантов гибели данного героя говорят о степени важности момента в структуре произведения.

Для начала надо отметить, что у нас в романе возникает характерная для многих произведений русской литературы 19 века ситуация так называемого «близнечного», или «парного» мифа, когда два героя, являющиеся друзьями, движутся, условно говоря, в одном бытийном направлении. В «Войне и мире» и Андрей Болконский, и Пьер Безухов движутся в сторону постижения истины любви и всепрощения. Но один почему-то, постигнув эту самую истину, оказался из сюжета изъят, а другой благополучно дожил до эпилога, и что там с ним будет дальше, мы можем только догадываться. Но можно быть уверенным, что у него все сложится замечательно и он будет счастлив и за пределами внутренней хронологии произведения.

Опять же, говоря о грандиозности этого эпоса, стоит сказать, что та художественная задача, которую ставит перед собой Толстой, не сводится только к созданию идеи национальной идентичности. В «Войне и мире» представлена и мысль семейная, и идея нравственного самосовершенствования человека, и противоборство категорий хаоса и космоса. Также Толстой ставил перед собой психологическую задачу, и, я считаю, именно она определяет поведение основных героев: Андрея Болконского и Пьера Безухова.

Между ангелом и бесом

— В чем особенность графа Толстого как писателя-психолога?
— Согласно концепции Льва Толстого, есть два полярных состояния всякого человека: состояние предельного счастья и гармонии, когда наши внутренние переживания и ощущения совпадают с внешними обстоятельствами, и прямая противоположность этому состоянию - когда внутренние и внешнее в человеке не совпадают. Все остальное для Толстого - это промежуточные маятниковые движения. И Толстой подчиняет данной схеме как жизнь Болконского, так и жизнь Пьера: они постоянно вот таким маятниковым образом движутся от одного полюса к другому. Автору очень важно поставить героев в состояние внутренней раздвоенности, когда внутреннее и внешнее не совпадает, и посмотреть, как они выходят из сложившейся ситуации.
И получается, что у Болконского меньше жизненной силы и выживаемости. Когда в его жизни наступают периоды депрессии, апатии и уныния, Андрей Болконский самостоятельно из этих ситуаций выхода не ищет. Выходом для него всегда является событие, условно говоря, навязанное ему извне, инициатором которого он выступать не может. Сам он при этом практически не предпринимает никаких внутренних усилий.
Если мы посмотрим на поведение Пьера в таких кризисных ситуациях, то уникальность этого персонажа именно в том, что достигнув дна, состояния глубокой психологической неудовлетворенности, он сам пытается искать выход и предпринимает некие действия по возвращению себя в состояние гармонии и счастья.

— Примеры можно привести?
— Элементарно. Возьмем начальный эпизод: Андрей Болконский появляется в салоне Анны Павловны, кстати, там же в этом время находится и Пьер. Болконский производит на окружающих впечатление сухого, надменного человека, совершенно лишенного эмоций. Видно, что он терпит свою супругу, маленькую княгиню Лизу, которая чувствует себя как рыба в воде в этом светском сообществе. Причина раздвоенности Болконского состоит в том, что внутренне он мечтает о совершении подвига, о славе. Он - человек из княжеского рода, прежде всего, воин. Самореализация для него наступит в войне, конечно же.
Но! Внешние обстоятельства не позволяют ему реализовать свое желание, поэтому Андрей Болконский находится в депрессии, однако не ищет способов преодоления этого состояния. Ситуация разрешается извне: объявленная Наполеоном война Австрии и Пруссии заставляет Россию вступить в военные действия, и начинается путь самореализации героя. Момент наивысшего счастья он испытывает во время боя под Аустерлицем, когда ведет за собой в атаку солдат. Поднимает знамя, увлекает за собой людей, становится похож на Наполеона во время штурма одного из Тулонских бастионов. И Болконский в этот момент чувствует наступление того самого счастья, но тут же оно прерывается кем-то выпущенной пулей. Событие, навязанное извне, меняет его внутреннее состояние.
Когда князь Андрей очнулся, он уже думает не о славе и любви людской. Герой снова впадает в ситуацию внутренней раздвоенности. Он вынужден оставаться в Австрии на лечении, хотя теперь он больше всего на свете мечтает вернуться домой. В тот момент, когда наступает перемирие, Болконский имеет возможность реализовать новую жизненную установку на семейные ценности… Но как только он приезжает в родительский дом, Толстой устраивает внешнее событие, которое вводит Болконского в состояние трехгодичной депрессии: от родов умирает жена. В течение последующих трех лет Болконский никак преодолеть это состояние не пытается, пока судьба не столкнет его в Отрадном с Наташей Ростовой. Опять-таки, это внешнее по отношению к Болконскому событие станет двигателем его возрождения.

— С Пьером все не так?
— С Пьером дела обстоят совсем по-другому.
Пьер стал заложником ситуации, когда его, обладателя 40-миллионного состояния, взяли «в разработку» Курагины и подстроили сцену, после которой он стал сначала женихом, а потом и мужем Элен Курагиной. Пьер надеется, что это внешнее изменившееся обстоятельство изменит и его внутреннее содержание: он готов быть хорошим мужем, отцом для своих детей, возлагает на этот брак вполне серьезные надежды. Но не случается! Сначала он узнает о расточительности Элен, а потом о ее изменах… И что делает Пьер? Устав от состояния внутренней раздвоенности, он пытается его преодолеть: вызывает Долохова, которого считает своим соперником, на дуэль.
Герой, который никогда не держал в руках оружие, вызывает на дуэль в очень эмоциональном и необдуманном порыве человека, который неоднократно за дуэли бывал разжалован. Но после того, как по какому-то велению судьбы, иначе не скажешь, Пьер едва не убивает Долохова, его раздвоенность усиливается еще больше. Тогда он предпринимает еще одно исходящее изнутри действие: дает, условно говоря, свободу Элен. То есть он понимает, что источником внутреннего дисбаланса является эта женщина, и готов отказаться от половины своего состояния, от 20 миллионов, для того, чтобы ее рядом с ним не было. Пьер сам пошел на эту меру, не стал ждать изменения внешних обстоятельств.
Дальше: почему Пьер у нас остается в осажденной Москве? После того, что он увидел на Бородинском поле, после того, как чуть не убил другого человека на батарее Раевского, — он снова впал в состояние внутренней депрессии. Он видит в этой войне безумие, ищет причину этого всеобщего европейского безумия и находит ее в Наполеоне. Значит, если устранить эту причину, то восстановится, наконец, то самое равновесие сил, в том числе, баланс внутреннего и внешнего в его душе. Поэтому Пьер принимает решение остаться в Москве и совершить покушение на Наполеона. Он опять же инициирует, исходя из внутреннего ощущения собственной правоты, какие-то события, которые меняют конфигурацию в соотношении внутреннего и внешнего.
Болконский никогда этого не делает. То есть, по большому счету, Пьер как психологический тип больше приспособлен к постижению истины, а кроме того еще и к ее удержанию. Это то самое, что мы видели в романе Гончарова «Обломов». Илья Ильич - человек, живущий с такой истиной внутри, ему не надо ничего искать. У него уже все есть. И налицо здесь, конечно, даже портретное сходство - Пьера Безухова и Ильи Ильича Обломова. Это люди крупной комплекции, отнюдь не холерического темперамента, люди, которые окружают себя семьей и являются центром этой семьи.
Собственно, та же самая Наташа Ростова. За что она благодарна Пьеру? Пьер некрасивый, нельзя сказать, что он также красив, как Анатоль Курагин, или хотя бы так же благороден, как Андрей Болконский. Но Наташа благодарна ему за то, что он позволил ей ощутить женское материнское начало. С Андеем Болконским это не получилось сделать: то была любовь романтическая, любовь-мечта. С Анатолем Курагиным тоже реализовать это намерение не удалось, и, слава Богу, и не удалось бы, потому что на тот момент, когда он пытается ее украсть, он - женатый человек. Там ничего бы и так не вышло. Но вот Пьер, после того, как репутация Наташи оказалась подорванной - роман с Анатолем Курагиным разворачивался в публичном пространстве, все видели эти отношения
- Пьер, конечно, выступает ее спасителем, в эпилоге они уже вместе.
Поэтому, на мой взгляд, для Толстого очень важно показать, что Болконский - это тот персонаж, который истину постичь может, а удержать нет. Потому что он начнет рационально ее препарировать, и самое главное, не может совершить некий поступок, исходя из этого ощущения истины. В отличие от Пьера, который оказывается наделен гораздо большим жизненным инстинктом, большей жизнеспособностью. Поэтому его надо оставить в живых, а от Андрея Болконского надо отказаться.

Герои романа Л. Н. Толстого «Война и мир» привлекательны тем, что устремлены к деятельному участию в общей жизни, смело идут навстречу тяжелым испытаниям, пытаются ставить и решать вопросы, касающиеся не только их личной жизни и жизни своего народа, но и всего человечества. К таким героям, без сомнения, относится князь Андрей Болконский.
«В это время в гостиную вошло новое лицо. Новое лицо это был молодой князь Андрей Болконский» - так в круговороте лиц салона Анны Павловны Шерер появляется один из главных героев романа.
Князь Андрей безупречен и моден. Безупречен его французский. Даже имя «Кутузов» он произносит с ударением на последнем слоге, как француз. Безупречны сухие черты его лица, мундир адъютанта и походка - тихий, медленный, стариковский шаг. Завершает картину вселенская скука в глазах. Князь Андрей - светский человек. В этом смысле он подвержен всем движениям и переменам моды не только в одежде, но прежде всего в поведении, в стиле жизни. И походка, и скука во взгляде, и манера держать себя с окружающими - все выдает в нем приверженца начинающего входить в светский европейский и российский обиход дендизма.
И действительно, князь Андрей чрезвычайно дистанцирован от посетителей салона. «Его лицо портит гримаса», - замечает Толстой. Все и вся надоело и наскучило. Все окружающее ниже и уже поэтому хуже него. Но подобное отношение к миру не затрагивает людей, симпатичных ему. Он преображается, встретив Пьера. Улыбка князя Андрея становится «неожиданно доброю и приятною». А их дальнейшая беседа - разговор двух добрых товарищей, и, несмотря на то что Пьер младше Болконского, это разговор равных, безмерно уважающих друг друга людей.
Князь Андрей дан нам в романе полностью сформированным, законченным, в отличие от Пьера Безухова, становление которого происходит все семь лет романной жизни. Таким сформированным, готовым Толстой проводит князя через главные событие европейской и отечественной истории, через любовь и смерть. Все его испытания, все сюжетные движения сводятся к поискам момента истины - точки или события, в которых за личиной проступает личность, за телесным - духовное и, самое важное, душевное.
Князь Андрей закрыт, загадочен, непредсказуем. Чего стоит его сватовство к Наташе Ростовой! Князь полюбил шестнадцатилетнюю девочку. Сделал ей предложение и получил согласие на брак. После этого он преспокойно объявляет молодой невесте о своем решении ехать за границу на год. Путешествовать. Однако отсутствует более чем надобно. Любовь невинной черноглазой девочки не тронула Болконского. Его душа по-прежнему спит.
И все семь лет романного существования преследует князя самый прекрасный сон его жизни. Небо Аустерлица. Его описание - одни из лучших страниц романа и одновременно дань байронической романтике эпохи. «Прекрасная смерть», - глядя на КНЯЗЯ Андрея, произносит Наполеон. В этих словах много театра и позы, несмотря на пейзаж, наполненный мертвыми и умирающими людьми. Пробуждение не наступает ни здесь, ни позже, ни даже в «славный день Бородина». Все было ненастоящим: смерть, любовь и, как следствие, сама жизнь. Душа любого человека кристаллизуется в его отношениях с окружающими.
Князь Андрей одинок. Его движения в сюжете подчиняются скрытым от глаз закономерностям. Бородино. Полк Болконского в резерве. Уже в резерве погибла половина солдат. Чтобы сократить потери, солдатам приказано сесть. Но офицеры ходят под выстрелами. Дворянину не должно кланяться пулям. Рядом падает бомба. Глядя на ее горящий фитиль, князь приходит к осознанию некой новой для него истины. Биологическое начало. Желание жить. Ему кричат: «Ложитесь!» Но поклониться смерти не позволяет внутренний кодекс чести.
Только в конце книги, в середине четвертого тома, Толстой приоткрывает тайну души князя Андрея, а возможно, и тайну смысла всей книги. Это касается тех полутора страниц книги, где «князь Андрей умер. Но в то же мгновение, как он умер, князь Андрей вспомнил, что он спит, и в то же мгновение, как он умер, он, сделав над собою усилие, проснулся». Несомненно, это очень важный эпизод. Ибо с этого дня начинается пробуждение Болконского «от жизни». По чувствованию князя Андрея, смерть высвободила в нем дремавшую прежде светлую и могучую силу, и в душе его появилась легкость, которая уже не оставляла его.
Андрей Болконский умер. Но в этом событии не осталось места трагическому. Его смерть стала «моментом истины» его жизни. С ним прощаются герои романа. Но слишком светло, спокойно и торжественно звучат эти строки. В них нет скорби. Разве что вопрос: «Где он теперь?»

Почему умер князь Андрей в романе Война и Мир?

    Князь Андрей всегда был не от мира сего. Он не умел жить нормально. Ему нужно было гореть. Он замучил Кутузова своим стараниями и активной деятельностью, со Сперанским работал без устали. А еще когда-то он боготворил Наполеона и усердно искал свой тулон. Нет таким людям места в реальной жизни среди обыкновенных людей. И Наташа бы ему надоела через какое-то время, как первая жена. И он бы потом мучился. Такие люди горят и сгорают довольно быстро. А что касается сюжета, так ведь он был не в штабе, а среди солдат. А такие офицеры долго не живут. Обидно только, что ранен он был даже не в бою, а находясь в резерве.

    А какая была бы красивая пара: князь Андрей и Наташа! Я когда читала первый раз, так хотела, чтобы они поженились. Для меня Андрей Болконский — идеальный герой.

    Думаю что смерть такого важного героя как князь Андрей Болконского способствует обострению сюжетной линии романа, ведь если бы Болконский выжил то его история с Наташей Ростовой была бы продолжена и из великого романа история превратилась бы в Санта-Барбару.

    князь Андрей умер от раны полученной во время Бородинского сражения. Толстой тактично описывает, что рана была получена в бедро, но потом появляются сведения что рана была полостная. пенициллин был еще неизвестен и от таких ран умирали, в наше время князь Андрей скорее всего остался жив. но в последние часы жизни ему открылась истина, он стал другим человеком, простил Наташу и ушел почти счастливым.

    Потому что он получил смертельное ранение в Бородинской битве. А Толстой вероятно умертвил этого персонажа по причине исчерпанности образа — о нем все было сказано и никакого развития уже не предполагалось. Опять же разрешена проблема дальнейших отношений с Наташей Ростовой.

    Думаю, дело не в смертельной ране князя Андрея. Толстой с таким же успехом мог повернуть сюжетную линию на выздоровление героя и продолжение любви с Наташей. Но он этого не сделал. Можно только предполагать, почему. Моя версия складывается из нескольких объяснений.

    1. Линия жизни самого князя. Это по определению не тот герой, который расстался б с музами, женился…, носил бы стеганый халат, подагру б в сорок лет имел и закончил бы свои дни …среди детей, плаксивых баб и лекарей. В нем мы видим эхо романтической эпохи, далекой от приземленности, как Ленский, Данко и др. Такие сгорают во цвете лет…
    2. Насколько князь Андрей далек от обычных смертных, их слабостей и пороков, настолько он далек от человека, который способен подарить своей любимой простое человеческое счастье. Он великолепен как предмет первой влюбленности, но не как муж. В качестве семьянина Наташа с годами получила бы что-то вроде Болконского-старшего (как говорится, не из рода, а в род), с его деспотичностью, требовательностью, геометрией — всем тем, что пережила княжна Марья. Поэтому Наташе — любимой героине Толстого — нужен был другой муж — Пьер. А князь Андрей, соответственно, должен был уйти.
  • Князь Андрей Болконский — образ чистого русского рыцаря, мечтающего о славе и страдающего то ли цезарианством, то ли бонапартизмом. Будучи сыном своего отца, он честен до кристаллности, любит свою родину, он беспокоен, как отец, очень хорошо к нему подходит норма береги честь смолоду. Не для такого героя создана Наташа Ростова — легкая, воспламеняющая, любящая и влюбчивая. Слишком тяжел для не Андрей, нет в нем живости светского красавца, он создан только для чести и ратных деяний. И он должен уйти, как герой. И он ушел…

почему Л. Толстой заставляет умирать Болконского? и получил лучший ответ

Ответ от OLGA[гуру]
Впервые мы встречаем князя Андрея, человека с "усталым, скучающим взглядом", в светском салоне Анны Павловны Шерер, где собираются все лучшие представители высшего петербургского общества, люди, с которыми впоследствии будет пересекаться судьба героя. Гости собираются, чтобы начать непринужденный светский разговор.
Князь Андрей безразличен к этому обществу, он устал от него, "попав в заколдованный круг", из которого не вырваться, он решает найти свое предназначение на военном поприще, и, оставив жену, которую не любит отправляется на войну 1805 года, надеясь обрести "свой Тулон".
Когда начинается бой, Болконский хватает знамя и, "волоча его по земле", бежит впереди солдат, чтобы прославиться, но получает ранение -- "как будто палкой по голове". Открыв глаза, Андрей видит "высокое, бесконечное небо", кроме которого "ничего, ничего нет и.. .все пустое, все обман... ", и Наполеон кажется всего лишь маленьким, ничтожным человечком по сравнению с вечностью. С этого момента в душе Болконского начинается освобождение от наполеоновских идей.
Возвращаясь домой, князь Андрей мечтает начать новую жизнь уже не с "маленькой княжной" с "беличьим выражением" лица, а с женщиной, с которой надеется наконец создать единую семью, но не успевает -- жена умирает при родах, и упрек, который Андрей прочел на ее лице: "...что же вы сделали со мною? " -- всегда будет преследовать его, заставляя чувствовать себя виноватым перед ней.
После смерти княгини Лизы Болконский живет в своем имении в Богучарово, занимаясь устройством хозяйства и разочаровавшись в жизни. Встретившись с Пьером, полным новых идей и стремлений, вступившим в масонское общество и желающим показать, что он "другой, лучший Пьер, чем был раньше", князь Андрей относится к своему другу с иронией, считая, что "он должен доживать свою жизнь.. .не тревожась и ничего не желая". Себя он ощущает потерянным для жизни человеком.
Вновь возродиться к жизни помогла Болконскому любовь к Наташе Ростовой, с которой он встретился на балу по случаю наступления 1811 года. Не получив разрешения отца на женитьбу, князь Андрей уехал за границу.
Наступил 1812 год, началась война. Разочаровавшись в любви Наташи после ее измены с Курагиным, Болконский отправился на войну, несмотря на свою клятву больше никогда не служить. В отличие от войны 1805 года, теперь он не искал славы для себя, а желал отомстить французам, "своим врагам ", за смерть отца, за искалеченные судьбы многих людей. После смертельного ранения, полученного им на поле боя, Андрей Болконский наконец нашел, по мнению Толстого, ту высшую истину, к которой должен прийти каждый человек, --он пришел к христианскому мировоззрению, понял смысл основополагающих законов бытия, которых раньше не мог постигнуть, и простил своего врага: "Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам, да, та любовь, которую проповедовал бог на земле.. .и которую я не понимал".
Итак, постигнув законы высшей, христианской любви, Андрей Болконский умирает. Он умирает потому, что увидел возможность вечной любви, вечной жизни, а "всех любить, всегда жертвовать собой для любви значило -- никого не любить, значило -- не жить этою земною жизнью... ".
Чем больше князь Андрей отдалялся от женщин, "тем больше разрушалась преграда между жизнью и смертью" и открывался ему путь в новую, вечную жизнь. Мне кажется, что в образе Андрея Болконского, человека противоречивого, способного ошибаться и исправлять свои ошибки, Толстой воплотил свою главную идею о смысле нравственных исканий в жизни любого человека: "Чтобы жить честно, нужно рваться, путаться, биться, ошибаться.. .а главное -- бороться. А спокойствие -- душевная подлость".
Подробнее читайте

почему Л. Толстой заставляет умирать Болконского? и получил лучший ответ

Ответ от OLGA[гуру]
Впервые мы встречаем князя Андрея, человека с "усталым, скучающим взглядом", в светском салоне Анны Павловны Шерер, где собираются все лучшие представители высшего петербургского общества, люди, с которыми впоследствии будет пересекаться судьба героя. Гости собираются, чтобы начать непринужденный светский разговор.
Князь Андрей безразличен к этому обществу, он устал от него, "попав в заколдованный круг", из которого не вырваться, он решает найти свое предназначение на военном поприще, и, оставив жену, которую не любит отправляется на войну 1805 года, надеясь обрести "свой Тулон".
Когда начинается бой, Болконский хватает знамя и, "волоча его по земле", бежит впереди солдат, чтобы прославиться, но получает ранение -- "как будто палкой по голове". Открыв глаза, Андрей видит "высокое, бесконечное небо", кроме которого "ничего, ничего нет и.. .все пустое, все обман... ", и Наполеон кажется всего лишь маленьким, ничтожным человечком по сравнению с вечностью. С этого момента в душе Болконского начинается освобождение от наполеоновских идей.
Возвращаясь домой, князь Андрей мечтает начать новую жизнь уже не с "маленькой княжной" с "беличьим выражением" лица, а с женщиной, с которой надеется наконец создать единую семью, но не успевает -- жена умирает при родах, и упрек, который Андрей прочел на ее лице: "...что же вы сделали со мною? " -- всегда будет преследовать его, заставляя чувствовать себя виноватым перед ней.
После смерти княгини Лизы Болконский живет в своем имении в Богучарово, занимаясь устройством хозяйства и разочаровавшись в жизни. Встретившись с Пьером, полным новых идей и стремлений, вступившим в масонское общество и желающим показать, что он "другой, лучший Пьер, чем был раньше", князь Андрей относится к своему другу с иронией, считая, что "он должен доживать свою жизнь.. .не тревожась и ничего не желая". Себя он ощущает потерянным для жизни человеком.
Вновь возродиться к жизни помогла Болконскому любовь к Наташе Ростовой, с которой он встретился на балу по случаю наступления 1811 года. Не получив разрешения отца на женитьбу, князь Андрей уехал за границу.
Наступил 1812 год, началась война. Разочаровавшись в любви Наташи после ее измены с Курагиным, Болконский отправился на войну, несмотря на свою клятву больше никогда не служить. В отличие от войны 1805 года, теперь он не искал славы для себя, а желал отомстить французам, "своим врагам ", за смерть отца, за искалеченные судьбы многих людей. После смертельного ранения, полученного им на поле боя, Андрей Болконский наконец нашел, по мнению Толстого, ту высшую истину, к которой должен прийти каждый человек, --он пришел к христианскому мировоззрению, понял смысл основополагающих законов бытия, которых раньше не мог постигнуть, и простил своего врага: "Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам, да, та любовь, которую проповедовал бог на земле.. .и которую я не понимал".
Итак, постигнув законы высшей, христианской любви, Андрей Болконский умирает. Он умирает потому, что увидел возможность вечной любви, вечной жизни, а "всех любить, всегда жертвовать собой для любви значило -- никого не любить, значило -- не жить этою земною жизнью... ".
Чем больше князь Андрей отдалялся от женщин, "тем больше разрушалась преграда между жизнью и смертью" и открывался ему путь в новую, вечную жизнь. Мне кажется, что в образе Андрея Болконского, человека противоречивого, способного ошибаться и исправлять свои ошибки, Толстой воплотил свою главную идею о смысле нравственных исканий в жизни любого человека: "Чтобы жить честно, нужно рваться, путаться, биться, ошибаться.. .а главное -- бороться. А спокойствие -- душевная подлость".
Подробнее читайте