Сообщение о скрипке. Доклад. Тематическое занятие по музыке «История маленькой скрипки Скрипка в симфоническом оркестре

Скрипка – идеальный инструмент для развития воображения. Играть на ней хорошо еще и потому, что она дарит способность к творческим озарениям.
Известно ли вам, что из более, чем ста музыкантов в профессиональном симфоническом оркестре более тридцати - это скрипачи?
Красота тона, а также широкий диапазон выражения звуков у скрипок считается намного лучше, чем у другого инструмента.

Скрипка, практически единственный музыкальный инструмент, не считая ритуальных барабанов и греческих арф, который обожествлялся. Сохранились названия частей скрипки: голова, шея, грудь, талия, душка. Создавалась скрипка как аналог человеческого голоса. До сих пор, даже на самой современной технике, не удалось синтезировать тембр человеческого голоса и скрипки. Столетиями отрабатывались технология, материалы и способы её изготовления, которые с середины 18 века практически не менялись. Скрипка стала одним из наиболее классических инструментов.

Устройство скрипки является самым сложным с точки зрения физики, акустики и сопротивления материалов. По сути - это сложнейший акустический прибор, требующий точной настройки и регулировки.
Точная дата рождения скрипки неизвестна, но приблизительно все-таки можно судить о времени ее возникновения - это конец пятнадцатого или начало шестнадцатого века. Самые первые скрипки делали те же мастера, что производили лютни и виолы, а потом появились и скрипичные мастера. Один из них, Гаспаро Бертолотти, поселился в 1562 году в итальянском городке Брешии и работал там до конца своих дней. У Бертолотти было много учеников, и среди них - Джованни Паоло Маджини, который основал потом собственную школу мастеров.

Бертолотти, Маджини и их ученики уже пришли в основном к той форме скрипки, которую мы знаем. И звучание инструментов тоже оформилось при них - оно стало громче и ярче, чем у виол. А других задач первые брешианские мастера, видимо, и не ставили перед собой. Их дело продолжили знаменитые кремонцы. Впрочем, «продолжили» - это не совсем точно.

Существует много школ и направлений изготовления скрипки, но наиболее яркими признаны Итальянская, Французская и Немецкая. Все они имеют свои достоинства и недостатки и ощутимо отличаются друг от друга как по звуку, так и способам изготовления. Звук инструментов Итальянской школы признан самым тембристым, пластичным и управляемым. То есть музыкант может управлять тембральными характеристиками инструмента. Звук инструментов Немецкой школы отличается яркостью и пустотой. Французские инструменты звучат несколько «стеклянно» и гулко. Хотя во всех школах попадались инструменты с «чужими» признаками.

Вокруг скрипки всегда разворачиваются драматические, а порой и мистические события.В таком количестве криминальных историй, связанных, в том числе, и с кровавыми убийствами, не был замешан ни один музыкальный инструмент в мире. Ни в один музыкальный инструмент мастера так не вкладывали душу, наделяя каждое своё изделие неповторимыми чертами, позволявшими присваивать инструменту, как человеку, собственное имя. Ни один музыкальный инструмент не появляется регулярно на известных аукционах, где в связи с ним фигурируют астрономические, чаще всего семизначные, цифры. Ни один! Кроме скрипки.

Так почему вокруг неё всегда разворачиваются такие события?! Копнём историю! “Произошла” скрипка от старинной виолы – довольно крупного инструмента с ладами на грифе. На виоле играли сидя, зажав её между ног или положив боком на бедро. Шли годы, инструмент менялся. История связывает окончательное превращение виолы в скрипку с тремя семействами скрипичных мастеров из итальянского города Кремоны: Амати, Гварнэри и Страдивари. Именно родоначальник династии Страдивари – Антонио (1644–1736) – и почитается главным творцом современной скрипки.

У нового инструмента нашлось немало влиятельных противников и даже откровенных врагов. И скрипка заняла то место, которое она заслуживала по праву, только благодаря великим музыкантам, продвинувшим технику скрипичной игры далеко вперёд. И самым заметным из них был великий Никколо Паганини.
го выступления приводили зрителей в экстаз.
Присутствовавших всегда поражало его невероятное, “нечеловеческое” мастерство исполнения. Он без видимых усилий извлекал из скрипки виртуозные трели, исполнял сложнейшие вариации даже на одной струне.
Говорили, что его искусство – музыка небес, ангельские голоса. Но находились и другие, шептавшиеся за спиной музыканта, что на его инструменте начертаны колдовские знаки и что он давно продал душу дьяволу...
Познав все грани успеха, гениальный скрипач дожил до 58 лет, оставив после себя несколько миллионов франков и десятки написанных им музыкальных произведений, часть из которых настолько сложны, что до сих пор сыграть их не может никто. Второго Паганини человечество пока не породило.

Амати Николо (1596 – 1684) – итальянский скрипичный мастер. Со 2-й половины XVI в. По всей Италии стали славиться скрипки мастеров семейства Амати, издавна живших в Кремоне. В их работах окончательно сложился классический тип инструмента, сохранившийся поныне. Скрипок и виолончелей, созданных самым известным из мастеров семейства Амати – Николо, сохранилось мало, и они ценятся особенно высоко. Именно от Н.Амати сложнейшее искусство конструирования скрипок восприняли А.Гварнери и А.Страдивари.

Гварнери – семья итальянских мастеров смычковых инструментов. Родоначальник семьи, Андреа Гварнери (1626 – 1698) – ученик знаменитого Н.Амати. Особую известность и признание получили инструменты, созданные его внуком – Джузеппе Гварнери (1698 – 1744), прозванным дель Джезу. Инструментов работы дель Джезу сохранилось немного (10 альтов и 50 скрипок); в настоящее время они представляют исключительную ценность.


Страдивари (Страдивариус) Антонио (ок. 1644 – 1737) – выдающийся итальянский скрипичный мастер, ученик знаменитого Н.Амати (1596 – 1684). С юных лет до последних дней жизни Страдивари работал в своей мастерской, движимый стремлением довести скрипку до высшего совершенства. Сохранилось свыше 1000 инструментов, изготовленных великим мастером, которые отличаются изяществом формы и непревзойденными звуковыми качествами. Преемниками Страдивари были мастера К.Бергонци и Дж.Гварнери.

Во многих странах на хороших скрипачей ополчалось духовенство – даже в тихой Норвегии их считали пособниками темных сил, а норвежские народные скрипки жгли, как ведьм.
Но не все знают, что были и прямо противоположные сюжеты!
Если мы заглянем в более древний «слой» времени, мы обнаружим, что со смычковыми инструментами, родственными скрипке, вообще-то изначально изображались на фресках храмов и в рукописных Библиях ангелы, а в одной старинной рукописи Христос был назван не кем-нибудь, а «возлюбленным скрипачом».
Подобные вещи позже замалчивались, а фрески уничтожались, но на фреске Софийского собора в Киеве и сейчас можно увидеть музыканта, играющего на смычковом инструменте.

Когда-то слово virtuoso применялось к ученым. Многие скрипачи были не только артистами, художниками, поэтами скрипки, но и учеными и изобретателями. (Одно скрипичное произведение, написанное в те времена, так и называлось: «соната для изобретательной скрипки»).
Слово «виртуоз» теперь употребляется (если мы говорим о музыке) лишь в одном значении – «техническом». Между тем положение дел не изменилось: чтобы хорошо играть на скрипке, в том числе виртуозную музыку, по-прежнему нужно иметь не развитую мускулатуру, а гибкий ум и сильную интуицию.

Интересно, что верно и обратное: скрипка стимулирует работу мозга (чему есть и научное объяснение). Не зря многие выдающиеся умы любили поиграть на досуге на этом волшебном инструменте, чтобы подготовить ум к рождению новых идей. (См. – скрипка Шерлока Холмса и Эйнштейна).

Ирина Морозова
Тематическое занятие по музыке «История маленькой скрипки»

«ИСТОРИЯ МАЛЕНЬКОЙ СКРИПКИ »

(Тематическое занятие )

Цели и задачи :

Расширить кругозор, тезариус, развивать творческие способности, учить различать звучание скрипки . Развивать у детей фантазию при изображении различных персонажей, побуждать к поискам выразительных движений.

Материал :

«Дудочка и барабан» И. Чукаш, «Детская энциклопедия. Музыка от А до Я » Э. Финкельштейн, «Загадки о инструментах» П. Синявский, скрипка и смычок , видеофильм «Изготовление скрипки » , видеомагнитофон, бутафорская скрипка , костюмы кузнечика и пчелы, песня «Маленький кузнечик » сл. С. Козлова, муз. М. Сутягиной, фонограммы («Каприс» Н. Паганини, «Зима» из цикла «Времена года» А. Вивальди)

Ход занятия.

Дети входят в зал, рассаживаются.

Музыкальный руководитель (М. Р.) Отгадайте загадку.

Движенья плавные смычка

Приводят в трепет струны.

Мотив журчит издалека,

Поёт про вечер лунный.

Как ясен звуков перелив,

В них радость и улыбка.

Звучит мечтательный мотив,

Его названье …

Дети Скрипка .

М. Р. Сегодня мы поговорим о скрипке . (Показывает скрипку и смычок ) Посмотрите, как красива скрипка . У неё прекрасная «фигура» - корпус с длинной изящной шейкой, которая оканчивается головкой с колками и завитком. (Рассматривает с детьми скрипку ) Верхняя сторона корпуса, она называется верхняя дека, изготовлена из ели, а нижняя сторона, нижняя дека – из клёна. На верхней деке есть прорези, они называются эфы, так как сделаны в виде латинской буквы f. Между эфами находится подставка, которая поддерживает струны. Если вы заглянете в прорези эфы, то под правой стороной подставки увидите маленькую палочку , соединяющую обе деки. Это и есть «душа» скрипки , она так и называется – душка. Для чего нужны эти главные части скрипки ?На колках держатся четыре струны : струна ми, струна ля, струна ре и струна соль. Называют их так потому, что они настроены на эти звуки. Поворачивая колки, скрипач настраивает струны . Струны натянуты над грифом. Скрипач прижимает их пальцами левой руки – так он изменяет длину струны, получая то более низкие, то более высокие звуки. Теперь вы видите, какая сложная конструкция у скрипки , наделенной чудесным голосом. Скрипка считается довольно молодым музыкальным инструментом , но понадобилось немало времени для создания её современной формы. Смычок, при помощи которого скрипач заставляет струны зазвучать, первоначально был дугообразной формы. Точь-в-точь как лук, только волос не был туго натянут. Однако пользоваться таким смычком было всё-таки не очень удобно. И скрипичным мастерам пришлось немало потрудиться над созданием его современной конструкции. Трость смычка сделана из бразильского дерева фернамбука. Волос, обычно изготовленный из белых конских волос, натянут между головкой и колодочкой трости. Длина смычка 75 см, а вес примерно 60 г. Смычок должен быть легким для того, чтобы музыкант мог легко с ним обращаться. Мы не знаем имя первого скрипичного мастера , но я назову вам имена известных школ скрипичных мастеров . Наиболее известные из них сложились в северной Италии – в Бреши (Гаспар да Сало и Джованни Маджини, в Кремоне (Амати, Страдивари, Гварнери, Бергонци) . Сейчас мы посмотрим, как делают скрипки мастера .

Просмотр видеоматериала «Изготовление скрипки »

М. Р. Если провести смычком по струнам, то сразу услышишь необыкновенный звук. Послушайте!

Звучит фонограмма «КАПРИС» Н. Паганини

М. Р. Лучше всех на скрипке играл Никколо Паганини. Он жил очень давно. У этого человека был необычайно развит музыкальный слух и были необыкновенно гибкие пальцы. Он не только играл на скрипке , но и сочинял музыку для своего любимого инструмента. Мы её сейчас с вами услышали. В нашей стране тоже были замечательные скрипачи – это Л . Коган, Д. Ойстрах. (Показывает портреты скрипачей ) . Во всем мире известны ансамбли скрипачей «Вивальди» , «Виртуозы Москвы» . Сейчас я хочу предложить вам послушать в их исполнении отрывок из скрипичного концерта А . Вивальди «Времена года»

Звучит фонограмма «ЗИМА» А. Вивальди («Времена года» ).

М. Р. Сейчас мы послушаем стихотворение Э. Огнецвета «Скрипка »

Ребенок Зеленый кузнечик

Играет на скрипке ,

Заслушались бабочки,

Птицы и рыбки.

Пусть первую скрипку

Подарят и мне,

Где звонкая тайна есть

В каждой струне.

Я стану учиться,

А будущим летом

С кузнечиком вместе

Сыграю дуэтом.

Инсценирование песни «МАЛЕНЬКИЙ КУЗНЕЧИК » сл. С. Козлова, муз. М. Сутягиной (Приложение №2)

М. Р. Напоследок я хочу загадать вам ещё одну загадку.

В лесу вырезана,

Гладко выписана,

Поёт, заливается.

Как называется?

Дети Скрипка .

ПРИЛОЖЕНИЕ :

Маленький кузнечик до полудня спал.

С полудня до вечера на скрипочке играл .

Прилетела, села важная пчела.

Музыканта маленького слушать начала .

Золотистым кругом света и тепла

Над зелёным лугом музыка плыла .

Музыка звучала , и, забыв дела,

Головой качала важная пчела.

И кузнечик маленький на скрипочке играл ,

Будто всем по горсточке он счастье раздавал.

Не кричал, не плакал, слов не говорил,

По зелёной скрипице травиночкой водил .

Публикации по теме:

Сценарий новогоднего утренника для подготовительной группы «Новогодняя история с маленькой елочной» Сценарий новогоднего утренника для подготовительной группы Роли: Взрослые: Ведущий, Баба Яга, Дед Моро, Снегурочка, Дети: ёжик, зайчик,.

Название: Интегрированная непосредственно образовательная деятельность по музыкальному воспитанию в старшей группе детского сада «7 цветов.

Интегрированное музыкальное занятие Музыкальный руководитель МАДОУ Детский сад № 2 «Светлячок» Мануиленко В. В. Образовательная область:.

История маленькой скрипки. История маленькой скрипки. Программа задачи: Пополнить знания детей о скрипке. (Откуда появилась её конструкция); продолжить знакомство.

Комплексно – тематическое планирование «История Отечества» подготовили Кузнецова Марина Рафаильевна - музыкальный руководитель, Егорова.

Пожалуй, нигде потеря времени не сказывается с такой очевидностью, как при воспитании ребёнка. Взрослый человек, провалявшийся на диване с пустой книжонкой, возможно, наверстает время, если ляжет спать попозже. Ребёнок, оставшийся за бортом воспитания — трудового, умственного, физического или музыкального — теряет какие-то драгоценные качества личности, которые трудно вернуть. Трудно, но возможно. Поэтому не будем ситуацию излишне драматизировать. Если вы не сделали первые шаги в музыкальном воспитании в самом раннем детстве, то приступайте к этому сегодня, когда вашему ребёнку 4 или 5 лет.

Слушание музыки

При правильном музыкальном развитии дети в этом возрасте перед слушанием музыки устраиваются поудобнее, замолкают. Они узнают знакомую музыку, радостно сообщают об этом взрослым. Могут высказать о музыке своё впечатление: «Хорошая песенка», «Там поёт птичка», «Я слышу, как шумит ветер» и т.п. Некоторые могут подобрать услышанную мелодию на детском музыкальном инмтрументе или на настоящем пианино.

Дети разные. Одни общительные, всё любят делать вместе, спрашивают, если что-то непонятно; другие ищут ответ на интересующий их вопрос самостоятельно. Первых большинство. Вот бегает по квартире этакий комочек энергии, и, кажется, ничто не в силах остановить его внимание надолго. Но вот он видит, что вы сидите неподвижно и слушаете музыку. Общительные дети не выдержат и обязательно спросят:

— Что ты делаешь?
— Слушаю музыку.
— Какую музыку?
— Это симфония.
— Какая ещё симфония?
— Симфония — это когда много инструментов играют вместе, рассказывая о чём-то важном.
— А это интересно?
— Очень.

Не исключено, что ребёнок спросит:

— Можно я послушаю?
— Можно, только не балуйся. Не разговаривай. А, если тебе надоест, уходи.

Хотя подобный способ приобщения к слушанию музыки дошкольников функционирует не всегда, но попытаться действовать в этом направлении стоит. Ребёнок на примере взрослых усваивает, что музыку слушают внимательно. При этом не разговаривают, не мешают другим. Немалое значение имеет и то, что дети видят, как взрослый, который всегда так занят, не торопится, слушает музыку сосредоточенно, не отвлекается. Личный пример эффективнее самых красноречивых слов.

Как рассказывать о музыке

Многие считают, что вовсе не обязательно объяснять ребёнку, что такое симфония или соната. Всё равно, мол, не поймёт. Он не поймёт, конечно, в чём сущность симфонии. Это верно. Но он узнает, что такая форма существует, и что музыка имеет разные формы. Усвоение знаний о музыке, музыкальных инструментах, композиторах и музыкантах (разумеется, если обо всём этом говорится доступным малышам языком) помогает музыкальному развитию ребёнка. Лучше всего рассказывать о музыкальных инструментах в форме, которая маленькому человеку ближе всего. В форме сказки.

Сказка о скрипке

Прослушайте пьесу, где звучит скрипка. Да и саму сказку можно рассказывать на фоне тихой скрипичной музыки.

Покажите ребёнку изображение скрипки. Или нарисуйте сами. Ещё лучше, если у вас дома найлётся игрушечная скрипочка. Совсем хорошо, если есть настоящая. А теперь расскажите придуманную нами сказку про скрипку. Уверены, что многие родители, обладающие большей, чем мы фантазией, могут придумать сказку и получше. Хорошо, если удастся ввести в слушание сказки элементы игры.

Внимание, игра. Вы пишите заранее ответы на приведённые здесь и другие, придуманные вами по теме сказки, вопросы и раскладываете листы на столе под соответствующими номерам. Прежде чем начать рассказывать сказку, объясните ребёнку условия игры. Например, так:

— Сейчас я расскажу тебе сказку про инструмент, который называют королевой музыки, — скрипку. Потом задам вопросы. Слушай внимательно. За каждый правильный ответ очко получаешь ты. За неправильный — я. Выигрвывает тот, кто получит больше очков.

Уверены, что после такого вступления ребёнок будет слушать сказку внимательно и с большим интересом.

В одном царстве, в одном государстве жила девочка. Родители её любили музыку. Потому они назвали девочку Скрипка и научили её играть на скрипке. Девочка выросла и стала музыкантом. Она разъезжала по городам и деревням, играла на скрипке и приносила людям радость.

В этом царстве жил злой человек. Он не любил музыку, и ему не нравилось, что люди радуются, когдав слышат звуки скрипки. Однажды перед концертом он тайком пробрался в комнату, где лежала скрипка, и перерезал три струны. А последнюю четвёртую перерезать не успел. Однако девочка сумела очень хорошо сыграть и на одной струне.

Тогда на другом концерте злой человек снова пробрался в комнату, где лежала скрипка, и вырвал все волосы из смычка, которым Скрипка извлекала звук. В этот раз злодею удалось сорвать концерт, потому что другого смычка у девочки не было. А главное — в этом царстве не было лошади, из хвоста которой можно было взять волосы для смычка.

Скрипка без смычка не могла играть. Девочка сидела на дороге и плакала. В это время мимо проезжал на белом коне принц из соседнего королевства.

— Что ты плачешь? — спросил принц.
— У меня нет конского волоса для смычка, и я не могу играть на скрипке, — сказала Скрипка.
— Не плачь. Я дам тебе волос из хвоста моего коня, — сказал принц.

Он вставил волосы из хвоста своего коня в смычок, и Скрипка заиграла. Игра скрипки и сама Скрипка так понравились принцу, что он предложил девочке поехать с ним в его королество и стать его женой.

Так Скрипка стала королевой, а её скрипка — королевой музыки.

Вопросы к сказке

— Как звали девочку и инструмент, на котором она играла?
— Сколько у скрипки струн?
— Как называется то, чем водят по струнам и извлекают звук?
— Из чего сделаны волосы на смычке?
— Почему злой человек обрезал струны на скрипке и вырвал волос мз смычка?

Возможны, разумеется, и другие вопросы, а также другое развитие сказочного сюжета. Ответы отчётливо, печатными буквами напишите на другой стороне листочка, чтобы дети, умеющие читать, прочитали их сами.

Рассказывать о музыке так, чтобы ребёнку было интересно, непросто. Замечено, что больше всего маленького слушателя интересуют детские годы музыканта или композитора. Или истории, героями которых являются дети.

Рассказ о «Марше деревянных солдатиков» П. Чайковского

У Петра Ильича Чайковского был 8-летний племянник Володя Давыдов. Он любил играть в солдатики, и ему композитор посвятил этот марш. Володя достал из коробки солдатиков. Если хочешь, и ты достань своих солдатиков и поставь их в ряд. Видишь, они стоят ровно и ждут команды. Раздался приказ, зазвучала музыка, и они пошли. Прислушайся, и ты услышишь как бодро и чётко они идут: «Раз-два! Раз-два!» Солдаты проходят мимо Володи, который принимает парад.

После такого рассказа дети понимают, что музыка способна выражать нечто вполне определённое. У них появляется интерес к тому, чтобы понять, что именно музыка выражает, а, следовательно, возникает желание слушать музыку.

О детском настроении

О детском настроении несколько слов отдельно. Сегодняшнее, сиюминутное настроение играет для ребёнка немалую роль (в значительно большей степени, чем у взрослого), как при слушании музыки, так и при занятиях на музыкальном инструменте. Вчера, в солнечный удачный день всё ему было в радость. А сегодня что-то не ладится, и музыка его только раздражает. Ну что ж! В отношении детей, особенно маленьких, далеко не всегда уместны точный распорядок и неукоснительная дициплина. Напротив, здесь, на наш взгляд, необходима гибкость и способность к компромиссам.

Знаем семью, в которой для пятерых детей распорядок дня был расписан до мелочей. И родители поставили перед собой задачу точно придерживаться составленного графика. Любые отклонения от него жёстко присекались. Результат оказался плачевный. Как только дети подрастали и выходили из-под контроля родителей, они, что называется, «пускались во все тяжкие»: уходили из семьи, рано вступали в сексуальные отношения, даже принимали наркотики. Побеждало стремление вырваться из-под системы подавления детских желаний, которые далеко не всегда совпадают с желаниями взрослых. Так бывает, когда вода, долго сдерживаемая запрудой, прорывается на свободу, затапливая всё кругом.

Не стоит насильно заставлять детей делать то, к чему сегодня у них не лежит душа.

Музыкальный вкус детей, как правило, зависит от вкуса родителей

Какую музыку давать слушать в дошкольном возрасте? Правильно ответить на этот вопрос важно, так как музыкальный вкус малышей только формируется и они не способны отличить хорошую музыку от плохой, неинтересной. Считаем, что вкус детей должен быть воспитан на классике, приучен к хорошей музыке.

К музыке для детей вполне подходит определение, которое дал С. Маршак для детской литературы: «Она должна быть написана как для взрослых, только намного лучше». Как в классической музыке, так и в «лёгкой» (разделение это достаточно условно) у детей есть свои предпочтения. Не берёмся объяснить почему, но замечно, что Моцарта, например, маленькие слушают особенно охотно. Кто знает, почему? Не исключено, что композитор, в детстве имевший славу вундеркинда, сохранил в своей музыке то яркое, детское, подзабытое нами, взрослыми, восприятие мира. И потому особенно понятен маленьким слушателям...

Знаем семью, в которой девочка с удовольствием слушала музыку Шопена. В другой семье папа увлекался современной , и любимым композитором его шестилетней дочки был Хиндемит. Сын одного из авторов в четыре года любил слушать «Лунную сонату» Бетховена. «Дети, — писал И. П. Павлов, — тонко перенимают не только привычки и манеры взрослых, но и их эмоции».

Сочинение музыки

Случается и так: после слушания музыки, соединённой с рассказом, малыши сами пытаются сочинять музыку. Особенно часто это происходит после того, как узнают, что некоторые композиторы и музыканты сочиняли музыку в детстве. Если в доме есть пианино или детские музыкальные инструменты, малыш подолгу сидит, нажимая на клавиши и прислушиваясь к звукам. Не надо останавливать его, даже если звуки кажутся вам бессмысленными. Напротив. Такие попытки надо всячески поощрять: «Ой, молодец! Ну-ка, повтори ещё раз! Как у тебя здорово получилось! Как будто медведь прошёл... Как будто белочка пробежала...» И т.п.

Вот несколько советов

  • Запишите мелодию на магнитофон. Потом вместе с ребёнком прослушайте.
  • Постарайтесь в словах выразить, на что похожа написанная малышом музыка, какое настроение в ней выражено.
  • Придумайте вместе с юным композитором название мелодии.
  • Если сумеете, запишите детское сочинение в нотах.
  • Пусть у детей, которые учится играть на каком-то музыкальном инструменте, собственные произведения войдут в репертуар.
  • Хорошим стимулом к сочинению музыки могут стать ваши задания. Придумай грустную мелодию. Или весёлую. Или мелодию колыбельной песни для куклы. Сочини мелодию к стихотворению. На наш взгляд, хорошо использовать для этих целей детские стихи А. Барто, С. Маршака, К. Чуковского и других популярных авторов. Хорошие детские стихи хорошо ложатся на музыку.

Музыка и рисунок

Дети мыслят образами. Поэтому они с удовольствием рисуют то, что слышат. Особенно это относится к музыкальным произведениям изобразительного хзарактера. Где образ, заложенный в музыке, выражен ясно и отчётливо. Иногда даже в названии пьесы, как, например, в «Детском альбоме» П. Чайковского, Р. Шумана или, скажем, в пьесах для детей С. Майкапара, А. Гречанинова и других композиторов.

Интересные факты о скрипке расскажут много нового об этом струнном музыкальном инструменте.

Современная скрипка имеет возраст больше 500 лет. Она была спроектирована в 1500-х годах Андреа Амати.

В 2003 году Атхира Кришна из Индии вошел в книгу рекордов Гиннеса, беспрерывно играя на скрипке в течение 32 часов.

Игра на инструменте сжигает 170 калорий в час.

Скрипки обычно изготавливают из древесины ели или клена. Скрипки очень сложны. Более 70 различных кусков дерева собраны вместе для создания современной скрипки.

До 1750 года струны делались из овечьих кишок.

Инструмент стимулирует работу мозга.

Слово скрипка происходит от средневекового латинского слова vitula, что означает струнный инструмент ;

В городе Гуанджоу (юг Китая) была создана самая маленькая скрипка в мире, длинной в 1 см.

Чрезвычайно высоко ценятся скрипки производства Страдивари и Гварнери.

Самая дорогая скрипка, когда-либо купленная частным инвестором, была приобретена за 16 миллионов долларов. Тем не менее, Музей Ашмолея в настоящее время владеет скрипкой стоимостью 20 миллионов долларов.

Известные скрипачи:

  • Арканджело Корелли (1653-1713) — итальянский скрипач и композитор, один из основоположников жанра кончерто гроссо.
  • Антонио Вивальди (1678-1741) — венецианский композитор, скрипач, педагог, дирижер.
  • Джузеппе Тартини (1692-1770) — итальянский скрипач и композитор. Усовершенствовал конструкцию смычка, удлинив его, и выработал основные приемы ведения смычка, признанные всеми современными ему скрипачами Италии, Франции и вошли в общее употребление.
  • Джованни Баттиста Виотти (1753-1824) — итальянский скрипач и композитор, автор 29 концертов для скрипки.
  • Николо Паганини (1782-1840) — итальянский скрипач, гитарист и композитор, автор скрипичных каприсов, концертов.
  • Анри Вьетан (1820-1881) — бельгийский скрипач и композитор, один из основателей национальной скрипичной школы. Автор многочисленных произведений для скрипки — семи концертов с оркестром, ряд фантазий, вариаций, концертных этюдов и др.

Безусловно, все знают скрипку. Самая изысканная и утонченная среди струнных инструментов скрипка являет собой способ передачи эмоций умелого исполнителя слушателю. Являясь где-то мрачной, несдержанной и даже грубой, она остается нежной и ранимой, прекрасной и чувственной.

Мы приготовили вам несколько увлекательных фактов об этом волшебном музыкальном инструменте. Вы узнаете, как устроена скрипка, сколько на ней струн, и какие произведения сочиняются композиторами для скрипки.

Как устроена скрипка?

Её строение просто: корпус, гриф и струны. Аксессуары для инструмента весьма различны по своему предназначению и степени важности. К примеру, нельзя упустить из внимания смычок, благодаря которому из струн извлекается звук, или же подбородник и мостик, позволяющие исполнителю наиболее комфортно устроить инструмент на левом плече.

А ещё встречаются аксессуары наподобие машинки, которая позволяет скрипачу без потери времени поправить изменившийся по какой-либо причине строй, в отличие от использования держателей струн – колков, работать с которыми намного сложнее.

Самих струн всего четыре, настроенных всегда на одни и те же ноты – Ми, Ля, Ре и Соль. скрипки? Из разных материалов – они могут быть и жильными, и шёлковыми и металлическими.

Первая струна справа настраивается на «Ми» второй октавы и является наиболее тонкой из всех представленных струн. Вторая струна вместе с третьей «олицетворяют» ноты «Ля» и «Ре» соответственно. У них средняя, почти одинаковая толщина. Обе ноты находятся в первой октаве. Последней, самой толстой и басовитой является четвёртая струна, настраиваемая на ноту «Соль» малой октавы.

Каждая струна имеет свой тембр – от пронзительного («Ми») до густого («Соль»). Это и позволяет скрипачу так умело передавать эмоции. Также звук зависит и от смычка – самой трости и натянутого на неё волоса.

Какие бывают скрипки?

Ответ на этот вопрос может быть запутанным и разнообразным, но мы ответим достаточно просто: есть наиболее привычные для нас деревянные скрипки – так называемые акустические, а есть и электроскрипки. Последние работают от электричества, а звук их слышен благодаря так называемой «колонке» с усилителем – комбику. Несомненно, что устроены эти инструменты по-разному, хотя могут внешне выглядеть одинаково. Техника игры на акустической и электронной скрипке существенно не отличается, но к аналоговому электронному инструменту по-своему приходится привыкать.

Какие произведения пишут для скрипки?

Произведения – отдельная тематика для размышлений, ведь скрипка – великолепно проявляет себя и как солист, и в . Поэтому для скрипки пишут сольные концерты, сонаты, партиты, каприсы и пьесы других жанров, а также партии для всевозможных дуэтов, квартетов и других ансамблей.

Скрипка может участвовать практически во всех направлениях музыки. Чаще всего на данный момент она включается в классику, фольклор и рок. Вы можете услышать скрипку даже в детских мультфильмах и их японских адаптациях – аниме. Все это лишь способствует возрастанию популярности инструмента и только подтверждает, что скрипка никогда не исчезнет.

Известные скрипичные мастера

Также не стоит забывать о мастерах скрипок. Наверное, наиболее известным можно назвать Антонио Страдивари. Все его инструменты являются весьма дорогостоящими, ценились они в прошлом. Скрипки Страдивари являются самыми знаменитыми. При жизни он изготовил более 1000 скрипок, но на данный момент сохранилось от 150 до 600 инструментов – информация в различных источниках порой поражает своим разнообразием.

Среди других фамилий, связанных с мастерством изготовления скрипок, можно назвать семейство Амати. Разные поколения этой большой итальянской семьи совершенствовали смычковые музыкальные инструменты, в том числе они улучшили строение скрипки, добиваясь от неё сильного и выразительного звучания.

Знаменитые скрипачи: кто они?

Некогда скрипка была народным инструментом, но со временем техника игры на ней стала сложной и из народной среды стали выделяться отдельные умельцы-виртуозы, которые приводили своим искусством публику в восторг. Со времён музыкального Ренессанса славится своими скрипачами Италия. Достаточно назвать лишь некоторые имена – Вивальди, Корелли, Тартини. Из Италии происходил родом и Никколо Паганини, чьё имя окутано легендами и тайнами.

Среди скрипачей, выходцев из России, такие великие имена, как Я. Хейфец, Д. Ойстрах, Л. Коган. Современному слушателю известны имена и нынешних звёзд в этой области исполнительского искусства – это, например, В. Спиваков и Ванесса-Мэй.

Считается, для того чтобы приступить к учебе игры на данном инструменте, надо иметь как минимум хороший , крепкие нервы и терпение, которые помогут преодолеть вам от пяти до семи лет обучения. Конечно, такое дело не может обойтись без срывов и провалов, однако, как правило, даже они идут только на пользу. Время учёбы будет тяжелым, но результат стоит этих мук.

Материал, посвящённый скрипке, никак нельзя оставить без музыки. Послушайте известнейшую музыку Сен-Санса. Вы её, наверняка, слышали раньше, но знаете ли вы, что это за произвдеение?

К. Сен-Санс Интродукция и рондо-каприччиозо