Снегурочка и русский национальный театр. Конспект урока "А. Н. Островский. Жизнь и творчество. Творческая и сценическая история пьесы «Снегурочка»". Другие мероприятия режиссера

Александр Николаевич
Островский (1823 – 1886) –
известный русский
писатель и талантливый
драматург.
Основоположник
современного русского
театра, основатель
Артистического кружка,
член-корреспондент
Петербургской Академии
наук и обладатель
премии Уварова.

История создания
В 1873 году А. Н. Островский, под влиянием идей А. Н.
Афанасьева, пишет пьесу, столь известную и любимую
русским народом, - «Снегурочка». Работая над пьесой,
Островский внимательно изучал многочисленные
фольклорные, исторические, этнографические
источники. Среди фольклорных источников
«Снегурочки» следует отметить народные сказки,
обрядовую поэзию, народные заговоры, народные
песни. Он, соединив сказки, легенды и песни воедино,
придал народному творчеству весьма своеобразный
колорит. Поэтому сюжетная основа истории
Снегурочки в пьесе А.Н. Островского целиком не
совпадает ни с одним из вариантов сказки, бытующих в
народной среде. Сюжет

Сюжет
Произведение
Островского «Снегурочка» -
это удивительная сказка, в
которой показана красота
окружающего мира, любви,
природы, молодости. В
«Снегурочке» главное место
занимают человеческие
отношения. На первый
взгляд, сюжет выглядит
совершенно фантастичным.
Но потом оказывается, что в
этой фантасмагории
просматриваются живые
человеческие характеры.

В весенней сказке А. Н. Островского «Снегурочка» из
маленькой девочки – внучки героиня превращается в
прекрасную девушку, способную зажечь сердца юных
берендеев горячим чувством любви. Она предстаёт, как дочь
Деда-Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время
летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы. Внешне она
предстает в произведении как прекрасная бледная
светловолосая девушка, одета она в бело-голубую одежду с
меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички). Весь
этот облик представляет зиму с ее белоснежностью снегов и
холодом морозов. Весенняя же сторона характера героини
представлена ее необыкновенной эмоциональностью и
стремлением познать человеческие чувства, хоть и
губительные для нее. Действие происходит в сказочном месте
- царстве Берендея. Описывая законы этой страны,
Островский словно рисует своей идеал общественного
устройства. В царстве Берендея люди живут по законам
совести и чести, стараются не вызвать гнев богов.

Здесь очень большое значение придается красоте. Ценится
красота окружающего мира, красота девушек, цветов,
песен. Не случайно певец любви Лель оказывается столь
популярен. Он как бы олицетворяет молодость, пылкость,
горячность.

Отзывы Что удивительно, первоначально пьеса не
имела успеха у публики, она казалась грубой и неумело
написанной. Но это было только поначалу... Весеннюю
сказку А.Н. Островского высоко оценили А.И. Гончаров
и И.С. Тургенев, однако многие отклики современников
были резко отрицательными. Драматурга упрекали за
отход от социальных проблем и «прогрессивных
идеалов». Так, язвительный критик В.П. Буренин
сетовал по поводу обозначившегося тяготения А.Н.
Островского к фальшивым, «призрачнобессмысленным» образам Снегурочек, Лелей,
Мизгирей. В великом русском драматурге критика
желала видеть прежде всего обличителя «темного
царства».

Постановка в театре
Театральная постановка «Снегурочки» московским Малым
театром (11 мая 1873 г.) фактически провалилась. Несмотря на
то, что в спектакле были задействованы все три труппы:
драматическая, оперная и балетная, а музыку к нему написал
сам П.И. Чайковский, несмотря на использование
технических диковинок: движущихся облаков, электрической
подсветки, бьющих фонтанов, скрывающих исчезновение
«тающей» Снегурочки в люке, – пьесу большей частью ругали

10.

Публика, как и критика, оказалась не готова к поэтическому
пируэту автора «Грозы» и «Пучины». Лишь в начале ХХ века
драматургический замысел А.Н. Островского был оценен по
достоинству. А.П. Ленский, поставивший «Снегурочку» в
сентябре 1900 г. в Москве, замечал: «У Островского с избытком
хватило бы фантазии для того, чтобы переполнить свою
сказку до краев родной чертовщиной. Но он, видимо,
намеренно экономил фантастические элементы, экономил
для того, чтобы не заслонять фееричностью другого, более
сложного элемента – поэтического».

11.

В Петербурге, на сцене Александринского театра,
постановка состоялась лишь 27 декабря 1900 года, в бенефис
артиста Варламова.В 1881 года композитор Н. А. РимскийКорсаков написал на текст пьесы оперу «Снегурочка».
Опера поставлена в Петербурге 29 января 1882 года.
В Москве, на сцене частного оперного театра - 8 октября
1885 года.На сцене Большого театра в Москве постановка
состоялась 26 января 1893 года.

Спектакль «Снегурочка» в Новом Пространстве Театра Наций

«Снегурочка» в театре Наций

Дети - самые непредвзятые зрители, которые не смотрят ни на имя режиссера, ни на известность актеров… Поэтому увлечь и заинтересовать их особенно сложно. Олег Долин и вовсе поставил перед собой непростую задачу - он решил показать всем известную пьесу Островского «Снегурочка» совсем с другой стороны, в первую очередь как добрую и поучительную сказку.

О спектакле «Снегурочка»

«Снегурочка» - спектакль, открывающий новый и оригинальный проект для детей. Он, в отличие от многих других постановок, предполагает серьезный разговор, в ходе которого предстоит ответить на непростые вопросы. Кроме того, Олег Долин стремится приблизить сказку к современности, показав, что она вполне может быть актуальной.

Премьера спектакля «Снегурочка» в театре Наций - одно из самых ярких событий осени 2018 года.

Другие мероприятия режиссера

Олег Долин, несмотря на то, что известен больше как кино и театральный актер, уже не первый раз радует маленьких зрителей своими постановками. На сцене РАМТ уже идет его спектакль «Морозко». И вот теперь он удивил ребят современной и необычной «Снегурочкой».

Как купить билеты на спектакль

Как ни странно, но хороших и действительно ярких спектаклей для детей на театральной сцене ставится куда меньше, чем для взрослых. Именно поэтому купить билеты на «Снегурочку» непросто. Мы готовы помочь вам порадовать своего ребенка. Почему из всех компаний нужно обратиться именно к нам? Потому что, в отличие от конкурентов, мы:

  • понимаем, насколько важна для вас грамотная организация семейного досуга - по каждому обращению работает персональный менеджер, который ответит на все интересующие вопросы и поможет подобрать лучшие места;
  • ценим ваше время - купленные билеты курьер доставит по Москве и Санкт-Петербургу совершенно бесплатно;
  • заботимся о вашем комфорте - заказ можно оформить не только онлайн, но и по телефону. Кроме того, предусмотрена возможность оплатить его любым удобным способом: наличными, банковской картой, денежным переводом;
  • любим тех, кто нам доверяет, поэтому предусмотрели скидки для постоянных клиентов.

Спектакль «Снегурочка» наверняка привлечет не только юных зрителей Москвы, но и их родителей - хотя бы потому, что каждый хочет привить своему ребенку любовь к сказкам. А уж если эта сказка не оторвана от современной действительности - то увидеть ее хочется вдвойне сильнее!

О приближении Нового Года говорят уже не только наряженные елки и яркая иллюминация на улице и но и множество новогодних представлений. В Детском театре эстрады уже начался показ волшебной сказки "Снегурочка"!

Нам с Кирой выпала честь увидеть эту волшебную историю одними из первых)))

Снегурочка живет в уединении с Отцом Дедом Морозом. Мать Весна незримо присутствует рядом: всегда поддержит и утешит ее. И есть у нее мечта: пожить с людьми, послушать их песни, танцевать с ними без устали. Пока она решается только издалека послушать душевные песни пастушка Леля. Дед Мороз, видя ее тоску, решается отпустить ее, но для защиты и помощи отправляет вместе с ней своего верного слугу Лешего.
Снегурочка знакомится с Лелем, но ей не понятно как такая душевная песня может стоить всего лишь ее поцелуя. Купава готова стать верной подругой Снегурочке и знакомит ее со своим суженным Мизгирем. Но тут происходит неожиданное....

Очень интересно, по-новому интересно зазвучали в сказке народные мотивы. А в сочетании с танцами превратилось в яркое зрелище: тут и зимние забавы ("слепили" отличного снеговика), и обычай одаривать подарком не только невесту, но и ее подружек, и масленичный хоровод, когда каждый берется за цветную ленту и т.д.
Очень понравились костюмы героев: яркие, самобытные, интересные, имеющие свой неповторимый стиль. Особенно выделялись костюмы Деда Мороза, Снегурочки, Лешего и Мизгиря. Кокошник, пышная юбка, синие цветы в стиле гжель: одеждой Снегурочки можно любоваться бесконечно) До сих пор не понимаю хитрости, с помощью которой большой цветок на юбке поменял цвет!
Еще хочу добавить про декорации: воздушные конструкции, которые то превращались в трон, то в кусты в зимнем лесу были прекрасны. А прозрачный занавес, разделяющий сцену на две части, который то мерцал звездочками, то подсвечивался разными цветами.

Оригинальное окончание сказки неожиданное и, я бы сказала, в современном стиле: хороших песен для сильного и взаимного чувства все же не достаточно. Для меня вся постановка случилась неожиданной: я почему-то думала увидеть классическую сказку про Снегурочку, но нужно было познакомиться с первоисточником) У А.Н. Островского был свой взгляд на историю про Снегурочку))) Авторы постановки решили, что Новый год - это веселый праздник, поэтому в это волшебное время сказки не могут заканчиваться печально! Поэтому сказка заканчивается неординарно и, может быть, даже не логично, но это и есть самое интересное!

Очень уютный и удобный зрительный зал: хороший подъем, да и еще можно взять для ребенка подушку. Перед представлением ребята могут попробовать себя в русских народных забавах. Мы когда зашли в здание Детского театра эстрады мы сразу словно на ярмарку попали, так шумно и задорно ребят зазывали присоединиться))

Яркое и музыкальное новогоднее представления для детей и их родителей. Если вы готовы к современному прочтению классической пьесы, великолепным костюмам, ярким танцам и нетривиальному окончанию сказки, то это спектакль для вас! Прихватите с собой новогоднее настроение и приходите)

Первое драматическое представление «Снегурочки» состоялось 11 мая 1873 года в Малом театре, в Москве. Музыка к спектаклю была заказана П.И. Чайковскому Островский в процессе работы над пьесой по частям посылал её текст Чайковскому. «Музыка Чайковского к „Снегурочке” очаровательна», - писал драматург. «„Снегурочка” <...> была написана по заказу дирекции театров и но просьбе Островского в 1873 году, весной, и тогда же была дана, - вспоминал позднее, в 1879 году, Чайковский. - Это одно из любимых моих детищ. Весна стояла чудная, у меня на душе было хорошо, как и всегда при приближении лета и трёхмесячной свободы.

Пьеса Островского мне нравилась, и я в три недели без всякого усилия написал музыку. Мне кажется, что в этой музыке должно быть заметно радостное весеннее настроение, которым я был тогда проникнут».

К участию в спектакле были привлечены все три труппы тогдашнего Императорского театра: драматическая, оперная и балетная.

«Пьесу ставлю я сам, как полный хозяин, - с радостью сообщал Островский, - здесь очень хорошо понимают, что только при этом условии она пойдёт хорошо и будет иметь успех. Завтра я читаю „Снегурочку” артистам в третий раз, потом буду проходить роли с каждым отдельно». Долго обсужлалась сцена таяния Снегурочки. Помощник машиниста сцены К.Ф. Вальц вспоминал: «Было решено окружить Снегурочку несколькими рядами очень небольших отверстий в полу сцены, из которых должны были подниматься струйки воды, которые, сгущаясь, должны скрыть фигуру исполнительницы, опускающуюся незаметно в люк под лучом прожектора».

В связи с ремонтом в помещении Малого театра «Снегурочку» было решено играть в Большом. Для драматических актёров сцена Большого театра оказалась неудобной. Она была слишком велика и акустически не приспособлена для естественно, по-бытовому звучащего голоса. Это во многом помешало успеху спектакля. Актёр П.М. Садовский писал Островскому, не присутствовавшему на премьере: «Пьесу публика с большим вниманием слушала, но многого совсем не слыхала, так сцена Купавы с Царём, несмотря на всё старание Никулиной говорить громко и отчётливо, была слышна только наполовину». На другой день после спектакля драматург В.И. Родиславский послал Островскому подробный «отчёт», в котором сообщал о тех же недостатках спектакля: «...многие чудные, первоклассные поэтические красоты, столь щедро рассыпанные вами в пиесе, погибли и могут воскреснуть только в печати... Но буду рассказывать по порядку. Прелестный монолог Лешего пропал совершенно. Полёт Весны был довольно удачен, но её поэтический монолог показался длинен. Остроумная народная песня о птицах пропала, потому что музыка не позволила расслышать слова, столь острые, что над ними призадумалась цензура. Пляске птиц аплодировали. Чудесный рассказ Мороза о его забавах пропал, потому что был пущен не рассказом, а пением с музыкой, заглушавшей слова. Монолог Масляницы не удался, потому что Миленский говорил его из-за кулис, а не скрытый в соломенном чучеле... В первом акте прелестная песенка Леля была повторена... Явления тени Снегурочки были неудачны... Мой любимый рассказ о силе цветов... не был замечен, шествие пропало, исчезновение Снегурочки было не очень искусно... Театр был совершенно полон, не было ни одного пустого места... Очень удался крик бирючей».

Об отношении публики к «Снегурочке» рецензент писал: «...одни сразу от неё отвернулись, ибо она выше их понимания, и заявили, что пьеса плоха, что она провалилась и т. д. Другие, к удивлению, заметили, что, когда они смотрели её второй раз, она им стала нравиться... Музыка... и своеобразна, и весьма хороша, главное - совершенно под характер всей пьесе».

При жизни Островского «Снегурочка» была сыграна в московском Малом театре 9 раз. Последний спектакль состоялся 25 августа 1874 года.

В 1880 году Н.А. Римский-Корсаков попросил у Островского разрешения воспользоваться текстом «Снегурочки» для создания оперы. Композитор сам составил либретто, согласовав его с автором. Впоследствии Римский-Корсаков вспоминал: «В первый раз „Снегурочка” была прочитана мной около 1874 года, когда она только что появилась в печати. В чтении она тогда мне мало понравилась; царство берендеев мне показалось странным. Почему? Были ли во мне ещё живы идеи 60-х годов или требования сюжетов из так называемой жизни, бывшие в ходу в 70-х годах, держали меня в путах? <...> Словом, чудная, поэтическая сказка Островского не произвела на меня впечатления. В зиму 1879-1880 года я снова прочитал „Снегурочку” и точно прозрел на её удивительную красоту. Мне сразу захотелось написать оперу на этот сюжет».

Первое представление оперы Римского-Корсакова состоялось в Петербурге, в Мариинском театре, 29 января 1882 года.

Зимой 1882/83 года «Снегурочка» в драматической постановке была исполнена любителями в доме Мамонтовых. К ней были привлечены видные представители художественной интеллигенции. Спектакль ознаменовал попытку нового прочтения пьесы. Художественную часть постановки взял на себя В.М. Васнецов. Талант художника проявился в этой работе с наибольшей силой: он сумел не только проникнуться поэзией дивной сказки Островского, воспроизвести её особую атмосферу, её русский дух, но и увлечь других участников спектакля. К тому же он прекрасно исполнил роль Деда Мороза.

Спектакль в доме Мамонтовых явился прологом к постановке «Снегурочки» Н.А. Римского-Корсакова на сцене Частной русской оперы С.И. Мамонтова в Москве 8 октября 1885 года. Художественное оформление осуществили В.М. Васнецов, И.И. Левитан и К.А. Коровин. В работе художников в первую очередь выразилось то новое восприятие сказки Островского и оперы Римского-Корсакова, которое способствовало оживлению интереса публики к этим произведениям. После премьеры ряд газет настоятельно требовал включения оперы «Снегурочка» в репертуар Большого театра. Однако на сцене Большого театра «Снегурочка» была исполнена лишь 26 января 1893 года.

В 1900 году «Снегурочка» шла в двух театрах Москвы - в Новом театре и в МХТ. Замечательный русский актёр и режиссёр В.Э. Мейерхольд писал о спектакле Художественного театра: «Поставлена пьеса изумительно. Столько красок, что, кажется, их хватило бы на десять пьес». Следует отметить, что красочность спектакля основывалась на изучении этнографического содержания пьесы; она отражала попытку передать подлинную живописность старинного быта и подойти к этой задаче серьёзно, изучить по возможности реальные формы народного прикладного искусства: костюма, обстановки жизни крестьян.

Пьеса для театра А.Н. Островского «Снегурочка»

В 1873 году А. Н. Островский, под влиянием идей А. Н. Афанасьева, пишет пьесу, столь известную и любимую русским народом, - «Снегурочка». В ней Снегурочка предстаёт как дочь Деда-Мороза и Весны-Красны, которая погибает во время летнего ритуала почитания бога Солнца Ярилы. Внешне она предстает в произведении как прекрасная бледная светловолосая девушка, одета она в бело-голубую одежду с меховой опушкой (шубка, меховая шапка, рукавички). Весь этот облик представляет зиму с ее белоснежностью снегов и холодом морозов. Весенняя же сторона характера героини представлена ее необыкновенной эмоциональностью и стремлением познать человеческие чувства, хоть и губительные для нее. Что удивительно, первоначально пьеса не имела успеха у публики, она казалась грубой и неумело написанной. Но это было только поначалу...
Действие происходит в стране берендеев в доисторическое время. Пролог на Красной горке, вблизи Берендеева посада, столицы царя Берендея. Первое действие в заречной слободе Берендеевке. Второе действие во дворце царя Берендея. Третье действие в заповедном лесу. Четвертое действие в Ярилиной долине.