Симфония 40 вольфганг амадей моцарт описание. Шедевры классики. Симфония Моцарта соль минор. Вопросы и задания

Создал в июле 1788 г. Многое роднит ее с , созданной в июне того же года: оба произведения принадлежат к числу лучших моцартовских симфоний, обе они создавались для большого авторского концерта (т.н. «академии») по подписке, относительно обеих симфоний нет данных, когда и где они впервые были исполнены, поскольку объявленная «академия» не смогла состояться по причине отсутствия денег… Однако симфонии, созданные в сжатые сроки одна за другой и при сходных обстоятельствах, глубоко различны, если не сказать – противоположны по образному содержанию: радостная, исполненная света – и трепетная 40-я.

По форме своей Симфония № 40 вполне традиционна для эпохи, в которую она создавалась. Произведение состоит из четырех частей: первая – сонатное аллегро, вторая – медленная, третья – менуэт, четвертая – финал. И все-таки одна не вполне обычная черта у этой симфонии имеется: в те времена было принято начинать первую часть медленным вступлением, но в соль-минорной симфонии таковое отсутствует, и в первой части композитор сразу же «знакомит» слушателя с главной партией. Это одна из наиболее известных мелодий, созданных композитором, которую многие вспоминают в первую очередь, когда речь заходит о . Она удивительно напоминает другую моцартовскую мелодию – арию «Рассказать, объяснить не могу я». В опере « » эта ария вложена в уста Керубино – наивного юноши, готового объять своей любовью весь мир… музыковед Михаил Казиник назвал этого персонажа «автопортретом» (не потому ли связанная с его образом мелодия возвращается несколько лет спустя в самой проникновенной симфонии ?). Но здесь мы видим минорный вариант мелодии – не бьющая через край радость бытия, а трепет душевной беззащитности. Главная партия уже в экспозиции получает широкое развитие. Побочная партия не вносит особого контраста – она столь же лирична и проникновенна, но отличается большей изысканностью и томностью. Мажорный лад придает ей чуть более светлый – в сравнении с главной – характер. В разработке партии экспозиции драматизируются в секвенционном развитии, и даже реприза не приносит успокоения. Побочная партия еще более сближается по образному строю с главной – она звучит теперь в минорном ладу.

Вторая – медленная – часть тоже написана в сонатной форме, но это не противоречит ее созерцательному спокойствию. Мерная поступь и изысканные хроматические ходы главной партии идеально гармонируют с благородным тембром альтов, затем в проведение темы включаются скрипки, а деревянные духовые «украшают» ее изящными мелодическими «завитками». Такая же изысканность присуща побочной партии. Некоторую неустойчивость и тревожность вносит разработка, но ненадолго – в репризе вновь воцаряется идиллическое спокойствие.

Третья часть – это менуэт, имеющий мало общего и с галантностью изящного придворного танца, и с грубоватым юмором деревенского менуэта: суровая мелодия, начинающаяся с решительного квартового хода, по своей ритмической природе граничит с маршем, а ведущие мелодию скрипки и флейты в октаву поддерживаются всеми остальными инструментами оркестра. Контрастом этой неумолимой поступи звучит трио с его мягкими очертаниями мелодии и прозрачной оркестровкой – с перекличками струнных и духовых.

В отличие от многих других симфоний , в финале 40-й симфонии нет ощущения праздника. Четвертая часть исполнена драматизма, зерно которого заложено уже в главной партии: страстному мелодическому «взлету» скрипок, завершающемуся «стонущим» секундовым задержанием, отвечает троекратное грозное «утверждение» тоники с предшествующим вводным тоном. Побочная партия своим лиризмом близка темам первой части, но не она играет здесь определяющую роль – ее сметает «вихрь» разработки, драматичность которой распространяется и на репризу.

Среди симфоний 40-я особенно любима публикой. Она занимает важное место не только в творчестве этого композитора, но и в истории жанра в целом, «открывая путь» романтическому симфонизму.

Музыкальные Сезоны

Среди современных ей симфоний g-moll-ная выделяется очень резко, прежде всего - чувством тоски и беспокойства, господствующим во всех ее частях. Возможно, сегодня грусть 40-й симфонии Моцарта не воспринимается как трагедия, но в XVIII века трудно найти более скорбное произведение. Иногда 40-ю симфонию называют «вертеровской» , проводя параллель с романом Гёте «Страдания молодого Вертера».

1 часть

Уже начало симфонии захватывает тревогой и смятением, когда без всякой вступительной подготовки возникает главная тема I части, звучащая как исповедь. Моменты личностные, интимные господствуют и в дальнейшем развитии симфонии g-moll , вот почему ее нередко считают предшественницей будущего романтического стиля. Поставив личные переживания человека в центр действия, 40-я симфония Моцарта утвердила новый тип лирико-драматической симфонии , получивший развитие у композиторов-романтиков.

В сонатной форме I части и главная, и побочная темы одинаково лиричны, ни одна, ни другая изначально не содержат «волевых» элементов (кварто-квинтовых интонаций, унисонных ходов, пунктированных ритмов и т.д.). Главная тема опирается на «мотивы вздоха» и широкие секстовые скачки. Учащенный ритмический пульс подчеркивает ее беспокойное волнение. Побочная тема (B-dur) более спокойна и поэтична, однако это спокойствие скоро рассеивается: в побочную тему вторгается материал главной партии (резко неустойчивые, плотные аккорды в синкопированном ритме и нарастающей динамике). Такой прием - «прорыв в побочной» - служит драматизации музыкального образа. Волевые наступательные мотивы появляются только в конце главной темы и в связующей партии, где возникает ритмически четкое движение по звукам аккордов.

Начало разработки отмечено резким тональным сдвигом из B-dur в далекий fis-moll - общий колорит внезапно темнеет. Минорные краски подчеркиваются почти на всем протяжении этой разработки. Другая отличительная черта - монотематический характер: все внимание сосредоточено исключительно на главной теме. Она то блуждает по далеким тональностям (в основном по квинтовому кругу), то дробится на мотивы, утрачивая свой первоначальный облик. При этом главная тема предстает то мрачной, горестно-исступленной (в первом разделе разработки), то проникается безысходной скорбью (во втором разделе).

Реприза обширнее экспозиции, в основном, за счет связующей партии, которая разрослась почти вдвое. В ее теме акцентируется действенная мятежность. Тем резче становится сопоставление связующей темы с побочной, которая погружаются в минор. Оминоривание мажорных тем в репризе - черта, свойственная именно моцартовским сонатным формам.

2 часть

II часть - лирическое Andante (Es-dur, сонатная форма). В драматургии цикла это момент эмоциональной передышки. Однако за внешним душевным равновесием в Andante тоже ощущается внутреннее беспокойство. Фактура главной темы поначалу имитационна. Это сразу придает музыке некоторую суровость, подчеркнутую настойчивыми повторами звуков и относительно низким регистром. Тихая, нежная побочная тема (B-dur) отличается камерностью звучания. С главной темой ее объединяют легкие, «порхающие» мотивы 32х. Однако, как и в I части симфонии, просветление, вносимое побочной темой, оказывается временным. В самом начале разработки прорывается волнение и тревога. Главная тема утрачивает свою спокойную повествовательность, ее фразы становятся напряженными, восклицательными (квартовый затакт сменяется малосекундовым). Непрерывно меняются тональности. Очень широко развивается мотив 32х, приобретающий драматическую активность. И хотя репризное проведение тем отмечено чувством умиротворения, в целом это Andante не позволяет слушателю расслабиться и отдохнуть.

3 часть

Менуэт (g-moll, сложная 3-х ч. форма) также не является здесь развлекательным жанровым интермеццо. Под такой менуэт невозможно танцевать. Властный и суровый тон музыки, неквадратные и несимметричные построения, уверенное восходящее движение по устойчивым звукам лада, нервная и взрывчатая динамика (сильные акценты на слабых долях, диссонантные задержания) - всё подчеркивает необычный и небытовой характер менуэта. Только в трио (G-dur) возникает нежный женственный образ, напоминающий о галантных нравах XVIII столетия. Но он не получает развития в дальнейшем содержании симфонии.

Финал

В классической музыке финал, как правило, проще по форме и легче по содержанию, чем первая часть: его роль - «снятие» всех конфликтов (если произведение драматического склада). Финал симфонии № 40 (g-moll, сонатная форма) к этим случаям не относится. В нем с первой до последней ноты господствует тревожное настроение. Правда, главная тема отличается ярко выраженной танцевальностью, но непевучий характер мелодии, резкие контрасты звучности, стремительность движения придают ей внутренний драматизм.

Соотношение тем экспозиции - примерно такое же, как в первой части симфонии, и судьба побочной темы оказывается столь же печальной: после бурной разработки она лишается мажорной окраски и в репризе проходит в g-moll. Разработочный раздел финала по драматической напряженности не только не уступает первой части, но даже превосходит ее.

Итак, основное содержание симфонии - это трагическое осознание несовершенства мира. Жизненные конфликты воспринимаются как неразрешимые. Напряженные поиски ясности, гармонии - безрезультатны.

Этим, очевидно, объясняется отсутствие в партитуре таких инструментов, как трубы и литавры.

СИМФОНИЯ NO 40 СОЛЬ МИНОР

Симфония соль минор принадлежит к наиболее популярным произведениям Моцарта. Среди всех моцартовских симфоний соль-минорная наиболее непосредственно-эмоциональна, лирически-задушевна. Ее можно назвать лирико-драматической симфонией.

Первая часть симфонии не имеет вступления, а начинается сразу изложением темы главной партии allegro . Эта тема носит взволнованный характер; вместе с тем она отличается певучестью и задушевностью, напоминая по типу движения, темпу и ритму арию Керубино (<<Рассказать, объяснить не могу я>>) из <<Свадьбы Фигаро>>:

Связующая партия тематически самостоятельна, отличается волевой активностью и получает широкое развитие в репризе. Побочная партия, отделенная от главной и связующей паузой, более спокойна, изящна, несколько изысканна благодаря хроматическим интонациям:

Новая ладовая окраска этой темы (параллельный мажор), иная фактура, иной тип мелодии (в первой теме после секундовой <<раскачки>> восходящее движение на сексту, здесь же вся тема движется поступенно или хроматически в более узком диапазоне) -- все это придает ей контрастный характер.

Заключительная партия строится на вычлененном первом секундовом отрезке темы главной партии и утверждает тональность побочной партии (си-бемоль мажор ). Таким образом, заключительная партия обобщает особенности главной и побочной. Такова экспозиция первой части симфонии.

В начале разработки происходит резкий тональный сдвиг, уменьшенный септаккорд и последующее нисходящее движение терций сразу же переводит музыку в очень отдаленную тональность (фа-диез минор в соль-минорной симфонии!), в которой начинается развитие темы главной партии. Этот тональный сдвиг через <<драматический>> уменьшенный септаккорд создает напряженность развития, интенсивное стремление вернуться к исходной тональности, а отсюда непрерывное и частое модулирование.

Такая тональная неустойчивость разработки, а также применение приемов полифонии и мотивного вычленения служат средством драматизации и динамизации музыкальной ткани. В разработке использована только тема главной партии, в своем развитии проходящая через обширный круг тональностей (фа-диез минор, ми минор, ре минор, до мажор, фа мажор, си-бемоль мажор ). Тональная неустойчивость разработки усугубляется еще тем, что в самой теме при окончании каждой фразы происходит ее хроматическое изменение:

Тема звучит поочередно в верхнем и нижнем регистре, сопровождаемая выразительным контрапунктом.

Переход к репризе осуществляется путем вычленения первого секундового отрезка темы и установления в процессе его развития доминанты основной тональности соль минор. Так подготовляется тема главной партии в репризе. Существенное отличие репризы от экспозиции заключается в более широком развитии связующей партии, приобретающей здесь самостоятельное значение. Другое отличие заключено в побочной партии, которая в репризе изложена в основной (даже не в одноименной) тональности. Минорное звучание побочной партии придает ей несколько меланхолический оттенок (в отличие от светлого мажора этой же темы в экспозиции).

Вторая часть симфонии (Andante) контрастирует с первой частью: ее сфера -- светлая, ясная, спокойная лирика. Написана эта часть в сонатной форме. Темы главной и побочной партий мало контрастны по характеру:

В первой теме обращает на себя внимание типично моцартовская интонация, заключающая в себе восходящее задержание, придающее музыке особую нежность и ласковость (такты 5--6) (Такую же интонацию можно услышать в арии Тамино из оперы <<Волшебная флейта>>, что указывает на родство моцартовских тем независимо от музыкального жанра.).

Все темы этой части (главная, связующая и побочная партии) объединяются характерной фигурой из тридцатьвторых, получающей интенсивное драматическое развитие в разработке.

Третья часть. В соответствии с содержанием всей симфонии третья часть (менуэт) представляет собой не столько танец, сколько драматическую миниатюру, насыщенную пафосом и страстностью выражения, но на жанровой основе обычного менуэта. Вот основная тема менуэта:

Лишь контрастная мажорная середина (весь менуэт написан в сложной трехчастной форме) вносит элемент танцевальности:

Эта середина оттеняет драматизм крайних частей менуэта с их интенсивным и напряженным развитием (путем мотивного членения, применения имитационно-полифонических приемов, хроматизации средних голосов в заключительных тактах).

Финал по своим художественным качествам не уступает предыдущим частям, а в конструктивном отношении имеет много общего с первой частью, от которой как бы перекидывается <<арка>> к финалу. Такой финал делает всю драматургию симфонии законченной и целостной как в образно-смысловом отношении, так и по форме.

Финал написан в сонатной форме (из четырех частей цикла три части написаны в сонатной форме). Главная партия состоит из двух контрастных элементов; первый исполняется одними струнными piano , второй -- всем оркестром forte:

Этот второй элемент с кадансовой концовкой тождествен заключительной партии первой части симфонии. Сходство между крайними частями цикла заключается в характере противопоставления главных и побочных партий, а также в самих побочных партиях. Как и в первой части, побочная партия экспозиции финала написана в параллельном мажоре и отличается изяществом и изысканностью благодаря хроматическим ходам:

Так же, как и в первой части, эта тема в репризе звучит не в одноименном мажоре, а в основной тональности (соль минор ), приобретая тем самым меланхолический оттенок. Аналогично и начало разработки: унисонные ходы дают ту же уменьшенную гармонию, что и в начале разработки первой части. Как и там, нисходящий ход терциями подводит к появлению темы главной партии в новой тональности.

Частое модулирование и тональная неустойчивость с применением полифонических приемов развития динамизируют музыкальную ткань. Реприза в финале утверждает основную тональность, уравновешивая тонально неустойчивую разработку. Так создается единство цикла, все части которого участвуют в воплощении и развитии единой лирико-драматической концепции.

Тема: “Моцарт В. А. Симфония № 40”
Цель урока:
Раскрыть образный и содержательный смысл творчества В. Моцарта и влияние его музыки на людей, обогащение представления учащихся о творчестве В. А. Моцарта,

Задачи урока:

Образовательные:

определение особенностей творчества В. А. Моцарта;

ознакомление с симфоническим творчеством композитора;

анализ музыкального произведения;

совершенствование навыков вокально-хорового пения.

Развивающие:

развитие творческого мышления;

развитие умения анализировать, сравнивать, делать выводы;

формирование музыкально-эстетического вкуса;

активизация умения следить за развитием музыкального образа.

Воспитательные:

формирование культуры слушания музыкального произведения;

привитие интереса к музыкальному наследию В. А. Моцарта;

обогащение духовного мира учащихся.

Межпредметные связи: музыка, литература, изобразительное искусство

Тип урока: урок изучения и закрепления нового материала.

Форма урока: урок-монография.

Оборудование: презентация, раздаточный материал: словари эстетических эмоций, ноутбук.

Ход урока

Эпиграф: … Какая глубина!

Какая смелость и какая стройность!

Ты, Моцарт, Бог, и сам того не знаешь,

Я знаю, я. (“Моцарт и Сальери” А. С. Пушкин)

I. Организационный момент

Приветствие.

Метод: «Поздоровайся глазами»

Давайте посмотрим друг другу в глаза и мысленно пожелаем хорошего настроения, хорошего урока и успешности в творческом проявлении. Послушаем, как «звучит тишина», что происходит вокруг нас. А потом также внимательно послушаем, о чём хотел рассказать в своей музыке композитор.

II. Вступительная часть

Прежде чем мы обратимся к теме нашего урока, выполним тесты. У каждой группы на столе лежат листы с вопросами по пройденной теме.

Ответы учащихся.

1. Мотивация учебной деятельности

- Сегодня на уроке прозвучит музыка всемирно известного композитора. А фамилию этого композитора мы узнаем, если вы будете мне помогать своими вопросами.

Кто этот композитор? Игра «Данетка»

2. Представление темы и цели урока

Как вы думаете, о ком сегодня мы будем говорить на уроке? (Об австрийском композиторе В. Моцарте)

И так мы определили тему нашего урока. А назовем мы его так:

«Моцарт В. А. Симфония № 40 »

Это слова знаменитого русского поэта А.С Пушкина из маленькой трагедии «Моцарт и Сальери» Сегодня на уроке мы поговорим о музыке Моцарта, о его симфонии № 40.

III. Основная часть

1. Сообщение учителя

- Моцарт широко признан одним из величайших композиторов: его уникальность состоит в том, что он работал во всех музыкальных формах своего времени и во всех достиг наивысшего успеха. Не случайно композитор за свою короткую жизнь успел оставить потомкам величайшее музыкальное наследие: свыше 1000 произведений во всех существующих жанрах светской и духовной музыки.

Музыка Моцарта раскрывает эмоциональный мир человека, рассказывает обо всех сторонах человеческой жизни: возвышенное и обыденное, трагическое и комическое − все это в равной степени характерно для нее. Мы с вами уже знакомились с биографией Моцарта. Сегодня на уроке речь пойдет о симфоническом творчестве композитора.

Но так как эпиграфом нашего урока являются слова Пушкина из трагедии «Моцарт и Сальери» я хотела бы остановиться на их отношениях.

А поможет мне….наш историк Алена

2. Сообщение учащегося - историка. После смерти Моцарта поползли слухи, что его из зависти отравил Сальери. Говорили, что перед смертью Сальери признался в отравлении. Однако он умирал в психиатрической больнице, и ни врачи, ни санитары не слышали никакого признания, посторонних к нему не пускали. Известное высказывание Пушкина, убежденного в совершении преступления, основано только на слухах. Пушкин писал, что Сальери завидует Моцарту, но ему нечего было завидовать- он считался первым композитором Вены, был обеспеченным материально, в то время как Моцарт бедствовал и жил в нищете. И оперы Сальери шли на сцене Венского театра одна за другой, тогда как у Моцарта все складывалось значительно более сложно .

3. Сообщение учащегося - искусствоведа

Моцартом написано более 40 симфоний. При жизни композитора было издано только три из них. Большая часть симфоний принадлежит к ранним годам творчества. Между первыми и последними симфониями пролегли два с лишним десятилетия, в течение которых симфония у Моцарта изменилась неузнаваемо. Композитор является создателем жанра лирико-драматической симфонии. Язык симфоний Моцарта ближе всего к его оперной музыке. Темы симфоний мелодически выразительны, часто они связаны с мелодиями опер Моцарта, также в них слышны интонации бытовой народной музыки Австрии.

4. Сообщение учащегося- музыковеда

Три последние симфонии являются самыми знаменитыми. Они считаются шедеврами и их часто исполняют во всех странах мира. Они написаны в 1788 году в течение полутора месяцев, когда композитор с семьей находился в загородном доме в окрестностях Вены. Это был пик творчества Моцарта. Все три симфонии написаны на пределе творческих сил композитора. Великому музыканту не удалось при жизни организовать исполнение своих последних гениальных творений. Лишь три года спустя одна из них, симфония №40, которую мы сегодня услышим, была с успехом исполнена А. Сальери в благотворительных концертах.

5. Сообщение учителя

Симфония № 40 – одна из наиболее известных последних симфоний Моцарта. Большую популярность симфония приобрела благодаря необычайно искренней музыке, понятной самому широкому кругу слушателей .

2. Работа над темой урока.

    Работа в группах. (Дети слушают фрагменты каждой части симфонии)

Первая группа заполняет план анализа 1 части симфонии

Вторая группа заполняет план анализа 2 части симфонии.

Третья заполняет план анализа 3 части симфонии.

План анализа музыкального произведения

1.Какой жанр?____________________________________________________

2.Какие чувства передаются в музыке?______________________________

3) Испытал ли ты их или просто зарегистрировал?_____________________

4. Определение средств музыкальной выразительности.

а) Лад.__________________________________________________________

б) Характер._____________________________________________________

в) Темп._________________________________________________________

г) Динамика._____________________________________________________

5. Какой инструмент играл?_________________________________________

1 ч. - Музыка затрагивает искренние, глубокие чувства человеческой души. Первая часть симфонии не имеет вступления. Главная тема носит взволнованный характер, но вместе с тем отличается певучестью и задумчивостью. Побочная тема более спокойная, изящная, изысканная.

2 ч.- Как после бури наступает затишье, так после взволнованно прозвучавшей 1 части звучит светлая, умиротворенная, задумчивая, напевно-ласковая музыка. Основные темы дополняют друг друга. Все голоса оркестра поют, и пение это, как бы излучает теплый солнечный свет

3. -третья часть (менуэт) представляет собой не столько танец, сколько драматическую миниатюру,под такой менуэт невозможно танцевать. Властный и суровый тон музыки

3. Релаксация

ФИЗМИНУТК А «Земля, воздух, огонь и вода»

Цель – повысить уровень энергии в классе.

Численность – весь класс.

Учитель: С каким шедевром изобразительного ис-ва можно сравнить 40-ю симфонию?

4. Работа с учебником

Моцарт и Леонардо да Винчи… Симфонию №40 Моцарта можно сравнить с другим величайшим шедевром – «ДЖОКОНДОЙ» Леонардо да Винчи. «Этот портрет изображает молодую женщину не то с улыбкой на губах, не то с каким-то особым выражением лица, похожим на улыбку. Но вовсе не радость или веселье выражает это лицо: чувствуется что-то нежное, глубокое и вместе с тем страстное и чувственное в этом удивительном портрете.» Каждое слово как будто о музыке Моцарта!

IV . Этап закрепления

1. Работа в группах

1 группа

Задание: выбрать эпитеты, характеризующие музыку Моцарта, которая звучала на уроке.

Божественная

Задушевная

Летящая

Задумчивая

Грустная

Прекрасная

Человечная

Светлая

2 группа

Задание: Выберите из высказываний великих людей о музыке слова, которые

характеризуют музыку Моцарта.

Только величайшее искусство - музыка - способно коснуться глубин души. Максим Горький

Музыка - это разум, воплощенный в прекрасных звуках. (Иван Сергеевич Тургенев)

Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения... (Платон)

Музыка вымывает прочь из души пыль повседневной жизни. (Бертольд Ауэрбах)

Музыка не только фактор облагораживающий, воспитательный. Музыка - целитель здоровья. (Владимир Бехтерев)

О музыка! Отзвук далекого гармоничного мира! Вздох ангела в нашей душе! (Ж.П. Рихтер)

3 группа

Задание: Составить синквейн к слову Моцарт

VI. Итог урока

Сегодня вы прослушали симфонию № 40 В. Моцарта

Что же мы можем сказать о музыке великого гения?

В чем сила музыки Моцарта? (Она объединяет, настраивает людей на одни чувства и эмоции)

2. Учитель: Откуда же композитор черпал такое вдохновение?

(Источником вдохновения является жизнь)

Я согласна с вами, что сила музыки Моцарта не только в музыкальной красоте, но и в глубокой жизненной правде.

Учитель. Симфония № 40 обладает несравненными художественными достоинствами и всегда приносит нам большую радость при ее слушании. Именно она помогает нам ощутить весь жизненный творческий путь Моцарта – от восторженного успеха “беззаботного” гениального мальчика до трагических переживаний огромного художника, переросшего свой век.

Отрывок из трагедии А.С Пушкина «Моцарт и Сальери»

«Ты, Моцарт, Бог… !»

VII. Песня Булата Окуджава «Песенка о Моцарте» - исполнение

Шедевры классики. Симфония Моцарта соль минор

Это произведение настолько всем хорошо известно, что если просто написать "парарам парарам парарарам", то каждый, наверное, догадается о чем пойдет речь и какая музыка будет звучать...

В симфоническом наследии Моцарта есть своя вершина. Это знаменитая триада 1788 г. В предельно краткий срок великий художник создает грандиозный цикл, достойно венчающий его симфонический путь. Светлая и восторженно лучезарная ми-бемоль мажорная симфония была завершена 25 июня; через месяц появилась на свет элегическая соль-минорная симфония и, наконец, 10 августа были дописаны последние такты гениального „Юпитера".

В созвездии трех симфоний соль-минорная занимает особое место. Слегка подернутая дымкой меланхолии, она по своему романтическому настроению стоит особняком в творчестве Моцарта.

Начало первой части симфонии № 40 соль-минор, растиражированное во всевозможных эстрадных обработках и в звонках мобильных телефонов, давно и прочно стало визитной карточкой Моцарта.

Как и другие его инструментальные произведения, симфония № 40 тесно соприкасается с эстетикой театра. Темы симфонии словно с любовью обрисованные персонажи, которые живут, любят и страдают. Зловещая музыка роковых тем вторгается в каждую из частей, внося смятение и трепет. В получасовой симфонии проносится целая человеческая жизнь с ее взлетами и падениями, накопленной мудростью и наивностью, твердостью духа и немощью, верой и сомнением.

Michel-Barthelemy Ollivier. MOZART GIVING A CONCERT IN THE "SALON DES QUATRE-GLACES AU PALAIS DUTEMPLE" IN THE COURT OF THE PRINCE DE CONTI

Моцарт. Симфония № 40, соль минор, К. 550

Symphony No. 40 in G minor, K. 550

I. Molto allegro

Первая часть начинается как бы с полуслова: взволнованной, прерывистой мелодией скрипок. Глубоко выразительная, искренняя, как будто молящая, мелодия — главная партия сонатного аллегро — родственна арии Керубино. Сходство увеличивается благодаря тому, что развивается главная партия необычайно широко, на большом дыхании, подобно оперной арии. Побочная тема исполнена меланхолии, лиризма, в ней и мечтательность, и покорность, и тихая грусть. Разработку открывает короткая жалобная мелодия фаготов. Появляются отрывистые, резкие возгласы, мрачные, тревожные, скорбные интонации. Разворачивается бурное, полное драматизма действие. Реприза не приносит успокоения и просветленности. Напротив: она звучит еще напряженнее, так как побочная тема, ранее звучавшая в мажоре, здесь окрашивается в минорные тона, подчиняясь общей тональности части.

Гравюра XVIII века

II. Andante

Во второй части господствует мягкое, спокойно-созерцательное настроение. Альты с их своеобразным тембром запевают ласковую мелодию — главную тему. Ее подхватывают скрипки. Побочная тема — порхающий мотив, постепенно завладевающий оркестром. Третья, заключительная тема — снова певучая мелодия, полная печали и нежности, звучащая сначала у скрипок, а затем духовых. В разработке вновь появляется взволнованность, неустойчивость, тревога. Но здесь это — лишь миг. Реприза возвращает к светлой задумчивости.

Моцарт в своей венской квартире

III. Menuetto. Allegretto - Trio

Третья часть — менуэт. Но не жеманный или изысканный придворный танец. В нем проступают черты маршевости, хотя и свободно претворенной в трехдольном танцевальном ритме. Его мелодия, решительная и мужественная, интонируется скрипками и флейтой с аккомпанементом полного состава оркестра. Только в трио, написанном в традиционной трехчастной форме, появляются прозрачные пасторальные звучания с мягкой перекличкой струнных и деревянных инструментов.

Инструментальный ансамбль. По репродукции акварели Л.Кармонтелли.

IV. Finale: Allegro assai

Стремительный финал лишен обычной для заключительных частей классических симфоний жизнерадостности. Он продолжает временно прервавшееся драматическое развитие, столь яркое в первой части, и доводит его до кульминации, центральной в симфонии. Первая тема финала — напористая, взлетающая вверх с большой внутренней энергией, словно разворачивающаяся пружина. Побочная тема, мягкая, лирическая, вызывает ассоциации и с побочной темой первой части и с начальной мелодией анданте. Но появление ее кратковременно: лирику сметает вновь закружившийся вихрь. Это заключение экспозиции, которое переходит в бурную, мятущуюся разработку. Тревога, волнение, захватывают и репризу финала. Лишь заключительные такты симфонии приносят утверждение.

Л. Михеева

Исполняет Чикагский симфонический оркестр. Дирижер - Фриц Райнер